Древнерусские колокола и звоны. Самые большие колокола в мире

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

В ечерний звон, набат, благовест… Колокол - музыкальный инструмент, система оповещения и даже предмет изучения особой науки - кампанологии (лат. campana - «колокол»). В Россию мелодичный звон колоколов пришел с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях. Главный исполин среди мелодичных гигантов - Царь-колокол. Как и многие собратья по звону, он не раз восставал из осколков. Узнаем историю самых знаменитых колоколов России вместе с Натальей Летниковой.

Царь-колокол . Предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза. При Анне Иоанновне весил уже около 200 тонн. Работы по отливу велись прямо на площади - после полутора лет подготовки. 36 часов плавки металла, отливка за час с небольшим и чеканка колокола в гигантской яме, накрытой деревянным перекрытием. В 1737 году во время пожара перекрытие загорелось. Колокол треснул, и откололся кусок весом 11,5 тонны. Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.

Большой Успенский колокол Московского Кремля . Самый большой из 34 колоколов колокольни Ивановской звонницы, весит более 65 тонн. Был перелит из обломков своего предшественника, разрушенного в Отечественную войну 1812 года: французы при бегстве из Москвы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне. В память о победе над Наполеоном к металлу разбившегося колокола добавили бронзы трофейных французских пушек. Отливал колокол 90-летний мастер Яков Завьялов, который почти за 60 лет до этого участвовал в отливке предыдущего Успенского колокола. До революции ударом в праздничный колокол начинался торжественный звон московских колоколов на Пасху. Вновь Большой Успенский колокол подал свой голос по случаю Христова Воскресения в 1993 году.

Троицкий благовестник. Свой Царь-колокол есть и в Троице-Сергиевой лавре . Задает тон особой густотой и силой звучания. Отливали колокол по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. 65 тонн веса поднимали на звонницу 300 человек. В антирелигиозную кампанию 1930 года с колокольни сбросили около 20 колоколов - и благовестник в их числе. В 2003 году колокол отлили заново на Балтийском заводе в традициях русских мастеров из сплава олова и меди. Колокол - самый тяжелый из действующих в России, весом в 72 тонны. Его украшают изображения всех радонежских святых. Поднимали благовестник на прежнее место около часа под нескончаемый колокольный звон.

Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу - 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом. Из колоколов старого храма сохранился лишь один - он находится в Троице-Сергиевой лавре. Остальные колокола пришлось восстанавливать по старым фотографиям с участием Общества древнерусской музыкальной культуры - по нотным записям и книгам. Звон храма, возведенного в честь победы 1812 года, был выстроен в ля миноре. Сегодня колокол, отлитый в 90-х годах прошлого века в цехах ЗИЛа, вновь звучит в дни больших праздников. А при самом храме Христа Спасителя действует школа колокольного звона.

Ростовская звонница. Уникальный ансамбль колоколов Успенского собора Ростовского кремля . «На своем дворишке лью колоколишки, удивляются людишки», - говаривал ростовский митрополит Иона, который любил отливать колокола в своей резиденции. Самые знаменитые ростовские 17 звонов и колокола: «Сысой» в 32 тонны веса с бархатистым до малой октавы; 16-тонный «Полиелейный» дает ми, и завершает аккорд «Лебедь» с нотой соль. Священник Аристарх Израилев изготовил камертоны на все колокола звонницы и представил их на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, получив золотую медаль. Знаменитые звоны слушали государь Николай II с семьей и живший на даче под Ростовом Федор Шаляпин.

Угличский ссыльный колокол. Набатный. В 1591 году известил Углич о смерти царевича Дмитрия. В Спасском соборе били в набат по приказу царицы Марии Нагой. На колокольный звон собрались горожане, «сделалась великая смута» и самосуд над подозреваемыми в убийстве. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык, казнили отсечением уха и сослали в Тобольск. В Сибири он служил в различных храмах, побывал набатным, «часобитным» и «звонным», пострадал от пожара. В 1890 году был выкуплен тобольским музеем, а спустя два года был торжественно возвращен в Углич в церковь Димитрия на Крови .

Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца - в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. В 1913 году «колокол-пленник» усилиями русских дипломатов вернулся - в «знак союза и дружбы» - и стал «туманным». Как и все колокола Херсонесского монастыря, звонил во время тумана, оповещая корабли. С 1925 года, когда монастырские здания стали музейными, колокол работал звуковым маяком, а с появлением звуковых сирен стал памятником истории Севастополя .

Благовестник Соловецкого монастыря . Памятник воинской доблести. Дар обители императора Александра II в память о героической обороне монастыря в 1854 году. Две пушки береговой артиллерии, восемь на крепостной стене и крестный ход остановили атаку двух английских фрегатов «Бриска» и «Миранды». Суда выпустили по обители около 1800 снарядов и бомб, но Соловецкий монастырь остался невредим и не сдался. По императорскому приказу был отлит колокол весом в 75 пудов. На медальонах колокола изобразили панораму обители и картины боя. Специально построенная для размещения колокола часовня не сохранилась, но колокол чудом уцелел.

Благовестник Саввино-Сторожевского монастыря. Символ Звенигорода, изображенный на гербе города. Отливал колокол весом в 35 тонн на Соборной площади монастыря в ХVII веке «государев пушечный и колокольный» мастер Александр Григорьев с дружиной мастеров Пушкарского приказа. Поверхность благовеста девятью рядами покрывали надписи, а нижние три строки - тайнопись, автором которой исследователи считают царя Алексея Михайловича. Звучание колокола называли одним из самых красивых в мире: «певучий, густой, превосходный и удивительно гармоничный». В 1941 году, в дни немецкого наступления под Москвой, попытка спасти колокол, сняв с колокольни, оказалась неудачной. Он разбился, и металл использовали для военных нужд.

Соборный колокол Нижнего Новгорода. Расположился на слиянии двух рек, Оки и Волги, на площади перед Александро-Невским собором . Создавался один из самых больших колоколов в России в 2012 году в память об историческом событии, по словам архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, «не по гордыне, а со смирением и спокойной радостью». 64-тонный колокол отлит в 2012 году к 400-летию подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Украшен медный гигант рельефными иконами с изображением нижегородских святых - Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода князя Юрия Всеволодовича.

Самый большой колокол в мире , который применяется в храме, находится в Троице-Сергиевой Лавре. Его подняли на звонницу весной 2004 года. Это крупнейший колокол из всех ныне действующих на планете. Его вес равен 72 тонны. Он используется только по праздникам. Гигантский колокол получил название «Царь». Его предком считается колокол массой 64 тонны, который был отлит в 1748 году. Но в 1930 году этот экземпляр уничтожили. Новый «Царь-колокол» Троицко-Сергиевой Лавры представляет собой более масштабную копию предыдущего.

Московский раритет

Если учитывать колокола, в которые не звонят, то самым большим колоколом в мире будет считаться Царь-колокол, расположенный сегодня в столичном Кремле. Его отлили еще в 1730 году по приказу императрицы Анны Иоанновны. По красоте художественного литья и по размеру с ним не сравнятся другие колокола.

Царь-колокол отлили российские мастера Михаил и Иван Моторины. Работа шла с 1733 г по 1735 г. Проектные документы к этому шедевру составил золотых дел мастер, член Академии наук и механик Жермень. Однако затем дело перепоручили Ивану Федоровичу Моторину, который предварительно отлил миниатюрную модель. Последующие работы выполнялись колокольными мастерами.

Материал - бронзу, для самого большого колокола в мире позаимствовали у его предшественника - колокола-гиганта, который был поврежден пожаром. Вес массивного изделия составлял 8 тысяч пудов. Металл плавили сразу в 4-х больших печах, которые соорудили вокруг ямы. Отлить этот колокол было не так просто. В ходе работы мастерам пришлось преодолеть ряд трудностей. Сначала потекла расплавленная медь из печей, затем сгорел механизм для подъема формы. Отлить Царь-колокол с первого раза не получилось. Вторую попытку предпринял сын Ивана Моторина - Михаил. Это произошло уже после смерти его отца.

