Бесправие педагога. начальнику виднее

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

«…Запугивает детей и родителей, оказывает психологическое давление… Требую наказать учителя за хамство, жестокость, распущенность, невоспитанность».

Такие жалобы поступили в администрацию учреждения и департамент образования. Расследование ничего не подтвердило, но осадок остался…

Чтобы не навредить героине еще больше, мы не укажем имен и конкретного места на Ямале, где разворачивалась эта гнетущая история. Дело было в начальной школе, в коррекционном классе. Редкий случай, когда опытный учитель с множеством регалий взялся вести не вундеркиндов, а детей с проблемами. Коллеги характеризуют ее только с положительной стороны, есть поддержка со стороны родителей и учеников, даже бывших. Но никто не может повлиять на ситуацию…

Первый раз в моей жизни такое, - сетует миловидная женщина. - Столько оскорблений, откровенной лжи в мой адрес… и ощущение абсолютной беспомощности…

Это мой первый и любимый учитель, единственный, чей день рождения я до сих пор помню, - говорит 26-летняя Алла. - Чуткий и отзывчивый человек, в любой ситуации для каждого находит нужные и правильные слова. Для нас она всегда была второй мамой, к которой мы и после школы обращались за советом и поддержкой. Детям, которых она учит, очень повезло, их родителям тоже.

Она требовательная, но справедливая, никогда мой ребенок не жаловался на нее, - говорит мама, чей сын сейчас учится у педагога. - На собрании мы обсуждали сложившуюся ситуацию, все родители готовы подписать любые бумаги, чтобы защитить нашего учителя.

Закон об образовании формально уравнивает права всех участников образовательного процесса. Но если возможность наказать нерадивого сотрудника всегда найдется, то способов защитить достойного человека от необоснованных нападок мало. Ну, соберут родители подписи, коллеги проведут беседы по своим классам, кто-то в СМИ выступит. Чтобы по-настоящему реабилитироваться оклеветанному педагогу остается только обратиться в суд. Но часто ли так делают учителя?..

В поисках прецедентов обращаюсь к всемогущему интернету. Увы, примеров нет. Не принято сор из избы выносить или люди не доверяют судебной системе - остается только гадать.

В 2014-м в Госдуме обсуждался законопроект о защите учителей. Противники нововведений аргументировали свою позицию тем, что корень зла лежит в социокультурной сфере, запреты и наказания не помогут, мол, воспитывать надо подрастающее поколение. Постепенно споры утихли, на этом всё закончилось.

А тем временем Сеть пухнет от количества сообщений и видеороликов, в которых ученики издеваются над педагогами, публично оскорбляют, угрожают, избивают. Ямал не стал исключением: вспомним прошлогодние события в Гыде. Там виновник был наказан, но не за избиение учителя, а за ограбление другого человека…

Недавняя резня в Перми, Улан-Удэ показала, насколько беззащитны педагоги и дети от сокрушительной ярости и агрессии, и как страшно, когда один человек теряет контроль над собой. Резонансные происшествия в школе чем-то похожи на семейные расправы - такие же беспощадные и зверские. Наверное, потому что возникают не вдруг, не случайно. Негативные эмоции, озлобленность, раздражение и протест накапливаются месяцами, годами, десятилетиями. И взрываются, сметая всё на своем пути…

Самые кровавые драмы произошли в американских школах. Там среди прочих мер ужесточили системы безопасности, усилили контроль над доступом в интернет. Но у преступников появились подражатели. И жертв стало еще больше. Получается, старые трагедии практически ничему не учат? Мы пока не научились распознавать агрессию в зародыше, находить, где тонко, понимать, где нарывает, а у кого руки уже тянутся к топору…

От учителя все требуют сегодня очень и очень многого: чтоб готовил людей будущего, знания давал, размышлять учил, воспитывал, всё замечал и помогал. И чтоб никаких розг, как до революции, ни повышенного тона себе не позволял. И родителей попусту не беспокоил. Там он один за всех и против всех бед.

ВИДЕОКАМЕРЫ - В КАЖДЫЙ КЛАСС!

В одном из ямальских пабликов «КС» организовал опрос, в котором до вчерашнего дня поучаствовало уже больше 360 человек.

Из них почти 80 процентов согласны, что у учителей мало прав, они нуждаются в защите, в том числе на законодательном уровне. Почти каждый пятый считает, что педагогам ничего не угрожает, а в своих проблемах они виноваты сами.

