Колонны рима. Колонна Траяна в Риме: история и описание одного из чудес света

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Высеченная из мрамора и увитая спиральным фризом с богатейшей резьбой, колонна Траяна возвышается над Римом на 38 метров. Каменный дневник военных действий в 155 сценах повествует о победе императора над коварным, но доблестным врагом.

В период с 101-го по 106 год император Траян руководил действиями десятков тысяч римских воинов, пересек Дунай по самым длинным мостам, которые в те времена мог построить человек, одержал две победы над могущественной империей варваров на их гористой земле, а затем безжалостно стер эту империю с карты Европы.


Поход Траяна на Дакию, расположенную на территории современной Румынии, был главным событием 19-летнего правления императора. Летописец похвалялся завидными трофеями: 165 тысяч килограммов золота и 331 тысяча килограммов серебра, не считая присоединения к Римской империи новой плодородной провинции.
Колонна Траяна – один из главных монументов, переживших падение Рима. И она по сей день остается предметом научных споров.

Пополнение казны отразилось на облике Рима. В честь победы император велел выстроить форум: просторная площадь, окруженная колоннадами, две библиотеки и большое гражданское строение, известное как базилика Ульпия. Согласно восторженному описанию римского историка, форум Траяна был творением, «подобного которому смертные никогда более не создадут».

В небо над форумом вознеслась 38-метровая каменная колонна, увенчанная бронзовой статуей завоевателя. Снизу доверху ее оплела рельефная хроника дакских походов на манер современного комикса: в 155 сценах тысячи искусно высеченных римлян и даков маршируют, строят укрепления, плывут на кораблях, подкрадываются к врагу, сражаются, ведут переговоры, молят о пощаде и встречают смерть.

Воздвигнутая в 113 году фантастическая колонна высится над городом почти два тысячелетия. Рельефы сильно пострадали от времени, и, кроме нескольких нижних витков спирали, мало что можно разглядеть. Вокруг руины – пустые пьедесталы, расколотые плиты, обезглавленные колонны и разбитые скульптуры напоминают о былом великолепии форума.

Колонна Траяна – один из главных монументов, переживших падение Рима. Из века в век историки изучали рельефы как наглядное пособие по истории войн, где Траян представлен героем, а правитель даков Децебал – его достойным противником. Археологи разглядывали мельчайшие детали сцен, чтобы почерпнуть сведения о вооружении, обмундировании и военных тактиках римской армии.



Чтут памятник и современные румыны: Траян разрушил Дакию дотла, и потому колонна, наряду с уцелевшими статуями поверженных воинов, – драгоценное свидетельство того, как могли выглядеть и одеваться их дакские предки.

Шло время, великие памятники прошлого превращались в груды обломков, а колонна по-прежнему поражала воображение. Художники Ренессанса в корзинах, обвязанных веревками, свешивались с вершины колонны, дабы рассмотреть ее во всех деталях. В 1588 году папа Сикст V велел увенчать монумент статуей святого Петра. Тогда же, в XVI веке были сделаны первые гипсовые слепки колонны. Они запечатлели многие детали, ныне утраченные, – загрязнение атмосферы и кислотные дожди сделали свое дело.

Колонна по сей день остается предметом научных споров. Порой кажется, что гипотез не меньше, чем фигур на рельефах, – а их ни много ни мало 2662.

С книжной полки в гостиной своей римской квартиры археолог и искусствовед Филиппо Коарелли достает свой труд – иллюстрированную историю колонны. «Это удивительное сооружение, – говорит он, перелистывая страницы с черно-белыми снимками рельефов. – Что здесь происходит? Дакские женщины истязают римских солдат? Рыдающие даки принимают яд, чтобы не попасться в плен? Похоже на телесериал».

Или на мемуары Траяна, добавляет Коарелли. Колонна была возведена между двумя библиотеками, где могла храниться хроника боевых действий в изложении самого императора-воина. По мнению Коарелли, рельефный фриз напоминает свиток – не исключено, что военный дневник Траяна был именно свитком. «Должно быть, художник исполнял волю императора», – подытоживает ученый.



Так или иначе, перед командой скульпторов стояла задача высечь иллюстрированную версию «свитка Траяна» на 17 блоках отборного каррарского мрамора. Император – главный герой истории. Он появляется в 58 сценах – дальновидный полководец, опытный политик и благочестивый властелин: вот он произносит речь, поднимая боевой дух солдат, вот задумчиво внимает советникам, а вот приносит жертвы богам. «Траян хочет предстать не только воином, – объясняет Коарелли, – но и просвещенным человеком».

