Джордж оруэлл - скотный двор. Скотный двор

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Одно из величайших произведений зарубежной литературы XX столетия - повесть Джорджа Оруэлла " Скотный двор" . Краткое содержание этой книги, безусловно, вдохновит на прочтение оригинала. В повести американского писателя в завуалированной форме отражены важные события в истории России.

Основная информация

Работу над утопией, повествующей о постепенном и, по мнению автора, неизбежном переходе от идей о всеобщем равенстве к тоталитаризму и жесткой диктатуре, Оруэлл завершил в 1944 году. Впервые повесть появилась в печати после окончания Второй мировой войны. Оригинальное название - Animal Farm: A Fairy Story. В произведении присутствует сатира на Советский Союз, в некоторых персонажах угадываются знаменитые исторические личности. Повесть Оруэлла " Скотный двор" о революции 1917 года и событиях, которые происходили в первое двадцатилетие после создания нового государства.

Уже из названия понятно, что главные действующие лица здесь не люди , а животные. Однако некоторые из них наделены жестокостью, которая присуща лишь человеку. Прежде чем изложить краткое содержание " Скотного двора" , следует дать определение основному термину этого философского произведения - " скотизму " . Это понятие представляет собой пародию на коммунизм. " Скотизм ", или " анимализм" - философская система, согласно которой, животные существуют в полной независимости от людей.

"Скотный двор": краткое содержание

Герои повести - обитатели фермы " Усадьба" . Ее хозяин - мистер Джонс - страдает алкоголизмом, а потому дела его идут из рук вон плохо. Иногда он даже забывает покормить животных. Однажды двенадцатилетний боров по имени Майор устраивает собрание. Именно с этого события и начинается повествование.

Майор зарождает в умах обитателей фермы революционные мысли. Что будет, если животные станут свободными, перестанут зависеть от корыстных и жестоких людей? Старый Майор утверждает, что когда-то должно свершиться восстание, которое в конечном счёте и сделает жителей фермы счастливыми. Они будут меньше работать, но лучше питаться. В мире животных наступит равенство. Следует всего-навсего избавиться от человеческой диктатуры.

Спустя несколько дней после собрания Майор умирает. Однако идеи, высказанные мудрым боровом, продолжают жить. Песня, которую в один из последних дней своей жизни исполнил майор, становится гимном освободительного движения. Называется гимн " Скоты Англии" .

Однажды Джонс забывает покормить животных. Они в гневе набрасываются на него и его помощников. Таким образом, происходит долгожданная революция. Отныне на ферме нет ни одного человека. Вся власть принадлежит животным. Свиньи - Наполеон , Сноуболл, Визгун - оказываются у руля в новом маленьком государстве.

Беда в том, что идеалы о равенстве и всеобщем счастье со временем забываются. Свиньи всё больше руководят и всё меньше работают. Другим животным приходится выполнять тяжелый труд от рассвета до заката. Однако несмотря на это они счастливы. Обитатели фермы верят в идеи, на осуществление которых их когда-то вдохновил мудрый Майор.

Таково краткое содержание " Скотного двора" . Но здесь, конечно, рассказано не обо всех событиях в жизни обитателей фермы. Со временем, незаметно для многих животных, в скотном дворе устанавливается диктатура. Начинаются репрессии, доносы и прочее явление, характерные для политики тоталитаризма. А главное, подмен ценностей. Идеи, которые когда-то вдохновили животных на восстание, постепенно отходят на задний план - они неудобны диктатору и его приспешникам.

Семь заповедей, придуманных свиньями

После изгнания людей с фермы животные начали обучаться грамоте. Правда, многие не смогли осилить даже алфавита. Особые интеллектуальные способности демонстрировали свиньи. Именно они изложили семь заповедей, которых впредь должны придерживаться все козы, овцы, куры, собаки, кошки.

На стене амбара белой краской один из боровов написал:

  1. Враг - тот , что ходит на двух ногах.
  2. Друг - тот , что ходит на четырех ногах.
  3. Животные не носят одежду.
  4. Животные не спят в кровати.
  5. Животные не пьют алкоголя.
  6. Животные не убивают друг друга.
  7. Все животные равны.

В сюжете " Скотного двора" эти заповеди имеют не последнее значение. Дело в том, что со временем их начинают нарушать. И нарушают их отнюдь не лошади, козы, овцы и куры, а свиньи, то есть те, что находятся у власти. Заповеди не отменяют. В них незаметно вносят коррективы. Так, постулат о том, что животное не может убить себе подобного, дополняют словами " без причины" . Заповедь, которая гласит, что ни один обитатель фермы не имеет права пить спиртное, - словами " до беспамятства" .

Персонажи " Скотного двора" довольно колоритные. Одни имеют конкретные прототипы. Другие представляют собой собирательные образы. Есть в " Скотном дворе" Оруэлла и персонажи, символизирующие определенный социальный слой.

Майор

Этот персонаж произносит долгую речь в самом начале произведения, а затем, как уже было сказано, умирает. Майор не становится ни свидетелем, ни участником восстания. Однако его череп животные позже выкапывают из могилы и водружают на видное место. Каждое утро, глядя на останки почившего борова, они поют свою излюбленную песню " Скоты Англии" . Прототипы персонажа - Карл Маркс, Владимир Ленин.

Наполеон

Если после восстания у власти два персонажа, то позже фермой руководит всего один. Наполеон агрессивен, властолюбив, хитер. Когда-то он спрятал в своей каморке щенят, вырастил, воспитал их. А позже использовал для установления единоличной власти. Животные со временем его начинают называть " вождем " . Они верят ему беспрекословно даже после того, как становятся свидетелями массовой казни. Несложно догадаться, к кому из исторических фигур отсылает этот литературный герой. К Сталину.

Сноуболл

К этому персонажу автор испытывает симпатию. Сноуболл пользуется широкой популярностью среди обитателей фермы. Он является автором идеи о создании мельницы, которая в дальнейшем облегчит жизнь животных. Однако Сноуболл становится жертвой коварства Наполеона. Его изгоняют из фермы, а позже обвиняют во вредительстве, предательстве и прочих преступлениях. Этот персонаж напоминает революционера Льва Троцкого.

Визгун

Наполеон всё реже появляется перед жителями фирмы. Он скрывается в кулуарах, а указания животным дает через своего поверенного - Визгуна . Верный помощник Наполеона отличается удивительным красноречием и умением доносить до толпы даже самые бредовые идеи. Он хитер, изворотлив и не лишён артистичности. Этот персонаж отсылает к политическому деятелю Вячеславу Молотову и частично к Троцкому , который тоже обладал недюжинными ораторскими способностями.

Боксер

Это самый трудолюбивый обитатель скотного двора. Он тяжело работал и при Джонсе, и при Наполеоне. Излюбленная фраза Боксера : " Буду работать больше" . Трудолюбивому коню сложно понять интриги, которые ведутся между правителями фермы. Каждый раз, когда у Боксера возникают сомнения, он начинает работать еще больше, при этом демонстрирует безграничную доверчивость и преданности к тем, кто находится у власти. Еще одна фраза этого персонажа: " Наполеон всегда прав" . В конечном счете " вождь" продает его живодерам . Боксёр олицетворяет стахановское движение.

Бенджамин

Старый осёл понимает гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд . Бенджамин, в отличие от большинства животных, умеет читать. Он замечает изменения в заповедях, написанных на стене амбара. Он многое видит, но почти всегда молчит. Бенджамин единственный, кто понимает, что старого Боксера отправили не на лечение, а в живодерню . Что олицетворяет этот персонаж? Советскую интеллигенцию.

Молли

Легкомысленную лошадь отнюдь не радуют изменения, наступившие после изгнания Джонса. Хотя она и не высказывает открыто своей точки зрения. Молли больше всего любит ленточки, которые символизируют роскошь. На собраниях, еще до восстания, она задает всего один вопрос: " Будет ли сахар?" После установления новой власти она убегает на соседнюю ферму. Молли олицетворяет русскую эмиграцию.

Другие персонажи

Овцы, которыми легко манипулирует Наполеон, символизируют основную массу населения в стране, которой правит диктатор. Преданные псы " вождя" напоминают сотрудников НКВД. В повести Оруэлла среди персонажей есть и люди. Это Джонс, Пилкингтон , Уинтер. Прототип Фредерика - жестокого владельцы соседней фермы - Адольф Гитлер.

