Какие факторы способствуют регуляции численности волков. Задания части С1 (2 балла)

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

42. Какова роль опушения стеблей, листьев, плодов и семян растений?

ОТВЕТ: Волоски на листьях и стеблях защищают от высыхания, отражая свет, уменьшают радиацию, уменьшают испарение, создавая полузамкнутый слой воздуха. Жесткие волоски и жгучие волоски могут защищать от поедания (крапива). Опушенные плоды и семена легко прикрепляются к шерсти животных или уносятся ветром (одуванчик, тополь и др.)

43. С какой целью при прогрессивной посадке деревьев на бедных почвах, грунт заражают специальными видами грибов?

ОТВЕТ: Эти грибы своими грибницами оплетают корни деревьев - возникает микориза, благодаря которой дерево получает воду и соли с огромной поверхности почвы. Дереву не надо тратить много времени, вещества и энергии для создания мощной корневой системы. При пересадке этого дерева на новое место, оно легче приживается.

44. Перечислите ресурсы, за которые могут конкурировать близкие виды, как куница и соболь, обитающие на одной территории.

ОТВЕТ: Пища (грызуны, мелкие птицы и др.), место для гнезда (дупла, старые гнезда белок, ворон), охотничья территория, убежища, вода во время засухи.

45. Близкородственные виды часто обитают вместе, хотя принято считать, что между ними существует наиболее сильная конкуренция. Объясните, почему в этих случаях не происходит полного вытеснения одним видом другого. Противоречит ли это правилу конкурентного исключения?

ОТВЕТ: Вытеснения не происходит по следующим причинам:- близкие виды занимают разные экологические ниши в одном и том же сообществе (разная пища, способ добывания корма, активность в разное время суток, - избыток ресурса; - ограничивается численность более сильного конкурента третьим видом; - условия среды создают равновесие из-за того, что становятся благоприятными то для одного, то для другого. Поэтому отсутствие полного вытеснения не противоречит правилу конкурентного исключения.

46. Хорошо известно, что при составлении букетов нельзя в одну вазу помещать розы и гвоздики, нарциссы и незабудки, розу и резеде (цветы вянут, теряют аромат). Ландыши в букетах губят многие растения. Объясните почему? Каково значение этого явления в жизни растений?

ОТВЕТ: Растения выделяют фитонциды – летучие вещества, угнетающие или губительно воздействующие на другие организмы. Это позволяет им выигрывать в конкуренции.

47. Среди лесных птиц и млекопитающих наиболее резким колебаниям подвержена численность семеноядных животных – клестов, белок, кедровок, мышей. Объясните почему?

ОТВЕТ: Это зависит от изменения обилия пищи от года к году. Деревья дают обильный урожай не каждый год, а с перерывами в 4-12 лет. В неурожайные годы наблюдаются массовая смертность и миграции животных, снижается их плодовитость.

48. Какие организмы в экосистеме замыкают круговорот веществ в экосистеме, разлагая органические вещества?

ОТВЕТ: Редуценты.

49. Почему отношения между лосями и зубрами в экосистеме смешанного леса считают конкуренцией?

ОТВЕТ: Они питаются одинаковой пищей.

50. Какие факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

ОТВЕТ: Антропогенный, недостаток травоядных (пищи), болезнетворные организмы, внутривидовая и межвидовая конкуренция.

51. Каковы причины появления влажного смога в крупных городах?

ОТВЕТ: Высокое содержание в воздухе загрязняющих веществ, пыли, дыма и влажная безветренная погода.

52. На поля гречихи часто выставляют ульи с пчелами. Каково значение этого мероприятия в жизни растений?

ОТВЕТ: Пчелы питаются пыльцой и нектаром гречихи, осуществляют перекрестное опыление, что повышает урожайность гречихи. Человек получает двойную пользу: большой урожай гречихи и гречишный мед.

53. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?

ОТВЕТ : Уничтожение хищных рыб приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними. Это приводит к уменьшению кормовой базы, распространению различных заболеваний, что приведет к массовой гибели рыб.

54. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Объясните, как может измениться жизнь дубравы в случае, если в ней химическим методом будут уничтожены все растительноядные насекомые.

ОТВЕТ: Так как растительноядные насекомые в большинстве являются опылителями, их уничтожение приведет к резкому сокращению численности насекомоопыляемых растений. Это может привести к сокращению численности или исчезновению консументов 2-го порядка (насекомоядных). Химические вещества, попавшие в почву могут привести к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной микрофлоры и фауны. Все это может привести к серьезным нарушениям экологического равновесия и даже к гибели дубравы.

55. Почему сов в экосистеме леса относят к консументам 2-го порядка, а мышей к консументам 1-го порядка?

ОТВЕТ: Мыши питаются растениями, а совы питаются мышами. Консументы 1-го порядка - это растительноядные, а консументы 2-го порядка питаются растительноядными животными.

56. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление.

ОТВЕТ: Первыми развиваются травянистые светолюбивые растения. Потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный лес. Под пологом светолюбивых деревьев развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытесняют другие виды деревьев.

57. Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах?

ОТВЕТ: Сеть питания образуется из многообразия взаимосвязанных цепей питания, значит, в основе ее разнообразия лежит разнообразие видов, наличие среди них продуцентов, консументов, редуцентов и разнообразие их пищи (широкая пищевая специализация).

58. Каковы свойства биогеоценоза?

ОТВЕТ : Биогеоценоз – открытая, саморегулирующаяся система, обладающая устойчивостью, способная к обмену веществ и энергии. Биогеоценоз – часть биосферы . Она состоит из абиотической и биотической составляющей, характеризуется, продуктивностью, биомассой , плотностью популяций, его составляющих, разнообразием видов. Живыми компонентами биогеоценоза являются продуценты, консументы и редуценты, благодаря которым в нем происходит непрерывный круговорот веществ и превращения энергии.

59. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли?

ОТВЕТ: В биосфере протекают биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность организмов; происходит непрерывный процесс круговорота веществ, регулируемый деятельностью организмов; биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ.

60. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной?

ОТВЕТ : В наземно-воздушной среде больше кислорода, в ней могут произойти колебания температур в широких пределах, в ней меньшая плотность и больше освещенность

61. Почему в наземной пищевой цепи от звена к звену, как правило, уменьшается биомасса?

