Какой алеша попович. Где жили былинные богатыри? Где родился Добрыня Никитич

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Одним из самых известных русских богатырей считается Алеша Попович. Он является персонажем былин и сказаний, в которых повествуется об исключительной смелости мифологизированного богатыря, сравнимой лишь с силой Святогора. Основное занятие Алеши Поповича - труд на службе у киевского князя и защита простого народа от внешних врагов.

Откуда появился Алеша Попович

Родина Алеши Поповича - Ростов Великий. Уже в XIII веке в одной из летописей упоминается Александр, или Олеша Попович. Слово «богатырь» имеет тюркское происхождение, появилось оно вместе с татарами уже после кончины Александра. Известен Алеша Попович главным образом победой над Тугариным. Основное занятие Алеши Поповича - это совершение подвигов. Вместе с Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем Алеша образует знаменитую богатырскую троицу.

Характер богатыря

Несмотря на великую славу, качества Алеши Поповича основываются не на силе, а на хитрости и находчивости. Образ этого богатыря показывает двойственную и противоречивую натуру. Мужественный и удалой, он проявляет хвастливость, коварство и лукавство. Веселые и беззаботные шутки Алеши порой превращаются в злые и коварные насмешки. Это дает повод товарищам высказать богатырю осуждение, порицание подобного поведения. Долю недовольства Добрыни Никитича вызвало и сватовство Алеши к его жене - Настасье Микулишне - во время отсутствия мужа. По словам Добрыни, у Алеши «глаза завидущие и руки загребущие». Зависть и горделивость являются слабой стороной характера Поповича. В былине говорится, что однажды князь посадил Илью Муромца на почетное место. Это настолько рассердило Алешу Поповича, что он бросил в Илью нож. Хвастовство также является характера героя. То и дело богатырь говорит названым братьям: «Я удалее всех. Конь у меня порыскучее». По одной из версий, хвастовство в конечном итоге сгубило не только Алешу Поповича, но и всех богатырей. Несмотря на пороки, Алеша является глубоко верующим человеком. Про него говорили «Алешкина молитва до Бога доходит». Этот богатырь очень богомольный, недаром он является сыном ростовского протопопа. Отсюда пошло прозвище Алеши - Попович.

Чем занимался Алеша Попович

Чем занимался до приезда в Киев Алеша Попович, былина не повествует. Древнему эпосу свойственна циклизация вокруг этого города. В связи с этим основное занятие Алеши Поповича связано с киевскими подвигами. Самый архаичный сюжет его боев - это, безусловно, сражение с Тугариным. Этот бой затмевает другие подвиги Алеши Поповича. Тугарин чаще всего сопоставляется с половецким ханом по имени Тугор-кан. Именно он чинил на русской земле много зла и бед во второй половине XII столетия. С русским князем хана связывали родственные узы. Однако это не помешало ему осаждать русские города и грабить местное население. Ненасытность и жадность Тугор-кана высмеивает Алеша Попович. Былина повествует, что богатырь выгнал из Киева Тугарина. В действительности Тугор-кан мог присутствовать на пиру у князя поскольку приходился ему тестем.

Сражение с Тугариным

После того как Алеша Попович выгнал злодея с пира, сила мифа превращает Тугарина в опасного змея. В ответ на угрозы противника задушить его дымом, завалить искрами, уничтожить пламенем огня, пристрелить головнями богатырь принимает бой. Сражение протекает вблизи воды. По одной из версий былин, это происходит у Сафаст-реки. В итоге Алеша Попович сражает Тугарина и рассекает его труп, разметав по полю чистому останки. По другой версии, богатырь отвлек внимание противника, заставив его оглянуться назад. В момент, когда Тугарин потерял бдительность, Алеша Попович отсек ему голову.

Прообраз русского богатыря Поповича

Как и во многих былинах, существовал прототип храброго богатыря Алеши Поповича. Им стал некий Александр Попович, для которого одним из главных профессиональных качеств была смелость. Согласно Тверской летописи XIII века, Александр Попович приехал в Киев из Ростовской земли. В Суздальской летописи говорится об участии и гибели этого воина в битве 1224 года возле реки Калки. Однако большинство описаний жизни Александра Поповича оказались заимствованы летописями у народных эпосов. Согласно исследованиям, в XIII веке уже сложился культ данного персонажа.

