Когнитивные способности человека. Факторы, которые влияют на когнитивное развитие детей

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Процесс мышления является неотъемлемой частью нашей жизни. В ситуациях, когда нужно быстро выучить материал или детально продумать проект, хочется, чтобы всё происходило быстро и эффективно. Существует несколько способов, которые улучшают когнитивные способности человека.

Пейте кофе

Большое количество кофе наносит вред организму, но исследователи выяснили, что кофеин не просто поддерживает человека в бодром состоянии. Он способен помочь сосредоточиться на сложных заданиях, повышает эффективность умственной деятельности, улучшает реакцию. Кофе не сделает человека умнее, этот напиток лишь временно улучшает работу мозга.

Пейте вино

Норвежские ученые выяснили, что люди, которые регулярно пьют вино, лучше справляются с когнитивными задачами, чем те, кто отказался от алкоголя. Подобная связь особенно ярко выражена среди женщин. Конечно, вино может помочь только в том случае, когда его количество строго ограничено. Предполагается, что особенности данного напитка основаны на антиоксидантных свойствах вина.

Загорайте

Исследование показало, что люди, у которых в организме уровень витамина D был высоким, лучше справились с контрольными тестами, чем те, у кого была нехватка данного элемента. Витамин D образуется под действием солнечного света.

Солнечный свет

Танцуйте

Танцы и активный отдых снижают риск развития деменции. Кроме того, такие виды занятий улучшают когнитивные способности человека и учат быстро принимать решения.

Следите за питанием

Недостаточно просто есть какой-то продукт, получивший статус «лучшего». В долгосрочной перспективе нужно обеспечить мозг необходимыми витаминами, разными элементами. Самое главное – следить за сахаром, наличием аминокислот, антиоксидантов и омега-3.

Пирамида питания

Играйте в тетрис

С помощью МРТ было установлено, что игра в тетрис повышает активность серого вещества в церебральном кортексе. Более того, подобное занятие помогает сознанию быстрее забывать о недавно случившихся трагедиях и проблемах.

Занимайтесь спортом

Исследования показали, что спортсмены справляются с когнитивными задачами намного лучше, чем люди, далёкие от спорта. Достаточно обычных прогулок на улице, чтобы повысить работоспособность мозга на 10%.

Тренажерный зал

Разрешите себе отдыхать

В определённых ситуациях действительно необходимо полностью концентрироваться на задании и не останавливаться на отдых. Исследователи выяснили, что люди, которые позволяют себе во время работы делать перерывы, обладают намного более хорошей памятью, чем те, кто трудится без отдыха. Достаточно просто оторваться от занятий и подумать о чем-то другом.

Временно откажитесь от еды

Несмотря на то, что в долгосрочной перспективе необходимо правильное и сбалансированное питание, кратковременный отказ от еды может помочь быстро улучшить работоспособность мозга. Исследователи считают, что это появилось в процессе эволюции — мы работаем лучше, если мозг считает, что ему не хватает питания.

Разговаривайте с собой

Ученые пришли к выводу, что во время поиска какой-либо вещи нужно произносить вслух её название, так как это позволяет намного быстрее отыскать нужный предмет.


Понимание того, что предметы продолжают существовать, даже когда ты их не видишь, является важнейшей вехой в когнитивном развитии ребенка: оно означает зарождение абстрактного мышления. В результате этого понимания ребенок начинает поворачивать голову, чтобы взглянуть на предмет, учится примиряться с отсутствием людей и предметов, узнает их (прежде он считал, что вещи всякий раз появляются заново). Когда ребенок бросает или роняет игрушки и с удовольствием смотрит, как мама снова и снова их поднимает, это значит, что он начал понимать идею постоянного существования предметов. Ребенок начинает поворачивать голову вслед за предметами, а затем учится находить частично (а потом – и полностью) спрятанные предметы. Он получает удовольствие от игры в прятки, потому что она подтверждает: то, что спрятано, все равно существует.

Изучение окружающего мира

Как только ребенок получает возможность передвигаться, он начинает исследовать окружающую обстановку, стремясь узнать как можно больше о мире вокруг себя. На определенной фазе развития даже целой коробки игрушек, поставленной посреди пола, ребенку недостаточно. Он непременно стремится открыть и закрыть все двери, опустошить все ящики гардероба и дотянуться до хрустальной вазы на верхней полке. Это утомительно для родителей, но необходимо – таким путем ребенок расширяет свои познания об окружающем: узнает, как открывается и закрывается дверь, как выглядят одни и те же предметы с разных точек зрения, познает такие природные явления, как свет, тень и эхо.

Причина и следствие

Начав играть с предметами, ребенок скоро узнает: если потрясти погремушку, она загремит, а если сжать в руке резиновую игрушку-«пищалку», она запищит. Так возникает понятие о причинно-следственных связях. Самый простой пример: ребенок нажимает на кнопку механической игрушки, и из открывшейся дверцы выскакивает собачка. Вскоре ребенок осознает, что появление собачки – прямое следствие того, что он нажал на кнопку. Дети изучают различные виды причинности, вот почему они так любят включать и выключать свет, телевизор, а также играть с клавиатурой компьютера.

Понятие о причине и следствии чрезвычайно важно: оно дает ребенку представление о том, что он способен влиять на окружающее и что, следовательно, мир, в котором он живет, до известной степени поддается управлению и контролю.

Соотношение предметов

Дети начинают с того, что берут отдельные предметы в рот, трясут их и бросают, но затем переходят к изучению соотношения одних предметов с другими. Например, ребенок опускает ложку в чашку, кубик в коробку, загоняет мяч под табуретку или наполняет пустую коробку игрушками. Он учится соотносить размеры, форму и вес предметов, понимать, например, что «этот кубик слишком большой и в маленькую коробочку не влезет», или что «этот кубик надо положить посередине, иначе башня упадет». Сравнение размера, формы и веса предметов закладывает основы абстрактного и математического мышления.

Строительство

Играя с несколькими предметами одновременно и изучая их взаимные соотношения, дети начинают строить. Сначала они строят невысокие башни из крупных кубиков и с удовольствием их разрушают. Постепенно, с развитием тонкой моторики, ребенок переходит к более мелким кубикам и другим строительным материалам, возводит высокие башни, мосты и другие конструкции. При этом он получает новые сведения о весе, форме и размере объемных предметов.

Подбор по сходству, выбор по определенным признакам, называние признаков и предметов

Изучение нового понятия всегда происходит в описанном порядке: сначала ребенок замечает, что два объекта похожи (подбор по сходству), затем начинает понимать, чем именно они похожи (выбор по определенным признакам) и, наконец, учится называть соответствующий признак или предмет.

Подбор по сходству

Сначала дети подбирают по сходству только абсолютно идентичные предметы (например, два одинаковых мяча). Обучение начинается с реальных предметов, таких, как кубики или игрушечные мишки; постепенно дети учатся соотносить реальный предмет с его изображением, а затем картинку с другой картинкой. Позднее ребенок может подбирать предметы одного цвета, затем осваивает отвлеченные понятия большого и маленького, длинного и короткого.

Способность подбирать предметы по сходству, иными словами, видеть сходство и различие предметов, необходима для того, чтобы впоследствии овладеть искусством чтения и счета.

Выбор по определенным признакам

Научившись подбирать схожие предметы, ребенок переходит к выбору предмета по определенному признаку. Например, отец просит ребенка выбрать из нескольких картинок изображение поезда или из нескольких разноцветных кубиков – синий. При этом ребенок узнает название признака и реагирует на него, но еще не произносит его сам.

Называние

На последней стадии овладения навыком ребенок самостоятельно произносит название предмета, цвета и т.д. Например, когда ему показывают изображение машины – он говорит: «Машина». При этом от ребенка требуются определенные навыки речи.

Сортировка и группировка предметов

Ребенок учится анализировать набор предметов и разделять его на группы, состоящие из одинаковых или схожих предметов. Например, убирая свои игрушки, ребенок кладет кукол в одну коробку, а кубики в другую. Постепенно классификация предметов становится все более обобщенной. Например, ребенок может собрать вместе всю посуду или все, что нужно для купания.

Это умение мы используем на протяжении всей жизни, когда наводим порядок в своих вещах и в окружающей обстановке; кроме того, этот навык способствует организации мышления и памяти.

Первоначальные математические навыки

Слова, обозначающие числа, ребенок узнает и начинает использовать довольно рано, однако долгое время не воспринимает абстрактного понятия числа. Ему требуется время, чтобы понять, что «один» – это один предмет, «два» – два предмета и т.д. Сначала у ребенка формируются понятия «один», «два» и «много» (больше двух), и лишь затем он начинает понимать другие числа.

Кроме того, ребенок познает понятия, лежащие в основе математики: большой–маленький, длинный–короткий, тяжелый– легкий, и учится оперировать с понятиями вместимости, веса, размера (большой, больше, самый большой).