Почему учителя позволяют так к себе относиться? - вопрошает одна из участниц дискуссии. - Ведь можно выставить хама за дверь, или поднять его и весь класс заодно, если мешают вести урок! Вызвать родителей, наконец!

Давайте разберемся. Может ли учитель выгнать ученика с урока? Об этом в документах ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Главным законом страны гарантируется его общедоступность. Следовательно, если учитель выгоняет ученика из класса, он препятствует его образованию, тем самым нарушает права гражданина. А это уже повод для жалобы или обращения в суд. Более того, если в это время с ребенком что-то произойдет, или он сам совершит правонарушение - педагогу грозит ответственность вплоть до уголовной. Отобрал телефон, планшет или что-то еще, мешающее усвоению материала, - налицо открытое хищение чужого имущества, то есть грабеж. Отнял записку - обвинят во вторжении в частную жизнь: каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров и прочего. Это написано во Всеобщей декларации прав человека. Дети - не исключение. Жалобщикам это хорошо известно. При этом родители зачастую позволяют себе нелестные высказывания в адрес школы и ее сотрудников в присутствии детей.

Или вот ситуация. Дети расходятся по домам и наблюдают картину: учителя, вооружившись граблями и метлами, убирают школьный двор. Старшеклассники отпускают едкие шутки. На собрании интересуюсь, почему дети не участвуют в субботниках, генеральных уборках класса и школы. Ответ поражает: «Не имеем права их привлекать» … Фундаментальные труды великих педагогов сданы в утиль. Откуда взяться уважению? И к каким чувствам и убеждениям детей взывать воспитателям?

Почему дома я не позволю ребенку хамить, мешать мне работать? Учитель должен сам принимать меры. Ведь зачастую даже в дневник не пишут, что ребенок баловался или срывал урок, тем более вел себя некорректно по отношению к учителю, - вступает в диалог другая участница.

Так может камеры пора поставить в классах? Я заинтересована в том, чтобы мой ребенок адекватно себя вел и получал качественные знания. И не отвлекался бы на тех детей, которые учиться не хотят. Есть видеозапись - ее разбирают на педсовете, вызывают родителей и решают вопрос с дальнейшим обучением их ребенка. Было бы здорово! - предлагает другая родительница.

Из всего изложенного напрашивается вывод: организовать образовательный процесс так, чтобы все были довольны и защищены, вряд ли возможно. Но ради безопасности необходимо идти на какие-то ограничения личной свободы, усиление охраны, и соответственно, ужесточение допуска и перемещения по школе. И оставаться бдительными.

15.06.2007

В возрасте 7-9 лет у школьников, как правило, хорошие отношения с учителем.Ребёнок с радостью, открыто общается с ним. Делится своими детскими тайнами.Учитель для него авторитет. И такие отношения очень важны как для ребенка, так и для педагога. Однако родители детей этого возраста, знают, что в школе между их детьми и учителем случаются конфликты. Причины конфликтов могут быть различными. Это и чрезмерная строгость педагога, шалости ребенка, не выполнение им каких-то заданий. Конфликтные отношения могут быть вызваны завышенными требованиями к ребенку, как со стороны родителей, так и со стороны педагога. Требования такого характера вызывают у ребенка постоянное чувство <неуспешности>. Появляется эмоциональное напряжение, тревожность в отношениях с учителем.

Какова бы не была причина конфликта, разрешение ситуации зависит от того, как поведут себя взрослые.

Дети по-разному реагируют на конфликт с учителем. Но в этом возрасте, ребенок редко решается открыто выразить свой протест взрослому. Просто меняется поведение ребенка. Малыш может стать замкнутым, встревоженным, неохотно говорить о школе. Возможна и другая реакция ребенка на конфликт. Она проявляется в его агрессивном поведении, в чрезмерной активности на уроке, в основе которой не столько желание ответить урок, сколько быть замеченным учителем. Очень важно эти изменения не оставить без внимания.

Конфликт ребенка с учителем нередко вызывает у родителей чувство растерянности. Возникает вопрос <Что делать? На чью сторону встать?>

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

    Если вы заметили, что ваш малыш стал замкнутым, встревоженным, неохотно говорит о школе или отказывается идти в школу, жалуясь на то, что у него болит голова, живот. Причиной может быть конфликт ребенка с учителем. Прежде успокойтесь сами. Отнеситесь к конфликту как к жизненной ситуации, в которой вашему ребенку предстоит научиться отстаивать свое мнение, получить опыт разрешения конфликтов. Этот опыт в старшем возрасте будет необходим ребенку при выстраивании своих отношений в общении. Но сейчас ваш ребенок нуждается в помощи взрослых.

