Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм эпохи возрождения

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение преждевсего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких какНиколай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, ДжорданоБруно и др. Основные установки философии Возрождения: Итогом античной философии был безличный неоплатонизм с его квартой: Единое-Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос; в нем еще нет четкого деления на субъект и природу. В средневековой ф. эта концепция подверглась существенной трансформации: на место Единого- Блага был поставлен Бог, в соответствии в этим стали понимать содержание Мирового Ума (читай: Христа), Мировой Души (читай: Святого Дуxa), Космоса. В эпоху Возрождения в центр мироздания будет поставлен человек (антропос). Философская база возрожденческого мировоззрения: Формально по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимуще-ственное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм. Теперь мыслителей интересует уже не столько системность философских построений, сколько человек, его природа, его самостоятельность, его творчество и красота, его самоутверждение, наконец. Вместе с тем философы Возрождения стремились максимально использовать преимущества как античного, так и средневекового неоплатонизма. От первого перенимается эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом особенно. Антропоцентризм, не мог не способствовать развитию гуманизма, воззрения,признававшего ценность человека как личности, его права на свободу, счастьеи развитие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества. Одной из форм выражения этого переворота было противостояние схоластике. Гуманисты возрождает идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, об истинном благородстве. Этот вопрос поставил еще Данте. Благородство человека заключает ся не в чужой славе, даже если этой славой является слава Бога. не в величии рода и не в скоплении богатства, а в доблести духа. Все люди равно получают от природы, каждый не меньше, чем сыновья царей и императоров, дело же состоит лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенства, будь то в науке, искусстве или производственной деятельности. Многие гуманисты отстаивают идеалы умеренного утилитаризма. Под утилитаризмом понимается учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляютсяс пользой. Люди должны, считают гуманисты, быть друг для друга источником радости, а это невозможно без того, чтобы основу человеческих отношений составляли любовь и дружба. Таким образом, гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и соответственно справедливое устроение общественно-государственной жизни.

Воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;

Восхваляет человека;

Отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;

Признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;

Верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

Тем же духом пронизаны иные произведения Данте ("Новая жизнь" и т. д.).

Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трактата "О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте. Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:

Человеческая жизнь дается один раз и уникальна;

Человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

Человеческая личность должна быть свободной - как физически, так и духовно;

Человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;

Человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;

Загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;

Человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;

Внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

Критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;

В центр мироздания ставил человека;

Верил в возможности человека и его разум;

Отвергал аскетизм и самоотрешение;

Призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;

Был сторонником равенства мужчины и женщины;

Высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

19. Натурфилософия Возрождения.

В период Позднего Возрождения в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

Представители натурфилософии:

Обосновывали материалистический взгляд на мир;

Стремились отделить философию от теологии;

Формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

Выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);

Считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Андреас Везалий совершил революцию в философии и медицине.

Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека. Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 - 200) - древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.

Николай Коперник , опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);

Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;

Все космические тела движутся по собственной траектории;

Космос бесконечен;

Процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

Джордано Бруно развил и углубил философские идеи Коперника:

Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;

Вселенная не имеет центра и бесконечна;

Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);

Звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;

Число миров во Вселенной бесконечно;

Все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;

Не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое.

Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.

Галилео Галилей на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:

Изобрел телескоп;

С помощью телескопа исследовал небесные тела;

Доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;

Обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне;

Открыл спутники вокруг других планет;

Исследовал динамику падения тел;

Доказал множественность миров во Вселенной.

Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:

Наблюдении;

Выдвижении гипотезы;

Расчетах воплощения гипотезы на практике;

Экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Становление античной диалектики

Всего образует его причину д не согласен с тем что чувств восприятия качеств совпадают с самими качествами д допускает что атомы различ по.. наличие целесообразности в природе д распостраняет а учение на учение о.. иррационалистическая философия века ницше фрейд..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Становление античной диалектики
Диалектика с греч искусство беседы. Первоначально диалектика трактовалась как искусство нахождения истины через раскрытия противоречий в высказываниях противников, как искусство беседы. Первыми пре

Философия Платона
Платон философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон - первый древнег

Учение Аристотеля в истории философии и науки
Аристотель критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Ар. признавал объективное существование материи. Он считал ее вечн

Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Физика и этика Эпикура, фатализм стоиков, рационализм скептиков
Эпикур- древнегреческий философ-материалист. Философия Эпикура делится на три больших раздела: учение о природе и космосе ("физика"); учение о позна

Философские идеи в древнегреческой медицине
У древних греков знания не были расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обил

Теоцентризм средневековой философии. Изменение роли средневековой философии
Средневековой теологической философиейназывается ведущее философское направление, распространенное в Европе в V - XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего

Философия Фомы Аквинского
Фома Аквинский - доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма - одного из господствующих направлений к

Философия Возрождения. Возрождение как синтез античности и Средневековья
Философией эпохи Возрожденияназывается совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в 14 - 17 вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая

Особенности философии Нового времени. Исторические условия. Научная революция 17 века
Достижения и открытия эпохи возрождения были преемственно восприняты мировоззрением Нвого времени. Зарождение капиталистических отношений требовало новых рациональных подходов к изучению природы, о

Ф. Бэкон как основатель опытной науки и философии Нового времени
Ярким представителем эпохи Нового времени является Бэкон. Он был деистом - творцом всего сущего является Бог, но мир развивается самостоятельно, и материалистом. Материализм механи

Учение о бытии (Р. Декарт, Б. Спиноза). Проблема метода
Р. Декарт – родоначальник европейского рационализма. Декарт. (1596-1650) Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической геометрии, ввел метод координат, владел понятием о функции

Французский материализм 18 века
Материалистические идеи 18 в., продолжавшие прогрессивную традицию философов 17 в., получают свое дальней­шее развитие и яркую форму, приобретают активную общественную роль во Франции. Специфически

Философия Просвещения. Социальная философия просвещения
Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название она получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и

Антропологический материализм Фейербаха
Людвиг Феербах последний великий представитель класс. нем. фил. Первоначально Ф. увлекался философией Гегеля, однако затем подверг ее резкой критике. С точки зрения Ф., идеали

Принципы диалектико-материалистического монизма во взглядах на природу, общество и мышление
В основу диалектического материализмаМаркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энг

Социальная философия марксизма. Теория общественно-экономических формаций
Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм).Суть исторического материализма

Философские идеи в России 18 века. М. Ломоносов. А. Радищев
М.Ломоносов, ХУ 111 в. - материалист и атомист: сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи и механическую теорию теплоты. Выступал против

Западники и славянофилы
«Славянофилы» (А. С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С.Аксаковы) считали, что у России свой путь развития. Русский народ обладает собственным

Русская религиозная философия
В.С.Соловьёв - идея «всеединого сущего», т.е. сфера абсолютного, божественного, а реальный мир - её воплощение. Посредник - мировая душа - божественная мудрость. Отдельная вещь - част

Философия русского космизма
Русский космизм - учение о неразрывном единстве человека, Земли, Космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса. Представители: Н. Фе

Исторические формы позитивизма
Позитивизм сложился в 30-ые годы ХХ столетия и с тех пор прошел длитель-ный путь развития. Именно благодаря своей способности к эволюции, он ока-зался удивительно прочным и устойчивым явлением в за

Философия экзистенциализма
Экзистенциализм - Философия существования. Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел., о выборе и личной ответственности в условиях исторических катастроф и противоречий. Исход

Категория бытия. Ее смысл и специфика
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия,называется онтологией,а сама проблема бытия - одна из главных в философии. Становление философии н

Формирование научно-философского понятия материи
Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя": мат

Понятие движения. Основные формы движения
В самом широком смысле движение в применении к материи - это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в мире изменения. Представления о движении как изменении зародились уже в древн

Пространство и время
Пространство есть форма бытия материи, которая выражает протяженность, структуру, порядок сосуществования и расположенность материальных объектов. Время - форма бы

Диалектика. Основные законы диалектики
Диалектика (греч dialextice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и

