Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть. Атомный лихтеровоз севморпуть

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Советский лихтеровоз «Севморпуть» - это транспортный ледокол, оснащенный атомной силовой системой типа КЛТ-40. Корабль является одним из четырех самых крупных аналогов, предназначенных для не военных действий с ядерным агрегатом. Проектировался и разрабатывался транспортник в Ленинграде (1978 год, ЦКБ «Балтсудпроект»). По заказу правительства СССР судно построено в Керчи на комбинате «Залив». Заложен он был в ноябре 1984 года, спущен на воду в феврале 1986 г. Официальное введение корабля в строй состоялось в 1988 году.

История создания

Лихтеровоз «Северморпуть» - это единственное судно проекта 10081. Были задумки по возведению аналогичного плавательного средства, однако распад СССР повлиял на закрытие работы по КБ «Залив». Рассматриваемый корабль предназначен для перевозки различных грузов контейнерным способом в удаленные северные регионы страны. Маневренность судна во льдах осуществляется при толщине до одного метра.

На первых испытаниях лихтеровоз «Северморпуть» эксплуатировался на международном направлении по маршруту Одесса - Вьетнам - Владивосток - КНДР. Примечательно, что данный корабль может работать и в теплых водах. Последующая эксплуатация судна проводилась на участке Мурманск - Дудинка - Мурманск. В 2007 году специалистами Ростехнадзора была проверена атомная установка корабля. В заключении сказано, что оборудование соответствует нормативным требованиям и обеспечивает радиационную безопасность.

В августе того же года мурманское пароходство объявило о переоборудовании контейнеровоза в плавучее буровое судно. По плану переориентации, за полтора года должны быть сделаны работы по переориентации контейнера. Основной причиной такого решения стала низкая тарифная ставка в эксплуатации лихтеровозов. Этому плану не суждено было состояться. Зимой 2008 года проект по переоборудованию был отменен, а судно передано под юрисдикцию другого оператора.

В 2008 году (август) лихтеровоз «Северморпуть» был окончательно передан в состав атомного ледокольного флота ФГУП Атомфлот. Осенью следующего года гендиректор компании В. Рукша заявил, что данное судно стоит без работы. Если текущая ситуация будет иметь место и далее, его придется сдать на разборку. И это невзирая на то, что его рабочий потенциал составлял на тот момент не менее 15 лет.

Официальная документация свидетельствует, что атомную установку должны были окончательно остановить к концу 2012, началу 2013 года. Уже в июне 2013 года ядерный силовой агрегат корабля был полностью заглушен. На этом перипетии с рассматриваемым плавсредством не заканчиваются. По указу генерального директора Росатома в конце 2013 года начались работы по восстановлению атомного лихтеровоза «Северморпуть». В планах: возобновление функционирования ядерной установки, закупка и загрузка соответствующего топлива. Планируемая дата ввода судна в полномасштабную эксплуатацию - март 2016 года. Основная задача корабля на перспективу - освоение и разработка шельфа Павловского рудного месторождения. Как заявил гендиректор, судно будет востребовано, поскольку его аналогов не имеется.

Обновление

Доработка корабля предполагала замену части оборудования и инженерных элементов. Обновленный «Севморпуть» - лихтеровоз, который должен был оборудоваться двумя дополнительными кранами, новой системой очистки сточных вод, более совершенными трубопроводами и насосными установками. Кроме того, появилась современная радиолокационная станция. Стоимость модернизации на то время составила более 55 миллионов рублей.

В ноябре 2015 года судно вернулось в Мурманск. В мае 2016 года модернизированный корабль вышел в первый рейс, который пролегал к острову Котельный. На борту контейнеровоза находились строительные материалы и продукты питания. На последний момент, ледокольный лихтеровоз «Севморпуть» является единственным действующим образцом в своем классе, используемым в качестве двигателя атомную силовую установку.

Технические характеристики

Ниже приведены основные параметры технического плана рассматриваемого корабля:

  • Изготовитель - Керченский судостроительный завод.
  • Год выпуска - 1988.
  • Водоизмещение - 61,8 тысячи тонн.
  • Длина/ширина/высота - 260/32/18 метров.
  • Осадка - 1180 мм.
  • Силовой агрегат - атомная установка ГТЗА-684 ОМ5.
  • Показатель мощности - 39,4 тысячи конских сил.
  • Управление - регулируемый винт с четырьмя лопастями.
  • Предел скорости - 21 узел в час.
  • Грузоподъемность - 74 лихтера либо 126 20-ти футовых контейнеров.

