Иконописные традиции в изображении ангелов. Образы ангелов

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Икона Ангела Хранителя в православной традиции приобретается с целью спасения от мирского падения. После Таинства Крещения каждый христианин получает от Всевышнего небесного заступника, оберегающего на всем протяжении земной жизни. Это эфирное создание беспокоится о здоровье телесной оболочки и души подопечного. В трудные минуты жизни следует вспоминать о нём и смиренно просить о благополучии и защите.

Кто такие Ангелы Хранители

Эти небесные создания Творца упоминаются в Священных Текстах, где сказано, что они участвовали в истории со времен присутствия Адама и Евы в Раю.

Ангел Хранитель - посредник между человечеством и Всевышним Господом. Главная задача этого святого существа - защищать личность и доносить до нее Божью волю, поэтому в православии стремятся скорее крестить новорожденного, чтобы обеспечить его полноценной охраной от темных энергий.

Большая вера приближает христианина к святому духу и Богу, что определяет лучшую жизнь в телесной оболочке. Однако небесный посланник не вмешивается в судьбу, которую создал сам Господь.

  • Ангел Хранитель через внутренний голос и интуитивную связь общается с подопечным ему человеком.
  • Небесное создание предупреждает о предстоящей опасности и стремится вдохновить на совершение благопристойных и полезных деяний.
  • Ангел имеет силу отвести от искушающего воздействия мирских объектов.
  • Люди, тщательно прислушивающиеся к своим заступникам, нередко чудесным образом спасаются в катастрофах или получают ментальные озарения.
  • Он помогает слышать свой внутренний голос и развивать склонность к добродетели.
  • Ангельские изображения устраняют страх различной направленности.
  • Ангел Хранитель наставляет на истинных путь, оглашенный Господом, и защищает от нападок ненавистников.

Чтобы найти общий язык с ним, необходима ежедневная и чистосердечная молитва перед образом . Священнослужители настоятельно рекомендуют общаться с духом света, прося помощи и защиты. Ангел приложит все силы, чтобы выручить просящего подопечного из тяжелой передряги.

На заметку! Ангел Хранитель не всегда гарантирует счастье и спокойствие. Христианин, отступившийся от веры, склонный к агрессивному и ненавистному поведению, собственноручно уничтожает положительное духовное начало. Пустившийся в крайности человек ощущает бедствия, неудачи и серьезные болезни.

Ангел никогда не являлся человеком, он не имеет имени и родовой принадлежности, но наделен особыми качествами личности. Каждому христианину приставлен только один такой светлый дух. Существует определенная иерархия бестелесных духов , которые располагаются в зависимости от могущества.

Икона Ангела Хранителя

Характеристика иконы

На Древнем Востоке нередко встречались изображения крылатых созданий. Образы ангелов украшали алтари крупнейших храмов. На израильской земле находили фигурки из различных материалов, на страницах Ветхого Завета обнаруживаются сведения о предметах с изображениями небесных посланников.

В русской иконописи привычные образы появились в конце XVI века. Цель и значение облика - ежеминутное напоминание человеку о вечности самой души.

  • Ангелы Хранители чаще изображаются с крестом и мечом. Первый атрибут предназначен для жеста благословения, а второй защищает от нашествий темной энергии.
  • Одежда заступников внешне похожа на облачение дьяконов (священнослужителей). Одеяние для бесплотных духов расценивается как символ вечного служения Богу. Цвет плаща - зеленый, а хитона (рубашки) - красный. Нередко Ангелы Хранители изображаются в ослепительно белых одеждах.
  • Иконы изображают заступников как поясно, так и в полный рост. В последнем случае они помещаются на облако. Парящая фигура смиренно просит о возвращении в небесные обители, откуда человечество было согнано после грехопадения.
  • Заступники имеют людские облики, о божественном происхождении говорят большие крылья, которые сложены за спиною. Эти телесные элементы символизируют божественную быстроту и способность перемещаться из материального мира в эфирные области.
  • Для Ангелов Хранителей характерен третий глаз, который символизирует ясновидение и правдивую интуицию.
  • Если Божий посланник изображен с посохом, это говорит о его важной духовной миссии на грешной земле.
  • С помощью шара с крестом херувим созерцает предстоящую опасность и стремится предупредить об угрозе своего подопечного.
  • Иконография отличается в положениях рук. Иногда верхняя конечность поднята для благословляющего жеста , в другом случае - руки сложены в молитве.
  • Взгляд направляется прямо на смотрящего или в сторону. Голова его склонена, что символизирует полное смирение перед волей Создателя. Об этом же говорят и золотые ленты в локонах.
  • Современная иконография нередко изображает херувимов с маленьким ребенком, который представляет душу подопечного человека.

О Небесных силах:

Нахождение собственной иконы святого духа

Во время крещения ребенок получает имя , и вместе со святым покровителем ему назначается определенный Ангел Хранитель. Чаще эту процедуру проводят на Святки (период от Рождества до Крещения Сына Божьего). Однако Церковь разрешает совершать ритуал объединения с небесным защитником произвольно, если человек был крещен в зрелом возрасте.

В христианских святцах могут отмечаться несколько покровителей с датой, которая будет приближена ко дню рождения маленького ребенка. В этом случае разрешается самостоятельный выбор понравившегося покровителя.

Некоторые образы святых защитников имеют в иконографии несколько вариаций исполнения. Святой всегда помогает детям с тождественным себе именем. Выбирая покровителя, следует опираться на даты рождения или факты жизнеописание.

Для православной традиции ближе духовное родство, которое определяется по симпатии.

На заметку! Если вас вдохновляют жизненные деяния конкретного святого, церковь разрешает сделать его своим покровителем . Он - реальный человек, который был причислен церковью к лику святых (Дева Мария, Серафим Саровский и т.д.).

Правильные молитвы иконе Ангела Хранителя

Священные слова, произнесенные перед ликом небесного существа, способны визуализировать этот светлый дух и настроить общение с ним. Православная традиция рекомендует внимательно прислушиваться к подсознательному голосу во время молитвы: в этот момент святой посланник общается с подопечным.

  • Для достижения желаемого счастья и спокойствия необходимы каждодневные молитвы перед ликом Ангела. Произносятся священные слова неспешно, вдумчиво и искренне. Молитва, записанная на листе бумаги, поможет лучше сконцентрироваться.
  • Священные просьбы, произнесенные утром, уничтожают негативные влияния, рождают добродушный настрой и избавляют от потенциальных конфликтов.
  • Молитва на вечер ограждает спящего человека от вторжения темной энергии в его сознание. Она позволяет видеть пророчество и предупреждения об опасностях.
  • В православной традиции известно множество молитв, которые предназначаются для конкретной проблемы и требуют совета и помощи от посланника с небес.

