Формирование коренных зубов у детей. Порядок и сроки прорезывания зубов

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Время появления первых зубов ничего не значит. У разных детей развитие зубов протекает по-разному. Одни дети жуют все подряд, капризничают и хнычут за 3-4 месяца до появления каждого зуба и портят жизнь всем членам семьи. А у других детей зубы прорезаются безболезненно, и мать их обнаруживает случайно в один прекрасный день, вообще не подозревая, что у ребенка выросли зубы.

У относительно здорового ребенка возраст, когда появляются зубы, определяется наследственностью. В одной семье почти у всех детей зубы появляются раньше, а в другой - позже. Не думайте, что ваш ребенок лучше другого, если у него рано прорезались зубы. И не считайте, что ваш ребенок умственно и физически отстает, потому что зубы у него появились поздно.

Как растут зубы у ребенка

Как правило, первые зубы появляются около 7 месяцев, но еще с 3-4 месяцев ребенок хнычет, все кусает и периодически плачет.

В первые 2,5 года у ребенка должно вырасти 20 зубов, поэтому не удивительно, что почти любое недомогание в этот период так легко объяснить прорезыванием зубов.

В прежнее время прорезывание зубов считали причиной простуды, поноса, повышения температуры тела. Разумеется, причина этих болезней не прорезывание зубов. Однако у некоторых детей прорезывание зубов снижает общую сопротивляемость организма, и они в этом время легче заболевают. Поэтому, если при прорезывании зубов ребенок заболеет или температура превысит 38°, необходимо вызвать врача для установления диагноза и лечения.

Обычно первыми появляются два нижних центральных зуба (8 передних зубов называются резцами). Через несколько месяцев прорезаются четыре верхних резца. Обычно к году у ребенка имеется 8 зубов (4 внизу и 4 наверху).

Затем обычно бывает перерыв в несколько месяцев, после чего почти один за другим прорезаются еще 6 зубов: 2 оставшихся нижних резца и 4 коренных зуба, которые находятся на боковых сторонах челюсти. Между коренными зубами и резцами остается место для клыков (заостренных на концах), которые появляются через несколько месяцев после коренных зубов. Как правило, они прорезываются во второй половине второго года.

Последними вырастают еще 4 коренных зуба, обычно в первой половине третьего года жизни.

Когда прорезываются зубы, ребенок часто просыпается ночью. Первые четыре коренных зуба прорезываются особенно болезненно. Ребенок может капризничать и потерять аппетит на несколько дней. Он может просыпаться несколько раз за ночь. Если он снова быстро не засыпает, то это может стать проблемой. Самый простой способ успокоить ребенка - дать ему молока из чашки или из соски. Не рискованно ли это? В большинстве случаев ребенок перестает просыпаться, как только зубы прорежутся.

Но иногда у детей развивается привычка просыпаться ночью, особенно если их берут на руки и занимаются ими. Поэтому я думаю, что лучше не кормить ребенка ночью и не брать его на руки, если он сам засыпает через несколько минут. Если же вам приходится кормить его ночью, делайте это в кроватке, но, как только зубы прорежутся, немедленно прекратите эту практику.

Когда в середине первого года жизни у ребенка растут первые зубы, он тоже часто просыпается ночью. Дайте ребенку возможность жевать.

Некоторые матери считают своей обязанностью ничего не позволять ребенку класть в рот. Но большинству детей это просто необходимо, по крайней мере, от 6 до 15 месяцев. Постоянная борьба измучает и мать, и ребенка. Разумнее обеспечить ребенка предметами для жевания, которые не должны иметь острых углов и краев, чтобы ребенок не поранил себя, если упадет. Очень удобны для этой цели резиновые кольца, но подойдет любой кусок резины, которые ребенку удобно держать в руке.

Будьте осторожны с игрушками из тонкого целлулоида. Иногда дети откалывают маленькие кусочки целлулоида, глотают их и могут подавиться. Следите, чтобы ребенок не грыз краску с мебели и других предметов. Некоторые дети предпочитают жевать кусок материи. Разрешите ребенку жевать все, что он хочет, кроме опасных для него предметов.

Не бойтесь бактерий, живущих на предметах, которые он жует. Это его собственные бактерии, к которым он давно привык. Конечно, надо вымыть кольцо водой с мылом, если оно упадет на пол или если его схватит собака. Кипятите, время от времени тряпку, которую ребенок жует. Некоторым детям нравится сильный массаж десен.

Как укреплять зубы. Прежде всего, необходимо помнить, что коронки зубов (то есть та часть зубов, которая выступает на поверхности десен) образуются в деснах задолго до рождения ребенка из тех веществ, которые мать получает с питанием во время беременности. Исследования показали, что для укрепления зубов особенно полезны следующие вещества: кальций и фосфор (молоко и сыр), витамины D (в виде концентрата и солнечных лучей), витамин C (в виде концентрата, апельсинов и других цитрусовых, свежих помидоров, капусты). Витамин A и некоторые витамины группы B, по всей видимости, так же необходимы, как и другие вещества.

Постоянные зубы ребенка, которые появляются не раньше 6 лет, начинают формироваться через несколько месяцев после рождения. в этом возрасте ребенок получает большое количество фосфора и кальция из молока. С месячного возраста ребенок должен получать витамины C и D (обычно их дают новорожденным в виде концентратов).

В тех странах, где фтор содержится в воде, зубы разрушаются гораздо меньше. Во многих странах фтор добавляют в воду. Если в воде он отсутствует, зубной врач может частично восполнить этот недостаток, нанеся фтор тонким слоем на зубы ребенка. До сих пор некоторые люди восстают против добавления фтора к воде, считая это вредным, несмотря на тщательные исследования ученых и их заключение о пользе такой меры. Но в свое время многие возражали и против всеобщей вакцинации, и против хлорирования воды, хотя сейчас это стало обыденным явлением.

