§38. Пассивное и активное воображение

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Сегодня мы поговорим с вами о создании чего-то нового в форме идей или представлений – о воображении. Нужно отметить тот факт, что все новое, нереальное и фантастическое, рождается в нашем сознании из полученной ранее информации.

Воображение является процессом созидания, поэтому в нем участвуют интеллект, мышление, память и внимание. Человек обязательно осознает каждый этап и элемент воображения.

Виды воображения

Психологами выделяются три вида воображения, а именно: воссоздающее, творческое и мечта.

Начнем, пожалуй, с мечты. Мечта является особенной формой воображения, и она непременно должна быть связана с жизнью. В противном случае у человека может появиться пассивность. Если у воображения не будет характера и воли, то не будет и логичности, целенаправленности. Наше подсознание не сможет его контролировать. К таким формам воображения относятся сновидения и грезы, в то время как активные мечты подразумевают участие человеческих , осмысление и формирование образа воображения.

При творческом воображении в психологии рождаются образы, которые в данное время не существуют, этот происходит благодаря разделению свойств и элементов, соединение их в один полноценный образ. Именно так рождаются самые разнообразные образы: сказочные, фантастические, научные, религиозные и мистические. Активные волевые усилия особенно необходимы в творческом воображении. В нем нуждаются люди, чей труд является созидательным: поэтам, ученым, инженерам, художникам. Именно благодаря развитому воображению рождаются шедевры.

И, наконец, третий вид фантазии – воссоздающее воображение. Это процесс, во время которого рождается целостный образ, основанный на соответствующем описании. Воссоздающее воображение связано с полученными знаниями человека, с его умениями и опытом. Поэтому, чем богаче знания личности, тем легче он сможет образовать точную соответствующую конструкцию.

Естественно, представления разных людей будут различаться по легкости, силе и яркости. Иметь значение при этом будут абсолютно все факторы – талант, скрытый потенциал, врожденные задатки, воспитание, возраст каждого человека.

Классификация воображения в психологии

  1. Активное (преднамеренное) воображение. По своему желанию, человек созидает новые образы, представления. Например, ученый ставит перед собой определенную – совершить открытие в данной отрасли.
  2. Пассивное (непреднамеренное) воображение. У человека не стоит цель изменить реальность. Образы в его голове возникают абсолютно спонтанно. К этому типу психических явлений относятся незапланированные идеи, сновидения.
  3. Продуктивное (творческое) воображение. Таким образом создаются абсолютно новые представления, которые не имеют никакого определенного образца. Во время этого процесса реальность изменяется.
  4. Репродуктивное (воссоздающее) воображение. С помощью описания создается конкретный образ предметов, явлений. Реальность воспроизводится человеком по памяти в своем изначальном виде.

Говоря о видах воображения, также важно отметить типы воображения в психологии. Мы предлагаем вам ознакомиться с тремя типами, которые определяются проще всего:

  1. Зрительный, он же визуальный тип. У человека возникают зрительные образы.
  2. Слуховой или аудитивный тип. Для человека, обладающим данным типом воображения, легче всего вызываются представления слуховые. То есть, человек представляет тональность голоса, тембр, речевые особенности объекта, на которого направлены его мысли.
  3. Подвижный, он же моторный тип. Представления таких людей направлены на активные движения. Когда человек, обладающий данным типом воображения, слышит музыку, он непроизвольно начинает отбивать ритм, представлять исполнителя. Очень часто таким типом воображения обладают актеры, танцоры и представители других творческих профессий.

Пассивное воображение

Пассивное воображение - более или менее отчетливое воспроизведение в памяти или в сновидениях образов прошлого.

Пассивное воображение включает: непреднамеренное и непредсказуемое воображение. Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются неудовлетворенные, большей частью неосознаннее потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей. Материалами пассивного воображения, так же, как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

Пассивное воображение делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия).

Приёмы воображения

Воображение способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. Воображение это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация создание целостного образа из элементов вычлененных. единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Формы воображения:

агглютинация соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

гиперболизация увеличение или уменьшение объекта и его частей; схематизация сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;

заострение подчеркивание каких-либо признаков объекта;

типизация выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения объективная реальность. Воображение это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. Эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...

Пассивное воображение – вид воображения, при котором не ставится цель использования его результатов и само оно может возникать вне зависимости от желания субъекта.

Пассивное воображение у человека представлено двумя подвидами в зависимости от наличия или отсутствия осознанности его возникновения.