Конечно, это лишь гипотеза. В какой бы форме ни записал Траян свои воспоминания, они давно канули в Лету. Сопоставляя рельефы колонны с археологическими находками из дакской столицы Сармизегетузы, ученые склоняются к мысли, что изображения свидетельствуют скорее об умонастроениях римлян, чем о реальных событиях.

У Джона Коулстона, специалиста по римской иконографии, оружию и снаряжению из Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, – особое мнение. Несколько месяцев подряд он изучал рельефы с близкого расстояния, примостившись на реставраторских лесах. Собранного материала хватило на диссертацию. «Велик соблазн представить изображения с колонны в виде этакой новостной ленты или кинофильма тех времен, – говорит Коулстон. – Но все эти интерпретации – типичные натяжки, за которыми нет ни слова правды».

Ученый утверждает, что ансамбль рельефов не был подчинен общему замыслу одного мастера. Небольшие стилевые различия и явные оплошности – к примеру, меняющаяся высота фриза или окна, разрывающие сцены, – убедили шотландского ученого в том, что скульпторы высекали рельефы, что называется, на ходу, основываясь на весьма поверхностных представлениях о войне. «Хотя историкам искусства сложно отказаться от заманчивого образа талантливой творческой личности, – говорит Коулстон, – на примере колонны Траяна мы видим, что композиция рождается спонтанно, сразу на кусках мрамора под руками простых каменотесов, а отнюдь не на чертежной доске в мастерской».

По его мнению, создатели фриза скорее вдохновлялись военными событиями, чем основывались на них. Взять хотя бы главные мотивы рельефов. В изображении двух войн на удивление мало боевых действий: сцены осад и битв занимают меньше четверти фриза, при этом сам Траян ни разу не появляется на поле боя.

Легионеры – основа военной машины Рима – преимущественно занимаются строительством фортов и мостов, расчисткой дорог и даже сбором урожая. Ко всему прочему, можно подумать, что они еще и неуязвимы – на всей колонне не отыскать ни одного павшего римского воина!

Некоторые сцены остаются неразгаданными. Зачем осажденные даки тянутся к чаше? Чтобы принять яд и тем самым избежать унижений побежденных? Или они просто хотят утолить жажду? Как объяснить шокирующее изображение женщин, истязающих факелами полураздетых связанных пленников? В интерпретации итальянцев, это жены варваров подвергают мучениям плененных римлян. Но у Эрнеста Оберландер-Тарновяну, директора Национального исторического музея Румынии, другое мнение: «Перед нами однозначно пленные даки, которых мучают разгневанные вдовы убитых римских солдат». Судя по всему, то, что мы видим, разглядывая колонну, зависит от наших симпатий – к римлянам или к дакам.

У римских политиков слово «дак» было синонимом лицемера. Именно о даках историк Тацит писал: «Они никогда не были по-настоящему верны Риму». Заключив в 89 году договор о дружбе с императором Домицианом, царь Дакии Децебал, хотя и получал от римлян деньги на защиту границ империи от набегов, сам посылал воинов грабить пограничные города союзников. В 101 году Траян выступил в поход против ненадежных даков. После почти двухлетней войны было заключено перемирие, но вскоре Децебал его нарушил.



Терпение римлян иссякло. Во время второго вторжения, в 105 году, Траян не церемонился – достаточно взглянуть на сцены, живописующие разграбление Сармизегетузы. «Походы были жестоки и разрушительны, – рассказывает Роберто Менегини, итальянский археолог, руководитель раскопок на форуме Траяна. – Посмотрите, как сражаются римляне, держа зубами за волосы отрубленные головы. Война есть война. У римских легионеров была репутация свирепых и безжалостных воинов».

Но как только даки были повержены, за них взялись римские скульпторы. Форум Траяна украшали десятки статуй статных, бородатых дакских воинов – гордая мраморная армия в самом сердце Рима. Конечно, скульпторы были далеки от того, чтобы подсластить горечь поражения побежденным, большинство которых были проданы в рабство. «Ни один дак не смог бы прийти посмотреть на колонну, – говорит Менегини. – Монумент был предназначен для римских граждан и воплощал мощь имперской машины, способной покорить столь доблестный и воинственный народ».

