Махинации в ржд под крышей полковника захарченко. Только от одного подрядчика РЖД он получал $150 тыс

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

© Фото предоставлено пресс-службой ГУ МВД по Московской области

Член совета директоров АО «Росжелдорпроект, совладелец „Группы компаний 1520“ (некогда крупнейшего подрядчика РЖД) Валерий Маркелов задержан ФСБ. Он подозревается в посредничестве при передаче взятки в 2 млрд рублей сотруднику ГУЭБиПК МВД РФ Дмитрию Захарченко. В реальности эта сумма гораздо больше. Как полагают оперативники, большая часть средств, изъятых на секретной квартире Захарченко (более 9 млрд рублей), поступила ему от Маркелова и связанных с ним лиц.

Как сообщил „Росбалту“ источник в спецслужбах, события в последние месяцы развивались довольно стремительно. В августе 2018 года досудебное соглашение заключил банкир Владимир Антонов, который обвиняется в хищениях средств банка „Советский“. В рамках сделки со следствием он не только признал вину в выводе средств из кредитного учреждения, но и сообщил о других, известных ему фактах преступной деятельности. В частности, Антонов рассказал, что тесно сотрудничал с Валерием Маркеловым, через подконтрольные финансисту банки „отмывались“ и „обналичивались“ миллиардные суммы, поступающие от РЖД. По правоохранительной линии данные аферы прикрывали сотрудник ГУЭБиПК Дмитрий Захарченко, который был дружен с Маркеловым, и ряд других представителей силового блока. Дмитрий Захарченко не стал в этот раз отпираться и, по словам источника агентства, дал „частичные“ показания о своих взаимоотношениях с Маркеловым. Проверив эти данные и сопоставив их с информацией, полученной ранее, СК РФ И ФСБ приняли решение о задержании Маркелова.

В этот момент последний находился в Сочи на автогонках. Помимо заезда „Формулы 1“, в приморском городе еще проходили и заезды „Формулы 2“, в которых принимал участие сын бизнесмена Артем. Маркелов был задержан и этапирован в Москву. Второго октября в Басманный суд поступило ходатайство СКР об избрании Меркелову меры пресечения в виде заключения под стражу. Одновременно следствие попросило служителей Фемиды об аресте юриста Виктора Белевцова. Это близкий друг Захарченко, который одновременно являлся и его помощником.

Собеседник агентства рассказал, что этим двумя задержаниями дело не ограничится. „В ближайшее время под стражу будет взята еще группа лиц, связанных с Захарченко и участвовавших в передаче ему крупных сумм“, — отметил источник „Росбалта“.

Непосредственно Маркелову сейчас инкриминируют передачу взятки (статья 291 УК РФ) Захарченко в размере 2 млрд рублей. Причем, по версии следствия, эта взятка была от других людей, которые пока официально значатся как неустановленные лица. „Речь идет об одном из высших руководителей РЖД тех времен“, — рассказал собеседник агентства. Маркелов возглавлял группу компаний, являвшихся крупнейшими подрядчиками РЖД. Как полагают оперативники, значительная часть средств, которые прятала семья Захарченко в секретной квартире, поступила по линии Маркелова.

Отследить судьбу денег, изъятых при обыске у экс-сотрудника ГУЭБиПК (более $120 млн), помогли их упаковки. Захарченко хранил средства в целлофановых брикетах, расфасованных еще ФРС США, — с кодами и печатями. Через Центробанк был отправлен запрос в Штаты, из ответа стало известно, что данные средства заказывали два российских банка, которые передавали их еще двум. По мнению собеседника агентства, речь идет о банках „Балтика“ (лицензия отозвана в ноябре 2015 года), „Енисей“ (лицензия отозвана в феврале 2017 года), „Новое время“ и „Интерпрогресс“.

