Алеко краткое содержание. «Цыганы

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Истории любви и свободы – вечная и бездонная тема для многих романов и стихов. Кто не любил или не страдал, кто не искал сладкого плена или свободы от общественных оков? Из поэмы, которую написал Пушкин, «Цыганы» можно будет узнать все об этих бурных чувствах и эмоциях.

Вконтакте

История создания

История создания поэмы «Цыганы» Пушкина начинается со ссылки под Кишинев, где он впервые так близко узнал быт цыган, и отразил его в своих стихах. Его удивила свобода в отношениях между мужчинами и женщинами и философское понятие цыган о свободе , ведь цивилизованный человек вкладывает в понятие любви столько ограничений и требований. У поэмы «Цыганы» Пушкина год написания совпадает с временем ссылки – 1823 – 1824 годы.

Для того времени сюжет «Цыганы» Пушкина не совсем традиционен. Сначала все обычно – в кочующий стан цыган приходит молодой человек, он напоминает Печорина или , пресыщенный светом и его уловками, ищущий свободы и отдыха, чистой любви и настоящих людей.

Земфира, дочь старого цыгана, влюбляется в Алеко и становится его женой. Отец не мешает влюбленным, не учит и не запрещает.

Несколько счастливых лет проходят в любви, путешествии, заботе о хлебе. Но именно в этот момент меняется привычная линия романтических поэм.

В поэзию кочевой жизни врывается реальная жизнь и проверяет героя на прочность. Гениальность Пушкина в том, что его герои Алеко и Земфира не остались картонными образами романтиков, а превратились в живых и трагических персонажей.

После того, как юная жена признается сначала в песне, а потом открыто, что полюбила другого, герой из Манфреда превращается в Отелло при цыганке Земфире. Он забывает, что сам провозглашал свободу и честность, не слышит грустной истории любви отца жены о том, как он остался с брошенной ветреной матерью маленькой дочкой, но сохранил любовь в своем сердце.

В финале Алеко подстерегает любовников и убивает сначала мужчину, затем неверную жену. Цыгане в лице отца Земфиры обвиняют его в гордости и эгоизме, а также желании воли только для себя. Они бросают его с телегой и уходят по своему пути. Но и Алеко исчезает.

Краткая и емкая характеристика Алеко

Пушкину захотелось поселить ставшего уже популярным, благодаря Байрону и прочим романтикам, героя, уставшего от и его ограничений в чистую среду. Алеко, будущий муж Земфиры, попав к детям степей провозглашает, что связи с прошлым и миром городов порваны. Он не хочет врать себе и другим, ищет простоты чувств и свободы от суеты наук и толпы. Цыгане привлекают его именно внутренней свободой и детской искренностью. Герой хочет любить открыто и жить без условностей.

Внимание! Но как только мечты сталкиваются с реальными проявлениями этой нравственной свободы и призывами к чувственным порывам, герой вспоминает все надоевшие ему идеал

Земфира

Юная красавица Земфира – настоящее дитя любви и природы. Она непосредственна в своих привязанностях. Едва увидев Алеко, цыганка приводит его в семью и в свой дом, а потом вообще отдает ему сердце.

Если иногда ее тревожит страх, что возлюбленный покинет ее ради прошлой жизни, и она тут же делится своими переживаниями. Гневные проповеди Алеко о низости и грязи городов успокаивают ее.

И едва девушка почувствовала в сердце другую любовь, то и об этом не смогла молчать — сначала поет о своих новых чувствах, потом признается в желании уйти к другому, и отправляется, не таясь на свидание. От непонимания того, как может быть иначе, девушка ведет себя, как мать , бросившая ее ради новой любви. Земфира видит, что отец признал право любимой уйти, если все прошло, и сама уходит так же легко.

Анализ произведения

Итак, ревнивец из поэмы «Цыганы», губящий сразу две молодые жизни поступает так только из-за чувства оскорбленной гордости, ведь его посмели бросить. Он написан словно в пику всем романтическим героям, и в частности Байрону. Эти персонажи горели от ненависти и презрения к обществу и его обманчивым идеалам. Они убегали в горы и поля, слали небесам проклятия с призывами излить свою ярость на эти прибежища порока.

