Форма правления в соответствии с конституцией рф. Особенности формы правления в российской федерации

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Форма государственного правления – это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением.

Выделяют две основные формы правления:

1. Монархия – такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется одним лицом, получающим эту власть, как правило, по наследству.

Вся полнота власти принадлежит монарху, т.е. от него зависит окончательное решение абсолютно любого вопроса, он принимает решения от своего имени, может образовать и упразднить любые органы и т.д. Юридических ограничений для полномочий монарха нет. Монарх пользуется титулом (король, царь, император и т.д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи. Монарх получает власть, как правило, по наследству. Пребывание у власти каким-либо сроком нет ограничено.

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают:

- абсолютную (неограниченную) монархию – сосредоточение всей полноты власти в руках монарха; юридических ограничений полномочиям монарха не существует.

- ограниченную монархию - власть монарха ограничена и законодательно и существованием представительного органа. В зависимости от того насколько ограничена власть монарха выделяют:

А) дуалистическую монархию – здесь уже проведен принцип разделения властей: ц монарха остается исполнительная власть, а законодательная в принципе принадлежит парламенту. Монарх осуществляет исполнительную власть через назначаемое им правительство. Монарх имеет право абсолютного вето и право роспуска парламента, может издавать чрезвычайные указы, заменяющие или отменяющие указы, однако он вынужден считаться с парламентом.

Б) парламентарную монархию – власть монарха ограничена практически во всех сферах деятельности. Монарх играет в основном представительную роль, является «символом нации». Законодательная власть принадлежит парламенту. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется парламентом и ответственно перед ним. Монарх не может отклонить того или иного члена правительства, если она прошла через парламент. Без подписей главы правительства или министра указы, изданные монархом, юридической силы не имеют.

2. Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть в данном государстве осуществляется выборными органами.

Источником власти в республике является народ, который через определенные промежутки времени избирает высшие представительные органы государства (народный суверенитет). Народом избирается высший законодательный орган – парламент и в некоторых случаях – президент. Все другие высшие органы государства формируются этими представительными органами. Полномочия высших выборных органов ограничены определенным сроком. Проведен принцип разделения властей.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают:

- парламентскую республику – сильная законодательная власть, а исполнительная власть подчинена ей. Здесь верховенство парламента, осуществляющего законодательную власть. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Может быть предусмотрена должность президента, но он не имеет широких полномочий и в своей деятельности зависит от правительства. Значительное место занимает глава правительства – премьер-министр (федеральный канцлер) – его избирает парламент. Правительство формируется лидером победившей на выборах партии и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

- президентскую республику – президент занимает в государственном аппарате очень значительное место. Законодательная власть принадлежит высшему представительному органу – парламенту, который издает законы, а исполнительная – правительству. Парламент не формирует исполнительную власть, а последняя не несет перед ним ответственности. Президент является главой государства и главой исполнительной власти, он самостоятельно назначает министров и формирует правительство. Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом за свою деятельность. Президент избирается всенародным голосованием.

- смешанную республику – сочетаются элементы президентской и парламентской республик. Существует сильный президент, избираемый народом, который является главой исполнительной власти и руководит правительством. Но в формировании последнего в обязательном порядке принимает участие парламент.

В России преобладает смешанная (полупрезидентская) форма государственного правления. Признаком является то, что конституция устанавливает возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня.

13. Форма государственного устройства: понятие, классификация. Форма государственного устройства в РФ

Форма государственного устройства - это элемент формы государ­ства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий опре­деленные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия государственное устройство харак­теризуется с точки зрения распределения власти в центре и на мес­тах.

В зависимости от этого критерия различают следующие формы:

I)унитарную - простое, единое государство, части которого явля­ются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, на­пример, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отноше­ния осуществляют центральные органы, которые официально представ­ляют страну на международной арене. Монопольным правом налогооб­ложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т. п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются ши­рокой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы;

2) федеративную - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органа­ми и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по тер­риториальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, ко­торая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенци­ей союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совме­стной компетенцией союза и его членов). В настоящее время в мире существуют 24 федеративных государства.

3)конфедерацию - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих це­лей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует об­щий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рам­ках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные об­разования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815-1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объе­динения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства, в истории име­ли место и некоторые другие специфические формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Импе­рии (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, ведет к потере слабого, может сопровождаться его оккупацией.

