Административные должности в вкл. XXVIII

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Архивариус - должностное лицо, начальник отвечавший за великокняжеский, земской или городской архив.

Будовничий - следил в городах за всеми гражданскими постройками и собирал налоги на их строительство.

Бурмистр - выбирался войтом сроком на один год из верхов богатых жителей города, а после окончания срока давал отчёт за свою работу перед радой, которую в течении года возглавлял. Так же он председательствовал в местном Бурмистерско-радецком суде, так же бурмистр председательствовал на судах, которые рассматривали гражданские дела и другие имущественные споры горожан. Управлял городской казной.

Войт городской - руководитель администрации в городах. Председатель войтовско-лавничьего суда. Имел значительные источники дохода от: натуральных поборов, судовых пошлин, доли с рыночной торговли, магазинов, корчм, земельных дарений. Назначался Великим князем Литовским из числа богатых мещан или крупной шляхты.

Войт сельский - руководитель администрации в деревнях. Пришел на смену должности старец после судебно-административной реформы 1565-1566 гг. В подчинении было несколько деревень составлявших административно-территориальную единицу войтовство. Собирал налоги, следил за порядком и за тем, что бы крестьяне не убегали, отвечал за состояние дорог и мостов, за пожарную безопасность. В награду за службу освобождался от повинностей и получал земельный надел от 0.5 до 1 волоки. Назначался урядником пана и каждую неделю отчитывался перед панским двором.

Гаевник - должность с XV по XVI века. Следил за гаями с бортным деревом. Получал часть от собираемой им медовой дани. Подчинялся державце.

Дворянин его королевской милости или дворянин господарсткий - должность при дворе Великого князя Литовского. Выполнял различные поручения по охране замков и посольств, исполнял функции дипломатического представителя, проводил ревизии великокняжеских и государственных имений.

Державца - пришёл на сменю тиуну в середине 16-го века. Выполнял административно-судебные функции подведомственного ему государственного имения (державы): сбор налогов, наблюдения за ремонтом и состоянием зданий, организация охраны, обеспечение рабочей силой имения, проведение инвентаризацию, раздача шляхте пустошь за военную службу. Так же Державца судил господских крестьян и мещан в городах без магдебургского права. Ему подчинялись лесничие, бобровники, гаевики, дьяки, подконюшие и вижи.

Десятник - управлял десятком, мелкой административно территориально единицей состоящих из нескольких деревень. Поддерживал порядок и наблюдал за исполнением крестьянами повинностей. В Середине 16-го века был заменён войтом.

Дьяк - письмоводитель и руководитель канцелярии в различных учреждениях ВКЛ.

Канцлер ВКЛ -, начальник канцелярии Великого князя Литовского, Министр иностранных дел, высшее должностное лицо руководившее государством во время отсутствия великого князя. Принимал решения от имени Великого князя Литовского, хранил большую государственную печать с гербом ВКЛ, ведал метрикой ВКЛ (государственным архивом), контролировал подготовку сборов законов. Председательствовал в асессорском и надворном судах. Ему подчинялись: писарь ВКЛ и дьяк ВКЛ.

Ключник - должностное лицо местной администрации подчинявшееся воеводе. Заведовал сбором медовой дани в государственною казну.

Конюший - великий, дворный, земский. Наблюдал за великокняжескими табунами и конюшнями. Должность существовала с 15 века.

Крайчий - В иерархии урядов занимал высокое место. Нарезал поданные яства Великому князю Литовскому. На эту должность как правило назначались молодые представители магнатскийх родов.

Кухмистр - руководил придворными поварами и кухней. Ему подчинялись: стольник, подстолий, чашник, подчаший, крайчий, пивничий. Должность известна с 15-го века.

Лентвойт - помощник войта в городах с магдебургским правом. Назначался войтом и подчинялся ему.

Лесничий - наблюдал за великокняжескими лесами и охотничьими угодьями на определённой территории. Подчинялся ловчему.

Ловчий - следил за порядком в лесах и распоряжался охотой. Разделялся по уровню на великого, земского, заместителя великого ловчего, дворного. С 16 - века почётный титул без конкретных обязанностей.

Люстратор - Проводил периодические описи государственного имущества для обозначения доходности от государственного имущества. Противодействия ему считалось тяжким государственным преступлением.

Маршалок ВКЛ - принимал иностранных послов, руководил двором Великого князя литовского, руководил великокняжеской гвардией и придворной стражей, следил за этикетом и правилами при дворе великого князя. Назначал дворян и председательствовал в Раде ВКЛ, а так же рассматривал дела о преступлениях совершённых при дворе.

Маршалок земский (поветовый) - руководил поветовой шляхтой и председательствовал на поветовых соймиках и земских судах.

Маршалок дворный - руководил администрацией великокняжеского двора. Заместитель Маршалка ВКЛ.

Мерник (мерничий) - Член подкоморского суда. Измерял границы земельных участков и обозначал границы.

Метрикант - следил за архивом великокняжеской канцелярии и выдачей привилеев.

Мечник - нес перед Великим князем Литовским обнажённый меч как символ власти во время торжеств. Такая же должность была в поветах. Позже она стала придворной.

Мостовой - следил за исправностью мостов, дорог и переправ в 16 - 18 вв.

Мытник - собирал за ввоз и вывоз товаров пошлину, налог (мыто) с купцов.

Наместник - помощник воеводы и старосты, исполнявший некоторые административно-судебные функции в воеводствах и поветах в 16 - 17 вв.

Пивничий - заведовал великокняжескими пивницами, отвечал за хранение, качество и поставку пива к столу.

Писарь - должность существовавшая в учреждениях управления и судах в 15 - 18 вв. Должен был уметь, читать, писать, считать и логично мыслить. Были: писарь ВКЛ, дворный, скарбный, городской, земский и др.

Поборца - собирал налоги и получал вознаграждение за свою службу из собранных им сумм.

Подвоевода - заместитель воеводы по административно-судебным делам в 15 -18 вв. контролировал налоги, торговлю, наличие и исправность эталонов мер и веса на территории своего воеводства.

Подканцлер - заместитель канцлера в 15 - 18 вв. Входил в состав Рады ВКЛ и хранил малую государственную печать. Как и канцлер занимался внутренними и иностранными делами, управлял работой секретарей и писарей в канцелярии ВКЛ.

Подключник - помощник ключника.

Подкоморий дворный - был советником и следил за порядком и убранством в помещениях Великого князя Литовского. Назначался из крупной шляхты. Входил в состав Рады ВКЛ.

Подконюший - заместитель конюшего имевший в подчинении конюхов. Следил за великокняжескими табунами и конюшнями.

Подскарбий великий - занимался государственными финансовыми делами, налогами, управлял великокняжескими доходами и хранил регалии.

Подскарбий дворный - заместитель подскарбия великого, управлял имениями определённые на содержание великокняжеского стола.

Подстароста (суррагатор) - заместитель старосты, фактический руководитель гродского суда. Во время войны оставался в месте с войском в городе. Часто, на ряду со своей основной должностью, мог занимать должность стольника и городничего.

Подстолий - заместитель стольника, помогал сервировать великокняжеский стол.

Подчаший - заместитель чашника. Прежде чем подать напиток Великому князю Литовскому пробовал его сам. Должность считалась очень почётной, и на неё назначались только представители мангатских родов.

Радца - выбирался или назначался из богатых горожан. Член административного органа городского самоуправления, магистрата и рады.

