Как называлась спасская башня. Спасская башня московского кремля

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Спасская башня - самая красивая и стройная башня Московского Кремля, главные его ворота. Она построена под руководством итальянского архитектора Петра Антонио Солярио в 1491 г. Об этом говорят надписи, вырезанные на белокаменных досках, помещенных над проездными воротами башни. Со стороны Красной площади надпись сделана на латинском языке, со стороны Кремля - на русском языке славянской вязью: «В лето 6999 (1491) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана» (Милана.-Ред.).

Со Спасской башни началось строительство новых укреплений на восточной стороне Кремля. Первоначально башня называлась Фроловской стрельницей, как предполагают, - от церкви Фрола и Лавра. Башня имела четырехгранную форму и по высоте была равна примерно половине теперешней башни. Со стороны Красной площади к ней была пристроена отводная стрельница с двумя боковыми бастионами. Башня завершалась деревянной шатровой надстройкой, на которой висел часовой колокол. От отводной стрельницы через ров, проходивший по Красной площади, был перекинут цепной подъемный мост, замененный каменным в XVII в.

В 1625 г. часовой мастер «аглицкой земли» Христофор Галовей и русский мастер Бажен Огурцов возвели на башне многоярусный верх с высоким каменным шатром, на котором были поставлены новые часы. Только что надстроенная башня сгорела, но через год была восстановлена.

Нижний четверик башни был завершен поясом из арок, украшенных белокаменным кружевным узором, башенками, пирамидками, изваяниями фантастических животных. По углам возвышались белокаменные пирамидки с золочеными флюгерами.

В нишах аркатурного пояса были установлены белокаменные статуи - «болваны». Как известно из документов, царь Михаил Федорович дал распоряжение сшить для них однорядки - одежду, чтобы прикрыть их наготу (по обычаям того времени считалось неприличным выставлять статуи без одежды). В пожар 1654 г. статуи обгорели и рассыпались.

Внутренние стены нижнего четверика - двойные. Между ними устроены обходные галереи и междуярусные лестницы. С верхней площадки нижнего четверика поднимался двухъярусный четырехгранник меньшего размера с белокаменными деталями и колонками по углам и с часами - замечательным техническим новшеством того времени. Выше часов четырехгранник переходил в восьмерик с открытыми арочными звонами. Завершалась башня восьмигранным кирпичным шатром с черепичным покрытием.
Фролошские ворота с древнейших времен считались главными, «святыми» воротами Кремля и особо почитались в народе.

Через Спасские ворота проходили торжественные шествия духовенства, въезжали в Кремль цари, императоры и иностранные послы.

Здесь запрещалось проезжать на лошадях верхом и проходить с покрытой головой, даже цари обязаны были снимать шапку. Специальным царским указом в 1658 г. Фроловская башня была переименована в Спасскую. Новое название ее связано с изображением Спаса, написанного над ее воротами со стороны Красной площади.

Спасская башня неоднократно страдала от пожаров и поэтому часто ремонтировалась. Особенно большие ремонтные работы производились на башне в начале XIX в., после изгнания наполеоновских войск из Москвы, и во второй половине XIX в.

При реставрации 1946-1950 гг. на башне были восстановлены обветшавшие белокаменные детали и облицовка, позолочены флюгера и покрыт медью шатер.

С древнейших времен на Спасской башне существовали часы. Предполагают, что они впервые могли быть установлены сейчас же после постройки башни, в 1491 г. Однако упоминание в летописях о часовщиках Спасской башни относится только к XVI в.

Эти часы просуществовали до 1625 г., когда были заменены новыми. Их устанавливали под руководством Христофора Галовея русские кузнецы-часовщики крестьяне Ждан, его сын и внук, а тринадцать колоколов для перечасья отлил литейщик Кирилл Самойлов.