Описание

Атомный ледокольный лихтеровоз «Севморпуть» представляет собой морское несамоходное судно, которое предназначено для транспортировки различного типа грузов. При этом обеспечивается их обработка даже при отсутствии причалов, выполняется проведение разгрузочно-погрузочных манипуляций, в случае невозможности захода судов в порт по причине большой осадки.

Рассматриваемый корабль обладает массой порядка 300 тонн, благодаря абсолютно герметичному корпусу может находиться в воде самостоятельно, наподобие баржи. Низкая осадка позволяет подтащить транспорт максимально близко к берегу при помощи подходящего буксира.

Уникальность судна заключается в возможности его эксплуатации без наличия глубоководных пристаней. Это позволяет доставлять грузы в места, совершенно не оборудованные для подобных целей. Трюмы и палубы корабля дают возможность перевозить до 74 контейнеров, которые укладываются специальным краном в два ряда. Используя специфические захваты, погрузочное устройство фиксирует лихтеры жестко. Спуск груза на воду производится через При необходимости, разгрузка может производиться без остановки судна.

Силовой агрегат

Лихтеровоз «Севморпуть», фото которого представлено выше, оборудован энергетической установкой, позволяющей находится неограниченный период времени в пути. Основной атомный агрегат производит пар, а тот приводит в движение турбину. В качестве резервного двигателя выступает дизельный мотор, нагревающий котел и выдающий порядка 50 тонн пара в час.

Контейнеровоз оснащен тремя турбинными генераторами, мощностью по 1700 кВт, а также пятью аварийными аналогами, суммарная сила которых составляет 1400 кВт. Корабль имеет гребной винт с регулируемым шагом, что позволяет обезопасить его от поломки при ударе лопастей о крупные льдины. Кроме того, на атомоходе предусмотрено приспособление для сжигания отходов, производительность которого составляет 50 килограмм в час. Также имеется система очистки и дезинфекции забортного льда, что обеспечивает автономное пребывание для членов экипажа. К услугам команды предоставлена сауна, бассейн, спортивный зал, отдельные каюты.

Современная история

Лихтеровоз «Севморпуть», характеристики которого приведены выше - это единственное в мире транспортное судно, оборудованное атомной установкой. Контейнеровоз провел на стоянке немало времени (с 2007 по 2013 год). Однако на списание корабль не попал, а успешно завершил ходовое тестирование после двухлетнего ремонта. После доработки палубы и кают планируется определить для атомохода привычный режим работы. Как заявляют отечественные и зарубежные специалисты, «Севморпуть» - это настоящий прорыв 21-го столетия.

Корабль возведен в 1988 году, способен практически сам обеспечить весь северный завоз на территории российской Арктики. Сейчас транспортный лихтеровоз готов выйти на полярные экспедиции, при этом его ресурс составит не менее 15 лет.

В завершение

Гражданское использование лихтеровозов активно начало развиваться в 70-е годы прошлого века. Это связано с активизацией освоения полярных широт, а также доставкой нуждающимся странам. Основной причиной спада эксплуатации подобных судов стал распад СССР и отсутствие централизованного снабжения. Военные базы расформировывались, а картографические съемки удаленных северных территорий были прекращены. Стоит отметить, что за всю историю службы атомный лихтеровоз «Севморпуть» перевез более полутора миллионов тонн грузов.

Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» - единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой, было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б. Е. Бутомы в период с 01 июня 1982 по 31 декабря 1988 года.

Проект судна разработан на основании совместного решения Минморфлота и Минсудпрома № С-13/01360 от 30.05.78 в соответствии с техническим заданием на его разработку. Корпус судна спроектирован и построен на категорию ледовых подкреплений «УЛА» в соответствии с требованиями Правил Регистра СССР изд. 1981 года.

Судно предназначено для перевозки: лихтеров типа ЛЭШ в трюмах, в специально оборудованных ячейках и на верхней палубе с погрузкой и выгрузкой их судовым лихтерным краном; контейнеров международного стандарта ИСО в трюмах и на верхней палубе без специального переоборудования судна, погрузка-выгрузка контейнеров должна осуществляться береговыми средствами. Ограниченные партии могут быть погружены и выгружены контейнерными приставками лихтерного крана.

