Что значит инфантильный человек – понятие, признаки, виды инфантилизма, как избавиться от инфантильности. Детскость в поведении взрослого

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

«Живи этим моментом» – такой принцип пропагандируется в рамках современной культуры. Причем этот принцип имеет мало общего с правилом «здесь и сейчас», который особо активно используется в гештальт-терапии. Принцип «здесь и сейчас» – это про умение жить в настоящем и наслаждаться им, но при этом не забывать ни об опыте прошлого, ни о построении планов на будущее. В то время как современная культура дает человеку совсем другие ориентиры: «живи этим моментом, не думай о будущем, возьми от жизни все, что можешь!». В некоторых случаях такие ориентиры помогают человеку стать многогранной личностью, развиваться в разных направлениях и пробовать себя в разных видах деятельности. С другой стороны, эти особенности современной культуры могут способствовать проявлению инфантилизма.

Инфантилизм означает незрелость развития, наличие у человека детских черт личности или проявлений их в поведении. Инфантильный человек внешне может выглядеть как взрослый, но, по сути, он как будто остается «взрослым ребенком. Особо сохранению и развитию черт инфантильной личности способствуют особенности современной культуры: богатый выбор развлечений, культ «вечной молодости»… Все это приводит к тому, что человек отодвигает процесс взросления «на потом» и превращается в маленького ребенка, заключенного в оболочку взрослого человека. Конечно, не все «детские» черты обязательно являются признаками инфантилизма. К тому же, будучи не чрезмерно развитыми, инфантильные черты могут находиться в рамках нормы, и только будучи сильно выраженными, они становятся неприятными атрибутами инфантилизма. Итак, к признакам инфантилизма следует относить:

  1. Эгоцентризм

Первый признак инфантильной личности – это эгоцентризм. Причем, стоит заметить, что понятие эгоцентризма не тождественно с эгоизмом. Человеку-эгоисту просто наплевать на чувства и потребности других людей, тогда как человек с выраженным эгоцентризмом не способен даже понять состояние и потребности другого. Для таких людей существует только один центр вселенной – это они сами. И существует только одна верная точка зрения – точка зрения самого эгоцентриста. Окружающие люди вроде как присутствуют в картине мира этого человека, но понять этих других эгоцентрист не способен. Их помыслы, чувства, надежды – все это не представляет для эгоцентриста никакого интереса. Окружающие люди для него оцениваются по критерию «полезности – бесполезности». Если конкретный человек удовлетворяет потребности эгоцентриста и создает для него атмосферу комфорта, то такой человек оценивается как «хороший», а если нет – то оценивается как «нехороший».

Для маленького ребенка такая позиция естественна – он еще не научился ставить себя на место другого, не научился понимать других людей и принимать их точку зрения . Однако со временем ребенок учится понимать окружающий мир, он учится ценить переживания других людей. Наверное, именно поэтому поведение взрослого человека-эгоцентриста выглядит так противоестественно: внешне взрослый человек, а поступает как ребенок. И на отношениях эгоцентризм сказывается отнюдь не положительно, ведь наладить взаимоотношения с человеком, который не умеет и не желает понять тебя, совсем непросто.

  1. Отсутствие стремления к самостоятельности

Следующий признак инфантильной личности – это отсутствие стремления к самостоятельности, иждивенчество. Причем, здесь имеется в виду не жизнь полностью за счет другого человека. А нежелание проявлять самостоятельность в обслуживании собственных потребностей. На данное проявление инфантилизма со стороны мужчин очень часто жалуются жены: муж совсем не помогает по дому, даже не стирает и не моет за собой посуду… Чаще всего подобную неспособность к самообслуживанию мужчины объясняют тем, что все это «не мужское дело», и вообще, он же «деньги зарабатывает». В результате взрослый и ответственный мужчина, приходя домой, превращается в инфантильного мальчика, а его жене остается только принять на себя обязанности заботливой матери.

  1. Стремление к игре, как признак инфантилизма

Следует сразу заметить, что речь здесь не об игривости самой по себе, а только о том варианте, когда поиск развлечений превращается для человека в первостепенную задачу, отодвигая на второй план прочие виды деятельности. Самой страшной вещью для человека, ориентированного исключительно на игры и развлечения, становиться скука.

«Игры» и развлечения в данном случае могут быть разные: увлеченность компьютерными играми, шопингом, походы по барам с друзьями, постоянные покупки «технических игрушек»… Во всех этих занятиях нет ничего плохого, но в своем стремлении к развлечениям инфантильная личность теряет чувство меры и тогда стремление к вечным играм становиться признаком инфантилизма.

  1. Сложности с принятием и реализацией решений, как проявление психического инфантилизма

Одним из самых распространённых проявлений психического инфантилизма являются сложности с принятием решений и их воплощением в жизнь.

Тем, что отличает зрелого взрослого человека от маленького ребенка, является развитость волевых процессов. Взрослый умеет взять свою волю в кулак, и просто сделать то, что положено, несмотря на усталость, нежелание что-либо делать и банальную лень. У детей же волевая сфера еще недостаточно развита, поэтому для них нежелание что-либо сделать может стать основной причиной невыполнения каких-либо действий.

Для того чтобы принять и реализовать решение, человек должен обладать сильной волей и развитыми когнитивными способностями . Ребенок еще не способен самостоятельно принимать решения: за него это делает кто-то другой – взрослый человек, который берет на себя ответственность за жизнь и поступки ребенка. Когда же взрослый человек выявляет неспособность принять и воплотить в жизнь свое решение, это является проявлением психического инфантилизма.

  1. Безответственность касательно своей жизни и отсутствие целей на будущее

Если человек не желает принимать и самостоятельно реализовывать решения, он может и вовсе переложить ответственность за собственную жизнь на плечи другого человека. Во взаимоотношениях с человеком, которому пришлось принять ответственность за инфантильную личность, они выбирают роль маленького ребенка, который нуждается в поддержке со стороны взрослого. К тому же, инфантильные личности совершенно неспособны построить перспективу на будущее, ведь инфантилы, по сути, остаются детьми, а для ребенка существует только одно время – «сейчас». Поэтому забота о будущем тоже возлагается на плечи «опекуна» инфантильной личности.

  1. Неумение познавать и оценивать себя

И последним признаком инфантильной личности является неумение оценивать свое поведение, свои поступки и самого себя, а также неспособность к рефлексии и самопознанию. Для того, чтобы обладать способностью к адекватной самооценке и самопознанию, человек должен уметь оглядываться назад и критично оценивать все события своего прошлого. Однако для инфантильной личности это слишком сложно, она предпочитает не оглядываться назад, а жить только настоящим моментом…

Такими являются основные признаки инфантильной личности. В малых дозах все эти признаки помогают сохранить ребенка внутри себя, но будучи чрезмерно развитыми, они превращают человека в «вечного ребенка», нуждающегося в постоянной опеке.

Инфантильность как качество личности – склонность во взрослом состоянии проявлять незрелость развития, сохранять миропонимание, мировосприятие, характер, манеры, поведение и т.п., свойственные ребенку.

— Вроде уже взрослая, а ведешь себя как ребёнок. — Ничего подобного!… О! Смотри, качели освободились!