Колонну Траяна можно считать образцом пропаганды – но, как утверждают археологи, в ее каменной летописи есть доля правды. Новейшие раскопки на территории древней Дакии, в том числе и на развалинах Сармизегетузы, приносят все больше открытий. Все детальнее прорисовывается портрет цивилизации, перешагнувшей «варварскую» ступень развития, вопреки презрительным эпитетам римлян.

У даков не было письменности, и все наши знания об их культуре прошли через фильтр римских источников. Многочисленные находки свидетельствуют о том, что Дакия царила над окрестными землями не одну сотню лет, собирая дань с соседей. Зная толк в кузнечном деле, дакские старатели добывали руду и выплавляли железо, а золотоискатели намывали золото. Венцом творения искусных мастеров были тонко отделанные украшения и оружие.

Сармизегетуза была политической и духовной столицей Дакии. Ее руины покоятся высоко в горах в самом сердце Румынии. От Рима город отделяли 1600 километров – армия Траяна шла сюда больше месяца. Сегодняшним посетителям приходится пробираться по изрытой колдобинами грунтовой дороге через ту самую неприступную долину, которая преграждала путь Траяну.

Развалины Сармизегетузы потонули в зарослях высоких буков. Даже в жаркий день по земле ползут прохладные тени. Широкая мощеная дорога ведет от толстых, наполовину вросших в землю крепостных стен к просторной поляне.

Этот зеленый оазис – терраса, высеченная в скале, – был религиозным центром Дакии. До наших дней дошли остатки зданий – смесь из древних камней и бетонных реконструкций, напоминающих о неосуществленной попытке воссоздать древний комплекс. Тройное кольцо каменных колонн очерчивает контуры некогда величественного храма, отдаленно напоминающего круглые дакские строения на рельефах колонны Траяна. Рядом низкий алтарь – каменный круг с высеченным орнаментом в виде солнечных дисков – святая святых дакской вселенной.

Последние шесть лет румынский археолог Гелу Флореа из Клужского университета имени Бабеша-Больяй проводит летние месяцы на раскопках в Сармизегетузе. Расчищенные руины, а также предметы, конфискованные у кладоискателей, свидетельствуют, что сюда проникали военные технологии из Рима, чувствуется и влияние Греции – архитектурное и художественное. «Поразительно, какими они были космополитами так высоко в горах, – говорит Флореа. – Это самое крупное поселение во всей Дакии, с удивительно сложной организацией». С помощью аэрофотосъемки археологи выявили более 260 искусственных террас, растянувшихся почти на пять километров вдоль долины. Общая площадь поселения превышала 280 гектаров.

Ученые не обнаружили следов возделанных полей – зато раскопали остатки ремесленных мастерских и домов, а также плавильные печи, тонны железных заготовок и десятки наковален. По-видимому, город был центром производства металла, снабжавшим другие дакские поселения вооружением и инструментами в обмен на золото и зерно.

Сегодня все здесь объято зеленью – и тишиной. Неподалеку от бывшего алтаря бьет маленький источник, где можно было брать воду для религиозных ритуалов. Земля под ногами, приправленная крупинками слюды, искрится в солнечных лучах. Вполголоса переговариваются немногочисленные туристы.

Трудно представить себе, что за церемонии проходили в этом городе – и что за страшная участь постигла его обитателей. В воображении всплывают клубы дыма и пронзительные крики, грабежи и резня, самоубийства и паника, изображенные на рельефах колонны Траяна.

«Римляне смели все на своем пути, – рассказывает Флореа. – От крепости камня на камне не осталось. Они хотели продемонстрировать свою мощь: смотрите, у нас есть силы, средства, мы здесь хозяева».



За падением Сармизегетузы последовало разрушение главных храмов и святилищ Дакии. Затем римляне принялись за другие города Дакийского царства. Один из рельефов у самой вершины колонны представляет кровавую развязку – деревня предана огню, жители обращаются в бегство, по опустошенной провинции бродят лишь козы да коровы.

Две войны унесли, как считают ученые, десятки тысяч жизней. По свидетельству современника, Траян взял 500 тысяч пленных, угнав из них около 10 тысяч в Рим для участия в гладиаторских сражениях, которые устраивались в честь победы 123 дня подряд.

Гордый правитель даков избавил себя от позорной участи пленника. Конец Децебала увековечен на колонне его заклятого врага: опустившись на колени под сенью дуба, дак подносит длинный изогнутый меч к собственному горлу.

«Его голова была доставлена в Рим, – писал римский историк Кассий Дион столетие спустя. – Так Дакия стала подвластной римлянам».

