Кто такой эгоист, как правильно себя вести и общаться с ним? Эгоизм эгоист эгоистичный.

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Что такое эгоизм. Виды эгоизма и его проявление.
ЭГОИЗМ (от лат. ego – я) – поведение, точка зрения и позиция человека практически полностью вращающиеся вокруг своего «Я» и основывающиеся на собственном благе и удовольствии, неся своему обладателю желаемую выгоду, счастье и успех.

Высшим благом с точки зрения эгоиста является удовлетворение личных интересов. Полной противоположностью эгоизма является альтруизм. Крайней степенью эгоизма является эгоцентризм.
Эгоизм легко проявляется в ситуациях, вынуждающих человека принять решение - удовлетворять личный интерес или действовать в ущерб ему, на пользу другому человеку. Эгоизм следует отличать от нормального себялюбия, то есть чувства благоволения к самому себе и естественного самосохранения.

Себялюбие включает в себя возможную заботу не только о собственном благе, но и не противоречит благу других людей, сочетаясь с их стремлением, таким образом являя целью общее благо, в соответствии с девизом: «благополучие каждого зависит от единства в целом».

Также следует разделять эгоизм и индивидуализм (лат. individum – индивидуум, особь), то есть такую позицию или принцип человека, которая является приоритетной относительно коллективного интереса, а его личное благо, свобода и развитие являются высшей целью, для достижения которой используются социальные группы и институты, как средство или условие её достижения.

Во всём спектре человеческих взаимоотношений эгоизм может по-разному проявляться:

1. Диктаторский эгоизм.

Этот вид эгоизма выражается в глубоком убеждении индивидуума в том, что все вокруг должны служить его интересам.

2. Эгоизм собственной исключительности и неповторимости.

Этот вид за основу принимает правило, гласящее:» все вокруг должны следовать моральным нормам и принципам, кроме меня любимого, если это не несёт мне никакой выгоды.»

3. Анархический эгоизм.

Согласно этому виду:» все имеют право преследовать собственные интересы, в соответствии со своими моральными принципами», то есть правил нет.

При этом первые два вида противоречат основным требованиям нравственности, в которых без всякого сомнения нарушаются принципы взаимности и равенства. Отношении к себе как к единственной ценности, а к другим людям как к средству достижения собственных целей, представляет собой ту самую крайнюю степень эгоизма, называемую эгоцентризмом, и является частым качеством людей- манипуляторов.

Что касается третьей формулы, то она вполне может быть принята с точки зрения морали, с небольшими поправками: «…если собственные интересы не нарушают интересы других.» Каким бы ни было в этом случае поведение индивидуума, главное, чтобы оно соответствовало золотому правилу медиков:» Не навреди».

Роль эгоизма как качества присущего человеку в частности, так и социуму в целом, не раз притягивала к себе внимание философов и писателей, будучи рассмотрена ими в своих трудах вплоть до противоречивых взглядов, к примеру когда альтруистическое поведение человека входит в его личный интерес. Это явление получило название «альтруистический эгоизм».

Так как эгоизм угрожает общим и общественным интересам, то человечество выработало различные социальные и культурные ограничители служащими противовесом эгоизму, вроде этикета и морали. Также фактором ограничивающим индивидуальный эгоизм является и норма внутригруппового поведения. Однако забота об интересах группы может привести к такому явлению как «групповой эгоизм.»

Однако, кроме моральных ценностей и норм, для ограничения эгоизма никаких средств не существует, особенно в современном обществе, где принцип милосердия давно уже является атрофировавшимся органом социума. Особенно это правило действительно для верхних эшелонов власти, где индивидуум с его ничтожными интересами представляет собой только средство для достижения целей группы власть имущих.

Эгоизм больной и здоровый.
В связи с тем, что в детстве нас учили, что эгоистом быть плохо, мы научились грамотно манипулировать этим термином, говоря другому человеку, не учитывающему наши интересы: «Ты эгоист! Ты считаешь свои интересы превыше моих!» , тем самым проявляя собственный эгоизм, но не замечая этого.
Однако, эгоизм- это нормальное качество психически здорового и имеющего нормальную самооценку человека. Эгоизм нельзя примитивно делить на «плохую» или «хорошую» черту характера, просто она может быть развита в большей или меньшей степени. Поэтому глупо и нелепо осуждать кого-либо за наличие собственного эго, можно лишь осудить степень проявления эгоизма.

К крайним степеням проявления эгоизма можно отнести сверхэгоизм (все вокруг геи, а я Д’Артаньян), эгоизм- самоуничижения (я-ничто, взгляните на ничтожество), и нормальный, здоровый эгоизм, являющийся средним между крайностями (понимание и восприятие своих и чужих потребностей и их взаимное удовлетворение).

По аналогии с гипервитаминозом, гиповитаминозом, и авитаминозом, давайте разделим эгоизм на гипер-, гипо- и анэгоизм, и рассмотрим нездоровые формы эгоизма.

Гиперэгоизм.
Эту степень проявления эгоизма можно назвать сверхэгоизмом. Эта степень эгоизма в большинстве случаев сочетается с нарциссизмом, затмевая сознание индивидуума собственным кажущимся совершенством настолько, что он не способен осознать то, что планета крутиться не вокруг него и не только для него.

