Как стимулировать ребенка учиться лучше. Как заставить ребенка хорошо учиться? Полезный видео-ролик о способах мотивации ребенка к занятиям

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Что такое счастье? Каждый человек хочет быть счастливым, успешным, здоровым и красивым. Но зачастую счастье – это не большая ответственность, сотни подчиненных и внушительная зарплата. Счастье – это возможность заниматься любимым делом, наслаждаться им изо дня в день и получать от этого доход. Для чего мы живем, если человек вынужден каждый день идти на нелюбимую работу, терпеливо ожидая конца рабочего дня? Зачем нужна учеба, если она скучная, сложная и непонятная, если там нет друзей, а учительница слишком строга? Для чего такое времяпровождение? Сегодня мы поговорим о мотивации для ребенка. Ходить в школу нужно, это бесспорно. Но как сделать этот процесс легким и интересным? Как увлечь ребенка, чтобы он ходил в школу с удовольствием и с радостью получал новые знания?

Как привить ребенку любовь к учебе

Современные родители с самого рождения стараются сделать из ребенка всесторонне развитую личность. С младенчества таскают по развивающим центрам, с трех лет отдают в спортивные секции, занимаются языками и творчеством. Одно дело, когда ребенку нравится что-то одно. И другое, когда малыш похож на загнанную лошадь, ему некогда просто поскучать, погулять на улице, побездельничать. Зато мама чувствует себя прекрасно – она делает из ребенка успешного человека. Но зачастую дети быстро перегорают, не хотят ничем заниматься, даже школьные уроки им больше неинтересны. Чтобы учеба была в радость, нужно знать несколько мотивационных аспектов, которые следует применять регулярно.

Используйте знания
Дайте ребенку воспользоваться тем, что он уже изучил. Ведь кому может понравиться скучная теория? Если малыш уже знает счет, позвольте ему сосчитать стоимость купленных товаров в магазине. Проводите физические и химические опыты на бытовом уровне. Самое интересное – это пользоваться языком. Если у вас есть возможность встретиться с незнакомым носителем языка – не упускайте ее, обязательно поговорите с ним. Это может быть пассажир на соседнем кресле в самолете, иностранец на площади — кто угодно. Главное, чтобы человек был настроен позитивно.

Учитесь учиться
Процесс получения информации тоже немаловажен. Если ребенок получает все в готовом виде, обучение становится скучным и неинтересным. Иногда ребенок просит маму или папу объяснить что-то, что родители и сами уже не помнят. В таких случаях не нужно стесняться говорить малышу, что вы этого не знаете или не помните. Это совсем не стыдно. Стыдно не стремиться к знаниям. Обязательно поищите интересующую вас тему в интернете, попробуйте найти информацию в книгах, встретьтесь с компетентными людьми, наконец. Научите ребенка искать нужную информацию и стремиться к знаниям, ведь это так интересно.

Пример
Иногда мотивацией для ребенка может стать удачный пример. Посмотрите вокруг или даже на себя. Покажите малышу, что люди становятся успешными и богатыми не потому, что деньги достались от родителей или выигрались в лотерею (хотя такое тоже бывает). Зачастую успех – это труд, сообразительность, упорство и смекалка. Объясните ребенку, что он должен учиться и всесторонне развиваться, если хочет чего-то добиться в будущем. Обязательно покажите и обратный пример – тот, кто не учился, не получил никакого образования, вынужден работать за малую плату, потому что человек не умеет делать чего-то уникального.

Главное не оценки, а знания!

Ожидание пятерок — это одна из самых распространенных ошибок родителей. Вечером каждого дня они спрашивают, какие оценки ребенок получил в школе. Но на самом деле важно спросить, чему малыш сегодня научился в школе, о чем новом узнал, с чем познакомился. Не вынуждайте ребенка учиться на одни пятерки – это еще одна большая ошибка. Не может человек быть асом и в гуманитарных и в точных науках. Главное ведь не цифры в дневнике, а возможность выбрать направление в жизни. Будущему филологу совсем не понадобятся логарифмы, а инженеру необязательно знать о тонкостях почкования. Мы не говорим вам о том, что ребенок должен забросить половину неинтересных предметов. Просто не требуйте быть идеальным во всех сферах, иначе у него разовьется синдром отличника, когда ребенок очень остро переживает малейшую неудачу, болезненно относится к критике, когда он только выполняет поставленные задачи, но не может сформировать их самостоятельно.

Будьте в курсе событий
Иногда ребенок не хочет ходить в школу, и на это есть веские причины. Возможно, он не нашел общего языка с учительницей, может быть его обижают сверстники или он по каким-либо причинам опозорился перед одноклассниками. Именно поэтому нужно всегда быть в курсе того, что происходит у ребенка в школе. Для этого обязательно регулярно общайтесь с классным руководителем, узнавайте, с кем дружит и общается ваше чадо. Но важнее всего выстроить доверительные отношения с самим ребенком, не запугивать и не ругать его, когда он что-то рассказывает. И тогда вы будете первыми узнавать обо всех событиях и проблемах в школе, вплоть до романтических чувств к представителям противоположного пола. Это позволит вам быстро реагировать на проблемы, а не дожидаться, когда преследования сверстников превратятся в полное нежелание ходить в школу.

