Эмоциональная устойчивость человека и подходы к ее изучению. Высокая эмоциональная устойчивость

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

2. Эмоциональная устойчивость (средняя).

Испытуемая - эмоционально устойчивый человек, т.е. в различных жизненных ситуациях ведёт себя адекватно, способна к адаптации в новых условиях. Не склона к импульсивности в поведении. Чувствительность и раздражительность находится на нормальном уровне.

Испытуемая редко плачет, а если и плачет, то на это есть внешние объективные причины. Ксения так же редко кричит, раздражается и т.п.

3. Психотизм умеренный.

Испытуемая не склонна к асоциальному поведению. Для неё характерны адекватные эмоциональные реакции, средняя степень конфликтности, здоровый уровень эгоизма.

В данном случае сложно выделить «чистый» темперамент - для испытуемого характерна амбивалентность. Наиболее испытуемой подходит описание флегматика. Этот тип темперамента характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого складываются медленно, но являются стойкими. Испытуемая обладает спокойствием в действиях, речи, мимике, постоянством чувств и настроений. В меру общительна, редко выходит из себя, экономит силы. Характерны следующие черты: «положительные» – выдержка, основательность, постоянство; «отрицательные» – вялость, безучастность к окружающему, лень и безволие, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

2.2 Характер

Использован опросник Леонгарда-Шмишека.

Рис. 1 - Выраженность акцентуаций

У данного испытуемого обнаружено четыре акцентуации (возбудимый, эмотивный, экзальтированный, циклотимный). Обнаруженные акцентуации во многом противоречат тесту Айзенка и наблюдаемому поведению. Это может быть как свидетельством противоречивости личности испытуемого, так и ненадёжности данного инструмента. Возможно так же, что испытуемый был не совсем искренен в своих ответах. В общем можно сказать, что испытуемый отличается пассивностью, леностью, сниженным контролем над своими действиями, эмоциональностью (рис. 1).

Свойственна импульсивность, занудство, угрюмость. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Для этого типа труд не привлекателен, и действительно, испытуемая трудиться по дому по необходимости, проявляет нежелание учиться. Ксения не задумывается о будущем, живет настоящим, любит получать массу развлечений.

2.3 Характеристика мотивационной сферы

Использована типология Шпрангера - Холланда.

Согласно тесту Холланда испытуемая относится к предпринимательскому типу (близок к экономическому и политическому типу по Шпрангеру) (см. Приложение 2).

Во многом характеристика предпринимательского типа и поведение испытуемой в жизни не совпадают. Например, данный тип предполагает широкие социальные навыки, лидерские качества, стремление быть в центре внимания, управлять людьми. Однако испытуемая (в школе и дома) исполняет скорее роль ведомой, исполнителя. Такое противоречие можно объяснить несовершенством теста или неполным раскрытием личности испытуемой в данных жизненных условиях. Пересечение наблюдается лишь в следующих аспектах: ориентация на деньги, социальное благополучие. Действительно, некоторое поведение Ксении можно отнести к предпринимательскому типу. Она никогда ничего не сделает просто так. Например, если её просят дома убраться за сестру (у той много дел, она не успевает с учёбой), то Ксения никогда не сделает этого из-за желания помочь, сочувствия. Она выполнит необходимую работу, если ей за это пообещают заплатить денег (10 – 30 рублей) или дать что-то вкусное из еды.

Отсюда возможно истекает проблематичное отношение к школьным заданиям, ведь за их выполнение ей не дают никакого материального подкрепления, а морального удовлетворения от хорошей оценки ей явно недостаточно. Конечно, если испытуемая получает отличную оценку, она сразу же и с большим воодушевлением сообщает это домашним. Но скорее всего, Ксения делает это для того, чтобы все видели: она учиться, нельзя её больше ругать. В дальнейшем получение хорошей оценки не способствует повышению её учебных стараний.

Основными мотивами к учебной деятельности являются:

Боязнь наказания родителей. Она не учиться на «отлично», но и не скатывается до «двоек». Родители постоянно «подстёгивают» её.

Стремление поступить в техникум из-за нежелания оказаться на низкой социальной лестнице (учеба в ПТУ);

Интерес к некоторым учебным заданиям. Нет определённых предпочтений к предметам, но некоторые нестандартные задания увлекают.

Довольно часты случаи, когда Ксения уходит от неприятной ситуации игнорированием. Например, когда родители просят её принести дневник или тетрадь с домашней работой, она зачастую отмалчивается или идёт к себе в комнату и ложиться спать.

У испытуемой наблюдается односторонняя (развлечение) сфера интересов (учеба сюда явно не входит):

Выполнение картин из соломки;

Просмотр определенных телесериалов;

Чтение газет развлекательного типа, разгадывание кроссвордов и головоломок;

Общение с подругой;

Общение с мальчиками;

Удовлетворение физиологических потребностей.





Мы проводили данное исследование на одном уроке и всегда на нем (константность условий). Таким образом, мы организовали экспериментальное исследования и перешли к его проведению. 2.2 Методы и методики психодиагностического исследования. При исследовании интеллекта и школьной успеваемости мы использовали следующие методы: ─эксперимент; ─тестирование; ─контент-анализ (в контексте...





Через систему социальных институтов, одним из которых является школа, где социальные качеств личности корректируются и формируются в соответствии с общественно значимыми ценностями. Социально-психологическая адаптация младших подростков может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения, когда, опираясь на общественный или групповой опыт, ...

Непрерывного образования необходимо опираться не только на знания закономерностей психического развития, но и на знание индивидуальных особенностей студентов и в связи с этим планомерно направлять процесс интеллектуального развития. 2) Социально-психологические особенности студенческого возраста. В отечественной психологии проблема взрослости впервые была поставлена в 1928 году Н.Н. ...

М., 1973. С.12-13. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994 Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы. Барчуков Е.В. АННОТАЦИЯ на дипломную работу “Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы”. Переход от...

