Как научиться отвечать за свои поступки. Психология

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

5 выбрали

Безответственность – не самое приятное качество. Оно мешает строить карьеру, портит наши отношения с людьми и в итоге мешает нам становиться успешными и счастливыми. Давайте разберемся, безответственность – это навсегда, или можно попытаться стать более ответственным человеком?

В детстве я очень хотела домашнее животное: котенка, щенка, ну или хотя бы белого мышонка в клетке. Но родители моего желания не разделяли и всегда повторяли: "Ты же безответственная, сама за себя не отвечаешь, как ты будешь отвечать домашнее животное?" И я тогда в это поверила. Так сильно, что еще много лет не решалась завести домашнего любимца, пока мне его не подарили. Тогда я поняла две вещи:

  1. Ни в коем случае не надо так говорить ребенку.
  2. Я могу отвечать не только за домашнее животное, но и за всю свою жизнь.

Впрочем, еще в подростковом возрасте я поняла, что уровень ответственности – это не константа, его задает наше окружение. Например, в компании опекающих родителей или чересчур ответственного мужчины, девушки часто начинают вести себя довольно инфантильно. Им в этой ситуации не нужно быть ответственными, за них это сделают другие. Но стоит той же барышне оказаться в компании еще более безответственного создания, например, младшей сестры, как она вдруг берет на себя роль умного и ответственного "родителя". Но в любом случае, чтобы не привыкать к безответственности, надо стараться избегать гиперопеки и общаться с окружающими на равных.

Ответственность по отношению к окружающим

Быть ответственным человеком по отношению к окружающим – это значит вовремя и качественно выполнять свои обязательства и обещания. Звучит просто, но сделать это порой гораздо сложнее.

Чтобы стать более ответственным человеком, в первую очередь надо перестать оправдываться собственной безответственностью. Так, например, люди, которые постоянно опаздывают, говорят в свое оправдание: "Ну, ты же меня знаешь!" А ведь это самое плохое оправдание, которое можно придумать. Оно означает, что человек принимает собственные недостатки, как должное, и не собирается ничего менять.

Чтобы выполнять свои обещания, надо давать их только осознанно. Часто люди, которым сложно говорить нет , дают огромное количество обещаний, которые не могут выполнить в принципе. В итоге они подводят других и считаются самыми безответственными людьми в мире. В такой доброте больше вреда, чем пользы. Так что приучите себя не давать обещания, в которых вы не уверены сами.

Не оставляйте дела на последний момент. Безответственные люди часто винят в своих проблемах любые внешние силы и обстоятельства: пробки, перебои с Интернетом или даже заговоры недоброжелателей. Учитесь брать на себя полную ответственность за свои обязательства и предусматривать все форс-мажорные обстоятельства.

Да и вообще, ответственность предполагает умение признавать свои ошибки. Анализируйте свои действия и честно признавайтесь себе, почему в том или ином случае повели себя безответственно, где вы допустили ошибку и как можно в будущем избежать такой ситуации.

Тренируйтесь выполнять обещания. Можно на самом себе – давайте себе каждое утро три обещания и старайтесь выполнить их, во что бы то ни стало, а результаты записывайте.

Повышение ответственности – это тренировка самодисциплины, работать над которой никогда не вредно.

Ответственность по отношению к себе

Есть и другой уровень ответственности, гораздо более сложный, им владеют немногие люди. Это – ответственность за собственную жизнь, умение не плыть по течению, а самому выступать архитектором своей судьбы. Понять, обладает ли человек таким качеством, очень просто – достаточно спросить его, чего он в жизни достиг сам, а что "сложилось само собой". Если большая часть "как-то сложилась" – значит, он лишь плыл по течению, а не управлял своей жизнью.

Выработать такую степень ответственности не так-то просто, этому посвящено множество книг, тренингов и семинаров. Но игра стоит свеч, ведь в случае успеха человек будет сам управлять своей жизнью и вести ее к лучшему результату.

Стивен Кови в своей книге "Семь навыков высокоэффективных людей" предлагает читателям определить свой круг влияния, и не тратить силы на то, что происходит за этим кругом, но делать все возможное, чтобы внутри круга все происходило именно так, как вы хотите.