Эпоха Возрождения (XV-XV1 вв.) ориентирована на идеи гуманизма, антропоцентризма и пантеизма. Трактовка понятий «гуманизм» и «антропоцентризм» неодинакова и зависит от духовной атмосферы того или иного периода эпохи Возрождения, разделяю¬щейся на Ранний Ренессанс (1400-1495 гг.) и По¬здний Ренессанс (1495-1520 гг.). Проторенессанс (XIV в.) – это период, предшествующий становле¬нию эпохи Возрождения, период зарождения гумани¬стических идей. Завершающим этапом развития ренессансной культуры является период Реформации (XVI–XVII вв.), приведший к духовному освобождению от искусственно навязываемых религиозных догм. Период Раннего Ренессанса известен как воссозда¬ние античных ценностей через обращение к духовным истокам Др. Греции. До XV в. книги были редкостью. В др. рукописях («Архитектура» Витрувия Поллио, I в. до н.э.) содержались сведения о методах, технике создания произведений искусства. Но уже в трудах Брунеллески, Донатело преобладает стремление к самостоятельному творчеству. Гуманизм – это характеристика нового понимания сущности и назначения человека как человека дея¬тельной и производительной жизни. Человек самосознает себя только в активной, творческой деятель¬ности, и в ней состоит смысл его жизни (Альберти, Петрарка). В человеке все достойно внимания: духов¬ное совершенство и телесная красота. Совершенствование человека возможно через образование, воспитание и политич. свободу – в этом виделась суть гуманизма. Антропоцентризм – это учение о центральном положении человека как творца всего, что его окружает. Обращение к духовному миру человека знаменует начало Позднего Ренессанса. Духовный мир челове¬ка становится предметом творчества художников (Микеланджело, Рафаэль, Л. да Винчи), скульпторов, музыкантов, писателей (Боккаччо). Гуманизм этого периода характеризуется креативным началом новой культуры: человек становится не только венцом ми¬роздания и любимым Божьим творением, но и сво¬бодным творческим существом с неограниченными возможностями как в духовном совершенствовании, так и в силе чувство к сер. XVI в. преобладающим становится индивидуализм. Свобода превращается в произвол, а гармония – в распад ренессансrой куль¬туры и деградацию человека.

26 Классицизм, барокко, романтизм, " реализм: общая характеристика стилей

Рубеж XVI–XVII вв. пронизан предвосхищением гря¬дущих катастроф и трагизма, объявших Европу в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648), голода и эпиде¬мий. Человек был поставлен перед неотвратимостью бедствий и смерти. В условиях соц. и духовной неста¬бильности растет потребность в гармонизации жизни, и эту задачу осуществляют художники барокко., Барокко – это худож. стиль, зародившийся в Ита¬лии и распространившийся на территорию Германии, Франции, Испании. Подобно барокко классицизм стремится к завершенным стилевым формам. Клас¬сицизм зарождается во Франции в период неогра¬ниченной власти в политике, заставлявшей человека жертвовать индивидуальностью ради гос-ва. Отсюда построение идеологической основы классицизма, включавшей идеи ограничения чувств разумом, пат¬риотизм, самопожертвование ради высоких целей, самодавление моральных норм. Классицизм (Декарт, Корнель, Мольер, Мильтон) противопоставил идеал уравновешенности и господства меры, веру в разум, культ прекрасной, закономерно упорядоченной при¬роды стихийной динамике, драматическому противо¬речию чувств барокко. Барокко отличают: представ¬ление о мире как о единой космич. стихии, пребы¬вающей в состоянии становления; повышенная эмоциональность; сочетание духовного начала, выра¬жаемого в противоречии с материальным началом; «натурализм», связующий с землей. Романтизм – худож. стиль, ориентирующийся на классич. образцы, мифологию античности. Зародился в Нидерландах в XVI в. (Госсарт, Б. ван Орлей), центром его становится Германия (Новалис, Гофман). В центре мироздания стоит человек – романтик, герой во всем многообразии чувств, полутонов, от¬тенков жизнеощущения. Романтизм стремится к иде¬ализации форм, что порождает несоответствие же¬лаемого и действительного. Противостояние вообра¬жаемого и реального порождало пессимизм разочарования. Его действие на реальность состоя¬ло в стремлении к высшим идеалам в противовес повседневности. Разносторонность общественной жизни XIX в. ста¬новится причиной включения соц. аспекта в худож. композицию. Реализм выступает против натурализ¬ма в целях непосредственной передачи действитель¬ности, чувств, бытовых проблем в произведениях (Пушкин, О. де Бальзак, Диккенс).

