Аутизм у детей – признаки симптомы, что это такое и как диагностируется? Как проявляется аутизм у ребенка Возникновение аутизма.

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Впервые попытался объяснить это явление еще в 1943 году исследователь Каннер. Он описывал в своей книге мальчика, который ходил из стороны в сторону, однотипно двигая руками, пел одну и ту же песню, игнорировал людей, пресекая попытки даже взять его за руку.

Тогда же Каннер назовет несколько признаков, характерных для особых детей: предпочитают с рождения одиночество, не могут воспринимать малейшие перемены в жизни, стереотипность, повторение действий и, как ни странно, хорошая память.

В статье расскажем вам о том, что это такое и как вылечить аутизм у ребенка, излечим ли он вообще и с какими проблемами могут сталкиваться родные. Вы посмотрите фото больных деток, узнаете об особенностях речи и их ощущениях, признаках и симптомах заболевания у новорожденных малышей, до года и постарше.

Что это такое

Аутизм у детей — что это за болезнь и как ее выявить? Диагноз встречается редко , примерно 5-11 аутистов на 11 000 младенцев. Однако из-за сложности диагностики многие случаи так и остаются незамеченными. В результате их намного больше.

Понятие и примеры

Аутизм, как патология, характеризуется замкнутостью, невозможностью нормально общаться со сверстниками, склонностью к повторениям в виде монотонных движений предположительно из-за нарушений в головном мозге.

Точной причины, от чего бывает аутизм у детей, до сих пор не определено. Одно время ее относили к психиатрическим нарушениям.

Их называют «призраки», «дети дождя» и еще многими эпитетами. Многие люди плохо представляют себе, кто такой аутист. Покажем на примерах, как проявляется аутизм у ребенка:

  • Володе 6 лет. Его мама рассказывает: «Когда я его звала, он даже не смотрел в мою сторону. Я думала, что он глухой.

    Единственное, что сын любил делать – это садился на стул или на пол и качался из стороны в сторону. Постоянно, бывало, по 20 минут без перерыва. Но любит плавать, умеет немного считать;

  • Стеше 5 лет. Она не знает, как играть с ровесниками. Мама берет ее за руку и объясняет, как надо правильно играть в простые догонялки;
  • Артем, 8 лет. Всегда был замкнутым, почти ни с кем не разговаривал. В какой-то момент его стали раздражать посторонние звуки: шум машин, мяуканье кота, даже шарканье ботинок. Стал пугаться новых вещей.

Вокруг заболевания ходит много домыслов , самые популярные из них:

Причины возникновения синдрома

На вопрос, почему рождаются дети с аутизмом, нет единого ответа. Выделяют несколько причин рождения детей с аутизмом:

  • Наследственность.
  • Психологическая.
  • Неврологическая.
  • Недоразвитие нейронов.
  • Внутриутробное поражение плода.

Генетическая предрасположенность, как фактор развития аутизма у малыша, заключается в том, что кто-то из родителей – носитель «плохого» гена, приведшего к болезни.

По этому поводу шли проверки. Брали больных и обследовали.

Специалисты сделали вывод: больше половины из них имеют дефектный ген , который влияет на головной мозг в первом триместре беременности.

У испытуемых выявились проблемы с гормональным фоном - резко повышенный тестостерон.

Психологическую теорию выдвинул Л. Каннер. Ученый считал, что «призраки» растут в семьях со слишком умными родителями, то есть людьми, занимающимися умственным трудом.

Его последователи полностью не опровергали версию, однако, больше склонялись к тому, что это следствие равнодушия мамы или папы по отношению к малышу.

Неврологическая причина показывает, что необычное поведение аутистов – результат сбоя сенсорных анализаторов. Поэтому возникают однотипность поведения, привязанность только к определенным видам деятельности, невозможность взаимодействовать с ровесниками.

Недоразвитие клеток мозга, его зеркальных нейронов – тоже предположение ученых. Без данных клеток человек не способен адекватно говорить, переживать, чувствовать.

Беременность матери - всегда риск. Если во время ожидания она заболела каким-либо инфекционным заболеванием, то плод может пострадать. Ветрянка, – угроза, ведущая к патологии.

Возраст аутиста

В каком возрасте проявляется аутизм у детей? Если внимательно присмотреться, то первые проявления можно заметить еще до года - у новорожденного. Это называется ранний детский аутизм. Грудничок не оживляется при виде близких родственников, даже матери, он не способен к проявлению эмоций .

Но до 2-3 лет доктора осторожничают с диагнозом. Хотя синдром Ретта (наследственная болезнь исключительно у девочек, виновник умственной отсталости) выявляют уже в год.

После трех лет симптомы часто ярко нарастают, родители начинают замечать, что их чадо не похоже на других.

Синдром Аспергера, то есть самая легкая степень аутизма у детей, и его симптомы появляются после 6 лет, иногда спустя десятилетия.

Не бывает так, что диагноз вдруг, как лавина, обрушился на головы родителей. Признаки есть всегда. Просто не все уделяют им должное внимание.

Виды и формы заболевания (легкая, средняя и тяжелая)

РДА – расстройства аутистического спектра. Так принято называть виды аутизма.

РДА (аутизм) у детей делят по степени тяжести, определяя легкую форму, среднюю и тяжелую, то есть полный отказ от взаимодействия с окружающим миром. Такие малыши даже не просят кушать, хотя голодны.

Ребята с нетяжелыми проявлениями способны к общению. Но выбирают друзей и собеседников очень тщательно. Например, есть только один товарищ или контакты ограничиваются семьей.

Классификация аутизма

Современная практика выделяет несколько форм развития патологии . Описание есть в МКБ-10. Среди них:

  • Общие расстройства развития.
  • Синдром Каннера. Это синдром раннего проявления детского аутизма в возрасте до трех лет. Отличается ярким проявлением с младенчества.
  • Атипичный аутизм у детей. В первые годы жизни трудно диагностируем, может проявиться после трех лет. Плохо изучен.
  • Синдром Аспергера. Имеет положительную динамику. Самый мягкий вид расстройства. Такие дети легче всего приспосабливаются в обществе, не имеют проблем с речью.
  • Синдром Ретта. Характеризуется яркими симптомами (атаксия, судороги, безэмоциональность). Сочетается с олигофренией, встречается только у девочек.

Заболевание также разделяют по группам. Дети первой более замкнуты, агрессивны. Вторая группа более коммуникабельна. Третья и четвертая – более легкие случаи, поддаются терапии, так как нет речевых нарушений и интеллектуальных проблем.

Как распознать болезнь, фото

Смотрите фото детей с признаками аутизма:

Как уже отмечалось, аутизм определяется уже у новорожденных. Чтобы это заметить, нужно знать норму. Нормальный, обычный грудничок улыбается матери, проявляет эмоции с месяца своей жизни. Он просится на руки, смотрит в глаза. По мере взросления всячески старается взаимодействовать с семьей.

Аутист видит мир не так, как все , в своей голове он не может сложить образ целиком. Воспринимает отдельные части тела, но человек, как единое целое, для него не существует.

Замкнутый в своем мире, его интересует только, к примеру, вращающееся колесо, а не сама игрушечная машина. Больной малыш просто не будет ее катать, а станет часами вертеть полюбившийся элемент.

Первые ранние сигналы

Как проявляется аутизм у детей до года? Проявления симптомов и признаков аутизма у грудничка обычно стерты. Трудно различить, где норма, а когда нужно бить тревогу. Может быть, у новорожденного такой характер, ведь все мы разные. Поэтому такой сложный диагноз не спешат ставить, как минимум, до двух лет.

Однако, общая группа симптомов у новорожденных все же существует. Вот признаки аутизма у грудничков:

  1. Не проявляет эмоций к матери или отцу. Не улыбается при виде родных.
  2. Отсутствует контакт глазами. Не ищет взглядом знакомые лица, избегает смотреть на родителей.
  3. Не переносит тактильных прикосновений. Не просится на руки, предпочитая лежать в своей кроватке.
  4. Начинает улыбаться позже нормы, почти в полгода.