    Внимательно выслушайте своего малыша. Не пытайтесь вызвать у ребенка чувство вины, даже если вы поняли, что в конфликте он виноват сам. Малыш ждет от вас помощи, а не обвинений.

    Поддержите его словами <: я сожалею о случившемся:, сочувствую тебе:>. Ребенок почувствует, что он не одинок, в трудной для него ситуации.

    Даже если вы усомнились в правильности действий педагога, желательно не говорить с ребенком и при ребенке о ваших сомнениях. Для него очень важен авторитет учителя.

    Чтобы прояснить ситуацию постарайтесь встретиться с учителем, заранее договорившись о встрече. Если вы придете неожиданно, педагог может быть занят или не готов к серьезному разговору с вами.

    Желательно не начинать общение с педагогом с предъявления ему претензий. Он, как и вы, огорчен случившимся. Обязательно скажите учителю о переживаниях ребенка и своих переживаниях по поводу произошедшего. Обсудите c учителем пути выхода из конфликтной ситуации. За этим вы и пришли к учителю. Помогите ребенку и учителю восстановить хорошие отношения.

    Если вам не удается изменить создавшееся положение, ситуация усложняется, тогда желательно обратиться к специалисту.

На конфликт с учителем ребенок может отреагировать не только подавленным состоянием, но и повышенной активностью в школе. Малыш разными способами стремится привлечь к себе внимание педагога: то на уроке выкрикивает с места, то постоянно предлагает учителю помощь. Так он пытается вернуть расположение учителя.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ

  • Очень важно показать ребенку, что вы его заметили. Обратитесь к нему по имени, ласково, без замечаний. Ваше внимание снизит у него чувство тревоги.
  • Можно дать ему поручение (вытереть доску, собрать тетрадки). Для ребенка это будет знаком вашего доверия.
  • Если причиной такого поведения ребенка является недавний его конфликт с учителем, то желательно после уроков наедине побеседовать об этом с ребенком. В такой беседе очень важно избегать оценки его личности. Говорите о вашем отношении к ситуации, а не к личности ребенка.
Очень важно показать ребенку, что вы его заметили. Обратитесь к нему по имени, ласково, без замечаний. Ваше внимание снизит у него чувство тревоги.

Поднять этот вопрос меня побудила вчерашняя заметка в новгородском интернет-издании "Ваши новости". В ней говорится об уголовном деле, возбужденном против новгородской учительницы, которая насильно вывела непослушного ученика из класса и якобы нанесла ему серьезное "телесное повреждение". Вот как это описано в публикации "ВН":

"Сегодня заместитель прокурора Новгородского района утвердил обвинительный акт по уголовному делу в отношении учителя Тёсово-Нетыльской школы Ларисы Максимовой. Она обвиняется в побоях. По версии дознания, 8 сентября преподаватель химии, применяя грубую физическую силу, вывела из класса в коридор одного из учащихся, а затем, ударила ученика по лицу рукой, причинив последнему телесное повреждение в виде кровоподтека нижнего века левого глаза. После вручения Максимовой копии обвинительного акта уголовное дело с утвержденным прокурором обвинительным актом будет направлено мировому судье для рассмотрения по существу. С 8 сентября учитель отстранена от учебного процесса".

Понятно, что конкретно в этом деле не хватает подробностей, чтобы составить хоть какое-то мнение. Хотелось бы выслушать показания одноклассников этого мальчика, версии сторон, точку зрения директора и коллег и т.д. Формально ситуация, когда учитель ставит на место зарвавшегося ученика, до боли хрестоматийна. Но раньше в подобных случаях обычно до уголовного разбирательства дело не доводили, а решали конфликт мирным путем при участии директора и родителей, возможно, также работников местного отдела образования и психолога. Что же изменилось? Действительно ли телесное повреждение было столь серьезным, что учительницу необходимо отстранить от работы, возбудив в отношении ее уголовное дело? Неужели она представляет опасность для детей? Какова ее биография до этого случая? На эти вопросы сейчас ответа нет. Но хотелось бы порассуждать на тему, вынесенную в заголовок: кто бесправнее в современной школе: ученики или учителя?

