Экономический кризис самым негативным образом. Роль государства в условиях кризиса

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Основной, наиболее сокрушительной и критической фазой промышленного цикла является кризис, служащий исходным пунктом для следующих за ним фаз цикла.

История экономического развития различных государств показывает, что подъем экономики не может длиться вечно. Постепенно начинают накапливаться негативные факторы, и экономика входит в стадию кризиса. Такой кризис закономерен. Его называют экономическим, или циклическим кризисом. Предприниматели, как правило, не бывают к нему готовы, поэтому протекание фазы кризиса носит взрывной, обвальный характер. Нарушается равновесие не в какой-нибудь отрасли, а во всей экономике.

Экономический кризис - это значительное нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях. Это, в конечном счете, ведет к дисбалансу функционирования экономической системы в целом. Таким образом, экономический кризис - это дисбаланс спроса и предложения внутри страны на товары и услуги.

Экономический кризис, возникающий в результате перепроизводства товаров, носит название кризиса перепроизводства. Для него характерен разрыв между производством и возможностями потребления, когда производство опережает платежеспособный спрос. В результате часть товаров остается нереализованной, в то время как общество затратило на их производство определенные ресурсы.

Кризис недопроизводства возникает в случае, когда платежеспособный спрос обгоняет производство. Данный вид кризиса, обесценивая основной капитал, создает условия для обновления производства на новой технической базе, позволяющей сократить издержки производства, восстановить докризисный уровень и даже превзойти его.

Экономические кризисы проявляются в абсолютном падении производства, сокращении капитальных вложений, росте безработицы, увеличении количества банкротств фирм, падении курса акций и других экономических потрясениях.

Причиной экономических кризисов является основное противоречие капитализма между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов. Разделение труда, специализация производства, кооперирование в промышленности связывают капиталистические предприятия в единый хозяйственный механизм, для нормального функционирования которого необходимо соблюдение в масштабе всей экономики определенных пропорций между отраслями, производством средств производства и производством предметов потребления, между накоплением капитала и потреблением. Но господство частной собственности, порождаемые ею анархия производства, жестокая конкуренция, эксплуатация труда капиталом приводят к постоянному нарушению пропорций воспроизводства. Некоторые из этих нарушений устраняются спонтанно, другие усиливаются и накапливаются.

В системе возникающих в ходе экономического развития диспропорций воспроизводства всегда имеет место нарушение пропорций между накоплением капитала и потреблением. Стремление капитала к самовозрастанию, погоня за прибылью обеспечиваются за счёт замедленного роста (а иногда даже сокращения) доходов и потребления трудящихся. Возникающее отсюда противоречие между производством и потреблением накапливается, доходит до взрывной точки и становится, как правило, непосредственной причиной экономического кризиса, который завершает один капиталистический цикл и расчищает почву для следующего путём выправления нарушенных пропорций между накоплением капитала и потреблением, производством средств производства и производством предметов потребления. Экономический кризис резко обостряют классовые противоречия, поскольку вся тяжесть приносимых ими бедствий падает главным образом на плечи трудящихся. Это вызывает усиление классовой борьбы, в ходе которой растет самосознание рабочего класса, его организованность и сплочённость.

Экономические кризисы приводят к огромным хозяйственным потерям для общества, поскольку во время них простаивает значительная часть производственного аппарата, и теряют работу сотни тысяч и даже миллионы трудящихся.

Наряду с циклическими в рыночной экономике возникают также частичные кризисы, охватывающие не всю, а какую-либо локальную сферу экономической деятельности (таковы, например, кризисы в сфере денежного обращения и кредита).

Структурный кризис возникает как результат диспропорций развития между отдельными отраслями экономики. Как правило, эти кризисы более длительные по времени и изменяют общую картину циклического развития. К возникновению структурного кризиса могут привести: распад экономической системы, политическая нестабильность (региональные конфликты), изменения рынков сырья. Структурный кризис может проявиться в виде энергетического кризиса, продовольственного, сырьевого и экологического.

Мировой финансовый кризис (global economic crisis) - устойчивый финансовый кризис стран, которые входят в глобальную финансовую систему, основанную на доминировании американской финансовой системы над другими системами.

Разница между финансовым и экономическим кризисом заключается в том, что первый является причиной второго. При этом экономический кризис не всегда возникает из-за финансового кризиса.

Глобальный финансовый кризис проявляется в росте цен на недвижимость и продовольствие, в сокращении рабочих мест, как в коммерческих, так и в государственных организациях, в отсутствии стабильности и потере веры в будущее. Причем причины происходящих перемен различны в различных странах.

Сроки наступления, глубина и продолжительность кризисов зависят, прежде всего, от степени нарушений основных пропорций воспроизводства во время экономических подъёмов. Но, кроме того, они способны самогенерироваться, поскольку в ходе их происходит обычно падение покупательной способности трудящихся (из-за роста безработицы и сокращения рабочего времени), что ещё больше осложняет условия реализации товаров и препятствует восстановлению временного равновесия между накоплением капитала и потреблением.

Хотя причина экономического кризиса единая, каждый кризис имеет свои специфические черты, обусловленные конкретными историческими условиями, в которых он развивается. На его течении сказываются и особенности эпохи, и уровень развития капитализма, и весь комплекс экономических и политических факторов, действующих в той или иной стране в момент развёртывания кризиса.

Осенью 1857 года в США происходит обвал котировок на фондовом рынке. Причина — спекуляции с акциями железных дорог и последовавший за этим крах американской банковской системы. В том же году кризис охватывает Англию, чьи банки инвестировали в акции американских компаний. Чуть позже финансовые проблемы докатываются до Германии.

C 1849 года экономика США быстро развивается. Банки активно кредитуют предприятия. Но в результате падения цен на зерно фермеры, набравшие кредитов, оказались не в состоянии платить по своим долгам. А началом всеобщей паники стала банальная кража. Казначей большого провинциального банка из Огайо похитил огромную сумму наличных средств. После этого банк объявил себя банкротом. Менее чем за полтора месяца закрылось более 200 банков. Кредитование практически приостановлено. Получить деньги взаймы можно лишь под 100 процентов годовых.

13 октября 1857 года люди ринулись забирать свои вклады, менять банкноты на золотые монеты и обналичивать векселя. Если утром банки Нью-Йорка еще выполняли свои обязательства и выдавали деньги, то уже к концу дня практически все они оказались банкротами. Вслед за этим происходит обвал курсов акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. Вслед за Америкой обанкротилось несколько крупных банков Англии, начались проблемы у компаний реального сектора. Особенно пострадали текстильная и машиностроительная промышленность. К декабрю 1857 года под ударом кризиса оказалась и Германия.

