Гендерная психология - гендерные конфликты в современном обществе. Гендерная роль мужчины и женщины

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Т. В. Бендас

ГЕНДЕРНАЯ

психология

Издательская программа

300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

Москва Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону Екатеринбург ■ Самара Новосибирск

Киев Харьков Минск



ББК 88 373я7 УДК 159 922.1(075) Б46

Рецензенты :

В . А . Аверин , профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой общей и клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии;

Л. Н. Ожигова , кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (зав. кафедрой - 3. И. Рябикина, профессор, доктор психологических наук).

Бендас Т . В .

Б46 Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

ISBN 5-94723-369-Х

В учебном пособии представлена новая отрасль психологической науки - гендерная психология. По разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины. Используются материалы многочисленных отечественных и зарубежных исследований (в том числе - не переведенных на русский язык). Учебные задания разнообразны: подготовка доклада и реферата, проведение пилотажных исследований, тренинговые упражнения, темы групповых дискуссий, творческие задания. В Приложении помещены методики, используемые для сравнения мужчин и женщин по различным позициям. Некоторые из них представлены как учебные задания. Их применение позволит студентам и аспирантам приобрести навыки работы с данными методиками. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно преподавателям, которые читают курс гендерной психологии, и специалистам, чьи профессиональные интересы связаны с проблемами дифференциации мужчин и женщин.

ББК 88.373я7 УДК 159.922.1(075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-94723-369-Х © ЗАО Издательский дом «Питер», 2006


Предисловие..................................................................................................................... 6

Глава 1. Введение в гендерную психологию............................................................. 9

Краткая история формирования гендерной психологии.................................. 9

Стратификация полов в разных культурах.................................................... 33

Предмет, задачи и методы гендерной психологии......... ................................ 38

Теории и концепции.............................. ................................................................. 42

Выводы......................................................................................................................... 55

Вопросы для самопроверки.................................................................................... 58

Учебные задания........................................................................................................ 58

Глава 2. Индивидные характеристики................................................................... 60

Рост................................................................................................................................ 60

Вес.................................................................................................................................. 65

Обмен веществ и ориентация на сбережение-трату энергии..................... 66

Питание и отношение к еде..................................................................................... 69

Телосложение............................................................................................................. 71

Некоторые физиологические показатели......................................................... 80

Выводы..................... ".................................................................................................. 82

Вопросы для самопроверки................................................................................. 83

Учебные задания........................................................................................................ 84

Глава 3. Гендерная демография.................................................................................. 85

Здоровье и болезни................................................................................................... 85

Пропорция полов в обществе................................................................................. 89

Продолжительность жизни и смертность........................................................... 97

Выводы....................................................................................................................... 102

Вопросы для самопроверки.............................................................................. 102

Учебные задания................................................................................................... 103

Глава 4. Психомоторика.......................................................................................... 104

Моторика в детском возрасте.............................................................................. 104

Моторика у взрослых: тремор, сила, дпфференцированность мышечного

напряжения, волевое усилие.......................................................................... 107

Скорость, точность и тренировка психомоторики........................................ 114

Сложные движения и моторика в нестандартных ситуациях.................... 17

Лифтинг и причины половых различий в моторике...................................... 122

Выводы....................................................................................................................... 124

Вопросы для самопроверки............................................................................... 125

Учебные задания................................................................................................... 126

Глава 5. Ощущения и восприятие............................................................................. 127

Зрительная модальность....................................................................................... 127

Зрительно-пространственные способности.................................................... 139


Слуховая модальность.......................................................................................... 152

Тактильная модальность...................................................................................... 156

Другие модальности............................................................................................ 159

Социальная перцепция.......................................................................................... 165

Выводы....................................................................................................................... 169

Вопросы для самопроверки.............................................................................. 172

Учебные задания................................................................................................... 173

Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики 174

Внимание и память................................................................................................. 174

Общий интеллект, речь и математические способности............................. 182

Эмоциональные состояния................................................................................... 192

Выводы................................................................ ..................................................... 197

Вопросы для самопроверки.............................................................................. 198

Учебные задания.................................................................................................... 199

Глава 7. Личностные характеристики.................................................................... 200

Мотивация достижения и аффилиации.......................................................... 213

Мотивация власти и доминантность................................................................. 221

Другие характеристики личности................................................................... 229

Выводы.............................................................. . . .................................................... 238

Вопросы для самопроверки.................................................... ,........................ 240

Учебные задания..................................................................................................... 241

Глава 8. Социальное поведение............................................................................. 243

