Анализ оды вольность. "Вольность" (Пушкин): подробный анализ оды

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

«Хочу воспеть свободу миру … ». Анализ оды «Вольность»
Знакомство с одой предваряем беседой о свободе.

О какой же свободе мечтал и писал Пушкин? Попробуем разобраться.

Для него понятие свободы имело огромное значение. Недаром в послании к лицейскому другу Дельвигу в 1821 году он говорит: «Одна свобода мой кумир», а подводя итоги своей творческой деятельности, подчёркивает: «И долго буду тем любезен я народу что в мой жестокий век восславил я свободу».

Свободолюбивый дух был взращён в поэте ещё в лицее. Преподаватели внушали воспитанникам смелые мысли о свободе, равенстве и
братстве.

Не случайно пушкинский выпуск считался «рассадником вольномыслия», а само понятие «лицейский дух» было символом бунтарства и преступного вольнолюбия, приведшего к восстанию декабристов.

Ничего удивительного, что выпускник лицея Александр Пушкин сразу оказался среди бурлящей смелыми бунтарскими идеями петербургской молодёжи, в кругу будущих декабристов.

Какое впечатление произвела на вас это стихотворение? Почему?

Ода поражает девятиклассников своей взволнованностью, бурей чувств: гневом,
возмущением, надеждой. Они чувствуют её эмоциональный накал.

Каким же предстаёт перед нами восемнадцатилетний поэт в этом произведении?

Это неравнодушный человек, страдающий от несправедливости, царящей вокруг, а несправедливость — это прежде всего несвобода, рабство. Он не может смириться с жесткостью и насилием и мечтает о возвращении людям законного права на свободу.

Какую задачу ставит перед собой Пушкин в начале стихотворения?

Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.

Кого и почему он прогоняет из своей поэзии и от какой «изнеженной лиры» отказывается?

Ему больше не нужна «Цитеры слабая царица » , то есть Афродита — богиня любви, храм которой был воздвигнут на острове Цитеры (Киферы), это она подарила поэту «изнеженную лиру» — лиру любовной поэзии, но теперь не любовь занимает воображение поэта.

Кто же нужен ему теперь и почему? Теперь он зовет «Свободы гордую певицу»,
«грозу царей », потому что только она может помочь «на тронах поразить порок» и воспеть вольность.

Мысленно поэт обращается к образу «возвышенного Галла», который слагал «гимны смелые Свободе».

Кто же этот «возвышенный Галл»?

Существуют разные точки зрения на этот счёт, но более всего распространена версия о французском поэте Андре Шенье. Этот поэт был певцом свободы, но восставал против кровопролития и террора, за что был гильотинирован правительством Робеспьера.

К образу Шенье Пушкин обращался не раз. В стихотворении «Андре Шенье » (1825) он пишет:
Но лира юного певца
О чём поёт? Поёт она свободу:
Не изменилась до конца!
Почему именно этот образ волнует русского поэта?

Верность самому себе, своим идеалам, внутренняя свобода от чьих-либо влияний и обстоятельств, гимны, сложенные в честь свободы, служат для Пушкина примером, вдохновляют его.

В своей оде он обращается к страницам русской и французской истории, описывая последние мгновения жизни Людовика XVI и Павла Первого.
С каким чувством описывает поэт эти страшные мгновения? Обоснуйте.

Они вызывают у него ужас, неприятие. Это можно понять по эпитетам («преступная секира» , «злодейская порфира», «страшными стенами», «убийцы потаенны», «бесславные удары», сравнению («как звери, вторглись янычары»), метафорам («кровавой плахе Вероломства», «Врата отверсты в тьме ночной /
Рукой предательства наёмной») и др.

Быть может, он сочувствует казнённым тиранам? Обоснуйте.

Врядли. Поэт ненавидит тиранию. Вспомним, какую задачу он поставил перед собой в начале произведения:

Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Власть тиранов он называет неправедной:
Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущённой мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.
К Наполеону обращены его гневные слова:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоём челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрёк ты Богу на земле.

Павла 1 называет «увенчанным злодеем». Однако и убийства тиранов поэт не принимает. Почему?