Регент - руководящая должность в канцеляриях, начальник архива, отвечал за делопроизводство в канцелярии, был одним из секретарей, заносил документы в книги Метрики ВКЛ и выдал их официальные копии-выписки, исполнял обязанности нотариуса, подавал на подпись великокняжеские, канцлерские, подканцлерские документы. Назначался канцлером или подканцлером и утверждался Великим князем литовским.

Секретарь большой печати ВКЛ - помощник канцлера в канцелярии ВКЛ. Прикладывал большую печать в документам выходившим из великокняжеской канцелярии, занимался делопроизводством.

Секретарь господарский - непосредственно занимался делопроизводством и исполнял обязанности ревизора, мерника, комиссара, поборца.

Секретарь малой печати ВКЛ - помощник подканцлера, прикладывал малую печать к документам выходившим из великокняжеской канцелярии, вел делопроизводство при подканцлере.

Скарбник - хранитель поветовой казны и налогов собранных с населения повета, составлял инвентари владений обязанных платить налог. Подчинялся подскарбию ВКЛ. Был так же в воеводствах и поветах.

Сотник - через назначенных им десятников следил за исполнением мещанами повинностей, выплатной налогов. Выполнял замковые работы для обороны замка, участвовал в заседаниях городской рады. Без его одобрения войт не мог принимать важные решения.

Стольник - отвечал за сервировку великокняжеского стола. Ему подчинялся подстолий.

Тиун - 1) в 15 веке управлял великокняжескими дворами с волостями не входившими в судебно-административные единицы. Собирал дань, вел хозяйство, судил крестьян. Назначался Великим князем Литовским. С 16-го века на замену ему пришёл державца. 2) Заведовал шляхетским хозяйством. Назначался из числа крестьян, челяди дворной, а иногда из шляхты. Отвечал за расход и сохранность зерна, следил за работай крестьян в имении, судил простых людей. За службу получал освобожденный от повинностей земной надел или же просто освобождался от различных повинностей.

Чашник -наливал напитки в посуду подносимую подчашником Великого князя Литовского. Должность известна с 1409-го года. Позже стала очень почётной и на неё назначались только представители магнатских родов.

Шафар - отвечал за сбор государственных налогов в повете. Собранные им у поборцов налоги отвозил в государственную казну в Вильно. Выбирался шляхтой повета. В частных имения выполнял функции бухгалтера, эконома.

Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно Любавский Матвей Кузьмич

XXVIII. Старосты и воеводы как органы общегосударственного управления в областях

Предшественники старост и воевод. Староста жмудский как державца и главный правитель Жмудской земли; подчинение ему других державцев и тиунов. Старосты луцкий, владимирский и кременецкий как главные правители бывших княжений. Старосты берестейский, городенский, ковенский, дорогицкий, бельский и мельницкий и воевода новгородский; их значение как державцев и органов общегосударственного управления в поветах. Воеводы виленский и трокский как наследники власти областных князей. Их судебно-административная власть в собственных державах и в державах наместников-державцев; их власть по отношению к княжеским и панским имениям. Виленский и Трокский военные округа; подчинение воеводам староств и удельных княжеств в военном отношении. Воеводы полоцкий, витебский, смоленский и киевский как преемники областных князей; областные думы и сеймы. Значение воевод и старост как земских правителей, глав областного самоуправления.

Наместники-державцы и тиуны были органами домениального управления в областях Литовско-Русского государства. Им параллельны и аналогичны были управители крупных княжеских и панских вотчин, носившие по временам то же имя наместников и тиунов. Но кроме домениальных властей в областях Великого княжества существовали и такие власти, которые могут быть признаны органами общегосударственного управления в собственном смысле. То были старосты и воеводы , судебная власть которых простиралась не только на господарские домены, но и на независимые княжеские, панские и церковные имения. Эти старосты и воеводы большею частью вышли из тех наместников, которых великий князь сажал в главных городах областей, бывших резиденциями областных князей, и которые должны были заменять собою этих последних.

Ранее других областей староста утвердился в значении главного великокняжеского наместника в Жмудской земле (со времени возвращения ее от ордена в 1411 г.). Часть господарских волостей староста получил в непосредственное заведование и стал править ими на положении наместника-державцы, пользуясь при этом и всеми его обычными доходами. Несколько господарских дворов с волостями в XV в. и позже стали раздаваться господарем наместникам-державцам, а остальные раздавались старостою тиунам. Но с 1527 г. тиунства в Жмудской земле стали раздаваться самим господарем. Для всех господарских урядников Жмудской земли – тиунов и наместников-держав-цев староста был главою и непосредственным начальником. «Устава», данная Жмудской земле в 1529 г., регулируя существующий порядок, предписывала тиунам быть во всем послушным пана старосты, «яко рады а местца нашого», особливо в тех делах, которые относятся «ко споможенью доброй справе речи посполитое» Жмудской земли. Из актов частного характера видно, что «послушенством» жмудскому старосте обязаны были и местные наместники-державцы. Не мешаясь в их хозяйственную деятельность в господарских волостях, староста при всем том участвовал в управлении этими волостями. Он раздавал в пределах этих волостей пустые земли местным боярам на земскую службу «до воли господарской». К нему великий князь обращался за справками, не будет ли пожалование той или другой земли убыточно для него, господаря. Староста отдавал распоряжения по части ввода во владение тою или другою землею тиунам и державцам и т. д. В тех волостях, которые находились в держании тиунов, староста жмудский творил даже и суд. Ежегодно его наместники разъезжали по этим волостям и вместе с тиунами чинили суд господарским людям, т. е. крестьянам, взимая с них «вины», т. е. пени. Очевидно, тиуны, получая волости из рук старосты, должны были делиться с ними своими судебными доходами. Наконец, тиуны и наместники-державцы подлежали суду старосты по жалобам на них господарских людей или бояр-шляхты. Суд этот отправлялся на сейме земли Жмудской, собиравшемся ежегодно. Здесь разбирались дела и шляхты, которая была неподсудна, как уже было сказано, тиунам. Кроме господарских волостей, их державцев и населения под ведением и властью старосты жмудского состояли владельцы и население независимых от господарского доминиума имений. С этих имений шла военная служба и другие земские повинности, о которых была речь в свое время, и следил за выполнением этих повинностей староста. Староста вообще был блюстителем господарских интересов по отношению к таким имениям. Разрешения осаживать в них места, заводить ярмарки, торги и корчмы давались господарем только на основании показаний старосты, что это будет местам, торгам и корчмам господарским «не шкодно». Наконец, владельцы этих имений, кроме панов радных, которые судились самим господарем и его радою, подлежали юрисдикции старосты; население же этих имений на общих основаниях судилось старостою или его наместником по так называемым «старостинским артикулам», т. е. важнейшим уголовным делам.

Из приведенных данных относительно старосты жмудского можно видеть, что он как бы заменил собою в Жмуди областного князя. Такая же замена произошла и на Волыни. В конце XIV и начале XV в. здесь было три княжества во владении потомков Гедимина – Луцкое, Кременецкое и Владимирское. По упразднении княжений на Волыни стали править три великокняжеских наместника. Когда Волынь попала в руки Свидригайлы Ольгердовича, эти наместники стали областными правителями Волынского княжения и получили польское название старост . Свидригайло, как известно, признал себя вассалом польского короля и урядил свое княжение по польскому образцу. По смерти его эти старосты снова сделались великокняжескими литовскими наместниками, причем староста луцкий, имевший резиденцию в стольном городе Волынского княжения, удержал имя старосты и сделался старшим урядником Волынской земли. При нем остались некоторые должностные лица Свидригайлы, как-то: маршалок земли Волынской, под команду которого становились все землевладельцы земли Волынской – князья, паны и земяне-шляхта; хоружий земли Волынской, под знамя которого собиралась шляхта; ключник луцкий. Владимирский наместник в 1503 г. получил название старосты, а кременецкий назывался сначала державцею, а затем, в 20-х гг. XVI в., получил также имя старосты.