„Все эти банки, связаны с бизнесменом Борисом Ушеровичем — ближайшим партнером Валерия Маркелова, с которым они контролируют десятки фирм, долгие годы получавших контракты от РЖД на миллиарды рублей, — высказал мнение источник ‚Росбалта‘. — В их империи Захарченко являлся начальником службы безопасности, обеспечивал прикрытие по линии МВД и ФСБ. Банкир Иван Станкевич отвечал за работу с финансами и банковское направление. Захарченко был полноправным партнером этого бизнеса, Маркелов, Ушерович и Станкевич в разное время отдавали распоряжения подконтрольным банкам о выдаче крупных сумм Захарченко. Это была доля самого Захарченко и его родственника, сотрудника ФСБ РФ Дмитрия Сенина. Часть средств выводилась за границу, другая оформлялась в виде депозитов на подставных лиц в российских банках, остальное сотрудник ГУЭБиПК хранил наличными. Данная информация собрана в ходе оперативной работы, а также подтверждена в ходе допросов свидетелей“.

По словам источника агентства, в свое время вокруг Захарченко и Сенина образовалась целая „экосистема“ из бизнесменов и банкиров. „Дмитрии предпочитали не разовые денежные преподношения, а ежемесячную ‚абонентскую плату‘, а иногда — и проценты от доходов структур, как это было в случае с подрядчиками РЖД. ‚Абонентская плата‘ могла составлять и $800 тыс., и несколько миллионов долларов. А если речь шла о доле, то там — совсем гигантские суммы, миллиарды. Однако большинство соглашались. Это было очень удобно. Все эти бизнесмены и банкиры сами занимались ‚темными‘ делами: обналичка, контрабанда, хищение бюджетных средств. А родственный тандем гарантировал полное прикрытие по линии двух основных силовых ведомств — МВД и ФСБ: не надо по каждому поводу бегать и искать, кому дать взятку. Надо отметить, деньги они свои отрабатывали, постоянно занимаясь решением проблем ‚клиентов‘, — рассказал источник агентства.

Герман Александров

«В компаниях просто паника, мой начальник со среды не появляется в офисе на Старой Басманной. Сейчас все побегут», - так описывает атмосферу на рабочем месте сотрудник одной из компаний-подрядчиков РЖД после ее бенефициара - «короля госзаказа» Валерия Маркелова. Еще трое его партнеров находятся в розыске. Как выяснил The Bell, всех их подозревают в многомиллиардных хищениях средств РЖД. Еще одно обвинение - крупные взятки полковнику МВД Дмитрию Захарченко. При задержании силовика в 2016 году у него обнаружили наличные на сумму свыше 9 млрд в рублевом эквиваленте и несколько элитных квартир, записанных на его родственников. До недавних пор происхождение этих денег оставалось загадкой.

Дело против группы Маркелова будет гораздо крупнее обвинений против Захарченко, утверждают трое источников The Bell, знакомых с ходом расследования. «То, что уже нашли, тянет на одну из самых масштабных афер с государственными деньгами», - говорит собеседник The Bell, близкий к ФСБ. Речь идет о десятках, если не сотнях миллиардах рублей, подтверждает другой.

Ключевой актив Маркелова и его партнеров - «Группа компаний 1520» (название - отсылка к ширине российской железнодорожной колеи), в которой работает больше 12 тысяч человек. Эту бизнес-империю, выросшую на подрядах РЖД, построили буквально за несколько лет при прежнем президенте госмонополии Владимире Якунине. С ним был хорошо знаком Андрей Крапивин, бизнес-партнер Маркелова. В 2015 году Крапивин умер, а доли в бизнесе достались его сыну Алексею.

Группа осталась крупнейшим подрядчиком РЖД даже после отставки Якунина - прямо сейчас, по подсчетам The Bell, она выполняет подряды на сумму свыше 350 млрд рублей.

Группа в розыске

О задержании Валерия Маркелова стало на прошлой неделе (первым о его задержании сообщило агентство «Росбалт»), а прославился бизнесмен еще в начале года, когда вместе со своими партнерами - Алексеем Крапивиным, Борисом Ушеровичем и Юрием Ободовским - возглавил рейтинг Forbes «Короли госзаказа». Басманный суд арестовал Маркелова до 1 декабря.

Фото: Агентство городских новостей Москва / Никеричев Андрей

Сотрудники СК и ФСБ задержали бизнесмена в Сочи, куда тот прилетел из-за границы, чтобы выступление своего сына Артема Маркелова в гонках «Формулы-2».