Причины формирования сверхэгоизма могут быть разные- от переизбытка внимания к ребёнку и потакание всем его капризам, до неуверенности в себе, вызванной недостатком любви и внимания. Вот прекрасный пример из анимации о том, к чему может привести чрезмерная опека над ребёнком. Этот мультфильм называется «Про Вову Сидорова».

Можете обратить внимание на тех людей, с которыми Вам приходиться ежедневно иметь дело. Присмотритесь к мотивам их поступков, если они соответствуют следующим критериям:
кроме нужных ему дел ни за что не берётся
рассчитывает на уступки от других, но не готов находить компромисс
любая тема разговора в конце-концов переводится на собственную личность
не признаёт собственные ошибки, но упорно ищет недостатки других людей
соответствует поговорке: «Есть два мнения- моё и неправильное»
ищет выгоду в любых своих действиях, либо требует
выходит из сложных ситуаций на «чужом горбу»
делает только то, что ему принесет пользу в ближайшем будущем
равнодушен ко всему, кроме собственнной драгоценной персоны

Последствия эгоизма
Некоторые люди считают, что эгоистам прекрасно живётся в наше время в современном обществе. Это далеко не так. Законы человеческих отношений не могут положительно отражаться на тех людях, которые пальцем не пошевелят без личной выгоды.

Под этими законами подразумевается принципы:» Твори добро», » Зло порождает ещё большее зло», » Око за око» и тому подобные. Как говорится:» Никто не любит хитромудрых», а гиперэгоизм подпадает под это прозвище.

По крайней мере сверхэгоист рано или поздно почувствует на себе самом обратное действие законов отношений между людьми. Отчуждение окружающих станет платой за злоупотребление собственным «Я».

От поведения сверхэгоиста страдают в первую очередь его близкие люди, так как они чаще других людей имеют с ним дело. И если разочаровавшиеся вторые половины могут собрать вещи и уйти, потратив определённое время своей жизни, на удачно скрывавшегося под личиной внимательного супруга сверхэгоиста, то покалеченная психика детей гиперэгоиста, во взрослом возрасте напомнит о воспитании таким родителем различными комплексами и психологическими травмами.

Как лечить эгоиста?

Воевать с эгоизмом окружающих- занятие недостойное и бесполезное. Проще всего стараться избегать общения с гиперэгоистом стараясь не впускать его в свою жизнь и не позволять ему влиять на Вас. Принудительное лечение здесь использовать не получиться, так как лечение требует признания наличия проблемы, а в случае с гиперэгоизмом, такой человек «в своём глазу бревна не замечает».

Ситуацию может изменить только сильнейший стресс, который заставит человека задуматься над своим поведением и собственными ценностями. Этот процесс подобен болезни химической зависимости, где наркоман может начать лечение только после того, как достигнет самого дна своей жизни, либо испытает сильный страх, в виде угрозы жизни.

Так вот, если нанести удар в виде полного игнорирования интересов эгоиста в важных для него сферах, то он наверняка почувствует угрозу своему безбедному существованию. Если нет желания рвать на корню все отношения с эгоистом, то можно попробовать с ним договориться. При этом выскажите то, что Вас не устраивает, и выдвигаете встречное предложение в виде либо полного разрыва отношений, либо соглашение которое включает в себя соблюдение взаимных прав и обязанностей. Осознание того, что в случае разрыва отношений эгоист может потерять больше, чем приобретёт, может заставить его изменить собственное поведение.

Гипоэгоизм.

Людей ставящих чужие интересы превыше собственных «любят» в больших коллективах. Он ведь всегда поможет, если взвалить на его плечи свои проблемы, выслушает, если понадобится, отодвинув вглубь души собственные интересы. Однако, таких людей, как личность, совершенно не ценят. Он является помойной ямой, куда люди сбрасывают собственные проблемы и неприятности. освобождаясь таким образом от отрицательных эмоций.

Такие люди могут показаться сочувствующими всем добряками, однако часто под маской альтруиста скрывается патологически неуверенный в себе неудачник, целиком и полностью зависящий от мнения окружающих о собственной персоне, старающийся угодить другим для поднятия самооценки. При этом они могут чувствовать неприязнь к окружающим за собственное потраченное на них время и нереализованные желания. Всё зависит от того, в какой коллектив попал такой человек. Если его окружение является благодарным, то о нём смогут позаботиться, рассмотрев непрактичного добряка, а если это коллектив сверхэгоистов, то, простите: «хороший лох, на вес золота».

Последствия гипоэгоизма.

Чувствительного, всем во всём уступающего и не умеющего вовремя отстоять собственное мнение гипоэгоиста жизнь часто разочаровывает. Из-за нереализованных желаний и незаслуженно несправедливого отношения к нему окружающих он может впадать в тяжёлую депрессию. Кстати, у обделённых эгоизмом родителей частенько вырастают дети, которые являют собой их полную противоположность становясь гиперэгоистами. Так природа восстанавливает баланс, но как обычно дети страдают сильнее, испытывая на себе все тяготы сверхэгоизма.

Лечение недостатка эгоизма.

В этом случае нужен «волшебный пендель»- чей-либо толчок извне, который даст возможность человеку понять собственную ценность и значимость. Как только бывшая жертва понимает, что жить в своё удовольствие и ради себя не грешно, то услышит в свой адрес множество недовольных высказываний о том, что:»Ты сильно изменился (-лась) не в лучшую сторону». Так окружение не хочет отпускать жертву собственного мнения и манипулирования им.

