Что стимулирует учебную деятельность. Создание ситуации успеха

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Методы стимулирования учащихся в учебной деятельности

1. Методы стимулирования учащихся в учебной деятельности

Методы стимулирования учащихся в учебной деятельности выделяют в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых, многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала.

Но стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, т. е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием внешних стимулов, но и под влиянием самой личности школьника, его прежнего опыта, потребностей.

Мотивы учения могут быть подразделены на две группы. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Ко второй относятся мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности -- словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, а также методы самостоятельной учебной работы под руководством учителя.

Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость.

Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно- поисковые методы в том случае, когда доступны для самостоятельного разрешения.

Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если учащиеся обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения.

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

Положительными эмоциями по отношению к деятельности;

Наличием познавательной стороны этих эмоций;

Наличием непосредственно мотива, идущего от самой деятельности.

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением. К процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключается глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью -- введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе физики это могут быть примеры типа «физика в быту», «физика в сказках» и другие. Подбор таких занимательных фактов вызывает неизменный отклик у учеников. Часто им поручают самостоятельно подбирать такие примеры.

Методы стимулирования учащихся в учебной деятельности

Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря...

Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами...

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях ФГОС начального общего образования

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя...

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях ФГОС начального общего образования

В связи с быстрыми темпами развития всех сфер деятельности человека встал вопрос об изменении структуры образовательных стандартов...

Неурочные формы организации обучения

Образовательный процесс современной школы характеризуется плюрализмом разнообразных способов организации и форм обучения . Под формой обучения понимается целенаправленная, четко организованная...

Организация образовательной деятельности

Реализация задач обучения возможна при применении субъектами образовательного процесса различных методов организации и осуществления учебной деятельности. Методы учебной деятельности можно подразделить в зависимости от их оснований...

Развитие интереса у младших школьников к занятиям в системе дополнительного образования на основе использования методов стимулирования

Методы стимулирования в учебной деятельности выделяют в самостоятельную группу методов обучения (Ю.К. Бабанский и др.) на следующих основаниях: во-первых...

Разработка учебного пособия "Типы тканей. Волокнистый состав тканей" и методика его применения

Методы формирования познавательного интереса...

Сущность основных требований, предъявляемых к методике урока, к деятельности и подготовке педагога

В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы ее организации: фронтальную, коллективную и индивидуальную...

Теоретические основы проектирования методов обучения для проведения занятий по предмету "Технология каменных работ"

На протяжении трех столетий образовательным идеалом являлись слова Я.А. Коменского: «Учить всех и всему»...

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения является интерес. Интерес - реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как форму проявления познавательных потребностей...

Теоретическое обоснование принципа наглядности в учебной деятельности младших школьников

Развитию мотивации необходимы стимулирующая среда и целенаправленное влияние через систему педагогических приемов. Среди множества приемов по изучению и развитию мотивации можно выделить следующие. 1. Дети отличаются любопытством...

Учебная деятельность и её осуществление в рамках школы

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятель­ности. Деятельность протекает более эффективно и дает более ка­чественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сфор­мировано положительное отношение к учению, есть познаватель­ный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.

Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов, на­правленных на формирование положительных мотивов учения. Ве­дущую роль в стимулирующих методах играют межличностные от­ношения учителя с учащимися. Использование влияния межлич­ностных отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обуче­ния, к школе в целом. (С. А. Смирнов, 2003)

Группу методов стимулирования можно условно подразделить на большие подгруппы:

I . методы эмоционального стимулирования;

II . методы развития познавательного интереса;

III . методы формирования ответственности и обязательности;

IV . методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Охарактеризуем каждую из этих подгрупп методов стимулирования и формирования мотивации к учебной деятельности у школьников.

I . Методы эмоционального стимулирования.

Важнейшая задача учителя - обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, де­лает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

Основными методами эмо­ционального стимулирования служат:

- создание ситуации успеха в учении;

Поощрение и порицание в обучении;

Использование игро­вых форм организации учебной деятельности;

Постановка системы перспектив.

1.1.Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хо­роших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уве­ренности в своих силах и легкости процесса обучения. Этот метод является одним из наиболее действенных средств стимулирования интереса к учению.

Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Одним из приемов создания ситуации успеха может служить подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют большие и СЛ9жные уп­ражнения. Например, можно использовать специальные сдвоен­ные задания: первое доступно для ученика и готовит ему базу для решения последующей, более сложной задачи.

Другим приемом, способствующим созданию ситуации успеха, служит дифференцированная помощь школьникам в выполнении учеб­ных заданий одной и той же сложности. Так, слабоуспевающие школьники могут получить карточки-консультации, примеры­-аналоги, планы предстоящего ответа и другие материалы, позво­ляющие им справиться с представленным заданием. Далее можно предложить учащемуся выполнить упражнение, аналогичное пер­вому, но уже самостоятельно.

