Афинский Акрополь – величайший памятник античной архитектуры в Афинах. Краткое описание об афинском акрополе

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Афинский Акрополь (Греция) – самая популярная и интересная достопримечательность, которую каждый год приезжают посмотреть несколько миллионов путешественников. Она просматривается с различных точек города, ведь правительство запретило строить поблизости высотные здания, способные загородить эту достопримечательность. Люди, плохо знакомые с картой Афин, могут использовать Акрополь как ориентир, чтобы не заблудиться в узких улочках города.

История Акрополя

В Древней Греции термин «акрополь» означал хорошо укрепленное место или поселение. Несколько тысячелетий назад здесь располагался основной город, защищенный надежными укреплениями от врагов. Еще до начала Микенской эпохи Акрополь являлся величественным городом. На территории находилось множество храмов с необходимыми предметами культа и другие важные государственные постройки. Из-за монументальности сооружений предполагается, что в строительстве Акрополя принимали участие мифические циклопы. Только им под силу было поднять огромные валуны.

В период с XV по XIII век до нашей эры в Акрополе располагалась царская резиденция. Если верить в реальность мифов, именно здесь находилась резиденция Тесея, которому принадлежит победа над Минотавром.

К VII в. до н.э. главной покровительницей Акрополя стала Афина. Её культ получил широкое распространение, и в честь богини воздвигли прекрасный храм. Столетием позже Писистрат начал активно застраивать Акрополь, появились новые здания Пропилеи и Ареопага.












Увы, но в период войны с персами Акрополь сильно пострадал. Большая часть построек была полностью разрушена. Греки не смирились с падением любимого города и поклялись возродить его величие. С наступлением мира в 447 году до н.э. строители, под руководством известного скульптора и архитектора Фидия, приступили к возрождению Акрополя. Они восстановили его полностью, некоторые храмы Акрополя того периода сохранились и до наших дней. Среди них Эрехтейон, храм богини Ники, статуя Афины, а также Парфенон.

До III в. н.э. Акрополь существовал в относительном мире, поэтому жители смогли значительно приумножить архитектурное богатство города. Появились статуи царей и новые храмы, однако опасность очередного вторжения заставила переключиться на укрепление стен.

Несколько следующих веков власть над Акрополем менялась. В храмах поклонялись другим святым, а основные сооружения изменяли назначение. Вернув власть, греки начали активно восстанавливать Акрополь. Главной задачей строителей было вернуть месту его первоначальный облик.

Архитектура Акрополя

Сегодня Акрополь является крупнейшим храмовым комплексом. Благодаря работе реставраторов, многие сооружения предстают практически в первозданном виде. Они поражают белоснежными колоннами, лабиринтами коридоров и высокими стенами. Вход на территорию осуществлялся через ворота. Одни из них названы воротами Бюле по имени нашедшего их археолога. Ворота построены в мощной крепостной стене в 267 г. до н.э.

Сразу за воротами начинались Пропилеи – здания, которые погружали путников в мир Акрополя. Они состояли из длинной колоннады с портиками. Пройдя через коридоры, путники представали перед статуей Афины – покровительницы города. Статуя была настолько большой, что её шлем и копье были видны с проплывавших рядом кораблей.

За Пропилеями туристы видят Храм Ники Аптерос (Бескрылой Ники). Это небольшое здание с четырьмя колоннами и скульптурами, которые разместились на ленте фриза. Бескрылой Богиню победы сделали специально, чтобы она не смогла улететь от греков.

Самый главный храм Акрополя – Парфенон – расположен почти в сердце древнего города. Это величайшее сооружение построено в честь Афины. Длина храма превышает 70 м, а в ширину он равен 30 м. Периметр украшен огромными десятиметровыми колоннами.

Многие сооружения Акрополя принадлежат архитектору Фидию. Он же создал прекрасную статую Афины, которая в высоту достигала 12 м. Статую украшали множество декоративных элементов, символизирующих непобедимость. Часть одеяния и украшения были изготовлены из золота.

Недалеко от Парфенона находится еще один красивый храм – Эрехтейон. Он посвящен царю Эрехтею, Афине и Посейдону. Здание также служило хранилищем, сокровищницей и местом проведения культовых обрядов. Из-за неровности земной поверхности, западная часть имеет меньшую высоту, чем остальные стороны.

Сооружения афинского Акрополя очень разнообразны, кроме перечисленных можно выделить следующие постройки:

  • Святилище Афродиты. До наших дней дошли развалины храма с красивым архитравом, покрытым фигурами голубей с гирляндами.
  • Святилище Артемиды. Строение времен Писистрата украшено большой колоннадой и статуями Артемиды.
  • Храм Августа, построенный в честь римского императора, имеет компактные размеры и круглую форму. Его диаметр равен 8,5 м, а периметр украшен девятью колоннами.
  • Святилище Зевса. Небольшой храм, который был разделен низким бортиком на зал самого храма, где проводились ритуалы, и местом для даров.
  • Халкотека. Специальное помещение, где хранились все необходимые атрибуты для проведения ритуалов в честь Афины. Оно расположено недалеко от храма Артемиды.
  • Театр Диониса. Красивое сооружение на юге Акрополя. По легенде, жители города убили Диониса, решив, что он хочет отравить их. Чтобы искупить свою вину, они стали устраивать шумные праздники в день его смерти в театре Диониса.

Процесс восстановления Акрополя еще не закончен. Существует несколько программ по реконструкции, которые финансируются как государством, так и независимыми благотворительными обществами. Ученые уверены, что Акрополь пока не раскрыл всех своих тайн, поэтому исследовательские работы и археологические раскопки продолжаются.

Музей Акрополя

Кроме развалин древних построек, стоит посетить музей Акрополя. Сначала он располагался в небольшом помещении поблизости от Парфенона. Первые экспозиции были выставлены в нем еще в 1878 году. Постепенно количество экспонатов увеличилось и было решено построить современное здание. Сегодня музей находится на расстоянии 300 метров от стен города.

В галереях представлены археологические находки, обнаруженные в Акрополе. Среди них Фризы Парфенона и скульптуры мастеров V в. до н.э. Есть много изваяний из храмов, на которых изображены сцены сражений богов, гигантов, Геракла, фигуры Кариатид и Мосхофороса. Для некоторых статуй требуется строгий температурный режим, за которым внимательно следят работники музея.

