Гиппократ: краткая биография и его открытия. Гиппократ - биография, информация, личная жизнь К какой категории врачей относился гиппократ

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Гиппократ (др.-греч. Ἱπποκράτης, лат. Hippocrates) (около 460 года до н. э., остров Кос - между 377 и 356 годами до н. э., Ларисса). Знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины».

Гиппократ является исторической личностью. Упоминания о «великом враче-асклепиаде» встречаются в произведениях его современников - и . Собранные в т. н. «Гиппократовский корпус» 60 медицинских трактатов (из которых современные исследователи приписывают Гиппократу от 8 до 18) оказали значительное влияние на развитие медицины - как науки, так и специальности.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.

«Клятва Гиппократа» (хотя на самом деле она совсем не принадлежит Гиппократу). После того, как Гиппократ умер в 377 г до н.э., этой клятвы еще не было. Существовали «Наставления» Гиппократа, также потомкам достались различные варианты текстов «клятв».

«Клятва Гиппократа», или Врачебная заповедь, опубликована в 1848 г. в Женеве и опускает большие куски исходного текста.

"Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому" .

Каждый врач, начиная свой профессиональный путь, непременно вспоминает Гиппократа.

Когда он получает диплом, то произносит клятву, освященную его именем. Кроме другого греческого врача - Галена, жившего несколько позже Гиппократа, никто другой не смог оказать такого влияния на становление европейской медицины.

Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до нашей эры. Цивилизация и язык этого колонизованного дорийцами острова были ионийскими. Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов - корпорации врачей, притязавшей на то, что она ведет свое происхождение от Асклепия, великого врача гомеровских времен. (Асклепия стали считать богом только после Гомера.) У Асклепиадов чисто человеческие медицинские познания передавались от отца к сыну, от учителя к ученику. Сыновья Гиппократа, его зять и многочисленные ученики были врачами.

Корпорация Асклепиадов, которую также именуют Косской школой, сохраняла в V веке до нашей эры, как и всякая культурная корпорация того времени, чисто религиозные формы и обычаи; так, например, у них была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если он и требовал условных норм поведения, ни в чем не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными.

Первоначальное медицинское образование получил от отца - врача Гераклида - и других врачей острова; затем с целью научного усовершенствования в молодости много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые всюду вывешивались в стенах храмов Эскулапа.

История его жизни малоизвестна; существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер. Имя Гиппократа, подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным именем, и многие сочинения из примерно семидесяти приписываемых ему, как выяснено в новейшее время, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу. Гален признавал за Гиппократом подлинными 11, Галлер - 18, а Ков-нер - несомненно подлинными только 8 сочинений из Гиппократова кодекса.

Это трактаты - "О ветрах", "О воздухах, водах и местностях", "Прогностика", "О диете при острых болезнях", первая и третья книги "Эпидемий", "Афоризмы" (первые четыре раздела), наконец - хирургические трактаты "О суставах" и "О переломах", являющиеся шедеврами "Сборника".

К этому списку главных работ нужно будет добавить несколько сочинений этического направления: "Клятва", "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставления", которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.

Во времена Гиппократа верили, что болезни насылаются злыми духами или с помощью колдовства. Поэтому сам его подход к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, выведя ее из темного эмпиризма, и очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Смотря на медицину и философию как на две неразрывные науки, Гиппократ старался их и сочетать и разделить, определяя каждой свои границы.

Во всех литературных произведениях ярко высвечивается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичность умозаключений. Все выводы его основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых как бы сами собою вытекали и заключения. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу при жизни широкую славу. Последователи учения Гиппократа образовали так называемую Косскую школу, которая очень долгое время процветала и определяла направление современной медицины.

Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды и их результат - физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Вообще Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные - условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье.

В этих сочинениях в первую очередь поражает неутомимая жажда познания. Врач, прежде всего, приглядывается, и глаз у него острый. Он расспрашивает и делает заметки. Обширное собрание из семи книг "Эпидемий" представляет собой не что иное, как ряд заметок, сделанных врачом у изголовья больного. В них изложены случаи, обнаруженные в процессе врачебного обхода и еще не систематизированные. В этот текст нередко вкраплено какое-нибудь общее соображение, не касающееся изложенных рядом фактов, словно врач записал Мимоходом одну из мыслей, которыми голова его занята беспрерывно.

Вот одна из этих пытливых мыслей коснулась вопроса о том, как надо осматривать больного, и тут же возникает окончательное, все открывающее, точное слово, показывающее гораздо больше, чем простое наблюдение, и рисующее нам метод мышления ученого: "Осмотр тела - целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения".

А вот еще рассуждение об осмотре больного из первой книги "Эпидемий": "Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются; из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты. Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрушению, далее - пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вдохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, - следует вести исследование" .

Следует отметить обширный круг требований. При осмотре врач принимает во внимание не только состояние больного в данный момент, но и прежние болезни и последствия, которые они могли оставить, он считается с образом жизни больного и климатом места обитания. Он не забывает о том, что, поскольку больной такой же человек, как и все остальные, для его познания надо познать и других людей; он исследует его мысли. Даже "умолчания" больного служат для него указанием! Задача непосильная, в которой запутался бы любой ум, лишенный широты.

Как сказали бы сегодня - эта медицина отчетливо психосоматическая. Скажем проще: это медицина всего человека (тела и души), и связана она с его средой и образом жизни и с его прошлым. Последствия этого широкого подхода отражаются на лечении, которое будет в свою очередь требовать от больною, чтобы он, под руководством врача, весь - душой и телом - участвовал в своем выздоровлении.

Строго наблюдая за течением болезней, он придавал серьезное значение различным периодам болезней, особенно лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков.

В других сочинениях - "О суставах" и "О переломах" подробно описываются операции и хирургические вмешательства. Из описаний Гиппократа явствует, что хирургия в глубокой древности находилась на очень высоком уровне; употреблялись инструменты и разные приемы перевязок, применяющиеся и в медицине нашего времени. В сочинении "О диете при острых болезнях" Гиппократ положил начало рациональной дие-тологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных (что впоследствии было забыто), и с этой целью установил диеты применительно к формам болезней - острых, хронических, хирургических и т. д.

Гиппократ при жизни познал высоты славы. Платон, который был моложе его на одно поколение, но его современником в широком смысле этого слова, сравнивая в одном из своих диалогов медицину с другими искусствами, проводит параллель между Гиппократом с Коса и самыми великими ваятелями его времени - Поликлетом из Аргоса и Фидием из Афин.

Умер Гиппократ около 370 года до нашей эры в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник.