Решил как-то раз простой инженер сходить на бега! Собрал денежку — пошел и, конечно, проиграл все деньги. На следующий день объездил всех знакомых, занял денежку и поехал отыгрываться. И снова проиграл все до копейки и очень расстроился. Думал как отдать долги, но не придумал и решил повеситься. Взял большую веревку и пошел в лес. Только закинул веревку, тут как тут Баба Яга. — Ты чего делать собрался? — Да вот так мол и так, — рассказал ей все инженер — нет у меня выхода. — Ерунда все это, — говорит Яга, — могу все исправить! — А что за это попросишь? — говорит инженер. — Да ничего не попрошу — займемся сексом разочек и дело, как говорят, в шляпе. Ну, инженер, конечно, согласился, исполнил прихоть Яги, и говорит: — Ну что, дело сделано, давай исправляй мою жизнь, верни всё, как было. — А сколько тебе лет? — спрашивает баба Яга. — Ну, уже сорок девять стукнуло, — отвечает инженер — А что спрашиваешь? — Эх ты, столько пожил, столько повидал, а до сих пор в сказки веришь!!!

Инфантильность – уродливое проявление детских качеств личности у взрослых. Как они не маскируются под мужские или женские качества личности, всё равно торчат уши отчетливо просматривающейся инфантильности. Инфантильность – это необузданная жажда оставаться в детстве. Кто был бы против, если бы инфантилы переносили во взрослую жизнь искренность, радостность, восприимчивость к жизни и к людям, естественность и непосредственность? Но вместо добродетелей они тянут за собой ржавые якоря прошлого в форме эгоцентризма, зависимости, импульсивности, поиска виноватого, непостоянства и безответственности.

Инфантильность – неприязнь к личностному росту, развитию разума, совершенствованию личности, поиску своего жизненного предназначения и смысла жизни. Это жизненная позиция страуса – закрывать глаза на возникающие проблемы, игнорировать жизненные уроки, отметать вызовы жизни, предполагающие проявление таких качеств личности как целеустремленность, упорство, настойчивость, постоянство и ответственность. Инфантильность – это вырождение ответственной, самостоятельной личности, прежде всего мужской, с заменой ёе на дядю с «соской». Инфантильность — непримиримый враг взросления.

Первое, что инфантил перетаскивает во взрослую жизнь, так это замшелый от времени эгоизм. Для ребенка, не осознающего, что такое смерть, вполне естественно думать, что весь мир существует только ради того, чтобы доставить ему радость. Он чувствует себя Центром Вселенной. Другое дело взрослый, считающий, что солнце восходит только ради того, чтобы он проснулся. Инфантил считает, что окружающие существуют, чтобы заботиться о нем, доставлять ему удовольствия и дарить наслаждения. Взрослый человек с детской потребительской психологией, с перевозбужденным ложным эго вызывает у окружающих протестные настроения, раздражение и гнев.

Инфантильность тяготеет к иждивенчеству. Детям естественно свойственна неспособность обслуживания себя самим. Но когда здоровый мужик (могуч, волосат и вонюч) категорически игнорирует мысль о том, как помочь жене по дому и проявляет демонстративную беспомощность во всех обыденных делах – это уже явный признак инфантильности.

Инфантильность – не проходящая страсть к играм и забавам. Как она только не потчует себя игрушками. Это и компьютерные игры, и бесконечные загулы с приятелями – собутыльниками, и приобретение взрослых игрушек (технических новинок, мотоциклов, машин). Развлечения – основная часть жизни инфантила. Психологи считают, что с инфантильными людьми хорошо развлекаться, этим они нередко и располагают к себе других людей. Душа компании, балагур-весельчак нередко бывает инфантильными человеком, оказавшимся в своей стихии. Но как только праздник жизни заканчивается, он гаснет, исчезает из вида – до нового развлечения.

Инфантильный человек бежит от принятия решений, как вампир от святой воды. Для принятия решений нужна решительность, уверенность в себе, сила воли. Но это качества зрелой личности. Инфантильности они не ко двору. Взрослый разумный человек действует по указке своего разума, который действует в режиме «Правильно – неправильно». Инфантильность не разумна. Она действует в режиме хаотичного, вожделенного ума: «Хочу», «Нравится – Не нравится». Идя по пути наименьшего сопротивления, инфантильность заявляет: — Зачем мне этот геморрой?!, В лом.

Качественные особенности инфантильности — отказ от принятия ответственности за собственную жизнь на себя и отсутствие осознанных целей, планов на будущее.

Для ребенка жизнь бесконечна, он думает о бессмертии, как о естественном факте и готов вечно танцевать на зеленой лужайке жизни. О его будущем думают родители. У инфантильного взрослого также нет никаких осознанных планов на будущее. По словам известного российского психолога В. Н. Дружинина, «нам отпущен миг времени и частица свободы для того, чтобы распорядиться своим мгновением, искрой сознания, осветившей мир. Ощущение времени как ресурса, “шагреневой кожи”, убывающей независимо от удовлетворения или неудовлетворения наших желаний – это ощущение присуще лишь взрослым людям, имеющим возможность и желание размышлять о жизни».

Инфантильность – мужское качество личности. Женщины в разы меньше склонны к проявлению этого качества. Ориентация на семью делает женщину практичной, расчетливой и благоразумной. Большинство женщин, даже не зная о Пьере-Огюстене Бомарше, четко следуют его совету: «Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно».

Женская инфантильность проявляется, как это ни странно, в желании всё контролировать. Психолог Ольга Красникова утверждает: «Инфантилизм характеризуется так называемой неадекватной ответственностью. За что человек может и должен отвечать? За то, что он может контролировать и изменить: его поступки, мысли, чувства, желания, отношения. Это адекватная ответственность. Если я перекладываю свою ответственность на других или беру на себя ответственность за чужие поступки, мысли и т. д. - это ответственность неадекватная. Так вот, женщины, все контролирующие, - это маленькие девочки, которые боятся, не доверяют миру, и им кажется, если не они, то кто же. Это очень характерно для детей - чувствовать себя причиной всего. Мама с папой ругаются - это из-за него, значит, он может что-то сделать, чтобы они не ругались. Такая властная, контролирующая женщина и на консультацию приходит не потому, что признает: у нее проблема. Она приходит за инструкцией: что ей делать, чтобы ее близкие стали более удобными для нее».

Зачастую именно в семейной жизни особенно ярко проявляется инфантильность супругов. Ольга Красникова: «По моим наблюдениям, многие супруги любят играть в “партизан и телепатов”: если вы меня любите, должны догадаться, почему мне плохо! И если не догадались - вы виноваты в моем настроении и вообще не любите меня! А другая сторона, играя в “телепата”, не спрашивает, а пытается догадаться, в чем дело, и считает, что да, это он всегда виноват в плохом настроении жены. Оба супруга, играющие в угадайку вместо того, чтобы поговорить, поступают абсолютно инфантильно».

Петр Ковалев

Психический инфантилизм – довольно распространенное на сегодняшний день явление, которое присуще как мужчинам, так и женщинам. Значение слова «инфантильность» – «незрелость».

Инфантильным можно назвать человека, который, так сказать, психологически застрял в детском или юношеском возрасте. Он является незрелым или имеет недоразвитую психику. В поведении его доминируют следующие моменты:

  • Неготовность взять на себя ответственность.
  • Отсутствие жизненных целей.
  • Неумение принимать правильные решения в сложной ситуации.
  • Нежелание менять себя или собственную жизнь.

Коротко о главном

Психологический инфантилизм предполагает присутствие у взрослых людей черт поведения, которые присущи детям . Если верить психологам, то именно это расстройство на сегодняшний день является одним из самых распространенных. Мало того, оно выступает базой для других психологических проблем.

В России наиболее остро проблема инфантильности обозначилась после перестройки, в 1990-х годах, в то время, когда существовавшие долгое время советские ценности перестали быть актуальными, да и весь уклад жизни значительно изменился.