Затяжных проблем удалось избежать. Уже к концу 1858 года американская экономика стала восстанавливаться. На смену обанкротившимся компаниям и банкам пришли новые предприятия. Банк Англии сначала попытался решить проблему, увеличив вдвое ставку рефинансирования, но когда это не помогло, пошел на необеспеченную эмиссию банкнот. Мера оказалась достаточно эффективной. К осени 1858 года в экономике наблюдался рост. А Германии решить проблемы с неплатежами помогла Австрия, предоставившая кредит серебром. Для его доставки был выделен целый поезд.

1873-1896. Длинная депрессия

В мае 1873 года с обвала фондовой биржи в Вене начался один из самых затяжных финансовых кризисов за всю историю. Причина — стремительный рост рынков недвижимости в Австро-Венгрии и Германии. Застройщикам выдавали огромные кредиты, по которым многие из них не смогли рассчитаться. Паника, начавшаяся на биржах Европы, перекидывается в США, а затем и в Россию.


В конце XIX века правительства Австро-Венгрии, Франции и Германии сделали ставку на столичное строительство. Были созданы банки, предоставлявшие кредиты застройщикам. Появились первые ипотечные бумаги. Стремительно росла долговая нагрузка строительных компаний, а с ней и цены на недвижимость. В «черную пятницу», 9 мая 1873 года, рухнула фондовая биржа в Вене. Следом обрушились рынки в Амстердаме и Цюрихе. После того как в Европе на биржах началась паника, а германские банки отказали в продлении долга американским компаниям, кризис перекинулся в США.

Уже в сентябре 1873 года крупный американский железнодорожный девелопер, инвестиционная компания Jay Cooke & Co., не смог расплатиться по своим долгам. Из-за ужасающего падения котировок на несколько дней закрылась Нью-Йоркская фондовая площадка. Начались массовые банкротства банков. Малым и средним предприятиям перестали выдавать кредиты. Безработица достигла 25-30 процентов. Из-за повальных увольнений на шахтах Пенсильвании рабочие устроили погромы. Началась паника.

Считается, что в прекращении финансового кризиса сыграл немалую роль Дж. П. Морган, один из влиятельнейших банкиров Америки, который предоставил 62 млн долларов золотом министерству финансов США. Это позволило расплатиться по суверенным обязательствам. Как это ни парадоксально, но за время депрессии были созданы корпорации, которые существуют и по сей день. Так, например, в 1876 году Томас Эдисон открыл свою лабораторию. А еще несколько лет спустя он создает Edison General Electric Company, которая в 1896 году первой в истории вошла в индекс Dow Jones Industrial Average.

1929-1939. Великая депрессия

Единого мнения о причинах начала Великой депрессии нет. Среди наиболее вероятных называют диспропорцию между товарной массой и объемом денежных средств; биржевой «пузырь» (инвестиции в производство сверх необходимого); повышение таможенных пошлин на импорт и, как следствие, спад покупательной способности населения. Кроме США особенно сильно пострадали от кризиса Канада, Великобритания, Германия и Франция.

Каждый шестой к 1933 году был безработным. Резко увеличилось количество бездомных. Компания Bethleem Steel, уволив 6 тысяч работников, выселила их из домов, которые принадлежали корпорации, и разрушила эти дома, чтобы не платить налог на недвижимость. Мэр Нью-Йорка Джимми Уокер, призывал владельцев кинотеатров «показывать картины, которые поддержат дух американцев и возродят в них надежду».

За годы кризиса обанкротилось около 40 процентов банков, их вкладчики потеряли 2 млрд долларов в депозитах. После начала Великой депрессии простые граждане ненавидели банкиров. С 1931 по 1935 год знаменитые Bonnie и Clyde, грабившие банки и наводящие ужас на банковских служащих, вызывали искреннее восхищение у простых американцев.

К началу депрессии производство автомобилей достигло 5 миллионов машин в год. Уже к 1932 году оно сократилось до 1,3 млн машин, то есть на 75 процентов по сравнению с 1929 годом. Основатель General Motors Вильям Дьюрант потерял больше 40 млн долларов, практически все свои деньги. GM с трудом пережил депрессию, проводя жесткую политику снижения цен.

1973-1975. Нефтяной кризис

Самый крупный энергетический кризис в истории разразился в октябре 1973 года, когда Сирия и Египет начали войну с Израилем. Страны ОПЕК снизили объемы добычи нефти и повысили отпускные цены на 70 процентов: сначала США и Нидерландам, затем и союзникам Израиля.

Количество безработных в США достигло 15 млн человек. В разгар кризиса преподаватель университета Джон Сперлинг обратил внимание на большое количество возрастных студентов, желающих сменить профессию. Так возникла идея разработки программы переобучения. Сперлинг основал первое коммерческое учебное заведение University of Phoenix и компанию Apollo Group. Сейчас это около 90 институтов по всей Америке с капитализацией около 10,6 млрд долларов.

На пике кризиса цена галлона бензина в США выросла с 30 центов до 1,2 долларов. В Америке 85 процентов американцев пользовались личными автомобилями. Очереди на бензоколонки растянулись на километры. Некоторое время действовало правило: владельцы автомобилей с нечетными номерами получили право заправляться лишь по нечетным дням, и наоборот. Правительства Австрии и ФРГ ввели запрет на использование автомобилей в определенные дни недели.

В США власти предприняли исключительные меры, чтобы поддержать простых граждан. Комиссия по банкротствам, образованная в США в 1973 году, рекомендовала внести изменения в законы, которые позволяли бы человеку, объявившему о личном банкротстве, сохранить часть имущества, сделав его юридически недоступным для кредиторов. Так, в Техасе банкрот имел право оставить у себя дом независимо от его стоимости и имущество на сумму до 30 тыс. долларов.

1987-1989. «Черный понедельник»

19 октября 1987 года произошел обвал индекса Dow Jones Industrial. Вслед за американским фондовым рынком на волне паники, вызвавшей отток инвесторов и снижение капитализации нескольких крупнейших транснациональных компаний, рухнули биржи в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Гонконге, Южной Корее и многих латиноамериканских странах.

Начиная с августа 1982 года индекс Dow Jones демонстрировал стабильный рост. К августу 1987 года Dow Jones удвоился, поднявшись к отметке 2700 пунктов. Тем временем в экономике бурный восстановительный рост после спада 70 - х годов сменился стабильным развитием. В начале октября Dow Jones плавно стал снижаться, а в пятницу 16 октября индекс потерял 5 процентов. Единственным человеком, который предсказал случившийся три дня спустя обвал, стал Арч Кроуфорд — владелец компании, дающей астрологические бизнес-консультации.

19 октября 1987 года фондовый индекс Dow Jones рухнул на 22,6 процента. Этот обвал оказался даже сильнее, чем крах фондового рынка 28 октября 1929 года, который положил начало Великой депрессии. Одно из возможных объяснений краха — компьютерные торговые программы, которые использовали трейдеры. Они учитывали динамику рынка и выдавали приказы на покупку, если рынок обещал рост, и на продажу — при падении. И как только в динамике рынка после пятилетнего роста наметился перелом, программы выдали массовый приказ на сброс акций.

