Конфуций (Кун Фу-цзы). Конфуцианство от кун фу-цзы до наших дней

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Настоящее имя - Кун Цю, но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы - «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.

Однако наиболее вероятно, что деятельность его отличалась гораздо более скромными размерами, чем её описывают конфуцианцы последующих веков. До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств , в период, известный под названием Сто школ. И только после падения Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, который сохранился до начала XX в., лишь временно уступая место буддизму и даосизму. Это, естественно, привело в возвеличиванию фигуры Конфуция и даже её включению в религиозный пантеон.

Биография

Судя по владению аристократическими искусствами, Конфуций был потомком знатного рода. Он был сыном 80-летнего чиновника и 17-летней девушки. Чиновник вскоре скончался, и семья обеднела. С раннего детства Конфуций много работал. Позже пришло сознание, что необходимо быть культурным человеком, поэтому он начал заниматься самообразованием. В молодости служил мелким чиновником в царстве Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун). Это было время заката империи Чжоу , когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками.

Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа - всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.

Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.

Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй » («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства.

Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»). Хотя число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности мы можем насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников; любимейшим из них был Янь-юань.

Учение

Хотя конфуцианство часто называют религией , в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун , 忠) - лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики : «Не делай человеку того, что не желаешь себе».

Пять постоянств благородного человека (цзюнь-цзы , 君子)

Изречения Конфуция, записанные его учениками.

Учитель сказал: - В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрел проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры.

Учитель говорил: - Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Не печалься о своём несовершенстве; Не печалься, что тебя никто не знает, Но стремись к тому, чтоб заслужить известность.

Учитель сказал: - Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.

Учитель сказал: - Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.

Учитель сказал: - Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может называться почитающим родителей.

Учитель сказал: - Древние предпочитали промолчать, стыдясь, что могут не поспеть за словом.

Кто-то сказал: - Юн человечен, но лишён красноречивости. Учитель ответил: - Зачем ему красноречивость? Кто ищет в бойком языке свою защиту, тот часто будет ненавидим. Не знаю, обладает ли он человечностью, но зачем ему красноречивость?

Учитель сказал: - Незыблемая середина - эта добродетель наивысшая из всех, но давно уже редка среди людей.

В своей деревне Конфуций казался простодушным и в речи безыскусным, а при дворе и в храме предков он говорил красноречиво, хотя и мало.

Когда входил в дворцовые ворота, казалось, изгибался весь, словно в них не помещался. При остановке не вставал посередине и проходил, не наступая на порог. Подходя к престолу, он как бы и в лице менялся, и ноги у него будто подгибались, и слов ему, похоже, не хватало. Вот, подобрав полу, он поднимался в зал, казалось, весь изогнутый, и, затаив дыхание, словно не дышал. Когда же выходил из зала и спускался на одну ступень, его лицо выражало облегчение и он казался удовлетворённым. Спустившись с лестницы, спешил вперёд, растопырив руки, словно крылья, и с благоговейным видом возвращался на своё место.

Он не садился на циновку, постланную криво.

Учитель сказал: Если личное поведение тех, [кто стоит наверху], правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение тех, [кто стоит наверху], неправильно, то хотя приказывают [народ] не повинуется.

Когда у него сгорела конюшня, Учитель, вернувшись от князя, спросил: - Никто не пострадал? О лошадях не спросил.

Янь Юань спросил о том, что такое человечность. Учитель ответил: - Быть человечным - значит победить себя и обратиться к ритуалу. Если однажды победишь себя и обратишься к ритуалу, все в Поднебесной признают, что ты человечен. От самого себя, не от других, зависит обретение человечности. - А не могли бы вы объяснить более подробно? - продолжал спрашивать Янь Юань. Учитель ответил: - Не смотри на то, что чуждо ритуалу. Не внемли тому, что чуждо ритуалу. Не говори того, что чуждо ритуалу. Не делай ничего, что чуждо ритуалу. Янь Юань сказал: - Я хоть и не сметлив, позвольте мне заняться исполнением этих слов.

Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чем заключается управление государством. Конфуций ответил: - Да будет государем государь, слуга - слугой, отцом - отец и сыном - сын. - Отлично! Воистину, если не будет государем государь, слуга слугой, отец отцом и сыном сын, то, пусть бы даже у меня был хлеб, смогу ли я его вкушать? - ответил князь.

Кто-то спросил: - Что если за зло платить добром. Учитель ответил: - А чем же за добро платить? Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром.

Учитель сказал: - Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает не путь.

Учитель говорил: - Лишь та - ошибка, что не исправляется.

В настоящее время известно также более десятка широко распространённых фальсификаций изречений Конфуция. Самое известное из них: - Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.

Рецепция конфуцианства в Западной Европе

В середине XVII века в Западной Европе возникла мода на все китайское, и вообще на восточную экзотику. Эта мода сопровождалась и попытками освоить китайскую философию, о которой часто стали говорить иногда в возвышенных и восхищенных тонах. Так, например, Роберт Бойль сравнивал китайцев и индусов с греками и римлянами.

Лейбниц также уделил учению Конфуция немало времени. В частности, он сравнивает философские позиции Конфуция, Платона , и христианской философии, приходя к выводу, что первый принцип конфуцианства, «Ли» - это Разум как основание Природы . Лейбниц проводит параллель между принципом разумности сотворенного мира, принятого в христианском мировоззрении, новоевропейским понятием субстанции как познаваемой, сверхчувственной основы природы, и платоновским понятием «высшего блага», под котороым тот понимает вечную, несотворенную основу мира. Следовательно, конфуцианский принцип «Ли» подобен платоновскому «высшему благу» или христианскому Богу.

Последователь и популяризатор метафизики Лейбница, один из самых влиятельных философов Просвещения , Христиан Вольф унаследовал от учителя уважительное отношение к китайской культуре, и, в частности, к конфуцианству. В своем сочинении «Речь о нравственном учении китайцев», а также в иных трудах, он неоднократно подчеркивал общечеловеческое значение учения Конфуция и необходимость его внимательного изучения в Западной Европе.

Известный историк Гердер , критически оценивающий китайскую культуру, как оторванную от иных народов, косную и неразвитую, также немало "лестного" сказал и о Конфуции. По его мнению, этика Конфуция способна породить только рабов, закрывшихся от всего мира и от нравственного и культурного прогресса.

В своих лекциях по истории философии Гегель скептически оценивает тот интерес к конфуцианству, который имел место в Западной Европе в XVII-XVIII вв. По его мнению, в «Лунь Юе» нет ничего замечательного, а есть лишь совокупность банальностей «ходячей морали». По мнению Гегеля, Конфуций являет собой образец чисто практической мудрости, лишенной достоинств западноевропейской метафизики , оцениваемой Гегелем очень высоко. Как замечает Гегель, «для славы Конфуция было бы лучше, если бы его произведения не были бы переведены».

Литература

  • Книга «Беседы и суждения» Конфуция, пять переводов на русский «на одной странице»
  • Труды Конфуция и сопутствующие материалы на 23 языках (Confucius Publishing Co.Ltd.)
  • Буранок С. О. Проблема интерпретации и перевода первого суждения в «Лунь юй»
  • А. А. Маслов. Конфуций. // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. - М.: Алетейя, 2003, с. 100-115

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кун Фу-Цзы" в других словарях:

    - (K ung fu tzu, Khoung fon tseou) правильное китайское название знаменитого философа, переделанное католическими миссионерами в Confucius (у нас, отсюда, Конфуций). Собственно имя К. Чжун ни (как его и называют не конфуцианские писатели), а малое… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    КОНФУЦИЙ (Кун-цзы или Кун Фу-цзы - «почтенный учитель») (551 479 до н. э.) древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Политические и этические воззрения Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и изречения»), составленной его учениками. Трактуя государство как… … Политологический словарь-справочник

(551–479 до н. э.)

Виднейший мыслитель и педагог Древнего Китая, основатель первой китайской философской школы. Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. В молодости был чиновником, а затем добровольно ушел в отставку и основал первую в Китае частную школу.