Основные черты философии эпохи Возрождения - антропоцентризм, гуманизм. С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха Возрождения, которая создала свою блестящую культуру. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков капиталистического производства; развиваются богатейшие города-республики в Италии. Одно за другим следуют крупнейшие открытия: первые печатные книги; огнестрельное оружие; Колумб открывает Америку; Васко да Гама, обогнув Африку, нашел морской путь в Индию; Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли; возникают география и картография как научные дисциплины; вводятся символические обозначения в математике; появляются научная анатомия и основы физиологии; возникает «ятрохимия», или медицинская химия, стремящаяся к познанию химических явлений в человеческом организме и к изучению лекарств; огромных успехов достигает астрономия.

Но самое главное - была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения.

Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму, «потустороннему» призрачному миру. Петрарка, неутомимо собиравший древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов. Боккаччо в своем «Декамероне» высмеивает развратное духовенство и тунеядствующее дворянство, прославляя пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан. Сатира «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского, роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, остроумные, полные издевательства и насмешек «Письма темных людей» Ульриха фон Гуттена выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.

Огромное влияние на развитие идей гуманизма оказали замечательные итальянские живописцы, скульпторы и архитекторы Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Свои творения - произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии Леонардо да Винчи посвящает человеку, его величию. Как автор «Тайной вечери», «Джоконды» и ряда других всемирно известных шедевров, он оказал могучее влияние на гуманистические принципы эстетики эпохи Возрождения.

Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений - человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви.

Новая культура и философия появились в Италии. В дальнейшем Возрождение охватило и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Именно та роль, которую играла античная культура в становлении культуры новой эпохи, и определила название самой этой эпохи, как эпохи Возрождения, или Ренессанса.

Каковы же основные черты философии эпохи Возрождения? Во-первых, это отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы, во-вторых, использование прежде всего материалистических произведений философов античности - Демокрита, Эпикура; в-третьих, тесная связь с естествознанием; в-четвертых, исследование проблемы человека. Превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения: 1. Реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени - XV в. 2. Возникновение собственной своеобразной философии, основным течением которой была натурфилософия - XVI в.

Обращают на себя внимание философские воззрения итальянского гуманиста Лоренцо Валла (1407-1457). Он создал этическое учение, одним из источников которого явилась этика Эпикура. Основа всех размышлений Лоренцо Валлы на темы этики - это мысль о стремлении всего живого к самосохранению и исключению страданий. Жизнь - высшая ценность. а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости.

Валла отказывается рассматривать человека в духе аристотелевско-томистской традиции, согласно которой человек считался причастным Богу через двойственный характер души как неразумной и разумной, смертной и бессмертной. Валла полагает, что душа есть нечто единое, хотя и выделяет такие ее функции, как память, разум, воля. Все способности души распознаются в ощущениях: зрении, слухе, вкусе, обонянии и осязании. Валла - сенсуалист: он считает ощущения единственным источником познания мира и моральной деятельности.

Ощущения имеют основное значение и в его этическом учении. Он пытается осмыслить такие чувства, как благодарность, расположение к человеку, наслаждение, гнев, жадность, страх, мстительность, жестокость и др. Наслаждение определяется Валлой, как «благо, к которому всюду стремятся и которое заключается в удовольствии души и тела», и именно наслаждение объявляется «высшим благом».

Лоренцо Валла подчеркивает различие между тем, как он понимает высшее благо, и тем, что под высшим благом понимает Августин. У Августина высшее благо - это блаженство, связанное с познанием высших абсолютных истин и самого Бога. У Валлы высшее благо - это любое наслаждение, получаемое человеком в своей жизнедеятельности, если оно является его жизненной целью. В работах Валлы мы встречаем такие понятия, как «личное благо», «личный интерес». Именно на них строятся отношения людей в обществе.

Аскетическим добродетелям он противопоставляет светские добродетели: добродетель не только в перенесении бедности, но и в том, чтобы разумно пользоваться богатством; не только в воздержании, но и в браке; не только в послушании, но и в том, чтобы мудро управлять. Попытка вывести нравственность из природы человека была очень важной для идеологии гуманизма. Исследователи считают, что в разработке проблем этики Лоренцо Валла занимает место между Эпикуром и Гассенди.

