Как правильно определить объект и предмет исследования. Чем отличается предмет исследования от объекта исследования

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Общее понятие объекта и предмета исследования и разницы между ними

Особо важными компонентами исследовательской работы можно считать объект и предмет исследования. Сегодня можно обнаружить большое количество самых различных аспектов для описания данных понятий.

Например, В. Даль в своем Толковом словаре объясняет понятие объекта и предмета следующим образом:

Несколько отличное определение указанных научных понятий предлагает С. И. Ожегов:

Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения».

Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».

Подводя итог, можно составить рабочее описание понятий «объект» и «предмет исследования».

Определение 1

Объект - это процесс или действия, вызывающие проблематичные условия и взятые исследователем для анализа. Объект - это та часть научного познания, которую исследователь изучает.

Объекты изучения могут быть:

  • материальными;
  • нематериальными.

Их самостоятельность выражается не в том, что они предстают как обязательно вещественные или энергетические образования (они могут быть и изображением психической жизни, духовной культуры), а в том, что они абсолютно не зависят от того, знают ли о них люди. Необходимо разделять действующие (или реальные) и допустимые объекты исследования.

Реальными объектами исследования можно назвать все вещи, предметы, свойства и отношения, которые включены в человеческую деятельность, в культуру того или иного народа.

Потенциальные объекты исследования, наоборот, события, еще не включенные в культуру, познания о которых неопределенны и неточные, показывают не природу существующей реальности как таковой, но такие очертания её вероятного существования, вероятность которых предполагается уже скопленными знаниями и культурой. Вследствие этого, вместе с реальными объектами появляется мир виртуальных объектов. Ему принадлежат все те объекты, которые в итоге составляют духовную культуру человека.

Предмет исследования - это та часть вопроса, анализируя которую, мы узнаем целостность объекта, отделяя его основные, наиболее значимые особенности.

Это очень четко раскрывается при изучении существующих в конкретной сфере систематизации наук. Можно отметить, что некоторые научные дисциплины (а также отдельные учебные предметы среднего и высшего образования) занимаются исследованием отдельных «срезов» анализируемых объектов.

Предмет исследования должен всегда соответствовать определению темы или быть максимально приближенным к нему.

Объект и предмет исследования как научные категории можно сравнивать как нечто общее и частное.

Желательно обратить внимание, что объект и предмет исследования, так же, как и его цели и задачи, находятся в зависимости от темы, но и от плана исследователя.

Разница между объектом и предметом исследования

Изучение предмета и объекта исследования, а также в чем разница между ними является гносеологической проблемой. Появляется эта проблема всегда там, где по каким-то причинам прекращает свою работу методологический запрос на использование строго достоверных понятий, и всегда там, где объект науки, к с которой связанна данная работа, еще не отделен и не доказан.

Разница между объектом и предметом исследования появилась в связи с изучениями в такой сфере как гносеология. Постигая объективный мир, те или иные его аспекты, человек разрабатывает объективные познания об окружающей действительности. Каждый следующий исследователь, перед тем, как начать анализировать некоторые практические объекта, должен проработать уже существующие в обществе совокупность познаний, изображающих этот объект. В таком случае совместность знаний является предметом исследования.

Определяя соответствие и несоответствие между отдельно взятыми объектами существующего мира, человек практически отделяет различные объекты, обозначает их как предметы, как вероятные предметы для своей работы, для анализа. В данном случае предметы также являются объективной действительностью, так как их наличие не связано с деятельность человека.

В зависимости от человека находится только само действие отделение объект. Но, обозначив объект, человек делает из него предмет исследования. Это – характерная черта человека изменять объект - в предмет своей работы. Выделенные из объективной действительности, отдельно взятые объекты преобразуются в предметы деятельности человека, и каждый из этих объектов при подходящих обстоятельствах может обратиться в предмет какой-либо специфической науки.

Основным является объект исследования (более широкое понятие), второстепенным - предмет исследования, в котором выделяется отчетливое качество объекта исследования. Есть исследователи, которые не различают эти понятия и уравнивают предмет и объект исследования.

Определившись с предметом и объектом исследования, ученому следует выдать им общую оценку и в течение всей научной работы постоянно обращаться к ним, вырабатывая цели, задачи, методы, а самое главное конечные выводы по итогам исследовательской работы.

Аналитический отчёт представляет собой информацию о текущем состоянии дел, оценке сложившихся тенденций, перспектив развития. В аналитический отчет могут входить структурированные данные, таблицы, диаграммы, пояснительные записки, и т.д. Ведется

аналитическая отчетность не только для того, чтобы оценить текущую деятельность, но и оценить все возможные причины сложившейся ситуации, с целью прогнозирования всех возможных перспектив развития.

Полученная информация из аналитической отчетности может использоваться при создании схем управления сложившейся ситуацией.

Для составления аналитической отчетности могут применяться различные методы, характерные для проведения научных исследований. Зачастую используется метод исследования, при котором картина текущей ситуации делиться на составляющие. При составлении аналитической отчетности важную роль играют не только взаимосвязи между различными отдельными объектами, но и причинно-следственные связи, вызывающие исследуемые процессы.

Объектом исследования называют процесс, явление, которое порождает проблемную ситуацию, по которому проводиться исследование. Предметом исследования называют то, что помещено в рамках, в границах объекта. Получается так, что через изучение предмета исследования, познается объект, путем определения его наиболее значимых признаков. Аналитик сам определяет и объект и предмет исследования, равно как и цели и задачи исследования.

Многие считают объект и предмет исследования синонимами, бывают, конечно, такие ситуации, когда и объект и предмет исследования представляются практически равнозначными. Однако в самом начале исследования аналитик должен дать определение как предмету, так и объекту исследования, чтобы походу ведения аналитической работы постоянно держать их в поле своего внимания.

Для того, чтобы более доступно объяснить, чем же различаются предмет и объект исследования, можно рассмотреть несколько легких примеров. Так, например, если предметом нашего исследования будет поведение в экстремальных ситуациях, то объектом исследования станут люди, попавшие в них. Таким образом, изучая поведение людей, познается сам человек.