Вопреки опасениям экономистов и денежных властей рецессии ни в экономике США, ни в других странах, чьи биржи ощутили на себе крах 1987 года, не последовало. Буквально на следующий день индекс Dow Jones вырос на 12 процентов. Правда, потом были опять спады и подъемы, но не столь значительные, как в «черный понедельник». Кризис затронул в большей степени тех людей, которые работали в финансовом секторе. В Америке работу потеряли около 15 тыс. брокеров, трейдеров и т.д. Своих прежних высот Dow Jones достиг лишь в 1989 году.

1998-1999. Российский дефолт

17 августа 1998 года Правительство Российской Федерации объявляет дефолт по государственным краткосрочным облигациям. Причины кризиса — острая нехватка средств и огромный государственный долг России. Рубль к доллару упал за полгода почти в четыре раза, подорвано доверие населения и инвесторов, массовые банкротства малых предприятий и банков.


В мае 1995 года инфляция в России около 200 процентов. Чтобы удержать рост цен, правительство решает финансировать дефицит бюджета за счет выпуска государственных краткосрочных обязательств. К маю 1998 года годовая инфляция снижается до 7,5 процента. Рынок ГКО живет по схеме: банки занимают деньги за границей, покупают ГКО, а через несколько месяцев продают их и рассчитываются по своим долгам. Доходность таких операций — от 50 до 140 процентов годовых. Власти РФ постоянно выпускают новые займы, чтобы расплатиться по ранее размещенным. Создается финансовая пирамида.

К весне 1998 года ежемесячные доходы федерального бюджета составляли 22 млрд рублей, расходы — 25 млрд рублей, и еще 30 млрд рублей на погашение внутреннего долга. 14 августа президент России Борис Ельцин заявляет по телевидению, что дефолта не будет. 17 августа — дефолт. Курс доллара за неделю с 18 по 22 августа вырастает всего на 60 копеек. Далее следует отставка правительства. 25 августа рубль сразу падает на 10 процентов. Уже в сентябре 1998 года инфляция составляет 400 процентов (в декабре — 256 процентов), почти в четыре раза обваливается курс рубля к ноябрю 1998 года.

Несмотря на то что месячные цифры инфляции огромны и ЦБ проводит необеспеченную эмиссию рубля, ставка рефинансирования сохраняется на уровне 12,5 годовых. Это обеспечивает реальный сектор доступными кредитами. По итогам 1999 года в результате замещения импорта промышленность растет на 20 процентов. Восстанавливаются мировые рынки. В течение 1999 года цена на нефть удваивается и достигает 27 долларов за баррель. Отток денег из банков прекращается уже в марте 1999 года. С середины 1999 года до конца III квартала 2000 года капитал банков вырос в 2,5 раза.

1997-2001. Азиатский кризис

В июле 1997 года разразился азиатский финансовый кризис. Причина — стремительный обвал национальных валют и биржевых индексов стран Юго-Восточной Азии, спровоцированный перегревом экономики, а также непосильными государственными и корпоративными долгами. Больше всего от кризиса пострадали Индонезия, Южная Корея и Таиланд.

До кризиса Таиланд, Индонезия, Филиппины, Малайзия и Сингапур собирали больше половины мировых инвестиций. Но в середине 90-х годов в США, чтобы удержать инфляцию, денежные власти повышают ставку рефинансирования. Страны Юго-Восточной Азии в свою очередь также повышают собственные ставки — укрепляются азиатские валюты, падает конкурентоспособность продукции на мировом рынке из-за роста себестоимости. В это же время продолжает стремительно увеличиваться корпоративный и государственный долг азиатских стран.

14 мая 1997 года валютные спекулянты — от фонда Quantum Джорджа Сороса до Tiger Management Corp Джулиана Робертсона — атакуют тайский бат. 2 июля бат рухнул. В течение месяца шел обвал курсов индонезийской рупии, филиппинского песо и малазийского ринггита. В Индонезии кризис привел к массовым мятежам и смене государственного режима. Серьезно пострадала и Южная Корея. В начале декабря правительство уверяло, что краткосрочные обязательства корпораций не превышают 30-40 млрд долларов, а к 1998 году они перевалили за 150 млрд.

Международный валютный фонд выделил на преодоление последствий кризиса странам Юго-Восточной Азии больше 110 млрд долларов. Из которых 57 млрд были предоставлены Южной Корее на жестких условиях: продать иностранным компаниям два крупнейших национальных банка; допустить иностранные банки к проведению финансовых операций в Корее, а главное — ликвидировать компании (чеболи), на которые приходилось около трети ВВП. Национальные экономики стран Юго-Восточной Азии к 2001 году преодолели кризис и возобновили рост.

2008 — ?

В экономике назревает новый, искусственно создаваемый властями денежный пузырь, считает Михаил Хазин. Если власти не только России, но и других стран не успеют почувствовать тот момент, когда созданный ими денежный пузырь продолжит свой рост уже без их помощи, и запоздают с извлечением денег из экономики, нас ждет гиперинфляция, хаос на финансовых рынках и скорее всего новый спад.

В мировой экономике с начала года наблюдается все более увеличивающийся разрыв — финансовые рынки идут вверх, а реальный сектор экономики падает. Здравый смысл говорит, что такая ситуация не может длиться вечно: либо верх ножниц подтянет к себе низ, либо же, наоборот, финансовые рынки начнут падать к уровню, определяемому состоянием реального сектора, и экономика уйдет в новый виток кризиса. Для проверки этой гипотезы нужно всего лишь одно — перестать вливать в экономику государственные деньги и посмотреть, вернется ли частный спрос.

Собственно говоря, все заявления представителей монетарных властей ведущих экономик мира, МВФ и многих других «экспертов» о преодолении рецессии уже в ближайшее время преследуют одну-единственную цель — восстановление частного инвестиционного спроса и кредитования экономики. Но можно ли восстановить инвестиционный спрос в условиях явного избытка производственных мощностей? Власти Китая, например, видят в этом одну из ключевых проблем. На самом деле можно, если закрыть глаза на то, что речь идет о формировании нового финансового пузыря.

Чем отличается текущая ситуация от докризисной? Тем, что надуваемый сегодня пузырь — рукотворный. На его формирование идут либо бюджетные, либо печатаемые деньги. Но чем дальше растет пузырь, тем в большую панику впадают и сами финансовые власти, и участники рынка. Что произойдет, если этот рукотворный пузырь поведет себя так, как этого от него ждут? Если возобновится кредитование реального сектора под залог финансовых активов в докризисных масштабах и пропорциях, то это неизбежно вызовет резкий всплеск инфляции, с высокой степенью вероятности способной перерасти в гиперинфляцию.

Чтобы избежать инфляции, необходимо точно определить момент, когда пузырь начнет работать в режиме самоподдержки, и тогда нужно быстро начинать изымать из экономики ранее вброшенные в нее деньги. Если сделать это немного раньше, чем следует, экономика войдет в новый виток кризиса. И вытащить ее оттуда будет уже невозможно, поскольку все ресурсы были потрачены в ходе предыдущего цикла. Если денежные власти немного запоздают — тогда неизбежны инфляция, хаос на финансовых рынках и скорее всего новый спад.