Часы имели вращающийся циферблат, разделенный на 17 часов, и сверху - изображение солнца, луч которого служил указательной стрелкой. Выше часов находился двухъярусный восьмерик со звонами, в которых размещались часовые колокола. К концу XVII в. башенные часы, установленные Галовеем, пришли в полную негодность. При Петре I в 1706-1709 гг. были установлены новые, голландские часы с музыкой и 12-часовым циферблатом, которые впоследствии неоднократно ремонтировались. Часы, которые мы видим на Спасской башне сейчас, установлены в 1851-1852 гг. братьями Н. и П. Бутеноп. Об этом говорит надпись на часах: «Часы переделаны в 1851 году братьями Бутеноп в Москве». Металлические конструкции с винтовой лестницей к часам внутри башни сделаны по проекту архитектора К. Тона. При взятии Кремля в дни октябрьских боев 1917 г. Спасские часы были повреждены снарядом. По указанию В. И. Ленина их исправил в 1919 г. мастер Н. В. Беренс. Мелодия «Интернационала» набрана на игральный вал заслуженным деятелем искусств М. М. Черемных.

Его символ.

История Спасской башни

Необходимость прикрыть северо- восточную линию Кремля, лишённую защиты естественными преградами, стала причиной возведения в 1491 году проходной башни вместо Фроловской стрельницы. Своё первое название - Фроловская - новая башня получила благодаря расположенной вблизи церкви Фрола и Лавра и до XVII была известна и в Москве под этим именем.

Строительные работы осуществлялись под руководством итальянского зодчего Пьетро Антонио Солари . К мощному четырёхгранному нижнему ярусу башни вплотную примыкает отводная стрельница. Если вражеские воины по перекинутому через ров с водой деревянному подъёмному мосту добирались до входа в Кремль, то последним препятствием становились опущенные железные решётки - герсы. Защитники Кремля отрезали неприятелю путь назад, обстреливая его с верхних рядов галереи стрельницы. Внимательно присмотревшись к фасаду башни, можно разглядеть и отверстия для цепей, поддерживавших конструкцию подъёмного моста, и пазы для опускания решётки.

В 1624 - 1625 над двухступенчатой конструкцией башни, имеющей квадратное основание, поднялся восьмерик, увенчанный шатровым верхом. Авторами первой шатровой надстройки на башне Кремля были Бажен Огурцов , зодчих дел мастер, и англичанин Христофор Галовей , ставший также создателем первых часов. Выполненное из белого камня кружевное арочное обрамление с фантазийным декором по верху нижней ступени придало сооружению неповторимый облик и заслуженный статус самой нарядной и красивой башни Кремля.

Невосполнимой утратой стала потеря белокаменных барельефов, созданных во времена Дмитрия Донского В. Д. Ермолиным для ворот Фроловской башни, с образами Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Лишь фрагмент этого художественного объекта можно увидеть среди экспонатов Третьяковской галереи.

Переименование башни в Спасскую

В честь надвратных икон Спаса Нерукотворного со стороны Кремля и Спаса Вседержителя со стороны Красной площади указом царя Алексея Михайловича в 1658 году главная башня Кремля стала именоваться Спасской. Двуглавый орёл, символ Российской державы, увенчал шатровую надстройку Спасской башни, обозначив её значение среди прочих кремлёвских сооружений. Царские торжественные шествия, въезд зарубежных послов, выступления войсковых частей, патриарший выход к народу - все эти события совершались через Спасские ворота .

По указанию Петра I в 1707 году часы на Спасской башне были заменены курантами с колокольным боем, привезенными из Амстердама. Сейчас на главной кремлёвской башне установлены часы-куранты фирмы братьев Бутенон , созданные в 1851-1852 годах. Каждый из четырех циферблатов имеет диаметр 6,12 м.

Кремлёвские звёзды

Впервые знаменитые кремлёвские звезды засверкали именно на Спасской башне, сменив двуглавого царского орла. Уникальные лампы мощностью до 5000 Вт, помещенные внутри рубиновых звезд, создают в тёмное время суток равномерное и яркое освещение, видимое издалека. Размах между концами звезд, венчающих кремлёвские башни, составляет 3,75 м.