Экскурсии по Акрополю

Комплекс работает ежедневно с 8:00 до 18:30, за исключением государственных праздников. Вход на территорию платный, он составляет 12 евро. Гражданам Евросоюза предлагаются скидки: стоимость входа для пенсионеров и студентов равна 6 евро, а школьники посещают достопримечательности бесплатно. По одному билету турист имеет право осматривать достопримечательности в течение четырех дней. Чтобы попасть в Музей Акрополя, необходимо дополнительно оплатить 1 евро.

Для подробного изучения многочисленных храмов понадобится от 4 до 6 часов, поэтому следует запастись водой и средствами для защиты от солнца. Приветствуется удобная одежда и обувь. Хотя дожди здесь бывают редко, но мраморные ступени могут быть скользкими и в сухую погоду.

Мы все в 5 классе изучали историю Древнего мира. Мы помним фотографии и рисунки Акрополя на страницах наших учебников.

Тогда мы не задумывались, что тысячи лет назад на этом месте люди жили и умирали, строили планы и дома, любили и страдали.

Афинский Акрополь был колыбелью современной европейской цивилизации. Величие предков достойно уважения. Но полностью ощутить это можно только увидев своими глазами место, где рождались легенды.

Верхний город

Согласно древнему мифу основателем был рожденный древнегреческой богиней земли Геей, получеловек-полузмея — царь Кекроп.
Пораженный красотой здешних мест, он основал древний город.

Но тогда города без божественного участия не могли существовать. Микенам и Агросу покровительствовала Гера, Фивам – , а Деметра курировала Элевсин.

За почетное звание покровителя нового города бились дочь Зевса – Афина и владыка всех морей и океанов Посейдон. Кекроп устроил соревнование, суть которого заключалась в том, что кто преподнесет городу лучший подарок, тот и будет владеть землей .

В состязании первым принял участие Посейдон. В жаркой и засушливой местности нет лучшего подарка, чем прохладная вода. Ударив трезубцем о скалу, он сотворил водопад. Но воды его были солены, и бесполезны для жителей.

Афина же подарила городу оливковое дерево, дарующее тень, и .
Кекроп счел дар Афины лучшим, и боги согласились с ним.

С тех пор любимая дочь Зевса стала покровительницей Афин. И в ее честь Кекроп возвел первое святилище. А город, обидевший Посейдона, до сих пор периодически испытывает засуху.

Город был основан на 156-метровом холме с плоской вершиной. Отсюда открывался изумительный вид на море и окрестности. Изначально на нем, помимо святилища божественной покровительнице, располагались постройки политического и хозяйственного значения, такие как государственная казна, склад оружия и др.

Населяли акрополь в основном правители и знать. Простые же люди и ремесленники строили свои жилища у подножья холма. В случае опасности население укрывалось за крепостными стенами.

Акрополь, в переводе с греческого, значит «верхний город». Каждый греческий город в те времена имел свой собственный акрополь. Но всемирную известность получил именно Афинский.

Это не только символ столицы , но и символ всей страны. Сооружение представляет собой сложный архитектурный ансамбль, занесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но постройки, которые мы можем видеть сейчас, не были здесь первоначально. За всю историю Афинский акрополь не раз подвергался разрушительным набегам.

Те храмы, которые сохранились до нашего времени, были возведены примерно в середине 5 века до н. э. Произошло это после того, как окончательно разгромив персов, греческие полисы наконец-то объединились и создали Афинский морской союз под предводительством Афин.
Тогда было решено выделить деньги на восстановление разрушенного персами Акрополя.

Храмы были сожжены до основания, поэтому их просто выстроили заново. Центральное место отвели храму Афины Паллады – Парфенону.

Также на территории Акрополя находятся , храм Эрехтейон с его знаменитым портиком Кариатид, Бравронейон и множество других.

Каждый из храмов уникален, и представляет интерес не только для специалистов и историков, но и для обычных туристов, для которых история не просто слово. Но прошедшие сквозь тысячелетия эллинские храмы последнее время подвержены сильному разрушению.
Причиной этому стало изменение атмосферы. Из-за выбросов выхлопных газов повысилось содержание серы в воздухе. Мрамор медленно превращается в известняк. К тому же железные конструкции, соединяющие мраморные части, окисляясь, разрушают благородный камень.

В Акрополе идет непрекращающаяся реставрация. Поэтому впечатление туристам могут подпортить строительные леса. Пока ученые не найдут способ противодействовать химическому разрушению камня, часть скульптур заменена копиями. Оригиналы размещены в Музее Акрополя.

Афины начинаются с Акрополя

В каком бы местечке Греции вы ни остановились, не побывать в Афинском Акрополе просто неразумно. Греция не такая уж большая страна и добраться до Афин не составит труда, к тому же способов доехать до столицы великое множество.

Афинский акрополь – это музей под открытым небом. При его осмотре придется много ходить и забираться на гору. Поэтому собираясь на экскурсию, не забудьте про удобную обувь, головные уборы. Учитывайте, что ступени и камни, по большей части, скользкие.

Как организовать себе экскурсию решать придется самому. Экскурсионных программ великое множество. Все включают в себя, как правило, посещение Акрополя, и несколько других достопримечательностей.

Купить экскурсию можно как в небольших агентствах, раскиданных по всему городу, так и через интернет. Можно приобрести ее и у своего туроператора. Стоимость программ варьируется в немыслимом диапазоне. Все зависит от того, что включили организаторы в экскурсию, а также включено или нет питание, какой вид транспорта и т.д.

Не менее интересно будет, если вы самостоятельно себе организуете ее. К тому же ощущение свободы, и то, что вы предоставлены сами себе, добавит остроты, и превратит обычную экскурсию в небольшое приключение.

В центре Афин находится два холма. На одном расположился Акрополь. Другой холм называется Ликавитос, и прославился он тем, что с него открывается невероятный вид на город. У подножья обоих холмов раскинулась плотная застройка старых Афин. Ошибиться с направлением в поисках Акрополя невозможно.