Первоначальные навыки чтения

Постепенно ребенок понимает, что письменный текст имеет значение, которое можно «расшифровать», и что это значение всегда остается одним и тем же. Об этом он узнает, разглядывая книги. Поначалу ребенка интересуют книги с картинками; он начинает указывать на определенные иллюстрации и слушать чтение коротких текстов, которые их сопровождают. Узнав значение картинок, он понимает, что и текст имеет значение, его можно прочесть и понять. Ребенок видит, что каждый раз читается одно и то же. Слушая чтение знакомой книги, он начинает предсказывать, что произойдет дальше, и вставлять по памяти пропущенные слова. Иногда дети сердятся, когда родители что-то пропускают или добавляют при чтении.

Другой важный навык, необходимый для того, чтобы научиться читать, – способность различать и запоминать вид букв. Сперва ребенок учится различать и сопоставлять картинки, затем символы, а от символов переходит к буквам. Первыми узнаются наиболее знакомые слова: собственное имя и имена членов семьи, которые ребенок часто видит на карточках, подписях под фотографиями, именных чашках и т.п.

Первоначальные навыки письма

Рисование и письмо – сложные навыки, в которых сочетаются физическая способность и понимание. Для рисования ребенку необходима не только физическая возможность держать в руке карандаш и проводить линии, но и способность осознать отношение карандаша к бумаге и понять, что рисунок может что-то обозначать.

Поначалу дети беспорядочно черкают карандашом по бумаге, не обращая внимания на то, что у них получается. Затем начинают проводить вертикальные и горизонтальные линии, точки, а несколько позже – круги. Они учатся контролировать свои движения и сознательно стараются воспроизвести все более сложные геометрические формы. Ниже показана обычная последовательность, в которой ребенок овладевает навыками рисования.

Ребенок понимает, что рисование может служить двум целям: из геометрических фигур (квадрата, треугольника и т.п.) можно сделать и рисунки, и буквы, служащие для передачи сообщения. На этом этапе дети начинают копировать символы, в том числе буквы, и рисовать схематические изображения людей и домов.

Первые знаки, которые рисует ребенок

Развитие параллельных навыков

Память

Возможно, младенцы способны к запоминанию с рождения. По крайней мере, они очень рано начинают узнавать лицо, голос и запах матери. Дети запоминают «подсказки», позволяющие им ориентироваться в окружающем и понимать, что сейчас произойдет: например, звук журчащей воды подсказывает им, что сейчас они будут купаться.

Со временем память ребенка развивается: он запоминает предметы (и понимает, что это все те же предметы, а не новые), их свойства и собственные действия.

Укреплению памяти способствует развитие понятия о постоянном существовании предметов. Сначала дети запоминают людей и предметы в знакомом контексте: встреча с тем же самым человеком или предметом в другой обстановке может вызвать у них сложности. Так, ребенок, который до сих пор видел бабушку только дома, может не сразу ее узнать, если она придет за ним в ясли. Позднее дети запоминают повседневный уклад жизни, а также события, которые произвели на них особое впечатление.

Развитие памяти чрезвычайно важно не только для овладения такими когнитивными навыками, как чтение и письмо, но и для развития речи.

Концентрация внимания

Маленький ребенок чрезвычайно легко отвлекается: его способность к концентрации внимания очень низка. Любой посторонний звук, интересная игрушка, появление нового человека и т.п. может заставить его забыть об игре. Постепенно ребенок учится сосредотачиваться на том, что делает, и не обращать внимания на посторонние раздражители.

Представление о времени

Поначалу для ребенка существует только «здесь и сейчас», поэтому он хочет, чтобы все его нужды и желания удовлетворялись немедленно. Постепенно у него развивается представление о последовательности событий («сначала пойдем в магазин, а потом на детскую площадку») и понятия «до» и «после». Сперва ребенок вырабатывает представление о настоящем, затем о будущем и, наконец, о прошлом, осваивая понятия «сегодня», «завтра», а потом «вчера».

Сюжетная игра

Понятие «сюжетной игры» означает, что ребенок вводит в игру идеи, рожденные его воображением, и использует игрушки и другие предметы не в тех целях, для которых они изначально предназначены. О задачах и целях сюжетной игры существуют различные мнения, однако все ученые сходятся на том, что в развитии ребенка она занимает чрезвычайно важное место. В сюжетной игре ребенок тренируется в использовании навыков, не опасаясь неудачи. Благодаря игре развивается его понимание мира, социальных ситуаций и человеческих отношений (ср. психотерапевтические игры, которые проводятся с детьми, подвергшимися насилию). Сюжетная игра развивает абстрактное мышление ребенка (спичечная коробка – лодка, а спичка – весло), что очень важно для развития речи и вторичных когнитивных навыков. Различные сюжетные игры способствуют развитию речи. Как часто родители слышат из уст ребенка, играющего в «дочки-матери», свои собственные слова!

Сюжетная игра


Вначале дети не столько играют с игрушками, сколько их исследуют: например, если дать ребенку, находящемуся на ранней стадии развития, игрушечную машинку, он будет трясти ее, бросать, брать в рот и т.п. Затем ребенок осознает назначение игрушки и начинает использовать ее функционально, например катает машинку по полу. О сюжетной игре можно говорить, когда ребенок, к примеру, сталкивает две машинки и говорит: «Бум! Авария!»

Истинную сюжетную игру, задуманную самим ребенком и начатую по его инициативе, не следует путать с сюжетными играми, которые предлагают ребенку родители. Например, взрослый катает машинку по дороге, а ребенок подражает ему. Затем взрослый предлагает заправить машинку воображаемым бензином, и ребенок соглашается. Это говорит о том, что он понимает указания и умеет подражать взрослому, но не о способности к сюжетной игре.

Возможны самые разнообразные формы сюжетной игры, от самых простых игр, в которых роль воображения незначительна (например, игра в «питье» из пустой чашки), до целых представлений, в которых ребенок разыгрывает сложные роли (например, игра в магазин или в почтальона). Отличительной чертой сюжетной игры является то, что в ней один предмет (или человек) «играет роль» другого: например, спичечный коробок превращается в лодку, цепочка – в змею, сам играющий ребенок – в почтальона или продавца в магазине.

В основе подхода лежит представление о том, что фундаментом когнитивного развития являются представления о размещении предметов в пространстве, последовательности действий, использовании орудий, подбору, сортировке и объединении предметов в пары. Дети начинают пользоваться этими навыками с самого раннего возраста: часто можно увидеть, например, как малыш, увлеченный и довольный собой, раскладывает игрушки в коробки по цветам.

Однако дети с особыми нуждами зачастую не испытывают интереса к исследованию окружающего мира и экспериментам с предметами. Подход Уолдона предлагает дать таким детям время и место для самостоятельного экспериментирования и возможность практиковать приобретенные навыки.

Важно запомнить

Вы стараетесь создать ситуацию, в которой ребенок будет играть, исследовать окружающий мир и экспериментировать с предметами самостоятельно. Вы не стремитесь к взаимодействию и, следовательно:

– Садитесь не напротив ребенка, а рядом с ним или у него за спиной.

– Не заговариваете с ребенком. По мере развития навыков ребенок может начать во время игры разговаривать сам с собой. Впрочем, в конце игры вы можете сказать несколько слов о вещах, с которыми играл ребенок.

– Не хвалите ребенка всякий раз, когда он что-то делает правильно. Достаточно одного: «Молодец!» в конце игры. Сам процесс игры должен доставлять ребенку удовольствие и служить достаточной наградой.

Помните, что техника Уолдона не является универсальной. Вы можете каждый день заниматься с ребенком по методу Уолдона, но обязательно чередуйте эти занятия с другими, включающими в себя диалог и взаимодействие с ребенком.

Подход Уолдона на практике

Каждое занятие по Уолдону должно продолжаться около 20 минут. Начинайте и заканчивайте развитием представлений о размещении предметов в пространстве – это одно из самых простых действий; однако на каждом занятии ребенок должен практиковаться и в трех-четырех других навыках. Пройдя последовательность из нескольких навыков, затем повторяйте ее в обратном порядке и возвращайтесь к тому, с чего начали.

«Парная доска» для подбора предметов по сходству


– Усадите ребенка за стол. Сами сядьте рядом или за его спиной.

– Предложите ему выполнять задания сначала одной, затем другой рукой. Разложите подсобные материалы по всему столу, чтобы ему приходилось тянуться за ними. Постарайтесь внести в его движения ритмичность.

– Сначала продемонстрируйте ребенку, что он должен сделать, используя метод «рука в руке» или простое указание. Когда он понимает, что должен сделать, прекратите помощь и позвольте ему действовать самостоятельно.

– Постепенно усложняйте задания: они должны требовать от ребенка все больших физических усилий и большей точности.

В методике Уолдона используются простые и хорошо знакомые ребенку предметы: игрушки, баночки из-под йогурта, крышки от бутылок, пробки и т.п. Не выбрасывайте такие вещи.