Структурируйте задачи
Иногда ребенок не хочет учиться, просто из-за того, что ему все кажется сложным и невыполнимым. Научите его преодолевать эти сложности, для этого нужно структурировать поставленные задачи. Задали написать реферат по музыке? Сначала нужно найти интересную тему, почитать о ней в интернете, найти в библиотеке бумажную книгу и взять информацию оттуда. Возможно, у вас есть соседка, которая работала в консерватории, она не откажется дополнить реферат интересными фактами. Это только кажется, что сложно, но если разложить большую задачу на маленькие задания, выполнение домашней работы не представляет собой особой проблемы.

Не учитесь за ребенка
Если мама до средних классов продолжает помогать ребенку делать домашнее задание, у него не остается чувства ответственности за свои поступки и действия. Ребенок должен понимать, что в семье каждый выполняет свою часть обязанностей. Мама и папа работают, младшие дети ходят в детский сад, бабушка готовит еду и т.д. А его работа – это ходить в школу и получать знания. Когда ребенок сможет сам нести ответственность за домашнее задание, он научится распределять свое время, будет быстрее справляться с поставленными задачами. Безусловно, нужно помогать ребенку с тем, что у него не получается, но контролировать процесс полностью не стоит.

Поощряйте ребенка
Согласитесь, что на двойку вы реагируете гораздо более бурно, чем на пятерки и четверки, которые ребенок приносит из школы ежедневно. Просто потому, что вы привыкли к этому. Обязательно хвалите свое чадо, какого бы возраста он ни был. Скажите, что в этот раз контрольная удалась ему лучше, отметьте похвалу учителя, расскажите об успехах всем домашним. Это только кажется, что хорошие отметки должны быть в порядке вещей. Но на самом деле, ребенок очень чувствителен к поощрениям.

Не сравнивайте
Ни в коем случае, никогда не сравнивайте ребенка с его одноклассниками, старшими братьями и сестрами. Так вы не только сеете враждебность, но и взращиваете у него комплекс неполноценности. Не говорите, что у соседа по парте сочинение оказалось лучше. Просто спросите у своего сына, что помешало ему написать сочинение так хорошо, как он обычно это делает.

Развивайте свое чадо
Это не значит, что ребенка нужно отдать в первый попавшийся кружок, который находится рядом с домом. Наверняка, малышу нравится какой-то предмет, будь то музыка, химия или математика. Вот тут-то и должны применяться ваши родительские обязанности. Нравится ребенку музыка – отведите его в музыкальную школу, помогите выбрать инструмент, найдите хорошего учителя. Если ребенок увлечен химией, можно купить ему энциклопедию и маленькую детскую лабораторию со специальными реагентами – благо сейчас все это есть в доступной продаже. Математика очень пригодится в конструировании – отведите ребенка в кружок «Юный техник». Обязательно следите за малышом и его увлечениями, развивайте его по интересам.

Биографии

Еще одна прекрасная мотивация – прочесть биографии успешных людей в той сфере, которая привлекает ребенка. Если ему нравится русский язык, обязательно прочтите биографии известных писателей и журналистов, поговорите с ребенком о достижениях этого человека.

Закон социальной психологии гласит – ребенок тянется за своим окружением, не хочет отставать от уровня детей, находящихся рядом. Поэтому очень важно выбирать коллектив, где будет находиться малыш. Мотивация к учебе – это постоянная и ежедневная задача родителей, которые должны с пониманием, любовью и терпением относиться к ребенку, отвечать на его вопросы, вовремя поддерживать его. И тогда обучение будет легким и интересным. А наказаниями, придирками и угрозами ничего не добиться – помните об этом.

Современный мир полон информации, любому специалисту необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться, если он хочет оставаться профессионалом в своем деле. Поэтому очень важно мотивировать ребенка не запоминать школьную программу, а уметь вовремя найти нужную информацию, воспользоваться ею, быстро осваивать новые инструменты для работы. И тогда он вырастет успешным и конкурентоспособным специалистом, который постоянно двигается вперед.

Видео: как мотивировать ребенка учиться

Любая мотивация в отношении учебы, как и постоянная поддержка во всех трудностях, встречаемых на пути образования, является неотъемлемой составляющей формирования психологического комфорта ребенка. Психологи советуют родителями продумать грамотную стратегию поведения с малышом, придерживаться которой необходимо всем членам семьи.

Сделать это можно, обладая знаниями о видах мотивации, а также способах стимулирования ребенка к занятиям спортом, музыкой, уроками или изучению английского языка.

Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога зачастую предлагают целый спектр вариантов воздействия) необходимо решать, опираясь на первоначальные причины возникновения у него нежелания получать новые знания.

Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога родителям подскажут, как вести себя в этой непростой ситуации

Наиболее частыми обстоятельствами, имеющими существенное влияние на потерю интереса к учебе, являются:

