Цветы на поминальную трапезу 40 дней. Что можно и нельзя делать родственникам после похорон

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

40 дней после смерти являются особенной датой, так как именно в это время и выносится вердикт, постановляющий то место для души, где она будет находиться до Страшного Суда.

Если вы хотите, чтобы умерший попал в лучшее место, то нужно за него молиться, ведь это верный путь к тому, чтобы вердикт изменили в пользу лучшего варианта.

Но за самоубийц можно молиться только в том случае, если священник благословил вас на это. Также за самоубийц запрещено подавать какие-либо записки.

Поминки - означают поминовение. Изначально их устраивали для бедных людей, которые вкусив пищу, могли бы помолиться за усопшего. На поминовение нет смысла созывать близких, особенно неверующих, так как они ничем не принесут пользу умершему. Простое присутствие на поминках ещё не значит, что такие люди помянули.

Нужно обязательно поестить кладбище: побыть рядом с могилой и вспомнить светлые моменты из жизни, связанные с этим человеком. В это время можно обдумать, какое постоянное надгробие будет установлено - доступный мраморный памятник или .

40 дней после смерти - как поминать умерших

Лишь искренней молитвой можно помянуть человека. Именно поэтому желательно собирать на поминки людей верующих, которые помолятся за умершего. Поминки нужны для установления связи с душой погибшего, а если это не достигается, то и смысла в поминовении нет.

Хотелось бы, чтобы люди понимали, что стол во время поминок, когда наступает 40 дней после смерти , не должен блистать изысканными блюдами и соответственно напитками.
Еда должна быть максимально простой, а лучше всего постной. Еда должна побуждать вас к молитвам, именно для этого идеально сгодится простая еда.

По православным традициям на каждых поминках должно быть такое блюдо как кутья. Оно символизирует собой перерождение и счастье в будущем. Поминки начинаются с особой молитвы над кутьей, затем каждый присутствующий должен вкусить лишь по одной ложечке этого блюда. Уже упоминалось, что постная пища хорошо подойдет к столу, особенно в постное время. Лучше всего соблюдать все правила поста, таким образом, мы показываем Господу, что следим за всеми заповедями и выражаем свою великую любовь жертвами.

На поминках мы стараемся сблизиться с усопшим, делаем всё возможное, чтобы появилась некая священная связь, но алкоголь на поминках никак не позволит её обрести. Пьющий человек вредит усопшему, он только отдаляется от него. Душа пьянствующего будет разлучена с душой, которая отправляется в Лучшее место. В аду каждая душа остается в полнейшем одиночестве. Именно поэтому мы должны сделать всё, чтобы за сорок дней после смерти чаша весов склонилась в пользу Святого места.

Если поминки не выпадают на пост, то всё равно нужно избегать яства, которые создаются только для того, чтобы наесться. На поминовении главное - молитвы, а не еда, здесь важны молитвы, а не ублажение гостей.

Стол на поминках должен быть устроен из соображения следующих правил: алкоголь лучше избегать вообще, он ни к чему, постная или самая простая пища, способствующая молитвам. Больше пользы вы сможете принести, пожертвовав деньги на благотворительность, а не на организацию шикарного стола. Расставляйте приоритеты.

Ни в коем случае нельзя воспринимать поминки как сбор всех родственников, как светское мероприятие или застолье. Очень важно помнить, что самым главным действием должны стать молитвы во имя усопшего.
Если вы боитесь, что усопший не может обрести покой или же хотите утешить его на том Свете, сходите к батюшке на исповедь перед всеми молитвами. Нет ничего более приятного для умершего, чем исповедания. Исповедаться во всех грехах и продолжать молиться в храме - самое лучшее, что вы можете сделать для души усопшего.

Почему это так важно? Потому что мы приобретает гармонию, становимся близки с Господом и близкими. Благодаря этому, молитва становится такой сильной и приносит пользу и радость помершему.

