Количество авиакатастроф в россии и ссср никогда не зависело от состояния отрасли. Самая страшная авиакатастрофа ссср

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Fresher >> ## [Крупнейшие авиакатастрофы в СССР]

3 января 1965 года
заходя на посадку в аэропорту г. Алма-Ата (Казахская ССР) ночью, в условиях погоды ниже минуса, потерпел катастрофу самолёт «Ил-18 Б». Погибли 64 из находившихся на борту 103 пассажиров и членов экипажа.

8 марта 1965 года
во время набора высоты при вылете из аэропорта г. Куйбышев потерял управление и разбился самолёт «Ту-124 В». Погибли 25 чел.

1 января 1966 года
– из-за остановки двигателя после взлёта в аэропорту Дарваза (Туркменская ССР) потерял управление и потерпел катастрофу самолёт «Ли-2». Погибли 28 чел.

16 февраля 1966 года
из-за пожара на борту на территории Коми АССР (70 км севернее Печоры) потерпел крушение пассажирский самолёт «Ил-14». Погибли все 35 чел.

17 февраля 1966 года
при взлёте в аэропорту «Шереметьево» (Москва) самолёт «Ту-114» задел шасси сугроб, столкнулся с землёй и загорелся. Погиб 21 чел.

24 ноября 1966 года
авиакатастрофа около г. Братислава (Чехословакия): после взлета самолёт «Ил-18 B» болгаро-советского общества не следует предписанным маршрутам и врезается в лесистый склон холма. Все 82 чел., находившиеся на борту, погибают.

12 марта 1967 года
из-за пожара на борту в районе г. Покровск (Якутская АССР) разбился самолёт «Ил-14». Погибли 15 чел.

16 ноября 1967 года
при взлете из аэропорта «Кольцово» (г. Свердловск) из-за отказа двигателя и пожара разбился самолёт «Ил-18 В». Погибли 89 чел.

30 декабря 1967 года
близ г. Лиепая (Латвийская ССР) из-за отказа двигателя потерпел крушение самолёт «Ан-24 Б». Погибли 44 чел.

6 января 1968 года
близ г. Олёкминск (Якутская АССР) потерпел катастрофу самолёт «Ан-24 Б». По неустановленной причине произошло внезапное разрушение конструкции самолёта в воздухе. По слухам, он мог быть сбит ракетой. Погибли 45 чел.

29 февраля 1968 года
в Иркутской области (160 км от г. Братск) из-за внезапной аварии на борту потерпел крушение самолёт «Ил-18 Д». Погибло 90 чел., 1 пассажир - солдат - чудом выжил.

29 мая 1969 года
в Якутской АССР (40 км западнее г. Олёкминск) из-за перегрузки потерпел крушение вертолёт «Ми-2». Погибли 25 из 26 пассажиров, экипаж уцелел.

23 июня 1969 года
в небе над Калужской областью произошло столкновение военно-транспортного самолёта «Ан-12» и пассажирского «Ил-14». Все пассажиры и члены экипажей (на борту «Ан-12» был 91 десантник и 5 членов экипажа, на борту «Ил-14» - 24 чел.) погибли.

26 августа 1969 года
при заходе на посадку в аэропорту Внуково (Москва) потерпел крушение самолёт «Ил-18 Б» (экипаж забыл выпустить шасси). Погибли 16 из находившихся на борту 102 чел.

28 января 1970 года
в Якутской АССР (40 км от Батагая) столкнулся с заснеженным скалистым склоном горы самолёт «Ан-24 Б». Погибли 34 чел.

29 января 1970 года
близ г. Мурманск из-за преждевременного снижения задел вершину сопки и разбился самолёт «Ту-124 В». Погибли 11 чел.

6 февраля 1970 года
в районе г. Самарканд (Узбекская ССР) потерпел катастрофу самолёт «Ил-18». Погибло 92 чел.

1 апреля 1970 года
под г. Красноярск потерпел катастрофу пассажирский самолет «Ан-24». Погибли все пассажиры (в т.ч. юношеская волейбольная команда) и члены экипажа - 45 чел.

15 мая 1970 года
близ г. Кишинев (Молдавская ССР) потерял управление и разбился самолёт «Ан-10 А», с совершавшими тренировочный полёт курсантами из Ульяновской ШВЛП на борту. Погибли 11 чел.

2 сентября 1970 года
в районе г. Днепропетровск (Украинская ССР) из-за потери управления потерпел катастрофу самолёт «Ту-124». Погибли 37 чел.

3 сентября 1970 года
близ г. Ленинабад (Таджикская ССР) столкнулся с горой самолёт «Як-40». Погибли 22 чел.

31 декабря 1970 года
сразу после взлёта из аэропорта Пулково (г. Ленинград) из-за ошибок экипажа потерпел катастрофу самолёт «Ил-18». Погибло 78 чел.

22 января 1971 года
в 15 км от аэропорта г. Сургут (Тюменская область) при перегоне на базовый аэродром потерял управление из-за обледенения крыла и разбился самолёт «Ан-12 Б». Погибли 13 чел.

31 марта 1971 года
близ г. Ворошиловград (Украинская ССР) при заходе на посадку по неустановленной причине потерял управление и разбился самолёт «Ан-10». Погибли 64 чел.

25 июля 1971 года
близ аэропорта г. Иркутск из-за снижения с избыточной скоростью разбился самолёт «Ту-104». Погибло 97 чел.

10 октября 1971 года
в Московской воздушной зоне (около 60 км от аэропорта «Внуково») из-за взрыва в грузовом отсеке потерпел катастрофу самолёт «Ту-104 Б». Основная версия причины взрыва - террористический акт. Погибли 25 чел.

12 ноября 1971 года
во время 2-го захода на посадку в аэропорту г. Винница (Украинская ССР) при низкой облачности и в условиях моросящего дождя с креном потерпел катастрофу (упал рядом со взлётно-посадочной полосой и сгорел) самолёт «Ан-24 Б». Погибли 52 чел.

1 декабря 1971 года
при заходе на посадку в аэропорту г. Саратов разбился в степи самолёт «Ан-24 Б». Погибли 57 чел.

4 мая 1972 года
близ аэропорта г. Братск (Иркутская область) при заходе на посадку попал в ветровой сдвиг и столкнулся с землёй самолёт «Як-40». Погибли 18 чел.

16 мая 1972 года
на детский сад в г. Светлогорск (Калининградская область) рухнул потерявший управление военно-транспортный самолёт «Ан-26». Погибли 32 чел., в том числе экипаж самолёта и все 23 ребёнка. Впоследствии от ран умерли ещё 2 чел. (работники детсада), несколько матерей покончили с собой.

18 мая 1972 года
на круге ожидания захода на посадку вблизи аэропорта г. Харьков (Украинская ССР) произошло разрушение в воздухе самолёта «Ан-10». Погибли 122 чел. (114 пассажиров и 8 членов экипажа), в том числе делегация пионеров из ГДР и известный советский эстрадный пародист В. Чистяков.

31 августа 1972 года
в районе г. Магнитогорск (Челябинская область) из-за пожара на борту потерпел катастрофу самолёт «Ил-18». Погибли 102 чел.

1 октября 1972 года
после взлёта из аэропорта г. Адлер (Краснодарский край) по неустановленной причине упал в море и затонул самолёт «Ил-18». Погибли 118 чел.

13 октября 1972 года
самолёт «Ил-62», принадлежащий ГДР и совершавший рейс Париж-Москва, при заходе на посадку в сложных метеоусловиях разбился в районе пос. Озерецкое Дмитровского района Московской области. На борту находились 176 чел., все погибли. Точная причина катастрофы не установлена.

22 января 1973 года
близ дер. Пихтовка Частинского района Пермской области потерпел крушение самолёт «Ан-24 Б». Погибли 44 чел. Возможно поражение самолёта отклонившейся от траектории ракетой «земля-воздух».

19 февраля 1973 года
при заходе на посадку в аэропорт г. Прага (Чехословакия) по неустановленной причине столкнулся с землёй самолёт «Ту-154». Погибли 66 из 100 находившихся на борту.

24 февраля 1973 года
на территории Таджикской ССР (40 км от Ура-Тюбе) потерпел катастрофу самолёт «Ил-18 В». Погибли 79 чел.

28 февраля 1973 года
вскоре после вылета из аэропорта г. Семипалатинск (Казахская ССР) потерпел катастрофу (упал на землю, разбился и сгорел) самолёт «Як-40». По одной из версий, причиной стало попадание в кабину пилотов снаряда из пушки БМП, двигавшейся в колонне с учений. Погибли 32 чел.

11 мая 1973 года
близ г. Семипалатинск (Казахская ССР) по неустановленной причине разрушился в воздухе самолёт «Ил-18 Б». По неподтвержденным слухам самолет был сбит средствами ПВО во время учений Средне-Азиатского военного округа. Погиб 61 чел.

18 мая 1973 года
в районе г. Чита разбился угнанный самолёт «Ту-104»: на борту раненый в спину угонщик смог взорвать бомбу. Погибли 82 чел.

3 июня 1973 года
катастрофа самолёта «Ту-144» на Международном авиасалоне в Ле-Бурже (Франция). Во время демонстрационного полёта из-за перегрузок самолёт развалился на части и взорвался. Погибли экипаж (6 чел), 8 зрителей-французов, разрушены несколько зданий парижского пригорода Гусенвилля, на главную улицу которого упали обломки самолёта.

18 августа 1973 года
вскоре после взлёта на самолёте «Ан-24 Б» произошло разрушение турбины и двигателя. На обратном пути в аэропорт он столкнулся с нефтяной платформой месторождения Нефтяные Камни (Азербайджанская ССР). Погибли 56 чел.

30 сентября 1973 года
после взлёта из аэропорта г. Свердловск из-за сбоя в работе оборудования и пространственной дезориентации экипажа потерпел крушение самолёт «Ту-104». Погибло 108 чел.