Чтобы ребенку было удобнее, вы можете сделать «парную доску», показанную на рисунке. Не обязательно выстругивать доску из дерева, можно расчертить ячейки на листе бумаги или картона.

Обучение когнитивным навыкам по Уолдону

РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Попросите ребенка сложить предметы в коробку. Он должен тянуться к предметам и использовать попеременно то одну, то другую руку, соблюдая при этом определенный ритм. Используйте много удобных в обращении предметов примерно одинакового размера и веса. Вы можете разместить предметы как на столе перед ребенком, так и в разных концах комнаты, чтобы ему приходилось вставать, ходить за ними и возвращаться на свое место. Используйте емкости с узкими отверстиями, чтобы ребенку приходилось применять некоторую физическую силу, проталкивая предмет в отверстие.

РАЗДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Положите перед ребенком несколько предметов, принадлежащих к двум различным категориям (например, кубики разных цветов, крышки от бутылок разной формы, столовые и чайные ложки). Смешайте их в кучу, затем предложите ребенку разложить их по разным емкостям. Постепенно усложняйте задачу, делая различия между предметами все менее очевидными. Например, начните с группы пуговиц и группы крышек от бутылок. Затем поощряйте ребенка различать схожие предметы по абстрактным признакам, например раковины разного размера или различной формы.

ОБЪЕДИНЕНИЕ В ПАРЫ

Попросите ребенка объединить в пары предметы, лежащие перед ним. Пусть он берет по одному парному предмету в каждую руку, ударяет ими друг о друга, а затем бросает в емкость. Выбирайте пары по типу, цвету, размеру и т.д.

ПОДБОР ПО СХОДСТВУ

Разложите на столе различные предметы и попросите ребенка подобрать схожие по цвету, размеру, текстуре и т. д. Пусть ребенок разложит их на группки.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Эта методика предназначена для развития способности выполнять последовательность из нескольких различных действий. Начните с двух элементов: например попросите ребенка класть в емкость по очереди кубики и баночки из-под йогурта. Последовательность из трех действий: предложите ребенку отрывать от баночек из-под йогурта крышки и складывать баночки в одну емкость, а крышечки в другую. Последовательность из четырех действий: положите перед ребенком карточки с изображениями четырех разных животных и карточки, раскрашенные в четыре разных цвета. Дайте ребенку конверт, окрашенный в один из этих цветов, с изображением одного из этих животных. Ребенок должен открыть конверт (1), выбрать карточку с животным (2), выбрать цветную карточку (3) и положить все в емкость (4). Затем можно перейти к последовательностям из пяти и более действий.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРУДИЙ

Для начала научите ребенка пользоваться простыми инструментами, например играть на ксилофоне, насыпать горстями в емкость рис или крупу, наливать воду, с помощью щетки и совка сметать с пола пуговицы, камешки или раковины. Затем переходите к более сложным орудиям: ножницам, кисточке и авторучке. Например, научите ребенка вырезать из бумаги простые фигуры, раскрашивать простые рисунки, копировать их или соединять точки линиями.

СТРОИТЕЛЬСТВО ИЗ КУБИКОВ

Начните с башен, затем переходите к более сложным формам-мостам, пирамидам и т.д. Постепенно переходите к воспроизведению еще более сложных конструкций. Используйте кубики различных размеров и форм, детские конструкторы и т.п.

УЗНАВАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ

Начните с простой последовательности цветов: например красный, желтый, красный, желтый. Попросите ребенка скопировать и продолжить эту последовательность. Постепенно усложняйте задачу: вводите другие цвета, затем другие понятия (форма, размер). Например: маленький, большой, маленький, большой, или: средний, маленький, большой, средний, маленький, большой и т.п. Выстраивайте последовательности в разных направлениях. Можете использовать бусины, пуговицы, кубики и т. п.

Использование орудий


Методика «Хайскоуп» («Мягкий старт»)

«Хайскоуп» – это методика работы с детьми, основанная на идее, что дети лучше всего осваивают навыки во время активной деятельности, которую планируют и осуществляют самостоятельно. Это поощряет детей самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Программа «Хайскоуп» разработана в США около 30 лет назад и к настоящему времени уже не менее 10 лет используется в детских садах и школах Великобритании.

Цель методики «Хайскоуп» – с раннего возраста развивать в детях такие необходимые для полноценной жизни навыки, как независимость, способность делать выбор, интерес к обучению и чувство ответственности. Положительное отношение к обучению, выработанное благодаря «Хайскоуп», сохраняется у ребенка в течение всей жизни .

Адаптация «Хайскоуп» для занятий в домашних условиях называется «Мягкий старт». Эта программа не предназначена специально для детей с особыми нуждами, однако общий подход и многие идеи могут оказаться полезными в вашем случае. Существуют курсы и руководства по программе «Мягкий старт»: ниже я привожу лишь общие сведения.

Активное обучение

Дети познают мир и совершенствуют свои навыки не только благодаря наблюдению и выполнению инструкций, но и прежде всего через активные игры. «Хайскоуп» предлагает поощрять детей к исследованию, экспериментированию и игре следующими способами:

– Предлагать детям множество разнообразных материалов для игры и экспериментирования.

– Позволять им играть с самыми различными предметами и изучать их свойства.

– Предоставлять им свободный выбор занятий.

– Разговаривать с ними и позволять им разговаривать во время игры.

– Предлагать помощь и поддержку в решении проблем, но не давать указаний и не решать проблемы за детей.

«Хайскоуп» предлагает поощрять в детях стремление к независимости, предоставляя им возможность самостоятельного выбора и организуя мир вокруг них таким образом, чтобы они не были абсолютно зависимы от родителей и учителей.

Если вы хотите практиковать программу «Мягкий старт», обеспечьте ребенка разнообразными материалами для игры и исследования. Храните их так, чтобы они были легко доступны для ребенка. Снабдите каждую емкость соответствующей картинкой, чтобы ребенок мог легко найти нужную вещь, и приучите его после игры убирать вещи на свои места. Объясните также, что вещи делятся на свои и чужие, и чужие вещи трогать нельзя.

Например, поставьте на кухне маленький, в рост ребенка, шкафчик, где будет храниться «его» посуда – набор разнообразных ложек, кружек, тарелок и т.п. Когда вы готовите, пусть ребенок играет рядом с вами и подражает вашим действиям. При необходимости вы можете в мягкой, недирективной форме предлагать ребенку новые идеи и решения проблем («Может быть, стоит попробовать вот так?»); но не указывайте ему, что делать, дайте свободу для познания и эксперимента.

Планирование, проведение и оценка

Вторая основная идея «Хайскоуп» – ребенок должен сам решать, чем и как ему заниматься. Он должен уметь разрабатывать план игры, находить нужные игрушки, по окончании игры убирать их на место и оценивать, как прошла игра. Таким образом ребенок приучается как обдумывать свои действия перед тем, как что-либо предпринять, так и оценивать результат по его достижении.

Вы можете предложить ребенку выбрать занятие с помощью набора картинок и рисунков, изображающих, например, кукольный домик, кубики, краски, железную дорогу или пазл. Пусть ребенок сам выберет, чем ему сейчас хочется заняться, и распланирует свое занятие.

Понятно, что ребенок дошкольного возраста способен планировать лишь на весьма ограниченном уровне, например достать игрушки с полки, выбрать комнату для игры и т.д. Затем ребенок занимается выбранным делом, при необходимости с вашей помощью. Если он бросает свое дело и начинает заниматься чем-то другим, не следует его останавливать, но вы должны заметить вслух, что он изменил свои планы.

Закончив, ребенок убирает игрушки и другие подсобные материалы на свои места и рассказывает или показывает вам то, что он сделал. Обсуждение успехов ребенка повышает самооценку.

Безусловно, программа «Мягкий старт» достаточно сложна для выполнения: нелегко поставить в каждую комнату «детский» шкафчик и разрешить ребенку постоянное экспериментирование. Однако в любом случае следует подумать о том, соответствует ли обстановка в вашем доме потребностям ребенка: например, может ли он самостоятельно достать с полки любимую книгу или вынужден каждый раз просить об этом вас. Программа «Мягкий старт» во многом полезна для ребенка: он учится делать выбор и принимать решение, становится более ответственным и самостоятельным. Однако «Мягкий старт» не должен превращаться в равнодушие к ребенку. Предоставляя ребенку самостоятельность, одновременно проявляйте внимание к нему и его деятельности, например, если он хочет рисовать, обсудите вместе, где он хочет расположиться, что собирается нарисовать, на какой бумаге и какими красками. А после рисования обязательно попросите показать вам рисунок и спросите ребенка, как он сам считает, хорошо ли у него получилось.

Для обычного человека привычным является понятие – умственное или интеллектуальное развитие, а что значит когнитивный, ответит не каждый. Когнитивный – это познавательный процесс, при котором происходит обработка сознанием поступающей информации, ее мысленным преобразование в знания, хранение и использование накопленного опыта в повседневной жизни.

