Машиностроение мира. Экспорт продукции машиностроения

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Отправить другу

Россия

Беларусь

Казахстан

Все страны ТС в 2007-2012 годах оставались нетто-импортерами продукции машиностроения. И в России, и в Беларуси, и в Казахстане зависимость от импорта машиностроительной продукции за рассматриваемый период увеличилась. Так, российский машиностроительный экспорт с 2006 по 2012 год вырос на 29%, а импорт на 123%. В РБ темп прироста экспорта составил 85%, импорта 96%. В РК экспорт вырос на 4%, в то время как импорт на 30%.

Большая часть экспорта машиностроительной продукции стран региона в 2012 году приходилась на Россию $16.6 млрд. Беларусь экспортировала продукции машиностроения на сумму $6.8 млрд, а Казахстан на сумму $0.7 млрд. Экспорт Армении, Кыргызстана и Таджикистана на фоне совокупного машиностроительного экспорта республик ТС почти незаметен.

Доли экспорта продукции машиностроения в совокупном экспорте товаров во всех странах региона, кроме Беларуси, невелики не превышают 5%. В РБ такая продукция в 2012 году составила 16.9% экспорта товаров. Напротив, доли импорта машиностроительной продукции в импорте товаров значительны во всех рассматриваемых субъектах: наименьшую долю имели Беларусь и Армения 18.8%, наибольшую-Россия 49.9%, где продукция машиностроения является крупнейшей статьей импорта товаров.

Россия
В 2012 году чистый экспорт машиностроительной продукции РФ составил -$135.8 млрд. Иными словами, Россия гораздо больше ввозила машин и оборудования, чем вывозила. При этом она была нетто-импортером по всем рассматриваемым видам экономической деятельности разной степени дезагрегации. Более того, почти по всем видам деятельности импорт во много раз превышал экспорт. Что касается российского экспорта машиностроительной продукции, то из $16.6 млрд 21.1% приходилось на оборудование, 31.3% на электрооборудование и 47.6% на транспортные средства. Самыми крупными статьями экспорта были летательные аппараты $3.1 млрд, электронные компоненты и аппаратура для радио, телевидения и связи $2 млрд, и электрические машины и оборудование $1.7 млрд.

Из $152.4 млрд российского импорта продукции машиностроения по 35.2% пришлось на производство оборудования и производство транспортных средств, доля электрооборудования составила 31.3%. Крупнейшими статьями импорта стали легковые автомобили $18.7 млрд, электронные компоненты и аппаратура для радио, телевидения и связи $18.2 млрд, электрооборудование $11 млрд, оборудование для добычи полезных ископаемых и строительства $6.3 млрд, летательные аппараты $5.8 млрд, оборудование для сельского хозяйства $5.6 млрд.

РФ обладает существенным потенциалом импортозамещения. Это связано со значительным спросом на продукцию машиностроения, который сейчас во многом удовлетворяется за счет импорта. Причем все последние годы частота закупок импортной техники российскими предприятиями росла, превысив в 2012-м частоту закупок машин и оборудования производства РФ.

В кратко и среднесрочной перспективе можно ожидать, что рост внутреннего спроса на продукцию автомобилестроения и товары длительного пользования продолжится, так как насыщенность рынков этой продукцией еще далека от показателей, характерных для наиболее развитых стран. Помимо этого, достижение максимальной загрузки имеющихся мощностей практически во всех отраслях промышленности в середине 2000-х годов увеличило спрос на продукцию станкостроения, это еще одно потенциальное направление роста российского машиностроения.

Правда, по многим позициям растущий спрос на машиностроительную продукцию удовлетворяется почти полностью за счет зарубежных поставок. Поэтому реализация имеющегося потенциала импортозамещения зависит от того, как быстро пойдет процесс обновления машиностроительного оборудования. Пример некоторых отраслей, в частности автомобилестроения, показывает, что модернизация производства при условии существования стабильного платежеспособного спроса и создании относительно небольших преференций для инвесторов может произойти за довольно короткий срок. Главным источником финансирования инвестиций в основной капитал машиностроения способны стать накопленные в течение периода экономического роста ресурсы. Последнее, впрочем, потребует специальных усилий со стороны государства по облегчению и удешевлению доступа к источникам финансирования.

Потенциал увеличения экспорта российской машиностроительной продукции ограничен. Во-первых, растущий внутренний спрос и потребительский, и инвестиционный будет поглощать большую часть прироста выпуска товаров и не даст заметно нарастить экспортные поставки. Во-вторых, при существующем технологическом отставании от развитых стран сложно прогнозировать значительное увеличение спроса на продукцию российского машиностроения на мировом рынке. Сейчас почти по всем товарным группам импорт во много раз превосходит экспорт. Это свидетельствует о слабой востребованности российской продукции на мировом рынке, а быстрое завоевание позиций на нем даже при росте качества товаров вряд ли возможно.