Окончательную работу по отливке завершил мастер Александр Григорьев. К материалу весом 8 тысяч пудов добавили еще 5 тысяч пудов сплава. Вес готового колокола составил 12,33 пуда и 19 фунтов (200 тонн). Его диаметр был равен 6,6 м. К сожалению, это потрясающее произведение литейного искусства так и не подняли на колокольню. В 1737 году произошел страшный пожар, от которого пострадал и этот колокол. Тогда он находился в литейной яме, среди деревянных конструкций. Подняли его на леса или нет, осталось неизвестно.

Загоревшиеся леса щедро заливали водой. Резкие перемены температуры негативно отразились на материале колокола. На нем возникли трещины, и даже откололся один кусок массой около 11,5 тонн. После страшного пожара о колоколе все забыли, и он пролежал в литейной яме еще целое столетие. Его подняли в 1836 году, установив на постамент из камня. Данный проект был создан знаменитым архитектором Монферраном. На этой основе Царь-колокол простоял до наших дней. К постаменту прислонен его край, который отпал.

Таким образом, самый большой колокол в мире никогда не использовался по назначению. Вопрос о спайке гигантского колокола поднимался неоднократно. Но всё равно, если припаять к нему отколотый кусок, то гармонично звучать этот колокол уже не сможет. Поэтому его сохраняют в том состоянии, в котором он был обнаружен в литейной яме. Царь-колокол выглядит внушительно и оригинально. Его украшают живописные узоры и рельефы.

Китайский колокол

В список наиболее значительных колоколов на планете входит Юнлэ, расположенный в китайском Храме Пробуждения. Он весит 46 тонн, имеет диаметр 3,3 м и высоту 5,5 м. Его отлили в 1415 году неизвестные мастера, следуя указания императора Юнлэ.

Специалисты из Китайской Академии Наук утверждают, что сила его звучания может составлять 120 децибел. Аналогичный по силе шум издают двигатели реактивного самолета. Поэтому звон колокола Юнлэ разносятся в радиусе 50 км. Этот колокол знаменит не только своими размерами, но и особенностями гравировки. На нем содержится свыше 230 тысяч символов буддизма.

Соборный колокол в Нижнем Новгороде

Еще один мощный колокол отлили в 2012 году на Балтийском заводе в Санкт-Петербурга. Он имеет 4 м в диаметре и вес около 64 тонн. Это Соборный колокол, который установлен в Нижнем Новгороде. Он декорирован рельефными изображениями святых. Несмотря на внушительные габариты, изделие проигрывает московскому Царь-колоколу, который остается самым большим колоколом в мире.

*В колокольных уставах самые большие колокола назывались «тяжкая», то есть «тяжелые», а выражение «во вся тяжкая» означало: начать звонить в большие («тяжкая») или сразу во все колокола.

Весь христианский мир 20 апреля празднует светлую Пасху – самый значительный и важный день в календаре христианина, праздник воскрешения Христа, символизирующий победу над смертью, возрождение и обновление природы. Особый пасхальный звон после долгого молчания колоколов возвестит миру о начале новой жизни.

Этот праздничный материал, подготовленный для вас редакцией , познакомит вас с краткой историей колокольного дела и самарскими звонарями - людьми разного возраста, профессий и увлечений, мирянами, посвятившими свое свободное время звонарской службе.

История колокольного звона

Бубенцы и колокольчики известны с незапамятных времен. Металлические колокольчики появились намного позже и получили широкое распространение в быту практически
у всех народов Древнего мира.

Ученые полагают, что колокольчики-погремушки из высушенных плодов могли существовать еще в период неолита.

Поначалу, колокола небольшого размера клепали из листового металла - железа, меди или брозны. С появлением технологии литья, примерно в четвертом тысячелетии до н.э., их стали отливать из бронзы и других металлов. О чем свидетельствуют многочисленные археологические находки.

В 28 главе книги Исход, второй книги Ветхого Завета, авторство которой приписывается пророку Моисею, можно прочитать следующую инструкцию по монтажу колокольчиков на одежды для священников: 33 по подолу ее сделай яблоки из нитей голубого, яхонтового, пурпурового и червленого цвета..., вокруг по подолу ее; ...позвонки золотые между ними кругом: 34 золотой позвонок и яблоко, золотой позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом; 35 она будет на Аароне в служении, дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть. Колокольчики использовали не только для богослужений. Они служили оберегами и одновременно украшениями для одежд, военные использовали колокола в качестве сигнального инструмента, а китайцы первыми догадались играть на колоколах, как на музыкальном инструменте. Первые наборы настроенных колоколов - карильоны появились в Китае в V-м веке до н.э.

