Бестужев николай александрович декабрист. Бестужев Николай Александрович: Материалы к библиографии

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Бестужев Николай Александрович (13 апр. 1791, г. С.-Петербург – 15 мая 1855, с. Селенгинск Верхнеудинского уезда Ирк. губ.), капитан-лейт. флота, историк, писатель, художник-акварелист, рисовальщик, живописец, декабрист.

Биография

Родился в Санкт-Петербурге в семье офицера, позже правителя канцелярии Академии художеств. Воспитывался в Морском кадетском корпусе (1802-1809). По окончании учебы был зачислен в штат Морского корпуса воспитателем и преподавателем, в 1813 г. переведен во флот мичманом (с 1814 - лейтенант). В 1820 г. назначен помощником смотрителя Балтийских маяков в Кронштадте. В 1821-1822 гг. организовал литографию при Адмиралтейском департаменте, за что был награжден орденом Св.Владимира 4 ст. (1823). Весной 1822 г. прикомандирован к Адмиралтейскому департаменту ("без выключки из флота") для написания истории русского флота. В 1824 г. произведен в капитан-лейтенанты. В июле 1825 г. назначен директором Адмиралтейского музея.

Наказание отбывал в Шлиссельбурге, Чите и Петровском Заводе. Здесь Б. создал галерею портретов своих товарищей по заключению. В «каторжной академии» прочел курс истории рус. флота. Организовал мастерскую и обучал декабристов ремеслам. В 1839 Б. вместе с братом Михаилом и К. П. Торсоном обращен на поселение в с. Селенгинск Верхнеудинского уезда Ирк. губ. Сюда к братьям позже приехали три сестры. Занимались хлебопашеством и овцеводством, ремеслами, открыли школу для рус. и бурят. детей. Большое внимание Б. уделял изучению быта и нравов местного населения, природных условий края (статьи «О бурятском хозяйстве», «Гусиное озеро»), экон. и полит. положения страны («О свободе торговли и вообще промышленности»). Поскольку занятия не могли дать достаточных средств, Б. вынужден был надолго отлучаться из дома для написания портретов. Гражд. жена – бурятка Сабилаева. Имел двоих детей.

В кон. 1841 по приглашению близкого друга, д-ра И. С. Персина, Б. приехал в Иркутск и пробыл здесь почти год, написав 72 портрета, в т. ч. чл. семей ген.-губернатора Руперта, купцов Трапезниковых, Сукачевых, Наквасиных, Басниных и др. Ок. полутора месяцев Б. провел в . В 1855 познакомил ген.-губернатора Муравьева с простейшей конструкцией ружейного замка, над к-рым трудился несколько лет. Здесь же был изготовлен опытный образец, отправленный в Петербург. В этот приезд им были написаны детские портреты – внука С. Г. Волконского и детей И. С. Персина, у к-рого он проживал в Иркутске. Похоронен в Селенгинске.

Живопись

Интерес к живописи, литературе, наукам проявлял с детских лет. Рисованию обучался у преподавателей Академии художеств - Н.Н. Фоняева, А.Н.Воронихина. Член Общества поощрения художеств (с ноября 1825). Занимался литературой, с 1818 г. сотрудничал в журналах "Сын отечества", "Полярная звезда", "Благонамеренный", "Соревнователь просвещения и благотворения" и др. Член Вольного общества любителей российской словесности (с 1821), в 1822 избран членом Цензурного комитета, был главным редактором прозаических произведений и кандидатом в помощники президента общества. Автор книг "Записки о Голландии 1815 года" (СПб., 1821) и «Плавание фрегата "Проворного" в 1824 году» (СПб., 1825), а также частично опубликованного труда "История русского флота".

Масон, член ложи "Избранного Михаила" (1818). Член Вольного общества учреждения училищ по методике взаимного обучения (1818), член Вольного экономического общества (1825). Член тайной организации "Северное общество" (1824), написал проект "Манифеста к русскому народу". Активный участник восстания на Сенатской площади. Был арестован в декабре 1825 г., заключен в Петропавловскую крепость. Осужден по II разряду. После приговора, в августе 1826 г., вместе с братом Михаилом доставлен в Шлиссельбург, в сентябре 1827 г. отправлен на каторжные работы в Сибирь, в Читинский острог, в сентябре 1830 г. переведен в Петровский завод. В июле 1839 г. обращен на поселение в г.Селенгинск Иркутской губернии, где жил до конца жизни с братом Михаилом и прибывшими позднее сестрами Еленой, Марией и Ольгой. Состоял в гражданском браке с буряткой Сабилаевой, имел детей – Алексея (1838-1900), крупного сибирского купца и промышленника, и Екатерину (в замужестве Гомбоева, умерла в 1929-1930 в Харбине в возрасте около 90 лет). Дети жили в семье селенгинского купца Д.Д.Старцева и носили его фамилию. Бестужев умер в Селенгинске, где и похоронен.

