Домашняя работа (2011) смотреть онлайн. Домашнее задание – новые тенденции в педагогической науке и практике

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Namų darbai statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymo organizavimo forma, kai mokymas mokykloje tęsiamas atliekant įvairius darbus namie. Per pamoką mokinys pasirengia namų darbams, jam nurodoma, ką ir kaip reikės daryti. Skiriami sakytiniai… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Домашняя работа The Art of Getting By … Википедия

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА - форма обучения, имеющая целью закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков, самостоятельное усвоение доступного материала и дополнительной информации, выполнение творческих работ. Самостоятельная познавательная трудовая деятельность… …

Домашняя канарейка … Википедия

работа - 1. Деятельность человека; занятие, труд. Об интересной, самоотверженной, быстрой, четкой работе. Активная, беззаветная, бесперебойная, бешеная, благодарная, бодрая, быстрая, вдохновенная, веселая, взволнованная, воодушевленная, высококачественная … Словарь эпитетов

домашняя мастерская - Рис. 1. Общий вид мастерской. Рис. 1. Общий вид мастерской. домашняя мастерская предназначается главным образом для изготовления и ремонта предметов домашнего обихода и мебели, декоративных элементов интерьера, различных приспособлений, садового … Энциклопедия «Жилище»

Домашняя самостоятельная работа - составная часть процесса обучения, способствующая формированию у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 415)… … Педагогический терминологический словарь

ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА - форма организации учебного процесса, самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Виды Д. у. р.: п о характеру познавательной деятельности репродуктивная и… … Педагогический словарь

ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА - составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию преподавателя самостоятельной учебной и практической работы после занятий (уроков, лекций, семинаров). Учебной программой предусмотрен целесообразный объем… … Профессиональное образование. Словарь

Бенгал Гибридное происхождение … Википедия

Книги

  • Домашняя работа по алгебре за 8 класс к учебнику Ю. Н. Макарычева «Алгебра. 8 класс». ФГОС , Кубатько О.И.. Домашняя работа по алгебре за 8 класс. К учебнику Ю. Н. Макарычева и др. "Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций" . Издание пятое. ФГОС (к новому…
  • Домашняя работа по английскому языку за 7 класс. К учебнику Ю. Е. Ваулиной "Spotlight"+к рабочим тетрадям. ФГОС , Гарист Н.А.. ДОМАШНЯЯ РАБОТА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ЗА 7 КЛАСС. К учебнику Ю. Е. Ваулиной и др. "Английский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе" . ФГОС (к…
Дифференцированные домашние задания в начальной школе.

Домашняя работа - это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учи теля, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.

На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.

Задавание на дом уроков - палка о двух концах, и если оно методически не продумано, то может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учёбе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности.

Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию.

    Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

    По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

    Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны знать, что и как делать.

    Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

    Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным.

Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Подготовка к выполнению домашней работы

    Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда их внимание не так рассеяно и силы не на пределе. Задание нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

    Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем: внимание может быть сосредоточено либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении.

    Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

    В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

    Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

Организация проверки домашнего задания

При проверке домашней работы учащихся задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Возможные формы проверки:

    фронтальный контроль;

    выборочный контроль;

    взаимоконтроль учащихся при работе в парах;

    самоконтроль учащихся.

Задания учащимся для проверки домашней работы:

    выделить главное в теории и выполненных упражнениях (заданиях);

    сжать (концентрированно подать за максимально короткое время) материал;

    дать рецензию на ответ, дополнить, обобщить, сделать выводы, высказать свое отношение к излагаемому материалу;

    нацелить постановкой вопросов на упущенное, но существенное в ответах соучеников;

    выделить вопросы и проблемы, разрешить которые мы не можем на данном уровне знаний (подведение к новой теме);

    продолжить ответ одного ученика ответом другого (логически или в виде плана);

    выполнить самостоятельно задания с измененными условиями;

    взаимопроверка в парах; самооценка выполненных заданий;

    повторное выполнение заданий без изменения условий;

    повторно возвратиться к информации (заданиям), в которой учащиеся допускали ошибки (в конце урока или на следующем);

    составить вопросы к теме, изучаемой дома.

Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.

Перегрузку учащихся могут вызвать:

    чрезмерно большое домашнее задание;

    чрезмерно трудное домашнее задание;

    несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;

    неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский справедливо говорил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость.

Домашние задания учащимся начальных классов даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

в 1-м классе (со вто рого полугодия) - до 1 часа;

во 2-м - до 1,5 часов ;

в 3-4-х - до 2-х часов.

Примерный объем домашних заданий

для учащихся 2-4-х классов

п\п

Учебный

предмет

2 класс

3 класс

4 класс

Математика

Задача или 2 столбика примеров

Задача или 3 столбика примеров,

но всего не более 16

Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

Русский язык

15-17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

25-28 слов упражнение для

домашней работы

может включать не более

одного грамматического задания

35-37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

Литературное чтение

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 3-3,5 страниц

Окружающий мир

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 2,5-3 страниц

Объем и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать СанПиНу по каждому классу (устные и письменные задания, включая иностранный язык). Объём домашних заданий по всем предметам в совокупности даётся учащимся с учётом возможностей их выполнения, но не должен превышать 50% объема аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала.

Необходимо учесть, что в максимальные нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся с различным потенциалом. Отсюда следует, что нормы домашних заданий предполагают дифференцированный подход к каждому школьнику (объем, характер и степень сложности домашних заданий, включая иностранный язык).

Домашняя учебная работа - самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, по под его опосредованным влиянием.

Виды домашней работы: по характеру познавательной деятельности - репродуктивная и творческая; по учебным действиям - выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений, изготовление пособий и т.п.

Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на уроке знаний, умений, навыков; самостоятельное усвоение вполне доступного материала и дополнительной информации; выполнение творческих и практических работ. Самостоятельная познавательная и трудовая деятельность воспитывает характер и укрепляет знания.

Организация домашних заданий - особая часть урока, которая в большинстве случаев имеет место в конце его. Уже при планировании уроков для нее предусматривается определенное время. Задавание домашних уроков должно быть основательно подготовлено и продумано.

Необходимо принимать во внимание следующие требования:

  • Задавание домашних уроков должно быть своевременным. Их нельзя задавать после звонка или поверхностно. Надо отводить достаточное время для объяснения учащимся домашних заданий. Они обязаны точно записывать их и иметь время для постановки возникших вопросов.
  • Домашнее задание, как правило, органически связано с темой урока. Если же учитель по какой-либо причине (например, домашнее задание как подготовка к новой теме) отказывается от этого, то он должен сказать об этом учащимся. В таком случае необходимо особенно тщательно разъяснить домашнее задание.
  • Организация домашнего задания должна быть ясной, понятной и точной.
  • Задавание уроков на дом должно быть доступно. Учитель при их задавании может употреблять только тс понятия, которые учащимся уже знакомы. Объяснение домашнего задания должно соответствовать уровню развития учащихся так же, как и степень трудности самого задания. Но при этом нельзя делать их чрезмерно легкими.
  • При задавании домашних уроков необходимо обращать внимание на владение учащимися необходимой техникой работы. Если они ею не владеют, то нужно объяснить и поупражняться в ней.

Во многих современных технологиях учащимся предлагается выбор при выполнении домашнего задания, которые могут носить, творческий, исследовательский характер. Для учителя важно не то, что все должны выполнить одно и то же задание, а достижение поставленной учебной задачи, формирование положительного отношения к ее выполнению, поддержание интереса, развитие поисковых умений. Так, в технологии Ш. Л. Амонашвили, например, по родному языку учащиеся дома могут прочитать текст, который читали в классе, или подобрать тексты, аналогичные классному и прочитать их, или написать сочинение на изучаемую тему, или написать книжку.