Сахар и пища, содержащая крахмал, способствует разрушению зубов. Ученые еще не нашли исчерпывающего ответа на вопрос, отчего разрушаются зубы (явление, называемое кариесом). Питание женщины в период беременности и питание ребенка, безусловно, очень важно для предупреждения кариеса. Наследственность тоже играет некоторую роль.

Даже крепкие с виду зубы могут начать разрушаться. Зубные врачи считают, что разрушение вызывается главным образом молочной кислотой, которая вырабатывается бактериями, живущими в сахаре и крахмале, застрявшем в зубах. Чем дольше остатки этой пищи находятся на зубах, тем больше размножается бактерий и тем больше вырабатывается молочной кислоты, которая разъедает отверстия в зубах. Вот почему жевание сладостей (конфеты, печенье, сухие фрукты, сладкие напитки, пирожные) между кормлениями особенно способствует разрушению зубов.

Конечно, во фруктах и даже в овощах тоже содержится сахар. Но в них он находится в растворенном состоянии и поэтому скорее смывается. Грубая клетчатка фруктов и овощей действует на зубы, как зубная щетка. Все мы едим пищу, содержащую крахмал, но обычно только в определенные часы. Кроме того, хлеб, крупы грубого помола и картофель не прилипают к зубам надолго. Зубы страдают от частых "перекусываний" вне расписания (особенно если это пища, надолго застревающая в зубах, как сладкое и крахмал).

Уход за зубами

Некоторые врачи советуют начинать чистить зубы ребенка, когда появляются первые 4 коренных зуба, то есть приблизительно в первой половине второго года жизни. Я думаю, лучше подождать до 2 лет. В этом возрасте ребенок с увлечением копирует все, что делают взрослые. Если его мать и отец чистят зубы, он тоже хочет попробовать. Купите ему зубную щетку, как только он проявит к ней интерес, и пусть он пробует. Разумеется, вначале у него ничего не получится, но вы тактично ему поможете. Вы скажете, что я чересчур подробно говорю на эту тему. Я только хочу показать на этом примере, что нет нужды заставлять ребенка что-то делать, как уверены многие взрослые, так как в свое время он с огромным удовольствием сам будет делать то, что взрослые, может быть, считают неприятной обязанностью. Но только дайте ему возможность самому научиться.

Главная цель чистки зубов - удаление остатков пищи с их поверхности. Чистить зубы надо после каждой еды, 3 раза в день. Особенно важно чистить зубы после ужина, чтобы они оставались чистыми всю ночь, когда слюна образуется в очень небольшом количестве.

Водите ребенка к зубному врачу 2 раза в год с 3 лет. Зубы обычно начинают разрушаться с 3 лет. Пломбировать их надо, пока отверстия еще маленькие. Это, во-первых, сохранить зуб, а во-вторых, причинит ребенку меньше боли. Даже, если зубы трехлетнего ребенка целы, все-таки имеет смысл повести его к зубному врачу по двум причинам: чтобы удостовериться, что зубы здоровы, и чтобы впоследствии ребенок шел к зубному врачу без страха. Если в первый раз ему не причинили боли, он не будет бояться вставлять пломбу, когда это впервые потребуется.

Часто родители думают, что бесполезно ухаживать за молочными зубами, так как они все равно выпадут. Это неправильно. Разрушающийся молочный зуб тоже может болеть и через него инфекция может проникнуть во всю челюсть. Если же больной зуб приходится удалять, то из-за образовавшегося пустого пространства соседние зубы растут неправильно и впоследствии будут мешать расти коренному зубу. Помните, что последние молочные зубы выпадают только в 12 лет. Поэтому они нуждаются в таком же тщательном уходе, как и постоянные зубы.

Постоянные зубы

Они начинают появляться около 6 лет. Постоянные коренные зубы вырастают вслед за молочными коренными зубами. Первыми выпадают нижние центральные резцы. Постоянные зубы, вырастая, разрушают корни молочных зубов, расшатывают их до тех пор, пока они совсем не выпадут.

Молочные зубы выпадают в том же порядке, в каком появляются: резцы, коренные, клыки. Процесс смены молочных зубов постоянными заканчивается только в 12-14 лет. Вслед за коренными зубами, выросшими в 6 лет, появляются вторые коренные зубы около 12 лет.

Зубы мудрости вырастают гораздо позже, примерно в 18 лет (а иногда вообще не вырастают).

Иногда постоянные зубы вырастают кривыми или смещенными, но со временем они несколько выравниваются. Правда, заранее трудно сказать, насколько они исправятся. Зубной врач, проверяющий зубы вашего ребенка каждые 6 месяцев, может назначить лечение.

К моменту рождения в челюстных костях младенца уже присутствуют все 20 молочных зубиков! А самые первые признаки их формирования можно заметить на шестой неделе беременности, когда единая зубная пластина в основании челюстей образует отдельные зародыши зубов. Конечно, в это время они совсем еще не похожи на зубы – пока это всего лишь почкообразные бугорки на челюстной пластине. Постепенно их форма будет меняться, напоминая сначала шапочку миниатюрного гриба, а затем колокол.

Но дело не только в изменении формы, ведь главное в этот период – ни на секунду не прекращающийся процесс минерализации, или накопления «строительного материала» для будущего зуба. Зубной цемент, эмаль, дентин – все это постепенно откладывается в зародышах, и чем больше становится в организме кальция, тем тверже эти наросты на челюстной пластине. Но самое удивительное впереди: оказывается, на десятой неделе внутриутробного развития начинают формироваться уже и зачатки постоянных зубов, а на девятом месяце беременности начнется минерализация некоторых из них.

Итак, человек еще не появился на свет, а его зубы уже в опасности, и первая потенциальная неприятность – возможное недоразвитие зуба и его тканей: гипоплазия, вызванная нарушением процессов обмена веществ в зубных зачатках. Эта патология приводит к истончению слоя эмали и обратного развития, увы, не имеет. Причиной гипоплазии может стать перенесенная матерью во время беременности краснуха или токсоплазмоз. Наблюдается она и у малышей, пострадавших от родовой травмы, переболевших желтухой, из-за несовместимости крови с материнской по резус-фактору или у недоношенных деток.