При исследовании эмоционального компонента психологического здоровья нами использовались методики: «Тревожность» (Тейлор), «Эмоциональная устойчивость» (Г. Айзенк), и шкалы «Самоуважение» и «Самопринятие» методики «Самоактуализационный тест» (Э. Шостром).

Проведенный анализ уровня тревожности показывает, что среднее значение данного показателя по выборке составил 19 баллов, это соответствует среднему уровню с тенденцией к высокому, что в целом характеризует группу как чувствительную, эмоционально реагирующую на сообщения о неудаче. Ощущение опасения перевешивает возможную неудачу. Сообщение о неудачи не стимулирует к действиям, а заставляет сникнуть и отойти в сторону.

Результаты выраженности тревожности отражены в таблице №3 и рисунке 4.

Таблица 3 - Значение результатов методики «Тревожность» (Дж . Тейлор)

Рис. 4 Результаты методики «Тревожность»

Из таблицы 3 и рисунка 4 видно, что лишь только 3% из числа респондентов испытывают низкий уровень тревожности, то есть, эти люди испытывают тревожность, но исключительно в ситуациях когда она действительно таит в себе опасность. В этом случае, тревога, по мнению автора методики, даже полезна, так как помогает быть осторожнее и избежать неприятных последствий. Большинство респондентов (75%) испытывают средний уровень тревожности, но используемая нами методика позволяет дифференцировать данный показатель на две тенденции: средний уровень тревожности с тенденций к низкому и средний уровень тревожности с тенденций к высокому. Таким образом, людей получивших показатель «средний уровень с тенденцией к низкому» 30%. Этим людям, так же как и представителями результатов «низкий уровень», свойственно отсутствие излишней напряженности и долгих переживаний. Они испытывают эмоциональное напряжение и беспокойство в конкретной экстремальной или стрессовой обстановке. По интенсивности она не слишком выражена и во времени не продолжительна, так как человек склонен рационально подходить к ситуации. Результат «средний уровень с тенденций к высокому» выявлен почти у половины опрашиваемых (45%), у таких людей наблюдается беспокойство при самых различных обстоятельствах это доставляет определенный психологический дискомфорт человеку. Достаточно большой процент, почти четверть исследуемых (22%), испытывает высокий уровень тревожности. У таких людей тревожность возникает, «на пустом месте», это мешает человеку нормально жить и работать, делает его нервным и доставляет психологический дискомфорт не только ему, но и окружающим. Такой человек испытывает озабоченность, нервозность, находится в ожидании негативных событий. Боязнь неудачи доминирует над стремлением к достижению успеха.

Для исследования эмоциональной стабильности нами использовалась шкала «Эмоциональная устойчивость» методики Г. Айзенка. Данная характеристика позволяет определить способность эмоциональной сферы сохранять стабильное состояние под влиянием деструктивных процессов протекающих во внутренних и внешних условиях. По выборке, среднее значение данного показателя - 15 баллов. Следовательно, в целом, группе свойственно эмоциональная не устойчивость, что вырежется в их чувствительности, эмоциональности, тревожности, в склонности болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.

Результаты исследования эмоциональной устойчивости отражены в таблице 4.

Таблица 4 - Значение результатов методики «Эмоциональная устойчивость» (Г. Айзенк)

Рис. 5 Результаты методики «Эмоциональная устойчивость»

При рассмотрении показателя «эмоциональная устойчивость», в зависимости от уровня (таблица 4) можно констатировать, при исследовании у двух трети группы респондентов выявлена эмоциональная неустойчивость (66%). Это характеризует их как импульсивных, раздражительных, быстро утомляемых. Такие люди находятся под влиянием своих чувств, переменчивы в настроении, легко расстраивается, проявляют неустойчивость в интересах. Средняя степень выраженности эмоциональной устойчивости (3%) характеризуется переходностью от устойчивости эмоционального состояния к неустойчивому. Они легко расстраиваются, эмоционально менее устойчивы, но в состоянии трезво оценивать действительность. Высокий уровень эмоциональной устойчивости выявлен у 31% опрошенных. Таким людям свойственна эмоциональная зрелость, невозмутимость, устойчивость в интересах, работоспособность, ориентированность на реальность. Высокая способность к соблюдению общественных моральных норм. Они не склонны к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, часто вызывают доверие у других людей и имеют склонность к лидерству, обладают терпением.

Для изучения эмоционального компонента психологического здоровья нами была использована методика «Самоактуализационный тест» Э. Шострома, с выбором конкретных шкал. В данном компоненте психологического здоровья нами анализировались шкалы «Самоуважение» и «Самопринятие» (таблица 5, рисунок 6).

Таблица 5 - Значение шкал «Самоуважение» и «Самопринятие» методики «Самоактуализационный тест» (Э. Шостром),%

Самоуважение

Самопринятие

Ср. знач.

Рис. 6 Результаты методики «Самоактуализационный тест»

В ходе анализа нами выявлено, что среднее значение показателей «Самоуважение» и «Самопринятие» по группе выражено на среднем уровне, следовательно группа испытывает уважение к своему «Я» и принимает свои личностные качества, не зависимости от их полярности (положительной или отрицательной).

Самоуважение, которое подразумевает способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них не свойственно 3% респондентов, т.е. они не признают и не принимают себя в качестве значимой, достойной уважения личности. Такие люди податливы, они легко подвергаются внешнему воздействию. У них очень сильно выражена потребность в социальном признании и внимании. Они болезненно ощущают пренебрежение со стороны окружающих. У 99% респондентов (высокий и средний уровни) присутствуют чувства уважения и собственного достоинства.

