Маяковский татьяне яковлевой. Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

5 381 0

Лирика Владимира Маяковского весьма своеобразна и отличается особой оригинальностью. Дело в том, что поэт искренне поддерживал идеи социализма и считал, что личное счастье не может быть полным и всеобъемлющим без счастья общественного. Эти два понятия настолько тесно переплелись в жизни Маяковского, что ради любви к женщине он никогда не предал бы родину, а вот наоборот мог поступить очень даже легко, так как не представлял свою жизнь за пределами России. Конечно, поэт часто критиковал недостатки советского общества с присущей ему резкостью и прямолинейностью, однако при этом считал, что живет в самой лучшей стране.

В 1928 году Маяковский побывал за границей и познакомился в Париже с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, которая в 1925 году приехала в гости к родственникам и решила остаться во Франции навсегда. Поэт влюбился в красавицу-аристократку и предложил ей вернуться в Россию на правах законной супруги, однако получил отказ. Яковлева сдержанно воспринимала ухаживания Маяковского, хотя и намекала на то, что готова выйти замуж за поэта, если он откажется возвращаться на родину. Страдая от неразделенного чувства и от осознания того, что одна из немногих женщин, которая так хорошо его понимает и чувствует, не собирается расставаться с Парижем ради него, Маяковский вернулся домой, после чего отправил избраннице стихотворное послание – резкое, полное сарказма и, в то же время, надежды.

Начинается это произведение с фраз о том, что любовная горячка не может затмить чувства патриотизма, так как «красный цвет моих республик тоже должен пламенеть», развивая эту тему, Маяковский подчеркивает, что не любит «парижскую любовь», а точнее, парижских женщин, которые за нарядами и косметикой умело маскируют свою истинную сущность. Вместе с тем, поэт, обращаясь к Татьяне Яковлевой, подчеркивает: «Ты одна мне ростом вровень, стань же рядом с бровью бровь», считая, что коренная москвичка, прожившая во Франции несколько лет, выгодно отличается от жеманных и легкомысленных парижанок.

Пытаясь уговорить избранницу вернуться в Россию, без прикрас рассказывает ей о социалистическом быте, который Татьяна Яковлева так упорно пытается вычеркнуть из своей памяти. Ведь новая Россия – это голод, болезни, смерть и нищета, завуалированная под равноправие. Оставляя Яковлеву в Париже, поэт испытывает острое чувство ревности, так как понимает – у этой длинноногой красавицы и без него хватает поклонников, она может позволить себе ездить в Барселону на концерты Шаляпина в обществе таких же русских аристократов. Однако, пытаясь сформулировать свои чувства, поэт признается, что «я не сам, а я ревную за Советскую Россию». Таким образом, Маяковского гораздо сильнее гложет обида за то, что лучшие из лучших покидают родину, чем обычная мужская ревность, которую он готов взнуздать и смирить.

Поэт понимает, что кроме любви, он ничего не может предложить девушке, которая поразила его своей красотой, умом и чуткостью. И он заранее знает, что получит отказ, когда обращается к Яковлевой со словами: «Иди сюда, на перекресток моих больших и неуклюжих рук». Поэтому финал этого любовно-патриотического послания наполнен едкой иронией и сарказмом. Нежные чувства поэта трансформируются в злость, когда он адресует избраннице достаточно грубую фразу «Оставайся и зимуй, и это оскорбление на общий счет нанижем». Этим поэт хочет подчеркнуть, что считает Яковлеву предательницей не только по отношению к себе, но и к родине. Однако этот факт нисколько не остужает романтического пыла поэта, который обещает: «Я все рано тебя когда-нибудь возьму – одну или вдвоем с Парижем».