В течение всего пребывания в Сибири активно занимался изобразительным искусством. Исполнял интерьеры тюремных камер, виды Читы, Петровского завода и другие пейзажи. Создал обширную портретную галерею декабристов и сибиряков. Выезжал писать портреты в Кяхту (ноябрь 1840 - февраль 1841), в Верхнеудинск (конец 1842), дважды был в Иркутске: в январе - октябре 1842 г. и в феврале – апреле 1855 г. В результате двух посещений написал около 80-90 портретов. В связи с ухудшением зрения в последний период своего творчества стал переходить к масляной живописи (с первой половины 1840-х). Во второй половине 1840-х гг. исполнял работы (расписал алтарь и написал несколько икон) для построенного в 1846 г. Селенгинского собора, вскоре сгоревшего. До сегодняшнего дня сохранилось более двухсот произведений Бестужева, находящихся в Москве - в Гос. Историческом музее, Российской гос. библиотеке, Гос. музее А.С.Пушкина, Гос. архиве Российской Федерации, Гос. Литературном музее, Гос. Третьяковской галерее; в Петербурге - в Институте русской литературы, Всесоюзном музее А.С.Пушкина, Гос. Эрмитаже, Музее Революции, Российской национальной библиотеке, Музее Н.А.Некрасова; в Туле - в областном краеведческом музее; в Иркутске - в областном художественном музее ("Портрет П.П.Сукачева", 1842, "Портрет П.С.Трапезниковой", 1842) и областном краеведческом музее ("Портрет И.С.Сельского", 1847 (?)); в Кяхте - в краеведческом музее, а также в частных собраниях Москвы, Петербурга и Иркутска (собрание Б.С.Шостаковича - "Портрет Н.П.Трапезникова, 1842, "Портрет П.Н.Трапезникова, 1842, "Портрет А.И.Трапезниковой", 1842, "Портрет М.П.Беттихер с дочерью", начало 1850-х (?)).

Литература

  1. Архив ИОХМ, личное дело Н.А.Бестужева.
  2. Барановская М.Ю. Декабрист Николай Бестужев.- М., 1954. 294 с. (указ. лит-ры).
  3. Декабристы: Биографический справочник.- М., 1988. - С.21-22.
  4. Декабристы и Сибирь: Альбом.- М., 1988.- 264 с.
  5. Зильберштейн И.С. Художник-декабрист Николай Бестужев. Изд.2, доп.- М., 1977.- 678 с.
  6. Изобразительное искусство Сибири: Каталог выставки.- Иркутск, 1986.- С.8, 31-32.
  7. Иркутск в творчестве художников: [Каталог].- Иркутск, 1961.- С.14.
  8. Иркутский областной художественный музей: Каталог. Русское и советское искусство. Живопись. Скульптура. Графика.- Л., 1961. С.15, 69.
  9. Иркутский областной художественный музей. Русское искусство XVIII - начала XX века: Каталог. Живопись, скульптура, рисунок и акварель.- Иркутск, 1976.- С.12, 97.
  10. Иркутский художественный музей имени В.П.Сукачева: Живопись. Графика. Декоративно-прикладное искусство.- СПб., 1993. С.249, ил.126-127.
  11. История Сибири. Т.2. Сибирь в составе феодальной России. - Л., 1968.- С.499.
  12. Каталог Иркутского областного художественного музея. Живопись, графика и скульптура. Русское искусство XVIII - XX вв.- Иркутск, 1952.- С.11, 60.
  13. Каталог художественных произведений Иркутского областного художественного музея.- Иркутск, 1939.- С.4, 27.
  14. Каталог экспозиции отдела сибирского дореволюционного искусства [ИОХМ].- Иркутск, 1989.- С.13, 14.
  15. Лапшин В. Из истории искусства Сибири XIX века // Художник.- 1968.- № 11.- С.57, 60.
  16. Н.А.Бестужев в Иркутском областном художественном музее: К 150-летию восстания декабристов. 1825-1875.- Иркутск, 1975.- 12 с.
  17. Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Иллюстрированный биографический словарь.- М., 1997.- С.30.
  18. Принцева Г. Декабристы в памятниках изобразительного искусства. Из собрания Эрмитажа.- Л., 1967.- 84 с.
  19. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. Иркутск, 1994.- С.181, 186, 480.
  20. Сибирский портрет XVIII - начала XX века в собраниях Иркутска, Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Томска, Тюмени, Читы. СПб., 1994.- С.140-144, ил.29-40.
  21. Сибирь в произведениях изобразительного искусства: [Каталог].- Иркутск, 1949.- С.9, 17.
  22. Сибирь в произведениях изобразительного искусства: [Каталог].- Иркутск, 1958.- С.17, 41.
  23. Сидоров А.А. Рисунок старых русских мастеров.- М., 1956. С.251, 299, 354-355, 362, 365, 384, 411, 456, 463, 503.
  24. Снытко Л. Портретная галерея сибиряков в собрании Иркутского областного художественного музея // Сибирь.- 1988.- № 4.-С.118, 119, 120, 125.
  25. Токарев В.П. Художники Сибири. XIX век.- Новосибирск, 1993.- С.7, 10, 13, 47-51, 85, 98, 99, 100, 105, ил.29-30, 35.
  26. Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев.- Иркутск, 1990.- С.24, 25, 33, 35, 37, 40, 158, 218, 254, 267.
  27. Фатьянов А.Д. Иркутские сокровища.- Иркутск, 1985.- С.15, 19, 75, 76, 78.
  28. Фатьянов А.Д. Иркутский художественный музей.- Иркутск, 1958.- С.102.
  29. Фатьянов А.Д. Судьба сокровищ.- Иркутск, 1967.- С.30-33.
  30. Фатьянов А.Д. Художник-декабрист Н.А.Бестужев, его предшественники, современники и последователи в Иркутске // Сибирь. 1976.- № 4.- С.122-126.
  31. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии.- Иркутск, 1995.- С.3, 35-37, 41, 54, 112, 113, 114, 146.
  32. Художники народов СССР: Биобиблиографический словарь. - Т.1.- М., 1970.- С.391 (указ. лит-ры).
  33. Шостакович С.В. Неизвестные портреты работы декабриста Н.А.Бестужева // Ангара.- 1961.- № 3.- С.127-130.
  34. Дневник путешествий от Читы. Л., 1926; Статьи и письма. М.; Л., 1933; Воспоминания Бестужевых. М.; Л., 1951; Избр. проза. М., 1983. Сочинения и письма / Изд. подг. С. Ф. Ковалем. Иркутск, 2003.
  35. Азадовский М. Н. Бестужев – этнограф. Иркутск, 1925; Барановская М. Ю. Декабрист Николай Бестужев. М., 1954; Зильбернштейн И. С. Художник декабрист Николай Бестужев. 3-е изд., доп. М., 1988.