Помимо своей основной, преподавательской деятельности, Конфуций занимался редактированием и составлением комментариев к древним книгам, в том числе к знаменитой «Книге перемен» - «И-цзин». Он также составил «Летопись» царства Лу. Его собственные воззрения фуция изложены главным образом в книге «Беседы и суждения». Она составлена последователями Конфуция из записей высказываний и поучений его самого и его ближайших учеников.

Во 2 в. до н. э. в Китае принципы конфуцианства были канонизированы и объявлены официальной идеологией. Сам же Конфуций был обожествлен. Его культ официально существовал в Китае до 1911 года.

«церемонии», преступные действия – как результат их презрения. Для конфуцианства, представлявшего собою практическую, нравственно-этическую систему, «церемония», т.е. следование мировому порядку, затмевало понимание самого порядка. Поэтому конфуцианство можно отнести к группе структурно-функциональных теорий.

В отличие от него, почти одновременно возникшее учение полулегендарного мудреца Лао Цзы, сосредоточило свое внимание на всеобщем начале и законе, которые правят Вселенной, природой и человеком - великом пути Дао. Книга «Дао де цзин», автором которой, как принято считать, был Лао Цзы («Старый мудрец» или «Старый ребенок») говорит о Дао, как о таинственной силе, управляющей миром. Все изменяется, но Дао остается неизменным, оно не противоречиво, оно все соразмеряет.

Дао есть у любой вещи, любого существа. Смысл жизни – в нахождении своего Пути – Дао. Познавший свое Дао пройдет путь жизни с открытыми глазами, хотя и не сможет изменить его. Не знающий Дао также пройдет свой путь. Но он пройдет его как слепец, натыкаясь на все препятствия и падая во все канавы, которых всегда множество на любом пути.

Занятый поиском великого мирового закона, Лао Цзы отрицал роль чувственных знаний, требовал ухода из жизни, от активной деятельности. Его главный принцип в познании гласил: «Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное Дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает». По его мнению, познание не имеет значения и, чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.

Таким образом, уже в самых ранних философских и этико-психологических учениях древнего мира со всей очевидностью проявилась оппозиция двух типов направленности системных связей - динамической и структурно-функциональной.

«Путь в тысячу вёрст начинается с одного небольшого шага…»

Конфуций

«Три пути ведут к знанию: путь размышления
- то путь самый благородный; путь подражания
- это путь самый лёгкий; путь опыта
- это путь самый горький»

Конфуций

Конфуций - латинизированная форма китайского Кун Фу-цзы - «Учитель Кун».

Древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства.

«Размышляя на склоне лет о пройденном пути и, как бы подводя итог прожитому, Конфуций разделил свою жизнь на несколько периодов: «Учитель сказал: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учёбе. В тридцать лет я обрёл самостоятельность. В сорок я освободился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю Неба. В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала».

Лунь Юй / Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х томах, Том 1, М., «Мысль», 1972 г., с. 143.

«В конструкции китайских государств больше чем за 2000-2200 лет назад была проведена идея отбора выдающихся людей в государстве путём широких конкурсов всенародного школьничества для создания учёных государства, в руки которых должна была быть передана государственная власть. Такой выбор государственных людей в идее просуществовал многие столетия, связан с именем Конфуция, и реально получил своё выражение в жизни».