Дети, рожденные и росшие в те годы, можно сказать, были предоставлены сами себе – в школах функция воспитания была практически утрачена, а родителям приходилось много работать, чтобы как-то выжить в кризисные годы.

Незрелость человека может быть нескольких видов:

  • Психологическая.
  • Физиологическая.
  • Социальная.
  • Психофизический инфантилизм.

Первый вид связан с тем, что психологические процессы у ребенка развиваются медленнее, чем положено, но это никак не связано с нарушениями умственного развития. Инфантилизм физиологический выражается в виде нарушенного или замедленного развития организма.

Чаще всего это вызвано либо внутриутробными инфекциями плода, либо кислородным голоданием. Психофизический инфантилизм – это комплекс физиологического и психологического отставания.

Признаки

Психический инфантилизм обладает рядом признаков и может проявляться на разных этапах жизни человека и в разных сферах. Это касается как отношений с близкими людьми, так и работы. У взрослого инфантильного человека и мышление, и черты характера слишком похожи на детские. Приведем основные признаки инфантилизма психологического:

  • Несамостоятельность.
  • Стремление избегать проблем.
  • Отсутствие жизненных целей и стремлений.
  • Нежелание развиваться.
  • Неадекватность.
  • Эгоизм.
  • Склонность к зависимостям.
  • Безответственность.
  • Неумение общаться.
  • Отсутствие социального роста.
  • Малоподвижный образ жизни и пр.

Есть еще один интересный признак инфантильного поведения человека – чрезмерная увлеченность играми, гаджетами, шопингом и т.п. Кажется, что этот человек в детстве не доиграл, и поэтому во взрослой жизни инфант живет «играючи», любит бесконечные вечеринки, развлечения.

Инфантильный человек сконцентрирован исключительно на себе, но как личность он не развивается, самоанализ ему тоже чужд, зато вот эгоизма хоть отбавляй. Такие люди часто не понимают окружающих, не разделяют их взгляды на мир и в своем поведении никогда практически не считаются с интересами других людей.

Психический инфантилизм проявляется еще и в отсутствии жизненных целей. Незрелые люди редко к чему-то стремятся, не строят планов на будущее, стараются избегать проблем и трудных жизненных задач.

Причины и проявления

Чтобы ответить на вопрос, как избавиться от инфантильности, необходимо сначала определиться с причинами этого явления. Чаще всего они идут из детства. Если родители давали ребенку возможность нормально развиваться как личности и не слишком вторгались в его внутреннее пространство, то он должен сформироваться правильной личностью. А если в семье присутствует гиперопека, то ребенок вряд ли будет способен нормально и адекватно решать задачи, искать выходы из ситуаций и жить полноценной жизнью.

Синдром психического инфантилизма может проявляться в виде стремления человека переложить ответственность на других, а самому жить беззаботной жизнью, развлекаться и веселиться. При этом инфант любит быть душой компании или, так сказать, шутом. И даже если у такого человека будет плохое настроение, он никак это не проявит, потому что его привыкли видеть весельчаком и клоуном.

Имеет место в жизни современных людей и социальный инфантилизм. Он проявляется в виде того, что человек не развивается как личность, не стремится к карьерному росту и зарабатывает мало денег. Примечательно еще и то, что инфанты обладают заметными, яркими внешними признаками. Лицо обычно выражает презрение или отвращение, улыбка чаще всего ироничная, а уголки губ опущены книзу.

Психологический инфантилизм, как правило, зарождается при неблагоприятных условиях воспитания в подростковом возрасте. На начальных этапах он проявляется в виде истерик, стремления к манипулированию людьми, неподчинения родителям, плохой успеваемости в школе.

Мужское и женское

К инфантильности могут быть склонны как мужчины, так и женщины. Мужской инфантилизм, как говорят специалисты, практически ничем не отличается от женского. Это касается как причин, так и проявлений. Единственное отличие заключается в том, что у общества обычно к мужчинам гораздо больше требований, нежели к представительницам прекрасного пола.

Инфантилизм у мужчин чаще осуждается, таких людей принято называть «маменькиными сынками». Как правило, инфанты не могут завести семью, зарабатывают недостаточно денег, вследствие чего не способны себя обеспечивать.

Женский инфантилизм в обществе осуждается гораздо меньше, на него смотрят, так сказать, сквозь пальцы. Мало того, социум порой поощряет несколько незрелое поведение молодых женщин. Связано это с тем, что мужчине нравится быть сильным, смелым и заботящимся о своей даме, которая в свою очередь ему подыгрывает, ведь ей приятно, что у нее есть свой «покровитель», обеспечивающий ее существование и делающий ее жизнь во многих планах проще.

Психофизический инфантилизм, по мнению психологов, является серьезной проблемой, несмотря на то, что многие простые люди списывают его проявления на особый образ жизни, отличие взглядов и т.п. Специалисты же утверждают, что детскость взрослого человека – большое препятствие в жизни, потому что она не позволяет самосовершенствоваться и развиваться.

Справедливости ради нужно сказать, что, несмотря на наличие инфантильности у мужчин или у женщин, в жизни таких людей могут быть и положительные моменты, связанные с особенностями их психики. Например, такие люди наделены творческими способностями, поэтому из них получаются хорошие музыканты, актеры или художники.

Психология, описывая инфантильность как явление, содержит сведения о том, что инфантильность очень ярко проявляется в отношениях людей. Если инфант общается с эмоционально зрелым человеком, то они не могут найти общего языка, между ними могут возникать ссоры или даже взаимное раздражение. Но все-таки примечательно, что инфант обычно тянется в общении к зрелым людям, потому что этот человек может в какой-то степени занять позицию родителя и додать эмоционально незрелой личности то, чего ей не хватило в детстве.

Пробуем избавиться

В психологической литературе содержатся сведения о том, что любой незрелый человек прекрасно осознает свою проблему, будь то мужской инфантилизм или женский. И каждый индивид, имеющий такое психологическое отклонение, задается вопросом: как бороться с инфантильностью?

Несмотря на осознание своего недостатка и тех проблем, которые он приносит в жизни, ни один инфантильный человек не начнет избавляться от незрелости самостоятельно. Поэтому на помощь тут должны прийти психологи и близкие люди. Причем чем раньше заметить проблему, тем более быстро ее можно будет решить.

Желательно начать избавляться от инфантильности прямо в подростковом возрасте, когда она только начинает зарождаться. Но, как говорится, лучший метод лечения – это профилактика. Так что родителям стоит всерьез задуматься о том, что их ребенок должен формироваться зрелой личностью.

Для этого ему нужно давать больше самостоятельности, но нельзя и перестараться, потому что может получиться так, что ребенок будет вовсе предоставлен сам себе, и в таком случае гармоничная личность не сформируется точно. Автор: Елена Рагозина

Инфантильный человек - это, условно говоря, такой человек, который "вырос, но не повзрослел". Инфантильность может проявляться по-разному. В том, что человек не в состоянии отвечать за свои решения и поступки. В том, что человек вообще не может принимать решения, а спрашивает все время совета у других. В том, что человек не способен комфортно автономно жить без опоры на другого. Распространенный пример - великовозрастные дети, живущие за счет родителей.

Инфантильными могут быть и поступки (или их отсутствие, когда они нужны). Довольно частое явление - получить выволочку от начальника, не посметь ему ответить, а дома наорать на детей. Согласиться с кем-то, "чтобы не портить отношения", а потом саботировать решение, по поводу которого было достигнуто соглашение. Избегать неприятных выяснений и разговоров. Обвинять кого-то в том, что у тебя что-то не получается. Изображать беспомощность, чтобы люди сами догадались, что тебе нужно, вместо того, чтобы сделать самостоятельно или попросить. Регулярно "забывать" дома что-то необходимое и вынуждать окружающих снабжать тебя этим. И еще массу примеров можно привести.