Стиль поведения................................................................................................... 243

Успешность деятельности.................................................................................... 252

Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола........ 263

Выводы....................................................................................................................... 272

Вопросы для самопроверки................................................................................. 274

Учебные задания..................................................................................................... 274

Глава 9. Гендерные отношения................................................................................ 276

Гендерная сегрегация в детских группах...................................................... 279

Мужчины и женщины в деловом мире.............................................................. 293

Дружеские и сексуальные гендерные отношения....................................... 299

Супружеские отношения....................................................................................... 309

Взаимоотношения родителей и детей в семье.............................................. 318

Девиантные отношения......................................................................................... 325

Выводы....................................................................................................................... 333

Вопросы для самопроверки.............................................................................. 335

Учебные задания................................................................................................... 336

Глоссарий....................................................................................................................... 337

Литература...................................................................................................................... 346

Приложение к главе 1 ................................................................................................ 371

Экспериментальные задачи по изучению интеллекта мужчин и женщин 371 Исследования гендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса (1911) .... 372


Приложение к главе 2 ....................................................................... ". ...................... 393

Методика Люшера.................................................................................................. 393

Приложение к главе 3 ................................................................................................ 394

Методика самооценки С. Я. Рубинштейн......................................................... 394

Методика Э. Лахельмы и коллег (модификация Т. В. Бендас) .................. 394

Приложение к главе 4................................................................................................ 395

Методика миокинетической диагностики Миры-и-Лопеца...................... 395

Методика изучения точности движения рук в условиях меняющегося

положения тела К. X. Кекчеева и Г. П. Поздновой............................... 396

Методика измерения точности броска мяча по воротам К. А. Кеберлин-

Гендерная психология

Область психологического знания, изучающая характеристики гендерной идентичности, детерминирующие социальное поведение людей в зависимости от их половой принадлежности. Акцент в психологических исследованиях этой области знания сделан на сравнительном изучении личностных характеристик людей мужского и женского пола.

Хотя данная область знания часто называется гендерной психологией, истинно гендерной она не является, так как большое число исследовательских работ, маркированных как гендерные, не опираются на гендерный подход.

Основная исследовательская методология такой гендерной психологии - полоролевой подход, в рамках которого женские и мужские роли признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию. Исходным основанием является неявное признание биологического детерминизма ролей, опора на психоаналитическое представление о врожденности мужского или женского начала в человеке. При анализе детерминант половых различий рассматриваются как биологические, так и социокультурные факторы, причем все социокультурные влияния заданы условиями гендерной социализации.

Для основной массы исследований, относящихся к области гендерной психологии, характерен единый методический прием, заключающийся в выделении двух групп разнополых испытуемых и диагностике конкретных психологических характеристик с целью сравнения их между собой. При этом используются традиционные психологические методы и методики. Подавляющее число отечественных гендерно-ориентированных исследований могут быть отнесены к этой группе.

Большая часть научных работ не ориентирована на изучение проблем социального неравенства между полами, порождаемого процессом гендерной социализации. В работах психологов не находят отражения наиболее значимые для гендерной теории такие проблемы, как: природа половых различий, оценка психологических различий между полами и их динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь человека и возможности личностной самореализации.

Перспективными исследованиями в рамках гендерной психологии следует признать исследования, направленные не на поиск различий в психологических характеристиках и особенностях поведения мужчин и женщин, а на поиск их психологического сходства; ориентированные на изучение продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также на анализ личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин в семейной. Все это можно будет реализовать при условии переориентации на другие методологические основания развития данной области знания, то есть тогда, когда доминирующей для гендерной психологии станет не методология полоролевого подхода. Пока же развитие гендерной психологии будет характеризоваться лишь накоплением суммы фактов без возможности их обобщения и структурирования в новые концептуальные модели и схемы.

Gender psychology (англ.)

Литература:

Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. N 4.

Араканцева Т. А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии: Научно-методический журнал. 1999. N 3.

Арутюнян М. Ю. "Кто я?" Проблема самоопределения юношей и девушек подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992.

Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. N 2.

Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. N 2.

Он же. Стереотипы мужественности-женственности и образ "Я" у подростков // Вопросы психологии. 1989. N 3.

Он же. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. N 2.

Клецина И. C. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.

Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

Кудинов С. И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал. Т. 19. 1998. N 1.

Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999.

Митина О. В. Женское гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. 1999. N 3.

Хасан Б. И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. N 3.

Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.

