Конспект конструкторской игры в старшей группе. Картотека дидактических игр по конструированию с детьми дошкольного возраста

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

— важная составляющая в воспитании и обучении детей. Поэтому для начала нужно рассмотреть некоторые вопросы про конструктивные . Надеюсь, материал, рассказанный мной, поможет Вам в занятиях с детьми.

Какие вопросы мы рассмотрим:

  • Что такое конструктивные
  • Какие нужны ребенку для конструктивных игр
  • Этапы развития конструктивной игры
  • Приемы обучения конструктивной игре

Что это такое? — это вид , где дети отражают свои впечатления, об окружающих предметах, самостоятельно делают разные постройки, сооружения, здания, дороги, но делают это в схематичном, обобщенном виде. В конструктивных играх предметы замещаются другими предметами, то есть постройки возводятся из специальных конструкторов, строительных наборов, природного материала. Именно поэтому конструктивные игры относят к творческим играм. У детей 3-5 лет конструктивные игры часто проходят в виде сюжетно-ролевой игры , в которой дети выполняют роль рабочих-строителей.

Какие нужны ребенку для конструктивных игр

  1. Умение создать образ предмета в его пространственном выражении. Так развивается чувство ориентирования в пространстве, умение различать и устанавливать пропорции и величину предмета, его пространственные отношения.
  2. Умение оценивать и учитывать при постройке свойства и качества используемых материалов, предвидеть и выполнять последовательность действий. Поэтому конструктивные игры приучают детей к постановке цели и планированию своих действий.
  3. Конструктивные игры формируют у детей умение сравнивать и сопоставлять созданную ими постройку с реальными предметами, на основе которых возводилась постройка. Это развивает у детей наблюдательность и внимательность.

Этапы развития конструктивной игры

  1. Дети 3-5 лет изображают единичные предметы, небольшие сооружения. Темы их построек связаны с их сюжетно-ролевыми играми, например, гараж для машины, дом для куклы. Их конструкции очень простые. Их постройки расположены горизонтально, как рисунок на бумаге. Тот же дом для куклы — это некое пространство, которое отгорожено несколькими кубиками, а сверху лежит какая-либо пластинка или дощечка, называемые крышей. Дети в этом возрасте возводят постройку, потом разрушают ее и начинают строить ее вновь. Им интересен сам процесс строительства, а не результат, получаемый в конце этой деятельности. Очень часто бывает так, что строительство опережает замысел: ребенок начинает что-то строить, а лишь потом узнает в своей постройке какой-нибудь предмет.
  2. Дети 5-7 лет постепенно расширяют темы построек. У них появляются корабли, дороги, мосты, здания, машины. В своих конструкциях дети стараются передать своеобразие конкретного сооружения. Например, строят не просто дом, а свой дом, в котором живут или свой детский сад.В этом возрасте они начинают усложнять саму конструкцию. Постройки растут вверх. Дети украшают их колоннами, башнями, окнами, используя различные перекрытия.

Приемы обучения конструктивной игре

Взрослые (родители воспитатели в детском саду) должны обучать детей конструктивным навыкам и умениям. Потому что без этого постройки детей будут оставаться простыми и примитивными. Существует несколько приемов, с помощью которых взрослые могут учить детей нужным для конструктивных игр навыкам.

  1. Рассматривание предметов, сооружений, зданий. Во время рассматривания надо обратить внимание детей на назначение предмета, особенности его конструкции, на части и их пропорции. Все это должно сопровождаться беседой в детьми (именно беседой, а не монологом взрослого). можно также дополнительно рассмотреть или рисунки аналогичных предметов.
  2. Косвенное руководство взрослого — это обогащение и обновление знаний детей о предметах и особенностях материалов, из которых они возводят свои постройки.
  3. Прямое руководство — это ролевое участие взрослого в игре, объяснения, советы в ходе игры.

Сегодня мы говорили про конструктивные игры , об умениях, которые нужны ребенку для них, об этапах развития конструктивных и о приемах руководства ими.

Если у Вас есть дополнения по этому вопросу, обязательно оставьте свой комментарий.

More from my site


Разнообразные занятия с применением строительных игр в детском саду предоставляют реальный шанс каждому малышу раскрыть свои конструктивные способности, развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия, а педагогам позволяют увлечь ребят техническим творчеством. Ключевая роль воспитателя - организовать пространственно-образовательную среду, создать необходимые условия, пробуждающие познавательную активность ребёнка и его стремление к самосовершенствованию.

Значение строительной игры в детском саду

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Строительные игры - интереснейшая форма детского технического творчества, открывающая возможности для активной двигательной и интеллектуальной деятельности ребят.

Задачи проведения строительной игры

Задачи строительных игр в разных группах ДОУ следующие:

  • Младший дошкольный возраст (1,5–4 года):
    • формировать умение сравнивать, различать, запоминать форму и цвет предметов;
    • развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Средний дошкольный возраст (4–5 лет):
    • развивать пространственное мышление (выше - ниже, длиннее - короче, направо - налево), умение различать величину, воспринимать пропорции, воплощать в постройке мыслительный образ предмета;
    • учить планировать свои действия;
    • формировать художественный вкус, развивать творческое воображение и умение видеть красоту архитектурного решения.
  • Старший дошкольный возраст (5–7 лет):
    • развивать навыки коллективного взаимодействия, взаимопомощи;
    • развивать самоорганизацию и целеустремлённость;
    • развивать навыки конструирования по схемам или рисункам.

Строительные игры часто предваряют сюжет ролевой игры: построили лодку, отправляемся в путешествие

Чаще всего строительные игры:

  • переплетаются с сюжетом ролевой игры: построили самолёт и отправились в полёт, построили спортивный комплекс и разыграли Олимпийские игры;
  • проходят в форме ролевой игры в стройку: каменщики строят из кирпичиков здание, строительный материал подвозят машинисты на поездах или водители на машинах, во время перерыва строители идут в столовую, после работы в кино и т. д.;
  • ограничиваются конструированием отдельных построек или целых комплексов, которые неоднократно разбираются и переделываются.

Строительные игры активно используются в детском саду:

  • во время разнообразных плановых занятий (конструирование, математика, чтение художественной литературы, развитие речи и т. д.);
  • в процессе прогулки;
  • во время свободной игры в группе.

Строительные игры активно используются во время прогулки

Педагогические приёмы

Приёмы организации и педагогического руководства игрой:

  • Создание соответствующей возрасту насыщенной и привлекательной игровой среды в группе:
    • Наборы строительных конструкторов:
      • деревянные и пластиковые настольные и напольные конструкторы (бруски, кирпичики, кубы, цилиндры, арки, палочки, пирамидки), плоские геометрические фигуры;
      • специальные тематические наборы «Городок» и «Архитектор»;
      • металлические наборы для старшей и подготовительной групп с колёсами, пластинами, гаечными ключами для моделирования машинок, тележек.
      • большие мягкие строительные модули;
      • конструкторы Лего (мелкий, средний, крупный).
    • Мелкие игрушки для обыгрывания сюжета (фигурки животных, куклы, машинки, поезда).
    • Природный материал (песок, камушки, шишки, веточки, каштаны и т. д.).
  • Демонстрация практических приёмов стройки с проговариванием ключевых слов, например, как правильно соединить детали, соорудить стены способом приставления брусков, этажные перекрытия, лестницы, оформить оконные проёмы, соорудить крышу и т. д.
  • Создание проблемной ситуации, например:
    • В детский сад пришли письма с фотографиями от разных сказочных героев, в которых они просят о помощи. В своих посланиях они рассказывают о том, что налетел сильный, порывистый ветер и сломал заборы, крыши. Они не умеют строить, не знают, какой материал нужно использовать, поэтому просят ребят прийти к ним на помощь.
    • В гости к ребятам пришли матрёшки, воспитатель предлагает устроить чаепитие, а для этого нужно куда-то посадить матрёшек.
    • Нашему городу поручено провести международную спартакиаду, но в городе нет современных гостиниц, удобных транспортных развязок, парковок, ледового дворца, большого стадиона, бассейна и т. д.
  • Обыгрывание построек (строительство фермы для домашних животных, гостиницы для космонавтов, крепости для рыцарей, космического корабля, дворца для королевского семейства, морского порта с кораблями и т. д.).