В России форма государственного устройства федерация, построенная по национально-территориальному принципу. В состав РФ входят 84 субъекта (Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ прекращают существование в качестве субъектов Российской Федерации с 1 января 2008 года)

республик - 21

областей - 47

города федерального значения - 2

автономные области - 1

автономные округа - 5

Конституцией Российской Федерации 1993 г. установлена парламентско-президентская республика. Согласно статье 1 Конституции Российской федерации «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», согласно статье 80 главой государства является Президент Российской Федерации. Президент РФ самостоятельно формирует Правительство РФ, и только он решает вопрос об отставке Правительства. Причем Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства, иначе она будет распущена, а Президент назначит Председателя Правительства без согласия Думы (ст.111 Конституции). Государственная Дума вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии, но в этом случае Президент вправе распустить Думу и назначить новые выборы. Конституция Российской Федерации 1993 не обязывает Правительство к парламентской ответственности.

Вновь избранная Дума в течение года после ее избрания не может быть распущена по основаниям ст.117, но может быть распущена по основаниям ст.111 Конституции, кроме того, Дума не может быть распущена ни по каким основаниям в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента (ст.109 Конституции). Если вновь избранная Дума пойдет на конфликт с Президентом и добьется отставки Правительства, то Президент вправе тут же предложить Думе кандидатуру формально отставленного Председателя Правительства, и если Дума ее отклонит, она будет распущена по основаниям ст.111 Конституции, а Правительство будет восстановлено. Так может произойти несколько раз, и лишь в свои последние шесть месяцев Президент не сможет распустить Думу по основаниям ст.111 Конституции; если и в этом случае Дума отклонит предлагаемую ей кандидатуру Председателя Правительства, Президент вправе просто назначить угодного ему Председателя Правительства, не распуская Думу. Следовательно, Российская Федерация - смешанная республика.

При подготовке новой Конституции России отчетливо выделились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления. Возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.

Форма правления, то есть порядок организации и взаимоотношения высших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в РФ в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что парламент может выразить недоверие Правительству, но это не влечет правовых последствий: решение об отставке правительства принимает Президент. Он вправе не согласиться с парламентом. В России нижняя палата парламента неоднократно оценивала работу Правительства как неудовлетворительную, и никаких последствий это не влекло. Если же в России парламент попытается настаивать и в течение трех месяцев вторично выразит недоверие Правительству, то тем самым поставит под удар: президент вправе выбрать и уволить правительство в отставку или распустить нижнюю палату парламента.

Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом. В Конституцию РФ заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов. Президент стремится усилить свои полномочия и за счет парламента (регулирование указами Президента таких вопросов, для которых нужен закон), и за счет правительства (регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему и министрам, непосредственное руководство Президента так называемыми силовыми и некоторыми другими министрами). В этих целях президент имеет и укрепляет собственный аппарат - Администрацию президента, которая, по существу, поставлена над правительством. Огромная роль этого органа в России несопоставима с ролью подобных органов - «дома президента» во Франции, администрации Белого дома в США и тем более скромной Канцелярии президента в Германии. Положение парламента принижено (в том числе путем использования финансовых и других материальных рычагов парламента и парламентариев), роль Правительства в основном ограничена хозяйственными вопросами, оно не является центром политического руководства страной и средоточием исполнительной сласти: ее главой на деле является президент, хотя это не предусмотрено Конституцией. Однако такая большая власть концентрируется главным образом в центре. Субъекты Федерации, их многие губернаторы часто выступают с независимых позиций, иногда посылая нечто вроде ультиматумов Президенту.

Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.

Современной форме правления в РФ предшествовал недолго просуществовавший симбиоз власти Советов и зарождающейся президентской власти в Советской Союзе.

Прошло два срока правления первого российского президента, легитимно его сменил другой. Этот период был сложным, президентская форма правления (смешанная форма правления с доминированием президента) выдержало серьезные испытания. В ее развитии можно выявить «маятниковые» колебания от «точки» всевластия Советов до «точки» слияния движений «Единство» и «отечество - вся Россия». Президентская форма правления стабилизировалась, прошла нереволюционная передача власти. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, главы субъектов Федерации больше не образуют мощное объединение в Совете Федерации. По существу система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся.