Maccoby E . E., Jacklin C. N. The psychology of sex differences. Oxford., 1975.

© И. С. Клецина


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Смотреть что такое "Гендерная психология" в других словарях:

    Гендерная психология - раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются… … Википедия

    Психология родительства - область психологии, направленная на изучение родительства как психологического явления. С психологической точки зрения родительство рассматривается как часть личности отца и матери. Изучаются особенности его развития в течение жизни (как ценности … Википедия

    Психология мира - (англ. peace psychology) область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия

    Психология труда - Психология труда раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… … Википедия

    Психология спорта - – это область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности. Содержание 1 История возникновения 2 Задачи сп … Википедия

    Психология восприятия - Психология восприятия раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе… … Википедия

    Гендерная компетенция - Гендерная компетенция это готовность личности к разрешению различных жизненных (профессиональных и бытовых)ситуаций, в которых возможно проявление гендерных стереотипов. Подобная готовность формируется на основе элементарных знаний из… … Википедия

    Психология - Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

    Психология восприятия цвета - У этого термина существуют и другие значения, см. Психология восприятия. Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтвер … Википедия


Гендерная психология

1. Введение………………………………………………2

2. Гендерные различия и социализация………………..3

3. Исследования гендерных различий………………….6

4.Ограничения накладываемые традиционной

Женской ролью…………………………………………..8

5. Ограничения накладываемые традиционной

Мужской ролью…………………………………………...9

6. Гендер в различных культурах………………………13

7. Заключение……………………………………………15

Литература

1. Введение

Изучение психологии мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет

Непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же

Ко всему обществу в целом.

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его

Психологическими различиями, в последнее время часто входят в число

Наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в

Общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

Насколько значимы, закономерны и оправданы различия мнений, суждений,

Действий «мужских» и «женских» групп на социально психологическом уровне?

Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной

Биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в

Большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды

И диктующей соответственно свои законы и правила?

Социальная психология гендера является огромным полем для изучения

Установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и

Самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

2.Гендерные различия и социализация

В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с

Помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых

Люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и

Информационное давление. Термин «нормативное давление» описывает механизм

Того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые

Ожидания, что бы общество не отвергло его.

Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким.

Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все

Законы дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казнив

Общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила,

Регламентирующие их одежду и поведение.

Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и

О мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или

Иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный

Опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что

Именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают

Другие, а свое поведение считаем таковым пока наблюдаем его у окружающих.

То же относится и гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как

Мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди и

Средства массовой информации подчеркивают насколько велика разница между

Мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу что так и есть на самом деле и

Соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное

Поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже

Если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется

Уступчивость; тип поведения когда человек полностью согласен с нормами –

Одобрение, интернализация. Третьим типом является – идентификация, в этом

Случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть

Похожими на них.

Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм,

Устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и

Социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между

Мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития,

Обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого

Мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в

Зависимости от пола обучаемого.

Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения

Ребенка. Примером служит желание родителей и окружающих знать, кто же

Родится мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его

Назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать.

Гендер является очень важной социальной переменной и родителям вряд ли бы

Понравилось, если окружающие допускали бы ошибки в отношении пола ребенка.

Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому

Полу, о называется гендерной идентификацией). В это время дети начинают

Замечать что мужчины и женщины стараются по разному выглядеть, заниматься

Разной деятельностью и интересоваться разными вещами. Как только ребенок

Начинает замечать различия между мужчинами и женщинами у него обычно

Появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом

Что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или

Девочкой. Дифференциальным подражанием объясняется, почему женщинам, как

Правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к

Праздникам, а мужчины часто этого избегают. Пока ребенок растет, он видит,

Что именно женщина занимается такими делами и если ребенок – девочка, то

Это будет интересовать ее гораздо больше, чем, если бы на ее месте был

Мальчик. Нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация – это процесс,

Продолжающийся в течении всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся

Обстоятельства и новый опыт.

На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера

Служит вся система того, что в данной культуре связывается с

Мужественностью и женственностью.

Учителя, другие дети, родители других детей, родственники игрушки и

Телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое

Расценивается обществом как соответствующее тому или иному гендеру.

Эксперименты показывают, что чтение книг, в содержании которых

Прослеживается половая стереотипизация, приводит к увеличению доли поло-

Типичного поведения в детских играх. Хотя недавние исследования показали,

Что описания гендера в книгах изданных после 1980г. в достаточной степени

Изменились, но библиотеки все еще полны книгами, изданными до этого

Периода. А в них обычно преобладают персонажи мужского пола и женщины

Изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как

Мужчинам предоставлены все возможности.