ОТВЕТ : Пищевая цепь включает в себя продуцентов, консументов и редуцентов. В каждом звене большая часть органического вещества (примерно 90%) расщепляется до неорганических веществ, и они выделяются в окружающую среду. Выделенная при этом энергия тратится на жизнедеятельность, превращается в тепловую энергию и рассеивается в окружающую среду. Таким образом, от звена к звену уменьшается биомасса. Эта закономерность называется правилом 10% или правилом экологической пирамиды.

62. Почему необходимо поддерживать биоразнообразие для сохранения биосферы?

ОТВЕТ : Биоразнообразие – это основа разнообразных цепей и сетей питания в экосистемах биосферы. А разнообразие цепей и сетей питания – это основа сбалансированного круговорота веществ, сохранения целостности биосферы. Сбалансированный круговорот веществ является основой устойчивости, саморегуляции и сохранения биосферы.

63. писал: «На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом». Объясните, какие изменения произошли в литосфере благодаря жизнедеятельности живых организмов?

ОТВЕТ : Образование почвы, разрушение горных пород (например, лишайниками, которые выделяют органические кислоты), формирование ряда полезных ископаемых (например, каменного и бурого угля, железосодержащих руд, торфа, известняка и др.).

64. Составьте пищевую цепь и определите консумента 2-го порядка, используя всех названных представителей: ястреб, цветки яблони, большая синица, жук яблонный цветоед.

ОТВЕТ : Цветки яблони ----жук яблонный цветоед ---большая синица --- ястреб. Консумент 2-го порядка - большая синица.

65. В чем проявляется взаимосвязь продуцентов и редуцентов, входящих в состав любой экосистемы?

ОТВЕТ : Продуценты создают органические вещества из неорганических, а редуценты используют органические остатки и минерализуют их, обеспечивая продуцентов минеральными веществами.

66. Почему в нижних слоях атмосферы в настоящее время сокращается концентрация кислорода?

ОТВЕТ : Это происходит потому, что сокращается площадь растительного покрова Земли из-за вырубки лесов, происходит гибель фитопланктона Мирового океана вследствие его загрязнения, увеличивается потребление кислорода при сгорании топлив (автотранспорта, промышленности и др.)

67. Почему при анабиозе организма в условиях низких температур клетки тела обезвоживаются?

ОТВЕТ: При отрицательных температурах вода внутри клетки превращается в лед. Кристаллы льда повреждают клеточные структуры, что вызывает гибель организма.

68. Объясните, почему прудовая лягушка, активна днем, а травяная - в сумерках и утром?

ОТВЕТ: Высыхание кожи опасно для лягушки. Прудовая лягушка постоянно находится около водоема, поэтому активна днем, а травяная - вдали от нее, и поэтому активна во влажные периоды суток - утром и вечером.

69. Почему в холодных регионах чаще встречаются темноокрашенные рептилии, а в южных районах - светлоокрашенные?

ОТВЕТ: Рептилии холоднокровные и их активность зависит от температуры окружающей среды. Темная окраска лучше поглощает тепло, поэтому в холодных зонах рептилии темноокрашенные, на юге - светлоокрашенные.

70. Какие факторы влияют на самоочищение водоема?

ОТВЕТ: Содержание кислорода (чем его больше, тем быстрее разлагается мертвая органика), скорость течения (чем быстрее течение, тем больше кислорода в воде), наличие животных, питающихся путем фильтрации воды (двустворчатые моллюски).

71. Луга, произрастающие в лесной зоне и предоставленные сами себе быстро зарастают лесом. Однако в местах постоянного ведения сельского хозяйства этого не происходит. Почему?

ОТВЕТ: В местах ведения сельского хозяйства почва вытаптывается, уплотняется, подрост деревьев уничтожается.

ОТВЕТ: Для защиты культурных растений от насекомых вредителей как метод биологической борьбы с ними.

73. Почему вредители сосны чаще встречаются на больных деревьях и обходят стороной молодые и здоровые сосны?

ОТВЕТ: Молодые сосны выделяют много смолы, а скипидар, входящий в состав смолы отпугивает и убивает вредителей.

74. В некоторых прудах для увеличения роста карпов разводят уток. Почему?

ОТВЕТ: Помет уток способствует росту водорослей и беспозвоночных, которыми питаются карпы.

75. Почему в августе в хвойном лесу под деревьями можно увидеть много опавшей хвои, а в лиственном лесу прошлогодних опавших листьев почти нет? Как это отражается на плодородии почвы?

ОТВЕТ: Хвоя содержит много смолистых веществ, затрудняющих их разложение микроорганизмами. Кроме того, в хвойном лесу в условиях тени температура более низкая и скорость разложения низкая. Из-за медленного разложения и вымывания органических веществ почва в хвойном лесу содержит мало перегноя.

76. В пищевые цепи природных биогеоценозов включены продуценты, консументы и редуценты. Какую роль играют организмы этих групп в круговороте веществ и превращении энергии?

ОТВЕТ: Продуценты – производят органические вещества из неорганических в ходе фотосинтеза или хемосинтеза. В них заключена энергия, необходимая для жизнедеятельности остальных организмов. К ним относятся растения, сине-зеленые бактерии и хемосинтезирующие бактерии. Консументы – потребляют готовые органические вещества, но не доводят их до минерализации. Редуценты – в ходе жизнедеятельности превращают органические остатки до минеральных и замыкают круговорот веществ. Выделенную при этом энергию они используют для жизнедеятельности.

77. Чем определяется устойчивость естественных экосистем?

ОТВЕТ : Количеством видов, количеством звеньев в пищевых цепях и их сложным переплетением, саморегуляцией и самовозобновлением.

78. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

ОТВЕТ: Из-за отсутствия естественных регуляторов численности, сначала численность куриных увеличивается. Затем резко снижается из-за нехватки кормовых ресурсов и быстрого распространения болезней из-за большой плотности особей.

79. Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами. (2 балла)

ОТВЕТ: при использовании мелкоячеистых сетей вылавливается много неподросшей рыбы, которая могла бы дать большое потомство; травление или глушение взрывчатыми веществами – хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно

80. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.

ОТВЕТ: 1) Численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений. 2) Резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка) из-за нарушения цепей питания. 3) Часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, и приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.

4.6. Происхождение человека

1. Почему людей разных рас относят к одному виду?

ОТВЕТ: Люди всех рас относятся к виду человек разумный, потому что имеют одинаковое количество и форму хромосом в соматических клетках, от межрасовых браков рождаются плодовитое потомство, они сходны по строению, жизнедеятельности, умственному развитию.

2. В чем заключается биосоциальная природа человека?