Герои-романтики искали у природы истины и естественности, она примиряла их с миром, давала идеал. Алеко также скучает и тоскует от того, что все познал и перечувствовал. Он много страдал и теперь хочет покоя. Но когда мужчина попадает в тот мир, который считал идеальным, открывается его истинное лицо .

Гений автора выше романтических условностей, однобоких характеристик и обманов. Он рисует ситуацию, показывающую, что человек не умеющий построить отношения в своем круге, не нашедший друзей и любовь в своем мире, не способен делать это в новом.

Все то демоническое, косное и низменное, в котором Алеко обвиняет окружающее общество, находится в нем самом и проявляется при первых трудностях . Как только любимая хочет уйти он сразу же вспоминает о праве собственности мужчины на отдавшуюся ему женщину, о гордости мужской, поруганной .

Внимание! Именно гордость, а не несчастная любовь и приводит к трагедии, и цыгане, сохранившие детские черты характера видят истинную причину и не смиряются с ней.

Особенности цыганской души

Вообще у Пушкина цыганы главные герои сильны, свободны, щедры и доверчивы, как дети. И вместе с тем, люди до краев наполнены мудростью, собирая ее по крупинкам ото всех, с кем встречаются на своем пути, и перерабатывая под свои идеалы.

Показательна история старика об Овидии, который в этих краях, обласканный любовью и заботой, горько страдал в тоске по . Мудрый цыган видит Алеко насквозь и говорит о том, что от себя сбежать невозможно – человек везде приносит свой внутренний мир с его кошмарами и проблемами.

В противовес Алеко, Земфира и ее отец не видят зла в других и не бегут от мира. Они живо реагируют на людей, радостно ищут встречи и доверчиво слушают чужие истории . Законы общества, частной собственности, брака не интересуют их и им не понятны. Цыгане принимают пришлого человека, как родного и равного, его метания не затрагивают героев. Удивлена и очарована только Земфира, но и она скоро разлюбила и променяла Алеко на своего.

Трагические персонажи по Пушкину

Страшный поступок, когда любящий человек хочет лишь мести любимому, а не счастья, пусть и далеко от него. Эти эмоции приписываются Пушкиным большинству, так называемых трагических персонажей, ставшим популярным в годы всеобщего сплина и тоски, покорившим высший свет.

Эти молодые люди носили трагические маски, томно вздыхали и ругали современное им общество с его не правильными и низкими устоями и правилами . Они стремились вернуться в «золотой век» где жилось смело и дерзко, чувства были настоящими, а люди искренними. Пушкин на примере своего героя показывает, что могут они принести в этот золотой мир – горе и смерть.

Поэма «Цыганы», краткий анализ

Пушкин, поэма «Цыганы», краткое содержание

Вывод

Все эти мотивы и настроения позволяют сказать,что Цыганы — жанр романтическим поэм , ведь в ней есть все необходимое. Трагические и яркие герои, несчастная история любви, смерть, конфликт общества и героя, любви и неверности, душевные метания и эмоциональный финал.

Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что встретила его за курганом и пригласила в табор, что его преследует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко. Старик радушно приглашает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров.

Утром старик будит Земфиру и Алеко, табор просыпается и отправляется в путь живописной толпой. Сердце юноши сжимается от тоски при виде опустевшей равнины. Но о чем он тоскует? Земфира хочет узнать это. Между ними завязывается разговор. Земфира опасается, что он жалеет об оставленной им жизни, но Алеко успокаивает её и говорит, что без сожаления оставил «неволю душных городов». В той жизни, что он бросил, нет любви, а значит, нет веселья, и теперь его желанье - всегда быть с Земфирой. Старик, слыша их разговор, рассказывает им старинное преданье о поэте, который когда-то был сослан царём в эти края и томился душой по родине, несмотря на любовь и заботу местных жителей. Алеко узнает в герое этого преданья Овидия и поражается превратности судьбы и эфемерности славы.