Немаловажную роль в гендерно ролевой социализации играют средства

Массовой информации, ведь они постоянно демонстрируют нам стереотипные

Женские и мужские образы.

В процессе дифференциальной социализации очень велика роль детских

Игрушек. Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах

Деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего

Хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. У мальчиков

Же игрушки побуждают к изобретательству, преобразованию окружающего мира,

Помогают развить навыки которые позже лягут в основу пространственных и

Математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и

Лидерское поведение. Зайдя в магазин, вы сразу же увидите что большинство

Игрушек конкретно предназначены либо для мальчиков, либо для девочек.

Гендерную принадлежность игрушки часто содержит в себе ее название или

Упаковка. По статистике взрослые покупают маленьким детям больше игрушек,

Типичных для пола ребенка. Естественно будет предположить, что это является

Следствием того, что мальчики и девочки предпочитают разные игрушки и

Поэтому просят купить им именно их. Но является ли это предпочтение

«естественным» или создается социальным окружением? По этому поводу

Существует несколько гипотез одна из них предполагает, что мальчики и

Девочки изначально обладают различной врожденной предрасположенностью,

Благодаря чему и начинают со временем отдавать предпочтения различным

Игрушкам. Но к сожалению, мы не можем исключить возможности, что к тому

Моменту, когда ребенок начинает отдавать предпочтения игрушкам типичным для

Его пола, дифференциальная социализация в какой то мере уже произошла.

Таким образом, существует огромное количество факторов, которые влияют

На гендерно ролевую социализацию человека начиная уже с самого рождения и

На протяжении всей жизни.

3.Исследования гендерных различий.

Малейшим различиям в строении головного мозга у представителей разных полов

Ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право

Психологических отличия между полами: способностью ориентироваться в

Пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность.

Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце 19 века, но вплоть

До 1970-х гг. они по большей части занимались демонстрированием различий

Полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и женщинам.

Необходимо помнить, что обнаруженные отличия относительно невелики, обычно

Не более 10%, а в большинстве случаев распределение мужской и женской

Выборок на 90% совпадают.

Рассмотрим для примера одно из основных отличий - эмоциональность.

Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно

Рассматривать на нескольких уровнях. На одном уровне мы имеем дело со

Способностью понимать эмоциональные состояния других (эмпатия) и умением

Выразить это понимание (эмпатическая экспрессия). На другом нас интересует

Переживание самим человеком своих эмоций (эмоциональные переживания) и его

Способы эти эмоции выражать (эмоциональная экспрессия).

Как показывают исследования мужчины не хуже женщин способны определять

Чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том,

Что бы окружающие никак не заметили этого по их поведению. Мужчины не

Желают, что бы окружающие видели их эмпатичными, так как это не

Соответствует их гендерной роли. Мужчины часто оказываются в ситуациях

Требующих от них проявления силы, независимости, властности, стремления к

Соревнованию – качеств которые едва ли сочетаются с эмпатийной

Отзывчивостью. Что касается переживания и выражения собственных эмоций, то

По данным исследований мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью,

Но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности. Эмоциональна

Жесткость, считается одной из важнейших описательных характеристик

«настоящего мужчины».

Взрослые женщины больше выражают чувства направленные на окружающих

(проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям). Мужчины

Же наоборот проявляют больше эгоцентрических чувств (потребностей, желаний,

Собственных интересов). Женщинам более удобно выражать чувства страха и

Грусти и вместе с тем люди не видят меж половых различий в способности

Испытывать эти чувства.

Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных

Гендерных различий, но они не настолько велики и не настолько связаны с

Биологическими отличиями как можно было бы предположить. Существует

Несколько факторов, от которых зависит, кто более агрессивен мужчина или

Женщина: гендер участников конфликта, тип агрессии и конкретная ситуация.

Различия в агрессии может объясняться гендерными ролями, которые

Поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых формах, в то время как

Агрессивность у женщин не приветствуется. Мужчин нередко принуждают к

Агрессии окружающие, ставя под сомнение их общественное положение или

Самоуважение. Женщины наоборот испытывают смущение, если приходится

Проявлять агрессию на людях. Мужчины предпочитают роли, в которых требуется

Проявление агрессии (в военной или спортивной областях) в то время как для

Большинства женщин агрессивность абсолютно неуместна (например, мать,

Секретарша, учительница).

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что эмоции и чувства у мужчин

И женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они выражают их по-

Разному.

