Конспект урока по русскому языку на тему " Число имён существительных" (3 класс). Единственное и множественное число имён существительных В) Падеж и склонение имён существительных

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

I . Организационное начало урока

Сегодня мы будем путешествовать по сказочному и занимательному городу Частереченску. Во время путешествия за правильные ответы вы будете получать жетоны в виде цветочков.

Легко шагать по цветущим бульварам.

Резвиться в парках, дворах и садах,

Но существует закон на дорогах

В малых сёлах и крупных городах.

А направлять нас будет наш друг и помощник. Догадайтесь, кто он:

Чтобы жили и дружили

Люди и автомобили,

Существует с давних пор

Справедливый …

Учитель достаёт светофор.

II . Чистописание

Наш город волшебный, поэтому, чтобы войти в него, мы должны получить ключ от городских ворот. А для этого нам надо выполнить задание под названием Чистописание.

Оро оло оро оло

город дорога дорожный

Дети учат правила дорожного движения.

Найдите подлежащее, сказуемое.

Назовите родственные слова, выделите в них корень.

Молодцы, ребята. Ключ от города мы получили. Начинаем наше путешествие.

Что ж, друзья, пора за дело

Приниматься нам умело,

Чтобы не было волнений

И дорожных нарушений.

Мы будем выполнять ПДД. На какой сигнал светофора разрешено движение?

III . Проверка домашнего задания

Глаз красный строго говорит:

Здесь путь для всякого закрыт.

И наша первая остановка «Домашнее задание». Какие части речи встретились в домашнем задании?

А что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол?

Молодцы. Зелёный вспыхнул - проходите.

Улицы нашего города называются так же, как и части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Но сегодня на уроке мы пройдёмся по улице Имён Существительных.

IV . Проблемная ситуация

Ребята, обратите внимание на экран.

Посмотрите, какие красивые цветы. Ещё лучше они смотрятся в живой природе, где могут радовать нас гораздо дольше.

А почему рвать цветы нежелательно?

Найдите «лишнее» слово.

Давайте изменим слова так, чтобы они обозначали много предметов.

Какой будет тема сегодняшнего урока?(Учитель открывает запись на доске.)

V . Сообщение темы урока. Совместное целеполагание

А для чего нам надо это знать?

Значит, сейчас нам необходимо усвоить, как изменяются имена существительные по числам. А ещё мы будем учиться вежливо обращаться друг к другу, красиво говорить и аккуратно писать.

VI . Работа по теме урока

Наша следующая остановка «Единственное и множественное число». Для того чтобы лучше усвоить тему урока, мы выполним упражнение 158 (по вариантам 1-й и 2-й столбик и у доски 2 человека).

Проверка.

Правило в учебнике.

Повторим своими словами и приведём примеры своих слов.

Физкультминутка для глаз (выполняется стоя)

Мы немножко написали,

Наши глазки подустали.

Влево-вправо поглядим,

За гостями последим.

Поморгаем: РАЗ, ДВА, ТРИ!

Светофор опять гори!

VII . Закрепление изученного материала

Транспорт исключительно надёжный.

Им везде и всюду ездить можно.

Начинаем с вами мы движенье,

Ожидают всех нас приключенья.

Следующая остановка «Загадки» - отгадки записать в тетради в столбик

Едет конь стальной, рычит,

Сзади плуг он волочит. (Трактор.)

(! обратить внимание на ударение во мн. ч.)

Что за чудо – длинный дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус.)

Я по рельсам в городе

Быстро мчусь,

И за подвесные

Провода держусь. (Трамвай.)

Вот так чудо-чудеса!

Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу

И качу, качу, качу. (Велосипед.)

Запишите во второй столбик форму множественного числа (и у доски).

Как можно назвать одним словом? (Транспорт.)

Физкультминутка (под спокойную музыку)

Устали мы от шумного города, от его движения, машин. Я предлагаю отдохнуть в весеннем лесу. Для этого закройте ваши глазки и вслушайтесь в шум весеннего леса, вдохните в себя как можно больше свежего воздуха. Прислушайтесь к журчанию весеннего ручейка и к щебетанию птичек. Как чудесно в лесу! Сделаем три глубоких вдоха. Превратимся в деревья…

Открываем потихонечку глазки и возвращаемся на урок, на нашу улицу Имён Существительных.