Два года кочует Алеко вместе с табором, вольный, как сами цыганы, не сожалея о покинутом. Он водит по деревням медведя и тем зарабатывает на хлеб. Ничто не смущает покоя его души, но однажды он слышит, как Земфира поёт песню, которая приводит его в смятение. В этой песне Земфира признается, что разлюбила его. Алеко просит её перестать петь, но Земфира продолжает, и тогда Алеко понимает, что Земфира неверна ему. Земфира подтверждает самые страшные предположения Алеко.

Ночью Земфира будит отца и говорит, что Алеко рыдает и стонет во сне, зовёт её, но его любовь постыла Земфире, её сердце просит воли. Просыпается Алеко, и Земфира уходит к нему. Алеко хочет знать, где была Земфира. Она отвечает, что сидела с отцом, потому что не могла перенести вида душевных мучений Алеко, которые он испытывал во сне. Алеко признается, что видел во сне измену Земфиры, но Земфира уговаривает его не верить лукавым сновидениям.

Старый цыган просит Алеко не печалиться и уверяет, что тоска погубит его. Алеко признается, что причина его печали - равнодушие к нему Земфиры. Старик утешает Алеко, говорит, что Земфира - дитя, что женское сердце любит шутя, что никто не волен приказать сердцу женщины любить одного, как приказать луне застыть на месте. Но Алеко, вспоминая часы любви, проведённые с Земфирой, безутешен. Он сокрушается, что «Земфира охладела», что «Земфира неверна». В назидание старик рассказывает Алеко о самом себе, о том, как был молод, как любил прекрасную Мариулу и как наконец добился взаимности. Но быстро миновала молодость, ещё быстрее - любовь Мариулы. Однажды она ушла вместе с другим табором, бросив маленькую дочь, эту самую Земфиру. И с тех пор «все девы мира» постыли старику. Алеко спрашивает, как смог старик не отомстить обидчикам, как мог не вонзить кинжала в сердце похитителя и неверной жены. Старик отвечает, что ничто не в силах удержать любовь, ничто нельзя вернуть, «что было, то не будет вновь». Алеко уверяет старика, что сам он не такой, что он не может отказаться от своих прав или хоть насладиться мщением.

А в это время Земфира на свидании с молодым цыганом. Они условливаются о новом свидании нынешней ночью после захода луны.

Алеко тревожно спит и, пробудившись, не находит рядом Земфиры. Он встаёт, выходит из шатра, его объемлет подозренье и страх, он бродит вокруг шатра и видит едва приметный в звёздном свете след, ведущий за курганы, и Алеко отправляется по этому следу. Внезапно он видит две тени и слышит голоса двух влюблённых, которые не могут расстаться друг с другом. Он узнает Земфиру, которая просит своего возлюбленного бежать, но Алеко вонзает в него нож... В ужасе Земфира говорит, что презирает угрозы Алеко, и проклинает его. Алеко убивает и её.

Рассвет застал Алеко сидящим за холмом с окровавленным ножом в руке. Перед ним два трупа. Соплеменники прощаются с убитыми и роют для них могилы. В задумчивости сидит старый цыган. После того как тела влюблённых были преданы земле, он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!» Он говорит, что цыганы не хотят жить рядом с убийцей, с человеком, который «для себя лишь» хочет воли.

Старик промолвил это, и табор скоро снялся с места и скрылся в степной дали. Лишь одна телега осталась в роковом поле. Настала ночь, но никто не разложил пред ней огня и никто не переночевал под её крышей.

Вы прочитали краткое содержание поэмы Цыганы. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

По бессарабским степям бродил цыганский табор. Жизнь его проста: днём – бесконечная пыльная дорога, вечером – ужин у костра, песни и смех молодёжи, крепкий сон под бескрайним небом. Поздним вечером шум голосов стих. Лишь в одном шатре не спал старый цыган. Он сидел у затухающего костра и ждал дочь Земфиру, которая ушла прогуляться по степи. Отец привык к таким прогулкам дочери и не беспокоился о ней. Но в этот раз она задерживалась.