В таком случае важно не испугаться отчуждения и забвения окружающими, и не поддаться на их требования «остаться такой, как раньше». Нужно дать понять им, что прошлое не воротишь. Как говорили в древнем Китае:»Наибольшее возможное препятствие на жизненном пути-это пренебрежение собственным «Я».

Полное отсутствие эгоизма

Отсутствие эгоизма (анэгоизм) относится к тяжёлым психическим заболеваниям или области фантастики. Совершенно не заботящихся о себе психически здоровых людей не бывает. Да и такого рода психические заболевания являются компетенцией психиатров куда с самостоятельным лечением соваться не стоит.

Можно сделать вывод из всего вышесказанного, что без здорового эгоизма жить очень трудно. Ведь главным достоинством человека, обладающего здоровым эгоизмом является умение «жить самому и давать возможность жить другим», грамотно выстроив свою систему приоритетов.

Напоследок, Ваш эгоизм совершенно здоров, если вы:
умеете отстаивать собственное мнение, отказываясь от чего-либо, если считаете,что это может принести Вам вред;
уделяете внимание собственным целям в первую очередь, но понимаете, что другие имеют право на собственные интересы;
способны пойти на компромисс, стараясь совершать полезные Вам поступки, стараясь при этом не навредить другим;
имеете собственное мнение и не боитесь его высказать, даже если оно отличается от чужого;
можете прибегнуть к любым способам защиты, если Вам или Вашим близким угрожает опасность;
не боитесь критиковать других, не переходя на грубости;
стараетесь никому не подчиняться, но и не стремитесь контролировать других;
имеете уважение к желаниям партнёра, но не переступаете через свои желания и принципы;
сделав выбор в собственную пользу не мучаетесь чувством вины;

Берегите себя и свой здоровый эгоизм! Удачи Вам в жизни!

Эгоизм - качество, порицаемое обществом: это слово происходит от латинского ego - «я». И означает стремление человека к личной выгоде. Но разве оно не естественно? Стоит разобраться в том, кто такой эгоист, и так ли плохо им быть.

Распространённое мнение

Обвиняя кого-то в эгоизме, обычно имеют в виду, что человек думает только о себе. И преследует свои интересы в ущерб чужим, расталкивает всех локтями на пути к своим целям и "идёт по трупам". Вот, кто такой эгоист, по мнению большинства. который никого, кроме себя, любить не способен. Поэтому он берёт и отбирает гораздо больше, чем отдаёт, и никогда не помогает другим. Смысл его жизни - создать наилучшие условия для себя.

Альтруизм

Какое обидное слово - эгоист! Антоним к нему - альтруист - кажется, более положительная характеристика, которая звучит не так часто. Альтруист заботится об окружающих (бескорыстно и самоотверженно) то есть запросто приносит свои интересы и цели в жертву чужим. Им движут лучшие побуждения: сострадание, гуманизм, милосердие и так далее.

Борьба и единство противоположностей

Альтруист снимет с себя последнюю рубашку, лишь бы помочь ближнему. Например, женщина, которая одновременно работает, полностью организует домашнее хозяйство и занимается детьми, то есть всецело отдаёт себя семье. Её муж-эгоист считает эту ситуацию вполне естественной и искренне недоумевает, почему его вторая половина иногда бывает не в духе: она же заботится о нём, любимом. Они замечательно дополняют друг друга, не правда ли?

Крайности

Неизвестно, страдают ли крайние эгоисты от обещанного им одиночества или неодобрения окружающих, но от избытка всего, что они себе «нахапали» - да. Вот, кто такой эгоист - вовсе не такой каким ему хотелось быть любой ценой. Альтруист, впрочем, не счастливее: может быть, уверенность в собственных высоких моральных качествах и позволяет ему самоутвердиться, но в своём стремлении бесконечно отдавать он раздаст другим всего себя - увы, не бесконечного. Кстати, вместо благодарности он наверняка получит только звание бесхребетной тряпки. И даже если его последняя рубашка достанется не жадине-эгоисту, а такому же альтруисту, дошедшему до крайности и до нищеты, это не пойдёт на пользу обществу в целом: количество людей без рубашки в нём останется прежним.

Кто такой эгоист разумный?

У каждого человека есть собственные желания и потребности, и в здоровом развивающемся обществе они все должны быть учтены и согласованы между собой. Разумный эгоизм, который также называют общественным индивидуализмом, предполагает именно это: человеку следует исполнять собственные желания и достигать своих целей, заботиться о своём благополучии, но так, чтобы не ущемлять при этом интересы других людей. Такая мирная жизнь наверняка принесёт ему больше желанной радости, чем постоянная борьба со всеми и каждым за лучшее место под солнцем. Альтруисту тоже лучше быть разумным и заботиться о ближних, не упуская собственной выгоды: он может что-то дать им, только тогда, когда сам здоров, богат и счастлив.