Или, например, предметом исследования станет эффективность использования средств на оплату труда, то объектом исследования станет сам фонд оплаты труда в частности и организация в целом. Задачи и цели исследований так же понятия различные. Так задачей в этой ситуации будет определение эффективности использования средств на оплату труда, то целью может стать, например, определение оптимальных объемов фонда оплаты труда.


Дополнительно

Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Объект исследования может одновременно претендовать и на сферу общественной жизни, и на сферу биологии, естествознания, например, природопользование.

Объект исследования – это то пространство, в рамках которого находится изучаемое явление.

Предмет исследования входит в более целостное и широкое понятие «объект». Это конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий. Предмет всегда изучается в рамках какого-либо объекта. Как правило, предмет в значительной степени совпадает с темой исследования (дипломной работы).

Другими словами, предмет исследования – это определенный элемент общественной жизни (реальности), который обладает очевидными границами либо относительной автономностью существования.

Объект исследования всегда шире, чем его предмет .

Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Например:

Тема: Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России.

Объект исследования – предпринимательская деятельность в России.

Предмет исследования – правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Справочно. Под правовым регулированием понимаются нормативные правовые акты и практика их применения в организации различных видов общественной деятельности.

Именно на предмет исследования (правовое регулирование предпринимательской деятельности) направлено основное внимание студента-выпускника, именно предмет определяет тему квалификационной (дипломной) работы, для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи.

Цель исследования

Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником (прил. 9).

Между целью, проблемой и предметом исследования существует логическая связь, которую необходимо учитывать при проведении дипломного исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-то проблему. Для более успешного формулирования цели нужно ответить себе на вопрос: «Что ты хочешь получить в результате исследования? » или «Какой результат работы (предприятия, организации, учреждения и т.д.) хочу описать в квалификационной (дипломной) работе? »

Удобно начинать формулирование цели с глаголов: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, провести, определить, создать, построить.

Основными требованиями, предъявляемыми к цели, являются ее достигаемость, диагностичность, реальность, конечность во времени.

Поскольку цель предвосхищает будущие результаты, то постановка задач намечает пути ее достижения.

Задачи исследования

Задачи, как правило, – это те шаги, с помощью которых достигается цель, т.е. более частные конкретизированные цели.

Задачи исследования квалификационной (дипломной) работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели (прил. 9).

Гипотеза

Гипотеза – это научно обоснованное предположение. Без гипотезы нет и не может быть никакого исследования. Гипотеза в процессе дипломного исследования представляет собой условия и пути достижения цели исследования. Предполагает определение этапов и планирование исследования.

Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточными предложениями типа «если…, то…» или «чем…, тем…».

Например: в приложении 9 указана цель исследования «определение эффективных направлений формирования кадрового состава малого предприятия в процессе управленческой деятельности (на примере издательской деятельности)». Гипотеза может в данном случае выглядеть примерно следующим образом (раскрывая условия достижения цели): «Кадровый состав малого предприятия будет сформирован эффективно, если:

– будут выявлены особенности и тенденции развития деятельности малого предприятия;

– будет экономически обоснован штат предприятия;

– будут определены функции каждого сотрудника и объем выполняемой ими работы;

– будут определены квалификационные требования к персоналу;

– будут разработаны социально-экономические условия деятельности предприятия и т.д.»

Методы исследования

Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Метод – это совокупность приемов. Другими словами, прием – это часть метода (прил. 9).

Методы условно делят на две группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы (основанные на опыте) включают:

– изучение литературы по теме квалификационной (дипломной) работы, нормативных и инструктивно-методических материалов;

– анализ различной документации;

– наблюдение, опросы (интервью, анкетирование), тестирование;

– изучение и обобщение опыта, отечественной и зарубежной практики и др.

Теоретические методы включают:

– историко-генетический метод;

– моделирование;

– сравнение;

– обобщение;

– абстрагирование;

– классификацию;

– систематизацию;

– синтез;

– аналогию и др.

Критерии оценки результатов

Критерии оценки ожидаемых результатов – важнейший и обязательный компонент дипломного исследования. Критерии непосредственно связаны с целью и задачами исследования и должны задаваться до начала написания квалификационной (дипломной) работы. Существует более двух десятков критериев, однако можно выделить два наиболее конкретных показателя, которые во всех случаях являются показателями эффективности (или даже оптимальности) исследовательской работы.

1. Критерий результативности:

а) быть выше прежних результатов этого же предприятия, учреждения, отрасли и т. д.;

б) быть выше результатов, типичных для предприятий, учреждений данного региона, данной отрасли и т. д.;

в) быть оптимальными, т. е. максимально возможными для конкретных предприятий, учреждений, отрасли и т. д.

Критерий затрат времени.

Он предполагает достижение одного из вышеназванных результатов в более короткий отрезок времени, т. е. сокращение затрат времени по сравнению с типовыми, прежними, нормативными или хотя бы не предполагает увеличения их затрат. Время – это универсальный, интегральный показатель эффективности любого труда. К экономии времени, в конечном счете, сводится экономия сил, средств, финансовых, кадровых, материальных и всех других ресурсов.

Тем не менее, выделяются общенаучные критерии актуальности, обоснованности и новизны, используемые для оценки любого типа исследований, экспериментов, диссертаций, дипломных и курсовых работ.

Актуальность как общенаучный критерий определяется тремя показателями: соответствием социальному заказу (исследование выполнено по заказу предприятия, организации, учреждения), неразработанностью (или слабой разработанностью) данной проблемы в изучаемых науках, потребностью практики.

Примечание : об актуальности смотри выше.

Обоснованность. Критерий обоснованности включает показатели выбора объекта, предмета, проблемы, цели и задач исследования, теоретической и практической значимости, выдвижения гипотезы, методов исследования, этапы исследовательского процесса. Критерий связан с актуальностью и должен соответствовать требованию научной новизны.

Научная новизна. Определение научной новизныотносится ко всему исследованию в целом.

Научная новизнав зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что новоговнесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Важнейшее значение в определении научной новизны исследования при подготовке квалификационной (дипломной) работы имеет также прогнозированиерезультата (цели исследования).

2.2.7. Написание текста квалификационной
(дипломной) работы

Изложение материала в квалификационной (дипломной) работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.

