Коммуникативные навыки и умения. Коммуникативные навыки: что это такое и зачем они нужны

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Упражнения на коммуникативные навыки - это основа большинства тренингов личностного роста. Чем грамотнее и профессиональнее вы общаетесь, тем большего успеха добьетесь в самых разных сферах жизни.

Упражнения на коммуникативные навыки направлены на умение говорить легко и непринужденно, на умение красиво выстраивать рассказ, на умение слушать и слышать, на умение договариваться. Все это - важнейшие коммуникативные навыки, которые помогают добиться успеха и в работе и в личных отношениях.

Коммуникация - это та область, развиваться в которой можно бесконечно. И помочь в этом развитии могут эффективные упражнения.

В сети сейчас можно найти большое количество упражнений на коммуникативные навыки. Но многие из них слишком «заезжены» или малоинтересны. Для тех, кто ценит качество, эксперты профессионального портала сайт сделали подборку из 6 ярких и качественных упражнений на развитие коммуникативных навыков, которые есть в свободном доступе.

Упражнение «Разговор начистоту»

Цель : Упражнение позволяет участникам объективно оценить свои коммуникативные навыки, получить масштабную обратную связь от группы, лучше узнать друг друга.

Время : 15–20 минут

Размер группы : 8–30 человек

Ход упражнения :

Скажите участникам тренинга: «Мы вместе уже довольно длительный срок, и это дало нам возможность узнать друг друга и проявить свои коммуникативные навыки. Для человека, на мой взгляд, характерно любопытство: „А как меня воспринимают другие?“ Так как все мы участники тренинга и разбираем мы блок коммуникации, то и вопрос который мы обсудим: „Каков я в отношении с другими?“

Этап № 1:

На листе формата А4 каждый пишет свои положительные и отрицательные, качества, которые у него проявляются в коммуникациях.

3 минуты на выполнение.

Итак, перед каждым - его видение самого себя. Скажем так: коммуникативный автопортрет. Второй этап упражнения позволит сравнить собственное представление о себе с тем, как мы выглядим в глазах других.

Этап № 2:

Возьмите каждый, еще по одному чистому листу. Его вы прикрепите с помощью булавки на спине. Этот лист будут заполнять ваши товарищи.

  • Если вы хотите, чтобы вам писали только комплименты - рисуйте в углу листа солнышко.
  • Если хотите услышать критику - рисуйте молнию и тучу.
  • Если вам интересно узнать о себе и то, и другое - рисуйте вопросительные знаки.

Теперь попросите товарищей закрепить на спине чистые листы, а на груди листы самооценки.

Готово? Мы начинаем! Можете свободно передвигаться по аудитории, читать листы самооценки, реагировать, писать комментарии.

Заканчивайте тогда, когда вы увидите, что большинство встреч уже произошло и упражнение теряет ритм.

Подведение итогов:

Комментарии от эксперта портала сайт, профессионального тренера, эксперта в области подготовки тренеров Ольги Паратновой :

Упражнение хорошо тем, что активно вовлекает всех участников тренинга, поднимает энергетику группы, создает открытую и доверительную обстановку в группе. Для более глубокой работы это упражнение лучше давать, когда участники тренинга уже достаточно хорошо знают друг друга. Если это регулярный тренинг, то оптимально дать это упражнение на 3–4-м занятии. Если вы проводите 2-х дневный интенсив, то самым подходящим моментом для данного упражнения будет конец первого дня.

Чтобы упражнение не превратилось просто в «веселые встречи», а шла действительно серьезная работа и давалась объективная обратная связь, тренеру важно серьезно настроить группу перед вторым этапом упражнения,

Упражнение «Вертушка жалобщиков»

Цель : развитие коммуникативных навыков участников тренинга.

Время : 25–30 мин.

Количество участников : любое

Из стульев составляется два круга: внешний и внутренний. Один стул внешнего круга должен находиться напротив одного стула внутреннего круга. Общее количество стульев должно соответствовать количеству участников. Если их число нечетное, добавляется ведущий.

Тем или иным способом участники разбиваются на две группы (если нечетное количество, то включается сам ведущий). Одной группе уделяется роль «экспертов», они занимают места во внутреннем круге. Вторая группа получает роль «жалобщиков», они занимают места во внешнем круге.

Ведущий сообщает, что каждый «жалобщик» должен будет пожаловаться нескольким «экспертам». Для этого через каждую минуту все «жалобщики» дружно поднимаются и пересаживаются на соседнее место (по часовой стрелке). «Жалобщик» должен очень быстро и точно изложить суть своей жалобы. Желательно, чтобы жалоба была реальная, но можно использовать и вымышленную. Жалоба может касаться совершенно любой стороны жизни. У одного «жалобщика» жалоба одна для всех «экспертов». «Эксперт», быстро выслушав «жалобщика» так же быстро выдает свою рекомендацию по этой жалобе.

Когда «жалобщики» пообщаются с 5–6 разными «экспертами» начинается следующий этап.

Теперь «жалобщик» рассказывает про советы других «экспертов», которые успел услышать. Задача «эксперта» на этом этапе - согласиться или опровергнуть рекомендации других экспертов. На это отводится тоже одна минута и также проводится 5–6 смен.

После второго круга «жалобщики» и «эксперты» меняются ролями.

В конце происходит обсуждение:

  • Какие индивидуальные различия в манере разговаривать, слушать, в невербальном поведении участники успели заметить друг у друга?
  • Много ли можно успеть сказать и услышать за одну минуту?

Упражнение «Завершение предложения»

Цель : развитие коммуникативных навыков участников.

Время : 15–20 мин.

Количество участников : любое

Ведущий вызывает четырех добровольцев. Они отсаживаются несколько в стороне от основной группы.

Одному из добровольцев ведущий предлагает сделать рассказ о чем-то, что произошло как-то с ним в реальной жизни. При этом существует одно условие: каждое свое предложение рассказчик не заканчивает. Вместо него это делают трое других участников (по очереди).

Интрига состоит в том, что в конце рассказа рассказчик выбирает из трех того, кто, на его взгляд, был ближе всего к тому, что хотел сказать он сам. Примерно выглядит это так:

Как-то раз шел я по улице и…

  • поскользнулся
  • встретил знакомого
  • тут у меня зазвонил телефон

На самом деле я шел по улице и увидел бездомную собаку. Я зашел в магазин рядом, чтобы купить там…

  • колбасу
  • сосиску

Да я зашел, чтобы купить колбасу. Но выхожу я из магазина, а…

Затем проводится обсуждение:

  • Каким образом можно догадаться о том, что не договорил собеседник?
  • Как вы думаете, почему кому то удается чаще угадывать ход мысли собеседника, а кому то реже?

Упражнение хорошо тем, что учит участников быть внимательнее к словам собеседника, переносит акцент на внимательное слушание, наблюдение за собеседником.

Чтобы каждый участник тренинга потренировался, я рекомендую затем разделить всю группу на четверки и запустить упражнение уже для всех. Если время позволяет, хорошо бы дать возможность каждому по очереди побыть рассказчиком.

Упражнение может быть использовано не только в коммуникативных тренингах, но и в тренингах продаж, т. к. научит участников быть внимательнее к своим клиентам, к тому, что они хотят сказать.

Упражнение «Да, и ещё…»

Цель: Тренировка умения одобрять партнера, демонстрировать ему свое уважение и готовность к сотрудничеству.

