Иерусалимская икона божией матери. Иерусалимская икона Божией Матери — описание, о чем молятся

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

какие чудеса творит самый старинный и известный образ Богородицы

Празднование в честь «Иерусалимской» иконы Божией Матери отмечается 25 октября. Именно эта икона, написанная святым Евангелистом Лукой через 15 лет после , изображает прижизненный лик Богородицы.

«Иерусалимская» икона в храме Успения Пресвятой Богородицы на Святой Земле. Фото azbyka.ru

История «Иерусалимской» иконы Богоматери

Долгое время образ, который должен был оберегать и защищать иерусалимскую общину, хранился в храме Воскресения Христова. В V веке икона была перенесена в константинопольский собор Богоматери и, по свидетельствам очевидцев, спасла город от захвата скифами. Жители Константинополя молились у святыни, и город смог выстоять.

К иконе приезжают с надеждой на . Молитва у лика Богородицы, в первую очередь, помогает излечить паралич и болезни глаз, в том числе и слепоту.

Кроме этого нередко у «Иерусалимской» иконе Божией Матери можно встретить тех, кто находится в сложной жизненной ситуации, или в унынии. Но приходит она на помощь только верующим, кто искренне молится и живет с Богом в сердце.

Едва ли где можно встретить тех торжественных встреч и проводов чудотворных икон, как это наблюдается при чудотворной иконе Иерусалимской Божией Матери. Какая бы ни была погода - или самая жаркая, в летнее время, или холодная, осенью, - народ тысячами идет встречать Бронницкую Иерусалимскую Божию Матерь. Множество хоругвей, тысячи богомольцев, звон колоколов, а во главе крестного хода, как бы в воздухе, идет на плечах богомольцев величественная икона Богоматери.

Свидетельство очевидца

По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо.

При византийском императоре Льве Великом (457-474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575-641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии - Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.

В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».

Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская - эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.

В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

На утешение москвичам осталось два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, что располагалась в жилых палатах московских царей. В Успенском соборе она помещалась за патриаршим местом. На полях этого списка были изображения святых апостолов Павла, Петра, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.

Второй список Иерусалимского образа пребывает в никогда не закрывавшемся храме Рождества Христова в Измайлове. Его принесли сюда из соседнего Покровского собора царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове. Словно предчуствуя, что столица лишится первого образа чудотворной иконы, московские государи в свое время велели писать с нее списки и ставить в своих домашних храмах.

Иерусалимская икона велика в своих размерах и потому тяжела. Во время крестных ходов ее с трудом могут нести восемь человек. По бокам ее ковчега также изображены апостолы и трое мучеников. В отличие от прочих списков, на измайловском персты благославляющей десницы Спасителя сложены именословно.

Особенной любовью москвичей Иерусалимская икона из Измайлова была окружена с 1866 года, когда крестный ход с ней избавил от холеры жителей сел Нагатино, Новинки и Дьяково близ Коломенского. В прежние годы от Пасхи до 12 октября эту икону носили крестным ходом по всей московской округе. 12 октября совершался праздник Иерусалимской иконе. Ныне в измайловском храме ежевоскресно читается акафист Иерусалимской иконе Богородицы.

Еще один местночтимый список Иерусалимской иконы находился в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, однако следы его утеряны. Такова же судьба и чудотворного списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни, что располагась прямо напротив города Юрьевца, близ устья реки Унжи (ныне Ивановская область). Эта обитель давно уже скрыта под водами Горьковского водохранилища. Кривоозерский список был написан в 1709 году иноком Корнилием, до пострижения известным под именем царского иконописца Кирилла Уланова. Список этот прославлен многими чудесами. Чудотворные списки Иерусалимской иконы имелись также на Волыни (село Онышковцы близ города Дубно), над царскими вратами Покровского собора русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, в Гамалеевом Рождественно-Богородском монастыре близ города Шостка, в подмосковных Бронницах.

В центре Бронниц находится храм, построенный в 1840 году и посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится точный список с московской чудотворной из Успенского собора.

Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. В 1866 году холера появилась и в Подольске. Тогда объятые страхом жители Подольска обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой отпустить к ним знаменитую чудотворную московскую Иверскую икону. Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и образ возили по городу. Московский владыка благословил вместо Иверской взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону из Бронниц. 12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Встречать ее вышли тысячи людей. И чудо произошло! В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память об этом благодарные подольчане стали ежегодно 12 августа с великим торжеством приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. С нее сделали точный список и новый образ поместили в Троицкий собор Подольска.