Причины нежелания учиться На что обратить внимание родителям в первую очередь для исправления ситуации
Чрезмерный стресс, эмоциональное или физическое переутомление Пересмотреть распорядок дня ребенка и, обсудив с ним, отказаться, например, от посещения одной из дополнительных секций.
Обострение заболеваний или спонтанное возникновение физического дискомфорта (головные боли, вздутие живота и так далее), связанного с переполняющим ребенка волнением в преддверие посещения учебного заведения Поговорить со школьником, внимательно его выслушать и выявить, что конкретно заставляет возникать мысли о нежелании посещать конкретное учебное заведение.
Негативное восприятие учителя (конфликты, излишняя строгость, грубость, требовательность со стороны педагога) Уточнив обстоятельства, вынуждающие ребенка бояться педагога, обсудить с учителем его способы мотивации подрастающего поколения
Ссоры или недопонимания с одноклассниками или детьми других возрастов, также посещающими данное учебное заведение Совместно с ребенком проработать несколько возможных вариантов выхода из конфликтных ситуаций, которые он сможет проявить на практике в своей школьной жизни
Отсутствие поощрения за успехи со стороны родителей Обращать внимание на заслуги и старания школьника, пусть даже недостаточные для получения отличной оценки от педагога
Страхи, связанные с неумением ребенка находится в коллективе и искать точки соприкосновения со сверстниками Помочь ребенку найти общие интересы со своими одноклассниками, предложив ему, например, сходить в кинотеатр на фильм, который обсуждается сейчас молодежью
Сложности в обучении, в частности недостаточное количество знаний у конкретного ребенка, необходимых для того, чтобы справиться с простейшими заданиями Самостоятельно попытаться подтянуть ребенка, заполнив пробелы в знаниях соответствующей информацией. В случае отсутствия возможности у родителей своими силами помочь ученику, необходимо обратиться к услугам репетитора
Отсутствие заинтересованности в отдельном предмете или нежелание тратить время на обучение, которое можно потратить на развлечения Привести аргументы, способные доказать ребенку конкретного возраста важность саморазвития для его дальнейшей жизни. Например, связать необходимость изучения конкретного предмета с получением соответствующего высшего образования по окончанию школы
Неготовность к посещению образовательного учреждения, в частности его психологическая составляющая Как можно чаще в разговорах с ребенком положительно отзываться о его учебном заведении, акцентируя внимание на моментах, считающимися достоинствами школы для ученика конкретного возраста
Непонимание причин своего нахождения в стенах учебного заведения Помочь подрастающему человеку грамотно расставить приоритеты, направив его к финальному выводу о необходимости посещать школу для достижения поставленных жизненных целей

Выяснив обстоятельства, родителям после консультации с психологом необходимо как можно скорее приступить к исправлению ситуации. В противном случае ребенок может замкнуться в себе , навсегда оборвав связующую нить с потерявшими в его глазах авторитет мамой и папой.

Нужно ли заставлять ребенка учиться

Мотивировать ребенка к учебе не значит насильно заставлять выполнять требования взрослых. Психологи в своих советах о том, как стимулировать желание малыша получать новые знания, рекомендуют родителям не давить на него, а постараться понять и дать уверенность в том, что его чувства уважают.

Отсутствие необходимости насилия над собственным ребенком, проявляющееся в том, что его заставляют быть прилежным учеником, должно быть обусловлено пониманием родителей обстоятельств современного мира. Некоторые школьные знания не просто не приносят пользы, но и зачастую забываются ученикам с течением времени.

Но знания, обуславливающие понятие грамотности, должны быть заучены каждым учеником, вне зависимости от его желания. Чтобы базовая информация усваивалась легче, преподавателям следует разнообразить образовательную программу , а родителям проявить большое терпение и сопереживание своему ребенку.

Какой бывает мотивация

Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога по данному вопросу можно найти в свободном доступе в Интернете) должны решать родители, используя свои знания о существующих типах мотивации. Они варьируются в зависимости от особенностей темперамента малыша.

Характер детей можно разбить на группы:

  • Первооткрыватель . Такие дети стремятся исследовать что-то новое, при чем для них важно, чтобы эта информация способствовала складыванию их общего представления о том, как устроен мир. Аргументом, подталкивающим таких людей к действию, может стать мысль о том, что конкретная теорема до сих пор не доказана, или обсуждаемая в классе тема по настоящее время оспаривается учеными с различными точками зрения.
  • Практик . Важно понимать цель приобретения тех или иных знаний. Им необходимо постоянно объяснять, как на практике им сможет пригодиться в дальнейшем учеба.
  • Безусловный победитель . Важно быть первыми во всем. Невозможность быть лучшим в какой-либо сфере провоцирует у них возникновение апатии и нежелания пробовать свои силы в дальнейшем. Для мотивации необходимо акцентировать их внимание на том, что, только преодолев сложности в учебе, им удастся получить признание со стороны одноклассников и стать лучшим среди сверстников.
  • Командный игрок . Стимулирует совместная работа с другими людьми. Видя, что он приносит пользу окружающим, ребенок с таким темпераментом воодушевляется и преумножает свое желание к получению новых знаний. Их может смотивировать понимание того, что они являются примером для своих сверстников , которые повторяя за ним, начинают меняться к лучшему.
  • Любитель вызовов . Побуждает к действию осознание того, что им был брошен вызов. Постоянное стремление испытать свои способности может использоваться родителями такого малыша в качестве побуждения к учебе или любому другому виду деятельности.

Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога могут быть полезны при изучении родителями данного вопроса) — вопрос, возникающий перед молодыми мамами и папами в воспитании своего малыша.

Для того чтобы маленький член семьи рос в комфортных психологических условиях, специалисты советуют:

  • не заставлять ребенка беспрекословно выполнять указания;
  • в случае отказа в какой-либо просьбе, объяснять подрастающему человеку свою позицию;
  • разговаривать как можно больше со своим сыном или дочерью;
  • серьезно относится к детским проблемам;
  • не высмеивать неудачи ребенка;
  • не обсуждать в негативном ключе способности школьника с другими людьми;
  • искать общие интересы со своим ребенком;
  • всегда выполнять данные ранее обещания, не давая повода усомниться в себе;
  • искренне интересоваться рутинными событиями, произошедшими в жизни сына или дочери;
  • выделить ребенку личное пространство и ежедневно давать время на занятия, которые ему нравятся;
  • ограничить время, проводимое подрастающим человеком перед экраном компьютера или телевизора, заменив его на совместные прогулки или, как вариант, семейные игры.