Время: 20–25 минут

Размер группы: 6–30 человек

Инструкция:

Эффективно работающие команды отличаются тем, что обращают внимание на идеи и предложения, высказываемые различными членами группы. Это внимание означает, что команда признает ценность любой идеи и любого человека. В командах, в которых слишком быстро, даже не выслушав, реагируют отказом на высказываемые рядовыми участниками предложения, парализуется творческая энергия и процветают соперничество и конфликты.

Демонстрация

Для демонстрации того как будет проходить упражнение мне нужны два добровольца.

Упражнение будет проходить так: два участника разговаривают между собой, каждый из них должен соглашаться со всем, что говорит ему собеседник, что бы тот ни сказал.

Игрок 1 начинает беседу, игрок 2 одобряет это высказывание, начиная свое предложение словами: «Да, и еще…». Первый игрок тоже соглашается со вторым и добавляет что-то свое: «Да, и еще…».

Если первый игрок, например, говорит: «Пойдем в кино», второй игрок может, к примеру, сказать: «Да, и возьмем большую плитку шоколада с начинкой». Игрок 1 продолжает: «Да, и помимо того, бутылку шампанского». Игрок 2 отвечает: «Да, и еще я хочу, чтобы пробка выстрелила».

Таким образом, идет некое нарастание, поскольку каждое предложение подхватывается и продвигается дальше. Как правило, такой диалог неизбежно заканчивается комической ситуацией.

Продолжение

1. Разделите группу на пары.

2. Предложите группе несколько ситуаций, которые именно таким образом должны быть обсуждены участниками в парах:

  1. Сотрудник и шеф застряли вместе в лифте.
  2. Отец и сын на пикнике.
  3. Два друга по пути на футбольный матч.
  4. Муж и жена строят планы на празднование первой годовщины их свадьбы.
  5. Недавно прооперированный пациент разговаривает с медсестрой.

3. Через 2–3 минуты участники должны образовать новые пары так, чтобы у каждого из них была возможность поговорить с разными партнерами.

Подведение итогов:

Цель : развитие навыков коммуникации, обогащение словарного запаса и внимания при беседе.

Время : 15–20 мин.

Количество участников: любое

Ведущий тренинга рассаживает участников в круг. Выбирается какое-то художественное произведение (фильм), которое все участники читали (смотрели), ну или хотя бы имеют представление о его содержании. Перед участниками ставится задача: рассказать содержание этого произведения, но рассказать в определенном порядке. По очереди (по кругу) каждый участник вносит свою лепту: говорит одну фразу, раскрывающую содержание произведения. Эта фраза не должна быть короче трех слов, и все слова в этой фразе должны быть уникальными, то есть не повторяться на протяжении всего упражнения. Это условие касается вообще всех слов, в том числе местоимений, предлогов и имен собственных.

Если кто-то нарушил правила (произнес слишком короткую фразу или повторно использовал слово) или просто сдается, то он выбывает из игры. Последний оставшийся объявляется победителем.

Упражнение можно повторить несколько раз, перед началом каждого список задействованных слов обнуляется.

Иногда могут возникать спорные ситуации. Считать ли, например, слова «красивый» и «некрасивый» за одно и то же. Ведущий в таких случаях берет на себя роль арбитра. Можно обговорить заранее тонкости: например, что изменение окончания не меняет слова, а изменение суффикса и/или приставки - меняет. Поэтому «красивый» и «некрасивый» - разные слова, «красивый» и «красивенький» - тоже, «красивый» и «красивое» - одно и то же.

Затем проводится обсуждение:

  • Было ли сложно выполнять данное упражнение?
  • Что вам помогло в этом упражнении?

Комментарии от эксперта портала сайт, профессионального тренера, эксперта в области подготовки тренеров Ольги Паратновой:

Упражнение наверняка вовлечет участников, будет для них интересным, и при этом незаметно для участников потренирует и их умение формулировать, и умение внимательно слушать и следить за ходом беседы, и расширит активный словарный запас.

Это упражнение стоит использовать преимущественно на молодежных группах, на тренингах личностного роста.

Поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то нужно учитывать, что они уже могут быть известны вашим участникам.

Когда вам для ваших тренингов понадобятся:

1. Не просто упражнения, а упражнения-бриллианты : яркие, мощные, запоминающиеся

2. Эксклюзивные упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов

3. Упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы и поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату

Портал сайт вырос на базе крупнейшего тренингового центра «Синтон». За 30 лет успешной работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для личностных тренингов и бизнес-тренингов.

И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Теперь вы можете приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе .

Из уникальных упражнений на развитие коммуникативных навыков , мы рекомендуем вам прежде всего, следующие упражнения:

  • Упражнение «Внутренний переводчик»

Сильное и интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

Техника «Внутренний переводчик» помогает понять внутренние мотивы и цели партнера, управлять ситуацией и людьми в общении, решать возникающие конфликтные ситуации. С помощью техники «Внутренний переводчик» участники смогут лучше понимать людей , сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, смогут принимать объективные решения, несмотря на конфликтную ситуацию.

  • Упражнение «Убеди другого»

Классическое упражнение тренингов продаж, презентаций и переговоров, особенно любимое внутренними и «корпоративными» тренерами. Достаточно один раз попробовать, чтобы раз и навсегда оценить его эффективность.

Быть убедительным - вот один из важных навыков, необходимый для успешной коммуникации. То же самое можно отнести к переговорам и презентациям, где способность убеждать играет не менее важную роль.

Упражнение «Убеди другого!» и направлено в первую очередь на то, чтобы отработать навыки убеждения при коммуникации, продаже-презентации товара и переговорах.

  • Упражнение «Вчувствование»


Уникальная авторская разработка доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника , вплоть до его самоощущения и хода мыслей?

Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете.

Упражнение «Вчувствование» дает возможность участникам попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Техника «Вчуствование» поможет участникам лучше понимать своего партнера по коммуникациям , что особенно важно в важных и значимых переговорах.

  • Упражнение «Случай в гостинице»

Яркое и запоминающееся упражнение , которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в коммуникации, в умении устанавливать контакт с другим человеком. А также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в коммуникации и переговорах, а какие - наоборот. Какие - позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов коммуникативных навыков, тренингов продаж, переговоров, тренингов влияния.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Уникальное упражнение "Светофор"

    Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина» среди упражнений своего рода.

    Упражнение для тренинга "Светофор" позволяет участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, перестать расстраиваться "по мелочам", научиться радоваться и ценить то, что уже есть в жизни! Упражнение станет настоящим украшением для тренингов стрессоустойчивости, тренингов эмоционального интеллекта, тренингов личностного роста и целеполагания.

    Объем уникальной тренерской методички упражнения: 12 страниц!
    Бонус! В состав данной методички входят аудио-записи реального упражнения (общее время звучания 54:35 мин)!

  • Упражнение "Строим дом из веревки"

    Упражнение взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

    Это упражнение для тренинга решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и тренингах для руководителей .

    Вторая задача упражнения — тренировка умения работать в команде . В этом контексте упражнение идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга.

    Объем тренерской методички: 11 страниц. Бонусы! 7 аудио-файлов с записью реального проведения упражнения и подробный блок теории к упражнению.

  • Пакет "5 лучших упражнений для тренинга продаж"


    Отличная возможность!
    Вы оплачиваете всего 990 руб . и получаете сразу 5 эксклюзивных упражнений для тренинга продаж . Ваша выгода составит более 1600 руб.(!)