1. Пассивное преднамеренное воображение (или грезы) представляют собой создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные. Однако пассивное преднамеренное воображение осознается человеком как его собственное и формируется при его осознанном воздействии. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания, чаще в полудремотном состоянии. Контроль при этом проявляется в отборе фантастических картин, причем только таких, которые вызвали бы у человека желанные чувства, сопровождались своеобразными эмоциональными состояниями, образно называемыми «сладкой грустью». Это картины приятного, но заведомо несбыточного.

2. Пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов. Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являются сновидения и галлюцинации . Под сновидением многие ученые понимают образы воображения, которые возникают у человека во время быстрого сна, и представляют собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня. Галлюцинации это психологический феномен, при котором кажущийся образ возникает при отсутствии реального внешнего раздражителя вне помрачения сознания. Этот образ оценивается человеком без критики, как действительно истинно существующий объект. Галлюцинирующий субъект не в силах отрешиться от внутреннего убеждения, что он в данную минуту имеет чувственные ощущения, что ощущаемый им предмет реально существует, хотя на него не действует данный предмет. Этим галлюцинация отличается от иллюзии, которая искажает образ реально действующего на органы чувств объекта. Причины возникновения галлюцинаций могут иметь органический характер (воздействие наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ, температуры недостатка кислорода и т.п.) и психогенный характер (состояние аффекта).

Активное воображение Особенностью активного воображения является тот факт, что в основе своей оно является сознательным, протекающим при активной деятельности мышления. Также имеет два подвида: воссоздающее воображение и творческое воображение.

1. Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр. Его образы относительно новые и обычно цель такого вида воображения создать образ максимально приближенный к реальному. Этот вид воображения играет ведущую роль в обучении, позволяя через создаваемые обучающимся образы изучаемого явления уяснить его суть.

2. Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность.

Мечта - это деятельность воображения, проявляющаяся в создании оптимистических замыслов, осуществление которых человек ожидает в будущем. Из всех проявлений активного, произвольного воображения мечта особенно сильно вплетена в человеческую жизнь. С самого раннего детства и до глубокой старости человек постоянно на что-то надеется, чего-то ждет. Мечта является большой побудительной силой, заставляющей нас напряженно трудиться, чтобы достичь желаемых результатов.

Можно выделить несколько видов воображения, основные среди которых - пассивное и активное . Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия в сновидениях). Активное воображение включает в себя артистическое , творческое , критическое , воссоздающее и антиципирующее . Близка к этому эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать, радоваться за другого.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, различным образом их комбинируя. Стимуляция такого процесса создает объективные возможности для того, чтобы возникли оригинальные новые связи между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Оно связано с будущим и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Это воображение направлено больше вовне, человек занят средой, обществом, деятельностью и в меньшей степени внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение - один из видов активного, когда происходит конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д. Несмотря на то что его продуктами являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, оно основано на прежнем опыте.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной способности человека: предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д. Этимологически предвидеть тесно связано со словом «видеть», что показывает важность осознания ситуации и перенесения определенных ее элементов в будущее, что основано на знании или предугадывании логики развития событий. Благодаря этой способности человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем сильнее и ярче его воображение ориентировано вдаль. У пожилых и старых людей воображение в большей мере связано с событиями прошлого.

Творческое воображение - вид воображения, когда человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Его образы создаются благодаря различным интеллектуальным операциям. В структуре творческого воображения различают два их типа. Посредством первого формируются идеальные образы, с помощью второго перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процесса, Т. Рибо, выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта его элементы способны дать новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Это первый его этап, стадия подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация - создание целостного образа из его элементов. Она дает начало новым сочетаниям, новым образам.

Существуют и другие интеллектуальные операции, например способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам. Оно подчиняется желаниям, которые представляются при фантазировании осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные, потребности личности. Все это направлено на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных аффектов.

В процессе такого пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом и состоит отличие от реалистического мышления, направленного на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей,

Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая из опыта.

Синтез, реализуемый в воображении, обретает разные формы:

  • агглютинация: «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни качеств, частей;
  • гиперболизация: увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
  • схематизация: отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
  • типизация: выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
  • заострение: подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

«Есть два вида воображения: одно только удерживает простые впечатления от предметов; другое размещает эти полученные образы и комбинирует их на тысячи ладов. Первое называется пассивным воображением, второе - активным. Пассивное немногим отличается от памяти; оно присуще и человеку, и животным. Им-то и объясняется, что и охотник и его собака - оба преследуют в своих сновидениях дичь, оба слышат звуки рожка, с той лишь разницей, что один в это время кричит, а другая лает. В это время и человек, и животное переживают больше, чем простое воспоминание, так как оно никогда не бывает точным воспроизведением действительности. Этот вид воображения уже соединяет предметы; но здесь действует не мыслительная способность, а ошибающаяся память.