Предприниматель стал фигурантом уголовного дела, возбужденного в конце сентября сразу по трем статьям УК - получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291) и мошенничество (ст. 159), рассказали два источника The Bell в правоохранительных органах. Кроме хищений из РЖД, Маркелова подозревают в том, что он передавал взятки на общую сумму свыше 2 млрд рублей полковнику МВД Дмитрию Захарченко. Другие фигуранты дела - партнер Маркелова по многим компаниям из «ГК 1520» Борис Ушерович, член совета директоров банка «Новое время» Иван Станкевич и бывший зампред Инкредбанка Дмитрий Моторин. По данным собеседников The Bell, все трое объявлены в розыск и скрываются за границей. Ушерович, добавляет один из них, имеет израильское гражданство. Алексей Крапивин, генеральный директор «ГК 1520», по данным «Росбалта», объявлен в оперативный розыск - его статус должен быть уточнен во время допроса.

Алексей Крапивин (фото с его страницы в Facebook)

Главным основанием для возбуждения уголовного дела против подрядчиков РЖД стали показания банкира Владимира Антонова, утверждают собеседники The Bell. Его задержали в апреле в Санкт-Петербурге за махинации с деньгами банка «Советский». Антонов признал свою вину, заключил досудебное соглашение, но в августе суд отказался выпустить его под домашний арест. Антонов был хорошо знаком с группой Маркелова и оказывал им банковские услуги, утверждает близкий к ФСБ источник The Bell, от него добивались, чтобы он дал на них показания. Когда это наконец произошло, суд отпустил банкира под домашний арест. Адвокат Антонова отказался от комментариев.

Показания против Маркелова дал и сам Захарченко, утверждает один из собеседников The Bell, знакомый с ходом следствия. После этого гражданская жена полковника Марина Семынина смогла покинуть Россию. Адвокат женщины Александр Кабанов подтвердил The Bell, что заграничные паспорта Семынина и ее дочь получили 27 сентября и уже на следующий день улетели за границу. «Следствие незаконно изъяло и удерживало загранпаспорта Марины Семыниной и ее дочери, мы полгода добивались их выдачи», - утверждает Кабанов. Но адвокат самого Захарченко Александр Горбатенко в разговоре с The Bell опроверг, что его подзащитный давал показания против Маркелова. По его словам, обвинения по новому эпизоду, взяткам от подрядчиков РЖД, полковнику также пока не предъявлено.

«Басмачи» и банкиры

В 2007 году совладелец Столичного торгового банка (СТБ) и Инкредбанка Герман Горбунцов обратил внимание на странные транзакции одного из клиентов. Примерно по 150 тысяч евро каждый месяц уходило со счетов фонда, связанного с РЖД, некоему Дмитрию Захарченко. Зампред правления Инкредбанка Дмитрий Моторин объяснил шефу, что это плата «за помощь» со стороны сотрудника Департамента экономической безопасности МВД, позже вспоминал Горбунцов в интервью изданию Republic. «Если банк «белый», такие расходы, конечно, не нужны. В ином случае всегда предусмотрен бюджет на «наезды» со стороны правоохранительных органов. Захарченко более чем оправдывал свою «зарплату», - объясняет The Bell источник, знакомый и с Захарченко, и с Горбунцовым.

СТБ и Инкредбанк существовали до 2011 года, после чего были ликвидированы путем присоединения к другим финансовым организациям. Инкредбанк до ликвидации активно сотрудничал с молдавским Moldindconbank, ключевым участником знаменитой схемы «ландромат», по которой из России, согласно расследованию OCCRP и «Новой газеты», за четыре года было незаконно выведено около $21 млрд.

В 2006–2009 годах в СТБ были открыты счета компаний-подрядчиков РЖД. Различные фирмы, не объединенные в единый холдинг, выигрывали у госмонополии множество тендеров - от работ по электрификации путей и поставки комплектующих до оказания услуг охраны. В группу связанных одними бенефициарами компаний входило больше десятка юрлиц. Как подсчитало в 2014 году издание Slon.Ru, изучившее все конкурсы РЖД за 2012–2013 годы, эта группа выиграла тендеры на 120 млрд рублей - треть от всех денег госмонополии, распределенных за эти годы через конкурсы.