Таким образом, основное занятие Алеши Поповича заключалось в том, чтобы защищать землю русскую от вражеской татарской силы. Одним из самых громких сражений стал поединок с Тугариным, обернувшийся для Алеши победой и громкой славой. Впоследствии сражение было мифологизировано: Тугарин-кан превратился в страшное чудище, напоминающее Змея Горыныча и Идолище Поганое. В разных былинах бой Алеши и Тугарина описывается по-своему. Несмотря на несколько вариантов этой истории, финал у нее один: богатырь побеждает злодея своей смекалкой и хитростью.

Министерство обороны Украины провело блистательную спецоперацию по борьбе с «российской угрозой». Прошла она не в Донбассе и не на границе с Крымом, а в … «Википедии».

Как сообщают украинские «Вести», представители Министерства обороны Украины в статье интернет-энциклопедии, посвящённой Илье Муромцу, .

Вместо деревни Карачарово, что под Муромом во Владимирской области, украинские военные указали город Моровск под Черниговом, который в древности назывался Муромском.

По мнению украинских журналистов, спецоперация проведена не случайно, а в связи с выходом осенью 2017 года первого украинского фэнтези-фильма «Сторожевая застава», где будут действовать всем известные богатыри. При этом фильм настаивает на том, что богатыри не русские, а украинские.

Иначе как маразмом всё происходящее назвать нельзя. Хотя бы потому, что вне зависимости от того, родился ли Илья Муромец под Черниговом или же под Муромом, он, как и его товарищи по оружию, вне всяких сомнений, был русским или, если хотите, русичем. Ни один из прототипов Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича не мог называть себя «украинцем» даже теоретически, поскольку действовали богатыри в тот период, когда деление одного древнерусского народа на три ветви, которые ныне именуются русскими, украинцами и белорусами, ещё не произошло.

Когда говорят о богатырях, не зря упоминают, что они «былинные»: за столетия устных сказаний их биография многократно дополнялась новыми приключениями, так что обнаружить, с чего всё началось, довольно сложно.

Существует очень много версий о том, кто именно был прототипом богатырей, но мы сейчас поговорим лишь о тех, которые представляются самыми убедительными, и к которым склоняется большинство историков.

А. П. Рябушкин. Илья Муромец. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». Репродукция

Илья Муромец — Илья Чоботок, святой Илия Печерский

В Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры покоятся мощи инока Илии Печерского , причисленного к лику святых в XVII веке. Это человек жил в XII веке и в своей светской жизни носил имя Илья Чоботок . Прозвище своё он получил за то, что, обладая необычайной силой, однажды отбился от врагов чоботом, то есть сапогом.

Илья Чоботок был уроженцем владимирского села Карачарово, где не только сохранились предания о нём, но и до сих пор проживают люди, считающиеся его потомками: семейство Гущиных . Оно славится необычайной силой: по легенде, мужчинам этого рода вплоть до XIX века запрещалось участвовать в такой популярной на Руси забаве, как кулачные бои.

Илья Чоботок поступил на службу в дружину киевского князя и среди дружинников занимал высокое положение.

Мощи Ильи Печерского. Фото: Commons.wikimedia.org

Экспертиза останков в Киево-Печерской лавре, проводившаяся в советские времена, показала, что Илия Печерский был физически сильным мужчиной высокого роста, имевшим следы многочисленных ранений. Это характерно для воина. Кроме того, были обнаружены следы, указывающие на заболевание позвоночника. Как мы помним, былина говорит, что Илья до 33 лет не мог ходить.

Считается, что, скорее всего, Чоботок стал иноком, после того как очередное полученное ранение сделало его непригодным для дальнейшей службы.

При этом весьма вероятно, что инок Илия Печерский погиб в бою. В 1204 году князь Рюрик Ростиславич вместе с половцами захватил Киев и разорил лавру. Опытный воин, пусть и после тяжелого ранения, инок Илия не мог не встать на пути захватчиков.

Андрей Рябушкин. Добрыня Никитич. 1895. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». Репродукция

Добрыня Никитич — Добрыня, воевода князя Владимира Красное Солнышко

В былинах Добрыня Никитич чаще всего фигурирует как богатырь на службе князя Владимира , причём чрезвычайно приближенный к нему. Поэтому наиболее вероятным прототипом следует считать воеводу князя Владимира Добрыню, который приходился крестителю Руси родным дядей, был братом его матери Малуши.