    Педагог может предложить ребятам построить корабль, чтобы затем отправиться на нём в путешествие

  • Беседа со старшими дошкольниками и обсуждение проекта, который им хотелось бы реализовать, например, как будут выглядеть города в будущем или строительство космических станций землян на других планетах солнечной системы.
  • Рассматривание интересных картинок, фотографий с изображениями домов, дорог, мостов, городов мира, а также схематических изображений построек. В старшей и подготовительной группе иллюстрации могут выполнять роль образцов для построек.
  • Чтение стихотворений и произведений художественной литературы: Ю. Любимов «Кошка на заборе», «Три поросёнка», «Кошкин дом», С. Я. Маршак «Детки в клетке», А. М. Волков «Волшебник изумрудного города» и т. д. Чтение помогает подключить фантазию и воображение, которые стимулируют рождение мысленного образа и замысла.
  • Аппликация и лепка по теме игры, например, «Весёлый заборчик», «Детский сад моей мечты», «Улицы нашего города», рисование эскизов воображаемых конструкций.
  • Экскурсия по микрорайону, наблюдение за постройками.

Строительная игра и другие виды игровой деятельности дошкольников

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

Строительные игры имеют ряд сходных моментов с другими видами игровой деятельности дошкольников:

  • Сюжетно-ролевая игра. Строительные игры напоминают ролевые, поскольку они также базируются на выстраивании взаимоотношений. Дети придумывают замысел будущей постройки (крепость, мост, городская улица и т. д.), договариваются о распределении ролей, спонтанно сочиняют игровой сюжет (кто-то становится архитектором, кто-то водителем, а кому-то достаётся роль строителя), при этом иногда ссорятся, не сумев понять друг друга, и не желая никому уступать любимую игрушку. Однако отличительной чертой строительной игры является её направленность на практическое освоение строительной деятельности, а не на игровое погружение в сферу человеческих отношений.
  • Дидактическая игра. Строительные игры органически включают в себя познавательный компонент, так как в процессе конструирования ребёнок невольно сравнивает формы, размеры, окраску деталей, затем отбирает их по определённому признаку и отсчитывает необходимое количество. Немаловажным для развития монологической и диалогической речи малыша становится проговаривание собственных действий вслух и обсуждение замысла постройки с другими детьми или со взрослыми. Комбинируя элементы в постройке, планируя расположение домов, мостов и дорог, ребёнок попутно развивает пространственное восприятие, тренирует глазомер и развивает архитектурное мышление. Всё это сближает строительные игры с дидактическими, то есть обучающими играми.
  • Подвижная игра. Немаловажным является и элемент движения: ребята переходят с места на место, переносят материалы для стройки, изображают энергичные движения гребцов на корабле, готовят космический корабль к старту, имитируют управление ракетой. При этом в работе с мелкими деталями активно задействованы кисти рук, укрепляется мускулатура и совершенствуется мелкая моторика. Присутствие физической активности приближает строительные игры к подвижным играм.

Построив домики для своих машин, дети продолжают игру

В самостоятельных строительных играх детей происходит смешение и взаимопроникновение элементов ролевой, дидактической и подвижной игр, но главным содержанием является творческое созидание.

Проведение строительных игр в детском саду

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Я. Коменский

Таблица: картотека строительных игр

Возрастная группа Название игры Описание
Младшая «Домик для котёнка, щенка и козлика» Идёт проливной дождь, котёнок по имени Гав промок. Он спрятался под лавочкой во дворе и совсем продрог, ему нужно построить тёплый и уютный домик. Детям раздаётся строительный материал, и они самостоятельно придумывают домик для котёнка.
  • Я возьму два кубика,
    Поставлю их близко.
    Крышу на них положу -
    Будет домик киске.
«Новоселье для куклы» Воспитатель предлагает детям построить домик из кубиков и кирпичиков с комнатами и поселить кукол в новый дом.
«Городок для сказочных человечков» В сказочной стране произошёл пожар, все домики в городе сгорели. Задача - построить новый красивый город для гостей из сказочной страны.
«Башенка для петушка» Материалы:
  • фигурки петушков;
  • по 3 кубика одного цвета каждому ребёнку.

Воспитатель проговаривает загадку и просит детей отгадать, кто же сегодня пожаловал к ним в гости (петушок). Дети здороваются с петушком, рассматривают яркий гребешок, крылышки, красивые сапожки и пышный хвостик, слушают звонкую песню, которой петушок будит всех ранним утром, читают потешки, проводят физкультминутку.

  • Вот идёт петушок, (Дети шагают, высоко поднимая ноги)
    Гордо поднял гребешок. (Высоко поднимают головы)
    Красная бородка. (Отводят руки назад)
    Важная походка. (Взмахивают руками).

Петушок просит детей соорудить красивую башенку, чтобы он смог радостно встречать каждый новый день утренним пением. Воспитатель показывает малышам, как правильно и аккуратно выкладывать кирпичик на кирпичик. Затем предлагает каждому ребёнку построить башенку для своего петушка. В конце игры петушок благодарит детей за постройки и приглашает поучаствовать в подвижной игре «Крепко спит петушок».

  • Крепко спит петушок,
    На боку гребешок.
    Петя, глазки открой,
    Громко песенку спой!
    - Ку-ка-ре-ку!
    Я ребяток догоню!
Средняя «Ферма» Педагог предлагает поиграть с набором фигурок домашних животных (коровы, овцы, лошадки, поросята, курочки). Дети самостоятельно выбирают материал и из брусков выстраивают ограду для фермы. Воспитатель просит малышей проверить, достаточной ли высоты ограда, чтобы зверюшки не разбежались. Показывает образец достраивания заборчика по высоте с помощью чередующихся кубиков и перевёрнутых арочек, установленных на нижний ряд брусков. Затем в форме вопроса напоминает малышам, что нужно сконструировать ворота, через которые на территорию фермы смогут заезжать машины. Во время игры воспитатель задаёт ребятам такие вопросы:
  • Какие животные живут на ферме?
  • Как фермеры используют лошадей, как о них заботятся?
  • Что получают от коров, свиней, курочек? Как заботятся о них?
  • Зачем на ферме домик для собаки?
  • На каких машинах работают фермеры?
«Строительство гаража» В начале занятия воспитатель читает загадку о доме для машин, дети догадываются, что речь идёт о гараже. Педагог предлагает построить 2 гаража, в каждый из них смогут заехать по 2 машины. Внимание детей обращается на то, что машины должны поместиться по высоте и ширине. Ребята строят с опорой на рисунок, подбирают элементы, называют форму деталей, считают и называют количество (для стен нужны пластины, а для крыши - призмы). Построив домики для своих машин, дети продолжают игру.
Старшая и подготовительная «Космодром» Игра нацелена на развитие познавательного интереса, навыков взаимодействия и конструктивных способностей.
Воспитатель предлагает детям заняться подготовкой к полёту на орбитальную станцию, попутно объясняя, что это такой космический дом для проведения научных исследований. Космонавты перед полётом получают задания от инженеров, врачей, биологов, астрономов. Дети вместе с воспитателем выбирают команду космонавтов, группу врачей, которые будут готовить космонавтов к полёту. Затем назначаются инженеры, конструкторы и строители, которые будут создавать летательный аппарат по нарисованному образцу. Строители планируют последовательность своих действий: сооружают площадку из брусков, топливные отделы из кирпичей, корпус и нос ракеты из цилиндров и конуса. Космонавты получают задание: зарисовать встречные планеты, звёзды, изучить поведение растений в космосе.
Ракета отправляется в путешествие, врачи, инженеры и конструкторы наблюдают за полётом, радист отвечает за перебойную связь.
«Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной» Под звуки детской песенки появляются фигурки главных героев сказки. Элли и Тотошка рассказывают, что их домик унёс свирепый ураган, но они очень хотят вернуться домой. Педагог обсуждает с воспитанниками, как можно помочь девочке и её другу. Дети вспоминают, что в Изумрудный город ведёт дорога из жёлтого кирпича. Затем начинается строительство дороги для Элли и Тотошки, а педагог зачитывает фрагменты описания дороги, которые звучат как алгоритм игры:
  • в самом начале пути жёлтую дорогу украшала голубая изгородь;
  • затем произошла встреча со Страшилой, и путешествие продолжилось по неровной дороге с ямами;
  • за лесом, в котором друзья познакомились с Дровосеком, дорога повернула налево и сменила цвет, некоторое время спустя, последовал поворот направо, дорога расширилась и окрасилась в зелёный цвет;
  • после того как к компании путешественников присоединился Лев, дорогу и вовсе прервал огромный овраг и река (дети принимают решение о строительстве моста через реку);
  • за мостом дорога сильно сузилась, вновь свернула направо и сменила цвет, но вскоре показалась кирпичная стена и ворота Волшебного города, от которого исходило зелёное сияние.
«Путешествие на пароходе в зоопарк» Материалы и атрибуты для игры:
  • фигурки зверей,
  • строительный конструктор,
  • билеты,
  • бескозырка,
  • бинокль,
  • штурвал.