За компаниями-победителями стояли четверо бизнесменов: Андрей Крапивин, Валерий Маркелов, Борис Ушерович и Юрий Ободовский. Биографии всех четверых - до сих пор загадка. Ключевую роль играл Крапивин - в 1990-е годы он занимался банковским бизнесом и был лично знаком с прежним главой РЖД Владимиром Якуниным. Банкир Горбунцов утверждал , что познакомить их мог совладелец «Трансмашхолдинга» (крупный поставщик РЖД) Искандер Махмудов. Летом 2007 года бывший глава РЖД представил Крапивина широкой публике, рекомендовав его в совет директоров «Первой грузовой компании» и охарактеризовав как хорошо разбирающегося в банковских вопросах. У самого Якунина Крапивин работал советником на общественных началах.

«Крапивин, конечно, был главным, Маркелов - рабочая лошадка и мозговой центр, Ушерович отвечал за силовое прикрытие, а Ободовский - единственный из всех был железнодорожником», - описывает распределение ролей один из их бывших партнеров.

Все компании, работавшие с РЖД, управлялись из одного центра - московского офиса на Проспекте Мира, рассказывает другой собеседник The Bell, больше пяти лет проработавший в структурах Маркелова и его партнеров.

Цитата: «Там один этаж - финансисты, другой - юристы, и все работают на тендеры РЖД. Пишут документацию под каждый конкурс. Внешне все выглядит прилично, но, если вдуматься, даже смешно. Компании, где работников - две калеки, оборудования нет, уставный капитал - копейки, брали конкурсы на миллиарды», - описывает он.

The Bell проверил, что ряд компаний, связанных с Маркеловым, действительно зарегистрированы по одному и тому же адресу на Проспекте Мира: здесь, к примеру, прописана сама «ГК 1520», а также ООО «Транспроект-Финанс» («дочка» проектного института «Ленгипротранс», принадлежащего Крапивину, Маркелову и Ушеровичу) и ООО «Ака Менеджмент» (объединяет девелоперские проекты Крапивина-младшего).

Странно выглядят и некоторые тендеры. Например, «Евроазиатская электротехническая компания», где официально числятся семь человек, в 2016 году выиграла тендеры железных дорог почти на 4 млрд рублей. А фирма «Трастинвест» всего с двумя сотрудниками в 2015 году одержала победу в конкурсах РЖД и дочерней «Элтезы» на 2,5 млрд рублей. Наконец, три работника компании «Востокнефтепродукт» в 2016 году сумели получить контракты на 7 млрд рублей. Каким образом все перечисленные компании связаны с Маркеловым и его партнерами, можно прочитать .

Еще несколько компаний с теми же бенефициарами были прописаны на Старой Басманной улице в Москве, неподалеку от главного здания РЖД. Группу Маркелова, по словам одного из собеседников The Bell, из-за этого называли «басмачами».

Первый свидетель

Дмитрий Захарченко получал от подрядчиков РЖД зарплату в 150 тысяч евро в месяц и около 5% от прибыли компаний Маркелова - об этом рассказал впоследствии поссорившийся с партнерами и уехавший в Лондон банкир Горбунцов. За это полковник, по его версии, помогал партнерам избегать неприятностей со стороны правоохранительных органов. Захарченко, вероятно, знаком с Маркеловым, уклончиво говорил в эфире телеканала «Дождь» адвокат полковника Юрий Новиков.

Дмитрий Захарченко. Фото: Агентство «Москва»

Часть денег РЖД, поступавших на счета компаний Маркелова в СТБ, переводилась реальным субподрядчикам, остальное - в районе 15% от суммы подряда - либо обналичивалось, либо выводилось за границу, утверждал Горбунцов. Сам он отошел от совместных с подрядчиками РЖД дел в 2009 году, в разгар кризиса. По версии банкира, бывшие партнеры решили, что он присвоил себе деньги их компаний, забрали у него активы, а сам он вынужден был бежать в Лондон, где на него было совершено покушение. Оттуда Горбунцов не только дает интервью, но и сотрудничает с российскими правоохранительными органами.