Когнитивные исследования

Что такое когнитивные способности людей, тема интересует психологов, социологов, лингвистов, философов. Когнитивные исследования в разных сферах наук помогает понять и изучить следующие процессы:

  • познание человеком мира;
  • влияние языка и культуры на личную картину мира (субъективную);
  • что представляет собой сознательное и бессознательное и как это связано с мозговой деятельностью;
  • какие когнитивные способности врожденные, а какие приобретаются в разные возрастные периоды;
  • что значит когнитивные способности у искусственного интеллекта (можно ли создать в будущем искусственный разум, не уступающий человеческому).

Когнитивная психотерапия

Когнитивная терапия направлена на устранение ошибок в мышлении и изменение нелогичных мыслей и убеждений на новые, конструктивные. Во время сеанса психотерапии, когнитивный психолог уделяет все внимание на то, что говорит клиент, как выражает свои мысли. Метод когнитивной терапии открыл А. Бек успешно применив его на многих пациентах страдающих депрессией и аффективными расстройствами.

Когнитивное мышление

Когнитивные способности мозга – это психические функции высокого порядка: внимание, гнозис, восприятие, речь, праксис, интеллект. Мышление – один из самых важных когнитивных процессов, подразделяется на три вида:

  • наглядно-действенное (преобладает у детей до 3 лет) – решение конкретных задач, познание и анализ предметов через манипуляции руками.
  • наглядно-образное – формируется с 4 до 7 лет. Решение задач при помощи оперирования мысленными образами.
  • отвлеченное – оперирование абстрактными понятиями, которые сложно представить.

Развитие когнитивных способностей

Как развить когнитивные способности в любом возрасте? Нормальное развитие человека предполагает интерес, любознательность и стремление к развитию – это заложено природой, поэтому важно поддерживать это и находится в состоянии постоянного интереса к миру и тому, что происходит вокруг. С самого момента рождения, когнитивные (познавательные) способности ребенка нуждаются в развитии - это должно стать одной из важных задач родителей.

Развитие когнитивных способностей у взрослых

Улучшение когнитивных способностей возможно в разном возрасте, и подходить к этому надо правильно, используя творческий подход, чтобы это не казалось рутиной. Открывая в себе исследовательский дух, человек улучшает свое мировосприятие, настроение и помогает развитию высших психических функций, к которым относятся когнитивные способности. Простые рекомендации психологов для продуктивной мозговой активности:

  • чистить зубы левой рукой (левшам – правой);
  • следуя на работу выбрать новый маршрут;
  • выбрать свой вариант физической нагрузки;
  • начать изучать иностранный язык;
  • разгадывание кроссвордов, загадок, шарад;
  • несколько минут в день делать простые вещи с закрытыми глазами;
  • развивать интуицию;
  • отказаться от вредной пищи в пользу здорового питания.

Развитие когнитивных способностей у детей

Когнитивные навыки важно развивать с самого младенчества. Современный выбор развивающих игрушек для детей огромен, но и не стоит пренебрегать подручными средствами, которые есть в каждом доме. Когнитивные способности у маленьких детей можно развивать следующими способами:

  • игры с крупами и пуговицами (под строгим присмотром взрослых) – пересыпание из контейнера в контейнер);
  • разнообразные пальчиковые игры с потешками и прибаутками («сорока-ворона», «пальчик-пальчик где ты был»);
  • игры с водой (разливание по емкостям).

Постепенно игры и занятия усложняются и направлены на развитие моторных навыков и речи:

  • рисование и раскрашивание;
  • составление пазлов, мозаики;
  • вырезание изображения по контуру;
  • конструирование;
  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ;
  • нахождение отличий в двух одинаковых изображениях;
  • сочинение историй.

Упражнения для развития когнитивных способностей

Тренировка когнитивных способностей залог продуктивного долголетия и ясного ума даже в преклонном возрасте. Мозгу нужна такая же зарядка как для тела, важно уделять 15 – 20 минут в день на несложные, но очень полезные для мозговой активности упражнения:

  1. Синхронное рисование. Потребуется лист бумаги и 2 карандаша. Одновременно двумя руками рисовать геометрические фигуры. Можно начать с одинаковых фигур для каждой руки, затем усложнить упражнение, например, левой рукой рисовать квадрат, а правой треугольник. Упражнение балансирует работу обоих полушарий мозга, развивает когнитивные способности, моторику.
  2. Слова наоборот. Несколько раз в течение дня, пробовать услышанные от других людей слова произносить про себя наоборот.
  3. Вычисление. Все что подлежит подсчету важно выполнить путем устных умственных вычислений. Калькулятор убрать подальше.
  4. Автобиография. Существует 2 варианта упражнения. В первом человек начинает вспоминать и писать, отталкиваясь от настоящего момента, и углубляется год за годом к своему раннему детству. Во втором варианте – вначале описываются детские годы.

Утрата когнитивных способностей

Когнитивные функции и способности, с возрастом ухудшаются, связано это с возрастными изменениями, но чаще это случается из-за сопутствующих заболеваний и нездорового образа жизни. При первых симптомах важно обратиться к врачу для назначения поддерживающей терапии. Причины возникновения когнитивных нарушений:

  • нарушение гомеостаза и метаболизма;
  • ожирение;
  • диабет I и II типов;
  • гипотиреоз;
  • артериальная гипертензия (гипертония);
  • нарушение мозгового кровообращения;
  • инфаркт миокарда;
  • черепно-мозговые травмы;
  • употребление алкоголя и наркотиков;
  • болезнь Альцгеймера;
  • болезнь Паркинсона.

Классификация когнитивных нарушений:

  1. Легкое когнитивное расстройство – показатели тестов и психометрии могут быть в норме или наблюдаются незначительные отклонения. Человек начинает жаловаться на проблемы с памятью, быстрое утомление, внимание тоже при этом страдает – снижается концентрация.
  2. Умеренное когнитивное расстройство – около 15% такой формы нарушений трансформируются в дальнейшем в болезнь Альцгеймера, старческую деменцию. Симптоматика нарастает: ухудшение мышления, памяти и речи.
  3. Тяжелое когнитивное расстройство. Проявляются после 60 – 65-летнего возраста. Ярко выраженная клиническая картина, симптоматика характерная для деменции (слабоумия). Человек перестает ориентироваться в пространстве, впадает в «детский» возраст. Люди с тяжелыми когнитивными нарушениями нуждаются в постоянном уходе и медикаментозной терапии.

Когнитивные способности

Что касается когнитивных способностей, существует хорошо об­основанная схема, которой можно воспользоваться для характерис­тики человека. I la самом общем уровне в згой схеме располагается об­щий интеллект, или фактору, называемый иногда общими умствен­ными способностями. Необходимость введения такого понятия, как общий интеллект, была выявлена много дет назад, когда исследовате­лям потребовалось описать умственные способности человека. В на­чале нашего века, когда были сопоставлены результаты выполнения широкого спектра интеллектуальных задач, стало ясно, что люди, ус­пешно выполнявшие один тип задании (например, задания со слова­ми), как правило, хорошо выполняли и другие задания, даже явно от­личающиеся от первых (например, с числами или фигурами). Други­ми с./ювам и, оказадось, что существуют некоторые общие способности обрабатывать информацию, не являющиеся полностью специфиче­скими для данного типа обрабатываемой информации. Все же было также ясно, что в некоторой степени люди неодинаково проявляли сильные и слабые стороны, обрабатывая разные виды информации; так, некоторым хорошо давались задания с числами, а другие лучше справлялись с вербальным материалом.

Теория для объяснения таких результатов была первоначально предложена Бертом (Bint, 1940) н разработана Верноном (Vernon, 1961). В этой теории имеют значение и общие умственные способно­сти, и специфические факторы (рис. 2.1). Подобные результаты ис­следований позволили Сгшрмсну предложить теорию двух факторов

28 ■ Глава 2. Различия между людьми

структуры интеллекта (Spearman, 1927). По существу, в теории пред­полагалось, что существует фактор общего интеллекта - фактор g, а также целый спектр специфических факторов, которые в совокупно­сти объясняют общую способность людей обрабатывать информацию, а также дифференциацию их способностей в различных специфиче­ских сферах. Общий интеллект (g) определяет корреляцию, существу­ющую между результатами выполнения различных типов заданий, тогда как более специфические способности объясняют тот факт, что никто не может выполнять все задания одинаково хорошо или одина­ково плохо. Общий интеллект занимает высшую ступень иерархии, включающей также несколько уровней специфических факторов. Вы­полнение умственных (когнитивных) задач определяется сочетани­ем g и факторов, расположенных на схеме ниже него. Такая структура когнитивных способностей человека оказалась весьма жизнеспособ­ной и все еще используется в качестве базовой в прикладной психо­логии, особенно психологами, работающими в кадровой сфере.