негативная ориентация личности, крайняя форма индивидуализма, проявляющаяся в сознательном корыстном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам других людей и общества в целом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭГОИЗМ

от лат ego - я), ценностная ориентация личности, проявляющаяся в сознательном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам др. людей, крайняя форма индивидуализма

Ощущение своей индивидуальности, своего «Я», вычленение себя из окружающего мира и потребность утвердиться в нем необходимы ребенку для становления его личности Эти процессы начинаются в возрасте ок 2 лет Ребенок начинает стремиться к признанию со стороны окружающих, поэтому он требует от них внимания, похвал, выражений любви и гарантий благополучия В своих притязаниях он может быть навязчив, упрям и капризен От взрослых, к-рые рядом с ним, зависит, каким сформируется взаимоотношение между самосознанием ребенка и миром окружающих его людей научится ли он понимать чужие потребности и чувства, сопереживать им, оказывать бескорыстную помощь, либо он привыкнет воспринимать все и всех только как средство удовлетворения своих потребностей и желаний

Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности - следствие дефектов воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм, то у ребенка может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при к-рой принимаются в расчет лишь его собств интересы, переживания и др. В зрелом возрасте подобная концентрация на своем «Я», равнодушие к внутр миру др. человека, к обществ.интересам могут привести к отчуждению как переживанию человеком одиночества во враждебном ему мире.

В нек-рых этич. и психол. концепциях Э. рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря к-рому якобы обеспечиваются защита и наиб. полное соблюдение его интересов. Однако пренебрежение интересами др. людей приносит лишь кратковременную выгоду, а в целом обусловливает изоляцию человека, негативное отношение к нему окружающих и, как следствие, - неизбежные эмоциональные и материальные потери. Поэтому предотвращение развития Э выступает важной задачей в формировании зрелой личности.

Эгоистич. направленность дет самосознания укрепляется прежде всего там, где родители весь уклад семейной жизни ориентируют на потребности и комфорт своего ребенка. Наиб. распространенная ошибка родителей - задаривание ребенка. Это способствует развитию прихотей и капризов, укрепляет утилитарно-потребительское отношение к окружающим. К тем же последствиям приводит и привычка родителей демонстративно отдавать ребенку все самое вкусное, первому подавать за столом еду и т.п. Ошибкой является стремление освобождать ребенка от любого физич. усилия, от самообслуживания, от участия в труде. Так формируется иждивенч. жизненная позиция. Однако и противоположное (холодное, безразличное, унижающее) отношение к ребенку порождает эмоциональную тупость, бездушие к окружающим, агрессивную готовность отстаивать даже самый незначительный собств интерес.

Предотвращение развития Э в решающей степени зависит от учета родителями и воспитателями индивидуальных особенностей ребенка, включения его в гармоничные социальные отношения со взрослыми и сверстниками.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Эгоист - человек, чье поведение подчиняется собственническим интересам, для кого главное мерило любого действия (или бездействия) – собственная выгода, даже если это грозит ущемлением интересов других людей.

Эгоистом чаще всего становится человек, которого в детстве излишне баловали, который не получил должного воспитания и рос в атмосфере вседозволенности и чрезмерной опеки. Вообще, все дети рождаются эгоистами, это врожденное качество сродни звериным инстинктам, ведь все звери – эгоисты. Но если то, что дикий зверь готов сражаться за свою добычу, мы воспринимаем как явление естественное, то эгоизм детский (а затем и взрослый) человеческим обществом воспринимается скорее отрицательно.

И это естественно: идя на поводу у эгоистических побуждений члена коллектива, мы рискуем стать рабами его желаний, эмоций, точки зрения. Дело ведь не только в том, что эгоист не хочет делиться, например, своей шоколадкой с остальными (здесь речь идет скорее о банальной жадности, а не об эгоизме). Эгоист не позволит вам, например, использовать свои приспособления или шаблоны, в результате чего вы тоже сможете облегчить свой труд или повысить свою производительность (а тогда он станет менее заметен для начальства). Или, например, хотя все остальные будут просто изнывать от жары, он не позволит открыть форточку, говоря, что ему холодно, и ему будет абсолютно наплевать на желания большинства, ведь главное для него – душевный и телесный комфорт своего собственного «я». Кстати, буквально слово «эгоист» переводится как «я есть».

Но есть в эгоизме и положительные моменты. Если эгоист – глава семьи, он будет истово защищать ее, заботиться о том, чтобы все ее члены были обеспечены всем необходимым – ведь ему важно осознавать, что его собственность (а именно так он относится к своей семье) достойна его самого. Чаще всего семья воспринимается эгоистом как продолжение собственного «я». Именно в таких семьях отец непременно требует, чтобы внуки не только носили его фамилию, но и его имя и отчество, то есть, были бы его полными тезками.

Еще один положительный аспект эгоизма – желание отличиться, прославить себя ведет к тому, что нередко именно эгоисты находят решения производственной проблемы, создают условия для нововведений – иными словами, способствуют прогрессу. Именно в таких случаях говорят о практическом, рациональном эгоизме, или здоровом эгоизме.

Крайний случай эгоизма – эгоцентризм, когда человек считает себя «центром Вселенной»: он может часами рассказывать о себе, любимом, нимало не беспокоясь о том, что кому-то это может быть не только неинтересно – неприятно. В отличие от эгоиста, который способен что-то сделать для других (чтобы в итоге на него обратили внимание, отметив его достижения), эгоцентрист в принципе на это неспособен, считая, что все просто обязаны быть счастливы тем, что им довелось быть знакомым с такой замечательной личностью, как он. Человек с таким характером крайне тяжело уживается и в семье, считая членов семьи лишь орудием для достижения своих целей и желаний. Зачастую это просто семейный тиран, держащий остальных членов семьи в постоянном нервном и психическом напряжении.