Родителям нужно прислушиваться и, по возможности, выполнять просьбы ребенка, кажущиеся на первый взгляд незначительными.

Советы психолога как заинтересовать ребенка учебой

Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога родителям различаются в зависимости от особенностей темперамента малыша и второстепенных обстоятельств) родителям следует решать, изучив рекомендации специалистов по данному вопросу.

Квалифицированные психологи, работающие с детьми, настоятельно советуют мамам и папам:

  • предоставлять малышу максимум возможностей для самостоятельного знакомства с миром , поддерживать его в начинаниях, а также не препятствовать изучению ненужного, по мнению родителей, предмета;
  • провоцировать возникновение интереса к различным родам деятельности, посещая мероприятия не только в рамках учебного заведения, но и вне его стен;
  • учить подрастающее поколение грамотно организовывать собственное время, уделяя должное время отдыху, во избежание физического и морального перегруза ученика;
  • ставить перед школьником мини-цели, достижение которых не потребует от маленького человека много усилий, а их достижение воодушевит его на покорение новых высот;
  • поощрять и хвалить ребенка, видя его старания, пусть даже недостаточные для достижения поставленной цели;
  • помочь своему малышу свыкнуться с мыслью о личной ответственности за получение результата;
  • своим примером демонстрировать тягу к новым знаниям , а также положительное отношение к посещаемому учеником учебному заведению;
  • выполнять домашние задания в форме игры, искусственно зарождая таким образом интерес ребенка к учебе;
  • объяснить, насколько крепка взаимосвязь между интересами школьника и необходимостью изучать конкретный пример.

например: при имеющемся желании ребенка в будущем работать архитектором, важно на отлично знать азы геометрии, черчения, алгебры.

Способы мотивировать ребенка заниматься музыкой

Психологи категорически не рекомендуют родителям воплощать в своих детях личные несбывшиеся планы на жизнь. Например, не стоит заставлять ребенка заниматься музыкой, если ему это неинтересно, но мама в детстве мечтала стать профессиональной скрипачкой.

Сюжет, в котором объясняются причины нежелания ребенка продолжать занятия музыкой, и даются советы, что делать в таких случаях:

Бывает и так, что отказ от занятий своим хобби является временным и может быть расценен как своего рода протест. В таком случае родителям необходимо приложить максимум усилий, чтобы мотивировать своего малыша продолжать начатое дело.

Для возврата стремления ребенка к занятиям музыкой психологи рекомендуют:

  • узнать истинную причину случившегося отторжения от любимого дела (если в ходе разговора выяснится, что маленькому члену семьи никогда и не нравилась музыка, а ходил он туда из-за боязни ослушаться взрослых, следует предложить ему обсудить варианты других занятий, которые будут приносить ему удовольствие);
  • искренне просить будущего музыканта устраивать домашние концерты для родных и близких, восхищаться его способностями и поощрять за старания;
  • всячески способствовать тому, чтобы ребенок чувствовал себя на сцене комфортно (например, посетить с этой целью дополнительные занятия по сценическому искусству и так далее);
  • оценить профессионализм и внимательность педагога в отношении конкретного ученика (зачастую потеря мотивации происходит у детей из-за некорректного поведения учителя).

можно найти своему ребенку друга, идеально – ровесника, с аналогичными увлечениями.

Как делать уроки

Правила процесса выполнения заданных на дом упражнений должны варьироваться в зависимости от возраста ученика. Например, школьнику, посещающему начальные классы, необходимо делать перерывы для отдыха и смены деятельности каждые 15 мин.

Ученики старшей школы в этом не нуждаются и могут выполнить уроки за раз, не отвлекаясь на посторонние дела.

  • структурирование общего количества заданной работы (это может быть план с пометками или обширный список);
  • получение уверенности в том, что ребенок понимает конкретное задание и готов его выполнить;
  • не откладывать выполнение домашней работы на вечернее время, но и не садиться за тетради сразу же после возвращения ученика из школы;
  • обеспечить школьника комфортными условиями (например, отсутствие посторонних звуков, поводов для прерывания деятельности и так далее);
  • начинать с максимально сложной или неприятной части работы (в подобном случае ребенок будет стремиться как можно скорее приступить к простым заданиям, прилагая максимум усилий для преодоления первого этапа);

если домашняя работа требует от школьника много времени, и родители видят, что ребенок устал, то целесообразно сделать паузу, предложив, например, вместе перекусить.

Как мотивировать ребенка заниматься спортом

Специалисты оценивают обстановку, выясняя, действительно ли желание заниматься спортом является не методом воплощения несбывшихся планов родителей.

  • помочь ребенку определиться с предпочтительным видом спорта, опираясь на его способности, физическую развитость и финансовые возможности семьи (последний пункт важен ввиду требующихся затрат на соответствующее спортивное оборудование, снаряжение и так далее);
  • совместно с маленьким членом семьи поехать в магазин за покупкой спортивной формы, доверив ему право последнего голоса;
  • посещать всей семьей спортивные мероприятия, соревнования по выбранному виду спорта, акцентируя внимание ребенка на силу и выносливость профессиональных участников;
  • убедить будущего спортсмена, что от неудач в начатом деле его не станут меньше уважать или любить родные или друзья;
  • на собственном примере доказывать важность спорта в жизни каждого человека (для здоровья, внешнего вида, развития внутренних качеств и так далее).