Точное место рождения его неизвестно. Некоторые исследователи указывают на окрестности современного Владимира-Волынского. Известно, что Добрыня был влиятельным человеком ещё во времена правления отца Владимира, князя Святослава , и именно поэтому оказался наставником молодого Владимира, отправленного отцом на княжение в Новгород.

Добрыня был очень активен в период, когда Владимир вёл борьбу за право стать киевским князем. Летопись утверждает, что именно он сподвиг князя на жёсткие действия против Полоцка, включая изнасилование невесты князя Ярополка Рогнеды . В захвате женщин силой в ту пору не было ничего экстраординарного, однако Добрыня, раздражённый намёками Рогнеды и её окружения на «рабский» статус его сестры Малуши, убедил Владимира действовать, как сейчас говорят, с особым цинизмом.

После того как Владимир стал киевским князем, Добрыня был поставлен наместником в Новгороде, и, судя по всему, оставался им до самой смерти. Наместником в Новгороде был и сын Добрыни, Константин Добрынич . Будучи сподвижником Ярослава Мудрого, Константин Добрынич попал в опалу, затем переведён в Муром, где и погиб в 1022 году.

А. П. Рябушкин. Алёша Попович. Былинный богатырь. Репродукция

Алёша Попович — Александр Попович, ростовский боярин, соратник Добрыни Золотого Пояса

В летописях начала XIII века фигурирует Александр Попович . «Некто от ростовских, житель Александр, глаголемый Попович, и слуга бе у него именем Тороп; служаше бо той Александр великому князю Всеволоду Юрьевичу...», — гласит исторический документ.

Согласно дошедшим до нас сведениям, уроженец Ростова Олеша или Александр Попович был знатным боярином и одновременно одним из сильнейших воинов на своей родине. Он состоял на службе князя Всеволода Большое Гнездо , потомки которого правили Россией вплоть до угасания династии Рюриковичей.

Александр Попович служил сыну Всеволода, Константину Всеволодовичу , и был втянут в его противостояние с братом, Юрием Всеволодовичем . После смерти Константина в 1218 году боярин опасался проблем и имел на то основания: он лично убил нескольких лучших воинов Юрия. Поэтому Александр Попович уехал в Киев, где поступил на службу к князю Мстиславу Старому .

И здесь его судьба неожиданно пересекается с ещё одним претендентом на роль прототипа Добрыни Никитича: уроженцем Рязани Добрыней Золотым Поясом . Прозвище этот воин получил от профессии отца, занимавшегося торговлей с иностранцами. Именитых купцов в этот период называли «золотыми поясами».

Добрыня рано овладел военным искусством и поступил на службу к ростовскому князю Константину Всеволодовичу, став однополчанином Александра Поповича.

После смерти князя он оказался среди тех, кто отправился на службу в Киев.

Летописи утверждают, что рязанский Добрыня и Александр Попович участвовали в первой битве русских с татаро-монголами, которая произошла на реке Калке в мае 1223 года.

В числе погибших при Калке было не менее девяти князей, включая Мстислава Старого. Там же полегли многие русские воины, в том числе Александр Попович и Добрыня Золотой Пояс.

Погибли, даже не догадываясь, что 800 лет спустя потомки будут старательно переписывать их биографию в угоду текущему политическому моменту.

Алеша Попович – русский былинный богатырь, герой древнеславянского былинного цикла, этот древнерусский герой тесно связан с киевскими богатырями Ильей Муромцем и с Добрыней Никитичем. Кроме того, между Алешей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алеши почти совершенно сходны друг с другом. Исходя из этого, известный профессор истории русской литературы Орест Федорович Миллер сравнивает Алешу и Добрыню с индийским Индрой, считает их общеарийским достоянием, перешедшим к нам путем традиции, и видит в них первоначальное олицетворение солнца. Таким образом, и борьба Алеши Поповича с Тугарином Змеевичем принимает естественно мифологическое освещение. Самого Тугарина Орест Федорович Миллер считает мифическим существом, историк славянского эпоса Александр Николаевич Веселовский склонен признать в нем половецкого хана Тугархана, историк литературы и фольклорист Михаил Георгиевич Халанский же доказывает, что он стоит в ближайшей связи с южнославянскими народными верованиями в чудовищных змеев; он тоже признает в Тугарине мифическую основу, затемненную заимствованными из книжных сказаний чертами; сближение его имени с именем Тугархана он считает шатким и принимает здесь просто случайное созвучие.