К олонна Траяна - абсолютная "колонная" мировая классика))) простите за каламбур))))
Название получила потому что находится на форуме Траяна. Эта колонна, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками, самая знаменитая колонна в мире. По ее образу строили колонны и в Риме и Париже (колонна Наполеона) и в других странах.

Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна.

Интересно что о ходе войны с даками узнали именно с барельефов колонны, так как документов о ней никаких не было.

Изображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2 500 человеческих фигур. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь — женщина с закрытым покрывалом лицом, и др.

Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов — как римлян, так и даков того времени. Перспективой же скульпторы сознательно пожертвовали для достижения большей информативности. Детали пейзажа, крепостные стены даны вне масштаба. Близкие и дальние человеческие фигуры имеют одинаковую четкость и размеры и расположены одна над другой.

В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

Апостола Петра с ключами туда присунули значительно позже, в 1588г. Сделал это Сикст V.

Скинуть бы его оттуда, да поставить законного императора.

Император Ульпий Траян был родом изь Испании. Это был один из самых успешных правителей Рима. ВНИМАНИЕ!!! Он начал свою карьеру простым легионером и стал императором Римской империи исключительно благодаря своим заслугам!

Траян прославился как талантливый полководец, который сумел расширить пределы Римской Империи до максимальных размеров, а также как реформатор и организатор внутренних дел империи.

Сам Траян на колонне изображен около 90 раз (в Википедии утверждают что 59 раз) причем везде он не один а в гуще легионеров. Кроме легионеров изображены и побежденные императором даки.

Изначально колона Траяна была увенчана золотым римским орлом, а после смерти императора на ней была установлена его статуя. В 1588 году по приказу папы Сикста Пятого на колоне была установлена статуя апостола Петра, венчающая колону и по сей день.

Вид на площадь Венеции.

(С) Википедия и другие сайты.

Последние изменения: Сентябрь 25, 2018

Почти две тысячи лет над Вечным городом возвышается один из самых известных памятников Древнего Рима. Колонна Траяна, возведенная в 113 году, до сих пор является загадкой для потомков и предметом для многочисленных исследований, которые так и не могут достоверно подтвердить, являлась ли она погребальным памятником или прославляющем победы императора монументом.

Так или иначе, воздвигнутый в начале II века монумент был абсолютной инновацией, не имеющим аналогов. Его художественное оформление поражало современников обилием нанесенных рельефов, представляющих сцены военного похода императора Траяна при завоевании Дакии (земли современной Румынии). Детализированные в мельчайших подробностях изображения и по сей день являются открытой книгой истории Древнего Рима.

Особенности великолепной колонны

Древний памятник представляет собой мраморную колонну высотой около 40 метров, установленную на массивном прямоугольном основании, которая изначально была увенчана позолоченной бронзовой статуей самого императора. Подобные, но гораздо меньшие по своим масштабам памятники не являлись чем-то необычным в императорском Риме, однако Колонна Траяна имела несколько особенностей:

  • винтовую лестницу внутри, по которой можно было подняться на капитель колонны со смотровой площадкой;
  • сплошной спиралевидный скульптурный рельеф, украшающий Колонну с внешней стороны по всей ее высоте;
  • погребальную камеру, сделанную в основании постамента.

Возвышаясь над Форумом Траяна, Колонна была видна из любой точки древнего города. Те, кто мог позволить себе взобраться на ее смотровую площадку, открывавшийся вид поражал воображение.

Колонна как Лестница в небо

Спиралевидная лестница внутри полой и темной шахты Колонны Траяна полностью дезориентировала восходящего посетителя. Редкие узкие окна, более похожие на щели, располагались на такой высоте, что из них невозможно было что-либо увидеть, а единственным ориентиром во мраке пространства являлся яркий прямоугольник синего неба вверху, завершавший длинное восхождение. Ослепленный дневным светом, первое, что мог видеть «прозревший» посетитель – Форум Траяна и величественный Колизей, огромные Рынки Траяна, прорезанные на склоне Квиринальского холма, а также массивную крышу базилики Ульпия, покрытую бронзой и сверкающую золотом в лучах Солнца. Все увиденное впечатляло современников императора даже больше, чем нанесенные на колонну рельефы, украшавшие памятник.

Рельеф Колонны Траяна

Скульптурные изображения длинной спирали рельефов, обвивающие Колонну Траяна 23 раза, повествуют о двух победных войнах над Дакией, которые вел император в 101-102 и 105-106 годах.