VIII . Развитие речи

Следующая остановка – «Добрые слова».

Упражнение 159.

Какие добрые слова вам встретились в этом стихотворении?

Какие вы ещё знаете?

Составьте предложения с этими словами.

Найдите в стихотворении имена существительные и определите их число.

IX . Сообщение новых знаний

Мы свернули на улицу, где живут необычные слова.

«Ломается» светофор.

Ребята, что же с нашим светофорам случилось?

Внимание на экран. Здесь интересные слова - жители нашей улицы. Прочитаем их.

Очки, сливки, каникулы.

Попробуйте поставить их в единственное число.

Получилось?

В русском языке есть целая группа слов, которая имеет только форму множественного числа.

Среди существительных есть, не секрет,

Такие, что чисел менять не хотят.

И даже один называя предмет,

В числе, будто много предметов, стоят.

А на соседнем переулке живут другие слова. Прочитаем их.

Кофе, здоровье, метро, бокс, сено.

Попробуйте поставить их во множественном число.

Они имеют только форму единственного числа.

А есть имена существительные -

Упрямые и удивительные.

В единственном числе стоят,

Менять его ни за что не хотят.

Обращаемся к учебнику, читаем правило.

X . Обобщение изученного

Сейчас вы будете регулировщиками и, если справитесь с заданием, то наш светофор загорится вновь.

Проверим себя. Внимание на экран.

Выполняем задание в тетради.

Взаимопроверка.

Кто справился без ошибок?

XI . Подведение итогов урока

По какой улице мы сегодня путешествовали?

Как изменяются имена существительные?

В форме какого числа могут быть имена существительные?

(Выстраивается схема на доске.)

Приведите примеры. (Если позволяет время, дети записывают слова.)

XII . Домашнее задание

И наша последняя остановка - Домашнее задание. Она поможет вам повторить дома всё то, о чём мы говорили на уроке.

Учитель оценивает работу на уроке по количеству цветочков-жетонов.

XIII . Рефлексия

Понравилось ли вам путешествие?

А поможет мне узнать это наш светофор. У каждого из вас на парте лежат 3 сигнала светофора. Выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Форма числа, обозначающая один предмет в ряду однородных предметов, является формой единственного числа: дом, стол, учебник, студент. Форма числа, обозначающая неопределенное множество однородных пред-метов, является формой множественного числа: дома, столы, учебники, студенты.

Ряд существительных не имеет соотносительных форм единственного и множественного числа.

К существительным, имеющим только формы единственного числа, относятся:

1) отвлеченные существительные: радость, смелость, храбрость;

2) ряд вещественных существительных: золото, олово, серебро, мали-на, молоко;

3) собирательные существительные: листва, студенчество;

4) имена собственные: Омск, Иртыш, Сибирь.

К существительным, имеющим только формы множественного числа, относятся:

1) существительные, обозначающие промежуток времени: сутки, будни, каникулы;

2) ряд вещественных существительных: сливки, щи, сласти;

3) отдельные имена собственные: Альпы, Курилы, Пиренеи;

4) названия некоторых игр: шахматы, шашки, жмурки;

5) конкретные существительные, обозначающие предметы, состоящие из нескольких частей или парных предметов: ножницы, ворота, часы, грабли, перила, брюки;

6) сложные действия, процессы: хлопоты, скачки;

7) неделимость, нечленимость: всходы, недра, мемуары, финансы, деньги.

2.2. Задания

Задание 5. 1) Назовите имена существительные, которые не имеют соответствующих форм множественного числа.

Воздух, власть, атмосфера, фарфор, быт, родня, запад, масло, молодёжь, металл, туман, супруг, спирт.

2) Назовите имена существительные, которые не имеют соответству-ющих форм единственного числа.

Деньги, люди, дрожжи, коньки, духи, окна, именины, сутки, задатки, очки, легкие, счёты, счета, чернила, бредни.

