Индикатор стратегии преодоления стресса амирхан.

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:


2.Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему

3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять

4. Пытаюсь отвлечься от проблемы

5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо

6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи

7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше

8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией

9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора



10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах

11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий

12. Доверяю свои страхи родственнику или другу

13. Больше времени, чем обычно, провожу один

14. Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению

15. Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение

16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы

17. Обдумываю про себя план действий

18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно

19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше

20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации

21. Избегаю общения с людьми

22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать. проблем

23. Иду к другу за советом - как исправить ситуацию

24. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему

25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей

26. Сплю больше обычного

27. Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе

28. Представляю себя героем книги или кино

29. Пытаюсь решить проблему

30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного

31. Принимаю помощь от друзей или родственников

32. Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше

33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения

Описание методики

Методика разработана Д. Амирханом и предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована для проведения исследования на русском языке Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995).

Теоретические основы

Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания (Amirkhan J., 1990).

«Индикатор копинг-стратегий» можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:


  1. Стратегия разрешения проблем - это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

  2. Стратегия поиска социальной поддержки - это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

  3. Стратегия избегания - это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью , уйти от решения проблем.
Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания - суицид.

Стратегия избегания - одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью раз­вития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.

Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

Процедура проведения

Инструкция

На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.

Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах .

Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.


  • Полностью согласен.

  • Согласен.

  • Не согласен.

Обработка результатов

Ответы испытуемого сопоставляются с ключом. Для получения общего балла по соответствующей стратеги подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале - 11 баллов, максимальная - 33 балла.

Ключ


  • Шкала «разрешение проблем» – пункты опросника: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 33.

  • Шкала «поиск социальной поддержки» – пункты опросника: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.

  • Шкала «избегание проблем» – пункты опросника: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.
Баллы начисляются по следующей схеме:

  • Ответ “Полностью согласен” оценивается в 3 балла.

  • Ответ “Согласен” в 2 балла.

  • Ответ “Не согласен” в 1 балл.

Интерпретация результатов

Нормы для оценки результатов теста:


Уровень

Разрешение проблем

Поиск социальной поддержки

Избегание проблем

Очень низкий




Низкий

17 - 21

14 - 18

16 - 23

Средний

22 - 30

19 - 28

24 - 26

Высокий

> 31

> 29

> 27

копинг-стратегий и механизмов психологической защиты

Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.

Стрессовое событие начинается с оценки какого-либо внутреннего (например, мысль) или внешнего (например, упрек) стимула, в результате - возникает копинг-процесс . Копинг реакция срабатывает, когда сложность задачи превышает энергетическую мощность привычных реакций организма. Если требования ситуации оцениваются как непосильные, тогда преодоление может принимать форму психологической защиты.

В общем континууме психологической регуляции копинг-механизмы играют компенсаторную функцию, а механизмы психологической защиты занимают последний уровень в системе адаптации - уровень декомпенсации. На нижеприведенной схеме (схема 1.) отображены два возможных стиля реагирования на негативные события.

cхема 1.

выделяют два стиля реагирования в проблемной ситуации:


  1. Проблемно-ориентированный (problem-focused) стиль - это рациональный анализ проблемы , связанный с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации, его проявление можно увидеть в таких реакциях как: самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

  2. Субъективно-ориентированный (emotion-focused) стиль - следствие эмоционального реагирования на ситуацию. Он не сопровождается конкретными действиями, а проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечением других в свои переживания, желанием забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе, наркотиках или компенсировать отрицательные эмоции едой.

Исходя из стилей реагирования, можно описать два типа людей:


  1. Люди, прибегающие к механизмам психологической защиты, воспринимающие мир как источник опасностей, характеризующиеся невысокой самооценкой, пессимистичностью.

  2. Люди, использующие копинг-механизмы (совладание) - реалисты, оптимисты, характеризуются положительной самооценкой и сильно выраженной мотивацией достижения.
Психологическая защита

это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний. Ограждение происходит путем вытеснения информации противоречащей Я – концепции человека.