Происхождение и биография

Биографические данные о Гиппократе крайне разрознены и противоречивы. На сегодняшний день существует несколько источников, которые описывают жизнь и происхождение Гиппократа. К ним относятся:

Согласно легендам, Гиппократ по отцу являлся потомком древнегреческого бога медицины Асклепия , а по матери - Геракла . Иоанн Цец даже приводит генеалогическое древо Гиппократа :

  • Гипполох
  • Сострат
  • Дардан
  • Хризамис
  • Клеомиттад
  • Теодор
  • Сострат II
  • Теодор II
  • Сострат III
  • Гносидик
  • Гиппократ I
  • Гераклид
  • Гиппократ II «отец медицины»

Хоть данная информация вряд ли достоверна, однако она свидетельствует о том, что Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов . Асклепиады являлись династией врачей, притязавшей на происхождение от самого бога медицины .

Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря .

Памятник Гиппократу на его родном острове Кос

Из произведений Сорана Эфесского можно судить о семье Гиппократа. Согласно его трудам, отцом Гиппократа был врач Гераклид, а матерью повитуха Фенарета . У Гиппократа было два сына - Фесалл и Драконт, а также дочь, чей муж Полиб, согласно древнеримскому врачу Галену , стал его преемником. Каждый из сыновей назвал своего ребёнка в честь знаменитого деда Гиппократом .

Гиппократовский корпус

Платан на острове Кос, под которым, по преданию, работал Гиппократ

Имя знаменитого врача Гиппократа, заложившего основы медицины как науки, связано с разнородной коллекцией медицинских трактатов, известной как Гиппократовский корпус. Подавляющее большинство сочинений Корпуса было составлено между 430 и 330 годами до н. э. Они были собраны в эллинистическое время , в середине III века до н. э. в Александрии .

Комментаторы данного сборника ещё в античное время (в частности, Гален) отметили неоднородность стиля и противоречивость содержания Гиппократовского корпуса. Одни предположили, что Гиппократ прожил очень долго и, следовательно, некоторые сочинения написал молодым, а другие в старости. Другие считали, что было целых семеро людей, членов семейства Гиппократа, труды которых также вошли в Гиппократовский корпус (среди них сыновья Фесалл и Драконт, зять Полиб) .

Из них принадлежащими непосредственно Гиппократу исследователи признают от 8 до 18 сочинений . Согласно Трохачёву, среди историков медицины и исследователей Гиппократовского корпуса существует множество разногласий о принадлежности того или иного сочинения непосредственно Гиппократу. Трохачёв проанализировал работы четверых специалистов - Э. Литтре, К. Дейхгребера, М. Поленца и В. Нестле. Буквами Л, Д, П и Н соответственно отмечены трактаты, которые указанные авторы считают «истинно гиппократовыми» .

Гиппократовский корпус состоит из следующих сочинений :

Этика и деонтология Глазные болезни Акушерство и гинекология

47. О болезнях девушек
48. О природе женщины
49. О женских болезнях
50. О бесплодии
51. О сверхоплодотворении
52. О семимесячном плоде
53. О восьмимесячном плоде
54. Об эмбриотомии

Детские болезни Резюме ко всем разделам

56. Афоризмы (Л, Н)

Биографические легенды

57. Письма
58. Декрет афинян
59. Речь при жертвеннике
60. Речь Фесалла о посольстве к афинянам

Учение

Следует отметить, что учение Гиппократовского корпуса в литературе неотделимо от имени Гиппократа. При этом достоверно, что не все, а только некоторые трактаты Корпуса принадлежат непосредственно Гиппократу. В связи с невозможностью вычленить непосредственный вклад «отца медицины» и противоречиями исследователей об авторстве того или иного трактата , в большинстве современной медицинской литературы всё наследие Корпуса приписывается Гиппократу.

Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку , отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». В произведениях Корпуса присутствуют одни из первых прообразов «историй болезни» - описаний течения заболеваний .

Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней. В то же время учение Гиппократа во многих случаях основывалось на неверных предпосылках, ошибочных анатомических и физиологических данных, учении о жизненных соках .

  • Преобладание желчи (греч. χολή , холе , «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» - холериком .
  • Преобладание слизи (греч. φλέγμα , флегма , «мокрота») делает человека спокойным и медлительным - флегматиком .
  • Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис , сангуа , «кровь») делает человека подвижным и весёлым - сангвиником .
  • Преобладание чёрной желчи (греч. μέλαινα χολή , мелэна холе , «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым - меланхоликом .

В произведениях Гиппократа имеются описания свойств сангвиников, холериков, флегматиков и очень беглое - меланхоликов. Выделение типов телосложения и душевного склада имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и выбором методом лечения больных , так как по Гиппократу каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям .

Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темперамента, в том, что он, по словам И. П. Павлова , «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты» .

Стадийность течения заболеваний

Заслугой Гиппократа также является определение стадийности в протекании различных заболеваний. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он ввёл понятие стадии болезни . Наиболее опасным моментом, согласно Гиппократу, являлся «кризис ». Во время кризиса человек либо умирал, либо природные процессы побеждали, после чего его состояние улучшалось. При различных заболеваниях он выделял критические дни - дни от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным .

Обследование больных

Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных - аускультации и пальпации . Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты, моча) при различных заболеваниях. При обследовании больного он уже пользовался такими приёмами как перкуссия , аускультация , пальпация , конечно, в самой примитивной форме .

Вклад в хирургию

Гиппократ также известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются способы применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа »), лечения ран , фистул , геморроя , эмпием .

Кроме этого Гиппократ описал правила положения хирурга и его рук во время операции, размещения инструментов, освещение при операции .

Диетология

Гиппократ изложил принципы рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью указал на необходимые диеты при различных заболеваниях .

Медицинская этика и деонтология

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну .

Клятва Гиппократа

1. Обязательства перед учителями, коллегами и учениками

Считать научившего меня этому искусству равным моим родителям, делиться с ним средствами и при необходимости помогать ему в нуждах, потомство его принимать как братьев и, по их желанию, учить их этому искусству, безвозмездно и без договора; наставления, устные уроки и всё прочее в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связанным обязательством и принесшим клятву по закону врачебному, но никому другому .

2. Принцип непричинения вреда

4. Отказ от интимных связей с больными

5. Сохранение врачебной тайны

Оплата врачебного труда

Вопрос об оплате врачебного труда в современном обществе является довольно актуальным.

При этом имеются две кардинально противоположные точки зрения об отношении самого Гиппократа к данному вопросу. С одной стороны, многие уверены, что согласно клятве Гиппократа врач обязан предоставлять помощь бесплатно. Оппоненты, ссылаясь на того же Гиппократа, приводят легенду о лечении некоего Анахерсита, согласно которой Гиппократ, оказав больному первую помощь, поинтересовался у родственников, способны ли те заплатить за выздоровление больного. Услышав отрицательный ответ, он предложил «дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучался» .

