Икона остробрамская богородица значение в чем помогает. Икона остробрамская

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Особое почитание у христиан имеют иконы, на которых изображается Богородица . Их существует довольно большое количество, по словам религиоведов, более пятисот. Поэтому верующим следует внимательно знакомиться с историей чудотворных святынь, изучать православное наследие. имеет очень узнаваемую композицию и совершенно уникальную историю.

Загадочное появление

Богородицу чтут в разных странах и культурах. Это хорошо видно на примере данного образа.

Существует несколько версий появления Богородицы Остробрамской в г. Вильнюсе.

  • Западная (распространенная у католиков) — образ возник чудесным путем, в апреле 1431 г., явился на вершине ворот Острая Брама, откуда и получил название.
  • Корсунская — один из литовских князей привез икону из Корсуни, в качестве подарка для своей жены. Затем святыня была подарена Церкви, так и оказалась в часовне.
  • Греческая — греческий правитель И. Палеолог, узнав о том, что в Литве приняли христианство, прислал чудотворную икону в подарок.

Конечно, церковное почитание не зависит от того, какая именно версия является исторически правильной, а какая — благочестивой легендой. Пусть точно неизвестно, при каких обстоятельствах и в какое время был написан святой лик. Ведь на любом образе взгляду верующих предстает одна и та же Царица Небесная — прекрасная, любящая, кроткая .

Историческая справка

Автор образа неизвестен, предположительно он принадлежал итальянской школе. Время написания относят ко второй половине 16 в. На оригинале фигура Девы Марии почти полностью скрыта окладом — виднеются только кисти рук и лицо, склоненное в молитве. Широко известный полумесяц, находящийся внизу композиции, появился лишь в 19 в., это дар от верующих.

Когда риза была снята для реставрации, под ней нашли надпись — стихи из величальной песни («Честнейшую»). Икону украшают не одна, а целых две короны. Одна выполнена в стиле барокко и символизирует власть над небесными силами, другая — рококо, ее принесли в дар жители Польши.

Коронация производилась по благословению Папы Римского в 1927 г.

О святыне сохранились архивные письменные свидетельства, например, в летописи кармелитского монастыря. Во второй половине 17 в. с большими почестями изображение Девы Марии было перенесено во вновь освященную часовню. К сожалению, здание было полностью уничтожено огнем, но образ уцелел. До окончания восстановительных работ, икона находилась в костеле. В 1715 г. она была перемещена в возрожденную часовню.

Примерно в это же время зародился религиозный культ, чтущий Остробрамскую Божию Матерь . Вскоре он стал известен далеко за пределами Вильнюса. На праздник Девы Марии стали съезжаться верующие с других городов. В часовне, где находилась святая икона пресвятой Богородицы, проводились мессы как по западному, так и по восточному обряду.

В конце 18 в. стены Вильно (старое название города) были демонтированы. Но Острая Брама сохранилась благодаря тому, что жители очень почитали свою небесную покровительницу.

Святыня

В прошедшие века частым явлением были войны, поэтому люди всячески старались оградить себя от нападений. Священные предметы наделялись защитными свойствами. Именно поэтому иконы часто ставились над городскими воротами. Так поступили и жители Вильнюса — первое, что видели путники, въезжая в город, это Остробрамская икона Божьей Матери . От чего защищает она верующих, помимо вражеских набегов?

Многие верят, что молитва перед этим изображением способна помочь в самых разных ситуациях:

  • снять проклятие;
  • развеять , овладевшее душой;
  • облегчает состояние депрессии;
  • стабилизирует психику у тех, кто подвержен перепадам настроения;
  • сделает более спокойными младенцев.

И летописи свидетельствуют о многих свершившихся чудесах. О силе почитания говорит тот факт, что до сегодняшнего дня святыня находится на прежнем месте. Не иссякает поток паломников, которые могут подолгу смотреть на небесный лик и молиться о своих горестях небесной заступнице.

Икона Остробрамской Пресвятой Богородицы




Поскольку в сознании многих верующих данный образ является частью Благовещенского, то молиться перед ним можно и небесным силам (ангелам). Считается, что они способны уберечь квартиру от пожара и прочих напастей, уменьшить конфликты в семье. Также ангелы являются прекрасными наставниками в вере, поэтому к ним надо обращаться в те моменты, когда пошатнулась вера.