Тут есть важный нюанс. Если человек делает все вышеперечисленное сознательно, это уже не инфантильный человек, а манипулятор. Инфантильный человек не осознает, что он инфантильный.

И еще один нюанс. Даже самый взрослый и ответственный человек может "регресснуть" в инфантильность на какое-то время. Быть все время осознанным и ответственным не так просто, и дать себе побыть инфантильным (в "приличных" рамках) - это иногда значит позволить себе немного отдохнуть.

Человек инфантильный, скорее всего, не будет делать того, чего ему делать не хочется. Поэтому проблемы он видит, но будет пытаться уклониться от решения тех, которые ему представляются слишком сложными.Он не желает принимать решения из-за боязни ответственности.

Говоря научным языком, психический инфантилизм - незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности.

Инфантильный человек – это человек, в поведении которого сохранились ярко-выраженные детские черты, такие как:

Эгоцентризм

Качество личности, когда человек видит, слышит и чувствует только себя. Когда он не способен понять и почувствовать состояние другого человека. Для маленького ребенка это естественно, так как главное для малыша – это удовлетворение ЕГО СОБСТВЕННЫХ потребностей в любви, безопасности, принятии, тепле. Эгоцентричному человеку присуща абсолютная уверенность в собственной правоте. Если же возникают проблемы во взаимоотношениях, то он никогда не признает, что не понимает людей. Что он вообще может чего-то не понимать. Он всегда считает, что это люди не понимают ЕГО.

Иждивенчество

Под иждивенчеством в данном случае нужно понимать не жизнь за счет другого (хотя такое тоже не исключается), а неспособность или полное нежелание обслуживать себя самому. В большей степени это присуще мужчинам, которые категорически отказываются обслуживать себя (постирать, погладить, приготовить, даже просто подогреть приготовленную еду) или что-либо делать по дому. Как маленькие дети не могут себя обслуживать, так и инфантильный человек, сам ничего не делая по дому, требует, чтобы его обслуживали. В такой ситуации жена начинает выполнять функции мамы или старшей сестры. Главный аргумент, который приводят такие мужчины – «я приношу в дом деньги». Но, во-первых, большинство женщин в наше время тоже работают и приносят в дом деньги. А во-вторых, нужно четко понимать, что дома и на работе человек играет разные социальные роли. Нередко инфантильный человек, даже если он на работе является ответственным работником, переступая порог дома, моментально становится маленьким мальчиком.

Ориентация на игру

Инфантильный человек отдает предпочтение развлечениям перед другими видами деятельностями. Благо, современная цивилизация предоставляет множество вариантов развлечений, которые дают возможность ребенку и инфантильному взрослому избежать скуки. Развлечения у всех могут быть разными. Это и бесконечные посиделки с друзьями и подругами как дома, так и в барах, кино, дискотеки, шопинг, интернет, приобретение «взрослых игрушек» (у мужчин в этой роли выступаю чаще всего технические новинки). Ничто из вышеперечисленного не является чем-то плохим. Ведь зрелые люди тоже всем этим могут заниматься. Однако у инфантильных людей развлечения занимают большую часть (если не всего) свободного от работы времени. Кстати, нередко инфантильный человек бывает душой компании, весельчаком-балагуром, с ним хорошо развлекаться, он располагает к себе. Но как только праздник жизни заканчивается, он становится невзрачным, гаснет и исчезает до нового развлечения.

Инфантильный человек.
Вот не знаю,
Инфатильный ли я или нет.
Может быть даже сам факт того,
Что я не могу определиться с этим,
Даёт право на то, что я таковым являюсь.
Ответственность.
Странное слово.
Пробуждающее мурашки на коже.
С одной стороны быть может даже раздражающее.
Значит ли это, что если остальные люди испытывают тоже самое, то личности, которые возлагают на себя тонну ответственности являются своеобразными мазохистами.
Хмм...
А если же я признаю свою инфантильность,
Буду ли я считаться инфантильным или же нет?
Или это уже другая форма этого весьма специфичного "недуга" ?
А недуг ли это вообще?
И почему многих так раздражают данные "больные"?
Основными проблемами, которые выделяются у " пациентов ", являются эгоизм и отказ от ответственности.
Странно.
Лично для меня,
Это два весьма несопоставимых терминов. Ведь эгоисты являются своего рода манипуляторами, которые задействуют себя в том, чтобы контролировать свое окружение для достижения своих целей(ну или же просто для поддержания состояния стагнации). И уже в этом случае, человека не назовешь "лежащим камнем". Хотя, быть может, он таковым и является. Просто этот "камень" поднимают окружающие его люди.
Вывод:
Я окончательно запутался.

Мы уже упоминали о психически незрелых школьниках. Рассмотрим этот вопрос более детально, тем более что вторая половина ХХ в. - период, когда инфантилизм стал одной из самых актуальных проблем. Именно поэтому важно, чтобы педагоги ориентировались в проблеме психического инфантилизма и в меру своих возможностей предотвращали развитие этого сложного явления. С инфантильными детьми и подростками приходится сталкиваться всем: педагогам, юристам, милиции, врачам и т.д. По данным некоторых исследователей (Е.Б. Лютова, Г.Б. Монина), среди правонарушителей примерно 50% психически незрелых людей. Среди наркоманов (в первую очередь алкоголиков) число незрелых людей приближается к 75%.

В школе почти в каждом классе есть дети, которые вроде бы всем хороши и учиться могут отлично, но из-за детскости, типичной для более младших детей, они неусидчивы, не могут проявлять минимальное волевое усилие и полчаса посидеть за партой, требуют постоянного контроля. Если их контролировать, все время напоминать об их обязанностях (незрелые люди обычно очень любят говорить о своих правах, а обязанности выполняют плохо и очень обижаются, когда им напоминают об этом), они более или менее еще держатся. Стоит же уменьшить контроль - распускаются, начинают бездельничать, хулиганить, хотя делают это без особой злобы и мести, а ради шутки, не задумываясь над последствиями.

Всем инфантильным субъектам свойственна сенсорная жажда, т.е. им хочется как можно больше узнать, увидеть, почувствовать, вкусить. Само по себе это приобретение опыта и знаний ничего плохого не несет. На первый взгляд это действительно так. Но у незрелых людей это приобретение ради приобретения. Они, как мотыльки, летают по верхам, ничего глубоко не понимая и видя лишь поверхность явлений. Из-за хаотического стремления получить новую информацию они убегают из дома, бродяжничают и, лишь повзрослев, успокаиваются. Сама по себе сенсорная жажда отвлекает таких людей от того, что им на самом деле нужно, от дела и превращает их в рабов усиленного, расторможенного "рефлекса свободы".

Романтическая страсть к приключениям - еще одна важная черта психически незрелых людей - приводит многих из них к бродяжничеству. Такие подростки убегают из дома, чтобы уехать в другу страну, участвовать в какой-либо экзотической экспедиции. Сами по себе эти порывы - порой благородные - не приносят инфантилам ничего, кроме огорчений и насмешек. Зрелый человек может делать то же самое, что и инфантил, но у зрелого человека мотивы поступков иные, более продуманные, учитывающие последствия.

Склонность незрелых людей подражать кому-то также превращает их в бродяг, особенно если их увлечет какой-нибудь романтик, которому не сидится на месте. Из-за чрезмерной обидчивости и ранимости инфантилы могут убегать из дома и в знак протеста. Подобные характерологические реакции иногда закрепляются, генерализируются, и такой "протестант" убегает по любому поводу, а чаще без повода. Известно, что разрушение семей бывает чаще у психически незрелых, безответственных людей, даже если им уже по 40-50 лет.