Задание 6. Данные существительные, имеющие только форму множественного числа, распределите по следующим значениям: 1) отрезок времени; 2) вещество, материал, продукт; 3) имя собственное; 4) названия игр; 5) парность, или составной характер предмета; 6) сложные действия, процессы; 7) нечленимость.

Каникулы, мемуары, Альпы, салазки, будни, духи, обои, жабры, Чебоксары, хлопоты, ворота, щи, шахматы, уста, жмурки, переговоры, джунгли, хлопья, ножницы, Весы.

Задание 7. Назовите случаи использования единственного числа вместо множественного (и наоборот).

1) Все привстали, важно хмуряся, низко, низко поклонилися и, поправив ус и бороду, сели на скамьи дубовые (А. С. Пушкин).

2) Мы все глядим в Наполеоны (А. С. Пушкин).

3) Выход великого гения встречен был до крайности почтительно: даже самые строгие старички изъявили одобрение и любопытство, а дамы так даже некоторый восторг. Апплодисмент, однако, был коротенький и как-то недружный, сбившийся (Ф. М. Достоевский).

4) Многие новизны ни к чему, только жителей раздражают (Ю. Тынянов).

Задание 8. Определите, в каких предложениях выделенные имена существительные имеют значение собственно единственного числа, а в каких употреблены в собирательном значении.

На пригорке растёт развесистая липа .

Поздно липа расцветает, но душистый цвет даёт.

Хорошо медведя из окошка дразнить. (Посл.)

Медведь на ухо наступил. (Посл.)

Белый медведь живет на Севере.

Охотники увидели на поляне медведя .

На то и щука в море, чтобы карась не дремал. (Посл.)

Карась – пресноводная рыба из семейства карповых с красноватыми плавниками.

Ребята поймали небольшого карася .

Задание 9. Определите, как изменяется лексическое значение существительных в единственном и множественном числе.

Сталь – ст`али; сладость – сладости; красота – крас`оты; труд – труды; чтение – чтения; атмосфера – 5 атмосфер.

Задание 10. Укажите ошибки, допущенные в употреблении форм единственного и множественного числа имен существительных. Исправьте текст.

1) Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы.

2) Недовольства рабочих жизнью выражались в стачках.

3) Образ скряги, потерявшего всё человеческое, не может не вызвать наших негодований.

4) В чернильнице у Плюшкина было не чернило, а какая-то заплесневелая жидкость.

Задание 11. Запишите слова в три группы: а) существительные, имеющие только форму единственного числа; б) существительные, имеющие только форму множественного числа; в) существительные, имеющие формы и единственного, и множественного числа.

Шашки, сутки, золото, власть, просо, молодость, сметана, сливки, супруг, родня, запад, брюки, туман, пиво, прятки, ворота, время, снег, Пиренеи, пух, джинсы, металл, перила, хлопоты, листва, смелость, масло, земляника.

Задание 12 (контрольное). Данные существительные, имеющие только форму множественного числа, распределите по группам: 1) отрезок времени; 2) вещество, материал, продукт; 3) имя собственное; 4) названия игр; 5) парность, или составной характер предмета; 6) сложные действия, процессы; 7) нечленимость.

Сласти, качели, выборы, финансы, бега, опилки, чернила, Афины, будни, духи, деньги, ворота, Кордильеры, сутки, тиски, Весы, уста, дрожжи, смот-рины, догонялки, недра.

Задание 13 (контрольное). Запишите слова в три группы: а) существительные, имеющие только форму единственного числа; б) существительные, имеющие только форму множественного числа; в) существительные, имеющие формы и единственного, и множественного числа. Вставьте пропущенные буквы.

Добр…та, профес…ура, чернил…, дрож…и, расч…ска, студенч…ство; шахмат…, неб…са, м…муары, сер…бро, молодёж…, пл…скогубцы, ин-ж…нер, ф…нансы, кр…стьянин, гр…жданин, пр…знательность, ш…рох.

Вопросы для самопроверки

1) Назовите группы существительных, не имеющих соотносительных форм единственного числа.