Ежегодный сорокаверстный крестный ход с Иерусалимской иконой стал, пожалуй, одним из наиболее замечательных событий в церковной жизни Подольска.

Наиболее прославлен список Иерусалимской иконы Богородицы, дарованный святителем Московским Филаретом через посредство известного Христа ради юродивого Ивана Степановича в 1855 году Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии. В 1873 году там состоялось освящение храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Глубоко чтилась в обители и знаменитая икона Иерусалимская (Бронницкая), не раз бывавшая в этом монастыре. В 1892 году жители Бронниц в дар строящемуся в монастыре Воскресенскому собору подарили точную копию чудотворной Иерусалимской Бронницкой. Два монастырских праздника были связаны с Иерусалимской иконой: 8 августа - день перенесения образа из Бронниц и 12 октября - главный праздник чудотворной Иерусалимской.

В 1911 году обитель посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. Монастырь быстро приобрел в Подольском крае славу духовного, благотворительного и образовательного центра. После переворота 1917 года власти запретили крестный ход с Иерусалимской Бронницкой иконой. Недалеко от Крестовоздвиженского монастыря располагалось имение Горки, в котором поселился Ленин. Не удивительно, что обитель вскоре закрыли, а всякое упоминание о ней исчезло из печати. Но промыслительно, что она одной из первых будет вновь открыта в начале 1990-х годов. Ныне это ставропигиальный монастырь, пребывающий под прямым управлением Патриарха Московского и всея Руси. Вновь звучит здесь молитвенное пение, обращенное к Иерусалимской иконе - Наставнице, Путеводительнице всех православных христиан.

Тропарь, глас 4

Богорадованная Владычице, препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, всемилостивая о всем мире Ходатаице! Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о Всепетая Царице Богородице, да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит, и от грехов всяких свободив, Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет: велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши и вся от Него испросити можеши, едина во веки Преблагословенная.

Тропарь, глас 3

Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Иерусалимская нам, Владычице, показася. Пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Молитва

Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, Прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.



24 / 10 / 2005

Некоторые образы Божией Матери имеют очень древнюю историю, которая часто тесно переплетается с Российской. Такова «Иерусалимская» икона Божией Матери. Согласно преданию, автором ее был сам апостол Лука, следовательно, известен образ уже почти две тысячи лет.


История появления

Многим хочется знать, как на самом деле выглядела Божия Матерь, возможно, ее современники предугадали желание потомков. Евангелист Лука написал с Девы Марии несколько икон. Именно этот образ готовился для общины христиан в Иерусалиме, откуда он и усвоил свое название. Предание называет годом создания иконы 48 г. н. э. - прошло почти 15 лет после Вознесения, еще не было написано Евангелие, но история Церкви творилась.

Считается, что именно возле этой иконы преподобная Мария Египетская услышала призыв к покаянию. Множество других чудес сопровождало образ в течении веков. Иерусалимская святыня проделала долгий путь.

  • Перенесена в Константинополь (во время правления Льва Великого, 5 век). Во время нападения скифов весь народ молился перед Иерусалимской иконой Божией Матери, враги отступили.
  • Образ перенесли в главный Византийский храм (Влахернская церковь), там он оставался триста лет.
  • В 988 г. образ был подарен великому князю Владимиру, который перенес его в Корсунь, затем в Киев. Когда новгородцы тоже приняли крещение, образ перешел им в дар.
  • Во второй половине 16 в. Иван Грозный поместил Иерусалимскую икону в Успенский собор г. Москвы. Там она находилась до наполеоновского нашествия, во время которого исчезла.
    В Успенском храме икона располагалась в южной части иконостаса, затем в западной. В начале 18 в. ее обновили, сделали новый драгоценный оклад. На его полях находились апостолы и мученики. Возможно, оклад стал причиной, по которой святыню решили похитить.

Долгие годы считалось, что французы вывезли образ в Париж, однако на официальный запрос, сделанный в 70-х годах прошлого столетия, пришел ответ, что такой иконы в музеях Франции нет. Сегодня в Кремле находится список, в серебряном окладе. Он сделан, вероятно, во время обновления оригинала.