Общественного транспорта в Афинах предостаточно, но передвигаться быстро удобнее все-таки на метро.
Станция метро, с которой легко добраться до Акрополя, называется «Акрополи» и находится она на красной ветке.
От станций метро Тиссио и Монастрираки до археологического памятника тоже можно добраться пешком.

Билеты на проезд следует приобретать в кассах метро или автоматах. Разовый билет стоимостью в 1,4 евро позволит вам проехать на любом виде транспорта в любом направлении в течение 90 мин. Билет на сутки стоит 4 евро.

Поднявшись из метро на поверхность, Вы увидите величественные древние постройки. Акрополь настолько мощный, что современный город просто теряется на его фоне.

Место притока туристов, как и во всем мире, привлекает торговцев.

Поэтому вокруг множество закусочных, кофеен и сувенирных магазинчиков. Голодным остаться туристу не получится. Но водой следует все-таки запастись заранее, так как здесь она бессовестно дорога — от 0,5 евро, и чем выше вы поднимаетесь в гору, тем выше цена на бутылочку обычной воды.

Археологический памятник принимает туристов в летний сезон: в рабочие дни с 8-00 до 18-30, а в выходные и праздники с 8-30 до 14-30. В июле и августе лучше спланировать посещение на утренние часы.

Днем впечатление может испортить беспощадная жара. Кроме того, будьте готовы к тому, что кроме вас там будут толпы туристов — этого не избежать.

Если посещение Акрополя запланировано не в составе экскурсии с русскоговорящим гидом (которая может быть неоправданна дорога), то заранее закачайте программу Мобильный гид в свой гаджет, или захватите путеводитель.

В противном случае Вы будете обречены лицезреть развалины, абсолютно ничего не представляя об их богатой истории. Если повезет, можно примкнуть к экскурсии на русском языке.

На входе – стенд с правилами поведения на территории памятника. Главное, из которых, – не трогать камни!

Входной билет в Афинский акрополь стоит 12 евро. Билет действителен в течение 4 дней.

Им можно воспользоваться также при посещении еще шести достопримечательностей: театра Диониса, Римской Агоры, Древнегреческой Агоры, Храма Зевса, библиотеки Адриана и древнего кладбища – Керамик.

Воздержитесь от покупок сувениров на территории памятника.

Абсолютно те же сувениры, прочие безделушки и предметы непонятного предназначения можно приобрести — у подножья Акрополя, причем в три раза дешевле.

Греки дружелюбный народ, еда у них вкусная, порции просто огромны.

К тому же любое уважающее себя заведение в конце трапезы принесет вам комплимент от заведения, в виде рюмочки или , а детям – десертик. Поэтому разницы, в какой таверне поесть, с этой точки зрения нет.

Чтобы совместить полезное с приятным, посетите еще и Центральный рынок Афин. Находится он недалеко от Акрополя.

Рынок открыт: с понедельника по субботу с 8-00 утра до 18-00 вечера. Расположен он всего в 500 метрах от станции метро Монастрираки.

Вы насладитесь не только местным колоритом, но и перекусите по весьма демократичным ценам. В тавернах можно плотно подкрепиться на 10-15 евро. И выбрать симпатичные от 1 евро.

Ну а теперь, получив все ценные советы, направляемся в верхний город Афин.

Пропилеи

Монументальный вход в Акрополь – Пропилеи находятся в западной части Акрополя.

Возведены они на крутом склоне. Изначально попасть сюда можно было по широкой тропе, которую потом римляне покрыли ступенями.

Пропилеи представляют собой два портика, один направлен в сторону Акрополя, а другой в сторону города.

Потолки портиков выкрашены в синий цвет и расписаны золотыми звездами. С внутренней стороны расположены ионические колоны и павильоны. В древности там размещались картинная галерея и библиотека.

Храм Ники Аптерос

Изящный мраморный храм, посвященный Богине Победы, постоянной спутнице богини Афины.


Внутри находилась статуя Ники, которая не сохранилась. Но современники утверждают, что в одной руке Ника держала шлем, а другой плод граната. Примечательно, что у этого изображения Ники отсутствуют крылья, хотя принято ее было изображать крылатой, что даёт повод некоторым ученым предполагать, что статуя изображала всё-таки Афину, а не Нику.
Аптерос в переводе с греческого как раз и значит «бескрылая», а Ника – «победа».

Древнегреческий писатель Павсаний утверждал, что богиню лишили крыльев, чтобы она не могла покинуть город. Фризы украшены рельефными изображениями с изображениями богов. Храм расположен справа от Пропилей, снаружи Акрополя и хорошо сохранился.

Храм был отреставрирован в последний раз в 2000 году, и сейчас виден из любой точки центра города, а когда темнеет включается подсветка, что придает сооружению фантастически красивый вид.

Парфенон

Рядом с храмом и растет то легендарное оливковое дерево – дар Афины городу. Храм посвящен Афине, Посейдону и царю Афин – Эрехтею. В честь него и назван храм.

Архитектору пришлось постараться, так как возводился храм на довольно неровной поверхности. Поэтому строение асимметрично и состоит из двух помещений на разных уровнях.

Восточная часть возведена в честь Афины Паллады. Она имеет отдельный вход. В ней же хранилась ее древнейшая скульптура, согласно мифу, упавшая с неба. Скульптуру жрицы облачали в одежды сотканные ими — «пеплос». А перед Афиной горел неугасаемый золотой светильник.
С трех сторон пристроены портики различной формы.

Западное помещение храма славит Посейдона и царя Эрехтея. Оно тоже имеет отдельный вход. Алтари посвящены не только богам, но и смертным Эрехтею и его брату.

В этой части храма был источник с соленой водой, образовавшийся как раз когда Посейдон ударил по соседней скале трезубцем. След от удара можно увидеть до сих пор. Также интересно посмотреть и след от молнии Зевса, которой он поразил Эрехтея, и могильные плиты усыпальницы человека-змеи Кекропа.

Портик Кариатид

Портик Кариатид является частью архитектурного ансамбля храма Эрехтейона, но это настолько уникальное сооружение, что он выделен в отдельную достопримечательность.

Портик на корзинах держат статуи прекрасных девушек. Говорят, что это жительницы древнего города Карий, жрицы богини Артемиды. Были они весьма красивы и имели в своем обычае танцевать во славу богини Артемиды с корзинами полными цветов или фруктов на голове.