ОТВЕТ : Человек является биологическим существом, потому что, как и все живые организмы, способно к обмену веществ, росту, развитию, размножению и т. д.. Но в то же время, он является социальным существом, так как он живет и развивается в обществе. Его становление как человека возможно только в процессе воспитания и обучения в обществе.

3. Каковы биологические и социальные факторы антропогенеза?

ОТВЕТ : Биологические: естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость, изоляция и дрейф генов. Социальные: общественный образ жизни и трудовая деятельность.

4. Чем доказывается принадлежность человека к классу Млекопитающих?

ОТВЕТ : Выкармливает потомство молоком, кожа многослойная с различными железами, имеют роговые образования – волосы, зародыш развивается в матке, большие полушария покрыты корой мозга, сложное поведение, забота о потомстве и др.

5. Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?

ОТВЕТ: признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме человека;в процессе эволюции некоторые древние признаки утрачивают своё значение и контролирующие их гены не проявляются в фенотипе; в редких случаях эти гены начинают функционировать и происходит нарушение индивидуального развития организма, проявляются признаки древних предков.

4.7. Эволюция органического мира

1. Какое явление называют микроэволюцией?

ОТВЕТ: Процесс образования новых подвидов и видов.

2. Какое явление называют макроэволюцией?

ОТВЕТ: Процесс образования надвидовых систематических групп.

3. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособления.

ОТВЕТ : Тип приспособления, когда незащищенный организм приобретает признаки защищенного организма называется мимикрия. Сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным. Но эта защита не дает полной гарантии выживания, так как молодые птицы, у которых не выработался рефлекс на осу, могут ее съесть.

4. Какова роль кроссинговера в эволюционном процессе?

ОТВЕТ : Кроссинговер – перекрест гомологичных хромосом в мейозе, приводит к разнообразию гамет и, как следствие, генетическому разнообразию потомства. Это, в свою очередь, обеспечивает эффективность действия естественного отбора и возникновения большего разнообразия приспособлений к условиям окружающей среды.

5. Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов?

ОТВЕТ : Благодаря наследственной изменчивости и половому размножению популяция становится неоднородной. В ней происходит борьба за существование, которая приводит к естественному отбору. Естественный отбор в ряду многих поколений сохраняет полезные в данных условиях признаки, так формируются приспособления к среде.

6. Назовите тип защитного приспособления от врагов, объясните его назначение и относительный характер у мелкой рыбки морского конька – тряпичника, обитающей на небольшой глубине среди водных растений.

ОТВЕТ : Морской конек зависает среди водорослей и становится незаметным для хищников. Сходство формы тела и окраски животного с неподвижными природными объектами называется маскировка. Но такое сходство не дает им полной гарантии выживания, так как при движении рыбы, или на открытом пространстве рыбки становятся заметными для хищников. В этом заключается относительный характер приспособленности.

7. Назовите тип защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер у гусеницы бабочки-пяденицы, которая живет на ветвях деревьев и в момент опасности становятся похожей на сучок.

ОТВЕТ: Подражание неподвижным телам природы (подражательное сходство), покровительственная окраска и форма – это маскировка. Гусеница неподвижно замирает на ветке и становится похожей на сучок и незаметной для насекомоядных птиц. Но это не дает полной гарантии выживания, потому что при движении и на другом фоне гусеница становится заметной для птиц.

8. Назовите ароморфозы, которые позволили древним земноводным освоить сушу?

ОТВЕТ: Появление легочного дыхания(позволяет усваивать атмосферный кислород), конечностей (для передвижения на суше), трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения (усиливает обмен веществ).

9. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция пресмыкающихся при освоении ими суши?

ОТВЕТ : Переход только на легочное дыхание (появление ячеистых легких); появление сухой ороговевшей кожи без желез (защита от высыхания); внутреннее оплодотворение, возникновение зародышевых и яйцевых оболочек.

10. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция птиц?

ОТВЕТ: Теплокровность, 4-х камерное сердце, появление альвеолярных легких, двойное дыхание, развитие больших полушарий и др.

11. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция млекопитающих?

ОТВЕТ : Теплокровность, 4-х камерное сердце, появление альвеолярных легких, появление коры больших полушарий, выкармливание детенышей молоком, живорождение, появление многослойной кожи, богатой железами

12. Каково значение в эволюции галапагосских вьюрков появления клювов разной формы?

ОТВЕТ : Дало возможность использовать в пищу разные корма, а это способствовало ослаблению конкуренции. В результате дивергенции признаков и изоляции популяций произошло образование новых видов.

13. Почему высокая численность вида является показателем биологического прогресса?

ОТВЕТ : Большая численность способствует расширению ареала, увеличивает вероятность встречи особей и их свободного скрещивания, увеличивается разнообразие особей из-за большой перекомбинации генов, обогащается генофонд вида.

14. Какие палеонтологические находки служат доказательствами эволюции?

ОТВЕТ : Ископаемые остатки и отпечатки древних организмов, переходные формы (например, археоптерикса), филогенетические ряды (например, лошади).

15. Объясните причину индустриального меланизма у бабочек березовой пяденицы с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.

ОТВЕТ : Индустриальный меланизм - это явление, когда из-за развития промышленности и загрязнения воздуха в Англии в 19-20 веках произошло увеличение числа темноокрашенных бабочек по сравнению со светлоокрашенными. Причина изменения направления естественного отбора в пользу темноокрашенных бабочек – загрязнение стволов берез копотью в промышленных районах, что дает преимущество в маскировке темноокрашенным бабочкам. Это появление движущей формы естественного отбора.

16. Почему большинство организмов в ходе эволюции перешли к половому размножению?

ОТВЕТ: Половое размножение увеличивает разнообразие потомства, что ускоряет естественный отбор - главную направляющую силу эволюции.

17. Почему со временем повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

ОТВЕТ : В популяции насекомых –вредителей из-за появления мутаций со временем появляются особи, устойчивые к ядохимикатам. Эти особи сохраняются естественным отбором и их количество в последующих поколениях увеличивается. Поэтому прежние дозы или виды ядохимикатов уже перестают действовать на вредителей.

18. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение данного вида приспособления.

ОТВЕТ : Вид приспособленности, когда незащищенные виды становятся похожими на защищенные виды, называется мимикрия. Причина: у разных видов могут возникнуть сходные мутации по внешним признакам. Особи, незащищенного вида, имеющие сходство с особями защищенного вида, получают преимущество в выживании (реже склевываются птицами) и распространяются в популяции.