Ни одно из двух устоявшихся мнений не основано на достоверной информации. В клятве Гиппократа ничего не сказано об оплате труда врача. Также в сочинениях Гиппократовского корпуса, посвящённых медицинской этике и деонтологии, информация о лечении бедного больного Анахерсита отсутствует. Соответственно её можно воспринимать лишь как легенду.

В произведениях Гиппократовского корпуса присутствует несколько фраз, благодаря которым можно предположить отношение самого Гиппократа к данному вопросу:

Если ты поведёшь сначала дело о вознаграждении - ведь и это имеет отношение ко всему нашему делу, - то, конечно, наведёшь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании: быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасённых, чем наперёд обирать находящихся в опасности .

А иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы . Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно её доставить, ибо где любовь к людям, там и любовь к своему искусству .

Согласно вышеприведённым цитатам, предложение «а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы» лучше всего отражает отношение Гиппократа к вопросу об оплате врачебного труда.

Внешний и внутренний облик врача

В трудах Гиппократовского корпуса большое внимание уделяется внешнему виду врача. Гиппократ подчёркивает, что излишне весёлый врач не вызывает уважения , а излишне суровый теряет необходимое доверие . Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи жажда получения новых знаний, которые необходимо получать у постели больного, внутренняя дисциплина. При этом он должен обладать ясным умом, быть опрятно одетым, в меру серьёзным, проявлять понимание к страданиям больных. Кроме этого, он подчёркивает необходимость постоянного наличия под рукой медицинского инструментария, соответствующие оснащённость и вид врачебного кабинета .

Крылатые выражения

Многие из выражений Гиппократа стали крылатыми. Несмотря на то, что изначально они и написаны на древнегреческом, часто цитируются на латыни - широко использовавшемся в медицине языке.

Легенды

Из современников, Платон и Аристотель в своих сочинениях упоминают «самого великого врача-асклепиада Гиппократа». Благодаря дошедшему до наших дней сборнику трудов «Гиппократовскому корпусу», из которого лишь некоторые сочинения современные исследователи приписывают самому Гиппократу , можно судить об его учении.

Множество легенд и историй о жизни Гиппократа имеют неправдоподобный характер и не подтверждаются современными историками. Схожие предания существуют о другом знаменитом враче Авиценне , что также подтверждает их легендарный характер. К ним можно отнести легенду о том, как Гиппократ приехав в Афины , в которых свирепствовала чума , провёл ряд мероприятий, после которых эпидемия прекратилась. Согласно другой легенде при лечении царя Македонии Пердикки II Гиппократ диагностировал у него аггравацию - неумышленное преувеличение своего болезненного состояния .

К другим неподтверждённым историям следует отнести отказ Гиппократа покинуть Грецию и стать лечащим врачом самого царя империи Ахеменидов Артаксеркса . Согласно ещё одной легенде, граждане Абдер пригласили Гиппократа для лечения знаменитого древнегреческого философа Демокрита , посчитав того умалишённым. Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему человеческие дела на фоне великого мирового порядка. Гиппократ встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого заявил, что тот является одним из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. Эта история является первым упоминанием, когда общество потребовало подвергнуть медицинскому освидетельствованию на предмет «ненормальности» .

В противоположность преданиям, которые описывают Гиппократа идеальным врачом, умнейшим и принципиальным человеком, Соран Эфесский приводит легенду о постыдном поступке Гиппократа, согласно которой он сжёг асклепион (медицинский храм, в котором одновременно лечили людей и поклонялись богу медицины Асклепию) книдской школы, соперничавшей с косской. Византийский грамматик XII столетия Иоанн Цец трансформирует данную легенду об этом поступке. Согласно его сочинениям, Гиппократ сжёг храм не соперничающей книдской школы, а собственной косской, с тем, чтобы уничтожить накопленные в нём медицинские знания, оставшись таким образом единственным их обладателем .

Современные медицинские термины, в которых присутствует имя Гиппократа

Ноготь Гиппократа

Своеобразная деформация ногтей, более известная под названием «ногти в виде часовых стёкол » . Часто сочетается с колбовидным утолщением концевых фаланг пальцев рук - «пальцами в виде барабанных палочек ». Являются признаком гипертрофической остеоартропатии, возникающей при длительных нарушениях газового обмена на фоне хронических заболеваний лёгких (абсцесс лёгкого , бронхоэктазы, опухоли лёгких и др.). Такая деформация может быть отмечена также при врождённых пороках сердца (особенно при цианотической группе этих пороков), при хроническом септическом эндокардите , при билиарном циррозе печени .

Шум плеска Гиппократа

Маска Гиппократа

Термин «маска Гиппократа» стал крылатым, обозначая лицо умирающего больного. Впервые основные черты лица больного в крайне тяжёлом состоянии описаны в сочинении Гиппократовского корпуса «Прогностика»:

Вправление вывиха плеча по методу Гиппократа

Пострадавший лежит на спине. Хирург садится со стороны вывиха лицом к больному и берёт повреждённую руку за предплечье выше запястья . После этого вставляет средний отдел одноимённой с вывихнутой рукой стопы в подмышечную ямку. При этом наружный край среднего отдела стопы упирается в боковую поверхность грудной клетки , а внутренний - в медиальную поверхность верхней трети плеча . Образуется двусторонний рычаг , коротким плечом которого являются головка и верхняя часть плечевой кости, а длинным - средняя и нижняя трети плеча. Хирург начинает постепенно, без рывков, наращивать силу тяги по оси руки с приведением её к туловищу. В это время по принципу действия рычага головка плечевой кости постепенно выводится в суставную поверхность лопатки и становится на место. Плечевой сустав приобретает нормальную форму, восстанавливаются пассивные движения. После этого производится иммобилизация сустава .

Шапочка Гиппократа

Представляет собой повязку на голову. Накладывается с помощью двуглавого бинта или двух отдельных бинтов. Одним бинтом всё время делают циркулярные обороты через лоб и затылок, укрепляя ходы второго бинта, прикрывающей свод черепа от средней линии вправо и влево. Концы бинта связывают в затылочной области .

Литература

Переводы

Русские :

Английские :

  • В серии «Loeb classical library » сочинения изданы в 8 томах (№ 147-150, 472, 473, 477, 482) с приложением в том IV «О мире» Гераклита.

