Икона «Божья Матерь Иерусалимская»: история образа и его значение. Иерусалимская икона божией матери

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в 15-й год по Вознесении Господнем (48 г. н.э.), в Гефсимании, и была первой из 70 икон Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. Предназначалась икона для иерусалимской общины. По некоторым свидетельствам, именно этот образ, находившийся некогда в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, явился той чудотворной иконой Богородицы, от которой изшел глас к преподобной Марии Египетской, обративший ее от греховного пути.

В 463 году, при византийском императоре Льве Великом (457-474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», (греч. «Источник»). При императоре Ираклии (575-641), когда на Константинополь напали скифы, по всенародной молитве перед Иерусалимской иконой, произошло чудо избавления города и он не был взят. В память об этом образ перенесли в один из главных храмов Византии - Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий, до царствования Льва VI Философа.

В 988 году, Иерусалимская икона была перенесена в крымский город Херсон, или Корсунь, и передана в дар великому равноапостольному князю Владимиру, покорившему этот город и крестившемуся в нем. Князь Владимир взял икону в Киев. Но не долго хранился чудотворный образ в Киевском княжестве. Когда святое крещение и обращение в христианство приняли в Новгороде, князь Владимир даровал сей образ новгородцам.

Более 400 лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

В 1571 году царь Иоанн Грозный перенес икону в Московский Успенский собор. Икона была помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года.

Во время нашествия Наполеона в 1812 году Иерусалимская икона исчезла. По некоторым источникам, чудотворная икона была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день. Однако в 1977 году главный инспектор по памятникам истории Франции на запрос о судьбе Иерусалимского образа Пресвятой Богородицы ответил, что такая икона в инвентаре собора не значится.

Сейчас в Успенском соборе Московского Кремля, за патриаршим местом хранится старинный список с Иерусалимской иконы, принесенный сюда из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях. На полях этого списка помещены изображения святых апостолов Петра и Павла, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея и святых мучеников Прокопия, Георгия и Меркурия.

Чудотворные списки с иконы

После 1812 года на утешение москвичам остались два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый, как уже отмечалось выше, был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, располагавшейся в жилых палатах московских царей, и помещен за патриаршим местом в алтаре Успенского собора .

Второй чудотворный список Иерусалимского образа Божией Матери находится в храме Рождества Христова в Измайлове .

Иерусалимская Икона Божьей Матери. Измайловский список

Он был написан во второй половине XVII века в Оружейной палате Кремля. Кроме исцелений во время чумы 1771 года, эта икона помогла остановить эпидемию холеры, надвигавшуюся на Москву с юга. Жители сёл, находящихся на территории современного Южного округа, попросили отпустить к ним чудотворную икону для совершения общественных молебнов, что и было сделано 15 сентября 1866 г. После молебнов перед образом Иерусалимской Божией Матери в Коломенском, Дьякове, Сабурове и остальных селах ни один человек больше от холеры не умер. Икона пребывала в Покровском соборе до 1932 года, когда закрытый пятью годами ранее собор был разорен. Удалось сохранить лишь несколько икон. Среди них была и «Иерусалимская», которая была передана в храм Рождества Христова в Измайлове. После восстановления Покровского собора икона была возвращена на прежнее место, где почерневший образ вскоре чудом обновился. По бокам ковчега чудотворной иконы изображены апостолы и трое мучеников.

Другие местночтимые списки с Иерусалимской иконы

Древние списки с чудотворной иконы находятся также:
- в церкви Воскресения Словущего на Иерусалимском подворье,
- в церкви Живоначальной Троицы в Вешняках (г. Москва),
- в Новом Иерусалиме, г. Бронницах (Московская епархия) и других местах.

На Афоне, в русском Афонском Пантелеимоновском монастыре («Русике»), над царскими вратами соборного Покровского храма также есть чтимый Иерусалимский образ Божией Матери. Икона эта представляет собой точный список с Кривоезерской Иерусалимской иконы. Написан этот образ в 1825 году Никоном, иеромонахом Нило-Сорской пустыни.

Икона Божией Матери Иерусалимская Гефсиманская

Икона Божией Матери Иерусалимская Гефсиманская находится в непосредственной близости от Гефсиманского сада, в гробнице Божией Матери, где три дня пребывало пречистое её тело.