Богатыри (справа налево Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич), художник Виктор Васнецов, 1881-1898 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва

По мнению слависта Аполлона Александровича Майкова, Алеша Попович представляется воплощением целого ряда порочных свойств: хитрости, эгоизма, корыстолюбия; его характеристику определило, вероятно, его сословное прозвище. В нем действительно мы находим смешение различных черт; он прежде всего отличается смелостью; но, кроме того, он горделив, спесив, бранчив, задорен и груб; в бою верток, хитер: он, наконец, женский пересмешник. Приблизительно то же говорит Александр Николаевич Веселовский: "смелый, зарывчивый, дерзкий Алеша старых песен очутился в позднейшем развитии нашего эпоса бабьим пересмешником, злостным наветчиком женской чести и неудачливым ловеласом. Как совершилось это вырождение, трудно сказать определенно. Быть может, переходная черта: хвастливость".

Последние черты характера Алеши Поповича ярко выразились в его отношениях с сестрой Збродовичей. И этот факт объясняет Орест Федорович Миллер мифологически: по его мнению, это выражение темного свойства светлого мифического существа, например, солнца, которое иногда приносит вред людям слишком палящими своими лучами. Что касается самих Збродовичей, то они, по мнению слависта и исследователя русского народного творчества Петра Алексеевича Бессонова, представляют собою скученных богатырей, сброд темных удальцов. Орест Федорович Миллер в своем труде "Опыт исторического обозрения русской словесности" высказал мнение, что образ Алеши Поповича с течением времени все более и более омрачается в духе тех отношений народа к слабым сторонам духовенства, из которых вытекла и пословица о "загребущих руках и завидующих глазах"; а чем более развивались в Алеше такие черты, тем более теряло значение все же сохранившееся за ним прозвание смелого.

Исследователь славянского фольклора Михаил Георгиевич Халанский в Алеше Поповиче видит упоминаемого в Летописях ростовского богатыря Александра Поповича, жившего в конце XII и в начале XIII века; былины о нем вошли в поздние летописи, но в былинах отразились областные ростовские сказания о нем. Таким образом, по мнению Халанского, Алеша является богатырем русского Севера. С этим предположением не согласен Александр Николаевич Веселовский, который в своем исследовании "Южно-русские былины" пишет: "упоминания богатырей Алеши и Добрыни растянуты на таком значительном хронологическом пространстве, что вероятным представляется вторжение песни в летописный рассказ". Очевидно, что Михаил Георгиевич Халанский допускает это вторжение только в позднейшие летописи. Далее Веселовский продолжает: "Алеша Попович под влиянием былины, включенный на севере в летопись, приурочился к Ростову и это повлияло несколько на изменение его тона, который в былинах сложился из ряда разновременных наслоений". Наконец, писатель и исторический публицист Владимир Владимирович Каллаш в своем сочинении "Этнографическое обозрение" (1890) сближает Алешу с Александром Македонским, который в единоборстве с Пором употребил ту же хитрость, что и Алеша в бою с Тугарином.

Алеша Попович и Тугарин Змеевич

Из далече-далече, из чиста поля
Тут едут удалы два молодца,
Едут конь-о-конь да седло-о-седло,
Узду-о-узду да тосмяную,
Да сами меж собой разговаривают:
«Куды нам ведь, братцы, уж как ехать будет?
Нам ехать – не ехать нам в Суздаль град?
Да в Суздале-граде питья много,
Да будет добрым молодцам испропитися, -
Пройдет про нас славушка недобрая.
Да ехать – не ехать в Чернигов-град?
В Чернигове граде девки хороши,
С хорошими девками спознаться будет,
Пройдёт про нас славушка недобрая.
Нам ехать – не ехать во Киев-град?
Да Киеву-городу на оборону,
Да нам, добрым молодцам, на выхвальбу».
Приезжают ко городу ко Киеву,
Ко тому же ко князю ко Владимиру,
Ко той же ко гриденке ко светлоей.
Ставают молодцы да со добрых коней,
Да мецют коней своих невязаных,
Никому-то коней да неприказанных,
Никому-то до коней да, право, дела нет.
Да лазят во гриденку во светлую,
Да крест-от кладут-де по-писаному,
Поклон-от ведут да по-ученому,
Молитву творят да все Исусову.
Они бьют челом на вси четыре стороны,
А князю с княгиней на особинку:
«Ты здравствуй, Владимир стольнокиевской!
Ты здравствуй, княгина мать Апраксия!»
Говорит-то Владимир стольнокиевской:
«Вы здравствуй, удалы добры молодцы!
Вы какой же земли, какого города?
Какого отца да какой матушки?
Как вас молодцов да именём зовут?»