Всего судно может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью по 300 тонн или 1328 двадцатифутовых контейнеров.

Прочность люковых закрытий позволяет перевозку на них загруженных лихтеров массой по 450 тонн каждый, установленных в два яруса по высоте, или 20 и 40 футовых контейнеров международного стандарта в три яруса по высоте с максимально допустимой массой каждого контейнера 20,3 и 30,5 тонн соответственно.

АЛВ «Севморпуть» («SEVMORPUT») IMO: 8729810, флаг Россия, порт приписки Мурманск, был построен 30 декабря 1988 года, строительный номер 401. Судостроитель: Керченский судостроительный завод «Залив», город Керчь, Украина. Владелец: Российская Федерация. Оператор: Госкорпорации «Росатом».

Основные характеристики: Водоизмещение 38226 тонн, дедвейт 33240 тонн. Длина 260,3 метра, ширина 32,2 метра, высота борта 18,3 метра, осадка 11,8 метра. Скорость хода 20,5 узла. Судно способно самостоятельно идти в сплошных ровных ледяных полях толщиной до 1 метра со скоростью около двух узлов. Корпус разделен 11 поперечными водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков, в числе которых 6 грузовых трюмов.

С момента подъема флага и начала работ лихтеровоз «Севморпуть» прошел 302000 миль, перевез более 1,5 миллионов тонн грузов, осуществив за это время всего лишь одну перезарядку ядерного реактора.

В соответствии с приказом Госкорпорации «Росатом» от 24.10.2012 года ядерную установку должны были вывести в режим окончательной остановки.

В конце декабря 2013 года Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» С.В. Кириенко подписал приказ о восстановление АЛВ «Севморпуть».

С 26 декабря 2013 года контейнеровоз находился в доке ОАО «82 СРЗ» в Росляково, где были проведены работы по подготовке судна к дальнейшему восстановлению.

26 января 2014 года после докового ремонта к причалу ФГУП «Атомфлот». 01 октября АЛВ «Севморпуть» Росатомфлота. Судно встало в плавдок СРЗ-82 (пос. Росляково) для проведения ремонтных работ и освидетельствования подводной части корпуса Российским морским регистром судоходства. 29 декабря в 15:20 часов по выводу его из дока «82 судоремонтного завода».

01 декабря 2015 года в 02:57 по местному времени судно у причалов порта Мурманск, завершив ходовые испытания. АЛВ «Севморпуть» будет задействован в обеспечении Северного завоза, работах по линии Министерства обороны, доставке грузов для проекта «Ямал СПГ», а также в разработке Павловского месторождения свинцово-цинковых руд.

По сообщению от 18 января 2016 года в марте к выходу на арктические трассы. 27 апреля ПАО «Мурманский морской торговый порт» под погрузку груза. Выход в первый рейс намечен на 05 мая. 06 мая из порта Мурманск в направлении острова Котельный. На остров Котельный алв «Севморпуть» доставит около 5,5 тыс. тонн груза различной номенклатуры. В основном трюмы атомного лихтеровоза заполнят строительные материалы. Владельцем груза является ООО «Запсибгазпром - Газификация». Агент грузовладельца - ПАО «Совфрахт». Плановая продолжительность рейса составит до 30 дней. 18 мая успешно из порта Мурманск к месту выгрузки в бухте Темп острова Котельный архипелага Новосибирских островов. 30 мая после завершения погрузочных работ в бухте Темп острова Котельный на порт приписки Мурманск. По сообщению от 06 июня куда доставил груз автомобильной техники, оборудования и контейнеров весом более 1,5 тысяч тонн. По сообщению от 26 сентября к выходу в рейс на архипелаг Земля Франца-Иосифа из Мурманска. 06 октября вышел из порта приписки Мурманск и направился на архипелаг Земля Франца-Иосифа. 06 ноября у причалов ФГУП «Атомфлот», завершив рейс на архипелаг Земля Франца-Иосифа. По сообщению от 29 декабря новогодние праздники у причала ФГУП «Атомфлот». В настоящее время на базе предприятия ведутся работы по дооснащению судна.

Справится ли "Севморпуть" в одиночку?

