Большие и малые группы. Социология малых групп

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Малые социальные группы, их типология и значение в жизнедеятельности общества и личности

Введение

1.1 Понятие социальной группы

1.3 Типология малой социальной группы

Заключение

Литература

Введение

Исследования социальных групп являются пограничными для двух наук - социальной психологии и социологии. А их разновидность - малая группа - является предметом живого интереса различных социально-психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, отечественных и зарубежных исследователей и практиков.

Вопрос малой группы является наиболее традиционной и довольно хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.

Исследование малых групп представляется одной из наиболее важных и интересных задач социальной психологии. Постоянное усложнение общественной жизни, включенность людей в многочисленные образования по видам их деятельности и характеру их общественных связей требует пристального внимания исследователей. Роль малых групп действительно увеличивается в жизни человека, в частности, потому, что растет необходимость принятия групповых решений на производстве, в общественной жизни, бизнесе, политике.

1. Феномен малой социальной группы

1.1 Понятие социальной группы

Понятие группы как таковой является одним из самых важных в социологии и социальной психологии, однако, у ученых до сих пор нет полного согласия относительно его определения.

Как замечает Ю.Г. Волков, социологи называют группой двух или более индивидов, которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия .

Свое определение предлагает С.С. Фролов: социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других .

В этом определении ученый видит два существенных условия, необходимых для того, чтобы просто совокупность индивидов считалась группой: I) взаимодействие между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

По мнению С.С. Фролова, социальные роли объединяют людей в рамках социальных отношений. Когда эти отношения поддерживаются в течение длительного времени, им приписывают свойства группы. В результате обычно происходят четыре вещи. Во-первых, отношения начинают рассматриваться как действия, осуществляемые в определенных границах, так что люди оказываются либо «внутри», либо «вне» группы. Во-вторых, люди приписывают группам «объективное» существование и воспринимают их так, как если бы они были реальными и осязаемыми. В-третьих, группа становится носителем особой субкультуры или контркультуры - набором уникальных в своем роде норм и ценностей. В-четвертых, у людей появляется чувство преданности группе, которая дает ощущение того, что они представляют собой единое целое, имеющее свои отличительные свойства .

В отечественной традиции социальные группы часто делят на два типа: малые и большие. Разделение этих двух типов групп имеет весомые основания. Они не просто различаются по количеству членов, -- это принципиально разные типы групп.

1.2 Понятие малой социальной группы

В словаре обществоведческих терминов малые социальные группы трактуются как - относительно устойчивые, небольшие по численности социальные группы, члены которой находятся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии (семья, школьный класс, дружеская компания и т.п.) .

Г.М. Андреева, известный специалист в области социальной психологии, относит к малым группам разнообразные социальные объединения людей с небольшим и конечным числом участников, которые в той или иной форме включены в существующую систему общественного производства и контроля. Малые группы существуют в действительности: они доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Изучение групп может проводиться через специальные приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, тесты, эксперимент). Важно, что можно вычленить конкретную цель существования таких групп, так как они организованы для выполнения какой-либо деятельности .

Из бесчисленных определений малых групп Г.М. Андреева предлагает использовать следующее: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». Определение достаточно универсально, оно не претендующее на точность дефиниции и носит скорее описательный характер, допускает различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям .

М.Битянова, в соответствии с определением Андреевой Г.М., выделяет два признака, создающие основу для возникновения малой группы как психологического феномена: совместная деятельность в ее психологическом аспекте (ценности, цели, задачи и способы взаимодействия) и непосредственный контакт членов группы. На этой основе возникает и развивается малая группа как социально-психологическое явление.

Малая социальная группа представляет собой целостный самостоятельный субъект функционирования и развития, обладающий следующими свойствами:

· Состоит из ограниченного, небольшого числа людей.

· Возникает в условиях объединения участников общей целью и межличностным общением.

· Наделяет входящих в него людей когнитивным и эмоциональным содержанием.

· Определяет особенности их поведения во внутри- и межгрупповом общении .

По словам Г.М. Андреевой, в литературе довольно давно идет спор относительно нижнего и верхнего пределах малой группы. В большинстве исследований число участников малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случаев). Этот подсчет соотносится с представлением о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек -- «диада» . Хотя в литературе иногда высказываются мнения о том, что диаду вообще нельзя считать малой группой.

Большинство ученых сходится во мнении, что размер групп как структурный компонент оказывает влияние на характер взаимодействий его участников. Действительно, чем меньше группа, тем больше возможностей индивид получает для того, чтобы узнать других людей и установить с ними тесные связи. Так диады создают условия для существования наиболее тесных и влиятельных взаимоотношений (отношения между родителем и ребенком, между мужем и женой). Большинство наших социальных взаимодействий осуществляется на базе отношений «один-к-одному» .

В диадах по сранению с группами больших размеров чувства и эмоции играют большую роль. Однако этот фактор сказывается и на довольно хрупком характере отношений в диадах: между сторонами существует нестойкий баланс, так как если один из участников группы разочаруется в партнере, то взаимосвязь между ними полностью разрушится. Интересно, что отношениям в группах, состоящих из двух человек, свойственны большая напряженность и меньшая открытая враждебность в отношении прочих взаимосвязей.