О молитве:Супружеская близость не является грехом, поэтому образ защитника в спальне будет к месту. Священную молитву рекомендуют читать при покидании дома. Это повышает шансы на помощь от Ангела Хранителя. Слова произносятся четко, а мысли и желания формируются до просьбы.

Ангел Хранитель - посредник между человеком и Всевышним Господом. Он дается во время крещения и обязуется охранять жизнь подопечного от тяжелых жизненных ситуаций, а также направлять на путь истинной добродетели.

Важно! Искренние молитвы перед иконой Ангела Хранителя имеют силу избавлять от неприятностей и исполнять благочестивые желания. Получить собственного святого защитника можно в любом возрасте.

Посмотрите видео об Ангеле Хранителе

Ангелы: Как изобразить непостижимое?


«Ангелы, строго говоря, неизобразимы, -- говорит искусствовед протоиерей Борис Михайлов. -- Язык христианской культуры -- это язык символов. Мы с вами рационально устроенные люди и пытаемся с помощью современных понятий уразуметь язык древних символов, но это почти невозможно». Тем не менее ангелов на иконах изображают. Одних -- как прекрасных юношей, других -- как крылатые, но совсем не человекоподобные существа. Почему иконописцы решили, что ангелы выглядят именно так, вместе с церковными искусствоведами разбиралась Екатерина Степанова.


Небесная иерархия

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. Его церковное именование "архистратиг" означает старший воин, вождь. На иконах архангела Михаила изображают с огненным мечом в руке или копьем низвергающим диавола


«В начале сотворил Бог небо и землю» -- этими словами начинается Библия. «Под небом в Библии, согласно одному из толкований, разумеется не наше земное небо, а Небо высшее, -- поясняет Людмила Щенникова, искусствовед, ведущий научный сотрудник музея “Московский Кремль”. -- Это невидимое Небо представляет собою мир бесплотных существ, называемых Небесными Силами, или ангелами. Ангелы имеют ум, несоизмеримо превосходящий ум человека; они, подобно человеку, личности и наделены свободной волей. Ангелы, не имея земного материального тела, не подчинены земным законам времени и пространства. Бог дал им бессмертие. Цель и смысл их существования -- любить Бога, вечно петь славу Творцу, а также нести в наш земной мир волю Всевышнего -- быть вестниками Бога на земле (ангел с греческого так и переводится - “вестник”)».



Пророк Даниил (Дан. 7, 10) говорит о тысячах тысяч, о миллионах, и о тьмах тем, т. е. миллиардах ангелов. Но комментируя эти числа свт. Кирилл Иерусалимский в «Огласительных беседах» говорит, что это не значит, что именно таково число ангелов, просто большего числа пророк не мог изречь.


Первым, кто предпринял попытку систематически описать ангельскую иерархию, был ученый богослов и философ, живший в V или VI веке, который подписывал свои труды именем св. Дионисия Ареопагита, епископа-мученика I века (по поводу личности этого богослова ученые спорят, но во избежание путаницы его все-таки продолжают называть Дионисием, иногда добавляя приставку «псевдо»). В VII веке его прокомментировал прп. Максим Исповедник, и с тех пор именно на учение Дионисия об ангелах опирались литургические тексты и вся иконография ангелов (иконы святых ангелов упомянуты в тексте догмата иконопочитания, утвержденного на Седьмом Вселенском соборе в Никее в 787 году). В своей книге «О небесной иерархии» Дионисий истолковывает те образы, какими ангелы описаны в Ветхом и Новом Завете. А образы эти весьма различны и ставили в тупик древнего читателя точно так же, как и современного. В самом деле: исполненные очей колеса, огненные престолы, существа с человеческими руками и ногами тельца, как в видении пророка Иезекииля, -- что означают эти попытки «наглядно» описать существа из духовного мира?


Ареопагит отвечает на этот вопрос сразу же: неправильно, «подобно грубым невеждам», воображать, будто на небе находятся «огневидные колесницы, вещественные троны, нужные для восседания на них Божества, многоцветные кони, военачальники, вооруженные копьями, и многое тому подобное». «Все эти оттенки ангельских имен, так сказать, грубы», -- говорит Ареопагит и даже предлагает особый термин: несходные (то есть непохожие) подобия. Все это -- священные поэтические изображения, через которые богословский разум пытается приблизиться к тайне неописуемой слабыми человеческими словами небесной жизни. Дионисий видит тут возвышенный парадокс: мы, может быть, и не стали бы вдумываться в этот предмет, «если бы несообразность изображений, замечаемая в описании Ангелов, не поражала нас» и не побуждала «отвергать все материальные свойства и через видимое благоговейно возноситься к невидимому».


Однако те или иные образы применяются для описания ангелов не случайно. Основываясь на Священном Писании, Дионисий говорит о том, что Небесные Силы образуют стройную иерархию, вся цель которой -- «возможное уподобление Богу и соединение с Ним», где высшие передают отраженную в них, как в зеркале, Божественную красоту и истину низшим и все постоянно стремятся к Богу «сильною и неуклонною любовию». Именно этот свет ангелы несут и людям.


«Сколько чинов небесных Существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия -- в точности знает один Бог. А нам можно сказать об этом столько, сколько Бог открыл нам через них же самих», -- пишет Дионисий и поясняет, что в Писании для ясности все небесные существа обозначаются девятью именами. Они разделены на три чина, или степени: первую (высшую), среднюю и последнюю (то есть низшую).


Херувимы, Серафимы и Престолы




Высший ангельский чин, ближайший к Богу, -- это Херувимы, Серафимы и Престолы. «Херувимы, согласно значению этого еврейского слова, -- “обилие познания”, имеют наибольшую способность познавать Божественный Разум; они передают низшим ангельским чинам и людям знание о Боге, -- объясняет Людмила Щенникова. -- Херувимы охраняют тайны Божественной жизни и Божественного Разума. Когда Адам и Ева нарушили Божественный закон, Бог судил их, изгнал из рая и поставил огненного Херувима стражем у Райских врат, чтобы охранять путь к Древу Жизни (Быт. 3, 24)».



Серафимы упоминаются в Библии только один раз. Они были явлены пророку Исаии в образе живых шестикрылых существ, окружающих Престол Бога. Различия между иконописными образами Серафимов и Херувимов постепенно стрелись. Их общие черты - наличие крыльев и предстояние у Божественного Престола - оказались для иконописцев важнее




На илл: фрески Феофана Критского, XVI в.