    - (13 (24) апреля 1791, Петербург 15 (27) мая 1855, Селенгинск Иркутской губернии), русский политический деятель, декабрист (см. ДЕКАБРИСТЫ), потомственный дворянин; сын А.Ф. Бестужева. Морской офицер, капитан лейтенант (1824) Николай Бестужев с… … Энциклопедический словарь

    Бестужев, Николай Александрович, декабрист, брат А. и М. Бестужевых. Родился в 1791 г. Учился в морском корпусе. По окончании курса был оставлен при корпусе преподавателем и воспитателем. Позднее, служа при адмиралтейском департаменте, занимался … Биографический словарь

    Капитан лейтенант, брат Бестужева Марлинского, род. в 1791 г., ум. 15 мая 1855 г. в Селенгинске. Получив блестящую домашнюю подготовку, он поступил в морской корпус, из которого вынес превосходное знание математики и новых языков; кроме того, он… … Большая биографическая энциклопедия

    Николай Александрович Бестужев Род деятельности: капитан лейтенант 8 флотского экипажа, декабрист, историограф флота, писатель, критик, изобретатель, художник Дата рождения … Википедия

    БЕСТУЖЕВ Николай Александрович - (1791—1855), русский писатель, художник, декабрист. Брат А. А. Бестужева. Путевые очерки («Записки о Голландии 1815 года», 1821), пов. «Гуго фон Брахт» (1823, ист.), «Русский в Париже 1814 года». Рассказы, стихи, басни, статьи, этнография,… … Литературный энциклопедический словарь

    Бестужев, Николай Александрович - БЕСТУ/ЖЕВ Николай Александрович (1791 1855) российский морской офицер, историк российского флота, писатель, экономист, изобретатель, акварелист портретист, декабрист, капитан лейтенант (1824). Старший из четырех братьев декабристов Бестужевых. С… … Морской биографический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бестужев. Михаил Александрович Бестужев … Википедия

    Михаил Александрович Бестужев (22 сентября (4 октября) 1800, Санкт Петербург 22 июня (3 июля) 1871, Москва) штабс капитан лейб гвардии Московского полка, декабрист, писатель. Михаил Александрович Бестужев … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бестужев. Александр Бестужев … Википедия

    Александр Бестужев (Марлинский) Александр Александрович Бестужев (псевдоним Марлинский; 23 октября (3 ноября) 1797, Санкт Петербург 7 (19) июня 1837, форт Святого Духа, ныне микрорайон Адлер города Сочи) русский писатель, критик, публицист;… … Википедия

Книги

  • Святочные рассказы русских писателей , Гоголь Николай Васильевич, Лесков Николай Семенович, Бестужев-Марлинский Александр Александрович. Святочные рассказы в русской литературе - явление почти забытое. В святочных рассказах традиционно присутствует чудо, а герои с радостью делают трудную и прекрасную работу любви, преодолевая…

Н. Бестужев. Автопортрет. Акварель. 1837-1839.

Сибирь сама по себе богатый край во всех отношениях; край не тронeтый, где людей мало, а способов снискивать хлеб сколько угодно, лишь бы достало уменья и охоты.
Н. А. Бестужев.