Что касается российских монетарных властей, то они будут просто ждать, к чему приведут действия американской Федеральной резервной системы, Европейского центрального банка и прочих мировых финансовых институтов. Ждать и надеяться на то, что мировая экономика действительно оживет и спрос на природные ресурсы потянет вверх российский экспорт, а вслед за ним — и остатки ориентированного на внутренний спрос реального сектора.

На самом деле есть несколько наиболее вероятных сценариев развития российской экономики. Первый, базовый, исходит из предположения о том, что мировая экономика в 2010 году сумеет преодолеть кризис, перезапустить процессы кредитования и обеспечить устойчивый спрос на сырье. А это во многом будет зависеть от того, насколько правительствам западных стран удастся обеспечить устойчивый рост финансовых рынков (снизить волатильность торгов). В случае нормализации финансовых рынков у реального сектора экономики появятся надежные с точки зрения банков залоги для кредитования в виде акций и облигаций. Начнется рост реального сектора. Тогда оправдан прогноз и Минэкономразвития, и Минфина по российской экономике и бюджету на 2010 год. Прирост доходов бюджета в 2010 году может составить до 5 процентов, а экономика вырастет примерно на 1,5-2 процента.

Однако есть и другой вариант — властям не удастся нормализовать рост финансовых рынков, тогда мировая экономика в 2010 году продолжит падение. Российскому правительству придется принимать решение о девальвации рубля. Критическим моментом принятия подобного решения будет ноябрь 2009 года (до этого момента девальвация на каждые 10 процентов обеспечит один-полтора дополнительных месяца финансирования дефицита бюджета за счет средств Резервного фонда). На мой взгляд, это решение было бы правильным, поскольку позволит перезапустить рост в российской экономике, невзирая на то, что будет твориться в мире. В случае поздней девальвации или ее отсутствия при неблагоприятном развитии событий в мировой экономике неизбежно ухудшатся, и значительно, макроэкономические показатели российской экономики во второй половине 2010 года. Возможен спад ВВП, сопоставимый с показателями 2009 года. Если же девальвацию проведут вовремя, вливание денег в экономику России можно и нужно будет увеличивать, невзирая на значительный рост инфляции.

Получается, если иностранным государствам удастся финт с перезапуском мировой экономики, Россия вновь получит возможность «сидеть на трубе». Только никакого инновационного пути развития у нас не будет. Если же не удастся Бернанке (глава ФРС) и Трише (глава ЕЦБ) их операция, то финансовые рынки неминуемо начнут валиться, а вместе с ними цены на нефть могут достигнуть уровня в 30-32 доллара за баррель или даже ниже. Россия в этом случае рискует попасть в ситуацию, аналогичную началу 90-х годов прошлого века.

Но у нас есть шанс и самостоятельно выбраться из кризиса за счет глубокой девальвации рубля. Вот тогда точно придется полностью реформировать экономику.

Прогнозы развития

Оптимистические

Пессимистические

Аркадий Дворкович, помощник Президента РФ

Йоханнес Бернер, старший партнер Roland Berger Strategy Consultants

В последние месяцы ВВП России пошел в рост впервые после почти годового падения, но успокаиваться рано. Мы понимаем, что риски все еще очень велики, это пока еще неустойчивый тренд роста. Некая стабилизация достигнута, но именно на основе стимулирующих мер.

С обязательностью новой волны кризиса не согласен. Основной рецепт противодействия кризису — сместить акцент в господдержке с увеличения ликвидности и капиталов на стимулирование внутреннего частного спроса — и потребительского, и инвестиционного.

Существенных рисков для национальной валюты при ценах нефти выше 50 долларов за баррель нет. Правда, ослабление рубля, пусть и небольшое, на фоне роста расходов федерального бюджета в конце 2009 года не исключено.

Радикально новых мер мы не обсуждаем и считаем, что в целом структура антикризисного пакета у нас сегодня правильная. Сейчас мы интенсивно занимаемся гарантиями. Особое внимание уделяем региональным программам занятости. Возможно, что постепенно будет меняться структура этих программ: чуть меньше будет акцент на общественные работы, больше будет акцент на создание новых рабочих мест.

Пакет стимулирующих мер тоже дал некий позитивный эффект, но прежде всего стабилизация объясняется ростом цен на сырьевых биржах.

Новый виток кризиса возможен. Но более вероятен другой сценарий — затяжной период восстановления, длиной в несколько лет. Развитию препятствуют «плохие долги», ограничивающие возможность банков выдавать новые кредиты.

Макроэкономические показатели свидетельствуют в пользу стабильного рубля, но неизвестно, станет ли правительство отказываться от девальвации для повышения конкурентоспособности российской продукции.

Не так важен объем средств антикризисной программы, как то, как они расходуются. Огромные суммы были потрачены на спасение рабочих мест на неконкурентоспособных предприятиях, на различные программы занятости, многие из которых носят временный характер. Все это не способствует улучшению экономической ситуации.

Эльвира Набиуллина, глава Минэкономразвития России

Игорь Николаев, партнер, директор департамента стратегического анализа ФБК

Антикризисные меры, которые принимаются и по поддержке инвестиций, и по социальной поддержке, по расчетам МЭРТ, могут создать до полумиллиона новых рабочих мест. На них смогут прийти люди, которые высвобождаются из не очень эффективных предприятий.

Официальный прогноз ВВП ухудшился — минус 2,2 процента, по промышленности — минус 7,4 процента. Темпы снижения промышленного производства в 2009 году во многом будут зависеть от того, как будет работать и когда начнет работать антикризисный пакет правительства и от того, как будет вести себя кредитование экономики банками.

МЭРТ ожидает снижения объема инвестиций в РФ в 2009 году на 14 процентов.

Реальные доходы россиян в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года снизились на 6,7 процента. Не лучше обстоят дела и с реальной заработной платой, которая сократилась на 3,2 процента. По итогам года доходы россиян по сравнению с началом года снизятся на 8,3 процента.

Суммарная оценка антикризисных финансовых обязательств государства дает огромную цифру в 10,2 трлн руб. (23,7% от ВВП 2008 года). Около 92 процентов выделяемых средств направлено через банковский сектор. При этом чем больше денег закачивали в банковскую систему, тем хуже становились показатели банковской ликвидности. Это заставляет усомниться в правильности стратегии противостояния кризису.

Объем промышленного производства в 2009 году может упасть на 20 процентов. Чтобы понять масштаб проблемы, достаточно вспомнить, что за последние десятилетия сопоставимые угрозы были только в 1992 году, в период перехода от плановой экономики к рыночной. Тогда промышленность упала на 18 процентов.

Наши ожидания не столь радужные: в 2009 году спад инвестиций в основной капитал составит не менее 15 процентов.