Таким образом, в основу организации государственной власти Российской Федерации положена модель президентской республики с достаточно широкой компетенцией Президента, который избирается непосредственно гражданами России. Как глава государства Президент наделяется необходимыми полномочиями по обеспечению суверенитета и государственной целостности Российской Федерации, согласованного функционирования государственных органов. Формально не являясь главой исполнительной власти, Президент России обладает значительными полномочиями по определению основных направлений государственной политики, формированию состава Правительства и федеральных органов исполнительной власти. Президент находится как бы над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, обеспечивая координацию и согласованность их действий.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Форма правления в РФ [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Форма правления представляет собой организацию власти в государстве в соответствии с определенной моделью. В Российской Федерации за всю историю было несколько форм правления.

Российская Федерация является одной из самых развитых и прогрессивных стран мира. Россия была и монархией, и республикой. В настоящее время Российская Федерация является смешанной республикой, в которой на правовом уровне установлен баланс между президентом и парламентом.

Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления .

Мировой опыт показывает, что каждая форма правления имеет плюсы и минусы. Прежде чем рассматривать особенности формы правления в РФ , следует обратиться к классификации форм правления.

Классификация форм правления

В современной правовой науке признана следующая классификация форм правления : республики и монархии. Каждая форма правление имеет подвиды, которые отражены на рисунке ниже. Каждый подвид наделен сложной системой особенностей, влияющих на развитие общества.

Виды форм правления

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними .

Монархия считается более древней формой правления, чем республика. Монархия характерна для многих ранних государств. Слово монархия имеет греческие корни. Впервые оно встречается в трудах античных философов. В латынь термин "монархия" проникает не ранее II в. н. э. Об этом свидетельствует тот факт, что встречается данное понятие впервые у Тертуллиана и Лактанция .

Республика известна со времен античности. Особый интерес для правоведов и историков по-прежнему представляет Римская республика.

Римская республика – форма правления Древним Римским государством в период с 509 по 31 года до н.э. Римская республика представляла собой совокупность демократических, олигархических и монархических элементов.

В современном мире существуют и иные, нетипичные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).

Подробнее о видах и их подробные характеристики.

История форм правления в РФ

Россия – удивительная страна. За всю свою историю она пережила несколько форм правления. Монархия в России существовала вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. Несмотря на то, что к началу 20 века большинство развитых стран избавились от монархии или провели реформы по её актуализации, в Российской Империи наблюдался застой во власти и деградация монархии как института. Реформы монархии в России напрашивались еще при Александре I. Бездействие привело к свержению царя и победе Октябрьской Революции.

Вслед за свергнутой большевиками монархией пришла социалистическая республика. Социалистическая республика , существовавшая в СССР, является уникальным историческим опытом для нашей страны. В СССР были Конституции, множество законов и декретов. Государственное управление реализовывалось с опорой на депутатов. В роли президента выступал генеральный секретарь, который обладал широким спектром полномочий.

После вероломного развала СССР в Россию пришла демократия и так называемые западные ценности. Советская республика превратилась в инертное государство с официально обозначенной формой правления – республика. Хаос в государственном управление не прекращался на протяжении всего срока президенствования М.С. Горбачева, а затем и Б.Н. Ельцина. Бесконтрольный плюрализм, коррупция во власти и постоянные склоки в Государственной Думе – вот чем жила Россия вплоть до 2000 года.

Современная республика в РФ

Согласно Конституции РФ, формой правления в России является республика . В РФ республика имеет смешанный характер. Во главе государства стоит Президент. Он является верховным главнокомандующим. В России парламент наделен широкими полномочиями, но не более широкими, чем Президент. За счет баланса власти и реализуется смешанная республика в РФ.

Президент в Российской Федерации избирается всенародным голосованием на срок 6 лет. Премьер министр назначается президентом и перед ним же отчитывается. Состав правительства формирует премьер министр, а не Президент.

В стране регулярно проходят выборы в Государственную Думу. Депутаты выбираются народом по округам. Особенности республики в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием в 1993 году. В Конституцию РФ регулярно вносятся изменения, направленные на актуализацию основного закона страны.

Действующим Президентом Российской Федерации является Владимир Владимирович Путин. Премьер министр и глава правительства РФ – Дмитрий Анатольевич Медведев. Спикером Государственной Думы на 2018 год является Вячеслав Викторович Володин.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Чиркин, В. Е. Государствоведение – М.: Юрист, 2009 – 382 с.
  3. Чичерин Б. H. Политические мыслители древнего и нового мира. – М.: Гардарики, 2001. – 336 с.
  4. Клименко А. В., В. В. Румынина Обществознание – М.: Дрофа, 2009. – 214с.

Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократи­ческое федеративное правовое государство с республикан­ской формой правления.