Иконография

Солнечные лучи озаряют склоненную голову, между лучами светила виднеются звезды и месяц. Композиция напоминает библейские строки о «жене, облеченной в солнце». Ее голову украшает венец с 12 звездами (намек на количество апостолов).

Богородица смиренно сложила руки, как бы в ожидании благой вести. Подобным образом православные держат их перед тем, как подойти к Святой Чаше, чтобы принять в себя Христа.

Лицо выражает кротость, согласие с волей Божией. Считается, что данная композиция раньше содержала еще фигуру Ангела, который принес Деве благую весть. Будущая Мать Господа смиренно слушает, что говорит ей Божий посланник. Но сохранилась лишь часть первоначального замысла древнего мастера.

С этого образа взята основная композиция «Умиления» — перед своей келейной иконой возносил молитвы хорошо известный Серафим Саровский. В Москве и других городах России часто отождествляют данные , но они разные.

Представители разных религиозных учений находят в лике Пресвятой собственное значение символов:

  • Круг — обозначает жизнь, которая является бесконечной.
  • Полумесяц — символ духовного свободного человека.

Однако, от православной традиции эти трактовки стоят очень далеко. Они рассматривают Богородицу лишь как продолжательницу древних культов, которые практиковали поклонение женщинам-богиням. В православии же существует один Господь, единый в трех лицах, а Богородица не является богиней, а земной Матерью Иисуса Христа.

Богословское значение

Достаточно редкий тип изображения, в котором Пречистая предстает одна, без Младенца Христа. Тем не менее Он присутствует здесь незримо, как идея (особенно если помнить о том, что это часть композиции Благовещения).

Среди всего человечества была найдена лишь одна непорочная Дева, способная полностью и без остатка подчинить свое существо Божией воле. Она знала из Священного Писания, что однажды явится на землю Спаситель.

Юная Мария очень хорошо понимала и знала святые тексты. В душе она прославляла ту девушку, которая сможет стать Матерью Христа. Скромность никогда не дала бы ей подумать, что именно ей выпадет эта честь. Именно такой видит православное церковное предание Богородицу.

Поскольку центром композиции тут является Царица Небесная, иконописцы постарались доступными средствами донести до верующих все величие ее души. Ни один другой образ не может похвастаться красотой одеяний. Жемчуга, золото, серебро, драгоценные камни — все это по праву может носить та, которая оказалась достойна принять в себя самого Иисуса. Платье очень пышное, сделанное из темной ткани — такого не встретишь на других изображениях. Там оно, как правило, очень скромное, темно-красного оттенка (в знак страданий, которые Мария разделила со своим Сыном).

Божия Мать здесь предстает во всем величии, о чем говорит корона, которая венчает ее голову.

В чем помогает

Во многих домах имеется изображение Остробрамской иконы Божией Матери. От чего она защищает верующих, их семьи? К святой Деве многие приносят самые сокровенные свои просьбы:

  • О защите детей . Согласно церковному преданию, несколько похищенных чад были возвращены невредимыми. Так через молитву действует Божий промысел.
  • О поиске без вести пропавших родственников . Царица Небесная не только может наставить душу на путь истинный, но и направить к дому тех, кто долгое время находится в отъезде, не присылает о себе известий.
  • О продолжении рода — случается, что самые достойные люди не могут зачать ребенка. В таких случаях надо иметь веру и совершать молитвы.

Как правильно молиться

Православные отмечают праздник Остробрамской иконы в зимнее время, на другой день после Рождества — 8 января (по старому стилю это 26 декабря).

В этот день из алтаря износится образ, ставится посередине храма. Перед ним служится лития, присутствующих помазывают освященным маслом, дают приложиться к святыне. В храм надо прийти к началу службы, в подобающей одежде. Желательно отстоять всю службу полностью, внимательно слушать, не отвлекаться на посторонние мысли.

Но праздник случается нечасто, поэтому молиться необходимо и дома. В часовне, где находится икона, каждый день произносится специальное славословие. Перевод молитвы можно найти в интернете.