Николаю Александровичу Бестужеву (1791-1855) принадлежит особое место среди первых русских революционеров. Его феноменальная одаренность проявилась во многих сферах деятельности. Можно говорить о Бестужеве-педагоге, изобретателе, ученом-этнографе, геологе, историке, писателе. Но более всего - о Бестужеве-художнике, который создал портретную галерею замечательных людей своего времени - декабристов, с документальной точностью запечатлел места их каторги в Сибири. Акварели Бестужева доносят до наших дней облик жен декабристов, разделивших с ними тяготы ссылки, облик их друзей - сибиряков. «Проникновенной акварельной повестью о судьбах лучших сынов и дочерей России в годы николаевской реакции» назвал труд художника-декабриста искусствовед И. Зильберштейн.
Петропавловская крепость, Шлиссельбург, а затем Чита, Петровский Завод - таковы вехи каторжного пути Николая Бестужева. Поселенный по отбытии каторжных работ в Селенгинске за Байкалом, декабрист скончался, не дожив до амнистии всего один год…

Действительно, будь то лекции по истории русского флота в организованной в забайкальских казематах «каторжной академии» или работы столярные, слесарные, башмачные, ювелирные - нигде Н. Бестужеву не было равных.
И неутомимая жажда деятельности, осознание высокого долга побудили Бестужева отдать главное свое богатство - талант художника - созданию живописной летописи декабристского изгнания. Зная, с какими невероятными трудностями приходилось художнику доставать все необходимое для занятий, зная, что повсюду за ним следовало недремлющее око часового, можно только поражаться, что Н. Бестужев не сложил своего главного оружия - кисти и красок.
Михаил Лунин, заключенный за свою публицистику в самую страшную тюрьму Сибири - Акатуй. На сибирских акварелях Бестужева мы видим декабристов, которые многогранной, неустанной и бескорыстной деятельностью оставили след и в жизни Сибири, и в душах сибиряков.

Н. Бестужев. Общий вид Петровского Завода. фрагмент. Акварель. 1834.

В годы поселений по окончании каторги за Байкалом декабристов расселили по сибирским селам и городам. Иркутская колония поселенцев была, пожалуй, самой многочисленной и интересной: Михаил Лунин, Никита Муравьев (автор конституции), братья Александр и Иосиф Поджио, врач-декабрист Фердинанд Вольф, братья Андрей и Петр Борисовы, педагог и музыкант Алексей Юшневский, Владимир Бечаснов, Петр Муха- нов… Созвездие имен! И главными центрами, объединявшими
«иркутских» декабристов, были дома Волконских и Трубецких. Екатерина Ивановна Трубецкая и Мария Николаевна Волконская - первые из жен декабристов, приехавшие в сибирскую ссылку, чей «подвиг любви бескорыстной» воспет Некрасовым. Но еще ранее их воспел Николай Бестужев в своих поэтических акварелях.
Кисть Бестужева поэтична. С какой любовью художник запечатлел маленького Сашу Ивашева, сына декабриста В. Ивашева! Сколько грации и изящества в облике Нонушки Муравьевой, дочери Н. Муравьева, могила которого находится в 18 километрах от Иркутска, в деревне Урик… Бестужев любил детей, и когда из Селенгинска, где жил с братом Михаилом после каторги, приезжал в Иркутск, то и здесь, работая над портретами иркутян, не забывал о детях, помогая юным друзьям добрыми советами, передавая им секреты мастерства.
В Иркутск Николай Бестужев приезжал в 1841-1842 и 1855 годы. Это было время напряженной творческой работы. Столица Восточной Сибири в своем культурном развитии многим обязана декабристам. Музыкальные, литературные, театральные вечера у Волконских и Трубецких посещались с большой охотой. Одно только общение с декабристами оставляло неизгладимый след.

Бестужевские работы иркутского периода до наших дней, к большому сожалению, дошли не все. Некоторые из них хранятся в Иркутском областном художественном музее. Одна акварель - в Доме-музее декабристов. Это портрет И. Сельского, первого правителя дел Сибирского отдела Русского географического общества, открытого в Иркутске в 1851 году. Илларион Сергеевич был близок декабристам и, несмотря на свою серьезность, любил шутки, музыку настолько, что один из его друзей в шуточном стихотворении сказал о Сельском:
Я здешний автор, здешний чтец И композитор разных арий:
И с Сукачевым, наконец, Певец романса: «Велисарий»…

Платон Петрович Сукачев - заметная фигура в иркутской общественной жизни, а его сын, Владимир Платонович, мальчиком наблюдавший за работой Бестужева-художника, впоследствии основал в Иркутске картинную галерею.
Память о Николае Александровиче Бестужеве в Сибири жива. Она сохраняется в тишине музеев, в тех вещах, которые помнят прикосновение его рук. На высоком берегу реки Селенги, недалеко от того места, где стоял дом декабриста, находится его могила. Тысячи туристов спешат поклониться человеку, чья жизнь была примером бескорыстия и верности высоким идеалам. В доме Трубецких в Иркутске ныне музей. Заканчивается реставрация дома Волконских, где бывал Бестужев. Сохранив память о славном сыне Отчизны, мы передадим ее будущим поколениям.