Примерно в 2013–2014 году Горбунцов по скайпу общался с представителями СКР, рассказывает источник The Bell в окружении банкира. Позже он в письменном виде переслал показания в Москву. Формальным поводом для разговора был рейдерский захват имущества Горбунцова, но на самом деле следователей интересовали дела Маркелова - «95% вопросов СК касалось денег, выведенных из РЖД». Тогда же Горбунцов впервые рассказал следствию про «зарплату» Захарченко и про его связи с подрядчиками РЖД. Но показания Горбунцова не помешали бизнесу Маркелова и его партнеров уверенно развиваться еще несколько лет.

15% от БАМа

В 2015 году умер Андрей Крапивин, доли в компаниях, работавших с РЖД, перешли к его сыну Алексею. К этому времени партнеры Крапивина-старшего уже контролировали не только множество мелких разрозненных поставщиков госмонополии, но и крупные предприятия.

В 2013 году, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, Владимир Путин много внимания уделил развитию Дальнего Востока. Дополнительный толчок региону, говорил президент, могла бы дать реконструкция железных дорог, а в перспективе и строительство второго пути на Байкало-Амурской магистрали.

В 2014 году РЖД разыграли крупнейшие тендеры на развитие Восточного полигона (так называют реконструкцию БАМа и Транссибирской магистрали). Из выделенных на этот проект 300 млрд рублей средств РЖД конкурсы на 206 млрд выиграли компании, связанные с Маркеловым, подсчитывал журнал РБК. А еще 150 млрд рублей - вне конкурса - получил институт Росжелдорпроект, подконтрольный все той же группе.

Ключевое предприятие на Восточном полигоне - ПАО «Бамстроймеханизация», базирующееся в Тынде со времен стройки БАМа. В 2014 году, накануне тендеров РЖД, у него сменился собственник. Новыми хозяевами стали две кипрские компании, в свою очередь, подконтрольные фирмам с Британских Виргинских островов. После смены собственников совет директоров предприятия возглавил 29-летний Алексей Крапивин, также туда вошли Валерий Маркелов и Борис Ушерович.

Цитата: «Бамстроймеханизация» сейчас находится внутри РЖД, так скажем. Не как структура, но что-то близкое. Это было одно из условий конкурса [на 44 млрд рублей, которое предприятие выиграло в июне 2014 года]», - рассказывал РБК в 2016 году действующий мэр Тынды Евгений Черенков.

В августе 2015 года глава РЖД Владимир Якунин ушел в отставку. Но бизнес «королей госзаказа» оставался устойчивым: подконтрольные Крапивину и Маркелову компании, как показывает анализ The Bell, продолжают выигрывать конкурсы и вести масштабные работы на БАМе и Транссибе. Прямо сейчас ПАО «Бамстроймеханизация», УК «Бамстроймеханизация», «ОСК 1520» и Росжелдорпроект» выполняют контракты общей стоимостью 356 млрд рублей (часть из них - в консорциуме с другими компаниями) и сроком до конца 2018–2019 годов.

«Я уже так давно отряхнул прах с ног своих, что не хочу иметь к этому никакого дела. Пусть они там разбираются», - сказал The Bell Владимир Якунин.

«Почему их не выгнали при Белозерове [Олег Белозеров - президент РЖД с августа 2015 года]? Думаю, они так плотно оплели РЖД, контролируют такое гигантское количество подрядчиков, что невозможно прервать отношения, не нарушив нормальный рабочий процесс», - рассуждает собеседник The Bell из окружения банкира Горбунцова.

Представитель РЖД в ответ на запрос The Bell о том, что будет с этими стройками после ареста Маркелова и есть ли у монополии претензии к «ГК 1520», заявил, что РЖД не комментирует «деятельность сторонних компаний». Арест Маркелова, который является одним из акционеров «ГК 1520» и не занимает в компаниях группы никаких должностей, на ее деятельности не отразился, утверждает представитель компании. Информацию о том, что гендиректор компании Алексей Крапивин находится в оперативном розыске, он опровергает.

«Я всегда хожу на выборы и голосую. Потому что я верю в закон и в то, что мы живем в правовом государстве», - на заседании Мосгорсуда два года назад, вскоре после ареста, полковник МВД Дмитрий Захарченко призывал помнить о презумпции невиновности и верховенстве закона. При этом он так и не смог объяснить происхождение наличных долларов и евро ($120 млн и 2 млн евро), найденных в квартире его сестры в ЖК «Квартал Шуваловский».

