Кризисы в ходе холодной войны. Первые конфликты и кризисы «Холодной войны

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

1) Корейская война

2) Возведение Берлинской стены

3) Карибский кризис

4) Вьетнамская война

5) Афганская война

47. Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1964-1984 гг. (Л,И. Брежнев и его преемники).

После смерти Сталина в 1953 г. бразды правления страной сосредоточились в руках небольшой группы политиков: преемника И. В. Сталина на посту председателя Совета Министров Г. И. Маленкова, министра объединенного МВД Л. П. Берии и секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. Между ними сразу же началась борьба за лидерство, завершившаяся победой Н. С. Хрущева.

Во второй половине 50-х годов СССР выполнил задачи индустриализации, позади остались острые социальные противоречия. Послесталинские реформы стали давать ощутимые результаты как в соревновании с США, так и в повышении уровня жизни.

При этом дальнейшие преобразования в политической, идеологической и экономической областях все более упирались в необходимость решительного разрыва с прошлым. Следовало открыто сказать правду о массовых репрессиях, вскрыть причины глубоких деформаций советского общества. Частично это удалось сделать Н. С. Хрущеву на XX съезде КПСС, состоявшемся в феврале 1956 г. К этому времени его позиции в руководстве страны серьезно укрепились. XX съезд КПСС, развенчание Сталина, разоблачение связанного с ним репрессивного режима положили начало новому этапу в общественной жизни партии и страны.

В 1957-1958 годах Хрущёвым было проведено три реформы . Они касались промышленности, сельского хозяйства и системы образования. Хрущев стремился к децентрализации управления промышленностью ., переходу от отраслевого принципа руководства к территориальному Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами – совнархозами. Сохранялось лишь строго централизованное управление немногими стратегическими отраслями (оборонной, авиационной, радиотехнической и т. п.).

Реформа принесла лишь долю того экономического эффекта, на который рассчитывали ее творцы. Оказалась ослабленной единая техническая политика внутри продолжавших объективно существовать промышленных отраслей, лишившихся своих координирующих органов. Реформа ослабила хозяйственные связи между регионами, породив местничество. Как раньше министерства, так теперь каждый территориальный совнархоз пытался перетянуть на себя общегосударственное финансовое «одеяло».

Чтобы преодолеть местнический крен в I960 г. созданы республиканские СНХ в Российской Федерации, Казахстане и на Украине, а в 1963 г. – Высший совет народного хозяйства СССР.



Гораздо значительнее на структуру производства повлияли преобразования в сельском хозяйстве. Хрущёв изменил критерии планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхоз получал только обязательные задания по заготовкам вместо жёсткой регламентации деятельности. Он впервые мог решать сам, как использовать собственные ресурсы и организовать производство. При Хрущеве произошло сокращение числа колхозов и рост число совхозов. Самые бедные колхозы были объединены и для их оздоровления преобразованы в совхозы. Характерной чертой было укрупнение хозяйств за счет неперспективных деревень. Этими рамками и ограничилась новая реформа Хрущева. Основная разница между совхозом и колхозом состояла во владении машинно-тракторными станциями. Совхозы их имели, а колхозы пользовались услугами МТС в обмен на продукты питания. МТС были распущены, а их техника передана в собственность колхозов. Это было очень важно для укрепления самостоятельности крестьянского хозяйства. Однако поспешность в осуществлении реформы не дала желаемых результатов.

Дорого обошлась советскому крестьянству и печально известная кукурузная эпопея. Н. С. Хрущев, посетив в 1959 г. США, вдруг горячо уверовал, что можно быстро поднять «мясную целину», если кардинально изменить структуру посевных площадей кормопроизводства: вместо травополья перейти, по примеру богатой Америки, к посеву кукурузы. Но лишь в южных районах страны кукуруза прижилась и стала приносить доход.

Третья реформа Хрущёва коснулась системы образования . В основе реформы лежали два мероприятия. Н.С. Хрущёв ликвидировал систему "трудовых резервов", то есть сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт, которые были созданы перед войной для подготовки квалифицированных рабочих. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после седьмого класса. Средняя школа получила "политехнический" профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащийся получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток средств не позволил оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку.

В целом в хрущёвском десятилетии часто выделяют два периода, различных по экономическим результатам. Первый (1953-1958) – наиболее позитивный, когда Никита Сергеевич боролся за главенство во враждебном ему коллегиальном руководстве; второй (с 1959 года до смещения Хрущёва в 1964 году) – когда положительных результатов было меньше.

Первым планом развития страны, который базировался в основном на индустриализации, стал семилетний план, принятый ХХI съездом партии. С его помощью пытались, не тормозя развития страны, восполнить серьёзные нарушения равновесия, от которых страдало советское общество. В нём было указано, что за 7 лет СССР должен был произвести столько же, сколько за предшествующие 40 лет.

Семилетний план вывел советскую экономику из застоя. Сократился экономический разрыв между СССР и США. Однако не все отрасли развивались равномерно. Медленно росло производство потребительских товаров, которых хронически не хватало. Нехватка усугублялась незнанием спроса на рынке товаров, который никто не изучал. Среди диспропорций семилетнего плана самый тяжёлый был кризис сельского хозяйства. В хозяйствах не хватало электроэнергии, химических удобрений, ценных культур.

В 60-х годах Н.С. Хрущёв начал сдерживать частную деятельность крестьян. Он надеялся заставить крестьян больше работать в колхозе и меньше в личном хозяйстве, что вызывало недовольство у крестьян. Многие устремились в города, и как следствие деревни начали пустеть. Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 года. Участились перебои в снабжении хлебом. Впервые за всю свою историю СССР закупал зерно за рубежом в Америке за золото.

Аграрный кризис, расширение рыночных отношений, быстрое разочарование в совнархозах, соперничество с более развитыми странами, критика деятельности Сталина и большая интеллектуальная свобода стали факторами, которые способствовали возрождению экономической мысли в СССР. Оживились дискуссии ученых по проблемам экономики. Это горячо приветствовал Н.С. Хрущёв. Выявилось два направления: широкое применение математических методов в планировании, большая самостоятельность для предприятий, менее жесткого и обязательного планирования, позволяющего развивать рыночные отношения, изучение экономики Запада.

Ситуация, сложившаяся в экономике, проецировалась на социальную политику Хрущева. В середине 50-х гг. был разработан пакет мер, направленных на улучшение жизни населения. Регулярно повышалась зарплата (ежегодно в среднем на 6%). Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Был принят закон о пенсиях, предусматривавший их двойное увеличение для рабочих и служащих (колхозникам пенсии устанавливаются в 1965 г.). Отменяются все виды платы за обучение. Существенно повысился уровень потребления основных продовольственных товаров.

Бурно шло массовое строительство жилья. За 1956– 1960 гг. новоселье справили около четверть населения страны. При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще бесплатно получали от государства не комнаты, а отдельные, хотя и малогабаритные, квартиры.

В 1961 году был провозглашен Моральный кодекс строителя коммунизма. Параллельно с этим была развернута атеистическая кампания.

После ХХII съезда КПСС (октябрь 1961 г.) в деятельности Хрущева началась вторая волна реформ. В марте 1962 года он провел реорганизацию всего руководящего аппарата сельского хозяйства. Согласно проекту реформы, вся партия сверху донизу меняла территориальную структуру на производственную. Её аппарат подразделялся на две параллельные структуры для промышленности и для сельского хозяйства, который объединялись только в верхах. В каждой области появилось по два обкома: по промышленности и по сельскому хозяйству – каждый со своим первым секретарём. По этому же принципу были разделены также и исполнительные органы – облисполкомы. Такая реформа была чревата конфликтами, так как вела к зародышу двухпартийной системы.

Осенью 1962 года Хрущёв высказался за частичную отмену цензуры. Он добился разрешения Президиума ЦК на публикацию эпохального произведения "Один день Ивана Денисовича" Солженицына.

Прогрессивные изменения в годы правления Хрущева происходили и во внешней политике. В мае 1953г. были восстановлены дипломатические отношения с Югославией. В 1955г. по договоренности между СССР и США были выведены советские и американские войска из Австрии, которая благодаря этому избежала раскола на два государства и стала нейтральной. В 1956г. с Японией была подписана декларация о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических отношений.