Если эгоизм традиционно считается отрицательной чертой характера, то его противоположность – альтруизм, считают абсолютно положительным качеством человека, когда общественное сознание полностью подчиняет себе личное начало. Именно о таком мечталось утопистам, именно так трактовался ранне большевистский подход к человеческому обществу. Но, как известно, крайности вредны во всем. И если говорить о крайностях, то как-то ближе и понятнее, когда эгоист, даже не пытаясь разобраться в существе вопроса, очертя голову бросается защищать правоту члена своей семьи или всеми правдами и неправдами стремится создать для него комфортные условия существования где бы то ни было, в ущерб остальным членам коллектива, чем когда альтруист выносит из дома последний кусок хлеба, чтобы помочь голодающим детям далекой и неизвестной страны Гваделупы.

ориентация ценностная субъекта, характерная преобладанием в жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно интересов других людей и групп социальных. Проявлениям эгоизма присуще отношение к другому человеку как объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняются серьезными дефектами воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм ребенка, то у него может сформироваться стойкая ориентация ценностная, при коей учитываются лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или к группе социальной может привести к отчуждению - переживанию одиночества во враждебном мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях, принятых на Западе, эгоизм необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря коему обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении эгоизм выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы эгоизма и альтруизма отражает изначальное противопоставление Я и Они. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему и другим, поскольку это полезно для общества, коему он принадлежит. Итак, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности в коллективе, то альтернатива эгоизм-альтруизм оказывается мнимой. Подлинная альтернатива - противопоставление и эгоизму, и альтруизму такого поведения, когда субъект действенно относится к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим в коллективе (-> идентификация коллективная).

ЭГОИЗМ

Особенность личности или психическое состояние, при которых на первом плане находятся собственные интересы, стремление к приобретению личных преимуществ и избежанию неудобств, лишений, забота о себе. Наблюдается как у психически здоровых при наличии соответствующих черт характера, так и при психопатиях и некоторых психических заболеваниях (начальные стадии психических расстройств позднего возраста, шизофрения и др.).

Эгоизм

Egoism). Мотивация (вероятно, лежащая в основе всякого поведения) к тому, чтобы улучшить свое собственное благополучие. Противоположна альтруизму, который ставит своей целью увеличение благополучия других.

ЭГОИЗМ

В самых простых понятиях, личный интерес. Следовательно: 1. Обозначение точки зрения, согласно которой такой личный интерес является основой всего поведения (ср. с альтруизмом). 2. Тенденция вести себя только (или в значительной степени) в соответствии с личными интересами. Ср. с эготизмом.

Эгоизм

лат. ego - я] - ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп. Проявлениям Э. присуще отношение субъекта к другому человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания индивида. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм личности ребенка, то у него может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном Я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или социальной группе может привести к отчуждению как переживанию субъектом одиночества во враждебном ему мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях Э. необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря которому якобы обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении Э. выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы Э. и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и ОНИ, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и ОНИ объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему, и другим, поскольку это полезно для общности, к которой он принадлежит. Таким образом, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива "или Э., или альтруизм" оказывается ложной. Подлинную альтернативу Э. и альтруизму составляет идентификация коллективистская. А.В. Петровский, В.В. Абраменкова

ЭГОИЗМ

проявление интереса человека к самому себе, характеризующееся сосредоточением внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире в целом.

Представление об эгоизме содержалось в первом фундаментальном труде З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900). В нем он не только обратил внимание на эгоистические сновидения, в которых фигурирует собственное Я сновидца, но и подчеркнул то обстоятельство, что маленькие дети чрезвычайно эгоистичны. «Ребенок абсолютно эгоистичен, он интенсивно испытывает свои потребности и неудержимо стремится к их удовлетворению – особенно же против своих соперников, других детей и главным образом против своих братьев и сестер». Одновременно З. Фрейд высказал мысль, в соответствии с которой есть основания надеяться, что еще в период детства «в маленьком эгоисте проснутся альтруистические наклонности и мораль», хотя моральное чувство пробуждается не одновременно по всей линии и продолжительность аморального детского периода у отдельных индивидуумов различна.

В работе «О нарциссизме» (1914) основатель психоанализа затронул вопрос о соотношении чувства неудовольствия, эгоизма, любви и невротического заболевания. Определение данного соотношения предполагало выявление психологической необходимости переступить границы нарциссизма и сосредоточить либидо на внешних объектах любви. И хотя в самой работе не было проведено четкого различия между нарциссизмом и эгоизмом, тем не менее в ней была высказана мысль, что «сильный эгоизм защищает от болезни, но, в конце концов, необходимо начать любить для того, чтобы не заболеть, и остается только заболеть, когда вследствие несостоятельности своей лишаешься возможности любить».