Французские :

  • Издание в серии «Collection Budé» не завершено. Hippocrate :
    • Tome II, 1re partie: L’Ancienne médecine. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 272 p.
    • Tome II, 2e partie: Airs, eaux, lieux. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 452 p.
    • Tome II, 3e partie: La Maladie sacrée. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2003. CXXXVIII, 194 p.
    • Tome IV, 3e partie: Epidémies V et VII. Texte établi et traduit par J. Jouanna, annoté par J. Jouanna et M. D. Grmek. 2e tirage 2003. CXLVIII, 463 p.
    • Tome V, 1re partie: Des vents - De l’art. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 352 p.
    • Tome VI, 1re partie: Du régime. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. XXXVI, 253 p.
    • Tome VI, 2e partie: Du régime des maladies aiguës. - Appendice. - De l’aliment. - De l’usage des liquides. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. 257 p.
    • Tome VIII: Plaies, nature des os, coeur, anatomie. Texte établi et traduit par M.-P. Duminil. 2e tirage 2003. 304 p.
    • Tome X, 2e partie: Maladies II. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 398 p.
    • Tome XI: De la génération. - De la nature de l’enfant.- Des maladies IV. - Du foetus de huit mois. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. 385 p.
    • Tome XII, 1re partie: Nature de la femme. Texte établi et traduit par F. Bourbon. 2008. 528 p.
    • Tome XIII: Des lieux dans l’homme- Du système des glandes. - Des fistules. - Des hémorroïdes. - De la vision. - Des chairs. - De la dentition. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. 318 p.

Исследования

  • Вольский С. Ф. Об Иппократе и его учении. С пер. на рус. яз. трех главнейших и подлинных его книг. - СПб. , 1840. - 251 стр.
  • Козлов А. М., Косарев И. И. Гиппократ и морально-этические проблемы медицины: Уч. пособие. М .: I ММИ. 1983. - 84 стр. - 1000 экз.
  • Жак Ж. Гиппократ. / Пер. с фр. (Серия «След в истории»). Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. 457 стр.
  • Солопова М. А. Vita brevis: к толкованию первого афоризма Гиппократа // Философские науки . 2012. № 1 (8). С. 5-25.

Примечания

  1. Гиппократ // Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б. В. Петровский. - 3-е изд. - М .: Советская энциклопедия, 1977. - Т. VI (Гипотиреоз - Дегенерация). - С. 37-38.
  2. Платон. Протагор (англ.) . Internet Classics Archive (380 г. до н. э.). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 12 ноября 2010.
  3. Платон. Федр (рус.) . сайт Грани (IV век до н. э.). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 1 декабря 2010.
  4. Аристотель. Часть седьмая. IV. 3 // Политика. - М .: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. - С. 242. - 1500 экз. - ISBN 978-5-17-065681-3
  5. //
  6. Гиппократ. Предисловие (С. Трохачёв) // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 3-42. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  7. Soranus Of Ephesus (англ.) . Britannica (2006). Архивировано
  8. Garrison Fielding H. History of Medicine. - Philadelphia: W.B. Saunders Company, 1966. - С. 92-93.
  9. Nuland Sherwin B. Doctors. - Knopf, 1988. - С. 7. - ISBN 0394551303
  10. HIPPOCRATES (англ.) . Britannica (1911). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 11 ноября 2010.
  11. Adams Francis. The Genuine Works of Hippocrates. - New York: William Wood and Company, 1891.
  12. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  13. , с. 19
  14. Margotta, Roberto. The Story of Medicine. - New York: Golden Press, 1968. - С. 66.
  15. Martí-Ibáñez Félix. A Prelude to Medical History. - New York: MD Publications, Inc, 1961. - С. 86-87.
  16. , с. 19-23
  17. , с. 4
  18. Гиппократ. Эпидемии. Кн. 1 Третий отдел // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 224-235. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  19. Гиппократ. Эпидемии. Кн. 3 // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 239-270. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  20. Jones W. H. S. Hippocrates Collected Works I . - Cambridge Harvard University Press, 1868. - С. 11.
  21. , с. 8-9
  22. , с. 93-94
  23. , с. 15
  24. , с. 67
  25. Leff Samuel, Leff Vera. From Witchcraft to World Health. - London and Southampton: Camelot Press Ltd., 1956. - С. 51.
  26. В. Д. Небылицын. Темперамент . Большая Советская Энциклопедия. Проверено 12 ноября 2010.
  27. Темперамент // Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б. В. Петровский. - 3-е изд. - М .: Советская энциклопедия, 1985. - Т. XXIV (Сосудистый шов - Тениоз). - С. 536-537.
  28. , с. 46,48,59
  29. Силуянова И. В. Актуальные вопросы биомедицинской этики // Всероссийский съезд православных врачей России . - Белгород, 28 сентября 2007 года.
  30. Гиппократ. Клятва // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 45-46. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  31. Бобров О. Е. Мифы и иллюзии клятвы Гиппократа . Союз противораковых организаций России. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 14 ноября 2010.
  32. Гиппократ. О благоприличии 5. // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 71. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  33. Гиппократ. Наставления 4. // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 80-81. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  34. Гиппократ. Наставления 6. // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 81. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  35. Гиппократ. О враче 1. // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 60. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3

Гиппократ является исторической личностью. Упоминания о «великом враче-асклепиаде» встречаются в произведениях его современников - Платона и Аристотеля. Собранные в т. н. «Гиппократовский корпус» 60 медицинских трактатов (из которых современные исследователи приписывают Гиппократу от 8 до 18) оказали значительное влияние на развитие медицины - как науки, так и специальности.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.

Происхождение и биография

Биографические данные о Гиппократе крайне разрознены и противоречивы. На сегодняшний день существует несколько источников, которые описывают жизнь и происхождение Гиппократа. К ним относятся:

  • труды римского врача Сорана Эфесского, родившегося более чем через 400 лет после смерти Гиппократа
  • византийский энциклопедический словарь Суда X века
  • произведения византийского поэта и грамматика XII столетия Иоанна Цеца.

Сведения о Гиппократе встречаются также у Платона, Аристотеля и Галена.

Согласно легендам, Гиппократ по отцу являлся потомком древнегреческого бога медицины Асклепия, а по матери - Геракла. Иоанн Цец даже приводит генеалогическое древо Гиппократа:

  • Асклепий
  • Подалирий
  • Гипполох
  • Сострат
  • Дардан
  • Хризамис
  • Клеомиттад
  • Теодор
  • Сострат II
  • Теодор II
  • Сострат III
  • Гносидик
  • Гиппократ I
  • Гераклид
  • Гиппократ II «отец медицины»

Хоть данная информация вряд ли достоверна, однако она свидетельствует о том, что Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов. Асклепиады являлись династией врачей, притязавшей на происхождение от самого бога медицины.

Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря.

Из произведений Сорана Эфесского можно судить о семье Гиппократа. Согласно его трудам, отцом Гиппократа был врач Гераклид, а матерью повитуха Фенарета. У Гиппократа было два сына - Фесалл и Драконт, а также дочь, чей муж Полиб, согласно древнеримскому врачу Галену, стал его преемником. Каждый из сыновей назвал своего ребёнка в честь знаменитого деда Гиппократом.