Роста реальных денежных доходов населения не будет. Минэкономразвития России еще в конце прошлого года рассчитывал на 2,5-процентный прирост этого показателя. По нашим оценкам, будет 15-процентный спад к концу 2009 года. Текущее и прогнозное состояние российской экономики таково, что трудно рассчитывать на появление стимулов к росту.

В октябре 1929 г. катастрофа на Нью-Йоркской фондовой бирже возвестила начало самого разрушительного в индустриальной истории кризиса перепроизводства, охватившего на четыре года экономику развитых стран. Германия стала одной из наиболее пострадавших стран, так как ее экономические успехи в значительной степени базировались на иностранных кредитах и инвестициях.

Непрерывное падение промышленного производства продолжалось с конца 1929 г. до июля – августа 1932 г. Объем промышленной продукции за это время уменьшился на 40,6%. В тяжелой промышленности падение производства было еще большим: выплавка стали, сократилась на 64,9%, чугуна – на 70,3%, производство в машиностроительной промышленности – на 62,1, объем судостроения – на 80%. Бездействовали целые промышленные районы. Например, в Верхней Силезии в начале 1932 г. стояли все доменные печи. Прекратилось строительство. В 2,5 раза – упали обороты внешней торговли. Промышленные предприятия Германии в 1932 г. использовали свои мощности только на 33,4%.

Германия установила европейский рекорд по уровню безработицы. К началу 1933 г., по официальным данным, число безработных приближалось к 9 млн. человек, что составляло половину лиц наемного труда. Мизерные пособия по безработице получали около 20% их общего числа. Безработными становились также ремесленники, строители, торговцы, лица свободных профессий. Они почти полностью лишались права на пособие. Кроме полностью безработных несколько миллионов человек были частично безработными, занятыми на производстве 2 – 4 дня в неделю. Они составляли около четверти работоспособного населения. В начале 1933 г. работу потеряли почти 60 тыс. служащих и чиновников.

Безработными люди были по два – четыре года. Их семьи обрекались на медленное умирание. Не случайно ежегодно в среднем 21 тыс. человек в год кончали жизнь самоубийством.

Не лучшим было положение и тех, кто оставался на производстве. Общий фонд заработной платы в 1929 – 1932 гг. уменьшился на 20 млрд. марок, или почти вдвое. По некоторым данным, в 1932 г. средний недельный заработок германского рабочего составлял 21,74 марки при официальном прожиточном минимуме 39,05 марки.

Во время кризиса пострадали все слои населения. Оборот ремесленного производства сократился с 20 млрд. марок в 1928 г. до 10,9 млрд. марок в 1932 г., оборот мелкой торговли уменьшился за тот же период с 36,3 млрд. до 23 млрд. марок. В то же время численность указанных слоев населения была достаточно велика: 5 млн. человек, а вместе с семьями – 12 – 13 млн.

Под влиянием промышленного кризиса углублялся и сельскохозяйственный. Снижение покупательной способности населения ограничивало сбыт сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем проведение протекционистской политики привело даже к росту сборов пшеницы. Дотации государства получали в основном крупные юнкерские хозяйства. Мелкие хозяйства, которых было свыше 5 млн. (77,8% всех хозяйств, 9,5% земельных площадей), имели в основном животноводческую специализацию и зерно не производили. Хлеб и корма для скота они вынуждены были покупать, что многих приводило к разорению. В результате в 1932 г. с торгов было продано 560 тыс. га крестьянской земли.

Сформированное весной 1930 г. правительство Г.Брюнинга, стремилось преодолеть кризис, ликвидировало систему социального страхования, ввело новые прямые и косвенные налоги повысило ввозные пошлины на сельхозпродукты и т.д. В декабре 1931 г. были снижены пособия по безработице, пенсии, жалованья государственным служащим. Впервые правительство вторгалось в систему тарифных договоров, предписывая всеобщее снижение заработной платы на 10 – 15%, до уровня 1927 г. Одновременно ограничивались демократические права населения, рейхстаг постепенно устранялся от решения государственных дел, формировался такой стиль управления страной, при котором руководство фактически вводилось в руках узкой группы лиц при значительном влиянии военных чинов.

В связи с тяжелым экономическим положением Германия практически не могла выполнять план Дауэса. Поэтому западные страны, которые сами переживали кризис, также остановили инвестиции в германскую экономику, предусмотренные планом Дауэса. Правительство Германии обратилось к державам-победительницам с просьбой облегчить ей бремя репараций. В августе 1929 г. и январе 1930 г. состоялись репарационные конференции, на которых было решено предоставить Германии льготы, и был принят новый план выплаты репараций, который получил название плана Юнга, по имени американского банкира, председателя комитета экспертов.

План Юнга предусматривал досрочное прекращение оккупации Рейнской области в 1930 г. Сокращалась общая сумма репараций со 132 до 113,9 млрд. марок, срок выплаты предусматривался в 59 лет, уменьшились ежегодные платежи. В 1931 – 1934 гг. сумма выплат должна была увеличиваться, начиная с 1 млрд. 650 млн. марок. В последующие 30 лет репарации должны были выплачиваться по 2 млрд. марок. В остальные 22 года объем ежегодных взносов уменьшался. Было принято решение об отмене контроля над экономикой Германии. Сокращались натуральные поставки. Часть репараций относилась к категории безусловных, и они предназначались для погашения межсоюзнических долгов. Па ближайшие 10 лет безусловные репарации определялись в 700 млн. марок. Для осуществления принятых решений был создан Банк международных расчетов, который размещался в Базеле.

Однако углубление кризиса продолжалось, экономическое и социальное положение Германии обострялось, поэтому реализация плана Юнга была признана опасной. Уже в июне 1931 г. президент США Гувер потребовал приостановки платежей по репарациям на один год. В июне 1932 г. конференция в Лозанне уменьшила все платежи до 3 млрд. марок и определила срок их выплаты в 15 лет.

Таким образом, разрушительные последствия мирового кризиса для экономики Германии были катастрофическими. Промышленное производство сократилось почти наполовину, сельскохозяйственное – на 31%. Доля Германии в мировом промышленном производстве снизилась с 14,6% в 1928 г. до 8,9% в 1932 г. Экспорт Германии сократился на 58%. Лишь треть немецких рабочих имела полную рабочую неделю. В разгар кризиса немецкая промышленность была загружена только на 35,7%. Средненедельная заработная плата немецких рабочих в 1932 г. была на 47% меньше, чем в 1929 г. Германия превращалась в страну нищеты, безработицы, хронического недоедания, безысходности и отчаяния для миллионов людей.