Гробница Божией Матери

Гроб Божией Матери — небольшая купольная часовня с очень низким и узким входом.

Позади гроба Божией Матери, в каменном киоте – чудотворная икона Божией Матери Иерусалимская

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская русского письма в каменном киоте в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим)
Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская, находящаяся в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим) была написана относительно недавно (100-120 назад) русской
монахиней-иконописицей одного из монастырей Иерусалима, которой явилась Пресвятая Дева и повелела написать Ее образ. Образ и был написан и Богородица изображена на нем такой, как предстала в видении.

Иконография

Образ Иерусалимской иконы схож с ГРУЗИНСКОЙ иконой Божией Матери и принадлежит к иконографическому типу «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница).

Одигитрия (греч. «Путеводительница») - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Троеручица, Споручница грешных и др.

Это поясное изображение Богоматери с Младенцем на правой или левой руке. Единственное различие состоит только в положении Христа: Он обращен и фигурой и лицом к Божией Матери и, подняв к Ней голову, держит на левой руке на коленях свиток, а правой благословляет двуперстным сложением. В силу этого обращения Младенца к Матери, и Она сама, склонив голову и обратившись к Нему лицом, смотрит на Него, слегка прижимая одну руку к груди.

Пропись Иерусалимской иконы Божией Матери

Различные варианты Иерусалимской иконы Божией Матери

Существует несколько различных вариантов Иерусалимской иконы. Наиболее распространены два вида: икона, на полях которой помещены изображения святых апостолов и мучеников, и икона с предстоящими святыми праведными Иоакимом и Анной – родителями Пресвятой Богородицы.

Икона Богоматери «Иерусалимская» считается целительной. Известны многие случаи избавления от различных болезней, но более всего молитва перед Иерусалимским образом помогает при заболеваниях глаз, вплоть до слепоты, от паралича (его в старину называли расслаблением). В годы эпидемий холеры общая молитва перед Иерусалимской иконой Божьей Матери помогала остановить наступление болезни. Молитва перед ней избавляет от пожаров, от вторжения врагов в пределы Отечества.

Тропарь
Твоего предстательства уверение / и милосердия Твоего явление / икона Иерусалимская нам, Владычице, показася / пред нею же души наша в молитве изливаем / и верою Тебе вопием: / воззри, Милосердая, на люди Твоя, / вся скорби наша и печали утоли, / утешение благое в сердца наша низпосли / и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Кондак, глас 5
Не отрини, о Милосердая Мати, слез и воздыханий наших, но прошения наша милостивно приимши, пред Иерусалимскою иконою Твоею молящихся людей веру укрепи, умилением сердца их исполни, и крест земнаго жития нести им помози, елика бо хощеши можеши .

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Иерусалимская икона Богородицы - прародительница всех ныне известных икон. По образу и подобию ее были написаны все христианские святыни, изображающие Богородицу во всей Ее красоте и величии.

Иерусалимская икона — это одна из самых известных и почитаемых образов Божией Матери, перед которой молят о помощи христиане со всего мира. Это первая из святынь Богоматери, написанная при Ее жизни апостолом Лукой. Данный образ связан со многими чудесами и явлениями, произошедшими на земле. Иерусалимскую икону превозносят всем миром, и каждый верующий должен знать историю Богородичного лика.

История Иерусалимской иконы

Иерусалимская икона Божией Матери была написана святым Лукой еще в древности. На протяжении двух тысяч лет она сопровождает христианство, оберегая и поддерживая всех верующих людей.

Как известно, Богородица является главной помощницей и заступницей православного народа. Иерусалимская икона играет очень важную роль в жизни христиан, ведь она заключает в себе не только образ Богоматери, но также является первой святыней, созданной еще при жизни Пречистой Девы.

За всю историю христианства Иерусалимская икона совершила много чудес. Она защищала и оберегала людей, исцеляла целые города, избавляла от различных эпидемий. Поначалу святой образ Божией Матери считался покровителем города Иерусалим и его народа. Но сила и могущество данной иконы настолько велики, что она дарит свою защиту и поддержку каждому истинно верующему. Чудотворной иконой святыню начали считать после того, как она исцелила святую мученицу Марию Египетскую от дьявольских сетей и сильнейшего сглаза .