Отличительные черты

Иконографический тип иконы Божией Матери Иерусалимская описывается специалистами как «Путеводительница». По исполнению очень похож на Грузинскую, да и многие другие образы написаны подобно ему - , . Матерь Божия изображена по пояс, поддерживает Сына правой рукой (он может находиться и с другой стороны в прочих вариантах «Одигитрии»).

Богомладенец корпусом и ликом обращен к Матери, голова поднята. В левой руке Он держит знак ведения, знания (свиток), правая поднята в благословении. Сложение пальцев - двуперстное. Лицо Божией Матери направлено к Сыну, голова склонена, рука прижата к груди. Этот безмолвный диалог на Иерусалимской иконе имеет глубокое богословское значение.

На иконах изображаются жесты и позы, таящие не буквальный, а духовный смысл. Господь поворачивает лицо к Матери в знак своей любви, внимания к ней. Единение Бога и человека в полной мере представлено здесь, в виде Христа и Марии. Полностью усвоив от нее человеческую природу, Он остался и Богом, одним из лиц Святой Троицы.

Великий Бог смирил Себя настолько, что явился как обычный слабый младенец, полностью зависящий от земной женщины. А сама она стала проводником в мир людей, при этом сумев показать все лучшие человеческие качества. Прижатая рука на образном языке иконописи означает глубокое сопереживание - разве может мать не чувствовать всю боль, которая достается на долю Сына?

Ее душа была пронзена множеством мечей в тот день, когда Он умирал на кресте. Но терпение и смирение позволили Деве Марии с достоинством пройти свой путь. Это она предлагает сделать каждому, потому что в конце ждет достойная награда - вечность со Христом. Все это подготовленный зритель может понять лишь по одному жесту.

Есть несколько видов Иерусалимской иконы:

  • С изображениями на полях - это могут быть апостолы, мученики. Они не являются частью композиции, как бы парят слева и справа
  • С предстоящими святыми - праведные родители Св. Марии, Иоаким и Анна.

Чудеса Иерусалимской иконы Божией Матери

За многие столетия существования, образ прославился различными чудесными явлениями. В чем она помогала верующим? По молитвам у иконы Божией Матери «Иерусалимская» были остановлены две страшные эпидемии - чумы (1771 г.) и холеры (1866 г.). Тогда икона находилась в Москве. Сами жители просили о возможности совершить молебны около святыни. Тогда ее пронесли по разным селам (Коломенское, Сабурово и др.). По окончании процессии эпидемия прекратилась.

Почитаемые списки

Оригинальную икону не удалось сохранить, но в России осталось несколько чтимых списков, тоже довольно древних, хотя и намного «моложе» того образа, что был написан евангелистом. Одной из святынь обладает храм Рождества в Измайлове. Сначала икона находилась в царской усадьбе - как будто предвидя потерю, государи вовремя велели делать копии чудотворного Иерусалимского образа.

Список большого размера, поэтому тяжелый - его с трудом могут поднять 8 человек. По сторонам композиции - апостолы и мученики. Измайловская икона отличается тем, что персты Спасителя сложены по-другому. В храме еженедельно поется акафист в память о чудесах, которые были вымолены жителями Москвы у Царицы Небесной.

Чтимые списки находятся также и в других храмах:

  • г. Бронницы, Новый Иерусалим (Московская область);
  • Церковь Живоначатльной Троицы (Москва);
  • Церковь Воскресения Христова (Москва);
  • в Афонском Пателеимоновском монастыре.

Российские храмы во имя иконы

Почитание Богородицы на земле русской таково, что во имя ее святых икон выстроено множество церквей. Одна из красивейших архитектурных достопримечательностей Москвы - храм Иерусалимской иконы, работы архитектора С. Воскресенского. Приходу был выделен участок земли, но церковь строилась частями, на пожертвования горожан. Полностью работа была закончена в 1915 г.

Вместительный храм отличал не только прекрасный устремленный вверх купол, но и оригинальный высокий иконостас. Новая власть, однако, не нуждалась в церкви, ее решено было реконструировать под фабрику. В 50-е здесь располагался завод. Только в 1996 г. историческое здание вернули Церкви, храм за Покровской заставой стал Патриаршим подворьем. Также здесь находится представительство Иерусалимского женского монастыря, ведется благотворительная деятельность.