    Уникальные рекомендации профессионалов! Все наши упражнения для тренинга продаж оформлены в виде подробной тренерской методички , содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом . Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц.

    Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов ! Приобретая данный пакет, вы получаете каждое из 5-ти упражнений по символической цене всего 158 руб.!
    Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по продажам уникальными!

Интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Некоторые профессии обязывают уделять им больше внимания, поскольку в определенных основным методом работы является журналистика, психология, педагогика, социология и др. Тем не менее, профессиональные потребности - это лишь малая часть причин, по которым коммуникативные навыки так важны. Ведь любому человеку необходимо общаться и для психологического удовлетворения, социальной реализации, и просто для того, чтобы выжить. Индивиды, которые пренебрегают их наработкой, безуспешны, и им труднее реализовать себя.

Коммуникативные навыки: определение

Существует синонимичное понятие в психологии: Это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной и включают в себя:

  • знание ограничений и культурных норм в общении;
  • знание традиций и обычаев;
  • владение этикетом;
  • демонстрацию воспитанности;
  • умелое применение коммуникативных средств.

Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека, а также с помощью дополнительного изучения психологии и других наук. Некоторые данные мы получаем в детстве вместе с воспитанием, когда нам объясняют границы приличного поведения, а также с помощью усвоения понятий «добра» и «зла». Однако этого недостаточно, и для успешного налаживания коммуникативного канала нужно соответствовать неким параметрам, которые ожидает от нас адресат, и они же иногда требуют дополнительных усилий. Например, японец, не знающий русского языка, не сможет полноценно общаться с русскоязычными людьми до тех пор, пока не будет владеть их знаково-смысловой системой передачи информации.

Коммуникативные навыки: способности

Есть ряд способностей, которые в совокупности обеспечивают человеку коммуникативную компетентность.

  • Умение делать социально-психологический прогноз ситуации общения. Здесь человек настраивается на предстоящий разговор, оценивает, как его могут воспринять те, к кому он обратится, и соответственно, смоделировать несколько моделей поведения в зависимости от их реакции.
  • Программирование процесса общения. Здесь человек уже пытается переводить разговор в необходимое ему русло, которое зависит от цели разговора и его личных предпочтений. делается аккуратно, чтобы не ранить личность собеседников, с долей непосредственности и дипломатичности.
  • Управление общением. Яркое проявление этого умения можно увидеть ежедневно на экранах телевизора в различных телепрограммах, где ведущий ведет диалог с гостем. Зачастую ведущий жаждет получить ответы на те вопросы, о которых его собеседник говорить не хочет, но профессионалы своего дела в большинстве случаев все же помещают гостя в такую коммуникативную ситуацию, что он не может не рассказать об этом. Иногда можно повстречать достаточно волевых и ярких личностей в качестве собеседников, которых журналист не может склонить к беседе на неприятную им тему.

Коммуникативные навыки: правила

Существует несколько правил, которые являются универсальными для любого типа и условий общения.

  • Сообщаемая мысль должна быть понятна в первую очередь тому, кто намеревается ее озвучить.
  • Понимание. Собеседники должны всегда быть готовы к взаимопониманию и стараться наиболее понятным способом сообщать свои позиции.
  • Конкретика. Озвученные фразы должны быть точными и не подразумевать несколько смыслов.
  • Невербальные знаки. Также следует уделять большое внимание собственной мимике, жестам и интонации, которые должны соответствовать сообщаемой информации.

Таким образом, соблюдая эти простейшие правила, коммуникативные навыки будут совершенствоваться, а общение станет способом удаления психологических барьеров между людьми.

Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением - важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.
Прежде всего, заметим, что коммуникативные способности , проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей . Из этого можно сделать, по меньшей мере, два полезных вывода:
1. Разговор о способностях к педагогическому общению не может вестись независимо от обсуждения общих коммуникативных способностей, проявляемых во всех сферах человеческого общения.
2. Когда речь идет о способностях к педагогическому общению, то ограничиваться разговорами об общих коммуникативных способностях нельзя. Во-первых, далеко не все коммуникативные способности человека проявляют себя одинаковым образом и в одинаковой мере необходимы педагогу. Во-вторых, есть ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть педагог и которые, может быть в меньшей степени, необходимы представителям других профессий. В частности, познание человеком других людей, познание самого себя, правильное восприятие и оценивание ситуаций общения, умение правильно вести себя по отношению к людям, действия, предпринимаемые человеком в отношении самого себя.

  • Исходя из трех сторон общения (коммуникативной , перцептивной и интерактивной) можно выделить три группы базовых коммуникативных умений педагога:
  1. умения межличностной коммуникации;
  2. умения восприятия и понимания друг друга;
  3. умения межличностного взаимодействия
  • Умения межличностной коммуникации включают в себя:
      • умение передавать учебную информацию;
      • умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;
      • умение организовывать и поддерживать педагогический диалог;
      • умение активно слушать ученика.
    • Среди перцептивных умений важное значение имеют:
      • умение ориентироваться в коммуникативной ситуации педагогического взаимодействия;
      • умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты учащегося;
      • умение понимать эмоциональное состояние учащегося и др.

    Вышеперечисленные и другие коммуникативные умения могут быть сформированы на интуитивном, житейском и сознательном уровнях. Кроме того, в каждом из них можно выделить низкий, средний и высокий подуровни (рис. 17).
    Познание человека человекам включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем, оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение "читать" позы, жесты, мимику, пантомимику.
    Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний и своих способностей, оценку своего характера и других черт личности, оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих.
    Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

    • Связанные с этим коммуникативные способности включают:
      • умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
      • умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
      • умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
      • умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства;

    Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.

    Стиль педагогического общения

    Педагогическое общение осуществляется в разнообразных формах, зависящих главным образом от индивидуальных качеств педагога и его представления о собственной роли в этом процессе. В психолого-педагогической литературе эта проблема, как правило, рассматривается в связи со стилем педагогической деятельности. Существует несколько классификаций педагогических стилей, базирующихся на разных основаниях. Например, выделяются в качестве противопоставляемых друг другу регламентированный и импровизационный стили педагогического взаимодействия, которые могут также рассматриваться как стили педагогического общения).
    Регламентированный стиль предусматривает строгое подразделение и ограничение ролей участников педагогического процесса, а также следование определённым шаблонам и правилам. Его преимущество, как правило, в чёткой организации учебно-воспитательной работы. Однако для этого процесса характерно возникновение новых, неожиданных условий и обстоятельств, которые не предусмотрены изначальной регламентацией и не могут быть бесконфликтно под неё "подогнаны". Возможности коррекции педагогического взаимодействия в нестандартных условиях в рамках регламентированного стиля весьма низки.
    Импровизационный стиль в этом плане обладает, значительным преимуществом, т.к. позволяет спонтанно находить решение каждой, вновь возникающей ситуации. Однако способности к продуктивной импровизации весьма индивидуальны, поэтому осуществление взаимодействия в таком стиле не всегда возможно. Достоинства того или иного стиля дискуссионны; оптимальным представляется гармоничное сочетание в педагогическом процессе элементов регламентации и импровизации, что позволяет одновременно соблюсти необходимые требования к процессу и результату обучения, а также при необходимости скорректировать механизмы взаимодействия.
    Существует также традиционное подразделение стилей по критерию роли участников педагогического процесса. В рамках авторитарного стиля общения эти роли строго регламентированы, причём учащемуся принадлежит изначально подчинённая роль. Именно при этом условии осуществляется обучение и воспитание как целенаправленное воздействие на ребёнка. Наряду с указанными недостатками этот механизм чреват постепенным отставанием от возрастающих возможностей ребёнка, что приводит в итоге к несоответствию педагогического стиля и сформировавшихся жизненных установок учащегося.
    Крайней противоположностью авторитарному выступает стиль педагогического общения , который может быть расценён как попустительский . Внешне он позволяет достичь раскованных отношений, однако чреват возможностью утраты контроля педагога над поведением воспитанников.
    Оптимальным представляется так называемый демократичный стиль общения, при котором имеет место определённая регламентация ролей участников диалога, не ущемляющая, однако, свободы проявления индивидуальных склонностей и особенностей характера. Именно такой стиль позволяет гибко корректировать механизмы взаимодействия с учётом возрастающей роли учащегося как участника всё более равноправного диалога.
    Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся

    Пытаясь выяснить причины, делающие общение одним из сильнейших факторов, участвующих в формировании личности, было бы большим упрощением видеть его воспитательное значение только в том, что вступающие в общение люди получают таким образом возможность передать друг другу знания об окружающей их действительности, которыми они обладают, а также умения и навыки, требующиеся обычно человеку для успешного выполнения предметной деятельности.
    Воспитательное значение общения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Воспитательное значение общения заключается еще и в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и, прежде всего, многих его перцептивных , мнемических и мыслительных характеристик.
    Какие требования предъявляют учителя к вниманию, восприятию , памяти, воображению , мышлению учащихся, когда с ним повсеместно общаются, какие задачи перед ними ставят и какой уровень их активности при этом вызывают - от этого в большой степени зависит то конкретное сочетание различных характеристик, которые определяют интеллект учащегося В психолого-педагогической литературе все чаще сегодня рассматривается такое явление как дидактогения.
    Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, тренера) . Выражается в фрустрации , страхах, подавленном настроении и т.п. Отрицательно сказывается на деятельности учащегося, затрудняет межличностные отношения. В основе возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогения нередко перерастает в невроз и в этом случае может потребовать специального лечения, в частности методами психотерапии ).
    Некоторые педагоги считают допустимым с целью наказания ученика либо для снижения его завышенной самооценки публично высмеять его, подчеркнуть (нередко с преувеличением) его недостатки, провести невыгодное сравнение с достижениями сверстников. С точки зрения школьной психогигиены такая форма педагогического общения крайне вредна, поскольку дает внешний эффект снижения нежелательной активности ученика, но не может ориентировать на положительные достижения в учебной деятельности и т.п. Таким образом, разрушается авторитет педагога, вера в его доброжелательность и справедливость, ослабляется чувство его психологической защищенности, необходимое для эмоционального равновесия ребенка. Чтобы предотвратить возникновение дидактогении у учащихся, каждый педагог должен стремиться к максимальной тактичности в общении, осуществлять воспитание учащихся с учетом их возрастных и индивидуально-психологических (главным образом личностных) особенностей

    Карандышев В.Н. Стиль педагогического общения // Педагогическая психология / Сост. В.Н. Карандышев, Н.В.Носова. – СПб.: Питер, 2006. – С. 369.

    1. Стили педагогического общения

    демократ

    2. Отличающие характеристики

    Разделение функций между учителем и учащимися

    Соотношение требовательсти и уважения к личности

    Соотношение прямых и обратных связей

    Учет межличностных отношений, сложившихся в коллективе

    Отношение к неформальному лидеру в классе

    Характер постановки задач перед группой

    Отношение к своим ошибкам

    Количество и качество воспитательных воздействий

    Соотношение дисциплинирующих и организующих воздействий

    Соотношение позитивных негативных оценочных воздействий

    Наличие и отсутствие склонности к косвенным средствам воздействия

    Характер педагогических установок

    5.2. Психологическая характеристика общения

    Общение относится к числу межпредметных категорий и изучается целым рядом наук - социологией, философией, педагогикой, антропологией, общей, социальной, педагогической психологией и др.

    Это вынуждает психологов при исследовании процесса общения, с одной стороны, использовать системный поход при его изучении, с другой - четко удерживать свое профессиональное внимание в рамках конкретного (в данном случае психологического) аспекта.

    Специфика психологического подхода заключается в том, что исследовательские интересы ученых направлены на:

    Анализ структуры общения;

    Изучение роли индивидуальных установок и социальных стереотипов в межличностных и межгрупповых контактах;

    Раскрытие особенностей проявления характерных для человеческой психики феноменов (тревожности, агрессивности и т.д.), динамики формирования сознания и самосознания в процессе общения.

    Но и в психологических исследованиях нет единства в толковании самого понятия "общение", его форм и механизмов. Специалисты по-разному интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая разные подходы к изучению: коммуникативно-информационный, интерактивный, деятельностный и др.

    Например, коммуникативно-информационный подход позволяет определить критерии, условия и способы эффективности коммуникации па основе учета специфики протекания психических процессов в условиях передачи информации по каналу связи. При этом уточняется само понятие коммуникации и взаимодействующих субъектов как систем.

    В отечественной психологии предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить его к одной из сторон - либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции.

    С позиции деятельностного подхода общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

    В наиболее общем виде общени е рассматривается как реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное па значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера, и состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.

    Общение - одна из основных психологических категорий. Оно обусловлено реализацией особой потребности в контакте с другими субъектами. Его социальный смысл в том, что оно выступает средством передачи культуры и общественного опыта.

    Акт общения анализируется и оценивается но следующим компонентам: адресант - субъект общения, адресат - кому направлено сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код - средства передачи сообщения, канал связи и результат - что достигнуто в итоге общения.

    В отечественных исследованиях психологические аспекты общения изучали А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, А.Б. Добрович, Л.В. Власов, Е.Н. Ильин, Г.В. Гусев, А.Н. Лутошкин, Ф.М. Рахматулина, А.Т. Курбанова и др.

    Представляет интерес высказывание Г.С. Батищева о том, что "общение начинается с другодоминантности, а именно там, где есть "я" и есть предпочитаемое "мы", т.е. общающиеся - это люди, умеющие предпочитать другого себе, не теряя при этом своего "я".

    До фундаментальной работы Леонтьева "Педагогическое общение" (1979) определения общения давались с точки зрения говорящего, за основу бралось два человека: говорящий и слушающий, т.е. речь шла о передаче информации или обмене информацией, при этом общение рассматривалось как что-то прибавляемое к индивидуальной деятельности, изменяющее ее, вносящее в нее элементы социальной обусловленности.

    Леонтьев определяет общение к ак "процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности - группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности, не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости. Общение - то, что обеспечивает коллективную деятельность". Обозначая циклы общения, он утверждал, что око начинается с контакта: контакт ведет к общению, общение - к взаимодействию, а оно - к действию. В результате возникает цепочка:

    контакт - общение - взаимодействие - действие.

    Таким образом, Леонтьев значительно шире трактует понятие "общение", придавая ему социальное значение. Отсюда напрашивается вывод, что действия, деятельность - это результат, следствие общения.

    Он выделял четыре вида общения. Все они представлены и в педагогическом взаимодействии субъектов образовательного процесса.

    1. Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевыступление). Ведущий в этом случае побуждает слушателей к непосредственной социальной активности, объединяет их вокруг социально значимой идеи или обеспечивает "фон" для социального воздействия, формирует идеи и убеждения.