После оформления введения написание текста квалификационной (дипломной) работы следует начинать с первой главы, тщательно прорабатывая содержание всех глав структуры.

Изложение материала по данной проблеме должно быть конкретным и прежде всего опираться на результаты производственной практики, при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в квалификационной (дипломной) работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы.

Отдельные положения квалификационной (дипломной) работы должны быть иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы. При составлении аналитических таблиц используемые исходные данные выносятся в приложение к квалификационной (дипломной) работе, а в тексте приводятся расчеты отдельных показателей.

Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, ее следует включить в приложение. В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.

Формулирование проблемы влечет за собой выбор определенного объекта исследования . Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект психологического исследования - это то, на что направлен процесс познания. Под объектом понимается конкретное психичес­кое явление: процесс, состояние, свойство, отношение, особенности личности, деятельность.

Ошибочным является указывать в качестве объекта категорию испытуемых («учащиеся начальных классов», «супружеские пары», «больные с алкогольной зависимостью» и т.п.). С формальной точки зрения это кажется правильным, однако становится непонятным, какую психологическую реальность изучает психолог. Неопределен­ность и размытость в описании объекта ведет к аналогичным деформациям и в определении предмета исследования.

Объектом исследования могут быть определенные формы поведения, деятельности лю­дей (или животных), психические явления (процессы, состояния, свойства). Например, объектом исследования может быть самооценка младшего школьника. В таком случае предметом исследования станут факторы формирования самооценки младшего школьника. Объектом исследования может быть учебный процесс, учебная деятельность школьника, процесс психического развития на определенной возрас­тной ступени.

Предмет исследования - те или иные стороны, свойства, характе­ристики объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. Предметом исследования могут стать оп­ределенные психологические факторы, механизмы, закономерности. Если объекты исследования - психические процессы, то предметом могут стать структура, взаимосвязи, механизмы. Если объектом иссле­дования будут психические состояния, то предметом его будут их про­явления, причины, механизмы возникновения, последствия. Если объектом исследования оказываются психические свойства, то его предметом могут стать факторы и механизмы развития, связь с други­ми свойствами.

Предмет исследования определяет цель и назначение работы, уточняет позицию, точку зрения, взгляд на то или иное психическое явление.

Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. Объект исследования всегда шире, чем предмет. Объект исследова­ния формулируется кратко, двумя-тремя словами, предмет - расши­ренно. И объект, и предмет должны быть обязательно отражены в названии темы исследования.

Например: Название темы: Стратегии преодоления жизненных трудностей в пожи­лом возрасте.

Объект: стратегии преодоления жизненных трудностей. Предмет: особенности, проявления стратегий преодоления жизненных трудностей у пожилых людей. Название темы: Особенности индивидуального стиля деятельности учи­теля начальных классов в зависимости от стажа работы. Объект: индивидуальный стиль деятельности учителя начальных классов. Предмет: особенности индивидуального стиля деятельности учителя на­чальных классов в зависимости от профессионального стажа.

3.4. Определение цели, задач и гипотез исследования.

На основе изучения литературы по проблеме студент ставит цель и задачи эмпирического исследования.

Цель работы характеризует ее ожидаемый результат. Какие же результаты научной и практической работы могут ожидаться в психо­логии? Вот некоторые из них, достаточно типичные:

1. Изучение психического явления.

2. Описание психологического феномена.

3. Изучение структуры психического явления (или факторов, на него влияющих).

4. Выявление психологических различий у испытуемых, относя­щихся к разным группам.

5. Выявление взаимосвязи психических явлений у одних и тех же испытуемых.

6. Изучение динамики возрастного развития определенных пси­хических процессов, свойств, состояний.

7. Изучение изменений психического явления в определенных условиях, например, в результате коррекционной работы.

8. Обобщение, классификация, типологизация каких-либо дан­ных.

9. Разработка и апробация (или адаптация) методики научного исследования.

10. Разработка или адаптация к новым условиям психодиагности­ческой процедуры.

11. Разработка или адаптация к новым условиям методики кон­сультирования, коррекционной или развивающей психологи­ческой работы.

Цель работы обычно заключается в том, чтобы: «Изучить...», «Вы­явить...», «Рассмотреть...», «Определить...», «Дать характеристику...», «Доказать...». В любом случае работа должна содержать определен­ную новизну (поиск новых знаний, новых методов исследований или психологической практики либо применение существующих знаний, методов исследования к новым условиям) и творческий подход к ре­шению проблемы.

Стилистически цели могут также формулироваться как «Ана­лиз...», «Изучение...», «Выявление...» и т.п. В любом случае цель работы должна содержать определенную новизну (поиск новых знаний, или но­вых методов исследований, или новых методов практической психо­логической работы либо применение существующих знаний, методов исследования или практической психологической работы к новым ус­ловиям).

Цель исследования - это представление о том, каким будет ре­зультат, что именно будет получено в конце исследования: теорети­ческая модель, описание нового явления, выявление структуры, ме­тодика и т.п. Цель - это генеральное направление, путь, в конце ко­торого имеется конечный пункт назначения - результат.

Если цель формулируется как теоретическая, тогда основное вни­мание уделяется изучению научной литературы по данному вопросу (обзорно-аналитическое исследование); если цель связана с исследо­ванием новых феноменов или явлений, разработкой оригинальных методик диагностики или психокоррекции, то она приобретает более прагматический характер. Иными словами, цель работы опре­деляет ее вид (см. раздел «Виды курсовых и дипломных работ»).

Цель в научной работе лингвистически формулируется как суще­ствительное.

1. Исследование особенностей интеллектуальной готовности детей к школе.

2. Выявление основных трудностей в межличностном общении, возникающих у подростков-воспитанников детского дома.

3. Определение типов акцентуаций характера у девиантных подростков.

Достижение цели исследования возможно посредством последо­вательных шагов, логически связанных друг с другом в цепочку, в которой каждое звено служит средством удержания других звеньев. Такие последовательные шаги называются задачами. Каждому этапу исследования соответствуют свои задачи. Они ориентируют исследо­вателя на достижение цели. Задачи служат для проверки гипотезы, при этом их выдвигается столько, сколько необходимо для ее про­верки.