Принцип психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного напряжения, путем искажения существующей действительности или приводя организм к следующим изменениям:


  • психическим перестройкам, телесным нарушениям (дисфункциям),

  • проявляющимся в виде хронических психосоматических симптомов,

  • изменениями способов поведения.
При длительном неврозе допускается появление, так называемых, вторичных защитных механизмов, которые закрепляют невротическое поведение (пример, возникает рационализация с целью оправдать свою несостоятельность, уход в болезнь, освобождающий от ответственности за решение проблем).

Копинг

(от англ. «cope» - справиться, выдержать, совладать) - это стабилизирующий фактор, помогающий личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса. В свою очередь, копинг-поведение - адаптивное поведение, поддерживающее равновесие в проблемной ситуации.

Проблемная ситуация характеризуется:


  • неопределенностью,

  • повышенной сложностью,

  • стрессогенностью,

  • противоречивостью.
Стрессовые ситуации бывают следующих видов:

  • Макрострессоры - критические жизненные события, требующие продолжительной социальной адаптации, затрат большого количества сил и сопровождающиеся стойкими аффективными нарушениями.

  • Микрострессоры - повседневные перегрузки и неприятности, локализованные во времени, влекущие за собой ухудшение самочувствия, для восстановления адаптации, требующие не большое количество времени (минуты).

  • Психотравмы - травматические события, характеризующиеся запредельным порогом интенсивности, с внезапным и непредсказуемым началом.

  • Хронические стрессоры – это перегрузки , длительной протяженности во времени, характеризуются повторяющимися однотипными стрессовыми нагрузками.
Стрессоры могут стать причиной, частичной причиной (кодетерминантой), усугубить и провоцировать психическое расстройство. Стресс также может выполнять защитную и саногенную функцию.

Копинг стратегии

это способы психологической деятельности и поведения, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

когнитивно-феноменологический подход - это теория преодоления стресса по Лазарусу (R.Lazarus 1966 - 1998)

Данная теория описывает взаимодействие человека и стресса, ее концепция преодоления стресса состоит из двух этапов:

1) Первичная оценка позволяет индивиду сделать вывод о том, что ему грозит стрессор – угроза или благоденствие. Первичная оценка стрессового воздействия заключается в вопросе: «что это значит для меня лично?»

При оценке события как дестабилизирующего, возникает потребность в адаптации, ее удовлетворение осуществляется по трем каналам:


  1. Первый канал - освобождение эмоций.

  2. Второй - выработка стратегии совладения.

  3. Третье - социальный канал, он влияет меньше - не учитывается.
2) Вторичная когнитивная оценка считается основной и выражается в постановке вопроса: «Что могу сделать в данной ситуации?» - оцениваются собственные ресурсы и личностные факторы, такие как:

  • эмоциональная стабильность;

  • психологическая выносливость - это система убеждений;

  • умение ставить цель и умение видеть смысл в том, что делаешь;

  • используемый тип психологической защиты;

  • состояние в момент стресса ;

  • предрасположенность к состояниям страха и гнева:

    • Гнев - риск заболеваний сердечно сосудистой системы.

    • Страх - риск возникновения тревожных и психосоматических расстройств.

  • социальная поддержка.
Критерии, по которым узнаем характеристики социальной поддержки:

  • Есть ли те люди, которые являются значимыми.

  • Оценка социального положения этих людей.

  • Насколько они влиятельны в социальной среде.

  • Могут ли они своей личностью воздействовать на стрессор.

  • Частота контактов с этими людьми.
Социальная поддержка осуществляет буферный и защищающий эффекты.

Стадии оценки могут происходить независимо и синхронно. Результат соотношения первичной и вторичной оценки - решение о приоритетном для организма типе реакции на стресс, а также выработка копинг-стратегии.

Активные копинг-стратегии ориентированные на решение проблемы ведут к уменьшению имеющейся симптоматики, в то время как избегание и другие копинг-стратегии направленные на редуцирование эмоционального напряжения, приводят к усилению симптоматики.

классификация копинг-стратегий (Перре, Райхертс 1992г.)

Копинг, ориентированный на саму ситуацию (проблему):

  • активное влияние на ситуацию;

  • бегство или уход из психотравмирующей ситуации;

  • пассивность переживания.
Копинг, ориентированный на репрезентацию (стремление лучше узнать ситуацию):

  • поиск информации - вигильность;

  • вытеснение информации.
Копинг, ориентированный на оценку:

  • переоценка событий;

  • переосмысливание событий;

  • изменение цели в жизни.