М. Монтеня называют «последним гуманистом». Если мы перечислим названия глав его книги «Опыты», то поймем, что Монтень пишет нечто вроде «учебника жизни»: «Час переговоров - опасный час». «О наказании за трусость», «Выгода одного - ущерб другого», «Об умеренности", «О законах против роскоши», *О бережливости древних», «О возрасте», «Различными средствами можно достичь одного и того же», «О родительской любви», «О славе». «О жестокости», «О самомнении», «О трех видах общения» и др. Первоначально «Опыты» задумывались как изложение извлеченных им из морально-философских сочинений античности (Плутарха, Сенеки) поучительных примеров, анекдотов, афоризмов. Однако он вскоре почувствовал, что они нуждаются в комментариях, причем довольно основательных, базирующихся на личном опыте.

Всю свою жизнь Монтень корректировал, дополнял «Опыты», поэтому они содержат разные точки зрения автора, известную противоречивость, которую Монтень и стремился устранить. Он искал истину.

Он выступал против теоцентристской концепции, которая идет от Фомы Аквинского: Бог - абсолютное бытие, а человек, как его творение - исключительное существо, которому дано, пользуясь средствами разума, бесконечно приближаться к этому бытию, проникать в «первопричину», в самую сущность вещей... Монтень не соглашается с таким антропоцентризмом; его антропоцентризм иной: он предлагает рассмотреть человека, «взятого самого по себе, без всякой тюсторонней помощи, вооруженного лишь своими человеческими средствами и лишенного божественной милости и знания, составляющих в действительности всю его славу, его силу, основу его существа...».

Одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как якобы высшей власти на Земле, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства: он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Люди, заявлял Макиавелли, скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества. Именно в силу изначального зла человеческой природы, стремления к обогащению любыми способами возникает необходимость обуздания этих человеческих инстинктов с помощью особой силы, каковой и является государство. В своих произведениях «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Князь» флорентийский философ приходит к убеждению, что именно право, юридическое мировоззрение людей, которое может воспитать только государство, а не церковь, создаст необходимый порядок в обществе.

Макиавелли заявляет, что церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству.

Макиавелли подводит к выводу, что все средства дозволены для достижения политических целей, и хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали в поведении, он может с ними не считаться в политике, если это будет содействовать усилению государственной власти. Князь, вступивший на путь создания сильного государства, должен руководствоваться политикой «кнута и пряника», сочетая в себе качества льва и лисицы. Подкупы, убийства, отравления, вероломство - все это дозволено в политике, направленной на укрепление государственной власти.

Социально-философская мысль эпохи Возрождения была также связана с именами Томаса Мюнцера (1490- 1525) - немецкого революционера, вождя крестьянских масс в Реформации и крестьянской войне 1524-1526 гг. в Германии; английского гуманиста Томаса Мора (1478-1535) - автора книги «Утопия», которая сделала его первым представителем утопического социализма; итальянского философа Томмазо Кампанеллы (1568-1639), написавшего знаменитое сочинение «Город Солнца».

Введение

Эпоха Возрождения -- период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает приблизительно три века -- с XIV до XVII. Поиск новых жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям, начавшись в Италии, в её городах-государствах, в чем-то аналогичным городам-государствам Древней Греции, переносится затем во Францию, Германию, в другие страны севера Европы. Духовное; брожение, охватившее европейские страны, стимулируется и, в свою очередь, стимулирует процессы разрушения феодальных порядков, становления национальных государств, церковных реформ. Это эпоха возникновения нового искусства, первых шагов современного естествознания, новых политических и социальных концепций, социалистических утопий. И эта хотя эпоха не оставила великих философских систем, а философское творчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», она обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму, заложила основы философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок.

На протяжении всего средневековья господствует представление о том, что земная жизнь человека не имеет самостоятельной Ценности, что она только подготовка к жизни загробной, осуществляемая под руководством и водительством церкви. Такое суждение, покоящееся на противопоставлении природного и божественного, отвечавшее массовому чувству жизни людей поздней античности и средних веков нашло свое отражение в знаменитом средневековом трактате диакона Лотаря (позднее папы Иннокентия III) «О презрении к миру и ничтожестве человека». Именно это представление было подорвано творчеством двух великих поэтов-мыслителей Италии -- Данте и Петрарки, ставших провозвестниками и инициаторами гуманистической мысли -- одного из характернейших явлений данной эпохи.