Кстати, знаете ли вы, что тяжело протекающий токсикоз у беременных приводит к выведению из организма женщины большого количества солей? Светлана Коваленко, стоматолог-терапевт московской сети семейных стоматологических клиник фирмы «Алена» , утверждает, что токсикоз во второй половине беременности может стать причиной предрасположенности будущего малыша к кариесу, а аномалии формы и расположения зубов встречаются у таких деток вдвое чаще обычного.

Как оградить будущего малыша от стоматологических неприятностей? Прежде всего, беременность необходимо планировать, а это значит – пройти полное обследование, пролечить все обнаруженные инфекционные заболевания, скорректировать гормональные нарушения и обязательно проверить наличие у будущей мамы прививки от краснухи. Не надо пренебрегать и постоянным посещением гинеколога, который поможет оптимально решить проблему токсикоза. Помимо этого, необходимо обязательно найти грамотного врача-стоматолога, который будет отслеживать состояние зубов беременной женщины.

Распространенное мнение о том, что лечить зубы во время беременности не нужно и даже опасно, тоже является одним из обычных заблуждений. В полости рта любого человека существует порядка 50 миллионов бактерий, которые питаются в основном углеводами, а во время беременности, как правило, потребление углеводов увеличивается. Если же женщина подвержена токсикозу, то неизбежно повысится и уровень кислотности слюны. Избыток углеводов, кислая среда – ну чем не рай для микрофлоры? В таких условиях кариес протекает молниеносно, стоит лишь чуть-чуть повредить зубную эмаль. А пораженный кариесом зуб – это уже пристанище для самых разных микроорганизмов, в том числе и патогенных, которые могут вызвать очень неприятные заболевания не только у матери, но и у ребенка.

Впрочем, кариес у будущей мамы – это еще и сигнал: кальция на двоих не хватает!Чтобы «помочь» процессу минерализации зубов, прежде всего необходимо правильное сочетание фосфора, фтора, солей кальция, других микроэлементов и витаминов в рационе питания. Людмила Панова, заведующая ООО «Детская стоматологическая поликлиника» города Челябинска , очень хорошо знает ошибки, допускаемые будущими мамами, – это чрезмерное употребление углеводов и недостаточное поступление витаминов и минеральных солей. А потому, как опытный врач, рекомендует не пренебрегать простыми и всем известными советами: в рацион питания беременной женщины обязательно должны быть включены рыба и морепродукты, морская капуста, овощи, фрукты, молочные и кисломолочные продукты, сыры твердых сортов.

Такое питание очень важно для зубов будущего ребенка, и вот почему. Для правильного роста и развития прочного скелета и зубов будущему малышу просто необходим витамин С, а значит, надо употреблять в пищу цитрусовые, черную смородину, красный и зеленый перец, помидоры, шиповник и шпинат. Нормализует обмен веществ, участвует в процессе роста и крайне полезен для формирования зубов, а еще для кожи, волос и ногтей витамин А, которым так богаты листья салата и зеленые части растений, капуста, печень и почки, морская рыба, яичный желток, сливочное масло, сливки и кисломолочные продукты. А витамин Е, который содержится в растительных маслах, участвует в процессах всасывания и усвоения витамина А.

Организм женщины в этот период нуждается также в повышенном количестве минеральных веществ, особенно в кальции и фосфоре, суточная потребность в которых возрастает почти в два раза. Фосфор поступает вместе с самыми разными продуктами растительного и животного происхождения, а вот в качестве главного источника кальция для будущей мамы и для растущего организма ребенка совершенно особое значение приобретает молоко.

Что же нужно исключить из рациона, чтобы не испортить улыбку будущего малыша? Вы уже знаете, чем опасен избыток углеводов – значит, сладкое надо на время забыть, особенно пирожные, шоколад и пироги, аппетитные булочки и спагетти. В общем, ничего нового и неожиданного. Главное – теперь вы не просто знаете, что нужно делать, но и, надеюсь, понимаете, почему все эти привычные советы так важны на самом деле.

Развитие зубов – у детей очень важный процесс, начинающийся ещё в утробе матери. Состояние будущих зубов зависит от многих факторов. Существует множество причин, способных вызвать те или иные нарушения в развитии зубов у детей и во многом определить состояние будущих коренных зубов.

Развитие и смена зубов у ребенка

В течение жизни развивается два различных набора зубов [ЗБ]. Первая смена служит в детстве, а зубы, образующие эту генерацию, называются молочными. Они постепенно выпадают и замещаются постоянными ЗБ, которые остаются у человека в оставшуюся часть жизни.

Прорезывание зубов является физиологическим и служит косвенным показателем правильного или нарушенного развития ребенка. Как физиологический акт, прорезывание зубов не является болезненным явлением, и вызвать какие-либо заболевания не может. Оно находится в прямой связи с общим состоянием здоровья ребенка - своевременный в определенной последовательности рост зубов свидетельствует о нормальном развитии его организма. Расхождение во времени начала прорезывания центральных резцов на 1-2 месяца от условного срока не может рассматриваться как действие какой-либо патологии.

Новорожденный не имеет ни одного зуба, хотя в редких случаях и наблюдается их внутриутробное развитие. В первой смене насчитывается 20 ЗБ: по 10 в верхней и в нижней челюсти. В возрасте 6-7 месяцев первыми прорезываются два нижних средних резца, в 7-8 месяцев - два противоположных верхних резца. Затем, в 8-9 месяцев прорезываются еще два верхних резца, а на протяжении последней четверти грудного возраста - прорезываются два нижних резца. Таким образом, к концу первого года жизни у здорового ребенка должно быть восемь зубов. К двум годам прорезываются первые молочные моляры и клыки. Вторые молочные моляры появляются еще через полгода. Полное формирование молочного зубного ряда обычно завершается в три года. Этот набор ЗБ служит ребенку в течение последующих 4 лет, после чего молочные ЗБ выпадают и заменяются постоянными. Период смены молочных ЗБ продолжается приблизительно от 6 до 12 лет. Набор постоянных ЗБ состоит из 32 - 16 верхних и 16 нижних. По форме они сходны с молочными, но имеют более крупные размеры.