Первоначально огненные колеса с глазами на ободьях являлись частью изображения Херувима. Но постепенно в иконописи колеса стали использоваться как самостоятельный образ третьего чина высшей иерархии - Перстолов. Эти Небесные Силы служат подножием Богу, через них Он осуществляет Свое верховное Правосудие.




В видениях пророка Иезекииля Херувимы являлись в образе таких удивительных живых существ, что сначала пророк не мог даже назвать их. Иезекииль увидел, как с севера шло великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него; из средины огня видно было подобие четырех животных; облик их был как у человека, но у каждого четыре лица (человека, льва, тельца и орла); прямые ноги, сверкающие, как блестящая медь, со ступнями тельца, и человеческие руки под крыльями. Животные эти быстро двигались туда и сюда, стремительно поднимались над землей; огонь и молнии сверкали между ними; вид животных был как горящие угли, а на земле перед каждым животным было по одному колесу с ободьями, «полными глаз», и в этих таинственных колесах был «дух животных», так как двигались они вместе с колесами. Эти крылатые трудно описуемые словами небесные создания являли собой как бы подобие колесницы, на которой возвышался Божественный Престол (см. Иез. 1, 4-28). Во время второго видения пророк Иезекииль узнал, что это были Херувимы; он увидел также, что «все тело их и спина их, и руки их и крылья их, и колеса кругом были полны очей» (Иез. 10, 12) Существует версия, что здесь под частями тел понимаются части колеса: малоупотребительные еврейские слова, их обозначающие, похожи по написанию на названия частей тела, и переписчики или переводчики текста могли их перепутать.


В древности художники стремились как можно точнее следовать библейскому тексту, представляя Херувимов с четырьмя ликми. Такое изображение Херувиманазывают тетраморф ("четырехликий"). Херувим-тетраморф истолковывался как символ единого Евангелия - Слова Божия, записанного четырьмя евангелистами. Илл.: фрагмент фрески XVI в., Метеора, Греция



Изображения Херувимов существовали уже в ветхозаветные времена. В книге Исход повествуется о том, как Бог повелел пророку Моисею сделать ковчег, чтобы положить туда написанный на скрижалях Закон. На золотой крышке ковчега Бог повелел сделать двух золотых Херувимов чеканной работы с распростертыми вверх двумя крыльями и обращенными друг к другу лицами (см. Исх. 25, 19-22).


Серафим в переводе с еврейского означает «пламенеющий, огненный». Это имя показывает их «горячность и быстроту, пылкую и неуклонную стремительность», а также их способность воспламенять Божественную любовь в сердцах людей и прогонять всякое омрачение, пишет Дионисий Ареопагит. Серафимы упоминаются в Библии только один раз. Они были явлены пророку Исаии в образе живых шестикрылых небесных существ, окружающих Престол Бога. Двумя крылами они закрывают лицо свое от непереносимого даже ангелами сияния Божественного Света, двумя -- ноги свои, а двумя летают, непрестанно взывая друг ко другу: «…Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его» (см. Ис. 6, 1-7). Кстати, описание Серафимов и их песнь звучат на Литургии, причем первое -- в евхаристической молитве, читаемой священником.


Описание Серафимов в Книге пророка Исаии очень конкретно, поэтому их часто и легко изображают. Как, например, в купольной росписи церкви Преображения в Великом Новгороде, подписанной Феофаном Греком в 1378 году. А вот туманные мистические свидетельства о Херувимах пророка Иезекииля ставили художников в трудное положение. Рассказывает Людмила Щенникова: «В древности художники стремились как можно точнее следовать библейскому тексту, представляя Херувима с четырьмя ликами и со всеми возможными подробностями. Такое изображение Херувима называют тетраморф (“четырехликий”). Херувим-тетраморф истолковывался как символ единого Евангелия -- Слова Божия, записанного четырьмя евангелистами. Но постепенно различия между иконописными образами Серафимов и Херувимов стерлись. Их общие черты -- наличие крыльев и предстояние у Божественного Престола -- оказались для иконописцев важнее различий. Так возникло “соединенное” изображение высшего небесного существа с шестью или четырьмя крыльями, на которых часто рисовались глаза, с руками и ногами; голова этого небесного существа (окруженная нимбом или без нимба) либо выступала над крыльями, либо была спрятана в середине крыльев, и видимым оставался только лик; под ногами их иногда рисовали колеса. Одновременно возникло еще более простое и обобщенное изображение -- без рук и ног, с четырьмя или шестью крыльями и человеческим лицом. Эти изображения сопровождают надписи “Херувим” или “Серафим”, которые нередко пишутся под совершенно одинаковыми по внешнему виду образами. Данные наименования в большинстве случаев обозначают не конкретного Серафима из видения пророка Исаии и не Херувима из видения пророка Иезекииля, но лишь обобщенный образ высших Небесных Сил, окружающих Божественный Престол».


В христианском искусстве есть изображения и третьего чина высшей ангельской иерархии -- Престолов. Наименование этих ангелов означает, по словам Дионисия Ареопагита, что «они совершенно изъяты от всякой низкой привязанности земной» и «всеми силами неподвижно и твердо» служат Богу. Эти изображения называются также Тронами и Офанимами (в переводе с еврейского -- «колеса»). «Первоначально огненные колеса с глазами на ободьях являлись частью изображения Херувима, -- поясняет Людмила Щенникова. -- Но постепенно в иконописи колеса стали использоваться как самостоятельный образ третьего чина высшей иерархии -- Престолов. Огненные языки пламени, исходящие от херувимских колес, превратились в огненные крылья -- Офанимы-Престолы стали крылатыми. Эти Небесные Силы служат подножием Богу, через них Он осуществляет Свое верховное Правосудие». Престолы можно увидеть на русских иконах «Спас в силах» XIV века.


Символы четырех Евангелий


Если св. пророк Иезекииль видел одно существо с четырьмя ликами, то в Новом Завете, в Откровении апостола Иоанна Богослова описаны четыре отдельных небесных существа -- это апокалиптические животные. Они были истолкованы как символы четырех Евангелий, написанных евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном Богословом. «Бог открыл Иоанну Небесный мир, -- рассказывает Людмила Щенникова, -- и он увидел стоящий на Небе Престол, на котором возвышался Сидящий (Бог); Престол окружала радуга, и посреди Престола и вокруг Престола четыре животных, исполненные очей спереди и сзади. “И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет” (см. Откр. 4, 2-9)».