Всего Спасская башня имеет 10 этажей высотой до звезды 67.3 м, а с учётом размеров звезды - 71 м.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Сначала башню называли Фроловской - по церкви Фрола и Лавра на , к которой вела дорога от башни. Церковь не сохранилась. Не сохранилась и тюрьма, где томились участники соляного и медного бунтов.

Повышение налога на соль поставило «черных людей» посадов в тяжелое положение. Под давлением населения правительство отменило налог, но решило собрать недоимки сразу за 3 года. Злоупотребления близких к царю лиц обострили ситуацию, и 1 июня 1648 года Алексея Михайловича по дороге из Троице-Сергиева монастыря окружила толпа с требованием наказать вымогателей.
На следующий день царя вновь окружили: люди требовали выдачи злодеев и даже начали громить боярские дома. Царь решил отдать палачу Плещеева, но толпа выволокла его на Красную площадь и растерзала. Тогда Алексей Михайлович пообещал выслать из Москвы ненавистных бояр. И тут начался пожар. По слухам, виновны были приближенные к царю. В ответ народ разгромил хоромы Морозова, двор купца Василия Шорина, убил дьяка Чистого и боярина Траханиотова. Восстание пошло на убыль.

Вскоре к прежним причинам недовольства добавились новые: затянувшаяся война против Польши и обесценивание медных денег. Пытаясь выйти из финансового кризиса, правительство выпустило медные деньги, сравняв в цене с серебряными. Из-за этого цены выросли, и появилось много фальшивок. В ночь на 25 июля 1662 года в людных местах Москвы появились «воровские листы», которые обвиняли родственников царя. Над городом поплыли звуки набата, а толпа устремилась в село Коломенское к Алексею Михайловичу.
Царь уже было уговорил народ разойтись, но к бунтовщикам добавилось подкрепление. Тогда «тишайший» царь приказал расправиться с бунтовщиками. Много людей пострадало, но медные деньги были отменены.

Напоминают о том времени клады, найденные советскими археологами на . Один из них содержал 33 000 серебряных монет времени Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Название Спасской башне дали по надвратной иконе Спаса Смоленского.

Что есть что в церкви

Слева и справа от Спасских ворот до 1925 года находились часовни - часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), и часовня Великого Совета Ангел (Спасская). От ворот Спасской башни уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из шли через эти ворота, все правители России, начиная с Михаила Федоровича, перед коронацией проходили через них. Поэтому Спасские ворота называли еще Царскими или Святыми.

В XVII веке икона стола в специальном киоте, и строго-настрого запрещалось проходить через ворота Спасской башни в головном уборе или проезжать верхом на лошади. За «забывчивость» били батогами или заставляли класть 50 земных поклонов. При этом когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, порыв ветра сорвал с него треуголку. А когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад с иконы Спаса Смоленского, произошло чудо: приставленная лестница упала, а святыня осталась невредима.

Но в советское время икона исчезла со Спасской башни и до 11 мая 2010 года считалась утраченной. На ее месте был заштукатуренный белый прямоугольник. А при реставрации башни стало ясно, что икона Спаса Смоленского не утрачена, а спрятана. Архитектор Константин Аполлонов, выполняя приказ уничтожить живопись, скрыл образ под сеткой-рабицей и слоем бетона. Так спасли икону, и сохранность образа составила 80%.

Теперь икона Спаса Смоленского вновь над воротами Спасской башни. А из дневников Н.Д. Виноградова становится ясно, что сам комендант Кремля разрешил скрыть иконы любым способом, лишь бы не было видно.

В XVI веке на Спасской башне установили фигуры львов медведей и павлинов. Сейчас считается, что это были символы царской власти (львы и единороги). Они сохранились, хотя и пострадали в 1917.