2) Назовите группы существительных, не имеющих соотносительных форм множественного числа.

3) Приведите примеры употребления единственного числа в значении множественного, и наоборот.

Большая часть имен существительных обозначает предметы, поддающиеся счету, и может сочетаться с количественными числительными. Такие имена существительные имеют соотносительные формы единственного числа (для обозначения одного предмета) и множественного числа (для обозначения нескольких или многих предметов): дом - дома, книга - книги, озеро - озёра.

В некоторых случаях наряду с формами множественного числа для выражения множественности могут использоваться и формы единственного числа (с дополнительным оттенком собирательности): Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый (Л.); В саду служанки, на гряда х, сбирали ягоду в кустах (П.).

Иногда форма множественного числа не указывает на множественность предметов, а вносит лишь оттенок собирательности: вологодские кружева, веселые времена (ср. вологодское кружево, веселое время).

Некоторые имена существительные имеют формы и единственного и множественного числа, но употребляются преимущественно в форме множественного числа (которое в этом случае уже не противопоставляется единственному): вожжи, лыжи, сплетни.

Существуют в русском языке также имена существительные, которые имеют или только формы единственного числа (так называемые singularia tantum) или только формы множественного числа (так называемые pluralia tantum). У таких существительных форма числа не имеет соотносительного значения единственности и множественности предметов.

Существительные, имеющие только формы единственного числа

Имена существительные, обозначающие предметы, не считаемые и не сочетающиеся с количественными числительными, не имеют форм множественного числа. К этой группе относятся:

1) имена существительные, обозначающие вещество, материал (вещественные существительные): масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь.

Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок: легированные стали, технические масла, газированные воды. Иногда с формой числа связано различение смысловых значений. Грязь («размокшая грязь») не имеет множественного числа, а грязи («лечебный ил») не имеет единственного числа; мозг («орган центральной нервной системы» и «вещество, образующее этот орган») не имеет множественного числа, а мозги («блюдо из мозга животных») не имеет единственного числа;



2) имена существительные собирательные: ельник, молодежь, студенчество;

3) отвлеченные (абстрактные) имена существительные: белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло, сырость, оттепель и др.

Форма множественного числа, возможная для некоторых из них, придает им конкретное значение: морские глубины, недоступные высоты, местные власти;

4) имена собственные. Эти слова получают форму множественного числа лишь в том случае, если употребляются нарицательно или обозначают группу людей, носящих одну и ту же фамилию: Были ли до Гоголя Маниловы, Собакевичи, Лазаревы? Конечно. Но они существовали в бесформенном состоянии, неявные для окружающих (Эренбург); Братья Аксаковы, бритья Киреевские, род Толстых.

Существительные, имеющие только формы множественного числа

К существительным, не имеющим единственного числа, относятся в основном следующие группы:

1) названия парных или сложных (составных) предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др.;

2) названия некоторых отвлеченных действий, игр (отвлеченно-собирательные): горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др.;

3) обозначения отдельных временных промежутков (как правило, длительных): сутки, будни, сумерки, каникулы и др.;

4) названия какой-либо массы вещества (вещественно-собирательные): макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др.;

5) имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.

Некоторые из таких существительных обозначают считаемые предметы, но их единичность и множественность формой числа не выражается. Ср.: Я потерял свои ножницы. - В магазине продаются ножницы разных размеров; Вход против ворот. - Во двор ведут двое ворот.

Падеж имен существительных

Имя существительное в зависимости от выполняемых им в предложении функций изменяется по падежам. Падеж является той грамматической категорией, которая показывает синтаксическую роль существительного и его связи с другими словами в предложении.

Изменение одного и того же слова по падежам и числам называется склонением.

В современном русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Все падежи, за исключением именительного, называются косвенными. Косвенные падежи могут употребляться как с предлогом, так и без него (кроме предложного падежа, который в современном русском языке без предлога не употребляется). Предлоги служат для уточнения значения падежей.