Как определить аутизм у грудничка, каковы признаки болезни у малышей? О том, как распознать аутизм у ребенка до года, вы узнаете из этого видео:

Заметные проявления

Начиная с 8 месяцев и до года, даже неспециалист может увидеть ранние признаки аутизма у детей. Что же происходит с малышом? Он не подражает звукам, животным.

Мама: «Кошка говорит мяу, собачка – гав».

Ребенок: вместо повторения или попытки этого кричит, издает визги.

Начинает проявляться замкнутость. Малыш придумывает себе действие для игры и все время возвращается к любимому занятию. Жестикуляция крайне бедна.

В год аутист:

  • неправильно использует выученные им слова;
  • все меньше контактирует с окружающими;
  • не плачет, когда уходит мать;
  • проявляется стереотипность действий. То есть раскачивается в стороны, смотрит в одну точку долгое время, рвет бумажки часами.

Особенности диагноза в 2-3 года

Чем старше пациент, тем симптомы ярче и понятнее. Врач может выдвинуть конкретный диагноз – РДА. Как понять, что у ребенка аутизм, каковы особенности коммуникации таких деток? Смотрите далее в таблице:

2 года
Словарный запас Коммуникативные навыки Игровая деятельность
Отсутствие вопросов, бедный словарный запас, нет простых фраз, не называет свое имя Знает свою семью, узнает ее. Но не проявляет к ним эмоций Играют одни. Игры вычурные, например, бегание из стороны в сторону
3 года
Появляется фразовая речь, она скудна и направлена не по адресу, обращается к себе так: «Дима пошел гулять», или «Он кушает», имея в виду себя Не приглашают родителей поиграть во что-либо, не реагируют на то, что близкие сердятся, или проявляют агрессию, боятся незнакомых людей Любят что-то собирать, но игра однотипная. Даже если это движение, то вокруг комнаты, и так далее

В 4 года и старше могут появиться страхи , они опасаются оставаться в доме в одиночестве, гулять, менять обстановку. Часто даже перестановка в квартире расстраивает или вызывает бурную реакцию.

Диагностика

Как диагностировать аутизм у ребенка? Проблемами расстройства аутического спектра занимается врач психиатр. Он выслушивает родителей, их беспокойства. Затем начинается осмотр.

При аутизме можно заметить отсутствие зрительного контакта, недоразвитие речи или ее уменьшение, например: говорил, а потом вдруг перестал.

Врача интересует, как протекала беременность матери, были ли проблемы при рождении. Выясняется наследственность.

На приеме дети, страдающие аутизмом, могут вести себя определенным образом:

  • при входе в кабинет сразу идут за мебель, бегут к окну;
  • могут прятаться;
  • плачут, кричат;
  • доктор задает вопросы, но вместо ответов ребенок повторяет слова за врачом.

Вначале наблюдают за ребенком : как он реагирует на прикосновения мамы или папы, можно ли его заинтересовать игрушкой, как общается с детьми, владеет жестами (показывает ли пальцем на предмет, который хочет взять).

Второй тест на аутизм у детей более сложен:

  • Малышу рукой показывают игрушку. В норме он должен обратить внимание на объект, а не продолжать смотреть на кисть.
  • Как часто при совместной деятельности малыш смотрит на того, с кем играет.

Также при диагностике используется шкала оценочного детского аутизма. В ней несколько блоков вопросов. И если ребенок набирает минимальное количество баллов, то он считается здоровым. Чем выше набранные баллы, тем вероятнее диагноз.

Шкалу CARS можно найти в интернете и провести исследование самостоятельно. Однако интерпретировать результаты (ввиду мнительности родителей) должен все же психиатр.

Лечение

Как лечить детский аутизм, лечится ли он или нет, какие препараты при этой патологии у детей используют?

Таблетки, которая бы избавила ребенка от аутизма, не существует. Назначается поддерживающая терапия. Применяют специальную диету и препараты.

Психотерапия – основной метод лечения. Хорошие результаты показывает поведенческая терапия, направленность на труд, игровая форма воздействия.

Для диеты и медикаментозного лечения при аутизме у детей применяют:

Могут назначаться противотревожные средства.

А о признаках сотрясения мозга у ребенка и о том, что делать при травме головы, читайте .

Психологическая помощь

Поддержка и помощь психолога нужна и детям с аутизмом, и семье , в которой растет аутист. Ведь принятие ситуации происходит по-разному. Существуют различные фонды, где помогают справиться с заболеванием.

Работа с детьми предполагает:

  • вывод пациента из замкнутости, отрешенности;
  • обучение коммуникативным навыкам;
  • поддержка развития личностного «Я».

Игровая терапия

Надо помнить о том, что аутист не умеет играть. В прямом смысле. Он не знает, что такое предметное взаимодействие, не понимает, как надо сказать или что сделать в определенной ситуации.

Простой пример: К девочке 5 лет подходит ровесница и просит дать поиграть в ее куклу. Та на секунду замирает, затем в слезах убегает. Маленький аутист находится у себя дома, подружка давно знакома ей. Мама объясняет испуганной дочери, что надо ответить и как поступить. Только тогда она понимает.

Это яркое описание того, как может повести себя аутист в обществе. Заметна огромная роль родителей.

Чтобы научить такого малыша простейшей ролевой игре, нужно войти к нему в доверие. Важно найти с ним контакт, желательно тактильный.

Это может быть игра в магнитные буквы разного цвета. Вместе приклеиваете к доске эти буквы по цвету.

Мозаика – второй вариант игровой деятельности. Все время хвалите, но только ненавязчиво.

Для детей с аутизмом существуют психотерапевтические игры, направленные на обучение подражанию, налаживанию межличностного общения: «Догонялки», «Хоровод», «Сорока-белобока».

Для улучшения речевых навыков требуется помощь логопеда . На занятиях для детей с аутизмом дефектолог подбирает упражнения после логопедического обследования. Включаются методы речевого развития на основе игр. «Давай поиграем», «Веселый счет», «Умная сова» - «обучалки» способны стимулировать речевой аппарат ребенка-аутиста.

Пэт-терапия – альтернативный метод, который совмещают с основными принципами лечения. Общение с лошадьми, собаками обязательно даст результат. Только помните, что это должны быть обученные животные.

Прогноз

Нужно понимать – аутизм будет с вами всегда. Но жизнь не заканчивается. За здоровье можно не волноваться.

Однако РДА мешает качеству жизни. Все зависит от тяжести патологии, выраженности симптомов. Мягкие формы не мешают жить человеку в будущем. Такие люди становятся успешными в выбранной профессии и ведут полноценную жизнь.

Дети-аутисты. Их не так много, но они живут среди нас. Немного другие, необычные. Вовремя заметить проблему – половина пути к тому, чтобы помочь, поддержать своего ребенка. И пусть он смотрит на мир через «иллюминатор», скажите ему: «Давай наблюдать вместе».

Полезное видео от доктора Комаровского

Что это за болезнь, в чем причины возникновения данного заболевания и как выглядят дети, больные аутизмом - доступно, простым языком расскажет доктор Комаровский в этом видео:

Вконтакте

Аутизм у детей - это особое психическое расстройство у детей, которое объясняют нарушениями в работе головного мозга и ЦНС. Термин в первый раз был употреблён в 1910 году. Этому диагнозу всегда сопутствуют проблемы с развитием речи, социализацией ребёнка в обществе, неспособностью создавать контакты и поддерживать общение. Учёные, наблюдая за развитием этой болезни у детей, приходят к диаметрально противоположным выводам как в отношении диагностики, так и в объяснении причин появления заболевания и его лечения.

Виды детского аутизма

Известны несколько детских расстройств, которые могут классифицироваться как разновидности аутизма :

  • Ранний инфантильный аутизм (синдром Каннера);
  • Атипичный аутизм;
  • Синдром Аспергера;
  • Кататонический синдром.

Ранний детский аутизм (РДА) обычно наблюдается в первые жизни ребёнка. Иногда такую форму аутизма путают с дезинтегративным расстройством, «детской деменцией», которое проявляется у малышей до . Дети резко утрачивают все усвоенные до этого навыки: от социальных вместе с речью и желанием общаться до контроля мочевого пузыря и кишечника. В США это заболевание относится к расстройствам аутеистичного спектра.