Дети вместе с педагогом задумали совершить удивительно путешествие на пароходе в зоопарк, который находится в далёком и очень красивом городе. Дружная команда мальчиков приступила к строительству парохода, команда девочек вместе с воспитателем занялась конструированием зоопарка. Педагог поинтересовалась у мальчиков, какие детали будут наиболее подходящими для создания прочного судна, а у девочек уточнила, где и какие клетки лучше разместить.
Для того чтобы отправиться в морское путешествие, нужно выбрать капитана, назначить рулевого, пассажирам приобрести билеты в кассе у кассира, контролёру проверить, все ли пассажиры оплатили свой проезд.
Наконец, все пассажиры заняли свои места, и пароход отправился в путь. Но что-то погода начинает портиться, дует ветер, море волнуется, высокие и сильные волны раскачивают корабль. Капитан предлагает спеть весёлую песню, которая поможет разогнать тучи и поднять настроение путешественникам. Вот и город появился на горизонте, все пассажиры осторожно сходят с корабля и отправляются на экскурсию в зоопарк, во время которой отгадывают загадки о лесных животных, вспоминают, чем они питаются, как устраиваются на зимовку и т. д.

Строительные игры в младших группах

Продолжительность строительной игры в младших группах, как правило, не превышает 10–15 минут. Наиболее распространёнными и действенными приёмами в работе с воспитанниками 2–4 лет являются:

  • Игра воспитателя с детьми. Педагог предлагает воспитанникам сюжет игры, показывает и объясняет способы конструирования, помогает отобрать детали, подсказывает с помощью наводящих вопросов, подбадривает малышей, если что-то не получается, напоминает, что нужно стараться всё делать аккуратно и красиво. В конце игры воспитатель вместе с детьми оценивает постройки, просит рассказать, какие конструкции получились самыми прочными и красивыми.
  • Игры малышей со старшими ребятами. Исследования показывают, что совместные строительные игры младших дошкольников со старшими стимулируют создание построек по замыслу, вызывают положительные эмоции и активизируют желание включиться в игру.
  • Использование игрушечного персонажа как мотива к действиям или повода к сюжетному обыгрыванию. Игровой сюжет разворачивается вокруг любимой игрушки (забавного мишки, ушастого зайки, милой матрёшки, смешного клоуна). Воспитатель от имени игрушечного персонажа просит детей восстановить разрушенный теремок или построить уютные домики для лесных гномиков.

Строя домик для любимого героя, малыш будет работать с большим интересом

Малышей 2–4 лет важно познакомить со строительным материалом и показать, как надо строить. Подражая действиям воспитателя, дети делают свои первые шаги в мире строительного конструирования. Постройки должны быть простыми и понятными, например, дорожка из ровных кирпичиков, ворота из двух столбиков и перекладины, забор, стол, башенка из цилиндра и конуса и т. д. Для того чтобы у малышей возникло желание строить и играть с постройкой, необходимо выбирать устойчивый материал среднего размера. Желательно, чтобы соединив 2–3 детали, маленький строитель смог узнать объект, который он задумал. Постепенно дети освоят умение складывать более сложные конструкции, например, дом из 5 деталей.

Следует учитывать, что в 2–3 года дети не столько строят, сколько нагромождают одну деталь на другую, плохо понимая, что они сооружают, быстро переключаясь с одного замысла на другой. Например, ребёнок выкладывает ряд кирпичиков, передвигает, имитируя с помощью голоса звуки, бегущего по рельсам поезда, прикладывает ещё 2 кирпичика, пробует передвинуть, но конструкция нарушается, он тут же забывает, что играл в паровозик, и выстраивает круглый заборчик.

Строительный материал для игр младших дошкольников должен быть устойчивым, а постройки - простыми и понятными

Строительные игры в средней группе

Детям 4–5 лет можно демонстрировать образцы, в которых предусмотрен более высокий уровень технической сложности, например, многоэтажные гаражи с лифтами и парковочными платформами для машин, широкий мост для многополосного движения транспорта, здание цирка круглой формы. Воспитатель может смело опираться на инициативность и любознательность детей этого возраста, ограничиваться словесным объяснением без детального показа алгоритма действий. Для четырёхлетних детей по-прежнему основным стимулом перехода к сюжетной игре является появление игрушки, вокруг которой и будет выстраиваться последующее действо. Продолжительность игры увеличивается до 20 минут.

В работе с воспитанниками 4–5 лет стоит учитывать своеобразие предпочтений и интересов, например, мальчики с оживлением и интересом воспримут идею о сооружении космодрома, девочек же вдохновит предложение стать дизайнерами мебели для кукольного домика или построить ферму из домиков и заборчиков для домашних животных. Стоит учитывать, что большая часть детей отдаст предпочтение ролевой игре в салон красоты, дочки-матери или путешествие за сокровищами, чем строительному конструированию. Некоторые ребята умеют создавать интересные постройки, но к обыгрыванию сюжета интереса не проявляют, поэтому очень важен дифференцированный подход со стороны педагога, который с учётом индивидуальных интересов и потребностей одному ребёнку предложит стать строителем, а другому - принять активное участие в ролевом аспекте игры.

Можно предложить ребятам построить зоопарк для игрушечных зверей, которым негде жить

Интересными для воспитанников средней группы могут быть следующие строительные игры:

  • «Загородки и заборы»,
  • «Ферма»,
  • «Зоопарк»,
  • «Гараж для автомобилей»,
  • «Цирк»,
  • «Мосты большого города»,
  • «Комната для куколки» и т. д.

Дети самостоятельно выбирают материал, выстраивают ограду для фермы и загоны для животных

Строительные игры со старшими дошкольниками

Основная задача педагога - развитие интереса к строительной игре, для чего нужно ориентировать старших дошкольников на результат, необходимый для организации сюжетной игры. Например, построить город с мостами и дорогами, а затем устроить интересную игру с машинками и поездами. Пробудить интерес поможет чтение увлекательного рассказа, интересная беседа, которая стимулирует игровой азарт и желание творить. Сюжетная игра окажет, в свою очередь, положительное влияние на вовлечение детей в ролевые действия.

Приведём пример сочетания сюжетной и строительной игры.
Девочки играют в куклы, сюжет игры - поездка в летний лагерь. Дети складывают кукольную одежду, игрушки, посудку в машины и «едут» в другую часть групповой комнаты. Одна из девочек предложила построить домик для кукол и принесла строительный материал, две другие девочки подхватили инициативу и принялись за строительство веранды, кухни, спальни. Закончив строительство, дети распределили между собой роли: воспитательница в группе старших (большие куклы), воспитательница в группе младших (маленькие куклы) и повар. Наблюдавшая за игрой воспитательница предложила девочкам оборудовать игровую площадку, построить кроватки, шкафы и столы для маленьких кукол. Строить перегородки и мебель дети научились ещё в средней группе, но опыт совместного планирования комнат и оформления интерьера оказался для них новым и полезным.

Закончив постройку, дошкольники с увлечением развивают сюжет игры

Постройка становится своеобразным эпицентром, вокруг которого разворачивается сюжетная игра. Во время парной игры детей за одним столом воспитатель советует соединить две конструкции в одну, например, объединить два домика в двухэтажное строение. Дальше можно наблюдать, как дети придумывают вместе план многоквартирного дома, предварительно согласовывают размещение комнат, коридоров, лестниц и т. д. Постепенно продолжительность строительной игры у старших дошкольников возрастает до 30 минут.

В 6 лет у детей возрастает интерес к архитектурной выразительности построек, они стараются усовершенствовать конструкции, создавать красивые, симметричные и художественно привлекательные сооружения. Но иногда замысел оказывается слишком сложным для практического воплощения и требует от дошкольника серьёзной умственной работы, вот тут-то и нужна подсказка педагога, показ новых возможностей использования материала. Например, ребёнок занят строительством станции метро, но, пытаясь соединить колонны арками, обнаруживает, что расстояние между брусками слишком велико, если передвинуть колонны поближе, то разрушится вся конструкция. Внимательный педагог посоветует использовать дополнительные длинные пластины для перекрытий и на них уже поставить арки.

Со старшими дошкольниками можно проводить дидактические игры по схеме-образцу:

С детьми, которые вполне уверенно конструируют по образцу можно приступать к работе по схемам и чертежам. Мало просто предложить чертежи, необходимо рассмотреть и разобрать их вместе с детьми, при необходимости показать способы скрепления деталей.