Подобно библейским Херувимам и Серафимам, они изображаются у Престола Вседержителя, окружая его с четырех сторон, что символизирует распространение Благой вести на четыре стороны света. В руках апокалиптических животных -- Евангелия. Эти изображения получили большое распространение в купольных мозаиках и росписях, в миниатюрах Евангелий.


Первое изображение летящего ангела


Ангелы средней степени -- Господства, Силы и Власти. Согласно Дионисию Ареопагиту, ангельский чин Господств назван так по своему свойству совершенно свободно и неудержимо стремиться к Богу, не прилепляясь ни к чему случайному. Силы -- означают могущественное и непреоборимое мужество, отражающееся во всех их действиях. Власти -- духовное владычество, не самовластное, но как само восходящее к Богу, так и других приводящее к Нему. Но описаний этих ангелов в Библии нет, поэтому художники их и не изображали, объясняет Людмила Щенникова.


В низшую степень входят Начала, Архангелы и Ангелы. Начала, по книге Дионисия, это небесные силы, которые сообщают волю Божию Архангелам; Архангелы, в свою очередь, передают ее ангелам; а ангелы -- людям. «Изображать архангелов и ангелов иконописцу проще всего, -- говорит Людмила Щенникова, -- потому что они являлись людям в самом понятном образе -- как прекрасные видом светозарные юноши». Изображения Ангелов раннехристианского искусства представляли собою юношей, чаще всего без крыльев. По словам искусствоведа прот. Бориса Михайлова, уже во второй половине III -- первой половине V века сформировался образ Ангела, с которым мы имеем дело и по сей день, -- это образ юноши с крыльями в античном одеянии (катакомбы Присциллы, вторая половина III века; катакомбы под Вилла Массимо в Риме, середина IV века, и на Виа Латина, середина IV века). Самое древнее из сохранившихся изображений Ангелов христианского Востока -- мраморный саркофаг конца IV века, найденный на территории современной Турции. Парящие фигуры держат в вытянутых руках монограмму Христа, образующую из греческих букв «йота» и «хи» монограммный «доконстантиновский» крест, обрамленный лавровым венком.


На илл.: архангел Гавриил. Фрагмент иконы Богородицы с младенцем, XIII в., монастырь св. Екатерины на Синае

Среди Архангелов в книгах Священного Писания названы семь имен, но изображают более всех Гавриила, принесшего Марии Благую весть, и Михаила - старшего надо Архангелами.



Архангелы и Ангелы несут на Землю вести из Божественного мира, охраняют души от темных духов. Среди Архангелов в книгах Священного Писания названы семь имен: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, но изображают более всех Гавриила, принесшего Деве Марии Благую весть, и Михаила -- старшего над Архангелами.


Обычно Ангелы изображаются в апостольском одеянии: хитоне (тунике) и гиматии (похожем на тогу плаще), часто с двумя орнаментированными нашивками (клавами), являющимися символами посланничества и царского величия. Волосы на их головах стягивает лента, напоминающая диадему. Развивающиеся у висков концы ленты назывались тороками, или слухами, они символизировали постоянное слушание Ангелами Бога.


Ангел - отсвет лица Божия


Очень часто на иконах, представляющих тот или иной библейский сюжет, где, согласно тексту, главным действующим лицом является безымянный ангел, есть надпись: «Архангел Михаил», и, наоборот, в композициях, где, как известно из Писания, действует именно архангел Михаил, написано просто: «Ангел Господень». В Ветхом Завете Ангел Господень -- это образ Богоявления до воплощения Сына Божия (так, Иаков боролся с Богом, который предстал ему в образе Ангела (см. Быт. 32, 24-30)). «Вспомним, что, по Дионисию Ареопагиту, небесная иерархия есть как бы система отражающих зеркал, передающих друг другу свет от источника всех и вся -- Бога, -- говорит Людмила Щенникова. -- Таким образом, все, что совершает ангел, в конечном счете совершает Бог. На иконе и архангел Михаил, и ангел Господень есть как бы собирательный образ всех согласно действующих ангельских сил; всякое деяние ангела, управляемого Михаилом, есть в какой-то степени и его деяние. В переводе с древнееврейского “Михаил” означат “Кто яко Бог” -- это как бы и не имя, а отражение имени Бога. В христианской иконографии архангел Михаил часто изображается как прекрасный юноша в белоснежной тунике, символизирующей чистоту и бесстрастие. На других иконах мы видим Михаила облаченным в хитон сине-зеленых тонов и красный плащ. В руках он держит сферу-зерцало, в которой созерцает Божественные тайны и Божественный Свет. Наиболее характерным и распространенным является изображение архангела в образе военачальника, архистратига: в короткой тунике, доспехах, с мечом в руках. Как ангел, близкий к Престолу Небесного Царя, архангел Михаил изображался и в императорских одеждах, в длинной, украшенной драгоценными камнями тунике, которую на груди крестообразно перехватывает лор, обязательная деталь облачения византийского императора». Удивительно, что архистратиг Михаил, согласно Священному Преданию, -- предводитель всего небесного воинства, хотя и находится в низшей степени ангельской иерархии. Это еще раз говорит о том, что всех тайн ангельской жизни мы здесь, на земле, знать не можем.

Глобус, или зерцало, изображают прежде всего у архангелов Михаила и Гавриила. Впервые зерцало (с изображением креста) появилось в руках ангела на монетах императора Леонтия (484-488 годы). Его значение трактуется по-разному: небесная сфера, символизирующая мироздание, диск, щит, «печать Царя Небесного». На средневековых иконах глобус в большинстве случаев изображается светлым и прозрачным, как стеклянный шар или сфера; на нем начертана греческая буква «Хи» или греческая монограмма IC XC. На Руси существовало поверье, что через зерцало архангелы узнают волю Божию


Кадила и рипиды (опахала круглой или ромбовидной формы) ангелы держат в руках на иконах с изображением небесной Литургии. Рипиды символизируют Херувимов и Серафимов и поэтому украшаются их изображениями

Орудия Страстей Господних -- крест, копье, чаша и трость с губкой - держат, как правило, архангелы Михаил и Гавриил. Ангел с крестом в руках явился императору Константину в 312 году перед битвой с Максенцием. В древности нередко изображалось поклонение ангелов кресту и орудиям Страстей, как например, на обороте иконы Спаса Нерукотворного XII века из Новгорода


Покровец - небольшой плат, заимствованный из придворного церемониала, которым ангелы прикрывают руки во время священнодействий.