В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд попытался ответить на вопрос, чем отличаются понятия нарциссизм и эгоизм. Он считал, что нарциссизм является либидозным дополнением эгоизма. Говоря об эгоизме, обычно имеют в виду пользу для индивида, в то время как говоря о нарциссизме, принимают во внимание и его либидозное удовлетворение. По мнению основателя психоанализа, можно быть абсолютно эгоистичным и тем не менее иметь сильные сексуальные привязанности к объектам. Такая привязанность объясняется тем, что сексуальное удовлетворение от объекта относится к потребностям. «Эгоизм будет следить тогда за тем, чтобы стремление к объекту не причинило вреда Я». Но можно быть эгоистичным и при этом очень нарциссичным, то есть иметь незначительную потребность в объекте. Тем не менее во всех этих отношениях «эгоизм является само собой разумеющимся, постоянным, нарциссизм же – меняющимся элементом».

Противоположность эгоизма – альтруизм, который не совпадает с сексуальной привязанностью к объектам и отличается от нее отсутствием стремлений к сексуальному удовлетворению. Однако при сильной влюбленности альтруизм может совпадать с сексуальной привязанностью к объектам, что чаще всего имеет место при сексуальной переоценке его. Если к этому добавляется альтруистическое перенесение от эгоизма на сексуальный объект, то, как полагал З. Фрейд, сексуальный объект становится могущественным и как бы поглощает Я.

Проблема эгоизма, себялюбия и любви человека к другим людям нашла отражение в исследованиях Э. Фромма (1900–1980). В статье «Эгоизм и себялюбие» (1939) и в книге «Человек для себя» (1947) он подметил расхождение между тем, что современная культура пронизана запретом на себялюбие и в то же время учение, согласно которому быть себялюбивым грешно, противоречит практическому положению дел в западном обществе, где себялюбие – мощный и оправданный стимул человека. Подобное расхождение покоится на взглядах мыслителей, усматривающих в любви к другим альтернативу любви к себе. При этом одни мыслители (Кальвин, Лютер) воспринимали любовь к себе в качестве греха, в то время как другие (Ницше, Штирнер) объявляли эгоизм, себялюбие и любовь к себе добродетелью. Немецкий философ Кант провел различие между эгоизмом себялюбия (благоговение к самому себе) и эгоизмом самодовольства (удовлетворенность самим собой). И тем не менее для многих мыслителей прошлого проблема отношения между любовью к себе и любовью к другим оставалась неразрешимой антиномией.

Э. Фромм исходил из того, что метание между двумя догмами (эгоизм как грех, зло и как добродетель, добро) вредит процессу интеграции личности и является одним из источников душевного разлада современного человека. По его мнению, любовь к себе и любовь к другим людям не исключают друг друга. «Идея, выраженная в библейской заповеди «люби ближнего как самого себя», подразумевает, что уважение к своей собственной целостности и уникальности, любовь к себе и понимание своего Я неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека». Но как объяснить себялюбие, которое исключает искренний интерес к другим людям? Ответ на этот вопрос несложен, если иметь в виду, что одно дело себялюбие, а другое – любовь к себе.

По убеждению Э. Фромма, «себялюбие и любовь к себе не только не тождественны, но и прямо противоположны». Себялюбивый человек не способен любить ни других, ни самого себя. Если человек способен к плодотворной любви, он любит также и себя, а если он может любить только других, он вообще не способен любить. Несостоятельность современной культуры кроется не в принципе индивидуализма и излишнем эгоизме человека, а в искажении смысла личного интереса. Она заключается не в том, что люди слишком сосредоточены на своем личном интересе, а в том, что они недостаточно сосредоточены на интересах своего реального Я. Словом, несостоятельность современной культуры не в том, что люди слишком себялюбивы, эгоистичны, а в том, что «они не любят себя». В конечном счете оказывается, что в действительности эгоист не только игнорирует других людей, но и ненавидит себя, в то время как подлинная любовь предполагает способность любить и себя, и других.

ЭГОИЗМ

от лат. egо – я) – ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам др. людей и социальных групп. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания. В обыденном значении Э. выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы Э. и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и Они, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему, и другим, поскольку это полезно для общности, которой он принадлежит. Т. о., если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива «или Э., или альтруизм» оказывается ложной. Подлинную альтернативу Э. и альтруизму составляет идентификация коллективистская. Э. является частым источником конфликтов, поскольку эгоистический человек регулярно наносит ущерб др. людям, не замечая этого или не обращая на это внимания. Предупреждение формирования эгоистических черт характера выступает важным условием профилактики конфликтов.