Конфуций

Конфуций (латинизированная форма кит. Кун Фуцзы - «Учитель Кун»; Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни) (552/ 551, Цзоу в царстве Лу (современный г. Цюйфу провинции Шаньдун) - 479 до н. э., там же) - первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в 11 в. до н. э. династии Инь. Конфуции уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов (имел более трех тысяч учеников). Его педагогическая доктрина строилась на эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей - «обучения вне зависимости от рода» обучаемого и предполагала минимальную плату - «связку сушеного мяса». В 50 лет, «познав небесное предопределение», Конфуций попытался сделать карьеру государственного деятеля для практической реализации своей социально-политической теории. В 496 до н. э. он достиг поста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину. Путешествуя с ближайшими учениками в течение тринадцати лет по другим царствам Китая, безуспешно внушал их правителям свои идеи. Последние годы жизни он провел в Лу, занимаясь развитием своего учения, преподаванием и текстологической работой над каноническими произведениями древности. Собственную историческую миссию Конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого составляли историко-дидактические и художественные произведения, прежде всего «Шу цзин» и «Ши цзин». Эта исходная ориентация определила такие фундаментальные особенности конфуцианства, как нормативность, опирающуюся на исторический прецедент, и беллетризированность. Творцами культуры Конфуций считая «святых-совершенномудрых» (шэн) правителей полуреальной, полумифической «древности» (гу), что позволило ему тракторать «культурность» (вэнь) и правильное общественное устройство как две стороны одной медали - разные проявления единого «Пути» (дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в Поднебесной этот «Путь» поддерживается учеными-интеллектуалами (в идеале - чиновниками), чье наименование - «жу» - стало обозначением конфуцианцев. При династии Хань во 2 в. до н. э. подобный подход к культуре был высоко оценен государственной властью, конфуцианство получило статус официальной идеологии, а Конфуций - титулатуру, приравнивавшую его к «совершенномудрым» правителям древности («су ван» - «некоронованный царь» или «подлинный властелин»). Взгляды Конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в 5-4 вв. до н. э. и обретшем современную форму на рубеже нашей эры сборнике сентенций, диалогов, исторических описаний и бытовых сцен «Лунь юй » («Суждения и беседы»), содержащем высказывания на разные темы самого Конфуция, его учеников и их последователей. Конфуцию также приписывается авторство философских комментариев, входящих в «Чжоу и», и первой летописи «Чунь цю» («Весны и осени»), Конфуций воздерживался от суждений о сверхъестественном, полагая высшей мироуправляюшей силой божественно-натуралистическое «безмолвное» Небо (тянь). Ниспосылаемое им «предопределение» (мин) может и должно быть познано человеком, который только в таком случае способен стать «благородным мужем» (цзюнь цзы), т. е. нормативной личностью, сочетающей в себе идеальные духовно-моральные качества и право на высокий социальный статус. Антагонист «благородного мужа» - «маленький (ничтожный) человек» (сяо жэнь), руководствующийся «выгодой», а не «должной справедливостью» (и), низкопоставленный и привязанный к конкретному делу. С точки зрения кардинальных личностных качеств, т. е. «благодати/добродетели» (дэ), свободный («безорудийный» - бу ци) «благородный муж» господствует над зашоренным («орудийным») «маленьким человеком», как ветер - над травой. В центре учения Конфуция - человек, осмысляемый в единой социально-этической плоскости, к которой сводятся и экзистенциальные проблемы («еще не зная, что такое жизнь, как узнать, что такое смерть?»), и религиозные («еще не умея служить людям, как суметь служить навям?»), и гносеологические (знание - это «знание люден»). Человеческую «природу» (син) Конфуций, видимо, считал этически нейтральной («по природе люди близки друг другу, а по привычкам - далеки»). Поэтому для формирования личности необходимо «преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли)», результатом чего становится торжество «гуманности» (жень) в Поднебесной. «Благопристойность» («внешняя», ритуализованная этико-социальная норма) и «гуманность» («внутренняя» морально- психологическая установка на «любовь к людям») составляют двуединую ось конфуцианства, вокруг которой концентрируются его основополагающие категории - «благодать/добродетель», «должная справедливость», «сыновняя почтительность» (сяо), «верность» (чжун, см. Чжун шу) и др. Этика Конфуция подчинена принципам «срединности» (чжун юн - «золотая середина», см. «Чжун юн») и «взаимности» (шу - «золотое правило морали», см. Чжун шу). Заложенная в последнем идея эквивалентного взаимосоответствия обусловила социально-гносеологическую концепцию «выправления имен» (чжэн мин), выдвигающую необходимое для политико-административного управления требование адекватности между номинальным и реальным - «словом и делом» (мин - ши, ср. учение мин цзя). В целом социально-политическая доктрина Конфуция зиждется на приоритете моральных ценностей и норм - этико-ритуальной благопристойности и церемониальной музыки (юэ) - над любыми иными видами регуляции общественной жизни (административно-правовым, утилитарно-экономическим, естественно-природным), которые выдвигались на первый план критиковавшими конфуцианство философскими школами - соответственно легизмом, мо цзя, даосизмом. Идейная и социальная победа конфуцианства над всеми конкурировавшими учениями обеспечила его создателю особый, сопряженный с религиозным культом статус культурного героя, духовного вождя нации, «некоронованного царя» и святого мудреца («таинственного совершенномудрого» - сюань шэн), сохранявшийся за ним в Китае до начала 20 в. Развившийся после падения империи в 1911 негативизм по отношению к Конфуцию как главному символу консерватизма и традиционализма достиг апогея в кампании «критики Линь Бяо и Конфуция», развернувшейся в КНР в 1960-е гг. Однако в 1980-х гг. эта тенденция сменилась на противоположную, стало усиливаться внимание к Конфуцию как родоначальнику национальной идеи. В 1985 в КНР был создан Научно-исследовательский институт по изучению Конфуция (Кун-цзы яньцзюсо). С 1986 Китайским фондом Конфуция (Чжунго Кун-цзы цзицзиньхуэй), учрежденным в 1984, начал издаваться ежеквартальный сборник «Исследования Конфуция» («Кун-цзы яньцзю», Цзинань).