4. Ограничения, накладываемые традиционной женской ролью

Одной из значительных ограничений, налагаемых традиционной женской

Ролью в наше время является то, что работающая женщина продолжает нести

Бремя домашних забот и ответственности за детей.

По сравнению со своими женами, чернокожие мужчины делают 40% домашней

Работы, белые мужчины – 34%, а мужчины испанского происхождения - 36%.

Работающая женщина выполняет в среднем 69% работы по дому. Увеличение доли

Времени, которое женщины посвящают работе, привело лишь к небольшому

Сокращению их домашних обязанностей, а количество времени отнимаемого у них

Заботой о детях и вовсе осталось неизменным.

В работе женщины обычно ниже по статусу, чем мужчины. Большинство

Самых престижных профессий в нашем обществе буквально оккупированы

Мужчинами научные работники, врачи, профессора университетов. Существует

Множество доказательств более низкой власти женщин в своих организациях по

Сравнению с мужчинами. Женщины гораздо реже занимают должности,

Предлагающие контроль над ресурсами и определение того, какие цели фирма

Будет преследовать и каким способом. Это происходит отчасти, потому что

Мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые

Считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Поэтому мужчины

Кажутся более подходящими для руководящих ролей.

Женщины пытающиеся сделать карьеру иногда сталкиваются с таким

Явлением как «стеклянный потолок» Эта метафора выражает тот факт, что в

Некоторых организациях существует как бы невидимый потолок, выше которого

Женщины не могут продвинутся. Общепринятые стереотипы, предполагающие, что

Мужчины гораздо лучшие лидеры, чем женщины отчасти ответственны за

Существование «стеклянного потолка».

Еще одной проблемой работающих женщин является то, что они трудятся

Дома немного больше чем их работающие мужья, что приводит к разрыву во

Времени отдыха.

У домохозяек так же существует множество проблем. Большинство из них

Не может удовлетворить свои социальные потребности. К тому же большинство

Социологов согласны, что женщина, зарабатывающая деньги, пользуется в доме

Большей властью.

Многие из нас выросли с представлением, что каждый в этой жизни

Заслуживает то, что получает и получает, то, что заслуживает. Нам

Необходимо верить, что это так, иначе нам придется делать что-то, бороться

С несправедливостью или чувствовать вину и дискомфорт, встречаясь с

Неоправданной дискриминацией, поэтому мы закрываем глаза и продолжаем

Себя вести. Эта концепция «такова жизнь», по выражению социального

Психолога М.ДЖ.Лернер, часто помогает мужчинам и женщинам оправдывать явное

Социально неравенство, о котором мы говорим. Эта концепция так же приводит

К возникновению негативных стереотипов, когда женщины рассматриваются как

«слабый пол» с целью объяснить их более низкий статус и низкую оплату

Труда. Такая тенденция принижать способности некой социальной группы,

Которую мы эксплуатируем, так что бы эту эксплуатацию можно было

Рационально оправдать, давно была подмечена социальной психологией.

Бороться против нее опасно, так как многим людям необходимо считать, что

«все в порядке, просто жизнь такова» и не надо ничего менять. Далее мы

Увидим, что традиционное разделение ролей на мужчин и женщин служит плохую

Службу так же и мужчинам.

5.Ограничения накладываемые мужской ролью

На сегодняшний день существует сравнительно немного исследований,

Касающихся ограничений, которые накладывает традиционная мужская роль.

Психологи начали изучать женскую роль после того, как внимание общества

Было привлечено феминистским движением к низкому социальному статусу

Женщин. Последние несколько лет мужская роль пользуется всё возрастающим

Вниманием исследователей.

Структура ролевых норм мужчины складывается из трех факторов. Первый

Связан с ожиданиями, что мужчины завоёвывают статус и уважение других

(норма статуса). Второй фактор, норма твёрдости, отражает ожидание от

Мужчины умственной, эмоциональной и физической твёрдости. Третий фактор –

Это ожидание того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий

И видов деятельности (норма антиженственности).

Норма успешности (статус) – гендерный стереотип утверждающий, что

Социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и

Успешностью на работе. С этой нормой связан целый ряд ограничений для

Мужчины. Во-первых, большинство мужчин не способно на 100% ей

Соответствовать из-за чего имеют заниженную самооценку. Носитель

Традиционной мужественности никогда не знает меры и не может наслаждаться

Тем, что имеет. Он должен постоянно наращивать объём и время работы, и

Такой стиль жизни часто приводит к появлению обусловленных стрессом

Физиологических и психологических симптомов. Мужчины склонны выбирать

Работу и карьеру в зависимости от того, на сколько хорошо это оплачивается.