Фотогалерея: схемы для конструирования простейших построек

Младшим дошкольникам можно предложить построить ворота для мишки или куклы При строительстве моста педагог может поставить условие: он должен быть устойчивым и выдерживать игрушечные машинки Девочки с удовольствием построят кроватки для своих кукол Гараж строят с учётом размера машинки, которую планируют туда поместить При постройке разноцветных башенок ребёнок учится соблюдать верную последовательность цветов С построенной горкой для игрушек ребятам будет интересно играть в дальнейшем

Таблица: пример конспекта строительной игры для старших дошкольников (фрагмент)

Автор Зобенкова Е. Ю., воспитатель МАДОУ № 224 г. Кемерово.
Название «Город и деревня»
Цель Содействие совершенствованию умений в конструктивной деятельности.
Задачи Содействовать формулированию самооценки конечного результата;
содействовать созданию положительной эмоциональной атмосферы;
содействовать развитию связной речи;
формировать умение выполнять постройку в определённой последовательности, с учётом плана-схемы;
воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе конструктивной творческой деятельности;
прививать патриотические чувства, закрепить знания детей о символах государства.
Оборудование
  • Схемы построек,
  • атрибуты для конструирования,
  • конструктор.
Предварительная работа
  • Индивидуальная, подгрупповая, фронтальная работа по конструированию различных зданий, строительству города, деревни;
  • ознакомление с элементарными математическими представлениями.
Вводная часть В.: Давайте поздороваемся.
Хороводная игра «Плывёт кораблик по реке» (собственное творчество).
  • Плывёт кораблик по реке,
    А мы идём рука в руке. (Идут по кругу)
    А речки голубой поток, (Показывают волны)
    А через речку есть мосток, (Соединяют руки, локти выше)
    А за мостом дома стоят, (Руки над головой)
    А в тех домах детишки спят. (Ладошки под щёку)
    Скоро солнышко взойдёт, (Руки вверх, потягиваются)
    Петух песенку споёт «Кукареку»,
    И все детишки встанут тут (Идут по кругу)
    И дружно в садик побегут! (Бегут)
    Все… прибежали в детский сад?
Основная часть В.: Как называют детей, которые приходят в детский сад? (Дошкольники).
А как вас будут называть, когда вы пойдёте в школу? (Школьники)
Вот есть такой вид труда - строительство. Люди каких профессий называются строителями? (Ответы детей).
А у нас есть строительный материал… Можем ли мы быть строителями? (Можем). Что задумали? Получается, каждый строитель, где хочет, там и строит?! (Нет, по замыслу архитектора).
Воспитатель проводит беседу о строительных профессиях, обращает внимание ребят на план застройки. Дети распределяют роли, кто что будет строить в городе и в деревне. <…>
Итоговая часть В.: Время строительства исчерпано. Давайте обсудим застройку города и деревни. Наверно, согласитесь, хорошо, чтобы город и деревня были красивыми, удобными, и, конечно, чтобы постройки были прочными? (Да).
Пока дети подходят к воспитателю, можно предложить поиграть в игру, например «Виноватая тучка».
В.: Мы в какой стране живём? (В России). Тех, кто живёт в России как называют? (Россияне). В каком городе мы живём? (Кемерово).
А город, который вы построили как называется? (Дети предлагают названия).
Город, который вы построили в какой стране находится? (В России). Позвольте, а как это определить? (На главном здании города есть флаг).
Что ещё может являться символов государства? (Герб, гимн).
Удобно ли жителям в вашем городе жить? Почему? (Объясняют). Ну, так ваши жители только отдыхают, а работать им негде?! Все безработные? (На заводе). Ну, если завод есть, то уж, наверно, и работает кто-то на заводе, а значит, и результат труда есть?! (Дети фантазируют о том, что у них производилось на заводе, например, деревоперерабатывающий завод).
Откуда сырье берут для завода? (Ребята показывают на деревенские дома).
Куда же отправляется продукция и кому?! (В город).
Беседа о транспортном сообщении и торговых отношениях города и деревни. <…>
В.: Молодцы! Вы настоящие строители!
Цит. по: http://ped-kopilka.ru/blogs/zobenkova-elena/stroitelnaja-igra-gorod-i-derevnja.html

Анализ строительной игры в детском саду

В младшем дошкольном возрасте рекомендуется проводить исследование игровых навыков 3 раза в год с целью корректирования деятельности педагога. В работе со старшими дошкольниками анализ проводят в начале и в конце учебного года. Анализ профессиональных умений педагога осуществляет старший воспитатель или методист.

Критерии анализа игр со строительным материалом:

  • Соответствие поставленных развивающих, образовательных и воспитательных задач возрасту детей.
  • Качество подготовительной работы, её целесообразность (экскурсия, беседа, чтение, наблюдение во время прогулки).
  • Педагогические приёмы стимулирования и руководства игрой.
  • Вид конструирования, соответствие возрастным интеллектуальным и психологическим нормам развития:
    • по образцу;
    • по условиям;
    • по замыслу;
    • по схемам и рисункам.
  • Пространство и время игры.
  • Взаимодействие детей (навыки сотрудничества, объединение дошкольников в подгруппы, распределение ролей с учётом индивидуальных особенностей, стимуляция детской импровизации).
  • Условия для обыгрывания построек (сюжет игры, дополнительные игрушки и материалы).

Наблюдая за ходом игры, воспитатель оценивает постройки воспитанников и их обыгрывание ребятами

Для заполнения протоколов игровой активности воспитанников потребуются объективные данные об игре каждого ребёнка. Получить их можно посредством наблюдения за играми детей в группе, на участке, а также создания игровых проблемных ситуаций с тактичным участием педагога.

Таблица: протокол игровой активности дошкольников

Области развития Параметры оценки Баллы
Содержание игры Замысел игры появляется:
  • с помощью взрослого;
  • самостоятельно.
Разнообразие замыслов.
Количество игровых задач.
Разнообразие игровых задач.
Самостоятельность при постановке задач:
  • задачи ставит взрослый;
  • с помощью взрослого;
  • самостоятельно.
Способы решения игровых задач Разнообразие игровых действий с игрушками.
Степень обобщенности игровых действий с игрушками:
  • развёрнутые;
  • обобщённые.
Игровые действия с предметами-заместителями:
  • с помощью взрослого;
  • самостоятельно.
Игровые действия с воображаемыми предметами:
  • с помощью взрослого;
  • самостоятельно.
Принимает роль.
Разнообразие ролевых действий.
Выразительность ролевых высказываний.
Наличие ролевых высказываний.
Ролевые высказывания возникают по инициативе:
  • взрослого;
  • ребёнка.
Ролевая беседа возникает:
  • со взрослым;
  • со сверстником.
Ролевая беседа возникает по инициативе:
  • взрослого;
  • ребёнка.
Содержательность ролевой беседы.
Взаимодействие детей в игре Вступает во взаимодействие:
  • со взрослым;
  • со сверстником.
Ставит игровые задачи:
  • взрослому;
  • сверстнику.
Принимает игровые задачи:
  • от взрослого;
  • от сверстника;
  • отказывается.
Длительность взаимодействия:
  • кратковременное;
  • длительное.
Примечание: выявленный навык обозначается знаком «+», отсутствующий навык - знаком «-».

Пр. задачи:

  • Учить детей самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет, на основе знаний полученных при восприятии окружающего мира, из литературных произведений, во время просмотра телепередач;
  • Учить детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры;
  • Развивать умение возводить постройки по рисунку и чертежу, соблюдая симметрию, пропорции постройки;
  • Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений;
  • Закреплять умение применять конструктивные умения, полученные на занятиях;
  • Закреплять умение соблюдать правила и нормы поведения в совместной игре;
  • Совершенствовать умение самостоятельно изготавливать атрибуты для сюжетно-ролевых игр
  • Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров;
  • Развивать у детей умение до начала игры согласовывать и распределять роли, тему игры;
  • Развивать инициативу, творчество, сообразительность;
  • Воспитывать желание играть в строительные игры и обыгрывать их в сюжетно-ролевой игре; Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь и взаимовыручку.

Развивающая среда: чертежи и рисунки различных построек из крупного строительного материала, оборудование и атрибуты для строительных и сюжетно-ролевых игр, бумага для ручного труда, цветные карандаши, фломастеры

Предварительная работа: рассматривание альбома «Архитектура», знакомство со строительными профессиями, рассматривание картинок и фотографий различных высотных зданий и домов разной конфигурации, общественных зданий, спортивных сооружений, транспорта, пешеходных и автомобильных мостов, сооружение построек по чертежам и рисункам, занятия по конструированию из строительного материала.

Руководство играми.

Дети входят в группу, приветствуют гостей.

В.- дети, сегодня мы с вами будем играть в сюжетно-ролевые игры, возводить различные постройки. Подумайте, в какие игры вы хотели бы поиграть, и что бы вы хотели построить для своих игр? (О.Д.)