Неразгаданные тайны Колонны Траяна

Основательные исследования монумента начались лишь в середине XIX века. Пристальное изучение Колонны породило множество вопросов, на которые до сих пор не существует исторически обоснованного ответа:

  • рельефы не содержат никаких надписей – в них не упомянуто ни единого имени или названия места, где происходили те или иные события;
  • многие изображенные на рельефах Колонны Траяна фигуры прикрываются щитами, на которых нанесены османские полумесяцы со звездой и христианские кресты;
  • сделанные в XIX веке фотографические изображения памятника и его современный вид отличается заметными разрушениями, то есть за довольно короткий промежуток времени Колонна Траяна пострадала гораздо больше, чего не произошло за 2000 лет;
  • несмотря на многочисленные катаклизмы, включая землетрясения, колонна отклонилась от своей осевой линии всего лишь на один градус.

Приведенные факты наводят на мысль, что монумент был возведен гораздо позже, а изложенные сцены скорее относятся к совершенно другим событиям. Некоторые исследователи склоняются к версии, что рельефы Колонны Траяна отражают эпизоды Крестовых походов против мусульман, начавшихся в 1096 году и продолжавшихся вплоть до середины XV века. Таким образом, она могла быть воздвигнута в средние века, и описывать военные действия на территории Ближнего Востока. Так это или нет неизвестно до сих пор, однако не подлежит никакому сомнению, что Колонна является выдающимся сооружением прошлых эпох и одной из самых привлекательных достопримечательностей Рима.


Тем, кто собирается поехать в Рим, определенно будет нескучно. Здесь есть что увидеть, ведь главной особенностью итальянской столицы туристы называют невероятное количество достопримечательностей. Перечислить наиболее интересные места в Риме- задача далеко не из легких.

Общая информация

Здесь буквально на каждом углу можно ощутить дыхание истории, с которой органично сплетаются уклад жизни современных жителей и чудесные ароматы местной кухни. Рим - это не только столица нынешней Италии, но и главный город древней и весьма могущественной империи. Многовековые этапы истории оставили на этой земле неизгладимый след в виде огромного количества памятников. Именно они и привлекают сюда миллионные армии туристов. Одной из самых красивых и величественных достопримечательностей города является колонна Траяна в Риме. Она расположена на одноименной площади. Не только украшением итальянской столицы, но и летописью всех важнейших военных событий, происходящих в служит колонна Траяна в Риме. Фото, описание этого замечательного памятника истории, интересные факты, связанные с ним, - все это представлено в данной статье.

Форум Траяна

После смерти этого римского правителя сложилась интересная традиция. Римские сенаторы в приветствии каждому последующему императору желали тому «быть лучше Траяна». Этот правитель родился в Испании. Его считают величайшим застройщиком Рима. Именно он построил культурный центр города в надежде укрепить собственную популярность и стать истинным жителем столицы империи.
К тому моменту Рим насчитывал уже пять аналогичных площадей, но ни одна не смогла соперничать с «детищем» Траяна. По своим размерам он превышал всех их, вместе взятых. Архитектором Форума стал выходец из провинции грек Аполлодор. Богатая добыча, которую получил Рим в результате похода в Дакию, позволила ему ни на чем не экономить. Аполлодор создавал Форум как «рекламу» своему императору. Площадь имела в длину около двухсот метров. Она была украшена статуями и изящными галереями. Там же находились рынок, суды и библиотеки. Но самой главной частью Форума была величественная колонна Траяна.

Фото, описание

Удивительное строение доминировало над всем комплексом площади. Колонна Траяна была украшена удивительными по своей выразительности барельефами, которые повествовали о военных победах римского императора, в частности о кампаниях его армии при форсировании Дуная, о захвате территории нынешней Румынии и т. д. Сегодня она так же гордо возвышается над руинами Форума, а у ее основания можно увидеть гробницу самого Ульпия Траяна и его жены.

Для сооружения этого удивительного памятника в Рим было привезено двадцать огромных блоков знаменитого каррарского мрамора.

Колонна Траяна имеет весьма внушительные размеры: тридцать восемь метров в высоту при весе в сорок тонн. Изнутри она полая. В ней устроена только винтовая лестница, которая ведет к площадке, сооруженной на капители.