Потому что убийство, по Пушкину, это преступление, кто бы ни был его жертвой. Выходит, и тираны — преступники, так как угнетают свой народ («везде бичи, везде железы … неволи немощные слезы») и народ, убивающий своего властителя, преступен («падёт преступная секира»).

Почему же стали возможны эти обоюдные преступления?

Там, где изначально попираются неправедной властью «законы Вольности святой», естественным следствием этого становятся преступления.

Можно ли избежать этого? Когда, по мнению поэта, исключаются преступления и страдания?

Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простёрт их твёрдый щит. ..
Пушкин утверждает, что «вечный Закон»
выше венцов и тронов:
Владыки! Вам венец и трон
Даёт Закон — а не природа;
Стоите выше вы Закона,
Но вечный выше вас Закон.

Что же это за «вечный Закон»? Что имеет в виду Пушкин?

«Вечный Закон» — это закон, данный свыше, закон естественной свободы любого живого существа.

Возможен ли союз между «Вольностью святой» и «Законом»? Если да, то какое значение слова «свобода» подразумевается?

Если вольность — это возможность проявления своей воли в разумных пределах, то закон в состоянии не ущемлять её, не препятствовать свободным проявлениям человека и даже содействовать им. Такое возможно в государстве, которое живёт по законам равенства, где закон, «сжатый верными руками / Граждан над равными главами … без выбора скользит».

Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру…
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.

Открой мне благородный след
Того возвышенного Галла *,
Кому сама средь славных бед
Ты гимны смелые внушала.
Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Увы! куда ни брошу взор -
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела - Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.

Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит

И преступленье свысока
Сражает праведным размахом;
Где не подкупна их рука
Ни алчной скупостью, ни страхом.
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон - а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!
Тебя в свидетели зову,
О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавных
Сложивший царскую главу.

Восходит к смерти Людовик
В виду безмолвного потомства,
Главой развенчанной приник
К кровавой плахе Вероломства.
Молчит Закон - народ молчит,
Падет преступная секира…
И се - злодейская порфира
На галлах скованных лежит.

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты Богу на земле.

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец ** -

И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит - в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.

Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной…
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!..
Падут бесславные удары…
Погиб увенчанный злодей.

И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
____________________
* Галл - имеется в виду французский поэт А.Шенье.
** Дворец - Михайловский замок в Петербурге. Далее описывается убийство Павла I.

Анализ оды «Вольность» Пушкина

Пушкин стал автором целого ряда стихотворений, оказавших огромное влияние на будущих декабристов. Одним из них стало произведение «Вольность», написанное поэтом в 1817 г., сразу же после окончания Царскосельского лицея. Оно очень быстро распространилось в списках.

Автор сам обозначил жанр своего стихотворения – ода. Оно написано в торжественном стиле, изобилует возвышенными словами и фразами. Произведение имеет четко выраженную гражданскую направленность. Молодой поэт был горячим сторонником идеи всеобщего равенства и братства и открыто высказывал свои взгляды.

Пушкин уже в молодости почувствовал и оценил силу своего поэтического дара. Он хотел использовать его не для прославления великих деяний или описания утонченных чувств («разбей изнеженную лиру»), а для утверждения высшей ценности – Свободы. Поэт видит свой гражданский долг в порицании тирании. Своими произведениями он стремится пробудить дремлющий в народе дух справедливого сопротивления.

Пушкин понимает, что его задача невероятно трудна. Весь мир опутан цепями рабства, высшие законы попраны «неправедной Властью». Редкими исключениями являются государства, где правители подчиняются «Вольности святой». Их власть основана не на произволе, а на уважении и признании законов, одинаково равных для всех граждан. В таком обществе нет места несправедливости и обману, так как суровая, но справедливая рука правосудия настигнет любого преступника, невзирая на его знатность или богатство.

Политические воззрения Пушкина еще довольно наивны. Он признает существование некоего высшего Закона. Поэт относится отрицательно и к безграничной власти народа, и к абсолютной монархии. Обе формы, по его мнению, приводят к произвольному толкованию всех законов.