"Идейный" характер побегов инфантильных детей и подростков встречается не так уж часто; несравненно чаще они бродяжничают в поисках новых впечатлений и при нежелании посещать школу. В школе и дома им скучно, но определить свои интересы они не могут, поэтому бесцельно слоняются по улицам, разглядывают витрины, афиши, ночуют на чердаках, в подвалах, на стройках, вокзалах и т.д. Разумеется, таких подростков и детей быстро начинают использовать алкоголики, бомжи, преступники. Они и сами начинают воровать, сквернословить, принимать наркотики, алкоголь, хулиганить. Рано или поздно их задерживает милиция, отправляет домой или в детские учреждения. Однако перестроить психику таких подростков непросто, их неудержимо влечет на улицу, в бесконечно приятную им свободную жизнь, лишенную всяких социальных ограничений. Чаще всего это дети и подростки либо из неблагополучных семей, либо из детских домов и интернатов. Сбегают они, как правило, неоднократно.

Типы бродяжничества в отличие от истинной дромомании (нередко термином "дромомания" квалифицируют состояния самых различных происхождения и качества, объединенных только одним - побегами из дома и школы) скорее результат педагогической запущенности, и у большинства людей по мере душевного созревания, приобретения жизненного опыта несколько смягчаются, а после 18-20 лет дают себя знать реже. Однако родителям, педагогам, органам социальной защиты важно вовремя понять таких детей и подростков, уделить им свое время, отучить от бессмысленной страсти, создать аффективно-насыщенную социально-положительную доминанту (короче говоря, хобби). Если же страсть к бродяжничеству - отражение глубокого нарушения влечений вследствие органического заболевания головного мозга, шизофрении, эпилепсии, психопатии и т.п., то необходимы вмешательство психиатра и специальное лечение.

Таким образом, побеги из дома и школы требуют внимательного отношения. Склонность к бродяжничеству имеет, как было уже показано, разное происхождение, различную динамику и требует неодинаковой помощи. Но какова бы ни была причина этих нарушений, большая (быть может, основная) роль в профилактике этих явлений и излечения уже имеющихся расстройств принадлежит социальному окружению. Истоки инфантильности бывают разными: у одних - это врожденное свойство характера, у других - следствие воспитания, у третьих - результат нежелания быть взрослым (чаще всего зависит от воспитания).

Уже более 120 лет психология и медицина изучают проблему психической незрелости. За эти годы были подробно описаны варианты данной особенности характера, выделены типы их динамики, начаты исследования наилучших форм медико-педагогической коррекции. Несмотря на успехи в изучении психического инфантилизма, к настоящему времени эта проблема пока мало изучена, в ней много спорного и неизученного.

Профессор Г.Е. Сухарева выделяла два основных варианта психического инфантилизма у детей и подростков: гармонический и дисгармонический.

Гармонический вариант психической незрелости - это необычный, но нормальный характер поведения. Подобный тип инфантилизма обнаруживается обычно с 7-8-летнего возраста, когда становится заметным отставание темпа психического созревания от возрастных норм: ребенок ведет себя соответственно не своему возрасту, а более младшему. В его поведении преобладают незрелые, плохо контролируемые эмоциональные реакции, свойственные маленьким детям: капризность, жажда удовольствий, быстрая пресыщаемость, стремление идти по пути наименьшего сопротивления, преобладают игровые интересы. В школе такие дети отличаются неусидчивостью, стремлением к развлечениям, неспособностью сделать вывод из своих ошибок и опыта других людей. Им трудно сосредоточиться, их все отвлекает. Они беспечны, настроение у большинства из них повышено, легко смеются, но также быстро обижаются и плачут. Их эмоции поверхностны и бурны. У многих детей имеются артистические способности, они любят выступать на сцене, "кривляться". К 10-12 годам у большинства подобных детей черты психической незрелости уменьшаются и в подростковом возрасте обычно проходят бесследно.

Однако иногда темп психического созревания оказывается слишком медленным, и в подростковом возрасте черты психической незрелости могут еще сохраняться и даже быть резко выраженными. Слабоволие таких подростков, их чрезмерные внушаемость и подчиняемость более сильным личностям могут привести к тому, что эти люди становятся на опасный путь. Некоторые из них перестают учиться в школе, убегают с занятий (им ведь неинтересно заниматься скучной и однообразной деятельностью), примыкают к асоциальным компаниям, из-за жажды нового и стремления не отстать от своих приятелей начинают курить, употреблять алкоголь, наркотики, не получая, кстати, от этого особого удовольствия.

В то же время дети с замедленным психическим созреванием, как правило, добрые и отзывчивые; они любят животных, всяческие приключения и романтику, способны к сопереживанию, любят помогать другим. Они легко дают обещания правильно вести себя, но так же легко забывают о них. Наивность, непосредственность, непредусмотрительность, несамостоятельность в суждениях и поступках обращают внимание педагогов и родителей. "Скорее бы ты повзрослел и стал бы, как твои сверстники", - говорят родители таким детям, видя в них чрезмерное простодушие, детскость в поведении и суждениях.

К 20-25 годам (а у многих значительно раньше) черты гармонического типа психического инфантилизма бесследно и окончательно исчезают, человек как бы дозревает и сравнивается со своими сверстниками. Для того, чтобы сгладить черты психической незрелости, необходимо соответствующее воздействие со стороны родителей и педагогов. Прежде всего следует воспитывать в детях стремление к самостоятельности, выдержанности, умение довести до конца начатое дело, культивировать в таких детях и подростках лидерские качества, не выраженные у большинства из них, вырабатывать у мальчиков формы мужского поведения.

В силу того, что в наше время большинство мальчиков воспитывается дома и в школе женщинами, и будущим мужчинам не всегда есть с кого копировать модели истинного мужского поведения, созревание психики мальчика также задерживается. Зная о повышенной внушаемости инфантильных детей, следует оберегать их от "плохих" компаний, поскольку психически незрелые люди особенно тянутся к ним и совершают в связи с этим много непоправимых глупостей. В некоторых же случаях, если нет строгого контроля, у таких школьников развиваются алкоголизм и наркомания. В школе им целесообразно давать побольше посильных общественных поручений, строго контролировать ход их выполнения, иными словами, недостаток внутреннего контроля в известной мере заменять внешним. Положительное воздействие на таких детей и подростков оказывает пребывание в спортивных и трудовых лагерях, участие в походах. Это способствует тому, что черты психической незрелости у таких юношей постепенно компенсируются.

Каковы причины такой детскости? Их много и не все хорошо изучены. Одна из главнейших (в ряде случаев единственная) - изнеживающее, инфантилизирущее воспитание, т.е. ребенок растет в условиях, когда выполняются все его капризы, когда в семье искусственно ограждают от сложностей жизни, лишают самостоятельности и все делают за него. Именно в таких семьях нередко вырастают слабовольные, неспособные постоять за себя дети, легко теряющиеся, поддающиеся унынию, панике и идущие по пути наименьшего сопротивления. Это своеобразный инфантильный тип патологического формирования характера. Неверное воспитание нередко сочетается с биологическими особенностями ребенка, что обычно приводит к более заметным формам психической незрелости, и они медленнее компенсируются.