Атипичный аутизм характеризуется ослаблением связи ребёнка с окружающим миром, отсутствием интереса к окружающему, нежеланием устанавливать эмоциональный и речевой контакт с людьми. Атипичная разновидность аутизма дает о себе знать у малышей старше 3-х лет; ей могут сопутствовать одни из основных симптомов - коммуникативное расстройство и эхолалия.

Синдром Аспергера проявляется в маниакальном стремлении к повторяющимся действиям, монотонности и трудности в общении с окружающими. У подростков его проявления отягощаются депрессией и постоянной тревожностью.

Психопатологический синдром , называемый кататонией , проявляется у ребёнка в виде двигательных расстройств, резкой смены различных типов поведения и обычно сопутствует аутизму.

Видео аутизм у детей

Симптомы аутизма у ребенка

Многолетние наблюдения врачей и психологов позволяют составить практически полную картину признаков детского аутизма. Сюда относят весь комплекс нарушений в поведении, которые проявляются в патологических изменениях психомоторных качеств и речевых навыков.

  1. Отсутствие социализации . У ребёнка имеются трудности в выражении эмоций, общении с другими людьми. Он может противиться поцелуям и объятиям, другим формам демонстрации привязанности.
  2. Задержка развития речи . Малыш не умеет и не проявляет желания к выражению своих мыслей с помощью слов.
  3. Отсутствие навыков коммуникации - речь для общения с людьми не применяется.
  4. Эхолалия . Бездумное повторение слов и выражений за другими людьми. При этом у ребёнка наблюдается хорошая механическая память.
  5. Ребёнок не применяет местоимение «я» к самому себе, вместо него использует «ты». Это связано с трудностями самоидентификации . При обращении к крохе с просьбой «Подними руку!», аутист выполняет поручение не со своей рукой, а с рукой человека, который к нему обратился.
  6. Синдром Аспергера . Стремление к однообразию, повторяющимся играм, поглощение и увлечение внимания какой-либо одной деталью игрушки. Появление болезненного беспокойства при нарушении распорядка дня, игры.
  7. Отсутствие инстинкта самосохранения - ребёнок может не бояться высоты и не понимать, что представляет для его жизни опасность.
  8. Тяга к самоповреждению . Такая аутоагрессия проявляется в причинении своему телу физических увечий и травм.
  9. Сенсорные нарушения - непереносимость , прикосновений к телу во время мытья или стрижки.

При постановке диагноза могут наблюдаться все перечисленные симптомы или только некоторые из них.

Причины возникновения аутизма у ребенка

Генетический сбой, который повлиял на работу головного мозга, вероятность наследственной отягощённости у ребёнка - первые из причин происхождения болезни.

Япония является страной с самым высоким показателем аутизма в мире: в ней на каждые 10 000 здоровых жителей приходится 181 больной с этим синдромом. Учёные страны восходящего солнца ещё в 70-е годы ХХ века отказались от прививки АКДС: после введения вакцины наблюдалась высокая смертность; у детей в разы увеличивался риск развития аутизма. Некоторые мировые исследователи связывают появление болезни с влиянием на головной мозг ртути, содержащейся в большинстве прививок, которая поражает детскую ЦНС.

Часть учёных считают, что высокое содержание химикатов в окружающей среде и их проникновение в организм влияет на состояние серого вещества в мозге. Одна из причин появления аутизма - влияние как на будущую маму, так и на уже родившегося малыша генномодифицированной продукции . Главным врагом признан гербицид глифосат, который вместе с пищей поступает в организм и вмешивается в процессы пищеварительного тракта. Химикат приводит к сокращению количества очень важных аминокислот (тирозина, триптофана и фенилаланина) в желудке, что приводит к ожирению, болезни Альцгеймера, депрессии и аутизму.

Генная инженерия изменила сою и кукурузу так, чтобы они выдерживали большие дозы этого гербицида. Лидером последних десятилетий по использованию технологии ГМО является США. Страна-чемпион по употреблению генномодифицированных продуктов, в 2016 году насчитывала по одному больному аутизмом ребёнку на каждые 68 здоровых детей. США входит в пятёрку стран, где зарегистрировано наибольшее количество детей с аутизмом, что, вполне возможно, напрямую связано с ГМО.

Лечение аутизма у детей

Наиболее результативно производится коррекция раннего детского аутизма. Только 30% больных с тяжёлыми формами заболевания, с синдромом Каннера и атипичным аутизмом, имеют не самые благоприятные прогнозы лечения. В 60% у детей наблюдается стабильное улучшение состояния после курсов психокоррекции и приёма медицинских препаратов.

Настольной для родителей, чьи дети имеют нарушения в развитии, стала «Книга Я» клинического психолога Ивора Ловааса. Учёный призывает маму и папу вместе со специалистами принимать активное участие в терапии и акцентирует внимание на трёх китах методики - обучении языку, игре и привязанности. Лаваас относит агрессию и несогласие некоторых ребятишек с требованиями родителя или психолога к позитивным моментам терапии, считая это ответной реакцией.

В традиционные программы по лечению аутизма входят: посещение детьми курсов нейрокоррекции поведения и тренировки силы воли; работа с психологом для развития способностей коммуникации; занятия с логопедом и дефектологом.

Самым популярным на сегодня является метод АВА-терапии . Он состоит в пошаговом изменении у ребенка привычной для него модели поведения. Работа начинается с имитирования - повторения жестов малышом-аутистом за специалистом, после чего наступает постепенный переход к выполнению простых действий: закрыть дверь, подать книгу или включить свет. Так развивается эмоциональный отклик - детям становится приятно совершать какие-то действия и получать за это поощрение, происходит их социологизация.

Двигательные и когнитивные навыки малыш может приобрести во время игры. Для этого используют компьютерные технологии - коррекционные комплексы с видеоуправлением для развития типа «Timocco». Во время их использования у детей развивается двусторонняя координация, увеличивается скорость реакции, тренируется внимание и координация движений, развивается абстрактное мышление.

Медикаментозное лечение аутизма осуществляется с помощью, прежде всего, препаратов ноотропной группы . Они призваны стимулировать деятельность детского мозга, активизировать в нём процессы мышления и запоминания информации. Некоторые виды лекарств могут оказывать на психику как тормозящее воздействие, к ним относят «Панограм» и «Фенибут», так и возбуждающее с антидепрессивным эффектом: «Когитум», «Энцефабол», «Пикамилон».

В терапии аутизма для повышения концентрации внимания, интеллектуального и речевого развития хорошо себя зарекомендовали «Церебрализин» и «Кортексин».

При наличии у страдающего аутизмом страха и тревожных состояний врачи выписывают транквилизаторы . С помощью нейролептиков у детей корректируются такие симптомы, как аутоагрессия, двигательная расторможенность и стереотипное поведение. На базе приёма антидепрессантов создаются условия для увеличения контакта с больным ребёнком специалистов-психологов, а у самого малыша начинает появляться интерес к окружающему миру.

Аутизм - тяжёлое и не до конца изученное наукой заболевание. Печальные статистические прогнозы предрекают: этот диагноз к 2025 году будет поставлен каждому второму ребёнку на Земле. Современные методы коррекции и правильно подобранные медикаментозные препараты способны помочь и родителям, и детям в борьбе с этим заболеванием.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Аутизм — это серьезное расстройство психического здоровья у детей. Первые клинические симптомы заболевания проявляются в раннем возрасте - до 2 лет. В основе болезни лежат отклонения, связанные с нарушением развития головного мозга.

Основными признаками патологии является ярко выраженная ограниченность социального общения и отсутствие каких-либо интересов. Дети, страдающие аутизмом, не способны построить в будущем нормальные человеческие отношения.

Это заболевание распространено в современном мире. По данным статистики, на 1000 новорожденных приходится 6 случаев аутизма. Болезнь в 4 раза чаще поражает мальчиков.