Беларусь
Чистый экспорт Беларуси в 2012 году был равен -$1.8 млрд, а стоимость импорта сопоставима со стоимостью экспорта. Беларусь нетто-импортер оборудования. По большинству позиций импорт хотя и превосходил экспорт, но их значения были сопоставимы, а в «производстве машин и оборудования для сельского хозяйства» экспорт превысил импорт почти в четыре раза. В производстве транспортных средств страна является нетто-экспортером продукции, причем здесь превышение экспорта над импортом достигается главным образом за счет чистого экспорта грузовых автомобилей. По двигателям внутреннего сгорания, легковым автомобилям и железнодорожному подвижному составу белорусский импорт превышает экспорт.

Из $6.8 млрд машиностроительного экспорта РБ 47.1% приходилось на оборудование, 17.6% на электрооборудование и 35.3% на транспортные средства. Крупнейшие экспортные группы: машины и оборудование для сельского хозяйства $1.8 млрд, грузовые автомобили $1.4 млрд и электрооборудование $0.6 млрд. Самыми крупными импортными позициями в стране в 2012 году оказались электрооборудование $1 млрд, электронные компоненты и аппаратура для радио, телевидения и связи $0.8 млрд, легковые автомобили $0.6 млрд, двигатели внутреннего сгорания для автомобилей и машины и оборудование для сельского хозяйства по $0.5 млрд.

Беларусь зависит от зарубежных поставок очень широкого набора машиностроительных товаров. В 2012 году отрицательное сальдо по внешнеторговому обмену такими товарами де-факто уменьшило потенциальный ВВП республики на 17.6% это наибольший показатель в странах региона.

Казахстан
Торговый баланс продукции машиностроения РК в 2012 году составил $13.2 млрд. Казахстан, как и Россия, является нетто-импортером данной продукции по всем рассматриваемым видам экономической деятельности. Экспорт машиностроительной продукции республики был равен $0.7 млрд, из них $0.35 млрд составила стоимость экспортируемого оборудования, $0.29 млрд электрооборудования, $0.06 млрд транспортных средств. Крупнейшими статьями импорта РК в 2012 году были электронные компоненты, аппаратура для радио, телевидения и связи $1.8 млрд, электрические машины и электрооборудование и железнодорожный подвижной состав по $1.5 млрд.

Экономика республики в ближайшие годы, согласно прогнозам, будет динамично развиваться. Следовательно, возрастет спрос на машиностроительную продукцию. Но объемы выпуска казахстанского машиностроения сейчас относительно невелики, и оно в любом случае не в состоянии удовлетворить спрос местных потребителей. Поэтому массовое импортозамещение в условиях растущей экономики в Казахстане маловероятно и, более того, оно по многим позициям нецелесообразно, так как для создания новых машиностроительных отраслей требуются огромные ресурсы.

Экспорт продукции машиностроения РК невелик в 2012 году он был равен 0.4% ВВП, наименьший показатель в странах ЕЭП и ориентирован на российский рынок. Трудно ожидать его многократного увеличения, но по некоторым товарным группам, подшипники, электрооборудование, учитывая создание Единого экономического пространства, можно прогнозировать определенный рост экспортных потоков.

Все страны, традиционно считающиеся развитыми в плане машиностроения, имеют долю машиностроительной продукции в структуре экспорта не менее 15%. Конечно, ряд развивающихся стран также имеет значительную долю машиностроения в своём экспорте. Однако является фактом, что ни одна страна с развитым (в нормальном понимании) машиностроением не имеет этот показатель ниже 15%.

Данная статья служит дальнейшим продолжением исследования мирового машиностроения в каждой отдельно взятой стране. Теперь рассматривается не только экспорт, но и импорт и внутреннее производство выбранных стран.

Целевыми индикаторами являются:

1. Доля импорта в ресурсах машиностроения. Рассчитывается по классической схеме без учёта экспорта:

100% х (И)

П+И

где И – размер импорта машин и оборудования в используемых денежных единицах;

П – объём собственного машиностроительного производства внутри страны в используемых денежных единицах.

Чтобы оценить зависимость от импорта, нужно прояснить один момент. Импорт станков в той или иной мере есть в любой стране, даже самой развитой. Как то: Японии или Германии. При этом будет глупостью сказать, что Германия или Япония – зависящие от импорта станков страны. Традиционно балансы товарных ресурсов рассчитывают долю импорта в потреблении как отношение импорта к видимому потреблению (включая запасы) без учёта экспорта, экспорт же указывается отдельно. Поэтому у нас в России есть известная доля импорта в потреблении нефти, леса и т.д., которую можно проследить по балансам. Но такой подсчёт не очень наглядно отражает настоящее состояние зависимости от импорта некоторого ресурса, поскольку не учитывает его экспорт. Данный подход представляется не очень логичным в случае со станкостроением Японии или Германии. На мой взгляд, корректнее использовать показатель сальдо торговли, а не значение импорта. И для оценки зависимости от импорта нужно рассчитывать отношение сальдо торговли продукцией станкостроительной индустрии к её видимому потреблению.