Традиционно верующие используют готовые тексты, составленные по благословению Церкви. Но если на душе тяжело, можно обратиться к своими словами — ведь она считается небесной покровительницей всех христиан , даже тех, кто совершает много греховных поступков. Дева Мария своей чистотой превосходит ангелов , она постоянно молится за обездоленных, обиженных, сирот. Поэтому столько велико почитание Божией Матери, в том числе Остробрамской иконы.

Остробрамская икона Божией Матери January 3rd, 2011

Был период в моей жизни, когда я находилась в крайне нервном напряжении. С каждым днем напряжение и тяжесть росли и росли. В этот период ноги сами понесли меня в церковь. Там мой взор упал на Остробрамскую икону Божией Матери. Я смотрела на нее, и на душе становилось мирно и спокойно. Этот образ стоит сейчас в моем доме и приносит спокойствие.
Хочу возблагодарить Проведение за встречу с этим образом в период жизненных испытаний и рассказать немного о том, что удалось найти об образе Остробрамской иконы Божией Матери.

Как и наша московская Иверская, Остробрамская тоже на вратах – хранит город:
«Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!»
Своё название икона получила благодаря месту своего заступничества. Святой образ находится в надвратной часовне, называемой Острая Брама, или Острые Ворота в Вильнюсе.

Предания о происхождении образа
О происхождении чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в православном, так и в католическом мире.

1. Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Она была привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов на татар. Князь подарил икону своей первой супруге Марии, а его вторая жена Иулиания, передала образ церкви Троицкой обители, основанной ею над священными останками трех первых виленских мучеников, замученных Ольгердом в начале его княжения. В 1498 году, когда в Вильне в виду опасности от нашествия татар была совершена закладка новых городских каменных стен, а в остром, или «русском», конце города были сооружены ворота с башнею, чудотворный образ был выставлен в киоте с южной стороны башни, ликом ко входящим в город.
После введения унии, православные иноки утратили, вместе с Троицкой обителью, и священную часовню Остробрамскую. Но при уничтожении унии (в 1839 году) древняя Троицкая обитель перешла опять в руки православных, а чудотворная икона осталась в руках католических монахов (кармелитов).
Существуют и два других православных предания о происхождении образа.

2. Остробрамская икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, после принятия великим князем христианства.

3. По преданию икона сама чудесным образом явилась на Острых вратах 14 апреля 1431 г. крепостной ограды города Вильны.

Образ Остробрамской иконы Божией Матери
В католическом мире бытует убеждение, что икона Остробрамской Богоматери западного происхождения. Католики видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века.

В православной традиции принято считать чудотворный образ византийской иконой глубокой древности. В 1829 г. при снятии ризы в процессе реставрации на иконе была выявлена древняя славянская надпись – хвалебная песнь Богородице «Честнейшую Херувим».
Существует мнение, что первоначально икона являлась частью композиции Благовещения, отчего образ в древности назывался Корсунским Благовещенским. Дева Мария в этой трактовке считается представленной в момент явления Ей архангела Гавриила, соответствующая часть изображения которого утрачена.

Икона относится к достаточно редкому типу изображения Богоматери без Младенца в руках. Богородица изображена по пояс со склоненной головой и опущенными глазами. На её лице выражение глубокого мира и умиленности. Ее руки скрещены на груди.
Фигура Богоматери полностью закрыта позолоченным серебряным платьем. Открыты только склонённый набок лик и скрещённые руки. Серебряным платьем фигура закрыта ок. 1671. Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой» (1849).
На голове две короны: барочная корона Королевы Небес, рокайльная корона Королевы Польши. Нимб Богоматери окружен острыми лучами сияния со звездами.

В православном понимании жест скрещенных рук Богоматери на Остробрамском образе указывает на момент, непосредственно предшествующий Воплощению Слова Божия – момент принятия Девой Марией Благой вести («Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Лк. I,38). Если провести аналогию между изображенным жестом Богоматери и священнодействиями, совершающимися во время Божественной Литургии, можно вспомнить о жесте скрещивания рук священника с потиром и дискосом во время святого возношения. Такое сравнение открывает еще одну содержательную грань Остробрамского образа – участие Девы Марии в тайне совершенного на Кресте Искупления. Показательно, что подобный жест встречается также на таком богородичном иконографическом изводе, как «Божия Матерь Ахтырская», где Богородица представлена у подножия Креста со скрещенными на груди руками.
Более поздний вид Остробрамской иконы Божией Матери с необычным ореолом над Ее головой добавляет еще одну трактовку образа. Солнечный нимб Богородицы, между лучами которого вкраплены звезды и месяц, заставляет вспомнить атрибуты таинственной Жены из книги Откровения св. Иоанна: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна и на голове ее венец из двенадцати звезд» (Откр 12,1). Тем самым, Божия Матерь Остробрамская одновременно является и светозарной Женой, облеченной в солнце небесной славы, Которая непрестанно молится за Церковь.
Известно, что к иконографии Остробрамской Пресвятой Богородицы восходит чудотворный образ Божией Матери Умиление, перед которым молился преподобный Серафим Саровский.