Самопринятие это категория, основанная на относительно объективной оценке собственных способностей и общих достоинств, реалистического признания своих ограничений и богатого чувства удовлетворения, как самими талантами, так и их пределами. Из таблицы 5 видно, что респондентов, не испытывающих подобные чувства выявлено 19%. Остальным опрошенным (81%) свойственно данное чувство в форме среднего и высокого уровня выраженности, что проявляется в различной степени принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, а возможно и вопреки последним.

Таким образом, анализируя результаты проведенных исследований, можно констатировать, что эмоциональный компонент психологического здоровья представлен в таблице №6. Так же анализ выраженности данного компонента, в зависимости от гендерных особенностей представлен в таблице 7.

Таблица 6 - Эмоциональный компонент психологического здоровья, %

Рис. 7 Распределение уровней эмоционального компонента психологического здоровья

Таким образом, низкий уровень эмоционального компонента выявлен у 18% респондентов. Следовательно они не переживают о состоянии здоровья, а также не признают важную роль эмоционального состояния на возникающие ухудшения физического или психического самочувствия человека.

Таблица 7 - Эмоциональный компонент психологического здоровья, в зависимости от гендерного фактора, %

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Рис. 8 Распределение уровней эмоционального компонента психологического здоровья, в зависимости от гендерного фактора

На основании результатов, представленных в таблице №7, можем констатировать, что различий в выраженности эмоционального компонента, по гендерному фактору, ярко не выражено.

ПЕДАГОГИКА

УДК 159.928.234

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

КАК ФАКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.А. Антонова

Саратовский государственный социально-экономический университет E-mail: [email protected]

В статье анализируются состояние научной разработанности и основные проблемные сюжеты формирования эмоциональной устойчивости как одного из факторов педагогической деятельности. Автор отмечает тенденцию к преувеличению биологических аспектов эмоциональной устойчивости и указывает на необходимость серьезного учета социальных условий развития личности.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, психическая напряженность, педагогическая деятельность, эмоциональная саморегуляция.

Emotional Stability as a Factor in Teaching

This article examines the state of scientific exploration and the main subjects concerning formation of emotional stability as a factor in teaching. The author notes the tendency to exaggerate the biological aspects of emotional stability and indicates the need for serious consideration of social conditions for human development.

Key words: emotional stability, mental stress, pedagogical activity, emotional self-regulation.

Проблема эмоциональной устойчивости привлекает внимание исследователей уже не одно десятилетие. Однако в последние годы эта тематика стала особенно актуальной в силу усиления действия старых и появления новых факторов: это и ускорение темпов жизни, и значительное увеличение интенсивности умственного труда, взрыв информации, урбанизация, обострившиеся экологические проблемы, увеличение количества природных катаклизмов и т.д. В результате возрастает необходимость поиска путей оптимизации психического состояния человека. В наше время появилось огромное количество работ по проблеме эмоциональной устойчивости, большинство из которых направлено на изучение физиологических и психических компонентов психической напряженности. Вместе с тем, несмотря на многочисленность исследований, посвященных этой проблеме, социально-психологические механизмы формирования эмоциональной устойчивости остаются малоизученными. Это оказывает отрицательное воздействие на выявление закономерностей управления психическими состояниями, что, в свою очередь, не позволяет психологам-практикам добиваться эффективных результатов в работе. На основании исследования путей повышения эмоциональной устойчивости педагогам предстоит сформулировать ряд выводов, которые могут найти применение при выработке психологических основ учебных программ в спорте, в области физического воспитания.

© Антонова ЕЛ, 2011

ЕЛ Антонова. Эмоциональная устойчивость как фактор

В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от предпочтений авторов (Л.М. Аболина, М.И. Дьяченко и В. А. По-номаренко и др.), включаются различные эмоциональные феномены1. Так, некоторые авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к эмоциогенным условиям. При этом под «устойчивостью эмоций» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний, и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием «эмоциональная устойчивость».

Для Т. Рибо, Е.А. Милеряна, С.М. Оя, О.А. Черниковой, Н.А. Аминова и ряда других авторов эмоциональная устойчивость равнозначна эмоциональной стабильности, так как они говорят об устойчивости определенного эмоционального состояния2. С.М. Оя одним из признаков эмоциональной устойчивости считает наличие незначительных сдвигов в величинах показателей, характеризующих эмоциональные реакции; Я. Рейков-ский полагает, что у некоторых лиц эмоциональная устойчивость существует благодаря их низкой эмоциональной чувствительно-сти3. К.К. Платонов и Л.М. Шварц к эмоционально неустойчивым относят тех, кто повышенно эмоционально возбудим и склонен к частой смене эмоциональных состояний4. В то же время авторы признают большую роль воли в обеспечении эффективности деятельности при возникновении сильной эмоции. Н.Д. Левитов связывает эмоциональную неустойчивость с неустойчивостью настроений и эмоций, а Л.С. Славина - с «аффектом неадекватности», проявляющимся в повышенной обидчивости, замкнутости, упрямстве, негативизме. Л.П. Баданина, понимая под эмоциональной неустойчивостью интегра-тивное личностное свойство, отражающее предрасположенность человека к нарушению эмоционального равновесия, включила в число показателей этого свойства повышенную тревожность, фрустрированность, стра-

хи, нейротизм.

Аналогичных взглядов придерживаются и зарубежные ученые: Дж. Гилфорд рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебания настроений; П. Фресс в качестве главной характеристики эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичность), характеризующуюся чувствительностью человека к эмо-циогенным ситуациям6. Таким образом, эмоциональная устойчивость, с точки зрения названных выше авторов, характеризуется эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т. е. нереагированием человека на эмоциогенные раздражители, ситуации.

Некоторые авторы понимают под эмоциональной устойчивостью не эмоциональную невозмутимость, а преобладание положительных эмоций. В.М. Писаренко, например, рассматривает эмоциональную устойчивость как «такое свойство личности, которое обеспечивает стабильность стенических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров». Точнее он определяет эмоциональную устойчивость, когда понимает под ней самообладание, выдержку, хладнокровие.