Образование триады (группы из трех членов) коренным образом меняет социальную ситуацию. Становится возможным организация коалиций. При таком раскладе один из членов группы может оказаться в положении «постороннего». Хотяо в некоторых обстоятельствах этот третий человек наоборот может взять на себя роль посредника или миротворца .

Исследования показывают, что наиболее предпочтительной представляется группа из пяти человек. При этом абсолютно тупиковая ситуация невозможна из-за нечетного числа членов группы. Такие группы имеют тенденцию раскалываться на большинство в три участника и меньшинство в два участника, оказаться в меньшинстве в такой группе не означает оказаться в изоляции, как в триаде. Группа из пяти человек достаточно велика для того, чтобы ее члены могли легко меняться ролями и любой член группы имел возможность выйти из неловкого положения без обязательной необходимости формально пересматривать проблему. И наконец, группа из пяти человек достаточно велика для того, чтобы люди ощущали, что могут свободно выражать свои эмоции и даже вступать в противоречия друг с другом, но достаточно мала для того, чтобы ее члены могли неуважительно относиться к потребностям и чувствам друг друга. По мере увеличения размеров групп они становятся менее «сговорчивыми». В таких группах люди скорее не говорят друг с другом, а обращаются к другим с формальными речами .

1.3 Типология мало й социальной группы

малый социальный группа личность

В истории социологии предпринимались многократные попытки построить классификацию малых групп.

Действительно, малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Точно так же малые группы могут быть подразделены на становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся .

Большое количество малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций.

На самом деле, допустимы самые различные основания для классификации малых групп: по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д.

В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. По мнению Г.М. Андреевой, целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации.

1) Деление малых групп на «первичные» и «вторичные».

Первичные группы состоят из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Впервые ввел понятие первичной группы Ч.Кули (1909) применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. В дальнейшем социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы (группа друзей).

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. Основное значение в этих группах придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции (промышленное предприятие).

2) «Формальные» и «неформальные».

Впервые это деление было предложено Э. Мэйо. Формальная группа обладает определённым правовым статусом и создается для решения круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Она имеет определенную структуру, руководство, права и обязанности ее членов (производственный коллектив, студенческая группа). При этом в формальных группах могут возникнуть группы с неформальными отношениями.

Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общих интересов или взаимных симпатий. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, готовность к содействию и взаимопомощи За каждым участником группы нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями.

3) «группы членства» и «референтные группы».

Такая классификация была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах ученого было показано, что часть членов определенных малых групп разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются (ученик, являющийся членом класса, разделяет нормы «сомнительных» элементов с улицы).

В настоящие дни в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. Во втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения» - как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида.

Каждая из этих описанныхстрех классификаций задает некоторую дихотомию .

2. Значение малых социальных групп в жизнедеятельности общества и личности

Нельзя не отметить важность изучения социальных групп, в частности малых, существующих в обществе. Во-первых, сама социальная структура общества представляет собой совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей. Во-вторых, вся жизнь человека, живущего в обществе людей, протекает в социальных группах и под их непосредственным влиянием: в семье, на работе и т.д. Только в групповой жизни человек формируется как личность, находит самовыражение и поддержку.

Социальная группа предоставляет обществу преимущества, обусловленные объединением физических, интеллектуальных и духовных сил людей. Многие исследователи пришли к выводу, что некоторые особенности человека - способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом именно групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе, зависит от нее. Уже в древности люди предпочитали жить группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20 - 30 человек. И в современном мире человек не мыслит себя вне группы. Он является членом семьи, ученического класса, спортивной команды, рабочего коллектива и т.д.

Одно из важнейших значений малых групп состоит в их социализирующей функции. Действительно, группа является основным фактором, способствующим выживанию человека в обществе. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых, в это же время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, дети усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат.

Андреева Г.М. определяет сущность социализации так: социализация -- это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Обычно социализацию разделяют на три стадии: на первичной стадии (социализация младенца) агентом социализации выступает семья; вторичная стадия включает период получения формального образования; и третья стадия - это социализация взрослого человека, когда социальные факторы входят в роли, к которым первичная и вторичная социализации не могут подготовить их в полной мере (становление мужа, жены, родителя). Приобщение индивидуального интеллекта к социальному совершается только в процессе социализации и является важной частью ее.

Инструментальная роль группы определяется объединением людей ради выполнения той или иной работы. Многие группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку (профессиональные группы).

Некоторые виды групп называются экспрессивными, так как их основная цель - удовлетворить стремление членов группы к социальному принятию, одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне (компании друзей и подростков, которым нравится вместе проводить время).

Не вызывает сомнений, что люди объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств и вызывания приятных. Под воздействием группы может происходить ослабление некоторых отрицательных эмоций, переживаемых членами группы. Некоторые же наоборот могут усилится под воздействием эмоций других членов группы. Когда совокупность людей становится группой, формируются нормы и моральные ценности на основе которых устанавливается порядок взаимодействия.