Ранние христиане не использовали колокольчики, полагая их предметами языческого культа, как отвергали поначалу культовые сооружения и изображения. Вероятно, поэтому технологию бронзового литья колоколов европейцам пришлось изобретать самостоятельно.

Ранние христианские колокола Европы были клепаными из листового металла. (Больше всего их сохранилось до настоящего времени на территории Ирландии и Шотландии, наиболее известный из них - колокол Святого Патрика V века из Национального музея Ирландии в Дублине.)

Литьё первых христианских колоколов приписывают известному духовному писателю Понтию Меронию Павлину Милостивому, епископу города Нолы в итальянской провинции Кампанья, жившему в 353-431 гг.

Кампанья изобиловала залежами руд и глины и стала признанным центром колокольного производства.

Изготовление колоколов расценивалось как священнодействие и литьем занимались монахи. Колокола были небольшими и звонили в них, раскачивая весь колокол, такая техника звона сохранилась до сих пор почти во всей Европе.

В XI веке, а именно в 1066 году, колокол впервые упоминается в русской летописи. Удивительно то, что колокол пришел на Русь не из Византии, откуда она приняла православие, а из Западной Европы.

И первые колокола на Руси были качающимися («очепными"), а мастера - иностранными. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи 1194 года, однако, с приходом в русские земли татаро-монгол литейное дело практически угасло.

Возрождение литейного дела на Руси началось в XV веке, к концу века в Москве был открыт "Пушечный двор", где лили и пушки, и колокола. Учились русские мастера у немцев и итальянцев, и в скором времени превзошли учителей. В это время в России сформировался особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма, состав колокольной меди и способ звона, отличный от западноевропейского - "языковый", когда раскачивают не весь колокол, а только его язык. Это позволило отливать колокола большого веса и звонить в них без боязни разрушить колокольню.

Самым большим колоколом считается "Царь колокол", который начиная с XVI века переливался несколько раз. Каждый раз к его первоначальному весу прибавляли дополнительно металл.

(Царь-колокол 1735г., Москва, Россия)

В 1600 году был отлит 2450-пудовый (около 40 т) "прадед" ныне существующего Царя-колокола. Этот колокол разбился при пожаре до 1652 г. В 1652 году из осколков колокола с добавлением новой бронзы отлили 8000-пудового следующего "Царя" (более 130 т), который был разбит через год и перелит в 1655 году в новый, еще более тяжелый колокол весом более 160 тонн (10000 пудов) - погиб при пожаре в 1701 г.

Ныне существующий Царь-Колокол весом 201,92 тонн (12327 пуда) был отлит в 1735 году. Подготовительные работы заняли около полутора лет.

Весной 1737 года во время «Троицкого пожара» загорелись деревянные надстройки над литейной ямой, в которой находился колокол, и от перепада температур колокол получил значительные повреждения, от него откололся значительный кусок весом 11 тонн.

Прежде чем был поднят и водружен на постамент в московском Кремле, Царь-Колокол более 100 лет находился в литейной яме.

К 1917 году в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100-120 тысяч пудов церковных колоколов.

Стоит ли говорить том, что за первые десятилетия советской власти почти все колокола, составлявшие богатейшее культурно-историческое наследие России, были уничтожены, заводы по производству колоколов закрыты, ремесло утрачено, а профессиональные знания забыты.

В этой связи, удивительна история уникального 18-голосного колокольного ансамбля Данилова монастыря, чудом уцелевшего в эти жуткие годы. Колокола наравне с другими «предметами роскоши» были проданы за границу и в итоге оказались на башне одного из кампусов Гарвардского университета в США. После длительных переговоров, начатых еще в 80-е годы, осенью 2008 года знаменитые колокола вернулись на колокольню Данилова монастыря, а Гарвардскому университету были подарены точные художественные копии даниловских колоколов.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»