отличия копинг-поведения и механизмов психологической защиты


  1. МПЗ действуют на бессознательном уровне, копинг – образование, формирующееся на сознательном уровне.

  2. Действие МПЗ направлено на снятие эмоционального напряжения, а копинг действует в направлении восстановления нарушенных отношений между окружением и личностью.

  3. МПЗ срабатывают мгновенно, сталкиваясь с проблемной ситуацией, копинг же формируется последовательно.

  4. МПЗ искажают объективную ситуацию, копинг – нет.

Теории о механизмах психологической защиты и копинг-стратегий использоваться, непосредственно, во время планирования интервенции. При этом диагностируемые механизмы защит , свидетельствуют о наличии ригидности «Я-концепции», об огромном пласте психотерапевтической работы. Диагностируемая копинг-реакция же, в свою очередь, говорит о возможных вариантах совладания и тех ресурсах личности, которые, совместно с психотерапией, эффективно помогают преодолевать проблемную ситуацию.

литература:


  1. Перре М., Бауман У. Клиническая психология - Питер 2007г. - 1312 стр.

  2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология – Питер, 2004г. - 539 стр.

  3. Лично А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 стр.

  4. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом //Учебно-методическое пособие - Казань, 2003г. - 98 стр.

  5. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности - Изд-во Алтайского государственного университета, 2000г. – 123 стр.

  6. Аннелизе Х., Франц Х., Юрген О., Ульрих Р. Базисное руководство по психотерапии - Изд-во «Речь», 1998. - 784 стр.

  7. Лекционный материал по предмету «Клиническая психология» Медико-психологический факультет ГрГМУ, Беларусь, 2006г.

Методика разработана Д. Амирханом и предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована для проведения исследования на русском языке Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995).

Теоретические основы

Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания (Amirkhan J., 1990).

«Индикатор копинг-стратегий» можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:

  1. Стратегия разрешения проблем - это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.
  2. Стратегия поиска социальной поддержки - это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.
  3. Стратегия избегания - это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания - суицид.

Стратегия избегания - одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью раз­вития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.

Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

Процедура проведения

Инструкция

На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.

Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.

Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.

  • Полностью согласен.
  • Согласен.
  • Не согласен.

Обработка результатов

Ответы испытуемого сопоставляются с ключом. Для получения общего балла по соответствующей стратеги подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале - 11 баллов, максимальная - 33 балла.

Ключ

  • Шкала «разрешение проблем» – пункты опросника: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 33.
  • Шкала «поиск социальной поддержки» – пункты опросника: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.
  • Шкала «избегание проблем» – пункты опросника: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.

Баллы начисляются по следующей схеме:

  • Ответ “Полностью согласен” оценивается в 3 балла.
  • Ответ “Согласен” в 2 балла.
  • Ответ “Не согласен” в 1 балл.

Повторюсь, спорт трудно себе представить без стресса, в частности футбол. Кого-то он подбадривает и заставляет развиваться, а кого-то погружает в условия, при которых невозможно ни нормально тренироваться, ни добиться серьезного успеха. Наблюдается резкое понижение спортивных результатов на психогенной основе у квалифицированных футболистов. Возможен упадок физической силы. Как же добиться от футболиста надежности в стрессовых ситуациях? В учебной литературе по футболу есть очень много материала, о том, как подготовить игрока физически и теоритически, но крайне мало о психологической подготовке. Это особенно остро ощущается на молодых тренерах, в связи с малым опытом работы. На сегодняшний день, к сожалению, в нашей стране крайне мало детских спортивных школ, которые имеют в штатных сотрудниках психолога, что на мой взгляд крайне отрицательно.

Гипотеза.

На основание выше изложенного формирую гипотезу:

В футбольной команде у каждого игрока есть свое амплуа. Каждому игроку во время соревнований приходится сталкиваться с определенными видами стресса. Например, вратарю часто приходится защищать свои ворота одному без своих защитников; защитнику приходится принимать единственно верное решение по занятию правильной позиции на поле при атаке нескольких игроков; на полузащитниках лежит большая часть ответственности за выполнение тактического плана на игру; нападающему-забить пенальти. И всем им приходится с ними справляться.

Существуют 3 копинг-стратегии совладания со стрессом:

    Решение проблемы.

    Обращение за социальной помощью.