Философия Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, развитие человеческой индивидуальности

Эпоха Возрождения ознаменовалась выдающимися достижениями во всех областях человеческой культуры, в том числе и в философии. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы. Именно с ними связаны новые идеи в философии, которая пришла на смену господству средневековой схоластики и патристики.

Эпоха Возрождения для большинства стран Европы -- это эпоха зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств, эпоха борьбы с феодальной реакцией, глубоких социальных конфликтов. Одновременно это эпоха развития естествознания, эпоха великих географических открытий. В это время человечество расширило свои познания об окружающей среде, о живом мире, космосе. Были сделаны первые шаги в систематизации растений, возникла научная анатомия, положив начало современной медицине, открыто кровообращение. Значительные открытия сделаны в астрономии, математике, механике.

Философская мысль эпохи Возрождения охватывает два с половиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVII в.). Само название эта эпоха получила в силу того, что в это время начался процесс возрождения классической древности, античной философии. Вызванные к жизни творчеством гуманистов открытия философов Древней Греции и Рима дали мощнейший толчок развитию философской мысли.

Философская мысль эпохи Возрождения создает новую картину мира. В своей главной тенденции она пантеистическая. Тяготея к отрицанию Бога как главной творческой силы, философия растворяет Бога в природе, отождествляет Бога и природу. Бог философии эпохи Возрождения -- это не Бог ортодоксальной религии, не Бог схоластического и догматического теоретизирования. Философия перестает быть «служанкой богословия», а становится выражением знания и мудрости.

Второй важной особенностью философии этою периода является ее антропоцентризм. Именно человек, согласно этому подходу, становится основным объектом философского рассмотрения. Одновременно человек становится и центром мироздания. Он уже не тварь при Творце, а цель природы, творящее и одухотворенное начало.

В философии эпохи Возрождения можно выделить три периода:

1) Гуманистический или антропоцентрический (период с середины XIV в. до середины XV в.);

2) Неоплатонический период (с середины XV в. до первой трети XVI в.);

3) Натурфилософский период (вторая половина XVI в. - начало XVII в.).

Первый период характеризовался тем, что человек, его мир, духовные ценности были противопоставлены средневековому теоцентризму, когда во главе угла было понятие Бога и его сущности. Второй период был связан с формированием гносеологических и онтологических представлений, и третий -- с созданием целостной картины бытия.

Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.

Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи - живописец и изобретатель, Микеланджело - живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

Эстетическое - доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (например, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он делил на 1800 (!) частей.

Эстетическое, что в переводе с греческого означает относящееся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.

Гуманизм (от латинского гуманос - человечный) - есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный - о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творчество Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.

В «Божественной комедии», Данте (1265-1321), которая представляет собой итог развития средневековой культуры, великий синтез поэзии, философии, теологии, в его статьях закладываются основы нового жизнепонимания. Не отвергая учения о творении, используя неоплатонические схемы рассуждений, Данте учит о том, что человек имеет двоякую - смертную и бессмертную - природу, что он есть среднее звено между тленным и нетленным и потому имеет двойное предназначение, «предопределяется к двум конечным целям». Одна из них достигается в здешней земной жизни и заключается в проявлении собственной добродетели, другая достигается лишь посмертно и при содействии божественной воли. Двум целям отвечают два пути: путь «философских наставлений» и путь «наставлений духовных, превосходящих человеческий разум». Первый путь открыт благодаря естественному разуму, и земное предназначение человека осуществляется в гражданском обществе, по наставлениям философии, под водительством земного государя. Второй путь открыт «благодаря Духу святому», он основывается на вере в откровение, и к цели ведет церковь, возглавляемая верховным первосвященником. Данте учит о свободе человеческой воли, свободе, лежащей в основе личной ответственности за содеянное, определяющей достоинство человека. Апеллируя к естественному разуму, он следует Фоме Аквинскому, перед авторитетом которого искренне преклоняется, считая, правда, что свет естественного разума необходимо направлять не столько на теологические, сколько на этические проблемы.

Гуманизм и антропоцентризм - это сущность эпохи Возрождения. К ней относятся социологические и философские учения времен становления раннего буржуазного общества (главным образом в Италии) 14-17 вв. В эту эпоху официальной философией оставалась схоластика, однако возникновение культуры гуманизма и существенные достижения в естествознании способствовали тому, что философия перестала быть лишь служанкой богословия. Антисхоластическую направленность приобрела перспектива ее развития. Она проявилась прежде всего в этике - началось возрождение этических учений эпикуризма (Балла) и стоицизма (Петрарка), которые направлены против христианской морали.