Задачи работы конкретизируют цель исследования или инновацион­ной работы в области практической психологии и подразделяют ее до­стижение на определенные этапы. Последовательно решая постав­ленные задачи, исследователь продвигается к достижению цели. Обычно в дипломном исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач. Формулируются задачи в том же стиле что и цель: изу­чить.., выявить... и т.п.

Задачи исследования подразделяются на две группы: теоретичес­кие и эмпирические.

Теоретические задачи обычно решаются путем анализа, синтеза, поиска сходного и различного, абстрагирования и обобщения, классифи­кации и систематизации теоретических и эмпирических данных, име­ющихся в литературе. Теоретические задачи могут решаться также с помощью логических умозаключений, когда исследователь на основе имеющихся в литературе знаний логическим путем выводит новое на­учное знание. Следует отметить, что далеко не любой обзор литерату­ры может быть назван теоретическим исследованием. Дипломная ра­бота содержит обычно одну теоретическую задачу - выявление проблемы, которая может быть решена эмпирическим путем. Поэто­му обоснование гипотезы или цели исследования - по сути и есть ре­шение этой теоретической задачи путем анализа, сравнения и обобще­ния литературы. Основной вывод при решении данной задачи заключается в том, чтобы определить, каких знаний недостает в современной науке; на их поиск и будет направлено ваше эмпирическое ис­следование.

Эмпирические задачи решаются путем сбора и анализа данных, по­лученных с помощью эмпирических методов, таких как наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, измерение, а также методов ка­чественной и количественной обработки этих данных, таких как ти-пологизация, корреляция, сравнение, факторизация.

Формулируя задачи или исследовательские вопросы исследования, целесообразно присваивать им порядковые номера. Это облегчает вос­приятие соответствующего материала читателями.

Формулирование задач предполагает их четкость и ясность. Они должны быть конкретными и сформулированы таким образом, что­бы под них можно было подобрать или разработать соответствующие методики (например, психодиагностические тесты или психокоррекционные техники).

Задачи в лингвистической форме прописываются как глаголы («описать», «объяснить», «изучить», «установить», «провести срав­нение», «разработать» и т.п.).

1. Провести сравнительный анализ концепций переноса в современной психо­динамической терапии.

2. Описать основные характеристики личности детей, злоупотребляющих вды­ханием летучих органических веществ.

3. Установить, какие ценности являются ведущими для студентов-психологов.

4. Показать каким образом социометрический статус ребенка определяет уро­вень его тревожности.

Частой ошибкой студентов является подмена задач планом исследования. В этом случае задачи формулируются примерно так:

1. Изучить литературу по заявленной теме.

2. Подобрать соответствующие методики.

3. Сформировать выборку испытуемых.

4. Провести математическую обработку полученных данных.

5. Сделать выводы.

Это принципиально неверно. Здесь не только нет научной новиз­ны, но и не понятен сам ход мысли исследователя, нет связи с про­блемой исследования, объектом и предметом, выдвигаемыми гипоте­зами. Чаще всего это возникает при бездумном, механистическом подходе к подготовке курсовой работы, когда аналитический обзор подменяется компиляцией, в лучшем случае - рефератом, а иссле­довательская часть сводится исключительно к тестированию, кото­рое также проводится абы как, а потом полученные данные «подго­няются» под теорию. Делать так категорически не рекомендуется! Мало того, что при защите к вашей работе возникнут вопросы, на которые вы не сможете ответить, но и те практические рекоменда­ции, разработанные вами, введут в заблуждение людей, которые бу­дут их придерживаться.

Гипотеза - главный и самый важный методологический инстру­мент исследования.На ос­нове анализа научной проблемы и поставленной цели исследования формулируется исследовательский вопрос (или гипотеза). Исследова­тельский вопрос определяет, что предполагается изучить в процессе исследования. Он может быть также поставлен в виде научной гипо­тезы, которая формулируется как предполагаемое решение проблемы. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фалъсифицируемости (если в ходе исследования она опровергается) и верифицируемости (если в ходе исследования она подтверждается). Для того чтобы удовлетворять этим требованиям, она должна быть полностью рас­крыта в простых эмпирических гипотезах. Построение общей науч­ной гипотезы не является обязательным для исследования. Чтобы от­ветить на вопрос, поставленный в исследовании, эмпирической гипотезы (или двух-трех эмпирических гипотез) может быть вполне достаточно.

Гипотеза описывает результат, который исследователь ожидает получить. В сущности - это предсказание. Гипотеза должна быть ве­рифицируемой, то есть проверяемой (подтверждаемой). Поэтому по­нятия (конструкты), которые она использует, и соответствующие суж­дения предположительного характера должны быть достаточно четкими, конкретными и операционализируемыми. Необходимо оп­ределить экспериментальные и математико-статистические крите­рии, при которых исследователь может утверждать, подтвердилась ги­потеза или нет. Подтверждение гипотез основывается на фактах, аргументах и логических выводах.

Эмпирические (или экспериментальные) гипотезы подлежат про­верке путем сбора и обработки данных. Соответственно эксперимен­тальные (эмпирические) гипотезы описываются как характеристики определенных переменных и их связи. Эти переменные должны быть операционализированы, то есть сформулированы в терминах конк­ретной экспериментальной процедуры и измеряемых показателей. Всегда можно провести эксперимент (или исследование другого типа) по их непосредственной проверке.

Рассмотрим несколько принципов построения простых эмпири­ческих гипотез.

Эмпирическая гипотеза должна обозначить две переменные и тип отношений, ожидаемый между ними. Например, рассмотрим пере­менные «психомоторная координация» и «самооценка». Исследова­тель ожидает выявить высокую самооценку у людей с хорошей психо­моторной координацией и низкую самооценку среди тех, кто имеет худшую координацию. Гипотеза может быть сформулирована следую­щим образом: «Существует прямая связь между уровнем психомотор­ной координации и степенью самооценки». При этом слово «позитив­ная» может использоваться вместо слова «прямая» при сохранении смысла гипотезы.