Инфантильные субъекты склонны к эмоциональным решениям и порывам, в том числе и самоубийствам. Это бывает при неудачах, стремлении стать жертвой, найти быстрый выход из мучительного конфликта. По этому поводу известный австрийский психотерапевт Вильгельм Штекель (1863-1940) как-то сказал, что признак незрелости человека - то, что он хочет благородно умереть за правое дело, а признак зрелости - то, что он хочет жить ради этого дела.

Инфантилы выбирают дело полегче, где меньше ответственности, где можно получить больше удовольствий и потратить меньше трудов. Принцип удовольствия - главный в поведении инфантила. Именно поэтому многие из них потом оказываются слабовольными, нерешительными, живущими по линии наименьшего сопротивления, хотя в общем добрые, милые и приятные люди.

Дисгармонические инфантилы - еще одна группа психически незрелых людей, чаще всего попадающих в поле зрения милиции, врачей. Их незрелость дисгармонична. У дисгармонических инфантилов встречаются те же свойства, что и у гармонических, но какая-то одна или несколько черт характера резко выделяется, преобладает: у одних - возбудимость, у других - слабоволие, у третьих - склонность ко лжи и т.д.

Возбудимый вариант дисгармонического инфантилизма заключается в том, что у таких детей и подростков на первый план выходят горячность, легкая взрывчатость. Из-за самой незначительной причины они дерутся, кричат, скандалят, но потом быстро приходят в себя, раскаиваются и тут же забывают о данном обещании. Они возбуждаются от несправедливого к ним отношения (по-детски обидчивые и ранимые, эти школьники очень часто во всем видят несправедливость), из-за конфликта в играх. Учатся очень неровно: то пятерки, то двойки (чаще последнее).

Поскольку такие дети пребывают почти в постоянном конфликте с педагогами и одноклассниками, большинство из них довольно быстро оказывается в поле зрения психолога, детского психиатра. Естественно лучше, если это случится как можно раньше. Врачи умеют влиять на эту форму патологии через лекарственные препараты. На фоне приема медикаментов, делающих подобных школьников более управляемыми, послушными, усидчивыми и не такими взрывными как прежде, важную роль играют и воспитательные меры, направленные на развитие у ребенка способности лучше себя контролировать, сдерживать, доводить дело до конца. Обычно к 20-летнему возрасту у двух третей возбудимых дисгармоничных инфантилов признаки незрелости проходят, если: 1) не было дополнительных мозговых инфекций и травм (поэтому им нельзя играть в хоккей, футбол и другие спортивные игры, при которых неминуемы ушибы головы); 2) ребенок постоянно и строго контролировался взрослыми; 3) была выработана стойкая и положительная эмоционально-насыщенная доминанта, т.е. школьник увлекся каким-либо занятием: коллекционированием, моделированием, ручным трудом и т.д.

Но третья часть возбудимых дисгармонических инфантилов с годами оказываются людьми с более стойкой дисгармонией характера, именуемой психопатией . Это обычно бывает с теми подростками, в отношении которых не выполнялись три вышеуказанных условия.

То же самое относится и к неустойчивому варианту дисгармонического инфантилизма, при котором на первый план выходят болезненное слабоволие, несамостоятельность, неумение и неспособность довести до конца любое дело. Лечить неустойчивых инфантилов очень трудно, так как лекарств, усиливающих волю, пока нет. Здесь нужна постоянная тренировка воли с постепенным увеличением нагрузки. Лучше это делать в коллективе, поскольку для коррекции инфантилизма очень важна роль коллектива, где имеется взаимная ответственная зависимость. Здесь более подходят трудовой детский коллектив и ему подобные, в которых контроль осуществляется не только педагогом, но и самими детьми. Главное - развить у такого инфантила чувство ответственности хотя бы перед другими. Неустойчивому инфантилу следует давать больше заданий и строго контролировать их выполнение. К сожалению, именно из неустойчивых инфантилов потом формируются алкоголики, с трудом поддающиеся лечению.

Третий вариант дисгармонического инфантилизма - истерический - встречается несколько реже предыдущих и в отличие от них в основном свойственен девочкам. Все взрослые истерические психопаты в детстве были истерическими инфантилами, но только четвертая часть истерических инфантилов с годами становится истерическими психопатами.

Вслед за Г.Е. Сухаревой выделим три вида истерического варианта дисгармонического инфантилизма: с патологической жаждой признания, ненормальной лживостью и чрезмерной склонностью к фантазированию. Деление это, конечно, условно.

Уже в детском саду, школе всем бросается в глаза стремление ребенка непременно выделиться (плохим или хорошим - как удастся). Если это желание разумное, обоснованное и контролируется самим человеком, то вреда от него нет. К сожалению, стремление выделиться настолько отличает этих детей от сверстников, что приносит лишь проблемы и хлопоты окружающим.

Данная черта часто переплетается с патологической лживостью (медики употребляют термин псевдология ) и склонностью к фантазированию. Иными словами, то, что у детей выражено в свойственной возрасту степени, у дисгармонических инфантилов карикатурно преувеличено.

Степень приспособления дисгармонических инфантилов к требованиям жизни связана с самим фактом психического инфантилизма и теми расстройствами, которые возникают на фоне их эмоциональной незрелости. Хотя у дисгармонических инфантильных личностей имеются явно недостаточное понимание сложности отношений между людьми, снижение чувства ответственности, легкая внушаемость, большинство врачей все же приходит к выводу, что оснований для педагогического пессимизма нет. Инфантильных детей и подростков нужно как можно раньше фиксировать на мысли о приобретении конкретной специальности .

У детей и подростков с некоторыми видами психического инфантилизма ложь превращается в самоцель. Они лгут самозабвенно, не столько ради приукрашивания своих достоинств, сколько без всякой цели, лгут ради лжи. Писатель А.И. Свирский (автор повести "Рыжик") рассказал об одном мальчике - главном персонаже автобиографических произведений, необычном фантазере, который жил в выдуманном мире и никак не мог прекратить врать. Его разоблачали, избивали, всячески наказывали, чтобы отучить от лживости, - все было бесполезно; он по-прежнему сочинял бесчисленные фантастические истории. Речь идет, конечно, о псевдологии - патологической склонности ко лжи. Дети с псевдологией обычно обнаруживают и другие отклонения и нуждаются в длительной педагогической и отчасти медицинской помощи.

В процессе преодоления склонности ко лживости, выбора наиболее подходящих мер для воздействия на таких детей необходимо всегда учитывать их личностные свойства. Например, инфантильные дети больше всего поддаются внушению; честолюбивые легче перевоспитываются, если обращаться к их самолюбию и чувству собственного достоинства; застенчивые и робкие лгунишки требуют особенно осторожного, но в то же время решительного подавления в них лживости. Во всех случаях важно воспитывать в ребенке нравственную чистоплотность и брезгливость ко всякой лжи. Педагогу важно немедленно отметать и разоблачать любые проявления неправды независимо от мотивов.

Иногда по ошибке за ложь принимают так называемые бредоподобные фантазии . Так, ребенок может все более углубляться в свои переживания, отрываться от реального мира, уходить в причудливый мир своих фантазий, перевоплощений, стремлений. Он может, например, живя своими фантазиями, утверждать, что он - кошка или собака. В такой ситуации обязательно нужно посоветоваться со специалистами.

В последние десятилетия педагоги, психологи, юристы, медики пытаются проанализировать причины особенностей поведения определенных слоев молодежи, подростков, понять механизмы быстро меняющейся системы ценностей некоторых групп молодых людей. Эти процессы требуют объяснения не только с точки зрения социальной психологии и педагогики, но в ряде случаев и психотерапии.