Антиутопия — один из самых ярких жанров фантастической литературы. И видным мастером этого направления был Джордж Оруэлл. Книги, написанные им, до сих пор ассоциируются с тотальным контролем и государственной диктатурой. Мы посмотрим подробнее, чем примечательны его произведения «Скотный двор» и «1984»

Фантастика. Слово, таящее в себе ярчайший жанр искусства. Фантастика полностью состоит из удивительного, неизведанного, поразительного. На протяжении уже многих десятилетий она волнует умы миллионов читателей по всему миру.

К сожалению, нередко этому жанру приходится терпеть нападки снобов из-за того, что это «низкое» творчество, не имеющее никакого отношения к настоящим произведениям. Сторонники такого взгляда любят говорить, будто в фантастике нет ничего кроме роботов, космических кораблей, страшных монстров и далёких планет – бессмысленные фантазии, только и всего! Авторы Hobbibook спешат выразить своё уверенное несогласие.

Заранее стоит выносить за скобки дурную литературу, но вопрос качества никак не связан с жанром – реалистическое направление полно проходными экземплярами не меньше, чем фантастическое. По меньшей мере, следует отметить, что в той части, где речь действительно идёт о просторах Вселенной, технических революциях и инопланетных цивилизациях, фантастика старается осмыслять достижения человеческой мысли в области науки. Во многом, поэтому писателями-фантастами часто становились учёные: астроном Артур Кларк, биохимик Айзек Азимов, биолог Герберт Уэллс.

Советский литературовед Юлий Кагарлицкий в своём исследовании «Что такое фантастика?» делает любопытное замечание:

«Когда-то учёный, желавший высказаться по вопросам, выходящим за пределы его узкой области, писал философское эссе. Сегодня он пишет научную фантастику. Вступая в эту область, он становится писателем, оставаясь учёным» .

Но существует и другая особенность фантастики. Писатель, используя фантастические категории, может ставить острые вопросы о проблемах современного ему общества. Таким образом, он при помощи иносказания получает возможность обозначать волнующие его общественные проблемы. Одним из абсолютных выражений социальной фантастики можно назвать антиутопию. И здесь, преодолев растянувшееся, но необходимое вступление о жанре в целом, мы подбираемся к предмету нашего разговора – Джордж Оруэлл, книги «Скотный двор» и «1984» .

Строго говоря, фантастической антиутопией можно назвать только роман «1984», ибо «Скотный двор» того же Джорджа Оруэлла в гораздо большей степени притча, но эти два произведения стоит рассматривать в тесной связи друг с другом. И ниже мы в этом убедимся.

Джордж Оруэлл, биография

Джордж Оруэлл

Эрик Артур Блэр , известный читателям под именем Джорджа Оруэлла, как и , о котором мы уже говорили, жил в чрезвычайно бурное время для всей планеты Земля.

При его жизни случились две мировые войны, череда революций и гражданских войн (в том числе в России), началась Холодная война (термин, собственно, и изобретён Оруэллом).

Будущий писатель родился в Индии, тогда ещё британской колонии, в семье чиновника, и раннее детство провёл там же. Но уже в 8 лет он оказался в Великобритании. В юности посещал знаменитый колледж Итон. Затем судьба забросила его в Бирму, где он до 1927-го года служил в колониальной полиции.

В конце 20-х Оруэлл всё-таки возвращается в Европу. Тогда уже сформировалось его стремление заниматься литературой. Начав писать, Джордж сначала кормил себя случайными заработками в Париже, потом перебрался в Англию. Европа не слишком баловала его.

Нет, и не может быть никаких сомнений в том, что личная биография и ярчайшие потрясения истории оказали определяющее влияние на личность молодого человека. Он стремительно политизировался. Процесс моральной эволюции дошёл до того, что в 1936-м году Оруэлл вместе с женой отправился в Испанию, охваченную Гражданской войной*, и вступил в ополчение Рабочей партии марксистского объединения (также известной как ПОУМ).

Сражаясь на его стороне, Оруэлл своими глазами увидел внутреннюю борьбу среди левых сил в этом конфликте. Он стал свидетелем и действий Коминтерна (контролируемого Сталиным), многими расцененных, как предательские по отношению к Испанской Республике. Получив ранение в горло, Джордж Оруэлл вернулся в Великобританию с уже оформившимися социалистическими и антисталинистскими взглядами.

Для справки

*Гражданская война в Испании – столкновение между демократическим правительством Второй Испанской Республики («Народный фронт») и фашистской военно-националистической мятежной диктатурой под руководством генерала Франко, поддержанного Германией, Италией и Португалией. Война началась в 1936-м, а закончилась в 1939-м году разгромом Народного фронта и победой Франко. На стороне Испанской Республики в Гражданской войне, кроме Оруэлла принимали участие Эрнест Хемингуэй, Артур Кёстлер, Антуан де Сент-Экзюпери, Илья Эренбург, Джон Дос Пассос.

Тут мы подходим к самому интересному для автора настоящей статьи моменту в биографии писателя. Он становится политическим автором .

В своём эссе «Почему я пишу» литератор достаточно точно формулирует политические мотивы в творчестве. Как считает Джордж Оруэлл, книги вообще не могут быть аполитичными, потому как «даже мнение, что искусство не должно иметь ничего общего с политикой, уже является политической позицией» .

В том же самом эссе он ставит проблему сочетания политического высказывания и литературного произведения. Джорджа Оруэлла интересует, каким образом можно обозначать свои гражданские взгляды, и при этом получить нечто, называемое искусством. Разработкой такого специфического и, безусловно, сложнейшего вопроса Оруэлл занимался до конца своих дней.

По возвращении из Испании он сначала пишет документальные «Памяти Каталонии» и «Вспоминая войну в Испании», но после переходит к важнейшим своим художественным опытам: «Скотному двору» и «1984».

Книга «Скотный двор», Джордж Оруэлл. Анализ произведения

Без «Скотного двора» Оруэлл вряд ли когда-нибудь написал бы «1984». И по субъективной точке зрения автора этих строк, «Скотный двор» имеет больше художественных достоинств.

Повесть определённо появилась на свет из-за того, что социалист Оруэлл с большой горечью смотрел на происходящее в Советском Союзе: «большой террор», искажение истории, пакт Молотова-Риббентропа*, культ личности Сталина. И писатель нащупал великолепный способ выразить свою душевную боль.

Сюжет повести довольно остроумен. На одной британской ферме животные, вдохновлённые старым хряком Майором, устраивают революцию и изгоняют пьяницу-фермера мистера Джонса, как эксплуататора. Звери, руководимые свиньями Снежком и Наполеоном, устанавливают свою республику на территории скотного двора и учреждают семь заповедей, по которым им всем надлежит жить.

После этого, казалось бы, должно наступить царство свободы, равенства и счастья. Но довольно быстро в среде животных возникает размежевание. Уровень классового сознания у каждого отдельного гражданина скотного двора различен. Но главная беда в другом – возникает борьба за власть между Снежком и Наполеоном, которая приведёт к весьма плачевным последствиям для молодой республики животных.

Для справки

*Пакт Молотова-Риббентропа – пакт о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 года. К нему прилагался секретный протокол, согласно которому разграничивались сферы влияния в Восточной Европе, если произойдёт территориально-политическое переустройство. Пакт получил неофициальное название по именам народного комиссара иностранных дел СССР Вячеслава Молотова и министра иностранных дел Германии Иоахима фон Риббентропа.

Дабы не испортить удовольствие, не станем раскрывать все подробности истории, которую содержит книга «Скотный двор». Джордж Оруэлл при помощи меткой аллегории рисует сатиру на революционное общество. На то, как возникает революция и как она, затем, перерождается в бюрократическую олигархию. Здесь Оруэлл, конечно, предстаёт как последовательный критик сталинизма.

В образе Наполеона, его методах и поведении, очевидно, проглядывает личность товарища Сталина. Снежок же, отображённый в повести одновременно и с иронией, и с симпатией, вполне соответствует Льву Троцкому (одному из лидеров Октябрьской революции, впоследствии изгнанному из страны Сталиным).

Находится здесь место и иносказательному представлению целых слоёв общества: трудолюбивый конь Боец – рабочие; любящая ленточки лошадка Молли – интеллигенты-эмигранты; ворон-проповедник Моисей – религиозные деятели; осёл-скептик Бенджамин – оставшаяся в республике интеллигенция и т.д. Образно будут затронуты также многие другие события из жизни Советского Союза – например, Великая Отечественная Война.