Как и другие показатели развития, сроки прорезывания зубов имеют индивидуальные особенности, поэтому даже у здоровых детей возможно более позднее или (реже) раннее их прорезывание. Однако значительное запаздывание роста зубов - симптом имеющегося у малыша заболевания, чаще всего - рахита. Задержка сроков прорезывания зубов может быть следствием рахита, инфекционного заболевания, продолжительного нарушения функции кишечника и изменений в обмене веществ. Более раннее прорезывание зубов - эндокринных нарушений. В редких случаях у детей имеется адентия - отсутствие зачатков зубов. Проверить наличие зубных зачатков можно с помощью рентгеновского снимка. Рентгеновское облучение может быть небезопасным для детского организма, поэтому это исследование следует проводить только при необходимости и по назначению врача. Сегодня есть возможность снизить вредное действие рентгеновских лучей, если сделать снимок с помощью радиовизиографа. Такое оборудование обычно имеется в каждой современно оснащенной стоматологической клинике.

На 7 году жизни происходит смена молочных зубов на постоянные, время прорезывания которых, как правило, совпадает с рассасыванием корней молочных зубов и их выпадением. В отличие от них формирование постоянного прикуса начинается с появления первых моляров нижней челюсти и в норме заканчивается к 15-18 годам. Последовательно прорезываются центральные резцы (8-9 лет), первые премоляры (9-10 лет), клыки (10-11 лет), вторые премоляры (11-12 лет), вторые моляры (12-13 лет). Третьи моляры нижней челюсти, или как их иногда называют зубы «мудрости», вырастают позже, нередко в возрасте после 20-25 лет.

Правильно и вовремя сформированный прикус играет большую роль в нормальном развитии организма ребенка. Нарушение сроков прорезывания зубов (раннее или позднее), очередности, а также отсутствие того или иного зуба требуют привлечения внимания педиатра и стоматолога, так как являются свидетельством патологии не только местного, но часто и общего характера (результат перенесенных матерью заболеваний в период беременности, либо каких-то аномалий в здоровье самого ребенка).

По различным причинам в строении зубов, их расположении и развитии может возникать целый ряд отклонений: отсутствие зачатка того или иного зуба, неправильное положение оси зуба (горизонтальное или косое), отчего он прорезывается вне дуги зубного ряда или остается в толще кости челюсти. Кроме того, неправильное формирование самого зуба - размер, форма, положение, цвет, недостаток эмалевого покрытия и т.д. Подобные изменения должны быть проанализированы специалистом.

Особенности периода прорезывания зубов

Прорезывание молочных зубов нередко отражается на самочувствии ребенка. У ослабленных детей этот физиологический процесс сопровождается общим недомоганием, плохим сном, беспокойным поведением, плачем, капризом. Иногда повышается температура до 37,50C, изменяется характер испражнений, возможны кратковременные высыпания на теле, покраснение кожи лица. Временно приостанавливается прирост веса ребенка, снижается иммунная защита. Для установления истинной причины недомогания необходима консультация педиатра. Затрудненное прорезывание зубов с повышением температуры тела, катаральными явлениями, нарушением пищеварения обусловлено чаще всего инфекционным заболеванием. Поэтому появление у малыша таких симптомов во время прорезывания зубов требует обязательного врачебного осмотра и наблюдения!

Какие успокаивающие препараты можно применять у детей при прорезывании зубов? Не влияют ли эти препараты на процесс прорезывания?

Нет, эти препараты никак не влияют на процесс прорезывания. Они все прошли клиническую апробацию и естественно не имеют побочных действий. Единственное ограничение, это аллергичные дети, но и для них есть успокаивающее средство – Доктор Бэйби. Почти все подобные гели содержат лидокаин и инертные наполнители (ментол для охлаждения, вкусовые добавки и вяжущие средства).

    Дентинокс

    Калгель – он сладкий, не стоит пользоваться при диатезе.

    Камистад – очень эффективен, но применять надо умеренно.

    Мундизал

  1. “Солкосерил” дентальная паста (есть для наружного применения, не перепутайте) – особенно эффективен если есть кровоточащие раны или болезненные язвочки.

    Доктор Бэйби – при аллергии на лидокаин.

Успокаивающие гели не надо применять по определённому режиму (как например антибиотики) . Болит – мажете, не болит – не мажете. Но особенно не увлекайтесь, больше 3-4 раз в день и больше 3-х дней подряд лучше не применяйте.

Как ускорить прорезывание?

Медикаментозно никак.Проверенный годами метод – это мягкий масаж дёсен. Чистым пальцем нежно массируйте десну и ребёнку станет легче, да и зуб прорежется чуть быстрее. Только не нажимайте сильно, не травмируйте. Обычно дают ребёнку пососать холодную ложку, но ещё можно немного подержать пустышку в холодильнике и дать ребёнку. Но не переусердствуйте. Всё это конечно же не очень ускорит прорезывание зубов, но немного облегчит жизнь вам и вашему ребёнку.

Изменение состава слюны при прорезывании,появление запаха из рта.

При прорезывании зубов, слизистая оболочка частично разлагается (лизис). Активную роль при этом играют ферменты слюны. Как известно количество слюны при прорезывании зубов увеличивается. Это связанно именно с процессом лизиса. При этом действительно может измениться вязкость, цвет и запах слюны. Кроме этого в слюне содержатся слабые антибактериальные вещества предотвращающие заражение ранки, образующейся при прорезывании зуба. Их активное влияние так же может изменить нормальные свойства слюны. Ещё в полость рта попадает некоторое количество крови, при разложении которой также может возникнуть кисловатый (металический) запах.