Ученые до сих пор спорят о возможных причинах мутации генов, с целью найти лекарство от аутизма. Но вопрос о том, почему происходит сбой в генах, несущих ответственность за созревание синаптических связей в мозге, - остается открытым.

Не существует четкого перечня факторов, которые могут вызвать этот недуг. Учеными было выдвинуто немало теорий, относительно этиологии аутизма, но несмотря на многочисленные исследования многие из них, остались неподтвержденными. Возможно, эта проблема будет до конца изучена в будущем.

Наследственная предрасположенность

Несмотря на многочисленные споры, специалисты сходятся в одном: болезнь начинает формироваться уже в процессе внутриутробного развития плода. Поэтому нет сомнений в генетической природе этого недуга.

Доказано, что наличие в кругу ближайших родственников человека, страдающего аутизмом, значительно увеличивает вероятность рождения на свет ребенка с таким же диагнозом. По мнению многих ученых, феномен развития этой патологии заключается в неудачном соединении генов и неблагоприятном воздействии на организм будущей матери окружающей среды (токсинов, вирусов, соматических заболеваний и т. п.).

Химические и биологические факторы

Следующей причиной развития аутизма являются расстройства гормональной и иммунной природы, а также различные нарушения, затрагивающие нервную систему. Некоторые ученые уверены, что стать провокатором заболевания могут обыкновенные вакцины для детей, но это мнение до сегодняшнего дня остается неподтвержденным.

Поэтому если после проведения прививки в поведенческих реакциях и самочувствии ребенка возникли какие-либо выраженные изменения, скорее всего, речь идет о наличии не обнаруженного в прошлом расстройства, которое до этого момента являлось скрытым и ничем себя не проявляло. То есть вакцинация в данной ситуации вполне может сыграть роль так называемого патологического пускового механизма.

Также популярностью пользуется теория негативного влияния на развитие головного мозга мучной и молочной продукции - пищи, содержащей такие вещества, как глютен и казеин. Ученые, занимающиеся этой проблемой, утверждают, что белки вызывают серьезные расстройства нервной системы новорожденных и грудных детей, в связи с чем и диагностируются ранние симптомы аутизма.

Неблагоприятное влияние на детский организм может оказать неблагополучие воздушной атмосферы, окружающей человека: всевозможные соли тяжелых металлов, выхлопные газы, химические растворители, никотин и токсины отражаются на уровне развития головного мозга и нервной системы ребенка, поэтому они вполне могут являться одной из причин развития аутизма.

Перинатальная патология

У некоторых детей вскоре после рождения диагностируются органические поражения отдельных участков головного мозга, которые появились еще во время периода внутриутробного развития. Причины возникновения этих аномальных явлений обусловлены инфекционными заболеваниями матери в период беременности (в частности, ), физическими и психическими травмами, а также риском, связанным с профессиональной деятельностью женщины (отравление организма солями тяжелых металлов, облучение и пр.).

Известны случаи, когда сама природа в первые недели беременности «отбраковывает» нездоровое потомство, которое обладает определенными нарушениями на генетическом или органическом уровне. Поэтому существует теория, согласно которой вероятность рождения на свет ребенка, страдающего аутизмом, повышается, если у будущей матери вовремя гестации диагностировалась .

Прием антибиотиков

Излишнее употребление антибактериальных препаратов негативно отражается на организме детей и может послужить внешней причиной, провоцирующей развитие аутизма. Дело в том, что антибиотики - это не просто вещества, которые направлены на борьбу с инфекционным фактором, но и чужеродные по своей природе компоненты для человеческого организма, проникающие внутрь него. Они чрезмерно активизируют детскую иммунную систему.

Курсовое лечение препаратами антибактериальной терапии должно назначаться со строгим учетом патогенеза инфекции, не являться токсичным и давать терапевтический эффект.

Антибиотики должны использоваться в самых минимальных для возраста ребенка дозах. В противном случае бесконтрольный длительный прием препаратов способен нанести ущерб клеточным структурам головного мозга, что, в свою очередь, может стать толчком к развитию психических расстройств, в частности, аутизма.

Особенности воспитательного процесса

Поведение родителей серьезно сказывается на психическом здоровье малыша. Отклонения в этой сфере может вызвать напряженная обстановка внутри семьи, систематические скандалы с рукоприкладством, физические наказания, которые применяются непосредственно к ребенку, - все это может говорить ему о том, что его не любят и отвергают.

Даже в раннем возрасте он начинает замыкаться, чтобы найти причины в себе. Это может привести к формированию психического расстройства с последующим развитием аутизма. Отрицательные эмоции накапливаются.

На этом фоне его головной мозг защищаясь, затормаживает основные процессы развития, стремясь оградить детскую психику от влияния внешней действительности, подталкивая решение всех имеющихся проблем к простым стереотипным действиям и поступкам. Этим и обусловлен повторяющийся механизм действий у детей, страдающих аутизмом.

Стрессовый фактор

Под влиянием стресса в кровь выбрасывается гормон дофамин - секрет, влияющий на передачу импульсов в тканях головного мозга. Хронический стресс может стать причиной медленного формирования аутизма, с постепенным появлением симптомов, характерных для этого заболевания: отчужденность к окружающим, отсутствие интереса к внешнему миру, повторение одного и того же механизма действий.

Гормональный фактор

Дать начало развитию аутизма у детей может недостаточное количество таких гормонов, как адреналин и норадреналин. Нехватка также провоцирует неадекватную психическую реакцию со стороны больного - отсутствием улыбки, нежеланием контактировать с окружающими, выраженной апатичностью.

Гормональные нарушения приводят к патологическим изменениям метаболизма, то есть происходит нарушение его нормальной физиологической внутренней среды.

Аутизм - это врожденное заболевание, которое выражается в потере приобретенных навыков, замыкании в «своем мире» и потере контакта с окружающим. В современном мире дети с таки диагнозом рождаются все чаще. От осведомленности родителей зависит прогноз заболевания: чем раньше мама или папа заметят необычные симптомы и начнут лечение, тем сохраннее будет психика и мозг ребенка. О том, что такое аутизм у ребенка, о его основных признаках и методах коррекции вы сможете прочесть в этой статье.

Что такое аутизм?

Когда ребенку ставят диагноз «аутизм», многие родители воспринимают это как своеобразный приговор, ведь люди с этой особенностью довольно сильно отличаются. Что же такое аутизм у детей? Если говорить медицинским языком, то это психическое заболевание, которое ведет к общему нарушению развития. При нем характерна утрата социальной адаптации, нарушенное взаимодействие в обществе и изменение поведения ребенка на замкнутое и агрессивное, если кто-то пытается нарушить его сложившийся мир.

Исследования аутизма ведутся уже давно, но до их пор ученые не могут прийти к единому ответу насчет того, что такое аутизм и из-за чего он возникает. Некоторые считают, что нейротипичные дети просто отличаются от обычных ребят образом мышления и что это нельзя называть болезнью или отклонением. Л. Каннер называл таких детей «маленькими мудрецами», которые живут в своем мире. В какой-то степени это выражение соответствует правде, ведь среди аутичных детей в 10 раз чаще встречаются одаренные личности, чем среди обычных. Но большинство врачей склонны утверждать, что дети с аутизмом плохо адаптируются в обществе, и рассматривают этот диагноз как серьезное нарушение развития.

Впервые термин «аутизм» появился в 1911 году, когда психиатр Эйген Блейлер описывал симптомы шизофрении, главным из которых был «уход в себя». «Аутос» с греческого переводится как «сам». Несмотря на то что у аутичных детей все же присутствует контакт с окружающим миром, термин закрепился, хоть и внес немало путаницы. На данный момент заболевание диагностируется у пяти детей из десяти тысяч. Долгое время причиной развития аутизма считали недостаточную любовь и заботу в младенческом возрасте. Но со временем исследования показали, что дело в органическом поражении мозга, которое чаще всего является врожденным.