Приход к власти фашистов и их экономическая политика. Углубление экономического кризиса вызвало крах политической системы Германии (конец Веймарской республики). Правящая экономическая и политическая элита пришла к выводу о дальнейшей бесперспективности демократических методов управления государством. Рейхстаг оттеснялся на второй, а то и на третий план, а вся власть все более сосредоточивалась в президентском дворце, хозяином которого был П.Гинденбург – милитарист, мечтавший о реванше. Гинденбургу и его окружению весьма импонировали шовинизм и реваншизм нацистов, их призывы к жесткому порядку и насильственной перекройке карты Европы. Так, военный министр А.Тренер, впервые встретившись с А.Гитлером 11 января 1932 г., отозвался о нем на совещании министерства внутренних дел как о "симпатичном, скромном, порядочном человеке, стремящемся к лучшему", цели которого хороши, хотя не все средства приемлемы. Гитлер становился все более популярным. Он пообещал немцам не только возвращение "светлого прошлого", но и еще более "светлое будущее", и, прежде всего всеобщую занятость, порядок в стране, а со временем – расширение жизненного пространства, богатство и господство над "низшими" расами.

В феврале 1932 г. Гинденбург заявил: "Становится все более ясно, что народ хочет Гитлера... Пусть тогда молодой человек покажет, на что он способен".

30 января 1933 г. вновь избранный президент Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером и с тех пор в Германии начался период фашистской диктатуры. Ее сущность заключалась в создании всеобъемлющей системы государственно-монополистического регулирования, максимальной централизации экономики в руках государства, фашистской партии и верхушки финансово-промышленных кругов.

1 февраля 1933 г. был досрочно распущен парламент и назначены новые выборы на 5 марта. Фашисты стремились обеспечить себе большинство в рейхстаге и придать своему правлению определенную респектабельность. 20 февраля на узком совещании с крупнейшими промышленниками – Крупном, Феглером, Бошем и др., Геринг заверил монополистов, что если фашисты одержат победу на выборах, то "это будут последние выборы в Германии на 10 лет, а может быть, и на 100 лет". Монополисты поддержали фашистов и морально, и финансами. В их поддержку организовывались митинги, демонстрации, факельные шествия. За 5 дней до выборов, в ночь с 27 на 28 февраля, был организован поджог рейхстага с целью скомпрометировать политических соперников – коммунистов. По этому делу было арестовано 10 тыс. человек, в том числе знаменитый Георгий Димитров, блестяще защитивший себя и оправданный немецким судом.

На следующий после поджога рейхстага день чрезвычайным декретом президент отменил важнейшие демократические права и свободы: были запрещены коммунистическая и социал-демократическая печать, ликвидированы неприкосновенность личности, свобода слова, собраний, печати. Однако, несмотря на террор, демагогию и махинации при подсчете голосов, против фашистов проголосовали 22 млн., т.е. более половины избирателей. И, лишь объявив незаконными 81 мандат, полученный коммунистами, фашисты получили "большинство" в рейхстаге. 24 марта 1933 г. новый парламент наделил правительство Гитлера чрезвычайными полномочиями, что по сути дела и упразднило Веймарскую Конституцию республики.

В июне 1933 г. при министерстве экономики был организован Генеральный совет немецкого хозяйства, который направлял государственную экономическую политику. В него вошли 12 представителей крупнейших монополий – Г.Крупп, Ф.Тиссен, Г.Феглер, Ф.Флик и др., а также 5 представителей фашистской бюрократии. В 1934 г. был издан декрет о трудовом фронте, который запрещал стачки и переход рабочих с одного предприятия на другое. Были отменены коллективные договоры, а руководители предприятий получали диктаторские полномочия. Начала официально формироваться система принудительного труда.

Одновременно осуществлялась принудительная концентрация производства, выгодная крупным монополистам. В 1933 г. был издан закон о принудительном синдицировании, в соответствии с которым отдельные предприятия должны были входить в состав существовавших картелей или синдикатов. Указанная тенденция была закреплена в 1934 г. законом об органическом построении германского хозяйства, в соответствии с которым в принудительном порядке объединялись предприятия по отраслям и территориальным районам.

Была создана Организация промыслового хозяйства, которая делилась на шесть имперских групп: промышленности, энергетики, торговли, ремесла, банковского и страхового дела. Наряду с отраслевой создавалась и региональная структура управления: вся Германия была разделена на 18 хозяйственных областей. В каждой области создавалась своя хозяйственная палата, которая была на месте высшим органом экономической власти. Во главе хозяйственных палат стояли крупные монополисты, которые получали титул хозяйственных вождей. Например, хозяйственным вождем северо-западного промышленного района стал крупнейший промышленник Тиссен, хозяйственным вождем Центральной Германии – Флик.

Территориальными экономическими палатами руководила имперская экономическая палата, в свою очередь, подчинявшаяся министерству экономики. Имперские группы и окружные экономические палаты, которые возглавили крупнейшие промышленники и финансисты, полностью контролировали экономику: создавали и распускали промышленные объединения, регулировали распределение заказов, кредитов, сырья, контролировали объемы производства, направления его развития, уровень цен.

Основным методом руководства экономикой стал прямой административный диктат. Например, реформа акционерных обществ ликвидировала все общества, имевшие менее 100 тыс. марок капитала, а открывать акционерные общества разрешалось только при наличии капитала в 500 тыс. марок и более. Монополизации способствовала и так называемая "ариизация капиталов", в ходе которой под предлогом борьбы с "неарийскими" элементами в банках и промышленности близкие к власти монополисты захватывали банки и промышленные предприятия. Так, концерн Маннесмана в порядке "ариизации" приобрел 8 прокатных заводов и вдвое увеличил выпуск листового железа. Постепенно ключевые позиции в экономике заняли 30 – 40 богатейших семейств.

Милитаризация экономики Германии велась ускоренными темпами. В сентябре 1936 г. был утвержден четырехлетний план мобилизации ее экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производства военного снаряжения. В милитаризации немецкие монополисты видели выход из кризиса.

Была расширена добыча железной руды, а также ее импорт из Швеции, Норвегии, Бельгии, Люксембурга, Франции и их колоний. Если импорт железной руды в 1929 г. составлял 15,8 млн. т, то в 1939 г. – 22,1 млн. т. Это позволило Германии выплавить в 1938 г. 23,3 млн. т стали и выйти по этому показателю на первое место в Европе. Кроме того, за границей закупали никель, олово, вольфрам, молибден, хром, платину, бокситы, почти отсутствовавшие в Германии. Ввоз бокситов за 1933 – 1938 гг. увеличился в 5 раз, и в 1939 г. выплавка алюминия в Германии достигла 30% его мирового производства, что выдвинуло Германию по этому показателю на первое место.

Увеличилось производство нефтепродуктов, синтетического каучука, автомобилей, станков. Германия накапливала ресурсы для ведения войны, в значительной мере используя ресурсы тех стран, с которыми собиралась воевать. Наибольшие инвестиции в германскую экономику делали США. В 1937 г. американская фирма "Брассерт" построила металлургические заводы, образовавшие крупнейший военный концерн "Рейхсверке Герман Геринг". Корпорации США передавали Германии и технические секреты: производства каучука, радиоустановок, оборудования для дизель-моторов и др. Американские заводы в Рюсселыейме, Бранденбурге, Кельне поставляли фашистской армии автомобили. Способствуя подготовке к войне потенциального агрессора, США, а также Англия, Дания надеялись столкнуть в войне Германию и СССР, получив от этого экономические и политические дивиденды.