Для детей грудного возраста количество прорезавшихся зубов – это один из объективных критериев, по которому оценивается состояние здоровья малыша. Сроки прорезывания зубов и очередность их появления могут значительно варьировать. Так, первый зуб может появиться уже в возрасте 1 месяца либо 1 года, но чаще все-таки это происходит на 6-8-м месяце жизни. Для подсчета числа молочных зубов (N) в зависимости от возраста пользуются формулой: N = n-4, где n – число месяцев жизни ребенка. Так, в возрасте 12 месяцев малыш должен иметь 8 зубов.

Возможные особенности зубов у детей на этапе прорезывания зубов

    Расширение промежутков между зубами. Оно может отражать усиленный рост челюстей и в переходный период от молочных зубов к постоянным расценивается как нормальное состояние. Широкая щель между передними резцами на верхней челюсти обычно связана с глубоко расположенной уздечкой верхней челюсти. Тактику наблюдения и лечения широкого просвета между зубами определяет врач-ортодонт.

    Черноватая окантовка на шейке зуба может быть при употреблении растворимых препаратов железа или хроническом воспалительном процессе (осаждение бактерий группы лептотрихий);

    Желтовато-коричневое окрашивание зубов чаще связано с употреблением антибиотиков матерью во второй половине беременности или ребенком в период формирования зубов.

    Желтовато-зеленоватое окрашивание развивается при тяжелых нарушениях обмена билирубина и гемолитических (разрушение эритроцитов) состояниях;

    Красноватое окрашивание эмали зубов характерно для врожденного нарушения обмена пигмента – порфирина. Это заболевание называется порфирией;

    Аномалии прикуса возникают из-за неравномерного роста челюстей, из-за длительного сосания сосок;

    Аномалии расположения зубов возникают по конституциональным причинам (малые размеры челюсти), из-за травм, при врожденном нарушении обмена соединительной ткани, при опухолях альвеолярного отростка челюсти.

    Отсутствие зубов до 1 года крайне редко связано с адентией – отсутствием их зачатков. Проверить наличие зубных зачатков можно с помощью специального метода радиовизиографии по назначению детского стоматолога.

Porjadok_i_sroki_prorezyvanija_zubov.txt · Последние изменения: 2012/11/14 12:33 (внешнее изменение)

2. Развитие и смена зубов у ребенка

В течение жизни развивается два различных набора зубов [ЗБ]. Первая смена служит в детстве, а зубы, образующие эту генерацию, называются молочными. Они постепенно выпадают и замещаются постоянными ЗБ, которые остаются у человека в оставшуюся часть жизни.

В первой смене насчитывается 20 ЗБ: по 10 в верхней и в нижней челюсти. В возрасте 6-7 месяцев первыми прорезываются два нижних средних резца, в 7-8 месяцев - два противоположных верхних резца. Затем, в 8-9 месяцев прорезываются еще два верхних резца, а на протяжении последней четверти грудного возраста - прорезываются два нижних резца. Таким образом, к концу первого года жизни у здорового ребенка должно быть восемь зубов. К двум годам прорезываются первые молочные моляры и клыки. Вторые молочные моляры появляются еще через полгода. Полное формирование молочного зубного ряда обычно завершается в три года. Этот набор ЗБ служит ребенку в течение последующих 4 лет, после чего молочные ЗБ выпадают и заменяются постоянными.

Как и другие показатели развития, сроки прорезывания зубов имеют индивидуальные особенности, поэтому даже у здоровых детей возможно более позднее или (реже) раннее их прорезывание. Однако значительное запаздывание роста зубов - симптом имеющегося у малыша заболевания, чаще всего - рахита. В редких случаях у детей имеется адентия - отсутствие зачатков зубов. Проверить наличие зубных зачатков можно с помощью рентгеновского снимка. Рентгеновское облучение может быть небезопасным для детского организма, поэтому это исследование следует проводить только при необходимости и по назначению врача. Сегодня есть возможность снизить вредное действие рентгеновских лучей, если сделать снимок с помощью радиовизиографа. Такое оборудование обычно имеется в каждой современно оснащенной стоматологической клинике.

Период смены молочных ЗБ продолжается приблизительно от 6 до 12 лет. Набор постоянных ЗБ состоит из 32 - 16 верхних и 16 нижних. По форме они сходны с молочными, но имеют более крупные размеры. В образовании ЗБ участвуют два зародышевых листка. Эмаль развивается из эктодермы, дентин, цемент и пульпа - из мезенхимы.

Развитие молочных зубов включает несколько периодов:

Закладка и образование зубных зачатков (ранняя стадия развития) - начало 6-7 неделя внутриутробного развития (рис.1).

Рис.1. Закладка зачатка молочного зуба. 1 - эпителий ротовой полости, 2 - зубная пластинка, 3 - эмалевый орган, 4 - зубной сосочек.

Начинается с погружения эпителия ротовой полости в подлежащую мезенхиму в виде плотного тяжа (зубной пластинки). На зубной пластинке появляются мелкие эпителиальные выпячивания называемые зубными зачатками, из которых (10 снизу и 10 сверху) будет развиваться молочный ЗБ. По мере роста зубной пластинки каждый зубной зачаток увеличивается в размере, глубже внедряется в мезенхиму и принимает форму перевернутой чаши. Эта структура образует эмалевый орган, а нижележащая мезенхима, заполняющая полость чаши, называется зубным сосочком.

Дифференцировка зубных зачатков - 3 мес внутриутробного развития.