Рассмотрим другой пример гипотезы: «Студенты различаются по уровню общей тревожности и по способности завязывать дружбу». Как видим, две переменные названы, но ожидаемое отношение между ними не формулируется. Улучшенная версия этой гипотезы может прояснить, что исследователь верит, что те, у кого выше общая тре­вожность, имеют меньшие способности завязывать дружбу: «У сту­дентов существует обратная зависимость между уровнем общей тре­вожности и способностью завязывать дружбу». Вместо слов «обратная зависимость» может использоваться слово «негативная» при сохране­нии смысла гипотезы.

Когда есть независимая переменная, назовите конкретную зависи­мую переменную. В некоторых исследованиях независимые перемен­ные представляют собой набор действий, совершаемых исследовате­лем. Результат, который из этого следует, является зависимой переменной. Цель такого исследования (эксперимента) заключается в определении влияния независимой переменной на зависимую пере­менную. В гипотезе в этом случае должна называться конкретная зави­симая переменная. В качестве примера рассмотрим следующую гипоте­зу: «Целенаправленное развитие пространственных представлений младших школьников является важным фактором успешного усвое­ния ими учебных знаний» В этом примере независимая переменная - целенаправленное развитие пространственных представлений. Одна­ко выражение «важным фактором» предполагает, что существует зави­симая переменная, которая не конкретизирована. Улучшенная версия гипотезы должна указывать, что в качестве зависимой переменной рассматриваются определенные показатели эффективности усвоения знаний. Например: «Учащиеся, принимающие участие в занятиях, направленных на развитие пространственных представлений, будут показывать более высокие результаты учебной деятельности по таким показателям, как.., чем учащиеся, не принимающие участие в таких занятиях». Цель экспериментов - определить эффект воздействия независимой переменной на зависимую. Поэтому недостаточно ска­зать «влияние» или «большее влияние».

Если связь переменных ожидается только среди определенной кате­гории людей, необходимо назвать эту категорию в гипотезе. В следую­щем примере «дошкольники» определены как категория, интересую­щая исследователя: «У детей дошкольного возраста существует прямая связь между уровнем психомоторной координации и степе­нью самооценки».

Эмпирическая гипотеза должна быть достаточно конкретной. Рассмотрим следующую гипотезу: «Существует прямая связь между компьютерной грамотностью администраторов и использованием ими компьютеров». Улучшенный вариант данной гипотезы может быть такой: «Среди администраторов существует прямая связь между объемом тренинга, который они имели в использовании компьюте­ров, и количеством административных задач, которые они выполня­ют с использованием компьютеров». Улучшенный вариант гипотезы конкретнее, чем первый. В нем указывается смысл терминов «компь­ютерная грамотность» (то есть тренинг в использовании компьюте­ров) и «использование компьютера» (то есть количество администра­тивных задач, которые выполняются с использованием компьютеров).

Эмпирическая гипотеза формулируется в одном предложении. В следующем примере это правило нарушено: «Социальная тревож­ность ухудшает показатели коммуникации у студентов на занятиях. В результате студенты с высокой тревожностью будут менее успеш­ны на этих занятиях». Скорректированный вариант гипотезы может быть такой: «Студенты с высоким уровнем социальной тревожности будут проявлять более низкие показатели коммуникации на занятиях, чем студенты с низким уровнем социальной тревожности».

Если в гипотезе делается сравнение, сравниваемые элементы должны быть названы. В сравнениях обычно используются такие термины, Как «больше», «меньше», «выше», «ниже». Следующий пример гипотезы неудачен: «Первоклассники с низкими учебными достижениями более зависимы от психологической поддержки взрослых». В данном примере сравнение не завершено, поэтому вынуждает читателя делать предположения о группе (или группах), с которой первоклассники с низкими учебными достижениями сравниваются. Улучшенные вари­анты гипотезы:

«Первоклассники с низкими учебными достижениями более зави­симы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся со сред­ними успехами»;

«Первоклассники с низкими учебными достижениями более зави­симы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся с высо­кими успехами»;

«Первоклассники с низкими учебными достижениями более зави­симы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся с высо­кими и средними успехами».

Данные варианты лучше, поскольку в них используется слово бо­лее. В приведенных выше примерах обратите внимание, что возможны разные варианты сравнений (Pyrczak , В r исе, 2005, р. 13).

Поскольку большинство гипотез имеет дело с поведением групп лю­дей, то использование множественного числа является обычно предпоч­тительным. Неудачный пример: «При уходе на пенсию муж или жена будут испытывать меньший стресс, когда он или она удовлетворены браком, чем когда он или она менее удовлетворены браком». В этом примере слова единственного числа (муж или жена) обозначают учас­тников исследования. Поскольку гипотеза будет проверяться с ис­пользованием групп мужей и жен, то более целесообразна улучшен­ная версия данной гипотезы: «Супруги, которые более удовлетворены браком, будут переживать меньший стресс при уходе на пенсию по сравнению с теми, кто менее удовлетворен браком».

Гипотеза должна содержать минимум слов или фраз, которые необ­ходимы для выражения смысла (и не должна содержать лишних слов). Сравним, например, две гипотезы:

1) «Те из учителей начальных классов, которые преподают в шко­лах, занимающихся по экспериментальной программе, имеют более высокую самооценку, чем те, кто преподает в начальной школе, занимающейся по традиционной программе»

2) «Учителя начальной школы, преподающие по эксперимен­тальной программе, имеют более высокую самооценку по срав­нению с теми, кто преподает по традиционной программе».

Как видим, второй пример формулировки гипотезы короче, одна­ко его смысл достаточно ясен.

Гипотеза обычно называет переменные в том порядке, в каком они проявляются или измеряются. Неудачный пример гипотезы: «Более высокая общая тревожность будет наблюдаться среди взрослых лю­дей, которые испытали более длительные периоды сенсорной депривации». Улучшенный вариант гипотезы может быть сформулирован следующим образом: «Взрослые люди, испытавшие длительные пери­оды сенсорной депривации, будут проявлять более высокую общую тревожность по сравнению с теми, кто испытал меньшую депривацию».

Избегайте в гипотезах использования слов «значимый» или «значи­мость». Термины «значимый» и «значимость», как правило, указыва­ют на значимость статистического критерия. Поскольку большинство эмпирических исследований используют такие критерии, упомина­ние их в гипотезах излишне. Компетентные читатели обычно предпо­лагают, что вопрос о статистической значимости будет рассматривать­ся в разделе, где будут представлены количественные результаты исследования.