В своих трудах Соран Эфесский пишет, что изначально медицине Гиппократа обучали в асклепионе Коса его отец Гераклид и дед Гиппократ - потомственные врачи-асклепиады. Он прошёл обучение также у знаменитого философа Демокрита и софиста Горгия. С целью научного усовершенствования Гиппократ также много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по таблицам, которые вывешивались на стенах храмов Асклепия. Упоминания о легендарном враче от современников встречаются в диалогах Платона «Протагор» и «Федр», а также в «Политике» Аристотеля.

Всю свою продолжительную жизнь Гиппократ посвятил медицине. Среди мест, где он лечил людей, упоминаются Фессалия, Фракия, Македония, а также побережье Мраморного моря. Умер он в преклонном возрасте (по разным источникам, от 83 до 104 лет) в городе Ларисе, где ему был установлен памятник.

Гиппократовский корпус

Имя знаменитого врача Гиппократа, заложившего основы медицины как науки, связано с разнородной коллекцией медицинских трактатов, известной как Гиппократовский корпус. Подавляющее большинство сочинений Корпуса было составлено между 430 и 330 годами до н. э. Они были собраны в эллинистическое время, в середине III века до н. э. в Александрии.

Комментаторы данного сборника ещё в античное время (в частности, Гален) отметили неоднородность стиля и противоречивость содержания Гиппократовского корпуса. Одни предположили, что Гиппократ прожил очень долго и, следовательно, некоторые сочинения написал молодым, а другие в старости. Другие считали, что было целых семеро людей, членов семейства Гиппократа, труды которых также вошли в Гиппократовский корпус (среди них сыновья Фесалл и Драконт, зять Полиб).

Из них принадлежащими непосредственно Гиппократу исследователи признают от 8 до 18 сочинений. Согласно Трохачёву, среди историков медицины и исследователей Гиппократовского корпуса существует множество разногласий о принадлежности того или иного сочинения непосредственно Гиппократу. Трохачёв проанализирован работы четверых специалистов - Э. Литтре, К. Дейхгребера, М. Поленца и В. Нестле. Буквами Л, Д, П и Н соответственно отмечены трактаты, которые указанные авторы считают «истинно гиппократовыми».

Гиппократовский корпус состоит из следующих сочинений:

1. Клятва (Л)
2. Закон (Л)
3. О враче
4. О благоприличии
5. Наставление

6. Об искусстве
7. О древней медицине (Л)

8. Об анатомии
9. О сердце
10. О мясе
11. О железах
12. О природе костей
13. О природе человека (Д)
14. О семени
15. О природе ребёнка
16. О болезнях. Кн. 4
17. О пище
18. О соках (Д)
19. О ветрах
20. О кризисах
21. О критических днях
22. О седьмерицах
23. О воздухе, водах и местностях (Л, Д, П, Н)

24. О диете (Н)
25. О диете, или о сновидениях

26. Прогностика (Л, Д, П, Н) (др.-греч. ????????????, русский аналог - Прогнозирование)
27. Косские прогнозы
28. Предсказания

29. Эпидемии (Л, Д, П, Н)
30. О диете при острых болезнях. Кн. 1 (Л)
31. О диете при острых болезнях. Кн. 2
32. О страданиях
33. О болезнях. Кн. 1-3
34. О внутренних страданиях
35. О священной болезни (Д, П, Н)
36. О местах в человеке
37. Об употреблении жидкостей

38. О врачебном кабинете
39. О переломах (Л, Д, П, Н)
40. О вправлении суставов (Л, Д, П, Н)
41. Книга о рычаге (Л, Д, Н)
42. О ранах головы (Л)
43. О ранах и язвах
44. О геморроидах
45. О фистулах

46. О зрении

47. О болезнях девушек
48. О природе женщины
49. О женских болезнях
50. О бесплодии
51. О сверхоплодотворении
52. О семимесячном плоде
53. О восьмимесячном плоде
54. Об эмбриотомии

55. О прорезывании зубов

56. Афоризмы (Л, Н)

57. Письма
58. Декрет афинян
59. Речь при жертвеннике
60. Речь Фесалла о посольстве к афинянам

Учение

Следует отметить, что учение Гиппократовского корпуса в литературе неотделимо от имени Гиппократа. При этом достоверно, что не все, а только некоторые трактаты Корпуса принадлежат непосредственно Гиппократу. В связи с невозможностью вычленить непосредственный вклад «отца медицины» и противоречиями исследователей об авторстве того или иного трактата, в большинстве современной медицинской литературы всё наследие Корпуса приписывается Гиппократу.

Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку, отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». В произведениях Корпуса присутствуют одни из первых прообразов «историй болезни» - описаний течения заболеваний.

Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней. В то же время учение Гиппократа во многих случаях основывалось на неверных предпосылках, ошибочных анатомических и физиологических данных, учении о жизненных соках.

В Древней Греции времён Гиппократа существовал запрет на вскрытие человеческого тела. В связи с этим врачи имели весьма поверхностные знание об анатомии и физиологии человека. Также в то время существовали две соперничающие между собой медицинские школы - косская и книдская. Книдская школа фокусировала своё внимание на вычленении того или иного симптома, в зависимости от чего и назначалось лечение. Косская школа, к которой принадлежал Гиппократ, пыталась найти причину заболевания. Лечение состояло в наблюдении за больным, созданием такого режима, при котором организм сам бы справился с болезнью. Отсюда и один из основополагающих принципов учения «Не навреди».

Темпераменты

Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Согласно его учению, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх соков (жидкостей), циркулирующих в организме, - крови, желчи, чёрной желчи и слизи (флегмы, лимфы).

  • Преобладание желчи (греч. ????, холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» - холериком.
  • Преобладание слизи (греч. ??????, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным - флегматиком.
  • Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым - сангвиником.
  • Преобладание чёрной желчи (греч. ??????? ????, мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым - меланхоликом.

В произведениях Гиппократа имеются описания свойств сангвиников, холериков, флегматиков и очень беглое - меланхоликов. Выделение типов телосложения и душевного склада имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и выбором методом лечения больных, так как по Гиппократу каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям.

Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темперамента, в том, что он, по словам И. П. Павлова, «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты».

Стадийность течения заболеваний

Заслугой Гиппократа также является определение стадийности в протекании различных заболеваний. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он ввёл понятие стадии болезни. Наиболее опасным моментом, согласно Гиппократу, являлся «кризис». Во время кризиса человек либо умирал, либо природные процессы побеждали, после чего его состояние улучшалось. При различных заболеваниях он выделял критические дни - дни от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным.