Малые социальные группы, особенно первичные, играют большую роль в формировании ценностных ориентаций, в определении направленности поведения и деятельности их представителей. Выполняя производственные функции, они также устанавливают между собой межличностные контакты, отличающиеся психологической гармонией и общей заинтересованностью в чем-либо. Таким образом они составляют специфическую социальную среду, воздействующую на личность.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели феномен малой социальной группы. Мы перечислили некоторые имеющиеся определения данному понятию, остановив свое внимание на одном из них, раскрыли основные свойства малых групп. Отметив, что существует множество различных классификация малых социальных групп, мы особое внимание уделили типологии, предложенной специалистом в области социальной психологии Г.М. Андреевой.

Во второй части теоретической работы мы остановились на тех значениях, которые играют малые социальные группы в обществе в целом и в жизни каждого отдельного человека.

Мы обнаружили, что все люди находят самовыражение в групповой жизни. Младенец становится человеком, занимая свое место в семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка. Взрослея, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его до самой смерти.

Литература

1. Андреева Г.М. «Социальная психология.» М., 2000 .

2. Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. - Н. Новгород: НКИ, 1998.

3. Битянова М. Большие и малые // Школьный психолог. - 2000. - №32.

4. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов; Под ред. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.

5. Толковый словарь обществоведческих терминов. / Сост. Н.Е. Яценко. - М.: Лань, 1999.

6. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. - М.: Наука, 1994.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных. Обязанность социолога понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение представляет основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

    реферат , добавлен 25.02.2010

    Сущность и основные характеристики социальной группы. Большие, средние и малые группы, их особенности. Понятие про формальные и неформальные социальные группы. Социальные общности и их виды. Социальные институты как формы организации общественной жизни.

    презентация , добавлен 17.03.2012

    Проблема личности в социологии и философии. Социально-деятельностная сущность человека. Физическая, социальная и духовная личность. Взаимодействие личности и общества. Влияние социальной роли на развитие личности. Институционализированные социальные роли.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2012

    Концепции личности. Структура и характеристики личности. Типология личности и ее реализация в современной социологии. Взаимосвязь, взаимозависимость личности и общества. Социальные условия, которые общество может предоставить личности для самореализации.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2012

    Потребности как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Книги как источник информации для совершенствования себя. Духовный мир личности.

    презентация , добавлен 01.11.2013

    Возникновение и развитие социологии. Фундаментальные и прикладные исследования. Социальные статусы и социальные роли личности. Сплоченность общества как необходимое условие его существования. Сущность элиты общества, ее роль в общественной жизни.

    учебное пособие , добавлен 20.12.2011

    Понятие личности в системе человекознания. Становление личности и процесс социализации. Структура и составные элементы личности, социальные типы. Феномен свободы и противоречия волюнтаризма и фатализма. Модели взаимоотношений личности и общества.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Понятие социальной группы в социологии. Типология социальных групп. Малые, средние и большие социальные группы. Признаки и характеристика социальной организации. Формальные и неформальные социальные организации. Понятие социальной общности в социологии.

    реферат , добавлен 17.08.2015

    Возникновение социологии личности на грани XIX и XX вв. Этапы становления науки о социологических проблемах личности. Предмет и функции социологии личности. Личность как представитель социальной группы, класса, нации, семьи. Социальные качества личности.

    контрольная работа , добавлен 05.05.2011

    Социальная группа как среда жизнедеятельности индивида. Характеристики малых социальных групп, их классификация по степени организованности, характеру внутригрупповых взаимодействий. Понятие внутренних и внешних групп. Динамика малых социальных групп.

Человек - существо социальное. Мало найдется людей, способных долгое время переносить одиночество и чувствовать себя при этом комфортно. Друзья, враги, родственники, сослуживцы, случайные собеседники - человек связан с обществом тысячами невидимых нитей, вплетен в социум, словно узелок в вязаный узор.

Малая социальная группа - что это?

Эти связи формируют малые и большие социальные группы. Они и составляют то, что называют кругом общения человека.

Большая социальная группа - это любая значительная по объемам общность людей, имеющая общие интересы и цели. Болельщики одной футбольной команды, поклонники одного певца, жители города, представители одного этноса. Такие общности объединены только самыми общими целями и интересами, зачастую между случайно выбранными их представителями вообще нельзя найти схожих черт.

Понятие «малая социальная группа» предполагает ограниченную малочисленную общность людей. И связующие черты в таких объединениях выражены намного ярче. Типичные примеры малых групп - коллеги, одноклассники, дворовые друзья, семья. В таких общностях объединяющие мотивы отчетливо видны, даже если сами их участники - люди абсолютно разные.

Типы малых социальных групп

Существуют различные виды малых социальных групп. Они могут различаться по степени официальности - формальные и неформальные. Первые представляют собой официально зарегистрированные объединения: трудовые коллективы, группы обучения, семьи. Вторые возникают на базе личных привязанностей или общих интересов: приятели, знакомые с общим хобби.