    2. Групповое предметно-ориентированное общение. На первом месте здесь стоят производственные отношения. Цель такого общения и его предмет - организация коллективного взаимодействия в труде.

    3. Личностно-ориентированное общение - это общение друг с другом.

    4. Психологические взаимоотношения, которые "субъективно для человека стоят в центре; он порой не догадывается, что за ними скрыты отношения общественные".

    Функциональные и структурные характеристики общения

    Существуют варианты рассмотрения этих характеристик но отдельности или вместе. Общение полифункционально, что отражается в наличии множества классификаций его функций.

    Например, по критерию цели общения выделяются восемь его функций (Карпенко):

    1) контактная, ее цель - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

    2) информационная, ее цель - обмен сообщениями (прием - передача сведений в ответ па запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;

    3) побудительная, ее цель - стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

    4) координационная, ее цель - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

    5) понимания, ее цель - не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний и пр.;

    6) эмотивная, ее цель - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменений с его помощью своих переживаний и состояний;

    7) установления отношений, ее цель - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;

    8) оказания влияния, ее цель - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.

    Другая классификация (А.А. Брудный) выделяет:

    1) как основную рабочую - инструментальную функцию общения, нужную для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

    2) синдикативную функцию, выражаемую в сплочении групп малых и больших;

    3) трансляционную функцию, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;

    4) функцию самовыражения, ориентированную па поиск и достижение взаимного понимания (особенно характерную для творческих личностей).

    В качестве функций рассматривают и стороны общения.

    В самых обобщенных классификациях выделяют три стороны общения (исследования Г.М. Андреевой, Д. Мида, Г. Келли и др.). Они же считаются структурными компонентами общения. Это:

    1) коммуникативная сторона - выражается в обмене информацией, ее понимании; в ходе общения адресант и адресат должны использовать одну и ту же знаковую систему; общающиеся влияют друг на друга, у них возникают взаимоотношения;

    2) интерактивная сторона - выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности; интеракция не исчерпывается лишь формой общения, внешней картиной взаимодействия: имеют значение и мотивы, цели общения каждой стороны, их взаимодействие; возможны такие виды взаимодействия, как содружество, конкуренция и конфликт;

    3) перцептивная сторона - выражается в восприятии одним партнером по общению другого.

    Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми (отношений между партнерами, их установок, целей и намерений). Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Среди типов взаимодействия прежде всего выделяют кооперацию и конкуренцию (эти типы не могут быть сведены к простому согласию или конфликту). Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основными механизмами другого являются: идентификация (уподобление) и рефлексия. Рассмотрение трех сторон общения в единстве - важное условие оптимизации совместной деятельности и межличностных отношений. В современных условиях общественного развития (телевидение и компьютеризация) наблюдается появление новых форм опосредованного общения. Это требует проведения отдельных исследований.

    В близкой к этой классификации выделяются (Б.Ф. Ломов) такие стороны общения, как:

    1) информационно-коммуникативная (охватывающая процессы приема - передачи информации);

    2) регуляционно-коммуникативная (связанная со взаимной коррекцией действий при осуществлении совместной деятельности);

    3) аффективно-коммуникативная (относящаяся к эмоциональной сфере и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния).

    В других исследованиях в качестве структурных компонентов общения определяют:

    Мотивационный компонент (потребности и мотивы, лежащие в основе общения);

    Когнитивный компонент (знания о закономерностях и специфике общения);

    Поведенческий компонент (способность адекватно выстраивать свое поведение в различных ситуациях, владение способами продуктивного взаимодействия).

    Основные компоненты общения

    Мотивационный компонент

    Когнитивный компонент

    Поведенческий компонент

    Потребности и мотивы, лежащие в основе общения: прямые личные и деловые мотивы - потребность быть вместе, интерес к совместному делу, т.е. важен сам партнер по общению; опосредованные мотивы - важен не партнер, а статус, связи с другими людьми, т.е. мотивом является не общение как таковое, а получение выгоды из контакта

    Мотивы общающихся могут совпадать или не совпадать. Знания о закономерностях общения: способность налаживания контакта, определение барьеров общения, предупреждение и разрешение конфликтов. Знание специфики общения в зависимости от культурных, возрастных, половых, и др. особенностей

    Способность адекватно выстраивать свое поведение в различных ситуациях, чтобы удовлетворять потребность, побудившую к контакту. Владение способами установления контакта, продуктивного взаимодействия, умение понять другого человека

    Все три компонента, составляющих структуру общения, тесно связаны между собой. С одной стороны, поведение при общении во многом определяется мотивами вступления в ситуацию взаимодействия и знаниями специфики коммуникаций. Эмоциональное переживание и рефлексия собственного поведения в ситуации общения в свою очередь влияют, на расширение знаний о взаимодействиях с окружающими, осознание своих мотивов и специфических индивидуальных стратегий общения.

    В общем виде структура процесса общения может быть представлено следующим образом:

    1) потребность в общении;

    2) ориентировка в целях общения, в ситуации общения;

    3) ориентировка в личности собеседника;

    4) планирование (чаще бессознательное) темы, стиля общения, речевых фраз;

    5) реализация общения;

    6) восприятие и оценка ответной реакции собеседника;

    7) коррекция направления, стиля общения.

    Перцептивная сторона общения

    В процессе восприятия у человека формируется образ другого, который позволяет прогнозировать его дальнейшее поведение. Основные сложности:

    Неоднозначность самого объекта познания (человека/ группы);

    Стремление по внешним признакам вывести суждения о внутренних качествах, определяющих поведение.

    Основные механизмы познания другого:

    Идентификация;

    Рефлексия.

    Определение идентификации в социальной психологии и психологии личности совпадают. Идентификация - отождествление с воспринимаемым субъектом, и на этой основе делается вывод о его особенностях и предполагаемом поведении. Распространение на другого собственных схем поведения часто считается причиной ошибок в прогнозе поведения этого другого.

    Определения понятия рефлексии различаются. В общей психологии и психологии личности рефлексия - способность к самонаблюдению, самопознанию. В социальной психологии рефлексия - осознание человеком того, как его воспринимают окружающие. Такой отраженный образ Я, т.е. Я в глазах других, является важным элементом Я-концепции и самооценки, всегда присутствует в структуре личности и при общении играет доминирующую роль, а степень его совпадения (несовпадения) с действительным образом субъекта во многом определяет успех межличностного взаимодействия. Для оптимизации такого взаимодействия можно использовать получившие в последнее время широкое распространение в практике образования тренинги общения, которые позволяют исследовать собственные поведенческие стратегии, расширить их диапазон, а также научиться лучше понимать партнера по общению, различать представления свои и другого о себе и другом.

    Однако такие тренинги в большей степени влияют па когнитивные и поведенческие, а не па мотивационные компоненты общения. Преодоление же мотивационных проблем, которые часто лежат в основе затрудненного общения, скорее возможно благодаря индивидуальным формам психологического консультирования и психологической терапии.

    Главным содержанием перцептивной стороны общения является система интерпретаций поведения другого и причин его поступков, которая позволяет предвидеть дальнейшие действия другого и помогает выстраивать и корректировать собственное поведение. В условиях недостаточности данных о внутренних мотивах поведения другого человек склонен приписывать ему свои значения и смыслы, объяснять, интерпретировать причины его поступков и высказываний, исходя либо из анализа похожих случаев (по отношению к этому человеку или других, в чем-то похожих на пего), либо но аналогии с собственным поведением в сходных ситуациях. Такой процесс получил название атрибуции (или каузальной атрибуции).