Говорит тут удалой доброй молодец:
«Меня зовую Олёшей нынь Поповицём,
Попа бы Левонтья сын Ростовского,
Да другой-от Еким – Олёшин паробок».
Говорит тут Владимир стольнокиевской:
«Давно про тя весточка прохаживала,
Случилося Олёшу в очи видети.
Да перво те место да подле меня,
Друго тебе место – супротив меня,
Третье тебе место – куды сам ты хошь».
Говорит-то Олёшенька Поповиць-от:
«Не седу я в место подле тебя,
Не седу я в место супротив тебя,
Да седу я в место куды сам хоцю,
Да седу на пецьку на муравленку,
Под красно хорошо под трубно окно».
Немножно поры де миновалося
Да на пяту гриня отпиралася,
Да лазат-то чудо поганоё,
Собака Тугарин был Змеевич-от.
Да Богу собака не молится,
Да князю с княгиней не кланятся,
Князьям и боярам он челом не бьет.
Вышина у собаки ведь уж трех сажон,
Ширина у собаки ведь двух охват,
Промеж ему глаза да калена стрела,
Промеж ему ушей да пядь бумажная.
Садился собака он за дубов стол,
По праву руку князя он Владимира,
По леву руку княгины он Апраксии.

Олёшка на запечье не утерпел:
«Ты ой есь, Владымир стольнокиевской!
Али ты с княгиной не в любе живешь?
Промежу вами чудо сидит поганое,
Собака Тугарин-от Змеевич-от».
Принесли-то на стол да как белу лебедь,
Вынимал-то собака свой булатен нож,
Поддел-то собака он белу лебедь,
Он кинул, собака, ей себе в гортань,
Со щеки-то на щеку перемётыват,
Лебяжье костьё да вон выплюиват.
Олёша на запечье не утерпел:
«У моего у света у батюшка,

Было старо собачишшо дворовоё,
По подстолью собака волочилася,
Лебяжею костью задавилася,

Лежать ему во далече в чистом поле».
Принесли-то на стол да пирог столовой.

Поддел-то пирог да на булатен нож,
Он кинул, собака, себе в гортань.

Олёша на запечье не утерпел:
«У моего у света у батюшка,
У попа у Левонтья Ростовского
Было старо коровишшо дворовое,
По двору-то корова волочилася,
Дробиной корова задавилася,
Собаке Тугарину не минуть того, -
Лежать ему во далечем чистом поле».
Говорит-то собака нынь Тугарин-от:
«Да што у тя на запечье за смерд сидит,
За смерд-от сидит да за засельщина?»
Говорит-то Владымир стольнокиевской:
«Не смерд-от сидит да не засельщина,
Сидит руськой могучей да богатырь
А по имени Олёшенька Попович-от».
Вымал-то собака свой булатен нож,
Да кинул собака нож на запечьё,
Да кинул в Олёшеньку Поповиця.
У Олёши Екимушко подхватчив был,
Подхватил он ведь ножицёк за черешок;
У ножа были припои нынь серебряны,
По весу-то припои были двенадцать пуд.
Да сами они-де похваляются:
«Здесь у нас дело заезжее,
А хлебы у нас здеся завозныя,
На вине-то пропьём, хоть на калаче проедим».
Пошел-то собака из застолья вон,
Да сам говорил-де таковы речи:
«Ты будь-ко, Олёша, со мной на полё».
Говорит-то Олёша Поповиць-от:
«Да я с тобой, с собакой, хоть топере готов».
Говорит-то Екимушко да паробок:
«Ты ой есь, Олёшенька названой брат!
Да сам ли пойдешь али меня пошлешь?»
Говорит-то Олёша нынь Поповиць-от:
«Да сам я пойду да не тебя пошлю».