Откажитесь во имя усопшего от какого-нибудь греха. Это также придаст ему покой и утешение. Даже, если вы не сможете молиться, но откажетесь хотя бы на какой-то срок от какого-то греха, то такие действия также зачтутся в качестве жертвы и послужат пользой того, ради кого всё это делается. К примеру, можно отказаться от какой-нибудь плохой привычки: бросьте курить или откажитесь от алкоголя. Всем будет от этого только лучше.

Что касается завешивания зеркал, то по сути, это довольно бесполезное действие. А вот что можно сделать, так это перестать смотреть телевизор, хотя бы на срок сорока дней. Смотрящие телевизор, очень далеки от духовной близости с умершим и, соответственно, они не смогут почтить его своими молитвами или действиями.

Все эти бездумные программы только отупляют и убивают всё духовное в человеке на очень длительный срок. Отказавшись от телевизора, мы не только станем ближе с душой человека, но и обогатим свой внутренний мир. К тому же, когда мы смотрим телевизор, то душа усопшего, наблюдая за нами, разочаровывается в нас, ведь вместо молитв мы проводим время бездумно у телевизора. Теряется весь смысл прошлых стараний, вся связь теряется. Все священные действия были напрасны, ведь мы сами же вредим той связи, которую так старательно пытались поддержать.

Не предавайтесь веселью и развлечениям в течение всех этих сорока дней. Ведь во время траура не принято развлекаться и веселиться, иначе бы это время и вовсе не звалось трауром. Веселье лишь разрывает ту тесную связь с усопшим. Во время празднования чего-либо мы напрочь забываем о своей главной обязанности, мы погружаемся в атмосферу веселья и опять же теряем хрупкую связь, которую так нелегко обрести вновь. Давайте же не будем рушить все наши старания, предаваясь примитивным развлечениям. У вас ещё будет время повеселиться и возможно уже в скором времени, вот только сорок дней после смерти - явно не это время. Постарайтесь держать себя в руках.

Как одеваться на 40 дней после смерти

Какова роль траурного одеяния? Очень важно внешне показать траур, носить соответствующую одежду, ведь она помогает держаться в строгости и соблюдать должное поведение, а также побуждать к молитвам. Однако нужно помнить, что траур выражается не только одеянием, но и состоянием души. Поэтому нужно конечно же в первую очередь позаботиться о состоянии душевном, нежели внешнем облике, так как одежда лишь является вспомогательным атрибутом для обретения того самого душевного состояния.

Всё в человеке тесно связано, состояние души зависит от положения тела и, соответственно, от облачения. Вот почему важно, чтобы ваша одежда была простой и строгой, никакой вычурности и открытости. Никакой декоративности, практичное одеяние - самое то. Возможно, каждый замечал, что когда одежда не соответствует обстановке, то вы чувствуете себя неуютно, а ещё, что одежда частично задает тон вашему настроению, именно поэтому неподобающая одежда будет отвлекать вас от самого важного дела на поминках после 40 дней после смерти - от молитв.

Забудьте об открытом наряде, он здесь совершенно ни к месту, да и к тому же, он только огорчит душу усопшего из-за проявления самого настоящего неуважения к нему. Заботясь о стиле, вы уделяете меньше внимания молитвам, тем самым вы приносите с собой негативную энергетику, которая будет только во вред усопшему, которому так требуются наши молитвы для обретения полнейшего спокойствия и умиротворения.

Поэтому собравшись на поминки, думайте прежде всего об усопшем, о том, как именно можно облегчить ему судьбу, как сделать так, чтобы он попал в лучший мир.

Смерть родственника или близкого друга – событие, которое наполняет сердце скорбью. Но верующие люди обретают утешение, делая всё возможное, чтобы душа усопшего безболезненно перешла за грань земного. В христианстве принять считать, что участь души человека решается на сороковой день после его смерти. Душа простится с земной жизнью, со всем, к чему она привыкла, что любила. И покинет мир живых навсегда.

Приближение решающей даты

Молитва – главная поддержка, которую вы оказываете душе усопшего. Пока её судьба ещё не решена, близкие люди могут своими искренними молитвами смягчить вердикт Высших Сил. Господь, видя ваше искреннее стремление помочь душе родного человека воссоединиться с Ним, может простить грехи покойному, проявив отеческое милосердие.