В настоящее время портик держат шесть копий античных статуй. Оригиналы же разнесены по музеям мира. Одна находится в Британском музее, остальные в Музее Акрополя.
Идея использовать скульптуры девушек вместо колонн дошла и до наших дней, и кариатиды стали архитектурным элементом.

Музей Акрополя

Музей Акрополя находится в 300 метрах от него. Само по себе здание уже уникально. Вряд ли оно останется незамеченным туристами.

На общем фоне музей просто ультрасовременен. Построен прямо на месте раскопок. Результаты трудов археологов можно увидеть через стеклянный пол на первом этаже. Площадь музея впечатляющая – 226 тысяч кв. м. Описывать множество экспонатов нет смысла. Но коллекция античных статуй точно запомнится.

Очень удобно расположено кафе – прямо на крыше музея.

Бесподобный вкус прекрасно гармонируют с невероятным видом, открывающимся с крыши музея.

Стоимость входного билета 5 евро. Работает он все дни кроме понедельника с 8 утра до 10 вечера.

— это сердце и главная туристическая достопримечательность Афин и Греции. Хорошо видный со всех сторон (в запрещено строительство
высотных зданий, чтобы не закрывать вид на Акрополь ) он служит прекрасным ориентиром для передвижения по городу.

Ежегодно Акрополь Афин посещают миллионы туристов и путешественников со всех уголков планеты.

Акрополь с древнегреческого языка переводится как укрепленное место в городе.
Акрополь является древнейшим населенным местом Афин. Уже во времена архаического периода здесь располагались величественные храмы и скульптуры, которые поздние поколения греков считали наследием циклопов. В Микенский период (15 -13 в до н.э) Акрополь являлся царской резиденцией.

Именно здесь находилась резиденция легендарного Тесея (победителя Минотавра), если, конечно, его личность не была мифической.

Во время греко-персидских войн Акрополь был полностью разрушен персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после победы над персами и изгнания врагов из Эллады . В 447 г. до н.э. под руководством знаменитейшего скульптора на Акрополе началось новое строительство. , храм Ники, Эрехтейон — это те шедевры, которыми мы наслаждаемся и по сей день.

Ворота Бюле

Эти ворота названы в честь французского архитектора Эрнеста Бюле , который в 1825 году производил раскопки Акрополя. Это одни из двух ворот Акрополя, которые были сделаны в крепостных стенах после набега герулов в 267 году.

Святилище Афродиты Пандемос

Справа от ворот Бюле находятся развалины храма Афродиты . В настоящие время от храма остался лишь архитрав украшенный гирляндами и голубями.

Святилище Артемиды Бравронии

Этот храм находился в восточной части Акрополя , недалеко от развалин микенских стен. Храм представлял собой дорийскую колоннаду с двумя крыльями в форме “П”. Создание храма приписывается Писистрату, который происходил из района Бравронии,
где культ Артемиды был широко распространен. В боковых крыльях колоннады храма хранилось две статуи богини: первая – древняя деревянная статуя, изображающая богиню сидящую на троне, и вторая, которая была творением скульптора Праксителя .

Халкотека

Восточнее храма Артемиды находилась Халкотека , здание, которое использовалось для хранения металлических предметов, относящихся к культу богини Афины . Здание было построено в середине 5 века до н.э., а в римский период была произведена реконструкция здания.

На Южном склоне Акрополя находится самый древний из известных театров,- театр Диониса (бога виноделия). По легенде жители Афин убили Диониса, когда он прибыл в Аттику и впервые дал попробоватьлюдям вино, подумав что Дионис пытается их отравить. Потом одумались и стали очень бурно отмечать дионисии — празднества в
честь ими же убитого бога. В конце концов, это все привело к созданию театра. Именно в этом театре впервые были показаны шедевры Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана .

В 6 – ом веке до н.э. правивший в Афинах тиран Писистрат привил культ Диониса в Афинах и организовал Великие Дионисии, которые проводились в течение марта – апреля. Примерно в то же время в Афинах появился поэт Феспид , выходец из демоса Икария. Он ввел в дионисии первого актера и сам стал писать тексты, которые должен
был читать актер и участники хора. До Феспида эти тексты были чистой импровизацией хористов. Феспид также стал посвящать тексты не только событиям из жизни Диониса , но также другим героям греческой мифологии и реальным историческим персонажам. Были придуманы и введены также актерские маски, так как одному и тому
же актеру приходилось играть множество ролей.

В 4-ом веке до н.э., во времена правления Ликурга , деревянные зрительские ряды были заменены на каменные и с тех пор уже не изменялись. Сцена же театра подвергалась перестройки множество раз.

В театре 78 зрительских рядов, которые разделяются проходом на две зоны. Проход является одновременно и частью Перипата – дорожки, которая окружает священную скалу Акрополя .

Передние мраморные зрительские ряды, 67 сидений, предназначались в древности для правителей, архонтов и жрецов. В центре передних рядов расположен трон главного жреца храма Диониса Элефтерия .

Римляне дважды изменяли театр. Один раз во время правления императора Нерона, в 1-ом веке нашей эры и другой раз во времена правления Федра, в 3 веке нашей эры.

Фризы, которые сегодня можно увидеть на авансцене театра, изображают сюжеты из мифов о Дионисе. Первый фриз изображает рождение бога: сидящий Зевс , а перед ним Гермес с младенцем Дионисом на руках, по краям Куриты танцуют боевой танец с оружием в руках. Затем изображен Икар , приносящий в жертву Дионису козу, а
справа изображен один только Дионис со своим другом Сатиром.

Храм Августа

Неподалеку от восточного входа в Парфенон находился храм Ромы и Августа . Храм был построен в 27 году до н.э. тогда, когда Октавиан получил звание Августа. Это был небольшой круглый храм с диаметром 8,50 метров и 9 ионическими колоннами. На подножии колонн существовала надпись, которая гласила, что храм посвящен Роме и
Августу от благодарных афинян.

Святилище Зевса Полиея

На севере-востоке от Парфенона находятся развалины Храма Зевса . Он состоял из четырехугольной ограды, внутри которой была отдельная огороженная территория с маленьким храмом и залом даров. В храме в честь Зевса осуществлялся ритуал Дииполии.