Удивительный памятник древней цивилизации

Нужно сказать, что монумент на колонне несколько раз менялся. Вначале на капители возвышался орел, затем скульптура самого Траяна, и только в шестнадцатом столетии здесь появился стоящий во весь рост апостол Петр. Именно его изображение украшает колонну на сегодняшний день. На рельефной ленте, которая проходит по всему стволу сооружения, можно видеть фрагменты из двух сражений императора и даков. Всего на ней изображены две с половиной тысячи человеческих фигур, среди которых многократно повторяется сам Траян. Помимо них, на рельефе можно заметить Нику - богиню победы, а также Дуная - величественного старца - и других аллегорических персонажей.

История создания

Колонна Траяна была построена в честь римского императора, который сделал головокружительную карьеру. Он начинал простым легионером и дошел до правителя одного из самых могущественных государств. Благодаря этому талантливому полководцу и реформатору территорию Римской империи удалось существенно увеличить. А само государство значительно укрепило свое влияние.

Кроме проведения активной внешней политики и возведения крепостей, этот римский император возводил мосты, акведуки и прочие гражданские сооружения. В его честь и построили последний древнеримский форум. В отличие от пяти предыдущих он представлял собой обширную экспозицию побед и оружия императора.

Особенности сооружения

Визуально триумфальная колонна Траяна поделена на три части. Во-первых, на основание - пьедестал, затем на непосредственно центральную часть и на выступающую за ее пределы верхнюю - капитель. Диаметр колонны составляет около четырех метров.

Памятник выполнен из ценнейшего сорта Для его строительства использовано двадцать блоков, которые установлены таким образом, чтобы во внутреннем пространстве образовалась полость. В ней находится винтовая лестница из ста восьмидесяти пяти ступеней, ведущих к площадке, устроенной на капители. Солнечный свет внутрь колонны проникает через небольшие окошечки, больше напоминающие бойницы.

Наружная часть строения покрыта рельефной лентой, которая поднимается по спирали до его вершины. Изображения, сделанные на ней, рассказывают об эпизодах военной кампании императора Траяна. Барельеф двадцать три раза огибает стволовую часть колонны. Его общая протяженность составляет сто девяносто метров.

В основании находится зал. Здесь покоятся урны с прахом и его жены Помпеи Плотины. А на пьедестале до наших дней сохранилась надпись, которую ученые считают образцом римского шрифта.

Изображения

Колонна Траяна в Риме, фото которой увозит с собой каждый турист, представляет собой особую историческую ценность. Ее барельефы настолько образно и емко передают эпизоды войны римлян против даков, что просто поражают мастерством исполнения.

На колонне представлены события двух походов Траяна. На ленте они визуально отделены друг от друга крылатой богиней Победы, которая пишет на щите имя триумфатора. Вокруг вытеснены многочисленные военные трофеи императора-победителя.

На рельефной ленте около двух с половиной тысяч человеческих фигур. Это солдаты римского войска, совершающие определенные действия: строящие укрепления, переправы через реку, сражающиеся и т. д. Сам император Траян на ленте запечатлен пятьдесят девять раз: во главе отряда, на неком возвышении.

Работа древних мастеров

Фигурки солдат, детали их вооружения и обмундирования, а также укрепления на колонне прорисованы достаточно реалистично и четко. На рельефном изображении отсутствует перспектива: и ближние, и дальние предметы здесь отображены с одинаковыми размерами. Кроме того, второй план рельефа сделан в верхней части ленты. Благодаря такому подходу лента является очень информативной.

Подобная точность всех представленных сцен дает возможность не только лучше представлять, но и изучать оружие, доспехи и и даже даков той эпохи.

Помимо фигур солдат, на рельефе можно видеть и некоторые иносказательные рисунки, характерные для искусства Римской империи тех времен. Например, под фигурой старца нужно подразумевать Дуная, а женщиной с лицом, прикрытым покрывалом, является Ночь.

Во время создания все рельефные фигуры были исполнены в цвете. Однако со временем их краска выцвела, и сегодня эти изображения получили одинаковый светлый тон, что, впрочем, нисколько не умаляет ни их исторической, ни художественной ценности.

Секреты древней цивилизации

Воздвигнутая в далеком 113 году эта фантастическая колонна возвышается над Римом уже почти два тысячелетия. Со временем ее рельефы сильно пострадали, поэтому, кроме нескольких нижних витков на спирали, остальные очень трудно разглядеть. Вокруг колонны настоящие руины: повсюду пустые пьедесталы и расколотые плиты, разбитые скульптуры и обезглавленные колонны - все это только отдаленно напоминает былое великолепие Форума.