Другие важные моменты:

  1. Траурные одежды. Ношение особых строгих (не обязательно чёрных) одежд в течение сорока дней поможет вам избежать крайностей в поведении – суеты, неудержимой истерики.
  2. Отказ от развлечений, вредных привычек.

Подготовка к поминкам

Душа усопшего на сороковой день возвращается к месту своего земного обитания (ненадолго), а после того, как родственники проведут поминки, оставит землю навечно. Верующие люди убеждены: «проводы» – это помощь, которую мы оказываем, чтобы душа покойного обрела Царствие Небесное.

Напомним, какие блюда уместны на поминках:

  • Кутья . Это главное блюдо на поминках.
  • Пироги (с рисом, грибами, творогом).
  • Кисель из ягод.
  • Нарезка из сыра, колбасы (если поминки припадают на пост, мясные блюда – под запретом).
  • Картофель (тушёный или в виде пюре).
  • Блюдо, которое покойный любил. Это может быть салат, рагу, блинчики. Слишком сложные, экзотические блюда готовить нежелательно.

От алкоголя в такой день лучше отказаться.

Кого приглашать на поминки?

На сороковой день после смерти усопшего его родственники и друзья собираются на поминки, чтобы почтить его память, вспомнить значимые (светлые) моменты из жизни усопшего. Важно для души почившего, чтобы люди, которые знали его при жизни, вспомнили о его добрых делах, о лучших чертах его характера.

Принято приглашать на «проводы» не только близких друзей и родню человека, ушедшего в мир иной, но также и его коллег, учеников, наставников. В идеале, каждый, кто хорошо относился к покойному, может прийти на поминки. Ведь сороковины – это день окончательного расставания души с миром живых.

Не стоит тратить большие суммы денег, чтобы поразить приехавших на поминки родственников разнообразием блюд. Разумнее будет оказать финансовую помощь сиротам или людям, обременённым тяжёлыми болезнями.

Перед поминками следует разобрать вещи покойного и раздать родственникам, друзьям. Выбрасывать их нельзя. Чем больше искренних молитв о душе покойного прозвучит на сороковой день после его кончины, тем лучше будет всем. И покойному, и тем, кто скорбит о нём. Обсуждение каких-то тёмных тайн усопшего, его ошибок и неблаговидных поступков – табу. Если вы знаете, что на поминках будут люди, склонные сплетничать, переговорите с ними заранее и попросите, чтобы они вели себя учтиво.

Куда идти?

На сороковой день родные усопшего идут в церковь и подают записку «Об упокоении». Разумеется, такие записки разрешено подавать лишь за тех, кто был крещён. Можно отнести в церковь часть вещей умершего человека – всегда найдутся те, кто будет рад даже скромному дару.

Посещение кладбища – второй важный момент «проводов». Родственники, собираясь на кладбище, берут с собой букеты цветов , лампадки. В каждом букетике, который будет возложен на могилу почившего, должно быть чётное количество цветов.

В этот день будет решено, попадёт ли душа усопшего в Свет… или присоединится к Тьме. Если вы возложите цветы на могилу усопшего, помолитесь об успокоении его души – это будет лучшим способом выразить ему свою любовь.

Суета и споры – не для этого дня…

Стоит заранее определиться, кто будет ведущим на поминках. Чаще всего эту роль берёт на себя супруг (супруга) умершего. Если боль утраты настолько сильная, что человеку трудно без слёз говорить об ушедшем, можете назначить «ведущим» кого-то из друзей, коллег покойного. Что следует делать ведущему:

  • Проследить, чтобы поминальную речь произнесли все желающие.
  • Не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или – в ссору.
  • Уловить момент, когда гости устанут от происходящего, начнут говорить о будничных вещах. Это сигнал, что поминки нужно заканчивать.

Разговоры о наследстве, болезнях членов семьи, о личной жизни гостей – не то, что должно звучать за поминальным столом. Поминки – это «подарок» душе усопшего, а не повод оповестить мир о собственных проблемах.