1.2. Поощрение и порицание в обучении. Опытные учителя часто достигают успеха в результате широкого применения именно этого метода. Вовремя похвалить ребенка в момент успеха и эмоционального подъема, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы допустимого, - это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием учащегося.

Круг поощрений весьма разнообразен. В учебном процессе это может быть похвала ребенка, положительное оценивание какого­-то отдельного его качества, поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения задания выставление повышенной отметки и др.

Применение порицаний и других видов наказания является ис­ключением в формировании мотивов учения и, как правило, используется лишь в вынужденных ситуациях.

1.3. Использование игр и игровых форм организации учебной дея­тельности. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. В нем могут быть ис­пользованы уже готовые, например, настольные игры с познава­тельным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала. Игровые оболочки можно создавать для одного уро­ка, отдельно 2 дисциплины или всей учебной деятельности на про­тяжении длительного промежутка времени. Всего можно выделить три группы игр, подходящих для использования в образова­тельных учреждениях.

1. Короткие игры .

Под словом «игра» мы чаще всего подразу­меваем игры именно этой группы. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Примерами подобных задач выступают усвоение какого­-нибудь конкретного правила, отработка навыка и т.д. Так, для отработки навыков устного счета на уроках математики подходят игры-цепочки, построенные (как и общеизвестная игра «в горо­да») по принципу передачи права ответа по цепочке.

2. Игровые оболочки .

Эти игры (скорее даже уже не игры, а иг­ровые формы организации учебной деятельности) более продол­жительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками уро­ка, но могут продолжаться и несколько дольше. К примеру, в на­чальной школе такая игра может охватывать весь учебный день.

К ним относится такой захватывающий прием, как создание единой игровой оболочки урока, т. е. представление урока в виде целостной учебы - игры. К примеру, сюжетом, объединяющим весь урок, может стать приход на урок «в гости к ребятам» героев сказки «Три поросенка» - Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа. После короткого приветствия и объяснения причины прихода ка­ждый поросенок выбирает понравившийся ряд и вместе с учащимися, сидящими в этом ряду, начинает готовиться к строительству хижины или шалаша. В ходе одного задания они могут рассчи­тать, сколько нужно кирпичей для крепкого дома, в другом - на каком расстоянии друг от друга нужно посадить вдоль дорожки кусты роз и т. д.

3. Длительные развивающие игры .

Игры подобного типа рассчи­таны на различные временные промежутки и могут тянуться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они ориентирова­ны, по выражению А. С. Макаренко, на дальнюю перспективную линию, т. е. на далекую идеальную цель, и направлены на форми­рование медленно образующихся психических и личностных ка­честв ребенка. Особенностью этой группы игр выступают серьез­ность и деловитость. Игры этой группы больше похожи не на иг­ры, как мы себе их представляем - с шутками и смехом, а на от­ветственно выполняемое дело. Собственно, они и учат ответст­венности - это игры воспитывающей направленности.

1.4.Постановка системы перспектив. Этот метод был хорошо раз­работан А. С. Макаренко. Именно он предлагал строить жизнь де­тей в детском коллективе на основе системы «перспективных ли­ний». Он считал, что необходима постановка перед учащимися перспективы трех уровней: ближней (рассчитанной на время вы­полнения одного задания, урока или учебного дня), средней (на неделю, четверть или год) и дальней (на несколько лет, на всю жизнь). Причем на каждом из этих уровней он ставил несколько перспектив. К примеру, на среднем уровне могут существовать такие разнонаправленные перспективы, как подготовка к ново­годнему празднику, исправление плохих отметок к родительскому собранию, участие в походе по Крымским горам и участие в отбо­рочном конкурсе (по критериям успеваемости и поведению), подго­товка к итоговой четвертной контрольной работе и т.д.

II . Методы развития познавательного интереса.

Основными мето­дами развития познавательного интереса являются следующие методы:

Формирование готовности восприятия учебного мате­риала;

Выстраивание вокруг учебного материала игрового при­ключенческого сюжета;

Стимулирование занимательным содержа­нием,

Создание ситуаций творческого поиска.

2.1.Формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий или упражнений учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению ос­новных заданий и упражнений урока. К примеру, вместо стандарт­ной фразы: «Мы начинаем новую тему» - учитель может раздать учащимся по листу бумаги и попросить написать в течение 3 мин все известные им слова, относящиеся к данной теме. После вы­полнения этого задания они подсчитают, сколько слов им удалось написать, и выясняют, у «кого больше, а у кого меньше. Теперь можно начинать новую тему. Учащиеся будут внимательно следить за речью учителя, думая о том, что они забыли написать, что можно было бы написать еще.