Каждый из этих старост был державцею господарских доменов в своем повете и правил ими, как и все другие державцы, получая в свою пользу обычные доходы державцы. Но сверх того под его властью и присудом находились и владельцы тех имений, которые не были под господарским доминиумом, княжеских и панских. Старосты следили за выполнением военной, дорожной, мостовой, кормовой, подводной и сторожевой повинности с этих имений, утверждали сделки на эти имения, собирали с них «податок земский», судили их владельцев по искам и жалобам на них как местных, так и чужесторонних обывателей и т. д.; население этих имений они судили по своим «старостинским артикулам» и т. д. Важнейшие тяжбы и уголовные дела разбирались, как уже было сказано в свое время, на сеймах Волынской земли, которые собирались ежегодно в Луцке. Здесь председательствовал либо староста луцкий, либо маршалок земли Волынской, именно когда разбирались дела по апелляции от старост. На суде присутствовали владыка луцкий и берестейский, старосты, князья и паны.

Аналогичные местные правители с более обширною компетенцией, чем простые наместники-державцы, были также и на Литве и тесно связанном с нею в военном отношении Подляшье. То были наместники берестейский, городенский, ковенский, дорогицкий, мельницкий, бельский и новгородский. Под их властью и присудом находились не только господарские домены, но и имения князей и панов, находившиеся в их поветах. По-видимому, и эти наместники получили свою более обширную власть по наследству от прошлого своих поветов, бывших в старину особыми политическими организациями – княжениями и областями княжений. На это указывают состоявшие при них штаты должностных лиц. Так, при наместнике берестейском были уряды – ключництво, данничое, житщина, бобровничое, ловчое , раздававшиеся по общему правилу местным землевладельцам; при наместнике городенском – конюший, городничий, ключник, лесничий, тиун и подчиненные главному наместнику наместники и тиуны отдельных волостей; при наместнике ковенском были наместники отдельных волостей Ковенского повета; при наместнике новгородском – конюший, ключник, городничий , наместники отдельных волостей. Все перечисленные главные наместники с течением времени получили название старост, за исключением новгородского, которому дано было даже название воеводы (в начале XVI в.). Они творили суд и управу не только в господарских волостях, где они были державцами, но и во всем своем повете, обнимавшем сверх того господарские волости, раздававшиеся в держание особым наместникам, княжеские и панские имения. По отношению к господарским доменам помощниками их, кроме их слуг, были перечисленные выше урядники. На суде их присутствовали по общему правилу и местные землевладельцы, сначала случайные, а затем особо для того назначенные, как и на суде наместников-державцев. На Подляшье, т. е. в поветах Дорогицком, Мельницком и Бельском, судебная деятельность местных старост ограничивалась земскими судами , состоявшими из судьи, подсудка и писаря земского и судившими местную шляхту по всем делам, кроме «старостинских артикулов». Эти земские суды были введены по примеру Польши для удовлетворения местной шляхты, которая наполовину состояла из поляков. Но владельцы некоторых крупных имений из литовских панов были изъяты из местной юрисдикции и состояли в литовском праве, т. е. подсудны были великому князю и его раде. Надо сказать, что паны радные вообще не судились в поветах, а только в центре. Иногда это правило распространялось и на их вдов и детей.

С такою же и отчасти даже с большею компетенцией, чем старосты, были наместники областей, получившие имя воевод .

Ранее других это имя упрочилось за наместниками виленским и трокским. В конце XIV и начале XV в. все эти наместники назывались старостами, подобно польским наместникам, правившим в обширных территориях. Виленский и трокский наместники заменили собою тех областных князей, которые были здесь в момент заключения унии с Польшею в лице Ягайлы и Скиргайлы Ольгердовичей. Областные княжения упразднились здесь после того, как Ягайло удалился в Польшу, а на Литве стал великим князем Витовт. Этот великий князь, сводя князей с областных столов, брал на себя, однако, только важнейшие политические функции, большую же часть текущей, так сказать, будничной правительственной работы, которую они производили, оставил в стольных городах бывших княжеств, в руках посаженных там наместников. При этих наместниках остались исполнять свои обязанности и все прежние должностные лица княжеских резиденций, каковы были тиуны, конюшие, ключники, ловчие, сокольничие и т. д. Этим же главным наместникам подчинены были наместники и тиуны пригородов и волостей бывших областных княжений, которые стали назначаться по их представлению. Главные наместники сделались военачальниками и судьями в областях, коим подвластны были все остальные военачальники, и судьи, и все население областей. С 1413 г. эти главные наместники в Вильно и Троках, бывшие вместе с тем первейшими советниками великого князя в его думе, или раде, получили в подражание Польше имя воевод . Это официально было утверждено в Городельском привилее 1413 г.

Каждый из этих воевод был прежде всего наместником-державцею в некоторых волостях, данных ему «к воеводству», т. е. в непосредственное управление и «поживенье». Судебно-административная деятельность виленского и трокского воевод в этих волостях вырисовывается в тех же самых подробностях, как и рассмотренная уже нами судебно-административная деятельность наместников-державцев. Но наряду с этим воеводы распоряжаются и производят суд и управу над населением тех волостей, которые держали особые наместники-державцы и тиуны по их представлению. Надо сказать прежде всего, что население этих волостей тянуло своими повинностями не только к своим местным волостным центрам, но и к главным областным. Таким образом, например, дяклом господарские мещане и крестьяне тянули, как мы видели, к городничему виленскому и трокскому, медовою данью поднепрские волости тянули к ключу виленскому и трокскому, по уходу за господарскими лошадьми – к конюшему виленскому и трокскому, по ловле зверей – к ловчему и т. д. Волости, находившиеся в держании наместников-державцев, отряжали своих людей на сторожу при главных замках, или в заставу, косить сено к Трокам, на городовое дело и т. д. Вследствие этого и на эти волости неизбежно должна была распространяться власть воевод, как и других урядников областных центров. Поэтому, когда в XVI в. эти волости стали попадать в залог к разным панам, в «заставных листах» и приходится сплошь и рядом читать: «А пан воевода Виленский (или Трокский) не маеть в тую волость децких своих всылати, а ни теж тое волости… людей не маеть судити; и вже и врядники наши Виленские (или Трокские): городничий, тиун и ключник не мають ни по что у волость того двора нашого всылати и доходов наших и своих теж не мають правити». Но и независимо от этого воеводы распоряжались в волостях наместников-державцев в качестве высших администраторов, заменивших областных князей. Они раздавали в этих волостях пустовщины на крестьянскую или боярскую службу, отдавали в этих случаях приказания наместникам-державцам, приискивали земли для пожалования разным лицам по поручению господаря и т. д. Воеводы судили тех людей, которые отзывались до их суда от суда наместников-державцев, в частности бояр-шляхту тех волостей, которыми правили тиуны и заменившие их наместники-державцы, буде тяжущиеся не желали перед ними судиться. Наконец, сами наместники-державцы по жалобам на них разных лиц подсудны были тем же воеводам.