Пошел Олёша пеш дорогою,
В руки взял шалыгу подорожную
Да этой шалыгой подпирается.
Он смотрел собаку во чистом поле –
Летает собака по поднебесью,
Да крыльё у коня ноньце бумажноё,
Он в та поры Олёша сын Поповиць-от,
Он молится Спасу Вседержителю,
Чудной Мати Божьей Богородици:
«Уж ты ой еси, Спас да Вседержитель наш!
Чудная есть Мать да Богородиця! Пошли,
Господь, с неба крупна дождя, Подмочи,
Господь, крыльё бумажноё, Опусти,
Господь, Тугарина на сыру землю».
Олёшина мольба Богу доходна была,
Послал Господь с неба крупна дождя,
Подмочилось у Тугарина крылье бумажное,
Опустил Господь собаку на сыру землю.
Да едёт Тугарин по чисту полю,
Кричит он, зычит да во всю голову:
«Да хошь ли, Олёша, я конем стопчу?
Да хошь ли, Олёша, я копьем сколю?
Да хошь ли, Олёша, я живком сглону?»
На то де Олёшенька ведь вёрток был –
Подвернулся под гриву лошадиную.
Да смотрит собака по чисту полю:
«Да где же Олёша нынь стоптан лежит?»
Да в та поры Олёшенька Поповиць-от
Выскакивал из-под гривы лошадиноей,
Он машет шалыгой подорожною
По Тугариновой де по буйной головы.

Покатилась голова да с плеч как пуговиця,
Свалилось трупьё да на сыру землю.
Да в та поры Олёша сын Поповиць-от
Имает Тугаринова добра коня,
Левой-то рукой да он коня держит,
Правой-то рукой да он трупьё секет.
Россек-то трупьё да по мелку частью,
Розметал-то трупьё да по чисту полю,
Поддел-то Тугаринову буйну голову,
Поддел-то Олёша на востро копье,
Повез-то ко князю ко Владымиру.
Привез-то ко гриденке ко светлоей,
Да сам говорил де таковы речи:
«Ты ой есь, Владимир стольнокиевской!
Буде нет у тя нынь пивна котла, -
Да вот те Тугаринова буйна голова;
Буде нет у тя дак пивных больших чаш, -
Дак вот те Тугариновы ясны оци;
Буде нет у тя да больших блюдишшов, -
Дак вот те Тугариновы больши ушишша».

Алеша Попович – младший из трех богатырей, основных героев русского эпоса. Имя Алеша в Древней Руси было уменьшительным от Александра. В летописях упоминается не сколько Александров Поповичей, живших в разное время. Один из них сражался с половцами и в 1100 году, другой был дружинником ростовского князя Константина Всеволодовича и в 1216 году участвовал в Липицкой битве против владимирского князя Юрия; третий – погиб в битве с татарами при Калке в 1223 году.

Вопрос о том, послужил ли какой-нибудь из этих героев прообразом Алеши Поповича или же произошел обратный процесс, и летописцы, составлявшие летописи через несколько веков после описываемых в них событий наделили реальных персонажей именем былинного богатыря, – остается открытым.

В былинах говорится, что Алеша родился в Ростове Великом и был сыном «ростовского попа».

В разных былинах образ Алеши Поповича поворачивается разными гранями. В более древних он прежде всего воин, отважный, хотя и несколько безрассудный – «напуском смелый». Позже Алеша нередко предстает легкомысленным хвастуном и «бабьим прелестником».

Центральная былина из цикла об Алеше Поповиче рассказывает о его победе над Тугарином Змеевичем. В своей основе эта былина одна из самых древних. В ней Алеша Попович еще не находится на службе у князя Владимира, а является независимым странствующим воином, разъезжающим по свету со своим товарищем-оруженосцем в поисках подвигов и приключений. В образе Тугарина слились воедино два персонажа: более древний, мифический – крылатый змей, и более поздний, исторический – половецкий хан Тугор-кан, убитый в Киеве в 1096 году.

О змеиной природе Тугарина говорит его отчество – Змеевич, а также способность летать по воздуху. Но в былине крылья не являются его неотъемлемой принадлежностью: он их «надевает», причем почти во всех вариантах былины указывается, что крылья – «бумажные».

Исторически достоверно упоминание о том, что слуги несут Тугарина «на золотой доске» – такой способ передвижения был характерен для степных владык.