В других случаях под эмоциональной устойчивостью понимают такую степень эмоционального возбуждения, которая не превышает пороговой величины, не нарушает поведение человека и даже положительно влияет на эффективность деятельности. Например, О.А. Черникова пишет, что «эмоциональная устойчивость спортсмена выражается не в том, что он перестает переживать сильные спортивные эмоции, а в том, что эти эмоции <...> достигают оптимальной степени интенсивности». По В.Л. Марищуку, эмоциональная устойчивость представляет собой способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности7. В. А. Плах-тиенко и Ю.М. Блудов связывают с эмоциональной устойчивостью надежность деятельности: «Эмоциональная устойчивость - это свойство темперамента <...> позволяющее надежно выполнять целевые задачи...»8. Они полагают, что эмоциональная устойчивость обеспечивается оптимальным использовани-

ем резервов нервно-психической эмоциональной энергии.

Л.М. Аболин считает правомерным под эмоциональной устойчивостью понимать устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженных условиях. Понимая слабость такой позиции в связи с тем, что в этом определении не отражены собственно эмоциональные явления, он уточняет и расширяет его, отмечая, что эмоциональная устойчивость «это прежде всего единство различных эмоциональных характеристик, направленных на достижение поставленной цели». Исходя из этого, он дает следующее расширенное определение эмоциональной устойчивости: «ЭУ (эмоциональная устойчивость. - Е.Р.) - это свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели»9. Автор утверждает, что, по существу, это функциональная система эмоционального регулирования деятельности.

Таким образом, главным критерием эмоциональной устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации. О.А. Сиротин включает в определение эмоциональной устойчивости способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке10. В.М. Смирнов и А.И. Трохачев пишут, что под эмоциональной устойчивостью понимается константность психических и двигательных функций в условиях эмоциогенных воздействий11. Н.А. Аминов приписывает высокую эмоциональную устойчивость тем лицам, которые «лучше осуществляют контроль своих собственных эмоциональных реакций»12.

В данных определениях под эмоциональной устойчивостью, по существу, понимается способность подавлять эмоциональные реакции, т. е. «сила воли», проявляемая в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), ведущих к стабильности эффективности деятельности. Не случайно К.К. Платонов подразделяет эмо-

циональную устойчивость на эмоционально-волевую (степень волевого владения человеком своими эмоциями), эмоционально-моторную (устойчивость психомоторики) и эмоционально-сенсорную (устойчивость сенсорных действий)13.

Еще один подход в понимании эмоциональной устойчивости имеется у П.Б. Зиль-бермана, который трактует ее как «интегра-тивное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотива-ционных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обста-новке»14. Сходна и позиция Б.Х. Варданяна, который определяет эмоциональную устойчивость как «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами деятельности в эмоцио-генной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельно-сти»15. Перечень характеристик эмоциональной устойчивости, разработанных разными исследователями, можно продолжить, однако приведённые теоретико-методологические подходы позволяют определить базовые недоработки при её исследовании.

Представляется обоснованным вывод о том, что весьма часто при рассмотрении вопроса о развитии эмоциональной устойчивости преувеличивается роль биологических факторов, поэтому её становление идет подчас стихийно, не выступая в практике предметом целенаправленной систематической работы психологов и педагогов. Такое положение обусловлено, думается, следующими причинами: 1) широко распространенным суждением о дезорганизующем влиянии эмоций, якобы не способных регулировать напряженную деятельность; 2) существующим множеством разнообразных определений этого понятия, разноуровневых факторов и критериев; 3) отсутствием четкого методологического подхода в описании эмоциональной устойчивости как целостного процесса эмоциональной саморегуляции.

На наш взгляд, значимые для педагогической деятельности черты эмоциональной

ЕЛ Антонова. Эмоциональная устойчивость как фактор педагогической деятельности

устойчивости заключаются в следующем: она, с одной стороны, - результат целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции, напряженной и одновременно продуктивной деятельности, с другой - системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он вовлекается в условиях напряженной деятельности. Эмоции выполняют относительно самостоятельные функции в системе саморегуляции, подчиняясь в то же время закономерностям, определяющим координацию и взаимодействие рациональных компонентов в целостной структуре эмоциональной саморегуляции деятельности. Они участвуют в поиске закономерностей вероятностного ряда предметных ситуаций, в расчленении и интеграции экстремальных условий деятельности, в осуществлении упреждающего планирования, образовании автономности и оперативности напряженного действия, свертывании рационального уровня регулирования и др. Процесс эмоциональной саморегуляции обусловливается эмоциональным опытом. В нем свернуты интегративные успехи или неуспехи осуществленных ранее попыток.

Эмоциональный опыт имеет определенное содержание, зависящее от уровня профессиональной подготовленности человека; в основе различий высокого и низкого уровней эмоциональной устойчивости лежит различие в функционировании систем эмоциональной саморегуляции напряженной деятельности. Система саморегуляции неустойчивых людей оформляется в напряженных условиях как аффективный процесс, в котором проявляются глубинные основы эмоциональной жизни, выступающие как аффективные реакции. Процесс протекает как коллапс и имеет нерасчлененный характер. У эмоционально устойчивых людей отдельные эмоциональные звенья выступают по отношению к цели (успех/неуспех) как единый и сообразно с ней согласованный эмоциональный процесс. Эмоциональная устойчивость должна быть связана с целенаправленным формированием процесса саморегуляции с включением человека в «живую» деятель-

ность, это одна из основных задач педагога, важнейшая цель воспитательной работы. Целенаправленному формированию должно предшествовать усвоение знаний о целостном процессе саморегуляции напряженной деятельности, об отдельных его звеньях и связях между ними. Эмоциональные механизмы, реализующие процесс саморегуляции или же его отдельные звенья, должны формироваться в результате анализа реальных напряженных обстоятельств, благодаря которым они становятся необходимыми; человек должен научиться конкретизировать ведущую переживаемую цель в системе производных эмоциональных характеристик, проявляющихся в таком единстве, которое обеспечивало бы гибкие переходы от цели к результату и наоборот.