Существуют другие подходы к интеллектуальным функциям че­ловека. Один из наиболее признанных альтернативных подходов под­черкивает, что для того, чтобы разумно справляться с повседневной жизнью, человеку требуется успешно решать проблемы, сильно от­личающиеся от относительно четко очерченных и чисто интеллекту­альных задач, которые составляют типичный тест уровня интеллекта. Стенберг и Вагнер (Sternberg and Wagner, 1986) и другие исследова­тели используют термин «практический интеллект», обозначающий тип мышления, необходимый для функционирования в повседневной жизни. Организовать неформальное или профессиональное меропри­ятие, выбрать и купить лучший из многих товаров, запланировать пу­тешествие - все это примеры деятельности, требующей интеллекту­ального поведения. Требующееся поведение широко разнообразно и связано с социальными и эмоциональными факторами. Одной из важ­нейших характеристик практического мышления является то, что оно неразрывно связано с повседневным опытом и играет важную роль при решении задач повседневной жизни (Scribner, 1986). Ему прямо противоположны по характеру абстрактные и изолированные задачи, входящие в типичные тесты интеллекта (рис. 2.2).

Сторонники теории практического интеллекта утверждают, что типу мышления, необходимому в реальной жизни, присущи некото­рые принципиально важные характеристики, которые не поддаются определению с помощью письменных тестов. Вероятно, эта точка зре-

Индивидуальные различия ■ 29

Практический интеллект 1 Тесты интеллекта

Дать клиенту сдачу Арифметические операции

Сбор составных частей Предвосхищение следующего элемента

Проведение инвентаризации в последовательности

Рис. 2.2. Практический интеллект в сравнении с тестами интеллекта

ния и оправданна в какой-то степени, но важно отметить, что существу­ет тесная связь между результатами психометрического тестирования когнитивных способностей и различными аспектами повседневного поведения. Например, в профессиональной сфере, что подтверждает­ся многочисленными и весьма убедительными эмпирическими дан­ными, результаты тестов умственных способностей хорошо коррели­руют с показателем общего профессионального мастерства во многих сферах деятельности. Эти исследования более подробно будут рас­смотрены в главе 8.

Существование стандартизованных психометрических тестов, определяющих фактору и его субфакторы, такие как пространствен­ное мышление, вычислительные или вербальные способности, явля­ется одним из основных преимуществ традиционного подхода к струк­туре когнитивных способностей человека. Эти сландартизированные тесты создают основу для оценки когнитивных способностей человека, и существует, как уже было отмечено, тесная связь между результата­ми этих тестов и показателями профессионального поведения. Разра­ботаны тесты для определения как общего интеллекта (g), так и боль­шинства субфакторов. В Великобритании функционируют несколь­ко специализированных компаний, публикующих психологические тесты, причем в каждой из них спектр тестов весьма широк. Другими словами, для определения каждого аспекта когнитивных способно­стей существует далеко не один тест. Разработка, публикация и мар­кетинг психологических тестов слали весьма значительным направ­лением коммерческой деятельности. Большинство компаний, произ­водящих психологические тесты, предлагают также другие услуги, включая тренинги и консультации, проводимые высококвалифициро­ванными лицензированными специалистами в области психологии

1 Известный трехкомпонентный тест способностей Стернберга (STAT) измеряет три основные составляющие интеллектуальной обработки информации - аналитические, творческие и практические. - Примеч. науч. ред.

30 ■ Глава 2. Различия между людьми

труда. В Великобритании предоставление их услуг контролируется Британским психологическим обществом (BPS), и они обязаны сле­довать кодексу профессионального поведения. Основная часть ком­паний, публикующих тесты, также обучает пользованию тестами в соответствии с требованиями BPS, и, таким образом, не только про­фессиональные психологи могут получить возможность использовать и интерпретировать некоторые психологические тесты.

Что такое когнитивные способности

Наверное, вы часто задумывались или вступали в дискуссию о том, что такое интеллект и как определить, какой человек умнее. Мы уже ясно понимаем, что большое количество знаний не позволяет судить о сильном интеллекте. Это говорит о начитанности, большой базе усвоенной информации. Такие люди могут достичь невероятных успехов, а могут и не добиться ничего. Поэтому если о человеке и можно сказать, что он умен, то подразумевая, прежде всего, его развитые когнитивные способности.

Следует сразу оговориться, что у ученых нет четкой точки зрения на то, что же такое когнитивные способности. Например, умение управлять своими эмоциями к ним не относится, поэтому этот навык следует развивать отдельно. Это - эмоциональный интеллект, который, тем не менее, связан с когнитивными способностями в виду особенностей нашего организма.

Итак, что можно отнести к когнитивным способностям?

А теперь представим себе человека, который овладел всеми этими способностями. Можно ли его назвать умным и очень талантливым? Безусловно. Такой человек способен запоминать массу информации, либо же решать, что запоминать, а что нет. Он умеет концентрироваться и не тратит время на то, чтобы снова вернуться в это состояние и вспомнить, на чем остановился. Он умеет воспринимать и считывать информацию из мира или поведения людей и делать правильные выводы. Может мыслить логично и творчески одновременно. Он принимает твердые решения, которые заканчиваются правильными действиями.

Именно поэтому когнитивные способности важнее любых других. Они являются той самой базой, на которой можно полноценно реализоваться в жизни. Улучшить свою память, внимание и концентрацию вы можете, пройдя этот курс.

Эти способности может развить в себе практически каждый человек. Существуют упражнения, которые могут улучшить любой из этих навыков. А что еще лучше - овладение одним навыком оказывает позитивное влияние на другие. Например, концентрация связана с улучшением памяти. А улучшение памяти тесно переплетается с развитием творческого мышления, потому что формирует десятки и сотни ассоциаций в голове относительно любого слова, образа или даже звука.

Если все эти навыки достаточно развиты, тогда человек может войти в состояние, называемое потоком. В нем он остается мысленно в настоящем моменте, у него невероятно повышаются все когнитивные способности, а особенно концентрация. У него все получается, он знает или чувствует, что нужно сделать, чтобы добиться результата. Существуют люди, которые научились пребывать в таком состоянии 24 часа в сутки. Например, Ричард Брэнсон, британский миллиардер. Уровень его восприятия просто поражает: он смотрит на мир и видит одни возможности.

Говоря об информации, нужно сказать, что, безусловно, знания необходимы. Даже с ее вседоступностью в эпоху Интернета, любознательность и начитанность являются показателями человека интересного и неординарного. Ведь если вы ничего не знаете и не обладаете никакой информацией, то и решения ваши будут достаточно примитивными. Поэтому помимо развития когнитивных навыков вам нужно стремиться к получению новых знаний, чтобы использовать их, смешивая, меняя и получая нечто новое и необычное. Пройдя курс по развитию творческого мышления, вы научитесь этому.

Ниже мы представляем вашему вниманию список книг, направленных на развитие ваших когнитивных способностей.

  • Гарри Лорейн «Развитие памяти и способности концентрироваться»
  • Эберхард Хойль «Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней»
  • Дмитрий Гусев «Краткий курс логики: искусство правильного мышления»
  • Майкл Микалко «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»
  • Дмитрий Чернышев «Как люди думают»
  • Франс Йоханссон «Эффект Медичи»
  • Питер Брегман «18 минут»

В этих книгах представлены самые разные способы развития когнитивных способностей. Поэтому просто читать для развлечения их не стоит. Выполняйте упражнения, вооружившись листом бумаги и ручкой.

В сети есть масса приложений, которые призваны улучшить работу вашего мозга. Вот наиболее интересные из них.

Их главный плюс в том, что если у вас есть смартфон, вы можете выполнять упражнения, где бы вы ни находились. Также все эти приложения ведут подробную статистику. Вы сможете следить за своими результатами и наглядно видеть прогресс. Помните, что вам потребуется в идеале заниматься этим каждый день. Даже если времени мало, выделяйте хотя быминут ежедневно.

Если выделить всего одну способность, которая принесет наибольшую пользу для вашего мозга, то это концентрация. Именно она «подтягивает» все остальные когнитивные навыки. Есть две простые игры, которые очень хорошо помогают в этом. Это «Числа» и «Таблицы Шульте».

Интересуетесь развитием когнитивных способностей на практике? Тогда курс «Когнитивистика: развитие мышления»» для вас. Присоединяйтесь!

Когнитивные способности, или Немного о практическом интеллекте

Сколько копий сломано в связи с разными определениями интеллекта! А все дело в том, что классический IQ говорит только о том, насколько сложные академические задачи в идеальных условиях может решать человек. А жизненный успех связан, в основном, с так называемым практическим интеллектом. Этими нюансами занимаются ученые, исследующие когнитивные способности.

Примерно половина всех людей

Что же такое практический интеллект и почему он так важен? Абсолютно каждый здоровый умственно человек имеет огромные способности к адаптации. Правда, проявляются они по-разному. К классической адаптации за счет академического интеллекта способны только 8 психотипов из 16, да и то с разной степенью успеха, зависящей от индивидуальных, а не типовых особенностей.