Дополнительно

Смерть - это горе и боль для близких усопшего. Естественным утешением является стремление помочь, облегчить умершему переход на другие грани бытия.

Согласно христианской религии, 40-й день считается самым важным из всех поминальных дней, потому что в этот период душа навсегда прощается с землей и покидает её. Многими организовываются на 40 дней после смерти поминки. Что говорить в этот день и как себя вести?

В чем смысл поминального обряда

Важно знать - суть поминального обряда заключается в том, чтобы сделать переход души умершего человека в другой мир безболезненным, помочь душе предстать перед Богом, ощутить покой и умиротворение. А это достигается с помощью молитв. Все, что будет сказано об умершем человеке в этот день: добрые слова, молитвы, хорошие воспоминания и речи, помогут душе выдержать Божий суд. Поэтому так важно соблюдать все традиции, связанные с этим днем, и знать,как провести поминки 40 дней после смерти.

Главное в этот день - молиться. Это можно делать самому, а можно пригласить священника.

Христианские традиции поминовения усопших на 40 день

Обряд поминовения известен с самого начала зарождения христианства. Цель обряда - подарить душе ушедшего в иной мир покой и умиротворение, помочь познать вечное небесное Царство.

Для этого за поминальным столом должны собраться родственники, близкие и друзья умершего. Когда организовываются на 40 дней после смерти поминки, что говоритьприсутствующим? Считается, что чем больше людей помянет в своих молитвах покойного, тем лучше будет душе того, за кого молятся. В этот день принято вспоминать моменты из жизни почившего, делая акцент на его добродетелях и хороших поступках.

Жизнь не стоит на месте, если раньше поминки проводили в доме умершего, то сейчас это можно сделать в ресторане или кафе. Традиции православия обязывают в этот день принимать больше людей, чем на 9 день, ведь душа покидает землю, и с человеком должны проститься не только родственники, а и все, кто желает это сделать.

40 дней после смерти, поминки: что говорить на кладбище?

Посещение могилы умершего человека - обязательная часть поминального ритуала. С собой нужно взять цветы и свечу. На кладбище принято нести парное количество цветов, четные числа - символ жизни и смерти. Возложение цветов - самый лучший способ выказать уважение умершему.

Придя, следует зажечь свечу и помолиться об успокоении души, потом просто можно постоять, помолчать, вспоминая хорошие моменты из жизни усопшего человека.

На кладбище не устраивают шумных разговоров и обсуждений, все должно проходить в атмосфере спокойствия и умиротворения.

Поминовение на сороковины в церкви

Церковное поминовение - это упоминание имени умершего во время молитвы за Литургией для спасения души и вечного блага поминаемого. Обряд проводится после того, как родственники умершего подадут записку «О упокоении». Важно знать, что в этой записке подаются имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви.

Для родственников умершего самым лучшим видом пожертвования будет свеча за покойника. В момент установки свечи нужно помолиться за упокой души, прося, чтобы Господь простил вольные и невольные грехи умершего человека.

По канонам православия, поминки (40 дней после смерти) раньше установленного срока не проводят. Если все же по стечению обстоятельств приходится проводить обряд в более раннюю дату, то в следующие после сороковин выходные нужно обязательно раздать милостыню. В этот же день провести и церковное поминовение.

Организация поминального стола

Цель поминального обеда - вспомнить умершего человека, помолиться за упокой его души, оказать психологическую поддержку нуждающимся, поблагодарить людей за участие и помощь. Нельзя устраивать обед с целью поразить приглашенных дорогими и изысканными блюдами, похвастаться обилием яств или накормить до отвала.

Главное - не пища, а объединение в горе и поддержка тех, кому тяжело. Важно учитывать главные правила христианства: ограничение в приеме алкогольных напитков, пост и наличие на столе самых простых блюд.

Не стоит воспринимать поминки как застолье. Большие растраты в этом случае неоправданные, гораздо полезнее будет направить финансовые вложения в область благотворительности.

Если прошло уже больше 40 дней после смерти, поминки можно позжеустраивать, в случае если будет перенесен только поминальный стол. Молиться же о душе покойника нужно именно на 40 день.