Под утро цыган услышал звук шагов. Это возвращалась его дочь. Вместе с ней пришёл незнакомый юноша, которого Земфира звала Алеко. Девушка рассказала отцу, что у молодого человека проблемы с законом, и она предложила ему остаться в таборе. Старый цыган согласился делить с ним кров и пищу, предложив выбрать занятие по своему желанию.

Утром цыган разбудил Земфиру и Алеко, спящих в шатре. Табор собирался в дорогу. Слышны были звонкие голоса, смех, лай собак, рычание медведя. В дороге юноша с грустью смотрел на бескрайнюю степь и о чём-то думал. Ни счастливый смех черноглазой Земфиры, ни яркие лучи солнца не могли успокоить сердце молодого человека. Он вспоминал жизнь, проведенную в изгнании, свои желания, мечты, несбывшиеся надежды. Но всё это осталось в прошлом.

Рядом с юной цыганкой он решил попытаться найти счастье и покой. Земфира поинтересовалась у Алеко, не сожалеет ли он о прошлой жизни, о богатых и шумных городах, о красивых нарядных девушках. Юноша сказал, что чем может быть хороша жизнь, где всё продаётся и всё покупается. А она, Земфира, без украшений лучше любой красавицы, он согласен прожить с ней всю жизнь. Старый цыган слушал и удивлялся таким словам.

Так пролетели два года. Алеко привык к бродячей жизни, научился управляться с медведем. Воспоминания о прошлой жизни редко тревожили его душу. Вечерами они втроём готовили свой бедный ужин и спокойно засыпали. Но однажды Алеко услышал песню Земфиры, которую она пела над колыбелью. В ней она рассказывала о своей любви к молодому цыгану. Алеко был в отчаянии. Старый цыган тоже слышал песню дочери. Она напомнила ему дни молодости, когда зимними вечерами его жена Мариула пела эту песню над колыбелью Земфиры. Прошли годы, многое стёрлось из памяти старика, но песню эту он не смог забыть.

Ночью его разбудила испуганная дочь. Она рассказала, что Алеко плакал и стонал во сне, и ей страшно находиться с ним рядом. Цыган предложил посидеть вместе, не разрешив его будить. Он пояснил ей, что у русских людей есть такое придание о ночном домашнем духе, который мучает спящих. Но не ночной дух беспокоил Алеко. Ему не давала покоя ревность, которая тревожила и мучила его.

На следующий день старик спросил Алеко о том, что с ним происходит. Измученный ревностью юноша открыл ему своё сердце. Цыган попытался утешить его. Он говорил, что дочь его слишком юна, что мимолётные чувства проходят и ему нужно смириться. Он рассказал, что тоже когда-то был молод и силён и любил красавицу Мариулу. Но недолго длилось его счастье. Через год Мариула, оставив ему маленькую Земфиру, ушла с другим табором.

Алеко поразился его словам. Его удивило, что цыган даже не стал преследовать ни жену, ни своего соперника. Цыган был мудрым человеком. Он объяснил Алеко, что молодость даётся один раз в жизни. Как нельзя остановить ход луны в небе, так никто не в силах сдержать чувства, охватившие человека. С тех пор цыган так и не выбрал себе подруги, решил остаться одиноким на всю жизнь. Он не знал, почему так сложилась его судьба. Или оттого, что он уже не мог поверить никому, или так сильно любил Мариулу, что другая женщина не смогла заменить её.

Глубокой ночью Алеко проснулся от страшных видений и заметил, что Земфиры нет рядом. Он пошёл её искать по еле заметным следам на мокрой траве. За дальним курганом Земфира стояла, обнявшись с молодым красивым цыганом. Через мгновение они оба упали на старый курган, сражённые ножом. Утром цыгане нашли Алеко, сидящим на камне, а у его ног лежали мёртвые влюблённые.