Значение адекватного ответа на вопрос

0 сущности эмоциональной устойчивости обусловливается множеством причин. Это, прежде всего, непрерывное повышение напряженности процесса реализации человеком учебной, трудовой, спортивной и других видов деятельности, размывание устоявшихся стереотипов поведения, повышенный запрос к своевременности и эффективности принятия человеком решений, к быстроте и точности его действий и операций, социальный заказ на разработку психологической стратегии воспитания личности, способной продуктивно осуществлять профессиональную деятельность в напряженных ситуациях.

Примечания

1 Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопр. психол. 1989. № 4. С. 109-116; Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопр. психол. 1990. № 1. С.106-113.

2 Оя С. М. О возможности регулирования предстартового состояния на основе объективно измеряемых данных // Психологические вопросы спортивной тренировки. М., 1967. С.45-48.

3 Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

4 Платонов К.К., Шварц Л.М. Очерки психологии для летчиков. М., 1948.

5 Славина Л. С. Ограничение объема работы как условие ее выполнения в состоянии «пресыщения» // Вопр. психол. 1969. № 2. С.34-42; Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 12. С.59-62; Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.

6 Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. М., 1975. Вып.У. С. 111-195.

МарищукВ.Л. Эмоции в спортивном стрессе. СПб., 1995. С.209; Черникова О.А. Эмоциональная память и ее влияние на выполнение физических упражнений // Психология спорта. М., 1959. С.203-214; Писаренко В. М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. 1986. № 1. С.67.

8 Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. М., 1985. С.78.

9 Аболин Л.М. Указ. соч. С. 111.

10 Сиротин О.А. К вопросу о психофизиологической природе эмоциональной устойчивости спортсменов // Вопр. психол. 1973. № 1. С.129-133.

11 Смирнов В.М., Трохачев А.И. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций // Чувства, влечения, эмоции / под ред. В.С. Дерябина. Л., 1974.

12 Аминов Н.А. Функциональные состояния при монотонной работе и баланс основных нервных процессов // Вопр. психол. 1974. № 2. С.77-84.

13 Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972.

14 Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость и стресс // Психический стресс в спорте: материалы Всесоюзного симпозиума. Пермь, 1973. С. 13-15.

15 Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. С.542.

Время от времени мы все чувствуем, что неспособны контролировать свои эмоции, и причины могут быть разными: сложные отношения с другим человеком, выматывающая обстановка на работе, общение с родственниками. Но даже если мы чувствуем, что эмоции берут верх, важно помнить, что управлять ими можно самостоятельно, потому что наше сознание чувствует лишь то, что решает чувствовать. Эмоциональной стабильности можно достичь в любой ситуации, просто для этого нужно проанализировать свои чувства и немного потренироваться.

Шаги

Часть 1

Измените эмоциональные реакции

    Научитесь смотреть на ситуацию со стороны. В отличие от веры своей интуиции, эмоционально стабильны не те люди, которые игнорируют свои эмоции, а также не те, кто глубоко чувствуют и проживают каждое чувство от начала до конца. Результаты недавних исследований говорят о том, что наиболее стабильны люди, которые способны оценить ситуацию заново. А это значит, что они могут направлять свои мысли в более позитивное русло.

    • Может показаться, что это не так просто. Чтобы изменить ход своих мыслей, задайте себе следующие вопросы:
      • Что хорошего есть в этой ситуации?
      • Как еще можно посмотреть на эту ситуацию? Объективно ли мое восприятие?
      • Могу ли я воспринимать эту ситуацию как стимул к изменениям, а не проблему?
  1. Поймите, что ваши эмоции - это не погода. Многие люди воспринимают эмоции и скачки настроения как неизбежную часть жизни человека, но это так лишь отчасти: вы можете управлять своими эмоциями. Вам может быть сложно в это поверить, но если вы не хотите что-то чувствовать, вы не будете это чувствовать. В следующий раз, когда вас посетит чувство, которое вам не нравится, подумайте о том, что это ваше сознание без вашего согласия решило, что вам следует сейчас ощущать эти эмоции. У вас есть право аннулировать это решение и выбрать другие чувства.

    • Предположим, на работе кто-то подшутил над тем, как вы смеетесь. Вы могли бы принять это близко к сердцу, свернуться в комок в углу и никогда больше не смеяться на людях из страха публичного унижения и стыда. Вы можете быть склонны переживать такие эмоции, но если вы заново посмотрите на всю ситуацию, вы поймете, что не бывает "неудачного" смеха, что никто не может вас оценивать и никто не может навязывать вам свое мнение. На смену желанию забиться в угол придет спокойствие и уравновешенность.
  2. Стабилизируйте себя в целом . Исследования указывают на то, что положительные эмоции, позитивное общение и физическое здоровье взаимосвязаны, и чем больше у вас чего-то одного, тем больше будет всего остального, а это поможет вам чувствовать себя счастливым. Иными словами, если вы хотите привести в порядок свои эмоции, вы не сможете игнорировать друзей и не обращать внимание на здоровье. Нельзя браться за один аспект жизни, забывать об остальных и надеяться, что все изменится. Стремитесь сделать всю свою жизнь более ровной, а не только настроение.

    • Вам следует правильно питаться, заниматься спортом и делать то, что вам нравится (одному или с другими людьми). Старайтесь выделить время для себя ежедневно, чтобы вы могли отдохнуть и восстановиться.
  3. Не оставайтесь за бортом. Эмоционально стабильные люди обычно абмициозны и решительны. Они отказываются признавать поражение, даже если все настроены против них. Нет ничего проще, чем жаловаться, причитать и жалеть себя, однако при правильном настрое вы сможете понять, что вы справитесь со всем, с чем вас ни столкнет жизнь. Все плохое пройдет. Знаете почему? Потому что у вас все будет хорошо. Плохое обязательно пройдет .