Где хранится чудотворный образ Богородицы

С XIX века Иерусалимская икона Богородицы хранилась в московском Кремле, но в 1812 году она исчезла. Никто не знает, где в настоящее время находится святыня.
Списки данного образа можно найти в нескольких храмах нашей страны:

  • В Москве, в Алтаре Успенского Собора;
  • В Подмосковье, в Новом Иерусалиме;
  • В Вешняках, в церкви Живоначальной Троицы;
  • В Храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

Описание Иерусалимской иконы

Образ Богоматери на Иерусалимской иконе схож со многими Ее иконами. Богородица изображена по пояс, в своем привычном одеянии багрового цвета, с покрытой головой. На руках Она держит Спасителя.

Младенец в левой руке держит свернутый список, а пальцы правой руки сложены в двуперстном жесте, символизирующем благословение . Лик Христа обращен к Богоматери, что выражает высокое духовное значение: любовь к Матери, уважение и благоговение.

В чем помогает чудотворный образ Божией Матери

Иерусалимская икона Божией Матери на протяжении веков исцеляла людей от различных заболеваний и несчастий. Главным образом святыня помогает излечить болезни, связанные с параличом различных конечностей, глазами, и даже слепоту. К ее чудотворным деяниям относятся также избавления от эпидемий и чумы целых городов и стран.

Христиане молятся перед святым образом Иерусалимской Богоматери с просьбами об избавлении от грусти, печали и скорби . Икона способна предотвратить нападки со стороны недругов, она становится заступницей и покровительницей людей, истинно верующих в Господа.

Дни празднования

Православные верующие возносят почести Иерусалимской иконе Богородицы 25 октября (12 по старому стилю). Этот день является официально утвержденным праздником в Русской Православной Церкви.

Молитва Богородице перед иконой

«О, Пречистая Дева, Царица Небесная, услышь молитвы наши и приди на помощь нам. Не оставь нас без внимания святого. Исцели души наши от мыслей коварных, от злобы и уныния. Придай нам сил, подари счастье и покой на грешной земле. Лишь ты одна Заступница наша, лишь на тебя надежда наша. Помолись за нас перед Господом, попроси об отпущении грехов наших и о благословении Его. Ибо ты в Царствии Божием рядом с Господом и Сыном Его Иисусом Христом. Стань опорой нашей и поддержкой. Да восхвалим мы имя Твое и прославим Тебя, Богородица Пречистая! И за все деяния Твои чудодейственные благодарим Тебя! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

До Иерусалимской иконы люди были лишены главного чуда — незримой и вездесущей помощи и заступничества Богородицы. Ведь совершенно неважно, где вы находитесь, если с вами есть лик Пречистой Девы, который, подобно самому сильному оберегу , защищает вас, отворачивая несчастья и беды от вашей жизни. Мы желаем вам мира в душе. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

25.10.2017 05:14

Среди множества чудотворных икон можно выделить лик Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». К...

По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо.

При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.

В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».

Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.

В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

На утешение москвичам осталось два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, что располагалась в жилых палатах московских царей. В Успенском соборе она помещалась за патриаршим местом. На полях этого списка были изображения святых апостолов Павла, Петра, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.

Второй список Иерусалимского образа пребывает в никогда не закрывавшемся храме Рождества Христова в Измайлове. Его принесли сюда из соседнего Покровского собора царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове. Словно предчуствуя, что столица лишится первого образа чудотворной иконы, московские государи в свое время велели писать с нее списки и ставить в своих домашних храмах.

Иерусалимская икона велика в своих размерах и потому тяжела. Во время крестных ходов ее с трудом могут нести восемь человек. По бокам ее ковчега также изображены апостолы и трое мучеников. В отличие от прочих списков, на измайловском персты благославляющей десницы Спасителя сложены именословно.

Особенной любовью москвичей Иерусалимская икона из Измайлова была окружена с 1866 года, когда крестный ход с ней избавил от холеры жителей сел Нагатино, Новинки и Дьяково близ Коломенского. В прежние годы от Пасхи до 12 октября эту икону носили крестным ходом по всей московской округе. 12 октября совершался праздник Иерусалимской иконе. Ныне в измайловском храме ежевоскресно читается акафист Иерусалимской иконе Богородицы.