Для начала надо остановиться и подумать, все ли вас устраивает в жизни. Ваша работа, отношения, увлечения – это то, к чему вы стремились, или просто то, что как-то само пришло в вашу жизнь? Если второй вариант – выпишите свои настоящие желания и цели, и подумайте над тем, как вы можете повлиять на ситуацию, какие шаги приведут вас к нужному результату.

Один из способов изменить свое отношение к жизни – аутотренинг или аффирмации . Постоянное повторение слов: "только я несу ответственность за свою жизнь" поможет выработать соответствующую психологическую установку.

Собрание 1
Тема собрания: Как научиться быть ответственным за свои поступки

"Уроки этики поведения дпя детей и взрослых. Этика - это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему."
А. Швейцер

"Резкость, грубость, неотесанность - это пороки, от которых иной раз не свободны даже умные люди."
Ж Пабрюйер

"Вежливость порождает и вызывает вежливость ."
Э. Роттердамский

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.
2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельности в девятом классе.

Форма проведения собрания: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения:
1. Что значит быть культурным человеком? Критерии культуры личности.
2. Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей с 7-го по 9-й класс.

Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
2. Подбор ситуаций для дискуссии.
3. Подготовка устного журнала учащихся на тему "Изнанка жизни в нашем классе".
4. Подготовка памятки для родителей.

Анкетирование учащихся #1

Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком "+", те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком " - "

~ громко кричать;
~ драться;

~ свистеть;
~ ругаться;
~ жадничать;
~ сплетничать;
~ ябедничать;
~ врать;
~ навязываться в друзья;
~ проявлять подлость;
~ заниматься вымогательством;

~ завидовать кому-то;

Анкетирование учащихся #2

Продолжи предложения:
1. Добрый человек - это тот, который
2. Злой человек - это тот, который
3. Честный человек - это тот, который
4. Правдивый человек - это тот, который
5. Жестокий человек - это тот, который
6. Грубый человек - это тот, который
7. Подлый человек - это тот, который
8. Преступник - это тот, который
9. Вежливый человек - это тот, который
10. Эгоист - это тот, который

Анкетирование учащихся #3

Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся. Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа, эгоист, подлиза, подхалим, вымогатель, нахал, притвора, жестокий, безразличный ко всему происходящему, мстительный.

Анкетирование родителей.

Из приведенных ниже слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка. Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный, агрессивный эгоистичный, безответственный.

Ситуации для дискуссии

Ситуация 1
Всем классом учащиеся выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свои запасы. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали есть вдвоем. На приглашение учителя и ребят принять участие в общей трапезе ответили отказом...

Ситуация 2
На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал через плечо в тетрадь своего соседа. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика. Результатом контрольной работы стала «двойка». Ученик же, у которого мальчик списывал, получил «пять». Подросток, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки...

Ситуация 3
На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Сын начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына...

Ситуация 4
Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы...

Ситуация 5
Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка... Устный журнал учащихся. Тема: "Изнанка жизни в нашем классе" Учащиеся оформляют газету на тему "Что такое хорошо и что такое плохо". Материалы берут из окружающей жизни и из жизни класса. Это необходимо, так как класс готовится в конце года сдавать свои первые зкзамены.




!

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя В толковом словаре под редакцией сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя. Кого мы считаем воспитанным? Можно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным? Образованность сама по себе не предопределяет воспитанность, хотя и создает для нее благоприятные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим, людям и к самому себе начинается в детстве.

Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги - помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д.

Этим вопросам были посвящены классные часы и часы общения в нашем классе. Но к проблемам культуры человека нам все время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь. Какие качества характера присущи культурному человеку? Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли? Давайте обратимся к анализу анкет детей и родителей.

Анализ анкетирования
Обсуждение с родителями детских самохарактеристик и характеристик, которые дали своим детям родители. Классный руководитель говорит родителям о том, что эти характеристики лягут в основу характеристик для рекомендаций к поступлению учащихся в средние специальные учебные заведения, в качестве характеристик для первых призывных комиссий.

Классный руководитель обсуждает с родителями причины нравственных проступков учащихся, дает рекомендации, как построить взаимоотношения с подростком, которому предстоят первые экзаменационные испытания.