Республика представляет собой такую форму прав­ления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенацио­нальным представительным учреждением. Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федера­ции, Конституция закрепляет следующие ее признаки: от­каз от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; создание государственных органов на основе согласо­вания интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных орга­нов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

Республиканской форме правления имманентно при­суща демократия, а демократии -республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода допол­няет республиканскую форму правления.

Республиканская форма правления имеет две основные разновидности: президентскую и парламентарную формы правления.

Президентская республика характеризуется соединени­ем в руках президента полномочий главы государства и гла­вы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер-министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента; внепарла­ментский метод формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т.е. возможности роспуска парламента президентом; отсутствие должности премьер-министра, т.е. президент напрямую возглавляет правитель­ство.

Юридический статус государственных органов совпада­ет с фактическим, В президентской республике парламент обладает значительными полномочиями; правительство, как правило, стабильно; судебная власть независима.

В парламентарной республике провозглашается прин­цип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентар­ной республики является наличие должности премьер-министра.

В парламентарной республике правительство формиру­ется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства - президента - в формировании прави­тельства носит чисто номинальный характер. Правитель­ство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства.

Президент в парламентарной республике избирается не народом, а, как правило, парламентом или особой колле­гией, создаваемой на основе парламента. Он не обладает существенными полномочиями и не влияет на политический процесс, осуществление государственной власти. Все его действия должны быть санкционированы правительством.


В парламентарной республике юридическое и фактиче­ское положение органов государственной власти не совпа­дает. Юридически в парламентарной республике должно существовать верховенство парламента, которому подчи­нено правительство. Фактически государственная власть сосредоточена у правительства, которое, имея поддержку парламентского большинства, всегда может провести через парламент нужный законопроект и даже распустить парла­мент. Президент не вправе издать ни одного акта без под­писи председателя правительства.

Конституция РФ не определяет форму республиканско­го правления в России. Анализ текста Конституции позво­ляет сделать вывод, что форма правления в России явля­ется смешанной, сочетающей черты как президентской, так и парламентарной республик. По своей сущности форма республиканского правления России является президентско-парламентарной, с доминирующим положением прези­дента в структурах власти. Президент является сильным главой государства, обладающим значительными полномо­чиями, избирается народом посредством всеобщих, равных, прямых выборов. Перечисленные признаки характерны для президентской республики.

В то же время в России есть должность Председателя Правительства. В ситуациях, определенных Конституци­ей РФ, Президент может распустить Государственную Думу, а Государственная Дума досрочно прекратить полно­мочия Президента. Сказанное характерно для парламентар­ной республики.

Смешанные формы правления имеют свои положитель­ные стороны, которыми являются стабильность управле­ния государством, уменьшение возможности частой смены правительства из-за развала партийных коалиций в парла­менте.

В то же время возможны и отрицательные стороны смешанной формы правления. В их числе: снижение роли институциональных факторов в политической системе государства, которая все более зависит от личности, занимающей должность президента; склонность некоторых представителей президентской власти к авторитаризму, волюнтаризму; возникновение новых видов коллизий и несогласованностей, которые отсутствовали в классических формах правления.

Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.

В Конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

Если рассматривать форму правления с чисто формальных позиций, то можно сказать, что она не оказывает определяющего влияния на характер государственного строя. Ведь известно, что монархическая Великобритания давно уже является демократическим, конституционным государством, в то время как республиканский Советский Союз таким государством не был никогда. И наоборот, монархическая Россия не была ни демократическим, ни конституционным государством, тогда как республиканская Франция таким государством является давно.

Республиканская форма правления в большей мере, чем монархическая, соответствует характеру демократического, конституционного государства. Для монархии ее конституционный вариант - такое же искажение ее сути, как для республики - вариант тоталитарный. Конституционная монархия ближе по существу к демократической республике, чем тоталитарная республика. Тоталитарное государство с республиканской формой правления мало чем отличается по своей сути от государства, признанного абсолютной монархией.

Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократии - республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности, к участию в формировании политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть. Сочетание признаков президентской и парламентской республик в Российской Федерации выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом).

С момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно двигалась в сторону усиления в ней черт президентской республики. Однако, став в конечном счете по своему характеру президентской республикой, она по-прежнему сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства. В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе, "полупрезидентскую" республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как "полупрезидентскую" республику.

Данное понятие характеризует организацию верховной государственной власти, порядок образования и взаимодействия се органов с гражданами. В ст. 1 Конституции РФ закреплено, что Россия имеет республиканскую форму правления. Это означает, что высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Современная республиканская форма правления зиждется на принципах народовластия (ст. 3), признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2), разделения властей (ст. 10).