Почему возникает

Ученым более-менее ясны симптомы и признаки аутизма у детей, о причинах возникновения этого заболевания пока известно мало. В 1964 году психолог Бернард Римланд, у которого был сын-аутист, установил, что появляется это заболевание из-за органических изменений в мозге. Во время внутриутробного развития ребенка некоторые структуры мозга по какой-то причине формируются неправильно. В целом ребенок рождается здоровым, но со временем начинают проявляться особенности психики: замкнутость, стереотипные движения, аутоагрессия. А вот почему происходят эти изменения на самой начальной стадии, врачи пока не установили. Некоторые ученые утверждают, что болезнь начинает развиваться уже в первые недели жизни эмбриона, приводя к биохимическим, генетическим и нейронным нарушениям.

Симптомы и причины возникновения у детей аутизма могут быть связаны с другими заболеваниями и являться их следствием. Такого мнения придерживаются некоторые психиатры. Если у ребенка есть некоторые наследственные нарушения обмена веществ, то это также может стать причиной развития болезни. Например, если количество меди в организме значительно превышает количество цинка. В таком случае нарушается процесс вывода из организма тяжелых металлов и доставки цинка к нейронам мозга. Или у ребенка обнаружена повышенная проницаемость кишечника - в таком случае организм становится уязвимее для различных патогенных организмов. Среди других причин возникновения аутизма можно выделить следующие:

  • Ртутное отравление организма - одна из наиболее распространенных причин развития «приобретенного» аутизма. Ртуть попадает к нам из многих источников: еды (морепродуктов), из окружающей среды и даже из зубных пломб. В норме человеческий организм обладает способностью выводить малые количества этого металла. Но если какой-то процесс в теле нарушен или ртути слишком много, то она начинает отравлять клетки ребенка, что может содействовать развитию аутизма. Определенное количество ртути содержат и прививки, поэтому болезнь у некоторых малышей развивается после них.
  • Предрасположенность к аутоиммунным заболеваниям и слабый иммунитет.
  • Инфекционные болезни, перенесенные матерью во время беременности, курение или наркотики.

Аутизм у маленьких

Признаки аутизма у детей могут различаться в зависимости от возраста. Так, к примеру, до двух лет это заболевание диагностируют крайне редко, так как списывают странное поведение на особенности развития ребенка. Какие же можно выделить признаки аутизма у детей 2 лет и младше? Вот некоторые из них:

  1. Слабый интерес к лицам. Самое первое изображение, которое учится различать младенец, - это человеческое лицо. В норме уже в 2-3 месяца ребенок узнает маму, улыбается ей. Потом устанавливается зрительный контакт. Если малыш больше интересуется игрушками, не проявляет при виде лица мамы, не смотрит в глаза, то, возможно, у него аутизм.
  2. Полное безразличие к посторонним людям. Младенцы в своем большинстве при появлении благожелательно настроенного взрослого ведут себя одинаково: прислушиваются к словам, корчат рожицы, издают различные звуки, пытаясь подражать речи. Дети с аутизмом вообще не обращают внимания на незнакомых людей. Они не стремятся войти с ними в контакт или пообщаться.
  3. Еще одним признаком аутизма у детей младшего возраста можно считать отвращение к прикосновениям. Обычно новорожденные очень любят тактильные ощущения - поглаживания, похлопывания, тепло тела мамы. Становясь постарше, дети начинают сами инициировать объятья, залезать на колени, целоваться. Нейротипичные малыши рано становятся «самостоятельными» - не нуждаются в нежностях и даже противятся им.
  4. Задержка речи - не такой очевидный признак аутизма у детей 3 или 2 лет. Но тем не менее это один из самых основных показателей, по которому определяется данное заболевание. Такие детки не агукают, не произносят слоги или сложные звуки. У них обычно отсутствует и «детский» язык, на котором разговаривают со взрослыми малыши.
  5. Отсутствие эмоционального интеллекта. Маленькие дети обычно с трудом выражают свои эмоции, но с удовольствием подражают реакциям взрослых: улыбаются, сердятся, расстраиваются. В норме ребенок ведет себя раскрепощенно со взрослыми, которым доверяет. Если малыш кажется застенчивым и скромным, редко выражает свои эмоции, это могут быть проявления аутизма.
  6. У малыша есть навязчивые движения. Если ребенок по несколько минут кружится, хлопает в ладоши, постукивает по предметам или по частям тела, и такие движения похожи на навязчивые движения, то это может быть тревожным знаком.
  7. Аутоагрессия. При аутизме дети часто неосознанно пытаются нанести себе вред.
  8. Одни и те же ритуалы каждый день. Нейротипичные дети часто нуждаются в действиях одной и той же последовательности. Они дарят им комфорт и чувство безопасности. Если ребенок при попытке пойти в садик другой дорогой впадает в истерику, а игрушки раскладывает с несвойственной детям педантичностью, это также может быть симптомом заболевания.

Детский недуг от 2 до 12 лет

Признаки и причины аутизма можно легче узнать в более старшем возрасте. С каждым годом дети с аутичным спектром все больше начинают отличаться от своих сверстников. Большая часть заболеваний диагностируется в период с 4 до 6 лет, когда странное поведение уже нельзя списать на характер или темперамент. Какие можно встретить признаки аутизма у детей с двух до двенадцати лет? В основном все проявления аутизма в более раннем возрасте сохраняются, но к ним добавляются некоторые другие, более явные особенности:

  • Ребенок все время повторяет одно и то же слово или звук. Повторение движений или слов - вообще отличительная особенность заболевания, по которым его легко можно распознать.
  • Любая смена обстановки вызывает у ребенка жгучий протест. Переезды, путешествия, новые места - все это встречается «в штыки», так как грозится разрушить привычный комфортный мир ребенка.
  • С трудом приобретаемые навыки, которые другим детям даются играючи, могут говорить об отклонениях в психическом развитии. Но сам по себе этот симптом может указывать не только на аутизм, но и на множество других заболеваний.
  • «Мозаичное» развитие характерно для многих больных детей. Они показывают незаурядные результаты в одной сфере, но полное отсутствие прогресса в самых простых вещах.
  • Отсутствие самоидентификации. На прямые вопросы, касающиеся непосредственно ребенка, он может отвечать только в третьем лице. Например, на вопрос матери: «Ты хочешь играть?», следует ответ: «Вова хочет играть!». Эта особенность свидетельствует о нарушении распознавания границ собственного «Я».
  • Нарушение координации движений и мелкой моторики, своеобразная «разболтанность» движений.
  • Гиперактивность - очень часто на внешние раздражители, смену обстановки и любые другие стрессовые ситуации дети реагируют повышенной возбудимостью. Они с трудом могут усидеть на одном месте, постоянно находятся в движении. Дети с аутизмом часто с трудом управляют своими движениями.

Стоит отменить, что если в этот период заболевание не будет вовремя диагностировано, то ребенок может полностью замкнуться в себе и не приобрести необходимых речевых навыков, ведь перестроить привычный жизненный уклад ребенка с возрастом становится все сложнее.

Подростковый аутизм

Как проявляется аутизм у ребенка старше 11 лет? У подростков аутическое расстройство личности проходит по-разному. Обычно к этому времени у ребенка уже стоит диагноз, и он получает соответствующее лечение. Подростки с аутизмом, получающие должный уход и развитие, могут обучаться в обычных школах наравне с остальными детьми. Как правило, у таких ребят есть избирательность в обучении. К примеру, они могут очень любить математику или рисование и ненавидеть остальные предметы. У одного из десяти аутистов наблюдаются необычные интеллектуальные способности. А у одного процента есть синдром саванта, который делает их необыкновенно талантливым сразу в нескольких сферах. Некоторые саванты с детства умеют рисовать рисунки на уровне взрослых людей, другие знают несколько языков или читают тысячи книг.

Подростки с аутизмом могут быть вполне адаптированы в социальном плане, но все же они испытывают трудности с общением с людьми. Они не способны распознать обман, сарказм и другие эмоции, а потому очень уязвимы. Находясь внутри своего мирка, они защищены от пугающего внешнего мира, но любое изменение в привычном ходе вещей пугает их и даже вызывает регресс в развитии. Подростки с аутизмом не стремятся к общению, ведут себя обособленно и не вступают в контакт со своими сверстниками.