В.- Недавно в нашей стране запущен очередной космический корабль. Вы уже умеете строить ракету, может кто-то из вас хочет построить по моему рисунку космический корабль? Тогда вы бы смогли поиграть в игру «Космонавты». (О.Д.)

В. – Для космонавтов необходима гостиница, в которой они будут отдыхать после тренировок перед полетом и после возвращения из Космоса на Землю. Может, кто-то хочет быть строителем и построить гостиницу по чертежу? (О.Д.)

В. – Для космонавтов можно еще построить Дворец Культуры, где они смогут культурно отдыхать, проводить свое свободное от предполетных тренировок время. Смотреть кинофильмы, концерты, ходить в кружки по интересам. Возле Дворца Культуры желательно возвести красивый фонтан, чтобы воздух всегда был чист и свеж. Может, кто-то желает заняться этими постройками? (О.Д.)

В. – А кто еще хочет быть строителем, и какие постройки вы желаете выполнить? (О.Д.)

Мальчики предлагают построить широкую автостраду для машин, девочки интересуются, как куклы будут переходить через дорогу во Дворец Культуры. Мальчики обещают, что построят для кукол пешеходный мост над автострадой.

В. – Может, кто-то хочет поиграть в «Моряков» и построить для своей игры большой корабль? (О.Д.)

В. – Подумайте и договоритесь, кто с кем будет играть, придумайте сюжет игры, распределите роли, подумайте, где вы расположите свои постройки, чтоб всем было удобно и комфортно играть, не мешая друг другу. Учтите, что для высотной гостиницы, космического корабля и для Дворца Культуры с фонтаном нужно много места.

Дети распределяются на подгруппы, договариваются друг с другом, распределяют роли, обговаривают темы игр, берут нужное оборудование и атрибуты, и начинают игру.

Воспитатель наблюдает за ходом игры, приходит на помощь строителям, напоминает о том, что постройки должны быть ровными, устойчивыми, прочными, пропорциональными, симметричными, красивыми. Напоминает детям, что играть нужно дружно, считаться с мнением товарища, согласовывать свои действия с товарищами, чтоб избежать конфликта, тогда игра будет долгой и интересной. Воспитатель предлагает девочкам, пока не построен пешеходный мост, сделать из бумаги кошелечки и сумочки для своих кукол.

Во время обыгрывания построек воспитатель с согласия детей, может присоединиться к игре, взяв на себя роль какого-либо персонажа.

В конце игры воспитатель говорит детям, что игры пора заканчивать, предлагает им навести порядок в своих игровых зонах и приглашает подойти к себе.

В. – Дети, вы все играли дружно, интересно. Поделитесь своим мнением о ваших играх. Скажите мне, что у вас получилось из задуманного, а что не получилось, что вам пришлось изменить в ходе игры. (О.Д.)

В. – Дети, чем вам нравятся ваши постройки? А что вы скажите про постройки ваших товарищей? (О.Д.)

В. – Почему во время ваших игр не возникли ссоры и конфликты, как вы думаете? (О.Д.)

В.- Какое у вас настроение от вашей долгой и интересной игры? Вам хочется продолжить играть в свои игры? (О.Д.)

Воспитатель предлагает детям продолжить эти игры после сна, а за это время подумать, что нового можно внести в игру, для развития сюжета.

Дети прощаются с гостями.

Строительная игра для старших дошкольников


Описание материала: Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Дети учатся сотрудничать в процессе коллективной конструктивной деятельности. Получают дополнительные знания о инфраструктуре города и деревни. Основана на программе Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости».

Строительная игра: « Город и деревня».

Цель:
содействие совершенствованию умений в конструктивной деятельности.
Задачи:
содействовать формулированию самооценки конечного результата,
содействовать созданию положительной эмоциональной атмосферы,
содействовать развитию связной речи,
формировать умение выполнять постройку в определенной последовательности, с учётом плана-схемы
воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе конструктивной творческой деятельности.
прививать патриотические чувства, закрепить знания детей о символах государства;
Оборудование: схемы построек, атрибуты для конструирования, конструктор.
Предварительная работа: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная работа по конструированию различных зданий, строительству города, деревни; ознакомление с элементарными математическими представлениями.
Источники: Программа и технология «Детский сад - дом радости» Н.М.Крыловой.

Ход занятия

В.: Давайте поздороваемся
Хороводная игра « Плывёт кораблик по реке» (собственное творчество)

Плывёт кораблик по реке
А мы идём рука в руке (идут по кругу)
А речки голубой поток (показывают волны)
А через речку есть мосток (соединить руки, локти выше)
А за мостом дома стоят (руки над головой)
А в тех домах детишки спят (ладошки под щеку)
Скоро солнышко взойдёт (руки вверх, потянуться)
Петух песенку споёт «Ку-ка-реку»
И все детишки встанут тут (идут по кругу)
И дружно в садик побегут (бегут)
- Все…прибежали в детский сад!?!?

Мотивация.
В.: А как называют детей, которые приходят в детский сад? (Дошкольники)
В.: А как вас будут называть, когда вы пойдете в школу? (Школьники)
В.: Вот есть такой вид труда - строительство. Люди, каких профессий называются строителями? (называют).
В.: А у нас есть строительный материал... Можем ли мы быть строителями?! (Можем)
Что задумали? Так, что же получается, каждый строитель, где хочет, там и строит?! (Нет, по замыслу архитектора).
В.: Где вы хотите строить? Из какого материала...?
В.: Но прежде чем строители преступят к работе, что должен сделать архитектор? (Выбрать место). Значит, главный в строительстве будет архитектор?!
В.: Правильно, чтобы ваши результаты труда... и мосты, и дома, и дороги, и фабрики и заводы приносили людям пользу и были бы им удобны нужен архитектор..., он задумывает город или село...). В.: Ну, а чтобы распределились все здания, сооружения, архитектору нужно всё нарисовать на доске.
В.: Итак, вчера мы были кем? (архитекторами). Почему вы так уверены? (потому что задумывали строительство города и деревни, рисовали схему застройки)
В: А сегодня мы задумали? (построить город и деревню). Значит вы будете кем? (строителями)
В.: Какие же профессии строителей у нас будут? (Мостостроители, строители высотных зданий, домостроители... А ещё надо вокзал построить... Да и здание администрации... Мы построим деревню..
В.: А вы можете так построить, чтобы всем было удобно жить, чтобы здания были ПРОЧНЫЕ, ТЁПЛЫЕ, ЧТОБЫ УДОБНО БЫЛО... (Да).
В.: А вы можете такой город построить?! (Можем).
В.: Наверное, надо подумать не только о том, какие будут красивые город и деревня, но и где их разместим.?! На нашей удобной для строительства поверхности, на равнине, рядом протекает река…издавна поселения появлялись на берегу рек…
В.: Можно строить по плану, как, например, Санкт-Петербург строили... А можно и так, как строилась Москва... Она ведь строилась не сразу, а постепенно... Там не было заранее плана расположения улиц, строили вокруг Кремля.
В.: Мы с вами, как решили строить? (По плану).
В.: В нашем городе есть главная площадь, от неё идёт главная улица. Здесь есть вокзал.
В.: Вы архитекторы и строители, у вас индивидуальные проекты, пожалуйста, выбирайте.
(Дети показывают на схеме объект строительства и занимают необходимое место).
В.: Начинаем строительство города и деревни согласно нашему плану застройки.
Деятельность.
Оценка. Построили.
В.: Время строительства исчерпано. Давайте обсудим застройку города и деревни? Наверно, согласитесь, хорошо, чтобы город и деревня были красивыми, удобными, и, конечно, чтобы постройки были прочными? (Да)
Пока дети подходят к воспитателю, можно предложить поиграть в игру, например «Виноватая тучка»
Все собрались для оценки.
В.: Мы в какой стране живем? (России)
В.: Тех, кто живет в России как называют? (Россияне)
В.: В каком городе мы живем? (Кемерово)
В.:А город, который вы построили как называется? (Предлагают названия)
В.: Город, который вы построили в какой стране находится? (В России)
В.: Позвольте, а как это определить? (На главном здании города есть флаг)
В.: Что еще может являться символов государства? (Герб, гимн)
Моног
В.: Удобно ли жителям в вашем городе жить? Почему? (Объясняют).
В.: Ну, так ваши жители только отдыхают, а работать им негде?!
Все безработные? (на Заводе)
В.: Ну, если завод есть, то уж, наверно, и работает кто-то на заводе, а значит, и результат труда есть?! (Начнут фантазировать о том, что у них производилось на заводе, например, деревоперерабатывающий завод)
В.: Откуда сырье берут для завода? (Показывают деревенские дома)
В.: Куда же отправляется продукция и кому?! (потребителям, в деревни и в города)
В.: На чём надо отправлять..., каким транспортом...? На машине, можно, конечно, речным транспортом, а можно и железнодорожным, можно и самолётом?! (Рассуждают)
В.: А пристани у вас есть? (Нет, но можно построить).
Так давайте внесём в план нашей будущей застройки строительство пристани и торговых кораблей.
В.: А аэродром есть? (Нужно и его следующий раз архитектору добавить в план строительства).
В.: В магазинах у вас всё было... и овощи, и фрукты?(Да).
В.: И они так и лежат в магазине... и не кончаются?! (Их провозят).
В.: Откуда? (Показывают деревенские дома)
В.: А что бы из вашего города в деревню можно было послать?
(Готовую выпечку, консервы, одежду…).
В.: Молодцы! Вы настоящие строители!