В июне я разместил в своем блоге , посвященный очередной инициативе наших депутатов, которые захотели защитить школьных учителей от оскорблений и насмешек, приравняв их в этом плане к представителям власти. Депутаты собирались запретить "наезды" на учителей как детям, так и их родителям, а за применение насилия или публичное оскорбление при исполнении служебных обязанностей хотели наказывать согласно Уголовному кодексу. С тех пор эта идея канула в Лету, но тогда же я написал, что подобная инициатива, которая вроде бы направлена на защиту учителей, на самом деле лишь в очередной раз демонстрирует ужасающее морально-нравственное состояние нашего общества, которое все более и более деградирует. Единственным методом решения всех проблем власть считает ужесточение наказания для провинившихся: тюремные сроки, штрафы, принятие репрессивных законов и т.д. Речь о воспитании, просвещении, пропаганде гуманности и здоровых взаимоотношений вообще не идет. Законы множатся, вместе с ними множится и абсурд. А началось все с того же скандального закона об оскорблении чувств верующих. Получается странная картина: депутаты делят все общество на разные категории, штампуя один закон за другим. Все это законодательство вроде как призвано оградить каждую из категорий от всего остального безумного и разъяренного общества, ведущего себя неадекватно и агрессивно. Но ведь все эти категории и составляют российское общество. Иногда кажется, что наши власти придумывают искусственные барьеры, которые пытаются поставить между людьми, чтобы те не консолидировались и доверяли государству больше, чем друг другу. Вместо того, чтобы улучшать климат в стране в целом и снижать напряженность - продолжается порочная практика приумножения конфликтов, запретов и репрессий, нагнетание страха и всеобщей истерии. Главная же проблема в том, что у нас защищают не человека самого по себе и его человеческое достоинство, а тех, кто занимает какую-то должность, и неважно - чиновник это, судья, депутат, учитель, ветеран войны, врач или священник. Есть уважение к социальным функциям, даже к возрасту (истерия относительно детей или пенсионеров), но нет уважения к человеку как таковому. Именно поэтому и атмосфера в стране царит казенная, подавляющая, бесчеловечная.

В комментариях к той заметке мнения моих друзей разделились. Кто-то написал, что "лучше бы детей оградили от насмешек учителей, которые бывают и некомпетентными, и глупыми, и непрофессиональными". Кто-то озвучил мысль, что наиболее бесправными в современной российской школе являются все-таки учителя, а не дети. Так или иначе, проблема эта существует и не совсем понятно как ее следует решать. По-видимому, можно говорить о кризисе нынешней системы образования и критическом уровне доверия к учителю, вся деятельность которого жестко забюрократизирована. Сегодня от учителя требуют формального оказания услуг в строгом соответствии с постоянно меняющимся стандартом и противоречивыми предписаниями чиновников. Учитель похож на спортсмена, который гонится за рекордом и местом в рейтинге. Что же можно говорить о воспитании детей и выстраивании чисто человеческих отношений между учителем и учеником? Учитель боится быть обвиненным во всех смертных грехах, боится выйти за рамки, ученик же бунтует против жесткого и бесчеловечного к себе отношения, которое лишено любви и уважения и подчинено строгой государственной необходимости.

Что же делать. чтобы не допустить случаев, когда ученик приходит в школу и начинает расстреливать учителей и одноклассников или учитель совершает противоправные действия по отношению к детям? И как вы считаете - кто все-таки более бесправен в современной российской школе: учителя или ученики? Может быть, у кого-то есть недавние истории из личного опыта общения с детьми, внуками? Или, наоборот, с учениками (если кто-то из моих френдов работает в школе учителем).

По этому случаю размещаю опрос.

Я начну с небольших зарисовок из жизни современной средней школы, сделанных учительницей, несколько лет посещавшей мои семинары и лекции.

"Я работаю в начальной школе 17 лет. Школьный учитель в своей деятельности соприкасается с коллективом детей-учащихся, их родителей и коллективом учителей. Самое лучшее, что есть в школе, - это дети, особенно маленькие. У меня учились и дети с повышенной моторикой, с проблемами в нервной системе. Бывало, уставала, но никогда не было, чтобы дети выбивали из колеи, опустошали. Учительский коллектив в основном женский. Бывают пересуды, сплетни. Однажды завуч средней школы сказала, что родители моего класса жалуются, что я много задаю, особенно из детского фольклора. Я спросила: "Почему из них никто не подошел ни ко мне, ни к моему начальнику - завучу по начальным классам?" Чтобы выяснить это недоразумение, я решила собрать родительское собрание. Завуча средней школы тоже попросила прийти. Она сначала согласилась. Через 10 минут она сказала, что у нее этот день - методический. Я сказала, что перенесу собрание. Тогда она покраснела как рак и, чуть не плача, сказала, что я ее хочу прижать к стенке. Я решила не обострять отношения. Это ей было уроком. (Позже я выяснила, что она хранила долгие годы на меня обиду за то, что я в самом начале своей работы не смогла солгать, когда надо было сказать, что она не таскала за ухо одного ученика.) Так я защитилась, нападая.