Эгоизм

от лат. ego - я] - преимущественно ценностная ориентация личности на удовлетворение своих индивидуальных интересов и потребностей без учета того, какие последствия это будет иметь для других людей. В качестве ярко выраженной личностной направленности эгоизм начинает формироваться на достаточно ранних этапах восхождения индивида к личностной зрелости, прежде всего, как следствие реализации неверных воспитательных моделей. При этом и планомерно осуществляемый диктат, и гиперопека и попустительский стиль взаимодействия взрослых с ребенком и подростком, по сути дела, в равной степени закладывают фундамент личностного эгоцентризма, деформации шкалы ценностей развивающейся личности, когда она видит и оценивает мир лишь через призму своих желаний и индивидуалистических, порой откровенно меркантильных интересов, а окружающих людей либо рассматривает в качестве пассивных объектов своего воздействия, либо представляет в качестве удобного средства для достижения своих целей. Личностный эгоизм, как правило, связан с неадекватно завышенными самооценкой и уровнем притязаний, с отказом принимать на себя ответственность за неудачи и с приписыванием себе незаслуженных успехов, с преимущественно внешним локусом контроля, нередко с авторитарностью и стремлением к доминированию и т. д. И в специальной литературе, и в повседневной жизни понятие «эгоизм» нередко употребляется как антоним понятия «альтруизм». Но в данном случае, как и при попытке противопоставить в содержательном плане конформизм и нонконформизм, заявляемая альтернатива оказывается ложной. Так, если в качестве реального психологического противовеса конформизму и нонконформизму выступает личностное самоопределение в группе, действительным психологическим противовесом и эгоизму, и альтруизму оказывается коллективистская идентификация. Именно и только последняя личностная позиция строится не на представлениях индивида о своей отчужденности от социума, не на противопоставлении «они» и «я» (в случае эгоцентризма - «главное, чтобы было хорошо мне, а что с другими - мне неважно», в случае альтруизма - «главное, чтобы было хорошо другому, а то, что мне от этого будет хуже - это неважно»), а на видении общности интересов, целей, желаний и т. д., которые испытывают и «они», и «я», а тем самым «мы».

Поскольку как в отечественной, так и в зарубежной социально-психологической науке проблема альтернативы связки «альтруизм-эгоизм» и коллективистской идентификации личности остается слабо разработанной в теоретическом плане, вполне закономерным выглядит практически полное отсутствие эмпирических исследований по данной проблематике. Причем, если альтруизм, несколько расширительно, на наш взгляд, определяемый как «...действия, связанные с добровольным оказанием помощи человеку в отсутствие ожиданий, что они повлекут за собой какие-либо вознаграждения, за исключением разве что ощущения совершения доброго дела»1, достаточно давно является объектом многочисленных, в том числе и экспериментальных, исследований в зарубежной социальной психологии, то эгоизм, как правило, рассматривается чаще всего в основном с философских и этических позиций. При этом, нередко рассуждения тех или иных авторов на данную тему носят откровенно морализаторский и, более того, ханжеский характер. К сожалению, в последние годы эта тенденция приобрела наиболее устойчивый характер именно в отечественной психологии и смежных с ней дисциплинах в связи с появлением таких специфических, но при этом претендующих на универсальность, течений, как «духовно-ориентированная психология», «православная психология» и т. п.

Наибольший объем релевантных эмпирических данных по проблеме центрации личности на собственных интересах накоплен в рамках психоаналитического подхода. Хотя традиционно изучаемый в психоанализе нарциссизм и эгоизм не являются идентичными понятиями, в своих феноменологических проявлениях они, безусловно близки. Так, в одной из первых психоаналитических работ, целиком посвященных проблеме нарциссизма «Комплекс Бога», ее автор Э. Джонс «...описал тип человека, характеризующийся эксгибиционизмом, отчужденностью, эмоциональной недоступностью, фантазиями о всемогуществе, переоценкой своих творческих способностей и тенденцией осуждать других». ... Он описывал этих людей как личностей, находящихся в континууме душевного здоровья - от психотика до нормального, отмечая, что «когда такой человек становится душевно больным, он ясно и открыто демонстрирует бред, что действительно является Богом». В этой связи, как отмечает Н. Мак-Вильямс, «в отличие от антисоциальных личностей, проблемы которых очевидны и достаются обществу дорогой ценой и поэтому вдохновляют на научные исследования психопатий, нарциссические индивидуумы совершенно различны, часто неуловимы в своей патологии и наносят не столь явный вред обществу. Преуспевающие нарциссические личности (в плане денег, социально, политически, в военном отношении и т. д.) могут вызывать восхищение и желание соперничать с ними. Внутренняя цена нарциссического голода редко доступна восприятию наблюдателя, и вред, наносимый другим при преследовании нарциссически структурированных проектов, может рационализироваться и объясняться как естественный и неизбежный продукт конкуренции: Лес рубят - щепки летят...»2.

Если же все-таки попытаться отделить собственно эгоизм от нарциссизма, то, прежде всего следует отметить тотальную зависимость нарциссической личности от мнения окружающих. Несмотря на то, что собственные интересы для таких индивидов безусловно стоят на первом месте, в то время как интересы окружающих игнорируются, они предельно озабочены тем, как они при этом выглядят. Социальное окружение в данной схеме служит своего рода «зеркалом», в котором нарциссическая личность постоянно ищет подтверждение собственной исключительности и грандиозности. Это обусловлено, как правило, неблагополучным разрешением второго базисного кризиса психосоциального развития и типичным отчуждением этой стадии - патологическим самоосознованием. Этот вывод Э. Эриксона получил подтверждение в современных исследованиях, проводившихся в рамках классической психоаналитической парадигмы. Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «в клинической литературе постоянно подчеркиваются стыд и зависть в качестве главных эмоций, ассоциированных с нарциссической организацией личности. Субъективный опыт нарциссических людей пропитан чувством стыда и страхом почувствовать стыд. Первые аналитики недооценивали силу данной эмоциональной установки, часто неправильно истолковывая ее как вину и делая интерпретации, ориентированные на вину (эти интерпретации пациенты воспринимали как неэмпатические). Вина - это убежденность в том, что ты грешен или совершил злодеяние; она легко концептуализируется в понятиях внутреннего критикующего родителя или супер-Эго. Стыд - это чувство, что тебя видят плохим и неправым; наблюдатель в этом случае находится вне собственного “Я”. Вина создается чувством активной возможности совершения зла, тогда как стыд имеет дополнительное значение беспомощности, уродства и бессилия.