Эмалевый орган увеличивается в размерах, изменяет форму и постепенно отделяется от зубной пластинки. Клетки зубного зачатка активно пролиферируют и дифференцируются на внутренние, наружные и промежуточные. Внутренний эпителий состоит из высоких призматических клеток, образующих эмаль, отсюда их название - энамелобласты (enameloblasti). Наружный эпителий в процессе роста эмалевого органа уплощается, при прорезывании ЗБ он сливается с эпителием десны и в дальнейшем разрушается. Промежуточный эмалевый эпителий приобретает звездчатую форму из-за накопления между клетками жидкости и образует пульпу эмалевого органа, в дальнейшем пульпа принимает участие в образовании кутикулы (тонкой и плотной оболочки) эмали. Мезенхима, окружающая закладку ЗБ и зубной сосочек, уплотняется и образует зубной мешочек. К началу 5 мес эмалевый орган утрачивает непосредственную связь с эпителием ротовой полости, хотя остатки зубной пластинки могут длительно сохраняться (иногда из них развиваются кисты). Незадолго перед этим клетки зубной пластинки формируют второй эпителиальный зачаток, из которого будет развиваться постоянный ЗБ.

Гистогенез тканей зуба. Начинается с конца 4 мес, когда образуются важнейшие ткани: дентин, эмаль и пульпа (рис.2). Цемент формируется только через 4-5 мес после рождения при развитии корней. Таким образом, во внутриутробном развитии происходит развитие только коронок молочных ЗБ.

Рис.2. Гистогенез тканей зуба: 1- дентин, 2 - одонтобласты, 3 - пульпа зуба, 4 - энамелобласты, 5 эмаль.

Источником развития дентина являются одонтобласты (дентинобласты) - поверхностные клетки пульпы, производные мезенхимы. Верхушка дентинобластов имеет отростки, выделяющие органические вещества фибриллярной структуры - матрицу дентина - предентин. С конца 5 мес в предентине откладываются соли кальция и фосфора, формируется окончательный дентин.

Источником образования эмали являются внутренние клетки эмале-вого (зубного) органа - энамелобласты. Отростки энамелобластов выделяют органическую основу эмали - эмалевые призмы, которые затем обызвествляются. Образование дентина и эмали отличается от остеогенеза тем, что клетки не замуровываются в межклеточное вещество, а отодвигаются: энамелобласты - наружу, одонтобласты - внутрь.

В ходе отложения эмали и дентина определяется форма будущей коронки ЗБ. Незрелые энамелобласты размножаются и мигрируют в подлежащую мезенхиму, образуя структуру в виде трубки - эпителиальное корневое влагалище. Оно стимулирует дифференцировку одонтобластов и образование дентина корня. На наружной поверхности дентина из мезенхимы зубного мешочка незадолго до прорезывания ЗБ появляются цементобласты. Они выделяют коллагеновые волокна и межклеточное вещество, образуя цемент. Из наружного слоя соединительнотканного зубного мешочка формируется зубная связка (периодонт).

За счет роста и развития корня коронка выталкивается вверх, через слизистую оболочку (рис.3). Развитие корня - важнейший фактор прорезывания ЗБ. Вторым фактором является рост пульпы, приводящий к повышению давления внутри зубного зачатка и выталкиванию последнего за счет "реактивной" силы через каналы ЗБ. Кроме того, на дне зубной альвеолы происходит дополнительное отложение костной ткани слоями. Сочетание этих механизмов приводит к прорезыванию зубов.

Рис.3. Схема прорезывания постоянного зуба, замещающего молочный. 1- эмаль, 2 -дентин, 3 - пульпа, 4 - остеокласты.

Закладка постоянных зубов происходит в начале 5 мес внутриутробного развития. Зачаток постоянного ЗБ находится позади зачатка молочного. Когда прорезываются молочные ЗБ в зачатках постоянных происходит образование эмали и дентина. В процессе замены рост постоянного ЗБ и давление его эмали на корень молочного приводит к рассасыванию остеокластами более мягкой ткани - дентина молочного зуба. Последний выталкивается и заменяется постоянным.

5. Компактостеотомию и кюретаж; 6. Удаление зубов. В каждом случае выбор метода лечения зависит от ряда условий: 1. Наличия анатомического препятствия для инструмеентальной обработки и обтурации корневого канала (изгиб, сужение канала...

Анализ зубосохраняющих методов лечения хронических периодонтитов

Существующие виды операций пересадки зубов разделяют на: - реплантацию, когда удаленный, а затем запломбированный зуб пересаживают в свою же лунку; - аутотрансплантацию...

Анализ зубосохраняющих методов лечения хронических периодонтитов

Внутривенное капельное вливание

Для тяжелобольных пациентов правильное приготовление постели и контроль ее состояния имеют очень большое значение. Матрац должен быть достаточной длины и ширины, с ровной поверхностью. Для больных, которые страдают недержанием мочи и кала...

Исследование физического развития детей дошкольного возраста п. Ломовичи Октябрьского района

В дошкольном возрасте происходят значительные преобразования в действии всех физиологических систем детского организма, и к 6-7 годам ребенок приобретает тот уровень морфологического и функционального развития...

Клинико-диагностическая характеристика среднего кариеса

При определенных условиях на ограниченном участке поверхности или в складках эмали зуба в зубном налете суточной или большей давности рН снижается до критического уровня...

Личная гигиена

Индивидуальная гигиена полости рта - неотъемлемая часть общей гигиены человека. От того, насколько хорошо выполняет человек правила гигиены полости рта, зависит не только его внешний вид (красивые зубы и десны)...

Методы воспроизведения заболеваний органов системы пищеварения

Для воспроизведения кариеса зубов обычно используют крыс, которых содержат па специальной диете. Она бывает различной по своему составу. Миллер (1938) давал белым крысам 28-дневного возраста пищу, которая состояла из коричневого риса (630 г)...Сестринский процесс в послеоперационном периоде

Цель: соблюдение требований личной гигиены пациента Показания: не реже 1 раза в 7-10 дней в плановом порядке и по мере необходимости Оснащение: комплект чистого нательного и постельного белья, резиновые перчатки...

Сон. Мозг человека во время сна

Взрослый человек в течение ночи имеет до 5 циклов «медленный сон - быстрый сон». Цикл начинается с поверхностного сна - дремоты и заканчивается парадоксальным сном с яркими сновидениями во время быстрых движений глаз. Сон ребенка...