Республики подразделяются па парламентские и президентские. Различаются они главным образом тем, какой орган - парламент или президент - формирует правительство, и, соответственно, тем, перед парламентом или перед президентом отчитывается правительство. Анализ конституционных положений дает возможность характеризовать Россию как президентскую республику, где Правительство формируется Президентом н ответственно перед ним. В соответствии с положениями гл. 4 Конституции РФ

Рис. 12.

Президент РФ наделен и иными весьма широкими полномочиями. Теоретически это обосновывается историческими традициями, менталитетом населения, необходимостью стабилизации общественных отношений, формированием общенациональной идеи.

Вместе с тем и Федеральное Собрание - российский парламент - имеет ряд полномочий в данной сфере. В частности, Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ, заслушивает ежегодные отчеты Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой, выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (ст. 103 Конституции РФ). В связи с этим представляется целесообразным продолжать обсуждение проблемы о возможности использования в качестве формы правления в современной России президентско-парламентской республики, в которой сильное, подлинно самостоятельное правительство формируют и президент, и парламент при участии крупных политических партий, а контролируют правительство президент и парламент.

Президентско-парламентская форма правления повысит управленческие возможности государственной власти, усилит роль коллегиальных органов - парламента, судов и в особенности Правительства РФ, но сохранит существенные, разумные позиции президента.

Форма государственного устройства

Россия в соответствии с ст. 1 Конституции РФ - федеративное государство, особенностями которого являются огромная территория, многонациональное население, множество субъектов Федерации, существенные различия социально-экономического развития регионов, политическая и правовая асимметрия.

В состав России входят 83 субъекта Федерации с разным конституционно-правовым статусом: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа. Среди них только республики определены как государства (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Они обладают рядом прав, отсутствующих у других субъектов (например, установление собственных государственных языков). Вместе с тем во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны.

Главной здесь выступает проблема нахождения и поддержки оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности. Всякие перекосы весьма опасны. Безмерное усиление федеральной власти - путь к сверхцентрализму и унитаризму. Следствием чрезмерной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Отсюда вытекает задача науки и практики - найти такую форму государственного устройства современной России, которая обеспечила бы эффективную управляемость, гармоническое развитие и укрепление федеративного государства в целом и всех субъектов РФ.

Россия является конституционной федерацией, в основе которой лежит Конституция РФ. Федеративный договор 1992 г.1, ряд двусторонних договоров, соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ не меняют конституционной природы федерации. Часть 2 раздела второго Конституции РФ установила приоритет Конституции по отношению к нормам договоров.

Субъекты РФ обладают государственной самостоятельностью, пределы которой установлены Конституцией РФ. Они имеют собственную территорию, являющуюся частью территории РФ. Они принимают конституции (республики), уставы (другие субъекты РФ), законы и иные нормативные правовые акты, учреждают собственные органы государственной власти, включая высшие органы законодательной (представителъной) и исполнительной власти. Субъекты РФ имеют в собственности имущество, необходимое для осуществления собственных полномочий. Они вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федераций, административно-территориальными образованиями иностранных государств, вправе участвовать в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.

Государственная самостоятельность субъектов РФ не означает, что они обладают суверенитетом. Они не образуют федерацию, а находятся в ее составе, не обладая правом на сецессию (односторонний выход из состава федерации). Отсутствие у субъектов РФ государственного суверенитета подтвердил Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 июня 2000 г. Суд указал, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает существования в России какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.

Государственно-политический режим

Это система способов, методов, идеологических средств осуществления политической власти в целом и государственной в особенности. Конституция РФ устанавливает в нашей стране режим демократии (ст. 1), характеризующийся принадлежностью государственной власти народу, выборностью представительных органов государственной власти (ст. 3), закреплением за гражданами политических и иных прав, свобод и их гарантий (гл. 2), обеспечением идеологического и политического многообразия, многопартийности (ст. 13), наличием конституционно-правовых гарантий реализации провозглашенного демократического режима.

Демократический режим предполагает создание соответствующих условий для проявления экономической, политической и правовой активности граждан и их объединений, для свободы творчества и гласности, вовлечения граждан в обсуждение и решение различных вопросов государственного и муниципального строительства, обеспечения информационной открытости публичной жизни и тайны частной жизни, прозрачности и ответственности за расходование бюджетных средств, деятельности чиновно-бюрократического аппарата.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»