Группы могут быть с постоянным составом - стационарные, и со случайным - нестабильные. Первые - одноклассники, коллеги, вторые - люди, собравшиеся вместе, чтобы вытащить машину из кювета. Естественные группы возникают сами по себе, государство не прилагает усилий для их формирования. Это - компании друзей, семьи. Искусственные малые социальные группы создаются принудительно. К примеру, коллектив исследователей, созданный специально для решения определенной задачи.

Референтные и индифферентные группы

По степени значимости для участников малые социальные группы подразделяются на референтные и индифферентные. В первых оценка группой деятельности индивидуума имеет большое значение. Подростку очень важно, что о нем подумают друзья, работнику - как отнесутся коллеги к его решениям и поступкам. Индифферентные

группы обычно являются для индивидуума попросту чужими. Они его не интересуют, а следовательно, их мнения и оценки не имеют никакого значения. Футбольная команда - тоже малая социальная группа. Но для девушки, посещающей кружок бальных танцев, их мнение по поводу ее хобби никакого значения иметь не будет. Обычно индифферентными для людей являются группы непривлекательные, чуждые. Поэтому нужды перенимать их правила и традиции попросту нет, точно так же, как любителю чтения нет нужды заучивать названия футбольных команд, даже если рядом находится стадион.

Влияние малых социальных групп на личность

По сути, именно такие незначительные, казалось бы, объединения, оказываются наиболее значимыми. Именно малые социальные группы играют значительную роль при формировании характера и мировоззрений человека. Потому что наибольшее влияние на людей имеют либо личности, обладающие несомненным авторитетом в их глазах, либо ближайшее окружение. Общественное мнение как таковое - понятие абстрактное, и его влияние на психику человека сильно переоценено. Когда говорят, что все одобряют или не одобряют то или иное действие, имеют в виду все же круг знакомых, а не действительно «всех» - неведомых и непонятных. Совершая поступок и задумываясь о том, как он будет оценен, человек представляет себе реакцию друзей, соседей, коллег, семьи. Малой социальной группой являются практически все общности, оказывающие реальное влияние на выбор индивидуумом того или иного решения. И семья - одна из них.

Семья - малая социальная группа

Семья формирует базис личности, школьный класс и компания дворовых друзей обеспечивают начальную социализацию, учат основам поведения вне круга родственников. А уж рабочий коллектив - люди, с которыми приходится проводить больше времени, чем с самыми близкими людьми. Конечно, именно их влияние во многом определяет стиль поведения, моральные установки человека.

Обычно, говоря о семье и ее роли в обществе и государстве, забывают о том, что она -

малая социальная группа. Просто вспоминают расхожую фразу о том, что они - социальный институт. Конечно, многие просто не задумываются о смысле определения, используют устоявшееся выражение. Но социальный институт - это комплекс норм, догматов, правил и установок, как формальных, так и неформальных. Он призван обеспечивать нормальное функционирование общества.

Социальные группы и социальные институты

Задача социальных институтов - дать обществу возможность эффективно наладить производство материальных ценностей, осуществлять контроль за общественным порядком, обеспечивать коммуникативные функции. Ну и гарантировать должный темп воспроизводства членов социума. Именно поэтому к социальным институтам относятся не только экономика, религия, образование и политика, но и семья. В таком разрезе ее значение абсолютно утилитарно.

Семья как малая социальная группа не имеет перед собой сугубо демографических задач. Это вытекает уже из определения: общность, образованная в результате

возникновения тесного эмоционального контакта, моральной ответственности, любви и доверия. В семье вообще может не быть детей, от этого она не перестает быть семьей, хотя этот вопрос и был довольно спорным, мнения социологов в этом отношении расходились. И близкородственных связей может не быть. Муж и жена - не кровные родственники, а двоюродная бабушка, воспитывающая внука-сироту, по сути, ему почти чужой человек. А вот семьей они себя считать будут, даже если документы на опекунство или усыновление пока не оформлены.

Семья как предмет интереса социологии

Выдающийся американский психолог и социолог дал замечательное определение термина «группа», позволяющий обойти момент официальности, регистрации отношений. Люди, взаимодействующие друг с другом, влияющие друг на друга и осознающие себя не как совокупность «я», а как «мы». Если взглянуть на проблему под этим углом, то семья, как малая социальная группа, действительно может состоять из людей, не имеющих близкородственных связей. Все определяют чувство привязанности и эмоциональный контакт.

Когда рассматривают семью в таком аспекте, что особое внимание уделяют именно

взаимоотношениям и их влиянию на членов группы. В этом социология имеет много общего с психологией. Установление таких закономерностей позволяет прогнозировать рост или падение рождаемости, динамику вступления в брак и разводов.

Большую роль социологические исследования семьи играют и в формировании норм ювенального права. Только исследуя взаимоотношения между родственниками, можно делать выводы о благоприятном и неблагоприятном для ребенка климате, его влиянии на развитие личности. Социум формируют семью, но и семья в будущем формирует социум, воспитывая детей, которые создадут новое общество. Эти взаимосвязи и исследует социология.