Код технологии Название технологии А14.31.005 Приготовление и смена постельного белья тяжелобольному 1. Требования к специалистам и вспомогательному персоналу, включая требования 1...

Стандарт технологии "Приготовление и смена постельного белья тяжелобольному"

Для смены белья подготавливаю: чистую простыню, пододеяльник, две наволочки, если надо - медицинскую клеенку и пеленку; снимаю одеяло и прикрываю больного покрывалом; меняю пододеяльник; грязный кладу в полиэтиленовый мешок...

Лекция 14. Зубы.

Зубы являются частью жевательного аппарата и состоят главным образом из минерализованных скелетных тканей. Они принимают также участие в артикуляции, имеют косметическое значение, у животных это еще орган защиты и нападения. У человека они представлены двумя генерациями: вначале образуются выпадающие, или молочные (d. decidui), а затем постоянные зубы (d. permanentes). В лунках челюстных костей зубы укрепляются плотной соединительной тканью – периодонтом, который в области шейки зуба образует циркулярную зубную связку. Коллагеновые волокна зубной связки имеют преимущественно радиальное направление. С одной стороны они проникают в цемент корня зуба, а с другой – в альвеолярную кость. Периодонт выполняет не только механическую, но и трофическую функцию, так как в нем проходят кровеносные сосуды, питающие корень зуба.

Анатомически в зубе выделяют коронку шейку и корень. Гистологически - зуб состоит из твердых и мягких частей. В твердой части зуба различают эмаль, дентин и цемент, мягкая часть зуба представлена так называемой пульпой (см. ниже).

Из эктодермы ротовой бухты развивается эмаль зуба, остальные ткани имеют мезенхимное происхождение.

В развитии зубов различают 3 этапа, или периода:

1. образование и обособление зубных зачатков,

2. дифференцировка зубных зачатков,

3. гистогенез зубных тканей.

Первый этап при развитии молочных зубов протекает одновременно с обособлением ротовой полости и образованием ее преддверия. Он начинается в конце 2-го месяца внутриутробного периода, когда в эпителии ротовой полости возникает щечно-губная пластинка, растущая в мезенхиму. Затем в этой пластинке появляется щель, знаменующая обособление полости рта и появление преддверия.

В области закладки однокоренных зубов от дна преддверия растет второе эпителиальное выпячивание в виде валика, превращающегося в зубную пластинку (laminadentalis). Зубная пластинка в области закладки многокорневых зубов развивается самостоятельно непосредственно из эпителия ротовой полости. На внутренней поверхности зубной пластинки сначала появляются эпителиальные скопления - зубные зачатки (germendentis), из которых развиваются эмалевые органы (organumenamelium). Вокруг зубного зачатка уплотняются клетки мезенхимы, которые носят название зубного мешочка (sacculusdentis). В дальнейшем навстречу каждой почке начинает расти мезенхима в виде зубного сосочка (papilladentis), вдавливаясь в эпителиальный орган, который становится похожим на двухстенный бокал.

Второй этап - дифференцировка эпителиального эмалевого органа на три вида клеток: внутренние, наружные и промежуточные. Внутренний эмалевый эпителий располагается на базальной мембране, которая отделяет его от зубного сосочка. Он становится высоким и приобретает характер призматического эпителия. Впоследствии он образует эмаль (enamelum), поэтому клетки этого эпителия и получили название энамелобластов (enameloblasti, s. ameloblasti). Наружный эмалевый эпителий в процессе дальнейшего роста органа уплощается, а клетки промежуточного слоя приобретают звездчатую форму вследствие накопления между ними жидкости. Так образуется пульпа эмалевого органа, которая позднее принимает участие в образовании кутикулы эмали (cuticulaenameli).


Дифференцировка зубного зачатка начинается в тот период, когда в зубном сосочке разрастаются кровеносные капилляры и первые нервные волокна. В конце 3-го месяца эмалевый орган полностью отделяется от зубной пластинки.

Третий этап - гистогенез зубных тканей - начинается на 4-м месяце эмбрионального развития с дифференцировки образователей дентина - дентинобластов или одонтобластов. Этот процесс начинается раньше и активнее протекает на вершине зуба, а позднее на боковых поверхностях. Он совпадает по времени с подрастанием нервных волокон к дентинобластам. Из периферического слоя пульпы развивающегося зуба дифференцируются сначала преодонтобласты, а затем одонтобласты. Одним из факторов их дифференцировки выступает базальная мембрана внутренних клеток эмалевого органа. Одонтобласты синтезируют коллаген I типа, гликопротеины, фосфопротеины, протеогликаны и фосфорины, характерные только для дентина. Прежде всего образуется плащевой дентин, расположенный непосредственно под базальной мембраной. Коллагеновые фибриллы в матриксе плащевого дентина располагаются перпендикулярно базальной мембране внутренних клеток эмалевого органа (т.н. «радиальные волокна Корфа»). Между радиально расположенными волокнами залегают отростки дентинобластов.

Минерализация дентина начинается прежде всего в коронке зуба, а затем в корне, путем отложения кристаллов гидроксиапатита на поверхности коллагеновых фибрилл, расположенных вблизи отростков одонтобластов (т.н. перитубулярный дентин).

Дентинобласты - клетки мезенхимной природы, высокие призматические клетки с четко выраженной полярной дифференциацией. Их апикальная часть имеет отростки, через которые происходит секреция органических веществ, образующих матрицу дентина - предентин. Преколлагеновые и коллагеновые фибриллы матрицы имеют радиальное направление. Это мягкое вещество заполняет промежутки между дентинобластами и внутренними клетками эмалевого органа - энамелобластами. Количество предентина постепенно увеличивается. Позднее, когда происходит кальцификация дентина, эта зона входит в состав плащевого дентина. В стадии обызвествления дентина соли кальция, фосфора и других минеральных веществ откладываются в виде глыбок, которые объединяются в глобулы. В дальнейшем развитие дентина замедляется, а около пульпы появляются тангенциальные коллагеновые волокна околопульпарного дентина.