Государственные заказы стали источником колоссального обогащения крупнейших монополий. Валовой доход концерна "И.Г.Фароениндустри", составлявший в 1932 г. 48 млн. марок, в 1939 г. увеличился до 363 млн. марок. Прибыль концерна Круппа возросла со 118 млн. марок в 1933 г. до 395 млн. в 1939 г. Крупнейшим монополистом стал Геринг, на предприятиях которого работало 600 тыс. человек. Сам Гитлер стал владельцем книгоиздательства и только за выпуск своего "труда" "Моя борьба", который распространялся в принудительном порядке, получил 4 млн. дол. дохода.

Милитаризация экономики обусловила выход из кризиса и значительный рост производства. За 1929 – 1938 гг. объем промышленной продукции вырос на 25%. В то же время объем производства в легкой промышленности снизился.

Опережающими темпами возрастал выпуск военной техники – самолетов, танков, артиллерии. В тяжелую и военную промышленность направлялось 3/5 всех инвестиций. "Решающие в военном отношении" и "важные в военном отношении" предприятия в первую очередь снабжались кредитами, сырьем, рабочей силой. В результате тяжелая промышленность в 1934 г. достигла предкризисного уровня, а к 1939 г. превысила его на 50%. Военное производство и расходы на вооружение за 1932 – 1938 гг. выросли в 10 раз. Последние перед началом войны составили 58% государственного бюджета.

К 1937 г. начали работу более 300 военных заводов, в том числе около 60 авиационных, 45 автомобильных и танковых, 70 химических, 15 военно-судостроительных и др. Если в 1931 г. в Германии было выпущено 13 самолетов, то в 1933 г. – 368, в 1939 г. – 8295.

Лозунг "пушки вместо масла" приобрел реальный смысл. Был установлен прямой запрет на инвестиции в отрасли, производившие товары народного потребления, производство которых к началу войны так и не достигло уровня 1928 г.

Постепенно вводилась система принудительного труда на производстве. Начиная с 1935 г. трудовая повинность вводилась для молодежи 18 – 25 лет, а в 1938 г. она стала всеобщей. Уже в 1934 г. рабочим-металлистам было запрещено менять место работы, а с 1935 г. вводились специальные рабочие билеты с целью учета и мобилизации рабочей силы. Удлинялся рабочий день, и накануне войны он достиг 10 – 14 ч.

К концу 1933 г. было реорганизовано и сельское хозяйство. Аграрная политика была рассчитана на создание продовольственных резервов к началу войны. Была введена система принудительных поставок сельскохозяйственной продукции, ликвидирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих. Изданный в 1933 г. закон "О наследственных дворах" объявил хозяйства от 7,5 до 125 га неотчуждаемыми и освобожденными от налогов на наследство и поземельного. Такие хозяйства передавались по наследству только старшему сыну.

К 1941 г. было создано 730 тыс. наследственных дворов, что составляло примерно 1/10 от общего числа (6663 тыс.) сельских хозяйств.

Закон разделил сельское население на крестьян и сельских хозяев. Право называться крестьянами получили только владельцы наследственных дворов арийского происхождения. Поскольку наследственные дворы передавались только старшему сыну, все остальные дети крестьян должны были добывать "жизненное пространство" в рядах армии с оружием в руках, завоевывать новые земли. Сельские хозяева, владевшие небольшими участками земли, несли всю тяжесть повинностей по подготовке продовольственных запасов к войне. Им предписывалось, что сеять, сдавать и по каким ценам. Они не могли продать без разрешения властей даже курицу. В результате за 1933 – 1939 гг. около полутора миллионов сельских хозяев разорились.

К 1938 г. Германия стала мощной военной державой и по промышленному производству вышла на первое место в Европе и на второе место в мире. Однако экономика Германии была ориентирована на военные приготовления. Были ликвидированы демократические права граждан, установлена фашистская диктатура. Германский милитаризм готовил катастрофу планетарного масштаба

Великая депрессия - продолжительный спад мировой экономики, случившийся в 1929 году и окончательно закончившийся в конце 1930-х годов. При этом рецессия распространилась на большую часть стран Запада и другие страны по всему миру. По сути, Великая депрессия - это мировой экономический кризис, а сам термин обычно употребляется по отношению к Соединенным Штатам Америки.

К моменту начала кризиса 1% американцев обладали сверхвысокими доходами, 42% ‑ сверхнизкими. В 1929 году примерно 100 крупных корпораций контролировали половину корпоративных финансов Америки, а банковская система была в диком состоянии ‑ банки часто обещали своим вкладчикам 4-5% дохода в день.

С середины 1920-х годов фондовый рынок США был полностью во власти «быков» - игроков, играющих на повышение курсов акций. В 1923 году фондовый индекс Dow Jones находился на уровне 99. В августе 1929 года он взлетел на 400% и достиг 380, а 3 сентября индекс достиг рекорда 381,17 - одной из причин этого роста была активность биржевых спекулянтов.

Резко вырос объем сбережений, которые жители США хранили в банках. Процентные ставки тогда были низки, поэтому банковские кредиты были доступны очень многим американцам, рассчитывавшим погасить их в будущем. Спекулянты брали банковские кредиты для того, чтобы вложить эти деньги в акции.

Положение дел в промышленности казалось блестящим. Промышленные компании рапортовали о прибылях и предпочитали инвестировать их в производство новых видов продукции . Это побуждало биржевых игроков активно скупать их акции. Однако в 1929 году выяснилось, что акции не обеспечивают высокого уровня дивидендов, а прогноз прибылей многих компаний-эмитентов оказался завышенным. Компании-эмитенты сталкивались с падением объемов продаж, в то время, как курсы их акций росли.

24 октября 1929 года (этот день вошел в историю как «черный четверг» ) на Нью-Йоркской фондовой бирже произошло резкое снижение акций, ознаменовавшее начало крупнейшего в истории мирового экономического кризиса.

«Быков» сменили «медведи» - игроки на понижение. Инвесторы начали в массовом порядке продавать акции, попытки удержать курсы акций не увенчались успехом.

Стоимость ценных бумаг упала на 60-70%, резко снизилась деловая активность, был отменен золотой стандарт для основных мировых валют.

Самые солидные акции - Американской компании телефонов и телеграфа, Всеобщей электрической компании и Всеобщей компании двигателей ‑ потеряли в течение недели до двухсот пунктов. К концу месяца держатели акций лишились свыше 15 млрд. долларов. К концу 1929 года падение курсов ценных бумаг достигло фантастической суммы в 40 млрд долларов. Закрывались фирмы и заводы, лопались банки, миллионы стали безработными.