Основные блюда поминального стола

Накрывая на стол, желательно отдать предпочтение постным блюдам. Во главе стола должна находиться кутья. Это каша, сваренная из цельных зерен, с добавлением меда, орехов и изюма. Блюдо олицетворяет собой возрождение души, символизирует блага вечной жизни.

Состав блюд в основном зависит от традиций семьи, устраивающей поминки. Традиционно готовят: блины, пирожки, каши, щи и кисель. Допустимы различные закуски: салаты, овощная или мясная нарезка. Среди первых блюд: борщ, лапша на курином бульоне, свекольник. Гарнир - гречневая каша, плов или пюре. Церковь против спиртных напитков, в любом случае их употребление следует ограничить.

Если поминки совпали с постом, то мясо следует поменять на рыбу. Из салатов отлично подойдет винегрет. Пусть на столе будут грибы, овощи и фрукты. Главное на поминках - подкрепить силы для того, чтобы продолжать неустанно молиться за покойника.

Как подготовить поминальную речь

Ни одни поминки не обходятся без произнесения поминальной речи. Иногда специально для этого случая приглашают ведущего, который поможет правильно расположить порядок выступлений. Если ведущий отсутствует, его роль должен взять на себя кто-то из близких родственников.

Когда устраиваются на 40 дней после смерти поминки, слова, произносимые за столом, должны быть распределены с соблюдением некоторой очередности выступающих. Сначала речь произносят самые близкие родственники, потом друзья и в последнюю очередь знакомые.

Не стоит слишком сильно надеяться на импровизацию. Это печальное событие, и слушать вас будут люди, у которых горе. Краткость и точность - вот главные критерии поминальной речи. Постарайтесь найти время, чтобы потренироваться дома, так вы сможете определиться, где стоит промолчать, а что добавить.

Приходят обычно все самые близкие на поминки (40 дней после смерти). Речь, произносимая за столом, не должна состоять из биографии умершего человека, ведь там будут люди, которые и так хорошо знают все жизненные этапы покойника. Очень хорошо рассказать о каком-то факте из жизни, который послужит доказательством добродетелей покойного.

Когда готовятся на 40 дней после смерти поминки, стихи, посвященные траурному событию, могут быть как никогда кстати. Они помогут настроиться на лирически-трагический лад, способствующий созданию атмосферы поминок.

Свою речь можно дополнить фотографией умершего или вещью, принадлежавшей ему, которая докажет присутствующим о том, каким хорошим человеком был усопший. Избегайте упоминания об ошибках покойного, сплетнях и тайнах. Таким речам за поминальным столом не место.

Примерный вариант речи

Многие задумываются, когда организовывают на 40 дней после смерти поминки: "Что говорить?"... Установленного варианта такой речи нет. Самое главное - произносить слова от души. Но все же есть определенные правила, используя которые можно подготовиться и правильно высказаться во время поминального обряда.

Начинать следует из приветствия присутствующих с последующим рассказом о том, кем вы приходитесь почившему. Скажите несколько слов о трауре и переходите к рассказу о хороших сторонах человека, которого поминают. Если есть возможность, вспомните хорошие моменты, пережитые вместе. Очень уместным будет вовлечение в воспоминания других людей, чтобы ваш рассказ дополнился хорошими воспоминаниями. Речь заканчивают обещанием вечно помнить того, кого поминают.

Все же поминать умершего человека можно всегда, когда вам захочется. Главное - соблюдать основные правила поминального обряда: молитва, милостыня и хорошие воспоминания об умершем.

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.

8.1. Как выдержать горе при смерти близкого человека? Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь молитвой о нем. Христиане веруют, что жизнь со смертью не кончается, что смерть тела не есть смерть души, что душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо в тихой молитве. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь. С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир.38:20, 21, 23). 8.2. Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер? Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, частично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, некоторые из них связаны с гаданиями на зеркалах.

А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются . Завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.