    Избегание проблемы.

Я считаю, что доминирующей копинг-стратегией, является стратегия решения проблемы.

Для проверки данной гипотезы я буду использовать следующие методики:

    Индикатор стратегий преодоления стресса Д.Амирхана.

    Шкала самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина).

    Методика Айзенка по определению типа темперамента.

Индикатор стратегий преодоления стресса д.Амирхана.

Методика разработана Д. Амирханом и предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована для проведения исследования на русском языке Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995).

Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания (Amirkhan J., 1990).

«Индикатор копинг-стратегий» можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:

Стратегия разрешения проблем - это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

Стратегия поиска социальной поддержки - это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

Стратегия избегания - это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания - суицид.

Стратегия избегания - одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью раз­вития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.

Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

Инструкция.

На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.

Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.

Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.

Полностью согласен.

Согласен.

Не согласен.

    Стараюсь сделать все так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему.

    Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-либо предпринять.

    Пытаюсь отвлечься от проблемы.

    Принимаю сочувствие и понимание кого-либо.

    Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим возможность увидеть, что мои дела плохи.

    Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше.

    Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справиться с ситуацией.

    Очень тщательно взвешиваю возможности выбора.

    Мечтаю, фантазирую о лучших временах.

    Пытаюсь различными способами разрешить проблему, пока не найду наиболее под­ходящий.

    Доверяю свои страхи родственнику или другу.

    Больше времени, чем обычно, провожу один.

    Рассказываю людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению.

    Думаю о том, что нужно сделать для того, чтобы исправить положение.

    Сосредоточиваюсь полностью на решении проблемы.

    Обдумываю про себя план действий.

    Смотрю телевизор дольше, чем обычно.

    Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он мне помог чувствовать себя лучше.

    Проявляю упорство и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации.

    Избегаю общения с людьми.

    Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблемы.

    Иду к другу, чтобы он помог мне лучше осознать проблему.

    Иду к другу за советом – как исправить ситуацию.

    Принимаю сочувствие, взаимное понимание друзей, у которых та же проблема.

    Сплю больше обычного.

    Фантазирую о том, что все могло быть иначе.

    Представляю себя героем книг или кино.

    Пытаюсь решить проблему.

    Хочу, чтобы люди оставили меня одного.

    Принимаю помощь от друга или родственника.

    Ищу успокоение у тех, кто знает меня лучше.

    Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Шкала «разрешение проблем» – ответы «Да» по пунктам: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 30.

Шкала «поиск социальной поддержки» – ответы «Да» по пунктам: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.

Шкала «избегание проблем» – ответы «Да» по пунктам: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.

Баллы начисляются по следующей схеме:Ответ “Полностью согласен” оценивается в 3 балла.

Ответ “Согласен” в 2 балла.

Ответ “Не согласен” в 1 балл.

Нормы для оценки результатов теста:

Разрешение проблем

Поиск социальной поддержки

Избегание проблем

Очень низкий

Гуру в мире тестов

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Индикатор копинг-стратегий (Д.Амирхан)

Шкалы: решение проблем, поиск социальной поддержки, копинг избегание проблем

Назначение теста

Методика предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева.

Инструкция к тесту

Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.

www.gurutestov.ru

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Процедура и методы исследования психологических и медико-социальных особенностей ветеранов

Опросник Индикатор стратегий преодоления стресса

Для оценки копинг-стратегий военнослужащих использовалась методика «Индикатор копинг-стратегий» .

Взаимодействие человека с различными сложными ситуациями, проявляется либо в форме психологической защиты от неприятных переживаний, либо в виде активных действий, направленных на разрешение проблемы. В психологии для обозначения специфики этих способов поведения используется термины defense (защита) и coping (совладание, преодоление).