Молитва иконе Божией Матери "Остробрамская"
О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти.
Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снебди, покрый и заступи.
Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое.
О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Прийим недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.
Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.
Пресвятая Богородице, Спаси нас!

Празднование – 26 декабря (8 января) и 14(27) апреля в день памяти трех литовских мучеников (Антония, Иоанна и Евстафия Виленских).

Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий пострадали за Христа при великом князе Литовском Ольгерде (1345 - 1377) и тем самым способствовали просвещению древних русско-литовских земель (Черной Руси) светом Христовой Истины.
Князь Ольгерд был женат на православной Витебской княжне Марии Ярославне и при жизни супруги дозволял проповедь христианства. По просьбе княжны в Вильне была даже построена православная церковь. Но после ее смерти он стал открыто поддерживать жрецов-огнепоклонников, которые начали преследование христиан.
Два родных брата, придворные Нежило и Кумец, приняли от духовника княгини священника Нестора святое Крещение и получили имена Антоний и Иоанн. Вскоре князь заподозрил братьев в вероотступничестве, допросил их, и они исповедали себя христианами. Святые братья были заключены в темницу и целый год провели в неволе. Иоанн испугался предстоящих мучений и объявил, что исполнит все приказания великого князя. Обрадованный Ольгерд выпустил обоих братьев и приблизил к себе.
Но Антоний не изменил Христу. Когда он отказался есть мясо в постный день, князь опять заключил его в темницу и подверг жестоким истязаниям. Иоанн вскоре раскаялся в грехе отступничества и также был заключен в темницу.
Толпы народа приходили к темнице, чтобы увидеть нового исповедника. Своей проповедью братья многих обратили ко Христу. Темница превратилась в христианское училище. Испугавшиеся жрецы требовали казни братьев, но теперь они уже не боялись временной разлуки. Утром 14 апреля 1347 года мученик Антоний после принятия Святых Тайн был повешен на дереве. Этот дуб, считавшийся язычниками священным, стал с тех пор поистине священным для православных литовцев и белорусов.
Множество народа также собиралось у стен темницы, где находился святой Иоанн. 24 апреля 1347 года по наущению язычников его удавили и мертвого повесили на том же дубе. Честные тела обоих мучеников были погребены христианами в церкви во имя святителя Николая Чудотворца.
Третьим страдальцем за веру Христову и просветителем литовцев стал родственник братьев Круглец, в крещении Евстафий. Любимый дружинник Ольгерда, он мог рассчитывать на прекрасное будущее. Но однажды и он подобно братьям-мученикам исповедовал себя христианином. Его тут же стали бить железными палками, но юноша не издал ни одного стона. Князь стал изощряться в пытках. Был лютый мороз. Ольгерд приказал раздеть мученика донага, вывести его на улицу и лить ледяную воду в уста. Но это не сломило духа святого. Тогда раздробили ему кости от подошвы до колен, вместе с кожей сорвали с головы волосы и отрезали уши и нос. Святой Евстафий переносил истязания с такой радостью и бодростью, что сами мучители поразились той Божественной силе, которая укрепляла его. После пыток мученик Евстафий был приговорен к смерти и повешен на том же дубе, где ранее приняли мученическую кончину святые Иоанн и Антоний.

Их подвиг имел громадное значение для всего Западного края. Виленский монастырь во имя Пресвятой Троицы, в котором хранятся святые мощи, стал оплотом Православия и мира в том крае. В 1915 году, при наступлении немцев, эти святыни как самые драгоценные в Прибалтийском крае были взяты в сердце России – Москву.