Видимое потребление в таком случае – это простой математический расчёт, исходя из данных статистики: производство плюс импорт минус экспорт. Правда, при таком расчёте отдельно не учитываются запасы на начало/конец года, поскольку их неоткуда узнать для случая со станками. Но вряд ли запасы велики по сравнению с потреблением, и исключение их из расчётов не могут таким образом внести сколь-нибудь существенную ошибку. К тому же запасы формируются в том числе и за счёт импорта, что балансы товарных ресурсов не отражают.

Расчёт ведётся по формуле:

100% х (И-Э)

П+И-Э

где И – размер импорта продукции машиностроения в используемых единицах;

Э – размер экспорта продукции машиностроения;

П – объём собственного машиностроительного производства внутри страны.

Читатели вольны выбрать наиболее подходящий по их мнению вариант для сравнения. Однако, мне видится, что второй метод более подходит для реального описания ситуации, поскольку учитывает сразу и производство, и внешнюю торговлю. Логично, что первый показатель всегда больше 0%, а второй – может принимать как положительные, так и отрицательные значения (отрицательное – когда экспорт превышает импорт). Чем меньше каждый из показателей – тем конкурентоспособнее может считаться машиностроительная отрасль выбранного государства.

По возможности используется национальная статистика исследуемых стран, а не данные международных организаций. При наличии выбора предпочтение отдаётся расчётам в собственной валюте государств. В случае необходимости перевод национальных валют в доллары осуществлён по данным http://freecurrencyrates.com/ru/ ,http://www.exchangerates.org.uk/ , http://ru.investing.com/currencies/ а также по данным национальной статистики исследуемых стран. Например, для России внутреннее производство приводится в рублях, внешней торговли – в долларах. Перевод долларов в рубли осуществлён на основании среднего геометрического курса доллара по данным ЦБ за каждый год .

1. Доля импорта в ресурсах машиностроения

Рисунок 1 – доля импорта в ресурсах машиностроения стран мира (отношение размера импорта к сумме внутреннего производства и импорта), %

Таблица 1 - доля импорта в ресурсах машиностроения стран мира (отношение размера импорта к сумме внутреннего производства и импорта), %

пустые клетки - нет данных

Условно по доле импорта в ресурсах машиностроения страны мира можно разделить на несколько категорий в таблице 2:

Характеристика

Страны, входящие в категорию

Относительно независимые от ввоза машиностроительной продукции страны

Доля импорта менее 30%

Германия, Япония, Китай, Бразилия

Страны со средней долей импорта в ресурсах

Доля импорта 30-50%

Россия, Франция, Великобритания, США, Италия, Дания, Иран, Финляндия, Израиль, Польша

Зависимые от импорта машин страны

Доля импорта 50-70%

Украина, Канада, Ирландия, Нидерланды, Австралия, Белоруссия, Сингапур

Полностью или почти полностью импортозависимые страны

Доля импорта более 70%

Норвегия, Монголия, Греция, Грузия, Киргизия, Армения, Саудовская Аравия, Казахстан

В список «лидеров» попала совсем не прославившаяся машиностроением Бразилия, что довольно неожиданно. А немного не дотянувший до «лидеров» Иран очевидно в силу санкций просто не может совершать значительные закупки машин и оборудования.

Данный расчёт не учитывает реэкспорт и вовлечённость стран в международные технологические цепочки (не учитывается экспорт). Поэтому, например, Сингапур попал один ряд с Украиной. А Россия – с Финляндией и Италией.

2. Отношение сальдо торговли (импорт минус экспорт) к видимому потреблению (производство плюс импорт минус экспорт)

Более объективно (с моей точки зрения) ситуацию отражают рисунок 2 и таблица 3. Они кроме импорта учитывают и размер экспорта продукции – т.е. востребованность машиностроительной продукции каждой страны на мировом рынке, а также участие стран в международном разделении труда. Отрицательные величины на рисунке и в таблице означают, что экспорт машин превышает их импорт. И чем меньше показатель, тем больше экспорт превалирует над импортом. И тем более конкурентоспособной может считаться продукция машиностроительной отрасли данной страны на мировом рынке.