    В основе атрибуции лежит собственный реальный опыт общения с людьми, экстраполяция выводов взаимодействия с конкретным человеком или группой на более широкие социальные группы (например, травматический опыт общения с партнером в семейных отношениях может породить у женщины установку типа "мужчинам доверять нельзя", что, безусловно, в дальнейшем будет влиять на восприятие и интерпретацию ею поступков окружающих мужчин). Такие установки и степень их экстраполяции во многом определяются силой, глубиной и продолжительностью эмоционального переживания в межличностных взаимодействиях.

    Другая основа каузальной атрибуции - интроекты, те социокультурные послания, которые не были лично пережиты человеком, но также выступают в качестве регуляторов его поведения. Интроецируются послания значимых, авторитетных людей (в первую очередь,

    родителей). Примером таких интроектов могут быть различные тендерные стереотипы. Экспериментальное исследование Л.В. Поповой с переодеванием младенца в полоспецифическую одежду позволило наблюдать разницу в восприятии его испытуемыми (бездетными студентами и родителями маленьких детей). Так, одетый в синий костюм ребенок наделялся силой и крепостью, а его поведение описывалось как активное, в розовый - внешней привлекательностью и хрупкостью. При этом известно, что девочки уже с рождения опережают мальчиков по ассификации (замещению в скелете хрящевой ткани костной) приблизительно на 20%.

    На восприятие окружающих оказывают влияние такие социально-психологические эффекты, как эффект первого впечатления, ореола, бумеранга и др. Подробно они описаны в главе 2.

    В педагогической практике эти эффекты могут наблюдаться в отношениях педагога с учащимися и негативно влиять на усвоение ими учебного материала. Например, эффект первого впечатления и эффект ореола необходимо учитывать педагогам, преподавателям вузов, так как они, в силу специфики своей профессиональной деятельности должны оценивать уровень обученности студентов, ригидная оценка может явиться психотравмирующим фактором. Реализуя свои установки по отношению к "хорошим" и "плохим" студентам, преподаватель влияет на них, во многом определяет успешность освоения ими учебной дисциплины. Специальные исследования показывают, что "плохие" студенты в 4 раза реже обращаются к преподавателю, чем "хорошие", остро чувствуют и болезненно переживают необъективность педагога, что не может не влиять на качество овладения предметом. Преодоление этих эффектов (как, впрочем, и многих других) требует от преподавателя определенного труда, в первую очередь, постоянного рефлексивного анализа своей деятельности.

    Часто оценка другого человека происходит по контрасту, т.е. оценивая отрицательно "плохого" человека, субъект но контрасту высоко оценивает себя и свои возможности. В ситуации высокой оценки "хорошего" или "успешного" партнера, люди склонны недооценивать себя.

    Важным моментом при атрибуции является и позиция субъекта, так как люди, принимающие непосредственное участие в какой-либо деятельности, ее неуспех связывают с внешними причинами, успех же - с собственными действиями и действиями своих партнеров.

    Во многих исследованиях также отмечается, что характер атрибуции зависит от специфики восприятия. Некоторые люди ориентируются главным образом на физические характеристики партнера (конституцию, черты лица, одежду, походку и т.д.), другие - на психологические (интеллект, коммуникабельность, эмоциональность и т.д.).

    На управление процессом межличностного общения оказывает влияние возможность формирования у партнера аттракции (появления привлекательности; тяготение). К основным условиям возникновения эмоционально насыщенной социальной установки (аттитюда) относят:

    Роль сходства партнеров но общению. Как наиболее привлекательные нами воспринимаются люди со сходными основными чертами (интеллект, чувство юмора, эмоциональность и др.). При этом некоторое несовпадение в инструментальных или второстепенных чертах даже усиливает привлекательность;

    Влияние таких характеристик, как близость партнеров но общению, частота их встреч, расстояние между ними и пр.;

    Влияние условий взаимодействия - особенности распределения функций в совместной деятельности, "помогающее поведение" и пр.

    Коммуникативная сторона общения

    Специфика психологического аспекта в отличие, например, от кибернетического в изучении коммуникаций заключается в рассмотрении того, что в процессе общения происходит не просто "движение" информации, но ее развитие, уточнение и обогащение. Важную роль здесь играет ориентация партнеров друг на друга, их стремление к взаимовлиянию. Поэтому коммуникатору (тому, кто сообщает информацию) необходимо соотносить содержание своего обращения с установками, ценностями, мотивами, личностными особенностями реципиентов (воспринимающих). Кроме того, на содержание обращения влияют те задачи, которые стремится решить коммуникатор в общении с другим(и). В зависимости от этих задач различают следующие виды сообщений (см. табл. 7).

    В процессе общения и коммуникатор, и реципиент используют различные средства. Условно они могут быть поделены на две большие группы: вербальные и невербальные.

    Первая группа представлена речевыми средствами, вторая - пятью системами.

    Оптико-кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика).

    Экстралингвистическая система (темп речи, включение в речь пауз, плача, смеха).

    Таблица 7

    Виды сообщений

    Вид сообщения

    Задача коммуникатора

    Характеристика сообщения

    Фактические

    Установление и поддержание контакта

    Бессодержательное общение, когда коммуникации используются лишь с целью поддержания контакта (например, скоротать время, заполнить затянувшуюся паузу, формально беседовать в вынужденной ситуации). Так, начинающий педагог, которому бывает трудно заранее спланировать содержание всего урока, сталкиваясь с ситуацией более быстрого прохождения подготовленного учебного материала, вынужден "держать" учеников "до звонка", т.е. общаться фактически

    Информативные

    Передача сведении

    Коммуникатору важен лишь факт сообщения, без учета реакции реципиента на нес. Однако чаще (особенно в педагогическом общении) информативное сообщение предполагает фиксацию и учет оказываемого воздействия, степень его понятости. Понимание информации необходимо для се принятия, возникновения эмоционального отношения к ней и побуждения к действию

    Экспрессивные

    Формирование переживаний

    Эмоциональное наполнение информации может быть связано с ее содержанием, значимым для реципиента с использованием специальных механизмов формирования эмоций (заражение, обусловливание и др.)

    Побудительные

    Побуждение сделать что-нибудь (наиболее сложная задача общения)

    Намерение повлиять на поведение другого может быть реализовано с помощью таких способов воздействия, как: убеждение, внушение, подражание, заражение. При убеждении коммуникатор ориентируется на сознательное разумное восприятие реципиентом информации. Остальные способы предполагают ориентацию не только (и не столько) на сознание, сколько на бессознательное переживание (в том числе страх, тревогу и др.). Содержание информации в этом случае скорее второстепенно по отношению к эмоционально-волевому воздействию коммуникаторам реципиентом. При этом подражание и заражение обычно приводят к непосредственным реакциям, а реакция на внушение может быть отсроченной

    3. Паралингвистическая система (вокализации, т.е. диапазон, тональность голоса).

    4. Визуальное ощущение (контакт глаз).

    5. Проксемическая система (организация пространства и времени коммуникативного процесса).

    Чаще всего используются все (или большинство) группы средств коммуникации, а вот их пропорциональное соотношение зависит от задач межличностного взаимодействия. Например, при решении информационных задач преобладать будут вербальные средства, а при побудительных - значительно возрастает роль невербальных средств.