Благодаря избранной форме притчи, Джорджу Оруэллу удаётся создать удивительную по своей точности сатиру, вскрывающую все пороки вырождающегося революционного общества в трагикомедийном ключе. Подмена революционных идеалов при Сталине находит своё место у писателя в дописывании звериных заповедей. Так заповедь «Все животные равны» во время диктатуры Наполеона, в конце концов, превращается в легендарное «Все животные равны, но есть те, кто равнее»

Имеются свидетельства, что Оруэлл мечтал, чтобы «Скотный двор» однажды попал в руки гражданам СССР. И он попал, но лишь в годы Перестройки.

Книга «1984», Джордж Оруэлл. Анализ произведения

Наконец, парабола творческого развития Джорджа Оруэлла привела его к самому известному и, к сожалению, самому последнему произведению – роману «1984». Вероятно, создав «Скотный двор», писатель понял, что хочет отразить не только реальное положение дел, но и проследить, к чему гипотетически может привести подобная расстановка сил в будущем. Здесь-то Оруэлл и вступил на территорию фантастики, о которой мы так долго говорили в начале статьи. И создал одну из самых известных антиутопий в истории литературы.

Как следует из названия, на дворе 1984-й год (для Оруэлла – будущее, т.к. над текстом романа он работал в конце 40-х). Мир к этому времени поделен между тремя огромными государствами: Океанией, Евразией и Остазией. Эти страны находятся в бесконечной войне друг с другом. Действие романа происходит в Океании, в которой ещё в конце 50-х восторжествовала революция и установила идеологию так называемого ангсоца («английского социализма»).

Правителем Океании и главой единственной управляющей партии является некий Старший Брат, герой революции, непогрешимый и любимый всей нацией лидер – его лицо взирает на граждан с развешанных повсюду плакатов и экранов. Изображение всегда сопровождается фразой «Старший Брат следит за тобой».

Местное телевидение регулярно вещает либо о победах на фронтах войны, либо об успехах производства и экономики. Периодически средства массовой информации устраивают «минутки ненависти»: на экранах показывают записи человека по имени Эммануэль Голдстейн, который «когда-то, давным-давно (так давно, что никто уже и не помнил, когда), был одним из руководителей партии, почти равным Старшему Брату, а потом встал на путь контрреволюции, был приговорён к смертной казни и таинственным образом сбежал, исчез» .

Ходит слух о том, будто существует тайная террористическая организация Братство, руководимая Голдстейном из Евразии, и перманентно планирующая свержение власти в Океании. Во время «минуток ненависти» партийцы впадают в истерию, заводят сами себя, выкрикивая оскорбления и ругательства в адрес Голдстейна. В довершение ко всему, хоть это и замалчивается, Океания живёт в условиях острого товарного дефицита – порой не достать бритвенные лезвия или что-нибудь иное, нужное в быту.

Старший Брат следит за тобой

В этом недружелюбном, парадоксальном мире приходится жить рядовому партийцу, сотруднику министерства правды, Уинстону Смиту. Он принадлежит к тем немногим людям, которые ещё сохранили способность к умозаключению. Размышления, порожденные безумной тоталитарной реальностью, наблюдаемой им ежедневно, приводят Смита к осознанию необходимости борьбы за собственное мнение, за свободу личности. В Океании подобная позиция смертельно опасна, т.к. существует особая полиция мысли, а самое страшное нарушение закона здесь называется мыслепреступлением.

Безрадостная картинка, не правда ли? Очевидно, что Джорджа Оруэлла занимают границы возможностей тоталитарных государств, возникших в середине ХХ века – в том числе в гитлеровской Германии и Советском Союзе. Он делает то, о чём рассуждал в эссе — облачает свои политические взгляды в форму фантастического романа. Но из-за этого возникает эффект, возможно снижающий воздействие «1984» на современного читателя. Потому что многие проблемы, на которые ссылается Оруэлл в своей антиутопии, были для него реальностью, в то время, как для человека наших дней они уже превращаются в детали истории. А читатель может, как нам известно, может плохо знать историю. Так многие штрихи произведения явно намекают нам на СССР. Скажем, таково описание внешности Старшего Брата:

«… лицо человека лет сорока пяти, с густыми чёрными усами, грубое, но по-мужски привлекательное»

Почти наверняка имеется в виду Иосиф Виссарионович Сталин. Тем более, что период сталинского правления в СССР характеризовался повсеместным появлением его портретов. Можно было бы списать это на забавное совпадение, если бы не облик «предателя» Эммануэля Голдстейна, написанный автором:

«Сухое еврейское лицо в ореоле лёгких седых волос, козлиная бородка – умное лицо и вместе с тем необъяснимо отталкивающее; и было что-то сенильное в этом длинном хрящеватом носе с очками, съехавшими почти на самый кончик».

Иосиф Виссарионович Сталин
Лев Давидович Троцкий

Безусловно, перед нами словесный портрет Льва Давидовича Троцкого.

Подобную трактовку подтверждает ещё и то, что среди инакомыслящих Океании из рук в руки передаётся книга Голдстейна «Теория и практика олигархического коллективизма», вымышленные цитаты из которой Оруэлл приводит, когда Уинстон Смит её читает – скорее всего, имеется в виду труд Л. Троцкого «Преданная революция» (второе название «Что такое СССР, и куда он идёт?»).

Не говоря уже о том, что фамилия Троцкого при рождении – Бронштейн, созвучная с фамилией Голдстейн. В конце концов, сам Оруэлл уже подтвердил свой интерес к политической дуэли Сталина и Троцкого в «Скотном дворе».

Теория и практика олигархического коллективизма
Преданная революция

Присутствуют здесь и свои жертвы местного «большого террора» — бывшие лидеры партии Аронсон, Джонс и Резерфорд, осуждённые за предательство, затем публично покаявшиеся и всё равно уничтоженные. Возможно, Оруэлл имел в виду Каменева, Зиновьева и Бухарина, но здесь уже сходства не столь очевидны, как в случае с Троцким и Сталиным. Может быть, писатель вывел собирательные образы пострадавших «старых большевиков».

Отдельного упоминания заслуживает зловещая полиция мыслей. Здесь, конечно, Оруэлл доводит до абсурда работу спецслужб тоталитарных режимов – таких, как Гестапо или НКВД. Полиция мыслей охотится за «мыслепреступниками», используя повсеместную слежку, провокации и хорошо отработанную систему доносов. Так, многие родители боятся своих детей (местных пионеров), потому что те в школах получают такое воспитание, которое не остановит их перед доносом на отца или мать. На ум сразу же приходит история с Павликом Морозовым.

Сам Уинстон Смит, работая в министерстве правды, постоянно занимается редактированием истории. Задания, спускающиеся к нему сверху, требуют корректировки нежелательных фактов в печатной продукции прошедших лет. Например, упоминание о награждении орденом товарища, позже признанного врагом народа, не может оставаться в газете – его необходимо отредактировать. Таким образом, история Океании фальсифицируется на всех уровнях. Снова никак не отделаешься от параллелей со сталинизмом (привет «Краткому курсу истории ВКП (б)»).

Вся система, сложившаяся в данном вымышленном обществе требует от гражданина безусловного подчинения и веры в навязываемые идеалы. Любое сомнение (даже логически обоснованное) тут же квалифицируется, как мыслепреступление. Герой запишет в своём дневнике: «Свобода – это возможность сказать, что дважды два равняется четырём» . И даже столь очевидный тезис может быть изменён по желанию партии.

В мире после выхода романа «1984» сразу нашлось много критиков и читателей, окрестивших книгу антикоммунистическим произведением. Однако только ли сталинский СССР пугал Оруэлла?

Обратим внимание на то, что в сюжете «1984» Океания воюет то с Евразией, то с Остазией, но в средствах массовой информации утверждается, либо что «Океания всегда воевала с Евразией», либо что «Океания всегда воевала с Остазией» в зависимости от ситуации. Чем вдохновлялся Джордж Оруэлл, когда придумывал это? Обратимся к его эссе «Подавление литературы»:

«Взять, к примеру, различные, полярно несовместимые позиции, которые английский коммунист или «попутчик» был вынужден занимать в отношении войны между Британией и Германией. До сентября 1939-го ему на протяжении многих лет полагалось возмущаться «ужасами нацизма» и каждым написанным словом клясть Гитлера; после сентября 1939-го ему год и восемь месяцев приходилось верить в то, что Германия претерпела больше несправедливости, чем творит сама, и словечко «наци», по крайней мере в печатном тексте, было начисто выброшено из словаря. Не успел наш английский коммунист в восемь часов утра 22 июня 1941 года прослушать по радио выпуск последних известий, как ему надлежало вновь уверовать, что мир не видел более чудовищного зла, чем нацизм»

Как видим, никакого Советского Союза. Только европейская, вполне цивилизованная Великобритания, меняющая свою официальную позицию с завидным постоянством. В этом же фрагменте есть и фраза «начисто выброшено из словаря» — и этому есть своя, выведенная в абсолют, иллюстрация в «1984». Учёные готовят для населения Океании новояз – язык, на котором в дальнейшем будет разговаривать всё население. И из него постоянно удаляются целые категории слов и их значения, чтобы у человека исчезла сама возможность к мыслепреступлению. Он попросту не будет иметь словесного инструментария, чтобы думать «неправильно».