Октябрь 1973 года
почти сразу после взлёта из аэропорта г. Львов (Украинская ССР) на борту пассажирского самолёта «Ил-18» возник пожар. Пилот попытался вернуться, но самолет взорвался над полем к северу от Львова. Погибло больше 100 чел. Последствия взрыва ликвидировали 3 дня.

13 октября 1973 года
на подлёте к Москве из-за отказа электросистемы и дезориентации экипажа потерпел катастрофу самолёт «Ту-104». Погибло 122 чел.

7 декабря 1973 года
при заходе на посадку в аэропорту «Домодедово» (Москва) при сложных погодных условиях потерпел крушение самолёт «Ту-104 Б». Погибли 16 чел.

16 декабря 1973 года
в Московской области близ дер. Карачарово Волоколамского района из-за отказа бортовой аппаратуры разбился самолёт «Ту-124 В». Погиб 51 чел.

23 декабря 1973 года
из-за пожара в двигателе близ г. Львов (Украинская ССР) разбился самолёт «Ту-124 В». Погибли 17 чел.

6 января 1974 года
при заходе на посадку на военный аэродром в Мукачево (Украинская ССР) по вине экипажа разбился в горах самолёт «Ан-24 Б». Погибли 24 чел.

27 апреля 1974 года
близ аэропорта «Пулково» (г. Ленинград) из-за сильной вибрации и пожара в двигателе потерпел крушение самолёт «Ил-18». Погибло 118 чел.

23 мая 1974 года
близ г. Киев (Украинская ССР) при заходе на посадку разбился самолёт «Як-40». Погибли 29 чел.

1 ноября 1974 года
во время захода на посадку близ г. Сургут (Тюменская область) самолёт «Ан-2» из-за плохой видимости столкнулся в воздухе с вертолётом «Ми-8». Погибли 38 чел.

28 сентября Федеральное агентство воздушного транспорта аннулировало лицензию компании «Кавминводыавиа». Это предприятие пока стало крупнейшим перевозчиком, которому была закрыта дорога в небо в рамках кампании по наведению порядка в авиатранспортной отрасли, которая стартовала после катастрофы самолёта Як-42 в Ярославле. Между тем в то, что ликвидация компаний, не отвечающих требованиям безопасности, как-то сильно повлияет на статистику авиакатастроф в России, эксперты не верят. Ведь на самом деле какой-то прямой зависимости между состоянием отрасли и количеством катастроф вовсе не существует. Что красноречиво подтверждается историей отечественной и мировой гражданской авиации.

28 сентября Федеральное агентство воздушного транспорта аннулировало лицензию компании «Кавминводыавиа». Это предприятие пока стало крупнейшим перевозчиком, которому была закрыта дорога в небо в рамках кампании по наведению порядка в авиатранспортной отрасли, которая стартовала после катастрофы самолёта Як-42 в Ярославле. Между тем в то, что ликвидация компаний, не отвечающих требованиям безопасности, как-то сильно повлияет на статистику авиакатастроф в России, эксперты не верят. Ведь на самом деле какой-то прямой зависимости между состоянием отрасли и количеством катастроф вовсе не существует. Что красноречиво подтверждается историей отечественной и мировой гражданской авиации.

По каким конкретно причинам «Кавминводыавиа» (КМВ) попала в немилость властям, Росавиация не уточняет. Между тем эту компанию, судя по её более чем 15-летней биографии, опасной не назовёшь – самый серьёзный инцидент с её воздушным судном произошёл 2 апреля 2005 года. Ту-204, возвращавшийся из египетского Шарм-эш-Шейха в Москву, после взлёта попал в зону сильной турбулентности, в результате чего несколько пассажиров получили травмы. Ситуация абсолютно форс-мажорная. Вместе с КМВ лицензий лишились компании «Як-Сервис» (её Як-42 разбился в Ярославле), ФГОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации», ТАНТК им Г.М. Бериева, «Авис-Амур», Jetalliance Vostok. Список аутсайдеров, думается, не окончательный…

Всего же с учётом менее серьёзных инцидентов на самолётах гражданской авиации за 1973 год погибли более 500 человек (без учёта происшествий с вертолётами). В нынешнем же «фатальном» 2011 году этот показатель на сегодняшний день составляет 119 человек.
Главный тезис последних заявлений властей, касающихся ситуации в авиации, – причина растущего количества авиакатастроф заключается в системном кризисе отрасли. Самолёты старые, лётчики неподготовленные, аэропортовая инфраструктура до предела изношена. В качестве примера, как надо возить пассажиров, ветераны ГА приводят советский «Аэрофлот», где вроде бы действовала жёсткая система отбора и подготовки кадров, парк ежегодно пополнялся новыми самолётами и никто даже подумать не мог о таких метаморфозах современности, как контрафактные авиазапчасти и коррупция в контролирующих органах. Казалось бы, на таком позитивном фоне и статистика авиакатастроф должна была бы выглядеть пусть и не нулевой, но хотя бы стабильно низкой. Однако это вовсе не так. Согласно статистическим данным сайта Aviation Safety Network (ASN), ситуация с безопасностью перевозок в советской авиации была далека от идеала. Наиболее катастрофичными стали годы 1969-й, 1973-й, 1981-й и 1990-й – более чем по 10 авиакатастроф в год. Самым тяжёлым был 1973 год. 22 января в Пермской области разбивается Ан-24 (44 погибших), в феврале в аэропорту Шереметьево – Ил-18 (25 погибших), 18 мая в Читинской области разбился Ту-104 (82 погибших), 18 августа близ Баку гибнет Ан-24 (56 жертв), 30 сентября из-за отказа техники в свердловском аэропорту Кольцово потерпел катастрофу Ту-104 (108 погибших), 2 октября недалеко от Магадана разбился Ан-12 (10 погибших), 13 октября в аэропорту Домодедово терпит катастрофу Ту-104 (119 погибших), 7 декабря в том же Домодедово разбивается ещё один Ту-104 (16 погибших), 16 декабря в Подмосковье разбился Ан-124 (51 погибший), 23 декабря недалеко от Львова терпит катастрофу Ту-124 (17 погибших). И это самые крупные катастрофы. Что же касается объёмов пассажирских перевозок, то по сравнению с 70-ми годами сегодня они немного уступают советским. В 1973 году «Аэрофлот» перевёз около 80 млн пассажиров, в 2010 году этот показатель для российских авиакомпаний составил 58 млн человек.

Согласитесь, поводов кричать о полном конце гражданской авиации, по сути-то, и нет. Об этом же никто не говорил в 1973 году?

«Подобные всплески случались всегда, и прямых зависимостей между состоянием отрасли и количеством катастроф нет, – рассказывает «Нашей Версии» главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий, – это больше воля случая. Единственная закономерность: после таких всплесков власти начинают предпринимать меры по ужесточению требований к безопасности полётов. Кстати, по итогам 1973 года в системе безопасности были проведены радикальные изменения, но говорить о том, что после этого перевозки стали безопаснее, нельзя».

Единственным оправданием высокой аварийности в советской авиации может быть то, что тогда на перевозках использовались менее совершенные самолёты. В том же 1973 году самые страшные катастрофы произошли с самолётами Ту-104 – машиной с неоднозначной репутацией в авиационной среде. Её ругают за сложное управление, проблемы с аэродинамикой и ненадёжные двигатели. По сравнению с современными «Эйрбасами» и «Боингами», которые эксплуатируют сегодня ведущие российские перевозчики, – каменный век. Но, с другой стороны, судя по статистике, например, с 1965 по 1968 год с Ту-104 не произошло ни одного авиационного происшествия. Значит, можно было летать безаварийно и на таких самолётах? Главной же причиной катастроф в советской авиации, где, как сейчас говорят, была жёсткая система контроля, стал всё тот же человеческий фактор. Причём многие ошибки совершались не в каких-то экстремальных ситуациях, а в совершенно рядовой обстановке. Хрестоматийным примером авиационного головотяпства стала катастрофа Ту-154 в октябре 1984 года на аэродроме Омск-Центральный. Диспетчеры ночью посадили забитый под завязку пассажирами лайнер на полосу, занятую снегоуборочными машинами. Экипаж заметил их в последний момент, и шансов спасти самолёт у них уже не было. В результате погибли 178 человек. Была также масса малоизвестных, но весьма характерных авиапроисшествий, свидетельствующих о беспорядке в советской авиационной отрасли. Так, 13 октября 1977 года в Ростове-на-Дону три пассажира Як-40 во время набора высоты оказались за бортом самолёта. Наземные службы, после переоборудования «Як» из грузового в пассажирский вариант, не до конца закрыли ручки грузового люка (особенность этого самолёта в том, что он за несколько часов может быть переделан из грузового в пассажирский и наоборот). Во время взлёта из-за разницы давлений грузовой люк открылся и вместе с ним за бортом оказались пассажиры, сидевшие на прикреплённых к люку креслах. В результате шестилетний мальчик и его мама выпали из сидений и погибли от удара о землю – у них были неправильно пристёгнуты ремни безопасности. Третий пассажир отделался незначительными травмами – во время аварийной посадки люк закрылся и его втащили в салон. Поэтому-то всецело доверять заявлениям седовласых асов о том, что в советской авиации был жесточайший порядок, не стоит.

В целом же, по статистике ASN, Россия, как правопреемница СССР, занимает второе место в мире по числу авиакатастроф и погибших в них пассажиров. Пальму печального первенства держат США. Так, с 1945 года с самолётами гражданской авиации, без учёта терактов, в Америке произошло 655 катастроф, жертвами которых стали 9983 пассажира и члена экипажей. Ещё 121 человек погиб на земле. В России и СССР за этот же период произошло 265 катастроф, в которых погибли 6473 человека (19 погибших на земле).