А еще в XVI веке на Спасской башне появились фигуры обнаженных людей. А церковь на Руси даже обычных фигурных изображений не допускала! Правда, при царе Михаиле Федоровиче их наготу стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Но нам этот курьез не увидеть - его не пощадили время и пожары. Сами статуи использовали как камни для фундамента.

А во времена Петра I возле Спасской башни на Красной площади появились манекены с образцовой одеждой французского и венгерского кроя. Рядом стояли стражники и, при отсутствии у направляющихся в надлежащей одежды, ножницами укорачивали полы и бороды.

На Спасской башне в XV веке появились первые в России часы. А в конце XVI века часы были еще на двух башнях Кремля - Троицкой и Тайницкой.

В 1585 году при всех этих башнях находились на службе часовщики. В 1613-1614 годах часовщики упоминались еще и при . Работа эта была очень ответственной и требовала соблюдения правил: алкоголь не пить, в карты не играть, вином и табаком не торговать, с воровскими людьми не общаться.

В то время циферблаты часов были огромными, чтобы по ним могли узнать время все, у кого не было личных часов. То есть течение времени в городе зависело от часов на кремлевских башнях. Минутной стрелки на часах не было, но они все равно могли спешить или отставать на пару часов - это зависело от поспешности часовщика, который каждый час вручную переводил стрелки. Отсчет времени шел еще интереснее: сутки делились не пополам, а на день и ночь. Летом день начинался в 3 часа утра и заканчивался в 8 вечера, потому и циферблат был рассчитан на 17 часов.

Первые механические часы для Спасской башни создал Галловей. Они весили 400 кг. По контуру расписанного «под небо» циферблата располагались арабские цифры и церковнославянские буквы, обозначавшие числа в допетровской Руси. При этом вращался циферблат, а стрелка смотрела строго вверх.

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России, же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галловей - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно».

Иногда часовщики обзаводились хозяйством прямо при башне. Так на Спасской башне часовщик построил себе избушку, разбил огород и развел кур. И этим вызвал огромное неудовольствие властей и жителей города.

Часы на Спасской башне служили верой и правдой, пока не были проданы в Ярославль. В 1705 году по указу Петра I в установили новые часы с циферблатом на 12 часов, выписанные из Амстердама. Какую мелодию исполняли эти куранты - неизвестно. Да и недолго они радовали москвичей перезвоном: часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. А так как столицу перенесли в Петербург, с ремонтом не спешили.

В 1763 году в Грановитой палате нашли большие английские куранты и пригласили для их установки немецкого мастера Фатца. И вот в 1770 году кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Во время пожара 1812 года эти часы повредили. Через год часовщик Яков Лебедев предложил отремонтировать куранты, и в 1815 году часы запустили вновь. Но все же время их не пощадило.

Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки, …дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.

Новые куранты изготовили в 1851-1852 годах на русском заводе братьев Бутеноп. Использованы некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени.

Исполнение мелодии возложили на игральный вал - барабан с отверстиями и штифтами, связанными канатами с колоколами под шатром башни. Для этого пришлось с Троицкой и Боровицкой башен снять 24 колокола и установить их на Спасской, доведя общее количество до 48.

Непростым оказался вопрос выбора музыки. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман отобрали 16 самых знакомых москвичам мелодий, но Николай I оставил только две - Преображенский марш Петровских времен и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Хотели набрать на игральный вал гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», но император запретил, заявив, что куранты могут играть любые песни, кроме гимна.

В 1913 году к 300-летию дома Романовых куранты на Спасской башне отреставрировали.

Но 2 ноября 1917 года при штурме Кремля в часы попал снаряд. Он повредил механизм, и часы встали почти на год. Лишь в 1918 году по указанию В.И. Ленина куранты восстановили.

Сначала для ремонта курантов обратились в компанию Буре и Рогинского, но те запросили 240 тысяч золотом. Тогда власти обратились к кремлевскому слесарю Николаю Беренсу, который знал устройство курантов (он был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп»). К июлю 1918 года Беренс снова запустил куранты. Но так как он не разбирался в музыкальном устройстве часов, настройку звона поручили художнику и музыканту Михаилу Черемных. Конечно же, предпочтение отдали революционным мелодиям, поэтому куранты стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа - «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места.