Некоторые утверждают, что «1984» чрезвычайно походит на одну из первых антиутопий – роман «Мы» Евгения Замятина. Но определённо говорить о влиянии сложно. Оруэлл читал «Мы», что факт, но судя по всему, книга русского эмигранта попала к нему в руки, когда замысел «1984» уже сложился, и работа велась. Тем не менее, британец даже написал собственную рецензию на произведение Замятина.

На субъективный взгляд автора статьи, Джордж Оруэлл сильно переоценил возможности тоталитарного режима. В течение ХХ века тоталитаризм в том виде, в каком его опасался британский фантаст, прекратил своё существование – оказался нежизнеспособным на длинной дистанции. Но это не значит, что современное общество оказалось в безопасности. Задачи, которые ставит тоталитарное государство по Оруэллу, реализуются иными путями, более комфортабельными, но отнюдь не более гуманными. Хотя это предмет иного разговора.

«1984» — экранизации

Как и у большинства культовых литературных произведений, у романа Оруэлла существуют собственные экранные версии. В случае с «1984» их появилось целых 3 экземпляра.

Первый имел телевизионный формат, и вышел на канале BBC в 1954-м году, вскоре после смерти Джорджа Оруэлла. К сожалению, у Hobbibook не было возможности с ним ознакомиться, но главную роль там исполнил Питер Кушинг (известный поклонникам «Звёздных войн» как губернатор Таркин).



Вторая экранизация, и первая в качестве кинофильма, появилась спустя 2 года, в 1956-м. Постановщик – Майкл Андерсон. Уинстона Смита сыграл Эдмонд О’Брайан. К сожалению, серьёзная проблема картины в том, что она чрезвычайно примитивизирует литературный оригинал. Собственно, в экранизации Майкла Андерсона нет ощущения главного – тоталитарного общества. Из-за этого всё остальное мгновенно становится совершенно неубедительным.

Наконец, третья экранизация «1984», снятая Майклом Рэдфордом, вышла в 1984-м году. Она наиболее близка к оригинальному тексту, и в ней определённо присутствует дух чудовищного мира Оруэлла. Но при этом, назвать её хорошим фильмом не получается. Создаётся впечатление механического переноса произведения на экран. Фильм Рэдфорда не производит никакого осмысления, не учитывает многих новых исторических данных. «1984» в данной версии становится попросту красивой и атмосферной иллюстрацией романа, не более того – этого мало, чтобы называться полноценным кинематографическим произведением.

Линия с Эммануэлем Голдстейном вообще не получает заметного развития ни в одной из экранизаций.



«Скотный Двор» Джордж Оруэлл (перевод Л.Беспаловой). Мнение мое.

Сие мнение содержит следование по сюжету, с приведением цитат, со спойлерами, но мне так хотелось).

Небольшая сатирическая повесть-притча, опубликованная 1945г., аллегория на революцию 1917г. и последующие события в России, где Оруэлл показал перерождение революционных принципов, так говорится в Википедии. После прочтения «1984», данная повесть показалось очень легкой. Читается быстро и с улыбкой. Основная формула, которая раскрывается в данном произведении, звучала уже в «1984», поэтому мне стоило лишь освежить память и наслаждаться.

Итак, один умудренный хряк перед смертью получил откровение. И хряк этот был уж очень похож на Маркса или даже Ленина. «Так вот, товарищи, как устроена наша жизнь? Давайте смотреть правде в глаза. Нищета, непосильный труд, безвременная смерть – вот наш удел» ©. И перед тем, как отдать концы, хряк собрал весь скот двора, и доступно объяснил, что жить так больше нельзя. А причиной такой жизни является человек, который ничего не производит, а лишь потребляет и присваивает плоды труда бедных несчастных животных. Так человек в один день стал врагом номер один для скотины. И с этой минуты жизнь животных не может быть прежней, она станет осмысленной, ведь есть великая цель – убрать человека. В процессе сего собрания, кто-то откровенно спал, кто-то ни слова не понял, но проникся общим настроением, как тут не улыбнуться. И вот самые умные жители двора начали разрабатывать программу реализации великого замысла. И так случилось, что хозяин Господского Двора, один раз напился и забыл покормить скотину. К тому времени все и так были накручены мыслью о несправедливости, не равенстве, поэтому совершенно случайно терпение лопнуло и они произвели революцию, изгнав хозяина. Ну, случайно – не случайно, а факт остается фактом: человека убрали, что же дальше? А дальше надо строить светлое будущее собственными рогами и копытами.

Особым умом и сообразительность отличались хряки, и посему управление и контроль над Двором взяли на себя. Так вот, значит, Наполеон – упертая в достижении целей свинья, Обвал – более живого нрава, находчивая и речистая свинья, Стукач – изворотливый и хитрый, легко умеющий выдать черное за белое, подсвинок. Эта тройка развили учение старого и уже умершего хряка в стройную философскую систему – «скотизм». И начали наводить порядок в умах скотины и непосредственно во дворе. Песня «Твари Англии» стала гимном, появился флаг, табличка «Господский Двор» сменилась на «Скотный Двор» (чуть не написала «Скотский Двор»), а также прописанные на амбарной стене белой краской заповеди:

  1. Тот, кто умеет ходить на двух ногах, - враг.
  2. Тот, кто ходит на четырех (равно как и тот, у кого крылья), - друг.
  3. Животное да не носит одежду.
  4. Животное да не спит на кровати
  5. Животное да не пьет спиртного
  6. Животное да не убьет другое животное
  7. Все животные равны.

Но так как грамота давалась не всем, а были и откровенно недалекие, но возжелавшие быть в теме, животные, то для них придумали лозунг: «Четыре ноги – хорошо, две – плохо»©. И овцы блеяли его неустанно к месту и не к месту.

Но как показывает история, не может две свиньи усидеть на одном стуле. Тут надо сказать, что скорее всего Обвал – это Троцкий, Наполеон – Сталин, Стукач – Молотов. «Животные разбились на два лагеря: один выдвинул лозунг: «Голосуйте за Обвала и три дня работы в неделю», другой – «Голосуйте за Наполеона и полную кормушку» ©. Камнем преткновения стало строительство мельницы: Обвал был за, Наполеон был против мельницы, но за развитие сельского хозяйства.. И тут хочу показать вам любимого моего персонажа притчи - та-даммм - осел Вениамин. Он хоть и осел, но: «Только Вениамин не примкнул ни к одному лагерю. Он не верил ни в грядущее изобилие, ни в экономию труда, которую якобы даст ветряная мельница. С мельницей или без мельницы, говорил он, они как жили, так и будут жить, иначе говоря, плохо» ©. Вениамин был старше всех на ферме, хуже всех нравом, в основном помалкивал, лишь изредка вставлял циничные замечания и никогда не смеялся, ибо не видел повода. От работы он не отлынивал, но и лишнего на себя не взваливал. Держался ближе к Бойцу. Боец – это сильная тягловая лошадь, не отличающаяся умом, но очень ответственная и преданная «скотизму». Олицетворение стахановского движения. Основные принципы Бойца по жизни были: «Я буду работать еще упорнее» и «Товарищ Наполеон всегда прав». И он впахивал и за себя и за других. Такой интересный момент. Боец лишь иногда мог себе позволить помечтать, как достигнув пенсии, будет свободно от работы пастись на особой лужайке, да обучаться грамоте. Ну а пока до пенсии оставался месяц, он самозабвенно пахал. И чтоб вы думали? Сдох, не дожил до пенсии. Ну как сдох, надорвался и его списали на живодерню.