2.2.Выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета - это проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий. В последние годы учителя все чаще пытаются обогатить и разнообразить учебное содержание урока, используя именно этот прием. Примером может служить проведение на уроке природоведения игры - путешествия. Изучая растения, учащиеся вместе с воробьем могут посидеть на каждом дереве, рассмотреть его особенности, попрыгать по поляне вокруг цветов, вдыхая их аромат. Контрольную работу по математике можно провести в виде конкурса штурманов космических кораблей название «Лучшего штурмана Вселенной»

2.3.Метод стимулирования занимательным содержанием. Большое значение в развитии познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Этот метод создает в классе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса.

Одним из приемов, входящих в этот метод, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе природоведения это могут быть примеры типа «круговорот воды в нашем городе (селе)», «явления природы в сказках» и др. Подбор занимательных фактов вызывает неизменный отклик у учеников. Часто школьникам самим поручается подбирать такие примеры.

Занимательность может быть построена и на создании ситуации эмоционального переживания через вызывание чувства удивления необычностью приводимого факта, парадоксальностью опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозности цифр. Удивление при убедительности и наглядности примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у учеников.

2.4.Метод создания ситуаций творческого поиска. Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность. Творчество является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса. Однако здесь имеются и свои сложности. Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и труднореализуемой. Это связано с заложенным в данной задаче противоречием. С одной стороны, для каждого ученика нужно создать условия, позволяющие сво­бодно и раскованно решать различные проблемы. Причем чем больше у него будет «размах» и необычнее решения, тем лучше, так как это говорит об успешном развитии творческих способно­стей. С другой стороны, весь этот «свободный полет» мысли уче­ника должен происходить в рамках программ общеобразователь­ных дисциплин и поддерживаемых школой норм поведения. И здесь только опыт работы и интуиция могут помочь учителю определить (и постоянно корректировать) ту возможную меру включенности конкретных учащихся конкретной школы в творче­скую деятельность, которая сделает обучение интересным для учащихся и охватит всю учебную программу.

III . Методы формирования ответственности и обязательности.

Про­цесс обучения опирается не только на эмоции и мотив познава­тельного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди ко­торых особенно значимыми являются мотивы ответственности и обязательности. Одним из основных мотивов выступает мотив чести, когда учащийся дорожит своим словом или обещанием и стремится его обязательно выполнить - «держать свое слово».

Методы и приемы формирования ответственности в учении опираются на методы воспитания школьников, что само по себе подчеркивает единство процессов обучения и воспитания.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе при­менения целой группы методов:

Разъяснения школьникам лично­стной значимости учения;

Приучения их к выполнению требований оперативного контроля.

3.1.Формирование личностной значимости учения представляет собой метод формирования у учащегося осознания важности успешного обучения для его настоящей и будущей жизни.

При формировании у учащихся младших классов понимания личностной значимости успешного учения учитель испытывает особые затруднения. Понять всю важность успешного учения для будущей жизни младшим школьникам сложно. Тем более они еще не знают, кем будут, так как их фантазии меняются весьма часто. Степень значимости учения младшие школьники воспринимают через взрослых, через их отношение и эмоциональную реакцию. Чаще всего ребенок полностью полагается на мнение и интуицию взрослого. Его отношение к учебе часто становится отражением отношения его родителей к результатам обучения ребенка.

Понимание личностной значимости успешного учения во мно­гом зависит и от поведения учителя. Ведущую роль здесь играют приемы показа озабоченности и беспокойства неуспехом ребенка в учебе и специального акцентирования внимания на ощущении радости за результаты успешного обучения, попытка организовать совместное переживание всем классом радости за успехи каждого учащегося.

3.2.Предъявление учебных требований. Метод предъявления требований к учащимся определяется правилам и поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом общеобразовательного учреждения. Надо иметь в виду, что стимулирование ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, так как отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учебе, а со­ответственно и нарушения дисциплины. Большую роль здесь играет пример других учеников и самих учителей.

3.3.0ператuвный контроль. Важную роль в формировании чувства ответственности играет оперативный контроль. Использование метода оперативного контроля не как метода жесткого наказания за нарушения, а как метода выявления сложных для учащихся тем, вопросов, упражнений с целью повторного обращения на них внимания учащихся для лучшего их выполнения.

IV . Методы развития психических функций, творческих способно­стей и личностных качеств учащихся.

В ходе обучения перед учителем стоит целый ряд задач, которые не относятся напрямую к обучению, но тем не менее являются необходимыми для достижения успеха в обучении и развитии учащихся. Основную долю в общее развитие ребенка вносит освоение учебного материала. Однако развитие ряда особенностей не предусматривается традиционной программой обучения. Речь идет о способности к рефлексии, воображении, способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умении самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать ее, о способности к творчеству и др.