Большое влияние оказала на международные отношения "холодная война". Рост влияния Советского Союза в Восточной Европе после второй мировой войны и образование там правительств во главе с коммунистами, победа китайской революции, нарастание антиколониального освободительного движения в Юго-Восточной Азии привели к новой расстановке сил на мировой арене, к постепенной конфронтации между вчерашними союзниками. Самым острым столкновением двух сил в начале 50-х годов стал корейский конфликт. Он показал, как легко «холодная война может перерасти в вооружённое столкновение. Советское правительство постоянно предлагало расширять торговые отношения. Новые отношения с внешним миром не могли ограничиваться только экономикой и техникой, устанавливались контакты и начался обмен делегациями с парламентами других стран.

Важной вехой в укреплении отношений между социалистическими государствами было создание Организации Варшавского Договора - Союза, провозгласившего своей целью проведение оборонной политики. Затронула оттепель и отношения нашей страны со странами Запада. Был заключен договор о коллективной безопасности в Европе с участием США. Пиком противоречий между Востоком и Западом явился "карибский кризис" (1962 г), вызванный размещением Советским Союзом ядерных ракет на Кубе. Идея размещения ракет на Кубе принадлежала самому Н.С.Хрущеву. При этом преследовалась цель спасти «социалистическую» Кубу от нападения США.У СССР была и другая, более важная цель: попытаться уменьшить преимущество США в ракетно-ядерном вооружении. Кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы был улажен с помощью переговоров и достигнутых на них компромиссов.

Ещё одной проблемой переговоров и разногласий с Западом, и особенно США было разоружение. В ядерной гонке Советский Союз достиг значительных успехов. СССР выдвинуло много предложений о разоружении. Так Хрущёв в сентябре 1959г. выступил на ассамблее ООН с программой «всеобщего и полного разоружения» всех стран. В марте 1958г. СССР по собственной инициативе приостановил в одностороннем порядке испытания ядерного оружия. Однако в 1961 году вынужден был приостановить его в связи с обострением обстановки вследствие строительства Берлинской стены.

После "холодной войны" начался медленный процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. Оттепель в международных отношениях была реальной и позволила людям многих стран по-иному взглянуть друг на друга.

Положение Хрущёва стало особенно сложным после разрыва советско-китайских отношений. Они настолько обострились, что вылились в пограничные конфликты. Китай стал предъявлять территориальные претензии к СССР. Этот разрыв пагубно сказался и на международном коммунистическом движении. Разногласия были вызваны различиями в оценке решений XX съезда КПСС. Китай отрицательно отнесся к оценке деятельности Сталина.

14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Хрущев был смещен со всех государственных и партийных постов и отправлен на пенсию. В официальном сообщении говорилось об отставке из-за преклонного возраста и состояния здоровья. Фактически на Пленуме ЦК, так же как днем ранее на заседании Президиума ЦК КПСС, Хрущеву были предъявлены многочисленные обвинения в развале экономики, принижении роли советских и партийных органов, личной нескромности, стремлении единолично решать важнейшие вопросы.

Начало «холодной войны». Началом «холодной войны» формально считается 5 марта 1946, когда Уинстоном Черчиллем была произнесена его знаменитая речь в Фултоне (США). Фактически обострение отношений между союзниками началось раньше, но к марту 1946 г. оно усилилось из-за отказа СССР вывести оккупационные войска из Ирана. Речь Черчилля очертила новую реальность, которую отставной английский лидер, после заверений в глубоком уважении и восхищении «доблестным русским народом и моим товарищем военного времени маршалом Сталиным», определил так:

… От Штеттина на Балтике до Триеста в Aдриатике, железный занавес протянулся поперёк континента. По ту сторону воображаемой линии - все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы. (…)Коммунистические партии, которые были очень небольшими во всех восточных государствах Европы, дорвались до власти повсюду и получили неограниченный тоталитарный контроль. Полицейские правительства преобладают почти повсеместно, и пока, кроме Чехословакии, нигде нет никакой подлинной демократии. Турция и Персия также глубоко встревожены и обеспокоены требованиями, которые предъявляет к ним московское правительство. Русские сделали попытку в Берлине создать квази-коммунистическую партию в их зоне оккупации Германии (…) Если теперь советское правительство попытается отдельно создать прокоммунистическую Германию в своей зоне, это причинит новые серьёзные трудности в британской и американской зонах и разделит побеждённых немцев между Советами и западными демократическими государствами. (…)Факты таковы: это, конечно, не та освобождённая Европа, за которую мы боролись. Это не то, что необходимо для постоянного мира.

Черчилль призвал не повторять ошибок 30-х годов и последовательно отстаивать ценности свободы, демократии и «Христианской цивилизации» против тоталитаризма, для чего необходимо обеспечить тесное единение и сплочение англосаксонских наций.

Неделей позже И. В. Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР.

Противостоящие друг другу военно-политические блоки на территории ЕвропыС течением лет напряжённость в противостоянии блоков менялась. Наиболее острый её фазис приходится на годы Корейской войны, за которым последовали в 1956 события в Польше и Венгрии; с наступлением хрущёвской «оттепели», однако, напряжение спадает, особенно это было характерно для конца 1950-х гг, увенчавшегося визитом Хрущёва в США; скандал с американским самолётом-шпионом У-2 (1960) привёл к новому обострению, пиком которого явился Карибский кризис (1962); под впечатлением этого кризиса вновь наступает разрядка, омрачившаяся, правда, подавлением «Пражской весны».


Брежнев, в отличие от Хрущёва, не питал склонности ни к рискованным авантюрам за пределами чётко очерченной советской сферы влияния, ни к экстравагантным «мирным» акциям; 1970-е годы прошли под знаком так называемой «разрядки международной напряженности», проявлениями которой стали Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки) и совместный советско-американский полёт в космос (программа «Союз-Аполлон»); тогда же были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений. Во многом это определялось экономическими причинами, так как СССР уже тогда начал испытывать всё более острую зависимость от закупок потребительских товаров и продовольствия (для которых требовались валютные кредиты), Запад же в годы нефтяного кризиса, вызванного арабо-израильским противостоянием, был крайне заинтересован в советской нефти. В военном отношении базой «разрядки» стал сложившийся к тому времени ракетно-ядерный паритет блоков.

Новое обострение наступило в 1979 г. в связи с советским вторжением в Афганистан, которое на Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. Обострение достигло пика весной 1983-го года, когда советской ПВО был сбит южнокорейский гражданский авиалайнер с почти тремя сотнями людей на борту. Именно тогда президент США Рональд Рейган в отношении СССР пустил в обиход крылатое выражение «империя зла». США в этот период разместили свои ядерные ракеты в Западной Европе и начали разработку программы космической противоракетной обороны (так называемая программа «звёздных войн»); обе эти широкомасштабные программы крайне беспокоили советское руководство, тем более что у СССР, с большим трудом и напряжением для экономики поддерживавшего ракетно-ядерный партитет, не было средств для адекватного отпора в космосе.

С приходом к власти Михаила Горбачёва, провозгласившего «социалистический плюрализм» и «приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми», идеологическое противостояние быстро потеряло свою остроту. В смысле военно-политическом, Горбачёв поначалу пытался проводить политику в духе «разрядки» 1970-х гг., предлагая программы ограничения вооружений, но довольно жёстко торгуясь вокруг условий договора (встреча в Рейкьявике).

История создания Организация Североатлантического договора (НАТО) - военно-политического союза

Уже после ялтинских соглашений сложилась ситуация, в которой внешняя политика стран-победительниц во второй мировой войне была в большей степени ориентирована на будущую послевоенную расстановку сил в Европе и мире, а не на текущую ситуацию. Итогом этой политики стал фактический раздел Европы на западные и восточные территории, которым суждено было стать основой для будущих плацдармов влияния США и СССР. В 1947-1948 гг. был дан старт т.н. плану Маршалла, в соответствии с которым в европейские страны, разрушенные войной, должны были быть инвестированы огромные средства со стороны США. Советское правительство под руководством И.В. Сталина не допустило участие в обсуждении плана в Париже в июле 1947 года делегации стран, находящихся под контролем СССР, хотя они и имели приглашения. Таким образом, 17 стран, получивших помощь от США, были интегрированы в единое политико-экономическое пространство, что определило одну из перспектив сближения.

В марте 1948 года был заключен Брюссельский договор между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лег в основу Западноевропейского союза (WEU). Брюссельский договор принято считать первым шагом на пути оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза государств на основе общности целей и понимания перспектив совместного развития, отличного от ООН, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали развернутые переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти международные процессы завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран. Среди них: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Договор был нацелен на создание общей системы безопасности. Стороны обязывались коллективно защищать того, на кого будет совершено нападение. Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после ратификации правительствами стран присоединившихся к Североатлантическому договору. Была создана международная организационная структура, которой подчинялись огромные военные силы в Европе и по всему миру.