Пушкин приводит два ярких примера: казнь Людовика XVI и Павла I. Оба монарха не считались с законами и управляли государствами единолично. В какой-то момент это переполнило чашу народного терпения. Возмездие опять же вышло из законных рамок и приняло характер обычного самосуда. Пушкин нисколько не оправдывает тиранов, он описывает их словами: «самовластительный», «увенчанный злодей». Но и народная расправа подлежит осуждению. Казнь Людовика связана с образами «плахи Вероломства» и «преступной секиры», а убийство Павла совершено низкими людьми, которые были «вином и злом упоенны» и вторглись «как звери».

В этих примерах Пушкин дает всем царям и правителям наглядный урок. Он уверен, что уважение к Высшему закону приведет к всеобщему благу. Народ, который чувствует, что им управляют в строгом соответствии со справедливостью, никогда не поднимет руки на своего монарха. По мнению поэта, в этом заключается залог счастливого существования всего мира.

Сочинение

Окончив в 1817 г. лицей и зачислившись на службу в Коллегию иностранных дел, Пушкин поселился в Петербурге. После шестилетнего лицейского «заточенья» он активно включается в литературную и общественную жизнь столицы. Он посещает заседания «Арзамаса», членом которого практически становится, вступает в литературно — дружеское объединение «Зеленая лампа». Одно из любимых, и, пожалуй, самых главных его увлечений — театр. Пушкин был признанным ценителем актеров, поклонником актрис: Е. С. Семеновой, А. И. Колосовой, Е. И. Истоминой. В тайное общество, о котором Пушкин догадывался, он не был принят. Его пылкий нрав и сближение «с людьми ненадежными» пугали членов тайного общества. Пушкин находился в большом свете, но он настойчиво рвался оттуда. Александр Сергеевич задыхался в атмосфере придворного ханжества, мракобесия, самодурства, низкопоклонства, лести.

Однако светский шум и театральные увлечения были лишь внешней стороной его бурной и сложной жизни, он ни на минуту не переставал быть поэтом, литератором, тружеником. В 1817 году Пушкин написал многие политические, свободолюбивые стихотворения. Юный поэт вступал в русскую литературу как певец передовых революционно настроенных кругов общества:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

Пушкин как поэт мыслил глубже многих декабристов, он был их политическим вождем. К этому времени в стране нарастал протест против крепостничества, самодержавного произвола.

Пушкин, испытав влияние ранних декабристских взглядов, проникся ими. В его стихотворениях были черты русского гражданского вольнолюбия — надежда на закон, протест против крепостного рабства:

Увы! Куда ни брошу взор —

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы;

Везде неправедная Власть

В сгущенной мгле предрассуждений

Воссела — Рабства грозный Гений

И Славы роковая страсть.

Все чаще в стихах Пушкина проявлялось слово «свобода». Причем в устах поэта это слово становилось многозначным, начинало светиться и отливать различными смыслами. свобода — это не только личная независимость, но и свободный образ жизни — гражданская вольность, свобода порабощенного народа.

Пушкин становился певцом высоких идеалов. Он говорил, что являлся продолжателем идей Радищева. Это действительно так, потому что в своих стихотворениях «Вольность» и «Деревня» поэт поднимает основные темы Радищева — против самодержавия и крепостничества. Но пути у них были разные: Радищев хотел прийти к свободе через народную революцию, а у Пушкина были надежды на закон:

Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Законов мощных сочетанье…

Поэт, бурно выступавший за ограничение власти царя законами, не исключал насилия над императорами, если бы они не склонялись перед законом, поэтому некоторые строки оды звучат как призывы:

…Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте падшие рабы!

Но Пушкин все-таки призывал царей:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

В своей оде Пушкин осуждает казнь народом французского короля Людовика XVI:

… О мученик ошибок славных,

За предков в шуме бурь недавних

Сложивший царскую главу.

Восходит к смерти Людовик…

Молчит закон — народ молчит,

Падет преступная секира…

Также осуждает убийство дворянами Павла I, но одновременно выступает за ограничение самодержавия конституцией.

Большой популярностей пользовались острополитические «крылатые словечки», которые Пушкин произносил в театре, в других публичных местах. Именно в них, в этих возникавших эпиграммах, сказывалась настроенность Пушкина и в то же время проявлялось его меткое и беспощадное остроумие — умение в нескольких строках «пригвоздить противника к позорному столбу».