При этом шансов стать жертвой авиакатастрофы в России и СССР было гораздо больше, чем в США. Во-первых, объёмы пассажирских авиаперевозок в Америке всегда в разы превосходили отечественные показатели. В 2010 году в США было перевезено более 600 млн пассажиров, в России – 58. В пиковом для советской гражданской авиации 1990 году было перевезено около 120 млн пассажиров, в США в этом же году – 450 миллионов. Во-вторых, американскую статистику значительно портит легкомоторная авиация, которая более распространена за океаном. Судите сами: если в США на одну катастрофу приходится в среднем 15 жертв, то в России – 24 погибших. В целом же, несмотря на кратно превосходящие объёмы перевозок, в США в катастрофах в послевоенный период погибло всего на 50% больше пассажиров и членов экипажей, чем в России и СССР. Причём в США намечается отчётливая тенденция к снижению числа катастроф самолётов. В нынешнем году в Америке в них погибло всего 6 человек, при этом объём перевозок прогнозируется на уровне 700 миллионов. В России, граждане которой летают более чем в 10 раз меньше, в списке годовых авиапотерь уже 119 имён…

сгруппированный по годам перечень катастроф авиации на территории СССР или советских самолетов. В большинстве случаев информация о катастрофах в СССР скрывалась.

Информация о крупнейших авиакатастрофах — в статье Крупнейшие авиакатастрофы.

Список происшествий и катастроф по годам

1935

  • 18 мая 1935 года в районе Центрального аэродрома Москвы истребитель лётчика Николая Благина врезался в выполнявший демонстрационный полёт с передовиками производства восьмимоторный самолёт-гигант АНТ-20 «Максим Горький». Погибло 11 человек экипажа самолета и 38 пассажиров-ударников из инженеров, техников и рабочих ЦАГИ и членов их семей, + лётчик истребителя.

Основная статья: АНТ-20

1950

  • 5 января 1950 года в крайне неблагоприятных метеоусловиях при заходе на посадку в Свердловске разбился самолёт Ли-2 с 11 хоккеистами, врачом и массажистом команды ВВС, направлявшимися на матч с «Динамо».

1958

  • Авиакатастрофа Ту-104А 17 октября 1958 года. 73 человека, находившиеся на борту, погибли: весь экипаж и пассажиры

1962

  • В июле 1962 года под Красноярском зенитной ракетой был ошибочно сбит пассажирский самолет Ту-104 авиакомпании «Аэрофлот», следовавший по маршруту Хабаровск — Москва. Погибло 86 человек, из них 8 человек экипажа.

1963

  • Посадка Ту-124 на Неву — авиационное происшествие, случившееся в небе над Ленинградом 21 августа 1963 года. В результате стечения обстоятельств пассажирский самолёт Ту-124 приводнился на Неву. Один из первых в мире случаев посадки гражданского самолёта в экстренной ситуации на воду.

Это событие является одним из немногих удачных приводнений среди авиалайнеров, когда все пассажиры и члены экипажа остались живы.

Основная статья: Посадка Ту-124 на Неву

1964

  • Катастрофа советского самолёта Ил-18 при заходе на посадку в аэропорт Белграда, в результате которого погибла советская военная делегация.

1967

  • 6 августа 1967 года во Франции при тушении большого лесного пожара потерпел катастрофу вертолёт Ми-6ПЖ. Экипаж в составе девяти человек во главе с командиром Ю. А. Гарнаевым погиб. Сведения о катастрофе см. в статье Гарнаев, Юрий Александрович.
  • 16 ноября 1967 при взлёте из аэропорта Кольцово из-за отказа двигателя потерпел катастрофу Ил-18 авиакомпании «Аэрофлот». Погибли 130 человек.

1968

  • 22 апреля 1968 года экипаж самолёта Ил-18В выполнял тренировочный полёт около аэропорта Домодедово. Во время полёта самолёт задел провода ЛЭП и упал. Все пять членов экипажа погибли.

1969

  • 22 июня 1969 в небе над Калужской областью произошло столкновение военно-транспортного самолета Ан-12, следовавшего из Каунаса в Рязань и пассажирского Ил-14. Все пассажиры и члены экипажей обоих самолётов погибли.

1970

  • 1 апреля 1970 под Красноярском потерпел катастрофу пассажирский самолет Ан-24. Погибли все пассажиры и члены экипажа.

1972

  • 18 мая 1972 на круге ожидания захода на посадку вблизи аэропорта Харьков в районе Русская Лозовая произошло разрушение в воздухе самолета Ан-10, выполнявшего регулярный рейс авиакомпании «Аэрофлот» Москва — Харьков. Погибли 122 человека, в том числе делегация пионеров из ГДР и известный советский эстрадный пародист Виктор Чистяков. Причиной этой катастрофы явилось развитие усталостных трещин в планере самолёта. По итогам расследования эксплуатация самолетов Ан-10 была прекращена.
  • 13 октября 1972 самолет Ил-62 авиакомпании «Аэрофлот» при заходе на посадку разбился в районе пос. Озерецкое Дмитровского района Московской области. На борту находились 176 человек, все погибли. Точная причина катастрофы не установлена, предположительной причиной является неверная установка высотомера.

1973

  • 13 октября 1973 года из-за отказа электропитания систем навигации в Домодедово разбился самолёт Ту-104Б Аэрофлота, следовавший рейсом 964 из Тбилиси. Экипаж был дезориентирован. С выпущенными шасси на высоте 400 м они начали третий правый разворот, во время которого самолёт перешёл на снижение по крутой спирали с левым вращением. Самолёт столкнулся с землей с креном 75° в 8 км от аэропорта. Погибло 114 пассажиров и 8 членов экипажа. В числе пассажиров находился командующий зенитными ракетными войсками ПВО СССР генерал-лейтенант артиллерии Фёдор Бондаренко. Эта катастрофа осталась крупнейшей за всю историю эксплуатации самолётов семейства Ту-104.
  • 7 декабря 1973 года при посадке в Домодедово потерпел катастрофу пассажирский самолёт Ту-104Б, следовавший из Грузии. Самолёт заходил на посадку с превышением скорости и отклонением от курса. Из-за этого самолёт накренился, задел левым крылом землю, перевернулся, раскололся пополам и загорелся. Погибли 13 из 72 человек, находившихся на борту воздушного судна.

1976

  • 16 декабря 1976 года Як-40 авиакомпании Аэрофлот при выполнении тренировочного полёта сорвался в штопор и разбился в Запорожской области УССР. Погибли все 5 членов экипажа. Причиной катастрофы стала ошибка экипажа.
  • 17 декабря 1976 года пассажирский самолёт Ан-24 при посадке в киевском аэропорту Жуляны в сложных метеорологических условиях столкнулся с бетонным забором, а затем врезался в железнодорожную насыпь. Погибло 48 из 55 человек, находившихся на борту.
  • 17 декабря 1976 года самолёт Як-40 авиакомпании Аэрофлот сразу после вылета из Усть-Кута задел деревья и упал в лес. Погибли 7 человек. Причина катастрофы — ошибка экипажа.
  • 18 декабря 1976 года самолёт Ил-14 при заходе на посадку врезался в гору Острая близ Южно-Сахалинска. Из 10 человек, находившихся на борту, выжили два пассажира, которые были обнаружены через три дня.

1977

  • 13 января 1977 года при заходе на посадку в аэропорту Алма-Аты разбился Ту-104, на борту которого находилось 96 человек. По официальной версии причиной падения стал пожар в одном из двигателей. Самолет упал в трех километрах до ВПП.
  • 15 февраля 1977 при заходе на посадку в Минеральных Водах разбился Ил-18, летевший из Ташкента. Погибли 77 человек.
  • 30 марта 1977 года в условиях плохой видимости при заходе на посадку в аэропорту города Жданов разбился Як-40. 8 из 27 человек, находившихся на борту, погибли. В том числе три девушки — мастера спорта СССР по прыжкам в воду.

1978

  • Авиакатастрофа Ту-154 под Максатихой 19 мая 1978 года. Погибли 4 из 127 пассажиров, находившихся на борту самолёта.
  • 7 октября 1978 при взлете из свердловского аэропорта Кольцово из-за отказа всех двигателей разбился Як-40. Погибли 38 человек.

1979

  • 17 марта 1979 в районе аэропорта «Внуково» разбился самолет ТУ-104Б, выполнявший рейс Москва-Одесса. Погибло 86 человек.
  • 11 августа 1979 в районе Днепродзержинска произошло столкновение в воздухе двух самолетов Ту-134А. На обоих бортах находились 178 человек, все погибли. Это крупнейшее по числу жертв столкновение двух самолетов в воздухе в истории советской авиации. Причиной столкновения явилась ошибка диспетчера службы управления воздушным движением.
  • 29 августа 1979 вблизи города Кирсанов потерпел катастрофу Ту-124, следовавший по маршруту Киев-Казань. На высоте 9000 метров самолет сорвался в штопор, а на высоте 3000 метров начал разрушаться. Погибли 5 членов экипажа и 58 пассажиров. По заключению экспертов, срыв самолета в штопор произошел из-за случайного выпуска закрылков.

1980

  • 8 июля 1980 на окраине Алма-Аты разбился Ту-154, на борту которого находились 166 человек. Причиной аварии был назван так называемый сдвиг ветра.

1981

  • 16 ноября 1981 в аэропорту Алыкель при посадке потерпел крушение самолёт Ту-154, летевший из Красноярска. Авария произошла из-за отказа автомата тяги на глиссаде. Самолёт упал в снег перед ВПП и разрушился. Из 172 человек, находившихся на борту, погибло более 100.