Роль натурфилософских концепций в философии Возрождения

В философии Возрождения наибольшую роль сыграли натурфилософские концепции (Парацельс, Кордано, Бруно), которые свидетельствовали о крушении старых схоластических методов познания природы. Самыми важными результатами данного естественнонаучного направления были:

  • различные методы экспериментально-математического изучения природы;
  • противоположное теологическому детерминистское толкование действительности;
  • формулировка научных законов природы, свободных от антропоморфических элементов (то есть от наделения человеческими качествами субъектов, с которыми соприкасается человек).

Что характерно для натурфилософского направления?

Натурфилософское направление характеризуется метафизическим пониманием неделимых природных элементов как абсолютно неживых, бескачественных. Для него также характерно отсутствие исторического подхода в изучении природы и поэтому деистическая непоследовательность, которая сохраняет в бесконечном мире обособленное положение Бога. Деизм же предполагает его наличие как безличной причины бытия, которая не участвует в дальнейшем развитии мира.

Антропоцентризм и гуманизм

В различных социологических концепциях нашли свое отражение социально-экономические изменения того времени. В них общество понималось как сумма изолированных индивидов. На первый план в эпоху Возрождения в борьбе с теократизмом Средневековья выступают антропоцентрические, гуманистические мотивы. Антропоцентризм - это представление, согласно которому человек представляет собой центр вселенной, а также цель всех событий, совершающихся в мире. С этим понятием связано понятие гуманизма. Отражаемый, исходящий из человеческого сознания антропоцентризм - это и есть гуманизм. Его объект - ценность человека. Познанием его разума и творческих способностей, стремлением к счастью на земле заменяется презрение к земному естеству. Гуманизм начинается, когда человек задумывается о самом себе, о том, какая роль отведена ему в мире, о своем предназначении и сущности, о цели и смысле своего бытия. Все эти рассуждения всегда имеют конкретные социальные и исторические предпосылки.

Какие интересы выражает антропоцентризм?

По своей сущности антропоцентризм эпохи Возрождения всегда выражает определенные классовые, социальные интересы. В революционных идеях, направленных на земную, внутреннюю «божественность» человека, проявлялся гуманизм Ренессанса, а также в привлечении к жизненной активности человека, в утверждении его веры в самого себя. Гуманизм в узком смысле слова - это идейное движение, сущность которого состоит в изучении и распространении культуры, искусства, литературы и античных языков. Поэтому итальянский антропоцентризм эпохи Возрождения часто характеризуется как филологический, литературный.

Человек и природа

В эпоху Ренессанса происходило обращение к гармонизации отношений между природой и человеком. В работах мыслителей этого времени тема человека тесным образом переплетена с темой природы. Последняя рассматривается как что-то одухотворенное и живое. Природа - это не просто результат промысла Бога, но и что-то, обладающее самодостаточностью, креативностью. Равноценными божественным установлениям являются ее законы.

Антропоцентризм философии эпохи Возрождения, таким образом, меняет также отношение человека к природе. Человек открывает ее великолепие и красоту, начинает рассматривать ее как источник наслаждения, радости в противовес средневековому мрачному аскетизму. Природа также начинает рассматриваться как убежище, которое противостоит порочной и развращенной человеческой цивилизации. Мыслитель Жан-Жак Руссо (портрет его представлен ниже) прямо говорил, что источником всех наших бедствий является переход от естественного, природного начала человека к социальному. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения рассматривает человека как органическую часть природы. Он является действующим по естественным законам существом. Человек, постигая разумность действительности, познает смысл и цель собственной жизни.

Гармония в мире

Природа, согласно представлениям мыслителей Возрождения, производит сама все формы вещей. Гармония является наиболее идеальной из них и соответствующей сущности красоты. Мир, по их представлениям, наполнен гармонией. Она проявляется во всем: в чередовании дня и ночи, в сочетании красок полей и лесов, меняющихся в зависимости от времени года, в наличии разных видов птиц и животных, взаимодополняющих друг друга. Однако если созданный Творцом мир является гармоничным, то, значит, и человек, который выступает его частью, также должен быть таковым. Речь идет при этом не только о гармонии тела и души, но и о гармонии самой души, также подчиняющейся установленным природой всеобщим законам. Это важная идея, которую выдвигает антропоцентризм Возрождения. В работах различных мыслителей Ренессанса, стоит отметить, понятие гармонии выступает не просто элементом эстетической теории, а принципом организации воспитания и социальной жизни.