Особое внимание уделяется контролю домашних заданий. Так как домашняя работа учащихся является частью образовательной и воспитательной работы, то учитель должен систематически ее проверять. Учащиеся должны знать, что их домашняя работа будет обязательно проверена. Это не может проходить поверхностно, схематично. Проверку заданий учителю надо проводить особенно добросовестно. Поэтому уже при подготовке к занятиям он устанавливает время, место на уроке, методы проверки. Необходимо при этом учитывать, что имеются не только письменные задания. Должны проверяться и другие домашние работы, например, заучивание наизусть стихотворений, упражнения в чтении, выполнение рисунков, заучивание слов, выполнение практических заданий и т.д. Техника проверки должна часто меняться, чтобы не провоцировать учащихся вместо регулярного выполнения домашних заданий приспосабливаться к методике проверки заданий учителем. В частности, техника проверки домашних заданий зависит от вида поставленной задачи в этих заданиях. В организационном отношении для проверки домашних заданий можно использовать различные приемы.

Учитель проверяет домашние задания всех учащихся. Он проходит по рядам и проверяет тетради или же берет их домой. Для проверки всех тетрадей на уроке требуется очень много времени. По в младших классах такая проверка необходима, так как здесь нужно тотчас же объяснить ученику его ошибку. В старших классах правильность выполненных домашних работ большей частью не проверяется, а лишь устанавливается сам факт их выполнения с проверкой результатов другим способом.

Учитель проверяет только несколько работ. Он берет некоторые тетради и проверяет их, в то время как другие учащиеся читают вслух свои работы. Результаты проверки учитель оценивает тотчас же с классом или на последующих занятиях.

Учащиеся взаимно проверяют свои работы, учитель руководит проверкой. Это может происходить, например, посредством обмена тетрадями. Здесь необходимо обращать внимание на то, чтобы партнеры на каждом уроке менялись.

Ученики сами проверяют свои работы. Эта форма имеет особенно большое воспитательное значение.

Домашняя самостоятельная работа требует четкой организации в процессе выполнения. Она занимает определенное и постоянное место в режиме дня школьника и организуется с соблюдением гигиенических требований. У ученика для занятия должно быть постоянное рабочее место. Ему следует объяснить важность соблюдения последовательности по степени трудности в выполнении заданий, перерывов для отдыха

На родительских собраниях учитель проводит работу в том направлении, чтобы домашние задания находились под контролем родителей. При этом, конечно, речь может идти лишь о проверке факта выполнения. Учитель может разработать памятки как для самих учеников, как надо готовить уроки дома, так и для родителей о том, как надо помогать при подготовке детьми домашних заданий. Поэтому при проверке работ всем учащимся необходимо сообщать результаты. Проверка устных домашних заданий большей частью проходит как опрос.

Ирина Давыдова


Время на чтение: 6 минут

А А

Домашний бизнес это прибыльно или нет? Этот вопрос интересует многих женщин, которые по каким-либо причинам вынуждены сидеть дома. Прибыльность работы на дому зависит от количества времени, которое готовы ей посвятить и того, смогут ли ваши идеи заинтересовать потребителя.

Почему именно женщинам важно работать на дому?

Сейчас в мире наступили такие времена, что знаменитая фраза «женщина – хранительница очага» немного утратила свою актуальность. На женских плечах лежит «груз вселенских проблем». Женщина не только готовит, стирает, убирает, воспитывает детей, но также и управляет, зарабатывает, решает вопросы государственной важности. Но когда в семье появляется ребенок, многие женщины отказываются от услуг няни, и воспитывают свое чадо самостоятельно. А вот для семейного бюджета это огромный удар, ведь цены на товары растут ежедневно.

Надомная работа для женщин с детьми имеет свои преимущества:

  1. Вы сама себе хозяйка: хотите — работаете, устанете – ляжете спать;
  2. Не нужно нанимать няню, что бы ходить на работу;
  3. Экономится много времени и энергии, Вам не нужно так часто перемещаться в транспорте, а постоянное пребывание в четырех стенах не давит на психику;
  4. Можно работать в джинсах и тапочках, при этом Вам не нужно будет иметь много официальных деловых костюмов;
  5. Всегда есть деньги на приятные мелочи.