Семья и социум

Семья, как малая социальная группа, вполне отражает любое изменение общества. В строгом, патриархальном государстве с четко выраженной вертикалью власти внутрисемейные отношения будут столь же линейными. Отец - неоспоримый глава

семьи, мать - хранительница домашнего очага и послушные их решениям дети. Конечно, будут семьи, построенные в рамках других традиций и укладов, но это будут, скорее, исключения. Если общество считает нормальной, правильной именно такую организацию отношений - значит, оно тем самым задает определенные стандарты. И члены семьи, вольно или невольно, исполняют их, считая единственно возможными и приемлемыми.

Но как только нормы меняются, тут же меняются и внутренние, домашние правила. Изменение гендерной политики на общегосударственном уровне привело к тому, что все больше семей существует в условиях хотя бы формального равенства обоих супругов. Строгий патриархальный уклад в российской семье - уже экзотика, а ведь совсем недавно он был нормой. Структура малых социальных групп приспособилась к изменениям в обществе, скопировав общую тенденцию к сглаживанию гендерных различий.

Влияние социума на семейный уклад

Традиции донских казаков, скажем, предполагают, что всю домашнюю работу делает только женщина. Удел мужчины - война. Ну, или физически трудная, непосильная для женщины работа. Он может чинить забор, но не станет кормить корову или полоть грядки. Поэтому когда такие семьи переезжали из привычного места обитания в города, сразу оказывалось, что женщина и на работу ходит, и всю домашнюю работу выполняет. А вот мужчина, приходя вечером домой, может отдыхать - ведь адекватных обязанностей у него попросту нет. Разве что починить сантехнику или прибить полку - но это бывает редко, а есть готовить нужно каждый день. Если мужчина не занят на производстве тяжелым, физически изнуряющим трудом, такой семейный уклад быстро перестает соответствовать принятым в городе нормам. Конечно, вряд ли поведение взрослых членов семьи изменится. Малые социальные группы динамичны, но не настолько. А вот выросший в такой семье сын, скорее всего, уже не будет придерживаться патриархальных устоев. Просто потому, что окажется в меньшинстве, окажется «неправильным». Его стандарты не будут устраивать потенциальных невест, а парни вокруг охотно помогают своим избранницам. Под давлением социума он просто вынужден будет признать, что привычный ему уклад уже неактуален и изменить заложенные семьей стандарты.

Зачем нужна семья

В начале двадцатого века было модно утверждать, что институт семьи себя исчерпал. Это - лишнее, ненужное формирование, пережиток прошлого. При должной социальной защищенности людям семья не нужна, а поэтому она отомрет, исчезнет так же, как родовой или племенной уклад. Вот только годы идут, а люди по-прежнему вступают в брак, даже при условии полной финансовой самостоятельности. Почему?

Те, кто так утверждали, упускали из виду один момент. Человеку необходимо чувствовать себя нужным и любимым. Это - глубинная психологическая потребность, без нее личность не может функционировать должным образом. Не зря же одно из самых суровых наказаний - заключение в одиночной камере, полная десоциализация. А возникновение теплых доверительных связей возможно только в узком постоянном кругу. Этим и отличаются малые и большие социальные группы. Семья - гарантия эмоциональной вовлеченности индивидуума.

Гражданский брак - это семья?

Конечно, тогда возникает вопрос - неужели для возникновения тесных доверительных связей действительно необходим факт государственной регистрации? В какой момент семья становится семьей? С точки зрения социологии - нет. Если люди живет вместе, заботятся друг о друге, полностью осознавая всю меру ответственности и не избегая ее, то они уже являются семьей. С точки зрения закона - конечно, нужен официальный документ, ведь эмоции, как говорится, к делу не пришьешь. Семью, живущую гражданским браком, характеристика малых социальных групп позволяет считать неформальной стационарной естественной и референтной группой.

Влияние семьи на ребенка

По отношению к детям семья выступает как первичная группа. Именно обеспечивает начальную социализацию, учит азам взаимодействия с другими людьми. Семья - единственная общность, способная формировать человеческую личность комплексно. Любые другие социальные группы влияют только на конкретную сферу психической деятельности личности.

Способность к обучению, умение строить отношения с другими людьми, основные особенности поведения, даже в определенном смысле мировосприятие - все это закладывается в глубоком детстве, а значит, в семье. Остальные социальные группы всего лишь развивают, шлифуют то, что уже присутствовало в личности. И даже если детский опыт крайне неблагоприятен, и ребенок категорически не хочет воспроизводить привычный с детства сценарий - это тоже в своем роде формирование, просто со знаком «минус». Если родители любят выпить, выросшие дети могут избегать алкоголя, а в бедных многодетных семьях могут вырасти убежденные чайлдфри.

Малая группа - это группа людей, объединенных совместной деятельностью, общими интересами и целями, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. Наличие непосредственных контактов между всеми членами является группообразующим признаком, поэтому малую группу называют также контактной.

Известный американский социолог и социальный психолог Чарльз Кули (1864-1929) ввел термин «первичная группа» для обозначения групп, в которых преобладают личные связи между людьми, в отличие от безличных связей, характерных для вторичных групп.