Отвлеклась от основного вопроса свинства. Наполеон силой скинул с руководящего поста Обвала, не забыв при этом превратить во врага народа. Прибегнул к помощи молодняка, псов, в раннем возрасте забранных от матери и воспитанных исключительно в нужных Наполеону целях. Эта молодежь не подвергала сомнению авторитет вождя, и грызла глотки всем не согласным. И тут началось: чем дальше, тем веселее. Я помню схему из «1984»: когда средний класс, прибегнув к помощи низшего (мотивируя тех на восстание словами: равенство, братство, справедливость), становится у власти, то задвигает низший класс на место, а сам превращается в тех, кого недавно скинул. Так, пока основной скот вкалывал и голодал как прежде, а может и того хуже, свиньи жирели, переселились в дом, спали на кроватях, пили алкоголь, начали носить одежду, творили, что хотели, и тут основная работа по оправданию такого поведения, легла на плечи Стукача. Он умел запудрить мозги животным, да так что не возразишь и не подкопаешься. Откровенно нагло дописывал заповеди в угоду свинства, например, четвертую дописал «под простынями», в пятую добавил «до беспамятства», в шестую – «без причины». А потом водил запамятавших животных к амбару и тыкал, мол, вот же написано. А когда переделать заповеди стало невозможно, просто затер их. А самым любимым и действенным аргументом был: «Уж не хотите ли вы, товарищи, чтобы возвратился Джонс?»© (изгнанный хозяин Двора).

Апогеем всего этого откровенного беспредела, большую часть, которого я умолчала, стал день, когда все свиньи вышли во двор, стоя на двух ногах !, а предварительно переученные Стукачом овцы блеяли: «Четыре ноги – хорошо, две лучше!»©. И, казалось бы, ну вот же оно, очевидно: товарищи, скотины, вас дурят так откровенно и нагло. Ан-нет. «Они знали, что жизнь ведут нищую и суровую, часто недоедают и мерзнут и, когда не спят, работают. Но прежде им, наверное, жилось еще хуже. Они охотно этому верили. Кроме того, тогда они были рабами, теперь они свободны, а это самое главное» © Свободные рабы определенно лучше, чем просто рабы…

О роскошествах (полные кормушки, трехчасовой рабочий день, отапливаемы загоны и т.п.), которые обещал Обвал, речи уже не шло, тем паче век скотины не долгий, и свидетелей его обещаний почти не осталось. «Работать не щадя сил и жить скромно – вот в чем истинное счастье, говорил Наполеон. <…> Только старенький Вениамин настаивал, что помнит всю свою долгую жизнь до мельчайших деталей и знает: им никогда не жилось ни лучше, ни хуже – голод, непосильный труд и обманутые ожидания, таков, говорил он, нерушимый закон жизни.<…> И все же животные не оставляли надежды. Более того, они ни на минуту не забывали, что им выпала честь быть гражданами Скотного Двора. Ведь другой такой фермы, которая принадлежит животным, и управляется ими, нет во всей стране, и в какой стране – в Англии!» © .

И логичным завершением, представленной к просмотру, картины Оруэлла о перерождении революционных принципов: «Они переводили глаза со свиньи на человека, с человека на свинью и снова со свиньи на человека, но угадать, кто из них кто, было не возможно» ©. Перерождение завершено. Занавес.

Часть вторая. Для тех, кто считает, что без параллелей с современностью сие мнение не имеет статуса рецензии (на что автор как бы и не претендует, но самой интересно, что получится). На свой страх и риск, и заранее извиняясь, ибо ни историей, ни политикой не увлекаюсь. Однако попробовать можно всегда, так ведь?))) Специально для вас, Rufina K .

Однажды Наполеон провозгласил Скотный Двор республикой и стал избранным президентом. Беларусь - это тоже Республика, в которой так же выбирают президента. И из срока в срок он не меняется. Он у нас вечный. Может быть, у кого-то и теплится надежда, что, голосуя, он выбирает… - я же безнадежная пессимистка. Не зря мне полюбился осел Вениамин, ибо как и он, я думаю, что даже со сменой Наполеона, ровным счетом ничего не изменится для меня, лучше или хуже я жить не стану. Однажды, вкалывая до седьмого пота, со всей ответственностью и самоотдачей, как ломовая лошадь Боец, предательская мысль закралась в голову: «Ну, неужели так будет всегда?», а нутро вторило и голосило, что вот-вот надорвусь. И надорвалась. Завалилась на бок, решила отлежаться без работы какое-то время, может силы восстановить, лишь бы на живодерню не списали. Но отлеживаться в нашей Республике не принято, ибо как говорит Наполеон: «Работать не щадя сил и жить скромно – вот в чем истинное счастье» © Да не просто говорит, а издает бумажку под названием Закон о тунеядстве: все должны работать, не работаешь – плати. Не платишь – сиди, работай и плати. Почему из-за какой-то несознательной овцы свиньи должны лишаться молока в корме и дополнительного ведра яблок? Они же все-таки руководят и контролирую двор, а это не легкая работа и требует хорошего питания и условий, во благо овец, в конце концов, и трудятся! А хочешь, сахарок есть, да ленточки в гриву заплетать, как серая кобылка Молли, так скачи, как она, за границу Двора и живи там, а про обратную дорогу забудь. И вообще, что это ты о сахарке, да о ленточках вспомнила? Наполеон постоянно нам напоминает, в какой уникальной свободной стране мы живем, вокруг война и распри, а у нас мир. Даже худой мир, лучше войны – кто ж спорит-то. Так что працуй и маучы. И мы молчим, правда, порой очень хочется, как подслеповатой кобыле Кашке, сходить к стене амбара, где заповеди написаны, да почитать, так ли там написано, как Наполеон с телеэкрана вещает. Берем Конституцию, читаем – читаем, вроде не так там говорится. А Стукач нам и возражает, да когда эта все было написано, составители уже и померли давно, а вы все по старому живете, нет, ребята, закон прежде всего, а не какая-то там надпись на амбаре. И мы верим, ведь оказана нам честь жить свободными людьми в свободной стране, а ей не могут управлять некомпетентные люди.

Стою как-то на остановке, жду «лимузин», и вдруг слышу разговор мужчин поблизости: «Всё, жопа полная»,- говорит, «колхозы к нам присоединяют. Сами на ладан дышим, а теперь и вовсе задохнемся, и колхозы не вытянем и сами сдохнем». Но Наполеон понимает, что строить мельницу, без наполненных кормушек, это глупо, поэтому сельское хозяйство нужно восстановить из руин, даже если это непосильная задача, сдохнем, но восстановим. Прошла не одна зима, кормушки вроде как были не полные, так и остались, но Стукач восторженным голосом зачитывает нам с трибуны цифры, из которых понятно, что все у нас хорошо. А когда построим мельницу и того лучше будет. И мы самоотверженно скидываемся и строим мельницы, страна большая, много надо Дворцов спорта построить. В каждом городе Дворец спорта, как памятник нашему Наполеону. Да, что говорить – молодцы! А чтобы стать еще независимей от людей, наш скот возведет еще и особую мельницу - АЭС называется. И даже страшно провести параллель с сюжетом книги, ведь там мельница рушится под напором непогоды или заговора, и не один раз. Если рухнет наша Островецкая мельница параллели проводить станет уже некому. Я безусловно верю в нашу независимость и светлое будущее, однако строить особо важные объекты рогами и копытами не сильно удобно, поэтому не удивительно, что иногда у нас не получается, иногда и реакторы с 2-4 метровой высоты при монтаже падают. Реакторы!!! Бля.ь!

Есть у нас и такие животные, которые состоят в заговоре с Обвалом, и вредят деятельности Наполеона всяческими способами. Особенно если решат собраться в кучку и провести во дворе, перед Хозяйским домом, митинг, отстаивая свои скотские права. Нет, конечно же, нет, никто их не загрызает до смерти. Свора может покусать, прижать, придавить, случайно зацепит дубинкой, разогнать, посадить в КПЗ, провести разъяснительную беседу, и отпустить с миром и штрафной квитанцией. Хочешь говорить и выступать – плати, зачем отнимать время у руководства своим бестолковым кукареканием? Служба у свинской своры такая, без причин они никого не трогают, а приказ - самая что ни на есть причина.