Цыгане простились с убитыми и похоронили в одной могиле. Позже к Алеко подошёл старый цыган и попросил покинуть их табор, потому что цыгане не хотели жить с убийцей. Табор собрался, и через час его кибитки исчезли вдали, только одна телега осталась стоять посреди степи. Ночью никто не зажёг в ней огня, вокруг было тихо и пусто.

Поэма «Цыганы» - это последнее произведение А. С. Пушкина, написанное в жанре романтизма. Летом 1821 года великий русский поэт, отбывая ссылку в Кишиневе, странствовал вместе с табором бродячих цыган. Произведение было завершено Пушкиным в конце 1824 года.

Завязка

Цыганский табор кочует по бескрайним бессарабским просторам - так начинается произведение «Цыгане». Краткое содержание продолжается тем, что около костра сидит цыганская семья, неподалеку пасутся лошади, а за шатром отдыхает дрессированный медведь. Все постепенно стихает, погружаясь в мирный сон. Только в одном шатре не смыкает глаз старик, который ожидает свою дочь, Земфиру, гуляющую в поле. И вот она объявляется, с ней молодой юноша, которого старик не знает. Девушка объясняет, что повстречала его в поле, и что юноша преследуется по закону. Его зовут Алеко. Выслушав дочь, старик говорит, что будет рад приветствовать в таборе юношу, и готов радушно предоставить ему укрытие столько, сколько это потребуется.

Любовь Алеко и Земфиры

Наутро старик будит дочь и молодого человека, и табор отправляется в путь, поведывает поэма «Цыгане». Краткое содержание, которое необходимо школьникам при подготовке домашнего задания, продолжается описанием тоски Алеко. Земфира хочет знать, что его печалит. Молодые люди начинают беседовать. Девушка боится, что юноша жалеет об оставленной жизни, однако Алеко заверяет ее, что это не так. В том мире, где жил Алеко, не было любви и веселья. Теперь он счастлив каждый день видеть Земфиру. Старик слышит их разговор, и рассказывает предание о поэте, сосланном когда-то в эти земли. Несмотря на любовь и принятие жителей, он все равно тосковал по своей родине. Алеко догадался, что речь идет об Овидии.

Подозрения юноши

В течение двух лет кочевал юноша вместе с вольным цыганским табором - так продолжается произведение «Цыгане» Пушкина. Краткое содержание и анализ знакомят нас с последующими событиями. Алеко ни минуты не сожалел о покинутых краях. Его душа была спокойна, но вот однажды Алеко слышит, как Земфира поет песню. Слова ее приводят юношу в смятение: она признается, что больше не любит его. Он просит прекратить пение, однако цыганка продолжает. Алеко догадывается, что она неверна ему. Самые страшные опасения юноши подтвердились.

Среди ночи девушка будит отца, и говорит, что юноша стонет во сне, зовет ее, однако любовь Алеко больше не нужна ей. Земфира хочет свободы. Алеко спрашивает, где она была, и девушка отвечает, что сидела вместе с отцом, поскольку ей тяжело было смотреть на душевные переживания Алеко во сне. Молодой человек говорит, что во сне видел, как девушка ему изменяла. Однако Земфира просит его успокоиться и не верить страшным снам.

Утешения старика

Старик просит Алеко не печалиться, ведь тоска не доведет его до хорошего - так продолжается произведение «Цыгане». Краткое содержание знакомит нас с дальнейшими событиями: Алеко признается старому цыгану, что причина его сердечного горя - равнодушие Земфиры. Старик старается его убедить, что его дочь - сущее дитя, а женское сердце всегда несерьезно в любви. И никто не может приказать женщине любить одного - точно так же, как невозможно приказать Луне замереть на одном месте. Однако Алеко, постоянно вспоминающий счастливые часы, проведенные с Земфирой, остается безутешным. Тогда старик рассказывает собственную историю, в которой содержится назидание для юноши. Когда-то он был молод и влюблен в красавицу Мариулу. Наконец, у него получилось добиться от возлюбленной взаимности. Очень быстро прошла молодость, однако еще быстрее иссякла любовь Мариулы. В один прекрасный день она покинула табор, оставив маленькую дочку - ту самую Земфиру. С той поры все женщины опостылели рассказчику.