Отличительными признаками малой социальной группы явля­ются:

Небольшое число членов;

Непосредственность общения между ее членами;

Общие интересы, цели и совместная деятельность;

Определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;

Разделение труда, координация и дополнительность деятель­ности;

Внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;

Общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;

Определенная структура организации и управления;

Групповая идентичность с точки зрения посторонних.

В зависимости от целей и способов объединения малые соци­альные группы делятся на временные и постоянные, естественные (семья, соседи) и искусственные (рабочая бригада, экипаж), первичные и вторичные, свободные (членство в которых основано на добровольном выборе) и обязательные (основанные на принудительном членстве, например, группа заключенных), открытые и закрытые (например, религиозная секта), формальные, неформальные и референтные.

Формальная группа ~ группа, образованная по заранее заданным параметрам (экипаж самолета, производственная бригада, студенческая группа и т. д.). В такой группе предполагается наличие официальных должностей, конкретных функций и ролей. Формальные отношения между людьми обусловлены должностным положением, а не личными качествами входящих в нее членов. Главным интегрирующим (объединяющим) фактором формальной группы является совместная деятельность для достижения определенной цели (целей), например производство строительных материалов, ремонт машин, передача информации и т. д.

Неформальная группа - группа, которая формируется спонтанно в ходе общения людей (компания друзей, дворовая спортивная команда, любители животных и т. д.). В такой группе отсутствуют фиксированные цели и должности, нет ясно регулируемых правил членства, структура отношений определяется не предписанными функциями и ролями, а личными качествами членов группы. Главным интегрирующим фактором неформальной группы является совместный интерес, например игра в футбол, коллекционирование марок и т. д.

В реальной жизни возможны случаи превращения формальной группы в неформальную и наоборот. Например, бывшие члены расформированной бригады продолжают дружить; группа приятелей создает свою фирму. Возможны также варианты, когда группа одновременно является и формальной, и неформальной, например экипаж самолета во время работы является формальной группой, а вне работы - группой приятелей.

В любой формальной группе (организации), как правило, воз­никают неформальные отношения. Они складываются в результате неформального общения членов группы на основе взаимных интересов, склонностей и симпатий. Следовательно, индивид в организации одновременно является субъектом формальных и неформальных отношений.

Референтная группа - реальная или воображаемая группа, которую индивид считает эталоном (образцом) для подражания.

Это группа, на которую ориентируется индивид в своих действиях; которая служит мерой для сравнения и оценки личного поведения; группа, в которую индивид стремится вступить.

Референтные группы оказывают существенное влияние на вос­питание и социализацию личности. Среди подростков (и не только) немало поклонников (фанатов) тех или иных спортивных команд, рок- и поп-групп и др. Поклонники охотно подражают своим кумирам, перенимают свойственные им социальные нормы, ценностные ориентации и образцы поведения. Для отдельных индивидов референтной может также быть группа с негативными характеристиками, например экстремистская, криминальная, националистическая и др.

Малая группа, в соответствии со своим названием, предполагает ограниченное число входящих в нее индивидов. Но в этом вопросе среди исследователей проблемы нет единодушия. Одни считают, что число членов в малой группе варьируется от двух до 15 человек, другие полагают, что число членов не должно превышать 10 человек, третьи «расширяют» состав группы до 20 и более членов.

В социометрии имеется так называемое магическое число - 7+2.

Это число было открыто при исследованиях объема оперативной памяти и означает количество предметов, одновременно удер­живаемых в памяти. Суть проблемы заключается в том, что коммуникационные возможности человека имеют свои пределы. Находясь в группе, индивид в ограниченный период времени должен иметь возможность высказать свое мнение по возникающим проблемам и услышать (воспринять, усвоить) мнение других членов. Если же группа слишком велика, то индивид лишается таких возможностей. «Не услышанный», «непонятый» и «не поняв других», он будет искать другую, более подходящую ему группу. Кроме того, чем многочисленнее группа, тем больше разных (порой несовместимых) интересов может возникнуть в ее среде. И тогда группа либо расколется на относительно самостоятельные подгруппы, либо распадется на отдельные самодостаточные группы.

Магическое число используется и при формировании системы управления в формальных группах. Например, если трудовой коллектив организации (подразделения) состоит из 20 и более человек, то для эффективного управления внутренняя структура этого коллектива должна быть организована так, чтобы на одного непосредственного руководителя приходилось не более семи-восьми подчиненных.

Неформальные групповые нормы. Функционирование и развитие неформальной группы невозможно без единых норм и правил внутригруппового общения. Групповые нормы складываются спонтанно в процессе внутригруппового взаимодействия и представляют собой систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются естественным образом на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой происходит образование группы. Сам процесс формирования ценностно-нормативной системы в группе является достаточно сложным и противоречивым. При этом происходит своего рода «естественный отбор» людей, разделяющих групповые нормы, и «отсев» тех, кто эти нормы не признает. Сформировавшаяся группа, как правило, имеет достаточно четкую систему своих групповых норм, соблюдение которых является обязательным для всех членов группы.