Но хуже всего - это родители, постоянно обращающиеся с претензиями. Мало кто из них занимается воспитанием своих детей, а виноватых ищут в школе. Я старалась всегда быть подальше от них.

Мальчик стал получать двойки: не делал домашние задания и др. Мама пришла и сразу начала с претензий, что я ставлю ему "2" и "3" из-за того, что она не навещала меня в больнице, когда мне вырезали аппендицит. Я ответила, что, по-видимому, она сама вела бы так себя, а мне даже в голову такое не приходило. Надо ребенка контролировать и, если надо, помогать.

Девочка постоянно опаздывала на 1 урок. Несколько раз вызывали папу. Один раз он вдруг перешел на "ты" и сказал, что встретит после школы, и мне будет хуже. Я была совершенно спокойна. И сказала, что угроз его не боюсь.

Другой папа терроризировал родительский комитет из-за финансовых трат. Меня эта ситуация тоже истощала. Как только волевым усилием, самовнушением я достигла спокойствия в этом вопросе - ситуация улучшилась.

Однако одна моя знакомая учительница все же сумела привлечь на свою сторону отца ученика, доказав ему, что при таком отношении к учебе сын никогда не сможет принять руководство отцовской фирмой. На слова отца, что сейчас можно руководить и без образования, она сказала ему, что все-таки без образования сын сможет в лучшем случае работать у него же охранником. Ее неожиданно поддержала мать, и сына удалось приструнить".

Профессия учителя становится все более экстремальной по многим причинам. Не последнюю роль играет материальное положение российских учителей. Незначительное повышение зарплаты отстает от темпов инфляции, роста цен и общего падения уровня жизни. Нищий человек, за исключением таких экзотических вариантов, как ритуальная нищета юродивого или дервиша, не может быть ни счастливым, ни гармоничным, ни защищенным. Однако в данном случае мне хотелось бы остановиться не на самоочевидной проблеме социальной защищенности учителя, а на психологических сложностях его работы. Главные травмы современный учитель постперестроечной эпохи получает:

от все более дерзких учеников, не желающих учиться и соблюдать даже минимальную дисциплину на уроках (особенно это касается детей богатых родителей, относящихся к учителям с прогрессирующей небрежностью); от их родителей, бездумно критикующих учителей в присутствии детей и тем самым роняющих авторитет педагогов, воспринимающих учителей как второсортную прислугу (больше всего здесь преуспели богатые родители, детям которых ставить двойки и тройки для учителей делается просто опасным): от школьного и районного начальства, как и в советское время достающего учителей проверками, чрезмерно жестким контролем и опекой: от коллег, интригующих в борьбе за место под солнцем против любого учителя, который хоть в чем-то выделяется из общего фона.

Методы защиты от весьма чувствительных психологических ударов, переполняющих деятельность педагогов в школе, начинаются с ответа на вопрос, а свое ли, вообще, место занимает учитель. Люди, внутренне робкие, некоммуникабельные, психологически пасующие против той трудноуправляемой стихии, которая плещется в душах детей и подростков, на мой взгляд, должны очень серьезно задуматься, должны ли они работать в школе. Дети - прекрасные психологи, почти мгновенно чувствуют человеческую фальшь. Нелюбовь к детям - это не всегда проявление душевной черствости и откровенного своекорыстия, это еще и внутреннее стремление избежать полноценного контакта с детской стихией из страха оказаться несостоятельным. Потому задумайтесь, любите ли вы этот детский мир или нет, тем более что он ежедневно приносит вам все новые проблемы? Готовы ли вы во имя идеи и ведомые чувством любви терпеть периодически получаемые удары? Или боль от ударов для вас перевешивает все высокие соображения? Сложность работы с детьми заключается в том, что против них сложно применять какие-либо специальные методы защиты - это очень хорошо чувствуется и стопроцентно вызовет детскую неприязнь к вам. С другой стороны дерзкие выходки подростков требуют от учителя исключительной внутренней уверенности в себе, которую он должен культивировать внутри себя и демонстрировать вовне. Постарайтесь победить в себе страх показаться смешным и слабым и не идите на поводу как у распоясавшегося класса, так и у отдельного хулигана. У вас немного рычагов прямого воздействия на ребенка, но если включите все их в ход (оценка, разговор с родителями, публичное наказание) и зарядите энергетикой собственной силы, авторитета и обаяния, ваши шансы победить маленькое, излучающее вредность существо существенно возрастают. Для повышения собственной защищенной силы педагог, тем более имеющий проблемы в этой области, должен работать над несколькими сторонами своей личности и деятельности:

самооценкой (ее надо немного повышать по отношению к среднему уровню); голосом (он должен стать сильным, чистым и убедительным); общим тонусом тела (его нужно повышать, для чего весьма полезны упражнения и релаксации); способностью к юмору.