Уязвимость нарциссических личностей для зависти - родственное явление. Если я внутренне убежден, что обладаю некоторыми недостатками и моя неадекватность всегда может быть разоблачена, я начинаю завидовать тем, кто кажется довольным или обладает теми достоинствами, которые (как мне кажется) могли бы способствовать тому, чего я лишен. ... Если я ощущаю дефицит чего-либо и мне кажется, что у вас все это есть, я могу попытаться разрушить то, что вы имеете, выражая сожаление, презрение, или путем критики»1.

В отличие от нарциссизма, эгоизм сам по себе не предполагает подобной внутренней уязвимости и тотальной зависимости от внешнего субъекта. В этом смысле его правомерно рассматривать как гораздо более универсальное и, мало того, здоровое явление, являющееся производным от изначально присущего всем людям чувства самосохранения. Индивид с отчетливо выраженной эгоистической личностной направленностью (если он при этом не страдает нарциссизмом) зависит не от внешней а, напротив, от внутренней оценки, его интересует сравнение себя не с социальным окружением, а определенными внутренними представлениями об успешности, должном поведении и т. п., присущими идеальному «Я».

Именно по этой причине, если вернуться к рассмотрению связки «альтруизм-эгоизм» как единого биполярного континуума, при всей внешней схожести проявлений эгоизма и нарциссизма, нарциссические личности оказываются как правило, неспособны к помощи другим, если подобные действия связаны с реальными серьезными усилиями и риском, а также не сулят публичного признания. В то же время, как показывает ряд исследований, эгоистические мотивы нередко лежат в основе типично альтруистических поступков. Примером подобного рода может служить исследование проведенное группой американских социальных психологов в 80-е гг. прошлого века. Они «...провели обстоятельные интервью с 32 добровольцами, ранее проявившими активность в предотвращении опасных криминальных эпизодов, таких как ограбления банка, вооруженные нападения и уличные грабежи. Реакции этих “добрых самаритян” сопоставлялись с реакциями сходной по полу, возрасту, образованию и этническому происхождению группы лиц, также бывших свидетелями аналогичных эпизодов, но не предпринявших попыток вмешаться». Наиболее важным в контексте рассматриваемой проблематики результатом опроса оказалось то, что «... по сравнению с людьми, не пытавшимися вмешаться, «добрые самаритяне» чаще отмечали свою физическую силу, агрессивность и принципиальность. Они также превосходили их в боевых навыках или умениях оказывать первичную медицинскую помощь. В своем решении прийти на помощь жертве они руководствовались не столько гуманистическими соображениями,сколько представлениями о собственной способности и ответственности, основанных на их опыте и физической силе»1.

Еще более наглядные результаты были получены в ходе предпринятого М. Шнайдером и А. Омто исследования мотивов участия в добровольческой деятельности, связанной с оказанием помощи больным СПИДом. При этом исследователи пытались установить причины, по которым одни добровольцы занимаются такой альтруистической деятельностью в течение длительного времени, а другие достаточно быстро покидают движение. Оказалось, что одним из наиболее значимых факторов такого рода являются «первоначальные причины, побудившие людей включиться в добровольческую деятельность...». При этом «большинство индивидов, которые называли в качестве причин улучшение самооценки и самосовершенствование, продолжали ею заниматься и по прошествии одного года. Исследователи полагают, что эти несколько «эгоистические» желания - лучше относиться к себе и узнать больше о СПИДе - по-видимому, больше помогают сохранять приверженность добровольческой деятельности на протяжении времени». В целом, как считают Ш. Тейлор и его коллеги, «эти и другие исследования говорят о сложном характере причин добровольческой деятельности, которые нередко сочетают в себе как подлинный альтруизм, так и преследование личных интересов. Желание оказать помощь людям и выражение приверженности своим внутренним ценностям служат важными причинами участия человека в добровольческой деятельности. Однако она также содержит в себе благоприятную возможность приобрести новые умения, познакомиться с новыми людьми и улучшить представление о себе самом»2.

Из сказанного ясно, что биполярный континуум «альтруизм - эгоизм» требует дальнейшего серьезного изучения в логике диалектического подхода к данному явлению. При этом совершенно недопустимыми являются попытки подмены такого рода исследований умозрительными оценочными интерпретациями достаточно сложной социально-психологической реальности, в основе которых, как правило, лежат религиозные догматы в предельно упрощенной волюнтаристской трактовке, обусловленной очередным идеологическим заказом.

Практический социальный психолог в качестве одной из своих собственно профессиональных задач должен видеть, с одной стороны, разрушение тех социально-психологических условий, которые способствуют формированию как эгоизма, так и альтруизма (особенно в форме болезненно-экзальтированного самопожертвования), а с другой - создание и развитие такой формы взаимодействия, которая бы обязательным условием успешности подразумевала подлинное сотрудничество, в процессе реализации которого складывается такая личностно-ценностная ориентация, как коллективисткая идентификация.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»