Таким образом, фактически начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и, позднее, странам-участницам Варшавского договора (с 1955 г.). Суммируя причины появления НАТО прежде всего стоит упомянуть экономические, политические, социальные, большую роль сыграли желание обеспечить совместную экономическую и политическую безопасность, осознание потенциальных угроз и рисков для западной цивилизации. В основе НАТО, прежде всего, желание подготовиться к новой возможной войне, оградить себя от ее чудовищных рисков. Оно же, впрочем, определяло и стратегии военной политики СССР и стран советского блока.

КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА (1950-1953 годы)

Война Северной Кореи и Китая против Южной Кореи и США ряда американских союзников за контроль над Корейским полуостровом.

Она началась 25 июня 1950 года с внезапного нападения Северной Кореи (Корейской Народно-Демократической Республики) на Южную (Республику Корея). Это нападение было осуществлено с согласия и при поддержке Советского Союза. Северокорейские войска быстро продвигались за разделявшую две страны 38-ю параллель и уже через три дня овладели столицей Южной Кореи Сеулом.

Совет Безопасности ООН признал Пхеньян агрессором и призвал все государства - члены ООН оказать помощь Южной Корее. Кроме США, свои войска в Корею послали Англия, Турция, Бельгия, Греция, Колумбия, Индия, Филиппины и Таиланд. Советский представитель в тот момент бойкотировал заседания Совета Безопасности и не смог воспользоваться своим правом вето.

После того как северокорейцы отказались отвести свои войска за демаркационную линию, с 1 июля в Корею стали перебрасываться две американские дивизии. Одна из них была разбита, а ее командир попал в плен. Другая же смогла вместе с южнокорейскими войсками отступить к плацдарму, созданному у порта Пусан. К концу июля это была единственная территория на Корейском полуострове, удерживаемая войсками ООН. Их Верховным главнокомандующим назначили генерала Дугласа Макартура, героя войны против Японии на Тихом океане. Он разработал план грандиозной десантной операции в порту Инчхон. В случае успеха коммуникации северокорейской армии, осаждавшей пусанский плацдарм, оказались бы перерезаны.

15 сентября американские и южнокорейские морские пехотинцы высадились в Инчхоне. Американский флот господствовал на море, а авиация - в воздухе, поэтому северокорейцы никак не могли помешать десанту. 28 сентября был взят Сеул. Северокорейская армия, сражавшаяся у Пусана, была частично пленена, а частично перешла к партизанской войне в горах. 1 октября войска ООН пересекли 38-ю параллель и 19 октября взяли северокорейскую столицу Пхеньян. 27-го числа американцы достигли реки Ялуцзян на корейско-китайской границе.

В начале января 1951 года китайские и северокорейские силы вновь захватили Сеул, но в конце месяца американская 8-я армия перешла в контрнаступление. К исходу марта китайские войска были отброшены за прежнюю демаркационную линию.

В этот момент в американском военно-политическом руководстве выявились разногласия. Макартур предлагал нанести удар по китайской территории

В конце апреля китайские и северокорейские войска предприняли новое наступление, но были отброшены на 40-50 км к северу от 38-й параллели. После этого 8 июля 1951 года начались первые переговоры представителей воюющих сторон. Война между тем приняла позиционный характер с широким использованием минных полей и заграждений из колючей проволоки. Наступательные операции имели теперь чисто тактические цели. Численное превосходство китайцев компенсировалось американским преимуществом в огневой мощи. Китайские войска наступали густыми цепями прямо по минным полям, но их волны разбивались об американские и южнокорейские укрепления. Поэтому потери "китайских народных добровольцев" многократно превышали потери противника.

27 июля 1953 года в местечке Пханьмыньчжон вблизи 38-й параллели было наконец достигнуто соглашение о прекращении огня Корея оказалась разделена по 38-й параллели на Корейскую Народно-Демократическую Республику и Республику Корея. Мирного договора между Севером и Югом нет до сего дня.

Общие потери сторон в Корейской войне составили, по некоторым оценкам, 2,5 миллиона человек. Из этого числа примерно 1 миллион приходится на потери китайской армии. Армия Северной Кореи потеряла вдвое меньше - около полумиллиона человек. Вооруженные силы Южной Кореи недосчитались примерно четверти миллиона человек. Потери американских войск составили 33 тысячи убитыми и в 2-3 раза большее количество раненых. Войска других государств, сражавшихся под флагом ООН, потеряли погибшими несколько тысяч человек. Не менее 600 тысяч человек приходится на убитых и раненых мирных жителей Северной и Южной Кореи.

Список литературы

История. Россия и мир в XX - начале XXI века. 11 класс. Алексашкина Л.Н. и др. – М., 2010, 432с.

История. Россия и мир. 11 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. – М., 2013, 352с.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003, 324с.

Симкина Н.Н. Культура России в 20 веке: Учеб. пособие / Н.Н. Симкина. - Брянск: БГТУ, 2004.

Хуторский В.Я. История России. Советская эпоха (1917-1993). - М., 1995.