Если эти свойства будут подкрепляться хорошим знанием предмета и любовью к нему, способной показать в нем интересные стороны и воодушевить учеников на занятия, то вокруг подобного педагога будет выстроена невидимая броня, пробивать которую всерьез не решится ни один ученик, за самыми редкими патологическими исключениями.

Но справедливости ради следует признать, что лучшая защита учителя от самых непредсказуемых учеников - это способность заставить их уважать и даже полюбить его. Те, кого уважают и тем более любят, притягивают к своей личности и ауре энергию целого класса, пойти против которой становится весьма рискованно: ведь это будет означать, что ученик-агрессор выступал против всего коллектива. Любят же того учителя, который сам любит школьников, вникает в их проблемы, помогает им и знает все стороны современной жизни, умеет увлечь детей. Если вы хотите быть любимым учениками, интересуйтесь их увлечениями: читайте или хотя бы просматривайте, что они читают, слушайте их любимую музыку, вникайте в подробности жизни любимых молодежью звезд. Иными словами, будьте со своими учениками во всеоружии информированности о сегодняшней жизни.

Труднее всего, если вы имеете дело с агрессией ученика из семьи каких-нибудь "новых русских". Поговорить с его родителями и добиться исправления ситуации будет сложно, так как они в таких случаях чаще всего принимают сторону своего чада и начинают агрессивно выступать против школы, обвиняя ее во всех смертных грехах. Без нахождения общего языка с родителями подействовать на самого ученика-хама практически невозможно. Тем не менее, отдельным учителям все-таки удается подобрать ключ и к таким.

Контакт с родителями установить одновременно и проще, чем с детьми, потому что родители в большей степени поддаются доводам разума, и труднее, так как они уже сложились как личности и гораздо менее охотно меняют свои установки, нежели пластичные дети. Как правило, родительская агрессия, направленная против учителей, связана с установкой, что учителя - это бездельники, ископаемые советской эпохи, непрофессионалы своего дела, грубияны, не входящие в интересы, настроения и проблемы их ребенка. Если вы не хотите, чтобы на вас выливались ушаты отрицательных эмоций, которых вы не заслужили, пытайтесь сломать стереотипы предвзятого отношения. Во время знакомства с родителями постарайтесь понять и почувствовать, что это за люди, как они воспринимают жизнь вообще и школу в частности, и, в зависимости от обстоятельств, выберите правильную линию поведения, стараясь освободить их от отрицательных штампов, зафиксировавших в сознании учителей как врагов ребенка. В случае конкретного грубого "наезда" можете воспользоваться любым из методов, предлагаемых в "Невидимой броне" и в этой книге, исходя из того, что у вас лучше получается и чем вы уже владеете. Но не перестарайтесь с силой ответного удара! Ваша задача скорее амортизировать удары, нежели развязывать войну, которая может оказаться очень долгой и неприятной прежде всего для вас. Однако не допускайте и другого варианта событий, когда о вас начинают вытирать ноги. Что касается защиты от начальства, то здесь ситуация остается общей для всех подобных случаев - начальство в многообразной и пестрой России везде очень похоже друг на друга. Вы должны найти разумный баланс между выполнением требований начальства, какими бы неразумными они ни были и сохранением собственного достоинства. Если начальник самодур или человек, любящий унижение более слабых людей, то безропотное подчинение со стороны подчиненных нередко еще больше распаляет его. Но и слишком строптивых работников никто не любит и не терпит. Истина конкретна, и все зависит как от силы начальничьего давления, так и от вашего желания остаться в этой школе и системе образования вообще, которая консервативна по определению и предполагает множество инструкций, правил и предписаний, способных в изрядной степени расшатать нервную систему. Любите ли вы педагогическую работу настолько, что эта ноша вам вполне по плечу или она всегда будет раздражать и травмировать вас?