1982

  • 28 июня 1982 под Мозырем разбился Як-42, следовавший по маршруту Ленинград-Киев. На борту самолета находились 8 членов экипажа и 124 пассажира, все погибли. Причиной катастрофы стало разрушение и отрыв узла крепления горизонтального стабилизатора.
  • 6 июля 1982 под Москвой около пос. Менделеево потерпел крушение Ил-62, летевший во Фритаун. Сразу после взлета, когда лайнер еще не набрал высоту, сработала сигнализация о пожаре сначала в первом, а потом и во втором двигателях самолета. Экипаж ошибочно принял решение отключить двигатели. Самолет упал в лес, погибли 80 пассажиров и 10 членов экипажа.

1983

  • 30 августа 1983 потерпел крушение Ту-134, следовавший по маршруту Казань — Челябинск — Алма-Ата. При заходе на посадку экипаж нарушил схему захода, отклонившись от нее почти на 15 километров. Пилоты увидели приближавшуюся гору, но уклониться от столкновения не успели. Погибло 90 человек. См. Авиакатастрофа в Алма-Ате 30 августа 1983 года.
  • 1 сентября 1983 в воздушном пространстве СССР в районе Сахалина был сбит южнокорейский самолёт-нарушитель Боинг-747. По официальной версии, на борту находились 246 пассажиров и 23 члена экипажа, все погибли. Это крупнейшая авиакатастрофа, произошедшая в СССР с самолетом зарубежной авиакомпании. Самолёт был сбит ракетой «воздух-воздух», выпущенной с советского истребителя-перехватчика.

Основная статья: Инцидент с южнокорейским Боингом

1984

  • 11 октября 1984 в аэропорту Омска Ту-154 при посадке столкнулся на взлётно-посадочной полосе со снегоуборочными машинами. Погибли 178 человек, выжили 5 из 9 членов экипажа и 1 пассажир из 170. Эта авиакатастрофа является крупнейшей по числу жертв из всех произошедших на территории России.
  • 23 декабря 1984 в аэропорту Емельяново у самолета Ту-154 при взлёте возник пожар в одном из двигателей. Была предпринята попытка вернуться в аэропорт, однако самолет не долетел до полосы 5 км и разбился в районе Зверосовхоза. Погибли все пассажиры и члены экипажа.

1985

  • 10 июля 1985 в результате ошибки экипажа Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот», войдя в штопор, разбился возле города Учкудук. Погибли все 200 человек, находившихся на борту. Это крупнейшая авиакатастрофа по числу жертв, произошедшая на территории СССР.

1986

  • 20 октября 1986 в 16 часов 58 минут по местному времени в аэропорту Курумоч города Куйбышева при посадке потерпел катастрофу самолёт Ту-134А, следовавший рейсом из Свердловска в Грозный. Из пассажиров и членов экипажа погибло 69 человек.

1987

  • 16 января 1987 года. При взлёте с аэродрома Ташкент — Южный потерпел катастрофу Як-40 Узбекского управления гражданской авиации. На борту самолёта находилось 5 пассажиров, 1200 кг почты и 35 кг ручной клади. Все пассажиры и члены экипажа погибли.
Авиакатастрофы в России с 1991 года Авиационная катастрофа >>>

Авиакатастрофы случаются сравнительно нечасто, но каждая из них по-особенному будоражит общество. Это и неудивительно, ведь в них в мгновение ока гибнут десятки и сотни людей. В этом плане не был исключением и Давайте рассмотрим самые крупные авиакатастрофы в СССР, узнаем их подробности и статистику жертв.

Список катастроф

Сколько авиакатастроф было в СССР? Если учитывать даже самые мелкие, обошедшиеся без жертв, то их количество будет очень большим, и вряд ли вообще оно поддается исчислению. Мы же остановимся на наиболее известных и крупных крушениях. Список авиакатастроф в СССР выглядит следующим образом:

  • катастрофа под Тифлисом (1925 г.);
  • крушение на Центральном аэродроме Москвы (1935 г.);
  • гибель команды ВВС в Свердловске (1950 г.);
  • авиакатастрофа в Вурнарском районе (1958 г.);
  • катастрофа под Красноярском (1962 г.);
  • катастрофа в Свердловске (1967 г.);
  • столкновение самолетов над Калужской областью (1969 г.);
  • катастрофа в Светлогорске (1972 г.);
  • крушение в Харьковской области (1972 г);
  • авиакатастрофа у Нерского озера (1972 г.);
  • катастрофа под Ленинградом (1974 г.);
  • гибель команды "Пахтакор" (1979 г.);
  • столкновение над Завитинском (1981 г.);
  • катастрофа в аэропорту Омска (1984 г.);
  • авиакатастрофа над Львовом (1985 г.);
  • катастрофа под Учкудуком (1985 г.);
  • катастрофа в (1986 г.);
  • (1989 г.).

В данный список попали не только самые большие крушения по числу жертв, но и наиболее резонансные. Конечно, количество авиакатастроф в СССР было гораздо больше, но мы сможем подробно остановится только на вышеперечисленных трагедиях.

Первая катастрофа

Крупнейшие катастрофы в СССР открывает крушение пассажирского самолета Junkers F 13, случившееся под Тифлисом в Грузии в 1925 году. Именно с него можно начинать отсчет авиационных трагедий в советском государстве.

Данный рейс следовал из столицы Грузии в Сухум. На борту самолета было два члена экипажа и три пассажира, летевших по служебному заданию. Через 15 минут после взлета Junkers F 13 неожиданно загорелся. Двое из пассажиров совершили отчаянный прыжок, но разбились насмерть. Остальные пассажиры погибли от взрыва, произошедшего при столкновении самолета с землей.

Достоверную причину возгорания так установить и не удалось, но, по одной из версий, оно случилась из-за того, что кто-то из пассажиров кинул горящую спичку на пол.

Конечно, масштаб данного события по количеству жертв значительно уступает тем катастрофам, о которых мы будем говорить в дальнейшем, но тем не менее именно это авиационное крушение можно назвать первым в СССР.

Катастрофа на московском аэродроме

Самые крупные авиакатастрофы в СССР продолжаются трагедией, случившейся в мае 1935 года в районе аэродрома города Москвы, который находился в поселке Сокол. Именно тогда летчик Николай Балагин, выполняя на своем истребителе полет, врезался в авиалайнер АНТ-20 «Максим Горький». Кроме него самого, погибло 11 человек из команды экипажа пассажирского самолета и 38 пассажиров. Хотя существуют также альтернативные данные, что пассажиров было 50. Таким образом, общее число жертв варьировалось от 49 до 62 человек.

Вердикт расследования был однозначный - ошибка пилота.

Гибель команды ВВС

Обсуждая и в СССР, нельзя не вспомнить про гибель игроков хоккейного клуба ВВС в начале января 1950 года, летевших из Москвы в Челябинск на встречу с местной командой. Полет проходил в довольно тяжелых метеорологических условиях, что послужило одной из причин трагедии. Другой причиной назывались проблемы в организации диспетчерской службы, в первую очередь пропускавших на посадку «свои» самолеты, а Ли-2, на котором летела команда ВВС, долгое время находился в воздухе, ожидая разрешения на посадку.

Таким образом, статистика авиакатастроф в СССР пополнилась ещё девятнадцатью жертвами, из которых 8 были членами экипажа и 11 - игроками команды.

Крушение в Вурнарском районе

Как и другие крупные авиакатастрофы в России и в СССР, трагедия в Вурнарском районе останется надолго в памяти людей, особенно родственников погибших. Она случилась около деревни Булатово Чувашкой АССР в октябре 1958 года.

Самолет Ту-104А перевозил делегацию китайских партийных деятелей из Омска в Москву, но в пункте прибытия из-за плохих метеорологических условий экипаж авиалайнера получил отказ в посадке. Аналогичная ситуация повторилась и в Горьком. Поэтому экипаж принял решение лететь в Свердловск. Но данное решение предусматривало кардинальную смену курса. При выполнении этого сложного маневра самолет попал в сильнейший воздушный поток, из-за чего он перешел в пикирование, что и послужило причиной столкновения с поверхностью земли.

В результате крушения погибли 9 членов экипажа и 71 пассажир.

Трагедия под Красноярском

Конечно, все случившиеся авиакатастрофы в России и в СССР - огромная беда, но среди остальных можно выделить трагедию под Красноярском в июне 1962 года. Она отличалась от других тем, что причиной стала не ошибка пилота или диспетчера, не неисправность самолета, и не метеорологические условия, а попадание ракеты зенитной установки.

Примечательно, что причина крушения самолета Ту-104, совершавшего полет из Иркутска в Омск, оставалась загадкой. Только при обследовании частей авиалайнера на месте катастрофы удалось обнаружить повреждение обшивки фюзеляжа. Причем пробоина была с внешней стороны. Только потом выяснилось, что поблизости проводились военные учения, и вследствие плохих метеорологических условий одна из зенитных ракет сбилась со своей первоначальной цели и перенацелилась на Ту-104.

Итогом этой трагедии стала гибель восьми членов экипажа и 76 пассажиров. По численности жертв не было до тех пор такой масштабной авиакатастрофы в СССР.

Авиакатастрофа в Свердловске

Очередной трагический рекорд был поставлен в 1967 году близ Свердловска, где потерпел крушение пассажирский авиалайнер Ил-18. В этой катастрофе погибли 99 пассажиров и 8 человек из членов экипажа. И опять же, все авиакатастрофы в СССР, которые случались до тех пор, не могли сравниться по числу жертв с этой.

Причину трагедии достоверно установить так и не удалось. Самолет на большой скорости врезался в землю, вследствие чего разбился на множество осколков. Впрочем, были выдвинутые версии о технической неисправности аппарата.

Катастрофа над Калужской областью

Конечно, упоминая самые крупные авиакатастрофы в России и СССР, никак нельзя обделить вниманием крушение под Юхновым в 1969 году. Ведь это была самая масштабная катастрофа в Советском Союзе по числу жертв из тех, что случились вследствие столкновения двух летательных аппаратов. Кроме того, это было наиболее крупное крушение на территории Калужской области.