Тема 1.2. Первые конфликты и кризисы «холодной войны».
Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).Корейская война.Высадка войск ООН в Корее.
Перемирие и раскол Кореи. Итоги Корейской войны.Минимум знаний.Вопросы.Президентские выборы ноября 1948 г. в США и победа на них кандидата демократической партии Г. Трумэна, оставшегося президентом на второй срок (первый срок он исполнял обязанности президента после смерти в 1945 г. Ф. Д. Рузвельта как его вице-президент) и развязали руки американской администрации. Это позволяло осуществить рывок к закреплению американского преобладания в Западной Европе не только экономическими, но и военно-политическими методами. В новой администрации пост государственного секретаря занял Дин Ачесон, который придерживался более наступательных взглядов, чем заболевший и удалившийся от дел Дж. Маршалл. Он устремился к реализации самой революционной внешнеполитической идеи США со времен вильсоновской Лиги Наций - плану создания в Европе в мирное время и на постоянной основе военно-политического союза под главенством США. Участником блока предполагалось сделать и Канаду, формально остававшуюся британским доминионом, но на деле ставшую независимой.14 января 1949 г. представители госдепартамента США впервые открыто заявили о существовании угрозы для безопасности стран Западной Европы и о неэффективности ООН из-за принципа единогласия постоянных членов Совета безопасности. 18 марта 1949 г. был опубликован проект Североатлантического договора, а 4 апреля в Вашингтоне собралась конференция с участием США, стран Западного союза, Канады, а также Дании, Исландии, Норвегии и Португалии. В Вашингтонской конференции приняла участие и Италия, которая впервые после окончания войны вернулась в семью западных стран, откуда она исключила себя, вступив перед войной в союз с Германией. В тот же день делегаты подписали Североатлантический договор. Термин НАТО и выражение «Организации Североатлантического договора» появились позже, впервые он был употреблен в конвенции, подписанной в развитие договора между его участниками в Оттаве 20 сентября 1951 г.Несколько лет союз существовал как политико-правовой феномен, организации как таковой не было. Но в начале 1950-х годов НАТО превратилась в систему политической и военной администрации во главе с генеральным секретарем. Возникло объединенное командование, в распоряжение которого были выделены контингента различных родов войск, созданы военные полигоны, налажено совместное производство вооружений и проведена их стандартизация.По формулировкам Вашингтонский договор был сильным. Он содержал жесткие военные обязательства. В его тексте (ст. 5) говорится: «...Вооруженное нападение на одну или более сторон в Европе или Северной Америке будет считаться вооруженным нападением на всех их вместе; ...и если такое вооруженное нападение произойдет, то каждая из сторон...окажет помошь стороне или сторонам, подвергшимся нападению, посредством немедленного принятия индивидуально или совместно с другими сторонами мер, которые окажутся необходимыми, включая применение вооруженной силы...» Такая формулировка означала, что страны-участницы должны оказывать друг друг»" военную помощь незамедлительно, как если бы нападению подверглись они сами.Но в случае, если нападению подвергались сами Соединенные Штаты, президент США мог отдать приказ о применении силы немедленно, одновременно запросив у сената санкцию на решение, которое он принял. Сенат сохранял право согласиться или не согласиться с решением администрации. В случае несогласия сената администрация должна была отменить свое решение и в течение 30 дней вернуть американских военнослужащих в места постоянной дислокации. Согласно ст. 5 Североатлантического договора получалось, что президент США мог использовать американские вооруженные силы для зашиты западноевропейских стран и Канады, действуя по упрощенной процедуре, как если бы нападению подверглись сами США.Участники договора обязались развивать между собой военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, на цели которого американский конгресс в августе 1949 г. выделил огромную по тем временам сумму в 4 млрд долл. Соединенные Штаты приняли на себя основную часть расходов по военному строительству в странах Западной Европы, что делало Североатлантический договор очень привлекательным для западноевропейских государств. Штаб-квартира НАТО была размещена в Париже.Ключевое словоАтлантический подход - подход к обеспечению безопасности западных стран при активном сотрудничестве европейских государств с США.Вашингтонский договор было знаком победы атлантического подхода в обеспечении европейской безопасности. Борьба европеистской и атлантической тенденций на этом не закончилась. Европеизм, прежде всего проявляясь во внешней политике Франции, продолжал оказывать влияние на политическое мышление в Европе.
Корейская война.
1. Советский Союз не контролировал внешнюю политику Северной Кореи полностью. Руководитель северокорейской компартии Ким Ир Сен и его коллеги не были уверены, что в лице СССР они имеют верного союзника и доброго соседа, поскольку помнили: в течение почти всей войны на Тихом океане Москва соблюдала пакт о нейтралитете с захватившей Корею Японией, а затем - согласилась на раздел Кореи по 38-й параллели. КНДР зависела от Советского Союза, но она не всегда точно подчинялась указаниям И. В. Сталина.Сходным образом и США, на помощи которых держалась власть южнокорейского президента Ли Сын Мана, не контролировали его стопроцентно и не могли сдерживать его воинственные устремления. Настроения в пользу объединения были сильны в обеих частях страны.Подобно тому, как в Китае борьба коммунистов и Гоминьдана была конкуренцией за национальные устремления масс, корейская война была столкновением левой (коммунистической) и правой (квазирыночной) версий молодого, агрессивного национализма. Выработанная для Кореи «буферная» формула стабильности могла работать только при взаимопонимании между ее гарантами - СССР и США. При начавшейся деградации советско-американских отношений требовались дополнительные меры для стабилизации ситуации.В Пхеньяне учитывали, что Корея не входила в «тихоокеанский периметр безопасности» США и, значит, не считалась жизненно важной для национальных интересов Соединенных Штатов. Весной 1948 г. на обсуждении в Объединенном комитете начальников штабов генерал Д. Макартур заявил, что внутри этого периметра, по его мнению, находятся архипелаг Рююо, Япония и Алеутские острова. Корею и Тайвань в «периметр безопасности» генерал не включил. В марте 1949 г. Д. Макартур изложил свою точку зрения в одном из интервью. Его определение вошло в официальные документы США. Наибольший общественный резонанс концепция «периметра» получила после того, как она была повторена Д. Ачесоном, ставшим государственным секретарем в 1949 г. 12 января 1950 г. Д. Ачесон изложил понимание «тихоокеанского периметра» в своем выступлении в национальном пресс-клубе.Наиболее распространенными в западной литературе являются два подхода к интерпретации войны в Корее. Первый основан на презумпции существования трехстороннего (СССР-КНР-КНДР) или двустороннего (КНДР-КНР) коммунистического сговора. Второй возлагает вину на американских либералов - разработчиков концепции «тихоокеанского периметра обороны», вне которого оказался Корейский полуостров. Отечественными исследователями на основании архивов МИД РФ показано, что советское руководство было осведомлено о намерении Северной Кореи силой добиться присоединения южной части страны и обсуждало с северокорейскими представителями представленные теми военные планы, внося необходимые коррективы. Единственное, что не подтверждено архивными свидетельствами - это то, что И. В. Сталин непосредственно инициировал начало войны.В январе-феврале 1950 г. в Москве друг за другом побывали высшие руководители компартий Китая, Кореи и Вьетнама (Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай, Ким Ир Сен и Хо Ши Мин), которые, как полагают многие исследователи, обсуждали перспективы всеобщей революции в Азии. Установлено, что в ходе своих бесед со Сталиным лидер северокорейских коммунистов Ким Ир Сен обсуждал принципиальную возможность удара по Южной Корее. Эта информация была передана И. В. Сталиным руководству китайской компартии.2. 25 июня 1950 г. северокорейские войска перешли демаркационную линию в Корее по 38-й параллели и с боями стали продвигаться в направлении Сеула. Южнокорейская армия отступала. В тот же день ситуация в Корее стала предметом обсуждения в Совете безопасности ООН, который вынес резолюцию с осуждением нападения КНДР на Южную Корею и рекомендацией всем странам ООН воздерживаться от оказания помощи Северной Корее. Резолюция содержала требование к КНДР немедленно отвести свои войска к северу от 38-й параллели.Ситуация складывалась крайне неблагоприятно для Южной Кореи. Через сутки после начала войны возникла угроза падения Сеула. 27 июня, не дожидаясь повторного обсуждения корейского вопроса в ООН, президент Г. Трумэн отдал приказ американским вооруженным силам на Дальнем Востоке оказать помощь южнокорейцам, положение которых было отчаянным. Командование американскими силами было поручено генералу Д. Макартуру, руководившему оккупационными войсками США в Японии. В тот же день Совет безопасности принял новую резолюцию с общей рекомендацией всем странам ООН оказать помощь Южной Корее. США в тексте этой резолюции упомянуты не были.Между тем, 28 июня северяне взяли Сеул. Южнокорейская армия удерживала лишь небольшой плацдарм в районе порта Пусан на Японском море, где была намечена высадка американских экспедиционных сил из Японии.