На святой земле, возле Гефсиманского сада, где прошли последние свободные часы земной жизни Спасителя, находится Гефсиманская Иерусалимская икона Богородицы. Именно здесь пребывало тело Царицы Небесной после ее успения. Гроб Божией Матери расположен в небольшой пещере, где теперь православная часовня. Туда ведет очень узкий проход. Чудотворный образ находится под позолоченной ризой, в массивном каменном киоте. Возле него неутомимые монахи регулярно возносят молитвы.

Молятся у Иерусалимской иконы Божией Матери о том, о чем больше всего болит душа. Пресвятая Дева может совершить много чудес:

  • Защищает дом (не только в узком значении, но и родное государство) от нападений врагов, бандитов.
  • Уберегает от стихии.
  • Сохраняет достаток и мир в семье.
  • Исцеляет различные болезни, в том числе те, которые не поддаются лечению современными медикаментами. Известны случаи прозрения, выздоровления от паралича.

Только для чуда недостаточно наличия иконы. Необходимо иметь твердую веру, воспитать ее в себе при желании может каждый. Тогда любая икона сможет стать «окном в другой мир», будет приносить радость общения с Господом.

Молитвы Иерусалимской иконе Божией Матери

Тропарь

Твоего предстательства уверение / и милосердия Твоего явление / икона Иерусалимская нам, Владычице, показася / пред нею же души наша в молитве изливаем / и верою Тебе вопием: / воззри, Милосердая, на люди Твоя, / вся скорби наша и печали утоли, / утешение благое в сердца наша низпосли / и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Кондак, глас 5

Не отрини, о Милосердая Мати, слез и воздыханий наших, но прошения наша милостивно приимши, пред Иерусалимскою иконою Твоею молящихся людей веру укрепи, умилением сердца их исполни, и крест земнаго жития нести им помози, елика бо хощеши можеши.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Молитва первая

О Пресвятая и Преблагословенна я Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла.

О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящий исцели, скорбящыя уте-ши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Тайн при-частницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой через пятнадцать лет после Вознесения Спасителя.

Иерусалимская икона Божией Матери: как она появилась?

В Россию Иерусалимский образ Божией Матери попал в год Крещения Руси в качестве подарка из Константинополя святому равноапостольному князю Владимиру, крестившемуся в городе Корсуни (нынешний Херсонес) и обвенчавшемуся там же с Анной, сестрой константинопольских императоров Василия и Константина. Дальнейшая история чудотворного образа связана с городами Киев, Новгород, Москва и – Париж, куда, по некоторым сведениям, святыня была увезена французами, захватившими в 1812 году Москву и разграбившими, осквернившими соборы, церкви Кремля. (Согласно другим сведениям, она хранится в Ватикане, но весомых доказательств как первой, так и второй версии нет).

В Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре, что в селе Лукино Домодедовского района Подмосковья, и в представительстве этой обители в столице – Патриаршем подворье храма Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой – 25 октября отмечается престольный праздник. Однако не всем прихожанам известна в подробностях история святыни своего храма. А обе эти истории (что в сельском монастыре, что в московской церкви) полны драматических моментов, наглядно свидетельствующих о том, как Господь через людей выражает Свою волю: «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 13).

Летом 2001 года монахиня Екатерина (Чайникова) была назначена настоятельницей Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря. Вникая в дела обители, она узнала, что чудотворную икону Божией Матери Иерусалимская возвратили в монастырь настоятель и прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы из села Большое Мячково еще в 1993 году. Рассказывали также, что ее чудом удалось сохранить в годы советской власти. Кто участвовал в этом чуде, матушка Екатерина узнала чуть позже. А тогда она, новая настоятельница, увидела разрушенный Иерусалимский храм. Главная его святыня – чудотворный образ – стояла в коридоре настоятельского корпуса… Первое, что матушка Екатерина с сестрами стала делать по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, это реставрация Иерусалимского храма. Так хотелось, чтобы святыня скорее заняла свое место – там, где она была прежде!