Но в 1930-х годах комиссия признала звучание курантов неудовлетворительным: изношенный механизм боя и морозы сильно искажали звучание. Поэтому в 1938 году часы на Спасской башне снова замолчали.

В 1941 специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, но и он не спас музыкальный строй. В 1944 году по указанию И.В. Сталина часы на Спасской башне пытались настроить на исполнение нового гимна на музыку Александрова, но и это не удалось.

Крупная реставрация механизма курантов с остановкой на 100 дней прошла в 1974 году, но и тогда музыкальный механизм не тронули.

История кремлевских звезд

В 1991 году Пленум ЦК решил возобновить работу курантов на Спасской башне, но выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов. К задаче вернулись в 1995.

Тогда новым гимном планировали утвердить «Патриотическую песню» М.И. Глинки, и в 1996 году во время инаугурации Б.Н. Ельцина куранты на Спасской башне после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли после 58 лет молчания! И хотя на звоннице осталось всего 10 колоколов из 48, недостающие заменили металлическими билами. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов утра и вечера - мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. После реставрации 1999 года часы на Спасской башне вместо «Патриотической песни» стали исполнять государственный гимн РФ.

Куранты на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими.

Диаметр циферблата - 6,12 метров. Циферблат такой огромный, что через него может пройти поезд Московского метро! Высота римских цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки - 2,97 метров, длина минутной стрелки - 3,27 метров. Весь часовой механизм занимает 3 из 10 этажей башни.

Вес часов на Спасской башне - 25 тонн, а приводят его в действие 3 гири весом от 160 до 224 кг. Сейчас их с помощью электромотора поднимают дважды в сутки. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 килограмма. При этом переводили стрелки на зимнее и летнее время только вручную (для перевода часа назад куранты просто останавливали на 1 час). И хотя точность хода практически безукоризненна, все же за часами следит Астрономический институт на Воробьевых горах.

Механизм боя часов состоит из 9 четвертных колоколов (около 320 кг) и 1 колокола, отбивающего полный час (2 160 кг). Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. А в начале каждого часа кремлевские куранты вызванивают 4 раза, и следом большой колокол отбивает часы.

Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около 2 метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам на звоннице. Ритм сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии непросто. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн РФ, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

Часы на Спасской башне стали не только символом Москвы, но и символом всей России.
Кстати, первая в России газета тоже называлась «Куранты». Она начала выпускаться в XVII веке и представляла собой длинный рукописный свиток. Он был склеен из листов, на которых записывали самые интересные сведения, собранные Посольским приказом - их сообщали посланники России в других государствах.

Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням

Говорят, что... ...когда в старой Москве купец обращался к врачу с жалобой на головную боль, обычно происходил такой диалог: «Вы где торгуете? В Кремле? А через какие ворота ездите, через Боровицкие или Спасские? Так, вам надо ездить через другие». И это помогало, ведь над Спасскими воротами висела почитаемая икона, и при въезде нужно было снимать головной убор. Голова и переохлаждалась… .
...при отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню приказали взорвать. Но подоспевшие донские казаки потушили уже зажженные фитили.
...надстраивали Спасскую башню, чтобы защитить куранты от дождя. Но часы были и на других башнях Кремля. На самом деле этой Иерусалимской башне (ведущей в Московский Иерусалим - храм ) пытались придать особенный вид.
...Новый год начинается с первым или последним ударом колокола кремлевских курантов. Но на самом деле смена года происходит с началом перезвона часов - за 20 секунд до первого удара колокола. А 12 удар завершает первую минуту Нового года.

Спасская башня на фотографиях разных лет:

А вы бы хотели что-то добавить в рассказ о Спасской башне Московского Кремля?

Она же Фроловская башня.