Красивых женщин на свете много, они озаряют своим нежным светом каждую эпоху и все страны. Распоряжаются своей внешностью они по-разному. Одни рады семейному счастью и посвящают всю жизнь одному мужчине, которого любят и уважают, растят с ним детей и делят радости и горести до часа смертной разлуки. Другие, подобно бабочкам, порхают от одного «цветка» к другому. Иногда такой извилистый полет оканчивается благополучно, но далеко не всегда. Татьяна Алексеевна Яковлева, нашедшая свое упокоение в Коннектикуте, США, не относилась ни к первым, ни ко вторым. Она превратила свою красоту в талант, став профессиональной музой.

Кто она?

"Кем была эта женщина и что в ней такого выдающегося?" - спросит наш современник. И будет прав в своих сомнениях. Ну да, знакомства она водила среди знаменитостей, с дружила, принимала знаки внимания от Шаляпина, с Прокофьевым, случалось, музицировала в четыре руки, шляпки ее изготовления носили Эсти Лаудер и Эдит Пиаф (но это уже позже, в Америке).

О ней в нашей стране вряд ли кто узнал бы и сегодня, если бы Татьяна Яковлева и Маяковский не были связаны отношениями, выходящими за рамки дружбы. Обстоятельства жизни и смерти главного пролетарского поэта исследовались самым тщательным образом, хотя не вся информация подлежала широкому разглашению. В 1928 году он посетил Париж, о котором даже написал, что хотел бы здесь жить и умереть, если бы… О том, что произошло тогда в этом городе, теперь стало известно.

Роль Бриков

Их познакомила сестра Лили. Об отношениях поэта с семьей Брик написано немало. Они были не просто странными, даже в наш век вседозволенности их, скорее всего, сочли бы извращенными. Влияние Лили Брик на Маяковского многие считали чудовищным, сам он страдал и все никак не мог освободиться. Оказавшись за границей, пролетарский труженик увлекся американкой Элли Джонс, которая от него забеременела, а потом и родила дочку. В том, чтобы эту связь пресечь, заинтересованными оказались слишком многие, от самой «Брички» (сестра действовала в ее интересах) до товарищей, занимавших в Москве самые высокие кремлевские кабинеты. Дополнительно у Эльзы были свои мотивы отвлечь поэта от назойливой миссис Джонс. Дело в том, что во время своего пребывания в Париже Владимир Владимирович щедро тратил свои гонорары, чем существенно поправил финансовое состояние сестры Лили Брик, а заодно и Луи Арагона, ее друга.

Выдающийся дядя

Родилась она в Санкт-Петербурге в 1906 году. О графских титулах или старинном боярском происхождении нам ничего не известно, из чего можно сделать вывод о том, что ни того ни другого не было. Брат отца был художником. Интересно то, что он стал одним из родоначальников дизайна, не только русского, но и вообще. Именно он помогал мсье Ситроену придавать эстетичный вид автомобилям, которые только начали строить во Франции. Собственно, именно дядя смог вытащить племянницу из совдеповской России в Париж, для этого он применил все влияние своего приятеля, французского короля легковых машин.

Первое впечатление

Нельзя уверенно утверждать, что Татьяне Яковлевой Маяковский сразу же очень понравился. Вокруг нее вились самые известные мужчины русской эмиграции, родовитые, талантливые, порой очень небедные, кроме этого, ее ослепительная внешность привлекала и тех, кого наши соотечественники в изгнании по привычке звали иностранцами. Зато Татьяна Яковлева просто не могла не нравиться. Более того, в нее невозможно было не влюбиться.

Несмотря на то что ответной симпатии эмигрантка никоим образом не выказывала, Маяковский проявил определенную настойчивость.

Письмо поэта

О первом же впечатлении, произведенном юной красавицей на поэта, говорит стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой», написанное после знакомства, из которого становится совершенно ясно, что, несмотря на общепролетарскую направленность творчества, от его взгляда не ускользнула длинноногость, которой так не хватает в Москве. Восполнить этот дефицит он призвал Татьяну в парижском ресторане Petite Chaumiere, это было через три недели, а именно 24 декабря, в канун нового 1929 года. Отказ был максимально тактичным и выражался в недовольстве публичным чтением «Письма…» в кругу русскоговорящей общины и нежелании его публикации. Стих и в самом деле мог покоробить тонкий вкус ценителя изящной словесности своим ультимативно-агрессивным напором, угрозой взять избранницу хоть вместе с Парижем и пожеланием в случае несогласия «оставаться и зимовать».