Помните, Боец мечтал о пенсии, о том, как будет пастись на прекрасном лугу и обучаться алфавиту, но чуток не дотянул до положенного срока. У нас в Республике все намного лучше, моя мама уже на пенсии, присматривает за всеми, кто в процессе непосильного труда надорвался, и заслуженно пользуется услугами бесплатной медицины. Забеги по поликлиникам обычно заканчиваются трехминутным приемом у доктора, вручением рецепта и половиной пенсии, оставленной в аптеке. Но мама не отчаивается, и будет бегать еще усерднее, это врожденное качество. Изредка, пробегая мимо меня, взывая к совести, мама от души выписывает волшебный пендель со словами: «Лентяев развелось, не протолкнуться в поликлинике, лечатся за мой счет. Но Наполеон найдет на вас управу!». Свекровь не бегает, она хоть и на пенсии, но упорно трудится, впрочем как и старенькие жители Скотного Двора, ведь обещанный луг никто не организовал, даже место под него не нашлось, а пенсии на жизнь не хватает. Мне кажется, однажды Наполеон подумал, зачем моему скоту выходить на пенсию, ведь они все-равно трудятся, будучи на пенсии, значит силы есть, значит надо увеличить пенсионный возраст. И увеличил. Теперь отец каждое утро со злостью и стиснув зубы собирается на работу, ведь он думал, что совсем скоро выйдет на пенсию, переедет в деревню, займется любимым делом, поживет… Хотя о чем это я? Он старой закалки, працуе и маучыць, разве что зубы чуток громче скрипят. А вокруг, такие же старые животные Двора на издохе и с мечтой «дожить», працуюць и маучаць.

Ну вот, пожалуй и все, хватит параллелей. По итогу, мы все еще упорно и с надеждой строим светлое будущее. Мы – свободные люди свободной страны. И нет больше на Земле нигде точно такой же.

Пожалуй, если вам о чем-то говорит название Скотный двор Джорджа Оруэлла и тем более, если вы читали эту великолепную притчу, то наверняка в одном издании с легендарным того же Оруэлла. У меня самого долгое время жило устоявшееся мнение, что сказочная сатира об угодье, населенном животными, лишь довесок к куда более значимому произведению. Так было, конечно, до того момента, пока не произошло однодневное, насыщенное интересом, яркое знакомство с Animal Farm. Две антиутопии автора некорректно сравнивать, хотя по своему размаху и охвату тем, конечно, явный лидер очевиден. Перед нами важная и ценная по своей сути история, самостоятельная и самодостаточная. Неудивительно, что первое полноценное издание на русском языке для широкого круга читателей вышло в свет только во второй половине 1980-х годов, когда от тоталитарного сталинского режима остались только обшарпанные монументы посреди городов и заангаржированные учебники истории. Темы, затронутые британским писателем Джорджем Оруэллом, остаются актуальными и сегодня, ярко отражая нелицеприятные моменты любого общества и фундаментальные законы человеческой природы. Заслуживает ли Скотный двор анализ исторических и культурных ошибок — определенно да.

Скотный двор анализ

Хотя Джордж Оруэлл , как известно, был критиком пришедшей после революции 1917 года власти в последующем образованном СССР , в повести Ферма животных он затрагивает общемировые темы. Поэтому вместо того, чтобы пестрить язвительными комментариями и проводить смешные идеологические барьеры, которые нужно защищать, стоит просто выкинуть из головы привязку к конкретному государству, к конкретному примеру преданной революции. На странице книги Скотный двор в Wiki, где кратко описывают ключевых героев, видны различия между разными вариантами переводов. Если Наполеон везде остался при своем ироническом сравнении с великим авантюристом-завоевателем, то вот другие животные претерпели изменения. У лучшего на сегодня перевода Беспаловой это: Облом, Боец, Вениамин, Кашка. В тоже время, клички в произведении мало о чем говорят и не влияют на восприятие повести, поэтому среди широкого выбора интерпретаций, выбирайте, какая вам удобней или уже есть в домашней библиотеке произведений.

На ферме животных, которой твердой рукой правит мистер Джонс , разворачиваются интересные, революционные события. Умный хряк Главарь воспаляет умы своих соратников пестрой мечтой о свободе, всеобщем равенстве и разрушении оков тяжелого труда. Зачем работать на эгоистичного хозяина, который бессовестно присваивает плоды труда, еще и ходит на двух ногах, спит в мягкой кровати и пьет спиртное. Пророк революции скоропостижно испускает дух, но дело будущего восстания живо и вскоре животным Скотного двора удается, в ходе непростой битвы, прогнать мистера Джонса. Воодушевленные столь значимой победой, обитатели фермы животных строят планы о беззаветном будущем, пока вожди революции берутся за организацию новых будней. Насколько же хорошо теперь работать на самих себя и пожинать все плоды своего труда. Вот только один из руководителей восстания, хряк Наполеон быстро начинает быть чуть более равным, чем остальные, как и его окружение. А с изгнанием другого вождя революции Облома , обществу обещают зажить еще лучше.

При ближайшем анализе Скотного двора, у повести обнаруживается много общего с 1984 Джорджа Оруэлла , где заложенные здесь идеи получили более широкую и яркую реализацию. Обвал, который был еще вчера героем, отмеченным специальной наградой Скотного двора, быстро становится причиной всех зол. Каждая неурядица интерпретируется как последствие его козней, а жители Скотного двора патологически боятся предателей. С течением времени заслуги одного из столпов былого судьбоносного освобождения низводятся и переписываются. Переписывание истории, которое в XX веке достигло своего информационного апогея, в Animal farm ярко отражено в реформации известной информации, от года к году меняющейся в угоду новому порядку. Скотному двору Оруэлла принадлежит культовая фраза, афоризм: Все животные равны, но одни животные более равны, чем другие .

Наполеон, в том числе призывавший к восстанию против угнетения человеком, через своего глашатая Стукача, постоянно напоминает животным, как тяжело и непосильно было раньше, при деспотичном мистере Джонсе. И как хорошо зажилось с бесценными усилиями свиней, даже если последним приходится больший паек яблок и молока, ради поддержания их умственных подвигов ради общего блага. Как и жители Ангсоца, четвероногие в Скотном дворе регулярно слышат о все новых достижениях на трудовом фронте, ведь зерна и прочих благ, получается производить все больше. И ничего, что паек обычных рабочих постоянно уменьшается, зато выход на пенсию на за горами – заслуженный и почетный. Здесь ярким примером беззаветной преданности общему благу является рабочий конь Боец . Несмотря на ухудшающееся здоровье и все новые нормы труда, он каждый раз говорит себе, что будет трудиться еще упорней и не жаловаться. Ведь все делается для общего благополучия, хотя и тема отдельных угодий для пенсионеров, почему-то больше не поднимается. Особенно печален конец жизни самого трудолюбивого члена коллектива, которого провожают на живодерню под чествования руководства.

Человек изображается в виде верховного зла, порядки которого не должны никоим образом вновь вернуться на ферму животных. Вот только новый вождь революции Наполеон, который, как оказалось, практически на собственных плечах вынес все тяготы перемен, теперь сам перебирается в бывший особняк. Заклейменные общественным мнением блага теперь служат для нового правящего класса, которого в равном обществе вроде как не должно быть. Наполеон предусмотрительно окружает себя сворой собак, эдакими стражами нового порядка Скотного двора, которые быстро расправляются с несогласными и запугивают оставшихся. Казнь инакомыслящих становится нормой и не противоречит больше заповеди о том, что ни одно животное не лишит жизни другого. Новое светлое будущее требует избавления от предателей и вредителей, как и в любом тоталитарном режиме. Даже злейшие враги, люди оказываются способными приносить пользу, чем сотрудничество, и не важно, что сегодня один из них враг, а завтра друг и наоборот. И престарелый осел Вениамин , молча наблюдающий за всеми переменами, представляет здесь суд времени, к сожалению, безынициативный и покорный. Если вы задались целью провести анализ повести Скотный двор Оруэлла, не стоит забывать о его ключевых героях.

Скотный двор и исторические параллели

При более близком анализе Скотного Двора Оруэлла, не избежать исторических параллелей, поэтому стоит сразу назвать имена собственные, которые наиболее ярким образом ассоциируются с повестью Animal farm . Ленин, Сталин, Троцкий, СССР, Октябрьская революция, НКВД, Великая Отечественная Война, Третий рейх, Гитлер. Хотя Оруэлл, как автор, делает вполне определенные гиперболизированные отсылки, анализ произведения проходит куда интересней в ключе универсальных метафор, которые находят свое подтверждение в истории, как до ХХ века, так и в наше время.

Если раньше скотина на Скотном дворе не имела цели, какой-то повседневной осмысленности, кроме как тяжелой работы на благо людей, теперь они трудятся для себя. Чтобы построить некий прекрасный мир. Конечно, не сейчас, и труженики его уже не увидят, но для будущих поколений. Прекрасный мир будущего в духе скотизма, где животные предоставлены сами себе, трудятся ради себя. Вначале революции новое движение обещает более умеренный труд и больше благ, обильное питание. После установления диктатуры, все блага кроме самых базовых провозглашаются излишествами, а дух скотизма, как оказывается теперь, состоит в тяжелом труде и отказе от лишних благ, в скромности. Эта скромность, конечно, касается только простых животных на ферме Скотный двор , которые по заповедям равны, но не тех, кто более равные, чем другие.