Остробрамская икона Божией Матери (Виленская икона) - чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше; находится в часовне, называемой Острая Брама (Острые Ворота) в Вильнюсе. Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Она была привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов на татар. Князь подарил икону своей первой супруге Марии, а его вторая жена Иулиания, дочь тверского князя Александра Михайловича, передала образ церкви Троицкой обители, основанной ею над священными останками трех первых виленских мучеников - Антония, Иоанна и Евстафия, замученных Ольгердом в начале его княжения.

На иконе (размером 2 м х 1,63 м) Богоматерь изображена по пояс, голова склонена, глаза опущены, руки скрещены на груди; на голове двухъярусная корона, нимб окружен острыми лучами сияния со звездами; золоченая риза полностью закрывает фигуру, оставляя открытыми только лик и руки. Православные называют Остробрамскую икону также «Корсунская Благовещение», связывая с ней легенду о древнем происхождении из Корсуни и считая изображение Богоматери частью сцены Благовещения. В юго-западных славянских землях и в Польше имеется ряд чтимых списков Остробрамской иконы. В 18-19 веках в часовне Остробрамской иконы регулярно совершалось католическое и православное богослужение. 08:46

В настоящее время Остробрамские врата с часовней, в которой хранится чудотворный образ Божией Матери, являются одной из важнейших достопримечательностей Вильнюса, неизменным объектом религиозного паломничества. Общественное богослужение перед Остробрамским образом в наши дни совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этой иконе по-прежнему притекают и православные.







Подобно известному московскому обычаю снимать шапки, проходя Спасскими вратами Кремля, в Вильне, как православные, так и католики, благоговейно обнажают головы под сводами Остробрамских врат. Умилительно и усердие всего города к чудотворному образу Божией Матери, непрестанно горящие свечи пред священным ликом, облеченным в драгоценную ризу. Толпа людей, приходящих с поклоном к чудотворному образу теснится не только внутри часовни наверху башни, но и по обеим сторонам узкой Остробрамской улицы.






Празднование — 26 декабря (8 января) и 14(27) апреля в день памяти трех литовских мучеников.





Молитва иконе Божией Матери «Остробрамская»:



О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти.



Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи.



Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое.



О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приими недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.



Пресвятая Богородице, спаси нас!



Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.




Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.



Пресвятая Богородице, спаси нас!




О СОХРАНЕНИИ ПЛОДА

ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ОСТРОБРАМСКАЯ



С этой молитвой обращаются будущие мамы к иконе Пресвятой Богородицы, дабы у них не случилось выкидыша и в целом беременность прошла благополучно. Особенно же прибегают к этой молитве те беременные женщины, которые должны лежать на сохранении в больнице.

МОЛИТВА

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте,обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.




МОЛИТВЕННОЕ ПРОШЕНИЕ

Пресвятая Богородице, не отврати лица Твоего от меня, грешной рабы Божьей (свое имя), и прими молитву сию к Тебе, от всего сердца возносимую, сохрани плод чрева моего и благополучно разродитеся (родить) во время благопотребное (положенное) благоволи Твоею великою и неизреченною милостью.



Икону советуют вешать у входа в жилище, чтобы отводить недоброжелательность и разные неприятности. Икона хранит дом от непрошенных гостей, злых людей, пожара, разграбления. На Руси считалось, что эта икона охраняет семью от злого умысла.

Предание

О происхождении чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в православном, так и в католическом мире. В настоящее время святой образ по-прежнему находится на своем древнем историческом месте - в надвратной часовне, называемой Острая Брама, или Острые Ворота (лит. Aušros Vartai, польск. Ostra Brama , белор. Вострая Брама) в Вильнюсе.

Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Она была привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов на татар. Князь подарил икону своей первой супруге Марии, а его вторая жена Иулиания, дочь тверского князя Александра Михайловича, передала образ церкви Троицкой обители, основанной ею над священными останками трех первых виленских мучеников - Антония, Иоанна и Евстафия, замученных Ольгердом в начале его княжения.

В 1498 году, когда в Вильне в виду опасности от нашествия татар была совершена закладка новых городских каменных стен, а в остром, или «русском», конце города были сооружены ворота с башнею, чудотворный образ был выставлен в киоте с южной стороны башни, ликом ко входящим в город.