Финансовое давление особенно обременяет тех мужчин, чьи жёны сидят дома и

Не работают. Если несколько человек зависят от тебя экономически, это

Серьёзно давит на психику. Точка зрения, что главная обязанность мужчины в

Семье – исправно приносить большую зарплату, отрицательно влияет на

Исполнение им родительских функций, так как, чтобы соответствовать этим

Ожиданиям, мужчина должен посвящать всё своё время работе. Например, в

Японии, где понятие о мужестве включает в себя полную самоотдачу на работе,

Отцы проводят со своими детьми в среднем 3 минуты по будним дням, и 19

Минут по выходным.

Компенсация чувства несостоятельности, в профессиональной и

Экономической сферах – называется компенсаторной мужественностью. Когда

Мужчина не соответствует одному из аспектов мужской гендерной роли, он

Демонстрирует преувеличенную мужественность в другой области, тем самым,

Компенсируя своей не состоятельностью. Одной из таких областей является

Твёрдость (жёсткость).

Норма твердости существует у мужчин в нескольких формах: физической

Умственной и эмоциональной.

Норма физической твердости - это ожидание от мужчины физической силы и

Мужественности. Ту популярность, которой пользуется в ниши дни

Которые не являются физически сильными, хотя чувствуют, что окружающие

Ожидают от них именно этого, может серьезно снизится. Временами норма

Физической твердости может довести до насилия, особенно в том случае, когда

Социальная ситуация предполагает, что не проявить агрессию будет не по

Мужски, или когда мужчина чувствует, что его мужественность под угрозой

Или под вопросом. Исследовательские данные о том, что мужчины-драчуны очень

Часто имеют заниженную самооценку и низкий социоэкономический статус,

Лишний раз подтверждают догадки относительно того, что причина насилия над

Женщинами – это компенсаторная мужественность.

Норма умственной твердости содержит ожидание того, что мужчина будет

Выглядеть компетентным и знающим. Человек, пытающийся соответствовать этой

Модели сверхкомпетентности, начинает тревожиться, как только понимает, что

Чего-то не знает. Наибольшая проблема состоит в том, что в межличностных

Отношениях мужчина старающийся соответствовать этой норме часто унижает

Других тем, что отказывается признать перед ними свою неправоту или

Допустить, что кто-то знает больше чем он.

Норма эмоциональной твердости подразумевает, что мужчина должен быть

Эмоционально твердым: испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешить

Свои эмоциональные трудности без помощи со стороны. То, что делает мужчину

Мужчиной обедняет его отношения с детьми и другими людьми.

Мужчины получают меньшую эмоциональную поддержку со стороны и имеют

Меньше подлинно близких отношений.

Отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и

Соревновательностью, меньшим самораскрытием и обсуждением чувств, чем

Отношения между женщинами. Мужская установка на соревнование не дает

Мужчинам принимать во внимание окружающих. Килматин полагает, что огромный

Вклад мужчин в войны, насилие, нанесение вреда планете, подавление

Социальных меньшинств и психологическую жестокость, по крайней мере,

Отчасти обусловлен воздействием традиционной мужественности.

Норма антиженственности побуждает мужчин избегать стереотипно

Считающихся женскими занятий, деятельности и моделей поведения. Некоторые

Мужчины считают, что выражение чувств и самораскрытие принадлежит,

Исключительно женщинам и что они будут выглядеть недостаточно

Мужественными, если будут эмоционально экспрессивны. Очень важная часть

Функционирования человека в качестве родителя – это нежность, забота,

Эмоциональная постоянная поддержка, потребность часто обнимать ребенка и

Говорить, что любишь его. Многим мужчинам сложно даются такие действия, так

Как они ассоциируются с женственностью, в результате многие люди

Подрастают, оставаясь в неведении, любили ли их отцы по настоящему или

Существует предположение, что страх женственности (фемифобия)

Происходит из страха гомосексуальности и обусловлен социальным контекстом,

Который обычно приписывает гомосексуальность мужчинам с чертами

Женственности.

Негативным последствием ситуаций, когда мужчине сложно поддерживать

Стандарт мужской роли или когда обстоятельства требуют от него проявления

Женских моделей поведения, которых просто нет в его репертуаре или они

Запрещены мужской ролью, возникает, мужской гендерно-ролевой стресс.