СССР был в курсе подготовки войны и одобряя ее, не пытался предотвратить втягивание США в этот вооруженный конфликт. С января 1950 г. советский делегат не приходил на заседания Совета безопасности ООН, формально протестуя против отказа Запада передать китайским коммунистам право представлять Китай в ООН (от имени Китая в ООН продолжали выступать посланцы правительства Чан Кайши). В результате решения СБ принимались без участия советской делегации. По сути, СССР «позволил» США и их союзникам втянуться в кровопролитную войну на Дальнем Востоке.7 июля Совет безопасности принял третью резолюцию, в которой предусматривалось создание многонационального контингента сил ООН в Корее под американским командованием. С этого момента американское вмешательство на стороне Южной Кореи получило правовое обоснование, а американские вооруженные силы в Корее стали действовать под флагом ООН формально в составе многонационального контингента. В операциях ООН в Корее принимали участие небольшие воинские формирования Австралии, Бельгии, Великобритании, Греции, Канады, Колумбии, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, Таиланда, Турции, Филиппин, Южно-Африканского Союза и Эфиопии. Военная обстановка в Корее резко изменилась. Отступать стали северяне.3. Осенью 1950 г. американские войска в Корее, выйдя за рамки мандата ООН, не только очистили территорию Южной Кореи от северян, но и предприняли наступление на север, взяв столицу г. Пхеньян и выдвинувшись к границе КНДР с КНР и СССР. Теперь война шла фактически не за восстановление статус-кво, как предусматривалось в резолюции Совета безопасности от 25 июля, а за присоединение Севера к Югу.Мандат - в данном случае императивное поручение, полномочие на осуществление операции.25 октября 1950 г. по настоянию СССР и КНДР в войну на стороне Северной Кореи включилась Китайская Народная Республика, огромная армия которой (ее командующим был маршал Пэн Дэхуай) пересекла китайско-северокорейскую границу и, остановив продвижение американо-ооновских сил, затем перешла в контрнаступление. Пользуясь численным превосходством, китайские войска вытеснили противника с территории КНДР и стали продвигаться к Сеулу, который был снова взят коммунистами 4 января 1951 г. Войска ООН, основу которых составлял американский контингент, к началу 1951 г. оказались в тяжелейшем положении, им грозило полное уничтожение. Еще 16 декабря 1950 г. президент Г. Трумэн ввел на территории США чрезвычайное положение. Все свидетельствовало о том, что американское руководство, продолжая «малую войну», приступило к подготовке к общему конфликту с возможным участием в нем Китая и даже - при особенно неблагоприятном ходе событий - СССР.Ввиду угрозы военной катастрофы главнокомандующий вооруженными силами США на Дальнем Востоке Д. Макартур в январе 1951 г. предложил администрации расширить операции, организовав блокаду побережья КНР и нанеся удары по Китаю. Но США не были готовы к большой войне и стремились избежать эскалации конфликта, опасаясь, что в него может вмешаться Советский Союз на основании советско-китайского договора 1950 г. о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, хотя Москва не проявляла признаков намерений идти на расширение конфликта.Военные в Вашингтоне рекомендовали Совету национальной безопасности проявить сдержанность. Генералу Макартуру в Токио была направлена соответствующая директива ОКНШ, отвергавшая его предложения и предписывавшая рассмотреть вопрос о немедленной эвакуации американских сил из Кореи в Японию во избежание жертв. В нарушение указаний, 23 марта 1951 г. Д. Макартур выступил по радио с ультиматумом в адрес КНР, в котором угрожал применить против нее ядерное оружие, если наступление китайских войск в Корее не прекратится. Д. Макартуру было 70 лет.Ультиматум - нота протеста, содержащая набор требований, удовлетворения которых страна, предъявляющая ультиматум, ожидает в течение ясно оговоренного в ультиматуме срока. Имеется в виду, что непринятие требований в указанный срок может повлечь за собой применение санкций вплоть до начала боевых действий.Этот шаг не был санкционирован гражданскими властями США. Он до предела обострил ситуацию, поскольку в случае применения ядерного оружия против Китая всеобщий конфликт мог стать неизбежным. В Москве, Вашингтоне и западноевропейских столицах возникла атмосфера тревожного ожидания. Войны не хотел никто. Советское руководство предприняло энергичные шаги, чтобы убедить КНР отказаться от плана уничтожения американской группировки. Наступление китайских сил было прекращено, и ооновские силы даже смогли перейти в контрнаступление. Линия фронта была отодвинута к северу и стабилизировалась приблизительно по 38-й параллели, в основном совпав с демаркационной линией между КНДР и Республикой Кореей.Со своей стороны администрация Г. Трумэна принимала меры для разблокирования ситуации. Президент США в обращении к нации дезавуировал заявление Д. Макартура от 23 марта и высказался за переговорное решение конфликта на базе прекращения огня и «более широкого урегулирования» в регионе. 11 апреля 1951 г. генерал Д. Макартур был смещен со своего поста. 10 июля 1951 г. при негласной поддержке СССР начались переговоры КНДР, КНР и США о перемирии. Боевые действия не прекратились, но стали спорадическими и локальными.4. Корейская война была первым в истории конфликтом, который мог перерасти в ядерную войну, но не перерос в нее отчасти из-за стремления Советского Союза избежать столкновения с Соединенными Штатами и дать им возможность «увязнуть» в длительном противоборстве с таким противником, как Китай. Это было опасная дипломатическая игра. В целом она прошла по сценарию, который замышлял И. В. Сталин.Не ясно, насколько серьезно США рассматривали войну в Корее как пролог к глобальной войне с участием СССР. Нервозность Вашингтона была отчасти реакцией на собственную уязвимость перед лицом ставшего возможным после осени 1949 г. ответного ядерного удара со стороны СССР. Из секретных документов СНБ следует, что, несмотря на свои воинственные высказывания, американское руководство сомневалось в намерении СССР расширять конфликт до уровня всеобщего и со своей стороны не собиралось давать ему для этого повод. Общая война не исключалась, но она мыслилась допустимой только в случае нападения СССР на одну из стран НАТО в Европе или на вооруженные силы США или оккупируемые ими территории. Вмешательство Пекина на стороне КНДР не считалось поводом для общей войны против коммунистических держав, если только оно не было бы предпринято совместно с Советским Союзом.Корейская война и особенно «ультиматум Макартура» произвели шоковое впечатление на американских союзников в Европе. Правительства Британии и Франции, связанные с США договором НАТО, были крайне встревожены возможностью советско-американского конфликта из-за Кореи или Китая, так как в этом случае им пришлось бы выступать на стороне Вашингтона, а значит, СССР мог нанести по ним удар со своих позиций в Восточной Европе и европейских районах Советского Союза. Риск войны с СССР в Европе из-за малозначительного, как казалось в европейских столицах, конфликта в Азии представлялся в Париже и Лондоне неприемлемым. Европейские союзники США оказывали давление на Г. Трумэна, подталкивая его к компромиссу. Глава британского правительства К. Эттли после консультаций с Парижем отправился в Вашингтон, где добился согласия США не применять ядерного оружия в Корее без консультации с западноевропейскими союзниками.Корейская война ускорила поляризацию по оси «США-СССР». Обе державы были напуганы возможностью прямого столкновения друг с другом. Они находились в трудном положении. В отличие от Соединенных Штатов, где власть на заключительном этапе войны перешла в руки более молодого поколения, в СССР сохранялась диктатура И. В. Сталина. Его представления о взаимоотношениях с США были сформированы годами советско-американского союзничества. Действия Г. Трумэна в Центральной и Восточной Европе («план Маршалла», сохранение западноберлинского анклава среди восточногерманской территории) могли казаться И. В. Сталину посягательствами на обещанную Москве и оплаченную ее потерями «сферу безопасности». Советское видение мира при И. В. Сталине складывалось под влиянием его предубеждения против войны с США и одновременно неприятия идеи диалога с ними.По сравнению с советскими, руководители США в последние годы власти Г. Трумэна находились в более благоприятном положении в том смысле, что их политика опиралась на ясную концепцию «сдерживания», менять которую американское руководство не собиралось. Корейская война не только показала ограниченность возможностей «сдерживания», но и продемонстрировала отсутствие у США четких представлений о сфере американской стратегической ответственности. Необходимо было определить ее границы и довести до СССР решимость США защищать американские интересы в ее рамках. Осуществлению этой задачи были посвящены усилия Е Трумэна в 1951-1952 гг.
Минимум знаний.
Посредством создания крупной евроатлантической структуры безопасности Вашингтон рассчитывал закрепить свое военно-политическое доминирование в Западной Европе. Договор НАТО предполагал взаимную защиту всех стран-членов в случае нападения. Он был направлен как против возрождения назависимого военного потенциала Германии, так и против распространения влияния СССР.
Победа коммунистов в гражданской войне в Китае, стремление северян и южан восстановлению единства страны силой стали важными причинами нового витка противостояний в Азии. Огромную роль в событиях сыграла согласованность действий между СССР и его азиатскими союзниками, а также готовность азиатских коммунистических государств к взаимной поддержке.
На первом этапе войны коммунистам удалось оттеснить южнокорейские войска на юг, однако оперативное вмешательство США и последовавшая легализация американской военной поддержки в СБ ООН переломили ситуацию. В Корею был введен многонациональный контингент.
Вступление КНР в войну привело к военному поражению многонационального контингента. «Ультиматум Макартура», в котором командующий американскими войсками на Дальнем Востоке генерал Макартур пригрозил применить ядерные бомбардировки против китайских территорий, поставил мир на грань всеобщей войны, однако остановил продвижение китайских войск и вынудил воюющие стороны пойти на переговоры.
Корейская война напугала не только сверхдержавы, но и европейские страны. Последним не хотелось видеть себя в качестве заложников конфликтов в Азии.
Контрольные вопросы.
Как произошло образование НАТО? В каких целях создавалась Организация?
Как развивались события на первом этапе Корейской войны? Какую роль сыграло международное сообщество?
Какие результаты принесло вступление в войну КНР? Какую роль сыграл «ультиматум Макартура»?
Какое влияние оказала Корейская война на международные отношения в целом?