Что же делают восемь остальных психотипов? Осваивают область как иностранный язык, то есть сложно и медленно. Но основные механизмы адаптации – использование догадки, волевых качеств, социальных связей, манипуляции эмоциональными состояниями. Конечно, не каждая профессия позволяет такое поведение, но люди «неакадемичных» типов обычно и не выбирают очень сложные интеллектуальные специальности.

Описывая когнитивные способности, нужно остановиться на самом актуальном определении интеллекта. Это - вовсе не способность найти нужную картинку для головоломки, подобрать число после 10 операций в уме или умение найти емкое и уместное слово. Познавательные способности – это умение адаптироваться в новой ситуации и решать объективно и субъективно новые для психики задачи.

Порог умственных способностей

Также такое определение интеллекта делает его величиной изменяющейся. Что весьма и весьма оптимистично. Хотя. практика показывает, что даже решению задач на классический, якобы неизменяемый IQ, можно научиться. Так что никакой это не постоянный фактор, а уже тем более – не предиктор жизненного успеха. Когнитивные способности человека просто должны перейти определенный порог, после которого, при условии мотивации и концентрации, у человека появляются шансы на успех. Было подсчитано, что для защиты докторской диссертации вполне достаточно коэффициента 120. Что не является чем-то заоблачным, обычно пара человек такого уровня есть в каждом классе средней школы.

Когнитивные способности – это очень неопределенный термин. И возник он из-за желания найти алгоритм, благодаря которому можно определить, насколько перспективен тот или иной ученик. Но оказалось, что выпускники одного и того же американского ВУЗа, как правило, одинаково успешны. Независимо от своей успеваемости, которая действительно связана с академической одаренностью.

Развитие познавательных способностей рекомендуется планировать с учетом конкретных навыков, нужных вам. То есть психика человека очень специфична. Вопреки распространенным убеждениям, успех в шахматах не дает автоматических преимуществ в других видах алгоритмической работы. Навыки из одной сферы в другую переносятся крайне плохо. Поэтому имеет смысл сразу учиться тому, что вам нужно. А не делать ставку на общее развитие.

Когнитивные способности человека. Что это?

Слово «когнитивный» принято считать научным термином, данный термин редко встречается в повседневном общении людей. Но обозначает он прекрасно знакомые всем способности человека. Эти способности связывают людей с окружающим миром и способствуют составлению представления о нем.

К когнитивным функциям принято относить:

Внимание - поддержание обязательного для познания уровня психической активности.

Восприятие - построение образов и представления о чем-либо на основе полученной информации.

Гнозис - способность опознания сформированных образов, которые человек относит к категориям разума.

Память - способность сохранения и впоследствии воспроизведения полученной информации.

Интеллект - произведение действий с полученной информацией, благодаря памяти (анализ, оценка, обобщение, решение тех или иных задач).

Речь - способность общения, используя символическую знаковую систему, такую как язык.

Праксис - способность формирования и включения в деятельность двигательных навыков, а так же построение, заучивание и автоматизация последовательности движений.

Все способности напрямую связываются с деятельностью, которую оказывает головной мозг человека, они зависимы от целостного состояния организма. Когда нарушается развитие мозга, проходят определенные его повреждения или сбои в работе, вызванные заболеваниями или эмоциональными потрясениями. При нарушении развития мозга, качество когнитивных функций значительно снижается. Значимое снижение качества когнитивных функций принято называть когнитивным расстройством.

Когнитивные нарушения отрицательным образом отражаются на жизненных достижениях человека в бытовой, профессиональной, учебной или социальной деятельности.

Спасибо большое! Долго не мог понять что это. Часто по Дискавеери слышал про когнитивные способности и не мог уяснить. Развил в себе тоже немного когнитивности:)))

10 способов повысить когнитивные способности

Процесс мышления является неотъемлемой частью нашей жизни. В ситуациях, когда нужно быстро выучить материал или детально продумать проект, хочется, чтобы всё происходило быстро и эффективно. Существует несколько способов, которые улучшают когнитивные способности человека.

Большое количество кофе наносит вред организму, но исследователи выяснили, что кофеин не просто поддерживает человека в бодром состоянии. Он способен помочь сосредоточиться на сложных заданиях, повышает эффективность умственной деятельности, улучшает реакцию. Кофе не сделает человека умнее, этот напиток лишь временно улучшает работу мозга.

Норвежские ученые выяснили, что люди, которые регулярно пьют вино, лучше справляются с когнитивными задачами, чем те, кто отказался от алкоголя. Подобная связь особенно ярко выражена среди женщин. Конечно, вино может помочь только в том случае, когда его количество строго ограничено. Предполагается, что особенности данного напитка основаны на антиоксидантных свойствах вина.

Исследование показало, что люди, у которых в организме уровень витамина D был высоким, лучше справились с контрольными тестами, чем те, у кого была нехватка данного элемента. Витамин D образуется под действием солнечного света.

Танцы и активный отдых снижают риск развития деменции. Кроме того, такие виды занятий улучшают когнитивные способности человека и учат быстро принимать решения.

Недостаточно просто есть какой-то продукт, получивший статус «лучшего». В долгосрочной перспективе нужно обеспечить мозг необходимыми витаминами, разными элементами. Самое главное – следить за сахаром, наличием аминокислот, антиоксидантов и омега-3.

С помощью МРТ было установлено, что игра в тетрис повышает активность серого вещества в церебральном кортексе. Более того, подобное занятие помогает сознанию быстрее забывать о недавно случившихся трагедиях и проблемах.

Исследования показали, что спортсмены справляются с когнитивными задачами намного лучше, чем люди, далёкие от спорта. Достаточно обычных прогулок на улице, чтобы повысить работоспособность мозга на 10%.

В определённых ситуациях действительно необходимо полностью концентрироваться на задании и не останавливаться на отдых. Исследователи выяснили, что люди, которые позволяют себе во время работы делать перерывы, обладают намного более хорошей памятью, чем те, кто трудится без отдыха. Достаточно просто оторваться от занятий и подумать о чем-то другом.

Временно откажитесь от еды

Несмотря на то, что в долгосрочной перспективе необходимо правильное и сбалансированное питание, кратковременный отказ от еды может помочь быстро улучшить работоспособность мозга. Исследователи считают, что это появилось в процессе эволюции - мы работаем лучше, если мозг считает, что ему не хватает питания.

Ученые пришли к выводу, что во время поиска какой-либо вещи нужно произносить вслух её название, так как это позволяет намного быстрее отыскать нужный предмет.

на NS в Facebook

Многие часто испытывают кратковременный «поток». Однако мало кто знает, что он бывает и долговременным. Проверено, состояние долговременного «потока» - реальность. Считаю, что лучше направить силы людей на изучение этого явления, и способов входа в него. Это есть способ кардинального повышения «эффективности человечества». М.Чиксентмихайи описывает только кратковременный поток, и его рекомендации не ориентированы на сильный и долговременный вариант потокового состояния, которое может длиться годами.

Быстрый вход

В Telegram теперь по паспорту? Разбираемся, чего ожидать от нового проекта Павла Дурова

Графен и мировая техническая революция

Космические проекты: смерть до рождения

Смерть цивилизации: возможные сценарии

  • 1 из 152

Naked Science, Интернет-издание. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС. Редакция не несет ответственности за достоверность информации в рекламных объявлениях. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

Когнитивные возможности - это важнейшие функции человеческого мозга

Когнитивные функции мозга - что это такое? Говоря о когнитивистике, следует отметить, что это относительно молодое направление в науке и датой его рождения условно считается 1956 г.

Когнитивная психология отражает взгляд на человека, как на компьютер, который в тот период появился и стал получать распространение.

Кратко говоря человек, представляет собой целую информационную систему, которая обрабатывает информацию посредством множества различных способов (когницией).

Сознательное мышление, являясь одним из способов, не считается главной когницией. Помимо него есть такие важные как образы, эмоции, внимание, память, воображение и множество других.

Что такое когнитивная сфера? Узнайте об этом из нашей статьи.

Расшифровка термина

Когнитивные функции мозга – функции позволяющие осуществлять человеком познание информации.

Благодаря им человек получает образы, представления, оценку об окружающем мире, людях, самом себе и многом другом.

К таким функциям относятся внимание, зрительно-пространственное восприятие, память, понимание, мышление, исполнительные функции (планирование действий в соответствии с целью, изменение реакции и др.).

Проще говоря, это способности мозга, благодаря которым человеком добываются знания, умения и навыки.

Психические процессы - что к ним относится?

Все психические процессы, которые психологам удалось смоделировать, назвали когнитивными. То есть это процессы, которые поддаются логике и осмыслению, имеющие алгоритм по переработке информации.

Процессы, которые не получилось смоделировать, назвали аффективными. К ним относится эмоционально-чувственное отношение ко всему.

Определение понятий

Деятельность

Деятельность в когнитивной психологии это способность мозга выполнять следующие функции: внимание, память, язык, визуально-пространственное восприятие и исполнительные функции.

В результате этой деятельности человек приходит к пониманию чего-либо.