Диагностика заболевания

Признаки аутизма у детей по фото определить нельзя. Но при личной консультации специалист сможет провести диагностику и выяснить, есть у ребенка заболевание или нет. Как диагностируют недуг?

При диагностике аутизма врачи используют комплексный подход: проводится осмотр ребенка, сбор анамнеза, выслушиваются жалобы родителей. По общей картине легче поставить диагноз, так как аутизм - сложное заболевание, в котором не бывает двух одинаковых случаев, а цена ошибки высока. Чаще всего родители жалуются на то, что ребенок не разговаривает, не хочет общаться со сверстниками и вступать с ними в игры. Далее специалист задает наводящие вопросы о родовых травмах, болезнях, прививках и общем развитии ребенка. Особое значение для постановки диагноза имеет наличие наследственных психических заболеваний - если они есть, то вероятность развития аутизма существенно возрастает. Параллельно врач наблюдает за ребенком. Очень часто даже здоровые дети при посещении кабинета врача начинают плакать и ведут себя скованно, поэтому некоторые из специалистов предпочитают встречаться в неформальной обстановке, в которой ребенку будет комфортно.

Тесты для диагностики заболевания

Помимо вышеперечисленных методов, признаки аутизма у детей легко выявляются по тестам, которые нужно заполнять родителям. Вот некоторые из них:

  1. Простой тест - является самой легкой формой тестирования и применяется только совместно с другими методами обследования. В ходе него родителям предлагается ответить на несколько вопросов: нравятся ли ребенку объятия и тактильный контакт, контактирует ли он со сверстниками, пытается ли подражать звукам при игре и общению со взрослыми, использует ли указательный жест. Затем родителей просят выполнить несколько заданий и зафиксировать реакцию ребенка. Например, показать пальцем на предмет и проследить, обратил ли ребенок к нему взгляд. Или предложить приготовить вместе чай для кукол или мягких игрушек. Уровень эмоциональной вовлеченности в игру очень важен при диагностике аутизма.
  2. Шкала CARS является шкалой для диагностики раннего аутизма, которую в основном и используют для постановки диагноза. Она включает в себя пятнадцать блоков, каждый из которых охватывает ту или иную сторону жизни ребенка. Каждый пункт располагает 4 вариантами ответа: нормально, немного ненормально, умеренно ненормально и значительно ненормально. За первый вариант дается 1 балл, за последний - 4 балла. Также существует несколько промежуточных вариантов ответа, которые сделаны специально для того, чтобы сомневающийся родитель выбрал «средний» показатель. Какие параметры затрагивает шкала CARS? Взаимодействие с социумом, владение телом, подражание, эмоциональные реакции, использование игрушек, реакция на изменения, владение основными органами чувств, страхи, интеллект и многие другие аспекты нужно проанализировать родителям, чтобы ответить на вопрос: «Есть ли у моего ребенка аутизм?» Такой подробный тест с множеством вопросов позволяет очень точно определить любые отклонения в развитии ребенка. От родителей требуется большая внимательность и точность, чтобы диагноз был поставлен правильно.
  3. Международная классификация аутизма. Врачи выделают несколько ступеней развития аутизма: дебют, проявление и течение заболевания. Для того чтобы лечение было подобрано как можно более точно, важно определить вид аутизма. Всего ученые выделяют шесть вариантов течения болезни.
  4. Классификация по Никольской была предложена психологом еще в 1985 году и делит аутизм на четыре основных группы. Первая характеризуется преобладанием отрешенности от внешнего мира. Вторая определяется по множественным двигательным, речевым и тактильным стереотипиям. В третьей группе преобладают сверхценные пристрастия и идеи, а в четвертой - ранимость и робость.

Аутизм у детей до года замечают обычно очень редко, чаще всего заболевание проявляет себя чуть позже. Уже после постановки диагноза родители вспоминают, что их ребенок с самого рождения вел себя необычно, и картина складывается.

Причины возникновения аутизма у детей еще плохо изучены. Но родители не должны надеяться на то, что симптомы исчезнут сами по себе и ребенок «перерастет» это заболевание. Чем раньше будет начато лечение, тем больших успехов сможет достичь ребенок. Как же проходит развитие ребенка с аутизмом?

Легкая и тяжелая форма аутизма

Эффективность обучения ребенка с аутизмом, его социализации во многом зависит от степени тяжести заболевания. Врачи выделяют несколько форм аутизма, для каждой из которых характерны свои особенности:

  • Синдром Каннера, он же ранний аутизм - это врожденное заболевание, которое развилось еще внутриутробно и повлияло на весь организм ребенка. Дети с глубоким аутизмом достаточно трудно учатся чему-то, и социализация у них идет непросто.
  • В случае когда аутизм проявляет себя в шесть лет и старше, ставят диагноз «атипичный аутизм». Вроде бы здоровые дети начинают внезапно регрессировать: становятся агрессивными, у них появляются необоснованные страхи, припадки, приступы агрессии. Но нередко при атипичном аутизме ребенок имеет легкие нарушения в развитии, которые многие родители списывают на особенности характера.
  • обычно проявляет себя внезапно, между 6 и 18 месяцами жизни ребенка. Малыш, чье развитие до этого соответствовало норме, вдруг начинает быстро деградировать. У многих детей появляются судороги, а физическое состояние сильно ухудшается. Дети с синдромом Ретта нередко страдают глубоким слабоумием. Среди всех типов аутизма этот считается самым тяжелым, и он никак не поддается корректировке.
  • еще называют «мягким» аутизмом. Клинические его формы проявляются как нежелание работать в группе, трудности в социализации и освоении различных навыков, нарушении коммуникации со сверстниками. Но развиваются такие дети согласно норме, и отклонения обычно очень незначительные.
  • Высокофункциональный аутизм - это не тип аутизма, а его форма, при которой ребенок достаточно хорошо адаптирован к обществу и справляется в дальнейшем с самостоятельной жизнью.
  • Нарушение способности невербального обучения - внешне очень похож на синдром Аспергера. Характеризуется стереотипными движениями, буквальным толкованием слов и фраз, нарушением эмоционального и социального развития.
  • Множественные нарушения развития при аутизме проявляются в задержке развития почти во всех сферах: эмоциональной, психической, иногда даже физической.

Каждый ребенок уникален, у всех детей с аутизмом признаки и симптомы различаются, и к ним нужно искать свой подход и тщательно дифференцировать вид заболевания для того, чтобы оказать максимальную помощь.

Алгоритм действий после установки диагноза

Если все более-менее ясно с симптомами аутизма у детей, причины возникновения этого заболевания пока известны лишь в общих чертах. А это значит, что и специфического лечения пока что не разработано. К сожалению, нет какой-то таблетки или вакцины, которая защитила бы малышей от развития этого заболевания. Лечение аутизма у детей проходит в основном как корректировка симптомов заболевания, своеобразное «сглаживание острых углов». Задача врачей при лечении аутизма состоит в том, чтобы по максимуму реализовать потенциал ребенка и научить его социальным навыкам и коммуникации. Все методы лечения можно разделить на несколько групп:

  • Медикаментозное лечение назначается для устранения симптомов болезни. Иногда аутизм сопровождается синдромом протекающего кишечника, аутоагрессией, нехваткой определенных витаминов и минералов, судорогами. При агрессивном поведении назначают нейролептики или психотропные препараты, при эпилептической активности выписывают противосудорожные препараты и т. д.
  • Помощь психолога сложно недооценить в развитие детей с аутичным спектром. Психолог разрабатывает систему игровых форм, которые способны оказывать влияние на поведение и развитие ребенка, постепенно приводя их в норму. Не стоит говорить о том, что специалист должен быть высокой квалификации, обладать должными знаниями и умениями и обязательно любить детей. Только такой человек сможет попробовать найти «ключик» к непростому ребенку.
  • Коррекционные занятия являются обязательным методом в терапии, которые дополняют основные. Реабилитационные методики очень различаются между собой, это могут быть спортивные занятия, изобразительное искусство: то, чем интересуется ребенок. Так как аутичные дети зачастую очень любят животных, то их можно водить на иппотерапию или канис-терапию с участием лошадей или собак.