Произведение Пушкина «Цыгане»: краткое содержание дальнейших событий

Алеко удивляется, как старик не уничтожил своих обидчиков, вонзив кинжал в сердце неверной женщине и ее полюбовнику. Но старик ответил, что человек не властен удержать любовь. И молодой слушатель уверяет старика, что он бы не оставил подобную ситуацию без мщения.

В это время Земфира наслаждается временем со своим новым возлюбленным, молодым цыганом. Сон Алеко поверхностен и тревожен. Он просыпается, полный сомнений и страха, начинает бродить около шатра. В тусклом свете звезд он видит след, который ведет за курган. Алеко отправляется по этому следу, и внезапно обнаруживает две тени влюбленных. В девушке он узнает Земфиру, которая говорит бежать своему возлюбленному. Но Алеко уже вонзает в него кинжал. Объятая ужасом, Земфира проклинает свою бывшую любовь. И Алеко убивает и девушку.

Концовка

На рассвете Алеко все еще сидел за холмом, держа в руках окровавленный нож - так подходит к своей развязке поэма произведение «Цыгане». Краткое содержание расскажет читателю дальнейшие события: перед его глазами было два трупа. Цыгане прощаются с убитыми, начинаются похороны. Старик сидит, полный тяжелых дум. После того как Земфира и ее возлюбленный были похоронены, он говорит Алеко оставить табор. Ведь цыгане не хотели бы, чтобы среди них жил убийца. Через некоторое время табор снимается с места и скрывается. Только одна телега остается в поле. Наступает ночь, однако никто не разводит огня и не ночует под ее крышей.

Образ Алеко

Алеко - это обобщенный образ молодого, образованного юноши. Это персонаж байронического типа, который наделен весьма острым чувством собственного достоинства. Законы мира ему кажутся насилием перед свободой человека. Исходная точка в жизни героя - это конфликт между человеком и обществом. Но поэт не раскрывает прошлого Алеко в произведении. Персонаж охарактеризован в самом общем смысле как «беглец», который изгнан из родных краев насильственным образом. Его самая большая ценность - свобода, и именно ее он хочет обрести, примыкая к цыганскому табору.

Краткое содержание рассказа «Цыгане» Пушкина будет неполным без описания философии главного героя. Вся повесть строится на свойственном романтизму противопоставлении свободной воли и цивилизации. Разрыв главного героя с цивилизацией имеет идеологическое обоснование. Мотив изгнания описан как знак его широких возможностей, нравственных преимуществ перед цивилизацией.

Изгнанник Алеко хочет найти среди этого первобытного покоя покой, ведь в их среду не проникло зло, здесь он может отыскать свое счастье. Парадокс заключается в том, что именно эта среда, которой чужда всякая активность, и выявляет странности главного героя. Он проявляет себя в бурых страстях, его желания исключительны - в особенности те, что касаются сферы взаимоотношений. В любви его начинают проявляются собственнические инстинкты.

Образ Земфиры

Земфира - это вольная и свободная девушка, «дитя» по своей натуре. В произведении читатель не отыщет подробной характеристики героини, поэтому лишь с некоторыми ее характеристики рассмотрены в данном кратком содержании «Цыган». Александр Сергеевич Пушкин отмечает лишь то, что она молода и привлекательна. Как и у других цыганок, одежда ее старая и изношенная, однако пестрая. Характер Земфиры похож на детский и в том, что она не осознает последствий своих поступков, проявляет капризность, искренне не понимая, отчего нельзя всегда следовать своим желаниям.

Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что встретила его за курганом и пригласила в табор, что его преследует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко. Старик радушно приглашает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров.