Рисунок 2 – отношение сальдо торговли (импорт минус экспорт) к видимому потреблению (производство плюс импорт минус экспорт), %

Таблица 3 - отношение сальдо торговли (импорт минус экспорт) к видимому потреблению (производство плюс импорт минус экспорт), %

пустые клетки - нет данных

По отношению сальдо торговли (импорт минус экспорт) к видимому потреблению страны мира можно разделить на несколько категорий в таблице 4:

Характеристика

Страны, входящие в категорию

Страны с избыточной обеспеченностью машиностроительной продукцией, крупные производители и экспортёры конкурентоспособной продукции - экспорт значительно превышает импорт (отмечены в таблице синим и голубым)

20% и менее

Германия, Япония, Польша, Сингапур

Крупные производители и экспортёры конкурентоспособной машиностроительной продукции; обеспеченность также избыточная - экспорт превышает импорт (отмечены в таблице тёмно-зелёным)

Франция, Китай, Италия, Нидерланды, Финляндия

Страны с конкурентоспособным машиностроением, почти обеспечивающим внутренние потребности; импорт незначительно превышает экспорт (отмечены светло-зелёным)

Великобритания, США, Бразилия, Дания, Израиль

Страны недостаточно конкурентоспособным машиностроением (импорт заметно превышает экспорт). В таблице отмечены жёлтым

Украина, Канада, Иран, Белоруссия

Страны с малоконкурентоспособным машиностроением, импорт значительно превышает экспорт. Оранжевый цвет в таблице

Россия, Ирландия, Австралия

Страны с неконкурентоспособным машиностроением (красный цвет)

Норвегия, Казахстан

Страны с почти отсутствующим машиностроением. Критическая зависимость от импорта (тёмно-красный цвет)

Монголия, Греция, Грузия, Киргизия, Армения, Саудовская Аравия

Как видно, второй подход определил Сингапур вместо середины списка машиностроителей на 1-е место. Список «лидеров» покинула Бразилия. Перемещения остальных стран не так заметны.

Результаты в основном получились ожидаемыми. Ситуация с Ираном ясна – в силу санкций, вероятно, нельзя закупать больше. Поэтому импорт машиностроительной продукции не столь велик по сравнению с внутренним производством. Довольно высокая позиция Бразилии вызывает некоторое недоумение, поскольку она никогда не считалась сколько-нибудь значимым производителем в мировом машиностроении. Однако до начала бразильского кризиса страна занимала 8-9 место в мире по потреблению станкостроительной продукции (см. , табл. 1), что объясняет ситуацию.

За исследуемый период (2000-2014) больших успехов в импортозамещении и продвижении своей продукции на внешние рынки в машиностроительной области достигли: Германия, Нидерланды, Китай, Польша. Лидер – Польша (24% в 2000; - 20,36% в 2014).

Напротив, в следующих странах машиностроение теряло конкурентоспособность на внутреннем и (или) мировом рынках: Россия, Канада, Ирландия, Финляндия, Белоруссия. «Лидер среди аутсайдеров» - Ирландия (- 25,64% в 2001; 38,95% в 2014).

В остальных странах, попавших в обзор, изменения были не столь заметны.

По экспорту машиностроение РБ занимает 2 место после ТЭК.

По итогам 2003 года предприятия увеличили общий объем экспорта на 22%. При этом поставки в Россию выросли на 18%, в другие страны СНГ увеличение объема экспорта составило около 30%. По итогам года положительное торговое сальдо по министерству промышленности составило более 1 миллиарда долларов.

Тенденции прошедшего года свидетельствуют об опережающем росте поставок промышленной продукции в другие страны СНГ по сравнению с Россией, отметил он. По его данным, в 2003 году значительно увеличен объем экспорта в Украину, которая охотно покупает белорусские двигатели, тракторные машинокомплекты и др. По мнению Геннадия Свидерского, в белорусской промышленности наиболее конкурентоспособной является такая структурообразующая отрасль, как машиностроение, где выпускается автомобильная и тракторная техника. «В СНГ такого объема производства и сменяемости моделей автомобильной техники не имеет ни один производитель. Сейчас может производиться более 500 моделей под заказ с индивидуальными требованиями по грузоподъемности, проходимости и другим техническим характеристикам», - сказал заместитель министра. Аналогичная ситуация и в тракторостроении, где наряду с традиционными заказами для сельского и коммунального хозяйства появились модели с навесным деревообрабатывающим оборудованием, производящие распиловку леса, его заготовку, погрузку и другие операции.

В нашей республике этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

В настоящее время машиностроительный комплекс РБ находится в глубоком кризисе, который не мог не сказаться на экспортном потенциале отрасли. Общее снижение экспортных возможностей машиностроения вызвано как внешними, так и внутренними факторами:

внешние факторы - разрушение предметной специализации в рамках бывшего СССР, а также изменение соотношения цен производителей на продукцию сырьевых и обрабатывающих отраслей.