Скотина умирает за работой с мыслью о светлом будущем, которое становится чем-то эфемерным. Интересно, что Главарь передал свое предсказание народу, а сам даже не дожил до насильственной революции, оставшись, до поры до времени, неким символом. Заветы революции и скотизма, которые провозглашались в самом начале борьбы и свержения прошлых господ, теперь изменяются в угоду новому режиму. Мельница в повести стала символов того самого скотизма, обещанного светлого будущего, которое так и не будет достигнуто, на которое покушаются внешние враги. Если даже мельница будет построено, что в итоге и случилось, она не будет служить на благо людей, которые ее строили, как это провозглашалось изначально. Сам процесс ее строительства и возможное завершение провозглашают только новые цели для обогащения руководителей происходящего.

Это событие, как венец революции Скотного двора, стал поворотным моментом в борьбе за свершение скотиной ненавистного строя под гнетом кнута мистера Джонса. Значимость этой битвы меняется с течением времени, утрачивая смысл для простых работников и увеличивая значимость вождя революции Наполеона. Для будущих поколений, который родились уже после построения скотизма, Бой под коровником является чем-то далеким, сказкой для детей на ночь, которая объясняет, почему жить хорошо и насколько сейчас лучше, чем было когда-то при враге, которого молодняк и в глаза не видел. Для них изуродованная историческая правда становится реальностью. В конце повести Скотный двор и анализа, привилегированная элита отменяет упраздняет революционный гимн “твари Англии”, лишние надписи на зеленом флаге, обращение »товарищ», традицию чтить память идейного вдохновителя Главаря. Революция свершилась, поэтому революционные основы более не нужны.

Постоянный образ внешнего врага

Как и в “1984” Джордж Оруэлл мастерски подчеркивает необходимость любой диктатуры консолидировать умы и силы внутри народа, благодаря нерушимому образу внешнего врага. Сначала им провозглашаются все люди и мистер Джонс, как воплощение худших качеств. Затем вечным невидимым, пугающим врагом Фермы животных объявляется Облом, которому приписывают каждую неудачу или промах на Скотном дворе. Заклятыми врагами объявляется, поочередно, один из соседей по ферме, который в данный момент не приносит выгоды Наполеону и его окружению (естественно, о благополучии скота речь не идет). Животные должны быть всегда бдительны, они будут казнены за подрывную деятельность, обязаны самоотверженно сражаться против дубинок и ружей. Скотина начинает видеть происки врага даже в собственной жизни и начинает признаваться в надуманных саботажах, расставаясь с жизнью во благо скотизма, Скотного двора и товарище Наполеона.

Несмотря на изначальное признание людей главными врагами, Скотизм просто не может обходится без кооперации с заклятыми врагами. Товарищ Наполеон начинает вести переговоры с хозяевами других ферм о поставках необходимых товаров, которые сам Скотный двор не способен произвести. Таким образом, каким бы революционно воинственным не был скотизм, он не может существовать в современном мире в исключительной изоляции, а изначальные заветы теперь интерпретируются так, чтобы балансировать между властью имущими. В этом смысле любая утопия вынуждена прибегать к сотрудничеству с теми, кто провозглашен врагом. Нашлось в повести место и настоящей войне с внешним врагом, уже отсылающим к вооруженным конфликтам между нациями. Победа празднуется несколько дней, но после, ее плоды вновь интерпретируются как победа товарища Наполеона и как повод только усилить порядки внутри системы.

После изгнания Облома и возведения его в стан главного вредителя и смутителя умов скотины, Наполеон становится единственным полноправным правителем Скотного двора. Его деятельность поддерживают созданные лозунги, в честь Наполеона называют детей, праздники, мельницы. Когда вождь нации недомогает, скотина ходит на цыпочках возле господского дома, в страхе потери своего лидера. Регулярно объявляются раскрытые покушения на жизнь лидера, за которые, конечно, несут наказания те, кто ранее больше всего выказывал недовольство. Чем больше проходит времени в условиях скотизма, тем больше побед приписываются Наполеону. Вместе с этим, его откровенные просчеты и следование ранее отвергнутому преподносится как невероятная прозорливость. Новый устрой не признает каких-либо просчетов руководства и все невзгоды, голод, тяжелый труд, не рассматриваются через призму плохого управления Наполеоном. Тем более, что лозунг самого трудолюбивого члена коллектива Бойца гласит: ‘’Товарищ Наполеон всегда прав ’’. Вождь нации, что особенно комично, сам утверждает новые награды и присваивает их сам себе, как самому выдающемуся выходцу из народа. А ведь всего несколько лет назад Наполеон сражался в предвыборной борьбе с Обломом, где каждый лидер революции обещал блага для народа, если его сделают единоличным вождем. Устав от склок, Наполеон просто натравил на оппонента свору собак, и демократия закончилась.

Поворотным моментом, который помог Наполеону прийти к власти, стала его предусмотрительность. Вождь нации, в тайне от всех, стал готовить силу для подтверждения своей власти, и не показывал ее до того момента, как она сможет оказать реальное воздействие. Щенки собак были только детьми, но вскоре они стали верной движущей силой режима, обеспечивающей волю и безопасность руководства. Собаки прогнали Облома без видимых на то причин, кроме самого наличия силы, а после держали в страхе всю скотину, устраивая еще и казни неугодных. Стукач же оказался тем самым глашатаем нового режима, который доносит до простого народа волю и историческую правду, в ее новой интерпретации. Он усмиряет пыл негодования скотины своими убедительными доводами, пропагандой новых ценностей и порядков. Кульминацией его службы становится перепись тех самых заповедей скотизма краской на заборе. К концу произведения он становится растолстевшим обрюзгшим подсвинком, который уже все ленивее исполняет свои обязанности.

Первым тревожным звоночком для простых животных стала пропажа молока после Битвы под коровником. Никто не уделил должного значения тому факту, что молоко сначала пропало, а после обнаружилось в увеличенных рационах привилегированного меньшинства свиней. С этого момента начинается путь к последнему оставшемуся на заборе лозунгу: Но некоторые животные более равные, чем другие . Излишества людей и мистера Джонса, которые провозглашались исконным злом для Скотного двора, теперь стали обычным делом для работников умственного труда. Ведь лидеры движения и социума, как они провозглашают, должны быть сытыми и жить с удобствами, так как их ноша управления самая тяжелая. Из шкафов достаются сервизы, одежда Мистера Джонса, белая постель. В это же время, скотина слушает прекрасные цифры производственных успехов. Несмотря на голод и лишения, глашатаи озвучивают, что благ стало еще больше и животные просто не помнят, что раньше было намного хуже. Цифры в пасть не положишь, как замечают некоторые животные Скотного двора. Главное, что на ферме животных создаются все новые скотные комитеты, а курей морят голодом, когда они отказываются отдавать все свои яйца для бартерного процесса.

Трагедия Бойца – это трагедия рабочего класса нации, который изначально описывается как не слишком далеким, внушаемым лозунгами и идеями. Обещание светлого будущего, где за тяжелым трудом будет долгожданная пенсия и покой – несбыточная мечта для работника. Боец работает до изнеможения, повторяя “Я буду работать еще упорнее ” (I will work harder), а его кончина становится самой трагичной частью повести Скотный двор. Перестав приносить пользу для работы и режима, рабочая лошадь отправляется этим самым режимом на живодерню. Старый осел Вениамин воплощает в себе образ истории, которая всегда была, есть и будет и способна со стороны оценивать изменения. Пока историческая правда переписывается, лозунги правятся, ресурсы перераспределяются, Вениамин лишь молчит. Он работает не меньше, но и не больше остальных, дружит с рабочим Бойцом. Моисей – ворон, который прилетает откуда-то извне и обещает скотине кисельные берега, комично отождествляет собой знаменитое выражение “Хорошо там, где нас нет”.

Джордж Оруэлл

Скотный двор

Мистер Джонс с фермы «Усадьба» закрыл на ночь курятник, но он был так пьян, что забыл заткнуть дыры в стене. Ткнув ногой заднюю дверь, он проковылял через двор, не в силах выбраться из круга света от фонаря, пляшущего в его руке, нацедил себе последний стаканчик пива из бочонка на кухне и отправился в постель, где уже похрапывала миссис Джонс.