В конце XVI века, после известной Брестской унии, Троицкая церковь была отдана униатам, а Остробрамская икона пребывала в одной из приходских православных церквей. В 1609 г. образ был захвачен униатами из Никольской церкви и снова водворен в часовне над Острыми вратами.

Около 1624 г. Свято-Троицкий монастырь вместе со всеми постройками, предместьем, а также надвратной часовней, где хранился образ Остробрамской Пресвятой Богородицы, достался латинским монахам-кармелитам. Для совершения своих богослужений они построили на территории монастыря костел, посвященный св. Терезе. В 1671 г. кармелиты, всегда проявлявшие особое попечение о чудотворном образе, устроили вместо прежней ветхой новую часовню и установили в ней икону ликом к костелу и городу.

После страшного пожара в Вильне в 1714 г. Остробрамский образ был на время перенесен в костел св. Терезы, а в 1744 г. вновь помещен в возобновленной часовне над вратами. Известно, что в 18-19 веках в этой часовне регулярно совершались католические и православные богослужения.

В первой половине XIX в., после упразднения церковной унии, древняя Троицкая обитель была отдана Православной церкви, но чудотворная икона по-прежнему осталась в руках католических монахов. После закрытия в 1832 г. Кармелитского монастыря, Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римско-католического духовенства.

Интересным фактом является торжественная коронация Остробрамской иконы Божией Матери, которая была осуществлена 2 июля 1927 по декрету римского папы Пия XI митрополитом варшавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польского епископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого перед кафедральным собором.

В настоящее время Остробрамские врата с часовней, в которой хранится чудотворный образ Божией Матери, являются одной из важнейших достопримечательностей Вильнюса , неизменным объектом религиозного паломничества. Общественное богослужение перед Остробрамским образом в наши дни совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этой иконе по-прежнему притекают и православные.

Подобно известному московскому обычаю снимать шапки, проходя Спасскими вратами Кремля, в Вильне, как православные, так и католики, благоговейно обнажают головы под сводами Остробрамских врат. Умилительно и усердие всего города к чудотворному образу Божией Матери, непрестанно горящие свечи пред священным ликом, облеченным в драгоценную ризу. Толпа людей, приходящих с поклоном к чудотворному образу теснится не только внутри часовни наверху башни, но и по обеим сторонам узкой Остробрамской улицы.

Празднование иконе Божией Матери Остробрамской совершается 26 декабря / 8 января и 14 / 27 апреля в день памяти трех литовских мучеников.

Примечания:

1. Существуют и два других православных предания о происхождении образа. Согласно первому, Остробрамская икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, после принятия великим князем христианства. Вторая легенда гласит, что икона сама чудесным образом явилась на Острых вратах 14 апреля 1431 г.

2. Острый конец города Вильно в XIV столетии носил также название «русского», поскольку местность вокруг монастыря в древности была населена почти исключительно жителями православного вероисповедания.

Иконография

Чудотворная икона Божией Матери Остробрамской написана темперой на 8 дубовых досках толщиной 2 см. Размер образа 165 х 200 см. Икона относится к достаточно редкому типу изображения Богоматери без Младенца в руках. Богородица изображена по пояс, с склоненной головой и опущенными глазами. Ее руки скрещены на груди.

Нынешнее внешнее убранство иконы изобилует всевозможными регалиями. На голове Девы Марии находится двухъярусная корона - барочная корона Королевы Небес и рокайльная корона Королевы Польши. Позолоченная серебряная риза, выполненная в барочной манере виленскими мастерами в конце XVII века, полностью закрывает фигуру, оставляя открытыми только лик и руки. Внизу икона украшена серебряным полумесяцем - вотумом 1849. Нимб Богоматери окружен острыми лучами сияния со звездами.

В католическом мире бытует убеждение, что икона Остробрамской Богоматери западного происхождения. Католики видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века. В 1927 году, во время реставрации иконы перед ее коронацией, проводимой проф. Я. Рутковским, специалисты выявили под верхним слоем, писанным масляными красками, более древнее письмо, писанное темперой, а также следы известковой грунтовки. Вильнюсский исследователь профессор И. Ремер пришел к заключению, что икона писалась в XV или XVI веке. Делались попытки и более точной датировки образа. Так, некоторые специалисты полагают, что Остробрамская икона была исполнена в 1620-1630-е годы и, вероятно, воспроизводила первообраз, созданный нидерландским художником Мартеном де Восом.