Колонна Траяна считается одним из главных монументов из всех тех, которые пережили падение Римской империи. Из столетия в столетие историки изучают ее рельефы в качестве наглядного пособия по истории войн, где сам Траян представлен как герой, а Децебал - правитель даков — его достойный противник. Археологами разглядывались даже мельчайшие детали из изображенных сцен, чтобы получить сведения о военных тактиках вооружении и обмундировании римской армии. Немало усилий на изучение этого уникального памятника потратил и В. А. Чудинов. Колонна Траяна в Риме, по его мнению, посвящена скорее знаменитой Троянской войне XIII века, а не императору-победителю. Об этом свидетельствуют многие факты, в том числе и скорость разрушения барельефа, по которой можно предположить, что сооружению всего около пятисот лет. Однако многие специалисты не соглашаются с мнением русского ученого.

Структура древнего Форума была продумана до мелочей. Вход на вымощенную разноцветным мрамором площадь украшала огромная триумфальная арка. По трем сторонам от нее стояли скульптуры самых известных деятелей Римской империи, а на четвертой архитектор поместил базилику. Это было своеобразное политическое строение, в котором создавались указы императора. Между латинской и греческой библиотеками Аполлодор расположил знаменитую колонну Траяна. Сегодня ее можно увидеть рядом с площадью Венеции и памятником Витторио Эммануилу. Колонна Траяна, фото которой является неопровержимым доказательством величия и монументальности данного сооружения, находится прямо напротив церкви Санта Мария ди Лоретто.

Добраться до нее на личном автомобиле или такси можно, доехав до улицы Via dei Fori Imperiali. Те, кто самостоятельно изучает могут сойти на станции метро "Колизей" и дальше пешком прогуляться к этому монументу. От остановки до нее всего полчаса медленным шагом.

Кроме замены скульптурных изображений, венчающих колонну императора, других более или менее значительных изменений это сооружение за свою многовековую историю не претерпело.

В годы правления Траяна действовал запрет на погребение людей в пределах города. Однако после смерти Траяна для него сделали исключение.

Этот памятник представляет большой интерес и для современных румын. Ведь Траян до тла разрушил Дакию, поэтому колонна сегодня является драгоценным свидетельством того, как могли одеваться и выглядеть их далекие предки.

Рим – столица современной Италии и могущественной древней империи. Многовековая история оставила на этих землях множество памятников, которые привлекают сюда миллионы туристов. Одной из красивейших и величественных достопримечательностей является Колонна Траяна в Риме, расположенная на одноименной площади. Она служила не только украшением, но и летописью важнейших военных событий Римской Империи.

История строительства

Колонну Траяна построили в честь римского императора. Траян сделал головокружительную карьеру от простого легионера до правителя могущественного государства. Благодаря талантливому полководцу и реформатору территория Римской Империи существенно увеличилась, а государство значительно укрепило свое влияние.

Кроме активной внешней политики и строительства крепостей, император возводил акведуки, мосты и другие гражданские сооружения. В честь мудрого правителя в Риме построили последний императорский форум. В отличие от предыдущих, он представлял собой экспозицию оружия и побед Траяна. Попасть на площадь можно было через Триумфальную арку, а в самом центре находилась огромная колонна имени великого императора. Проект форума и колонны создан архитектором Аполлодором Дамасским. Закончили возводить монумент к 113 году нашей эры.















Спустя несколько лет, в 117 г., Траян скончался. Урну с его пеплом установили в прямоугольном основании памятника, превратив её в усыпальницу.

Архитектурные особенности

Общая высота Колонны Траяна составляет 38 м, а диаметр достигает 4 м. Предполагаемая масса обелиска равна 40 т. Всю колонну можно разделить на три составных компонента:

  • пьедестал;
  • колонну;
  • капитель.

Внутри прямоугольного основания обелиска вырублен небольшой зал. В нем, кроме останков самого Траяна, хранился прах его верной спутницы (Помпеи Плотины). Надписи на стенках пьедестала сохранились с древних времен и привлекают историков стилем письма. Попасть в зал и к винтовой лестнице можно через бронзовую дверь, которая занимает одну из четырех стен пьедестала.

Основным строительным материалом является каррарский мрамор – весьма ценная и редкая порода. Колонна не является монолитным сооружением. Она состоит из 20 строительных блоков, внутри которых имеется пустота. Внутренняя часть представляет собой винтовую лестницу со 185 ступенями. По этой лестнице можно подняться на смотровую площадку капители. Одновременно наверху может находиться до 15 посетителей. По всей высоте сооружения прорублены миниатюрные окошки, похожие на бойницы. Их насчитывается около 40 штук.