Такова была судебно-административная власть виленского и трокского воевод по отношению к господарским волостям, находившимся в их непосредственном держании или в держании наместников-державцев и тиунов. Судебно-административная власть названных воевод простиралась и на имения княжеские и панские, находившиеся в Виленском и Трокском поветах. Владельцы этих имений, за исключением панов радных, и отчасти население (по старостинским артикулам) были подсудны воеводам; воеводам же подведомственны были все эти имения в отношении лежавших на них земских повинностей, о которых нам уже не раз приходилось говорить.

Военная власть виленского и трокского воевод захватывала более обширную территорию и была выше, чем их собственно старостинская власть. Воеводы виленский и трокский были начальниками военных округов, в состав которых кроме Виленского и Трокского судебно-административных округов входили судебно-административные округа наместников – старост ковенского, городенского, берестейского, дорогицкого, бельского и мельницкого (в составе Трокского воеводства), наместника-воеводы новгородского (в составе Виленского воеводства), а также и удельные княжества: Кобринское, Пинское с Городецким и Клецким (в составе Трокского воеводства), Слуцкое и Мстиславское (в составе Виленского). Воеводы виленский и трокский были начальниками ополчений, мобилизировавшихся не только с их собственных территорий, но и с территорий других, в гражданском отношении им равнозначительных местных правителей. Такое военное устройство Великого княжества Литовского в тесном смысле было наследием военно-политического дуализма, установившегося еще при Ольгерде и Кейстуте. Уже тогда установилось деление Литвы на Виленскую и Трокскую половину в зависимости от борьбы, с одной стороны, с немцами, с другой – с Москвою и татарами, борьбы, которая требовала сосредоточения военных сил на два фронта. Этот военно-политический дуализм держался и после смерти Ольгерда, при Ягайле и Кейстуте, а затем при Ягайле и Скиргайле и в конце концов отвердел в указанном военном делении Литвы.

Еще более, чем виленский и трокский воеводы, напоминают областных князей своею правительственною деятельностью главные наместники русских земель Полоцкой, Витебской, Смоленской и Киевской, переименованные в конце XV и начале XVI в. в воевод. Они отправляли ту же самую деятельность, что и литовские воеводы в своих поветах, подобно им были также непосредственными державцами известных господарских волостей, главными администраторами и судьями по отношению к господарским волостям, раздававшимся местным землевладельцам в держание по их представлению, администраторами и судьями в отношении к владельцам и населению княжеских и панских имений, начальниками всех военных сил земель. Но всю свою правительственную работу они выполняли не только с отдельными должностными лицами прежних областных князей, но и с их думами, или радами. Так, воевода смоленский судил и рядил с владыкою, казначеем, окольничим, старостою места Смоленского, конюшим, чашником, ловчим, князьями и боярами Смоленской земли; воевода витебский – с городничим, ключником, конюшим, ловчим, сокольничим, кухмистром, с князьями и боярами Витебской земли; воевода полоцкий – с владыкою, городничим, конюшим, тиуном, бобровничим, князьями и панами Полоцкой земли; воевода киевский – с архимандритом печерским, князьями и панами Киевской земли и т. д. Эти правительственные советы прежних областных князей расширялись иногда в местные сеймы всех военнослужилых землевладельцев, а в Полоцке и Витебске с участием даже мещан и слуг. На этих сеймах разрешались важнейшие судебные дела, принимались разные административные мероприятия и издавались, как мы уже видели, местные законы.

Воеводы и старосты были, несомненно, наместниками великого князя в областях. Но, выходя из состава местных землевладельцев, в некоторых областях назначаемые великим князем по избранию или согласию местных землевладельцев, управляя областями при содействии этих же землевладельцев, воеводы и старосты и сами смотрели на себя, и на них смотрели со стороны не только как на великокняжеских наместников, но и как на земских правителей, выдвинутых землею и призванных радеть об ее интересах. С особенною силою это самочувствие проявлялось по временам у старосты жмудского, который чувствовал себя гораздо более князем жмудским, чем наместником, и шел во главе политической оппозиции, проявляемой землею по отношению к распоряжениям государственного центра. В некоторых областях, как, например, на Волыни, значение старост как великокняжеских наместников стояло на заднем плане в силу того обстоятельства, что Волынская земля с течением времени почти вся оказалась во владении князей, панов и земян, господарского в ней осталось уже мало, а потому и старостам приходилось иметь дело не столько с интересами и нуждами в этой области великого князя, сколько с интересами и нуждами местных землевладельцев. В общем можно сказать, что так как областное управление в Великом княжестве Литовском в значительной степени носило характер самоуправления, то и воеводы, и старосты были не только наместниками великого князя в областях, но и их политическими представителями перед центральною властью, главами земского самоуправления областей.

Литература

Любавский М. К. Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства ко времени издания первого Литовского Статута. М., 1892; Леонтович Ф. И. Областное управление в Великом княжестве Литовском до и после Люблинской унии // Юрид. зап., изд. Демидовским юрид. лицеем. 1908. Вып. 2; 1909. Вып. 1–3; 1910. Вып. 1; Он же. Веча, сеймы и сеймики в Великом княжестве Литовском // Журн. М-ва нар. просвещения. 1910. № 2–3; Он же. Областные суды в Великом княжестве Литовском // Журн. М-ва юстиции. 1910. № 10–11.

автора Щепетев Василий Иванович

Высшие органы власти и управления Император. После окончания Северной войны Россия стала могучей державой. Она начала играть большую роль на международной арене. Учитывая это, Сенат в 1721 г. провозгласил Петра I императором, «Великим», «отцом Отечества».Император обладал

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Органы управления крестьянами Для управления отпущенными на волю крестьянами Положения 19 февраля 1861 г. поставили крестьянский мир (общину) в зависимость от руководивших правительственных органов. Крестьяне были объединены в сельские общества, в состав которых вошли

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Органы управления и руководители Советского государства (октябрь 1917 – декабрь 1991 г.) Высшие органы государственной власти 1917–1923: Всероссийский съезд Советов, избирающий Всероссийский Центральный исполнительный комитет Советов (ВЦИК). 1923–1937: Съезд Советов СССР,

Из книги Римская история автора Марцеллин Аммиан

Центральные органы управления Органы центрального управления существовали при императорском дворе и включали огромное количество чиновников разных рангов.Высший ранг (vir illustris) имели препозит императорской спальни (praepositus sacri cubiculi), «начальник служб» (magister officiorum), или,

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

VII. Правительство и органы управления Гагемейстер, Ю.А., Разыскания о финансах древней России (СПб, 1833).Градовский, А.Д., «Государственный строй древней России», Собрание сочинений (С.-Петербург, 1899), I, 339-381.Ключевский, В., Боярская дума древней Руси (4-е изд., Москва, 1909).Неволин,

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 1. Органы государственного управления После смерти Петра I созданная им бюрократическая машина дворянского государства должна была пройти сквозь испытания контрреформ. В итоге всех административных изменений система центральных учреждений осталась почти

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА Семь северных нидерландских провинций: Гелдерн (Гельдерн), Голландия, Зеландия, Утрехт, Фрисландия, Оверэйссел и Гронинген, а также область Дренте, не имевшая представительства в Генеральных штатах, - вошли в состав Республики

Из книги Вермахт и оккупация автора Мюллер Норберт

II. Вермахт и его органы управления при подготовке программы оккупации Советского Союза и ее проведении до краха стратегии молниеносной

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Органы управления Вне зависимости от степени личного участия короля в управлении страной рост государственной власти требовал создания более мощной структуры центральной администрации. Уже во времена Кристиана IV можно было наблюдать значительное увеличение потока

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Органы местного управления На протяжении почти всего XVIII столетия местное управление было самым слабым звеном абсолютизма. Разумеется, некоторые важные проблемы в этой сфере со временем решались, однако четкая система администрации по-прежнему отсутствовала.Высшей