Еще один местночтимый список Иерусалимской иконы находился в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, однако следы его утеряны. Такова же судьба и чудотворного списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни, что располагась прямо напротив города Юрьевца, близ устья реки Унжи (ныне Ивановская область). Эта обитель давно уже скрыта под водами Горьковского водохранилища. Кривоозерский список был написан в 1709 году иноком Корнилием, до пострижения известным под именем царского иконописца Кирилла Уланова. Список этот прославлен многими чудесами. Чудотворные списки Иерусалимской иконы имелись также на Волыни (село Онышковцы близ города Дубно), над царскими вратами Покровского собора русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, в Гамалеевом Рождественно-Богородском монастыре близ города Шостка, в подмосковных Бронницах.

В центре Бронниц находится храм, построенный в 1840 году и посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится точный список с московской чудотворной из Успенского собора.

Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. В 1866 году холера появилась и в Подольске. Тогда объятые страхом жители Подольска обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой отпустить к ним знаменитую чудотворную московскую Иверскую икону. Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и образ возили по городу. Московский владыка благословил вместо Иверской взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону из Бронниц. 12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Встречать ее вышли тысячи людей. И чудо произошло! В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память об этом благодарные подольчане стали ежегодно 12 августа с великим торжеством приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. С нее сделали точный список и новый образ поместили в Троицкий собор Подольска.

Ежегодный сорокаверстный крестный ход с Иерусалимской иконой стал, пожалуй, одним из наиболее замечательных событий в церковной жизни Подольска.

Наиболее прославлен список Иерусалимской иконы Богородицы, дарованный святителем Московским Филаретом через посредство известного Христа ради юродивого Ивана Степановича в 1855 году Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии. В 1873 году там состоялось освящение храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Глубоко чтилась в обители и знаменитая икона Иерусалимская (Бронницкая), не раз бывавшая в этом монастыре. В 1892 году жители Бронниц в дар строящемуся в монастыре Воскресенскому собору подарили точную копию чудотворной Иерусалимской Бронницкой. Два монастырских праздника были связаны с Иерусалимской иконой: 8 августа — день перенесения образа из Бронниц и 12 октября — главный праздник чудотворной Иерусалимской.

В 1911 году обитель посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. Монастырь быстро приобрел в Подольском крае славу духовного, благотворительного и образовательного центра. После переворота 1917 года власти запретили крестный ход с Иерусалимской Бронницкой иконой. Недалеко от Крестовоздвиженского монастыря располагалось имение Горки, в котором поселился Ленин. Не удивительно, что обитель вскоре закрыли, а всякое упоминание о ней исчезло из печати. Но промыслительно, что она одной из первых будет вновь открыта в начале 1990-х годов. Ныне это ставропигиальный монастырь, пребывающий под прямым управлением Патриарха Московского и всея Руси. Вновь звучит здесь молитвенное пение, обращенное к Иерусалимской иконе — Наставнице, Путеводительнице всех православных христиан.

Тропарь, глас 4

Богорадованная Владычице, препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, всемилостивая о всем мире Ходатаице! Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о Всепетая Царице Богородице, да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит, и от грехов всяких свободив, Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет: велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши и вся от Него испросити можеши, едина во веки Преблагословенная.

Тропарь, глас 3

Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Иерусалимская нам, Владычице, показася. Пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Молитва

Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, Прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в 15-й год по Вознесении Господнем (48 г. н.э.), в Гефсимании, и была первой из 70 икон Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. Предназначалась икона для иерусалимской общины. По некоторым свидетельствам, именно этот образ, находившийся некогда в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, явился той чудотворной иконой Богородицы, от которой изшел глас к преподобной Марии Египетской, обративший ее от греховного пути.

В 463 году, при византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», (греч. «Источник»). При императоре Ираклии (575—641), когда на Константинополь напали скифы, по всенародной молитве перед Иерусалимской иконой, произошло чудо избавления города и он не был взят. В память об этом образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий, до царствования Льва VI Философа.

В 988 году, Иерусалимская икона была перенесена в крымский город Херсон, или Корсунь, и передана в дар великому равноапостольному князю Владимиру, покорившему этот город и крестившемуся в нем. Князь Владимир взял икону в Киев. Но не долго хранился чудотворный образ в Киевском княжестве. Когда святое крещение и обращение в христианство приняли в Новгороде, князь Владимир даровал сей образ новгородцам.