    • Загляните в себя. Вы склонны жаловаться и думать о том, что вы не знаете, что вам делать? Вас выводят из себя мелочи, а важные вещи вы просто не замечаете? Что вы можете сделать для того, чтобы понять, что вы способны всем управлять?
  4. Изучите шкалу эмоциональной стабильности. Ученые постоянно анализируют человеческие эмоции и не намерены останавливаться. Недавно им удалось разработать так называемую шкалу эмоциональной стабильности и проработать аспекты человеческого характера, которые определяют показатели в этой шкале. Присмотритесь к этим качествам и подумайте, какие из них ведут к стабильности, а какие - к хаосу.

    • Пессимизм и оптимизм
    • Беспокойство и спокойствие
    • Агрессия и толерантность
    • Зависимость и автономия
    • Эмоции и логика
    • Апатия и эмпатия

      Ниже пойдет речь об этих качествах. Если вам интересно, где в этой шкале ваше место, обратитесь к психотерапевту, и он предложит вам пройти соответствующий тест.

    Часть 2

    Скорректируйте образ мышления
    1. Научитесь разделять мысли. Эмоционально стабильные люди умеют разделять все свои мысли. Иными словами, они следят за тем, чтобы переживания из тех сфер жизни, в которых они подвергаются стрессу, не переходили в другие сферы жизни, где у них все хорошо, защищая тем самым хорошее. Поэтому если у вас на работе что-то не ладится, не приносите это домой. Помните о том, что неприятности в одной сфере жизни не значат, что вся ваша жизнь должна быть подчинена им.

      • Присмотритесь к себе и подумайте, что выводит вас из себя и вызывает сильные негативные эмоции. Вам не удастся изолировать напряжение, пока вы не поймете, откуда оно идет.
    2. Переосмыслите свои воспоминания. Памяти и воспоминаниям посвящено множество исследований, и самый главный вывод заключается в следующем: воспоминания меняются каждый раз , когда вы прокручиваете их в голове. Кроме того, меняется и то, как вы их прокручиваете. Что это значит? Это значит, что если вы вернетесь в прошлое и вспомните бывшего парня, который разбил ваше сердце, и подумаете, что он был одиноким, грустным и психически нестабильным, в следующий раз, когда вас посетят эти воспоминания, вы будете думать о тех же вещах. Со временем, как ни странно, настоящее воспоминание исчезнет - оно будет заменено вашими мыслями о воспоминании.

      • Предположим, вас просят представить парк. Вы представляете деревья, собаку, бегущую за фрисби, и пару на покрывале. На улице лето, светит солнце, а ветер колышет листву. Неделей позже вас просят представить этот же парк осенью. Ваше сознание воссоздает нечто похожее на первоначальную картинку и вносит туда соответствующие изменения. Конечно, это упрощение, но такой прием объясняет, как работает человеческий мозг.
    3. Думайте о хорошем. Чем позитивнее вы настроены, тем вы счастливее и тем проще вам мыслить логично и контролировать негативные эмоции. Хотя в первое время это будет требовать определенных усилий, когда это войдет у вас в привычку, вы всегда будете воспринимать все происходящее с оптимизмом автоматически.

      • Допустим, у вас проблема в отношениях. Это выводит вас из себя, вы чувствуете, что навязываетесь, и вы понимаете, что вы ведете себя не так, как хотели бы. Вместо того, чтобы накручивать себя, воспринимайте ситуацию как возможность научиться чему-то. Что в этих отношениях нужно исправить, чтобы все стало хорошо? Как вы можете наладить общение? Стало ли все слишком запутанным? Поможет ли вам посещение психотерапевта?
    4. Будьте разумны. Люди, которые понимают свои чувства, наиболее стабильны в эмоциональном плане. Они обладают спокойствием, потому что приняли все свои чувства и знают, что в большинстве случаев переживать не из-за чего. Психологи и исследователи называют такое поведение осознанным. Вам всего лишь нужно знать и понимать себя.

      • Хороший способ достичь такого понимания заключается в медитации. Сконцентрируйтесь на дыхании, не думайте ни о чем постороннем и отыщите свою сущность. Это позволит вам отвлечься от несущественных деталей и увидеть всю картину в целом.
    5. Стремитесь к всеобъемлющей, точной и тщательной оценке происходящего. Человеческое сознание обладает потрясающей способностью видеть, слышать и думать о том, о чем оно хочет, несмотря на действительность. Важно не забывать об этом, особенно тогда, когда вас посещают чувства, которых вы не хотите. Вы сами строите свою реальность, поэтому вы сами можете ее изменить!

      • Вот еще один пример: вы находитесь дома у своего парня, и вдруг в его телефоне загорается сообщение с незнакомого номера, в котором кто-то говорит, что вчерашний вечер был незабываемым, и просит его перезвонить. Вы сразу же решаете, что парень вам изменяет, и начинаете думать о том, как вы порвете с ним. Несколько дней проходят как в аду, вы не спите и не едите, а потом, наконец, решаете поговорить с парнем об этом, чтобы выплеснуть всю свою злость. Оказывается, что сообщение пришло от сестры . Он звонит по этому номеру, чтобы доказать вам это. Теперь вы понимаете, что тогда вам нужно было сделать несколько глубоких вдохов, принять тот факт, что вы случайно увидели сообщение, и мягко попросить парня объясниться. Всегда есть несколько способов интерпретировать ситуацию, поэтому не стоит выбирать самое удобное объяснение.