В конце 5-го месяца эмбрионального развития в предентине зачатка зуба начинаются отложение известковых солей и формирование окончательного дентина. Однако процесс обызвествления предентина при этом не захватывает участки, окружающие апикальные отростки дентинобластов. Это ведет к возникновению системы радиальных каналов, идущих от внутренней поверхности дентина к наружной. Кроме того, участки предентина на границе с эмалью также остаются необызвествленными и носят название интерглобулярных пространств.

Параллельно развитию дентина в закладке зуба идет процесс дифференцировки пульпы, в которой с помощью фибробластов постепенно образуется основное вещество, содержащее преколлагеновые и коллагеновые волокна. Гистохимически в периферической части пульпы, в области расположения дентинобластов и предентина, обнаруживаются ферменты, гиролизующие фосфатные соединения (фосфогидролазы), благодаря которым фосфатные ионы доставляются дентину и эмали.

Отложение первых слоев дентина индуцирует дифференцировку внутренних клеток эмалевого органа, которые начинают продуцировать эмаль, покрывающую образованный слой дентина. Внутренние клетки эмалевого органа секретируют белки неколлагенового типа - амелогенины. Минерализация эмали в отличие от таковой дентина и цемента происходит очень быстро после образования органической матрицы. Этому способствуют амелогенины. В зрелой эмали минеральных веществ содержится более 95%. Образование эмали происходит циклически, в результате чего в ее структуре (на продольном шлифе зуба) отмечается исчерченность – т.н. линии Ретциуса. Энамелобласты претерпевают инверсию полюсов и расположения аппарата Гольджи, в котором формируются секреторные гранулы.

Энамелобласты - клетки эпителиальной природы, высокие, призматической формы, с хорошо выраженной полярной дифференциацией. Первые зачатки эмали появляются в виде кутикулярных пластинок на поверхности энамелобластов, обращенных к дентину в области коронки зуба. По ориентации эта поверхность базальная. Однако с началом эмалеобразования происходит перемещение, или инверсия, ядра и органелл клетки (центросома и аппарат Гольджи) в противоположный конец клетки. В результате базальная часть энамелобластов становится как бы апикальной, а апикальная - базальной. После такого изменения полюсов клеток питание их начинает осуществляться со стороны промежуточного слоя эмалевого органа, а не со стороны дентина. В подъядерной зоне энамелобластов обнаруживаются большое количество рибонуклеиновой кислоты, а также гликоген и высокая активность щелочной фосфатазы. Кутикулярные пластинки на энамелобластах при фиксации обычно сморщиваются и видны как штифтики или отростки.

При дальнейшем образовании эмали в прилежащих к отросткам участках цитоплазмы энамелобластов появляются гранулы, которые постепенно перемещаются в отростки, после чего начинаются их кальцинация и образование предэмалевых призм. При дальнейшем развитии эмали энамелобласты уменьшаются в размерах и отодвигаются от дентина. К завершению этого процесса, примерно к моменту прорезывания зубов, энамелобласты резко уменьшаются и редуцируются, а эмаль оказывается покрытой лишь тонкой оболочкой - кутикулой, образованной клетками промежуточного слоя пульпы. Наружные клетки эмалевого органа при прорезывании зуба сливаются с эпителием десны и в дальнейшем разрушаются. С появлением эмалевых призм поверхность дентина делается неровной. Частичная резорбция дентина, очевидно, способствует укреплению его связи с эмалью и усилению кальцинации эмали высвободившимися солями кальция.

Развитие цемента происходит позднее эмали, незадолго до прорезывания зубов, из окружающей зубной зачаток мезенхимы, образующей зубной мешочек. В нем различают два слоя: более плотный - наружный и рыхлый - внутренний. В процессе развития цемента во внутреннем слое зубного мешочка в области корня из мезенхимы дифференцируются цементобласты. Цементобласты, подобно остеобластам и дентинобластам, синтезируют коллагеновые белки, которые выделяют в межклеточное вещество. По мере развития межклеточного вещества цементобласты превращаются в отростчатыецементоциты, которые погружаются в межклеточное вещество. Цементоциты расположены в полостях и отходящих от них канальцах. Наружный слой зубного мешочка превращается в зубную связку - периодонт. Таким образом, эмалевый орган выполняет прежде всего морфогенетическую роль, определяя форму развивающегося зуба.

Закладка постоянных зубов начинается в конце 4-го - начале 5-го месяца внутриутробного развития (первых 10 зубов, сменяющих 10 молочных), а заканчивается в возрасте 2,5-3 лет («зуб мудрости», d. serotini; d. sapientiae). Зачаток постоянного зуба находится позади каждого зачатка молочного зуба. Прорезывание молочных зубов у ребенка начинается на 6-7-м месяце жизни. К этому времени сформирована только коронка зуба, а формирование корня лишь начинается. Молочные большие коренные зубы (моляры) заменяются постоянными малыми коренными (премолярами).

Закладка постоянных больших коренных зубов происходит на 1-4-м году жизни. Сначала оба зуба (молочный и постоянный) лежат в общей альвеоле. Затем между ними появляется костная перегородка.

Постоянный зуб развивается очень медленно. Когда наступает время выпадения молочных зубов, т.е. в возрасте 6-7 лет, остеокласты разрушают эту перегородку и корень выпадающего зуба, а постоянный зуб начинает усиленно развиваться. Так же как и молочные, постоянные зубы выталкиваются (прорезываются) под давлением, которое создается в пульпе зуба в связи с образованием основного вещества соединительной ткани. До прорезывания зубов минеральные вещества (кальций, фосфор, фтор и др.) и питательные вещества поступают только из крови. После прорезывания в этих процессах возрастает роль слюны и соответственно ее химического состава.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»