Дискуссия по ситуациям, приведенным классным руководителем.

Работа с памяткой для родителей и обсуждение ее.

Литература по теме собрания
1. Мы живем среди людей. М.,1989.
2. Большой психологический словарь. М., 2001.
3. Беседы о нравственности. Сборник статей. М., 1996.

ФИ учащегося _____________________________________________________________________________________________________

Анкетирование учащихся #1

Считаешь ли ты себя культурным человеком? Отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком "+", те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком " - "

~ громко кричать;

~ драться;

~ перебивать в разговоре другого человека;

~ списывать из чужой тетради во время контрольной;

~ задавать неуместные вопросы;

~ свистеть;

~ ругаться;

~ жадничать;

~ сплетничать;

~ ябедничать;

~ навязываться в друзья;

~ проявлять подлость;

~ заниматься вымогательством;

~ не обращать внимания, если над кем-то издеваются;

~ молчать, если кто-то совершил подлость или преступление;

~ приставать к людям с расспросами, проявлять неуместное любопытство;

~ завидовать кому-то;

~ жаловаться на кого бы то ни было;

~ быть равнодушным к чужой беде.

Анкетирование учащихся #2

Продолжи предложения:

1. Добрый человек это тот, который

2. Злой человек это тот, который

3. Честный человек это тот, который

4. Правдивый человек это тот, который

5. Жестокий человек это тот, который

6. Грубый человек это тот, который

7. Подлый человек это тот, который

8. Преступник это тот, который

9. Вежливый человек это тот, который

10. Эгоист это тот, который

Анкетирование учащихся #3

Из приведенных ниже прилагательных подчеркни те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся .

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа, эгоист, подлиза, подхалим, вымогатель, нахал, притвора, жестокий, безразличный ко всему происходящему, мстительный.

Анкетирование родителей.

ФИО родителя _____________________________________________________________________________________________________

Анкетирование родителей.

Из приведенных ниже слов выберите и подчеркните те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка .

Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный, агрессивный эгоистичный, безответственный.

ФИО родителя _____________________________________________________________________________________________________

Анкетирование родителей.

Из приведенных ниже слов выберите и подчеркните те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка .

Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный, агрессивный эгоистичный, безответственный.

ФИО родителя _____________________________________________________________________________________________________

Анкетирование родителей.

Из приведенных ниже слов выберите и подчеркните те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка .

Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный, агрессивный эгоистичный, безответственный.

ФИО родителя _____________________________________________________________________________________________________

Анкетирование родителей.

Из приведенных ниже слов выберите и подчеркните те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка .

Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный, агрессивный эгоистичный, безответственный.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
4, Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
4, Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
4, Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
4, Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого

Ответственность за себя и свою судьбу – это важнейший принципы мышления и качество сильного успешного человека. Его суть – “Сказано-сделано”. Ответственность – это основа достижения любой цели, основа построения любых нормальных взаимоотношений и договоров.

Взятие ответственности за себя и свою судьбу – это показатель взросления человека, это начало его осознанной жизни, способность давать слово и держать его, выполняя взятые на себя обязательства.

Что такое Ответственность за себя?

Ответственность за себя это:

  1. Прежде всего, ответственность за своё развитие, личностный рост (формирование личных качеств, избавление от проблем и недостатков) и профессиональное образование.
  2. Поиск, постановка и достижение . Бесцельность – первый показатель безответственности.
  3. Ответственность за свои проявления, поведение, слова и т.д., чтобы все проявления были достойными.
  4. Ответственность за своё физическое тело и за здоровье.

Ответственность за свою судьбу это:

  1. Ответственность за достижение своих жизненных Целей, за достижение успеха и счастья.
  2. Ответственность за счастье, благополучие и безопасность всех тех, кто тебе дорог (это тоже часть ответственности за свою судьбу).
  3. Ответственность за создание необходимых ситуаций по судьбе, за устранение возникающих в жизни проблем и помощь близким (кто входит в сферу твоей ответственности).

Значение качества “Ответственность”. В чём её сила?

Способность брать ответственность и выполнять её – это один из основных критериев принятия решения при продвижении человека по карьере вверх. Это всегда основа лидерства и роста руководителя, а также основа личностного роста: растёт и расширяется сфера ответственность человека – растёт и сам человека, как личность и как лидер, растёт его сфера влияния, его власть, его значимость в обществе, а так же растут его возможности.