Чтобы противостоять чрезмерному психологическому давлению, оказываемому на вас школьным начальством, найдите тот образ делового поведения, который одновременно устраивает и вас самих и ваших руководителей. Самый лучший образ, который вызывает меньше всего нареканий со стороны начальства, - это образ исполнительного и добросовестного профессионала, мастера своего дела, который не имеет амбиций, не стремится занять кресло начальника и вместе с тем способен за себя постоять, обладает упругой силой защищенности, не лезет за словом в карман, но проявляет свою крепость только в ответ на чужую агрессию. Чтобы вести себя так, нужно обладать хорошим самоконтролем и умением управлять собой. Спросите себя, как у вас с этим умением? Если слабовато, то вы во время стычек с начальником рискуете периодически срываться на раздражение, что чревато не очень хорошими последствиями для вашей дальнейшей педагогической карьеры, либо будете впадать в уныние.

Впрочем, есть еще один путь для тех, кто страдает от окриков завуча или директора школы и не умеет властвовать над своими чувствами: выплескивать свое раздражение на других людей, на коллег. Почему педагогические коллективы так часто сотрясают ссоры и склоки? Потому что их критическую массу составляют женщины, страдающие от серьезного прессинга, который оказывает директор или завуч, обладатель должности, где можно выжить, только будучи авторитарной личностью. Зависть к чужим успехам, раздражения, колкости, взаимные претензии, сплетни, образование группировок, интриги, насмешки - все это в той или иной степени встречается почти в каждом школьном коллективе, притом, что в современных российских школах остался, с моей точки зрения, цвет нации, героически, за ничтожную плату продолжающий учить детей.

Как защищаться от агрессии коллег чувствительному и ранимому человеку? Наилучший путь - сделать все возможное, чтобы перестать быть слабым в своей чувствительности и стать сильным. Это не значит, что нужно идти по жизни, расталкивая локтями всех встреченных на пути. Сила связана со способностью человека отстаивать свою позицию, если он в ней уверен. Займите такую позицию и защищайте ее перед людьми и перед жизнью, используя различные приемы и методы, в том числе и те, что предлагаются в этой и в предыдущей книге. Правильная позиция, которую защитили вы, будет защищать и вас.

Здравствуйте, Ольга!

Защитить права учителя поможет конституция РФ, Уголовный, Гражданский и Трудовой кодекс РФ. Вы легко будете противостоять незаконным действиям, как руководства, так и родителей, если будете знать свои права.

Мягко и тактично, опираясь на трудовое законодательство, пресекайте любые попытки навязать вам дополнительные обязанности. Старайтесь избегать устных решений и обещаний, оформляйте все свои решения письменно, по возможности оставляйте у себя их копии. Если директор или завуч вынуждает вас взять классное руководство, обратите внимание начальство на то, что постановление № 854 Правительства РФ от 30.12.2005 дает вам право отказаться от него как по личным, так и по профессиональным причинам.

Если вас оскорбил кто-то из учеников или родителей учащихся, то вы, руководствуясь статьей 130 УК РФ, имеете право подать иск о защите чести и достоинства . Как компромисс в этой ситуации вы можете принять публичные извинения обидчика.

В случае если родители ваших учеников распространяют о вас заведомо ложную или крайне искаженную, пророчащую вас информацию, то вы можете отстаивать свои права в суде. Закон (а именно статья 129 УК РФ) на вашей стороне.

Но помните, что перед подачей искового заявления стоит попытайться мирно решить проблему. Если это вам не удалось, предупредите потенциального ответчика о том, что собираетесь подать на него суд. На патологически неуравновешенных личностей это вряд ли подействует, а вот человек, дорожащий своей карьерой и репутацией, может пойти на мировую.

Учитывайте также возможность подачи встречного иска о неправомерности ваших действий. Наиболее распространенной причиной является ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (необъективное выставление оценок, нарушение прав ребенка и т.д..

Рассмотрим несколько типичных ситуаций.

Провокация. Ученик или группа учеников вызывающе ведут себя на уроке или на перемене, демонстративно не выполняют законных требований учи¬теля. Поддавшись на провокацию, учитель срывается и сам нарушает закон: грубо кричит, оскорбляет, бьет ученика. Родители пострадавшего ребенка пи¬шут заявления директору и в прокуратуру. В качестве доказательств они часто приносят аудио- или видеозапись.

Самое грустное здесь то, что учитель иногда искренне не видит своей вины: «Они меня ос-корбляют, а я должен молчать?!» Он путает две принципиально разные ситуации: конфликт двух равных по статусу людей (и тогда все опре¬деляется только общим уровнем цивилизованности участников) и конфликт начальника-учителя с подчиненным-учеником. На уроке учитель имеет право использовать только педагогические методы воздействия. В этом отношении учитель ни-чем не отличается от любого облеченного властными полномочия¬ми человека: никакой чиновник «при исполнении» не имеет права на личную приязнь или неприязнь, его полномочия четко огра-ничены законом.