Винить во всем акселерацию некорректно. Существует нормальная и патологическая акселерация. Нормальная акселерация - это синхронное ускорение темпа психофизического формирования; при патологической акселерации ускоренное созревание дисгармонично. Чаще всего имеет место ускоренное созревание физиологических процессов и показателей физического развития и резкое отставание психического (особенно эмоционально-волевого) развития.

Детский психиатр М.И. Буянов так описывал случай патологической акселерации, имевший место в его практике.

"Я как-то шел по улице. Навстречу компания рослых, физически сильных подростков. Вызывающие, сквернословят, расталкивают прохожих, все от них шарахаются. Их заводила кричал громче всех, расшвыривал прохожих, оскорблял женщин. Вдруг он заметил меня и что-то сказал своим дружкам. Те притихли и остановились, а заводила пошел в мою сторону.

Здравствуйте, не узнаете?

Я же был у вас на консультации. Вы сказали моей матери, что у меня повышен риск что-то натворить и лекарство назначили. Но я его не принимаю. Чувствую себя хорошо, но вот заносит меня куда-то в сторону, не могу надышаться воздухом свободы. Чем занимаюсь? Да ничем. В школу хожу только для видимости. В милицию меня вызвали, устроили разгон, вначале походил в школу, а потом надоело. Мать хотела меня к вам опять повести, а я отказался: педиатр сказал, что я здоров, чего же к психиатру ходить?

Приходи послезавтра.

Пришел. Я убедил мать, что ему необходимо лекарство. Стал принимать. Через месяц мать позвонила: сына будто заменили, стал более послушным, легче поддается разубеждению, почти не хулиганит."

(М.И. Буянов. Беседы о детской психиатрии. М.,1986. С. 121).

Конечно, хулиганство хулиганству рознь, никто не будет всех агрессивных подростков лечить у психиатров. Но некоторые из тех, у кого имеется та или иная аномалия, все же нуждаются во врачебной помощи из-за того, что у них повышен риск вести себя асоциально.

Несомненный интерес для педагогов, занимающихся коррекцией подросткового поведения, представляет также случай из практики М.И. Буянова, описанный им в вышеназванной книге.

Похождения одной невесты.

Этой девочке 15 лет, на вид же можно дать все 25. Родители привели ее к психиатру, чтобы узнать, нужно ли ее выдать замуж "в медицинских целях", не дожидаясь совершеннолетия.

"Невеста" родилась от тяжелой беременности и патологических родов, в дошкольном возрасте отличалась двигательной расторможенностью, вспыльчивостью, раздражительностью. Но постепенно все эти явления прошли. Училась девочка хорошо, хотя быстро уставала. В 12 лет у нее начались месячные, но установились не сразу и первое время были болезненными. Спустя 2-3 месяца родители и педагоги заметили, что девочка изменилась: стала дерзкой, независимой, грубила старшим. Постепенно обнаружилось и другое: у девочки резко возрос интерес к мужчинам (причем не сверстникам, а более старшим), она стала употреблять яркую косметику, все вечера проводила вне дома. В школе по-прежнему училась хорошо.

Вскоре в школу сообщили, что ученица часто бывает в холлах гостиниц, легко знакомится с приезжими, выдает себя за 18-летнюю. Со случайными знакомыми пьет, курит, вступает в интимные связи. Однажды с одним из мужчин подралась, оба попали в милицию. Так родители обнаружили, чем занимается их дочь. Они посоветовались с врачом, и он предложил срочно выдать девочку замуж, но на всякий случай поговорить с психиатром. Выявилась и другая патология. В последнее время у школьницы появилось пристрастие к алкоголю; она много пила и быстро пьянела. В состоянии опьянения была агрессивна, дралась, потом ничего не помнила. Периодически резко усиливался аппетит: наедалась так, что не могла вздохнуть.

Отмечались и некоторые другие расстройства, соответствующие синдрому ускоренного полового созревания, связанному с последствиями раннего органического поражения головного мозга. Родители были предупреждены, что лишь при терпеливом и аккуратном выполнении всех рекомендаций их дочь станет здоровой. В течение трех лет родители выполняли все предписания врача. Большую помощь оказали и учителя: незаметно, ненавязчиво, но решительно и каждодневно они контролировали школьницу, загружали ее общественными поручениями, добивались их неукоснительного исполнения. Педагоги резко увеличили время занятий физкультурой, девочка стала посещать баскетбольную секцию. Состояние "невесты" постепенно улучшалось. В 19 лет она была практически здоровой. Последний раз врач видел ее, когда ей исполнилось 24 года. Она была неузнаваема: училась в университете, было замужем и родила дочь. Никаких болезненных проявлений, которые когда-то так мучили педагогов и родителей, не осталось.

(М.И. Буянов. Беседы о детской психиатрии. М., 1986. С. 122).

Отчего она заболела и почему выздоровела? Ответить на эти вопросы однозначно нельзя. Причин много: девочка в раннем возрасте обнаружила признаки органической патологии нервной системы. Постепенно эти явления относительно компенсировались, но в подростковом возрасте на фоне акселерации наступила декомпенсация, выразившаяся в утрированной, уродливой форме, спровоцированной особенностями возраста.

У всех ли бывает такая симптоматика? Конечно, нет. Миллионы людей прошли или сейчас переживают подростковый период, но далеко не у всех имеет место патология. Лишь у очень немногих встречаются ненормальные признаки подросткового криза , только относительно немногие убегают из дома, бродяжничают, употребляют наркотики, претворяют в жизнь извращенные принципы так называемой сексуальной революции.

Подростковый возраст, как ветрянка, которой надо переболеть. Но у большинства эта возрастная болезнь проходит незаметно, у отдельных детей протекает уродливо, гротескно, с нарушением социальных связей, преступными действиями, попытками самоубийства. Причины такого неблагоприятного течения различны и, конечно, ни в коем случае не могут быть объяснены только биологическими факторами. От поведения родителей, педагогов и всего социального окружения детей зависит многое, иногда судьба человека.

Лихорадочно и болезненно ищущих себя подростков нельзя оставлять в одиночестве. Дело здесь - лучшее лекарство. Дело - не только труд, но и коллекционирование, и иные виды деятельности. При этом не надо думать, будто молодежь знает нечто такое, что недоступно взрослым. Молодые люди еще мало знают о жизни, и их непримиримость и максимализм к взрослым лишь маскируют потребность в действительном учителе жизни. Эти негативные реакции временны, основаны больше на эмоциях и проходят с возрастом.

Вы в гостях у знакомых, у которых двое детей. Девочка спокойная, мальчик же школьного возраста - непоседа, энергия бьет в нем ключом, он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, ни секунды не может усидеть на месте. Родители уже устали делать ему замечания. Все безрезультатно. Каждый из нас может привести такие примеры, каждый хоть раз встречался с такими детьми. Это гиперактивные дети.

Авторы психологического словаря (Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1997) относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития детей не зависит от степени гиперактвиности и может превышать возрастные нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и т.д. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция, наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

В нашей стране распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей стала изучаться с начала 90-х годов. В 1992-1994 гг. были проведены исследования в одной из московских школ и школах г. Шатура. В Москве синдром дефицита внимания с гиперактивностью среди детей 7-12 лет встречался в 18% случаев, несколько меньше в Шатуре - 15%. Среди мальчиков симптомы заболевания выявлялись в 2 раза чаще, чем среди девочек (В.Р. Кучма, И.П. Брязгунов, 1994; В.Р. Кучма, А.Г. Платонова, 1997).

В 1997-1999 гг. И.П. Брязгунова и Е.В. Касатикова провели исследование распространенности заболевания в семи школах г. Владимир, а также в школах г. Ковров, Кольчугин и в трех сельских школах Владимирской области. В исследовании участвовали около 5300 человек.