Чем меньше человек на себя берёт ответственности, чем меньше он выполняет обязательств, тем меньше его значимость, возможности, реальная сила и т.д., тем меньше он может по жизни.

Трусливые и слабые боятся ответственности и ничего не достигают, часто оставаясь неудачниками всю жизнь.

Сильные и смелые, или те, кто хочет стать таковым – берут на себя ответственность, не убегают от неё и не прячутся, а поступают с точностью до наоборот – используют возможности и берут ответственность, расширяют свои возможности, увеличивая тем самым своё влияние на ситуации, на свою жизнь и жизнь других людей.

Как принцип и качество успеха – объединяет все составляющие “Хочу-Могу-Делаю” . Даже супер талантливый и умный человек, если он не обладает качеством “ответственность”, чаще всего, ничего не достигает в жизни, теряет доверие и поддержку людей, и теряет веру в себя из-за того, что не выполняет данные обещания и взятые на себя обязательства, роняя своё лицо и репутацию. Такие люди, если не раскрывают качество “ответственность” – становятся никому неинтересными неудачниками.

Как реализуется ответственность?

Способность брать на себя соответствующие обязательства – перед собой и перед другими людьми, и наилучшим образом выполнять данное себе и другим слово.

Можете ли вы пообещать себе что-либо, потому что это действительно для вас важно и в точности выполнить это?

  1. Выполняете ли вы данные другим людям обещания?
  2. На сколько вы надёжный человек? Надёжный для себя и с точки зрения других людей?
  3. Есть ли у вас долгосрочные жизненные Цели?
  4. Вкладываете ли вы регулярно в свой личностный и профессиональный рост?
  5. Стремитесь ли вы заботиться и о себе, своё здоровье и о близких вам людях?

Положительные ответы на данные вопросы подтверждают, что вы ответственный человек! Если есть ответы – “Нет”, вам есть над чем работать.

Это создаёт основу для самоуважения и уважения других людей, для их признания и доверия “Да, это надёжный человек, ему можно верить, если обещает, то делает” .

Но ответственность всегда предполагает определённые последствия. и даже наказания. Если человек взял ответственность и всё сделал правильно он получает награды, призы по судьбе в виде тех или иных благ и возможностей. Если же человек взял ответственность, но реализовал её плохо, или вообще не выполнил взятых на себя обязательств – наказание за безответственность следует, как правило, сразу или почти сразу (увольнение, потери, разрушение отношений, потеря доверия со стороны людей, денежные потери, др.).

Одно из серьёзных кармических наказаний за не взятие ответственности за себя и свою судьбу – это спутанность мыслей и даже безумство.

Как стать ответственным Человеком?

1. Прежде всего займитесь личностным ростом – начните посещать тренинги, курсы и вебинары по личностному развитию, читайте книги известных людей и тренеров (Брайан Трейси, др.). Постоянно вкладывайте в свой личностный рост.

2. Тренируйте свою ответственность! Тренируйтесь на себе и на других: берите не сложные обязательства и старайтесь их выполнить вовремя и точно, начните уважать себя за это. Чтобы было легче – записывайте свои обещания себе самому, и обещания данные другим людям в рабочей тетради. Отмечайте в ней все выполненные обязательства. Далее, переходите всё к более значимым и серьёзным делам и обязательствам.

Суть в том, что вы должны быть сами уверены в себе, что если вы дали слово, то вы его непременно сдержите.

3. Постоянно работайте со своими жизненными целями. Как правильно работать со своими целями – .

4. Учитесь владеть собой и управлять всеми своими проявлениями. Самообладание и Самоконтроль – это прямой показатель вашей ответственности за самого себя, в каком состоянии вы живёте. Вам на себя наплевать, или вы всегда стараетесь быть “в порядке”.

5. Ответственность предполагает – расчёт (браться за то или иное дело или нет), взятие обязательств (ответственности за дело, достижение цели, др.), договор (данное слово – устно или на бумаге) и выполнение обязательств (поиск решений, безупречность, своевременность, др.). Все эти составляющие должны работать без сбоев.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»