19. Назовите тип приспособления, значение защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы, которая живет в морских водоемах близ дна.

ОТВЕТ : Тип окраски – покровительственная – слияние с фоном морского дна; способность изменять окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи. Приспособленность не помогает при движении рыбы, и она становится заметной для врагов.

20. Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.

ОТВЕТ: В популяции: накапливаются мутации, приводящие к изменению генофонда; происходит миграция особей и обмен генами; происходит борьба за существование и естественный отбор

21. Какие органические вещества обеспечили воспроизводство организмов в период возникновения жизни?

ОТВЕТ: Нуклеиновые кислоты.

22. Что представляют собой полученные в лабораторных условиях коацерваты?

ОТВЕТ: Сгусток органических веществ.

23. В основе какой теории лежит представление о возникновении жизни на Земле химическим путем?

ОТВЕТ: Теории абиогенного синтеза.

24. Почему первые живые организмы были гетеротрофами?

ОТВЕТ: В первичном океане было много органических веществ, и отсутствовали автотрофы.

1. Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия.2007.

2. Учебное электронное издание "Экология" МИЭМ, 2004

3. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология, 2006.

4. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные, 2006.

5. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения, грибы, бактерии 2006.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА






эволюции.

  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
  1. Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует, вет обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции действии этой формы естественного отбора и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

Число особей

Значение признак


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 11 КЛ

  1. Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ поясните.
  1. Объясните, почему не вся энергия, поступившая с пищей, расходуется на рост животного. Приведите не менее трёх обоснований.
  1. Ручьевая форель живет в воде с концентрацией кислорода не менее 2 мг/л.При понижении его содержания до 1,6 2 мг/л и меньше форель гибнет. Объясните причину гибели форели, используя знания о норме реакции признака.
  1. Чем характеризуется географический способ видообразования? Укажите не менее трёх элементов.
  1. Как осуществляется регуляция численности насекомых, насекомоядных и хищных птиц в экосистеме смешанного леса, если численности насекомых возрастает?
  1. Кровососущие насекомые - обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже порядков.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Критерий вида - это совокупность признаков, отличающих данный вид от другого. 2. Основа физиологического критерия - совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид. 3. Генетический критерий характеризуется определённым кариотипом. 4. Экологический критерий - это определённый ареал, занимаемый видом в природе. 5. К другим критериям вида относят: морфологический, биохимический, географический и др. 6. Для установления видовой принадлежности достаточно использовать какой-нибудь один критерий.

  1. В биогеоценозе леса провели обработку деревьев ядохимикатами для уничтожения комаров и мошек. Укажите не менее четырёх последствий воздействия этого мероприятия на биогеоценоз леса.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Ч. Дарвин определил движущие силы эволюции органического мира.

2. К ним он отнёс многообразие видов, борьбу за существование и естествен
ный отбор. 3. Ч. Дарвин считал, что материалом для эволюции служит не
наследственная изменчивость. 4. Он называл её также модификационной из
менчивостью. 5. Естественный отбор, по мнению Дарвина, играет творческук
роль. 6. Естественный отбор он рассматривал как главную движущую сил}
эволюции.

  1. Лечение антибиотиками болезней человека, вызванных микроорганизмами со временем, становится малоэффективным. Необходимо вести поиски новь: лекарственных препаратов. Объясните с точки зрения эволюционного процесса, как развивается устойчивость к антибиотикам.
  1. Грызуны – самый крупный по числу видов в широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трёх причин.
  1. Почему снижение численности вида может стать причиной его вымирания. Приведите не менее трёх причин. Ответ поясните
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. На долю видимых лучей приходится большая часть энергии солнечного излучения, достигающего земной поверхности. 2. Жизнь на Земле возможна лишь потому, что длинноволновые лучи задерживаются озоновым экраном. 3. В небольших дозах инфракрасные лучи препятствуют возникновению рахита у человека. 4. Инфракрасные лучи являются важным источником внутренней энергии. 5. Влияние трёх областей солнечного излучения на организмы относят к биотическим экологическим факторам воздействия.

  1. Почему широколиственный лес считают более устойчивой экосистемой, чем разнотравный луг? Приведите не менее трёх доказательств .
  1. Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет,концентрацию углекислого газа, воду, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для реакции фотосинтеза?
  1. Объясните, почему сокращение численности волков из-за отстрела в биоценозах тундры приводит к уменьшению запасов ягеля – корма северных оленей.
  1. В природе осуществляется круговорот кислорода. Какую роль играют в этом процессе живые организмы?
  1. В искусственный водоём запустили карпов. Объясните, как это может повлиять на численность обитающих в нём личинок насекомых, карасей и щук.
  1. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой экосистемой, чем экосистему елового леса?
  1. В небольшом водоёме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклоп, гидры. Объясните. можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее трёх доказательств .
  1. Какие экологически факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?
  1. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?
  1. В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?
  1. Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок.?
  1. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?
  1. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.

  1. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?
  1. В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательности формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. Укажите не менее трёх элементов.
  1. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. Укажите не менее трёх этапов.
  1. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.
  1. Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.
  1. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной?
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
  1. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трёх причин .
  1. В чем проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?
  1. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх параметров.
  1. Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции действии этой формы естественного отбора и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

Число особей

Значение признак

  1. Птицы и млекопитающие достигли в эволюции большого успеха в освоен? наземно-воздушной среды по сравнению с другими позвоночными. Объясните, какие общие черты их организации этому способствовали. Приведите менее трёх признаков.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию. 2. Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд в популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубоко в течение одного лета, представляет собой популяцию.

  1. Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых зонах?
  1. Форма тела бабочки каллимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела бабочки?



Чрезмерный отстрел;
2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний.

Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Какие процессы происходят в этой фазе?

Ответ:
1) на рисунке изображена метафаза митоза;
2) нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом;
3) в этой фазе двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора.

Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

Ответ:
1)способствует уничтожению сорняков и ослабляет конкуренцию с культурными растениями;
2)способствует снабжению растений водой и минеральными веществами;
3)увеличивает поступление кислорода к корням.

Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

Ответ:
1)большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания;
2)сбалансированным круговоротом веществ;
3)продолжительными сроками существования.

Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство чис¬ла и формы хромосом во всех клетках организмов из поколения в поколение?

Ответ:
1)благодаря мейозу образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом;
2)при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, что обеспечивает постоянство хромосомного набора;
3)рост организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в соматических клетках.