Начало ноября 1984 года.
На судостроительном заводе «Залив» имени Б. Е. Бутомы состоялась торжественная закладка первого отечественного ледокольно-транспортного лихтеровоза-контейнеровоза с атомной энергетической установкой «Севморпуть». Корабелы приняли социалистическое обязательство - вывести судно из дока ко дню открытия XXVII съезда КПСС. Свое слово они сдержали. В феврале 1986 г. «Севморпуть» был спущен на воду.


Фотографии:
- У причала продолжатся достроечные работы
- На торжественной церемонии спуска судна на воду

Опыт эксплуатации атомных ледоколов показал преимущества использования ядерной энергии в арктических условиях, поэтому было принято решение оснастить ядерной энергетической установкой новый ледокольно-транспортный лихтеровоз-контейнеровоз, предназначенный для перевозки народнохозяйственных грузов в северные районы страны. Наибольшая длина судна 260,3 м, ширина - 32,2, осадка - 10,6 м, дедвейт - 26 400 т, мощность главного двигателя 29,4 МВт (40 тыс. л. с), скорость на чистой воде 20 уз. «Севморпуть» может перевезти 74 лихтера, каждый из которых длиной 18,7 м, шириной 9,5, осадкой 2,6 м и полной грузоподъемностью 370 т, или 1336 контейнеров (20-футовых).

Энергетическая установка судна включает в себя паротурбинную и паропроизводящую части, размещенные в машинно-котельном и реакторном отсеках. Поскольку «Севморпуть» предполагается использовать на длительных переходах по чистой воде и при самостоятельном плавании во льдах, при проектировании энергетической установки учтены требования к высокой тепловой экономичности на мощностях, близких к номинальной, а также повышенной маневренности и большой перегрузочной способности, специфичные для ледоколов. Судно сможет самостоятельно двигаться во льдах толщиной до 1 м.

Тип судна "Севморпуть" происходит от специально созданных грузовых контейнеров-лихтеров.
Лихтер - несамоходное морское судно, предназначенное для перевозки грузов и обеспечивающее их обработку при отсутствии причалов, а также выполнение грузовых операций на рейде с судами, которые не могут войти в порт из-за большой осадки. Лихтер имеет вес около 300 тонн и
благодаря герметичному корпусу может находиться в воде. самостоятельно как баржа.
Для передвижения такого контейнера понадобиться лишь буксир, а его низкая осадка позволяет как можно ближе подтащить к берегу.

Об этом судне как о секретном оружии раньше предпочитали не рассказывать.
За один рейс атомоход под кодовым названием "Юлиус Фучик" на борт брал столько груза, что продовольствия хватало на целый год жителям Крайнего Севера.

Совсем другая судьба у лихтеровоза двойного назначения "Алексей Косыгин".

На 2 метра длиннее Титаника, но короче Варяга.
КОСЫГИН был так велик, что корма его выпирала из затона в Днепр. Он даже успел поработать по специальности. Предполагалось, что он будет выбрасывать на воду баржи и лихтеры из себя в устьях рек Сибири или Индии.

www.zrpress.ru, #47 , 18 июня"96

Лихтеровоз "Алексей Косыгин" будет выставлен на продажу
Самое крупное судно Дальневосточного морского пароходства, лихтеровоз "Алексей Косыгин" водоизмещением 62 тысячи тонн, будет выставлено на продажу.
Разрешение на реализацию океанского исполина длиной 262 метра ДВМП получило от департамента морского флота Министерства транспорта.
"Алексей Косыгин", спущенный на воду в 1984 году, сегодня не оправдывает своего предназначения. Лихтеровоз строился в расчете на перевозку грузов в порты Арктического побережья России.
Но в связи с сокращением грузового потока использование судна в высоких широтах стало невыгодным.
"Алексей Косыгин" мог брать 82 лихтера -своеобразные плоскодонные баржи с малой осадкой. Каждая из них была рассчитана на 375 тонн груза. Лихтеры строились в Находке, загружались в этом же порту и во Владивостоке. Затем буксирами выводились на рейд и там поднимались на борт "Алексея Косыгина".
Теплоход, развивающий скорость выше 18 узлов, быстро доставлял плавучие баржи северянам, сбрасывал их на воду. В работу снова вступали буксиры, развозившие лихтеры по рекам вглубь материка.
Сейчас потребность в такой транспортировке грузов отпала. Потому дальневосточникам предстоит прощание с самым крупным своим кораблем, заход которого в порты ранее неизменно демонстрировал могущество торгового флота страны. Но у России остается еще одно судно подобного класса - атомоход "Севморпуть". Он совершает рейсы в западном секторе Арктики.