В результате были получены следующие данные: во Владимире распространенность синдрома дефицита внимания среди детей 7-12 лет составила 10%, а в целом среди детей школьного возраста 4%, в Кольчугино 4%, Коврове 12%. В сельской местности частота симптомов заболевания была 8%. Среди мальчиков симптомы выявлялись в 3 раза чаще, чем среди девочек.

Сравнение результатов двух исследований показывает, что в Москве распространенность заболевания была на 80%, а в Шатуре на 60% выше, чем во Владимире. Различное распределение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в Москве, подмосковной Шатуре и Владимире позволяет предположить влияние неодинаковых социальных факторов на развитие заболевания в этих городах.

Подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, "ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и воспроизводиться…" (Ю.С. Шевченко. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М.,1997). Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, учитель, психолог, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют это сделать. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка "отрицательных" черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним - вполне посильная задача.

Практически в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности учителям и воспитателям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов" (В. Оклендер. Окно в мир ребенка. М.,1997). Вероятно, почти каждому учителю знаком этот портрет.

И все-таки, чтобы выявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами. Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ (схема наблюдений за ребенком).

Дефицит активного внимания.

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность.

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность.

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках успешен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен. Очень часто педагоги задают себе вопрос: "Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет". В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалистов.

Часто считается, что ребенок гиперактивен только на том основании, что очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявления у ребенка импульсивности. Что же такое импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: "Импульсивность - особенность поведения человека (в устойчивых формах - черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все "за" и "против", он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях". Выявить импульсивность можно с помощью анкеты "Признаки импульсивности", разработанной Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной для педагогов, не содержащей специальных медицинских и психологических терминов и поэтому не вызывающей трудностей при заполнении и интерпретации.

ПРИЗНАКИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ (анкета).

Импульсивный ребенок.

1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствуется, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9. Нередко отвлекается на занятиях.

10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.

11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12. Может нагрубить родителям, воспитателю.

13. Временами кажется, что он переполнен энергией.

14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных данных необходимо, чтобы два-три взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15 - 20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 - средней, 1-6 - о низкой.

Как помочь гиперактивному ребенку? Появление такого ребенка в классе с первых же минут осложнят жизнь всего коллектива. Он мешает вести урок, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает учителя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.

При работе с гиперактивными детьми каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для данного случая. И уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную линию поведения. Это, безусловно, очень ответственное решение. Если педагог выбирает неверную стратегию, положение ребенка в детском коллективе и дома может только ухудшиться. Поэтому возрастает необходимость совместной работы педагогов, психологов, медиков.

Однако бывает, что, даже работая в едином ключе, взрослые не могут добиться желаемого результата. Почему?

Денис Д. учится в 3 классе. Он очень много читает, на уроках естествознания и истории любит дополнять рассказ учителя интересными фактами. Правда, при этом бесцеремонно перебивает педагога, вскакивает из-за парты и всегда хочет успеть первым. Однако при написании диктантов и контрольных работ Денис допускает пропуски букв и целых слов в предложениях, ошибается в вычислениях. Учитель и родители, обсудив проблемы ребенка, стараются совместными усилиями помочь ему.

В медицинской карте Дениса стоит диагноз "дефицит внимания с синдромом гиперактивности". Зная, что к проявлениям гиперактивности относятся импульсивность, дефицит внимания, двигательная расторможенность, взрослые приняли решение бороться с недугом жестко и непреклонно. Но не учли того, что от ребенка нельзя требовать выполнения сложной комплексной задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала важно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если учитель хочет, чтобы ученик был внимательным при выполнении задания, то ему не следует замечать, что тот ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя "хорошо", но уже не сможет сосредоточиться на задании. В следующий раз, в подходящей ситуации, учитель сможет тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя в тот момент активного внимания. Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом.

Кроме того, в процессе организации познавательной деятельности гиперактивного ребенка важно учитывать, что ему легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Интересно также, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков повышенной активности и гораздо успешнее справляется с работой.

Любой вид нагрузки должен соответствовать его возможностям. Школьный урок продолжается 40-45 минут, и любой ученик должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного времени. Ему будет легче, если разделить урок на короткие периоды. Например, после выполнения двух-трех заданий можно поиграть с детьми, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев. Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален учитель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это поможет сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие - повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

В работе с подобными детьми важно использовать тактильный контакт. С этой целью следует посадить ребенка рядом с учителем (за первую парту). Проходя по классу, педагог в тот момент, когда ученик начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий "включить" внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.

Школьные программы усложняются год от года. Растет нагрузка на детей, увеличивается интенсивность занятий. Порой за 40-45 минут урока ученикам приходится сменить род деятельности 8-10 раз. Для детей без отклонений это имеет положительное значение, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает. Но гиперактивным ученикам сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому учителю необходимо заранее подготавливать его к смене рода занятий. За несколько минут до окончания выполнения какого-либо задания можно предупредить: "Осталось 3 минуты". Помимо этого в классе на специальном стенде следует отметить основные моменты распорядка дня, очередность выполнения заданий, правила поведения. Причем младшим школьникам легче и удобнее воспринимать информацию, если используются не только слова, но и символы, понятные детям.

Для того чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к воспитателям, учителям, родителям, психологам, которые отрывают его от интересного и понятного дела, можно использовать не словесные сигналы, а, к примеру, сигнал таймера, заведенного на определенное время. О том, на какое время завести таймер и что необходимо будет сделать после его сигнала, ребенку объясняют заранее. В этом случае у него не возникает агрессии по отношению к педагогу, и он готов к перемене вида деятельности. Естественно, это не решит полностью проблемы, но поможет сохранить добрые отношения с ребенком.

С первых же дней обучения в школе ребенку приходится перестраивать свою жизнь, менять привычки. На каждом уроке и даже на перемене ему приходится подчиняться новым требованиям и правилам. Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые, ему приходится очень трудно. Именно поэтому целесообразно специально учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкциям. Для этого можно использовать следующий прием. Когда педагог дает ученикам новое задание, он просит именно гиперактивного ребенка "озвучить" правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо делать. В процессе выполнения, если ребенок нарушит одно из правил, установленных им же, учитель может без лишних слов указать ему на список правил. Свод правил может иметь постоянное название, например, "Советы самому себе". В тех случаях, когда составление такого свода правил невозможно или нецелесообразно, педагог может ограничиться только словесной инструкцией. Но при этом важно иметь в виду: инструкция должна быть очень конкретной и содержать не более 10 слов. В противном случае ученик все равно не услышит педагога и не запомнит инструкции. Педагог должен четко установить правила и предупредить о последствиях их несоблюдения. Однако следует также объяснить ребенку, что если он "нечаянно" нарушит какое-либо правило, это не означает, что все для него потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку. У него все получится, и учитель в него верит.

Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И здесь приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут.

Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивный, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации педагог остается спокойным, так как нет хладнокровия - нет и преимущества. Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, следует остановиться на несколько секунд (например, сосчитать до 10). Тогда можно избежать эмоциональной вспышки и чувства вины за проявленную слабость, лучше понять ребенка, который нуждается в поддержке учителя.

Итак, школьная программа коррекции включает:

- изменение окружения (место ребенка в классе - рядом с учителем, изменение режима урока с включением минуток активного отдыха, регулирование отношений с одноклассниками);

- создание положительной мотивации, ситуаций успеха;

- коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии;

- регулирование ожиданий, так как положительные изменения в поведении ребенка проявляются не так быстро, как хотелось бы окружающим.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»