МДОУ «Детский сад № 4 п. Новоорск»

Методические разработки по организации конструктивно-строительных игр с детьми старшего дошкольного возраста

Выполнил: воспитатель МДОУ

«Детский сад № 4 п. Новоорск»

Аверина Т.Н.

Пояснительная записка

Строительно-конструктивные игры являются разновидностью творческой игры и рассматриваются как деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: по­стройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала. Игры часто тесно переплетаются с сюжетно-ролевой игрой, могут быть ее началом. Иногда постройка не используется в игре, но является частью ее обстановки, могут протекать в форме сюжетно-ролевой игры, например, в игре есть роль строителя, шофера, подвозящего грузы на стройку и т.д. Но есть строительно-конструктивные игры, в которых все содержание исчерпывается возведением построек и сооружений.

В процессе данного вида игры у детей формируются и развиваются ориентировка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, дети постигают простейшие законы физики. Строительная игра приучает детей к целенаправленной, планомерной деятельности, развивается мышление, формируется точный словарь, выражающий название геометрических тел, пространственных взаимоотношений. Решаются и задачи нравственного воспитания - дети знакомятся с трудом строителей, помогают друг другу, стараются создавать красивые постройки вместе.

Особенностью игр со строительным материалом является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. В дошкольной педагогике разработана методика формирования у детей конструктивных умений (Е.А. Флерина, З.В. Лиштван и др.). Вместе с тем строительно-конструктивные игры - это творческие игры, так как им присуща самостоятельность, самоорганизация, творчество и эмоциональная насыщенность. Исходя из особенностей данного вида игры перед воспитателем в ее руководстве стоит ряд задач:

1. Расширение представлений детей и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику.

2. Обучение способами строительства, воспитание и развитие самостоятельности, активности мышления, конструктивно-творческих способностей.

3. Формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив.

В старшем дошкольном возрасте происходит расширение коллективных игр, обучение детей предварительному их планированию, постановке цели игры, определению участников по предварительному сговору, применению конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений. Воспитатель учит обдумывать игровые действия, сравнивать, претворять решения. Большое значение приобретает слово, источником постройки может быть рассказ взрослого.

Особое место в жизни ребенка занимают игры с природным материалом. Дети строят из снега и песка, играют с водой. Данные игры содержат в себе большие возможности для развития ребенка, но, как отмечают педагоги, без специального развития могут быть однообразными и малосодержательными.

Строительно-конструктивные игры требуют особого внимания в организации игровой среды. Воспитателю необходимо подобрать строительный материал, соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей данного возраста. Материал должен быть разнообразным: напольный, настольный, разные виды конструкторов, наборы и т. д.; привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возможностям детей.

Строительная игра «Набережная»

Продолжать развивать умения работать коллективно, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую работу будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.

Продолжать развивать речь как средство общения.

Оборудование: наборы конструктора, атрибуты к строительной игре(тротуары, проезжая часть, деревья, клумбы, речка, конверт с фотографиями города, картина набережной Москвы)

Ход.
Стихотворение :

У каждого есть Родина

И город и река

У нас она исстари

Зовется Ангара.

И город солью поднятый

Теперь уже не тот

Вознесся новостройками

На запад и восток.

Работа с картиной

А строить мы сегодня будем строить набережную (картина). Какого

города? Как Вы думаете? (Москва)

Москва - город большой. В больших городах река протекает посередине

города. И набережную застраивают с обеих сторон реки. Есть правый берег и левый.

Рассматривание картины

Вот река, а это ограждение. Как Вы думаете для чего нужно ограждение?

(чтобы в воду никто не попал, и вода не размывала берег).

Вдоль берега нужна пешеходная дорожка. Для чего? (для того чтобы люди могли гулять и наслаждаться свежим воздухом от реки и красотой города). - А это что за широкая дорога? Как она называется? (проезжая часть) Для

чего? (чтобы машины ехали по набережной).

Украшают набережную не только ограждения, но и деревья. По реке плавают корабли, теплоходы, катера, грузовые баржи, моторные лодки.

На теплоходе можно отправиться на прогулку, на барже - груз перевести.

А как же сесть на корабль? Через ограду будем перешагивать? А как?

(пристань надо)

Работа со схемой

Воспитатель: - Ребята, вспомните и скажите мне, как называется человек, который задумывает, как будет застроена набережная?

(архитектор) - Сегодня я буду в роли архитектора, а вы - строители. Я задумала как будет застроена набережная в городе, (предлагается схема) Давайте, определим, где левый берег реки, а где правый. Речка течет в эту

сторону, куда показывает стрелка. Если мы встанем лицом в ту сторону куда показывает стрелка, то этот берег будет правый, а этот левый (на схеме отмечаю: л.б и п.б). Мы застроим, левый и правый берег.

С чего начнем строительство? (укрепления набережной)

Что же укрепит берега? (ограда)

Сделаем как на схеме. Чем? (кирпичиками)

Сделаем пристань. Из чего? Пристань кладется на речку.

Вдоль набережной (показываю на схему) очень приятно прогуливаться что пойдет? (тротуар)

Потом, пойдет широкая дорога (на схеме показываю). Как она называется? (мостовая) И здесь опять пешеходная дорожка. А потом по набережной пойдут дома.

Как вы думаете, что первое построили строители: набережную или дома

(сначала укрепили берег, построили пристань, проложили дороги, потом уже дома).

А если на правом и левом берегу будут дома, то, как же люди будут ходить в гости? (нужен мост).

Предлагаю Вам построитьнабережную. - Но чтобы получилось все, так как я задумала надо выбрать, что вы будете строить и построить на том месте, где задумали (выбор детей)

Самостоятельное строительство детьми конструктором

Воспитатель: -Всё построили, что задумал архитектор?

Красивая набережная получилась с правым и левым берегом, а также пешеходная дорожка и проезжая часть. На набережной есть разные здания.

Строительство трамвая по схеме

Цель: Закрепить умение находить в предмете с помощью схемы основные функционально-структурные части. Учить последовательно воспроизводить постройку, опираясь на схему конструкции. Развивать творческое воображение.

Материал : Набор строительного материала, картинка с изображением трамвая, схема трамвая, мелкие игрушки.

Ход : Дети рассказывают все, что они знают о трамвае, о его назначении, описывают его.

Показ схемы трамвая.

Дошкольники называют в ней основные части, соотносят с ней имеющийся на столах строительный материал, намечают мысленно его расположение в постройке. Анализ схемы проводят последовательно снизу вверх.

Дети рассказывают, какие детали им понадобятся, ориентируясь на схему, воспроизводят постройку снизу вверх.

По завершении постройки, проводится игровое упражнение «Посади пассажира на свое место». Дети с опорой на схему определяют место предмета в своих конструкциях. Затем постройки обыгрываются.

Строительно-конструктивная игра «Ферма »

Цели:- Формировать у детей умение использовать строительный настольный материал, разнообразно действовать с ним.

Учить самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки и выполнять постройку по образцу воспитателя.

Закрепить ранее полученные знания о ферме.

Учить создавать простейшие модели реальных объектов, отражать в обыгрывании постройки полученные знания и впечатления.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Игровой материал : Настольный строительный материал (бруски, кубы, арки), набор игрушек «Ферма».

Ход игры: Воспитатель дает детям набор игрушек «Ферма» и предлагает поиграть. Обращает внимание на то, что животным нужно обустроить безопасное место, чтобы они не разбежались, и никто не нанес им вред, подводя детей к выводу о необходимости постройки ограды вокруг фермы. Дети сами выбирают строительный материал (бруски) и методом приставления деталей вплотную друг к другу выстраивают ограду. Если дети забывают оставить место для ворот, воспитатель спрашивает, как же сможет на ферму заехать машина цистерна за молоком. Воспитатель предлагает заселить ферму мелкими животными (поросята, овцы, птица) и проверить, достаточно ли высока ограда. Затем заселяются крупные животные (коровы, лошадь) и дети приходят к выводу о недостаточной высоте забора. Воспитатель показывает образец надстройки забора (куб чередуется с перевернутой аркой, приставляется вплотную друг к другу сверху на ограде из брусков). Дети заканчивают постройку. Воспитатель задает вопросы о ферме и предлагает обыграть постройку.