Развернутые свитки в руках ангелов содержат слова приветствия (как на свитках архангелов Михаила и Гавриила, на иконах Богоматери), хвалебные гимны, поучения для входящих в храм и т. д.

Во многих религиях мира ангелы-хранители занимают особое место. Считается, что они сопровождают нас в течение всей жизни, оставаясь незримыми. Они - глашатаи божественных откровений, защитники и помощники в добрых делах. И все же, несмотря на это постоянное присутствие, мы редко задумываемся о том, кто стоит за нашим правым плечом.

Слово «ангел» пришло к нам из греческого языка, где оно означало «вестник», вместе с христианскими текстами. Но о существовании ангелов было известно задолго до появления христианства. Практически у всех народов имелось представление о невидимых существах, помогающих людям.

У древних персов их называли феруэрами, в суфийской традиции - муваккали (это слово означает «опекун, попечитель, стражник, представитель»). Римляне верили в то, что у каждого есть свой гений - дух-покровитель. Гений, по представлениям римлян, был сущностью, которая рождалась вместе с человеком и определяла его жизненный путь.

Но наиболее полные сведения об ангелах можно найти в иудаизме и христианстве. В Библии и Торе говорится о духовных бесплотных существах, более совершенных, чем человек, и сотворенных раньше его. Согласно преданию, ангелы появились еще до того, как возник видимый мир. Они составляют небесное воинство, в котором существует строгая иерархия.

Но основная их задача - сохранение существующего мира. По словам святого Григория Богослова, «… будучи служителями Воли Божией, не только по естественной способности, но и по обилию Благодати, они переносятся на все места и всем сопутствуют повсюду, как по быстрому исполнению служения, так и по легкости естества».

Ангелы управляют природными стихиями, народами, участвуют в богослужении (видеть их могут только те, кто удостоился особой благодати - святые и праведники).

Согласно Священному Писанию, ангелы разделяются на девять ангельских чинов. Ближе всех к Богу находятся серафимы, херувимы и престолы. Серафимы окружают престол Господа. Они имеют человеческий образ, у каждого из них по шесть крыльев. Двумя они закрывают свое лицо, двумя - ноги, а при помощи еще двух летают и постоянно песнепениями восхваляют Бога.

Херувимы имеют иной облик. Пророк Иезекииль в известном видении колесницы изображает херувимов человекообразными, с четырьмя лицами и четырьмя крыльями. Ноги у них со ступнями тельца и блестящие, как медь. Но, пожалуй, самое необычное в изображениях херувимов - это их лица. С человеческим лицом соединялись с правой стороны лицо льва, а с левой - тельца и орла.

Херувимы окружены бесчисленными сонмами праведников и тьмами ангелов, они отражают в себе неприступное величие Божие и Его славу. О других ангельских чинах известно меньше. Престолы, господства, силы, власти и начала, о которых писал в книге «Небесная иерархия» Дионисий Ареопагит, практически не известны обычным верующим.

А вот два последних чина - архангелы и ангелы - знакомы нам и по многочисленным изображениям, и по текстам. Мы даже знаем их имена: Михаил - («кто как Бог»), Гавриил - («муж Божий»), Рафаил - («помощь, исцеление Божие»), Уриил - («огонь и свет Божий»), Салафиил - («молитва к Богу»), Ифремиил - («высота Божия»). В число архангелов иногда включается также два имени, не упоминаемых в Библии: Иегудиил - («хвала Божия») и Варахиил - («благословение Божие»).

У мусульман известно четыре великих архангела: Гавриил, или ангел Откровения; Михаил, или ангел-покровитель; Израил, ангел Смерти; Израфил, ангел Воскресения. Есть у них еще ангел молитвы - Сандальфон.

Им подчинены сотни тысяч ангелов, которые выступают в роли беспристрастных свидетелей человеческой жизни. Согласно Корану, около каждого человека при жизни находятся два ангела, которые день за днем записывают его добрые и злые дела и помыслы.

Несмотря на то что ангелы бесплотны, существует огромное количество их «портретов», запечатленных иконописцами или мирскими художниками. Интересно, что эти изображения с течением времени довольно сильно менялись. В первые столетия с момента появления христианства ангелы изображались обычными людьми.

Архангел Гавриил. Фрагмент фрески церкви Санта Мария Антиква. Середина VII в. Рим

Например, на фреске Благовещания II века архангел Гавриил написан в украшенной тунике с орарем, его лицо и фигура не имеют никаких отличительных черт. Сияние и крылья, которые мы сегодня считаем непременной принадлежностью ангелов, появились на иконах и фресках лишь с IV века. Позднее, в Византии, возникла целая система символов, которая позволяла указать иерархическое положение изображенного ангела.

Впрочем, не стоит забывать, что иконописцы стремились придать идеальный образ существам (точнее - сущностям), которые в обычных условиях невидимы. Поэтому детали одеяний ангелов, крылья и сияние - скорее символ, указание на их особую роль, чем отражение реального положения вещей.

Появление ангелов в зримом облике обычно связано с какими-то важными событиями. В Библии описано явление ангелов ветхозаветным патриархам и праведникам: Аврааму, Иакову, Моисею, Иисусу Навину, Давиду, Лоту… Однако и в наше время зафиксировано немало случаев, когда ангелы-хранители являлись своим подопечным и помогали им.

Примеров такой помощи так много, что для их изложения понадобилась бы отдельная книга. Как правило, человек в этот момент слышит голос, предупреждающий об опасности. Если предупреждение услышано, то гибели можно избежать: нажать на тормоз машины за миг до столкновения или, не осознавая своих действий, выйти из дома накануне его разрушения.

Нередко близкие вспоминают потом, что в тот момент, когда едва не случилось несчастье, они внезапно подумали о грозящей беде и обратились с молитвой к Богу. Впрочем, ангелы-хранители в гораздо большей степени заботятся о наших душах, чем о телах.

Ведь иногда серьезная болезнь или увечье может стать толчком к пониманию истинной ценности жизни. Недаром практически все православные святые прошли через испытание немощью и болью…

Ангелы-хранители способны на многое. Они могут подать нужный совет в сложной ситуации, утешить в минуту отчаяния, поддержать мужество человека в момент испытаний. Но для того чтобы все это произошло, необходимо поддерживать контакт со своим ангелом-хранителем, прислушиваться к его голосу.

Среди неканонических рассказов об ангелах существует огромное количество примет и поверий, касающихся общения с ними. Считается, например, что ангелы-хранители бывают двух видов: земные и небесные. Земным ангелом-хранителем человека может стать кто-то из умерших родственников или друзей.