Ванчужуева Бин-Дарья, Гомбоева Баярма, Бадмацыренова Настя

Судьба Николая Бестужева тесно связанна с Бурятией, которая стала для него второй родиной и местом вечного упокоения. В страшных условиях, в которых проходила его жизнь, он с неиссякаемой энергией создавал великолепные рисунки.

По сохранившимся рисункам декабриста можно составить представление о том, как жили декабристы в Читинском остроге, в Петровской каторжной тюрьме и на поселении. За годы пребывания на каторге и в ссылке только им было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири.

В сентябре 1839 года Николай и Михаил Бестужевы прибыли на поселение в Селенгинск. Здесь некогда находился экономический и торговый центр Прибайкалья, Декабристы поселились в 5 верстах от Новоселенгинска, поближе к бурятским улусам, находившимся под ведомством Селенгинской степной думы.

Это соседство оказалось благоприятным и полезным для обеих сторон. Н. А. Бестужев признается в одной из своих статей: «Бурят - и плотник, и кузнец, и столяр, и работник у нас, и пахарь, и косец. Без них было бы здесь плохо». Одним словом, между братьями Бестужевыми и их степными соседями установились прочные узы дружбы и взаимного уважения.

Кроме того, Николай Александрович женился на бурятке, которую на русский лад звали Душа. От этого брака родились сын Алексей, ставший впоследствии незаурядным коммерсантом и меценатом, известным под фамилией Старцев, и дочь Екатерина, вышедшая замуж за чиновника Найдана (Николая) Гомбоева, о деятельности которого почтительно упоминается в летописи «Истории селенгинских монголо-бурят» Д-Ж. Ломбоцыренова.

Здесь Николай Бестужев работал как художник-профессионал, писал портреты жителей Иркутска, Селенгинска, Кяхты, в том числе маслом, виды Бурятии и сцены жизни бурят.

В музее Бестужева в Новоселенгинске сохранился уникальный и единственный портрет Иссуса Христа, это последняя работа мастера написанная на холсте маслом, писал он будучи уже слепым, также написанная красками рисунки на распятьи.

Тридцать лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на каторге и на поселении был днем борьбы, днем работы. Их высокая образованность приносила пользу окружающим людям, их высокая нравственность вызывала подражание, они обучали сибиряков искусствам, наукам, учили их детей.

Неоценим вклад декабристов в культурную экономическую и политическую жизнь Сибири.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тезисы к теме: «Художник – декабрист Николай Бестужев»

Цель: Изучив труды, экспонаты в двух музеях (Музей Обручева в г.Кяхта и музей Бестужева в с. Новоселенгинск), воспользовавшись различной литературой, различными справочными материалами для более подробного изучения темы «Художник – декабрист Николай Бестужев» дать наиболее полное представление о данной теме.

Актуальность данной темы несомненна – исполняется 185 лет со дня восстания декабристов на Сенатской площади и сохранение для потомства Н. Бестужевым черты участников первого в России революционного восстания.

Судьба Николая Бестужева тесно связанна с Бурятией, которая стала для него второй родиной и местом вечного упокоения. В страшных условиях, в которых проходила его жизнь, он с неиссякаемой энергией создавал великолепные рисунки.

По сохранившимся рисункам декабриста можно составить представление о том, как жили декабристы в Читинском остроге, в Петровской каторжной тюрьме и на поселении. За годы пребывания на каторге и в ссылке только им было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири.

В сентябре 1839 года Николай и Михаил Бестужевы прибыли на поселение в Селенгинск. Здесь некогда находился экономический и торговый центр Прибайкалья, Декабристы поселились в 5 верстах от Новоселенгинска, поближе к бурятским улусам, находившимся под ведомством Селенгинской степной думы.

Это соседство оказалось благоприятным и полезным для обеих сторон. Н. А. Бестужев признается в одной из своих статей: «Бурят - и плотник, и кузнец, и столяр, и работник у нас, и пахарь, и косец. Без них было бы здесь плохо». Одним словом, между братьями Бестужевыми и их степными соседями установились прочные узы дружбы и взаимного уважения.

Кроме того, Николай Александрович женился на бурятке, которую на русский лад звали Душа. От этого брака родились сын Алексей, ставший впоследствии незаурядным коммерсантом и меценатом, известным под фамилией Старцев, и дочь Екатерина, вышедшая замуж за чиновника Найдана (Николая) Гомбоева, о деятельности которого почтительно упоминается в летописи «Истории селенгинских монголо-бурят» Д-Ж. Ломбоцыренова.

Здесь Николай Бестужев работал как художник-профессионал, писал портреты жителей Иркутска, Селенгинска, Кяхты, в том числе маслом, виды Бурятии и сцены жизни бурят.

В музее Бестужева в Новоселенгинске сохранился уникальный и единственный портрет Иссуса Христа, это последняя работа мастера написанная на холсте маслом, писал он будучи уже слепым, также написанная красками рисунки на распятьи.

Тридцать лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на каторге и на поселении был днем борьбы, днем работы. Их высокая образованность приносила пользу окружающим людям, их высокая нравственность вызывала подражание, они обучали сибиряков искусствам, наукам, учили их детей.