Конспект урока по русскому языку

по теме "Число имен существительных"

3 класс а

Хренова Марина Александровна

Цель: обобщение и углубление знаний учащихся о числе имён существительных.

Задачи:

Предметные:

    познакомить учащихся с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа; совершенствовать умение изменять имена существительные по числам;

    совершенствовать умение изменять имена существительные по числам .

Метапредметные:

    формировать универсальные учебные действия: интерес к предмету, к учебному материалу;

    учить осуществлять классификацию по самостоятельно найденному основанию;

    учить определять задачу, самостоятельно строить и действовать согласно выработанному алгоритму решения.

Работа в коллективе:

    умение формулировать своё мнение, уважать мнение и контролировать поведение партнёра.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями для работы в группах.

Ход урока.

I. Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Какой у нас сейчас урок?

Для чего нужно изучать русский язык? (Чтобы быть грамотным, чтобы знать родной язык, гордиться им, потому что народ должен гордиться родным языком)

С чего начинаем каждый урок русского языка? (С записи числа, классной работы, минутки чистописания.)

Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа.

Минутка чистописания.

Игра «Найди пропущенную букву»

Лы…и, …ук, …ираф, е… - на доске

Какой одинаковый звук пропущен в этих словах?

Какой буквой он обозначается на письме? (жэ)

Спишите, продолжив закономерность

ЖжЖ ж жЖж ж

Объясните смысл. Спишите. Жало остро, а язык – острей того. – на доске

Словарная работа: доктора, учителя.

II. Актуализация полученных знаний

Какую большую тему мы с вами сейчас изучаем?(Имя существительное).

Что вы узнали об имени существительном? Составьте алгоритм ответа.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ написано на доске

ЭТО____________________

ОБОЗНАЧАЕТ___________

ОТВЕЧАЕТ______________

ИЗМЕНЯЕТСЯ___________

В ПРЕДЛОЖЕНИИ_______

III. Работа над темой

    Формулирование темы урока.

На доске

Лес, озеро, мальчик, город, яблоко.

Леса, озера, мальчики, города, яблоки

Чем различаются группы слов?.

Когда имя существительное называет один предмет, в каком числе оно будет стоять?

А когда оно называет много предметов?

Мы с вами уже знаем, что имена существительные имеют форму рода, а сегодня узнали, что существительные могут изменяться по числам.

4. Чтение правила в учебнике стр. 167. (мультимедио).

5. Классификация имен существительных в форме ед.ч. и мн.ч.

Учебник стр 167,упр.1

(2ученика работают у доски).

Упр 2. Стр.167 (устно).

Физминутка.

У. Я буду называть существительное единственного и множественного числа.

Если назову существительное единственного числа, то приседают девочки.

Если назову существительное множественного числа, то приседают мальчики.

Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадка, загадки, земля, лебедь, горы.

3. Закрепление пройденного материала

I V. Работа в группах.

Я зашифровала стихотворение.

Что нам нужно сделать? (Вместо картинок вставить имена существительные в нужном числе)

А так как работа очень сложная, то вы будете выполнять её в группах.

А для того, чтобы работа была продуктивной, надо уметь это делать.

Как же нужно вести себя при работе в группах? (Когда один говорит, другой слушает и наоборот. Потом договариваются между собой и сообщают классу.)

1 и 2 группы получит листочки с заданием.

3 и 4 группы поставить существительные в форму множественного числа

пирог- … альбом- ……

яблоко- … конверт- ……

дорога- … огород - ….

5,6, 7 группы выписать 4 слова в два столбика (ед.ч. и мн. ч.) из словаря.

V. Обобщение и систематизация знаний.

Подцель: систематизировать знания.

Проверка выполнения работ.

Что нового сегодня на уроке узнали про имя существительное?

VI. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание

На какие вопросы отвечает имя существительное?

Что они обозначают?

Как изменяются?

Эмоциональная рефлексия .

Урок подошёл к концу. Каждый из вас по-разному его воспринял. Какое у вас настроение после урока русского языка?

VІІ. Домашнее задание. С.168 упр.4, правило. (Выписать имена существительные, определить число, выделить окончания)



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»