– Прощальное целование умершего происходит после его отпевания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

8.4. Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

– После отпевания умершего икону можно взять домой, а можно оставить в храме. В гробу икону не оставляют.

8.5. Что положено употреблять в пищу на поминках?

– По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и молитвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения принесенной из храма кутии. Кутия или коливо – это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добрыми словами о почившем.

К сожалению, укоренился плохой обычай поминать за этим столом усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это грешно и постыдно со стороны христиан – совершать такое поминовение, приносящее невыразимую скорбь новопреставленной душе, которой в эти дни выносится решение Божьего Суда, и она жаждет особенно усердной молитвы к Богу.

8.6. Как помочь усопшему?

– Облегчить участь усопшего вполне возможно, если творить за него частые молитвы и . Хорошо ради усопшего потрудиться для Церкви или в монастыре.

– Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.

8.8. Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

– Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия. Надо делать добро за усопшего: жертвовать в монастырь, в церковь, раздавать вещи умершего, покупать священные книги и дарить верующим со дня его смерти до сорокового дня и после него. В 40 дней после смерти душа определяется в то место (блаженства или мучения), в котором она будет пребывать до Страшного Суда, до второго Пришествия Христова. До наступления Страшного Суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.

8.9. Для чего нужна смерть тела?

«Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем.1:13,14). Смерть появилась в результате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем.1:15,16). Для многих людей смерть является средством спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха.

Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы-Каины, предающие Господа Иуды и другие им подобные? Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна.

8.10. Для чего совершается поминовение усопших?

– Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников – вплоть до их полного оправдания.

8.11. Какое поминовение усопших является самым важным?

– Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – поминание их на Литургии. Необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Бескровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой об отпущении грехов новопреставленного. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

8.12. Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека? Что необходимо делать в эти дни?

– Святое Предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и благочестия о тайне испытания души после отшествия ее от тела. Первые два дня душа преставившегося пребывает еще на земле и с сопровождающим ее ходит по тем местам, которые притягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему – Богу всяческих. В этот день благовременно церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.

Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пребывает шесть дней – от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Милосердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь – ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни совершаются панихиды и литии.

Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пустыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

Во все эти дни очень важно на Литургию и (или) панихиду.

8.13. Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик?

– Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усопшем не запрещается – можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви. Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины.

8.14. Можно ли заказать панихиду по усопшему некрещеному?

– Некрещеных Церковь не может поминать по той причине, что они жили и умерли вне Церкви – не были ее членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обещал любящим Его.

Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома (читают канон) святому мученику Уару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика Уара известно, что он своим ходатайством избавил от вечных мук родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были язычниками.

8.15. Кто такой новопреставленный, приснопоминаемый?

– В течение сорока дней после кончины усопшего называют новопреставленным. В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.

8.16. Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

– Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды.

8.17. Молятся ли за нас усопшие?

– Если усопший праведен, то сам он, находясь перед Престолом Божиим, ответит на любовь молящихся о нем и своей горячей молитвой.

8.18. Надо ли служить панихиду по младенцу?

– Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов (так как у младенцев нет сознательно совершенных грехов), а просят сподобить их Царства Небесного.

8.19. Можно ли молиться о упокоении самоубийц и поминать их в храме?

– В основе самоубийства лежит неверие в Промысл Божий и отчаяние – это смертные грехи. Смертные потому, что не дают места покаянию, удаляют от человека спасающую Божию благодать. Человек добровольно и всецело отдает себя во власть диавола, преграждает к себе все пути для благодати. Как же для него будет возможно воздействие этой благодати? Вполне естественно, что Церковь не может приносить за таких людей умилостивляющей Бескровной Жертвы и никакой молитвы вообще.

Если человек, лишивший себя жизни, был душевнобольным или был доведен до самоубийства издевательствами и притеснениями (например, в армии или местах лишения свободы), то его отпевание может быть благословлено правящим архиереем. Для этого надо подать письменное прошение.

Частная, домашняя молитва об упокоении самоубийц не запрещается, но это надо делать с благословения духовника.

8.20. Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

– Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю надо крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.