Мужчинам с высоким показателем МГРС очень сложно проявлять нежные чувства,

То есть у них более низкий уровень вербальной и невербальной

Экспрессивности, чем у мужчин с низким показателем.

Более общую идею выдвинул О’Нил в 1990 году, который говорил о

Гендерно-ролевом конфликте. Конфликт может возникнуть, когда мужчина

Ограничивает своим поведением или поведение других, исходя из традиционных

Гендерных ролей, когда окружающие оказывают на него давление за нарушение

Норм мужественности, или когда он подавляет себя или окружающих из-за того,

Что они не стараются соответствовать роли.

Модель гендерно-ролевого конфликта включает в себя 6 паттернов:

1. Ограничение эмоциональности – трудность в выражении своих

Собственных эмоций или отрицание права других выражать

2. Гомофобия – боязнь гомосексуалов, включая стереотипы о

Последних.

3. Социализация контроля, власти и соревнования.

4. Ограничение сексуального поведения и демонстрация

Привязанности.

5. Навязчивое стремление к соревнованию и успеху.

6. Проблема с физическим здоровьем, возникающая из-за не

Правильного образа жизни.

Этот конфликт отражается как в во внутриличностной, так и в

Межличностной сфере. Тревожность, депрессия, снижение самооценки,

Стресс, проблемы в отношениях, конфликты на работе, физическое и

Сексуальное насилие - все это возможные результаты гендерно-ролевого

Конфликта.

6.Гендер в разных культурах

Культура – это набор отношений, ценностей, убеждений и форм поведения,

Разделяемых группой людей и передаваемых из поколения в поколение с помощью

Языка или другого средства коммуникаций.

Социальные психологи всё больше осознают потребность кросс

Культурного подхода. Одна из причин этого состоит в том, что наука

Стремится быть универсальной и нам необходимы кросс культурные

Исследования, чтобы выяснить, верны ли наши открытия для других культур.

Другая причина – желание избежать предположения, что если что-то

Распространено в нашей культуре, то оно является «нормальным» и типичным

Для всего человечества. Третья причина связана со значением культуры: ведь

И наше поведение и наши мысли подвержены её влиянию, а кросс культурная

Психология поможет определить, до какой степени психологические процессы

Меняются под влиянием разных культур.

Существует четыре аспекта, по которым сходятся различные по другим

Показателям культуры: 1. Разделение труда по половому признаку 2. убеждения

Или стереотипы, связанные с различием между мужчинами и женщинами 3.

Дифференциальная социализация мальчиков и девочек 4. меньшая власть и более

Низкий статус женщин.

Исторически сложилось, что практически в любой культуре женщины и

Мужчины выполняют разную работу, но конкретные виды работ выполняемые

Разными полами не всегда совпадают. В пример можно привести Центральную

Африку и Латинскую Америку, в первой главными специалистами по земледелию

Являются женщины, а во второй мужчины.

В каждой стране существует свое предпочтение к женским и мужским

Стереотипам. Как показывают исследования большую роль играет религия.

Женские стереотипы более благоприятны в тех странах, чьи традиции включают

В себя поклонение божествам женского пола и где женщинам позволено

Участвовать в религиозных церемониях.

Культурная специфика особенно важна в связи с изменением гендерных

Ролей. Социальные изменения могут быстрее происходить в тех странах, где не

Столь велика покорность властям и верность групповым нормам. Западная

Культура характеризуется психологами, как индивидуалистические общества. В

Таких обществах люди больше интересуются карьерой, личными правами и

Независимостью. Коллективистические общества подобные Японскому, предают

Повышенное значение подчинению индивидуальных целей коллективным, что

Проявляется в повышенной заботе о потребностях окружающих. Такие культуры,

Где поощряется покорность старшим, могут отличаться большей

Резистентностью к социальным изменениям, поскольку люди с возрастом менее

Охотно принимают изменения.

Путь к достижению гендерного равенства имеет свои особенности,

Зависящие от конкретной культуры, и факторы, которые привели к переменам в

Одной стране, могут отличаться от тех, которые ведут к изменениям в других

Странах.

Культура каждой страны индивидуальна, в ней есть и отличия и сходства

С остальными, в каждой стране существуют свои культурные обычаи. Мы не

Должны рассчитывать на то, что сумеем до конца понять людей из других

Стран. Мы должны уважать культуру каждой страны. Гендерное равенство и

Культурное разнообразие могут иногда приходить в противоречие друг с

Другом, но уважение культурного разнообразия не требует безусловного

Принятия всех культурных обычаев. Существует несколько универсальных

Ценностей, таких как, гендерное и расовое равенство, которые должны

Заставлять нас придирчиво относится к некоторым культурным обычаям и

Добиваться их изменения.