Это пассивное воображение, разумеется, не нуждается в помощи нашей воли ни во сне, ни наяву; оно, помимо нас, рисует себе то, что видели наши глаза, слышит то, что мы слышим, прикасается к тому, к чему мы прикасались; оно то увеличивает, то уменьшает этот запас. Это внутреннее чувство, которое не может не действовать; поэтому нет ничего обычнее утверждения, что «мы не властны над своим воображением».

Вот область, где человек должен прийти в глубокое изумление и убедиться в своём бессилии. Отчего происходит, что иногда мы слагаем во сне связные и красноречивые речи, решаем математические задачи, сочиняем стихи лучше, чем когда мы пишем на ту же тему в состоянии бодрствования. Подчас во сне у нас возникают очень сложные идеи, которые ни в каком отношении от нас не зависят. А если связные идеи возникают в нас без нашего содействия, во время сна, - кто поручится, что они не появляются таким же образом и во время бодрствования? Существует ли на свете человек, могущий предвидеть, какая идея явится у него через минуту? Разве не кажется, что идеи для нас то же самое, что движения наших нервов? И когда о. Мальбранш настаивал на утверждении, что все наши идеи исходят от бога, - можно ли с ним было спорить?

Это пассивное воображение, независимое от рассудка, является источником наших страстей и ошибок; оно не только не зависит от нашей воли, но ещё определяет её самое; смотря по тому, в каком виде оно изображает предметы, оно то толкает нас к ним, то отталкивает от них. Представление об опасности внушает страх; представление о чём-нибудь приятном вселяет неистовые желания; только оно порождает желание славы, фанатизма, оно было причиной распространения многих душевных болезней, когда слабые, но глубоко поражённые умы начали воображать, что тела их превратились в другие предметы; оно внушало многим людям уверенность, что они одержимы бесами или заколдованы, что они, действительно, бывают на шабаше. Это легко порабощаемое воображение - обычный удел невежественных народов, им нередко пользовались люди с сильным воображением, стремясь удержать за собой господство. Этим же пассивным воображением обладают некоторые слишком восприимчивые натуры, благодаря чему на детей переходят явные следы полученных матерью впечатлений: примеров тому имеется бесчисленное множество, и пищущий эти строки видел столь разительные случаи, что усомниться в них, значило бы не верить собственным глазам. Это влияние воображения не находит себе объяснения, но ведь и многие другие явления природы не в лучшем положении; мы не лучше понимаем, каким образом мы получаем восприятия, как мы их удерживаем, располагаем; между нами и деятельностью нашего существа - бесконечное расстояние.

Активное воображение есть то, которое к памяти присоединяет размышление и творчество. Оно сближает между собой отдалённые предметы, разделяет те, которые смешиваются друг с другом, сочетает их, изменяет; можно подумать, что оно творит, хотя на самом деле оно только комбинирует, потому что человеку не дано создавать новые явления - он может только видоизменять их. Это активное воображение по существу своему представляет способность, столь же независимую от нас, как и пассивное, и доказательством его независимости от нас служит тот факт, что если вы предложите сотне одинаково несведующих лиц вообразить себе такую-то новую машину, то девяносто девять из них не представят себе ничего, несмотря на все их усилия. А если сотый вообразит себе что-нибудь, то разве не очевидно, что он обладает каким-то особым даром? Дар этот называется гением; в нём видят что-то вдохновенное свыше и божественное. Этот дар природы есть богатство воображения в искусствах, оно проявляется в композиции картины, в замысле поэмы. Оно не может существовать без памяти, но пользуется ею как инструментом, при помощи которого оно выполняет все свои работы. Видя, что при помощи палки можно поднять большой камень, который нельзя было сдвинуть рукой, активное воображение изобрело рычаги, а затем сложные двигательные машины, которые являются лишь замаскированными рычагами; но прежде, чем сделать машины, надо было представить в уме их действие.

Это вовсе не то воображение, которое, как и память, ходячее мнение считает врагом разума. Наоборот, оно может действовать только при условии глубокой вдумчивости; оно без конца составляет планы, исправляет ошибки, воздвигает все свои сооружения в строгом порядке. Прикладная математика требует изумительной силы воображения; Архимед обладал им не в меньшей мере, чем Гомер .