Обследование больных

Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных - аускультации и пальпации. Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты, моча) при различных заболеваниях. При обследовании больного он уже пользовался такими приёмами как перкуссия, аускультация, пальпация, конечно, в самой примитивной форме.

Вклад в хирургию

Гиппократ также известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются способы применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа»), лечения ран, фистул, геморроя, эмпием.

Кроме этого Гиппократ описал правила положения хирурга и его рук во время операции, размещения инструментов, освещение при операции.

Диетология

Гиппократ изложил принципы рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью указал на необходимые диеты при различных заболеваниях.

Медицинская этика и деонтология

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну.

Клятва Гиппократа

«Клятва» (др.-греч. ?????, лат. Jusjurandum) является первым сочинением Гиппократовского корпуса. Она содержит несколько принципов, которыми обязан руководствоваться врач в своей жизни и профессиональной деятельности:

1. Обязательства перед учителями, коллегами и учениками

2. Принцип непричинения вреда

3. Отрицание эвтаназии и абортов

В мире не найдётся человека, не слышавшего о “Клятве Гиппократа”.

Но, мало кто интересовался, что за человек написал текст, который произносили, не одну эпоху, деятели медицины, приступая к исполнению своего святого долга, на благо людей.

Наша цель не только раскрыть Гиппократа, как личность, но и заглянуть в тайны медицины древней Греции.

Гиппократ - в переводе с латинского языка Hippocrates, а в переводе с греческого языка - Иппократис, древнегреческий врач, Отец медицины, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.

Гиппократ родился в 460 года до нашей эры в городке Меропис на острове Кос - юго-восток Эгейского моря. Он относится восходящему к Асклепию роду Подалирия, на протяжении восемнадцати поколений занимающемуся медициной.

Историками удалось обнаружить некоторые исторические документы, рассказывающие о детстве и юности древнегреческого врачевателя, но этих сведений не достаточно, чтобы раскрыть характер молодого Гиппократа.

Потомкам остались лишь предания, рассказы, легенды, повествующие его биографию. Имя Гиппократа, подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным именем.

Отец Гиппократа - Гераклид, мать - акушерка Фенарета.

Первым воспитателем Гиппократа и учителем в области медицины был его отец.

Начинал свою деятельность Гиппократ при храме. Еще, будучи двадцатилетним юношей, он уже пользовался славой превосходного врача.

Современники Гиппократа отмечали его гениальную наблюдательность, прозорливость, интуицию и логичность умозаключений. Все выводы его были основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых, как бы сами собою, вытекали и заключения.

Именно в этом возрасте получил посвящение в жрецы, что было необходимо тогда для врача.

Получив первоначальное медицинское образование, Гиппократ, стремясь пополнить знания и усовершенствовать искусство врачевания, приобрести новые навыки, отправился в Египет. В разных странах он не только изучал медицину по практике местных врачей, по обетным таблицам, которые всюду вывешивались в стенах храмов Эскулапа, но и собирал и систематизировал его.

Объездив Грецию, Малую Азию, побывав в Ливии и Тавриде, Гиппократ, познав разные школы врачевания, познакомившись с их методами, по возвращении на родину основал свою медицинскую школу.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы.

Рассматривая медицину и философию, как две неразрывные науки, Гиппократ старался их, и сочетать, и разделить, определяя каждой свои границы.

Он вывел медицину из темного эмпиризма - учения об опыте, под которым понималось направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и считающее, что содержание знания может быть представлено, либо как описание опыта, либо сведено к нему.

Очистив эмпиризм от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытною, экспериментальною стороною дела, положил начало её развитию.

Извечные традиции, запрещавшие вскрытие трупов, позволяли изучать анатомию и физиологию только на животных. Конечно, это не давало возможности, при всей врачебной наблюдательности Гиппократа глубоко изучить анатомию человека, в связи, с чем многие сведения его не соответствовали истинным знаниям. Тем не менее, Гиппократ уже знал о наличии желудочков в сердце, о крупных сосудах. Уже в те далёкие времена он понимал, что психическая деятельность человека связана с мозгом.

В соответствии с взглядами древнегреческих философов о строении окружающего мира Гиппократ и его ученики утверждали, что тело человека состоит из твердых и жидких частей. Главную же роль в организме человека играют четыре жидкости.

В книге «О природе человека» он так же выдвинул гипотезу о том, что здоровье основывается на балансе четырех телесных соков: крови, мокроты (слизь), желтой и черной желчи. Этим жидкостям он придавал животворную силу, определяющую здоровье. Говоря о их значимости в жизни человека Гиппократ так представлял своё суждение об этом: … “из них состоит природа тела, и через них оно болеет, и бывает здоровым”. Это были ещё примитивные взгляды на функцию организма, но в них уже отражались зародышевые знания о физиологии человека. Организм Гиппократ представлял как постоянно изменяющееся состояние, зависящее от определённого соотношения выше упомянутых жидкостей. Если их соотношение изменялось, и нарушалась пропорция гармоничного их сочетания, наступала болезнь. Если же все жидкости находятся в организме в состоянии гармонии и “…соблюдают соразмерность во взаимном смешении в отношении силы и количества”, то человек здоров. Это были первые предпосылки теоретического осмысления болезни и здоровья, которые явились отправным моментом в изучении этих сложнейших медицинских проблем.

Учения Гиппократа, как в области философии, так и в области медицины, вызывало огромный интерес и оказало большое влияние на представления гениальных умов, выдающихся деятелей медицины последующих эпох.

“Авиценна открыл новую тетрадь записей:

Греция… Опыт Книдской, Кносской, Сицилийско-Кротонской школ.

Знания их обобщены в Гиппократовском сборнике - конгломерате разных авторов разных времён.

Гиппократ ценен для Ибн Сины хирургией, стремлением к установлению общего диагноза, принципом лечения противоположным, а так же лечением язв, ран, свищей.

Изучает Ибн Сина и все виды повязок: круговые, спиральные, восходящие и так называемую ромбовидную шапку Гиппократа.

Особенно заинтересовало Ибн Сину учение Гиппократа о формировании человека внешней средой, о природном происхождении психических складов людей, о единстве природы и человека”.

“Люблю Гиппократа”, - подвёл итог Авиценна, - “но надо всё проверить”,

Наследство Гиппократа настолько велико, что известный издатель его сочинений Charterius потратил на составление и печатание его трудов 40 лет и всё своё состояние, исчисляемое в 50 тысяч лир.

Сегодня нам не надо проверять истинность трудов Гиппократа, тысячелетняя практика сама подтвердила гениальность его теорий.

Гиппократ признан родоначальником медицинской науки.