В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Ответ:
1)бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;
2)бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) – продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

Какие признаки характерны для моховидных растений?

Ответ:
1)большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды;
2)размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит);
3)взрослое растение мха - половое поколение (гаметофит) а коробочка со спорами – бесполое (спорофит);
4)оплодотворение происходит при наличии воды.

Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?

Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках поджелудочной железы. Объясните почему.

Ответ:
1)в клетках поджелудочной железы синтезируются ферменты , которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи;
2)в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков;
3)из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток поджелудочной железы.

В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?

Ответ:
1)первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот;
2)матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.

Какие особенности строения характерны для представителей типа Хордовых?

Ответ:
1)внутренний осевой скелет;
2)нервная система в виде трубки на спинной стороне тела;
3)щели в пищеварительной трубке.

Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

Ответ:
1)уменьшение численности шмелей;
2)увеличение численности растительноядных животных;
3)размножение растений конкурентов (злаков и др).

Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?

Ответ:
1)митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ;
2)для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое;
3)в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.

Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарного контроля, опасно употреблять в пищу в недоваренном или слабо прожаренном виде.

Ответ:
1)в говяжьем мясе могут быть финны бычьего цепня;
2)в пищеварительном канале из финны развивается взрослый червь, и человек становится окончательным хозяином.

Назовите органоид растительной клетки , изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1-3, и их функции.

Ответ:
1)изображенный органоид – хлоропласт;
2)1 – тилакоиды граны, участвуют в фотосинтезе;
3)2 – ДНК, 3 – рибосомы, участвуют в синтезе собственных белков хлоропласта.

Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

Ответ:
1)в их клетках ядерное вещество представлено одной кольцевой молекулой ДНК и не отделено от цитоплазмы;
2)не имеют митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС;
3)не имеют специализированных половых клеток, отсутствуют мейоз и оплодотворение.

Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?

В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

Ответ:
1)фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;
2)по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых не происходит фотосинтез.

Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведет этот процесс?

Ответ:
1)А – стадия (зона) размножения (деления), клетки диплоидные;
2)Б – стадия (зона) роста, клетка диплоидная;
3)В - стадия (зона) созревания, клетки гаплоидные, развиваются сперматозоиды.

Чем отличаются по строению бактериальные клетки от клеток организмов других царств живой природы? Укажите не менее трех отличий.

Ответ:
1)отсутствует оформленное ядро, ядерная оболочка;
2)отсутствует ряд органоидов: митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи и др.;
3)имеют одну кольцевую хромосому.

Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

Ответ:
1)создают органические вещества из неорганических;
2)аккумулируют солнечную энергию;
3)обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.

Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?

Ответ:
1)из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила;
2)восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.


А


Б

Ответ:
1)А – прокариотическая клетка, Б – эукариотическая клетка;
2)клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра , ее наследственный материал представлен кольцевой хромосомой;
3)клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и органоиды.

В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?

Ответ:
1)сердце становится трехкамерным;
2)появляется второй круг кровообращения;
3)в сердце содержится венозная и смешанная кровь.

Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

Ответ:
1)в смешанном лесу больше видов, чем в еловом;
2)в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвленные, чем в еловом;
3)в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.

Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: ГАТГААТАГТГЦТТЦ. Перечислите не менее трех последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).

Ответ:
1)произойдет генная мутация – изменится кодон третьей аминокислоты;
2)в белке может произойти замена одной аминокислоты на другую, в результате изменится первичная структура белка;
3)могут измениться все остальные структуры белка, что повлечет появление у организма нового признака.

Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно – оранжевой части спектра.

Ответ:
1)для фотосинтеза необходимы лучи не только красной, но и синей части спектра;
2)в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра , их энергия используется в процессе фотосинтеза.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.Кишечнополостные – это трехслойные многоклеточные животные. 2.Они имеют гастральную или кишечную полость. 3.Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4.Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5.Все кишечнополостные – свободноплавающие организмы.

1)1 – кишечнополостные – двухслойные животные;
2)3 – стрекательные клетки содержатся в эктодерме, а не в кишечной полости;
3)5 – среди кишечнополостных есть прикрепленные формы.

Каким образом происходит газообмен в лёгких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс?

Ответ:
1)в основе газообмена лежит диффузия, которая обусловлена разницей концентрации газов (парциального давления) в воздухе альвеол и в крови;
2)кислород из области высокого давления в альвеолярном воздухе поступает в кровь, а углекислый газ из области высокого давления в крови поступает в альвеолы;
3)в тканях кислород из области высокого давления в капиллярах поступает в межклеточное вещество и далее в клетки органов. Углекислый газ из области высокого давления в межклеточном веществе поступает в кровь.

В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.

Ответ:
1)продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и других минеральных веществ), выделяют кислород (кроме хемотрофов);
2)консументы (и другие функциональные группы) организмов используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя углекислый газ и воду;
3)редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и др., возвращая их в среду.

Участок молекулы ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в белке, имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц. Объясните, к каким последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым нуклеотидами.

Ответ:
1)произойдёт генная мутация - могут измениться коды третьей и последующих аминокислот;
2)может измениться первичная структура белка;
3)мутация может привести к появлению нового признака у организма.

Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития?

Ответ:
1)корни растений повреждают личинки;
2)листья деревьев повреждают взрослые жуки.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Плоские черви - это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию , человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У ленточных хорошо развита пищеварительная система. 5. Плоские черви - раздельнополые животные, откладывают яйца.

1)2 - к типу Плоские черви не относят человеческую аскариду, это Круглый червь;
2)4 - у плоских червей пищеварительная система развита слабо;
3)5 - Плоские черви - гермафродиты.

Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и животных?

Ответ:
1)плод - генеративный орган покрытосеменных растений;
2)содержит семена, с помощью которых происходит размножение и расселение растений;
3)плоды растений - пища для животных.

Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее трёх факторов, которые являются причиной перелётов этих животных.

Ответ:
1)пищевые объекты насекомоядных птиц становятся не доступными для добывания;
2)ледовый покров на водоёмах и снеговой покров на земле лишают пищи растительноядных птиц;
3)изменение продолжительности светового дня.

Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.

Ответ:
1)быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нем имеются бактерии, вызывающие сбраживание продукта;
2)при стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают, и молоко сохраняется дольше.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Основные классы типа членистоногих - Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Тело ракообразных и паукообразных расчленено на голову, грудь и брюшко. 3. Тело насекомых состоит из головогруди и брюшка. 4. У паукообразных усиков нет. 5. У насекомых две пары усиков, а у ракообразных одна пара.