Внешне поэт выглядел грубо, но в его сердце бушевала не страсть, а нежность. А она писала матери о том, что только один встреченный ею человек смог оставить след в ее душе. Подкупала красавицу его непохожесть на людей привычного круга, физическая и моральная колоссальность.

Произошло что-то очень важное после того, как расстались Татьяна Яковлева и Маяковский. Цветы, орхидеи, ежедневно доставлялись по ее адресу, невзирая на погоду и политическую обстановку. Во время гитлеровской оккупации они даже служили средством выжить, их можно было продать или обменять на продукты, настолько эти букеты были хороши. В каждом из них была карточка с надписью «от Маяковского».

Поэт и женщины

Про Владимира Маяковского нельзя сказать, что он был человеком влюбчивым. Его романы известны и отличаются некоторой необычностью, как и многие другие факты биографии поэта. Женщины отвечали ему взаимностью, но проявляли определенную опаску, буйный нрав в сочетании с брутальной внешностью, как и психическая неуравновешенность, пугали их. Татьяна Яковлева исключения не составляла, ее и влекло к Маяковскому, и одновременно отталкивало от него, она чувствовала необузданность его характера и зыбкость отношений, а ей, как любой другой женщине, хотелось надежности.

Почему стрелялся Маяковский

За границу поэта пускать перестали, и он в отчаянии сказал в начале 1929 года, что может застрелиться, если не увидит свою любимую женщину. Следует, однако, отметить и тот факт, что попытки самоубийства случались у него и ранее, причем по аналогичным поводам, но дама фигурировала другая - Лиля Брик. Скорее всего, всерьез он стреляться не собирался, а пистолет не заряжал. Связывать удавшуюся попытку с личностью Яковлевой также не представляется возможным, на тот момент объектом вожделения Маяковского была уже другая женщина - Полонская, бывшая замужем. Она не желала ради сомнительного счастья стать женой официально признанного гениальным поэта бросать актерскую карьеру и мужа, которого она, по собственным словам, по-своему любила. Вполне вероятно, что роковой выстрел был случайным, на это указывает пустая обойма, причиной смерти стал оставшийся в стволе патрон, скорее всего, забытый. Таким образом, версия, по которой Татьяна Яковлева была последней спровоцировавшей суицид, имеет, конечно, право на существование, но, скорее, как один из элементов образа роковой женщины-вамп, из-за которой мужчины стреляются направо и налево.

Жизнь после Володи

Так что же осталось от этой давней романтической истории? Сохранилось очень мало фото Татьяны Яковлевой и Маяковского, на которых они изображены вместе. Ее письма к поэту были уничтожены соперницей - Лилей Брик. Его послания сохранились. Факт ежедневной доставки цветов в течение десятилетий от поэта также подтверждается множеством свидетельств. Вот, собственно, и все.

Биография Татьяны Яковлевой может многим женщинам показаться завидной. Она дважды выходила замуж и оба раза по-своему удачно. Виконт Бертран дю Плесси стал тем, кто спас ее от Володи (по собственному ее признанию). Он дал звучный титул, кроме того, что немаловажно, материальную стабильность, ну и Фрэнсин, дочку. Первый муж, хоть и нелюбимый, но уважаемый, погиб во время войны.

Счастье с Либерманом

Вторым супругом стал Александр Либерман, с которым она прожила весь остаток жизни, по всей видимости, самый спокойный и счастливый ее период. До последних дней она считала себя русской, употребляла в пищу экзотические для Коннектикута кисель и гречневую кашу, принимала гостей с родины. Татьяна Яковлева любила общаться с соотечественниками и вела светский образ жизни, с огромным удовольствием устраивала вечеринки, балы и рауты. В общении со знаменитостями она проявляла приятную непосредственность, могла сказать Марлен Дитрих, устроившейся на ее диване, что если та прожжет ей сигаретой обивку, то она ее прибьет. Кристиан Диор тоже был в восторге от ее шуток и афоризмов.