Победил Алеша Тугарина и привез в Киев на княжий двор Тугаринову голову, бросил среди двора Владимирова. «Гой, еси, Алеша Попович млад! Ты мне свет дал, пожалуй ты живи в Киеве, служи мне, князю Владимиру!» – было к нему радостное слово князя стольнокиевского. Радость князя отразилась радостью по всему Киеву, разошлась от Киева по всей Руси…

Интересен образ княгини Апраксии, неверной жены князя Владимира. Прообразом ее можно считать Евпраксию Всеволодовну, сестру Владимира Мономаха. Евпраксия была выдана замуж за саксонского графа Штадена, вскоре овдовела и стала женой императора Священной Римской империи Генриха IV. Современники называли Евпраксию «бесстыдной, развратной женщиной». Впоследствии она бежала от мужа, обвинив его во многих злодеяниях, и вернулась в Киев. Народная молва могла приписать ей связь с Тугор-каном, хотя в действительности он был убит за год до ее возвращения в Киев.

Молодецкая удаль издревле ценилась на Руси. Богатыри славились силой и отвагой, их мужество вселяло веру в то, что зло будет наказано. Легенды об их жизни передавались из уст в уста, обрастая новыми деталями.

Со временем стерлась грань между вымыслом и правдой. Современным историкам остается только спорить о реальности существования этих героев, строить догадки, кто же стал их прототипом. Одно понятно, что в старых сказках, есть доля правды.

Илья Муромец

Илья Муромец – древнерусский богатырь, один из главных героев былинных сказаний. Его можно назвать воплощением мужества, отваги и преданности. Вопрос о том, вымышленным ли является этот персонаж – предмет споров многих ученых. Одни исследователи считают, что богатырь – реальная историческая личность (прототипом считают Илию Печерского), другие историки опровергают эту гипотезу, в связи с отсутствием каких-либо летописных упоминаний о герое-воине Ильи Муромце.


Где родился Илья Муромец?

Считается, что Илья Муромец родился во второй половине 12-го века неподалеку от города Мурома, в селе Карачарово.

Известно, что до 30 лет богатырь не мог ходить. Ученые проведя исследование мощей святого Ильи Печерского, обнаружили искривление позвоночника, которое могло стать причиной паралича. В сказаниях есть две версии излечения. По одной из них богатырю помогли калики перехожие, которые могли быть знахарями, по другой - исцеление связывают с божественной благодатью. Рост былинного богатыря был всего 177 см, для своего времени это был очень высокий человек.


Богатырь принимал участие во многих битвах. У Ильи Муромца было прозвище - Илья «Чоботок» (сапожок). Это связывают с тем, что однажды на него напали, когда он обувался. Богатырю пришлось отбиваться тем, что было под руками, то есть сапогами.


В конце жизни Илья Муромец стал монахом, но погиб, защищая обитель, с мечем в руках в возрасте от 40 до 55 лет. Ученые обнаружили множество колотых ран. Мощи Святого Ильи Муромца покоятся в Пещерах Киево-Печерской лавры, их часть (средний палец левой руки) был перенесен в Спасо-Преображенский монастырь в городе Муром. Ежедневно в храмы поклониться святому приходят десятки людей.

Земля героев. Илья Муромец

Когда родился Илья Муромец?

1 января (19 января по старому стилю) на Руси чтят память былинного богатыря Ильи Муромца. По традиции, в этот день наши предки кланялись родной земле, вспоминали святого и ставили свечи за упокой тех, кто погиб защищая свою страну.


Добрыня Никитич

Добрыня Никитич – один из богатырей русского народного эпоса, который, предположительно, служил при князе Владимире. В былинах Добрыня Никитич предстает перед нами храбрым и ловким воином, умным дипломатом, человеком, не лишенным музыкального таланта. Богатырь обладал нереальной физической силой и безграничным мужеством. Кроме этого, согласно преданию, Добрыня знал 12 языков и умел разговаривать с птицами. Знаменитым противником героя был Змей Горыныч.

Земля героев. Добрыня Никитич

Где родился Добрыня Никитич?

Родиной былинного богатыря признана Рязань. По преданию, Добрыня Никитич - дядя князя Владимира Красного Солнышка. Прототипом персонажа считают воеводу Добрыню, служившего при князе.


Алеша Попович

Алеша Попович – собирательный образ русского героя-богатыря, который присутствует во многих народных сказках. Согласно легендам, Алеша Попович не отличался особой физической силой и искусным владением оружием. Младший из богатырей славился своим умением грамотно обыгрывать жизненные ситуации, хитрить и выходить «сухим из воды». Самым главным подвигом стала победа над богатырем Тугариным.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»