Но кроме плюсов, такой вид занятости имеет и свои недостатки , основным из которых является то, что не каждый человек может правильно организовать дома рабочее время . Для этого нужно иметь просто огромное желание зарабатывать.

Но если Вы прекрасно умеете организовать свое время, а возможные трудности Вас не пугают, не мучайте себя сомнениями и смело приступайте к реализации своих планов. В конце концов, надомная работа — это не на всю жизнь, а лишь выбранная Вами форма деятельности на определенный период времени.

Лучшие домашние профессии для женщин: кем можно работать на дому?

Некоторые известные социологи считают, что совсем скоро пропадет необходимость в офисах. Благодаря новым технологиям, можно будет дома. Конечно же, не все специалисты смогут отправиться домой, например пожарным все равно придется ездить в депо, а больницам без врачей не обойтись.

Однако на сегодняшний день существует много профессий, которые позволяют работать на дому:

В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности - вот что относится к целям, которые преследует учитель, давая задание на дом. Подходить к проблеме домашнего задания без учета накопленного положительного опыта нельзя. Сюда относится, например, принцип единства обучения на уроке и домашней работы учащихся.

Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками - наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению [Баранов С.П. Педагогика / Под ред. С.П. Баранов, В.А. Сластенина - М.: 2006.c. 123].

Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.

Таким образом, домашняя работа - это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя.

Домашние задания можно подразделить на три основные группы:

  • 1. Устные (изучение материала учебника, заучивание стихотворений, правил, хронологических таблиц по истории и т.д.). Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.
  • 2. Письменные (выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений).

Учебно-практические. В домашних условиях можно провести такие виды работ, которые организовать в классе сложно: длительные наблюдения, опыты, моделирование, конструирование и т.д. Практические методы обучения выполняют функции углубления знаний, умений, контроля и коррекции, стимулируют познавательную деятельность, способствуют формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, организаторские умения [Древелов Х. Домашние задания / Древелов Х. и др. // Пер. с нем. - М.: 2011 c. 205].

Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубенштейн выделяют следующие дидактические цели домашней самостоятельной работы:

  • - закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий;
  • - самостоятельное овладение новым учебным материалом;
  • - формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда, самостоятельности мышления [Зязюна И.А. Основы педагогического мастерства - Киев. 2007, c. 177].

Издавна домашняя работа учащихся служила и служит важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений. Сколько нужно таких упражнений - зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся. Один достигает необходимых результатов уже на уроке и дома лишь контролирует упражнениями качество навыка. Другой должен дома с помощью инструкции в учебнике или тетради ещё раз пройти все этапы формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова. Вполне понятно, что домашняя учебная работа не должна быть копией того, что было на уроке. Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. Если это условие не выполняется, домашняя работа может вместо пользы приносить вред. Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание - прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрёжка [Баженкин П.А. Подготовка учащихся на уроке к выполнению домашних заданий. - Начальная школа. 2012, № 10].

Домашняя работа - это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности - одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок "про себя", вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы [Казанский Н.Г. Методы и формы организации учебной работы в младших классах / Н.Г. Казанский, Т.С. Назаров. // Методическое пособие. - Л. 2011,c. 286].

Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу - одна из задач домашней учебной работы. В.А. Сухомлинский пишет: "Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете, - под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность" [Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / - М.: 2008, c. 311].

С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Многие учащиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополнительную информацию. Поэтому функция: развитие самостоятельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также очень важна.

Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Особенность домашней работы состоит и в том, что она может быть более гибкой и вариативной, чем фронтальная работа школьников в классе, рассчитана на развитие индивидуальных способностей и склонностей школьника, на познание учеником своих возможностей. При решении этой задачи учитель может не регламентировать задание жёстко, оставляя за учеником право свободного выбора содержания работы, способов выполнения, объёма [Педагогика. Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. - М., 2006].