Королева шляпок

Яковлева считалась «королевой шляпок». Денег этот титул не приносил, а дизайнерская работа была, скорее, хобби и одновременно прекрасной темой для разговоров со знаменитыми подругами. Главное, что ей удавалось - это убедить их в том, что именно этот фасон делает их неповторимыми, после чего они уходили с покупками очень довольные и «похожие на призовых лошадей» (по ее ироническому замечанию).

Муж, Алекс, охотно печатал в журнале «Вог» статьи о талантливых людях, что помогало им прославиться. В семье царил лад и мир.

В этой благостной обстановке Татьяна дю Плесси-Либерман, урожденная Яковлева, покинула этот бренный мир в 1991 году, попросив супруга «уступить ей дорогу». Как настоящий джентльмен, он подчинился. Ничего выдающегося она в жизни не создала, если не считать элегантного образа. Она просто была музой.

Вечная тема лирики - любовь - проходит через все творчество Владимира Маяковского, начиная с ранних стихов и кончая последним незавершенным стихотворением «Неоконченное». Относясь к любви как к величайшему благу, способному вдохновить на дела, на труд, Маяковский писал: «Любовь - это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь - это сердце всего. Если, оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает,-оно не может не проявиться во всем». Для Маяковского характерна широта лирического восприятия мира. Личное и общественное сливалось в его поэзии. И любовь - интимнейшее человеческое переживание - в стихах поэта всегда связана с социальными чувствами поэта-гражданина (поэмы «Люблю», «Про это», стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»).

Жизнь Маяковского со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием - вся в его стихах. Произведения поэта рассказывают нам о его любви, о том, когда и какой она была. В ранних стихах Маяковского упоминание о любви встречается дважды: в цикле лирических стихов 1913 года «Я» и лирическом стихотворении «Любовь» О любви в них говорится вне связи с личными переживаниями поэта. Но уже в поэме «Облако в штанах» поэт рассказывает о своей безответной любви к Марии, в которую он влюбился в 1914 году в Одессе. Он так охарактеризовал свои чувства:

Мама!

Ваш сын прекрасно болен!

Мама!

У него пожар сердца.

Пути Марии и Владимира Маяковского разошлись. Но прошло не более года, и сердце его снова разрывают муки любви. Любовь к Лиле Брик принесла ему много страданий. Его чувства находят отражение в поэме «Флейта-позвоночник», написанной осенью 1915 года. Спустя несколько лет, уже в советское время, Маяковский пишет одну за другой поэмы «Люблю» (1922) и «Про это» (1923). В тяжелом отчаянии, размышляя о жизни и смерти, он говорит о первостепенном "для него значении любви: «Страшно - не любить, ужас - не сметь» -и сожалеет, что радости жизни не коснулись его. Но вот в начале 1929 года в журнале «Молодая гвардия» появляется «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Из этого стихотворения видно, что в жизни поэта появилась новая любовь, что «опять в работу пущен сердца выстывших! мотор». Это была Татьяна Яковлева, с которой Маяковский встретился в Париже осенью 1928 года.

О встрече Маяковского с Татьяной Яковлевой так вспоминали ее друзья - художник В.И. Шухаев и его жена В.Ф. Щухаева: «...Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица - высокая, стройная, под стать ему. Маяковский производил впечатление тихого влюбленного. Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом». В двадцатых годах, так как у Татьяны было плохое здоровье, ее дядя, художник А.Е. Яковлев, живший в Париже, взял племянницу к себе. Когда Маяковский вернулся в Москву, Татьяна очень по нему скучала. Она писала матери: «Он всколыхнул во мне тоску по России... Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, оставивший в моей душе след... Его чувства ко мне настолько сильны, что нельзя их не отражать хотя бы в малой мере». Посвященные Татьяне Яковлевой стихотворения «Письмо товарищу Кострову...» и «Письмо Татьяне Яковлевой» проникнуты счастливым ощущением большой, настоящей любви.

Стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» было написано в ноябре 1928 года. Любовь Маяковского никогда не была только личным переживанием. Она вдохновляла его на борьбу и творчество, воплощалась в поэтические шедевры, проникнутые пафосом революции. Здесь об этом сказано так:

В поцелуе рук ли,

губ ли,

В дрожи тела

близких мне

красный

цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть

Гордость и ласка звучат в строках, обращенных к любимой:

Ты одна мне

ростом вровень,

стань же рядом

с бровью брови,

про этот

важный вечер

рассказать

по-человечьи.

О ревности как о проявлении глубокой любви Маяковский пишет с легкой иронией:

Ревность,

жены,

слезы...

ну их!

Сам он обещает не обижать любимую ревностью:

...я взнуздаю

я смирю

чувства

отпрысков дворянских.

Свою любовь Маяковский не представляет вдали от родины, поэтому настойчиво зовет Татьяну Яковлеву в Москву:

Мы теперь

к таким нежны -

спортом

выпрямишь не многих, -

вы и нагл

в Москве нужны,

не хватает

длинноногих.

Конец стихотворения звучит как призыв откликнуться на его любовь:

Ты не думай,

щурясь просто

из-под выпрямленных дуг

Иди сюда,

иди на перекресток

моих больших

и неуклюжих рук.

Путешествие в Париж стало катализатором творческой энергии Владимира Маяковского; период поездки оказывается для него очень плодотворным. Тогда, в 1928 году, в числе прочих пишется «Письмо Татьяне Яковлевой», с которой поэта познакомили в столице Франции. Влюбчивый Маяковский ею увлекся; и в данном стихотворении четко проступают контуры его страстной привязанности.

Послание не случайно названо «письмом» - оно действительно рассчитано именно на читателя, а не на слушателя. Можно сказать, что обращение бессюжетно. Начинается оно с рассуждений о любви – в отношении, прежде всего, любви парижской (к местным женщинам, которых поэт называет «самочками»). Адресатка стихотворения стоит выше француженок, поэт понимает ее как равную себе; во многом это обусловлено ее происхождением (Татьяна Яковлева переехала во Францию в 1925 году по требованию уже жившего там отца). Очерчивается хронотоп стихотворения – Париж, вечер (непонятно, считать ли «пять часов» временем, прошедшим с определенного момента, или же просто обозначением времени – если второе, то имеется в виду вечер).

В городе гроза, и буря погодная отвечает настроению адресанта – его мучает ревность. Именно описываю эту ревность, поэт смешивает гражданскую лирику с любовной, а себя отождествляет с целой страной. Так в стихотворение о страсти вливается тема иммиграции. Отказ адрестаки поэт понимает как «оскорбление», и записывает его «на общий счёт» - то есть на счёт всей Советской России (пусть говорится это в шутку, но доля горькой правды есть). Неоднократно повторяется (пусть и не прямо), что в Париже Яковлева чужая, а место ее – на родине, духом которой она пропитана.

Стихотворение наполнено яркими метафорами, сравнениями и эпитетами; поэт активно пользуется традиционными для себя перефразами; а в начале – характерная для любовной лирики метонимия – из общей картины, включающей двух влюбленных, выхватываются последовательно руки, губы; яркая контрастная палитра стихотворения – красный, чёрный, белый цвета.

Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой»

«Письмо Татьяне Яковлевой» - одно из самых ярких стихотворений в любовной лирике В.В.Маяковского. По форме оно – письмо, обращение, дидактический монолог, адресованный конкретному человеку – реальной личности. Татьяна Яковлева – парижское увлечение поэта, случившееся с ним, когда он побывал в этом городе любви в 1928 году.