О природе человека

Под влиянием зарождавшихся в то время капиталистических отношений, новой культуры, называемой гуманизмом, и научного знания формируется философская антропология данной эпохи. Если средневековая религиозная философия проблему человека решала в плане мистическом, то совсем другие идеи предлагает антропоцентризм. Эпоха Возрождения человека переносит на земную основу и пытается на этой почве решить его проблемы. Философы этого времени в противоположность учению о том, что люди являются изначально греховными, утверждают естественное их стремление к гармонии, счастью и добру. Гуманизм и антропоцентризм - это понятия, которые эпохе Возрождения присущи органически. Бог в философии данного периода полностью не отрицается. Однако, несмотря на пантеизм, мыслители акцент переносят на человека. Проникнутой пафосом автономии человека, гуманизма, верой в безграничные возможности людей оказывается философия антропоцентризма.

Не будет ошибочным утверждение, что философская мысль эпохи Возрождения создала предпосылки для возникновения европейской философии 17 века, а также дала мощный стимул развитию естественнонаучного знания. Благодаря ей появился целый ряд гениальных открытий, совершенных уже в Новое время.

Возвращение к традициям античности

В формировании философии природы (натурфилософии) в новом виде, как не теологического, не религиозного, а светского осмысления самой сути бытия природы и существующих в ней законов выразилось возвращение к традициям античности. Взгляд на философию в традиционном ее понимании как "науки наук" все еще сохранялся.

Истолкование законов бытия мира и природы

В понимании и истолковании законов бытия мира и природы натурфилософия Возрождения опирается на географические и естественнонаучные открытия того периода. Естественно-научные теории и открытия Леонардо да Винчи, Николая Коперника (портрет его представлен ниже), Дж. Бруно в области движения небесных тел и астрономии сыграли особую роль. Усиливается рационалистическое и одновременно доказательное понимание законов бытия как универсального Единства в противовес схоластическому.

Никола Кузанский, например, выдвигает идею о том, что бесконечен не только Бог, но и Вселенная, природа, так как он незримо в них присутствует. Поэтому Бог является бесконечным максимумом, а природа - тоже максимум, хоть и ограниченный. Так как она состоит из конечных величин, отдельных предметов, то между конечностью и бесконечностью пропасти нет, это просто разные стороны одной сущности мира. Диалектика конечного и бесконечного присуща природе - бесконечное состоит из всего конечного, а последнее переходит в бесконечное.

Рассуждая так, можно невольно сделать вывод о вечности природы, а также о бесконечности отдельных вещей. Не только Бог вечен, но и природа. Кузанский, придерживаясь точки зрения о сотворении мира Богом, который совершенен, утверждает, что таковой является и природа, так как Творец несовершенного не создает.

Подробнее о человеке и природе

В идее о человеке как о совершенной и прекрасной индивидуальности, которую выражает гуманизм и антропоцентризм Возрождения, внимание акцентируется на том, что человек по природе своей не только существо совершенное, но и разумное, что определяет его совершенство. Это не порочное и не греховное существо. Принцип антропоцентризма предполагает, что люди как природные существа друг перед другом равны, каждый есть совершенная и гармоничная индивидуальность.

Многие мыслители эпохи Возрождения, как вы видите, затрагивали понятие гармонии природы и гармонии человека, но не все видели их единство. Однако в это время выдвигаются и некоторые точки зрения, которые можно рассматривать как идею гармонии человека и природы. Например, Бруно (портрет его представлен ниже), придерживаясь принципа пантеизма, природу понимает как Бога в вещах.

Следовательно, если везде и во всем присутствует Бог, то можно предположить также, что он нигде не присутствует. И если мир является рядоположенностью существ от низших к высшим, то единым с миром природы является и человек. Непосредственным образом связано духовное и телесное. Между ними присутствует единство и нет пропасти. Следовательно, жизнь человека осуществляется по законам природы. Гармония здесь скорее выступает не как взаимодействие природы и человека, а как соотнесение части и целого.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»