Вопросы дляактивизацию игровой деятельности:

Каких животных разводят на ферме?

Кто заботится о них?

Как фермеры заботятся о коровах? Что получают от них?

Как фермеры заботятся о свиньях? Что получают от них?

Как фермеры заботятся о лошадях? Как их используют?

Как фермеры заботятся о птицах? Что получают от них?

Как фермеры заботятся о козах, овцах? Что получают от них?

Зачем на ферме живет пес?

Какие машины помогают фермерам?

Строительно-конструктивная игра «Порт»

Цель: Формировать у детей в определенной последовательности сооружать конструкцию аккуратно, красиво. Воспитывать самостоятельность в игре. Развивать общение детей в игре. Продолжать учить развивать игровой сюжет.

Ход игры: " Ребята нам срочно нужно отправить груз в другой город. Машины и поезда уехали, самолеты улетели. Каким транспортом осталось нам переправить груз? (водным). Что нужно для этого сделать? (построить корабли). Отправимся с вами в порт. В порту загружают на корабли разные грузы. Нужно выбрать, кто из вас будет водителем погрузчика, кто будет контролером, грузчиками для разгрузки грузов. Кого еще не назвала? (капитан корабля, крановщик). Дети строят корабли, выбирают игрушки, предметы -груз. Грузчики нагружают машины, шоферы ведут машины в порт. На один корабль везут мебель, на другой-вещи, на третий-овощи и фрукты. Дети рассказывают для кого этот груз, кому он понадобиться. Контролеры проверяют, правильно загрузили, тот ли груз. Крановщик снимает груз с машин, переправляет на корабли. Когда весь груз погружен, капитаны отдают команду отплывать.

Итог : "Ребята, нам пришло письмо, я прочту его. (В письме сказано, что люди получили груз, кто мебель, кто овощи и фрукты, кто вещи.Благодарят детей за помощь.)

Игра-конструирование: «Здания в городе»

Цель: Закреплять знания и умения детей из строительного материала и дополнительных деталей конструировать объект.

Правила: Педагог предлагает детям в роли строителей рассказать, какие основные стройки ведутся в городе, почему они важны для горожан, что построено за последнее время. Дети находят среди фотографий и называют строительные объекты, с которыми их знакомили, назначение этих объектов. Педагог предлагает найти фотографии с изображением микрорайона, в котором живут дети, и рассказать, чем отличаются его постройки. Какие интересные здания есть на улице, где живёт ребёнок, где находится детский сад. Затем педагог просит перечислить строительные профессии. Выбрать себе одну из них и рассказать о ней. Заканчивают игру дети строительством многоэтажного дома(или другого объекта по желанию детей)

Конструирование «Олень» из природного материала

Цель: Учить использовать различный природный материал для изготовления игрушки.

Развивать умение соединять части игрушек при помощи заостренных веточек (или спичек) ;

Закреплять навыки работы с шилом.

Оборудование : корзинка с природным материалом, картинки с изображением оленя, образец игрушки поделки -оленя.

Раздаточный материал : желудь, еловые шишки, спички, веточки, сосновая хвоя, мох, клей, краски, картон; деревянная дощечка, шило, нож (для воспитателя, кисти.

Подготовка к работе : Воспитатель ножом заостряет с обоих концов спички для ног и хвоста игрушки, для соединения ее частей, мелко режет сосновую хвою. Раскладывает на столах.

Воспитатель: - Сегодня, ребята, мы будем выполнять новую игрушку. Я хочу вам загадать загадку:

Бьёт копытами "цок-цок",

Снег летит, крупа, песок,

Знают все, кому не лень,

Это - северный. (Олень)

Правильно, это северный олень. (На доске вывешивается картинка с изображением северного оленя).Сегодня, ребята, мы будем делать такую игрушку. (Вместе с детьми обследуется каждая деталь поделки) .

Для головы оленя беру желудь, делаю в нем шилом три отверстия: два –сверху, в них вставляю разветвленные веточки –это рога; и одно –снизу, в которое вставляю спичку, заостренную с обоих концов для соединения головы с шеей. Затем выбираю две еловые шишки: одну большую для туловища, другую –меньшего размера и короче –для шеи. Делаю шилом по отверстию. Вставляю в отверстие большой шишки спичку, на неё плотно насаживаю маленькую шишку. Получилось туловище. После этого в шишке –туловище делаю ещё пять таких же отверстий – четыре для ног и одно для хвоста –и вставляю спички. В верхней части шишки –шеи делаю отверстие и соединяю спичкой с головой оленя. Мордочку можно нарисовать карандашами. Игрушка готова, можно ею играть.

Дети рассаживаются за стол, на котором лежат принадлежности для поделки.

Ребята, шилом надо пользоваться аккуратно, на специальной дощечке, которая лежит перед вами. Напоминаю правила техники безопасности: кладете шишку на дощечку, придерживаете кончиками пальцев левой руки края шишки. Шило держите в правой руке и вводите его в шишку медленно, не спеша, покачивая влево и вправо.

После анализа образца дети приступают к изготовлению игрушки. Воспитатель следит за выполнением работы, помогает детям вспомогательными вопросами, сопутствующими указаниями, частичным выполнением игрушки.

Чтобы сделать фигурку оленя выразительной, можно изменить положение ног: если ноги оленя прямые, он стоит, а если изогнутые, он бежит или идет; голова может быть опущена, запрокинута, слегка повернута в сторону (предложения детей). На доску, намазанную клеем, насыпаем нарезанные сосновые иголки, декоративно располагаем мох это лесная поляна. На ней устанавливаем готовые игрушки детей.

Итог: - Ребята, вам понравились ваши игрушки? (Ответы детей) .

Из каких частей состоит ваша игрушка –олень?

Ребята, я предлагаю организовать в группе выставку из ваших игрушек. Когда мы пойдем на экскурсию в музей «Центр культуры ремесел малочисленных народов севера», вы возьмете свои игрушки в подарок.

Строительство мостов

Цель: Дать детям представление о мостах, их назначении, строений; упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстраций; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их.

Материал : Строительные наборы, машинки, фигурки из под киндер-яиц.

Ход работы : Соединить два стола и разложить на них «реку» (полоска голубой ленты замкнутую кольцом). В центре кольца «реки» парк - отдыха. За «рекой» находятся жители-куклы.

Воспитатель:- Как попасть куклам в парк?

Дети - Нужно построить мост.

Воспитатель: - Вы заметили, что мост разделён на две части, одна для пешеходов, а другая для транспорта.

Воспитатель:- А другие мосты бывают?

Воспитатель:- Мосты бывают отдельные для пешехода- это пешеходный.

Бывают для транспорта - это автомобильный. Бывают для поездов - это железнодорожный.

Воспитатель:- Мы с вами узнали, какие бывают мосты. А сейчас предлагаю стать строителями и построить мост через нашу речку.

Воспитатель: - Мосты разные, но у всех есть основание в виде столбов и перекрытие, есть у некоторых перила, украшение. Сейчас я покажу, как построить автомобильный мост.

Воспитатель: - Какой строительный материал возьмём для основания?

Дети: Бруски, арки, кирпичики.

Воспитатель: - Я возьму два коротких бруска. Положу их параллельно друг другу (показывает, как нужно) Что теперь мне взять?

Дети: Перекрытие.

Воспитатель: - Я возьму для перекрытия четыре длинных бруска. Ложем их поперёк нашего основания и плотно приложим их друг к другу. (подсказывает, как нужно) .

Воспитатель: - Как же нашим машинам въехать на мост?

Давайте возьмём и положим две широкие пластины в начале и в конце моста. (показывает, как нужно) .

Воспитатель: - Как вы думаете, наши машины смогут безопасно проехать по мосту? (воспитатель прокатывает игрушечную машину по мосту. И машина останавливается около края моста. Машина может упасть с моста)

Дети: Нет.

Воспитатель: - Для безопасности дорожного движения нам нужно построить ограждения. Мы берём два длинных бруска. И ложем слева и справа от проезжей части моста (показывает)

Воспитатель: - Это мы построили автомобильный мост. А теперь предлагаю построить пешеходный мост.

Воспитатель: - Что возьмём для основания моста?