Пока Захарченко предъявлены обвинения в получения взяток на $800 тыс., 7 млн рублей и еще на 3,5 млн рублей в виде дисконтной карты ресторана «Ля Маре». Все эти эпизоды не имеют отношения к подрядчикам РЖД. Это те эпизоды, которые было проще всего доказать, говорит один из собеседников The Bell. Теперь против полковника могут быть выдвинуты новые обвинения.

Наталья Телегина (для The Bell), Антон Баев

Расследование дела бывшего главы Управления «Т» ГУЭБиПК МВД Дмитрия Захарченко и проверка его окружения могут закончиться новыми уголовными делами в других регионах. Чекисты полагают, что полицейский-миллиардер не забыл протекцию, которую ему в своё время оказал высокопоставленный ростовский железнодорожник Виктор Харченко, и оберегал его бизнес. Как выяснилось, глава строительной «дочки» РЖД организовал на юге России семейную корпорацию, которой достаются самые выгодные госконтракты - почти на 1 млрд рублей за последние два года. Оперативники подозревают, что Харченко как госзаказчик одобрял заявки семейных фирм, а его протеже Захарченко прикрывал все эти теневые схемы и решал вопросы с силовиками.

Семейный подряд

Виктор Харченко, который отправил Захарченко в Москву и помог ему связями, до сих пор руководит южным филиалом «РЖДСтроя» - Строительно-монтажным трестом (СМТ) №6. Теперь это костяк его семейной бизнес-империи: там работают его сыновья, сноха, свояк. Остальные родственники также пристроены в фирмах, работающих с корпорацией «РЖД». Филиал сам занимается стройкой в Южном федеральном округе (ЮФО) и даёт заработать «своим» фирмам.

По данным оперативников, семейный бизнес работает так: две-три фирмы, подконтрольные родственникам Харченко, выставляются на гостендеры, а одна из них делает суперпредложение.

На первый взгляд всё чисто: фирмы создают конкуренцию и постепенно снижают цену, обеспечивая победу одной из них. С этой фирмой и заключается госконтракт от имени структур РЖД, - рассказал Лайфу источник в спецслужбах.

Иногда среди участников попадались и компании, не связанные напрямую с семьёй Харченко, но и они управлялись людьми, которые раньше работали в фирмах семейного клана.

Если посмотреть прошедшие тендеры, у них есть общие детали. Так, конкурс обычно проводился в форме запроса котировок, когда претенденты объявляют свою цену на выполнение работ или услуг. Запросы котировок часто шли не от головной компании «РЖДСтрой», а от СМТ № 6, где рулили делами Харченко и его семья.

Такие схемы должны были привлекать внимание контролирующих и правоохранительных органов, однако, как считают оперативники ФСБ, тут к делу подключался влиятельный «решальщик» Захарченко. Благодаря его связям в МВД, среди высокопоставленных чиновников в Москве и в регионах Харченко и его семейный бизнес в ЮФО никто не трогал. По мнению чекистов, полицейский мог получать за это долю от «освоенных» госконтрактов.

Удачной охоты

Костяком бизнес-империи Харченко было охотхозяйство в Ростовской области под названием «Частный охотничий клуб» (ЧОК). Его руководитель - Антон Викторович Харченко, младший сын главы семейного клана. Совладельцы - он и его отец. Раньше совладельцами были старший сын Харченко, Дмитрий, и свояк Руслан Машкин. Сейчас Машкин работает заместителем директора в СМТ № 6.

Клуб на первый взгляд был создан для одноимённой деятельности - охоты, отлова и отстрела диких животных. Но это было лишь формальностью. На самом деле клуб был учредителем различных компаний, которые и охотились на выгодные госконтракты на железных дорогах. В разное время ЧОК владел компаниями «Каскад», «Новороссийская транспортная компания». Эти фирмы, а также «НТП РСК-Дон» в 2016-м году заключили с «РЖДСтроем» контракты на 644 млн рублей. В 2015-м - на 95 млн.