Основная линия защиты в этой ситуации - не отрицая самого факта, дока¬зать провокацион-ный характер случившегося. Вряд ли все остальные ученики поддерживают провокатора - скорее они смотрят на все как на интересный спектакль. Детям просто не приходит в голову, что учитель (для многих из них - авторитетнейший Взрослый) может серьезно пострадать от ученичес¬кой «шутки». Поэтому обвиняемому учителю следует рассказать классу о возможных правовых последствиях провокации. Это не должно выглядеть как давление на детей, чтобы они дали нужные учителю показания, - нуж¬но просто информировать. Скорее всего большинство детей (и что еще важ¬нее – родителей) правильно оценят ситуацию и поддержат своего учителя.

Клевета.(ст. 128.1 УК РФ) Многие обвинения учителей в жестоком обращении просто ни на чем не основаны, это классическая клевета. Особенно часто ее жер¬твами становятся учителя-мужчины, которых обвиняют в рукоприкладс¬тве, в сексуальном насилии. Подобным обвинениям, как правило, верят родители и коллеги, их с удовольствием подхватывает широкая публика. Доказать свою невиновность бывает очень трудно. Поскольку каждый учи¬тель примерно знает, от каких учеников он может ожидать любой гадости, ему следует именно с ними быть максимально осторожным: не оставаться наедине, спрашивать только в присутствии других учеников или учителей,

оценивать максимально объективно, не вступать в какие-либо неформаль¬ные отношения.

Если же заявление о жестоком обращении передано директору, следует тре¬бовать офици-ального расследования. Ни в коем случае нельзя соглашаться на то, что администрация школы замнет дело: тогда учитель окажется в двойной зависимости - от «спасшего» его директора и от родителей «жертвы», согла¬сившихся не поднимать шума.

2.1.2. Обвинения в профессиональной некомпетентности

Гоголевский смотритель училищ Лука Лукич Хлопов недаром говорил: «Не приведи Господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». В самом деле, многие родители убеждены в своих глубоких педагогических познаниях и предъявля¬ют совершенно произвольные требования как к содержанию образования, так и к воспитательной работе учителя. «Нас учили по-другому, и хорошо выучи¬ли» - такие упреки слышали все авторы оригинальных учебных программ и методик. «На наших детей рукой махнули, никакого индивидуального подхода нет», - вздыхают родители, не посещая при этом родительские собрания и не тратя свое время на беседы с учителем.

Лучшая защита в данном случае - нормативные акты, регулирующие ра¬боту учителя. Ни в одном законе нет (и не может быть в принципе!) никаких точных требований к качеству педагоги-ческой деятельности. От учителя мож¬но требовать выполнения учебной программы (знания и умения детей прове¬ряются на выпускных экзаменах в 9 и 11 классах). Но ни одна инструкция - не говоря уже о Законе «Об образовании» - не предписывает учителю какие-ли¬бо обязательные методики преподавания. В государственном стандарте есть минимум, но не запрещено расширять этот минимум, предлагать учащимся различные научные теории и гипотезы, альтернативные точки зрения. Более того, несмотря на реальное сокращение за последние 5 лет количества реко¬мендованных и допущенных учебников, у учителя все еще остается выбор.

Значит, чтобы родители не могли жаловаться на «неправильное преподавание» и «опасные для детской психики учебники» , учителю следует с самого начала, на первом же родительском собрании, подробно рассказать родителям о своей методи¬ке и о выбранных им учебных пособи-ях. И разумеется, у учителя, работающего не только по одному рекомендованному учебнику, должна быть какая-то поддержка «сверху». Кто-то (районный методист, автор оригинальной ме-тодики, редактор «профильного» педагогического СМИ) должен быть готов его защитить.

В должностной инструкции классного руководителя может быть указано количество вне-классных мероприятий. Но большую часть работы описать невозможно: педагогика все еще остается искусством, а не технологией. Тре¬бовать от любого работника можно только того, на что он дал письменное со¬гласие, за что он получает зарплату. Да, многие учителя выполняют большую часть работы бесплатно, работая «не за страх, а за совесть», но это не обязан¬ность, а их добрая воля и личное желание. И родители должны понимать, что работа в школе - это во многом благотворительность со стороны учителя.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»