В некоторых местностях считают, что эта обязанность возлагается на бабушек - после смерти они опекают своих близких. Изредка забота о человеке возлагается на того, кто при жизни был ему недругом. Так он может искупить свой грех. А вот небесных ангелов-хранителей по народным представлениям, имеют лишь избранные люди, которым предстоит важная жизненная миссия. Они обладают большими возможностями, чем души умерших, и чаще общаются с человеком, направляя его на путь истинный.

В православии считается, что человеку покровительствует не только ангел-хранитель, который дается христианину при крещении, но и святой, в честь которого был крещен новообращенный. Не случайно наряду с днем рождения до недавнего времени праздновали именины, которые называли также «день ангела».

И в официальной религии, и в народных верованиях ангелы представляются существами, способными видеть или слышать мысли вверенных им людей. Тем, кому посчастливилось родиться в религиозных семьях, с детства знаком рассказ об ангеле, стоящем за правым плечом человека, и черте, чье место за левым плечом (кстати, именно поэтому мы плюем через левое плечо, когда боимся сглаза).

Если человек стремится к добру, совершает добрые поступки, его ангел смеется от радости. Если же наоборот - плачет. В некоторых случаях ангел может на некоторое время оставить человека. Чаще всего это происходит, когда тот не прислушивается к его советам, живет не по совести.

Но бывают и исключения из этого правила. Во многих деревнях считается, что ангел-хранитель не может охранять покой спящего, если на окне его комнаты лежат острые предметы: ножи, булавки, иголки. Существует также поверье, что ангел оставляет человека за несколько дней до его дня рождения и возвращается лишь через неделю после этого праздника.

Примерно в течение двух недель человека оказывается без его покровительства. Однако даже в самых тяжелых случаях ангел-хранитель не отрекается от своего подопечного и возвращается к нему; если человек раскаивается в своих поступках и просит ангела о помощи.

Интересно, что в преданиях об ангелах-хранителях говорится, что у некоторых людей не один ангел, а несколько. Считается, что у большинства людей три ангела-хранителя. Больше всего (до девяти) ангелов-хранителей у тех людей, которые выполняют особую миссию.

При этом ни богатство, ни социальный статус человека не имеют решающего значения. Важны его талант, душевная чистота и вера. А вот тех, у кого только один ангел-хранитель, считают несчастливыми людьми. Им редко сопутствует удача, они постоянно попадают в неприятные ситуации. В народе говорили, что один ангел «не успевает» помочь человеку, и старались выбрать ему имя, которое носило несколько святых.

Считалось, что каждый из них будет присматривать за человеком вместе с его ангелом-хранителем. Впрочем, количество бесплотных помощников можно увеличить. Это просто - совершайте добрые дела, старайтесь придерживаться чистых помыслов, ведь еще Гермес Трисмегист сформулировал один из фундаментальных законов духовного мира: подобное притягивает подобное.

Последователи Агни-йоги считают, что ангел-хранитель может сопровождать человека не только в этой земной жизни. Он сопровождает воплотившуюся душу еще до рождения. В процессе выбора душой своего места рождения и родителей он не участвует.

Но когда специальное «подразделение» ангелов составляет для души жизненную программу - события, которые помогут ей научиться необходимым качествам, - ангел-хранитель находится рядом. Если какие-то события будущего воплощения покажутся ему слишком жесткими или не вполне заслуженными, он может вмешаться в обсуждение судьбы человека и попытаться дать ему еще один шанс на принятие правильного выбора.

После появления человека на свет ангел-хранитель старается всеми силами помочь ему, чтобы он успешно справился с программой своего обучения в этой жизни. Ведь кармы человека и его ангела-хранителя тесно связаны, и, будучи высокодуховным существом, ангел стремится наилучшим образом выполнить свою «работу». В момент смерти человека ангел-хранитель временно передает его душу в руки ангела смерти, который освобождает ее от ненужных теперь энергетических оболочек.

Согласно учению Агни-йоги, кроме ангела-хранителя каждого человека сопровождает в жизни множество других духов. Некоторые из них враждебны, их задача - направить человека на путь зла. Другие находятся рядом просто из симпатии к конкретному человеку.

Их привлекает в нем сходство мыслей и чувств. Иначе говоря, каков «изнутри» человек, таких помощников он и привлекает. Если его мысли не поднимаются выше удовлетворения основных инстинктов, его бесплотная «свита» будет точно такой же - низшие духи и бесы.

Ангелы чутко откликаются на молитвы человека. Их стремление помочь ограничено только тремя условиями. Прежде всего ангелы-хранители не могут отменить наказания за грехи прошлых жизней. Они также не могут причинять вред кому бы то ни было, поэтому бесполезно просить ангелов покарать ваших врагов, даже если они насильники или убийцы.

Наконец, если вам кажется, что ангел-хранитель не торопится исполнить вашу просьбу, значит, время для исполнения вашего желания еще не пришло. Или вы просите совсем не того, что вам действительно необходимо. Ведь ангелы рассматривают вашу жизнь с точки зрения духовного совершенствования, а люди чаще всего беспокоятся о материальных благах либо о несущественных с точки зрения души вопросах.

Когда ангелы хотят наградить человека, они дают ему не деньги и не власть, а любовь, надежду и веру. Их дары духовны, как и сами наши защитники: мир в душе, сильные светлые чувства. Именно таковы составляющие настоящего счастья.

Существует множество поверий относительно того, как же нужно общаться со своим ангелом-хранителем. В православии имеются специальные молитвы, обращенные к нему. Вот одна из них: «Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь».

А вот еще одно обращение: «Ангел мой, возьми меня под свою святую опеку, не умеющего - научай, страдающего - утешай, от опасности спасай, в делах помогай, да будет добрая воля твоя, во веки веков. Аминь». В народе приняты более краткие формулы. Например, умывшись утром, можно произнести: «Ангел мой, пойдем со мной на весь день-деньской. Буду с верой жить. И тебе служить».

Но на самом деле нашим хранителям не нужны какие-то специальные тексты. Наши мысли и чувства для них - открытая книга. Поэтому обратиться к ним можно всегда. А для того чтобы услышать ответ, просто прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Ваш ангел-хранитель обязательно откликнется. Может быть, ответ придет сразу же.

А возможно, вы получите нужную информацию во время случайной встречи с другом или прочтете ее в книге, вовремя попавшей вам на глаза. И что бы с вами ни случилось, помните: вы не одиноки. Совсем рядом - прекрасные крылатые существа, которые искренне любят вас и всегда готовы прийти на помощь.