Вот что рассказала сама игумения Екатерина:

– Средства на реставрацию требовались огромные. Но Святейший Патриарх Алексий сумел привлечь различные реставрационные фонды, и 25 октября 2001 года состоялось великое освящение храма. Я даже тогда пошутила на эту тему, когда мне дали приветственное слово. Сказала: «Ваше Святейшество, вот губернаторы или главы администрации отчитываются о своих первых 100 днях на новом посту. Мы тоже можем отчитаться и сообщить, что храм Иерусалимской иконы Божией Матери был восстановлен за 95 дней». Святейший Патриарх Алексий, добрый и милостивый, все понимал, и эту мою шутку он принял благосклонно. Конечно, трудиться многим пришлось днями и ночами. Иногда встреча с архитекторами назначалась, например, на два часа ночи, чтобы не торопясь, в тишине можно было детально обговорить, какой иконостас успеем сделать за двадцать дней. И ночью же рисовали наброски, эскизы, помня слова Его Святейшества, что временный иконостас он не будет освящать – только постоянный. Казалось, задача очень непростая, но к празднику в честь Иерусалимской иконы Божией Матери все было готово.

Видя столь ревностные труды настоятельницы и сестер по возрождению обители, к матушке Екатерине обратилась прихожанка довольно преклонного возраста – Зинаида Ильинична. Пришла на прием. Пожилая женщина сильно переживала, что уйдет из этой жизни и вместе с ней уйдет история о том, как удалось спасти чудотворную икону, когда в годы Великой Отечественной войны пришел приказ монастырские здания подготовить под госпиталь – очистить от того, что в них находится, и поступила команда комиссара: «Все бросить в костер!» Местночтимая икона Иерусалимской Божией Матери находилась в Крестовоздвиженском храме, превращенном в склад, где лежали запасы дров, угля, торфа. А икона, большая по размеру, написанная на кипарисовой доске, служила поддоном для складирования дров, угля и торфа. Ликом ее положили вниз, на тыльную сторону накидывали материал для топки. Зинаида Ильинична в молодости работала в санатории ВЦСП, в который переоборудовали монастырь. Была истопником. Старший истопник (как все ее звали, баба Настя) однажды сказала: «Зинка, ты посмотри, по какой доске ходишь!» Она беззаботно ответила: «Доска и доска. Что в ней такого?» – «Да не доска это, – строго произнесла баба Настя. – Это икона Божией Матери».

Зинаида Ильинична сказала матушке, что теперь она каждый день приходит в храм, чтобы поклониться Царице Небесной и испросить у Нее прощение за то, что в молодости вольно или невольно топтала лик Божией Матери кирзовыми сапогами.

– И правда, она прожила долгую жизнь, 93 года, – продолжила игумения Екатерина, – при этом почти до самой кончины каждый день приходила на службу. Войдя в храм, клала земной поклон перед образом Царицы Небесной.

…Когда во время расчистки Крестовоздвиженского храма Иерусалимскую икону Божией Матери подняли с пола и по приказу комиссара понесли в костер, старший истопник баба Настя встала на пути военных с распростертыми руками: «И меня вместе с ней туда бросьте!» По законам военного времени ее могли бы расстрелять на месте без суда и следствия, однако она не побоялась встать на защиту святыни. И мужество одной женщины, может, необразованной, может, не столь сильной физически, помогло спасти святыню. Комиссар сказал: «Делайте, что хотите, но чтобы я больше не видел икону». Баба Настя тут же позвала свою сноху, внучонка. И, по рассказу Зинаиды Ильиничны, они втроем волоком потащили икону в деревню Лукино, спрятали в стогу сена, а уже ночью стали смывать с нее грязь, принося в ведрах воду из деревенского колодца. При этом строго-настрого запретили мальчику рассказывать о месте нахождения иконы кому-то из своих товарищей или взрослых односельчан. Не сразу смогли найти священника, готового принять святыню в свой храм, затем нашли – километрах в пятидесяти от села Лукина, за Москвой-рекой. Тайком, ночью на подводе повезли икону в Верхнее Мячково. И она там пробыла пятьдесят лет… Все это рассказала матушке Екатерине прихожанка Зинаида Ильинична.