Катастрофа произошла вследствие столкновения авиалайнера Ил-14М и военно-транспортного самолета Ан-12БП. Итогом этого трагического события стала гибель 24 человек на борту пассажирского и 96 человек на борту военного самолета. В том числе погибли 5 членов экипажа обоих воздушно-транспортных средств.

Причиной катастрофы было признано нарушение обоими экипажами параметров заданной высоты.

Трагедия в Светлогорске

Среди остальных авиационных катастроф, произошедших в Советском Союзе, следует выделить трагедию 1972 года в городе Светлогорске Калининградской области. Именно тогда военно-транспортный самолет Ан-24Т, совершая плановый облет, потерпел крушение. Трагизм данного события в том, что при падении самолет упал на детский сад. В результате погибли не только все 8 членов экипажа, но также трое сотрудников дошкольного учреждения и 24 ребенка. Общее число жертв трагедии составило 34 человека.

Хотя данное трагическое происшествие власти пытались скрыть, но, тем не менее, событие такого масштаба не могло не стать достоянием общественности. Расследование велось в строгой секретности, а его результаты были оглашены только в 2010 году, то есть уже после распада СССР. Согласно заключению, причиной трагедии стала неудовлетворительная подготовка пилотов. Но ни одно уголовное дело в связи с этим событием так и не было открыто, хотя и были сняты с постов несколько десятков высокопоставленных военнослужащих.

Учитывая, что причиной трагедии стал военный самолет, то данное событие можно записывать в военные авиакатастрофы в СССР.

Катастрофа в Харьковской области

Ещё одна крупная катастрофа случилась в 1972 году в Харьковской области около села Русская Лозовая. Именно там разбился пассажирский самолет Ан-10, летящий по маршруту Москва - Харьков. Последствия данного крушения были довольно трагичными - 122 человека погибло, из которых - 7 членов экипажа.

Расследование установило, что причиной катастрофы стали технические недостатки строения самолета. Поэтому вскоре авиалайнеры Ан-10 были сняты с эксплуатации.

Авиакатастрофа близ Москвы

Другой крупной катастрофой, которая произошла в том же 1972 году, стало крушение самолета Ил-62, совершавшего перелет из Парижа в Москву, у Нерского озера при заходе на посадку в конечной точке своего полета. Результатом этой трагедии стала гибель 164 пассажиров и 10 членов экипажа. На тот момент это была самая масштабная авиакатастрофа, случившаяся на территории России. На данный момент по числу погибших её смогла превзойти только трагедия в Омске в 1984 году.

Расследование так и не выявило точных причин катастрофы, но одной из основных версий принято считать неправильную установку высотометра.

Крушение под Ленинградом

Статистика авиакатастроф в СССР и России была бы неполной без упоминания крушения авиалайнера Ил-18В под Ленинградом в 1974 году. Кстати, она стала крупнейшей авиационной катастрофой, которая произошла в окрестностях этого второго по величине города Советского Союза.

Самолет направлялся по рейсу Ленинград - Запорожье, и только отбыл со своего пункта отправки, как у него загорелся двигатель. Экипаж попробовал вернуть авиалайнер в аэропорт, но при посадке пожар только усилился, пилоты потеряли контроль над управлением, и самолет разбился. Причиной катастрофы была названа неисправность в двигателе. В то же время был отмечен профессионализм действий пилотов экипажа, которые действовали четко по инструкции и сделали все возможное, чтобы не допустить трагедии.

В результате этой катастрофы погибло 102 пассажира и 7 членов экипажа. Общее число жертв насчитывало 109 человек.

Гибель футбольной команды «Пахтакор»

Любая авиакатастрофа вызывает значительный резонанс, но особенно она будоражит общественность, когда в ней гибнут известные люди, артисты, спортсмены. Так случилось и в 1979 году, когда в результате столкновения двух самолетов Ту-134 над Днепродзержинском погибли практически все члены футбольной команды Высшей лиги СССР «Пахтакор» из Ташкента. Но даже без учета этого не было ни одной авиакатастрофы в СССР, столь масштабной по числу жертв. В результате этой трагедии погибло общей сложностью 178 человек с обоих самолетов, из них 17 игроков команды «Пахтакор» и 13 членов экипажа авиалайнеров. Ни одно крушение в истории Советского Союза до этого не знало такого большого количества жертв. Кроме того, данная катастрофа до сих пор занимает второе место в мире по числу погибших в результате столкновения двух авиалайнеров.

Согласно выводам официального расследования, причиной столь масштабной трагедии стала ошибка диспетчера.

Выжившая

Конечно, столкновение двух самолетов над Завитинском в 1981 году вряд ли попало бы в список: "Крупнейшие авиакатастрофы СССР". Оно примечательно совсем другим. Именно с этим событием связана единственная из всех пассажиров женщина, выжившая в авиакатастрофе в СССР. Именно она сделала известной данную трагедию на весь мир.

Лариса Савицкая, а именно так звалась выжившая в авиакатастрофе в СССР, вместе с мужем возвращалась из свадебного путешествия в свой родной Благовещенск на самолете Ан-24. Трагедия произошла на высоте превышающей 5000 метров, когда авиалайнер столкнулся с военным самолетом Ту-16. Затем официальной причиной катастрофы будет названа несогласованность гражданской и военной диспетчерских служб.

Во время столкновения самолетов Савицкая спала, а проснулась она от сильного толчка и ожога от мороза вследствие разгерметизации корпуса. Часть самолета, где находилась женщина, выжившая в авиакатастрофе в СССР, упала в березовую посадку, что в некотором роде смягчило падение. Кроме того, ей повезло, что она находилась именно в хвостовой части самолета, менее всего пострадавшей от крушения.

Тем не менее вследствие падения Лариса Савицкая получила сильнейшее сотрясение мозга, потеряла почти все зубы, получила несколько травм позвоночника, и переломов конечностей и ребер, но все-таки она осталась жива и даже могла передвигаться. Но так как место падения этой части самолета находилась довольно далеко от населенных пунктов, то Ларису спасатели нашли только через два дня.

Таким образом, она - единственная выжившая в авиакатастрофе. В СССР информация об этом столкновении долгое время скрывалась. Лариса Савицкая прославилась на весь мир только в 2000 году, когда были раскрыты все подробности происшествия.

Существовал только один случай, подобный этому. В 1972 году человек спасся при падении с высоты, превышающей 10 000 метров, после взрыва самолета. Этим человеком оказалась югославка Весна Вулович - стюардесса, выжившая в авиакатастрофе. СССР же до случая с Савицкой, упавшей с высоты, превышающей 5000 метров, не знал подобных прецедентов. Эта женщина стала единственной из 38 человек, находившихся на борту обоих самолетов, которая смогла выжить в крушении над Завитинском.

Трагедия в Омске

Трагедия, случившаяся в аэропорту Омска в 1984 году, имеет ряд деталей, которые выделяют её из числа подобных происшествий. То, что она произошла не в воздухе, а на земле, является отличительной особенностью данной авиакатастрофы. В СССР такое случалось нечасто. Кроме того, по числу жертв данная трагедия является самой масштабной из тех, которые произошли на территории России.

В результате столкновения авиалайнера Ту-154, совершавшего посадку, со снегоуборочными машинами, погибло 169 пассажиров и 4 члена экипажа. Одному пассажиру и пятерым членам экипажа удалось выжить.

Катастрофа под Львовом

Перечисляя крупнейшие авиакатастрофы СССР, следует упомянуть трагедию, случившуюся в 1985 году во Львовской области, на Украине. После катастроф под Харьковом и Днепродзержинском это было самое масштабное авиационное крушение по числу жертв, произошедшее на территории данной советской республики.

Причиной катастрофы стало столкновение военно-транспортного самолета Ан-26 и авиалайнера Ту-134А, совершавшего полет из Таллина в Кишинев с посадкой во Львове. В результате происшествия, которое случилось в непосредственной близости от города Золочев Львовской области, погибло 79 пассажиров гражданского самолета и 9 - военного, а также по шесть членов экипажа с каждого воздушного судна. Выживших не оказалось, а общая численность жертв составила 94 человека.

В результате расследования было установлено, что причиной крушения стала ошибка диспетчеров.

Трагедия под Учкудуком

Как видим, крупные авиакатастрофы в России и в СССР случались довольно часто, но наиболее значимой из них по числу жертв следует считать крушение под Учкудуком на территории Узбекской ССР. Это случилась в 1985 году, на последнем этапе существования страны Советов. Ни одна катастрофа в Советском Союзе не имела такого большого числа погибших людей. Общее число жертв насчитывало 200 человек, из которых 191 пассажир и 9 членов экипажа самолета.

Причиной трагедии стало то, что при полете из Карши в Ленинград экипаж авиалайнер Ту-154 потерял управление, вследствие чего самолет свалился в штопор и упал. Согласно официальной версии расследования, основная часть вины за происшедшее лежит на пилотах, которые отклонились от требований стандартов, набрав предельную высоту, а затем не смогли справиться с управлением в нештатной ситуации.

Крушение в Куйбышеве

Ещё одной крупной катастрофой на закате существования СССР стало крушение самолета Ту-134 в аэропорту города Куйбышев - Курумоч. Трагизм данного события усиливается тем, что произошло оно вследствие пренебрежительного отношения пилота к своим обязанностям. Он поспорил с членами экипажа, что сможет посадить авиалайнер вслепую. Эта попытка завершилась крайне неудачно. Преступная халатность командира экипажа Александра Клюева унесла жизни 70 человек. Выжило только 24 человека из 94 членов экипажа и пассажиров.

Сам пилот остался жив и был приговорен судом к 15 годам тюрьмы. Но позже данный срок был пересмотрен и заменен на шесть лет лишения свободы.