Свыше 100 медицинских сочинений собрано в так называемом “Гиппократовском сборнике”, Они приписываются по традиции величайшему врачу древности Гиппократу. В “Гиппократовский сборник” вошли сочинения не только Гиппократа и его учеников, но и врачей, представлявших иные направления древнегреческой медицины.

“Афоризмы” Гиппократа неоспоримы и актуальны до настоящего времени.

“Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу”. По-видимому, врагов у каждого из нас или совсем нет, или очень мало, поэтому ужин мы обычно съедаем сами, не смотря на теорию Гиппократа, заметившего неблагоприятное воздействие пищи принятой на ночь.

“У стариков меньше болезней, чем у молодых, но эти болезни уже на всю жизнь”.

“Брак - это лихорадка, которая начинается жаром, а кончается холодом”.

“Жизнь коротка, искусство вечно, случайные обстоятельства скоропреходящи, опыт обманчив, суждения трудны”.

“Что не излечивают лекарства, то излечивает железо; что не излечивает железо, то излечивает огонь; что не излечивает огонь, то излечивает смерть”.

В трудах Гиппократа, в его “Афоризмах”, можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по диете ребёнка. Но греческая медицина, несмотря на достаточно высокий для своего времени уровень развития не оставила систематизированного изложения сведений о ребёнке.

В трудах Гиппократа: “Переломы”, “Раны головы” “Вправление сочленений” подробно излагаются хирургические заболевания и их лечение, операции на различных органах. Его школе были известны основные принципы лечения переломов, вывихов.

Ознакомившись с данными трудами, можно сделать вывод, что хирургия в глубокой древности стояла очень высоко,

Большой интерес представляют высказывания Гиппократа о хирургии:

“Для желающих посвятить себя хирургии необходимо широко практиковаться в операциях, ибо для руки практика - лучший учитель”.

И тут же добавлял “Когда же имеешь дело со скрытыми и тяжёлыми болезнями, то здесь… нужно признать нужно, призвать на помощь размышление”.

Разные приемы перевязок, разработанные Гиппократом, имеющие место и в перевязочной хирургии нашего времени:

Круговая повязка - это наиболее простая форма бинтовой повязки. С неё начинают и ей заканчивают повязку, реже её применяют как самостоятельную повязку на участках тела цилиндрической формы.

Повязка спиральная может закрывать значительную часть тела, производя на неё равномерное давление, поэтому её применяют при серьёзных ранениях живота, груди, конечностей.

Возвращающаяся повязка, или так называемая “шапку Гиппократа” бинтовая повязка для закрытия свода черепа. Это довольно сложная повязка, её наложение требует специальных навыков.

В трудах Гиппократа упоминается о применении сухих повязок, повязок, смоченных вином, растворами квасцов, а также мазевых повязок с растительными маслами.

Гиппократ впервые описал картину острого воспаления суставов. Он ввёл термин “артрит”, образовавшиеся от слияния греческого слова “артрион” - сустав и окончания “ит”, указывающее воспалительный характер изменения в суставе.

Древние письменные документы Египта, Индии и Китая содержат упоминания о злокачественных опухолях у людей.

Большой вклад в развитие древней онкологии внёс Гиппократ.

Термин “рак”, как полагают, был присвоен Гиппократом опухолям, напоминающим по форме распространения, распускающиеся в стороны ножки омара. Это, прежде всего, относилось к раку молочной железы.

Термин “саркома” Гиппократ предложил для мясистых опухолей, заметив внешнее сходство некоторых из них с рыбьим мясом.

Необходимо отметить, что эта терминология используется в медицине по настоящее время.

В трудах Гиппократа встречаются указания на зачатки гинекологии.Одна из глав называется “О женских болезнях”. В этой главе Гиппократ описывает симптомы и диагностику смещений матки, воспаления матки и влагалища. Он рекомендует и некоторые хирургические вмешательства в гинекологии - удаление опухоли их матки с помощью щипцов, ножа и калёного железа.

При выборе методов терапии Гиппократ не только применял местное лечение, но и считал необходимым воздействовать на весь организм.

Гиппократ

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Гиппократ является исторической личностью.

Упоминания о «великом враче» встречаются в произведениях его современников - Платона и Аристотеля. Собранные в т. н. «Гиппократовский корпус» 60 медицинских трактатов (из которых современные исследователи приписывают Гиппократу от 8 до 18) оказали значительное влияние на развитие медицины - как науки, так и специальности. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.

Миллионы современных врачей во всем мире торжественно произносят клятву Гиппократа. Правда, есть два маленьких вопроса: а был ли на самом деле тот самый Гиппократ? И если был, то не принес ли он человечеству больше вреда, чем пользы?

Вопросы не так безумны, как это кажется на первый взгляд. Одним из первых их поставил американец Герберт Шелтон. О, это был уникальный человек! Он прожил почти сто лет и погиб в результате несчастного случая, в самом расцвете творческих замыслов и новых идей, будучи необыкновенно бодрым, веселым, здоровым и успешным человеком. Уже один этот факт, согласитесь, заслуживает некоторого уважения.

А кроме того, Шелтон - этот великий врач, философ, гуманист двадцатого века - был доктором медицины, педиатрии, хирургии, диетологии, философии, литературы... Написал более сорока научных трудов, переведенных на десятки языков, много лет председательствовал в Международном обществе гигиенистов, был главным редактором английского журнала "Гигиеническое обозрение". Еще задолго до своего неожиданного ухода Шелтон стал настоящим гуру для всех, кто стремится достигнуть здоровья естественными методами.

Методы и подходы натуральной гигиены кардинально расходятся с традиционной медициной. Понятное дело: одна сторона уповает на природные оздоровительные средства, другая - на лекарства. И эти два начала - уж простите за банальность - все равно что лед и пламень, кошка и мышка, жена и любовница. Они яростно и отчаянно борются на протяжении тысячелетий. А камень преткновения, в сущности, только один: так как все же вылечить больного человека?

Шелтон отмечает, что нынешняя западная медицина зародилась в греческих колониях Малой Азии на рубеже V-IV веков до н.э., "в период полного игнорирования анатомии, физиологии, патологии и других наук". И связана она непосредственно с именем якобы великого Гиппократа. Однако Шелтон категорично утверждает: культ этого ученого мужа был искусственно раздут. А работы, приписываемые Гиппократу, скорее всего, не содержат ни единой строчки, написанной им самим. Собственно говоря, наше знание об историческом Гиппократе почти полностью заимствовано у Платона. Но можно ли верить одному источнику?