А если углубиться в раннюю историю местночтимого образа, то надо сказать, что его благословил сестрам Флоро-Лаврской общины святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. На тот момент община, имевшая статус женской богадельни, находилась в селе Старый Ям, где сестрам было очень тесно. Они обратились к владыке Филарету с просьбой помочь им решить вопрос с помещениями. Митрополит приехал, познакомился с их жизнью и сказал, что это не богадельня, это – монастырь! Потому как уже тогда женщины, жившие в этой богадельне, вычитывали правила, совершали богослужебный круг подобно монастырскому, но не имели право совершать постриги. В 1870 году община переезжает в село Лукино, однако статус монастыря и благословение Священного Синода о переименовании ее во второклассный Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь она получает в 1887 году, уже после смерти святителя. Иерусалимский – по наименованию иконы, а Крестовоздвиженский – по наименованию первого храма, который был в имении помещицы Головиной. Александра Петровна Головина похоронила мужа, похоронила трех своих детей и, приближаясь к вечности, хотела, чтобы в ее храме-часовне Воздвижения Креста Господня ежедневно совершалась служба с поминовением близких усопших. Результатом бесед с митрополитом Филаретом стало то, что помещица передала сестрам женской общины свое имение. После того, как Александра Петровна подписала все документы, сестры пришли ее поблагодарить за столь великий дар и застали последние минуты жизни благодетельницы… Сегодня чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери находится в северном приделе восстановленного храма. Этот придел, по свидетельствам историков, был устроен специально для образа Божией Матери, которым митрополит Филарет благословил сестер на создание обители.

– Величайшим чудом я считаю то обстоятельство, что Матерь Божия столько лет была в поругании, в унижении – ее святой образ топтали ногами, но после его спасения Милостивая Заступница продолжает помогать людям, – заметила игумения Екатерина. – Это Божие милосердие не поддается никакому человеческому осмыслению. Можно только благодарить Спасителя за Его милость и благодеяния, посылаемые Им каждому из нас.

И благодарят Иисуса Христа, Который по молитвам Его Пречистой Матери помогает укрепить силы, духовные и телесные, многие прихожане монастыря и родители, приезжающие со своими ребятишками в Российский реабилитационный центр «Детство», что находится рядом. Как-то матушке-настоятельнице пришло письмо от родителей из другой области, написавших, что они были со своим ребенком в этом центре и во время курса лечения посещали монастырский храм, где молились перед чудотворным образом Иерусалимской Божией Матери. А по возвращении домой случилось чудо: их малыш, совсем не ходивший, начал резво вставать на пяточки! Матушка Екатерина точно не знает, тот ли это случай или нет, но ей припомнилось, как однажды во время службы в церкви какой-то ребенок из реабилитационного центра вдруг пополз на коленочках к иконе. Мама пыталась удержать сынишку, но матушка подошла к ней и тихонько сказала, что не надо этого делать. Пусть мамочка только смотрит за тем, чтобы малыш не перевернул подсвечник, не ударился, а так пускай он к святыне доберется самостоятельно. И он подполз и попытался своими ручками достать до образа. Читать письмо обрадованных, воодушевленных надеждой родителей было радостно. Как и другое – от бабушки одной девочки. Она сообщала игумении, что по молитвам перед чудотворным образом Иерусалимской Божией Матери в монастыре у ее внучки Машеньки вскоре исчезло со щеки большое красное пятно на лице неизвестного происхождения, которое медики не брались лечить и потом никак не могли взять в толк, как оно вдруг взяло и пропало!

А одна знакомая матушки-настоятельницы по имени Людмила поведала ей, что она почувствовала сразу же после того, как опустилась на колени перед чудотворным образом в Крестовоздвиженской обители. У Людмилы очень сильно болели ноги. И она предупредила своего мужа, что сейчас встанет на колени перед иконой, помолится, а он пусть поможет ей подняться. Женщина, по ее рассказу, не просила помощи, не просила исцеления, только тихо произнесла: «Матерь Божия, прости меня, ведь я такая грешная, такая грешная!» И незаметно для себя встала с колен без помощи мужа. Также не заметила, как села в машину. Прежде она садилась в автомобиль, затем руками ставила туда одну ногу, вторую – такие у нее были проблемы со здоровьем. Но в этот раз спокойно так села! Приехав домой, она свободно вышла из машины, что прежде давалось ей с трудом. Увидев удивленный взгляд своего мужа, Людмила поняла: произошло чудо. Вначале эту историю она поведала своему духовнику и спросила, может ли рассказать обо всем матушке-игумении монастыря. Получив благословение, приехала через две недели в обитель и рассказала. Что было дальше? Год или чуть более Людмила ходила, забыв про боль в ногах, потом они снова о себе напомнили.

– Понимаете, Господь нам показывает, что есть чудо, но и вспомним Его слова, которые мы читаем в Евангелии от Иоанна: «Иди и больше не греши». Однако мы люди грешные, впадаем в какой-то соблазн, искушение. Хорошо, если спохватываемся, каемся и встаем на путь исправления. А если грех побеждает нашу природу, то неудивительно, что человека одолевает не только духовная слабость, но и слабость физическая, физические немощи, – продолжила матушка Екатерина.