Внутренние факторы - низкая, по сравнению с зарубежными аналогами, конкурентоспособность продукции, а также неготовность к активной деятельности в области мониторинга рынков, маркетинга и обслуживания техники в сфере эксплуатации.

Продукция республиканского машиностроения экспортируется в 48 стран мира.

Приоритетными направлениями экспорта отрасли принадлежат странам Азиатско-Тихоокеанского экономического содружества (Китай, Южная Корея), на них приходится 80% экспорта продукции машиностроения. Новый импульс приобрели экспортные операции со странами СНГ. На страны СНГ приходилось 25,7 млн.долл. экспорта машиностроения, что более чем в 2 раза выше уровня 2000года.

Казахстан и Украина входят в пятерку стран - крупнейших потребителей данной продукции, на них приходится соответственно 11,3 и 2,4% экспорта отрасли.

Экспорт машиностроительного комплекса в 2001 году характеризовался отличительной от большинства других отраслей положительной динамикой. Увеличение поставок на внешний рынок наблюдается практически у всех ведущих предприятий отрасли.

В 2002 году экспорт продукции машиностроения по сравнению с предыдущим годом увеличился на 31% и составил в 202,8 млн. долл.

Повышение конкурентоспособности отечественного машиностроения по сравнению с импортными аналогами по уровню цен стимулировало расширение выпуска оборудования для отраслей потребительского комплекса; 58 предприятий республики экспортировали машиностроительную продукцию в 50 стран мира.

Увеличение поставок на внешний рынок наблюдается почти практически у всех ведущих предприятий отрасли.

Машиностроение – одна из самых емких отраслей российской промышленности. Она включает в себя производство всевозможных машин, оборудования и приборов. Современное машиностроение состоит из более чем 200 подотраслей и производств. Всего в мире, в машиностроении занято более 80 млн. человек, а количество производимых индивидуальных изделий достигает 3 млн. В Российской Федерации в сфере машиностроения работает более 3.5 млн. человек.

Машиностроение является главной отраслью мировой промышленности. На мировой машиностроительный комплекс приходится около 35% стоимости всей выпускаемой в мире продукции. Главными центрами машиностроения являются США, Китай, Япония и страны Западной Европы.

В Российской Федерации объем выпуска продукции машиностроительных предприятий в 2014 году составил более 5.74 трлн. рублей. Это на 5.2% меньше чем в 2013 году. Но даже несмотря на такое падение, результат 2014 года является одним из лучших в машиностроительной отрасли. На долю машиностроения приходится около 20% объема выпуска всей обрабатывающей промышленности России.

Предприятия машиностроительного комплекса России расположены в основном в европейской части страны. Около 78% объема всей продукции выпускается в трех Федеральных округах. Лидером является Центральный Федеральный округ, предприятия которого производят около 1/3 всей продукции машиностроения. В процентном соотношении доля каждого из Федеральных округов выглядит следующим образом:

  • Центральный Федеральный округ – 31%
  • Приволжский Федеральный округ – 26%
  • Северо-Западный Федеральный округ – 21%
  • Уральский Федеральный округ – 8%
  • Сибирский Федеральный округ – 7%
  • Южный Федеральный округ – 4%
  • Дальневосточный Федеральный округ – 2%
  • Северо-Кавказский Федеральный округ – 1%

Отраслевая структура российского машиностроения состоит из трех основных отраслей:

  • Производство машин и оборудования;
  • Производство электрооборудования;
  • Производство транспортных средств.

Наибольшая доля в объеме производства в 2014 году приходится на производство транспортных средств – чуть менее 51%, что в денежном эквиваленте составляет 2 925 млрд. рублей. На долю производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования пришлось 28% или 1 611 млрд. рублей и доля производства машин и оборудования составила 21% или 1 202 млрд. рублей.

Машиностроение является одной из самых старых отраслей, оно имеет огромное значение в хозяйстве. Машиностроение обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы потребления (часы, холодильники и другую бытовую технику). В наши дни машиностроение занимает среди всех отраслей мировой промышленности первое место как по числу занятых, так и по стоимости продукции. По уровню развития машиностроения судят об уровне развития любой страны.

Отраслевой состав машиностроения очень сложен. Оно состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, точное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение, транспортное, станкостроение, автомобилестроение, локомотивостроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение.

Производство многих видов современной машиностроительной продукции требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоемки приборостроение, производство ЭВМ и другие новейшие отрасли. Эти отрасли также требуют постоянного внедрения последних достижений науки, т. е. являются наукоемкими. Размещаются такие производства в крупных городах или рядом с ними, там, где имеется много квалифицированных рабочих и инженеров, располагаются центры научных исследований, имеется развитая инфраструктура. Зато ориентация машиностроения на источники металла в эпоху НТР значительно снизилась. Машиностроение все больше становится отраслью повсеместного размещения.