Неоценим вклад декабристов в культурную экономическую и политическую жизнь Сибири.


Предварительный просмотр:

Рецензия

на работу учениц 8 класса

Ванчужуевой Бин-Дарьи, Гомбоевой Баярмы и Бадмацыреновой Насти

Тема: Художник – декабрист Николай Бестужев

В данной работе рассматривается интересная, актуальная на данный момент тема: художник - декабрист Николай Бестужев.

Актуальность данной темы несомненна – исполняется 185 лет со дня восстания декабристов на Сенатской площади и сохранение для потомства Н. Бестужевым черты участников первого в России революционного восстания.

Судьба Николая Бестужева тесно связанна с Бурятией, которая стала для него второй родиной и местом вечного упокоения. Авторы великолепно раскрыли тему, художник-декабрист Н.Бестужев совершил поистине замечательный творческий подвиг.

Для раскрытия данной темы авторы вели поисковую работу, посетили и обработали материалы находящиеся в двух музеях (музей Обручева в г.Кяхта и музей Бестужева в с. Новоселенгинск) , изучили множество различной литературой, различные справочные материалы, собрали и исследовали достаточное количество материала тем самым постарались раскрыть свою тему, а именно труды художника Николая Бестужева.

В страшных условиях, в которых проходила его жизнь, он с неиссякаемой энергией создавал великолепные рисунки. По сохранившимся рисункам декабриста можно составить представление о том, как жили декабристы в Читинском остроге, в Петровской каторжной тюрьме и на поселении. За годы пребывания на каторге и в ссылке только им было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы, Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири.

Ценность такой работы состоит ещё в том, что знакомство с удивительными, а порой неожиданными сведениями заставляют нас что-то прочитать, узнать дополнительно, прививают тем самым интерес к искусству, рисованию акварелью, маслом и знаниям вообще.

Тем интереснее выглядят видеокопилка (ее можно использовать на уроках истории, рисования). Здесь нет больших, серьёзных выкладок, но автором собраны в видеокопилке уникальный и единственный портрет Иисуса Христа, рисунки на распятье.

Материал изложен, сжато, интересно, логично и аргументировано. В своей работе авторы отразили взаимосвязь работы школы и дома музея.

В процессе работы над рефератом авторы проявили самостоятельность, использовали поисковый метод. Кроме этого, приобрели навыки научно - исследовательской работы, самостоятельной работы с научной литературой, навыки публичных выступлений перед аудиторией.

Считаю, что работа достигла цели, у авторов формировался комплекс ключевых компетенций: ценностно-смысловая, коммуникативная, информационная и т.д., она расширили знания в области истории, искусства.

Дондокова Е.В. учитель высшей категории

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Николай Бестужев — кто он был такой? Это выдающийся деятель освободительного движения, декабрист («умнейший человек среди заговорщиков», по словам Николая I), художник, этнограф, путешественник, изобретатель, экономист, историограф флота, критик. Такое обширное поле деятельности привлекает внимание к этой незаурядной личности. Краткая биография Николая Александровича Бестужева представлена далее.

Дворянский род Бестужевых

Бестужевы — многочисленный дворянский род (герб ниже), представители которого какое-то время даже принадлежали к кругу высшей аристократии, имея графский титул. Последний граф в роду (Андрей Алексеевич Бестужев-Рюмин) умер в 1766 году, то есть за четверть века до рождения Николая Александровича Бестужева (1791-1855).

Алексей Петрович — отец последнего графа Бестужева — кто он? При Екатерине Великой он был кардиналом, но фаворитом самодержицы государственному деятелю и дипломату стать так и не удалось. Хотя известно, что императрица относилась к нему довольно-таки благосклонно.

Семья Николая Бестужева

Отец Николая, Александр Федосеевич, получил престижное военное образование, был конференц-секретарем Академии художеств и правителем канцелярии Мраморной экспедиции Строганова, статским советником, главным управляющим Екатеринбургской гранильной фабрики, участвовал в создании бронзолитейных мастерских и фабрики холодного оружия.

Александр Федосеевич был тяжело ранен во время русско-шведской войны. Выходили его девушка-мещанка Прасковья, на которой он впоследствии женился, и крепостной слуга Федор (на репродукциях картин, помещенных ниже, изображены родители Николая Бестужева).

В этом браке родилось пятеро декабристов: Николай (1791 год рождения), Александр (1797 год), Михаил (1800 год), Петр (1804 год) и Павел (1808 год). Кроме того, в семье воспитывались три дочери: Елена (1792 год), Мария и Ольга (примерно 1794 года рождения).

Дом Бестужевых был одних из немногочисленных в то время культурных центров Петербурга, где проходили встречи художников, писателей и композиторов. Здесь бывали А. И. Корсаков (сенатор, выдающийся государственный деятель, ценитель искусства, коллекционер), В. Л. Боровиковский (русский художник-портретист), Н. Я. Озерецковский (ученый-энциклопедист, член Академии наук), М. И. Козловский (известный скульптор) и другие.