Чем более сплоченной является группа, тем строже она контро­лирует исполнение групповых норм и требований, и тем более острым может быть конфликт в случае нарушения этих норм. Но не бывает правил без исключений. Как и в обществе, в группе люди занимают разные статусно-ролевые, структурно­-функциональные и иные позиции. Поэтому одни члены группы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие «грехи». Вместе с тем чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями.

Групповые нормы выполняют следующие жизненно важные для группы функции:

Обеспечивают единообразие поведения и способствуют коор­динации деятельности;

Направляют, регулируют, контролируют и оценивают поведе­ние членов группы;

Обеспечивают интеграцию, упорядоченность и стабильность в группе;

Обеспечивают предсказуемость поведения членов группы;

Создают индивидуальное лицо каждой группы. Групповые нормы - не единственный регулятор внутригруппо­вого общения. В процессе функционирования группа вырабатывает также свои традиции, свою систему и иерархию ценностей, свой язык внутригруппового общения. Все это представляет собой определенную субкультуру, характерную только для той или иной конкретной группы.

Лидер в неформальной группе также не назначается и не выби­рается. Он выделяется и выдвигается благодаря своим личностным качествам. Но при этом его роль очень велика. Лидер является главным выразителем групповых интересов, групповой воли, основным хранителем групповых норм, арбитром в конфликтах.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная общность?

2. Назовите основные виды социальных общностей.

3. Что такое этническая общность?

4. Что такое малая социальная группа, каковы ее отличительные признаки?

5. Назовите основные виды малых социальных групп.

6. Как возникают неформальные групповые нормы? Какова их роль в функционировании группы?

Малые группы представляют собой социально-психологические общности, которые играют важную функциональную роль в жизни общества. В малых группах отражаются все те общественные отношения, в которые люди включены и которые преломляются в своеобразные внутригрупповые отношения (национальные, профессиональные, семейные). Малые группы – важнейший элемент социализации индивида, подготовки его к жизни в обществе.

Главным предметом исследования социологов являются вопросы формирования, функционирования, развития и распада малых групп. В их анализе выделяют следующие концептуальные подходы :

В социологии малые группы рассматриваются как определенные микросистемы, в которых реализуются многие социальные отношения: разделение труда, взаимодействие, лидерство, иерархия престижа, обычаи, традиции, символы и т.д. Особенностями и основными признаками малых групп считаются малочисленный состав; общность групповых норм, ценностей, целей и линии поведения; непосредственность и устойчивость межличностных контактов; общая деятельность и т.п. Исходя из этого малые социальные группы можно определить как малочисленные по составу объединения людей, которые характеризуются общностью норм, ценностей, интересов, непосредственностью контактов членов группы и выполняют роль той микросреды, где проходит социализация и самореализация личности.

Исследователи определяют пределы количественного состава малых групп:

нижний предел – два-три человека (немецкий социолог Георг Зиммель использовал термины "диада" и "триада");

верхний предел – 7–12 человек, ибо только в таких группах сохраняются устойчивые и непосредственные контакты. В группе из 20–25 или 30–35 человек непосредственность контактов существует, но уже имеются определенные ограничения. Если это, например, школьный класс или студенческая группа, то такого рода ограничениями будут временны́е рамки учебных занятий или общественной деятельности. Более устойчивы непосредственные контакты в группах совместного проживания (в семье или студенческом общежитии), в группах по интересам и т.д.

Типология малых групп

В основу классификации малых групп могут быть положены различные критерии.

Глубина, устойчивость и характер взаимоотношений между членами. По данному критерию различают первичные и вторичные группы.

Первичные группы представляют собой объединения людей, которые характеризуются эмоционально окрашенными, тесными взаимными контактами "лицом к лицу", а также устойчивыми неформальными отношениями (семья, близкие люди, дружеская компания, соседи, родственники). Члены первичных групп социально идентифицированы, они воспринимают себя как коллективное единство, т.е. "мы". В таких группах тоже могут возникать проблемы, противоречия и даже конфликты.

"Не следует предполагать, что единство первичной группы есть единство сплошной гармонии и любви. Это всегда дифференцированное и, как правило, состязательное единство, допускающее самоутверждение и различные... страсти".

Первичные группы дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства: помогают освоить социальные роли в коллективе, формируют основы социального сознания, т.е. способствуют его первичной социализации и закладывают начала его вхождения в другие социальные группы. В частности, семья как первичная группа является специфической микросредой, в которой формируется и самореализуется индивид. Здесь он приобретает культуру межличностных отношений, осваивает первые социальные роли, усваивает нормы поведения, опыт лидерства или демократических отношений. Межличностные отношения в семье строятся на взаимной привлекательности и ответственности ее членов друг за друга. Семейные конфликты очень часто являются причиной распада данного коллективного единства. Как отмечает П. А. Сорокин, коллективное единство "перестает существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между частью и всеми его членами". Это в той или иной степени относится и к другим первичным группам: соседским, игровым и т.д. В целом же первичный опыт учит людей реализовывать общие интересы и поддерживать друг друга.