Традиция совершать заочное отпевание и появилась в ХХ веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над телом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по причине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.

8.21. Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но последовательно три службы?

Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней – до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и потом каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговременное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай – заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет значения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

8.22. Можно ли заказать панихиду по не отпетому усопшему?

– Если он был крещен в Православной Церкви, не был богоборцем и не покончил жизнь самоубийством, то можно заказать панихиду, можно и отпеть заочно.

8.23. Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

– За самоубийц Церковь не молится никогда. Надо покаяться в содеянном на Исповеди и больше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

8.24. Что такое родительская суббота?

– В определенные дни года Церковь поминает всех почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии поминаются все усопшие христиане. После Литургии бывают и общие панихиды.

8.25. Когда бывают родительские субботы?

– Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопустная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские субботы бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриевская родительская суббота.

8.26. Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

– Молиться о упокоении можно и нужно всегда. Это долг живых перед усопшими, выражение любви к ним, так как сами усопшие уже не могут за себя молиться. Все субботы года, на которые не выпадают праздники, посвящаются поминовению усопших. Но молиться об усопших, подавать записки в храме и заказывать панихиды можно в любой день.

8.27. Какие еще есть дни поминовений усопших?

– Радоница – через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 9 мая, в праздник Победы над фашистской Германией. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября по новому стилю).

8.28. Зачем надо приносить в храм продукты?

– Верующие приносят в храм различную снедь для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью – помянуть усопших.

8.29. Что такое канун?

– Канун (или канунник) – это специальный стол (квадратной или прямоугольной формы), на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь ставят свечи и можно положить продукты для поминовения усопших.

8.30. Какие продукты можно положить на канун?

– Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

8.31. Если человек умер в сплошную седмицу перед Петровым постом, это что-либо означает?

– Ничего не означает. Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление. «Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем.1:12). «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл.7:17).

8.32. Какая душа не проходит мытарств после смерти?

– Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божественные руки. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти и все делать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл.12:13,14).

8.33. Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

– Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл.11:5). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности и независимо от времени кончины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедовался и не причащался, но умер на Светлой седмице, как можно утверждать, что он получил Царствие Небесное?

8.34. Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?

– Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники почившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаявшись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, простят ему все обиды и сами испросят прощение.

8.35. Сколько дней носят траур по усопшему?

– Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку, так как на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

8.36. Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

– Главными днями памяти усопшего являются годовщины кончины и тезоименитства. День кончины – это день второго рождения, но уже для новой – не земной, а вечной жизни. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы и подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии).

8.37. Можно ли кремировать усопших?

– Кремация – это чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культов. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положительные указания христианского вероучения на иной и единственно допустимый способ погребения тел – это предание их земле (см.: Быт.3:19; Ин.5:28; Мф.27:59,60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существования и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью – верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по мирскому – покойником) до воскресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.

Если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно. Кремация может быть допустима лишь в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

8.38. Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

– Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значительным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

8.39. Что делать, если снится умерший человек?

– На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забывать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва (в храме и дома) за усопших близких – долг каждого православного христианина.

8.40. Что делать, если после смерти близкого человека мучает совесть о неправильном отношении к нему при жизни?

– Для умершего человека живущий может сделать гораздо больше, чем когда тот был жив. Усопшие очень нуждаются в молитве и подаваемой за них милостыне. Поэтому надо все свои силы отдать молитве: читать дома Псалтирь, подавать в храме записки о поминовении, кормить нищих и бездомных, помогать старым и больным и просить их поминать усопшего. А чтобы успокоилась совесть, надо пойти в храм на Исповедь и искренне рассказать священнику все, в чем она обличает.

8.41. Что делать при посещении кладбища?

– Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочитать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

8.42. Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?

– Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду – лучше отдать ее нищему или голодному.

8.43. Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?

– Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших – родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

8.44. Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?

– Брать собаку на кладбище с целью выгула, конечно, не стоит. Но в случае необходимости, например, собака-проводник для слепого или с целью охраны при посещении отдаленного кладбища можно взять ее с собой. Нельзя допускать, чтобы собака бегала по могилам.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»