(ок. 551-479 гг. до н. э.) Китайский философ Конфуций (Кун-цю) родился в г. Цэоу царства Лу (современный г. Цюйфу провинции Шаньдун), находившемся на северо-востоке Китая. Происходил из рода обедневших аристократов, служивших чиновниками при дворе и военными. Современная европейская транскрипция его имени происходит от прозвания Кун-цзы, что означает «учитель Кун». Конфуций получил образование, соответствующее положению его родителей, и рано проявил выдающиеся педагогические способности. В школе, созданной им, преподавались мораль, китайский язык, литература и политика. В 50 лет (501 г. до н. э.) Конфуций начал политическую деятельность, став советником правителя царства Лу, но ушел со службы, не выдержав придворных интриг. Тринадцать лет странствовал по другим китайским государствам, зарабатывая на жизнь преподаванием и государственной службой. В 484 г. до н. э. вернулся в Лу. Создал свое этико-политическое учение, зафиксированное его учениками в сборнике «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). Похоронен на кладбище, специально отведенном для него, его потомков, учеников и последователей. Дом Конфуция превращен в храм. Его учение стало доминирующей религией Китая. Лунь Юй Глава двенадцатая. Янь Юань 1 Цзы-гун спросил об управлении государством. Учитель ответил: «[В государстве] должно быть достаточно пищи, должно быть достаточно оружия и народ должен доверять [правителю]». Цзы-гун спросил: «Чем прежде всего из этих трех [вещей] можно пожертвовать, если возникнет крайняя необходимость?»Учитель ответил:«Можно отказаться от оружия». Цзы-гун спросил: «Чем прежде всего можно пожертвовать из [оставшихся] двух вещей, если возникнет крайняя необходимость?» Учитель ответил: «Можно отказаться от пищи. С древних времен еще никто не мог избежать смерти. Но без доверия [народа] государство не сможет устоять». И Циский Цзин-гун спросил учителя об управлении государством. Кун-цзы ответил: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном». [Цзин-]гун сказал: «Пра вильно! В самом деле, если государь не будет государем, сановник - сановником, отец-отцом, сын-сыном, то даже если у меня и будет зерно, хватит ли мне его?» 16 Учитель сказал: «Благородный муж помогает людям свершать красивые дела и не помогает им свершать некрасивые дела. Низкий человек поступает противоположным образом». Глава тринадцатая. Цзы-Лу 3 Цзы-лу спросил: «Вэйский правитель намеревается привлечь вас к управлению [государством]. Что вы сделаете прежде всего?» Учитель ответил: «Необходимо начать с исправления имен». Цзы-лу спросил: «Вы начинаете издалека. Зачем нужно исправлять имена?» Учитель сказал: «Как ты необразован, Ю! Благородный муж проявляет осторожность по отношению к тому, чего не знает. Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести. Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять. В словах благородного мужа не должно быть ничего неправильного». Печатается по изд.: Мудрецы Поднебесной: Сб. Симферополь: Реноме, 1998. С. 111, 112, ИЗ, 116.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»