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич


  • Холодная война – это

2. Создание системы коллективной безопасности

3. «Горячие точки» – «Холодной войны»

Берлинский кризис;

Арабо – Израильский конфликт;

Корейская война;

Карибский кризис;

Афганская война»;

4. Заключение

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич

СОШ №1

г. Моздок


«Холодная война» – это состояние напряжённой конфронтации в отношениях между капиталистическими и социалистичес-кими странами во главе с США и СССР.

Термин «Холодная война» был запущен в оборот в 1946 году. Один из главных теоретиков этого противостояния, основатель и первый руководитель ЦРУ Аллен Даллес считал его вершиной стратегического искусства - «балансированием на грани войны».

Выражение «Холодная война» впервые прозвучало 16 апреля 1947 года в речи Бернарда Боруха , советника президента США Гарри Трумэна перед палатой представителей штата Южная Каролина.

Однако первым термин «Холодная война» употребил в своём произведении «Вы и атомная бомба» Джордж Оруэлл , в котором «Холодная война» означала продолжительную экономичес-кую, геополитическую и идеологическую войну между США, Советским Союзом и их союзниками.


«Холодная война» – это состояние экономической, идеологической, политической и полувоенной конфронтации между двумя системами (социализм и коммунизм).

ПРИЧИНЫ:

  • СССР после Победы стремился окружить себя поясом дружественных государств;

2. США стремились втянуть страны Европы в сферу своего экономического влияния;

3. Тревога США и Англии о дальнейшем расширении сфер влияния СССР

СССР и соцлагерь

США и страны Запада

ОБРАЗ ВРАГА

5 марта 1946 года – речь Черчилля в Фултоне – призыв к борьбе с экспансией коммунизма;

Март 1947 года – «Доктрина Трумэна:

а) – доктрина сдерживания;

б) – доктрина отбрасывания

План атомных бомбардировок СССР

начало с 1946 года

Создание советской атомной бомбы 1949

Создание НАТО 1949

Создание ОВД

Раскол Германии на два

Государства ФРГ и ГДР


Пережив две войны, люди поняли, как важно сохранить мир. После Второй Мировой войны страны- победительницы создали Организацию Объединённых Наций – ООН. Представители разных стран обсуждают вопросы международной жизни, чтобы сохранять мир на Земле.

Название «Объединённые Нации» было предложено Президентом США Франклином Делано Рузвельтом и впервые было использовано в «Декларации Объединённых Наций» подписанной 1 января 1942 года, в соответствии с которой представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать свою борьбу против стран Оси «Рим-Берлин-Токио»

25 апреля – 26 июня 1945 года – конференция в Сан-Франциско. Создание Организации Объединённых Наций – ООН.

Высший орган ООН:

  • Генеральная ассамблея (сессии один раз в год);
  • Совет Безопасности (11 членов, из них пять постоянных членов – «мировые полицейские»: СССР, США, Англия, Франция, Китай)

Призрак «Холодной войны» локальные конфликты:

1945 год – конфликт в Иране;

1946 год – конфликт вокруг Турции;

1946-1949 годы – гражданская война в Греции;

1948-1949 годы – конфликт в Германии;

1949 год – конфликт в Китае;

1945 – 1954годы Индо – китайский конфликт;

1948 – 1949годы Арабо – Израильский конфликт;

1950 – 1953годы Корейская война;

1956 год – Англия + Франция + Израиль

Египет + СССР;

1961год – Берлинский кризис;

1962год – Карибский кризис;

1966 – 1973годы Вьетнамская война;

1979 – 1989годы Афганская война;

1983год – программа СОИ

(стратегическая оборонная инициатива);

«Холодная война» – это идейно-политическое противостояние между бывшими союзниками, которое характеризуется: разделением мира на военно-политические блоки, ведением пропагандистской идеологической войны, активным участием в боевых


Конец сороковых – шестидесятые годы, крайняя острота противостояния:

  • претензии Сталина на пересмотр границ в Европе и Азии и режима Черноморских проливов, изменение режима управления бывшими итальянскими колониями в Африке;
  • речь У. Черчилля в Фултоне в марте 1946 г с призывом защитить всеми возможными средствами западный мир от «распространения влияния СССР»;
  • «доктрина Трумэна» (февраль 1947г). Меры по «спасению Европы от советской экспансии» (включая создание сети военных баз вблизи советских границ). Главные доктрины – доктрины «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма;
  • создание Советским Союзом (при опоре на местные компартии и советские военные базы) просоветского блока восточноевропейских стран, воспроизведение в этих странах советской модели развития;
  • «железный занавес», сталинский диктат во внутренней и внешней политике стран социалистического лагеря, политика чисток, репрессий, расстрелов .

1953 г. – 1962 г. В этот период холодной войны мир находился на грани ядерного конфликта. Несмотря на некоторое улучшение отношений между Советским Союзом и США во время «оттепели» Хрущева, именно на этом этапе произошли антикоммунистическое восстание в Венгрии, События в ГДР и, ранее, в Польше, а так же Суэцкий кризис.

Международная напряженность возросла после разработки и успешного испытания СССР в 1957 г. межконтинентальной баллистической ракеты. Но, угроза ядерной войны отступила, поскольку теперь Советский Союз получил возможность нанести ответный удар по городам США.

Завершился этот период отношений между сверхдержавами Берлинским и Карибским кризисами 1961 и 1962 г. соответственно. Разрешить Карибский кризис удалось только в ходе личных переговоров глав государств Хрущева и Кеннеди. Так же, в результате переговоров был подписан целый ряд соглашений по нераспространению ядерного оружия.


1962 г. – 1979 г. Период ознаменовался гонкой вооружений, подрывающей экономику соперничающих стран. Разработка и производство новых видов вооружений требовали невероятных ресурсов. Несмотря на присутствие напряженности в отношениях между СССР и США, подписываются соглашения об ограничении стратегических вооружений. Разрабатывается совместная космическая программа «Союз-Аполлон».

Однако к началу 80-х СССР начинает проигрывать в гонке вооружений. Происходит разрядка международной напряженности:

  • договоры между ФРГ и СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией;
  • соглашение по Западному Берлину, советско-американские договоры об ограничении во­оружений (ПРО и ОСВ);
  • Совещание 1975 г. в Хельсинки по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (попытки мир­ного сосуществования двух систем, его сложнос­ти и противоречия);
  • военно-политический паритет между СССР и США.

1979 г. – 1987 г. Отношения между СССР и США вновь обостряются после ввода советских войск в Афганистан. США размещают в 1983 г. баллистические ракеты на базах в Италии, Дании, Англии, ФРГ, Бельгии. Ведется разработка системы ПРО. СССР реагирует на действия Запада выходом из женевских переговоров. В этот период система предупреждения о ракетном нападении находится в постоянной боевой готовности.

  • конец разрядки, новое обострение международного противостояния двух систем;
  • ухудшение советско-американских отношений, новый виток гонки вооружений, американская программа СОИ;
  • рост вмешательства США в политику стран Ближнего Востока и Латинской Америки;
  • ввод советских войск в Афганистан; «доктрина Брежнева» - ограничение суверенитета стран социалистического лагеря, усиление трений внутри него;
  • попытки продолжения политики «холодной войны» в условиях кризиса мировой социалистической системы

Конец «Холодной войны» был вызван слабостью советской экономики, ее неспособностью более поддерживать гонку вооружений, а так же, просоветские коммунистические режимы.

Определенную роль сыграли и антивоенные выступления в самых разных уголках мира. Итоги «Холодной войны» оказались для СССР удручающими. Символом победы Запада стало воссоединение в 1990 г. Германии.

В результате, после того, как СССР потерпел поражение в холодной войне, сформировалась однополярная модель мира с доминирующей сверхдержавой США. Однако существуют и другие последствия «Холодной войны».

Это быстрое развитие науки и технологий, в первую очередь военных. Так, интернет, был создан первоначально как система связи для американской армии.


Берлинский кризис

После войны Германия была разделена на четыре оккупационные зоны: СССР, США, Франция, Англия. Вскоре США, Франция и Англия объединили свои зоны в одну (Тризония).

В 1948 году они начали восстанавливать экономику Германии. Для стабилизации валюты была проведена денежная реформа. В ответ СССР закрыл границу с западными зонами оккупации, включая Западный Берлин.

Блокада Берлина – первая открытая конфронтация СССР с бывшими союзниками. Начавшись 24 июня 1948 года она продолжалась 324 дня. За это время снабжение войск союзников в Берлине и двухмиллионного населения Западного Берлина взяла на себя авиация союзников.

Советские войска не препятствовали полётам самолётов над Восточным Берлином.


В апреле 1948г Госсекретарь Маршалл решил оказать помощь Западной Европе в послевоенном восстановлении, сделав таким образом Европу своим вечным должником. Целью «плана Маршалла» было укрепление капитализма в Европе.

В 1949 году была создана организация Североатлантического договора НАТО, якобы против возможной агрессии Германии. А фактически против СССР. В НАТО вошло 12 государств Европы.

НАТО изначально создавалось для трех взаимосвязанных целей – это держать СССР вне Европы, США – внутри Европы, а Германию – под Европой, т.е. подавлять ее и не давать Германии подняться в политическом смысле. В настоящий момент, задача по тому, чтобы выгнать СССР, а затем и Россию из Европы – полностью решена.

Ответом СССР было создание в 1949 году Совета экономической взаимопомощи - СЭВ странам Восточной Европы. И в 1955 году создание военной Организации Варшавского договора в которую вошли девять стран. Европа была поделена на два лагеря


В арабо-израильском конфликте противостоявшие в «холод­ную войну» страны приняли разные стороны. Так, если в ФРГ по­беда евреев приветствовалась, то в ГДР, напротив, сочувствовали арабам, подвергшимся «наглой империалистической провокации».