Он начинает иметь представление об объектах, что входит в мировоззренческую систему человека.

Примеры: поиск общих элементов в разных языках; доказательство математической закономерности, теорема; написание эссе.

Общая психология. Когнитивные процессы: речь - в этом видео:

Мышление

Мышление является одним из инструментов обработки информации для решения многих задач. Оно является личностным явлением, поэтому есть множество типов мышления: критичное, гибкое, мужское, бодрое, произвольное и, например, наоборот некритичное, женское, ленивое, непроизвольное, негибкое.

Мышление занимается в основном всего лишь переработкой потока информации (мысли, образы, картинки, звуки).

Если человек анализирует информацию, решает умственные задачи, сопоставляет данные и определяет частное, общее, причину и следствие, процесс и результат, то его мышление считается вполне осмысленным.

Примеры: чтение этого текста; любая работа; любая деятельность и восприятие информации.

Общая психология. Когнитивные функции: мышление - в этом видео:

Общение

Общение – это кратко говоря в первую очередь контакты между людьми.

Представляет собой целый процесс, в который входит установление контакта, затем его развитие. Общение – это порождение потребности людей друг в друге, совместной деятельности.

В рамках когнитивной психологии нам важно общение, потому что в ходе него происходит обмен информацией, ее познанием. Мы узнаем информацию о собеседнике, получаем ответы на вопросы.

Примеры: учебное занятие; научная конференция; пресс-конференция.

Память

Память – способность мозга фиксировать, хранить и воспроизводить необходимую информацию. Если рассматривать память как более широкое понятие, то процесс забывания тоже относится к нему и является важной его частью.

Особенность памяти заключается в том, что её источник развития не внутри, а снаружи, извне.

Как и остальные психические процессы память формируется постепенно. Ребенок в первые дни жизни отличает маму от других, в дальнейшем его память становится все больше и он запоминает остальных людей и вещи окружающие его.

Другой особенностью памяти является её изменчивость. Несмотря на то, что прошлое неизменяемо, воспоминания могут искажаться с годами всё больше и больше.

Существует множество видов памяти.

Память глаз – зрительная; память мышц – моторная; долговременная и кратковременная память; позитивная и негативная память; память прошлого и память будущего; внутренняя и внешняя память и многие другие виды. Одним из важнейших видов памяти является собственный личный опыт.

Примеры: экзамен; навыки вождения; пение песен.

Гибкость

Гибкость в когнитивном понимании означает способность мозга переключаться с мысли на мысль, обдумывать несколько мыслей одновременно. Благодаря этому человек адаптируется к переменам, что играет большую роль в обучении и решении сложных задач.

Примеры: неожиданное изменение графика дел; изменение вкуса и стиля; тесты на космонавта.

Контроль

Когнитивный контроль – это совокупность психических процессов регулирования поведения. Считается одним из совершенных механизмов в человеческой психике. Благодаря контролю человек строит отношения с другими людьми и окружающей средой с учетом потребностей личности.

Потенциал

Потенциалом называется совокупность всех доступных средств и возможностей.

Потенциал личности характеризуется внутренними и внешними показателями.

К внутренним показателям относится психическое здоровье, интересы, интеллект, эмоциональные способности.

Внешние показатели исходят из внутренних, развитие которых определяет весь потенциал. К внешним показателям относятся ответственность, культура, личностная свобода, независимость.

Примеры: наличие этикета; выдающиеся результаты в музыкальной школе; написание диссертации.

Советы по улучшению когнитивных функций мозга в этом ролике:

Возможности, навыки и умения человека - что включают?

Познавательные (когнитивные) способности (возможности, навыки, умения) человека (помимо вышеперечисленных) включают:

  1. Кратковременная память - сохранение в течение короткого времени всей поступающей информации.
  2. Фокусированное внимание - способность мозга концентрировать внимание на чем-либо.
  3. Пространственное восприятие - способность оценивать положение вещей в пространстве и связывать их относительно друг друга.

Помимо этих способностей есть множество других (зрительно-моторная координация, ингибиция, оценка, вербальные способности и др.).

Когнитивные навыки, получаемые в детстве, определяют способность к чтению, счету, письму, абстрактному и логическому мышлению.

К ним относятся подражание, исследование предметов, понимание причины и следствия, соотношение предметов, подбор по сходству, называние, а затем и умение читать, писать и считать.

Какие факторы способствуют их снижению и повышению?

Снижению когнитивных способностей способствуют негативный образ жизни, постоянный стресс, физическое перенапряжение, нездоровое питание, сниженное кровообращение и поступление кислорода, по причинам старения, ряда нервных заболеваний.

Повышению когнитивных способностей способствуют физические тренировки (аэробные упражнения, силовые упражнения, танцы), питание (вода, витамины, шоколад, молоко и др.), распорядок дня (сон, рабочее место), обучение (творчество, иностранные языки, устная речь, позитивное мышление), отдых (игры, медитация), отношения (секс, смех, общение).

О том, что влияет на снижение когнитивных функций вы можете узнать из видео:

Для чего нужно тестирование?

Когнитивные способности можно измерить рядом тестов.

Нужны они для определения уровня развития аспектов интеллекта и психомотор­ных функций, обеспечивающих результативность в конкретных сферах деятельности. Для каждого из них существует отдельный тест.

Например, для определения уровня логических способностей дают математические задачи, задачи на аналогии, на определение последовательности, на решение проблем.

IQ-тесты позволяют измерить способность анализировать, решать задачи, рассуждать, справляться со сложной ситуацией, воспринимать взаимосвязь вещей.

Но тесты данного рода, по мнению психологов, измеряют общий интеллектуальный потенциал.

Например, тест на распределение внимания и многозадачность дает представление как об общей эффективности работы с несколькими заданиями одновременно, так и о результативности по каждому отдельному заданию. Тест полезен для людей, чья деятельность требует постоянного распределения внимания между простыми заданиями (секретарь).

Когнитивная психология рассматривает человеческую психику, как систему познавательных операций. Она позволяет удобное рассмотрение человека в качестве компьютера и находится на пути объединения множества исследований в рамках единой концепции.

Когнитивными способностями называют психические процессы в человеческом организме, которые направлены на прием и обработку информации, а также на решение задач и генерирование новых идей. Современная наука придает огромное значение усилению этих процессов.

Сегодня быстро развивается такое направление, как NBIC-конвергенция. Несмотря на то, что этот термин появился относительно недавно, его достаточно активно применяют ученые во всем мире. Каждая буква аббревиатуры является отображением одной из четырех наиболее прогрессивных областей знаний: С - когно, I - инфо, B - био, N - нано. По мнению ученых, развитие именно этих направлений позволит существенно изменить в лучшую сторону жизнь человеческой цивилизации в целом и каждого человека в частности.

Все эти сферы взаимосвязаны. Наиболее прогрессивной считается область "инфо". Именно эта сфера дает методы, модели, схемы для изучения прочих областей.

Сегодня в психологии, изучающей познавательные способности, мозг сравнивают часто с компьютером. На основании этого сравнения строятся механизмы приема и

Однако мозг и компьютер имеют достаточно сильные отличия. Как известно, машина может работать идеально при заданных алгоритмах и рамках. Мозг может ошибаться. Кроме того, он склонен к ограничениям. Как выяснили ученые, кратковременная и мозга весьма ограничена. Так, у большинства людей объем от пяти до девяти единиц. Именно столько единиц информации человек может удерживать в мозге одновременно. Согласно некоторым данным, объем долговременной памяти меньше 16 Гб.

Существуют у человека и разного рода ограничения, связанные с его жизнью (вероисповедание, убеждения, неверная фиксация причинно-следственной связи и прочее).

С появлением в 60-х годах прошлого столетия первых ЭВМ, развитием многих научных отраслей стало понятно, что объем информации увеличивается стремительно. Однако человек за последние два тысячелетия не внес особых изменений в процессы приема и обработки. Это может привести к тому, что люди просто не смогут справиться с таким потоком информации.

Таким образом, развитие познавательных способностей сегодня для ученых является одной из главных задач. В связи с этим разрабатываются новые психологические схемы и методы. При этом исследователи стремятся найти способы усилить человеческий интеллект и когнитивные способности. Есть несколько методов, используемых для этого.

Первыми считают способы, согласно которым когнитивные способности стремятся к своему максимуму естественным путем. Среди этих путей на первом месте, безусловно, здоровый образ жизни. В это понятие входит и сбалансированное питание, и прием поливитаминных комплексов, и отказ от вредных привычек, и физические нагрузки. Все это в сочетании позволяет повысить эффективность

Усилить когнитивные способности можно, применяя тренировки. К этим методам относятся:

Тренировка рабочей памяти;

Упражнения и задачи, направленные на повышение интеллекта (IQ).

Улучшить память и повысить концентрацию можно, используя ноотропные препараты.