У входа в Акрополь находится также театр Ирода Аттики. Тиберий Клавдий Ирод Аттический был одним из самых богатых афинских граждан, а также римским наместником в провинции Азия. Кроме всего прочего он был известным философом и являлся учителем Марка Аврелия .

В 161 году н.э. в память о своей жене он построил Одеон (театр) в
Афинах. Это прекрасно сохранившийся образец римской архитектуры в Афинах.
Театр имел сцену длиной 35,4 метра построенную в два этажа и был
устлан белыми и черными мраморными плитами из каменоломен Кариста.
Вместимость театра составляла до 5.000 человек. Крыша театра была сделана из дерева кедра.

Помещение театра было отстроено заново и сегодня в театре проводится Афинский Фестиваль , на котором вниманию зрителей свое искусство представляют лучшие театры мира.

Медная статуя Афины

На территории Акрополя находилось множество даров и подношений от различных городов и простых жителей. Особенно ценным была статуя Афины . Статуя была установлена между Эрехтейоном и Пропилеями и была высотой в 9 метров. Согласно Павсанию, наконечник копья статуи и блеск ее шлема были видны кораблям, которые шли от мыса Сунион в Пирей.

Одеон Перикла

Восточнее театра Диониса находился знаменитый Одеон Перикла , построенный в 447 году до н.э. и предназначавшийся для музыкальных конкурсов. Одеон был уничтожен во время штурма Акрополя легионами Суллы в 86 году до н.э. и восстановлен царем Кападокии Ариобарзаном Вторым. Окончательно театр Перикла был разрушен герулами в 267 году до н.э.

Между театром Диониса и Одеоном Ирода Аттики расположена колоннада
Эвминия Второго (царя Пергама), которая была построена во 2 веке до н.э. в дар Афинянам. Колоннада имела в древности крышу и использовалась жителями в качестве променада для прогулок.

В 5 веке, с приходом христианства, стал церковью Богоматери. После завоевания Греции турками храм превратили в мечеть, а затем - в арсенал. был разобран.

В 1687 году во время после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть , и вдобавок при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты.

В 19 веке фризы и оставшиеся статуи Парфенона были вывезены в Англию, где их можно наблюдать в Британском Музее .

Музей Акрополя

Музей Акрополя был открыт в 1878 году. Первоначально здание музея располагалась в маленьком помещении сразу за Парфеноном.

Коллекция музея состоит из экспонатов, которые были найдены во время археологических раскопок Акрополя .

К его сокровищам относятся сохранившиеся части фризов Парфенона а также скульптуры греческих мастеров 5 века до н.э.

Экспонаты музея выставлены в хронологическом порядке. Это фронтонные скульптуры храмов Акрополя с изображениями битвы богов с гигантами, сцены борьбы Геракла с различными мифическими существами, а также скульптура Мосхофороса, или молодого человека несущего на плечах теленка (570 год до н.э.)

Среди экспонатов музея представлена хорошо сохранившаяся метопа с южного фасада Парфенона, изображавшая битву лапифов с кентаврами. Жемчужинами музея являются оригиналы Кариатид с южного портика Эрехтейона. Статуи хранятся в помещении со специальным температурным режимом.

Памятка туристу

Акрополь открыт ежедневно с 8 утра и до 6:30 вечера.

Время работы Акрополя может немного изменяться в зависимости от
сезона. На Акрополь запрещено проносить любые сумки (их можно оставить у входа в Акрополь)

Входной билет стоит 12 евро, но по этому билету можно также посетить Агору и Храм Зевса .

Акрополь на карте Афин

АКРОПОЛЬ (ГРЕЦИЯ)

Сегодня мы совершим экскурсию в Афинский Акрополь.

Переводится с греческого, как «верхний город». В древнегреческих городах-полисах акрополем называли возвышенную и укреплённую часть. Эта находящаяся на возвышенном месте укреплённая часть города служила защитой во время опасности. Поэтому именно на акрополе возводили храмы богам, покровителям города, хранили казну и вооружение города. Такие акрополи были во многих древних городах. Известны, к примеру, древнейшие акрополи в Микенах, Тиринфе. Но самым знаменитым является, безусловно, Афинский Акрополь!

Этот стройный ансамбль выдающихся произведений архитектуры и скульптуры считают шедевром не только греческого, но и мирового искусства, своего рода символом величия классической Греции. Афинский Акрополь внесён в список Всемирного наследия. Поэтому, наверное, излишне и говорить, что, приехав в Афины даже на очень короткий срок, нужно обязательно посетить Акрополь и увидеть, как говорится, воочию всё это великолепие.

В связи с этим мы и решили сегодня пригласить вас на увлекательную прогулку по величественному и древнему Акрополю. Это чудо древности расположено на скале высотой 156 метров над уровнем моря. Скала эта природного происхождения и имеет плоскую вершину. Примечательно, что весь сложный архитектурно-пространственный комплекс Афинского Акрополя максимально учитывает окружающую природу. Давайте же прогуляемся по этой древней крепости.

Подойдя к Акрополю, в районе южной стены мы увидим, что скала, на которой возведён Акрополь, укреплена каменными стенами. Эти стены огромны, их толщина — пять метров! Такие стены были вокруг всего комплекса, но до наших дней сохранился лишь их фрагмент, который мы и видим.

Это очень древние стены! Они были воздвигнуты в XIII веке до н. э. Согласно легенде, эти величественные стены возвели существа сверхестественной силы — Киклопы. Древние греки верили в это. А сегодня, глядя даже на фрагмент этих гигантских стен, мы тоже готовы поверить, что стены таких размеров могли возвести только мифические существа-силачи!

Вообще надо отметить, что первые укрепления на скалистом отроге этой скалы появились ещё задолго до наступления классического периода. В те далёкие времена Акрополь был средоточием политической и военной жизни города: прежде всего, это было место обитания правителя. Но в конце второго тысячелетия до нашей эры Акрополь приобретает уже исключительно культовое значение!

Согласно мифам, деревянное изображение богини Афины, покровительницы сил земли и воинственной защитницы города, было низвергнуто Зевсом на Землю и упало прямо на Акрополь! Поэтому именно здесь и были возведены храмы в честь богини! Но, к сожалению, почти все они были уничтожены персидским царём Ксерксом, захватившим Афины в 480 - 479 годах до н. э. Об этом даже свидетельствует в своих заметках сам «отец истории» Геродот.