В настоящее время термин «защитный механизм» обозначает прочный поведенческий паттерн, образованный с целью обеспечить защиту «Я» от осознания явлений, порождающих тревогу . Однако, наряду с бессознательными защитными механизмами, адаптация личности в стрессогенных условиях обеспечивается сознательными волевыми усилиями, направленными на совладание с ситуацией, конструктивное ее преодоление. Как защитные, так и совладающие стили реагирования связаны с установками и переживаниями, со структурой жизненного опыта, то есть с когнитивными, эмоциональными и поведенческими уровнями иерархической структуры психики, поэтому имеются сложности в разграничении двух понятий. Можно говорить о том, что защитные механизмы не приспособлены к требованиям ситуации и являются ригидными, тогда как механизмы сознательного самоконтроля (копинги) пластичны и приспособлены к конкретной ситуации. Защитные механизмы нацелены на быструю редукцию возникшего эмоционального напряжения и возврат к комфорту, копинг-поведение может быть сопряжено с дополнительными неприятными переживаниями ради дальнейшего выигрыша. Кроме того, ко-пинг-стратегии рассчитаны на перспективу, основаны на реалистическом восприятии, на способности субъекта объективно относиться к самому себе .

Предметом психологии совладания как специальной области исследования является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями. Впервые термин «coping» был использован. Л. Мэрфи в 1962 году для описания способов преодоления трудностей детьми в ходе возрастных кризисов. Р.Ладзарус распространил ее на множество ситуаций острого и хронического психологического стресса. Он определял механизмы совладания как стратегии действий, предпринимаемых человеком в ситуациях угрозы, относящейся к физическому, личностному и социальному благополучию, как деятельность личности по поддержанию баланса между требованиями окружающей среды и ресурсами организма. Его подход базируется на теоретических основах трансакционной когнитивной терапии стресса. Когнитивный процесс оценки ситуации рассматривается как основной фактор, определяющий вид и интенсивность эмоциональной реакции.

Стратегии совладания описываются как копинг-механизмы и классифицируются на когнитивные, поведенческие и эмоциональные . В своем исследовании E.Heim выделяет конструктивные и относительно конструктивные стратегии. В поведенческой сфере к конструктивным, адаптивным стратегиям относятся сотрудничество, поиск поддержки в социальной среде, к относительно конструктивным — отвлечение от трудностей и проблем, обращение к какой-либо деятельности, уход в работу, альтруизм; к неадаптивным — избегание, уединение. В когнитивной сфере активная переработка проблем, приспособление, обретение равновесия описываются как конструктивные, относительно адаптационными названы: сохранение самообладания, игнорирование, религиозность, придание смысла, проблемный анализ с поиском информации, более глубокое осознание собственной ценности как личности, отношение к трудностям как к вызову судьбы. Неадаптивные формы в когнитивной сфере — отвлечение и переключение мыслей на другие, игнорирование сложной ситуации, отказ от преодоления трудностей, растерянность. В эмоциональной сфере адаптивными формами являются протест, возмущение, оптимизм, равновесие, самоконтроль, также способствуют преодолению ситуации эмоциональная разгрузка, отреа-гирование чувств. Подавление эмоций, покорность, фатализм, самообвинения определяются как неадаптивные.

Изучение поведение в трудных ситуациях ведется в настоящее время в нескольких направлениях. Р. Лазарус и С. Фолкмен подчеркивают роль когнитивных конструктов, обуславливающих способы реагирования на жизненные трудности, П. Коста и Р.Маккрей 262] делают акцент на влиянии личностных переменных, У. Лер и Г. Томэ уделяют большое внимание анализу самих трудных ситуаций, справедливо предполагая сильное влияние контекста на выбор стиля реагирования.

Ладзарус выделяет два глобальных стиля поведения в проблемной ситуации: проблемно-ориентированный стиль и субъективно-ориентированный. Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью, поиск дополнительной информации. Субъективно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечения других в свои переживания, использования алкоголя, наркотиков и т.д. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

Н. Эндлер и Э. Паркер считают, что «разрешающие проблему» являются предметно-ориентированными, то есть заинтересованными в анализе сути происходящего людьми, тогда как «переживающие проблему» — личностно-ориентированы и больше озабочены своим собственным состоянием или мнением окружающих. Кроме того, исследователи выделяют и третий базовый стиль реагирования — избегание.

Н. Сирота и В. Ялтонский выделяют три теоретические модели копинг-поведения :

  • модель активного адаптационного функционального копинг-поведения,
  • модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения,
  • модель пассивного дисфункционального дизадаптивного поведения.
  • К первой модели относятся сбалансированность поведенческих стратегий, активное разрешение проблемы, поиск социальной поддержки, сбалансированность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, ориентация на достижение успеха, осознанная направленность на источник стресса, интернальность, развитость эмпатии и аффиляции.