Из книги Полководцы Первой Мировой [Русская армия в лицах] автора Рунов Валентин Александрович

Армейские органы управления Армия, как объединение нескольких войсковых соединений, действующих на одном направлении, значительный период русской истории носила скорее условный, чем оперативный характер, хотя уже во время Отечественной войны 1812 года мы встречаем это

автора Автор неизвестен

42. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 г.: ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЦИИ, ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ Конституция РСФСР 1918 г. установила, что субъектами (членами) советской федерации являются автономные областные союзы, которые создаются следующим

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

44. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ноябре 1918 г. Чрезвычайный VI Всероссийский съезд Советов принял постановление «О революционной законности», что было обусловлено тяжелым положением на фронтах Гражданской войны. Порядок

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

Из книги Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно автора Любавский Матвей Кузьмич

XXVI. Наместники-державцы как органы хозяйственного и финансового управления в господарских доменах Наместники и тиуны на пригородах и волостях Великого княжества Литовского в древнейшее время. Замена тиунов наместниками в XV в. Сближение наместников с польскими

Местное управление до середины XVI века строилось на основе системы кормлений. Государство подразделялось на уезды - наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы на волости. Впрочем, полного единообразия и четкости в административно-территориальном делении еще не выработалось. Наряду с уездами, кое-где сохранялись еще "земли", существовали также "разряды" - военные округа.

Во главе отдельных административно-территориальных единиц, на которые стало делиться Русское государство, стояли должностные лица - представители центра. Эти должностные лица содержались за счет местного населения - получали от него "корм", т.е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление, таким образом, было одновременно видом государственной, военной и иной службы и формой вознаграждения княжеских вассалов за нее.

Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, т.е. содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков, праведчиков и др.) и иметь собственные военные отряды для обеспечения внутренних и внешних функций феодального государства.

Управление городом и уездом возглавлял на началах кормления наместник, административное подразделение - волость находилась в ведении волостеля. Агентами наместников и волостелей являлись тиуны, доводчики, праведчики и другие. Характерным является и то, что как в грамотах наместничьего управления, так и в Судебниках говорится не только о кормленщиках, но и об их агентах. В этих законодательных актах прослеживается особое внимание законодателя к такому лицу в аппарате наместника как тиун, что может быть объяснено его особой ролью. Тиун, фактически сосредоточив все функции по управлению уездом или волостью в своих руках, творив суд и расправу над местным населением, являлся, таким образом, посредником между самим кормленщиком и местными жителями. Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на такую весомую роль в управлении, на практике тиун, так же, как и другие агенты, являлся холопом наместника и находился в личной зависимости от последнего, что нашло свое закрепление в законодательстве.

Главным должностным лицом на местном уровне, ответственным за действия своего аппарата, является наместник. Что же касается праведчиков и доводчиков, то они остаются по-прежнему личными агентами кормленщика. Таким образом, одной из отличительных черт наместничьей системы управления является осуществление наместниками и волостелями функций по управлению не с помощью официальных должностных лиц, а при содействии находящихся в личной зависимости от кормленщика лиц.

Среди административных полномочий наместников следует указать на осуществлении ими деятельности в области поземельных отношений - участие в таких хозяйственных делах, как сдача на оброк пустых княжеских земель, иногда непосредственное участие в подряде на льготу новых тяглецов, надзор за деятельностью княжеских слободчиков, дворских и приказчиков. Кроме этого, местные власти контролировали заключение важнейших сделок, ведали организацией торговли, в том числе межгосударственной. Наместничьей администрацией осуществлялись некоторые полицейские функции: наблюдение за порядком на пирах и братчинах, запрещение въезда на подведомственную территорию посторонних людей и т.д. Нельзя не отметить еще одну очень важную сферу административной деятельности кормленщиков - это организация военного дела на подведомственной территории. Полномочия местной власти в военной сфере могут быть сведены к нескольким основным направлениям: наместники могли возглавлять местные дворянские ополчения, надзирать за городскими укреплениями и гарнизоном, возглавлять защиту осажденного города. Именно через их аппарат шли распоряжения князя о сборе на службу. Кроме того, в крупнейших приграничных городах администрация кормленщиков выполняла важнейшие дипломатические функции, проводя в жизнь внешнеполитическую линию великокняжеской власти, олицетворением которой она и являлась на местном уровне: это приемы посольств, участие в переговорах с соседними державами, заключение межгосударственных соглашений и т.д.

Но, все же, основной функцией наместников было отправление правосудия, именно это направление деятельности детально регламентируется законодателем в Уставных грамотах и в Судебниках. Судебные функции занимали одно из центральных мест в деятельности кормленщиков и их аппарата, пошлины от отправления которых являлись к тому же весьма существенным источником их доходов. Компетенция наместников в данной сфере распространялась на самый широкий круг дел как гражданского, так и уголовного характера. И именно в судебной деятельности местных властей за изучаемый период произошли наиболее существенные перемены, связанные с совершенствованием организации судопроизводства, усилением контроля, и которые существенным образом повлияли на деятельность кормленщиков.

Общая характеристика направлений деятельности наместничьих органов позволяет сделать вывод, что их компетенция носила универсальный характер и не сводилась только к сбору налогов и осуществлению суда. Являясь представителями великокняжеской власти на местах, они выполняли основные функции аппарата власти и поэтому были наделены судебными, административными и финансовыми полномочиями. Сосредоточивая в своих руках все важнейшие нити, они пронизывали все сферы управления, представляя тем самым каркас существовавшей тогда системы местных учреждений. В этом и заключалось качественное отличие кормленщиков от других должностных лиц на местах, выполнявших частные, зачастую одноразовые поручения.

Система наместничьего управления, как одно из средств объединения русских земель воедино, на первоначальном этапе централизации сыграла прогрессивную роль, благодаря универсальности функций кормленщиков.

Таким образом, оценивая деятельность кормленщиков в функциональном отношении можно прийти к выводу, что наместники и волостели, обладавшие всеобъемлющими полномочиями, являлись вполне самостоятельными, автономно действовавшими на местах (от имени и по распоряжению великого князя) органами управления.

Однако ко второй половине XV в., правительство приходит к пониманию необходимости установления контроля над местными властями, а также регулирования их деятельности. Предпринимаемые законодателем меры постепенно складываются в целый план, направленный к стеснению, а потом и к отмене кормлений.

Этот план включал в себя три направления:

1. Законодательное урегулирование деятельности местного аппарата;

2. Ограничение компетенции наместников;

3. Установление контроля над местными органами.

Прежде всего, правительство стало точнее определять законодательным путем, установившиеся в силу обычая или практики права и ответственность кормленщиков. Среди этих мер можно выделить следующие:

регламентирование размера кормов и законодательное установление порядка их сбора (ст.38, 40, 65 Судебника 1497 г.), а также точного размера пошлин и штрафов;

установление порядка обжалования действий кормленщиков (ст.45 Судебника 1497, ст.75 Судебника 1550 г.);

установление ответственности кормленщиков и их людей за злоупотребления и нарушения по службе (ст.67, 69-71, 75 и другие).

Судебник 1550 г. вносит не менее важные изменения и в другом направлении, отчетливо проводя линию на укрепление и развитие новых учреждений в системе местного управления. Продолжая оставаться вплоть до 50-х годов XVI века главными органами в аппарате местного управления Русского государства, наместничье управление чем дальше, тем сильнее испытывало давление со стороны возникающих в процессе развития централизованного государства новых институтов. Важнейшим из этих институтов, развитие которого приходится на первую половину XVI века, был институт губных старост. Новшество, вносимое Судебником 1550 г. и заключалось в том, что Судебник санкционировал развитие губных учреждений, вводя их в общую систему местного управления и устанавливая взаимоотношения с ними старых органов - кормленщиков.