Хотя совершенно очевидно, что задачи воспитания и развития индивидуальности учащихся по своей значимости находятся с за­дачей обучения на одном уровне и являются взаимосвязанными, тем не менее методы развития творческих способностей учащихся в общеобразовательных учреждениях почти не используются (исключением служит ряд психологических программ, применяемых в специальном образовании). Основная причина этого заклю­чается в том, что ранее перед школой стояла задача обучения в ка­честве главной и порой единственной. Именно поэтому психологические методы стали внедряться сравнительно недавно (в течение последних двух-трех десятилетий).

Наибольший эффект дают такие методы, как:

Творческое задание;

Постановка проблемы или создание проблемной ситуации;

Дискуссия (организация обсуждения материала);

Создание креативного поля;

Перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень.

4.1.Творческое задание представляет собой учебное задание, содер­жащее творческий компонент, для решения которого учащемуся не­обходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольшими твор­ческий потенциал содержат такие виды учебных задании, как сочи­нение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворении. Частое проведе­ние таких заданий приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий. Воображение учащихся получает время и пространство для своего развития.

В начальной школе учащийся во многом продолжает оставать­ся ребенком-дошкольником, ждущим чуда, и поэтому сочинения лучше проводить в виде придумывания сказок, причем ребенок может отображать свои сочинения как в виде текста, так и в виде рисунка.

В дошкольном возрасте сказка не является предметом творче­ства. Дети запоминают сказки как готовые, не терпящие никаких изменений модели. Но по мере взросления ребенок глубже входит в реальный мир, замечает и осмысливает окружающие его связи и явления. Накопленный опыт начинает доминировать и все силь­нее сказываться на поведении ребенка. Уже не элементарные мо­ральные нормы, нашедшие свое отражение в сказках, а собствен­ный жизненный опыт ребенка начинает преобладать. в его созна­нии. Наступает время, когда ребенок преодолевает стереотипность сказок и начинает включать в них своих вымышленных героев, из­менять хорошо известные сюжетные линии, создавать свои собст­венные сказки с участием известных и «дополнительных» героев. Сказка начинает освобождаться от конкретных, образных момен­тов, в нее проникают элементы абстрактного мышления. Ребенок ищет опору уже не в реальных предметах, а в понятных (и поэто­му абстрагированных от действительности) воображаемых явле­ниях и предметах. Таким образом происходит развитие ребенка и освоение им окружающего мира в сказочной форме.

4.2.Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Этот метод организации учебной деятельности довольно хорошо описан в методической литературе. Суть его заключается в представлении учебного материал урока в виде доступно, образ­но и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у учащихся сильную мотивацию. Дети в силу своих возрастных особенностей отличают­ся высокой любознательностью, и поэтому любая ясно и дос­тупно представленная проблема сразу «зажигает» их. Они гото­вы преодолеть любые трудности, лишь бы увидеть, узнать, отгадать встретившуюся на их пути тайну.

4.3.Дискуссия (организация обсуждения материала) - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме, Точка зрения, высказываемая учащимся в ходе дискуссии, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнения других лиц. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обу­чающую и воспитательную ценность: учит более глубокому по­ниманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Дискуссию целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся уже обладают значительной степенью самостоятель­ности в мышлении, умеют аргументировать, доказывать и обос­новывать свою точку зрения. Однако начинать проводить мини­-дискуссии и создавать условия для осознания учащимися необ­ходимости соблюдения ее требований нужно уже в начальной школе. Именно здесь необходимо подготовить учащихся к ведению дискуссии, т. е. выработать два качества:

Не переносить негативное отношение сверстников к тому или иному способу решения обсуждаемых вопросов на себя, т. е. нау­чить не обижаться на замечания;

Доказывать правильность своего мнения не криком, оскорби­тельными интонациями и словами, а фактами и примерами.

4.4.Создание креативного поля. Сам термин «креативное поле» впервые использовался Д. Б. Богоявленской для описания прово­димых ею психологических экспериментов и обозначал собой пространство возможных творческих решений. Этот метод вы­ступает ключевым при создании творческой атмосферы в классе. Смысл его заключается в том, что учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную - креативную деятельность. Вокруг выпол­няемых заданий как бы существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей и пр. Для нахождения каждого из возможных решений учащемуся необходимо проделать определенную творческую (креативную) работу.

Особенностью этого метода является его постоянное действие на учащихся. Однажды разрешив учащимся найти «свой» способ решения, рассказать о нем и доказать его правильность, учитель «включает» механизм постоянного поиска у учащихся. Теперь, решая любые задачи, примеры, обсуждая проблемы, учащиеся будут искать другие способы решения, пытаться рассмотреть но­вые закономерности. Каждая новая находка одного ученика, его рас­сказ или объяснение будет «подхлестывать» других, актуализировать задачу поиска.

Работа в креативном поле создает возможности для осущест­вления двух различных видов деятельности, обладающих раз­ным содержанием и ориентированных на противоположные сис­темы оценок. Одна - деятельность по выполнению собственно учебного задания, причем в максимально короткий срок и в со­ответствии с требованиями учителя - ориентирована на получе­ние отметки. Вторая - деятельность по анализу материала, об­наружению невыявленных еще закономерностей и вариантов решения - исходит из «внутренних», индивидуальных критериев оценки успешности решения.