Особую значимость приобретают опережающие задания, которые подготавливают учащихся к восприятию нового учебного материала, возбуждают интерес. Материал домашних заданий в этом случае органически входит в объяснение учителя. Виды опережающих заданий разнообразны: сбор фактов для их анализа на уроке, проведение наблюдений, поиск ответов на поставленные учителем вопросы и др. Особые возможности имеют опережающие задания, даваемые учителем на длительный срок и рассчитанные на свободный выбор учащихся. Работа над ними перерастает в систематическую самостоятельную деятельность ученика по углублённому изучению избранной темы [Нильсон О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся / О.А. Нильсон - Таллин. 2006, c.137].

Задания по усвоению и закреплению нового материала могут включать ответы на вопросы учебника, составление рассказа по данному плану и др.

Их цель - включить младшего школьника в более глубокое осмысление изученного. Среди заданий на применение знаний особую роль играют комплексные, ориентирующие учащихся на использование материала из разных учебных предметов и являющиеся одним из средств реализации межпредметных связей в обучении.

Таким образом, домашняя учебная работа - это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время.

Выполнение домашних заданий помогает глубже понять учебный материал, способствует закреплению знаний, умений и навыков благодаря тому, что учащийся самостоятельно воспроизводит изученный на уроке материал и ему становится более ясно, что он знает, а чего не понимает.

Домашняя работа активизирует мыслительную деятельность ученика, т.к. ему приходится самому искать пути, средства и приёмы рассуждений и доказательств. Они приучают к самоконтролю, ведь рядом нет ни учителя, ни товарищей, которые могли бы помочь разъяснениями, способствуют формированию умений и навыков организационного труда: учащиеся должны самостоятельно организовать своё рабочее место, соблюдать установленный режим времени, подготавливать необходимое оборудование и учебные материалы [Руденко В.Н. Взаимосвязь домашнего задания с изучением нового материала / В.Н. Руденко. - Математика в школе. - 2011. - № 4].

Существует, по меньшей мере, два обоснования необходимости домашнего задания, вытекающие из его педагогической функции. [Руденко В.Н. Взаимосвязь домашнего задания с изучением нового материала / В.Н. Руденко. - Математика в школе. - 2011. - № 4].

Первое следует из того факта, что одной из важнейших задач нашего образования является приобретение всеми учащимися (равных) основополагающих знаний и умений, но, однако, существуют различия в скорости восприятия и, следовательно, во времени, требующемся для усвоения материала отдельными учениками. Для школьников с высокой степенью обучаемости оказывается достаточным минимальное число упражнений, чтобы научиться решать те или иные задачи. Школьникам, усваивающим материал медленнее, необходимо больше упражнений и времени. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы на самом уроке уделять больше времени тренировке, учитывая при этом индивидуальные особенности учащихся. Тем не менее, нельзя думать, что только на уроке каждый ученик может овладеть прочными знаниями и умениями. Здесь необходимы домашние задания. Но следует помнить, что нужна строгая дифференциация, так как нелепо было бы заставлять быстро усваивающих материал школьников выполнять дома упражнения, с какими они легко уже справились на уроке [Шамова Т.И. К вопросу о методике преподавания - Советская педагогика. - 1999. - № 1].

Второе следует из того значения, которое имеет домашнее задание для развития определённых личностных качеств, которое зависит от того, насколько они проявляются в деятельности. Личностные качества, не пробуждаемые в деятельности, т.е. оказавшиеся не востребованными, остаются неразвитыми. С этой точки зрения стоит подойти к проблеме воспитания самостоятельности и ответственности. На уроке учитель, направляя действия школьников, стремится повышать степень самостоятельности учеников. Эта степень выше в том случае, когда учитель только ставит задание, а ученики затем длительное время работают сами. Задания такого рода требуют достаточно высокой интеллектуальной самостоятельности. Однако если подобные ситуации единичны и не составляют системы, то для реальной жизни этого оказывается недостаточно. Иногда одарённый ученик терпит поражение в жизни, так как ему не хватает силы воли, самодисциплины, чувства долга и ответственности или других черт характера, необходимых для самостоятельной деятельности не менее чем интеллектуальные предпосылки [Ануктдинова Т.Д. Формирование у первоклассников умения самостоятельно работать при выполнении домашних заданий в ГПД - М.: Диссертация. 2012, c. 297].