Стремясь устранить существующие трения между местными органами и подведомственным населением, снизить возможность злоупотреблений кормленщиками своей властью, а также завоевать популярность у местных феодалов, законодатель вводит правило, согласно которому при рассмотрении судебных дел наместником или тиуном должны присутствовать "добрые" или "лучшие" люди. Привлечение местного населения было направлено не только на осуществление контрольных функций над деятельностью наместников, но и на постепенное их упразднение. Сам по себе факт участия земских властей в наместничьем суде не являлся до середины XVI в. новостью, однако Судебник 1550 г. пошел гораздо дальше по линии расширения роли и значения старост и "лучших" людей в местном управлении - участие земских властей Судебник превращает в общую и обязательную норму. Во-первых. Судебник предписывает, что в тех волостях, где ранее не было земских властей, им быть; во-вторых, подчеркивает обязательность их участия для всех наместников и волостелей без исключения, теперь даже в мелких судебных делах кормленщики ставятся под контроль выборных местных представителей.

Помимо своего прямого и непосредственного участия в наместничьем суде старосты выполняли еще одну очень важную функцию, а именно: осуществляли составление разметных книг в городах. Книги эти представляли собой списки посадского тяглого населения с указанием, "сколько рублев кто царевы и великого князя подати дает". Именно с помощью разметных книг определялась законность или незаконность исков посадских людей между собой и исков населения к наместникам. При этом, в качестве обязательного условия законности исков к наместникам, Судебник ставил присылку старостами и целовальниками в Москву разметных книг. А так как они составлялись старостами и хранились у них, они (старосты) тем самым получили возможность оказывать влияние на исход исков.

Судебник 1550 г. содержит еще очень важную норму, посвященную контрольным функциям земских властей. В этой статье определяется порядок рассмотрения дел при докладе наместниками результатов своего труда в вышестоящей инстанции. В случае спора при докладе участвуют земские власти, которым отводится решающая роль при рассмотрении споров.

Оценивая деятельность "лучших" людей в местном управлении, можно определить функции земских властей, в основном как контрольные, осуществление которых может быть сведено к четырем формам: во-первых - участие непосредственно в самом судебном процессе, во-вторых - участие при докладе дела в вышестоящей инстанции в случае спора, в-третьих - составление размерных книг, в-четвертых - дача санкции при аресте и взятии на поруки.

Отчетливо выраженная тенденция Судебника 1550 г. на усиление контроля над наместничьим управлением "снизу" дополняется контролем со стороны центральных органов и прежде всего через институт доклада, что уже было отмечено выше. Таким образом, два вида контроля - со стороны местных обществ и со стороны центральной власти - дополняли друг друга, имея своей целью ограничение власти и произвола со стороны наместников и волостелей в отношении подвластного населения.

Специфика правового положения наместников и волостелей в системе местного управления, их функциональные особенности позволяют выделить некоторые особенности этой системы управления:

"натуральный" характер управления, что проявлялось в той форме, в которой получал вознаграждение наместник за исполнение обязанностей по управлению;

"личный" характер службы в аппарате кормленщиков, что выражалось в отношениях личной зависимости лиц, входивших в состав наместничьей администрации от возглавлявших местные органы наместников и волостелей;

универсальность выполняемых местными управителями функций, а именно всеобъемлющий характер полномочий кормленщиков, сосредоточивших в своих руках административные, военные, финансовые и судебные полномочия.

С течением времени кормленая система в том виде, в каком она была представлена в XIV-XV веках, приходит в упадок. Кризис системы местного управления выразился как во внутренних, так и во внешних проявлениях. Во-первых, сокращаются сроки пребывания кормленщиков на должности, видимо, чтобы перепустить через кормления возможно большее число лиц, князья стали сокращать сроки кормлений. Для последней четверти XV в. наиболее обычным сроком следует считать годичный. В виде особой милости князь "перепускал" кормленщика на второй год, давая прибавку к первому году четверть кормления, половину, три четверти или даже целый год. Во-вторых, наместничества теряют свою целостность. Распространенными становятся кормления, данные в управление нескольким наместникам. Уже к концу XV в. известны случаи выделения в особые кормления должностей тиуна, доводчика, приведчика, а в первой половине XVI в. это становится более распространенным явлением.

Эти перемены не прошли бесследно, они изменили саму суть этой системы управления, так как в итоге кормленщик из судьи и управителя превращался в простого сборщика налогов. Не занимаясь управлением, а часто и не имея такой возможности из-за проживания в другом уезде, наместник приспосабливался к такому положению, либо посылая для сбора дохода своих людей, либо сдавая пожалованный ему доход на откуп.

Дробление кормлений в самых разнообразных формах, сокращение сроков кормленой службы разрушительно влияли на наместничью систему управления извне, но существовали так называемые и внутренние проявления кризиса. По мере развития и усиления княжеской власти из всей массы кормленых доходов происходит изъятие наиболее доходных статей. Фискальный интерес побуждал изъять из рук наместников такие доходные статьи, как различные таможенные пошлины. Все это в итоге приводило к снижению доходности кормленых должностей.

Не менее важный процесс разрушения шел со стороны привилегированного землевладения: частного, церковного и монастырского. Распространение иммунитетных привилегий на все большее количество рядовых служилых людей, (отразившее процесс политического возвышения дворянства) приводило к сужению компетенции кормленщиков и лишало их части доходов.

Как организация княжеской власти, наместничества разрушались и тем, что из компетенции местных учреждений выделялись некоторые отрасли управления и поручались особым приказным людям - городским приказчикам. Введением в 40-х годах XVIв. губных учреждений из компетенции наместников были изъяты очень важные дела - разбойные и татиные, которые к тому же составляли для кормленщиков прибыльную статью.

Таким образом, в результате этих перемен к середине XVI в. от когда-то великих кормлений остались жалкие остатки. Возникнув как аппарат великокняжеского управления на местах, наместники и волостели сыграли важную роль в процессе борьбы великокняжеской власти против феодальной раздробленности, за создание централизованного государства. Однако эта прогрессивная роль себя вскоре исчерпала, и наместничье управление по мере укрепления централизованного государства оказалось во все растущем противоречии с центральной государственной властью.