При воспитании детей применял разработанную им же систему гуманной педагогики. Александр Федосеевич защищал идею государственного образования и был противником религиозного воспитания. Свои взгляды на вопросы педагогики он изложил в трактате «О воспитании». Николай Александрович Бестужев благодаря отцу рано приобщился к искусству: он хорошо знал музыку и живопись, любил литературу.

Военная карьера

Мальчики из дворянских родов получали, как правило, военное образование. В одиннадцать лет Николай Бестужев стал воспитанником Морского кадетского корпуса в Петербурге. В том же учебном заведении учились его младшие братья Михаил и Петр. Через пять лет Николай получил звание гардемарин, а еще через два года стал мичманом.

В 1810 году юноша был зачислен в Морской корпус в звании подпоручика. Через три года переведен на флот, в еще спустя год произведен в лейтенанты. В Отечественную войну 1812 года Николай вместе с корпусом находился в эвакуации в Свеаборге.

Там начался роман 21-летнего юноши с женой директора штурманского училища Л. Степовой. Один из современников Бестужева утверждал, что эта женщина имела значительное влияние на жизнь Николая до самой его гражданской смерти, то есть ссылки.

В мае 1815 года Бестужев участвовал в походе в Голландию, в Роттердам. Молодой офицер собственными глазами увидел установление республики, что дало ему представление о гражданских правах. Спустя два года последовало очередное плавание. В этот раз корабль направлялся в Кале, что во Франции.

Знакомство с государственным устройством и культурой западных стран в ходе их посещения все больше подтверждало мысли молодых офицеров, что монархия тормозит развитие России. Это мысли вскоре привели Николая Бестужева в масонскую ложу «Избранного Михаила».

В 1820 году Бестужев назначен помощником смотрителя маяков в Кронштадте. В 1824 году Николай Александрович в качестве историографа совершил плавание во Францию и Гибралтар на фрегате «Проворный». В том же году произведен в капитан-лейтенанты.

В 33 года офицер становится начальником Морского музея, начинает заниматься историей российского флота. Интересно, что тогда он получил прозвище «Мумия». В это время Николай Бестужев уже был авторитетной личностью среди морского офицерства и даже успел приобрести определенную известность в литературной и научной среде. Бестужев вступил в тайное общество, представителей которого позже назовут декабристами.

Бестужев как писатель

Как до ссылки за революционную деятельность, так и после Николай Александрович Бестужев занимался переводами прозы Байрона, Вальтера Скотта, Томаса Мура на русский язык, писал статьи, которые были посвящены преимущественно морской истории, очерки о европейских народах (по впечатлениям от заграничных плаваний в молодости), сибирских инородцев (в ссылке).

Выдающимся писателем Николаю Александровичу стать не удалось, но его сочинения представляют интерес и легко читаются. Лучшие его рассказы и очерки после смерти декабриста были изданы одной книгой под заглавием «Рассказы и повести старого моряка». В сборник вошли «Записки о Голландии» , «Гусиное озеро» (о быте бурят), «Русские в Париже 1814 года» и другие.

Кстати, более известен литературной деятельностью брат Николая Александр. Писатель-байронист публиковался под псевдонимом «Марлинский». Каждая его повесть ожидалась с нетерпением, переходила из рук в руки, зачитывалась, а книги становились всеобщим достоянием и раскупались нарасхват. Ниже помещен портрет Александра Бестужева-Марлинского.

Технические способности

Николай Александрович Бестужев был человеком разносторонним. Отличался он и выдающимися техническими способностями. Николай очень быстро усваивал все виды ручной работы, постоянно генерировал творческие идеи. Во время службы в корпусе он придумал спасательную лодку - «бестужевку», а в ссылке в Сибири построил экономную «бестужевскую печь».

В тюрьме декабрист Николай Александрович Бестужев без инструментов сделал часы, которые не останавливались и отличались правильным ходом. В Сибири он чинил мельницы, шил сапоги и фуражки, придумывал ювелирные украшения, метеорологические приборы, устраивал парники и огороды, кожевенные заводы.

Северное тайное общество

В 1824 году биография Н. А. Бестужева изменилась раз и навсегда. Он принял предложение Кондратия Рылеева и вступил в Северное тайное общество. Члены общества были обеспокоены судьбой Российского государства, готовили проекты преобразования государства на манер западных республик.

Планы декабристов и подготовка

Программным документом была «Конституция» Муравьева. Согласно «Конституции», предполагалась введение конституционной монархии, формирование федерации, разделение на пятнадцать «держав» на основе экономических особенностей регионов, разделение власти на три ветви. Также предусматривалась отмена крепостного права, наделение всех граждан равными правами, свобода слова, печати и вероисповедания.

Бестужев (кто правил при нем известно — это Александр I Павлович, который умер за несколько дней до восстания, и Николай I) с братьями стали главными помощникам Рылеева накануне восстания. Четырнадцатого декабря 1825 года именно Николай Александрович привел на Дворцовую площадь гвардейцев, хотя он уже практически не имел отношения к морской службе.