Необходимо \избегать в гипотезе использования слова «доказывает». Эмпири­ческое исследование не доказывает результаты по следующим трем причина. Во-первых, эмпирическое исследование обычно основывается на определенных выборках из изучаемой по­пуляции, и потому не исключено, что ни одна выборка не является полностью репрезентативной для соответствующей популяции. Во-вторых, нельзя исключить, что ни один тест или измерительная про­цедура не является совершенно валидными и надежными. И, наконец, нельзя исключать, что в исследовании в той или иной форме прояви­лась непреднамеренная необъективность (исследователя или участ­ников). Эта необъективность может иметь различные источники. На­пример, тестирование в контрольной группе случайно проходило в более шумной обстановке, чем в экспериментальной группе. Или по­мощник исследователя непреднамеренно внушил определенные отве­ты респондентам в опроснике по изучению мнений. Таким образом, исследователи не должны наивно полагать, что они доказывают что-то эмпирическими исследовательскими методами. Наоборот, они должны признать, что они собирают данные, которые дают только определенную степень уверенности относительно выводов. Чем боль­ше исследователь сделал для уменьшения ошибок, тем больше может быть его уверенность в том, что полученные результаты обоснованны. Исследовательская гипотеза должна предполагать наличие опреде­ленных отношений между переменными, а не между показателями со­ответствующих измерительных шкал. Показатели, полученные с помощью тестов, опросников, наблюдений или экспериментальных процедур, являются всего лишь показателями соответствующих пере­менных. Это значит, что, используя другие адекватные из­мерительные процедуры, исследователь получит такие же отношения между данными переменными. Научно-психологическое исследова­ние изучает отношения между переменными, а не между количествен­ными показателями. Соответственно должны формулироваться и ги­потезы. Неправильно сформулировать гипотезу так: «Чем больше показатели самооценки по методике «Лесенка» у мальчиков 4 класса, тем больше их показатели агрессивности по тесту фрустрационных реакций». Правильно сформулировать гипотезу так: «Чем выше само­оценка мальчиков 4 класса, тем выше их агрессивность».

В гипотезе следует избегать точных статистических предсказаний. Точ­ные статистические предсказания редко могут быть обоснованы. К тому же их почти невозможно подтвердить. Поэтому нецелесообразно указывать на точное процентное соотношение изучаемых показате­лей в сравниваемых выборках или на уровень значимости статисти­ческого вывода, ожидаемый исследователем при использовании опре­деленного критерия.

Эмпирические гипотезы могут быть четырех типов: А) гипотезы о наличии явления; Б) гипотезы о наличии связи между явлениями; В) гипотезы о наличии причинной связи между явлениями; Г) гипотезы о наличии различий в явлениях. Классификация, включающая первые три типа, была предложена В.Н. Дружининым (2001). Я считаю, что достаточно характерными для эмпирических исследований являются также гипотезы типа (Г).

Проверка гипотез типа А заключается в выявлении факта суще­ствования определенного психического явления, свойства или при­знака. Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия, есть ли феномен «сдвига к риску» при групповом приня­тии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах.

Гипотезы типа Б - о связях между явлениями. К таким предполо­жениям относится, например, гипотеза о зависимости между интел­лектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты более склонны к риску, а интроверты более осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще на­зывают корреляционным исследованием. Их результатом является ус­тановление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой.

Гипотезы типа В - о причинно-следственных связях. В экспери­ментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависи­мая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных переменных.

Гипотезы типа Г - гипотезы о различиях (количественных или качественных) в проявлении определенного признака (или психичес­кого явления) у людей определенной категории.

Рассмотренные типы гипотез могут использоваться как основа для формулирования исследовательских гипотез. Формулировке ги­потез может помочь также знакомство с типологией Р. Готтсданкера.

Он выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:

Контргипотеза - экспериментальная гипотеза, альтернатив­ная основному предположению. Возникает автоматически;

Конкурирующая экспериментальная гипотеза - эксперимен­тальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую. Проверяется только в лабораторном эксперименте;

Точная экспериментальная гипотеза - предположение об от­ношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте. Проверка требует выделения независи­мой переменной и «очищения» ее условий;

Экспериментальная гипотеза о максимальной (или минималь­ной) величине - предположение о том, при каком уровне независи­мой переменной зависимая принимает максимальное (или минималь­ное) значение. «Негативный» процесс, основанный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную, при достижении определенного (высоко­го) уровня независимой переменной становится сильнее «позитивно­го». Проверяется только в многоуровневом эксперименте;

Экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорцио­нальных отношениях - точное предположение о характере постепен­ного (количественного) изменения зависимой переменной с посте­пенным (количественным) изменением независимой. Проверяется в многоуровневом эксперименте;

Экспериментальная гипотеза с одним отношением - предпо­ложение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной;

Комбинированная экспериментальная гипотеза - предполо­жение об отношении между определенным сочетанием (комбинаци­ей) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной - с другой. Проверяется только в фактор­ном эксперименте (Готтсданкер, 1982).

В исследовании может быть несколько гипотез. В этом случае они формулируются в том порядке, в котором проверялись. Их можно включить в одно предложение, если оно при этом остается достаточ­но лаконичным и ясно выражает их смысл, или сформулировать в от­дельных предложениях. При этом целесообразно их (гипотезы) обо­значить цифрами или буквами.

Гипотеза может указывать направление связи между переменны­ми, а может и не указывать на характер этой связи. Однако гипотезы, указывающие направление и характер связи между переменными, бо­лее типичны, поскольку автор обычно имеет определенное мнение на этот счет.

Если исследователь не знает, какого характера связи между пе­ременными можно ожидать, то имеет смысл вместо гипотезы сфор­мулировать цель или вопрос, который ставится в исследовании. Пред­положим, что мы не имеем никаких научных оснований предполагать, кто более агрессивен в определенных жизненных ситуациях: мужчи­ны или женщины. Однако предполагаем, что определенные различия существуют. В этом случае можно сформулировать ненаправленную гипотезу: «Существуют различия в степени проявления агрессивнос­ти у мужчин и женщин» или цель: «Выявить различия в степени агрес­сивности у мужчин и женщин». Можно также сформулировать иссле­довательский вопрос: «Существуют ли различия в степени проявления агрессивности у мужчин и женщин?»