Что же на самом деле известно? Около 460 года до н.э. на острове Кос в Малой Азии родился человек по имени Гиппократ, который в дальнейшем служил жрецом известного храма, а также занимался врачеванием. А через какое-то время появился миф о том, что Гиппократ - отец медицины. И это несмотря на то что медицинских трудов, принадлежащих его перу, фактически нет. В течение столетия ему просто приписывались медицинские работы, в основном созданные врачами медицинской школы на острове Кос, и кроме того, ранние греческие трактаты, которые были собраны воедино александрийскими учеными третьего века. Забавно, не правда ли?

Великий миф о Гиппократе, пишет Шелтон, создавался веками. "Поскольку рукописи прошлого, из которых почти все анонимные, были собраны в Александрийской библиотеке, читатели считали, что они обнаружили "доктрины Гиппократа" во многих анонимных рукописях V-IV веков до н.э. Даже в те дни некоторые исследователи оспаривали их авторство. Но с течением времени читатели становились все менее критичными, и собрание "трудов Гиппократа" продолжало расти, пока не стало включать почти все анонимные работы классического века Греции".

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Кстати, по поводу знаменитой клятвы Гиппократа, которую дают врачи. Ссылаясь на мнения историков, Шелтон пишет: "Знаменитая клятва Гиппократа есть всего лишь восстановление этических наставлений, сформулированных еще египетскими жрецами". При этом существует несколько вариантов клятвы, и все они, скорее всего, появились длительное время спустя после смерти Гиппократа.

Ну, хорошо, предположим, был такой великий врач Гиппократ, и все его труды написаны им собственноручно. Шелтон признает, что хотя в них и много чепухи, но "есть многое и от настоящей гигиены, свидетельствующее о том, что, кто бы ни были авторы этих трудов, они испытывали на себе влияние практической храмовой медицины".

Что имеется в виду? Вначале врачи гиппократовской школы активно использовали природные способы лечения - отдых, голодание, диету, упражнения, солнечные и водные ванны. А потом стали расширять применение тех магических веществ, которые позже стали известны как лекарства, наделив их медицинскими свойствами. И, отказавшись от средств природы, стали активно навязывать людям "жалкую рабскую зависимость от вызывающих болезни ядов. Лишь шаг за шагом лекарственная практика брала верх над умением регулировать образ жизни больного... Нарастающая агрессивность средств характеризовала эволюцию медицины с момента ее зарождения около IV века до н. э. Школа Гиппократа была преимущественно школой лекарственного лечения".

Следует отметить, что учение Гиппократовского корпуса в литературе неотделимо от имени Гиппократа. При этом достоверно, что не все, а только некоторые трактаты Корпуса принадлежат непосредственно Гиппократу. В связи с невозможностью вычленить непосредственный вклад «отца медицины» и противоречиями исследователей об авторстве того или иного трактата, в большинстве современной медицинской литературы всё наследие Корпуса приписывается Гиппократу.

Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку, отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». В произведениях Корпуса присутствуют одни из первых прообразов «историй болезни» - описаний течения заболеваний.

Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней. В то же время учение Гиппократа во многих случаях основывалось на неверных предпосылках, ошибочных анатомических и физиологических данных, учении о жизненных соках.

Во времёна Гиппократа существовал запрет на вскрытие человеческого тела. В связи с этим врачи имели весьма поверхностные знание об анатомии и физиологии человека. Также в то время существовали две соперничающие между собой медицинские школы - косская и книдская.

  • Книдская школа фокусировала своё внимание на вычленении того или иного симптома, в зависимости от чего и назначалось лечение.
  • Косская школа, к которой принадлежал Гиппократ, пыталась найти причину заболевания. Лечение состояло в наблюдении за больным, созданием такого режима, при котором организм сам бы справился с болезнью. Отсюда и один из основополагающих принципов учения «Не навреди».

Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темперамента, в том, что он, по словам И.П.Павлова, «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты». Заслугой Гиппократа также является определение стадийности в протекании различных заболеваний. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он ввёл понятие стадии болезни. Наиболее опасным моментом, согласно Гиппократу, являлся «кризис ». Во время кризиса человек либо умирал, либо природные процессы побеждали, после чего его состояние улучшалось. При различных заболеваниях он выделял критические дни - дни от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным.

Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных - аускультации и пальпации. Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты, моча) при различных заболеваниях. При обследовании больного он уже пользовался такими приёмами как перкуссия, аускультация, пальпация, конечно, в самой примитивной форме.

Гиппократ также известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются способы применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа»), лечения ран, фистул, геморроя, эмпием. Кроме этого Гиппократ описал правила положения хирурга и его рук во время операции, размещения инструментов, освещение при операции.

Гиппократ изложил принципы рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью указал на необходимые диеты при различных заболеваниях.

Таким образом, последователи Гиппократа заложили структуру, которой усердно следует современная медицина. Тут Шелтон очень категоричен: "Ныне медицину характеризует шарлатанство в той же мере, как и в дни Гиппократа... В его трудах можно найти слова, отражающие один из самых фатальных обманов, господствовавших в умах медиков. Этой лжи все еще придерживаются современные медики. Нет ничего более ужасного, чем практика, основанная на принципе: чем больнее пациент, чем отчаяннее его состояние, чем он слабее, тем больше у него потребность в радикальных средствах. Когда у больного снижается способность к сопротивляемости и его легко убить, врачи предлагают ему самое опасное лечение".

Таким образом, роль Гиппократа (мнимого или реального - неважно) очень велика. Именно после него произошел великий и окончательный раскол. Медицина безнадежно распалась на две части, отчаянно враждующие друг с другом: лекарственную и природную. И у той, и у другой есть грандиозные победы и отчаянные поражения. Какую выбрать - решайте сами.

Гиппократ о медицине

  • Брак - это лихорадка навыворот: он начинается жаром и кончается холодом.
  • Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей.
  • Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде - хороший признак; противоположное - дурной.
  • Врач - философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.
  • Всё хорошо, что в меру.
  • Всякий излишек противен природе.
  • Действие диетических средств продолжительны, а действие лекарств - скоропреходящи.
  • Душа человека развивается до самой смерти.
  • Жизнь коротка,
    А путь искусства долог,
    Удобный случай скоропреходящ
    Эксперимент опасен и сужденье
    Сложно.
  • Исцеление - это дело времени, но иногда это также дело возможности.
  • Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так и гимнастика очищает организм.
  • Лечит врач болезни, но излечивает природа.
  • Медицина поистине самое благородное из всех искусств.
  • Некоторые больные, несмотря на сознание обречённости, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача.
  • Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступить меру природы.
  • Первая заповедь врача: Не навреди!
  • Противоположное излечивается противоположным.
  • Сгорая сам, свети другим всегда (врачам).
  • Сколько звезд на небе, столько обманов хранит женское сердце.
  • Старики болеют меньше, чем молодые, но их болезни кончаются лишь вместе с жизнью
  • Хочешь быть настоящим хирургом - следуй за войском.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»