В раннехристианском искусстве известно несколько типов иконографии ангелов, восходящих к античным образам крылатых гениев, эротов, Ники.
Одно из самых ранних изображений ангела представлено в сцене Благовещения в катакомбах Присциллы в Риме, сер. III в.- юноша в белой тунике и паллиуме, безкрылый.

В IV в. подобный тип ангела, изображаемого без крыльев, довольно устойчив и встречается в росписях катакомб на библейские сюжеты: «Явление трех Ангелов Аврааму», «Явление ангела Валааму» и «Видение лествицы Иакову» в катакомбах на Виа Латина в Риме, сер. IV в.; «Товия и Ангел» в катакомбах на Виньо Массимо, сер. IV в.; также в сцене небесной Трапезы в гробнице Винсента и Вибии на Виа Аппия в Риме, нач. IV в., и на саркофаге в ц. Сан-Себастьяно в Риме, IV в. (на последнем ангел - средовек с бородой).


"Явление трех Ангелов Аврааму", катакомбы на Виа Латина в Риме, сер. IV в. (*изображение кликабельно )

"Явление ангела Валааму", катакомбы на Виа Латина в Риме, сер. IV в.

"Видение лествицы Иакову", катакомбы на Виа Латина в Риме, сер. IV в.

Первые изображения ангелов с крыльями

Крылатый ангел (символ евангелиста Матфея) впервые был изображен на мозаике конхи апсиды в базилике Санта-Пуденциана в Риме, кон. IV в.

Мозаика конхи апсиды в базилике Санта-Пуденциана в Риме, кон. IV в.(*изображение кликабельно )

Мозаика конхи апсиды в базилике Санта-Пуденциана в Риме, кон. IV в. Фрагмент
(*изображение кликабельно )

Оба типа ангелов, крылатые и без крыльев, представлены в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг. (в композиции на триумфальной арке - крылатые, в нефе в сцене «Гостеприимство Авраама» - безкрылые) и в церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г. (на триумфальной арке ангелы, несущие в медальоне крест,- крылатые, в пресвитерии в сцене «Гостеприимство Авраама» - безкрылые).

С V в. ангелы изображаются, как правило, крылатыми, с нимбами, в белых туниках с клавами и белых паллиумах, в легких рим. сандалиях.
Они представлены по сторонам Богоматери с Младенцем (мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, до 526), поддерживающими мандорлу (Евангелие Раввулы, 586 (Laurent. Plut. 1. Сod. 56)) или медальон с изображением Иисуса Христа (имп. диптих (Барберини), кон. V-нач. VI в. (Лувр. Париж)), креста (диптих св. Лупицина, VI в. (Нац. б-ка. Париж), агнца (мозаика свода купола ц. Сан-Витале в Равенне), медальон с монограммой имени Иисуса Христа (саркофаг, ок. 400 (Археологический музей. Стамбул)).

Мозаика церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, до 526 (*изображение кликабельно )

Евангелие Раввулы, 586 (*изображение кликабельно )

Мозаика свода купола ц. Сан-Витале в Равенне (*изображение кликабельно )

В виде ангела изображается София Премудрость Божия и Христос - Ангел Великого Совета.

В позднесредневек. период была широко распространена иконография «Собор ангельских сил», представляющая единение ангелов под предводительством архангелов Михаила и Гавриила для защиты Божиего Престола.

Собор Архангелов. Конец XV - начало XVI вв.

Икона Достойно есть. Русский Север. Вторая половина XVI века. Государственная Третьяковская Галерея

Ангелы изображаются в ветхозаветных сценах, в теофанических видениях, включаются в композиции протоевангельского цикла, двунадесятых праздников. Как правило, изображения ангелов сопровождаются надписью: «Ангел Господень» или «Ангелы Господни».

Одеяния ангелов

Как архистратиги небесного воинства ангелы могут изображаться в воинских одеждах - в хитоне и плаще с тавлионом (мозаика триумфальной арки ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.).

Мозаика триумфальной арки ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.

С VII в. известны изображения ангелов в лоратных одеяниях (в далматике и лоре), в расшитых золотом и камнями сапожках, с лабарумом в руке (ц. Успения Богородицы в Никее, VII в.).

Мозаика в ц. Успения Богородицы в Никее, VII в (*изображение кликабельно )

В сценах Евхаристия, Служба святых отцов, Небесная литургия, Великий вход ангелы облачены в диаконские одежды, в руках держат чаши, рипиды, кадила, свечи, покровцы.
В XIII-XIV вв. получает распространение изображение ангелов в воинских доспехах (в латах) (икона «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», XIII в. (ГММК)).

икона «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», XIII в.

Тогда же появляется изображение ангела в монашеских одеяниях, основанное на эпизоде из жития прп. Пахомия Великого.
Впосл. ангел в образе монаха включается в композиции «Страшный Суд» (икона «Страшный Суд», XV в. (ГТГ)) и «Сотворение ангелов» (икона «Троица в бытии», XVI в. (СИХМ)).

Икона «Страшный Суд», XV в. (ГТГ)

Икона «Троица в бытии», XVI в.

Символическое значение одежд ангелов

Символическое значение имеют одежды ангелов.
Согласно «Ареопагитикам», «светлая и огнеподобная» одежда означает «Богоподобие и силу освещать сообразно с их состоянием на небе» (CH XV 4).

Икона. Ангел Хранитель с деяниями. XIX в.

Клавы и тавлионы подчеркивают значительность чина, занимаемого ангелами в небесной иерархии.

Архангел Михаил

Свободно развевающиеся концы головных повязок-тороков (слухов) свидетельствуют о предназначении ангелов слышать волю Божию.

Архангел Михаил; Византия. . Афон; XIV в.; местонахождение: Греция. . Афон, монастырь Хиландар (*изображение кликабельно )

В качестве атрибутов, сопровождающих ангельские образы, приняты лабарумы с написанными на них словами трисвятой песни, и зерцала - прозрачные шары-сферы, посредством к-рых ангелы, не смея взирать на Бога, созерцают Его отражение. На зерцалах обычно пишется имя Бога (IC XC), изображается Предвечный Младенец Эммануил или голгофский крест.

Ангел с лабарумом, византийская мозаика собора Марторана, XII век (*изображение кликабельно )

Архангел Гавриил изображён с зерцалом, потому что Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого

Жезлы означают «царское и владычественное достоинство и прямое всего исполнение» (CH XV 5).

Посохи - знак того, что ангелы являются посланниками Бога.
В руках они могут также держать мерила, свитки, венцы, факелы, орудия страстей, медальон с изображением Христа Еммануила (в композиции «Собор Небесных Сил бесплотных»).