Катастрофа в Иркутской области

Последней крупной авиационной катастрофой, случившейся на территории СССР, можно считать трагедию, которая произошла в 1989 году в Иркутской области. Тогда произошло столкновение пассажирского самолета Як-40, летевшего из Иркутска в Железногорск, с военным вертолетом Ми-8. В результате крушения погибло 33 человека, находившихся на борту самолета, и 7 военных, летевших на вертолете.

Расследование показало, что причиной катастрофы, как уже бывало не раз, стала несогласованность действий диспетчеров гражданской и военной авиации.

Это было последнее крупное авиационное крушение в стране, которая уже к тому времени сама терпела крупнейшую геополитическую катастрофу.

Заключение

Конечно, все авиакатастрофы в России и в СССР по-своему трагичны, но мы постарались остановиться на самых масштабных или резонансных из них. Но, естественно, на полную объективность данный список из восемнадцати трагедий не претендует, и каждый читатель при желании может добавить в него ту авиакатастрофу, произошедшую в Советском Союзе, масштаб которой считает достойной этого.

В то же время не следует забывать: несмотря на то что на данный момент такого государства, как СССР, не существует, авиационные крушения продолжают отбирать жизни наших соотечественников. Память о каждой подобной трагедии, независимо от её масштаба, всегда должна жить в сердцах народа.

1923

  • 16 июля в 20:25 на Центральном аэродроме (Ходынское поле) произошла катастрофа самолёта «Добролета» Юнкерс-13 «Червонец», погиб красный военлет Алексей Васильевич Панкратьев , пострадал механик и 3 пассажира-курсанта Академии воздушного флота. При совершении планового полёта внезапно отказал двигатель, лётчик пошёл на вынужденную посадку, однако самолёт задел телеграфные провода и столкнулся с землёй. Известия ВЦИК. 1923. 17 июля, 18 июля.

1925

  • 22 марта в районе Тифлиса , потерпел катастрофу пассажирский самолёт Junkers F.13 , при этом погибли все, находившиеся на борту, 5 человек.

1926

  • 19 мая в Харькове разбился пассажирский самолёт, совершавший рейс Тифлис-Москва. Погибли 2 пассажира, среди которых сотрудник газеты «Правда» Григорий Розенблат. Были тяжело ранены лётчик, механик и 2 пассажира. Самолёт, во время снижения, столкнулся с деревянным зданием.

1935

  • 18 мая в районе Центрального аэродрома Москвы (посёлок Сокол) истребитель лётчика Николая Благина врезался в выполнявший демонстрационный полёт с передовиками производства восьмимоторный самолёт-гигант АНТ-20 «Максим Горький». Погибло 11 человек экипажа самолёта и 38 (по другим данным - 50) пассажиров-ударников из инженеров, техников и рабочих ЦАГИ и членов их семей, + лётчик истребителя.

1941

  • 4 октября , через 50 минут после взлёта из аэропорта Кегостров , в районе станции Исакогорка , потерпел катастрофу самолёт ПС-43 №Л-3931 (по другим данным, Л-3031) 3-й отдельной авиадивизии связи Гражданского воздушного флота СССР, следовавший по маршруту Архангельск-Москва. Погибли командир В. А. Карапалкин, бортмеханик В. М. Кожаринов, пассажиры Тойво Антикайнен , фельдъегерь генштаба А. И. Герасимов и начальник медсанслужбы Северного особого отдельного авиаотряда ГВФ врач К. А. Терешкович. Причина катастрофы - ошибка в пилотировании при плохих метеоусловиях.
  • 26 декабря - в окрестностях Алма-Аты потерпел катастрофу Г-2 (грузопассажирская версия АНТ-6) компании Аэрофлот , в результате чего погибли 26 человек, в том числе ряд руководителей Казахской ССР . Основная статья: Катастрофа Г-2 под Алма-Атой

1942

  • 16 февраля 1942 года самолёт Р-5 (бортовой номер Л-3316), следовавший из Сталинабада в Хорог (на борту находились пилот Княжниченко В. В. и шесть пассажиров, из них двое детей) около 15 ч. местного времени в урочище Калай-Вамар на высоте около 4400 м в сложных метеоусловиях (низкая облачность, туман) произвёл вынужденную посадку. Самолёт был разрушен (остались целыми лишь фюзеляж и левая верхняя плоскость). Пилот и пассажиры остались живы, получив лёгкие травмы. 28 февраля пилот и трое пассажиров-мужчин ушли искать жильё и помощь (один из них в процессе перехода сорвался в ущелье и погиб), оставив в самолёте пассажирку Гурееву с двумя детьми. За несколько дней трое мужчин дошли до кишлака Матраун, где их подобрали местные жители и переправили в Хорог. В кишлаке никто из троих не вспомнил о Гуреевой с детьми. Гуреева была обнаружена поисковой экспедицией (организованной для эвакуации с места катастрофы авиационного двигателя с целью его дальнейшего использования) лишь в начале мая (дети к тому моменту умерли от голода). Было возбуждено уголовное дело по факту оставления женщины с детьми в безвыходной ситуации. Трое мужчин получили разные сроки наказания (пилот был направлен на фронт в штрафной батальон).
  • 12 мая 1942 года самолёт ПС-84 (заводской номер 1842406) завода № 18 НКАП СССР , выполнявший полёт по маршруту Куйбышев (Безымянка) – аэродром завода № 381 НКАП (Валёгин Бор, г. Нижний Тагил) с двумя служебными пассажирами на борту – директором завода № 18 НКАП М.Б. Шенкманом и заместителем главного инженера завода Львовым. В сложных метеоусловиях самолёт снизился до высоты 700 м, столкнулся с каменистой вершиной горы Голая (Шайтан) высотой 748 м и полностью разрушился. Экипаж (4 человека) и пассажиры погибли. Место катастрофы обнаружено через два дня в 9 км юго-восточнее посёлка Кордон Висимского района Свердловской области (48 км юго-западнее аэродрома завода № 381).

1944

  • 13 ноября недалеко от Москвы разбился самолёт, возвращавшийся из партизанского края (по другим данным - из Бухареста). Среди погибших был поэт Иосиф Уткин .

1945

1947

  • 1 апреля на аэродроме Смышляевка (г. Куйбышев) потерпел катастрофу самолёт A-20B (бортовой номер СССР-М279) Главного управления гидрометслужбы СССР (Куйбышевский отдельный авиаотряд). При вынужденной посадке самолёта штурман пытался покинуть воздушное судно, получил тяжёлые ранения и через 2 часа умер в больнице.

1950

  • 5 января в крайне неблагоприятных метеоусловиях (сильная метель, с резкими порывами ветра) при заходе на посадку в Свердловске разбился самолёт Ли-2 с 11 хоккеистами, врачом и массажистом команды ВВС , направлявшимися на матч с «Динамо ».

1953

  • 1 мая катастрофа в испытательном полёте самолёта Ту-95/1 в районе г. Ногинска : пожар в 3-м двигателе, вскоре охвативший весь самолёт. Погиб экипаж 4 человека под руководством героя Советского союза лётчика-испытателя А.Д. Перелёта .
  • 29 мая на аэродроме НИИ ВВС (г. Жуковский) столкнулись взлетавший самолёт Ил-12 и проходивший государственные испытания вертолёт Ми-4 . Причина - невнимательность руководства полётами и лётчиков. Погибли 5 членов экипажа Ил-12 и 3 на Ми-4.
  • 27 июля во время полёта над горными районами Китая (по другим данным - над морем на траверзе р. Янцзы) американским истребителем атакован и сбит советский военно-транспортный самолет Тихоокеанского флота Ил-12 , летевший из Порт-Артура в Уссурийск . Экипаж и все пассажиры - 21 человек, погибли.

1954

  • 4 апреля 1954 года в Латвии с военного аэродрома Лиепая , только что взлетевший реактивный истребитель Ла-15 упал на город. Погиб пилот и 6 жителей города.
  • 24 октября в условиях облачной погоды разбился самолёт Ту-75 следовавший из Казани в Москву . Предполагаемая причина - отказ двигателей. Погибли 4 члена экипажа во главе с генерал-майором авиации А.И. Кабановым.
  • 3 декабря над акваторией залива Петра Великого у берегов Приморского края истребителями ВВС Тихоокеанского флота по ошибке сбит самолёт-торпедоносец Ту-14Т . Экипаж никто не искал.

1955

  • 15 февраля в Шкотовском районе Приморского края самолёт-торпедоносец Ил-28Т 1535 минно-торпедного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота ВМФ СССР. Причина гибели не установлены. Самолёт и экипаж списаны как без вести пропавшие.

1956

  • 13 марта при испытании самолёта Ил-28 погиб лётчик-испытатель НИИ ВВС, дважды Герой Советского союза майор Г.М. Паршин. Вместе с ним погибли бортрадист С.П. Горюнов и оператор Ростовцев, который должен был производить киносъёмку дозаправки МиГ-19 от Ту-16 .

1957

  • 15 августа при заходе на посадку в г. Копенгаген (Дания) советский самолёт Ил-14П в тумане столкнулся с трубой электростанции, упал в гавани города и затонул на глубине 5 м. Погибли 23 человека.
  • 17 августа Киева столкнулись 2 грузовых самолёта Ил-14 . Причина - ошибка диспетчерской службы. После столкновения обломки самолётов рухнули на жилые постройки города. Погибли 9 человек - члены экипажей.