Оду «Вольность» декабристы восприняли горячо, так как видели в ней отражение своих мыслей. Пушкинская поэзия являлась возбудителем революционной энергии, недовольства политикой царского правления.

«Вольные стихи» Пушкина расходились по Петербургу с невероятной скоростью: на сходках молодежи, на заседаниях «Зеленой лампы». Их заучивали, переписывали в альбомы. Такая популярность «вольных стихов» и эпиграмм Пушкина объясняется тем, что он поэтически формулировал мысли, чувства и настроения кругов русского общества. Молодой вольнодумец почти три года, не зная осторожности, сочинял и распространял в Петербурге свои свободолюбивые стихи, не мог не остаться безнаказанным. Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает», — злобно говорил Александр I. Император хотел сослать Пушкина в Сибирь или заточить в Соловецкий монастырь. Но за него заступились друзья, и царь смягчил наказание: Пушкина выслали на юг России. 6 мая 1820 года он выехал из Петербурга. Дельвиг и Яковлев проводили его до Царского села. Они расстались, и Пушкин оправился один — в свой долгий и нелегкий путь изгнанника.

«Вольные стихи» Пушкина «Деревня», «К Чаадаеву», «Вольность» начинают в русской литературе поэзию декабристов. Ода «Вольность» отражает наиболее общественно-политические вопросы того времени. Это стихотворение как оружие в борьбе за прогресс, демократию, свободу и счастье человечества.

«Вольность» Александр Пушкин

Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру…
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.

Открой мне благородный след
Того возвышенного Галла *,
Кому сама средь славных бед
Ты гимны смелые внушала.
Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Увы! куда ни брошу взор -
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела - Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.

Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит

И преступленье свысока
Сражает праведным размахом;
Где не подкупна их рука
Ни алчной скупостью, ни страхом.
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон - а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!
Тебя в свидетели зову,
О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавных
Сложивший царскую главу.

Восходит к смерти Людовик
В виду безмолвного потомства,
Главой развенчанной приник
К кровавой плахе Вероломства.
Молчит Закон - народ молчит,
Падет преступная секира…
И се - злодейская порфира
На галлах скованных лежит.

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты Богу на земле.

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец ** -

И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит - в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.

Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной…
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!..
Падут бесславные удары…
Погиб увенчанный злодей.

И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

* Галл - имеется в виду французский поэт А.Шенье.
** Дворец - Михайловский замок в Петербурге. Далее описывается убийство Павла I.

Анализ стихотворения Пушкина «Вольность»

в произведениях этого автора, способных передать весь спектр чувств, испытываемых поэтом. Еще со времен своей лицеистской юности Пушкин искренне верил в то, что каждый человек изначально рождается свободным. Однако именно общество обрекает его на то, чтобы изменять своим принципам и соблюдать условности, которые тяготят любого здравомыслящего человека.

Вольнолюбивые взгляды поэта отчетливо можно проследить в произведениях раннего периода творчества, когда Пушкин еще не догадывается о существовании цензуры и свято верит в то, что может открыто высказывать свои мысли. К таким стихотворениям относится ода «Вольность», которая была написана поэтом в 1817 году сразу же после окончания лицея в Царском селе. К тому времени Пушкин уже вкусил первые плоды литературной славы и не сомневался, чему именно посвятит свою жизнь. Однако у него был высший идеал, который заключался во всеобщей свободе. Именно ее он призывает в первых строчках своего произведения, и даже готов ради этого пожертвовать своим талантом. «Приди, сорви с меня венец, разбей изнеженную лиру», — заклинает поэт.

Именно в этом произведении Пушкин предопределяет свою судьбу, как поэта и гражданина. Он убежден, что если уж небесам угодно было наделить его литературным даром, то не стоит расходовать его по пустякам. Поэтому автор решает не размениваться на мелочи, его цель благородна и проста. «Тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы!», — призывает автор.