В православной традиции принято считать чудотворный образ византийской иконой глубокой древности. В 1829 г. при снятии ризы в процессе реставрации на иконе была выявлена древняя славянская надпись - хвалебная песнь Богородице «Честнейшую Херувим». Существует мнение, что первоначально икона являлась частью композиции Благовещения, отчего образ в древности назывался Корсунским Благовещенским. Дева Мария в этой трактовке считается представленной в момент явления Ей архангела Гавриила, соответствующая часть изображения которого утрачена.

В православном понимании жест скрещенных рук Богоматери на Остробрамском образе указывает на момент, непосредственно предшествующий Воплощению Слова Божия - момент принятия Девой Марией Благой вести («Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Лк. I,38). Если провести аналогию между изображенным жестом Богоматери и священнодействиями, совершающимися во время Божественной Литургии, можно вспомнить о жесте скрещивания рук священника с потиром и дискосом во время святого возношения. Такое сравнение открывает еще одну содержательную грань Остробрамского образа - участие Девы Марии в тайне совершенного на Кресте Искупления. Показательно, что подобный жест встречается также на таком богородичном иконографическом изводе, как «Божия Матерь Ахтырская», где Богородица представлена у подножия Креста со скрещенными на груди руками.

Более поздний вид Остробрамской иконы Божией Матери с необычным ореолом над Ее головой добавляет еще одну трактовку образа. Солнечный нимб Богородицы, между лучами которого вкраплены звезды и месяц, заставляет вспомнить атрибуты таинственной Жены из книги Откровения св. Иоанна: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна и на голове ее венец из двенадцати звезд» (Откр 12,1). Тем самым, Божия Матерь Остробрамская одновременно является и светозарной Женой, облеченной в солнце небесной славы, Которая непрестанно молится за Церковь.

Списки с иконы

Чтимые списки с Остробрамской иконы Божией Матери находились в юго-западных славянских землях, в Литве и в Польше. В настоящее время один из них пребывает в церкви Остробрамской Богоматери в деревне Кяна .

Известно, что к иконографии Остробрамской Пресвятой Богородицы восходит чудотворный образ Божией Матери Умиление, перед которым молился преподобный Серафим Саровский.

Молитва

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приими недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.

Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.


© Все права защищены

Сила Вышняго осеняет всякаго человека, с верою притекающаго к Твоей цельбоносней иконе, юже даровала еси людем на утешение…

(Акафист Пресвятей Богородице пред иконою ея остробрамской во граде Киев)

Кто может сказать, какая из икон Божией Матери предпочтительней среди всех остальных? И уместен ли данный выбор, ведь каждая из них прекрасна по-своему. Однако при созерцании Остробрамской иконы Богородицы, что-то внутри меня отзывается особым трепетом и теплотой.

Долгое время я даже не задумывалась над тем, почему именно эта икона вызывает во мне прилив чувств. Ключом к пониманию этого может послужить её история.

История Остробрамской иконы Божией Матери

Остробрамская икона Божией Матери (лит. Aušros Vartų Dievo Motina, польск. Matka Boska Ostrobramska, белор. Маці Божая Вастрабрамская) находится на городских воротах Вильнюса (Острой браме) и почитается как католиками, так и православными по всему миру.

О происхождении чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в православном, так и в католическом мире. (Познавательное видео о духовной силе Богородицы см. по ссылке).

По преданию, икона чудесным образом явилась 27 апреля 1431 года на "острых воротах" крепостной ограды города Вильны и оттого получила прозвище "Остробрамская" ("брама" — "ворота"). Сложна и загадочна судьба иконы, которая не раз переходила из рук государственных особ в общественное владение, из владения православных во владение униатов и монархов-кармелитов, пока, наконец, не стала достоянием людей разных вероисповеданий и национальностей.

Появление в Вильне Остробрамской иконы относят как к XIV, так и к первой четверти XVII века. Существует несколько версий происхождения святыни. Легенда гласит, что икона св. Богородицы — явленная, и явилась она 14 апреля (год неизвестен). Исследователи истории Остробрамской иконы И.Козловский и архимандрит Иосиф (Н.Соколов) считают вероятным, что князь Ольгерд (Альгирдас), с торжеством победителя вернувшийся в Вильну, мог привезти её из крымского города Херсона (Корсуня) (прим. Херсонес).