В качестве декора основная часть колонны покрыта лепниной, которая напоминает ленту. Длина этой импровизированной ленты составляет 190 м. На каждом из 23 витков изображены батальные сцены из сражений, которыми руководил Траян.

Колонна расположена в небольшом дворике форума и находится по соседству с латинской и греческой библиотеками, а также древней базиликой. Создается впечатление, что строили её для созерцания вблизи, так как с соседних улиц видна только верхушка монумента.

Барельефы Колонны Траяна

Основным украшением колонны являются искусные рельефы. В них до мельчайших подробностей проработана каждая деталь. Кроме художественной ценности они представляют интерес для историков, потому что живо иллюстрируют бои римских солдат с даками, малоизученным народом.

Вся лента разделена на две части, между которыми расположено изображение Ники (богини победы). Каждая из частей посвящена отдельному военному походу императора (101-102 гг. и 105-106 гг.). Вокруг щита с именем победителя расположены трофеи, которые он получил. Уникальность этого сооружения заключается в том, что оно, подобно летописи, подробно описывает важные события в истории Римской Империи. Почти полное отсутствие текста только упрощает восприятие информации для тех, кому неизвестен язык или непонятны древние буквы.

По всем поверхностям нанесены контуры более 2 500 человек. Персонажи не только воюют, но и сооружают переправы, заботятся о раненых, переносят вещи. Каждый человек изображен очень реалистично. Можно разобрать мимику и детали обмундирования. Ленту можно использовать в качестве достоверного источника информации об оружии и средствах передвижения римлян.

Силуэт императора встречает 59 раз. Чтобы выделить его из общей массы, фигура правителя расположена выше остальных. Кроме реалистичных солдат, использованы аллегорические образы. Так, ночь изображена в виде девушки с вуалью, а Дунай представлен немощным стариком.

Хронологически действия развиваются по ленте снизу-вверх. Некоторые картины не следует воспринимать дословно. Одно дерево может означать целую рощу, а один солдат – большую армию.

Пробы с поверхности памятника показали, что несколько веков назад все рельефы были расписаны яркими красками. Некоторые утверждают, что миниатюрное оружие солдат имело бронзовое покрытие. Увы, но солнце и время не пощадили красочные барельефы и сегодня перед взорами туристов предстает однотонная скульптура с ажурной лепниной.

Статую на вершине Колонны Траяна несколько раз заменяли. Еще при жизни императора на ней восседал орел, который символизировал непобедимость. После смерти правителя на вершину колонны поместили его скульптуру. С конца XVI века с высоты птичьего полета на форум смотрел уже Апостол Петр. Других модификаций во внешнем облике монумента не произошло.

Пока Траян правил Римом, в границах города не был похоронен ни один человек, независимо от его состояния и титула. Останки самого императора поместили в основании обелиска, превратив его в надгробный памятник. Это захоронение стало первым в пределах древнего города.

Внимательно изучить все рисунки и полюбоваться красотой барельефов с земли довольно трудно. Чтобы туристы могли по достоинству оценить красоту колонны, на крышах библиотек оборудовали смотровые площадки.

Колонна императора Траяна предстает нашим взорам почти в неизменном виде, чем могут похвастаться лишь немногие достопримечательности.

Колонна Траяна сегодня

Построенная в эпоху наибольшего расцвета Римской Империи, колонна Траяна безболезненно перенесла многочисленные упадки и войны. А вот последнее столетие оказалось довольно тяжелым для неё. Постоянное воздействие выхлопных газов отрицательно влияет на покрытие, а недавно ученые заметили небольшое отклонение от вертикальной оси.

Если сравнить фотографии и рисунки колонны, которые сделаны за последние 50-100 лет, можно увидеть, как появляются новые трещины и выбоины на её поверхности.

Посетить форум Траяна и полюбоваться на прекрасную колонну можно в любое удобное время. Плата за вход на площадь не взимается. К сожалению, доступ внутрь колонны (на винтовую лестницу и смотровую площадку) для туристов закрыт.

Как добраться

Колонна расположена в центре форума Траяна, недалеко от площади Венеции. Чтобы добраться на автомобиле или такси, следует прибыть по адресу Via dei Fori Imperiali. Можно доехать на метро до станции Колизей и прогуляться к монументу. Медленная пешая прогулка от остановки до достопримечательности займет менее получаса.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»