2 – тело ракообразных и паукообразных состоит из головогруди и брюшка;

3 – тело насекомых состоит из головы , груди и брюшка;
5 – у насекомых одна пара усиков, а у ракообразных две пары.

Докажите, что корневище растения - видоизмененный побег.

Ответ:
1)корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки;
2)на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега;
3)от корневища отходят придаточные корни;
4)внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.

Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трёх изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.

Ответ:
1)численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений;
2)резко сократится численность насекомоядных организмов (консументов ІІ порядка) или они исчезнут из-за нарушения цепей питания;
3)часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.

Почему лечение антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.

Ответ:
1)антибиотики убивают полезные бактерии, обитающие в кишечнике человека;
2)нарушаются расщепление клетчатки, всасывание воды и другие процессы.

Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?


1)буквой А обозначен сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань;
2)сосуды обеспечивают транспорт воды в листья ;
3)ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических веществ из листьев в другие органы;
4)клетки механической ткани придают прочность и являются каркасом листа.

Задания части С

1.Какие экологические факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

Элементы ответа:

1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел;

2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний

2.В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Элементы ответа:

1) бактерии-гетеротрофы - редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;

2) бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) - продуценты синтезируют орга­нические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

3.В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза бел­ка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных ри­босомах?

Элементы ответа:

1) первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот;

2) матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.

4.Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарного контроля, опас­но употреблять в пищу, в недоваренном или слабо прожаренном виде.

Элементы ответа:

1) в говяжьем мясе могут быть финны бычьего цепня;

2) в пищеварительном канале из финны развивается взрослый червь, и че­ловек становится окончательным хозяином.

5.В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

Элементы ответа:

1) фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зелёные), так как них имеются хлоропласты;

2) по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых не происходит фотосинтеза.

6.Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните.

Элементы ответа:

1) из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосу­дам за счёт транспирации, в результате которой возникает сосущая сила;

2) восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

7. Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счёт чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра

Элементы ответа:

1) для фотосинтеза необходимы лучи не только красной, но и синей части спектра;

2) в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.

8. Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития?

Элементы ответа:

1) корни растений повреждают личинки;

2) листья деревьев повреждают взрослые жуки.

9. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.

Элементы ответа:

1) быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нем имеются бактерии, вызывающие сбраживание продукта;

2) при стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают, и молоко сохраняется дольше.

10.Почему лечение антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.

Элементы ответа:

1) антибиотики убивают полезные бактерии, обитающие в кишечнике человека;

2) нарушаются расщепление клетчатки, всасывание воды и другие процессы.

11.Почему под жгут, который накладывают для остановки кровотечения из крупных кровеносных сосудов, кладут записку с указанием времени его на­ложения?

Элементы ответа:

1) прочитав записку, можно определить, сколько времени прошло после наложения жгута;

2) если через 1-2 часа не удалось доставить больного к врачу, то следует на некоторое время ослабить жгут. Это предупредит омертвение тканей

1,«Способность экосистемы противостоять внутренним абиотическим факторам среды и антропогенным воздействиям» называется:

    стабильность экологическая

    условия жизни человека

    экологическая устойчивость

    экологическое равновесие

    экологически конфликтная ситуация

2,Чем количественно выражается экологическая толерантность?

    уровнем воздействующих факторов, оптимальным для жизнедеятельности организма

    диапазоном изменения среды, в пределах которого сохраняется нормальная жизнедеятельность организма

    минимальным уровнем действующего фактора, при котором возможна жизнедеятельность организма

    максимальным уровнем действующего фактора, при котором возможна жизнедеятельность организма

    диапазоном изменений среды, в пределах которого невозможна жизнедеятельность организма

3,Какое из представленных ниже веществ относится к биокосному веществу?

  1. природный газ

4,Известно, что вид организма может существовать до теxпоp и постольку, поскольку окружающая его природная среда соответствует генетическим возможностям приспособления этого вида к ее колебаниям и изменениям. Какой закон постулирует эту аксиому?

    «все или ничего» (Х. Боулич)

    толерантности (В. Шелфорд)

5,Человек создает пригодные для себя условия су­ществования посредством сознательного изменения природы. Каким видом адаптации является данный процесс?

    пассивная

    активная

    индивидуальная

    групповая

6,Рассматривая демографические проблемы и возможности биосферы, ученые выдвигают различные концепции. Каким концепциям, отмеченным цифрами, соответствуют утверждения ученых, обозначенные буквами?

7,Начальная численность популяции волков составляет 15 особей, один волк потребляет по 30 оленей ежегодно, годовой прирост популяции волков составляет 10%. Какие факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

    состояние кормовой базы (численность травоядных животных); вакцинация популяций; внутривидовая конкуренция и истребление человеком

8.С течением времени при получении полезной продукции из природных систем на ее единицу затрачивается все большее количество энергии. Какой закон подтверждает данное суждение?

    закон снижения энергетической эффективности природопользования

    закон оптимальности

    «баттерфляй эффект»

    принцип неполноты информации

    правило островного измельчения видов

9.В процессе приспособления к различным геоклиматическим условиям каждого региона у людей выработались сходные адаптивные признаки. Какие морфологические признаки характерны для арктического адаптивного типа?

А. сильно развитая костно-мускульная система

С. низкие показатели основного обмена

Е. удлиненная форма тела

10. На рисунке представлена кривая жизнедеятельности многолетнего растения. Как называется диапазон действия фактора, который наиболее благоприятен для жизнедеятельности растения?

    зона покоя

    зона пессиума

    зона оптимума

    зона жизни

    зона жизнедеятельности

11.Африканские львы живут семьями на определенных территориях и любая встреча самцов неминуемо приводит к столкновениям. Как называется данный вид взаимодействий?

    эффект группы

    эффект массы

    прямая внутривидовая конкуренция

    косвенная внутривидовая конкуренция

    межвидовая конкуренция

12.Какие основные характеристики, согласно учению В.И. Вернадского, имеет «живое вещество»?

    физико-химические свойства, энергия, суммарная масса

    физический состав, энергия, суммарная масса

    суммарная масса, физический состав, физико-химические свойства

    суммарная масса, химический состав, энергия

    химический состав, энергия, физико-химические свойства

13. Скорость фотосинтеза зависит от лимитирующих (ограничивающих) факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, температуру. Почему концентрация углекислого газа является лимитирующим фактором для реакций фотосинтеза?