Как мотивировать ребенка к изучению английского

Изучение иностранных языков является обязательной частью современной системы школьного образования. Квалифицированные педагоги утверждают, что начинать мотивировать ребенка к изучению английского языка необходимо как можно раньше.

По мнению психологов, привить ученику желание понимать иностранцев можно путем:

  • регулярного описания открывающихся возможностей тем, кто свободно может объясняться на английском языке (например, стажировка или работа в Англии);
  • просмотра американских фильмов с субтитрами, отмечая, что люди, понимающие язык, всегда первыми могут оценить заграничные новинки кино и книг;
  • прослушивания любимых ребенком песен на английском языке (это не только разовьет слуховое восприятие иностранной речи, но и подтолкнет ученика перевести текст с целью понять смысл произведения);
  • проведения занятий в игровой форме (с детьми младшего возраста) или, используя английские слова в бытовой речи, общаясь на актуальные темы (с подростками и ребятами среднего школьного возраста);
  • проведения совместных домашних уроков (для родителей, не знающих английского языка).

Можно задействовать знания ребенка в важных делах, например, чтение и перевод инструкции к новому предмету бытовой техники и так далее.

В каких случаях нужна помощь психолога

Несмотря на обширный спектр возможностей замотивировать ребенка к учебе, некоторые родители отмечают безуспешность всех предпринятых попыток. В ряде случаев равнодушие ребенка к самообразованию или другому ранее любимому виду деятельности может стать поводом для мам и пап обратиться к психологу за помощью.

Вмешательство квалифицированного специалиста необходимо в случае:

  • частых заболеваний малыша;
  • возникновения агрессии в адрес родителей или сестер, братьев;
  • периодической резкой смены настроения;
  • формирования внезапной замкнутости;
  • наличия безосновательных капризов и частых истерик.

Но не стоит забывать, что каждый родитель решает самостоятельно, как мотивировать ребенка к учебе!

Только близкие родственники смогут подобрать наиболее подходящий вариант стимулирования своего малыша среди многочисленных рекомендаций психологов. Важно помнить главное правило: родители должны дать отпрыску уверенность, что его в семье будут любить и принимать любым, даже несмотря на возможные неудачи в образовании или спорте.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Полезный видео-ролик о способах мотивации ребенка к занятиям

Какие существуют виды мотивации и как ими пользоваться при воспитании ребенка, можно узнать просмотрев видео:

Читайте советы психолога в нашем материале.

Психолог Анастасия Пономаренко подскажет простые правила, которые помогут правильно мотивировать ребенка, который не хочет учиться. Она расскажет, что делать и какие основные ошибки допускают родители, пытаясь всеми силами заставить ребенка учить уроки.

Анастасия Пономаренко
психолог Благотворительного фонда «Путь домой»

Родителям частенько приходится применять силу, уговаривать ребенка, который не хочет учиться. А хотелось бы, чтобы любимое чадо само, без напоминания, делалло домашние задания, с удовольствием посещало школу, чтобы в дневнике — одни отличные отметки! Однако родители часто не делают ничего, чтобы мотивировать ребенка к учебе, заинтересовать его тем или иным предметом. Куда проще заставлять учиться с помощью шантажа и угроз, но в позднем подростковом возрасте уже перестает работать и этот метод.

А ведь для создания мотивации у ребенка к познанию нового, к учебе, существуют простые правила. Только соблюдать эти правила должны, прежде всего, родители. Конечно, придется психологически и физически напрячься, но игра стоит свеч.

Правила успешной мотивации ребенка к учебе

Итак, как же мотивировать ребенка, который не хочет учиться.

Ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа.

Никогда не отмахивайтесь от его «почему», независимо от вашей занятости. Подробно и с интересом отвечая на все его вопросы, вы формируете у ребенка установку, что процесс познания нового — это интересно, важно, и вы, как родители, это поощряете.

Поддерживайте все познавательные увлечения ребенка.

Нравится химия - купите энциклопедию по химии, нравится музыка — запишите в . Ходите вместе (это важно) на публичные лекции, выставки по интересующей ребенка тематике, учитывая при этом возраст. А после обязательно обсудите: каковы впечатления, что понравилось, а что - нет.

Купите автобиографии великих людей в тех областях, которые интересуют вашего ребенка.

После прочтения книги обсудите ее . Что заинтересовало? Что помогло главному герою в профессиональной деятельности? А ты бы так смог? Чем бы вы могли ему помочь в этом?

Не забывайте, что на ребенка большое влияние оказывает его окружение.

Создайте его! Запишите ребенка в интересную секцию или кружок. Узнайте про различные общественные организации, клубы. Ненавязчиво предложите сходить, посмотреть. Если большинство друзей будут активными, хорошо учиться, ваш отпрыск обязательно будет стараться быть не хуже - закон социальной психологии.

Поинтересуйтесь атмосферой в школе, где учится ваш ребенок .

Очень часто учителя настолько плохо владеют предметом, или настолько по-хамски относятся к ученикам, что убивают всякое желание учиться. Ходите на родительские собрания - это очень помогает в прояснении атмосферы. И, если — немедленно переводите его в другую школу. А искать справедливости лучше потом, когда детская психика будет в безопасности.

Узнайте также про ребят в классе.