Если проводится исследование, основанное не на количественных измерениях, а на качественных описаниях, то формулировка цели иссле­дования или исследовательского вопроса также более целесообразна, чем формулировка гипотезы. Например, вопрос о различиях в агрессив­ности мужчин и женщин, возможно, касается не столько степени их агрессивности, сколько форм и сфер проявления агрессии. В таком случае более целесообразно не количественное исследование, а каче­ственное описание соответствующих форм поведения. В этом случае исследовательский вопрос может быть такой: «Каковы различия в проявлениях агрессии у мужчин и женщин?»

с помощью гипотезы добывается новое знание, формулируются новые идеи.

Гипотеза - это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто Гипотеза - утверждение о предполагаемой связи между двумя или более пере­менными В психо­логическом исследовании гипотеза - это обоснованное предположе­ние о структуре психологических объектов, характере связи между изучаемыми психологическими явлениями и возможных подходах к решению психологических проблем Гипотеза - это всегда допу­щение, предсказание или предположение, истинность или ложность которой еще предстоит проверить с помощью опыта. Гипотеза - это мостик между уже имеющимися фактами и теми, которые еще пред­стоит получить, известным и неизвестным.

Гипотеза не рождается на пустом месте. Ей нередко предшествуют догадки, которые еще нельзя назвать гипотезой, если они не содер­жат в себе логического обоснования, опирающегося на уже доказан­ные факты, положения или законы.

Формулируется гипотеза на основе проблемы.

Хорошо сформулированная гипотеза должна отвечать как мини­мум, трем основным требованиям:

1) она должна быть адекватной поставленному вопросу или про­блеме;

2) должна учитывать уже имеющиеся знания и не противоречить ранее установленным научным фактам;

3) она должна быть доступна для проверки.

Кроме того, гипотеза должна быть

Сформулирована корректно (т.е. изначально не может быть оце­нена как истинная или ложная, поскольку она является всего лишь проблемным утверждением относительно предмета исследования);

Отличаться простотой (не должна содержать в себе различного рода ограничений, допущений или условий);

- не быть тривиальной (т.е. не сводиться к банальностям, трюиз­мам или само собой разумеющимся фактам) типа: «Стиль родительс­кого воспитания влияет на формирование характера подростка», «Удовлетворенность браком меняется в зависимости от стадии семей­ного цикла» и др.

Гипотеза может быть общей, частной и единичной.

Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о при­чинах, законах, взаимосвязях общественных явлений, объяснение за­кономерностей психической деятельности человека. Формулирование общей гипотезы по предмету исследования происходит на основе предварительного анализа объекта.

Например, в работе В.Г.Доброхлеб «Социально-психологическая неудовлетво­ренность старшего поколения как результат экономической стратификации» выдвинута гипотеза о том, что социальная неудовлетворенность обусловлена рассогласованностью соци­альных притязаний и имеющихся ресурсов старшего поколения.

Частная гипотеза рассматривает части объектов, а единичная - предположения относительно отдельных фактов.

Пример частной гипотезы из курсовой работы студентки, изучающей учебную мотивацию учащихся профессионального лицея с дневной и вечерней формой обу­чения: «На мотивацию обучения оказывают влияние социальные ожидания, свя­занные с получением профессии: испытуемые с вечерней формой обучения, уже имеющие определенный опыт работы на предприятии, в большей степени мотиви­рованы на учебу, по сравнению с учащимися-дневниками, которым еще предстоит трудоустройство».

Различают два основных вида гипотез: описательные и объясни­тельные.

Описательные гипотезы используются в корреляционных ис­следованиях и направлены на изучение структуры изучаемого объекта (предположение о характере связей в нем, о типичном на­боре факторов) и его функций (предположение о тесноте связей).

Пример общей описательной гипотезы из дипломной работы, посвящен­ной изучению тендерных факторов при алкоголизме у женщин: «Фактор маскулинности более жестко связан с параметрами агрессивного поведения у женщин, чем фемининность».

Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, характеризуют условия, при которых реализуются следствия, вытекающие из опре­деленных причин.

Пример частной объяснительной гипотезы: «Предполагается, что родительское отношение по типу «авторитарной гиперсоциализации» у детей-инвалидов, стра­дающих ДЦП, приводит к формированию у них «синдрома выученной беспо­мощности».

Выделяют следующие этапы в построении и развитии гипотезы:

1) выделение группы фактов, которые не укладываются в пре­жние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипоте­зой;

2) формулирование гипотезы, объясняющей данные факты;

3) выделение из данной гипотезы всех вытекающих из нее след­ствий;

4) сопоставление выделенных из гипотезы следствий с имеющи­мися наблюдениями, результатами экспериментов, научными зако­нами;

5) превращение гипотезы в научное знание или теорию, если под­тверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречий с ранее известными законами науки.

Гипотезы проверяются как с помощью активного эксперимента, так и путем нахождения корреляций между величинами, связь меж­ду которыми представляет научный интерес.

Лингвистически гипотезы включают следующие слова и обороты: «Предпо­лагается, что...», «Если..., то...», «По-видимому, следует ожи­дать...», «Вероятно,...», «Проверяется утверждение о...», «Следует ожидать...» и т. п.

Прежде чем приступить к какому-либо виду научной работы, нужно определиться с тем, что представляют собой объект и предмет исследования. Понятия эти некоторым образом взаимосвязаны и открывают общее направление дальнейшего поиска.

Любой вид научной или учебной деятельности, будь то просто курсовая работа или научная статья, социологические или маркетинговые исследования, предполагает описание этих элементов. Без определения того, что составляет объект и предмет исследования, претендовать на основательность проведённой работы вряд ли стоит.

Введение

В этом разделе предполагается обязанность автора сформировать общее представление о том, что представляют собой рассматриваемые понятия. Для этого он должен сначала познакомиться с одноимённой составляющей, которая предваряет любое серьёзное исследование или научную работу.

Теперь все по порядку.

Что же собой представляет объект исследования?