    необходимое условие для световых реакций фотосинтеза, при его недостатке интенсивность фотосинтеза снижается

    необходим для синтеза глюкозы, при его недостатке снижается синтез

    является источником энергии, обеспечивающим рост растений

    все реакции фотосинтеза осуществляются при участии ферментов, активность которых зависит от температуры

    необходим для биохимических реакций синтеза органических веществ с использованием энергии

14.В процессе эволюции в биогеоценозах сложились цепи взаимосвя­занных видов, последовательно извлекающих вещество и энергию из исходного пищевого продукта. Такие цепи получили название пищевых. Какие компоненты следующей цепи питания «осина - заяц - лиса» представлены?

    редуцент - консумент - продуцент

    продуцент - консумент 1 порядка - консумент 2 порядка

    продуцент - консумент - редуцент

    автотроф - гетеротроф - редуцент

    продуцент - гетеротроф – редуцент

15.Белка и лось живут в одном лесу, но не контактируют друг с другом. О каком виде взаимоотношений идет речь?

    нейтрализм

    аменсализм

    комменсализм

    мутуализм

16.Наиболее высокий уровень существования живого вещества:

    биосферный

    организменный

    популяционно-видовой

    биоценоз

    биогеоценоз

17.Мутуализм характеризуется тем, что:

    один вид оказывает неблагоприятное воздействие на другой

    оба вида полезны друг для друга

18.Сообщество – есть:

    совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей

    совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых видов в определенном пространстве, пригодном для жизни

    устойчивая, саморегулирующаяся, пространственно ограниченная природная система

    совокупность генов популяции, группы популяций или вида

    система сложных взаимоотношений между живыми организмами и средой обитания

19. Доминирующими экологическими факторами в горной местности являются: низкая температура, пониженное содержание кислорода. Какие компенсаторные процессы в организме будут происходить при адаптации людей, сменивших свое место жительства на высокогорье?

    повышение содержания гемоглобина и увеличение количества эритроцитов

    повышение содержание гемоглобина и снижение количества эритроцитов

    понижение содержания гемоглобина и увеличение количества эритроцитов

    снижение уровня основного обмена и снижение количества эритроцитов

    повышение уровня основного обмена и понижение содержания гемоглобина

20.Любое техногенное вмешательство человека в природу, даже с учетом последних научных знаний о законах ее функционирования, неминуемо приводит к негативным экологическим последствиям. Какой закон экологии объясняет это?

    «все или ничего» (Х. Боулич)

    «все связано во всем» (Б. Коммонер)

    «все должно куда-то деваться» (Б. Коммонер)

    природа "знает" лучше (Б. Коммонер)

    ограничивающего фактора (Ю. Либих)

21.В процессе эволюции в биогеоценозах сложились цепи взаимосвя­занных видов, последовательно извлекающих вещество и энергию из исходного пищевого продукта. В водной экосистеме обитают цапли, водоросли, окуни, плотва.Какие изменения произойдут в экосистеме, если численность водорослей увеличится, а численность цапель – уменьшится?

    увеличится численность плотвы, питающейся водорослями; увеличится численность окуней, так как у них станет больше пищи (плотвы) и меньше врагов (цапли).

    уменьшится численность плотвы, питающейся водорослями; уменьшится численность окуней, так как у них не станет больше пищи (плотвы).

    уменьшится численность плотвы, из-за увеличения численности окуней питающейся водорослями;

    увеличится численность плотвы, питающейся водорослями; увеличится численность окуней, так как цапли будут есть водоросли

    увеличится численность плотвы, так как окуни будут питаться водорослями

22. Рассматривая демографические проблемы и возможности биосферы, ученые выдвигают различные концепции. Каким концепциям, отмеченным цифрами, соответствуют утверждения ученых, обозначенные буквами?

23.М иноги нападают на треску, лососей, корюшку, осетров и других крупных рыб и даже на китов. Присосавшись к жертве, минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель. Многие рыбы погибают от нанесенных ею многочисленных ран. О каком виде взаимоотношений идет речь?

    нейтрализм

    аменсализм

    комменсализм

    мутуализм

24.Увеличение концентрации, какого газа приводит к усилению парникового эффекта?

A. диоксида серы

B.углекислого газа

C. аммиака

E. сероводорода

25.При исследовании человека обнаружены следующие морфо-функциональные признаки: высокий рост, относительное удлинение трубчатых костей, повышенное содержание гемоглобина и увеличение количества эритроцитов крови. К какому адаптивному типу можно отнести данного человека?

    арктическому

    тропическому

    субтропическому

    высокогорному

    умеренного климата

26.Вещество, энергия, информация и качества отдельных природных систем взаимосвязаны настолько, что любое изменение одного из этих факторов вызывает функциональные, структурные, качественные и количественные перемены всех систем и их иерархии. Как называется эта закономерность в классической экологии?

    закон внутреннего динамического равновесия

    закон единства «организм-среда»

    закон развития природной среды за счет окружающей среды

    закон однонаправленности потока энергии

    закон толерантности

27.Как называется форма комменсализма, при котором комменсал обитает в жилище животного-хозяина?

    синойкия

    мутуализм

    нейтрализм

    аменсализм

28.Процесс смены во времени одних биогеоценозов другими называется:

    сукцессия

  1. флуктуация

    энтропия

    динамика

29.В чем заключается содержание экологии человека как науки?

    в выяснении взаимообусловленности отношений человека с окружающей его средой

    познании закономерностей антропогенного влияния на природные экосистемы

    научное обоснование путей создания гармоничных отношений общества и природы

    изучение закономерностей функционирования экосистем

    изучение закономерностей организации сообществ

30.Каким из ниже перечисленных ученных введен термин «экосистема»?

    Т. Миллером

    Д. Андерсеном

    Э. Геккелем

  1. А. Тенсли

31.Многие простейшие, грибы являются космополитами и распространены повсеместно. Как называют организмы с таким видом экологической пластичности?

    эврбиотные

    стенобиотные

    адаптивные

    неприхотливые

    пластичные

32.Как называют общее количество особей популяций на выделяемой территории?

    численность

    плотность

    насыщенность

    сообщество

    гомеостаз

33.Какой из разделов экологии изучает взаимоотношения популяций со средой, их структуру и динамику численности?