Эта встреча, вспыхнувшие чувства, недолгие, но яркие отношения – все настолько глубоко взволновало поэта, что он посвятил им очень лирическое, но в то же время и пафосное стихотворение. Поскольку В.В.Маяковский к тому времени уже зарекомендовал себя как поэт-трибун, он не смог писать только о личном. В «Письме Татьяне Яковлевой» личное очень резко и мощно соединяется с общественным. Таким образом, это стихотворение о любви нередко относят к гражданской лирике поэта.

Поэт с первых же строчек не отделяет себя и свои чувства от Родины: в поцелуе «должен пламенеть» красный цвет «моих республик». Таким образом, рождается удивительная метафора, когда любовь к конкретному человеку не отделяется от любви к Родине. В.В.Маяковский, как представитель новой, советской России, очень саркастично и ревностно относится ко всем эмигрантам, покинувшим страну, пусть и по самым разным причинам. И хотя в России «ста мильонам было плохо», поэт считает, что все равно ее надо любить и такую.

Поэт был счастлив от того, что нашел достойную себе женщину: «Ты одна мне ростом вровень». Поэтому ему было особенно оскорбительно от того, что Яковлева ответила отказом на его предложение вернуться с ним в Россию. Ему стало обидно и за себя, и за Родину, от которой он себя не отделяет: «Я не сам, а я ревную за Советскую Россию».

В.В.Маяковский прекрасно понимал, что цвет русской нации выехал далеко за пределы Родины, а их знания, умения и таланты так нужны новой России. Эту мысль поэт специально облачает в шутку: мол, в Москве не хватает «длинноногих». Так уязвленное мужское самолюбие за едким сарказмом скрывает большую сердечную боль.

И хотя практически все стихотворение пропитаны едкой иронией и сарказмом, все равно оно заканчивается оптимистично: «Я все рано тебя когда-нибудь возьму – одну или вдвоем с Парижем». Тем самым поэт дает понять, что его идеалы, идеалы новой России все равно рано или поздно примет весь мир.

Лирика Владимира Маяковского весьма своеобразна и отличается особой оригинальностью. Дело в том, что поэт искренне поддерживал идеи социализма и считал, что личное счастье не может быть полным и всеобъемлющим без счастья общественного. Эти два понятия настолько тесно переплелись в жизни Маяковского, что ради любви к женщине он никогда не предал бы родину, а вот наоборот мог поступить очень даже легко, так как не представлял свою жизнь за пределами России. Конечно, поэт часто критиковал недостатки советского общества с присущей ему резкостью и прямолинейностью, однако при этом считал, что живет в самой лучшей стране.

В 1928 году Маяковский побывал за границей и познакомился в Париже с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, которая в 1925 году приехала в гости к родственникам и решила остаться во Франции навсегда. Поэт влюбился в красавицу-аристократку и предложил ей вернуться в Россию на правах законной супруги, однако получил отказ. Яковлева сдержанно воспринимала ухаживания Маяковского, хотя и намекала на то, что готова выйти замуж за поэта, если он откажется возвращаться на родину. Страдая от неразделенного чувства и от осознания того, что одна из немногих женщин, которая так хорошо его понимает и чувствует, не собирается расставаться с Парижем ради него, Маяковский вернулся домой, после чего отправил избраннице стихотворное послание «Письмо Татьяне Яковлевой» – резкое, полное сарказма и, в то же время, надежды.

Пытаясь уговорить избранницу вернуться в Россию, Маяковский без прикрас рассказывает ей о социалистическом быте, который Татьяна Яковлева так упорно пытается вычеркнуть из своей памяти. Ведь новая Россия – это голод, болезни, смерть и нищета, завуалированная под равноправие. Оставляя Яковлеву в Париже, поэт испытывает острое чувство ревности, так как понимает – у этой длинноногой красавицы и без него хватает поклонников, она может позволить себе ездить в Барселону на концерты Шаляпина в обществе таких же русских аристократов. Однако, пытаясь сформулировать свои чувства, поэт признается, что «я не сам, а я ревную за Советскую Россию». Таким образом, Маяковского гораздо сильнее гложет обида за то, что лучшие из лучших покидают родину, чем обычная мужская ревность, которую он готов взнуздать и смирить.