Находка-ПРЕСС

http://www.globalsecurity.org/military/systems/ship/green-island.htm (поиск по Kosygin)

Вкратце: принадлежит Waterman Steamship, флаг США поднят на борту в начале 2003 года. Переименован в "Atlantic Forest". Является частью американской Maritime Security Program - Морской Программы Безопасности (насколько я понял - господдержка компаний с торговыми судами стратегического типа, военные капитаны и т.д и т.п.). Успешно пережил ураган Катрина в 2005-м.

На днях первым сообщил новость о спасении лихтеровоза Севморпуть. Удалось прокрасться на данное судно, мимо всех кордонов и посмотреть гиганта, а так же задать пару вопросов экипажу.
Нарыл некоторые энциклопедисческие данные...



Лихтер - несамоходное морское судно, предназначенное для перевозки грузов и обеспечивающее их обработку при отсутствии причалов, а также выполнение грузовых операций на рейде с судами, которые не могут войти в порт из-за большой осадки.

Лихтер имеет вес около 300 тонн и благодаря герметичному корпусу может находиться в воде самостоятельно как баржа. Для передвижения такого контейнера понадобиться лишь буксир, а его низкая осадка позволяет как можно ближе подтащить к берегу.

Уникальность лихтеровозов заключается в том, что эксплуатация этих судов не требует наличие глубоководных гаваней в местах назначения грузов и незаменим при доставке грузов в не оборудованные места.

Палубы и трюмы лихтеревоза «Севморпуть» позволяют принять на борт до 74 контейнеров и специальным П-образным погрузочно-разгрузочным краном, который передвигается вдоль корпуса судна и размещает контейнеры в два яруса. При помощи специальных захватов грузоподъемное средство жестко фиксирует лихтеры и быстро опускает их на воду через кормовую часть судна. Разгрузка контейнеров также может производиться в движении, что использовалось в особых случаях.

На текущем ремонте стоит красавец "50 лет Победы"


Трудяга готовится к работе...


В порту тихо и спокойно...


Первый отечественный ледокол построенный от каждого винтика до отделки из отечественных материалов. Ныне музей.


Проект судна был разработан в 1978 году в ленинградском Центральном конструкторском бюро «Балтсудопроект» по спецзаданию правительства СССР. Строился «Севморпуть» в Керчи, на закрытом заводе «Залив», и был спущен на воду в 1988 году. Первоначально планировалось построить два атомных судна подобного типа, но с развалом СССР работа над двойником так и не была завершена.

География плавания судна - весь мир. За счет ядерной установки атомоход может находиться в плавании неограниченное количество времени. «Севморпуть» также оборудован установкой для сжигания судовых отходов, производительностью 50 кг/ч, 5 установками очистки и обеззараживания сточных вод, что обеспечивает автономное существование двухсот членов экипажа.

При полной загрузке «Севморпуть» может принять на борт 74 лихтера весом 300 т каждый. Лихтеры, специальные грузовые контейнеры, имеющие герметичный корпус, могут плавать как баржи. Уникальность лихтеровозов заключается в том, что их эксплуатация позволяет избежать капитальных затрат на строительство глубоководных портов в местах назначения грузов. Лихтеровоз незаменим при доставке товаров и снаряжения в необорудованные и плохо освоенные места. После того, как лихтер окажется за бортом, его подхватывает буксирный корабль и тащит к берегу. При необходимости буксир может подтащить лихтер и к речному порту. Низкая осадка лихтеров позволяет пришвартовывать их прямо к берегу. После выгрузки пустые баржи возвращаются буксирами на лихтеровоз, когда он идет обратным курсом.



Внутри почти все было готово к утилизации. 5 лет судно простояло без работы. Практически из под "ножа" Севморпуть вытащили.


Капитан Севморпути Олег Марков наглядно показывает размах судна. Высота надстройки с 8-ми этажный дом, заколебался подниматься-)))


Он огромный!


впереди много работы по восстановлению судна.

Для масштаба...сравните рядом ледокол Советский Союз. Его к слову тоже будут восстанавливать, ресурс позволяет. Вот такая прогулка....



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»