4.5.Перевод игровой деятельности на творческий уровень представ­ляет собой введение в хорошо известную и привычную для учащихся игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий. В качестве главного требования к выбору но­вого элемента выступает возникновение после его введения си­туации, способы выхода из которой в классе еще не изучались. К примеру, после решения представленных в игровой форме зада­ний можно предложить учащимся изобразить графически или в виде рисунка условия самих заданий или способы их решения.

Любая деятельность предполагает наличие компонента мотивации. Это касается и учебной деятельности, которая будет успешной при условии положительного отношения ученика к обучению, наличии познавательного интереса в, потребности в получении знаний, чувство долга и ответственностиі.

Для формирования мотивов учебной деятельности используют весь арсенал методов обучения: словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые, индуктивные и дедуктивные и др.. Каждый из этих методов, в кроме информационно-учебного, осуществляет также мотивационное воздействие. Однако существуют специфические методы стимулирования и мотивации, направленные на формирование положительных мотивов учения, стимулирование познавательно й активности и одновременно содействие обогащению учащихся учебной информацией. Они предусматривают единство деятельности учителя и учащихся: стимулов педагога и мотивов школьникирів.

В психологии понятие"мотив"означает конкретное побуждения, причину, требует действия, поступков, поэтому мотивы учения определяют как отношение ученика к предмету деятельности, направленность на эту деятельность. Моти ивация деятельности тесно связана с ее стимулирования, то есть процессом побуждения к действиюання до дії.

зависимости от отношения к учебной деятельности, ее содержания мотивы учения делятся на внутренние и внешние. Внутренние мотивы связанные с содержанием учебной деятельности и ее процессом (познавательный интерес, потребность в интеллектуальной активности, стремление достичь лучшего результата и т.п.). Внешние мотивы характеризующих взаимодействие личности с внешней средой (требования, намеки, указания и т.п.)

Согласно этой классификации мотивов методы стимулирования учебной деятельности условно делят на подгруппы: методы формирования познавательного интереса и методы формирования чувства долга и соотв венности в обучении.

Метод формирования познавательного интереса

Интерес как важный компонент внутренней мотивации характеризуется тремя основными признаками: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательного компонента этой эмоции; наличием непосредственного среднего мотива, который является продуктом самой деятельности (Г. Щукина). Учитывая это учебе важно обеспечить возникновение глубоких позитивных переживаний относительно познавательной деятельности, ее содержания, формы м и методов осуществления. Процессы мышления, памяти, внимания становятся эффективными, если их сопровождает душевное волнение (радость, гнев, удивление и т.п.). Интересно делать то, что требует напряжения, но трудно ощи должны быть посильными. Неправомерное упрощение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные повторы не могут способствовать развитию познавательного интересересу.

К основным методам формирования познавательного интереса относятся: дискуссия, диспут, включение учащихся в ситуацию личного переживания успеха в учебе, в другие ситуации эмоционально-нравственных переживаний (ра адости, удовольствие, удивление и т.п.), метод опоры на полученный жизненный опыт, метод познавательной, дидактической, ролевой игры и и.

К методам эмоционального стимулирования обучения принадлежит прием создания ситуации заинтересованности, т.е. использование интересных для учащихся примеров, парадоксальных фактов, проведения опытов. Повышают инт терес к обучению интересные аналогии, в частности сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных и общественных. Объявлениящ.

Основным источником интереса к учебной деятельности является прежде всего ее содержание. Чтобы усилить стимулирующее влияние содержания, необходимо четко соблюдать требования принципов научности, систематичности и помета овности, связи обучения с жизнью и практикой. Для повышения стимулирующего влияния содержания обучения можно использовать приемы создания ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к важным их научных открытий тощщо.

Стимулирование обучения можно достичь с помощью методов проблемного обучения , дидактических игр. Они способствуют созданию проблемных ситуаций, обмена знаниями, организации умственной деятельности

Дидактические игры классифицируют на ролевые, деловые, организационно-деятельностные, компьютерные. В ролевых играх учащиеся играют сказочных, фантастических персонажей. При этом происходит обогащение их представлений о т трудовые, профессиональные или личностные взаимоотношения с другими людьми, подготовка к реальным жизненным ситуациям. Ролевые игры помогают решать проблему мотивации в обучении. Важное значение ролевой игры заключается также в преодолении внутренних конфликтов, реализации психотерапевтической функциикції.