Кто лидер? Сколько отличников? Как к ним относятся - издеваются над «ботаниками» или уважают? Окружение ребенка должно стимулировать его к новым успехам. А если это слабый класс, у него не будет мотивации учиться - он и так самый умный.

Не реагируйте слишком бурно .

И не сравнивайте успехи ребенка с братьями - сестрами или одноклассниками. Запомните: в любой ситуации вы — его союзник. Обязательно хвалите за хорошие оценки — создавайте положительное подкрепление. Про плохие интересуйтесь: что помешало сделать лучше. Нужна помощь — помогите, но в рамках разумного. Согласитесь, «помоги» и «сделай за меня» - разные вещи. Найдите правильный баланс одобрения и контроля.

Убедитесь, что у ребенка адекватная нагрузка

То, что ребенок не хочет учиться, может быть обусловлено очень высокой нагрузкой. В таком случае ее необходимо снизить, чтобы избежать нервого срыва. И в любом случае должен быть баланс между отдыхом и занятиями.

Не судите о способностях ребенка по его оценкам.

Запомните: умный, не всегда имеет хорошие оценки. И наоборот.

И самое главное: мотивировать ребенка к учебе угрозами и наказаниями невозможно. Можно только заставить зазубрить материал, и то на короткое время. Дети очень сообразительны, они всегда найдут способ вас обмануть.

Процесс мотивации ребенка к учебе - это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей. Это постоянное психологическое включение в жизнь ребенка, в его интересы, его устремления. Рука родителей должна постоянно лежать на пульсе — что подсказать, от чего оградить, где подбодрить.

Сейчас наступает такое время, когда приходится постоянно учиться, получать новые навыки, чтобы оставаться профессионалом. Раньше человек заканчивал один институт, выбирал одну профессию, работал на одном месте до самой пенсии. Теперь времена изменились, и многим приходиться переучиваться несколько раз в течение всей жизни - так быстро меняются требования к профессиональной деятельности.

Поэтому так важно, чтобы ребенок еще в школьные годы уверовал: познание нового - это интересно, важно, это приносит удовольствие. С такой установкой никакие коллизии на рынке труда ему не страшны.

Если ребенок не хочет учиться, если ему скучно и лень, это становится большой проблемой для родителей. Как активировать волшебную мотивацию и помочь детке получать удовольствие от учебы? - попробуем разобраться! Ведь когда ребенок сам бежит в музыкалку или сам и вовремя садится за уроки, - это не только экономит родительские нервы, но и позволяет ученику добиваться лучших результатов. На самом деле лучших.

Когда мозг в восторге

У нейропсихологов есть своя история о том, откуда берется счастье. Представьте наш мозг: толпы нейронов, снующие между ними химические агенты, кровеносные сосуды и электрические импульсы. Когда человек приступает к какому-то занятию, в коре головного мозга активизируется зона, которая за это занятие отвечает. Скажем, мальчик играет в футбол: он умеет бить по мячу, принимать передачу, он активно и радостно обменивается сигналами с другими игроками, - одним словом, он в своей тарелке. В его мозге активно включается хорошо развитый «футбольный» участок коры, клетки омываются свежей кровью, густо пробегают электрические разряды, выделяются стимулирующие вещества, плетутся новые нейронные связи, все сияет, искрит, пульсирует, как на празднике, - и субъективно это переживается как драйв, счастье и осмысленность.

А вот другой мальчик: он тоже играет в футбол, но при этом тайно мечтает скорее пойти домой клеить танчики, по мячу он бьет слабо и неловко, игроки шпыняют его за непонятливость, а тренер недовольно морщится. В это время «футбольная» зона коры, конечно, включается и оживает, но сигналы по ней бегут слабые и разрозненные, выделяются стрессовые вещества, а участок коры «про танчики» постоянно пытается перехватить лидерство. И субъективно мальчик переживает это как раздражение, скуку и пустую трату времени. Счастья в этом мало, не говоря уже о смысле: мальчику может казаться, что глупее нет занятия, чем отбирать друг у друга мячик на поле.

Хорошая новость заключается в том, что даже не слишком любимое занятие заставляет мозг работать и отпускать человеку энергию на действия. А значит у него есть шанс найти в своих делах светлые и вдохновляющие моменты (например, когда удар по мячу будет удаваться все лучше) - стать счастливее и захотеть развиваться дальше. Самые несчастные люди, с точки зрения биохимии мозга, - это скучающие бездельники, которые не знают, чем себя развлечь и как занять. Они лежат или слоняются без дела, ищут хоть какие-то стимулы и развлечения, чтобы победить мучительную скуку. Маленьким детям незнакомо это состояние, но как ни печально, к подростковому возрасту многие девочки и мальчики впадают в апатию и начинают лениться.

Существует миф, будто у человека есть «волшебная кубышечка» - запас сил, которые можно расходовать, а можно сэкономить - и тогда останется больше энергии «для себя» и «на удовольствия». На самом же деле, говорят ученые, силы приходят к нам, как молоко к кормящей матери: пока мама кормит малыша, у нее есть молоко, но как только младенца отлучают от груди - выработка молока понемногу прекращается. То же самое происходит с количеством энергии, которую мозг отпускает нам для действий: пока мы активны (а лучше всего - делаем дела с удовольствием), у нас есть силы, но как только мы отказываемся от дел - сил и счастья становится все меньше. Конечно же, отдых необходим, и трудоголики страдают не меньше бездельников, впадая в другую крайность. Но все равно именно разнообразная интересная работа головой, телом и душой дает счастье, симпатию к себе и ощущение полноты жизни - когда в течение дня в работу включается весь мозг, искрясь и пульсируя, как новогодняя елка. И как раз это ощущение счастья и драйва может стать отличным стимулом к развитию и мотивацией к учебе.