Вновь отстроен Акрополь был лишь в так называемый золотой век Перикла. Этот афинский стратег, заключив перемирие со Спартой, получил возможность заняться обустройством столицы. Под руководством величайшего из греческих скульпторов Фидия к концу V века до н.э. Акрополь был отстроен вновь. Причём новый Акрополь был невероятно красив и грандиозен!

Давайте подойдём поближе. Перед нами с западной части комплекса предстают Пропилеи.


Это главный, торжественный вход на Акрополь! Эти ворота были возведены в 437-432 годах до н.э. Давайте мысленно перенесёмся далекий V век до н.э. и посмотрим, что же представляли собой Пропилеи в то время, а заодно и увидим, что здесь происходило. Итак, мы в далеком прошлом! Перед нами не спеша по широкой каменной лестнице к Пропилеям поднимаются афиняне. Смотрите, по боковым проходам идут пешие граждане, а по центральному проезжают всадники и колесницы! Тут же ведут и жертвенных животных.

Обратите внимание на сами Пропилеи! Они сделаны из пентеликонского мрамора. Видите, какой это красивый материал. Сегодня этот мрамор выглядит уже не так. Но ничего не поделаешь, время берет свое. А в те времена ворота просто поражали своим великолепием! Вы заметили, что Пропилеи представляют собой два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой — к вершине Акрополя. Поднимите голову и посмотрите на потолки портиков. Видите эти квадратные углубления? Это кессоны! Они расписаны золотыми звездами по синему фону! Очень красиво, не правда ли! А видите, там, где склон холма резко повышается, построена поперечная стена с пятью проходами. Так вот центральный из этих проходов предназначен только для торжественных процессий! В обычное время он закрыт бронзовыми воротами. Кстати, эти врата являются границами святилища. Жаль, что до наших дней многое не сохранилось!

Да, Пропилеи просто великолепны! Вы не забыли, что мы с вами в далеком прошлом? Вспомнили? Тогда посмотрите налево. Видите это довольно крупное здание, которое примыкает к Пропилеям? Это Пинакотека, картинная галерея. Здесь выставлены портреты героев Аттики! А теперь посмотрите направо. Видите выступ на скале? Знаете, это тот самый выступ, с которого, согласно легенде, афинский царь Эгей еще в XIII веке до н.э. бросился вниз, увидев входящий в гавань корабль своего сына Тесея с черными парусами, символизировавшими неудачу его плавания на остров Крит! Вспомнили легенду? А помните, что это было ошибкой, и Тесей, на самом деле был жив! Да, судьба порой играет с людьми злые шутки! На выступе небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа».

А знаете, почему «Бескрылая победа»? Дело в том, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит»! Вы только посмотрите, какой это необыкновенно изящный мраморный храм! Стоящий на трехступенчатом постаменте, этот храм со всех сторон опоясывает скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Но эту скульптурную ленту фриза мы можем видеть только, переносясь в воображении в те далекие времена. До наших дней она, как вы понимаете, не сохранилась. Если мы, все в том же прошлом, зайдем внутрь храма, то увидим прекрасную скульптуру Афины-Ники! Величественная богиня в одной руке держит шлем, а в другой — плод граната, символ победоносного мира! Жаль, но сегодня эту великолепную статую тоже уже нельзя увидеть. Она, к сожалению, тоже была разрушена.

Но давайте продолжим наше путешествие в прошлом по Акрополю. Давайте, вслед за афинянами войдем в Пропилеи. Миновав их, мы оказались на самой вершине скалы. Посмотрите, прямо перед нами возвышается огромная бронзовая статуя Афины Промахос, то есть Афины-Воительницы. Видите золоченый кончик ее копья? Афиняне уверены, что он в ясные дни служит ориентиром для судов, подплывающих к городу. Сразу за статуей, обратите внимание, на открытой площадке находится алтарь, а слева воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершают обряды поклонения покровительнице города — богине Афине. Если мы подойдем к кому-нибудь из жителей и спросим об этом месте, то нам расскажут древний миф о споре Афины с богом Посейдоном за владение крупнейшим из греческих полисов.

Мы узнаем, что, согласно мифу, победителем в этом споре должен был стать тот, чей подарок имел бы для города большее значение. Тогда Посейдон метнул свой трезубец на Акрополь и в месте его удара стал бить источник морской воды. Он обещал также афинянам успехи в морской торговле. Но победила в этом споре все же Афина! Она ударила копьем, и в этом месте выросло оливковое дерево, ставшее символом Афин. Поэтому именно здесь и находится алтарь. Кстати, обратите внимание, что одна из частей храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею. Эта часть так и называется — Эрехтейон. Не удивляйтесь, что только часть храма. Тогда была только часть, но позднее это название перешло на весь храм. И сегодня мы знаем это сооружение как Эрехтейон.

Наибольший интерес в Эрехтейоне представляет Портик Дочерей - шесть скульптур прелестнейших девушек поддерживают крышу пристройки храма вместо колонн. В византийское время их стали называть Кариатидами, что означало женщин из небольшого городка Кария, славившихся своей исключительной красотой. Одну из Кариатид (вместе с фризами и фронтонами Парфенона) в начале 19 века, имея разрешение турецкого правительства, вывез в Англию посол этой страны в Константинополе лорд Эльгин. Поступок Эльгина настолько взволновал афинян, что вскоре родилась легенда о слышащихся в ночи звуках - плаче оставшихся на храме пяти Дочерей о своей похищенной сестре. А лорд Байрон "посвятил" грабителю этих бессмертных сокровищ свое стихотворение "Проклятие Афин". Знаменитые Эльгинские мраморы и сейчас находятся в Британском музее, а статуя на храме заменена копией.

Посмотрите на Эрехтейон внимательно. Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. Такой интерьер, мраморные рельефные фризы, оригинальные портики, самый известный из которых — портик кариатид, можно увидеть только в прошлом, так как до наших дней они не дошли: мраморные рельефные фризы разрушены полностью, а портики очень повреждены. Но, согласитесь, что и в наши дни, даже с поврежденными портиками, Эрехтейон все равно прекрасен! Это - жемчужина древнегреческой архитектуры!

Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях, помещений. Восточная часть храма, располагается выше, чем западная. Кстати, помните легенду, рассказанную нам жителями Афин, о споре между Афиной и Посейдоном?

Согласно легенде, за право покровительства городу и его жителям боролись два могущественных божества - Посейдон и Афина. Олимпийские боги для разрешения этого спора предложили соперникам сделать подарок городу. Посейдон ударил в скалу своим трезубцем и из неё забила ключом морская вода - символ морского могущества города, которое дарил ему бог моря, а из места куда ударила копьем Афина, взошло оливковое дерево. Боги признали подарок Афины гораздо более ценным и отдали народ под ее покровительство, а город назвали ее именем.

А теперь посмотрите на пол в храме, видите эти неровности? Это следы от удара трезубцем Посейдона! А видите колодец внутри храма? В этом колодце соленая морская вода. Это и есть тот источник, который по легенде Посейдон даровал городу! Да, после всего увиденного вы теперь вряд ли скажете, что мифы — это вымысел! С западной стороны вплотную к Эрехтейону располагается святилище нимфы Пандросы. Именно там внутри открытого дворика вы можете увидеть священную оливу, ту самую, которую Афина, согласно легенде, подарила жителям города.

Надеемся, вы не забыли, что мы с вами все еще в прошлом? Тогда продолжим путешествие по Акрополю. Видите торжественное шествие, направляющееся к самому величественному храму Акрополя, к Парфенону?

Это праздник Великих Пана-финей! Кульминационный момент этого торжества происходит у алтаря перед восточным фасадом Парфенона, где жрецам передается новая одежда для статуи Афины. Да, Парфенон — это самое главное и самое культовое место в Акрополе. Этот храм также посвящен богине Афине. Но на этот раз она выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма.

Посмотрите, насколько прекрасен этот храм!


Он отличается удивительной гармонией! Его ступени, наружная колоннада, фронтоны, фризы и метопы — все безукоризненно и великолепно! Все здание было воздвигнуто из местного белого мрамора. Парфенон — это шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения! Давайте поднимемся по его мраморным ступеням. Кстати, обратите внимание на колонны храма. Видите, колонны сужаются кверху. Это не оптический обман, это так и есть на самом деле. Такой архитектурный прием помогает зрительно увеличить колонны в высоту, и кажется, что они устремляются высоко в небеса и почти касаются небес!

Как мы и говорили, все элементы конструкции Парфенона, включая черепицу крыши и ступени, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Поэтому сегодня Парфенон уже не выглядит белоснежным. Но, тем не менее, и сегодня его называют «гимном» Древней Греции и «красотой простоты»!

Давайте войдем в Парфенон. Посмотрите, в пространстве, ограниченном внутренней колоннадой, находится колоссальная, из золота и слоновой кости культовая статуя Афины! Сегодня она не сохранилась, но в прошлом мы можем ее увидеть. Видите, одежда и шлем богини выполнены из чистого золота, а волосы и щит сделаны из золотых пластин. Посмотрите на ее глаза! Они сделаны из драгоценных сапфиров! На правой руке Афины держит фигуру богини победы Ники, у левого плеча — копье. Роскошные одеяния, шлем, щит и эгида, украшенная маской Медузы Горгоны, придают статуе величавую торжественность. Да, это настоящая богиня! Вот она — великая покровительница великого города!

статуя Афины Парфенос

Скульптурные группы на фронтонах храма изображают деяния этой богини. На восточном — рождение Афины, которая в полном вооружении выпрыгнула из головы Зевса после того, как бог-кузнец Гефест разрубил тому голову топором. На западном — известный уже нам спор между Афиной и Посейдоном, когда подаренное богиней оливковое дерево было признано более ценным даром, чем источник соленой воды, открытый в скале Посейдоном. Да, к великому сожалению, не все, что было создано древними мастерами, и что могли лицезреть афиняне далеких времен, сохранилось до наших дней. Давайте теперь вернемся из нашего путешествия во времени. Давайте посмотрим на великий Акрополь сегодня. Согласитесь, что все равно то, что осталось и сохранилось — это тоже просто великолепно! Да, Акрополь — это воистину эталон гармонии, естественности и красоты!

Вот еще пара фотографий с Акрополя:

У входа в Акрополь находится также театр Ирода Аттики . Тиберий Клавдий Ирод Аттический был одним из самых богатых афинских граждан, а также римским наместником в провинции Азия. Кроме всего прочего он был известным философом и являлся учителем Марка Аврелия.
В 161 году н.э. в память о своей жене он построил Одеон (театр) в Афинах. Это прекрасно сохранившийся образец римской архитектуры в Афинах.
Театр имел сцену длиной 35,4 метра построенную в два этажа и был устлан белыми и черными мраморными плитами из каменоломен Кариста. Вместимость театра составляла до 5.000 человек. Крыша театра была сделана из дерева кедра.
Помещение театра было отстроено заново и сегодня в театре проводится Афинский Фестиваль, на котором вниманию зрителей свое искусство представляют лучшие театры мира.

В 6 - ом веке до н.э. правивший в Афинах тиран Писистрат привил культ Диониса в Афинах и организовал Великие Дионисии, которые проводились в течение марта - апреля. Примерно в то же время в Афинах появился поэт Феспид, выходец из демоса Икария. Он ввел в дионисии первого актера и сам стал писать тексты, которые должен был читать актер и участники хора. До Феспида эти тексты были чистой импровизацией хористов. Феспид также стал посвящать тексты не только событиям из жизни Диониса, но также другим героям греческой мифологии и реальным историческим персонажам. Были придуманы и введены также актерские маски, так как одному и тому же актеру приходилось играть множество ролей.

В 4-ом веке до н.э., во времена правления Ликурга, деревянные зрительские ряды были заменены на каменные и с тех пор уже не изменялись. Сцена же театра подвергалась перестройки множество раз.

В театре 78 зрительских рядов, которые разделяются проходом на две зоны. Проход является одновременно и частью Перипата - дорожки, которая окружает священную скалу Акрополя.