. Деловая игра состоит в имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях, организованных по определенным правилам. В таких условиях действия учащихся приобретают качества поступков, формируют социальные черты и хара актер будущей личности. Деловые игры классифицируют на учебные, производственные и педагогические. Обучающие игры позволяют установить в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной ди тельности и таким образом смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности. Основная цель производственных деловых игр - повышение квалификации работников управ ских аппаратов, предприятий и организаций. Педагогические игры направлены на развитие профессионально-личностных качеств педагога, умение работать в реальных условиях, совершенствовать свои знания и умения в области методике преподаваниядання.

. Организационно-деятельностные игры обычно используют для профессиональной подготовки специалистов, повышения их квалификации, оптимального решения задач личностного самоопределения в профессиональных ситуациях

. Компьютерные дидактические игры используют для изучения языка программирования и формирование компьютерных знаний, а также изучение различных дисциплин с помощью компьютерных программ

В дидактической литературе остается нерешенной проблема практического применения игр, их дидактических возможностей, неконкретизированные требования к играм и рациональных методик их использования в учебном ному процесс.

Методы стимулирования и мотивации предоставляют словесным, наглядным, практическим и другим методам дополнительного побудительного влияния

Метод формирования чувства долга и ответственности в учении

К ним относятся: убеждение, положительный пример, практическое приучение к выполнению требований, создания благоприятных условий для общения, поощрения и поиска, оперативный контроль за выполнением требований, ос суд, благодарность, награда и др.. Методы и приемы стимулирования долга и ответственности взаимодействуют с методами воспитания, связывает процесс обучения и воспитанияя.

Среди причин низкой мотивации учения важнейшими является неоправданное упрощение содержания учебного материала, медленный темп его изучения, многократные повторы. Важной задачей деятельности учителя является си истематичне и последовательное формирование у учащихся мотивов учебной деятельностиі.

В учебном процессе не менее важны методы стимулирования и мо­тивации учебной деятельности. К ним относятся методы формирова­ния познавательных интересов и методы формирования чувства долга и ответственности в учении.

Методы формирования познавательных интересов требуют примене­ния таких приемов: создания эмоционально-нравственных ситуаций, си­туаций занимательности, занимательных аналогий, удивления (вслед­ствие необычности приведенного факта, парадоксальности опыта и т. п.); сопоставления научных и житейских толкований, например явлений при­роды. Важнейшим приемом этих методов является эмоциональная, яр­кая, в какой-то мере художественная речь педагога, которая увлекает слу­шателей и стимулирует их учебно-познавательную деятельность.

Ценным методом стимулирования интереса к учению может быть метод познавательной деловой игры. Он появился в педагогике срав­нительно недавно (около 30 лет назад). Для современного образования деловые познавательные игры важны прежде всего тем, что могут акти­визировать учебный процесс, а также служат средством развития теоре­тического и практического мышления, актуализации знаний. Основны­ми компонентами игры служат сценарий, игровая обстановка и регла­мент. Сценарий включает характеристику игровой обстановки, правила игры и описание производственной обстановки. Игру можно проводить перед изложением нового материала (лекции), после него или же органи­зовывать на ее основе весь материал. Опыт показывает, что учебные игры по сравнению с традиционным обучением имеют много преимуществ, особенно на практических занятиях: обучающиеся проявляют работо­способность при изучении программного материала, ибо игра занима­тельна и интересна для них.

К методам стимулирования и мотивации учения относится метод со­здания познавательного спора (учебные дискуссии, учебные диспуты). Его назначение - создание повышенного интереса к теме. Включение обучаемого в ситуации научного спора не только углубляет его знания, но и вызывает на этой основе особый интерес к учебе. Как видим, позна­вательный интерес к учению возникает не сам по себе; он зависит от тех потребностей и мотивов, которые побуждают человека к деятельности.

Мотивационная сторона процесса учения имеет три группы мотивов: внешние (поощрение и наказание); соревновательные (успех в сравне­нии с кем-то или с самим собой); внутренние (раскрываемые как поле для плодотворной деятельности).

Внутренние мотивы обеспечивают наиболее стойкий интерес к учению. Поэтому правильное понимание мотивации служит необходимой предпосылкой продуктивной работы преподавателя, который, используя инновационные методы и подходы к обучению, активизирует, целенаправленно развивает и углубляет по­знавательный интерес к изучаемому предмету, вовлекая обучаемых в экспериментальную деятельность, применяя формы и методы активно­го обучения (проблемного и других видов).

В развитии и углублении познавательных интересов обучаемых немаловажное место занимают методы и приемы самостоятельной работы студентов. К ним относятся методы работы с учебником, спра­вочной литературой, выполнения заданий по алгоритму, проведения опытов, анализа обучаемыми незнакомых для них ситуаций, генериро­вания субъективно новой информации, методика написания курсовых и дипломных работ.

Отметим, что без навыков самостоятельной работы, без устойчивого стремления к постоянному совершенствованию знаний в процессе само­стоятельной работы обучение в колледже невозможно.