«Манифест к русскому народу»

Декабрист Николай Александрович Бестужев работал над «Манифестом к русскому народу», который должна была вручить правительству делегация революционеров. Обнародовать «Манифест» планировалось после восстания от имени Сената. Тезисы документа по факту провозглашали республиканский строй.

Следствие по делу декабристов

Во время следствия по делу Николай Бестужев проявлял стойкость и мужество. Он признавал только то, что было известно, на все вопросы отвечал сдержанно, умалчивал о делах Северного тайного общества и не называл фамилий. На допросах он сжато говорил о тяжелом состоянии России и указывал, что сердца «северян» «приводили в трепет» упадок торговли, беззаконность судов, ничтожность способов в земледелии и расстройство финансов.

После первого допроса император Николай I Павлович сказал, что Бестужев «умнейший человек среди заговорщиков». Но впоследствии декабрист будет осужден предельно строго. На этот факт, конечно, повлияло поведение Николая Александровича на допросах. В материалах следствия все заговорщики были разделены на 11 разрядов и одну группу. Бестужев был отнесен ко второму разряду, хотя во многом безосновательно. Верховный суд приговорил его к «политической (гражданской) смерти».

Николай I смягчил наказание для некоторых «преступников», заменив вечную каторгу двадцатилетней с лишением чинов и ссылкой на поселения. По случаю восхождения на престол Николая I Павловича срок каторги для осужденных второго разряда был снижен до пятнадцати лет, а в 1829 году снова уменьшен — теперь до десяти лет. Но Николая и Михаила Бестужевых тогда эти изменения не коснулись.

Бестужев на каторге

Биография Николая Александровича Бестужева продолжилась каторгой. Седьмого августа 1826 года он (вместе с Михаилом, младшим братом) был доставлен в Шлиссельбург, а затем отправлен в Сибирь. Тринадцатого сентября 1827 года декабрист прибыл в Читинский острог, а через три года был переправлен в Туда осужденные декабристы добирались пешком.

Два раза в день декабристов выводили на работы. Они рыли канавы для оттока воды, обрабатывали огород, ремонтировали дороги, строили мастерские, мололи на ручных жерновах муку. К работе на заводе осужденных не подпускали, опасаясь их влияния на рабочих. Только однажды Николай Бестужев и К. П. Торсон допустили в цех, чтобы починить одну из машин.

Каждый на каторге занимался ремеслом по своим наклонностям и умениям. Петровские узники основали школу для обучения грамоте заводских детей, а жены декабристов обучали местных жительниц рукоделиям и музыке.

Портретная галерея декабристов

Только в 1832 году срок каторги была сокращен (сначала до пятнадцати, а в 1835 — до тринадцати лет). В казематах Бестужев начал активно заниматься литературой. Он работал акварелью, а позднее использовал масло. Николай Александрович написал около 150 портретов декабристов (в том числе и свой автопортрет), их детей и жен, городских жителей, а также виды Петровского Завода и Читы — это уникальное явление в русской живописи. Автопортрет Н. Бестужева можно увидеть на главном фото.

Жизнь в ссылке

В 1839 году братья Николай и Михаил Бестужевы переведены на поселение в Селенгинск, этот город находится в Иркутской губернии. До этого мать Николая Александровича ходатайствовала о разрешении переселиться в Селенгинск вместе с дочерьми. После ее смерти сестры Бестужевы поселились в Сибири. На них распространялись все ограничения, предписанные для жен государственные преступников.

На каторге и в поселении Николай Александрович Бестужев занимался токарным, ювелирным и часовым делом. Там он разработал инновационную конструкцию хронометра, работал над ружейным замком, проводил метеорологические, астрономические и сейсмические исследования, выращивал арбузы и табак, описал местное месторождение каменного угля. Кроме того, декабрист собирал бурятские сказки и песни.

Личная жизнь

Известно, что Николай Александрович Бестужев в ссылке жил в гражданском браке с местной жительницей Дулмой Сабилаевой. Он имел двух детей: Екатерину, которая умерла ориентировочно в 1929 или 1930 году, и Алексея Старцева (1838-1900). Браки между дворянами и простолюдинками в то время не приветствовались, так что дети Бестужева жили в семье местного купца Д. Д. Старцева и носили его фамилию. Николай Александрович дал на это свое согласие, чтобы не портить своим потомкам жизнь.

Смерть праведника

Н. Бестужев умер 15 мая 1866 года. Б. Струве писал в «Воспоминаниях о Сибири», что декабрист, возвращаясь из Иркутска в Селенгинск, нагнал двух старушек-странниц, усадил их в свою повозку, а сам продолжал переправу на козлах (и это при усиливающейся метели). При этом он простудился. Прибыв в Селенгинск, он слег, а спустя несколько суток «скончался, как праведник». Похоронен на берегу Селенги.

Память о Николае Бестужеве

В память о Н. Бестужеве в думе купца Дмитрия Старцева, воспитавшего детей декабриста, был открыт музей. Кроме того, жизни Николая Александровича в Сибири посвящен фильм Б. Халзанова «Нет чужой земли».



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»