Она рассказала и об удивительной истории, связанной с иконой в храме Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой Патриаршего подворья – представительстве Крестовоздвиженского ставропигиального женского монастыря в селе Лукине. Когда в этом храме, переданном Русской Православной Церкви, начали служить молебны, читать акафисты, то остро встал вопрос, где взять образ Иерусалимской Божией Матери. Матушка Екатерина написала письмо своей сестре, подвизающейся в Горненском женском монастыре в Иерусалиме. Но так как письмо шло долго, пока суть да дело, она отправилась в Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь в село Лукино к настоятельнице – монахине Фомаиде. Приехала, рассказала о восстанавливающемся храме в столице и попросила иконку и акафист. Матушка Фамаида ответила, что копии с местночтимого образа у нее нет, а есть только маленькая открытка с образом Иерусалимской Божией Матери. Эту открыточку и один акафист Пресвятой Богородице монахиня Фомаида отдала (пути Господни неисповедимы!), как оказалось, будущей игумении этой сельской обители.

А дальше… Дальше случилось еще одно чудо, свидетельницей которого стал матушка Екатерина. В одном из близлежащих к храму домов жила женщина, которая прежде была регентом в храме на Таганке, и батюшка благословил ее взять для келейного пользования икону Иерусалимской Божией Матери. Это был подарок благочестивой женщине. Та икону взяла, молилась перед ней, не ведая, что неподалеку открылась церковь, потому что еще на воротах оставались пятиконечные звезды, и местные жители знали: тут был закрытый завод, затем – коммерческая организация. И вот однажды, молясь перед иконой, женщина, по ее рассказу, услышала словно бы внутреннее внушение: «Отнеси икону в храм!» Она мысленно подумала: «Икона моя, я получила на нее благословение и почему теперь должна куда-то ее нести?» Второе внушение она услышала и тоже проигнорировала. А в третий раз, услышав грозный голос: «Отнеси икону в храм!» – и строптиво подумав: «Да никуда я ее не понесу», – увидела, что стены панельного дома затряслись как при землетрясении: затряслись все иконы в келье. И женщина в страхе закричала: «Господи, отнесу, отнесу. Куда нести, не знаю, но отнесу!» Разузнав, где находится только что открывшийся храм, женщина договорилась со своими подругами, друзьям, что они понесут икону все вместе. Собрались, зажгли свечи и с пением «Богородице Дево, радуйся…» пошли по улице. А в храме икона замироточила.
– Причем принесли они икону накануне праздника Сретения Господня, – сообщила игумения Екатерина, – а храм закрыли как раз на Сретение – в 1935 году. То есть Матерь Божия явила нам великую милость мироточением Своего образа. И такое благоухание исходило от миро, что словами его описать нельзя. Мироточение было обильное. Когда здесь стали разбирать офисные кабинеты, оставшиеся в храме после банка, то убирали икону в какую-то комнатку, чтобы можно было в течение недели заниматься строительными работами. Только представьте: уже на подходе к двери той комнаты чувствовалось благоухание, в котором множество дивных ароматов соединились в один. Какое благоговение мы при этом испытывали! Все внутри трепетало.

Настоятельница Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря и настоятельница Патриаршего подворья храма Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой игумения Екатерина, по ее словам, пока у нее силы есть, старается побывать на престольном празднике и на подворье, и в обители. Где-то она – на Всенощной, где-то – на Божественной литургии. Ей особенно приятно видеть в этот день множество верующих, пришедших или приехавших из разных уголков Подмосковья на престольный праздник. Когда-то в дореволюционной России это был большой праздник, отмеченный в календаре. Теперь – обычный, будничный день. (К счастью, нынче он выпал на субботу). Но для людей, почитающих Иерусалимский образ Пресвятой Богородицы, это по-прежнему великий праздник, и они стараются в этот день вознести свои горячие молитвы перед образом, пришедшим на Святую Русь вместе с принятием христианства. Многие приезжают с ребятишками…

По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо.

При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.

В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».

Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.

В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

На утешение москвичам осталось два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, что располагалась в жилых палатах московских царей. В Успенском соборе она помещалась за патриаршим местом. На полях этого списка были изображения святых апостолов Павла, Петра, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.