1. В структуре вечевого управления Великого Новгорода имелись:
посадник
наместник
воевода
тысяцкий
земский староста
уличанский староста
княжеский совет
Совет господ

2. Наименование высшего совета при русском монархе в конце XV-XVII вв., состоявшего из представителей феодальной аристократии:
Избранная рада
Верховный тайный совет
Боярская дума
Сенат

3. Служилые люди «по отечеству»:
Бояре
Думные дворяне
Думные дьяки
Казаки
Окольничие
Пушкари
Стольники
Стрельцы

4. Имя первого царя династии Романовых.:
Федор
Михаил
Алексей
Иван

5. Духовный сан главы Русской Православной Церкви в 988 – 1589 годах:
Архиепископ
Патриарх
Митрополит
Местоблюститель патриаршего престола

6. Система кормлений представляла собой:
вознаграждение за исполнение функций управления
вознаграждение за службу придворную и военную
своеобразную дань в пользу воеводы
выполнение воеводой попечительских функций

7. Форма взаимоотношений русских княжеств и Золотой Орды в XIII-XV вв.
только экономическая зависимость княжеств от ордынских ханов
вассальная зависимость русских княжеств от Золотой Орды
равноправные партнеры в международных отношениях
в русские княжества были назначены ордынские наместники в качестве главных правителей

8. Название центральных государственных учреждений в России XVI – начала XVIII вв., ведавших отраслями государственного управления или отдельными регионами страны:
коллегии
ведомства
министерства
приказы

9. Монарх, в правлении которого была ограничена система кормления:
Алексей Михайлович
Иван IV
Петр I
Михаил Федорович

10. Реформы, проведены в годы правления Ивана IV Васильевича:
губернская
земская
губная
церковная

11. Служилые люди в Московском государстве, составлявшие первое постоянное войско в середине XVI – начале XVIII веков:
казаки
егеря
стрельцы
гвардейцы

12. Название боярского правительства, пришедшего к власти после низвержения царя Василия Шуйского:
Совет всея земли
Семибоярщина
Избранная рада
Ближняя дума

13. Бояре, мужи, гриди, вои, отроки, детские – это
названия воинов, входящих в состав княжеской дружины
названия денежных единиц в Древней Руси
названия зависимых категорий населения в Древней Руси
названия полусвободных категорий населения, плативших дань великому князю

14. Указанная структура органов государственного управления существовала:
в Киевской Руси
в Московском княжестве
в Великом Новгороде
во Владимиро-Суздальском княжестве

15. Имя первого венчанного на царство русского монарха:
Иван IV
Иван III
Петр I
Павел I

16. Наместники в великокняжеском управлении исполняли функции:
главы всей княжеской администрации
кандидата на должность (на «место»)
представителя княжеской администрации в других городах
управляющего княжеским двором

17. Народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения и решения важных общих дел:
дума
собор
вече
форум

18. Формы государственности, существовавшие в Древней Руси (IX–XIIIвв.):
конституционная монархия
раннефеодальная монархия
самодержавная монархия
сословно-представительная монархия
феодальная республика

19. Название кодекса законов Русского государства, принятого Земским собором в царствование Алексея Михайловича, завершившего юридическое оформление крепостного права:
Соборное уложение
Судебник 1550 г.
Русская Правда
Генеральный регламент

20. Фактический глава Совета господ Новгородской феодальной республики:
архиепископ
князь
посадник
тысяцкий

21. Название отряда воинов, объединявшихся вокруг князя и составлявших привилегированный слой русского феодального общества в IX-XI веках:
дружина
войско
ополчение
рать

22. Законодательные функции в Новгородской феодальной республике в XII – XIV веках осуществлял (о):
архиепископ
вече
князь
посадник
Совет господ
Тысяцкий

23. Разрядный приказ ведал:
распределением земельных пожалований
формированием вооруженных сил, делами по личному составу государственного аппарата
определением сроков наказаний за государственные преступления
вопросами вооружения армии

24. Неофициальный совет при Иване IV Васильевиче в период разработки реформ:
Непременный совет
Негласный комитет
Верховный тайный совет
Избранная рада

25. Служилые люди «по прибору»:
Бояре
Думные дворяне
Думные дьяки
Казаки
Окольничие
Пушкари
Стольники
Стрельцы

26. Соответствие между названиями законодательных актов XI – XVII веков и их содержанием:
Кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством, принятый на Соборе русской православной церкви в 1551году.
Стоглав

Свод законов древнерусского феодального права
Русская правда
Сборник законов, способствующих централизации Русского государства, кодифицировавший нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы
Судебник
Кодекс законов, завершивший юридическое оформление крепостного права
Соборное уложение

27. Земская реформа Ивана IV привела к:
усилению центральной власти, ограничению наместников и волостелей
развитию дворянского самоуправления
созданию земщины
усилению власти наместников

28. Название должности военного предводителя городского ополчения на Руси до середины XV века:
воевода
тысяцкий
сотник
урядник

29. В Боярскую думу в конце XV – начале XVI вв. входили:
бояре
окольничьи
тиуны
дети боярские
праветчики
думные дьяки

30. Соборное уложение 1649 г. включало в себя:
статьи, посвященные преступлениям против церкви и государства
статьи, посвященные суду и судопроизводству
статьи, посвященные имущественному и уголовному праву
статьи, посвященные определению существа верховной власти
статьи, посвященные управлению церковью

Княжеская администрация состояла из чиновников, которых

Во главе первой группы стояли посадники и тысяцкие. Исто- рики отмечают, что «Со времени Олега князья, для управления городами, назначают своих дружинников, которые являются под именем мужей при Олеге, посадников, начиная с Ярополка и на- 1"пиков с половины XII столетия. Деятельность посадников и наместников опиралась на осо- бый характер их службы, по которому они, считая себя обязы- выющим князя своего службою, смотрели на управляемый ими ирод или область, как на законный, признаваемый и князем ис- точник собственного дохода и благополучия. В вознаграждение эти доходы они должны были представлять собою князя, то есть заботиться о его выгодах и интересах».

Посадник заменял в городе или в целой области князя. Толь- ко в том городе, где жил князь, посадника не было. У посадни- ком были свои отроки.

Тысяцкий был начальником земского ополчения, так что Подчиненный ему округ назывался тысячей. Этим чиновникам подчинялись печатник, таможенники, мытники и пр.

Во второй группе важнейшие обязанности при княжеском дворе выполняли тиуны - слуги для самых разнообразных по- ручений по княжескому хозяйству; тиунам поручались и дела по управлению княжеством. С середины XII в. тиун огнищный, или главный ключник, часто назывался дворским, т. е. дворец- ким. С течением времени из княжих дворовых слуг вышло и еще несколько важных чиновников - ловчие, стольники, околь- ничие.

Вече собиралось в городах для решения важных государст- венных дел и с усилением княжеской власти во второй поло- вине XIII в. прекратило свое существование. Обычно в случаях чрезвычайных вече собирал сам князь, его поверенный или те, кто выступал против князя.

Дружина князя играла наиболее значительную роль до начала XII в., когда почти все дружинники стали владельцами земли - вотчинниками.


можно разбить на две группы. К первой группе принадлежали чиновники, которые относились к органам государственного управления. Вторая группа состояла из личных слуг князя, ис- полнявших дворцовые обязанности, но в то же время имевших поручения по управлению княжеством.

Старшая дружина состояла из бояр, мужей, огнищан, млад- шая - из гридей, отроков и детских, милостников, пасынком и парубков.

Дружина первоначально проживала обособленно на содержании предводителя - князя племенного княжества. В X в. Отчетливо прослеживается деление дружины на две основные части - «бояр» и «гридей».

В XI-XII вв. усложняется структура государственного аппа- рата управления, формируемого из дружинников.

Русская Правда дает широкий перечень лиц княжеской адми- нистрации, выполнявшей государственные функции управления и сбора налогов - дани, торговых и судейских пошлин:

Княжий тиун (правитель-наместник князя в городе, зани- мавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя);

Мытник (человек, собиравший торговые пошлины);

Вирник (человек, собиравший «виру» - деньги, вы- плачиваемые преступником в пользу князя за совершение преступления);

Емец (собирал «продажи» - плату в пользу князя, вноси- мую преступником за кражу), а также выполнял функции; управления личным хозяйством князя;

Ключник;

Княжий тиун огнищный, или огнищанин (от слова «огни- ще» - дом, управитель личным хозяйством князя);

Княжий конюх, конюший, повар, сельский слуга и другие лица в хозяйстве князя.