Главные регионы машиностроения

На экономической карте мира можно выделить 4 основных машиностроительных региона. Первый регион - Северная Америка, где производятся практически все виды машиностроительной продукции. Второй регион - зарубежная Европа, которая производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, но также занимает важное место в производстве продукции некоторых новейших отраслей. Третий регион - Восточная и Юго-Восточная Азия, - в котором лидирует Япония, сочетающая производство продукции массового назначения с лидирующими позициями во многих новейших отраслях, дающих изделия самой высокой технологии. Относительно высокого уровня машиностроение достигло в новых индустриальных странах.

Первый регион машиностроения – Северная Америка, где производятся практически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой степени сложности.
Среди отраслей машиностроение быстрее других растут электротехническая, радиоэлектронная, самолето и ракетостроительная. Так, производство элкетронно-вычелительных машин за последние 10-15 лет увеличилась в несколько раз, и теперь США производит две третьей всех ЭВМ в Мире. Электротехнические и электронные предприятия размещаются в крупных городских агломератах, где много квалифицированной рабочей силы.

Станкостроение и производство заводского оборудования по-прежнему концентрируются в городах Приозерья и северо-восточного побережья США. Заводы Юга и Запада получают станки и оборудования с Севера.
Из отраслей транспортного машиностроения особенно большое развитие получили автомобиле и самолетостроение. Автомобилестроение – национальная отрасль промышленности США. Здесь впервые начался массовый выпуск автомобилей, и теперь каждый работающий американец производит или обслуживает автомобили. Эта отрасль отличается высокой производственной и территориальной концентрацией: большая часть заводов построено в штате Калифорния. Этот же штат занимает первое место в стране по самолето и ракетостроению.

Второй регион – зарубежная Европа.
Западная Европа является историко-географическим регионом, входящим в регион Зарубежная Европа. В мировой торговле на нее приходится около половины суммарного оборота.

«Лицом» Западной Европы в международном географическом разделении труда является промышленность, и в первую очередь ее ведущая отрасль – машиностроение. На эту отрасль приходится около одной третьей стоимости всей промышленной продукцией. Машиностроение Западной Европы представлено множеством подотраслей. Здесь выпускаются практически все виды машиностроительной продукции, особо выделяется производство станков, оптики, электроники и радиоэлектроники, автомобилей.
Экономическая и политическая погода в Западной Европе делается в ведущих странах, входящих в «большую семерку»: Германия, Франции, Великобритании, Италии; лидирующее положение среди них имеет Германия.

В международном разделении труда лицо Германия определяет, прежде всего, развитое машиностроение. Монополистическая элита страны – это концерны новых отраслей – не только автостроение, но и аэрокосмическая техника, «Фольксваген», «Сименс» (электроника), «Дойче телеком» (информационная техника) и др.

Великобритания. В самой крупной отрасли британской промышленности – машиностроении – работает одна четвертая всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около одной третьей капитала, затрачиваемого на производство транспортных средств, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на британских островах после 2-ой мировой войны. Предприятия этой отрасли, имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании. Первым крупным районам автомобилестроения стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Этому способствовало его центральное положение, которое облегчало не только получение деталей и вспомогательных материалов от расположенных вокруг многочисленных предприятий, но и сбыт готовой продукции на внутреннем и внешнем рынке – через Ливерпуль и Лондон. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Данемеге), где имелись в избытке рабочие руки.
Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения – самолетостроение. Доминирует здесь одна крупная государственная фирма – «Бритиш айрспейс».

По выпуску самолетов Великобритании уступает в зарубежном мире только США. Она выпускает около 22 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и несколько типов самолетов небольших размеров для специальных целей.
К растущим и развивающимся производствам относятся электротехника, занимающая 2-ое место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствует в электротехнике несколько крупных компаний. Продукция «тяжелой» электротехники – электромоторы, мощные генераторы, трансформаторы и турбины. Они производятся практически одной крупнейшей монополией – «Дженерал электроник», с которой слились две другие электротехнические фирмы – «Инглиш электрик» и «Ассошиэйтед электрикалиндастриз».

Особенно быстро развивается электроника. Однако число рабочих мест на предприятиях электронной промышленности растет довольно медленно. В Великобритании прочно обосновались американские корпорации электронной промышленности.

Франция. Наряду с Германия и Великобританией крупную роль в мировой экономике и международных отношениях играет Франция. Высокоразвитая промышленность этой страны занимает передовые позиции в мире в атомной энергетике, в некоторых видах транспортного машиностроения, химической промышленности. Она заметно уступает промышленности США, Япония, Германия. Крупнейшие индустриальные центры – Париж, Марсель, Гавр, Дюнкерк, Лилль, Страсбург, Нант, Тулуза.