1958

  • 18 марта при выполнении экспериментального взлёта без бустеров на аэродроме ЛИИ МАП в Жуковском Московской области разбился вертолёт Ми-4 . Из 7 членов экипажа погибли 6.
  • 29 апреля во время первого испытательного полёта близ Воронежа разбился самолёт Ан-10 КБ Антонова. Причина - отказ двигателя. Экипаж совершил грубую вынужденную посадку в поле возле небольшой речки, во время которой самолет разрушился. Погиб бортинженер.
  • 9 июня близ города Магадан в условиях дождя и значительной облачности, при снижении на посадку врезался в сопку самолет Ил-12 . Экипаж в составе 4 человек и 16 пассажиров погибли.
  • 13 июля в Щёлковском районе Московской области потерпел аварию самолёт Ту-16 НИИ ВВС. При посадке в сильный дождь врезался в жилые дома деревни Хотово , в результате чего возник пожар, сопровождавшийся взрывами боеприпасов и кислородных баллонов. Погибли 6 из 7 членов экипажа, 7 человек на земле, 1 получил сильные ожоги. Сгорело 2 жилых дома, 4 дома были разрушены падающим самолётом. При тушении пожара пострадали 2 пожарных.
  • 18 июля 5 военных самолетов воинской части, дислоцировавшейся в районе города Черняховск (Калининградская область), во время учений сбросили на деревню Стульяляй (Кибартский район Литовской ССР) 39 боевых авиационных бомб. В результате убиты и ранены 3 человека, разрушены 2 дома, погибли 3 коровы и выведен из строя совхозный трактор.
  • 15 августа близ Биробиджана (Еврейская АО) потерпел крушение пассажирский самолёт Ту-104А . Причина - на высоте 10800 м при совершенно ясной погоде попал в восходящий турбулентный поток и оказался выше своего практического потолка на высоте 12000 м, где потерял скорость и сорвался в штопор. Погибло 64 человек.
  • Авиакатастрофа Ту-104А 17 октября 1958 года. 73 человека, находившиеся на борту, погибли: весь экипаж - 8 человек и пассажиры - 65 человек.

1959

  • 18 января на подлёте к Сталинграду разбился самолёт Ил-14 , совершавший рейс Москва (Внуково) - Баку . при заходе на посадку он попал под пулемётный огонь с земли (на полигоне близ аэропорта шли учебные стрельбы). Погибли 25 человека.
  • 16 ноября у аэропорта Львова (Украинская ССР) при подлёте к взлётно-посадочной полосе по неустановленной причине разбился пассажирский самолёт Ан-10 . Погибли 40 человек.

1962

  • 30 июня под Красноярском зенитной ракетой был ошибочно сбит пассажирский самолёт Ту-104 авиакомпании «Аэрофлот », следовавший по маршруту Хабаровск - Москва . Погибло 86 человек, из них 8 человек экипажа.
  • 3 сентября в Нанайском районе (Хабаровский край). Ту-104А компании Аэрофлот выполняла пассажирский рейс из Хабаровска в Петропавловск-Камчатский , но через 10 минут после вылета самолёт рухнул на землю, при этом погибли 86 человек.

1963

  • Посадка Ту-124 на Неву - авиационное происшествие , случившееся в небе над Ленинградом 21 августа . В результате стечения обстоятельств пассажирский самолёт Ту-124 приводнился на Неву . Один из первых в мире случаев посадки гражданского самолёта в экстренной ситуации на воду.

Это событие является одним из немногих удачных приводнений среди авиалайнеров, когда все пассажиры и члены экипажа остались живы.

1964

  • Катастрофа советского самолёта Ил-18 («Аэрофлот ») при заходе на посадку в аэропорт Белграда (Югославия), в результате которого погибла советская военная делегация.
  • 16 сентября в 16 ч 45 мин на аэродроме Гостомель при взлёте с имитацией отказа двигателя Ан-8РУ потерпел катастрофу . Через 20 с после начала взлёта на скорости 220 км/ч были включены оба ускорителя, а ещё через 6 сек отключен левый двигатель. Однако воздушный винт, перешедший на режим авторотации, автоматически не зафлюгировался. Экипаж не смог рулями парировать прогрессирующие крен и скольжение. На удалении 1850 м от места старта самолёт с левым креном 70-80° столкнулся с землей и взорвался. Погибли все члены экипажа: А. Ф. Митронин (КВС), А. М. Цыганков (второй пилот), В. Н. Попов (штурман-испытатель), П. С. Мельниченко (бортрадист), Н. А. Петрашенко (бортмеханик), Б. Л. Склярский (инженер-экспериментатор), Г. С. Карпинский (инженер-экспериментатор).

1965

  • 10 ноября под Мурманском разбился Ту-124В компании Аэрофлот , выполнявший рейс 99 (Ленинград -Мурманск), в результате чего погибли 32 человека.

1966

  • Авиакатастрофа в Шереметьеве Ту-114 произошла 17 февраля. Самолёт с бортовым номером 76491 выполнял рейс по маршруту Шереметьево - Браззавиль. При взлёте в самом конце разбега левая тележка шасси задела за снежный бруствер, что вызвало сильный бросок самолёта влево с опусканием носа. Самолёт столкнулся с землей. Погибли 21 из 68 находящихся на борту людей.

1967

  • 6 августа во Франции при тушении большого лесного пожара потерпел катастрофу вертолёт Ми-6ПЖ . Экипаж в составе девяти человек во главе с командиром Ю. А. Гарнаевым погиб. Сведения о катастрофе см. в статье Гарнаев, Юрий Александрович .
  • 16 ноября при взлёте из аэропорта Кольцово (Свердловск) из-за отказа двигателя потерпел катастрофу Ил-18 авиакомпании «Аэрофлот ». Погибли 130 человек (122 пассажира и 8 членов экипажа).
  • 30 декабря в Латвии при заходе на посадку потерпел крушение самолёт Ан-24Б следовавший из Риги в Лиепаю (рейс L-51). Погибли 40 из 46 пассажиров и 3 из 5 членов экипажа.

1968

  • 27 марта Юрий Алексеевич Гагарин погиб в авиационной катастрофе, выполняя учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под контролем лётчика-инструктора В. С. Серёгина , вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области .
  • 22 апреля экипаж самолёта Ил-18В выполнял тренировочный полёт около аэропорта Домодедово. Во время полёта самолёт задел провода ЛЭП и упал. Все пять членов экипажа погибли.

1969

  • 22 июня в небе над Калужской областью произошло столкновение военно-транспортного самолёта Ан-12 , следовавшего из Каунаса в Рязань и пассажирского Ил-14 . Все пассажиры и члены экипажей обоих самолётов (на борту Ан-12 был 91 десантник и 5 человек экипажа, на борту Ил-14 - 24 человека) погибли.

1970

  • 1 апреля под Красноярском потерпел катастрофу пассажирский самолёт Ан-24 . Погибли все пассажиры (в том числе юношеская волейбольная команда) и члены экипажа.
  • 31 декабря под Ленинградом потерпел катастрофу Ил-18В компании Аэрофлот , выполнявший рейс 3012 (Ленинград-Ереван), погибли 6 человек.

1972

  • 16 мая около 12:30 самолёт Ан-24Т Балтийского флота ВМФ СССР , совершая полёт с целью облёта радиотехнической аппаратуры, потерпел крушение в сложных метеоусловиях, зацепив дерево. После столкновения с деревом повреждённый самолёт пролетел около 200 метров и рухнул на здание детского сада в Светлогорске . В катастрофе погибли 34 человека: все 8 находившихся в самолёте, 23 ребёнка и 3 сотрудника детского сада.
Описание
Экипаж 218 летного отряда выполнял рейс № 558 и произвёл взлёт в а/п Караганда в 08:31. На борту находились 93 пассажира (в том числе 11 детей) и 9 членов экипажа (включая сопровождающего МВД). В 09:57 на эшелоне 7200 м самолёт вошёл в зону РДС Челябинска на траверзе Троицка. Экипаж сообщил расчётное время пролёта Магнитогорска в 10:11. В 10:08:20 на удалении 45 км от Магнитогорска экипаж запросил экстренное снижение и посадку в Магнитогорске, сообщив при этом: «У нас неисправность в багажнике, дым большой», и приступил к экстренному снижению. На высоте 4800 м РДС передала управление полётом АДС Магнитогорска. В 10:10:26 экипаж вышел на связь с диспетчером аэропорта и сообщил: «Экстренная посадка у вас, у нас пожар во втором багажнике», на что получил подтверждение о дальнейшем снижении. В 10:12:32 самолёт с курсом 295° вышел в район четвёртого разворота с МКпос=185° на высоте 2400-2700 м и удалении 28-30 км от аэродрома. В связи с малым удалением от точки начала снижения до аэродрома (35 км) было необходимо выполнить дополнительный маневр для потери высоты, гашения скорости и обеспечения посадки. С этой целью экипаж выполнял маневр со снижением методом правого разворота (пролёт позиционной линии с курсом 295° - разворот на 180° - правый доворот на посадочный курс) для выхода на позиционную линию в точке стандартного четвёртого разворота на высоте 600 м. Перед окончанием манёвра при приближении к позиционной линии экипаж занял высоту 600 м с МК=90°. Диспетчер подхода передал: «Можно взять курс 135°, курс 135 возьмите». Экипаж ответил: «Понял». При подходе самолёта к позиционной линии диспетчер посадки передал: «На посадочном, берите курс 185°». Экипаж подтвердил. Однако самолёт не вышел на посадочный курс, а продолжал движение с пересечением позиционной линии. Диспетчер передал: «Вы удаляетесь от аэродрома». Экипаж в 10:15:32 ответил: «Большой дым в кабине, очень большой», а в 10:16:19 передал: «Прощайте». На команду диспетчера «Возьмите посадочный курс» экипаж в 10:16:37 дал неразборчивый ответ и больше на связь не выходил. Самолёт на удалении 23 км севернее а/п Магнитогорск столкнулся с землей на вспаханном поле между поселком Смеловский (Верхнеуральский район, Челябинская обл.) и деревней Покровка (Абзелиловский р-н, Башкирская АССР), полностью разрушился и сгорел. Разброс обломков составил 100×400 м. Погода в момент происшествия была следующей: облачность 2 балла средняя (выше 2000 м), мгла, горизонтальная видимость 5500 м.