К сожалению, при аутизме не идет речи о полном излечении - это просто невозможно. Но привести функциональную деятельность мозга в норму можно. Универсального метода лечения не существует - каждый ребенок дает свою реакцию на те или иные методики. Поэтому программа реабилитации разрабатывается исключительно индивидуально, с учетом особенностей малыша.

Лечение аутизма: реабилитационные программы

Обучение детей с аутизмом проходит в основном с помощью поведенческой терапии. Она берет в основу поощрение за правильные действия и игнорирование нежелательных поступков. На сегодняшний момент наиболее известны следующие реабилитационные программы:

  • АВА-терапия. Методика заключается в пошаговом разборе каждого сложного действия на более мелкие «шажки». Например, если ребенку с трудом удается построить башню из кубиков, специалист сначала изучает каждое необходимое действие по очереди: поднятие руки, захват кубика и т. д. Каждое движение прорабатывается много раз, за правильные поступки ребенка поощряют. Занятие АВА-терапией отнимает очень много сил и времени, так как требуют постоянного оттачивания навыков. Обычно специалист назначают около 30 часов терапии в неделю, при этом обычно задействуется несколько психологов, владеющих этой методикой. В связи с этим этот вид коррекции доступен лишь небольшому количеству людей.
  • Программа «Развитие межличностных отношений» основана на тех эмоциональных стадиях, которые проходит здоровый ребенок во время своего развития. Дело в том, что аутичные дети нередко «выпадают» из социума из-за своих несовершенных навыков коммуникации и эмпатии. РМО помогает частично восстановить их и приблизить ребенка к нормальному функционированию в обществе. В отличие от АВА-терапии, этот метод не использует никаких наград, так как считается, что естественных положительных эмоций от общения с другими вполне достаточно.
  • Сенсорная интеграция очень хорошо зарекомендовала себя в терапии детей-аутистов. Во время этой методики ребят учат адекватно воспринимать потоки информации, поступающие с помощью органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха. Этот метод особенно хорошо работает в тех случаях, при которых ребенок страдает от резких звуков, прикосновений или других нарушений.
  • Программа «Игровое время» не требует от родителей многочасовых трудов, достаточно лишь нескольких занятий в неделю. В отличие от АВА-терапии, эта методика не использует элементы «дрессуры», а наоборот, стремится наладить контакт с ребенком путем подражания и имитации его действий.

Мнение специалистов

На фото дети с аутизмом никак не отличаются от здоровых. Выдает их только взгляд, обращенный внутрь себя и не направленный ни на что конкретное. Но в реальности специалисту после непродолжительного наблюдения за таким ребенком быстро становится понятно, есть у малыша аутизм или нет. Для облегчения жизни родителям врачи выработали несколько правил, которые должны помочь взрослым справиться с тяжелым диагнозом и найти в себе силы жить дальше. Вот что советуют психологи:

  • Не ищите лекарства от аутизма. Его пока, к сожалению, не придумали. Некоторые методики рекламируют как единственно верные и правильные, но это не так.
  • Учитывайте индивидуальность ребенка и его вида заболевания. Как мы уже говорили, не бывает одинаковых детей с аутизмом. Роль родителей в воспитательном процессе очень высока, ведь именно они наблюдают за своим ребенком и видят, какие занятия доставляют ему радость. Поэтому тут важен еще и творческий подход, ведь нужно иногда «из ничего» придумать целую систему реабилитации, в которой ключевым элементом станет не желаемый результат, а сам ребенок.
  • Любите своего ребенка, а не диагноз. Между вашим ребенком и здоровыми детьми больше сходства, чем отличий. Дети с аутичным спектром так же хотят быть любимыми, они любят играть и заниматься, просто делают это немного в другой манере. Отбросьте диагноз и перестаньте сравнивать своего ребенка с другими детьми - так вам будет проще принять тяжелую ситуацию.

Аутизм - непростое заболевание, но и с ним можно прожить долгую и счастливую жизнь. Мамам и папам стоит помнить о том, что подобные дети нуждаются в особом внимании и заботе. Дети, страдающие аутизмом, могут достичь многого только с помощью поддержки родных и грамотных реабилитационных действий.

Аутизм — что это за болезнь? Причины развития аутизма, симптомы и ранние признаки

Аутизм у детей – это особое расстройство личности, которое, хоть и характеризуется нарушением социального поведения и приспособления к окружающим условиям, болезнью не является.

Развивается синдром в первые годы жизни ребенка, когда отмечается отсутствие или неадекватная реакция на слуховые или зрительные раздражители, странные страхи, повторяющееся поведение. Если же подобные симптомы отмечаются у подростка, данный диагноз сомнителен.

Уровень интеллектуального развития при этой болезни может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в ряде случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом - инвалиды.

Что это такое?

Аутизм - это психическое расстройство, возникающее из-за различных нарушений в головном мозге и отмечающееся всесторонним, выраженным дефицитом общения, а также ограничением социального взаимодействия, незначительными интересами и повторяющимися действиями.

Данные признаки аутизма обычно возникают с трёх лет. Если возникают похожие состояния, однако с менее выраженными признаками и симптомами, то их относят к заболеваниям аутистического спектра.

Причины аутизма

Чаще всего дети с РДА физически абсолютно здоровы, никак видимых внешних недостатков у них не проявляется. У матерей беременность протекает без особенностей. У больных малышей строение мозга практически не отличается от нормы. Многие замечают даже особую привлекательность лицевой части у малыша-аутиста.

Однако в отдельных случаях другие признаки болезни все же проявляются:

  • инфицирование матери краснухой в период беременности;
  • хромосомные аномалии;
  • туберозный склероз;
  • нарушение обмена жиров – женщины с ожирением имеют высокий риск родить ребенка с врожденным аутизмом.

Все вышеперечисленные состояния отрицательно отражаются на мозге ребенка и способны привести к развитию аутизма. Согласно данным исследований, свою роль играет генетическая предрасположенность: при наличии в семье аутиста риск развития болезни увеличивается. Однако достоверные причины не названы до сих пор.

Как аутичный ребенок воспринимает мир?

Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт. Малыш пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.

Симптомы аутизма у ребенка

У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста (см. фото).

Поведенческие характеристики, используемые для описания синдрома аутизма:

Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации. Характерно:

  1. Речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может;
  2. Речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации;
  3. Отсутствие мимики и жестов. Может отсутствовать и речь;
  4. Ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза;
  5. Речь ненормальная фонетически (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).

Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов. Характерно:

  1. Предпочтение отдает уединению, играм с самим собой;
  2. Отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;
  3. Тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;
  4. Неестественное, нервное, отчужденное поведение;
  5. Ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки;
  6. Испытывает требование точно повторять одни и те же действия;
  7. Концентрирует свое внимание на чем-то одном.

Нарушено развитие социальных навыков. Характерно:

  1. Игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей);
  2. Не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости;
  3. Дети не желают общаться и дружить с ровесниками;
  4. Никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.

Люди, страдающие аутизмом, отличаются неровным развитием, что дает им возможность быть талантливыми в какой-то узкой области (музыка, математика). Для аутизма характерно нарушение развития социальных, мыслительных, речевых умений.

Аутизм у ребенка старше 11 лет

Простые навыки общения освоены, но ребенок предпочитает проводить время в безлюдном помещении. Отмечаются и другие признаки:

  • интерес направлен только на одну область, игрушку, мультфильм, передачу;
  • дефицит внимания;
  • бесцельные сложные движения;
  • соблюдение собственных, часто нелепых со стороны, правил;
  • непонятные страхи также имеют место;
  • гиперактивность;
  • потребность в однообразном расположении мебели и вещей в доме – если ее переместить, у ребенка может быть истерика или паническая атака;
  • ребенку надо соблюдать определенную последовательность при одевании, пробуждении, отходе ко сну;
  • агрессия, направленная на себя.