За первые же три года депрессии обанкротились 4835 банков. А охваченное паникой население старалось при первой же возможности изымать свои сбережения из уцелевших банков, в результате чего количество денег в обращении выросло с 454 млн долларов в 1929 году до 5699 млн долларов в конце 1932 года.

Кризис бушевал до 1933 года, а его последствия ощущались до конца 1930-х годов.

Промышленное производство во время этого кризиса сократилось в США на 46%, в Великобритании на 24%, в Германии на 41%, во Франции на 32%. Курсы акций промышленных компаний упали в США на 87%, в Великобритании на 48%, в Германии на 64%, во Франции на 60%. Колоссальных размеров достигла безработица. По официальным данным, в 1933 году в 32 развитых странах насчитывалось 30 млн. безработных, в том числе в США 14 млн.

«Новый курс» президента Франклина Рузвельта, сущность которого заключалась в проведении государственно-монополистического регулирования экономики, позволил постепенно нормализовать положение в стране. Политика «Нового курса» включала в себя регулирование цен, инициирование объединения производителей в крупные предприятия, социальную программу ‑ установление минимальной заработной платы, максимальной рабочей недели, введение пенсий работникам, достигшим 65 лет и др.

Мировой экономический кризис является, безусловно, наиболее актуальной темой, обсуждаемой политиками, экономистами, бизнесменами и обществом. Политики пытаются провести страны через экономические потрясения, распределяя накопленные государствами ресурсы; экономисты ищут новые антикризисные рецепты, впервые столкнувшись с кризисом, действительно охватившем все страны мира; бизнес стремится сохранить активы и минимизировать потери, а граждане, независимо от страны, испытывают обоснованную тревогу за свое социальное положение и благосостояние.

Параллели проводятся с Великой депрессией, но то, что произошло в 1929 году и нынешняя ситуация значительно отличаются. Уникальность и глубина нынешнего кризиса состоит в том, что произошло совмещение циклического, структурного, кредитного, фондового и банковского кризисов. Сложившаяся таким образом ситуация усугубилась кризисом доверия, как со стороны коммерческих агентов, так и со стороны широких слоев населения. Поэтому, как мировому сообществу в целом, так и отдельным странам понадобится значительное время, чтобы преодолеть возникший кризис доверия коммерческих организаций и широких слоев населения к традиционным финансовым институтам.

Кризис, как известно, это плата за ошибки, ранее совершенные как государством, так и хозяйствующими субъектами. Следует заметить, что государство иногда действует вопреки интересам экономических субъектов, преследуя свои собственные цели и совершая действия, которые в некоторой степени искажают экономику. Хозяйствующие субъекты виноваты тоже, но ведь именно государство, задавая правила игры, вынуждает их (или разрешает им) действовать соответствующим образом. Следовательно, кризисы порождаются действиями государства, а ошибки хозяйствующих субъектов вторичны по отношению к ошибкам государства.

В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает обсуждение роли государства во время кризиса, в частности, различных подходов и возможных последствий усиления участия государства в бизнесе во время кризиса.

Наиболее распространенной экономической политикой государства во время кризиса является деструктивная политика, которая состоит в попытках спасти предприятия, банки, отрасли и другие группы экономических субъектов, серьезно пострадавшие от кризиса либо рассматриваемые как «системообразующие». Реализуется такая политика через низкие учетные ставки для поддержания реального сектора экономики и кредитных учреждений, которые нуждаются в увеличении ликвидности; государственные заказы на продукцию, всевозможные субсидии фирмам, несущим убытки, чтобы сохранить необходимый уровень производства и рабочие места.

Следует заметить, что нынешние правительства большинства стран мира, включая США, страны ЕС, Японию и Китай, – проводят как раз деструктивную политику. Это подтвердил и саммит стран «Большой двадцатки», на котором их главы согласовали пакет совместных антикризисных действий, предусматривающий беспрецедентное вмешательство государства в регулирование рыночных процессов – от рекапитализации и поддержки государством ликвидности банков до его вхождения в их уставные капиталы.

Но на сегодняшний день есть примеры того, что деструктивная политика государства приводила к фатальным последствия (политика правительства США в 1930 г., благодаря которой рецессия переросла в Великую Депрессию; политика правительства Японии после кризиса 1990 г., в результате которой экономика в течение всего последующего периода так и не вышла на траекторию уверенного роста). Поэтому она вызывает соответствующие дискуссии.

С одной стороны, именно государство должно оказывать финансовую и институциональную помощь хозяйствующим субъектам, оказавшимся в критическом положении. С другой стороны, поддерживая старые производства, мы сдерживаем положительное воздействие кризиса на изменение структуры промышленности. Мы не ускоряем выход из него, а, наоборот, сдерживаем и углубляем кризис. Ведь именно в период кризиса становится наиболее понятно, как на самом деле работает экономика. А кризис, соответственно, выполняет важную экономическую функцию – функцию коррекции. Поэтому не стоит вкладывать деньги в то, что нельзя продать, в производство машин, которые никто не покупает. Деньги во время кризиса нужно вкладывать в то, что порождает новые ценности.

Есть примеры ситуаций, когда действия государства спасали экономику (политика британского правительства во время кризиса 1979–1980 гг., политика правительства Южной Кореи во время азиатского финансового кризиса 1997–1998 гг.). Суть такой политики, называющейся конструктивной, состоит в помощи гражданам и снижении роли государства в экономике. Ответственные власти в условиях кризиса должны в первую очередь решить две краткосрочные задачи, направленные на сохранение платежной системы страны и помощь гражданам.

То есть, государственные меры в первую очередь должны быть направлены на предотвращение гуманитарных катастроф и облегчение для граждан процесса приспособления к новой структуре экономики. Помогать надо не предприятиям, ибо собственники, принявшие неправильные инвестиционные решения, некомпетентные менеджеры должны сами нести бремя ответственности. Помогать нужно людям – гражданам, потребителям. Повышать пособия по безработице, пенсии. Обеспечить переподготовку кадров, субсидировать процентную ставку для новой самозанятости. В депрессивных регионах освободить граждан от налогов. Вовлекая граждан в экономические взаимоотношения, государство таким образом может решить структурные преобразования в экономике.

И не чиновники тогда будут принимать решения, исходя из собственного понимания экономической целесообразности, а граждане, участвуя в экономической деятельности в качестве предпринимателей, будут брать на себя риски преобразований и нести за них ответственность. Им можно помогать, кредитуя их, снижая процентную ставку, давая им деньги под какие-то проекты, но через хозяйственные механизмы, через банковское кредитование, а не через иные формы. Ну а для того, чтобы они вели свою предпринимательскую деятельность в новых нормальных условиях, нужно снижать государственное регулирование, ослаблять антимонопольный пресс на бизнес, минимизировать количество проверок.

Вообще, государство независимо от кризиса должно помогать своим гражданам, как потребителям внутри страны и своим производителям за ее пределами. И вся политика должна быть направлена на это.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»