    Часть 3

    Измените привычки
    1. Налаживайте связи. Гораздо проще справляться с эмоциями, когда вам есть у кого попросить поддержки. Если человек знает, что есть люди, на которых он может положиться, ему будет гораздо проще пережить что-то, даже если он не будет просить у них помощи.

      • Терапевтические беседы - это очень эффективный способ борьбы с эмоциональными проблемами, и для того, чтобы выговориться, не обязательно идти на прием к психотерапевту. Если вы почувствуете, что вас охватили чувства, с которыми вы не можете справиться, расскажите о них. Давая волю словам, вы отпускаете и чувства.
    2. Общайтесь с эмоционально устойчивыми людьми. Хорошо иметь большой круг знакомых, однако вам стоит убедиться, что все эти люди позитивно смотрят на мир. Если вы все время общаетесь с людьми, подверженными смене настроения, лучше поищите себе другую компанию, потому что страдания заразны.

      • Находясь в обществе людей с негативными эмоциями, вы начинаете понимать, что ваше состояние нормально. Вы живете с тревожностью, недоверием и страхом. Вам будет сложно понять, что такая компания на вас негативно влияет, потому что вы и так все будете видеть в черном цвете. Если у вас есть друг или несколько друзей, которые вытягивают из вас всю энергию, такие отношения вредны для вас. Поищите на wikiHow статью о том, как положить конец такой дружбе.
    3. Будьте терпимы к другим. Скорее всего, вы уже слышали фразу о том, что никто не может разозлить вас, кроме вас самого, или что-то похожее. И это правда: вы решаете, что вам чувствовать, а не кто-то другой. Если кто-то врезался в вашу машину, это не означает, что этот человек разозлил вас. Конечно, он стал причиной негативных эмоций, но он не имеет никакого отношения к крошечным рецепторам, срабатывающим в вашем мозге. Если кто-нибудь когда-нибудь разозлит вас, успокойтесь. Чем терпимее вы будете, тем выше будет ваша эмоциональная устойчивость.

      • Есть множество вещей, которые могут вывести из себя, от человека, стоящего в очереди слишком близко к вам, до лицемеров и слепых фанатиков, которые видят только то, что хотят видеть. У каждого бывают случаи, когда он чувствует, что собеседник не прав или что он пытается убедить других в том, что не является правильным. В следующий раз, когда вы столкнетесь с этим, просто сделайте несколько глубоких вдохов. Не спорьте. Не оскорбляйте собеседника. Просто подумайте об этом и останьтесь при своем мнении.
    4. Занимайтесь своим делом. Конечно, всегда хочется знать, откуда придет беда, чтобы подготовиться к ней. Однако чаще всего все случается внезапно, и справляться с этим сложно. На самом деле, проблема не самой беде, а в том, что мы не можем повлиять на ситуацию, и именно эта беспомощность выводит нас из равновесия, делая эмоционально уязвимыми. Невозможно отразить все мелкие неприятности, но можно самому управлять своей жизнью. Чем крепче ваша независимость, тем проще вам справляться со сложностями.

      • Большинство людей сталкивается с неизбежными проблемами. У нас возникают сложности с деньгами, с отношениями, трудности с восприятием жизненных ситуаций, но мы не обязаны делать выводы о себе по мнению окружающих. Если кто-то другой управляет вашей жизнью, вы не сможете чувствовать себя уверенно, потому что у вас не будет власти над собой. Не позволяйте другим людям влиять на ваши эмоции - остановите это. Лишь вы сами способны сделать себя счастливым и никто другой.
    5. Переждите. Этот совет не предполагает активных действий, однако он не менее полезен, чем все предыдущие. Если вы вспомните возраст, в котором формировались основы вашей личности, вы поймете, что те годы были эмоциональным хаосом, сопровождавшимся постоянным чувством неуверенности в себе. Иными словами, чем старше человек, тем проще ему быть эмоционально устойчивым. С возрастом приходит не только мудрость, но и спокойствие. Если вы молоды, не будьте к себе слишком строги. Скорее всего, вашим ровесникам сейчас тоже приходится несладко.

      • Однако это не касается случаев психических расстройств. Если вы ничего не чувствуете, и это мешает вашей жизни, - это совсем другая проблема. Запишитесь на прием к психотерапевту и обсудите этот вопрос - вполне возможно, вы страдаете заболеванием, при котором показано активное лечение.

Современный человек является прогрессивным существом, которое никогда не останавливается и не может представить свою жизнь без постоянного развития. Некоторые люди просто гоняться за богатством, стремятся к славе и считают, что только деньги заставляют мир вращаться, другие посвящают лучшее и самое продуктивное время своей жизни на образование. Хотя деньги и знания являются ключами, которые открывают практически все двери, иногда этого не достаточно. К сожалению, часто бывает так, что богатые люди с большой эрудиции не могут использовать свои знания и статус в этой суровом и сложном мире.

Почему так происходит? Прежде всего, это проблема психически слабых личностей, которым не хватает и не знают, как держать себя при сложных жизненных ситуациях. Деньги и эрудиция могут исчезнуть со временем, но умственные способности и эмоциональная стабильность всегда будут оставаться в вашем уме, потому что эти качества, как внутренний якорь.

Если вы очень ранимый, чувствительный человек, и вы больны и устали быть рабом своего ума, то вы должны открыть себя для новых впечатлений и превратиться в сильного и уверенного в себе личность. Я понимаю, что эта задача может показаться невозможным, но настало время, чтобы собрать все свои силы воедино и сделать первый уверенный шаг на пути к личностному росту. Эмоциональная устойчивость, как развить и обрести эмоциональную стабильность?

1. Сформируйте свою собственную точку зрения.

Точка зрения — это уникальная вещь дается каждому человеку в мире. Однако не все достаточно сильны, чтобы отстаивать своё мнение и убеждения несмотря ни на что. Но это не значит, что вы должны придерживаться определенных ваших позиций и не обращать внимания на чужие советы и мнения. Если вы хотите стать успешной, вы должны развивать навыки, проявляющие гибкость и тренировать терпение в общении с людьми, которых вы любите, уважаете или просто сотрудничаете.