    Важное место в социально-психологических исследованиях занимает изучение коммуникативных барьеров, которые нарушают процесс межличностного взаимодействия, адекватное понимание и реагирование на информацию.

    Причинами такого затруднения общения могут быть:

    Социальные факторы (культурные, религиозные, национальные, политические, статусные и другие различия);

    Индивидуальные особенности партнеров (демонстративность, тревожность, закрытость, мнительность, интровертность и т.д.);

    Трудности кодирования и декодирования сообщаемой и воспринимаемой информации, так как системы кодировки коммуникатора и реципиента всегда более или менее отличны друг от друга в силу индивидуальной неповторимости каждого человека;

    При сообщении часто используются не значения слов, а их личностные смыслы, что нарушает процесс понимания и может приводить к межличностным конфликтам.

    Интерактивная сторона общения

    Интеракция - взаимодействие. Это направление изучает построение общей стратегии взаимодействия партнеров, способы обмена действиями, что связано с необходимостью согласования планов этих действий с анализом "вкладов" каждого участника.

    Д. Мид, автор теории символического интеракционизма, раскрывая значение интеракции, доказывал, что личность человека формируется в процессе его взаимодействия с другими. В общении с разными людьми субъект играет разные "роли", а его личность является как бы объединением различных ролей, которые он постоянно на себя принимает, причем язык занимает центральное место.

    Теория Мида называется также и теорией ожиданий, так как, по его мнению, люди играют свои роли в зависимости от ожиданий окружающих.

    Продолжая это направление исследований, Э.Берн в своей теории трансактного анализа проанализировал условия эффективности интеракции: согласование позиций, занимаемых партнерами, ситуаций и стиля взаимодействия, адекватного для каждой ситуации. Простейшие модели интеракции приводятся и в "теории диадического взаимодействия" (Д. Тибо, Г. Келли), использующей аппарат математической теории игр.

    В.М. Бехтерев, исследуя процесс совместной деятельности и поведение в ней, выделил людей, склонных к коллективной или индивидуальной деятельности. По его.мнению, существуют люди, у которых случается ухудшение продуктивности деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей. Это явление получило название ингибиции. Фасилитация - это противоположное свойство, которое заключается в существенном повышении скорости и качества выполняемой деятельности в фуппе или в присутствии наблюдателей. Склонность к фасилитации или ингибиции во многом объясняется индивидуальными особенностями человека, его личным опытом, характером деятельности и степенью группового давления.

    § 1. Определение понятия "общение".

    Добрый вам день, дорогой друг!

    Иногда в описании вакансии можно явно увидеть требование к развитым навыкам коммуникации. Как отразить коммуникативные навыки в резюме правильно?

    Навык коммуникации является ключевым во многих профессиях и должностях. Однако, если может позволить себе просто написать что-нибудь типа «требуется высокий уровень коммуникативных навыков» или просто «коммуникабельность», то как быть кандидату?

    Написать в резюме «коммуникабельный»? Нет, так не пойдет. Это ни о чем.

    Полностью скопировать то, что в описании вакансии относительно этого навыка? С одной стороны — правильно, ключевые фразы никто не отменял. С другой, — выглядит как очковтирательство. Просто взял и скопипастил — орден герою! А резюме — в корзину...

    Основная идея такая: навык или качество, явно выделенное в требованиях к кандидату в описании вакансии, — следует «размазать» по всему резюме. Он должен «сквозить» из нескольких «щелей». Об этом чуть ниже.

    Там, где такого требования нет, можно вообще не писать о пресловутой коммуникабельности. Ибо эти штампованные фразы типа «работоспособный», «коммуникабельный» , «нацеленный на результат», надоели всем до чертиков. Это просто пустозвонство и ничего более.

    Короче говоря, все что угодно, только не это. Лучше вообще ничего не писать, чем «дразнить гусей» набившими оскомину «работоспособностями».

    Как поступить правильно?

    Кстати, фразу, сказанную выше, можно принять как один из вариантов.

    Вариант №1

    Вообще ничего не писать о личных качествах. Если явных требований в описании нет, — вариант вполне рабочий. Уверяю вас, лучше ничего, чем словесные клише, от которых многих уже выворачивает.

    Вариант №2

    Придумать более-менее внятные формулировки. То есть уникальные, как вы лично это понимаете.

    Например: коммуникабельный — обладаю способностью выстраивать отношения на основе взаимного уважения и понимания общих задач. Не идеал, но уже кое-что. Примеры других формулировок мы обсуждали в статье.

    Вариант №3

    Подойдет тогда, когда требование (к той же коммуникабельности) выражено явно.

    Важно не просто сказать, а доказать, что вы этим качеством обладаете. То есть «встроить» это качество в разные части резюме.

    Образ кандидата

    Когда эта самая коммуникабельность «размазана» по всему резюме и «сквозит из разных „щелей“, у человека, читающего резюме складывается соответствующий образ кандидата. В данном случае, образ „коммуникатора“.

    Например, те же навыки письменной коммуникации. Само по себе правильно составленное резюме и — демонстрация коммуникативных навыков.

    Если вы претендуете на должность, предполагающую высокий уровень коммуникации и не можете грамотно составить сопроводительное письмо, — это нонсенс, строго говоря.

    Резонно и в самом резюме примеры привести:

    «Организовал и провел презентацию для клиентов компании, после которой заключили 5 новых договоров»

    «Провел семинар для региональных менеджеров о преимуществах новой линейки товаров. Продажи выросли на 20% за квартал».

    Это чистой воды демонстрация коммуникативных навыков.

    На худой конец подойдут и вещи, имеющие косвенное отношение к работе. Например, организовал корпороатив, клуб кинолюбителей, турслет для сотрудников.

    Это говорит о ваших организаторских способностях, включающих в себя коммуникативные навыки.

    Для коммуникатора важны переговорные навыки. Например:

    «В переговорах с провайдерами добился снижения затрат по договору на 20%».

    Просмотрите весь свой опыт и найдите примеры, характеризующие вас как хорошего коммуникатора. Важно, чтобы ваши «коммуникации» приводили к результату. Желательно оцифрованному. Подберите краткие, емкие формулировки и включите в . Во все основные разделы резюме: ключевые навыки, опыт работы, дополнительная информация (о себе).

    Рекрутер, просматривая ваше резюме, будет несколько раз натыкаться на примеры, характеризующие ваши коммуникативные навыки . Так и создается образ. Образ подходящего кандидата.

    Благодарю за интерес к статье . Буду признателен за комментарий (внизу страницы).

    Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи по выбранным вами темам к себе на почту.

    Удачного вам дня и хорошего настроения!

    1. Проявляем инициативу начала диалога или выступления.

    Тренируем:

    Умение привлечь к себе внимание;

    инструкции:

    внимание можно привлечь правильно выстроенной и произнесённой фразой, которая не только привлекает внимание, но и в тоже время настраивает собеседника или аудиторию на предстоящий коммуникативный процесс. Например: «Привет! Отлично выглядишь! Рад(а) тебя видеть, хочу поговорить с тобой о…», «Добрый день! Рада, что мы с вами собрались сегодня здесь, хочу представить вам…». Придумай свои фразы, которые помогут тебе в дальнейшем красиво и позитивно начинать диалоги или выступления.

    Умение заинтересовать диалогом или выступлением.