Но на уроке развитие этих качеств может быть лишь только намечено, а не реализовано полно, так как для этого необходимы постоянные осознанные действия ученика. А у него нередко нет выбора, когда, в какой последовательности, за какое время и какими средствами выполнять задание. Всё это за него решено учителем и планом урока - должно быть решено, чтобы образовательные потенции урока не снижались.

Здесь кроется одна из основных причин того, почему даже самый лучший урок не позволяет отказаться от домашнего задания.

Итак, нет необходимости задавать на дом то, что достигнуто на уроке; тем не менее, домашнее задание - неизбежная составная часть и необходимое дополнение к хорошему уроку, потому что лишь при единстве урочной и внеурочной работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели [Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М.: Просвещение, 2006, c. 243].

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся, выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы "Цена. Количество. Стоимость" школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая - цены на продукты, третья - на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее [Педагогика. Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. - М., 2006].

Дифференцированная домашняя работа - должна быть рассчитана как на "сильного", так и на "слабого" ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий [Вагин В.В. Домашнее задание по математике // Начальная школа. - 2012. - №. 9].

Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например: "Вырежи из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади, равной 36 см 2 , но с разными сторонами". Получив такое задание, каждый ребёнок индивидуально подходит к выполнению: одни могут вырезать один прямоугольник, другие - два-три или большее число вариантов. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер [Вапняр Н.Ф. Использование элементов самоконтроля при обучении письменным вычислениям - М.: 2013,c. 198].

Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них. Одно на весь класс - самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения [Золотников Ю.Я. Приёмы контроля и самоконтроля в математике // Начальная школа. 2012. - № 9].

Составление домашней работы для соседа по парте - новаторский вид домашней работы. Например: "Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке" [Ирошников Н.П. Самостоятельные работы в курсе математики 4 класса - М.: 2013, c.177].

Классификация творческих домашних заданий представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация творческих домашних заданий

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.

Основные цели творческих домашних заданий:

  • 1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
  • 2. Научить выделять главное из общей информации.
  • 3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
  • 4. Сформировать ораторские навыки.
  • 5. Воспитание эстетической культуры.
  • 6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

Норма творческих домашних заданий: одно задание в месяц на учащегося.

Временные рамки выполнения творческих домашних заданий: не менее недели [Баженкин П.А. Подготовка учащихся на уроке к выполнению домашних заданий. - Начальная школа, 2012, № 10].

Для того чтобы придать домашней работе творческий характер, вызвать к ней интерес у учащихся, в содержание заданий на дом следует включать наблюдения и несложные опыты, решение задач несколькими способами, чтение доступной научно-популярной, технической и художественной литературы, подготовку самостоятельных выводов и заключений (на основе сравнений, измерений и т. п.). Одновременно с индивидуальной учитель организует и коллективную домашнюю работу учащихся, особенно при выполнении ими практических заданий (наблюдений, измерений, экспериментов) [Лысенкова, Когда легко учиться - М.: Педагогика. 1999, c. 205].

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: домашняя работа - это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности - одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности.

Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу - одна из задач домашней учебной работы.

Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Особенность домашней работы состоит и в том, что она может быть более гибкой и вариативной, чем фронтальная работа школьников в классе, рассчитана на развитие индивидуальных способностей и склонностей школьника, на познание учеником своих возможностей.

Домашняя учебная работа - это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время. школьник обучение самообразование самоконтроль

В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы: индивидуальная; групповая; творческая; дифференцированная; одна на весь класс; составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса.

Дифференцированная домашняя работа - должна быть рассчитана как на "сильного", так и на "слабого" ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством определенных типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.

Домашние задания для младших школьников - это первый шаг к самостоятельному добыванию знаний. Их выполнение способствует воспитанию самостоятельности, ответственности и добросовестности ученика в процессе обучения.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»