Излишняя прямолинейность и бескомпромиссность сделают вас эмоционально сильнее, но существенно ограничат ваше развитие и загонят вас однажды в тупик. Как только вы формируете свою собственную точку зрения, научитесь уважать свой выбор и закроете глаза либо на обоснованную или необоснованную общественную критики, вы почувствуете внутреннюю силу и уверенность в себе, пробегающий через ваши вены и поймёте, что вы самодостаточный человек, который никогда не держит склонённую голову.

Кроме того, вы станете более популярной среди других, потому что люди, как правило, люди смотрят на психически сильных индивидуальностей, которые не зависят от социального мнения, имеют свои собственные стандарты, ценности и смотрят на мир с уважением.

2. Развивайте чувство юмора.

Может показаться странным, но чувство юмора является неотъемлемой частью вашей эмоциональной стабильности и благополучия. Неважно, являетесь ли вы топ-менеджером или флористом, вы должны знать, как расслабиться и выпустить пар время от времени. В противном случае, ваш ум никогда не сможет достигнуть эмоциональной стабильности.

Самый лучший и самый дешевый способом, чтобы повысить свои умственные силы и оградить себя от повседневных стрессов и конфликтов является юмор. Подходящая шутка и анекдот или даже искусственная улыбка могут отбить эмоциональную атаку. Таким образом, вы выйдете из положения и поставите в тупик агрессивного человека в мгновение ока. Я стараюсь как можно больше шутить, особенно на работе. Это мой идеальный щит, который помогает мне справляться с повседневным негативом с высоко поднятой головой.

3. Будьте готовы выглядеть глупо.

Существует стереотип, что люди, которые делают глупые и необычные вещи, являются неудачниками и шутами. Я считаю, что те, кто может легко покинуть зону комфорта, адаптироваться к новым условиям и не боятся делать то, что им нравится в глазах других людей являются самыми счастливыми личностями в мире.

Такие люди не могут быть всегда эмоционально устойчивыми, но я могу с уверенностью сказать, что они психически сильные и смелые. Если вы также хотите попрощаться со своей зоной комфорта, вы должны осознать и признать, что даже весьма успешные и счастливые люди могут выглядеть глупо, когда они делают что-то в первый или даже во второй раз. Их способность справляться с изменениями, неопределенностью и возможными неудачами или стрессовой ситуации, секрет их счастья в эмоциональной стабильности и успехе. Этот навык помогает им увидеть мир в ярких красках и думать оптимистично.

4. Научитесь планировать свой следующий день.

Мой друг часто говорит, что каждый может обрабатывать заказ, но только гений может справиться с хаосом. Если вы гений или мастер импровизации, то планирование не ваша стихия. Но если вы обычный человек, не наделенный экстраординарными возможностями, то привычка планировать свой следующий день вам пригодится.

Как ни крути, импровизация — это постоянный стресс, который держит вас в напряжении весь день. Тому, кто хоть немного боится неопределенности, следует избегать импровизации, пока он не станет профессионалом во всем, что он делает, потому что неопределенность является источником паники и страха.

Не верьте тем, кто говорит, что жить по плану — это скучно и выбор психически слабых людей. Это не правда. Это выбор профессионалов, которые на первое место ставят продуктивность жизни и, как правило, эффективно управляют своим временем.

5. Сломайте привычку брать на себя чрезмерную ответственность.

Основная проблема людей, которым не хватает психической энергии и эмоциональной устойчивости привычка брать ответственность за всё происходящее в их жизни. Эта негативная привычка должна быть как можно скорее устранена, поскольку чрезмерная ответственность может испортить качество жизни чувствительному человеку в довольно короткий промежуток времени.

В первую очередь может повлиять на ваше психическое благополучие, поскольку существует тонкая грань между ответственностью и беспокойством. Если вы хотите избежать психологических проблем в будущем, постарайтесь выработать правильное отношение к своим обязанностям и понять, что у ваших обязанностей есть границы.

6. Хватит себя корить за то, что Вы не можете изменить.

Чувство необоснованной вины — это побочный эффект чрезмерной ответственности. Если вы не делаете ничего, чтобы справиться со своими обязанностями и не подавляете желание контролировать неконтролируемое, вы постепенно превращаетесь в поджигателя паники и начинаете страдать от различных навязчивых мыслей.

Если вы хотите почувствовать силу в своем разуме, перестать искать виновного, потому что это может сыграть злую шутку с вами. Просто постарайтесь понять, что вы можете поменять работу, прическу, стиль жизни, но вы никогда не заставите другого человека думать как вы хотите. Ваши негативные мысли о невозможности изменить ситуацию в свою пользу может только спровоцировать тревогу и внутренние конфликты. Если что-то выходит из рук и вы поймёте, что вы ничего не можете с этим поделать, просто смирись и подчиниться происходящему.

7. Научитесь двигаться вперёд, даже когда тяжело.

Когда я была студенткой, я столкнулась с большим количеством проблем в своей жизни. Иногда даже казалось, что весь мир был против меня, но я никогда не сдавалась. Я хотела преодолеть свои страхи, неуверенность в себе и стать сильной. Откровенно говоря, процесс приобретения опыта и взросления не приятная вещь, но игра стоила свеч.

Если вы хотите увеличить умственную власть, то вы должны изменить свое отношение к ошибкам и понимать, когда вы решаете неудачу с чувством собственного достоинства, развиваете эмоциональную силу и стабильность вашего разума.

Путь к психической устойчивости является сложный и тернистый, требует много времени и напряженной умственной работы. Но вы не должны делать шаг назад, потому что нет непреодолимых барьеров в этой жизни. Просто следуйте этим советам, и вы быстро добьетесь желаемого результата.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»