Рядом с лицами, занятыми в управлении княжеским хозяй- ством, Русская Правда упоминает тех же лиц в хозяйстве бояр- ском, например боярский тиун. Социальная принадлежность; всех этих людей могла быть разной: это могли быть и свободные люди на службе князя, и лично зависимые от него холопы, че- лядь, рабы, и отпущенные им на волю и посаженные на землю челядины. Но в целом государственную власть делили между собой князья и самые знатные бояре.

В Киевской Руси во главе княжеского управления стоял со- вет при князе, составлявшийся из его бояр. Совет этот не носил постоянного названия; отдельное совещание-заседание этого со- вета иногда называлось думой.

Название «бояре» происходит от древнерусского слова «бо- ляр» - боец, дружинник. Большинство историков разделяют бо- яр X-XI вв. на княжеских (княжих мужей) и земских (старцев

Градских, потомков родоплеменной знати). Они представляли (шипим слой общества и были обязаны служить в войске кня- зи оставаясь полными хозяевами на своей земле.

Хотя Боярская дума как совещательный орган не имела по- стоянного состава, юридически не была оформлена и созывалась По мере надобности, ее влияние на политику князя было весь- мa ощутимым. Она принимала участие в решении важнейших Государственных вопросов: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение

ряда судебных и финансовых дел и др. Совет символизировал Ирана и автономию вассалов и обладал правом вето.

Младшая дружина, как правило, в совет князя не входила. Но в разрешении важных вопросов тактического характера князя обычно советовался с дружиной в целом.

С появлением у дружинников вотчинных владений соверша-

ется решающий шаг к их выходу из дружинной организации. Во второй половине XII-XIV вв. на место дружины становится княжеский «двор» - организация лиц, находящихся более или менее постоянно при князе и получивших название «дворяне», или слуги.

Двор включил в себя часть бывшей «младшей» дружины - (Прокоп и частично детских. Бояре и другая часть детских, став- ши вотчинниками, превратились в поземельных вассалов кня- зя они остались военно-служилой знатью, но перестали быть знатью дружинной.

Исследователи отмечали: «Система местного управления и Московском княжестве называлась системой кормления. Такое наименование она получила потому, что посылавшиеся и юрод и волости наместники и волостели вместе с их мно- гочисленными административными и судебными агентами (тиу- нами, доводчиками, наделыциками, праветчиками и др.) имели в виду главным образом, свои личные интересы, а не государ- ственные дела.

Города и волости давались в «кормление» боярам и вольным слугам. Права кормленщиков - наместников и волостелей были очень широкими: они собирали поборы («корм») с подвластного населения, взимали судебные, торговые и свадебные пошлины, вершили суд, выполняли полицейские функции, ведали ремонтом дорог, мостов и другими делами. Кормленщики, как правило, назначались на короткий срок (на один год)». Существовала и более древняя, чем княжеская, система земского управления: в стольном городе была сложность тысяцкого которому подчинялись сотские и десятские.

Земское боярство существовало в славянских племенах уже в VII-VIII вв., а возможно, и ранее. Звание боярина имела крупные землевладельцы и известные воины - «сильнейшие люди страны». Земские бояре назывались по именам городов - черниговские, ростовские, суздальские.

В войне и военных походах участвовали княжеская дружи- на, отряды княжеских и земских бояр и ополчение, состоявшем из жителей городов и сел. Старшие дружинники - «передних лепшие мужи» - назывались княжескими боярами. Основную постоянную военную силу князя составляли «отроки» или «дет- ские» младшей дружины.

Высшие места в дворцовом и местном управлении Киевским государством занимали старшие дружинники - думцы князя Они же назначались княжескими тиунами, конюшими, посад- никами, наместниками, тысяцкими и воеводами земских полков, Некоторые должности передавались по наследству. Старшим дружинники имели собственные военные отряды «отроков», подчинявшиеся только им. Младшие дружинники служили при княжеском дворе ключниками, конюхами и управляющими небольшими волостями. Лучшие «отроки», отличившиеся на военной и гражданской службе, переходили в старшую дру- жину.

Княжеским воином в то время мог стать любой, даже ино- странец, и из младших дружинников дослужиться до звания княжеского мужа или боярина. Княжеские бояре получали в на- граду за службу земли и сближались с земскими. Земские бояре старейших родов постепенно утрачивали свою независимости и обособленное положение, поступали на княжескую служб и в свою очередь сближались с княжеским двором. Бояре-земле- владельцы в XIII-XIV вв. пользовались большими привилегия- ми, практически освобождавшими их вотчины от подчиненности князю и подтверждавшимися особыми княжескими жалован- ными грамотами. Бояре-вотчинники имели право суда и сбора налогов. В военное время по приказу князя бояре обязаны были со своими дружинами участвовать в боевых действиях. Боярская служба была вольной, обязательной она стала только при Иване III.

Бояре времен раздробленности были вольными слугами кня- зей и в любое время могли отказаться от службы и перейти к другому князю. Такие условия постоянно обеспечивались осо- быми статьями княжеских договоров: «а боярам и слугам межи нас вольным воля».


В соответствии с правилом, действовавшим до XVI в., при переходе к другому князю бояре сохраняли все права на свои вотчины. В договоре московского князя Дмитрия Ивановича Донского и тверского князя Михаила Александровича было ука-

зано «А кто бояр и слуг отъехал от нас к тебе или от тебя к нам, а села их в нашей вотчине в Великом княжении, или в твоей вотчине в Твери, в те села нам и тебе не вступатися». При перемене службы боярские вотчины входили в состав земель нового князя. Однако с конца XIV в. ситуация измени- лась. И княжеских договорах стало указываться, что вотчина hi мчавшего боярина остается у старого князя при сохранении бояринома своих прав частной собственности на землю. Боярин и служить другому князю, но уже не вместе со своими зем- лями. И удельные времена появились особые княжеские слуги -

Слуги под дворским - подчиненные дворецкому и владевшие

имениями, пожалованными им из дворцовых земель князя. Име- нии поместья давались не в собственность, а при условии кня- кой службы и отбирались при уходе от князя. Поместье представляло собой деревню или несколько деревень с селом в центре, с пашенной землей, лугами и лесом. Так зарождался слой дворян-помещиков. Во главе княжеской службы стоял тысяцкий - предводитель земских полков и городского и сельского ополчения. Главный дворский, или дворецкий, ведал двором и дворцом а в стольном городе, всеми княжескими землями, контролировал владельцев этих земель, вел все княжеское хозяйство. Ему подчинялись княжеские слуги, дворяне и все дворские ведавшие дворами и дворцами князя в других городах княжества.

Судебные органы еще не сложились, их функции осуществ- лял либо сам князь или представитель администрации, либо

специальные должностное лицо - вирник и его помощники,

проводившие сбор штрафов и пр. Судебными полномочиями чьи или также церковные органы и феодалы-вотчинники.

Таким образом, основными признаками становлении древнерусского государства стали: особая система органов и учреждений, осуществлявших функции государственной власти; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных


государством; определенная территория, на которую распространялась юрисдикция данного государства. В IX-XII вв. сложилось Древнерусское государство Киевская Русь - государство исторически переходно- го типа, как основной институт политической системы классового общества, охраняющий его экономические и социальные структуры.

Вопросы для повторения

1. Назовите этапы становления государственности в Древней Руси.

2. Раскройте механизм государственного управления Киевской Руси.

3. Дайте вашу оценку норманнской теории.

4. Каков вклад великих князей в становление государственности Руси?

5. Расскажите о содержании и значении Русской Правды.

6. Дайте характеристику налоговой системы в Древней Руси.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»