Между тем, в свои неполные 18 лет Пушкин уже понимает, что изменить мир к лучшему ему будет совсем непросто. Он с сожалением отмечает, что везде царит «законов гибельный позор», с которым всем сословиям общества приходится мириться. Но если власть имущие воспринимают это как должное, то для простого народа крепостное право, барщина и оброк сродни кандалам каторжан. Слава и рабство – вот, по мнению поэта, две основных движущих силы российского общества первой половины 19 века. Да, россияне – доблестный народ, который сумел прославить свою родину ратными подвигами и победами. Но обратной стороной этой медали являются нищета и рабство. Поэтому поэт задается вопросом: каким бы стало современное общество, будь оно по-настоящему свободным. Чтобы понять это, поэт обращается к истории и вспоминает Запорожскую Сечь, где «крепко с Вольностью святой законов мощных сочетанье». Рассуждая на тему свободы выбора и предназначения каждого человека, поэт приходит к выводу, что власть не может наследоваться, она должна передаваться по закону тем, кто этого более всего достоин. Таким образом, Пушкин открыто выступает против самодержавия, считая его проявлением дремучести и покорности русского народа. Причем, автор подчеркивает, что «стыдливое молчание» характерно не только для его современников. Именно так вели себя простые люди в Европе, Риме и Древней Греции, когда правители различных стран творили беззаконие. Но, вместе с тем, автор предрекает, что настанут те времена, когда могущественным правителям все же придется жить по закону, когда «станут вечной стражей трона народов вольность и покой».

Ода «Вольность» никогда не публиковалась при жизни поэта, так как Пушкин понимал всю утопичность взглядов и идей, изложенных в этом произведении. Тем не менее, автор до конца своей жизни продолжал верить в то, что когда-нибудь мир изменится настолько, что в нем станут царить справедливость, равенство и настоящая свобода. Именно этим произведением Пушкин предсказал появление тайных обществ будущих декабристов, которым суждено было пошатнуть общественные устои.

Всегда передают его мысли и чувства, показывая их многообразие и глубину. А их он испытывал на протяжении всей своей жизни. В раннем творчестве известного всему миру поэта особым, главным, местом стояла вольнолюбивая поэзия. Если изучить его стихотворения первых лет, когда юный поэт еще учился в Царскосельском лицее, то можно заметить, что уже тогда юный Пушкин утверждал, что каждый человек должен быть свободен, что он имеет на это право. Но вот только общество, правительство создает такие условия для жизни народа, которые просто не дадут простому человеку нормально существовать, делая его жизнь невыносимой.

Свое произведение «Вольность» он создает еще в раннем возрасте, наивно полагая, что очень скоро оно станет известно всем. Но уже в то время существовала цензура, которая сразу же обратила внимание и на пушкинский стиль написания произведения, но особо было отмечено, что Пушкин решил смело и открыто высказать свои вольнолюбивые мысли. Поэт в то время считал, что он имеет на это право. Дата создания свободолюбивой оды - 1817 год. Этот год важен для поэта еще и тем, что в это время он оканчивает и свое обучение в лицее. В это время Александр Сергеевич ясно понимал, что он пришел в литературу для того, чтобы служить народу, а в его мыслях было большое желание добиться свободы для всех. Об этом он и писал в своих произведениях этого времени.

Но обратимся к тексту известного стихотворного произведения великого литературного мастера слова Пушкина. В начальных строках оды поэт бросает призыв к свободе и говорит, что он сам готов жертвовать и собой, и своим благополучием, и всем, что только у него есть, даже своим огромнейшим талантом для того, чтобы все были свободны. Некоторые строки из свободолюбивой оды звучат как некое заклинание: «Приди, сорви с меня венец». И как бы сам предрекает автор себе судьбу, которая подарила ему главное — талант. Но он не должен растрачивать его на пустяки, а в своих произведениях должен говорить о главном, призывать к свободе человека в обществе.

Пушкин, обращаясь к влиятельным людям своего общества, гневно высказывается и дает предупреждение: «Тираны мира» Трепещите!». Эти слова поэт оправдывает тем, что его цели вынуждены в том обществе, где нет свободы, что его слова благородны и необходимы. Ведь он призывает народ стать свободным: «Восстаньте, падшие рабы!».