Возведена в 1491 г. архитектором Пьетро Антонио Солари. Ее строительство положило начало сооружению восточной линии укреплений Кремля. Башня расположена на месте Фроловской стрельницы 1367-68 гг. Её ворота, выходящие на Красную площадь, всегда были главным парадным въездом в Кремль. Они особенно почитались в народе и считались святыми. Ворота служили для выездов царя, торжественных выходов патриарха, встреч иностранных послов.

Башня имеет четырёхгранную форму и вплотную примыкающую к ней мощную отводную стрельницу, служившую для защиты проездных ворот. Закрывались они специальными опускными железными решетками - герсами. Если неприятель проникал внутрь стрельницы, герсы опускались, и враг оказывался запертым в своеобразном каменном мешке. Его обстреливали с верхней галереи стрельницы. На фасаде башни и сейчас можно разглядеть отверстия, через которые пропускались цепи для подъема и спуска специального деревянного настила моста, а в проходе ворот - пазы, по которым ходила металлическая решетка. Из ворот стрельницы опускались подъемные мосты.

Над воротами отводной стрельницы и воротами Спасской башни со стороны Кремля на белокаменных досках вырезаны надписи на русском и латинском языках, рассказывающие о времени ее постройки: „В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана)”.

Первоначально башня называлась Фроловской, в связи с тем, что неподалеку в Кремле располагалась церковь Фрола и Лавра. В 1516 г. от башни через ров перекинули деревянный мост. Уже в конце XVI в. над башней существовал шатровый верх, увенчанный двуглавым орлом. Указом от 16 апреля 1658 г. царь Алексей Михайлович повелел именовать ее Спасской. Новое название было связано с иконой Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади. Сама икона не сохранилась, но место, где она висела, хорошо видно.

В 1624-25 гг. русский архитектор Бажен Огурцов и английский мастер Христофор Галовей возвели над башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром. Это было первое шатровое завершение кремлевских башен. Нижняя часть здания была украшена белокаменным кружевным арочным поясом, башенками, пирамидками. Появились фантастические фигурки («болваны»), наготу которых по приказу царя Михаила Федоровича стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Башня по праву стала считаться самой красивой и самой стройной башней Кремля. К сожалению, при надстройке башни с ее фасадов были сняты белокаменные рельефы В.Д. Ермолина, выполненные еще для Фроловских ворот времени Дмитрия Донского. На них были изображены покровители московских князей - святые Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. (Фрагмент рельефа святого Георгия хранится сегодня в Третьяковской галерее.)

В XVII в. к Спасским воротам через ров был перекинут каменный мост на арках, на котором шла оживленная торговля. В 1650-х гг. на вершине шатра главной башни Кремля водрузили герб Российского государства - двуглавый орёл. Позже подобные гербы установили на самых высоких башнях - Никольской, Троицкой и Боровицкой.

Первые часы на Спасской башне были установлены по проекту Христофора Галовея. В 1707 г. их сменили голландские куранты с музыкой. В 1763 г. часы вновь заменяются, а в 1851 г. эти последние куранты XVIII в. капитально ремонтируются братьями Н. и П. Бутеноп. В 1920 г. при ремонте Спасской башни музыкант М.М. Черемных и слесарь Н.В. Беренс, починив часы, подобрали на курантах мелодию «Интернационала».

Звезда на Спасской башне впервые была установлена в 1935 г. В 1937 г. ее сменила новая, имеющая размах крыльев 3,75 м. Внутри звезды круглосуточно горит лампа мощностью 5000 Вт. Звезда вращается от ветра, как флюгер.