Что сокрыто в чудотворной иконе

Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке:

"Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII 1849 года".

Святая икона могла быть половиной большой иконы Благовещения с изображением на ней архангела Гавриила, и эта вторая половина, возможно, была оставлена в Херсоне или поднесена самим Ольгердом кому-нибудь как почётный дар. Но прямых доказательств этому пока нет.

Также эту икону хорошо дарить крестникам и крестницам — младенцам, чтобы матери их молились о покое и радости в их душах.

Вот что пишется об этой чудотворной иконе в энциклопедии Исконных Знаний «АллатРа »:

"…Достаточно взглянуть на изображение чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери (Виленская икона). Она находится в городе Вильнюсе (Литва) и сегодня весьма популярна в Литве, Украине, Беларуси, Польше, причём почитается как католиками, так и православными. С ней, конечно, связаны разные легенды, в том числе и о её происхождении из Корсуни (древнерусское название города Херсонеса, где был крещён киевский князь Владимир — отец Ярослава Мудрого). Ныне остатки этого города расположены в районе города Севастополя в Украине".

После прочтения книги “АллатРа” информация в моей голове, словно разрозненные пазлики, сложилась в цельную, красочную картину. Оказывается, эта икона примечательна не только своей чудотворной силой и умиротворяющим ощущением, которое возникает внутри рядом с ней, но и тем, что в ней стилизованным образом изображен знак “АллатРа”, состоящий из круга, пустого внутри, и полумесяца под ним, рожками вверх. Если внимательно присмотреться, то круг четко виден вокруг головы Божьей Матери в виде светящегося нимба! И символ полумесяца трудно не заметить.

(Интересную информацию о знаках и символах в жизни человека см. по ссылке ).

"Его изначальное изображение — пустой круг, который снизу окаймлён полумесяцем рожками вверх. Он является одним из 18 первоначальных древнейших рабочих знаков. Название этого знака — «АллатРа» говорит о качестве его силы. Дело в том, что на заре человечества, благодаря исконным Знаниям, люди ведали о Едином (о Том, Кто создал всё), обозначая Его проявления звуком Ра. Созидательную силу Ра — божественное женское начало, Праматерь всего сущего, изначально называли Аллат. Оттуда и пошло среди посвящённых в духовные Знания наименование этого исконного знака — «АллатРа» как обозначение созидательной силы Того, Кто создал всё. Кстати, в древности эти сведения о священном Первичном звуке люди относили к сакральным знаниям о мироустройстве Вселенной в контексте сведений о человеке, как сложном и нестабильном в выборе субъекте этого мира. А вот у современных людей звук Ра в лучшем случае ассоциируется исключительно с мифами Древнего Египта о боге Ра".

"…круг является символом Души, а также одним из символов проявления духовного Существа из мира Бога. А символический знак полумесяца рожками вверх — символом человека, который духовно освободился ещё при жизни. Знак «АллатРа» также использовался в качестве обозначения того, кто пришёл из духовного мира (иного, высшего) в этот материальный мир, обновляя утраченные исконные Знания".

Эта икона, помимо своих чудотворных свойств, словно раскрытая книга о древних Знаниях для тех, кто сумеет её прочитать! Дальше - больше. Читаем…

"Анастасия: Пожалуй, также надо отметить, что рабочий знак «АллатРа» — один из самых сильных знаков, он часто использовался людьми, идущими по духовному пути. И что самое интересное, от него нельзя получить силу, если Личность не находится в позиции Наблюдателя от Духовного начала, в отличие, например, от знака звезды."

"…знак «АллатРа» как проводник созидательной силы Бога люди использовали с давних времён. Он является постоянно активным и взаимодействует с видимым и невидимым миром…"

Так что эта икона, помимо своих защитных и исцеляющих свойств, является, и что, по моему мнению, намного важнее, одним из даров в помощь человечеству в его духовном преображении на пути Домой, в Жизнь Истинную…

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю,

Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са

родила́ еси́ душ на́ших.

(Молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения (Лк.1:28-31; Мф.1:18-25). Знаменитая “Ave, Maria” - это та же молитва на латыни.)

БлагоДарю…

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»