7. Заключение

На сколько же велика разница между мужчинами и женщинами. Из всего

Вышесказанного можно сделать вывод, что гендерные различия не тук уж велики

Сказать, что гендерные различия можно обосновать биологическими. На нашу

Гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с самого

Рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых,

Стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры.

Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы

Женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания.

Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть

Настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с

Тем что, предписывает нам общество.

Как уже было сказано ранее существует множество ограничений накладываемых

Женской или мужской ролью. Женские проблемы включают в себя: низкую

Зарплату, низкий статус и небольшие властные возможности, а так же

Загруженность домашними обязанностями. К мужским можно отнести: лишение

Проблемы, вызванные переутомлением на работе и рискованным поведением. Эти

Ограничения указывают на то, что роли должны изменится. Конечно, не стоит

Стремится к абсолютному гендерному равенству. В определенных ситуациях все-

Таки стоит оставить привилегию мужчинам быть сильными и мужественными, а

Женщинам быть нежными, слабыми, женственными. Просто необходимо уменьшить

Негативные последствия, которые накладывает на нас наша гендерная роль, а

Это возможно лишь при склонении в какой-то степени к гендерному равенству.

Конечно, со временем все меняется. Все большее число женщин занимаются

Управленческой деятельностью и выполняют другие виды работ, в которых

Доминируют мужчины, разрыв в зарплате мужчин и женщин несколько

Сокращается. Мужчины выполняют чуть больший объем работ по дому, и многие

Проводят больше времени со своими детьми, чем это делали их отцы. Однако

Вполне очевидно, что нам предстоит еще очень долгий путь.

Литература

Шон Берн «Гендерная психология» СПб, 2001 год.

Гендер (англ. gender, от лат. genus "род") — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и восприятие этого поведения другими людьми. Этот термин ввёл в использование сексолог Джон Мани в 1955 году, разграничив таким образом пол, как фенотип от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств.

В широком понимании гендер не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с паспортным полом . Обычно различают 2 гендера: мужской и женский. Однако их набор бывает гораздо шире. Например, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций.

Изучением закономерностей поведения человека в обществе, определённых его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением занимается гендерная психология, являющаяся разделом дифференциальной психологии.

Это новое развивающееся направление, позволяющее лучше понять:

  1. Психологию мужчины.
  2. Психологию женщины.
  3. Психологию сравнения мужчин и женщин.
  4. Гендерную социализацию.
  5. Психологию гендерных отношений.
  6. Гендерную психологию лидерства.

Уникальным является тот факт, что в данном разделе психологии ищутся не различия между мужчиной и женщиной, а их общность, сходство. Психологи склонны к тому, что единственным отличием является процесс производства потомства, потому что остальные факторы обладают схожими свойствами.

Так, среди мужчин можно часто встретить индивидуумов с ярко выраженными женскими качествами, внешностью и т.п. Среди женщин также встречаются очень высокие, мускулистые представительницы с ярко выраженным мужским характером и привычками.

Данный раздел психологии изучает продуктивные стратегии и тактики поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также анализ личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин в семейной .

Психологи установили, что не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счёте, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли.

По образному выражению американского антрополога Кэтрин Марч, пол относится к гендеру как свет к цвету. Пол и свет — естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет — исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди группируют определённые свойства, придавая им символическое значение.

Гендер конструируется:

  1. Посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьёй, средствами массовой информации.
  2. Самими индивидами на уровне их сознания, принятия общественных норм.

Специалисты в области гендерной психологии утверждают, что мужчиной и женщиной не рождаются, ими становятся .

К. Юнг исходил из восточной философии изначального единства мужского и женского начала, выделяя 2 архетипа: "душа" (анима), персонифицирующая женское начало — смутные чувства и настроения, предчувствия, способность любить, чувство природы и т.д., и "дух" (анимус) — физическая сила, инициатива, рациональность и т.п. И для гармоничного развития личности мужчина должен проявлять также женские качества, а женщина мужские. Для обретения целостности необходимо сочетать дух и душу .

В настоящее время данный раздел психологии только накапливает суммы фактов, чтобы в последствие их можно было обобщить и структурировать в новые модели и схемы. Однако уже сейчас полученные данные способствуют глубокому пониманию личности мужчины и женщины и построению гендерных отношений.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»