Более 400 лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

В 1571 году царь Иоанн Грозный перенес икону в Московский Успенский собор. Икона была помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года.

Во время нашествия Наполеона в 1812 году Иерусалимская икона исчезла. По некоторым источникам, чудотворная икона была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день. Однако в 1977 году главный инспектор по памятникам истории Франции на запрос о судьбе Иерусалимского образа Пресвятой Богородицы ответил, что такая икона в инвентаре собора не значится.

Сейчас в Успенском соборе Московского Кремля, за патриаршим местом хранится старинный список с Иерусалимской иконы, принесенный сюда из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях. На полях этого списка помещены изображения святых апостолов Петра и Павла, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея и святых мучеников Прокопия, Георгия и Меркурия.

Чудотворные списки с иконы

После 1812 года на утешение москвичам остались два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый, как уже отмечалось выше, был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, располагавшейся в жилых палатах московских царей, и помещен за патриаршим местом в алтаре Успенского собора .

Второй чудотворный список Иерусалимского образа Божией Матери находится в Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове .

Иерусалимская Икона Божьей Матери. Измайловский список

Он был написан во второй половине XVII века в Оружейной палате Кремля. Кроме исцелений во время чумы 1771 года, эта икона помогла остановить эпидемию холеры, надвигавшуюся на Москву с юга. Жители сёл, находящихся на территории современного Южного округа, попросили отпустить к ним чудотворную икону для совершения общественных молебнов, что и было сделано 15 сентября 1866 г. После молебнов перед образом Иерусалимской Божией Матери в Коломенском, Дьякове, Сабурове и остальных селах ни один человек больше от холеры не умер. Икона пребывала в Покровском соборе до 1932 года, когда закрытый пятью годами ранее собор был разорен. Удалось сохранить лишь несколько икон. Среди них была и «Иерусалимская», которая была передана в храм Рождества Христова в Измайлове. После восстановления Покровского собора икона была возвращена на прежнее место, где почерневший образ вскоре чудом обновился. По бокам ковчега чудотворной иконы изображены апостолы и трое мучеников.

Другие местночтимые списки с Иерусалимской иконы

Древние списки с чудотворной иконы находятся также:

— в церкви Воскресения Словущего на Иерусалимском подворье,

— в церкви Живоначальной Троицы в Вешняках (г. Москва),

— в Новом Иерусалиме, г. Бронницах (Московская епархия) и других местах.

На Афоне, в русском Афонском Пантелеимоновском монастыре («Русике»), над царскими вратами соборного Покровского храма также есть чтимый Иерусалимский образ Божией Матери. Икона эта представляет собой точный список с Кривоезерской Иерусалимской иконы. Написан этот образ в 1825 году Никоном, иеромонахом Нило-Сорской пустыни.

Икона Божией Матери Иерусалимская Гефсиманская

Икона Божией Матери Иерусалимская Гефсиманская находится в непосредственной близости от Гефсиманского сада, в гробнице Божией Матери, где три дня пребывало пречистое её тело.


Гробница Божией Матери


Гроб Божией Матери - небольшая купольная часовня с очень низким и узким входом.


Позади гроба Божией Матери, в каменном киоте - чудотворная икона Божией Матери Иерусалимская


Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская русского письма в каменном киоте в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим)


Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская, находящаяся в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим) была написана относительно недавно (100-120 назад) русской
монахиней-иконописицей одного из монастырей Иерусалима, которой явилась Пресвятая Дева и повелела написать Ее образ. Образ и был написан и Богородица изображена на нем такой, как предстала в видении.

Иконография

Образ Иерусалимской иконы схож с иконой Божией Матери и принадлежит к иконографическому типу «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница).

Одигитрия (греч. «Путеводительница») — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Троеручица, Споручница грешных и др.

Это поясное изображение Богоматери с Младенцем на правой или левой руке. Единственное различие состоит только в положении Христа: Он обращен и фигурой и лицом к Божией Матери и, подняв к Ней голову, держит на левой руке на коленях свиток, а правой благословляет двуперстным сложением. В силу этого обращения Младенца к Матери, и Она сама, склонив голову и обратившись к Нему лицом, смотрит на Него, слегка прижимая одну руку к груди.