Как счастье помогает учебе?

А теперь зададим коварный вопрос про мальчиков и футбол: кто из героев нашей истории добьется лучших результатов? Кто будет усерднее заниматься и расти над собой? Казалось бы, ответ очевиден, и первый успешный мальчик скоро станет звездой стадионов, а второй отползет к своим танчикам со смесью стыда и облегчения.

Но здесь на сцену выходит важное слово - проактивность. В основе ее - волевое решение и живой интерес: «Я сам, я хочу, я сделаю, мне надо». Многие мамы нервно замирают, вспоминая кризис трех лет, негативизм и вредное детское «я сам!» по делу и не по делу - но именно так начинает проявлять себя детская воля. И если дать ей окрепнуть, то она приведет к успеху. Когда ребенок незаметно для себя принимает решение: «Я буду заниматься футболом, научусь кататься на скейте, буду играть в театре, мне нравится, хочу, мое», - то он почти победил. Потом у него может смениться интерес, он переключится с театра на уроки вокала (и имеет на это полное право), но именно настойчивость воли и страсть помогают расти и развиваться в выбранном деле.

Сложность в том, что проактивность включается только изнутри. Мама и папа могут сколько угодно хвалить, обещать подарить планшет и щенка за пятерки в музыкальной школе, но если ребенок не захочет заниматься сам - то результаты его будут средними, а интерес к занятию угаснет очень быстро, даже если у детки есть способности. Но бывает так, что случается странное: однажды ребенок начинает сам получать от своего занятия радость и кайф. Он сам вдруг слышит, что «Кошкин дом» на флейте-пикколо звучит сногсшибательно, он хочет еще, он видит в этом смысл, его самоуважение растет! Он играет «Во поле береза стояла» и просто млеет от своего могущества. Так включается «Я сам, хочу и буду», - и часто это подобно сходу лавины. Так ребенок идет к успеху, к самостоятельности и снимает с родителей мучительную обязанность изо дня в день заставлять чадо заниматься (ну, разве что поддерживать и подогревать).

Шутка в том, что проактивность включается иногда при загадочных обстоятельствах. Например, наш мальчик-с-танчиками может остаться в футболе из вредности и упорства, или из желания понравиться девочке, или из соперничества с другом, - и постепенно так втянется и научится получать от занятий столько удовольствия и драйва, что станет лучшим. Конечно, родители могут делать попытки помочь ребенку найти свою волшебную стезю: знакомить его с разными интересными темами, показывать захватывающие фильмы, приводить на выставки, на спортивные соревнования, в научные лаборатории... Другими словами - создавать вокруг ребенка богатое, эмоционально и интеллектуально насыщенное поле, чтобы ребенку было за что зацепиться умом и сердцем. Это очень похоже на «танцы с бубном», но иногда срабатывает (хотя часто проактивность включается, скорее, вопреки родительским усилиям).

Так, например, современный ученый-химик с мировым именем Артем Оганов рассказывает, что интерес к химии у него проснулся в четыре года, когда он «случайно» нашел в шкафу отличную детскую книгу по химии, которую подложила туда мама. Мама предлагала сыновьям разные темы, внимательно следила, на что они живо откликнутся, - и помогала им расти в этом направлении. Мама другого известного «мальчика» - Бориса Гребенщикова старалась показывать ему самые интересные вещи, с которыми сталкивалась сама, - книги, музыку, театральные постановки, занятия в творческих студиях, - и тоже шла вслед за интересами сына.

Получается, что лучшее, что может сделать родитель, - это обеспечить ребенку разнообразные стимулы, дать ему свободу выбора и внимательно следить за деткой. Если видим, что ребенок включился, с радостью погружается в тему, глаза блестят и шестеренки крутятся, - ура, удача! - поддерживаем и помогаем движению. Рецепт для подавления воли и проактивного начала тоже прост: побольше контролировать ребенка, ходить за ним по пятам и выбирать ему занятия на свой вкус, уныло нудеть об обязанностях и глушить инициативу.

Как комфорт отбивает желание учиться

В родительских умах долгие годы живет идеал благополучного и развитого ребенка. Его растили в любви и оберегали от психических травм, помогали развивать разные способности, водили на концерт в ползунках, выбирали лучшую школу, нанимали репетиторов… ГВ по требованию и совместный сон плавно перетекают в английский язык с носителем и тренинги лидерских качеств. При этом психологи говорят, что в подростковом возрасте благополучные детки, с которыми слишком много занимались, нередко впадают в апатию и ничего не хотят. Точно так же как «золотая молодежь» часто имеет диагнозы «депрессия + различные зависимости».

И здесь еще раз хочется повторить максиму: только собственная активность дает устойчивое ощущение счастья и мотивацию к развитию. Родители порой так сильно хотят дать ребенку хороший старт, что нагружают его ответственностью и очень полезными занятиями, помогают выучить языки, освоить науки, побеждать в олимпиадах, рисовать и играть на музыкальных инструментах. Ребенок занят и пристроен к делу, он успешный и милый, но ему некогда продохнуть, поскучать, посмотреть по сторонам и Самому захотеть чего-то добиться или что-то освоить. Казалось бы, у человека есть все данные для триумфального вхождения во взрослую жизнь, он все умеет, - но не знает, чего хотеть, его глаза не горят, он движется по накатанной и не находит внутри себя стимулов к активным действиям и развитию.