В процессе самостоятельной деятельности студент должен овладеть общими приемами ее рациональной организации; научиться выделять познавательные задачи и выбирать способы их решения; выполнять умелый и оперативный самоконтроль за правильностью решения по­ставленной задачи; вносить коррективы в самостоятельную работу; со­вершенствовать навыки реализации теоретических знаний; анализиро­вать общий итог работы, сравнивать эти результаты с определенными ранее, намечать пути их устранения в дальнейшей работе.

Организация самостоятельной работы и вообще выбор методов обу­чения дают больший эффект в том случае, если преподаватель отлично знает свою дисциплину, а также педагогические и психологические зако­номерности процесса обучения.

В соответствии с введением ФГОС и "Стратегией - 2020" перед школой стоит вопрос о формировании новых качеств человека - активности личности. Активность помогает человеку легче, более конструктивно действовать в жизненной стратегии и тактике поведения, в общении и взаимодействии, в разрешении познавательных ситуаций. И внимание педагога необходимо направить на развитие этих способностей. Я надеюсь моя статья в этом поможет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современная система поощрения и стимулирования
внеучебной деятельности ученика

Прынцева Галина Викторовна

ГБОУ школа №594

В соответствии с введением ФГОС и «Стратегией - 2020» перед школой стоит вопрос о формировании новых качеств человека – активности личности. И активность востребована многоплановая: трудовая, познавательная, социальная, духовная. Активность помогает человеку легче, более конструктивно действовать в жизненной стратегии и тактике поведения, в общении и взаимодействии, в разрешении познавательных ситуаций. И наше внимание педагогов необходимо направить на развитие склонностей, способностей каждого школьника. Развивая активность, главное - помнить о духовности. Одна из причин бездуховности молодежи – в недостатке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел деятельности, одно из них изобразительное искусство. Основной принципов программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является принцип: «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.

Но всем известна проблема учителей искусства - количество часов минимальное. Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений. Другое дело - внеучебная деятельность, в котором педагог не связан жесткими временными и плановыми мерками. Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеучебная работа, в отличие от нее, строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Каждый урок имеет домашнее задание Цель этих заданий – связь изучаемой темы через деятельность ребенка с окружающей действительностью. А эта самая жизнедеятельность не может проходить вне семьи, т.е. это поиск совместных раздумий всех членов семьи. В задании каждого урока по программе заложена исследовательская работа. Это дает возможность целенапрвленно направлять развитие ребенка.

Не секрет, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходим устойчивый интерес или мотивация. Мотивация – побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Как мотивировать ученика на занятость во внеучебной деятельности? Здесь может помочь использование бально-рейтинговой системы поощрения ученика, занимающегося в кружке по предмету или участвующего в различных конкурсных программах. Таким образом, осуществляется связь от внеучебной занятости к уроку.

Мотивация внеучебной занятости и стимулирование деятельности учащихся – это одна из моих основных задач. Любой вид занятий, в который включается учащийся, имеет общественную направленность, учащийся занимается делом, которое нужно и полезно. Необходима опора на инициативу и самодеятельность. Если этот принцип реализуется, мероприятие воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе, даже если оно и было подсказано старшими. Желательно, чтобы ученики были вовлечены в поисковую деятельность, связанную с розыском необходимых материалов. Внеучебная работа не должна строиться только на принципе развлекательности, однако желательно, чтобы в ней были и романтика и игра, чтобы ей сопутствовала красочность и эмоциональность.

Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий с использованием различных организационных форм решалась не только одна профильная задача, необходимо выделить нравственно-воспитательный аспект. Важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. Очень важна массовость проводимой работы.

При выборе содержания, организационных форм и методов всегда соблюдается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

При индивидуальной внеурочной работе необходимо введение исследовательского метода. Он также активизирует мыслительную деятельность и способствует формированию творческого отношения к учебной деятельности.

При исследовательском методе учитель показывает учащимся путь поиска, подводит их к самостоятельным выводам, обобщениям путем сравнения фактов, сопоставления статистических данных, установления причинно-следственных связей. В этом случае деятельность учащихся постоянно направлена на анализ событий, поиск ответа на поставленный вопрос, на поиск фактов, не лежащих на поверхности, проверку их достоверности. Такая работа носит исследовательский характер и приучает школьников к критическому анализу изучаемого материала, углубляет и конкретизирует его, дает навыки систематизации и обобщения изученного материала.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто, как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Современный Санкт-Петербург дает возможность использовать городское пространство, его культурный потенциал, как организованную образовательную среду не только в учебное время, но и во внеурочное. Это очень важно.

В современной школе существует 5-бальная система оценивания результата труда или обученности школьника. Каким образом сегодня можно выставить оценку деятельности ученика во внеучебной деятельности? Как можно простимулировать внеучебную занятость школьника в учебном процессе, или такой возможности нет?

Это возможно благодаря внедрению бально - рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. В отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы во внеурочное время.