Особое положение в Западной Европе занимают так называемые малые страны. Их всего 13 (не считая карликовых государств Лихтенштейна, Монако и др.): Австралия, Бельгия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Швейцария и Швеция. Иногда к ним относят Испанию.

Несмотря на то, что удельный вес каждой из этих стран в мировой экономике сравнительно невелик, взятые в совокупности, они представляют мощную силу. Их доля в промышленном производстве Западной Европы составляет около 30%, а во внешней торговле – 40%. Большинство из них имеет высокоинтенсивное сельское хозяйство.

Особенно внушительны позиции малых стран Европы в производстве оборудования, станкостроении, судостроении, электротехнической.

Восточная Европа включает Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Словению, Хорватию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Албанию, а также Литву, Латвию и Эстонию.
Польша – самая крупная из этих стран по экономическому потенциалу. Машиностроение здесь, достигло высокого уровня, однако, оно отличается повышенной металлоемкостью. Здесь производят машины и оборудование для промышленности, строительства и сельского хозяйства, развито также транспортное и тракторостроение. По большинству видов производимой в этой отрасли продукции Польша занимает лидирующие места в Европе. Особое место в машиностроении Польши принадлежит судостроению – отрасли международной специализации. В Польше производят суда различных типов и назначения.

Быстро развивается электротехническая промышленность, в т. ч. производство бытовой техники. Главные центры машиностроения: Варшава, Лодзь, Вроцлав, Познань, Гданьск, Быдгощ.

В Чехии (Прага, Пльзень, Брно и др.), машиностроение наиболее развито. Оно поставляет на внешний рынок станки, комплектное оборудование для предприятий, вычислительную технику, бытовые приборы и т. п.

Третий регион – Восточная и Юго-восточная Азия, в котором лидирует Япония. В него входят и «азиатские тигры», специализирующиеся прежде всего на выпуске бытовой электронике, и Китай.
Япония (столица – г. Токио) – островное государство в Тихом океане у восточных берегов Евразии. Она занимает архипелаг Японских островов, наиболее крупные из них: Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо. Япония – один из «экономических столпов» современного мира.

Свидетельства бурного роста, разносторонности и высокого технического развития японского машиностроения можно найти почти в любом уголке земного шара. Суда, построенные на японских верфях, бороздят воды всех океанов. Японские фотоаппараты, транзисторные приемники и швейные машины завоевали репутацию изделий самого высокого класса, и спрос на них на мировом рынке очень велик.

Японские автомобили, автобусы, грузовики и железнодорожный подвижной состав осуществляют перевозки на дорогах 5 континентов планеты. Электрогенераторы, сделанные в Японии, обеспечивают светом и энергией дома и промышленные предприятия в Азии, Африке, Австралии, в Северной и Южной Америке. Японское прядильное и ткацкое оборудование является базой развития текстильной промышленности во многих странах Азии и других континентов.

Производство электрических аппаратов представляет собой наиболее быстрорастущую отрасль машиностроения. Фантастически быстрый рост этой отрасли определяется тем, что для развивающейся страны нужны были мощные электроагрегаты, а также тем, что очень быстро рос спрос на бытовые электроприборы. Электрические аппараты, включая продукцию электронной промышленности, направляются на экспорт, в основном, в Северную Америку, Азию и Европу. Одним из основных достижений японского машиностроения за последние годы явился феноменально быстрый рост производства изделий электронной промышленности. Такие изделия электронной промышленности, как телевизоры, магнитофоны, радиоприемники, стереофонические радиолы составляют 46,7% общего выпуска продукции.

Китай – великое древнее государство. Современный Китай – Китайская Народная Республика (столица – г. Пекин) – занимает третье место в мире по размерам территории (9,6 млн. кв. км.) после России и Канады.
Машиностроение отличается разнообразием выпускаемой продукции, причем преобладают не специализированные, а универсальные предприятия, которые размещены рядом с крупными городами, металлургической базой и морскими портами. Уровень используемой КНР техники и технологии пока не очень высок, имеется много изношенного оборудования, все еще низка производительность труда. Однако в последние годы в результате проводимой экономической реформы КНР добилась заметных успехов в изготовлении бытовой электроаппаратуры, приборов, ЭВМ, новейших средств связи и т.д. Широкое распространение получили предприятия с привлечением иностранного капитала.

Главные центры машиностроения – Шанхай, Шэньян, Тань-цзинь, Харбин, Пекин, Лоян, Чанчунь и др.
Группа новых индустриальных стран Азии, состоит из двух «эшелонов». К первому из них было принято относить Республику Корею, Сингапур, Тайвань и Гонконг, которые из-за осуществленного ими быстрого экономического скачка стали называть четверкой «азиатских тигров» (или «драконов»). Затем их примеру последовали еще три страны – члены АСЕАН, образовавшие как бы «второй эшелон» НИС Азии, - Малайзия, Таиланд и Индонезия.