Как только в спальне погас свет, на ферме началось беспокойное движение. Весь день ходили слухи, что старый Майер, призовой боров из Миддлуайта, прошлой ночью видел странный сон и хотел бы поведать о нем остальным животным. Все договорились встретиться в большом амбаре, как только мистер Джонс окончательно скроется из глаз. Старый Майер (так его всегда звали, хотя имя, под которым его представляли на выставках, звучало как краса Уиллингдона), пользовался на ферме таким уважением, что все безоговорочно согласились.

Майер уже ждал, как обычно, уютно расположившись на своей соломенной подстилке на возвышении в конце амбара, под фонарем, подвешенным к балке. Ему было уже двенадцать лет, и в последнее время он раздавался скорее в ширину, но тем не менее продолжал оставаться все тем же благородным боровом, в глазах которого светилась мудрость и доброжелательность, несмотря на устрашающие клыки. Пока все животные собрались и устроились каждый по своему вкусу, прошло довольно много времени. Первыми пришли три пса - Блюбелл, Джесси и пинчер, а за ними свиньи, которые сразу же расположились на соломе перед возвышением. Куры разместились на подоконниках, голуби, толкаясь, расселись на стропилах, а овцы и коровы прилегли сразу же за свиньями и принялись за свою жвачку. Вместе пришли упряжные лошади Боксер и Кловер. Они двигались медленно и осторожно, стараясь, чтобы их широкие волосатые копыта занимали как можно меньше места. Кловер была рослая кобыла средних лет, окончательно расплывшаяся после рождения четвертого жеребёнка. Внешность Боксера вызывала невольное уважение - высотой в холке более 6 футов, он был так силен, как две обыкновенные лошади вместе взятые. Белая полоса, пересекавшая его физиономию, придавала ему довольно глупый вид, да он и в самом деле не блистал интеллектом, но пользовался всеобщим расположением за ровный характер и удивительное трудолюбие. После лошадей явилась Мюриель, белая коза, и осел Бенджамин. На ферме он жил дольше всех и отличался препротивным характером. Говорил он редко, но и в этих случаях обычно изрекал какое-нибудь циничное замечание - например, он как-то обмолвился, что господь бог наделил его хвостом, чтобы отмахиваться от оводов, но он предпочел бы обходиться и без оводов и без хвоста. Единственный среди всех животных, на ферме он никогда не смеялся. На вопрос о причинах такой мрачности он отвечал, что не видит поводов для смеха. Тем не менее, он был привязан к Боксеру; как правило, они проводили воскресные дни бок о бок в небольшом загончике рядом с садом, пощипывая травку.

Едва только Боксер и Кловер прилегли, как в амбар ворвался выводок утят, потерявших мать; взволнованно крякая, они стали метаться из стороны в сторону в поисках безопасного места, где бы их никто ненароком не придавил. Обнаружив, что вытянутые передние ноги Кловер представляют собой нечто вроде защитной стенки, утята попрыгали в это убежище и сразу же погрузились в сон. Наконец в амбар, хрустя куском сахара, кокетливо вошла Молли, глупая, но красивая белая кобылка, которая таскала двуколку мистера Джонса. Она заняла место в первых рядах и сразу же начала игриво помахивать белой гривой в надежде привлечь внимание к вплетенным в нее красным ленточкам. И последней явилась кошка, которая, как обычно, огляделась в поисках самого теплого местечка и наконец скользнула между Боксером и Кловер; здесь она беспрестанно возилась и мурлыкала во время речи Майера, не услышав из нее ни единого слова.

Кроме Мозуса, ручного ворона, который дремал на шесте около задней двери, теперь все животные были в сборе. Предложив всем устраиваться поудобнее и дождавшись тишины, Майер прочистил горло и начал:

Итак, друзья, в чем смысл нашего с вами бытия? Давайте посмотрим правде в лицо: краткие дни нашей жизни проходят в унижении и тяжком труде. С той минуты, как мы появляемся на свет, нам дают есть ровно столько, чтобы в нас не угасла жизнь, и те, кто обладает достаточной силой, вынуждены работать до последнего вздоха; и, как обычно, когда мы становимся никому не нужны, нас с чудовищной жестокостью отправляют на бойню. Ни одно животное в Англии после того, как ему минет год, не знает, что такое счастье или хотя бы заслуженный отдых. Ни одно животное в Англии не знает, что такое свобода. Жизнь наша - нищета и рабство. Такова истина.

Но таков ли истинный порядок вещей? Происходит ли это от того, что наша земля бедна и не может прокормить тех, кто обитает на ней и возделывает ее? Нет, товарищи, тысячу раз нет! Климат в Англии мягкий, земля плодородна, и она в состоянии досыта накормить гораздо большее количество животных, чем ныне обитают на ней. Такая ферма, как наша, способна содержать дюжину лошадей, двадцать коров, сотню овец - и жизнь их будет полна такого комфорта, такого чувства собственного достоинства, о которых мы сейчас не можем даже и мечтать. Но почему же мы продолжаем жить в столь жалких условиях? Потому что почти все, что мы производим своим трудом на свет, уворовывается людьми. Вот, товарищи, в чем кроется ответ на все наши вопросы. Он заключается в одном-единственном слове - человек. Вот кто наш единственный подлинный враг - человек. Уберите со сцены человека, и навсегда исчезнет причина голода и непосильного труда.

Человек - единственное существо, которое потребляет, ничего не производя. Он не дает молока, он не несет яиц, он слишком слаб для того, чтобы таскать плуг, он слишком медлителен для того, чтобы ловить кроликов. И все же он верховный владыка над всеми животными. Он гонит их на работу, он отсыпает им на прокорм ровно столько, чтобы они не мучились от от голода - все же остальное остается в его владении. Наш труд возделывает почву, наш навоз удобряет ее, - и все же у каждого из нас есть всего лишь его шкура. Вот вы, коровы, лежащие сейчас передо мной, - сколько тысяч галлонов молока вы уже дали за прошлый год? И что стало с этим молоком, которым вы могли бы вспоить крепких телят? Все оно, до последней капли, было поглощено глотками наших врагов. А вы, куры, сколько яиц вы снесли в этом году и сколько взрастили цыплят? А остальные были отправлены на рынок, чтобы в карманах у Джонса и иже с ними звенели денежки. Скажи и ты, Кловер, где твои четверо жеребят, которых ты выносила и родила в страданиях, жеребят, что должны были стать тебе опорой и утехой на старости лет? Все они были проданы еще в годовалом возрасте - и никого из них тебе не доведется увидеть вновь, и после того, как ты четырежды мучилась в родовых муках, после того, как ты поднимала под пашню поля - что у тебя есть, кроме горсти овса и старого стойла?

Но даже наша жалкая жизнь не может кончиться естественным путем. Я не говорю о себе, потому что мне повезло. Я дожил до двенадцати лет и произвел на свет более четырехсот детей. Для свиньи я прожил достойную жизнь. Но ни одно животное не может избежать в конце жизни безжалостного ножа. Вот вы, юные поросята, что сидят передо мной, - все вы до одного, не пройдет и года, кончите свою жизнь в той загородке. И эта ужасная судьба ждет всех - коров, свиней, кур, овец, всех до единого. Даже лошадям и собакам достается не лучшая доля. Придет тот далекий день, когда могучие мускулы откажутся тебе служить, Боксер, и Джонс отправит тебя к живодеру, который перережет тебе горло и сделает из тебя собачью похлебку. Что же касается собак, то когда они состарятся и у них выпадут зубы, Джонс привяжет им на шею кирпич и пинком ноги швырнет в ближайший пруд.

И разве не стало теперь предельно ясно, товарищи, что источник того зла, которым пронизана вся наша жизнь, - это тирания человечества? Стоит лишь избавиться от человека, и плоды трудов наших перейдут в нашу собственность! И уже этим вечером может загореться заря нашей свободы, которая сделает нас богатыми и независимыми. Что нам предстоит делать для этого? Работать день и ночь, отдавая и тело и душу для избавления от тирании человека! И я призываю вас, товарищи, - восстание! Я не знаю, когда оно вспыхнет, через неделю или через сто лет, но столь же ясно, как я вижу эту солому под моими ногами, я знаю, что рано или поздно справедливость восторжествует. И сколько бы вам ни осталось жить, товарищи, посвятите свою жизнь этой идее! И кроме того, завещаю передать мое послание тем, кто придет после вас, чтобы будущие поколения могли продолжать борьбу до победного конца.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»