Вторичные группы – это объединения людей, в которых контакты между членами группы носят утилитарный, безличный характер; взаимодействия их определенным образом формализованы, функциональны. Между членами группы не обязательны дружеские, личностные отношения, все определяется социальными ролями в профессиональном коллективе, спортивном клубе, студенческой группе, бригаде и т.д. Вторичные группы характеризуются наличием общих целей и задач. В них почти всегда присутствует некоторое число первичных групп (например, студенческая группа включает группу совместно проживающих в общежитии людей, группу симпатизирующих друг другу студентов, в нее могут входить и семейные пары).

Вторичные группы больше ориентированы на реализацию цели, в то время как первичные – на укрепление межличностных связей и отношений внутри группы.

Способ организации групповой деятельности и формы социального контроля. По этому критерию выделяют формально-организованные (формальные) и неформальные группы.

Формальные группы представляют собой объединения людей, деятельность которых строго регламентирована официальными правилами, институтами, документами (законом, договором, положением, уставом, инструкцией и др.). Система внутригрупповых отношений в них характеризуется четким распределением ролей (руководитель – подчиненный, староста студенческой группы – заместитель, общественный деятель – рядовой студент и т.д.), их строгой заданностью и необходимостью выполнения. Как правило, структура формальной группы заранее определена системой более высокого ранга: администрацией организации или того подразделения, в которое данная группа (бригада, спортивная команда, депутатская комиссия, кафедра) входит. Социальный контроль в подобных группах также осуществляется сверху вниз. Исходя из этого система внутригрупповых отношений в формальных группах строится не на групповых интересах, а на "законодательных" предписаниях, невыполнение которых грозит определенными санкциями, вплоть до насильственной изоляции от группы (увольнение или исключение). По своим параметрам формальная группа очень близка к организации.

Неформальные группы – это группы, стихийно или осознанно сформированные на основе общих интересов, норм, ценностей, взаимных симпатий. Внутригрупповые отношения в них строятся по принципу относительной независимости и свободы, характеризуются нечетко выраженной целью взаимосвязей членов группы, а социальный контроль осуществляется по горизонтали и основывается на традициях, выражая групповое мнение. Спецификой неформальных групп является то, что они могут быть ситуативными группами, т.е. образованными в связи с возникновением определенных ситуаций (рок-группы, группы любителей бега и т.п.); как правило, они недолговечны и с изменением ситуации могут исчезнуть. В неформальных группах обычно роли не предписаны, а возникают стихийно. По характеру интересов, значимости норм и ценностей неформальные группы подразделяются на социально значимые и асоциальные. К первым можно отнести дружеские компании, любительские спортивные объединения, клубы по интересам и т.п.; ко вторым – девиантные группы (хулиганы, наркоманы, алкоголики, проститутки и пр.).

Неформальные группы образуются как в открытых сообществах (школа, институт, предприятие и т.п.), так и в закрытых структурах, например, в армии, в местах лишения свободы могут возникать структуры на принципах землячества, общей хозяйственной деятельности.

Продолжительность функционирования. Определяющим основанием является прочность, устойчивость отношений и взаимодействия членов группы. По данному критерию выделяют устойчивые и временные группы.

К устойчивым группам в большей степени относят первичные (семья, родственники), формальные (цех, бригада, фирма, воинское подразделение) и статусные (профессиональные) группы.

Временные малые группы подразделяют на два вида:

а) целевые группы. Они специально создаются для решения каких-либо конкретных задач. К ним могут относиться объединения, формируемые для творческих целей (научные группы, группы дизайнеров), экспериментальные группы, создаваемые для проведения медико-биологических, социальных или других экспериментов, а также контрольные группы, формируемые для проверки чистоты эксперимента и методики его проведения.

Разновидностью целевых групп могут выступать группы давления. Если такая группа оказывает влияние извне – это собственно группа давления, если же она образуется внутри малой группы, – группировка. И группа давления, и группировка представляют собой разновидность временной малой группы, в которую объединяются люди для реализации общих целей и интересов. Им свойственна единая тактика поведения в деле оказания давления для принятия нужных решений;

б) ситуативные группы. Они чаще всего образуются стихийно в связи с конкретной ситуацией, с исчезновением которой исчезает и группа. Примером таких групп могут служить туристские группы выходного дня, экскурсионные группы, группы пикетчиков, пассажиры купе и др.

Референтные группы (терминология М. Шерифа, Р. Мертона) выделяют по степени отношения индивида к социальным нормам и ценностям. Это так называемые группы сравнения , ценности и нормы которых человек для себя выбирает, хотя сам может к ним и не принадлежать. В литературе выделяют три вида референтных групп:

Референтные группы могут быть реальными или воображаемыми. К последним относятся группы, нормы и ценности которых отражаются в сознании индивидов как идеалы для подражания. Реальные референтные группы выступают для личности в качестве образца норм, ценностей, мыслей и поведения (космонавты, разведчики, мастера спорта и т.д.). В социологии референтная группа может быть источником социальной мобильности.

Наконец, по степени взаимодействия общества и группы, уровню свободы во внутригрупповых отношениях выделяют группы закрытые (формальные группы, организации) и открытые (как правило, неформальные).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»