Подряды в основном были связаны с реконструкцией платформ и вокзалов, а также поставками различных материалов для нужд железной дороги.

Зарабатывали и на ремонте и установке заборов. Это очень выгодное дело. Когда вы едете на поезде, вы часто можете заметить заборы на станциях и вдоль полотна. Эти модульные заборы в цветах РЖД стоят миллионы рублей, и на участках Северо-Кавказской железной дороги большая часть заборов поставлена силами «семейного подряда» или его бизнес-партнёров, - добавил источник Лайфа.

Наиболее активным игроком была фирма «Каскад», которая в 2016-м заключила с РЖД контрактов почти на полмиллиарда рублей. К ней у чекистов теперь есть особый интерес.

Эта фирма уже фигурирует в материалах дела Захарченко, а значит, контракты этой фирмы тоже будут проверяться, - рассказал Лайфу источник в спецслужбах.

Сейчас «Каскад» напрямую не связан с семьёй железнодорожника: теперь ей владеет некий Вячеслав Гузев. В 2011 году фирма была учредителем компании «ЮМТ», которая торгует бетоном. Последней через фирму «Рябинушка» владеет уже сам Харченко вместе со своей женой Татьяной.

Источник также сообщил Лайфу, что в материалах дела Захарченко теперь упоминается и «НТП РСК-Дон». С Харченко она была опосредованно связана через «Югмехтранс».

«Югмехтранс» и «Новороссийская транспортная компания» регулярно мелькают в тендерах, но побеждают редко. Их роль может сводиться как раз к игре на цене. Следователи сейчас внимательно проверяют все госконтракты с фирмами родственников Харченко и обстоятельства их заключения.

По мнению экспертов, такая схема семейного бизнеса на господрядах должна привлечь внимание следователей.

Если в тендерах участвуют фирмы, подконтрольные родственникам заказчика, это сделка с заинтересованностью, однозначно. Если даже фирмами руководили бывшие деловые партнёры заказчика или его друзья, то это будет равнозначно, - рассказал Лайфу член президиума «Национального антикоррупционного комитета», адвокат Павел Зайцев.

Однако, по его мнению, доказать нарушение закона будет не просто.

Чтобы собрать материалы для уголовного дела, нужно доказать, что заказчик и исполнитель были связаны или предварительно договаривались между собой. Для этого нужна оперативная разработка - показания свидетелей, прослушка, - рассказал Зайцев. - Обычно спецслужбы для этого ищут сотрудников предприятия, уволенных по отрицательным мотивам, которые не будут молчать, а будут заинтересованы рассказать всю правду, чтобы отомстить бывшему руководителю.

Миллиардер на все времена

В деле «крестника» Харченко - экс-главы Управления «Т» ГУЭБиПК Дмитрия Захарченко - также появились новости. Следователи подбили счета, и теперь получилось, что у полицейского нашли наличность и различные активы на сумму в 31 млрд рублей. Сумма эта сложилась из банковских счетов, наличности, найденной в домах и в машине, а также из стоимости его квартир.

Полковник Дмитрий Захарченко был задержан 10 сентября 2016 года. Его обвиняют по статьям «Злоупотребление должностными полномочиями», «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования» и «Получение взятки». Своей вины не признаёт и говорит, что не имел отношения к миллиардам. При этом на суде Захарченко заявил, что готов помочь следствию.

А недавно у начальника Захарченко, руководителя ГУЭБиПК генерал-майора Евгения Курносенко нашли квартиры и особняки на 160 млн рублей.

Получила новые подтверждения. Благодаря сотрудникам Федеральной резервной системы США удалось проследить путь, проделанный изъятыми банкнотами: из Америки они поступали в два российских банка, связанных с группой бизнесменов, долгие годы осваивавших миллиардные подряды структур РЖД. Опасения относительно того, что американская сторона откажется сотрудничать с российским следствием, не оправдались. Вполне вероятно, что эта сумма была подготовлена для отправки в Швейцарию, где перед этим открыл счета отец Захарченко.

Ранее уже сообщалось о том, что со железнодорожным ведомством Дмитрий Захарченко мог быть связан через главу строительно-монтажного треста № 6 РЖД Виктора Харченко , который в своё время помог бывшему налоговому полицейскому из Ростова связями в Москве.