В годы «холодной войны» ни СССР, ни США не удалось перетя­нуть ближневосточные страны на свою сторону. Лидеры ближне­восточных государств были более озабочены своими внутренними и региональными проблемами и использовали антагонизм между СССР и США в собственных интересах.

Советский Союз играл важ­ную роль в поставках оружия главным противникам Израиля - Египту, Сирии, Ираку. Это, в свою очередь, придавало стимул Шта­там и другим западным странам для того, чтобы поддержать Израиль в своём стремлении вытеснить СССР с мирового и ближневосточного рынка оружия­

В результате такой конкуренции со­перничающие ближневосточные народы в изобилии снабжались самым современным оружием. Естественным следствием такой по­литики стало превращение Ближнего Востока в одно из самых опасных мест в мире.


Основные события Арабо-Израильского конфликта во второй половине 20 века

1956 г. - объединённый контингент войск Великобритании, Франции и Израиля оккупировал Синайский полуостров, но под давлением СССР и США войска были выведены с занятых террито­рий.

1967 г. - широкомасштабное наступление Израиля. Итогом вой­ны, длившейся шесть дней, стала аннексия Израилем Синайского полуострова, Газы, Голанских высот, Западного берега реки Иордан, установление контроля над Иерусалимом.

1973 г. - вторжение египетской армии на Синайский полу­остров; сирийская армия заняла Голанские высоты. В ходе трёхне­дельной войны Израилю удалось остановить продвижение арабских войск и перейти в наступление.

1978 г. - подписание Кэмп-Дэвидских соглашений, ставших ос­новой для заключения египетско-израильского мирного договора 1979 г.


Война между Северной Кореей при поддержке Китая и Южной Кореей при поддержке ООН и США. Северокорейские войска начали вторжение 25 апреля 1950 года. Совет Безопасности ООН в отсутствие представителя СССР принял решение начать военные действия против Северной Кореи-КНДР.

Когда в сентябре 1950 года прибыли войска США, большая часть Южной Кореи была оккупирована войсками Северной Кореи. Последние отступили до китайской границы. На что Китай ответил своим наступлением.

В октябре 1950 года фронт стабилизировался на прежней демаркационной линии. Переговоры о перемирии начались в 1951 году. А война завершилась в 1953 году.

Этот военный конфликт не погашен и по сегодняшний день.


Первого января 1959 г на Кубе после долгой гражданской войны партизаны во главе с Фиделем Кастро захватили власть. США весьма обеспокоены, получив у себя под боком коммунистическое государство.

В 1961 году американские ракеты с ядерными боеголовками были размещены в Турции - в непосредственной близости от границ СССР. В случае ядерного конфликта эти ракеты «дотягивались» в том числе и до Москвы. По мнению Джона Кеннеди, они были ненамного опаснее баллистических ракет, размещенных на подводных лодках.

Однако ракеты средней дальности и межконтинентальные ракеты различаются по времени подлета. И кроме того, установки в Турции было куда проще мгновенно привести в боевую готовность.

Хрущев счел американские ракеты на берегу Черного моря угрозой. Поэтому был предпринят ответный шаг - тайное перемещение и установка ядерных сил на дружественной Кубе, что и привело к Карибскому кризису 1962 года.


Операция «Анадырь» началась в июле 1962 года. На остров, расположенный в 11 000км от СССР и в 150 км от США через Атлантический океан, в условиях военно-морской блокады, судами гражданского флота были тайно доставлены 50 тыс. советских солдат и офицеров.

Артиллерия, танки, автомобили, самолёты и вертолёты, боеприпасы, стройматериалы. И ракеты среднего радиуса действия. Сразу же ракеты и прочая военная техника готовилась к постановке на боевое дежурство. По ночам, скрытно, во влажном тропическом климате, под угрозой американских бомбардировок.

Кризис начался 14 октября 1962 года, когда самолет разведчик U -2 ВВС США в ходе одного из регулярных облётов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты Р-12. Всего было размещено 42 ракеты.

22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе «советского наступательного оружия» из-за чего в США началась немедленно паника. Был введён «карантин» (блокада) Кубы.

Разрешение конфликта.

Узнав о присутствии на Кубе советских ядерных сил, руководство США решило установить вокруг Кубы военно-морскую блокаду. Советские ракеты формально не нарушали международного права, тогда как введение блокады считалось прямым объявлением войны.

Поэтому блокаду назвали «карантином» и обрезали морское сообщение не целиком и полностью, а только в части вооружения. Дипломатические переговоры, на протяжении которых весь мир находился в напряжении, продолжались неделю. СССР выводит свои силы с Кубы; США убирают ракеты из Турции и оставляют попытки вторгнуться на Кубу.

Итоги и последствия Карибского кризиса

Карибский кризис, чуть не ставший причиной Третьей Мировой войны, продемонстрировал всю опасность ядерного оружия и недопустимость использования его в дипломатических переговорах. В 1962 году США и СССР договорились прекратить ядерные испытания в воздухе, под водой и в космосе, и «Холодная война» пошла на спад. Также именно после Карибского кризиса была создана прямая телефонная связь между Вашингтоном и Москвой - чтобы лидерам двух государств больше не приходилось полагаться на письма, радио и телеграф в обсуждении важных и безотлагательных проблем.


Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979года по 15 февраля 1989 года, то есть 2238 дней Для обоих военных округов это было самое крупное развертывание войск за последние полвека. Лишь 24 декабря было объявлено о решении советским руководством решения о вводе войск в Афганистан…. Было определено и точное время перехода границы – 15.00 25 декабря 1979года.

25 декабря 1979 года в 15.00 На аэродромы в Кабуле Баграме с трёхминутным интервалом стали приземляться военно-транспортные самолеты, доставляя в Афганистан первые советские воинские части.

В Кабул и Баграм было доставлено 7700 десантников и 894 единицы боевой техники. В Союз, на Родину, стали приходить цинковые гробы. Для родных это было как гром среди ясного неба. 1979 г. – 86 погибших, 1981 г. – 1200 погибших, 1982 г. – 1900 погибших, 1984 г. – 2343 погибших…


1979 год 86 человек

1980 год 1484 человек

1981 год 1298 человек

1982 год 1948 человек

1983 год 1448 человек

1984 год 2343 человек

1985 год 1868 человек

1986 год 1333 человек

1987 год 1215 человек

1988 год 758 человек

1989 год 53 человека

Из них пять генералов

Всего через горнило Афганской войны прошло 620 тысяч советских военнослужащих и 21 тысяча гражданского персонала. Из них 14 533 погибли и 417 пропали без вести Примерно 53 тысячи получили ранения. 6759-инвалиды.

На афганской войне побывали более 32 тысяч белорусов. Из них 772 человека не вернулись с войны и погибли во время боевых действий. 774 вернулись инвалидами.


Новый мировой порядок (по мнению США) – это политический порядок, который :

  • основан на базовых американских ценностях (демократия, капитализм, либерализм и т.д.) получивших во второй половине ХХ века широкое распространение в мире;
  • ориентирован на сохранение мира во всём мире, предотвращение или быстрое разрешение международных конфликтов, недопущение гуманитарных катастроф;
  • предполагает безусловное глобальное политическое лидерство США;
  • допускает применение силы не только против реальных, но и «предполагаемых» агрессоров и нарушений законов;
  • ориентирует на действия «желательно», а значит, необязательно под эгидой ООН;
  • добровольно, или не очень добровольно, принимается большинством других стран;
  • налаживание первой всемирную систему управления и контроль каждого человека и общества, управление национальными ценностями, образованием, финансами, торговлей Соединенными Штатами.

Сегодня крайне агрессивная внешняя политика во многом направлена на поддержание действующей финансовой системы, заложником которой является весь мир. Невозможность проведения последующих военных операций в отношении неугодных режимов поставит крест на господстве США, так как эта спекулятивная система не несет миру ничего хорошего. «Холодная война» возвращается в мировую политику.

Текущее положение Соединенных Штатов поддерживается непрекращающейся эмиссией доллара, который печатается во все больших объемах и не имеет сколь-нибудь существенного реального обеспечения. Американское правительство печатает доллар не напрямую, а через частную Федеральную резервную систему. По факту и Федеральный резерв, и правительство в равной степени подконтрольны одним и тем же олигархическим финансовым элитам.


- Россия не должна

вмешиваться в политику

других стран и вообще, лезть в чужие дела –

недемократично!!!

Сербия, Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия, Египет и другие…. они не считаются!

НАМ ведь можно!!!


Властители Соединённых Штатов не в первый раз сталкиваются с выбором: либо хаос и анархия в Америке, либо потеря ими власти и богатств, либо «антикризисная война».