В общем виде это то, что предполагается изучать. В качестве объекта может выступать что угодно: предметы материального мира, процессы, явления, различные феномены, и даже просто слова. Все зависит от того, какую цель ставит перед собой исследователь, и что именно он намерен рассматривать в процессе познания окружающей нас реальности.

Вторая составляющая (то есть предмет) позволяет конкретизировать объект и выяснить, какая из его сторон подлежит изучению. Иными словами, он помогает уточнить, что именно интересует исследователя в той или иной выбранной сфере. Здесь следует помнить о том, что предмет всегда находится в рамках объекта и призван отражать какое-либо его качество или сторону. Это могут быть свойства, признаки, отношения, какие-либо аспекты или новые условия существования.

Роль и значение введения

Говоря об исследованиях, проводимых студентами в ходе учебного процесса, таких как курсовая, дипломная или магистерская, следует вспомнить, что все они начинаются с введения. Именно в нём содержится упоминание о том, что является объектом и предметом той или иной работы. Как правило, введение предваряет пояснительную записку. Оно знакомит читателя с тем, что именно рассматривается в работе, какие стороны изучаются, и как проводится исследование.

Введение имеет чёткую структуру, и все его элементы взаимосвязаны. Например, исходя из темы, формулируется цель работы. За ней следуют задания, которые формируются на основании плана, раскрывающего суть изучаемой проблемы. Также представлены здесь объект и предмет исследования. Они, как уже было сказано, находятся в тесной взаимосвязи и на основе этого должны определяться. Опираясь на тему, автор формулирует объект, на основании которого, конкретизируя, представляет предмет.

Философские истоки

Для того чтобы четко уяснить себе суть рассматриваемых понятий, нужно обратиться к науке, которая может сформировать о них целостное представление, а также раскроет форму их взаимосвязи. Речь идёт о философии, которая позволяет проанализировать объект и предмет исследования, исходя из категорий единичного и общего.

Известно, что любая вещь, процесс или явление имеет ряд характерных, присущих только ему особенностей. Например, деревья берёза, сосна, тополь или дуб имеют свои особенные, индивидуальные качества. Это и есть единичное, или частное. Но вместе с тем любое отдельное входит в состав чего-то общего. И дуб, и берёза, и сосна, и тополь - все они имеют общие качества, что позволяет объединить их одним понятием «деревья». То есть всё, что существует в этом мире, кроме своих индивидуальных признаков, вместе с тем обладает также характеристиками, присущими и другим предметам, процессам, явлениям или индивидам. Это позволяет их объединять в группы и выделять общие качества.

Объект и предмет как общее и частное

Все вышесказанное в полной мере относится к исследуемым понятиям. Соотношение между ними наиболее ярко выражается посредством философских категорий «единичное» и «общее». Или, иными словами, объект и предмет, и соотносятся они как общее и частное. Первый отображает свойства, присущие некоторой совокупности. Поэтому, для того чтобы определить объект, нужно путём обобщения выяснить, к какой группе или классу материальных предметов, явлений, процессов относится то, что подлежит изучению. Это позволит правильно описать его.

Сформулировать предмет проще, ведь он находится в рамках объекта и, как правило, содержится в названии темы исследования. Здесь уже определяются индивидуальные, частные характеристики или стороны явления, процесса и т. д. Иными словами, происходит конкретизация объекта - выяснение того, какая именно из его сторон (или которое из свойств) интересует исследователя. В качестве предмета может выступать как один, так и несколько аспектов - углов зрения, под которыми изучается тот или иной объект.

Функциональный аспект

Дополнить постижение изучаемых понятий может рассмотрение того, как они реализуют себя в познавательном процессе. Объект и предмет выполняют здесь разные функции. Первый фиксирует сам факт существования исследуемого явления или процесса, законов его развития, свойств и взаимосвязей. Второй определяет рамки, в которых изучается объект. Последний направлен на то, чтобы как можно более полно отразить существенные стороны, рассматривая их с разных точек зрения. Детальное и многогранное отражение объективных сторон в знании формирует глубину его научного содержания. В задачи предмета входит фиксирование тех законов, свойств и связей, которые уже присутствуют в науке и сформированы в виде логических форм.

Социологические исследования

Наиболее яркое представление о рассматриваемых понятиях можно получить, опираясь на примеры различных наук.

Так, объект и предмет социологического исследования приводятся в его программе. Она также содержит и ряд других элементов. Первым в программе определяется объект. В социологии им является общество как некоторая структура, состоящая из множества элементов. Все они упорядочены и находятся в строгой взаимосвязи. Эта система представляет собой единое целое.

Здесь следует вспомнить о том, что общество выступает объектом исследования и других наук: философии, истории, психологии, политологии. То есть изучается оно с разных сторон и конкретизируется с помощью предмета исследования, в качестве которого в социологии выступают связи, отношения и свойства, имеющие социальный характер. Лучше это проследить на примере. Если целью исследования является определение причин низкой успеваемости в начальных классах школы, то объектом здесь будет часть общества, социальная группа, включающая учеников 1-3 классов. В рамках этой совокупности и будет находиться предмет. В этом случае он опирается на установление связи между педагогическим и методическим мастерством учителя, эффективностью всей системы начального школьного образования в целом.

Как правильно сформулировать объект и предмет

И напоследок несколько рекомендаций о том, как лучше представить объект и предмет исследования в своей работе. В качестве примера приведём такую дисциплину, как макроэкономика. Объектом её исследования выступает экономика, рассматриваемая как единое целое. Исходя из этого, предметом исследования макроэкономики является изучение таких явлений и процессов, которые имеют отношение ко всем её отраслям. Здесь она функционирует как единый организм и характеризуется показателями подъёма, спада, безработицы или инфляции.

Если автору предстоит курсовая работа, то сразу нужно постараться для себя определить, насколько узкой или широкой является тема. В первом случае объект выбрать просто, а во втором - сложнее, хотя, все зависит от творческих способностей.

Например, тема звучит так: «Формы самостоятельной работы при изучении правоведения». Здесь объект очевиден. Им будет выступать самостоятельная работа учащихся. С предметом ещё проще. Он будет конкретизироваться за счёт второй части темы. Итак, предмет - формы самостоятельной работы учащихся, которые используются при изучении правоведения.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»