Утром старик будит Земфиру и Алеко, табор просыпается и отправляется в путь живописной толпой. Сердце юноши сжимается от тоски при виде опустевшей равнины. Но о чем он тоскует? Земфира хочет узнать это. Между ними завязывается разговор. Земфира опасается, что он жалеет об оставленной им жизни, но Алеко успокаивает её и говорит, что без сожаления оставил «неволю душных городов». В той жизни, что он бросил, нет любви, а значит, нет веселья, и теперь его желанье - всегда быть с Земфирой. Старик, слыша их разговор, рассказывает им старинное преданье о поэте, который когда-то был сослан царём в эти края и томился душой по родине, несмотря на любовь и заботу местных жителей. Алеко узнает в герое этого преданья Овидия и поражается превратности судьбы и эфемерности славы.

Два года кочует Алеко вместе с табором, вольный, как сами цыганы, не сожалея о покинутом. Он водит по деревням медведя и тем зарабатывает на хлеб. Ничто не смущает покоя его души, но однажды он слышит, как Земфира поёт песню, которая приводит его в смятение. В этой песне Земфира признается, что разлюбила его. Алеко просит её перестать петь, но Земфира продолжает, и тогда Алеко понимает, что Земфира неверна ему. Земфира подтверждает самые страшные предположения Алеко.

Ночью Земфира будит отца и говорит, что Алеко рыдает и стонет во сне, зовёт её, но его любовь постыла Земфире, её сердце просит воли. Просыпается Алеко, и Земфира уходит к нему. Алеко хочет знать, где была Земфира. Она отвечает, что сидела с отцом, потому что не могла перенести вида душевных мучений Алеко, которые он испытывал во сне. Алеко признается, что видел во сне измену Земфиры, но Земфира уговаривает его не верить лукавым сновидениям.

Старый цыган просит Алеко не печалиться и уверяет, что тоска погубит его. Алеко признается, что причина его печали - равнодушие к нему Земфиры. Старик утешает Алеко, говорит, что Земфира - дитя, что женское сердце любит шутя, что никто не волен приказать сердцу женщины любить одного, как приказать луне застыть на месте. Но Алеко, вспоминая часы любви, проведённые с Земфирой, безутешен. Он сокрушается, что «Земфира охладела», что «Земфира неверна». В назидание старик рассказывает Алеко о самом себе, о том, как был молод, как любил прекрасную Мариулу и как наконец добился взаимности. Но быстро миновала молодость, ещё быстрее - любовь Мариулы. Однажды она ушла вместе с другим табором, бросив маленькую дочь, эту самую Земфиру. И с тех пор «все девы мира» постыли старику. Алеко спрашивает, как смог старик не отомстить обидчикам, как мог не вонзить кинжала в сердце похитителя и неверной жены. Старик отвечает, что ничто не в силах удержать любовь, ничто нельзя вернуть, «что было, то не будет вновь». Алеко уверяет старика, что сам он не такой, что он не может отказаться от своих прав или хоть насладиться мщением.

А в это время Земфира на свидании с молодым цыганом. Они условливаются о новом свидании нынешней ночью после захода луны.

Алеко тревожно спит и, пробудившись, не находит рядом Земфиры. Он встаёт, выходит из шатра, его объемлет подозренье и страх, он бродит вокруг шатра и видит едва приметный в звёздном свете след, ведущий за курганы, и Алеко отправляется по этому следу. Внезапно он видит две тени и слышит голоса двух влюблённых, которые не могут расстаться друг с другом. Он узнает Земфиру, которая просит своего возлюбленного бежать, но Алеко вонзает в него нож... В ужасе Земфира говорит, что презирает угрозы Алеко, и проклинает его. Алеко убивает и её.

Рассвет застал Алеко сидящим за холмом с окровавленным ножом в руке. Перед ним два трупа. Соплеменники прощаются с убитыми и роют для них могилы. В задумчивости сидит старый цыган. После того как тела влюблённых были преданы земле, он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!» Он говорит, что цыганы не хотят жить рядом с убийцей, с человеком, который «для себя лишь» хочет воли.

Старик промолвил это, и табор скоро снялся с места и скрылся в степной дали. Лишь одна телега осталась в роковом поле. Настала ночь, но никто не разложил пред ней огня и никто не переночевал под её крышей.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»