    инструкции:

    заинтересовать собеседника можно фразами, которые бы актуализировали его собственные потребности и мотивы, например: « Я знаю, что ты давно хотел (а) бы знать о том, как это можно сделать лучше…», «Мы же с вами понимаем, что лично для вас является более выгодным сделать это как можно с меньшими затратами…» или «У меня есть очень интересная информация для тебя».

    2. Формируем доверие к себе собеседника или слушателей.

    Тренируем:

    Умение создать ощущение доверия у собеседника или у аудитории;

    инструкции:

    основные средства, помогающие нам расположить к себе собеседника находятся, главным образом, среди невербальных средств общения (взгляд, эмоциональное состояние, поза, мимика, тембр и ритм речи). Поэтому для того, чтобы расположить к себе собеседника старайся, чтобы твои глаза имели открытый взгляд, излучали спокойствие и внутреннюю уверенность в себе. Также тебе необходимо быть уверенным и в том, о чём ты сейчас будешь беседовать с окружающими. Позу, эмоциональное состояние тембр и ритм речи необходимо также согласовать с проницательностью и открытостью взгляда. Помни о том, что улыбка является надёжным инструментом в умении расположить к себе собеседника или группу людей.

    Умение подобрать единый язык общения.

    инструкции:

    если ты действительно хочешь, чтобы твоя информация в диалоге или выступлении была услышана и воспринята окружающими, тщательно проанализируй язык, с помощью которого они общаются между собой и который они привыкли понимать. Так, к примеру, люди, занимающиеся торговлей, гораздо легче воспринимают язык выгоды. В разговоре с ними старайся чаще употреблять слова, которые имеют непосредственное отношение к их речевому пристрастию – бонусы, скидки, процентное соотношение, прибыль и т.д. Социально-ориентированные люди чаще хотят слышать и усваивать информацию, связанную с возможностью пообщаться с другими людьми. В разговоре с ними старайся употреблять больше слов, которые они любят слышать – встречи, тусовки, общение, расширение круга знакомств, в центре внимания и т.д. Люди с техническим складом ума очень любят термины, поэтому тебе придётся изрядно потрудиться, чтобы освоить их не простой язык. Думаю, что уже достаточно примеров, и ты понял(а) ключевую идею данной инструкции…

    3. Формируем положительный, конструктивный настрой на предстоящий разговор.

    Тренируем:

    Умение включить собеседника в тему предстоящего разговора;

    инструкции:

    для того, чтобы усилить доверие и заинтересованность собеседника или аудитории в беседе или выступлении используй слова, при-соединители (мы, у нас, наше, вместе). Например: « Мы с тобой понимаем, что…», «Если не мы с вами будем решать эти вопросы, то дело не сдвинется с мёртвой точки…», «У нас с вами есть такая возможность…», и т.д.

    Умение заразить своим эмоциональным настроем собеседника.

    инструкции:

    эмоциональная составляющая в любой беседе, а тем более в выступлении очень важна, она является одной из ключевых составляющих успешного диалога или выступления. Помни о том, что твой позитивный или негативный внутренний настрой может легко передаваться другим людям, поэтому перед тем, как начинать выступление или беседу отследи своё внутреннее состояние и постарайся удерживать его в позитивном ключе.

    Второй этап: информационный обмен .

    1. Управляем ходом диалога или выступления.

    Тренируем:

    Умение концентрировать внимание на ключевых идеях диалога или выступления.

    инструкции:

    прежде, чем начинать концентрировать внимание остальных участников коммуникативного процесса на ключевых идеях, сначала сам(а) для себя определи эти самые ключевые идеи. В течение беседы или выступления имеет смысл несколько раз возвращаться и обсуждать их, т.к. этот способ позволяет этим идеям хорошо закрепиться в памяти собеседника или группы слушателей. Для их повторения можно использовать следующие фразы: «Ещё раз вернёмся к…», «Давай ещё раз обсудим…», «Хотелось бы ещё раз проговорить…», «Давай повторим то, что важно для нас…» и т.д.

    Умение вызвать позитивные эмоции у собеседника или аудитории.

    инструкции:

    для того, чтобы вызвать позитивные эмоции у собеседника или аудитории, достаточно сказать комплимент или весёлую шутку. Держи всегда наготове несколько хорошо рассказываемых тобой смешных анекдотов, а также, при любой возможности сделать кому-либо комплимент, старайся все-таки его сделать, а не промолчать, это действительно хорошо поднимает настроение.

    2. Наблюдаем за чувствами и настроением собеседника или аудитории.

    Тренируем:

    Умение понимать и принимать точку зрения собеседника или аудитории.

    инструкции:

    для того, чтобы понять насколько интересна твоя информация для окружающих, полезно бывает узнать их точку зрения по данному вопросу. В этом случае, следует задать прямой вопрос, например: «Хотелось бы знать, кто, что думает по этому поводу?». Иногда публика может быть настроена достаточно скептически к теме твоего сообщения. Поэтому, чтобы помочь собеседнику или слушателям услышать и понять тебя, спокойно выслушай того, кто выскажется по данному вопросу, согласись с ним и подбери аргументы, которые тебе помогут повлиять на личностную заинтересованность участников. Например: «Да, безусловно, я понимаю вас, однако, следует учесть тот факт…», «Конечно, я тебя понимаю, это имеет место быть, тем не менее…».

    если ты видишь, что твой собеседник утомился, предложи ему отдохнуть или временно переключи его внимание на какую-нибудь другую тему.

    Умение скорректировать поведение собеседника;

    инструкции:

    если собеседник постоянно уводит тебя от темы разговора, используй следующие фразы: «И, всё таки, давай вернёмся к теме разговора», «Это всё хорошо, тем не менее, я бы хотел(а) вернуться к нашим «баранам».

    Если собеседник постоянно перебивает и не даёт закончить мысль, используй следующие фразы: «Мне важна твоя мысль, но мне очень хочется договорить свою», «Я понял(а), что у вас есть что сказать по этому поводу, и у вас будет возможность высказаться чуть позже».

    Третий этап: конец коммуникации

    1. Заканчиваем диалог или выступление в нужный момент.

    Тренируем:

    Умение дать собеседнику обратную связь по всем аспектам разговора

    инструкции:

    очень важно не затягивать окончание беседы, чтобы не наскучить собеседнику и, так же важно не торопиться с завершением беседы, чтобы у собеседника не осталось ощущения непонимания, научись чувствовать нужный момент завершения беседы или выступления. В конце коммуникации дай собеседнику или слушателям обратную связь, подготовь к завершению разговора. Например: «На сегодня, я думаю, достаточно информации по этому вопросу, мы и так хорошо поработали…», «Я очень рада, что моя информация затронула вас, и мы достаточно активно обсуждали данную тему. Вот на этой радостной ноте можно и завершить …», «Я рада, что ты поддержал(а) меня, останется решить ещё ряд вопросов…но это уже в другой раз», и т.д.

    Умение достигать запланированной цели диалога или выступления таким образом, чтобы у собеседника или слушающих сохранялось желание продолжать общение и сотрудничество с тобой.

    инструкции:

    подведи итоги своей беседы или выступления по ключевым моментам, поблагодари публику или собеседника следующими фразами: «Рад(а) была пообщаться с вами, надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество», «Мне приятно, что по многим вопросам мы с вами сходимся во взглядах, очень хочется, чтобы мы встретились с вами ещё раз», «Как здорово, что мы поняли друг друга, буду рада продолжить наш разговор».

    Вот, пока все инструкции, если появятся вопросы, задавай мне их в чате.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «shango.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «shango.ru»