Передние мраморные зрительские ряды, 67 сидений, предназначались в древности для правителей, архонтов и жрецов. В центре передних рядов расположен трон главного жреца храма Диониса Элефтерия.

Римляне дважды изменяли театр. Один раз во время правления императора Нерона, в 1-ом веке нашей эры и другой раз во времена правления Федра, в 3 веке нашей эры.

Фризы, которые сегодня можно увидеть на авансцене театра, изображают сюжеты из мифов о Дионисе. Первый фриз изображает рождение бога: сидящий Зевс, а перед ним Гермес с младенцем Дионисом на руках, по краям Куриты танцуют боевой танец с оружием в руках. Затем изображен Икар, приносящий в жертву Дионису козу, а справа изображен один только Дионис со своим другом Сатиром.

Среди экспонатов музея представлена хорошо сохранившаяся метопа с южного фасада Парфенона, изображавшая битву лапифов с кентаврами. Жемчужинами музея являются оригиналы Кариатид с южного портика Эрехтейона. Статуи хранятся в помещении со специальным температурным режимом.

Акрополь - это название холма и выдающегося архитектурного ансамбля, на нём расположенного. На греческом написание «Акрополь» выглядит так: «Ακρόπολη». Обычно это слово переводят как «верхний город», «укрепленный город» или просто «крепость». Сначала гора использовалась как убежище. Впоследствии здесь существовал царский дворец и даже, если верить мифам, резиденция Тесея - победителя критского чудовища Минотавра.

С тех пор как на горе появился первый храм Афины, она стала считаться священной. Вокруг этой узкой скалы с тремя отвесными стенами разросся город Афины, сердце и душа которого находятся на святом Акрополе. С вершины горы столица Греции видна как на ладони. Также как из города отовсюду отлично видны постройки Акрополя, рядом с которым запрещены высокие строения.

В 1987 году афинский Акрополь внесен в список ЮНЕСКО как объект всемирного наследия. Эта организация в качестве своей эмблемы использует образ Парфенона.

Изображение афинского Акрополя узнают даже те, кто никогда не видел его воочию. Величайшее достижение древних греков заслуженно стало визитной карточкой Греции. Поселения на высоком скалистом холме с плоской вершиной были уже около 4000 лет до н.э. Архитектурно-исторический ансамбль Акрополя, развалины которого мы видим сейчас, создавался в основном в V веке до н.э. при полководце и великом греческом государственном деятеле Перикле. Он включал в себя:

  • Парфенон - главный храм. Построен в честь покровительницы полиса богини Афины.
  • Пропилеи - парадный вход на Акрополь
  • широкую мраморную лестницу
  • Пинакотеку - находилась слева от Пропилей
  • 12-метровую статую Афины-Воительницы, созданную скульптором Фидием из слоновой кости и золота
  • Нику-Аптерос - храм бескрылой Афины-Победительницы с алтарем перед ним. Алтарь разобрали турки в конце XVIII в., но в 1935 - 1936 годах он был воссоздан
  • Эрехтейон - храм, посвященный Афине и Посейдону. На одном из его портиков вместо колонн установлены знаменитые кариатиды.
  • святилище Зевса Полиея и другие.

Расположение строений на Акрополе

Фасад Пропилей, ведущая к ним широкая мраморная лестница и примыкающие постройки

Во II веке н. э. Герод Аттик возвел у подножия Акрополя грандиозный театр Одион.

Главными архитекторами Акрополя считаются Иктин и Калликрат, которые построили Парфенон, и Мнесикл - создатель Пропилеев. Отделкой и наблюдением за строительством вместе с Периклом занимался скульптор Фидий.

Л. Альма-Тадема (1836–1912). Фидий показывает друзьям, в том числе Периклу и его возлюбленной Аспасии, парфенонский фриз, 1868.

Парфенон переводят как «помещение для дев». По одному из предположений, в нём избранные девушки ткали легкую ткань для пеплоса - женской одежды без рукавов с множеством складок. Особый пеплос, расшитый узором, подносили богине Афине во время Панафиней - торжественных церемоний в ей честь.

Афина Парфенос

Разрушение Акрополя

Многовековой Акрополь претерпел неоднократные завоевания иных народов и влияние других культур. Это отражалось на его облике чаще всего не самым лучшим образом. Парфенону пришлось побывать католическим храмом и мусульманской мечетью. Был он и турецким пороховым складом, что сыграло трагическую роль в его судьбе.

Во время турецко-веницианской войны турки, надеясь, что христианин не станет палить по сооружению, которое несколько веков было христианским храмом, разместили в Парфеноне оружейные запасы и спрятали детей и женщин. Однако, 26 сентября 1687 года командующий веницианской армией приказал стрелять по Акрополю из пушек. Взрыв основательно разрушил центральную часть памятника.

Гравюра с изображением взрыва Парфенона


Джеймс Скин. Разрушенный Парфенон с остатками собора-мечети, 1838

Серьёзно страдал Акрополь из-за вандализма и бесцеремонного грабежа. Так на протяжении 1801-1811 годов британский посол в Османской империи лорд Томас Элгин вывез из Парфенона значительную часть древних греческих статуй и фриза в Англию, а затем продал в Британский музей.

Восстановление Акрополя

С 1834 года на территории Акрополя ведутся исследовательские и реставрационные работы. Особенно активно они производятся с конца XX века. В Афинах выстроен новый современный просторный музей. В его залах экспонируются археологические находки, обнаруженные в Акрополе. Среди них обломки фриза Парфенона, скульптуры, фигуры кариатид, статуи кор, куросов и Мосхофора (Тельценосца).

Новый музей Акрополя в Афинах

Мосхофор (Тельценосец) и «мальчик Крития», обнаруженные во время раскопок афинского Акрополя. Около 1865 года

Восстановить памятник полностью нереально, но с помощью современных цифровых технологий можно увидеть его величие с помощью 3D-реконструкции. Во время своего расцвета сооружения Акрополя, от зданий до статуй, были украшены разноцветным декором. Погрузиться в новую и одновременно старую расцвеченную реальность Древней Греции позволяет «Интерактивный тур по афинскому Акрополю», который открыт для публики с 24 марта 2018 года в «Θόλος ».

Иллюстрации

Варианты реконструкций в цвете




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»