Второй список Иерусалимского образа пребывает в никогда не закрывавшемся храме Рождества Христова в Измайлове. Его принесли сюда из соседнего Покровского собора царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове. Словно предчуствуя, что столица лишится первого образа чудотворной иконы, московские государи в свое время велели писать с нее списки и ставить в своих домашних храмах.

Иерусалимская икона велика в своих размерах и потому тяжела. Во время крестных ходов ее с трудом могут нести восемь человек. По бокам ее ковчега также изображены апостолы и трое мучеников. В отличие от прочих списков, на измайловском персты благославляющей десницы Спасителя сложены именословно.

Особенной любовью москвичей Иерусалимская икона из Измайлова была окружена с 1866 года, когда крестный ход с ней избавил от холеры жителей сел Нагатино, Новинки и Дьяково близ Коломенского. В прежние годы от Пасхи до 12 октября эту икону носили крестным ходом по всей московской округе. 12 октября совершался праздник Иерусалимской иконе. Ныне в измайловском храме ежевоскресно читается акафист Иерусалимской иконе Богородицы.

Еще один местночтимый список Иерусалимской иконы находился в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, однако следы его утеряны. Такова же судьба и чудотворного списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни, что располагась прямо напротив города Юрьевца, близ устья реки Унжи (ныне Ивановская область). Эта обитель давно уже скрыта под водами Горьковского водохранилища. Кривоозерский список был написан в 1709 году иноком Корнилием, до пострижения известным под именем царского иконописца Кирилла Уланова. Список этот прославлен многими чудесами. Чудотворные списки Иерусалимской иконы имелись также на Волыни (село Онышковцы близ города Дубно), над царскими вратами Покровского собора русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, в Гамалеевом Рождественно-Богородском монастыре близ города Шостка, в подмосковных Бронницах.

В центре Бронниц находится храм, построенный в 1840 году и посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится точный список с московской чудотворной из Успенского собора.

Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. В 1866 году холера появилась и в Подольске. Тогда объятые страхом жители Подольска обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой отпустить к ним знаменитую чудотворную московскую Иверскую икону. Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и образ возили по городу. Московский владыка благословил вместо Иверской взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону из Бронниц. 12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Встречать ее вышли тысячи людей. И чудо произошло! В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память об этом благодарные подольчане стали ежегодно 12 августа с великим торжеством приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. С нее сделали точный список и новый образ поместили в Троицкий собор Подольска.

Ежегодный сорокаверстный крестный ход с Иерусалимской иконой стал, пожалуй, одним из наиболее замечательных событий в церковной жизни Подольска.

Наиболее прославлен список Иерусалимской иконы Богородицы, дарованный святителем Московским Филаретом через посредство известного Христа ради юродивого Ивана Степановича в 1855 году Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии. В 1873 году там состоялось освящение храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Глубоко чтилась в обители и знаменитая икона Иерусалимская (Бронницкая), не раз бывавшая в этом монастыре. В 1892 году жители Бронниц в дар строящемуся в монастыре Воскресенскому собору подарили точную копию чудотворной Иерусалимской Бронницкой. Два монастырских праздника были связаны с Иерусалимской иконой: 8 августа — день перенесения образа из Бронниц и 12 октября — главный праздник чудотворной Иерусалимской.

В 1911 году обитель посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. Монастырь быстро приобрел в Подольском крае славу духовного, благотворительного и образовательного центра. После переворота 1917 года власти запретили крестный ход с Иерусалимской Бронницкой иконой. Недалеко от Крестовоздвиженского монастыря располагалось имение Горки, в котором поселился Ленин. Не удивительно, что обитель вскоре закрыли, а всякое упоминание о ней исчезло из печати. Но промыслительно, что она одной из первых будет вновь открыта в начале 1990-х годов. Ныне это ставропигиальный монастырь, пребывающий под прямым управлением Патриарха Московского и всея Руси. Вновь звучит здесь молитвенное пение, обращенное к Иерусалимской иконе — Наставнице, Путеводительнице всех православных христиан.

Тропарь, глас 4

Богорадованная Владычице, препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, всемилостивая о всем мире Ходатаице! Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о Всепетая Царице Богородице, да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит, и от грехов всяких свободив, Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет: велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши и вся от Него испросити можеши, едина во веки Преблагословенная.

Тропарь, глас 3

Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Иерусалимская нам, Владычице, показася. Пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Молитва

Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, Прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»