Восстановление надвратной иконы. Последний раз надвратный образ видели в 1934 году. Долгое время о надвратной иконе напоминал лишь белый прямоугольник, окаймленный рамкой. Образ над воротами считался утраченным, пока проведённое в конце апреля 2010 года зондирование надвратного киота Спасской башни не показало наличие под штукатуркой образа Христа. В конце июня 2010 года началась реставрация иконы. Вначале счистили штукатурку и демонтировали сетку, защищавшие икону Спаса Смоленского от внешней среды. К 5 июля 2010 года икона Спаса Смоленского была полностью открыта. По примерным оценкам реставраторов икона сохранилась на 80%. Были заметны следы от осколков, полученные при обстреле башни, и от штырей, державших сетку. 24 августа 2010 года реставрация иконы Спаса Смоленского завершена. Позолоту, нанесенную в 1895 году было решено не восстанавливать, но и более ранние слои не открывать. Реставраторы точечно восстановили краски и утраченные фрагменты. 26 августа 2010 года, после снятия строительных лесов, надвратная икона Спасской башни снова предстала перед посетителями Красной площади. Освящение возвращенной святыни патриархом Кириллом произошло 28 августа 2010 года в праздник Успения Богородицы.

Спасская башня имеет 10 этажей. Высота башни: до звезды - 67,3 м, со звездой - 71 м.

По праву считается одним из красивейших строений всего ансамбля, и туристы со всего мира не устают любоваться ее красотой и запечатлевать на миллионах снимков.

Спасская башня, история которой начинается с конца 15-го столетия, была построена одновременно с Изначально она называлась Фроловской. Эти две твердыни понадобились на северо-западной стороне Кремля по той простой причине, что естественных барьеров там не было. Надо сказать, что прежде на этом месте находились главные врата всего ансамбля.

В прошлые столетия башня над главными воротами городского сердца поражала приезжих своими пропорциями, изяществом и стройностью, изысканными белокаменными украшениями фасадов - башенками, резными столбиками, колонками, фигурами вымышленных животных. На углах четверика размещались пирамидки, увенчанные позолоченными флюгерами.

Надо сказать, что до 17-го столетия Спасская башня Московского Кремля была украшена белокаменными рельефами, обладала двойными стенами, сложенные из уникального большемерного кирпича. Между этими стенами находилась лестница, которая соединяла все пять ярусов башни. Что касается ворот твердыни, то их защищали при помощи отводной стрельницы, соединявшейся с башней деревянным мостом, и двух боковых бастионов.

Никольскую и Фроловскую башни Кремля народ даже считал не просто важными, а почти священными. Так, к примеру, через них нельзя было проехать на лошади или ходить без головного убора. Именно через эти сооружения покидали город и входили в него цари, послы, а также полки, которые высылались в поход. Над самими вратами - изнутри и снаружи - на белом камне были сделаны надписи, излагавшие историю постройки, причем каждая надпись дублировалась еще и на латыни.

С середины 17-го столетия началась надстройка кремлевских башен. Кремль - главная - стал еще более гармоничным и внушительным. Фроловская башня особенно гармонировала с который был построен еще в середине 16-го века - в ознаменование славной победы Ивана Грозного над Казанским ханством. Со временем на шатре Фроловской башни установили имперский герб - двуглавого орла, а потом такие же гербы закрепили на Никольской, Боровицкой и

Название свое Спасская башня Московского Кремля получила в апреле 1658 года, когда был подписан царский указ, переименовывавший все кремлевские твердыни. Вот так Фроловская башня превратилась в Спасскую. Название появилось из-за иконы Спаса Смоленского, которую поместили над вратами башни, выходившими на а также закрепленную над проходом со стороны Кремля.

В верхней части башни - в его шатровой части, которую спроектировал и построил умелец Бажен Огурцов, - поместили главные часы всего государства. Позднее, уже при Петре Первом, их сменили на огромные голландские часы, снабженные музыкой и украшенные двенадцатичасовым циферблатом. Однако их испортил пожар 1737 года. Современные куранты, которыми столь знаменита сегодня Спасская башня Московского Кремля, были установлены в 1851 году братьями Бутеноп. Позднее их модернизировали и реставрировали.

Красота и уникальность Спасской башни делают ее главным украшением ансамбля всего Кремля.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»