Сведения о пострадавших

Всего погибших
  • 18 мая на круге ожидания захода на посадку вблизи аэропорта Харьков в районе Русская Лозовая произошло разрушение в воздухе самолёта Ан-10 (отделение крыла от фюзеляжа), выполнявшего регулярный рейс авиакомпании «Аэрофлот » Москва (Внуково) - Харьков . Погибли 122 человека (114 пассажиров и 8 членов экипажа), в том числе делегация пионеров из ГДР и известный советский эстрадный пародист Виктор Чистяков . Причиной этой катастрофы (и ряда предшествовавших ей катастроф с самолётами Ан-10) явилось развитие усталостных трещин в планере самолёта (неизученное на тот период явление). По итогам расследования эксплуатация самолётов Ан-10 была прекращена.
  • 13 октября самолёт Ил-62 авиакомпании «Аэрофлот » (рейс Париж - Москва) при заходе на посадку разбился в районе пос. Озерецкое Дмитровского района Московской области. На борту находились 176 человек, все погибли. Точная причина катастрофы не установлена, предположительной причиной является неверная установка высотомера.

1973

  • 13 октября из-за отказа электропитания систем навигации в Домодедово разбился самолёт Ту-104Б Аэрофлота , следовавший рейсом 964 из Тбилиси (бортовой номер СССР-42486). Экипаж был дезориентирован. С выпущенными шасси на высоте 400 м они начали третий правый разворот, во время которого самолёт перешёл на снижение по крутой спирали с левым вращением. Самолёт столкнулся с землей с креном 75° в 8 км от аэропорта. Погибло 114 пассажиров и 8 членов экипажа. В числе пассажиров находился командующий зенитными ракетными войсками ПВО СССР генерал-лейтенант артиллерии Фёдор Бондаренко . Эта катастрофа осталась крупнейшей за всю историю эксплуатации самолётов семейства Ту-104 .
  • 7 декабря при посадке в Домодедово потерпел катастрофу пассажирский самолёт Ту-104Б , следовавший из Грузии . Самолёт заходил на посадку с превышением скорости и отклонением от курса. Из-за этого самолёт накренился, задел левым крылом землю, перевернулся, раскололся пополам и загорелся. Погибли 13 из 72 человек, находившихся на борту воздушного судна.
  • 10 октября в 08.11 при взлёте из аэропорта Ташауз (Туркменская ССР) потерпел крушение грузовой самолёт Ли-2 (СССР-71209, год выпуска: 1951,) туркменского УГА «Аэрофлота ». На борту были 4 члена экипажа и 1 пассажир. Самолёт выполнял рейс Ташауз -Ашхабад с промежуточной посадкой в Дарвазе . Потеряв окончательно скорость, самолёт в 08:11 в 3 км на север от аэропорта на траверзе полосы начал исполнять отвесное пикирование и правый крен под углом 90 градусов врезался в землю в поле. Фюзеляж был разрушен по 12-14 шпангоуты и сгорел частично. Фактическая погода была: верхняя средняя облачность 5/0 баллов, ветер 7 м/с, 90 градусов, видимость 10 км, t=+9°С, давление 759 мм рт. ст. Экипаж: КВС : Карнаухов Геннадий Алексеевич, второй пилот: Карманов Александр Евгеньевич, бортмеханик : Язмурадов Бегджан, бортрадист -стажер : Кузнецов Александр Егорович.

1974

  • 27 апреля под Ленинградом потерпел катастрофу Ил-18В , выполнявший чартерный рейс Ленинград-Запорожье -Краснодар . Погибли 109 человек - крупнейшая авиакатастрофа в Ленинграде.

1975

  • 15 июля Як-40 авиакомпании Аэрофлот - авиационная катастрофа, произошедшая в горах близ Батуми с самолётом Як-40, в результате которой погибли 40 человек.
  • 15 августа Як-40 авиакомпании Аэрофлот - авиационная катастрофа , произошедшая близ Красноводска с самолётом Як-40 , в результате которой погибли 23 человека

1976

  • 16 декабря Як-40 авиакомпании Аэрофлот при выполнении тренировочного полёта сорвался в штопор и разбился в Запорожской области УССР . Погибли все 5 членов экипажа. Причиной катастрофы стала ошибка экипажа.
  • 17 декабря пассажирский самолёт Ан-24 (Аэрофлот) при посадке в киевском аэропорту Жуляны в сложных метеорологических условиях столкнулся с бетонным забором, а затем врезался в железнодорожную насыпь. Погибло 48 из 55 человек, находившихся на борту.
  • 17 декабря самолёт Як-40 авиакомпании Аэрофлот сразу после вылета из Усть-Кута задел деревья и упал в лес. Погибли 7 человек. Причина катастрофы - ошибка экипажа.
  • 18 декабря самолёт Ил-14 (Аэрофлот) при заходе на посадку врезался в гору Острая близ Южно-Сахалинска . Из 10 человек, находившихся на борту, выжили два пассажира, которые были обнаружены через три дня.
  • 26 марта потерпел крушение самолёт Ил-14 пр-ва СССР , 1957 года выпуска, Бурундайского объединенного авиаотряда Казахского УГА «Аэрофлота » в 07.35 упал вблизи Геок-Тепе в 53 км северо-восточнее города Ашхабада (Туркменская ССР). На дистанции 30 км от аэропорта облачность уменьшилась до 400-500 м. Фактическая погода в районе происшествия (г. Авчекен) в 2,5-3 км на юго-запад от колхоза им. Тельмана, согласно данным свидетелей, была такой: низкая облачность, которая начиналась от подножия горы Авчекен, в сторону Геок-Тепе видимость 9-10 км и нижняя неполная облачность. Аналогичная информация о погоде в 07:50 мск получена от экипажа самолёта Ан-2 № 33118, который производил поиск Ил-14 в результате потери связи. Всего погибло 6 человек (все члены экипажа). КВС : Игорь Юрьевич Гусак, второй пилот: Александр Иванович Романов, бортмеханик -инструктор : Геннадий Леонидович Муравский, бортмеханик : Владимир Григорьевич Фартушин, бортрадист : Владимир Андреевич Евдокименко, бортмеханик -оператор : Михаил Михайлович Мурлецов.

1977

  • 9 декабря при взлёте с аэродрома Тарко-Сале разбился Ан-24РВ . Погибли 17 человек, 13 пассажиров и 4 члена экипажа. Ошибка экипажа.
  • 13 января при заходе на посадку в аэропорту Алма-Аты разбился Ту-104 , на борту которого находилось 96 человек. По официальной версии причиной падения стал пожар в одном из двигателей. Самолёт упал в трёх километрах до ВПП .
  • 15 февраля при заходе на посадку в Минеральных Водах разбился Ил-18 , летевший из Ташкента . Погибли 77 человек.
  • 30 марта в условиях плохой видимости при заходе на посадку в аэропорту города Жданов (Мариуполь) разбился Як-40 . 8 из 27 человек, находившихся на борту, погибли. В том числе три девушки - мастера спорта СССР по прыжкам в воду.

1978

1979

  • 15 января - катастрофа Ан-24 в окрестностях Минска с самолётом Ан-24Б авиакомпании «Аэрофлот », в результате которой погибли 13 человек.
  • 17 марта в районе аэропорта «Внуково » разбился самолёт Ту-104Б , выполнявший рейс Москва -Одесса . Погибло 86 человек.
  • 22 марта в Латвии у аэропорта Лиепая при посадке из за не правильно укрепленного груза потерпел крушение Ту-134 (№ 65031) следовавший из Омска через Горький . Погибли 4 из 5 членов экипажа.
  • 3 августа - катастрофа Let L-410 в Ржевке , произошедшая в Ковалёвском лесу у аэропорта Ржевка в Ленинградской области с самолётом L-410M (Л-410М) авиакомпании «Аэрофлот », в результате которой погибли 10 человек.
  • 11 августа в районе Днепродзержинска произошло столкновение в воздухе двух самолётов Ту-134А . На обоих бортах находились 178 человек (в том числе футбольная команда «Пахтакор »), все погибли. Это крупнейшее по числу жертв столкновение двух самолётов в воздухе в истории советской авиации. Причиной столкновения явилась ошибка диспетчера службы управления воздушным движением.
  • 29 августа вблизи города Кирсанов потерпел катастрофу Ту-124 , следовавший по маршруту Одесса -Киев -Казань . На высоте 9000 метров самолёт сорвался в штопор, а на высоте 3000 метров начал разрушаться. Погибли 5 членов экипажа и 58 пассажиров. По заключению экспертов, срыв самолёта в штопор произошёл из-за случайного выпуска закрылков.

1980

  • 14 апреля : При взлёте Ан-24 № 47732 из аэропорта «Северный » Красноярска , во время разбега разрушился шлиц-шарнир правой тележки шасси. Экипаж принял решение следовать на аэродром назначения Енисейск для аварийной посадки без шасси на снег. По указанию начальника управления ГА г. Красноярска , после выработки топлива из правого крыла, было дано указание производить посадку на аэродроме вылета, на заранее вымеренную площадку (1000 метров по измерениям аэродромной службы до посадки, 600 метров по данным инспекции по БП во время расследования АП) между ВПП и РД . Когда самолёт находился на предпосадочной прямой, на предварительный старт вырулил Ил-76 для взлёта, что послужило дополнительным препятствием для посадки Ан-24. После посадки оторвались колёса правой стойки шасси, в то время как сама стойка не сложилась и, пробежав 600 метров, самолёт уткнулся правой стойкой в ящики с песком. Самолёт развернуло по инерции под 50 градусов, крыло переломилось и самолёт загорелся. Из 52 пассажиров и 4 членов экипажа в течение 10 дней от ожогов скончались 2 пассажира.
  • 8 июля на окраине Алма-Аты разбился Ту-154 , на борту которого находились 166 человек. Причиной аварии был назван так называемый


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»