Само собой, у любого подростка или взрослого человека есть все шансы прислушаться к себе, найти свою точку приложения сил, включить проактивность и счастливо двинуться вперед. Но дадим слово статистике: дети, которых слишком опекали и направляли, так же, как и дети, которыми слишком пренебрегали, - во взрослом возрасте более склонны к девиантному поведению, депрессиям и психическим нарушениям. В то же время дети, которым уделяли среднее количество внимания, во взрослом возрасте гораздо чаще остаются в границах нормы.

Хочу и надо - меж двух огней

Получается, что такой простой вопрос: «Как помочь ребенку хорошо учиться?» - на самом деле связан с жизнеполагающими темами про счастье и волю, поиск своего дела, свободу и границы. И как раз тема свободы и границ дает еще несколько важных и конкретных ключей к успеху.

И в детской, и во взрослой жизни есть два берега: Хочу и Надо. Если высадиться на один из этих берегов и помахать ручкой другому, то можно смело прощаться с покоем и надеждами на счастье. Единственный выход - соединять их мостом. С одной стороны, ребенку необходимо привить ответственность и дисциплину, чтобы он освоил важные для жизни навыки, учился взаимодействовать с людьми, получил аттестат и профессию, в конце концов. И был жив-здоров. С другой стороны, на ребенка нельзя слишком давить, чтобы он не закрылся, не впал в уныние от избытка обязанностей, а мог дышать вполне свободно и выбирать те дела, которые делают его счастливым и значимым.

Мера дисциплинарных воздействий подбирается индивидуально, с учетом возможностей и привычек каждой семьи: одного ребенка нужно хвалить и подталкивать, другого выслушивать и заманивать, - честная родительская интуиция и любовь пополам с уважением делают свое дело. Но существуют также вполне рабочие методы, которые помогают укрепить самостоятельность, ответственность и удовольствие от учебы, даже если речь идет о нелюбимой алгебре. Конечно, в итоге ребенок не примется целовать учебник, но его знания и уверенность в себе могут заметно подрасти.

Как помочь ребенку захотеть учиться

Постепенно передавайте ребенку ответственность за уроки, оценки и ориентирование в школьных делах. Если домашнее задание для первоклашки записывает мама, а уроки помогает делать вся семья, то к средней школе нужно донести до детки мысль, что учеба - это его работа. Его будут поощрять за успехи и помогут, если все плохо, но надеяться нужно на себя. И передайте эту ответственность честно: ведь порой мамы сами не замечают, как въедливо контролируют ребенка, будто его учеба - это мамино дело и мамина честь. Не впадайте в панику из-за его провалов, не кидайтесь чуть что спасать детку своими крепкими руками - тогда ребенок ощутит ответственность всерьез. И ощутит гордость и уверенность, когда научится справляться с проблемами сам.

Не забывайте о пряниках. Часто родители размахивают кнутом и применяют карательные меры, когда ребенок приносит двойки и замечания, но слишком вяло реагируют на хорошие результаты. А хорошие результаты - это не только пятерки и победы в олимпиадах, это еще и умение собраться вовремя, помнить о секциях и факультативах, разные интересы, которые ребенок приносит из школы. Раньше дочка делала уроки до десяти вечера, а теперь все заканчивает к восьми? - несомненный успех! Хвалите ребенка, делайте для него что-то хорошее, просто чтобы отметить какое-нибудь школьное достижение. Это не подкуп - просто важно, чтобы учебные обязанности больше ассоциировались у ребенка с радостными и позитивными вещами.

Научите ребенка в разных школьных делах находить плюсы и бонусы. Нужно написать реферат по музыке? - помогите выбрать такую тему, от которой ребенок просияет. Скучно на геометрии? - зато можно вот так рисовать красивые фигуры и точки. Не запоминаются даты по истории? - зато учитель рассказывает интересно. Чем больше интересных и бодрящих нюансов найдет для себя ученик, тем легче и охотнее он будет заниматься.

Научите ребенка вознаграждать себя за выполненные задания и любые достижения. Сделал уроки, сказал себе: «Я молодец!» - и пошел играть в Лего, Майнкрафт (или клеить танчики). Награда - это еще и признание одноклассников, уважение учителя, хорошая репутация, приятное чувство исполненного долга, - научите сына или дочь видеть бонусы во всех этих вещах. Мозг удобно устроен: если за какие-то действия человек получал награду прежде, то потом для этих действий выделяется больше энергии и гормонов удовольствия уже в самом начале работы и даже до ее начала!

Замечательный метод справляться с монотонной работой - разбивать ее на части. Тогда при завершении каждого этапа, когда ученик «выдыхает» и внутренне гладит себя по головке, мозг получает положительную обратную связь и подкрепляет успех небольшой порцией гормонов удовольствия. От этапа к этапу удовольствие будет расти, пока ученик все не закончит.

Отличный рабочий способ усилить учебную мотивацию - это связать учебу с удовольствием, выстроить ряд ассоциаций с позитивными вещами. Дальше мозг уже сам наладит внутренний распорядок, логистику, систему поощрений и стимулов. И тогда учеба - это уже не тяжкий труд с постным лицом, а рабочее пространство возможностей и радостных находок!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»