    демэкология

    синэкология

    аутэкология

    медэкология

    санэкология

34.В эпоху верхнего палеолита у обитателей различных географических районов сформировались основные расово-диагностические черты, имеющие приспособительный характер к ус­ловиям среды. Какая расово-диагностическая черта, имеет приспособительный характер к ус­ловиям среды?

    язык общения

    выносливость

    форма волос

    физиологические реакции

    характер питания

35.Как называется диапазон значений фактора, в котором он активно проявляет свои жизненные функции?

    зона покоя

    зона пессиума

    зона оптимума

    зона жизни

    зона жизнедеятельности

36.Рассматривая демографические проблемы и возможности биосферы, ученые выдвигают различные концепции. Каким концепциям, отмеченным цифрами, соответствуют утверждения ученых, обозначенные буквами?

37. Какая из представленных ниже пищевых цепей составлена верно?

    еж - растение - кузнечик - лягушка

    кузнечик - растение - еж - лягушка

    растение - кузнечик - лягушка - еж

    еж - лягушка - кузнечик - растение

    кузнечик - лягушка - еж - растение

38.Аменсализм характеризуется тем, что:

    каждый из двух видов неблагоприятно влияет друг на друга

    виды не оказывают какого-либо влияния друг на друга

    один вид вызывает угнетение другого

    один вид получает одностороннюю пользу от другого

    оба вида получают взаимную пользу друг от друга

39.Какая из представленных ниже экосистем относится к микроэкосистемам?

    аквариум

    континент

40.Что такое «биотический потенциал» популяции?

    возможность размещения вида при оптимальных условиях среды

    возможности сопротивления среды

    способность организма определенной популяции адаптироваться к условиям среды

    способность популяции мигрировать за пределы биоценоза

    конкурентоспособность популяции

41.Кто из представленных ученых создал учение о биосфере и впервые убедительно показал основополагающую роль живых организмов в геологических процессах?

    В. Шелфорд

  1. В. Докучаев

    Н. Северцов

    В. Вернадский

42.«Участок водоема или суши с однородными условиями рельефа, климата и других факторов, занятый определенным биоценозом» определяется как:

    биосистема

    биогеоценоз

    биоценоз

    экологическая ниша

43.Все живые организмы по способу питания делятся на различные группы: автотрофы и гетеротрофы. Каким видам организма, обозначенным цифрами, соответствуют особенности питания, обозначенные буквами?

44.Лишайники являются симбиотическими организмами, тело которых построено из водорослей и грибов. Нити гриба снабжают клетки водоросли водой и минеральными веществами, а клетки водорослей осуществляют фотосинтез и, следовательно, снабжают гифы грибов органическими веществами. К какому типу межвидовых взаимодействий относится данный пример?

  1. нейтрализм

    аменсализм

    комменсализм

    мутуализм

45.Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничто не может быть выиграно или потеряно, не может быть объектом всеобщего улучшения; все извлеченное в процессе человеческого труда должно быть возмещено. Кто из ученых сформулировал этот закон?

    Х. Боулич

    М. Коммонер

46.Укажите причины продолжающегося роста численности населения Земли:

    снижение смертности во всех возрастных группах в развивающихся странах

    высокая рождаемость в развивающихся странах

    высокая рождаемость в развитых странах

    снижение детской смертности в развитых странах

    снижение заболеваемости в развивающихся странах

47.Северный кит может жить только в очень узком диапазоне значений температуры воды. Как называют организмы с таким видом экологической пластичности?

    эвритермные

    стенотермные

    стенофотные

    сврифотные

    стеногалитные

48.Пресноводная рыбка горчак откладывает икринки в мантийную полость двухстворчатых моллюсков. Развивающиеся икринки надежно защищены раковиной моллюска, но они безразличны для хозяина и не питаются за его счет. К какому типу межвидовых взаимодействий относится данный пример?

    квартирантство

    хищничество

  1. конкуренция

49.Какие морфофункциональные признаки характерны для людей арктического адаптивного типа?

    удлиненная форма тела

    относительное уменьшение массы тела при увеличении длины конечностей

    более интенсивное потоотделение

    низкие показатели основного обмена

    значительная плотность тела

50.«Основные материально-энергетические составляющие экологических систем» обозначается термином:

    экологические компоненты

    экологические ниши

    экологически опасные ситуации

    экологический состав

    экологические функции

52.Всю совокупность организмов на планете В.И. Вернадский назвал:

    косное вещество

    живое вещество

    биогенное вещество

    биокосное вещество

    аморфное вещество

53.Гетеротрофными организмами, потребляющими готовые органические соединения путем поедания других живых организмов или частиц органического вещества, называется:

    продуцентами

    консументами

    редуцентами

    вторичными продуцентами

    вторичными редуцентами

55.Доминирующими экологическими факторами окружающей среды в течение длительного времени являлись: высокая температура и влажность, преобладание в рационе углеводов и недостаток животных белков, высокая заболеваемость различными эпидемическими болезнями. Какой адаптивный тип сформируется в результате воздействия данных факторов?

    арктический

    высокогорный

    тропический

    смешанный

56.Рассматривая демографические проблемы и возможности биосферы, ученые выдвигают различные концепции. Каким концепциям, отмеченным цифрами, соответствуют утверждения ученых, обозначенные буквами?

58.«Область знаний, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой и с другими организмами и сообществами».называется:

    экологией

    экосистемой

    биосферой

    биологией

    биогеоценозом

59. Аутэкология – это:

    экология организмов

    учение об экосистемах

    учение о биосфере

    учение о факторах среды

    экология экосистем

60.В процессе эволюции в биогеоценозах сложились цепи взаимосвя­занных видов, последовательно извлекающих вещество и энергию из исходного пищевого продукта. В водной экосистеме обитают цапли, водоросли, окуни, плотва. Как размещаются эти организмы по разным трофическим уровням в соответствии с правиломэкологической пирамиды?

    1-й –плотва, 2-й– водоросли, 3-й – окуни, 4-й – цапли

    1-й – водоросли, 2-й –окуни,3-й – плотва, 4-й – цапли

    1-й – водоросли, 2-й– плотва, 3-й – окуни, 4-й – цапли

    1-й – цапли, 2-й– окуни, 3-й –плотва, 4-й –водоросли

    1-й – цапли, 2-й– плотва, 3-й – окуни, 4-й –водоросли

61.Какие изменения происходят в организме при групповых адаптациях?

    изменение морфологических признаков

    изменение физических показателей

    изменение физико-химических реакций

    изменение трофики

    изменение антропометрических показателей



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»