В 70-80-х гг. произошла перестройка экономики этих стран по образцу японской модели. В них возникла крупная автомобильная, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, судостроительная и особенно электротехническая и электронная промышленность; ежегодно здесь выпускают десятки миллионов радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, видеомагнитофонов.
«Экономическое чудо» этих стран объясняется как активностью местных бизнесменов, так и тем, что ТНК избрали их в качестве важной сферы приложения своих капиталов, ориентируясь, прежде всего на выгоды их ЭГП и исключительно выносливую, дисциплинированную и в то же время относительно дешевую рабочую силу. Но почти вся наукоемкая, да и другая продукция предназначена для сбыта на рынках стран Запада.

Тайвань вышел на одно из первых мест в мире по экспорту мониторов, кинокамер, швейных машин; Республика Корея – судов, телевизоров, магнитных дисков; Малайзия – кондиционеров, электронных компонентов и т. д. На внешнем рынке промышленная продукция этих стран обладает высокой конкурентоспособностью.

Четвертый регион – Содружество Независимых Государств (СНГ). Для России, Белоруссии и Украины, входящих в этот регион, машиностроение – одна из главных отраслей международной специализации.

В машиностроении Белоруссии ведущее место занимает авто и тракторостроение (Минск, Жодино, Могилёв) и станкостроение (Минск, Витебск, Гомель). Развито – приборостроение и радиоэлектроника.

Главные отрасли машиностроения Украины: тяжелое машиностроение, автомобиле -, вагоно-, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, приборостроение (Киев, Донецк, Запорожье, Днепропетровск).

Сегодня в России существует около 48 тыс. заводов машиностроительной отрасли. На российских предприятиях производят в основном отдельные детали и узлы машин и механизмов, которые поступают на головные заводы, где из них собирают уже готовые изделия. На многих машиностроительных заводах изготавливают запасные части или узлы для ремонта уже работающих машин, поломка которых совсем не редкость. Это освобождает от необходимости изготавливать на головном заводе абсолютно все детали и узлы, которые нужны для производства готовой продукции.

Машиностроение выпускает самую разную продукцию: и шагающий экскаватор весом в тысячи тонн, и почти невесомые, по сравнению с ним, ручные часы. Объём производства готовых изделий тоже разный: легковых автомобилей, например, выпускают сотни тысяч, а баллистических ракет – всего несколько штук в год.

Российское машиностроение подразделяется на энергетическое, авиационное, транспортное, сельскохозяйственное.
Энергетическое машиностроение производит различное оборудование для электростанций, а также двигатели для морских и речных судов и др. Такие гигантские и сложные изделия как паровые котлы, весом тысячи тонн и высотой с 10-ти этажный дом выпускают Белгородский, Таганрогский и Бийский котельные заводы. Турбины и генераторы, требующие труда высококвалифицированных рабочих и инженеров, и уникального оборудования производят в Санкт- Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Заводы по изготовлению реакторов для АЭС находятся в Санкт-Петербурге и Волгодонске.

Авиационное машиностроение выпускает технику самого высокого класса. Авиационная техника оснащена различными приборами, имеет электронные устройства, которые помогают управлять летчику машиной, ориентироваться в пространстве, использовать систему вооружения. В мире широко известны российские фирмы «Сухой», «Миг», «Бериев», «Туполев», «Камов», «Миль», «Ильюшин». Центры самолетостроения в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Таганроге.

Транспортное машиностроение имеет для нашей страны стратегическое значение. Производство автомобилей в отечественном транспортном машиностроении занимает первое место. В столице разместились два завода – «Москвич» и «ЗИЛ». В Поволжье – заводы-гиганты в г. Тольятти, Ульяновске, Набережных-Челнах, Горькове. Промышленные автобусы выпускают в Павлове (на Оке), вездеходы - в Заволжье и Арзамасе, самосвалы - в Саранске. Крупнейшие центры морского судостроения – Санкт-Петербург, Выборг, Северодвинск, Комсомольск-наАмуре, Астрахань. Морские и речные суда производят в Рыбинске, Зеленодольске, Волгограде, Навашине, Городце.

Сельскохозяйственное машиностроение ориентированно на производстве техники для больших коллективных хозяйств (колхозов). В России много тракторных заводов, которые производят почти все известные типы тракторов. Самые мощные колесные тракторы «Кировец» изготовленные на Кировском заводе в Санкт-Петербурге, а самые маленькие – во Владимире.
Ведущее место в электронном машиностроении принадлежит Москве и московской области, Зеленограду, Санкт-Петербургу, Пскове, Новгороде, Саратов, Уфа, Пермь, Ижевск, Новосибирск, Красноярск, Владивосток.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»