К методам, при помощи которых можно воздействовать на когнитивные способности, относят и отдых. Следует отметить, что у большинства отсутствует понятие "отдых" или "расслабление". Для многих эти слова связаны с поездкой за город или просмотром телевизора. Но в условиях современной жизни этого недостаточно, потому что человек все равно думает о проблемах, пытаясь найти способы решения задач. А во время отдыха мозг должен отключиться от проблем, перестать думать. В этом случае в качестве "расслабления" используются техники Востока: йога, медитация и прочие.

I Актуальность темы.

Современный человек живёт в сложном социальном и научно-техническом мире. Чтобы добиться в нём успеха, необходим достаточно высокий уровень интеллекта и входящих в него когнитивных способностей. Современная образовательная система, наряду с обучением школьника основам разнообразных знаний в соответствии со школьной программой выполняет дополнительную функцию развития у него памяти, внимания, мышления, воображения и других познавательных способностей.

“ Коммуникативно-когнитивный подход является безусловной необходимостью при обучении иностранным языкам в разных типах общеобразовательных учреждений” А.В.Щепилова.

Когнитивные способности (cognitive abilities) или познавательные способности являются частью интеллекта.

Интеллект - обобщённое понятие, характеризующее совокупность умственных способностей человека.

Способности - это личностные образования, включающие знания и умения, которые сформированы на базе врождённых задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных видов деятельности.

К когнитивным способностям относят различные проявления памяти и мыследеятельности ребёнка в процессе освоения знаний.

Когнитивные функции: внимание (непроизвольное и произвольное, память долговременная, кратковременная, процессы мышления).

II Что значит развивать когнитивные способности к обучению?

Развитие когнитивных способностей к обучению связано с тренировкой различных видов памяти для освоения учебной информации, а так же освоение способов умственных действий с этой информацией в процессе её использования при реализации творческих заданий. Если у ребёнка уровень когнитивных функций низок. То это означает, что уровень произвольного внимания низок, плохая кратковременная и долговременная память, недостаточно развиты процессы мышления.

Какие же приёмы и способы организации на уроке способствуют развитию памяти, внимания, мышления:

  1. чтение и пересказ текста, заучивание наизусть слов, словосочетаний, стихотворений - упражнения на развитие памяти;
  2. проблемные ситуации на уроке поиск решения проблемы - развитие мышления.

3) оба задания вместе + школьная дисциплина развивают па память

За время обучения в школе ученик не только получает некую сумму знаний, но и у него повышается в несколько раз уровень произвольной и непроизвольной памяти, формируется и развивается логическое мышление, почти в 2 раза увеличивается величина IQ. (Г.Айзенк).

Л.С.Выготский считал, что каждый возрастной этап имеет ведущий тип деятельности и наследуются не способности, а возможности их развития.

Если говорить об обучении иностранному языку, то школьники в своём большинстве не удерживают лексическую информацию в оперативной и долговременной памяти. Они обладают низким уровнем развития слуховой дифференцированной чувствительности, Неразвитость такого компонента языковой способности во многом искажает восприятие звуковых образов слов. Аудирование как можно чаще текстов различной сложности, просмотр видеофильмов помогает развитию слуховой чувствительности.

“Существование забывания
никогда не было доказано:
мы только знаем,
что некоторые вещи
не приходят нам на ум,
когда мы этого хотим”.
Ницше

Для того чтобы ученики всегда вспоминали слова в нужный момент учителя иностранного языка следуют словам Р. Солсо “Образы играют важную роль в памяти и научении.” Есть много приёмов запоминания слов с помощью образного кодирования:

а) запоминание слов попарно с образным кодированием.

б) схемы для записи и организации материала.

Bacon Chicken Salmon Cucumber Lemon Rice

Lamb Duck Carp Tomato Berry Oatmeal

Pork Egg Codfish Carrot Apple Barley

Milk Poultry Pikefish Radish Peach Wheat

в) метод связывания образов (список продуктов, которые нужно купить к дню рождения).

Начинаем связывать образ дня рождения с празднично сервированным столом, на котором стоит большой вкусный торт (мука, мёд, яйца. сахар, молоко, крахмал), фрукты (апельсины, яблоки, бананы), сладкие напитки (кола, клубничный напиток, минеральная вода), конфеты и печенье. Возможны варианты: украшение торта, приготовление крема, праздничная посуда. Наша задача - образно представить каждый предмет и связать его с последующим.

г) метод “нанизывания образов” (стержневая опорная система - рифмование предметов с числительными от 1 до 20.

One is a gun
Two is a shoe
Three is a tree
Four is a door
Five is knives
Six is sticks…

Специальная группа упражнений поможет овладению лексики:

  1. Упражнения на развитие лексической памяти и на создании когнитивного образа слова.

а) Вспомните слова, которые содержат в своём составе “еа”. передающий звук

s..., t…, s…t, cl…n, s…l, tr…t, cr…te, cr…m, fl…, h…t, r…d, ch…p.

в) Назовите слова, с удвоенной буквой “ее”, передающие долгий звук

с) w…k, tr…, s…k, h…l,. t…ny, t…ns, t…th, w…k, s…d, p…l.

Прочитайте следующие сокращения расшифруйте их. Напишите полные варианты:OK, UNO, Dr and so on.

2. Упражнения на развитие лингвокреативного мышления.

а) Прочитайте предложения и выбeрите из 2 слов правильный вариант:beside- besides, come-go, between-among.

в) Составьте как можно больше словосочетаний с данными фразовыми глаголами.

3. Упражнения на прогнозирование слов и словосочетаний.

а) Подберите подходящие слова из правого столбца к указанным словам слева.

б) Найдите окончание пословиц. (Они даны под чертой.) Назовите полные варианты. Составьте с ними короткие рассказы, которые бы иллюстрировали их смысл.

1. The eyes are… . 2 One man"s meat is… . 3 First impressions are… .______________________________________________________

a) the most lasting b) the window of the soul c) another man"s poison

4. Упражнения на развитие лексической креативности.

а) Назовите лексические единицы, с помощью которых можно охарактеизовать следующие понятия: а) английский характер; праздники в Англии.

б) Составьте ассоциограмму по теме и придумайте рассказ на её основе.

5. Упражнения на формирование языковой картины мира.

а) Прочитайте заданный список лексических единиц. Организуйте их в группы. Укажите признаки, по которым эти слова объединены в группы.

Ice-cream,bage, pepper, lettice.aubergine.strawberries,lobster.carrots,

prawns, mushrooms, crab, cake, pumpkin, chicken, turkey, sausages…

  1. Напишите к указанному слову другие лексические единицы, которые входили бы в эту группу по общему семантическому признаку.

6. Упражнения на актуализацию дериватов по знакомым моделям.

а) От каких глаголов образованы следующие существительные:

writer, worker, teacher, speaker, manager, promoter…

б) Образуйте слова со следующими суффиксами: -ment, -ance, -ence, -ness…

7. Упражнения на усвоение культурных компонентов в структуре значения словом.

а) Выразите описанные понятия одним словом.

б) Объясните следующие понятия, связанные с проведением рождественских праздников в Великобритании.

в) Какие британские фирмы Вы знаете? Что эти фирмы производят?

III Развитие творческих способностей учащихся.

Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления. Наиболее общей его характеристикой является, по мнению А.М.Матюшкина, ярко выраженная познавательная потребность. Среди характерологических особенностей - инициативность, упорство, уклонение от шаблона. Данные факты поясняют сложности в общении с одарёнными детьми.

Д. Б. Богоявленская на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идёт линейно, а имеет в своём развитии 2пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет и юношеский возраст (старший школьный возраст) Психологи считают, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда:

  • наличие позитивного образца творческого поведения;
  • создание условий для подражания творческому поведению;
  • социальное подкрепление творческого поведения.

Следует помнить, что работа по развитию творческих возможностей может быть плодотворной лишь при наличии положительного эмоционального фона занятий.

Удовлетворяются потребности способных детей, имеющих навыки самообразования через вовлечение их в научную деятельность: выполнение научно- исследовательской работы, участия в научно-практических конференциях различного уровня, заочных конкурсах, олимпиадах.

Преобладающие методы работы с одарёнными детьми - развивающие, проблемные, исследовательские, творческие.

Вывод: научно-практические работы разного уровня (реферативные, стендовые, работы для устного выступления необходимы в лицее. Они развивают способности ребёнка, его творческий потенциал, обогащают внутренний мир, расширяют кругозор, а при положительном результате дают положительные эмоции, очень необходимые для дальнейшей деятельности.

“Случайные открытия делают только подготовленные люди” Б. Паскаль.

Развивая когнитивные и творческие способности детей, мы готовим “случайные открытия”.

Литература

1. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. -М. РГГУ, 2000

2. Солсо Р. Когнитивная психология.- СПб: Дом “Питер”,2002

3. Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов. -М.: АСТ. Донецк: Сталкер,2008.

4. Шамов А.Н. Коммуникативно-огнитивный подход в обучении лексической стороне речи на уроках немецкого языка.// Иностранные языки в школе.-2008.-№4.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»