Но даже в молодости, глядя на современное общество и на то, как страдает угнетенный народ, поэт понимает, что изменения в стране невозможны, но он желает их добиться, чтобы общество стало лучше. Пушкин в свое оде выражает сочувствие в том, что законы, которые управляют обществом, приводят к позору страны. А ведь им должны подчиняться все люди его родины. И если миру богатых они могут нравиться или даже они могут позволить себе быть к ним равнодушными, то для бедняков крепостное право - это смерть и жизнь в неволе.

Пушкин пытается понять общество, в котором он живет. И поэт сам делает выводы о том, что в России есть всего лишь две основные силы: рабство и сила. Александр Сергеевич гордится тем, что именно русский народ смог прославиться как смелый и мужественный, показывая свою доблесть в боях, проявляя себя героически и постоянно совершая подвиги. Великие победы принадлежат русскому народу! Но резкий контраст этому - это бесправная и голодная жизнь простого народа, которые являются рабами крепостного права.

Поэт в своем стихотворении задумывается о том, как будет выглядеть российская жизнь, если все люди будут свободны. И эта тема его настолько интересует, что он обращается к историческим архивам знаменитой Запорожской Сечи, где народ был свободен и равноправен. В это время и задумал великий поэт свою оду, которая показала отношения самого автора к тому строю, который существовал в России. Через весь текст «Вольности» идет не только анализ российского уклада жизни, но и дается негативная оценка самодержавию, которое поэт открыто осуждает.

Одна из частей этого стихотворения посвящена поэтическим размышлениям о том, каково предназначение человека в этом мире. Автор открыто говорит о том, что власть не должна передаваться по наследству, что управлять российским государством должен достойный. Противник самодержавной власти, Пушкин видит и то, что простой народ за многие годы крепостного права стал покорным, как рабы, но еще и безграмотным. И поэту стыдно из-за того, что самые лучшие люди его времени молчали и стыдились такого положения порабощенного народа и того, что в стране происходит беззаконие.

Пушкин в своей оде выступает и как пророк, предрекая правителям не бессмертную жизнь, а воздаяние. К сожалению, это произведение известного всему миру поэта при его жизни так и не вышло в печати. Первый раз оно будет напечатано уже после смерти Пушкина. Это сделает Герцен в свое книге «Полярная звезда» от 1856 года.

Стоит заметить, что сам поэт в стихотворном тексте признается свою читателю в том, что самодержавный строй в России изменить невозможно, что он сам не верит в эти изменения. И он не призывает к тому, чтобы на его родине произошла революция и пролилась чья-то кровь. Но при этом он свято верил в то, что его народ когда-нибудь будет жить лучше. Он верил, что совсем скоро этот мир изменится и главными ценностями в нем будут свобода каждого человека, справедливость и равенство.

Конечно же, то правительство, которое существовало во времена Пушкина, не могло оставить без внимания это стихотворное и свободолюбивое произведение Пушкина. Юного поэта в 1820 году отправляют ссылку, на юг, подальше от Москвы. Повлияла одна и на революцию 1917 года, ведь протест против самодержавия нашел свой отклик в большевистских сердцах.

«Вольность» написана в виде лирического монолога, в котором есть высокая лексическая окрашенность. Композиция оды строго соблюдается, выражая мысли самого Пушкина. Использует поэт и различные художественно-выразительные средства, которые делают текст намного интереснее и ярче. Например, в тексте оды «Вольность» можно встретить много эпитетов: «роковая страсть», «благородный след», «неправедная страсть» и другие.

Есть в тексте и олицетворения, например, «Молчит закон», и другие. В тексте чаще всего употребляются две самостоятельные части речи, которые обозначают действия. Так, глаголы: беги, восстаньте, мужайтесь и другие. И такие деепричастия, как разбей, и другие. Александр Сергеевич настолько талантлив, что он легко доносит до своего читателя очень важные вопросы, которые его волнуют.

Композиционно свободолюбивая ода разделена на три части. В первой части сам поэт обращается к своей литературной музе. Вторая часть - это гнев и недовольство ой властью, которая правит страной. Третья часть - это обращение к царю, выступая против крепостного права. В конце своего произведения Пушкин призывает самодержавную власть уважать народную волю и всегда действовать по закону.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»