Дети: Мы возьмём две маленьких арки.

Воспитатель: - Две арки поставим параллельно друг другу. Что мы возьмём для перекрытия?

Дети: Мы возьмём два коротких бруска и положим их на арки, плотно друг другу.

Воспитатель: - А как же пешеходам подняться на мост?

Дети: Возьмём две узкие пластины и положим в начале и в конце.

Воспитатель: - А как вы думаете, перила нужны?

Дети: Да. Мы возьмём шесть кирпичиков и поставим по бокам.

Воспитатель: - Вот получился у нас мост пешеходный и автомобильный. А сейчас предлагаю разбиться на пары, договориться и построить свои мосты. (Дети договариваются и парами расходятся к набору конструктора.Строят мосты.)

Анализ: Обратить внимание на значение моста (автомобильный или пешеходный) . На ширину (узкий или широкий). На детали, из которых построены (перекрытие ограждение) .В конце для перехода к сюжетной ролевой игры можно предложить украсить свои мосты и поиграть с ними.

Сюжетное конструирование по сказке «Теремок»

Цель: 1. Доставлять детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

2. Развивать умение использовать эталоны, как общественные обозначения свойства и качества предмета (цвет, форма, размера) .

3. Развивать умение использовать в игре постройки, разной конструктивной сложности из строительного материала.

4. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр, используя косвенные методы руководства.

5. Продолжать работу по поддержанию положительного эмоционального состояния у детей, по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Оборудование: конструктор ЛЕГО, «чудесный мешочек», разноцветные баночки, игрушки-зверушки из конструктора.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой необычный цветок на столе. Давайте посмотрим по ближе. А цветок необыкновенный, сказочный. В нем девочка. А зовут ее… .(Ответы детей. Если дети затрудняются воспитатель сам называет) .

Да, это Дюймовочка, сказочный персонаж из далекой страны Дании. Я знаю одну интересную историю, которая произошла в этой далекой стране. Давайте, присядем на стульчики и я вам её расскажу. Давным-давно, когда ещё нас с вами не было на свете жил – был один человек. Звали его ОлКиркКристиансен). И был у него сын. Мальчик очень любил играть, но игрушек у него было мало. И ломались они у него часто. Кирка Кристансена это очень беспокоило. Однажды ему пришла замечательная идея о создании новых игрушек. С ними можно было играть не боясь, что они сломаются, потому что они разбирались, собирались, и это можно было делать много, много раз.

В. А чтобы отгадать, какие это были за игрушки, я предлагаю вам сыграть в игру «Чудесный мешочек».

Дети ощупывают детали конструктора и говорят, что находится в мешочке.

В. Правильно – это кубики Лего. Я предлагаю взять каждому по кубику.Вот я вам сейчас и предлагаю поиграть. И самим создать новые игрушки. А Дюймовочка понаблюдает за вами.

Дети садятся за стол, на котором приготовлены индивидуальные наборы для постройки. Предварительно ЛЕГО прикрыть.

Воспитатель. Скажите, что можно построить из ЛЕГО? (Ответы детей). Посмотрите, внимательно, какие детали вам достались. (Замысел воспитателя: построить с детьми декорации к сказке «Теремок») .

Воспитатель. Вот вы и сделали постройки. Давайте, послушаем друг друга. У кого что получилось.

Воспитатель.Дети у нас получился красивый домик. Конструктор Лего бывает разным. Вот у меня есть игрушки из мелкого конструктора. На кого они похожи? (Воспитатель по очереди показывает игрушки - персонажи к сказке «Теремок»: лягушка, мышка, лисичка, заяц, волк, медведь) .

Воспитатель. У нас получились герои известной сказки. (Какой сказки).

Давайте расскажем сказку нашей гостье. Я буду читать сказку от автора, а вы говорить за героев сказки. Примечание. (После слов дети передвигают фигурки животных) .Сказка «Теремок на новый лад»

Ведущий. Стоит в поле теремок-теремок! Он не низок, не высок, не высок.

Вдруг по полю-полю мышка спешит, Подбежала к теремку и говорит.

Мышка. Кто, кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Ведущий. Забежала мышка в теремок и стала там жить-поживать! В теремочке тепло, а на улице ветер дует, холод навевает. И вот по полю скачет лягушка-квакушка!

Лягушка. Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? (стучит)

Мышка. Я, мышка - норушка! А ты кто?

Пусти меня к себе жить!

Ведущий. Стали они все вместе жить! А тут к теремочку бежит Зайка - Побегайка! Подходит к теремочку, стучит.

Зайчик. Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Мышка. Я, мышка-норушка!

Лягушка. А я лягушка-квакушка! А ты кто?

Зайчик. Я Зайка - Побегайка! Пустите меня к себе жить!

Ведущий. Забежал зайка в теремок, и стали зверюшки жить в нем все вместе! Но что такое? Почему так кустики колышутся? Кто же это бежит к теремочку? Это лисичка-сестричка!

Лисичка. Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Мышка. Я, мышка-норушка!

Лягушка. А я лягушка-квакушка!

Лисичка. Я Лисичка-сестричка. Пустите меня к себе жить!

Ведущий. Вот и лисички поселились в теремочке! Зверюшкам весело! Всем дел хватает! И вот к теремочку бежит Волчок-серый бочок!

Волк. Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Мышка. Я, мышка-норушка!

Лягушка. А я лягушка-квакушка!

Зайчик. Я Зайка - Побегайка! А ты кто?

Лисичка. Я Лисичка-сестричка. А ты кто?

Волк. Я Волчок-серый бочок. Пуститет меня к себе жить!

Ведущий. Весело живут в теремочке звери! Что за треск? Почему кусты гнутся, сучки ломаются? Ой, да это Мишка-топтыжка.

Мишка.Кто-кто в невысоком живет?

Мышка. Я, мышка-норушка!

Лягушка. А я лягушка-квакушка!

Зайчик. Я Зайка - Побегайка!

Лисичка. Я Лисичка-сестричка.

Волк. Я Волчок-серый бочок. А ты кто?

Мишка. А я Мишка-топтыжка! Пустите меня к себе жить!

Зверюшки. Заходи к нам жить!

Ведущий. Стали они жить поживать и добра наживать. КОНЕЦ, У нас необычный современный теремок. Не сломал его медведь. Сказка получилась новая, современная, веселая. Дружно живут звери в теремочке, пляшут и поют. И я вам предлагаю отдохнуть и потанцевать. (Дети вместе с воспитателем танцуют) .

Воспитатель. Вам понравилось, как мы сегодня играли? Я думаю, что Дюймовочке тоже понравилось у нас.

Конструирование Кораблика

Цель: Воспитывать аккуратность, усидчивость. Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях. Развивать глазомер, умение делать поделку прочной.

Материал. Прямоугольник для складывания кораблика.

Ход. 1. Демонстрация готового кораблика.

2. Объяснение и показ последовательности складывания кораблика:

Сложить прямоугольник пополам по длине;

Полученную форму сложить еще пополам;

Развернуть по последнему сгибу;

Пригнуть углы от первого сгиба к середине;

Отогнуть вверх нижние полоски с обеих сторон;

Вложить большие пальцы внутрь и повернуть фигурку углом вниз (где проходят нижние полоски) ;

Отогнуть нижние углы с обеих сторон вверх;

Вложить большие пальцы внутрь и повернуть фигурку;

Взять двумя руками за верхний уголок и развернуть фигурку.

3. Повторение последовательности складывания с объяснением своих действий (1-2 ребенка) .

5. В процессе работы выяснить, как усвоены детьми приемы складывания бумаги в разных направлениях, умение работать аккуратно, сосредоточенно.

6. По окончании работы все кораблики отправить в плавание.

Конструирование Бабочки из природного материала

Цель :Воспитывать интерес к конструктивной деятельности. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом, продолжать учить анализу процесса работы; при изготовлении игрушки учить соизмерять ее части. Развивать воображение детей.

Материал: желуди, листочки, ракушки, пластилин.

Ход: 1 Рассматривание образцов

В чем сходство? (В структуре)

В чем различие? (В деталях)

Выяснить, что все части и детали бабочки сделаны из определенного природного материала, обсудить возможные варианты его замены.

2. Выяснить последовательность изготовления игрушки.

3. Помочь отобрать материал, соразмеряя величину желудя и листьев (ракушек).(Для туловища – желудь, для крыльев листья или ракушки.)

4. Самостоятельная работа детей.

5. Все поделки объединить в коллективную работу «Танец бабочек» и поместить на выставку «Это мы делаем сами».

Библиографический список:

    Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателей детского сада. – М.,1998.- 121 с.

    Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. – М., 1999. – 86 с.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»