Сыщики подозревают, что изъятые деньги - «доля» Захарченко и ряда его младших коллег из МВД за покровительство тем самым железнодорожным подрядчикам-банкирам. Потом наличность полковника возвращалась в банки, только уже частями и в виде депозитов, оформленных на частных лиц. Вкладчиками были люди, подконтрольные Захарченко.

По данным оперативников, летом 2016 года полковник почувствовал, что у фирм, от которых ему приходили деньги, начались неприятности, да и самим им заинтересовались представители ФСБ. Как рассказал источник агентства, Захарченко решил снять все средства с депозитов, затем при помощи некоего «обнально-конвертного финансового канала» перевести капиталы в Швейцарию.

Для этих целей туда вылетал отец полковника - Виктор Захарченко, который открыл в данной стране несколько счетов. Это подтвердил ответ на официальный запрос следствия. Более того, швейцарцы сообщили, что Захарченко-старший ранее открывал другие счета - как на себя лично, так и на несколько фирм, однако с правом личного управления счетами. Через эти счета в общей сложности прошло более €300 млн.

Задуманный полковником план быстро реализовать не удалось, Захарченко стало понятно, что за ним ведется наблюдение. После этого гигантскую сумму, хранившуюся в квартире, записанной на его сводную сестру, было решено в срочном порядке распределить по разным банкам в качестве депозитов частных лиц. Когда подконтрольные полковнику люди начали «партиями» по $15-20 млн вновь относить средства в банки, Захарченко задержали.

У оперативников есть данные, что в «крышевании» фирм, «сидевших» на деньгах РЖД, помимо Захарченко принимала участие группа представителей правоохранительного блока. Сейчас выясняется, являлась ли изъятая исключительно долей Захарченко, или же была «общаком» ряда силовиков.

Что касается владельцев двух банков, куда поступили средства для Захарченко, и фирм, работавших с деньгами РЖД, то большинство из них, по версии источников, сейчас находятся за границей.

Ранее сообщалось о судьбе € 14,695 млн из состояния Захарченко. Еще летом 2016 года полковник (тогда он был на свободе) передал эту сумму одной своей близкой знакомой наличными, сообщил «Росбалту» источник в правоохранительных органах. Как выяснилось в ходе расследования, девушка 2 и 4 августа разместила эту сумму двумя траншами на своем лицевом счете в одном из столичных банков, а затем сразу конвертировала в доллары. Получившиеся $16,404 млн знакомая полковника перевела на депозит в этом же банке.

Девятого сентября 2016 года Захарченко был задержан сотрудниками ФСБ. А уже 12 сентября дама закрыла вклад и забрала всю сумму наличными. 12 сентября девушка передала деньги своей близкой подруге Анастасии Горшковой , которая, открыв в столичном банке два счета на свое имя, разместила на них $1,154 млн и $15 млн. Примечательно, что обе женщины официально числятся неработающими.

Узнав об этих финансовых операциях, оперативники проинформировали о них следователей. Опасаясь, что деньги могут быть в любой момент сняты из банка, ГСУ СК по Москве приняло решение о наложении на них ареста.

Как следует из архива агентства «Руспрес» , в РЖД развернулась масштабная зачистка кадров, пришедших в компанию при Владимире Якунине. В частности, расследуется резонансное дело Бориса Ушеровича и Валерия Маркелова , тесно связанных с «солнцевской» преступной группировкой, которых трудоустроил в компанию советник Якунина Андрей Крапивин. Они обвиняются в создании разветвленной преступной схемы из фирм-однодневок, введенных в список реальных подрядчиков, которая за годы своей деятельности похитила у государственного перевозчика миллиарды рублей. Со сменой руководства РЖД вряд ли стоит ожидать серьезной борьбы с коррупцией - теперь вместо коррупционеров Якунина схемами управляют такие же коррупционеры от Аркадия и Бориса Ротенбергов. Сам глава РЖД Олег Белозеров считается членом группы Ротенбергов, занявшим пост именно благодаря двум братьям-предпринимателям, заинтересованы в получении железнодорожных подрядов.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»