Обучение детей с аутизмом затруднено, но это не значит, что у всех аутистов имеется низкий IQ – им трудно быстро сменять род деятельности и рассеивать внимание одинаково на несколько предметов. Воспитание требует огромных сил со стороны родителей: ведь если малыш научился ходить на горшок или переодеваться дома, это не значит, что он сможет это сделать в гостях или в детском саду.

Симптомы заболевания в возрасте от 2 до 11 лет

Дети с аутизмом в этом возрасте все также испытывают актуальную для предыдущего периода симптоматику. Ребенок на собственное имя не отзывается, в глаза не смотрит, любит находиться в одиночества, отсутствует интерес к другим детям. Помимо этого отмечаются и другие характерные симптомы заболевания:

  1. Возможно, опять же, повторение однотипных действий (своеобразных ритуалов), при смене привычной для себя обстановки у него возникает сильное беспокойство.
  2. Ребенок знает лишь несколько слов, может вообще не разговаривать.
  3. Возможно постоянное повторение ребенком одного и того же слова, беседу он не поддерживает.
  4. В основном своем большинстве дети с аутизмом с большими усилиями приобретают навыки, для них новые, в школьном возрасте у них отсутствует способность к чтению или к письму.

У некоторых детей развивается интерес к определенному типу деятельности, к примеру, к математике, к музыке, рисованию и т.д.

Признаки раннего детского аутизма до 2 лет

В большинстве случаев проявления заболевания отмечаются у детей в течение уже первого года их жизни. Могут наблюдаться характерные отличия поведения больного ребенка от поведения ровесников. Отмечаются и следующие симптомы:

  1. Ребенок крайне редко улыбается;
  2. Отсутствует привязанность к матери. Так, ребенок не плачет, как другие дети, когда она куда-то уходит, он ей не улыбается и не тянется на ручки;
  3. Ребенок с аутизмом не смотрит на лицо родителей, в их глаза;
  4. Возможно неадекватное реагирование ребенка на раздражители, для других незначительные (свет, приглушенные звуки и пр.), помимо этого он может испытывать страх из-за них.
  5. Отмечается агрессивность ребенка в отношении других детей, он не стремится к общению с ними и к общим играм;
  6. Больной ребенок отдает предпочтение в игре лишь одной игрушке (либо отдельной ее части), интерес к остальным игрушкам отсутствует;
  7. Отмечается задержка в развитии речи. Так, к 12 месяцам ребенок не гулит, не использует простейших слов к возрасту 16 месяцев, к возрасту 24 месяцев не воспроизводит простых фраз.

Между тем важно заметить, что такие симптомы вовсе не являются исключительными показателями актуальности аутизма, хотя и требуют определенного беспокойства. А потому избегание ребенком общества, его молчаливость, погруженность в себя – все эти проявления необходимо обсудить с педиатром.

Уровень интеллекта при аутизме

Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.

Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области,называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.

Степени тяжести

Выделяют несколько степеней тяжести, по которым еще более понятно, что такое аутизм:

1 степень Дети могут общаться, но в необычной обстановке легко теряются. Движения неловкие и медленные; ребенок не жестикулирует, его речь амимична. Иногда таким малышам ставят диагноз Задержка психического развития.
2 степень Дети не создают впечатление замкнутых или отрешенных. Они много говорят, но при этом ни к кому не обращаются. Особенно они любят повествовать о сфере своих интересов, которую изучили досконально.
3 степень В привычной обстановке ребенок нормально себя ведет, но при посещении новых мест у него случается приступ паники или самоагрессии. Такой больной путает местоимения, отвечает бесполезными штампами.
4 степень Дети не реагируют на обращение, не смотрят в глаза, практически не говорят. Если им комфортно, они часами сидят, глядя перед собой, дискомфорт проявляется в криках и плаче.

Диагностика аутизма

Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу.

Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.

Основными методами диагностики аутизма у детей являются:

  • осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости;
  • ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
  • УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
  • проведение тестов со специальными опросниками.

Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.

Лечение аутизма

Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.

Принципы воспитания ребенка-аутиста:

  1. Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у аутиста и заставляют еще глубже «уходить в себя».
  2. Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.
  3. Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.

На современном этапе помощь больным детям может оказать только составленная грамотным специалистом коррекционная программа – последовательность действий, которые проводят не для того, чтобы вылечить аутизм (он не лечится), а с целью максимальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды.

Для выполнения этой программы очень важна помощь родителей, ведь для малыша весь мир непонятен и враждебен.

Коррекция проводится в особых реабилитационных центрах (например, Наш солнечный мир или Детство). Коррекционная программа зависит от формы и степени тяжести заболевания. В нее входят:

  • медикаментозное лечение;
  • безглютеновая диета;
  • иппотерапия;
  • поведенческая терапия;
  • музыкальная терапия;
  • игротерапия;
  • дельфинотерапия;
  • массаж.

Занятия разными видами терапии могут проводиться в различных центрах. Так, иппотерапия проводится обычно в специально оборудованном манеже, лечение музыкой – в особых кабинетах. Лечебная физкультура и массаж обычно проводятся в условиях одной клиники.

Что делать?

Да, аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

  1. Самое важное - не маскировать диагноз за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке как о гениальном также вредно, как и подавленное состояние от его неуспешности.
  2. Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

Помните, что без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

Обучение ребенка-аутиста

Аутичный ребенок, как правило, в обычной школе учиться не может. Чаще обучением на дому занимаются родители или приходящий специалист. В крупных городах открыты специальные школы. Обучение в них проводится по специальным методикам.

Наиболее распространенные учебные программы:

  • «Время на полу»: методика предлагает лечение и обучение навыкам общения проводить в игровой форме (родитель или педагог по несколько часов играют с ребенком на полу).
  • «Прикладной поведенческий анализ»: поэтапное обучение под руководством психолога от простых навыков до формирования разговорной речи.
  • Методика по программе «Больше, чем слова» обучает родителей пониманию невербального способа общения с ребенком с помощью жестов, мимики, его взгляда и др. Психолог (или родители) помогают ребенку в формировании новых методов для общения с другими людьми, более понятных им.
  • Методика обучения с помощью обмена карточками: используется при тяжелой форме аутизма и при отсутствии речи у ребенка. В процессе обучения ребенку помогают запомнить значение различных карточек и использовать их для общения. Это дает возможность ребенку проявлять инициативу и облегчает общение.
  • «Социальные истории» – это своеобразные сказки, написанные педагогами или родителями. В них следует описывать ситуации, вызывающие страхи и тревогу ребенка, а мысли и эмоции героев историй подсказывают желаемое поведение ребенка в подобной ситуации.
  • Программа ТЕАССН: методика рекомендует индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей, цели обучения. Эта техника может сочетаться с другими технологиями обучения.

Строгий распорядок дня, постоянные и не всегда успешные занятия с ребенком, страдающим аутизмом, накладывают отпечаток на жизнь всей семьи. Такие условия требуют от членов семьи необыкновенного терпения и толерантности. Но только любовь и терпение помогут достичь хоть малейшего прогресса.

Прогноз при аутизме

Число британских исследований, говорящих о качественных изменениях и посвящённых долгосрочному прогнозу, небольшое. Некоторые повзрослевшие аутисты приобретают незначительные улучшения в коммуникативной сфере, но у большего числа эти навыки только ухудшаются.

Прогнозы развития аутистов такие: 10 % взрослых больных имеют несколько друзей, требуют некоторую поддержку; 19 % имеет относительную степень независимости, однако остаются дома и нуждаются в повседневном наблюдении, а также значительной поддержке; 46 % нуждаются в попечении специалистов по аутистическим расстройствам; а 12 % больным необходим высокоорганизованный больничный уход.

Шведские данные за 2005 год в группе, где было 78 взрослых аутистов, показали результаты еще хуже. Из общего числа только 4 % жило независимой жизнью. С 1990-х, а также с начала 2000-х рост сообщений новых случаев аутизма значительно увеличился. С 2011-2012 года расстройство аутистического спектра наблюдалось у каждого 50-го школьника в США, а также у каждого 38-го школьника Южной Кореи.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»