Так было в 1930-е годы и США смогли избежать экономического краха и гражданской войны у себя дома, умело разыграв партию Второй мировой войны.

Так было и в начале 1980-х, когда США избежали гибельного системного кризиса, начав умелую войну против СССР.

А не ждать ли чего подобного и в ходе теперешнего Мега кризиса, снова угрожающего американским властите-лям? Не предпримут ли США аналогичной попытки?

Почему бы не допустить «войны во спасение», «антикризисной войны» в XXI веке?


«Расшатав идеологические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке». Билл Клинтон

42-ой президент США

1993-2001гг.

«Мы приняли жёсткое заявление, которое демонстрирует, что НАТО, победившее в «Холодной войне» и добившееся развала СССР, не позволит проводить новые линии по Европе между странами, которым посчастливилось присоединиться к евроатлантическим структурам и остальными государствами, стремящимся к демократии…. Мы не позволим России выстроить такую линию через эти государства». Кондолиза Райс

66-ой Госсекретарь США 2005-2009г.

«Наша победа в «Холодной войне» стала возможной только благодаря готовности миллионов американцев в военной форме отразить угрозу, исходившего из-за «железного занавеса»

Хиллари Клинтон

67-ой Госсекретарь США 2010-2014г.

«Мир избежал ядерной катастрофы, и мы создали условия для того, что бы выиграть «Холодную войну» без единого выстрела в сторону СССР».

Барак Обама

44-ой президент США

2009-2017гг.


Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ.

Стремление к безопасности обусловило объединение наших пращуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий), предопределило образование многих международных организаций и, в конечном счете, привело к созданию ООН, призванной обеспечивать безопасность существования всего населения.

Стоит отметить, что Россия никогда первой не проявляла агрессии, а только давала отпор попыткам внешнего вмешательства и какого-либо губительного воздействия.

Основные события международной политики во второй половине XX века определяла холодная война между двумя сверхдержавами – СССР и США.

Ее последствия ощущаются по сей день, а кризисные моменты в отношениях России и Запада нередко называют отголосками холодной войны.

С чего началась холодная война

Термин «холодная война» принадлежит перу прозаика и публициста Джорджу Оруэллу, который употребил данное словосочетание в 1945 году. Однако начало конфликта связывают с речью бывшего британского премьера Уинстона Черчилля, произнесенной им в 1946 году в присутствии президента Америки Гарри Трумэна.

Черчилль заявил, что посередине Европы воздвигнут «железный занавес», к востоку от которого нет демократии.

Для речи Черчилля были следующие предпосылки:

  • утверждение коммунистических правительств в государствах, освобожденных Красной армией от фашизма;
  • активизация левого подполья в Греции (которая привела к гражданской войне);
  • усиление коммунистов в таких западноевропейских странах, как Италия и Франция.

Этим воспользовалась и советская дипломатия, предъявившая претензии на турецкие проливы и Ливию.

Главные признаки начавшейся холодной войны

В первые месяцы после победного мая 1945 года, на волне симпатии к восточному союзнику по антигитлеровской коалиции, в Европе свободно показывали советские фильмы, а отношение прессы к СССР было нейтральным или доброжелательным. В Советском Союзе на время забыли о штампах, представлявших Запад царством буржуазии.

С началом холодной войны культурные контакты были свернуты, а в дипломатии и СМИ возобладала риторика противостояния. Кратко и понятно народам было сказано, кто их враг.

По всему миру происходили кровавые стычки союзников той или иной стороны, а сами участники холодной войны развязали гонку вооружений. Так называется наращивание в арсеналах советских и американских военных оружия массового уничтожения, в первую очередь ядерного.

Военные расходы истощали бюджеты государств и замедляли послевоенное восстановление экономики.

Причины холодной войны - кратко и по пунктам

У начавшегося конфликта было несколько причин:

  1. Идеологические — неразрешимость противоречий между обществами, построенными на разных политических основаниях.
  2. Геополитические — стороны опасались доминирования друг друга.
  3. Экономические — стремление Западом и коммунистами использовать экономические ресурсы противоположной стороны.

Этапы холодной войны

Хронология событий делится на 5 основных периодов

Первый этап — 1946-1955 годы

В течение первых 9 лет между победителями фашизма еще был возможен компромисс, поисками которого занимались обе стороны.

США усилили свою позицию в Европе благодаря программе экономического содействия по плану Маршалла. Страны Запада объединились в НАТО в 1949 году, а Советский Союз успешно провел испытание ядерного оружия.

В 1950 году вспыхнула война в Корее, где в разной степени участвовали и СССР, и США. Умирает Сталин, но дипломатическая позиция Кремля существенно не меняется.

Второй этап — 1955-1962 годы

Коммунисты сталкиваются с противодействием населения Венгрии, Польши и ГДР. В 1955 появляется альтернатива Западному альянсу — Организация Варшавского договора.

Гонка вооружений переходит к этапу создания межконтинентальных ракет. Побочным эффектом военных разработок стало освоение космоса, запуск первого спутника и первого космонавта СССР. Советский блок усиливается за счет Кубы, где к власти приходит Фидель Кастро.

Третий этап — 1962-1979

После Карибского кризиса стороны пытаются обуздать военную гонку. В 1963 году подписан договор о запрете атомных испытаний в воздухе, космосе и под водой. В 1964 году начинается конфликт во Вьетнаме, спровоцированный желанием Запада отстоять эту страну от левых повстанцев.

В начале 1970-х мир входит в эпоху «разрядки международной напряженности». Ее основная характеристика – стремление к мирному сосуществованию. Стороны ограничивают стратегические наступательные вооружения, запрещают биологическое и химическое оружие.

Мирная дипломатия Леонида Брежнева в 1975 году увенчалась подписанием 33 странами в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Тогда же была запущена совместная программа «Союз-Аполлон» с участием советских космонавтов и американских астронавтов.

Четвертый этап — 1979-1987 годы

В 1979 году Советский Союз направил армию в Афганистан для установления марионеточного правительства. На волне обострения противоречий, США отказались ратифицировать договор ОСВ-2, подписанный ранее Брежневым и Картером. Запад бойкотирует Олимпиаду в Москве.

Президент Рональд Рейган показал себя как жёсткий антисоветский политик, начав реализацию программы СОИ — стратегических оборонных инициатив. Американские ракеты размещаются в непосредственной близости от территории Советского Союза.

Пятый период — 1987-1991 годы

Этому этапу было дано определение «нового политического мышления».

Переход власти к Михаилу Горбачеву и начало перестройки в СССР означали возобновление контактов с Западом и постепенный отказ от идеологической непримиримости.

Кризисы холодной войны

Кризисами холодной войны в истории называют несколько периодов наибольшего обострения отношений между соперничающими сторонами. Два из них — Берлинские кризисы 1948-1949 и 1961 годов – связанные с процессами формирования на месте бывшего Рейха трех политических образования — ГДР, ФРГ и Западного Берлина.

В 1962 году СССР разместил ядерные ракеты на Кубе, угрожая безопасности США — эти события получили название «Карибский кризис». Впоследствии Хрущев демонтировал ракеты в обмен на вывод американцами ракет из Турции.

Когда и каким образом завершилась холодная война

В 1989 году американцы и русские заявили о конце холодной войны. На деле это означало демонтаж социалистических режимов Восточной Европы, вплоть до самой Москвы. Объединилась Германия, распалась ОВД, а затем и сам СССР.

Кто выиграл холодную войну

В январе 1992 года Джордж Буш-младший заявил: «С помощью Господа Бога Америка победила в холодной войне!». Его ликования по поводу завершения противостояния не разделяли многие жители стран бывшего СССР, где началось время экономических потрясений и криминального хаоса.

В 2007 году в американский конгресс поступил законопроект, учреждающий медаль за участие в холодной войне. Для американского истеблишмента тематика победы над коммунизмом остается важным элементом политической пропаганды.

Итоги

Почему социалистический лагерь в итоге оказался слабее капиталистического и в чём было его значение для человечества - главные итоговые вопросы холодной войны. Последствия этих событий ощущаются даже в XXI веке. Крах левых сил привел к экономическому росту, демократическим преобразованиям, к всплеску национализма и религиозной нетерпимости в мире.

Наряду с этим сохраняются накопленные в эти годы вооружения, а правительства России и западных стран действуют, во многом исходя из понятий и стереотипов, усвоенных во времена вооруженного противостояния.

Холодная война, продолжавшаяся 45 лет, является для историков важнейшим процессом второй половины двадцатого века, определившим очертания современного мира.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»