Ангел со свитком. XVIII в.

Мозаика. Италия. Флоренция. Баптистерий Сан Джованни. Интерьер. XIII-XIV вв.
Ангел трубящий, ангелы, несущие орудия Страстей (гвозди, терновый венец, крест) (*изображение кликабельно )

Образ Ангела-хранителя

В кон. XVII в. в рус. искусстве получает распространение образ ангела-хранителя.

Икона "Святой Ангел Хранитель", XVII век

Икона "Святой Ангел Хранитель". Вологда, XVII век (1660-е- 1670-е гг.)

Для любого верующего человека не секрет, что у каждого человека существует личный ангел хранитель. Именно поэтому с самого рождения часто пишется индивидуальная икона Ангела Хранителя для того, чтобы даровать новому человеку.

Ведь этот Небесный наставник, как считается, оберегает каждого человека от его первого и до заключительного вздоха.

Его задача оберегать нашу жизнь. Он не только заботится о физическом состоянии тела, но и состоянии души. В любую трудную для человека ситуации надо помнить, что ты не один и твой ангел уже заботится о тебе, вымаливая Богу, чтобы он защитил твою душу и тело от злых умыслов дьявола.

В этом помогает икона святого Ангела Хранителя, которая напоминает об этом факте и способна установить связь со всевышним и оказать поддержку.

Почему нужны иконы Ангела Хранителя

Икона Ангела Хранителя поможет забыть о трудностях жизни и наставит на следование по Божьим наставлениям. Данному образу на иконе можно молиться в любой момент, когда необходима поддержка, когда страх настиг, когда беда и несчастье появляются, когда необходима защита от врагов и в любой другой момент, когда земные действия не приносят результата. Также для получения поддержки Ангела Хранителя можно использовать нательную икону, которая является популярным и действенным вариантом. Многие носят этот святой образ наряду с нательным крестом для того чтобы дополнительно укрепиться в вере и всегда получать поддержку от своего Небесного заступника.

Как молятся Ангелу Хранителю

Существует несколько молитв данному образу. Одну молитву читаем перед сном и утром, вторую же в течения дня, а третью перед уходом из дома. Также как молится Ангелу Хранителю выбирает каждый лично. Каждая молитва Ангелу Хранителю имеет очень большую силу, и он всегда слышит просящего и не оставит никогда. Так как Ангел Хранитель имеет особую силу и значение, то не стоит забывать о нем и уделять время течении для молясь ему.

Помимо этого, икона и образ Ангела Хранителя позволяют настроиться на определенный лад, всегда иметь связь с духовным миром

Обращаться к личному заступнику следует не только по материальной тематике, но и по духовным делам.

Значение иконы Ангела Хранителя

Ведь для истинно верующего подлинной целью является спасение собственной души, а остальное является второстепенным. И иногда трудно получить нужное наставничество и поддержку в этом мире. Именно тогда может помочь Ангел. Также хорошо дать икону Ангела Хранителя для ребенка, который именно с этого может начинать собственный духовный путь. Зачастую чаду будет удобнее обращаться к Ангелу, хотя и следует грамотно разграничить разницу между Небесными силами и различными сказочными существами, например, о которых ребенок тоже может узнавать из книжек.

Образ Ангела Хранителя можно разместить в любой части комнаты, но в большинстве случаев икону стараются повесить в углу комнаты направленную лицом на восток. Также полезным будет иметь стеклянный стеллаж для защиты икон от пыли и домашних животных.
Перед тем как покинуть дом, желательно помолиться Ангелу Хранителю, чтобы он оберег в течении дня и помог при любых возникших трудностях. Содержание молитвы полезно заранее сформулировать, по возможности записать на чисты лист белой бумаги.

Священник может помочь выбрать икону Ангела Хранителя в соответствии с потребностями того или иного духовного чада. Как правило, изображение является символическим

Ведь на этом образе не какая-то историческая личность, а бесплотная сущность, которая пребывает на службе у Господа и также помогает лично отдельному человеку. Поэтому зачастую следует осознавать образ именно как символ, а с личным Ангелом устанавливать духовную связь. Много в чем помогает икона Ангела Хранителя и каждый верующий со временем взращивает собственную духовную связь, которая помогает двигаться по духовному пути.


Ангел Хранитель всегда с вами, он не только заботится, но и ведет запись ваших положительных дел и поступков. Данная роль ему назначена для того, чтобы было ходатайствовать Богу во время высшего суда. Поэтому для верующего полезно размышлять на тему того как подумает о вас Ангел Хранитель, когда вы делаете разные дела.

Молитвы Ангелу Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.

Молитва Ангелу-хранителю на каждый день

О святый Ангеле, хранителю и покровителю мой благий! С сердцем сокрушенным и душею болезненною предстою ти, моляся: услыши мя, грешнаго раба своего (имя), с воплем крепким и плачем горьким вопиющаго; не помяни беззаконий моих и неправд, имиже аз, окаянный, прогневляю тя по вся дни и часы, и мерзостна себе творю пред Создателем нашим Господем; явися мне милосерд и не отлучайся мене, сквернаго, даже до кончины моея; возбуди мя от сна греховнаго и пособствуй молитвами твоими прочее время живота моего без порока прейти и сотворити плоды достойны покаяния, паче же от смертных падений греховных соблюди мя, да не погибну во отчаянии, и да не порадуется враг о погибели моей.

Вем воистинну и усты исповедую, яко никтоже таков друг и предстатель, защититель и поборник, якоже ты, святый Ангеле: предстоя бо Престолу Господню, молишися о мне, непотребнем и паче всех грешнейшем, да не изымет Преблагий души моея в день нечаяния моего и в день творения злобы. Не престай убо умилостивляя Премилосердаго Господа и Бога моего, да отпустит согрешения моя, яже сотворих во всем житии моем, делом, словом и всеми моими чувствы, и имиже весть судьбами, да спасет мя, да накажет мя зде по неизреченней милости Своей, но да не обличит и не истяжет мя онамо по нелицеприятному правосудию Своему; да сподобит мя покаяние принести, с покаянием же Божественное Причащение достойне прияти, о сем паче молю и таковаго дара всеусердно желаю.

В страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, прогоняя мрачныя демоны, имущия устрашити претрепетную душу мою; защити мя от тех ловления, егда имам преходити воздушныя мытарства, да, храним тобою, безбедно достигну рая, ми вожделеннаго, идеже лицы святых и горних Сил непрестанно восхваляют всечестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, Ему же подобает честь и поклонение во веки веков. Аминь.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»