Изучая литературу по БРС, я разработала большой комплекс мероприятий и документов. Приведу некоторые пример одного из них. Это -- деловой дневник (вместо привычной тетради по рисованию)

Структура, содержание и оформление делового дневника.

  1. титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика). Титульный лист оформляется учеником совместно с педагогом, родителями.
  2. основную часть, которая включает в себя:
  • раздел « Мой мир»- помещается информация, которая важна и интересна для ребенка («Моя семья», «Мои увлечения», «Моя школа»,;
  • раздел «Мои уроки»- в этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел, творческими работами, проектами, отзывами о книгах и фильмах, графиками роста техники чтения, таблицами с результатами диагностик и тестов;
  • раздел «Мое творчество» - в этот раздел помещаются разные работы детей: рисунки, фотофиксация путешествий, стихи, сочинения, фотографии изделий, сделанных своими руками, фото с выступлений и пр.
  • раздел «Мои впечатления» - помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, выставок, праздников, спектаклей, встреч, и т.п.;
  • раздел « Мои достижения» - размещаются грамоты, дипломы, благодарственные письма, сертификаты, а также итоговые листы успеваемости;
  • раздел «Я в коллективе» - фото и краткие отзывы ребенка о событиях в классе, о внеурочной деятельности, о совместной работе в семье.
  • раздел «Я оцениваю себя» - данные самооценки;
  • раздел «Отзывы и пожелания» - размещается положительная оценка педагогом стараний ученика, советы и рекомендации; Учителем применяются разные формы оценивания, это - смайлики, сердечки и т.д.
  • раздел «Работы, которыми я горжусь» - в начале нового учебного года содержимое делового дневника анализируется ребенком (самостоятельно или с участием взрослого). Наиболее значимые работы размещаются в данном разделе.

Критерии оценки достижений учащихся по деловому дневнику.

Раздел

Индикатор

Баллы

Титульный лист

красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, разнообразие и полнота материалов.

От 1-го до 5-ти баллов

Разделы «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь

«Моя учеба», «Данные самооценки»

Разнообразие работ, наличие творческих работ, проектов, самостоятельных отзывов.

Систематичность пополнения раздела.

Листы самооценки.

5 баллов,

3 балла дополнительно за каждую работу.

1 балл

1 балл

Раздел «Я в коллективе»

Наличие отзывов о событиях в классе.

Отзывы о внеурочной деятельности, продукты внеурочной деятельности.

Анкета «Мои друзья», «Мое поручение»

3 балла

Раздел «Мое творчество»

наличие рисунков, творческих работ, проектов, сочинений фото изделий, фото выступлений.

От 2-го до 15-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала.

Раздел «Мои впечатления»

наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок, спектаклей, экскурсий, встреч, праздников и т.д.

От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала.

Раздел «Мои достижения»

Количество грамот, сертификатов, дипломов

2 балла за каждую грамоту школьного уровня; 3-районного.
6 баллов – городского уровня;

2 балла – за сертификаты дистанционных олимпиад;

Раз в пол года баллы суммируются и подводится итог.

Система поощрения учащихся в школе направлена на стимулирование детей к активному участию в учебной, научной, общественной деятельности, как в школе, так и за ее пределами. За достижения в учебе и внеучебной деятельности установлены следующие формы поощрения:

  • Объявление устной благодарности.
  • Похвальная грамота.
  • Награждение дипломом.
  • Награждение подарком (по решению родителей на собрании)
  • Приглашение на праздник «Звездный час»
  • Благодарственное письмо родителям.

Анализ использования мною бально-рейтинговой системы оценки подтверждает ее эффективность, как средства активизации учебной работы школьников и их мотивации к постоянному самоконтролю и планированию своей успеваемости, повышению учебной дисциплины и ответственности в планировании учебной работы и внеучебной деятельности.. Положительной особенностью системы бально-рейтинговой оценки результатов обучения является и то, что ученики сами выбирают, каким из перечисленных в рейтинговом регламенте способов набирать баллы, и сами могут определять для себя достаточное, с их точки зрения, количество баллов по всем видам занятий и соответствующую рейтинговую оценку. Это позволяет им рационально распределять силы и время с тем, чтобы в итоге утверждать себя, как самодостаточную личность.

В своей работе я пыталась показать, что у хорошего учителя изобразительного искусства урочная и внеурочная деятельность - единый образовательный и воспитательный процесс.

Я должна правильно выбрать методы привлечения детей к участию в этой работе. Интересная постановка задачи, разъяснение общественного значения предстоящего дела являются важной предпосылкой творческой деятельности школьников, мотивируя их готовность приложить к делу свои знания и усилия. Формальное применение методов школьной, классной работы мешает живой организации внеклассной работы и ущемляет ее творческий характер. Эту работу учитель должен организовывать так, чтобы помочь ребятам жить по-новому, помочь заглянуть в жизнь, прикоснуться к ней.




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»