    Для псевдоадаптивного поведения характерны регрессивные формы поведения, неустойчивость мотивации, направленность не на стрессор, а на редукцию психоэмоционального напряжения, подчиненность среде. Преобладание стратегий избегания неудач, пассивное поведение определяется как дизадаптивное поведение. Анализ темпераментальных и характерологических черт личности в связи со стратегиями поведения в конфликте показал, что стратегия избегания оказалась связанной с признаками темперамента: низкой предметной активностью и высокой эмоциональностью, понимаемой как чувствительность к несовпадению ожидаемого и полученного результата, а также с негативным отношением к себе и низким уровнем самоуправления.

    Стратегию сотрудничества предпочитают люди, характеризующиеся высокой предметной энергичностью, низкими показателями эмоциональности, интернальностью локуса контроля и позитивным отношением к себе и другим.

    Одной из таких попыток выделить фундаментальные копинг-стратегии из множества описанных ситуационно-специфических копинг-ответов является используемая в данном исследовании методика «Индикатор стратегий преодоления стресса CSI», созданная в 1988 году Джемсом Амирханом, а в 1990 году апробированная Ялтонским В.М. и Сиротой Н.А. .

    Методика представляет собой краткий самооценочный опросник, состоящий из 33 пунктов — утверждений и позволяет определить базисные копинг-стратегии и их соотношения в структуре копинг-поведения. Используя факторный анализ, автор идентифицировал три базисные копинг-стратегии: разрешение проблемы, поиск социальной поддержки и защитное избегание (уклонение). Шкала Д. Амирхана короче, основана на выборке более, чем 1800 постоянных жителей Лос-Анджелеса.

    Достоинством опросника является то, что он может использоваться как для исследования копинг-поведения подростков, так и взрослых. Исследование начинается следующей инструкцией. «На бланке представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с ними, определите, каким из предложенных вариантов пользуетесь Вы. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год, и которая заставила Вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах. Ответьте на нижеприведенные утверждения, отметив приемлемый для Вас ответ крестиком ».

    Три варианта ответов (да; скорее да, чем нет; нет) отмечаются крестиком в регистрационном бланке и ранжируются по трехбальной системе: «да» — 3 балла, «скорее да, чем нет» — 2 балла, «нет» — 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов — бальная характеристика для каждой из трех основных шкал, соответствующим базовым стратегиям. Результаты в баллах соотносятся с таблицей норм, позволяющих определить уровень выраженности базисной стратегии. В нашем исследовании уровень выраженности той или иной базисной стратегии определяется путем статистического сравнения результатов исследования соответствующих групп (экспериментальной и контрольной). Бланк опросника и регистрационный бланк представлены в приложении.

    Методика «Индикатор копинг-стратегий»

    Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания (Amirkhan J., 1990).

    Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания - суицид.

    Стратегия избегания - одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью раз­вития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.

    Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

    Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.

    Баллы начисляются по следующей схеме:

    Методика разработана Д. Амирханом и предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована для проведения исследования на русском языке Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995).

    «Индикатор копинг-стратегий» можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:

    Инструкция

    На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.

  • Согласен.
    • Шкала «поиск социальной поддержки» – пункты опросника: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.
    • Шкала «избегание проблем» – пункты опросника: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.
    • Ответ “Согласен” в 2 балла.
    • Стратегия разрешения проблем - это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.
    • Стратегия поиска социальной поддержки - это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.
    • Стратегия избегания - это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.
    • Ответы испытуемого сопоставляются с ключом. Для получения общего балла по соответствующей стратеги подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале — 11 баллов, максимальная — 33 балла.

    • Шкала «разрешение проблем» – пункты опросника: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 33.

    Методика предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева.

    Инструкция к тесту

    На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.

    Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.

    Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Ключ к тесту
    • Шкала «разрешение проблем » – ответы «Да » по пунктам: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 33.
    • Шкала «поиск социальной поддержки » – ответы «Да » по пунктам: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.
    • Шкала «избегание проблем » – ответы «Да » по пунктам: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.

    Баллы начисляются по следующей схеме:

    • Ответ “Полностью согласен” оценивается в 3 балла.
    • Ответ “Согласен” в 2 балла.
    • Ответ “Не согласен” в 0 баллов.

    Нормы для оценки результатов теста.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «shango.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «shango.ru»