Благодаря воображению поэт создаёт своих героев, наделяет их характерными чертами, страстями, придумывает фабулу, вступление, усложняет завязку, подготовляет развязку - работа, требующая величайшей и в то же время тончайшей обдуманности. Все произведения, основанные на изобретательности воображения, требуют очень большого искусства, - даже романы. Те из них, в которых этого искусства не замечается, вызывают у людей тонкого ума только презрение. Во всех баснях Эзопа царит здравый смысл, и потому они вечно будут усладой народов. В сказках о феях больше действует воображение, но эти фантастические небылицы, лишённые порядка и здравого смысла, не заслуживают уважения, - их читают по слабости, но разумом их осуждают. Второй вид активного воображения - это воображение, создающее отдельные детали, то самое свойство, которое обычно и называют воображением. Это оно придаёт прелесть разговору, непрестанно доставляя уму то, что люди любят больше всего: новые темы. Оно с живостью рисует то, что только с трудом вычерчивают умы холодные; оно диктует уместные и меткие выражения, оно приводит примеры, и когда этот талант проявляется с необходимой всем талантам умеренностью, он завоевывает себе господство в обществе. Человек до такой степени машина, что иногда вино усиливает воображение, хотя полное опьянение всегда уничтожает его; в этом много унизительного, но вместе с тем и изумительного. Чем объяснить, что известное количество жидкости, которое, наверное, помешало бы произвести какое-нибудь вычисление, порождает блестящие идеи.

Это воображение, создающее детали и меткие выражения, должно особенно царить в поэзии. Оно вообще приятно, но в поэзии оно необходимо. Гомер , Вергилий , Гораций , сами того не замечая, изъясняются почти исключительно образами. Трагедия требует меньше образов и образных выражений, меньше метафор и аллегорий, чем эпическая поэма или ода; если в трагедии не злоупотреблять ими, то получается поразительный эффект. […]

Оратор говорит тем же языком, как и все, у поэта же основой творчества является вымысел, поэтому воображение - сущность его искусства, в то время как для оратора оно лишь аксессуар. Считается, что известная доза воображения придает красоту произведениям живописи. Особенно часто указывают на то, с какой искусностью один художник набросил покрывало на голову Агамемнона во время жертвоприношения Ифигении; однако художник проявил бы гораздо большее искусство, если бы сумел изобразить на лице Агамемнона борьбу родительской скорби с долгом царя и почтением к богам; подобно тому как Рубенс сумел передать во взгляде и позе Марии Медичи скорбь материнства, радость иметь сына и нежность к ребёнку.

В общем, воображение художника, кроме тех случаев, когда он гениален, доставляет больше чести его уму, чем художественным достоинствам его произведений. Все аллегорические фантазии ничто перед хорошим исполнением, которое и составляет главную ценность картины. Здоровое воображение во всех искусствах бывает естественным; неправильное воображение - это то, которое ассоциирует предметы несовместимые; причудливым воображением мы называем то, которое рисует образы, лишённые всякой аналогии, логической связи, правдоподобности, как, например, духов, которые во время битвы бросают друг другу в голову горы, покрытые лесом, стреляют из пушек в небо, прокладывают среди хаоса проезжую дорогу; Люцифера, превращённого в жабу; ангела, разрезанного пополам пушечным выстрелом и обе части которого немедленно соединяются снова, и т. д. Сильное воображение углубляет предметы, слабое - обесцвечивает их; нежное воображение отдыхает на приятных картинах; пылкое - громоздит образы на образы; мудрое воображение есть то, которое с разбором применяет все эти различные виды, изредка допускает причудливость, но неизменно изгоняет всё ложное.

Когда память имеет достаточно пищи и упражнения, она служит источником воображения; но если её слишком перегрузить, она становится причиной его гибели. Так, человек, забивший себе голову именами и датами, не может создать яркие образы. У людей, отдающих много сил различным подсчетам и тягостным житейским делам, воображение обыкновенно бесплодно. Когда оно слишком горячо и бурно, оно может перейти в безумие; однако замечено, что это заболевание мозга гораздо чаще бывает уделом людей с пассивным воображением, деятельность которых ограничивается восприятием глубоких впечатлений от предметов, чем у людей с деятельным и трудолюбивым воображением, которое соединяет и комбинирует идеи, потому что активное воображение постоянно нуждается в мышлении, пассивное же независимо от него. Небесполезно, быть может, дополнить этот очерк указанием, что под словами: восприятие, память, воображение, разум - мы отнюдь не понимаем деятельность каких-нибудь особых органов, из которых один наделен способностью чувствовать, другой припоминать, третий воображать, четвертый рассуждать. Люди склонны полагать, что все это - различные и особые способности. Между тем, все эти процессы, о которых мы знаем только по их результатам, проделывает одно и то же совершенно неведомое нам существо».

Вольтер, О воображении (статья для философского словаря) / Избранные страницы, СПб, 1914 г., с. 189-192.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»