Пропись Иерусалимской иконы Божией Матери

Различные варианты Иерусалимской иконы Божией Матери

Существует несколько различных вариантов Иерусалимской иконы. Наиболее распространены два вида: икона, на полях которой помещены изображения святых апостолов и мучеников, и икона с предстоящими святыми праведными Иоакимом и Анной - родителями Пресвятой Богородицы.

Икона Богоматери «Иерусалимская» считается целительной. Известны многие случаи избавления от различных болезней, но более всего молитва перед Иерусалимским образом помогает при заболеваниях глаз, вплоть до слепоты, от паралича (его в старину называли расслаблением). В годы эпидемий холеры общая молитва перед Иерусалимской иконой Божьей Матери помогала остановить наступление болезни. Молитва перед ней избавляет от пожаров, от вторжения врагов в пределы Отечества.

Празднование иконы Божией Матери Иерусалимская совершается Церковью 12/25 октября .

Матермал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь
Твоего предстательства уверение / и милосердия Твоего явление / икона Иерусалимская нам, Владычице, показася / пред нею же души наша в молитве изливаем / и верою Тебе вопием: / воззри, Милосердая, на люди Твоя, / вся скорби наша и печали утоли, / утешение благое в сердца наша низпосли / и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Кондак, глас 5
Не отрини, о Милосердая Мати, слез и воздыханий наших, но прошения наша милостивно приимши, пред Иерусалимскою иконою Твоею молящихся людей веру укрепи, умилением сердца их исполни, и крест земнаго жития нести им помози, елика бо хощеши можеши.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Молитва первая
О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла.

О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящий исцели, скорбящыя уте-ши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Тайн при-частницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, Прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

История Иерусалимской Божьей Матери очень древняя, и этот образ является одним из наиболее важных для верующих. На нем представлен прижизненный лик Богородицы, а она, как известно, является главной помощницей всех людей на земле. Икона была написана святым Евангелистом Лукой на 15 год после Вознесения Господнего. В христианской вере именно этот образ является первым из остальных 70 изображений Богородицы. Изначально основное предназначение святыни заключалось в защите иерусалимской общины. Верующие и священнослужители считают Иерусалимскую чудотворной, поскольку она помогла уже многим людям.

Значение и молитва перед Иерусалимской иконой Божьей Матери

Есть день, когда принято отмечать день памяти этого образа Богородицы – 25 октября. На Иерусалимской иконе представлено поясничное изображение Божьей Матери с Младенцем на правой руке. Богородица смотрим на Иисуса, а с ее головы спадает мафοрий. Есть несколько разных видов написания этого образа, но наибольшей популярностью пользуются два варианта. На первом на полях образа представлены апостолы и мученики, а на втором Божья Матерь изображена с предстоящими родителями: святыми Иοакимом и Анной. Кстати, если зеркальное отображение Иерусалимской иконы – Грузинская.

Иерусалимская икона Божьей Матери побывала в разных странах, совершая многочисленные чудеса. В 1812 год святыня исчезла и до сих пор не известно, где находится оригинал. Согласно некоторым источникам она была захвачена французами.

В чем помогает Иерусалимская икона Божией Матери?

  1. Читают молитвы перед этим образом в моменты, когда человек теряет веру, переживает за что-то или скорбит.
  2. Образ считается целительным, так в истории известно много случаев, когда искренние и продолжительные молитвы помогли справиться с разными заболеваниями. Лучше всего помогает он при болезнях глаз.
  3. Большое значение Иерусалимская икона Божьей Матери имеет в качестве защитного оберега, помогая спастись от стихийных бедствий и, особенно от пожаров и воров. Читать молитвы перед образом необходимо, чтобы защитить свой дом и семью от нападений.
  4. Молиться перед иконой стоит перед тем, как отправиться в длительное путешествие или командировку, чтобы оградиться от проблем в пути.
  5. Обращаться к Богородице можно, чтобы справиться с семейными проблемами и наладить . Женщины молятся перед иконой о помощи в зачатии ребенка.

Молитва Иерусалимской иконе Божьей Матери

«О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла. О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящий исцели, скорбящыя уте-ши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Тайн при-частницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь».



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»