Поэт понимает, что кроме любви, он ничего не может предложить девушке, которая поразила его своей красотой, умом и чуткостью. И он заранее знает, что получит отказ, когда обращается к Яковлевой со словами: «Иди сюда, на перекресток моих больших и неуклюжих рук». Поэтому финал этого любовно-патриотического послания наполнен едкой иронией и сарказмом. Нежные чувства поэта трансформируются в злость, когда он адресует избраннице достаточно грубую фразу «Оставайся и зимуй, и это оскорбление на общий счет нанижем». Этим поэт хочет подчеркнуть, что считает Яковлеву предательницей не только по отношению к себе, но и к родине. Однако этот факт нисколько не остужает романтического пыла поэта, который обещает: «Я все рано тебя когда-нибудь возьму – одну или вдвоем с Парижем».

Анализ стихотворения Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой»

Анализ стихотворения Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой»

Владимир Владимирович Маяковский - поэт-трибун, оратор, смело высказывающий свою точку зрения на любое общественное или политическое событие. Поэзия была для него рупором, позволяющим быть услышанным современниками и потомками. Но поэт мог быть не только «горланом - главарем», часто в его произведениях звучал подлинный лиризм, не «рассопленный в платочки», а по-боевому нацеленный на службу времени.

разговаривать стихами я.

поездов до Барселоны.

за Советскую Россию.

Язык стихотворения свободный и раскованный, автор не боится самых смелых метафор и сравнений. Он пишет для думающего читателя - отсюда и ассоциативность образов, неожиданные эпитеты и олицетворения. Поэт ищет новые формы. Ему скучен традиционный стихотворный размер. Ветер перемен хлынул в Россию и на страницы лирики Маяковского. Автор захвачен грандиозностью свершений, он хочет быть участником «великого строительства» и призывает к этому же героиню. В такое судьбоносное время нельзя оставаться на обочине событий.

из-под выпрямленных дуг.

иди на перекресток

и неуклюжих рук.

одну когда-нибудь возьму - или вдвоем с Парижем.

Владимир Владимирович Маяковский - поэт-трибун, оратор, смело высказывающий свою точку зрения на любое обще­ственное или политическое событие. Поэзия была для него рупором, позволяющим быть услышанным современниками и потомками. Но поэт мог быть не только «горланом - главарем», часто в его произведениях звучал подлинный лиризм, не «рассопленный в платочки», а по-боевому нацеленный на службу времени.

Таково стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой». Это сложное, многоплановое произведение, в котором поэт, идя от конкретной встречи с реально существующей героиней, переходит к широкому обобщению, раскрывает свой взгляд на сложнейший порядок вещей и окружающую обстановку.

разговаривать стихами я.

Эта встреча с соотечественницей в Париже всколыхнула душу лирического героя, заставила его задуматься о времени и о себе.

Язык Маяковского выразителен, метафоричен, автор добивается емкости и глубины мысли, он не хочет остаться непонятым, а уверен, что его читатель дойдет «до самой сути» авторского замысла.

В этом стихотворении поэт применяет синекдоху, так часто встречающуюся в других его произведениях. Но здесь метафоры нанизаны на нить, как в жемчужном ожерелье бусинки. Это позволяет автору ярко и весомо сказать о своей духовной близости с героиней, без лишних слов и повторов создать атмосферу задушевного разговора с близким человеком. Героиня сейчас живет в Париже, путешествует в Испанию.

поездов до Барселоны.

Но поэт уверен, что Яковлева не утеряла связь с родиной, и ее отъезд - это временное заблуждение.

Маяковский считает себя уполномоченным страны, говорит от ее имени.

за Советскую Россию.

И постепенно выстраивается образ лирического героя - патриота огромной страны, гордящегося ею. Маяковский уверен, что героиня, пережившая со своей родиной тяжелые времена, непременно вернется назад.

Язык стихотворения свободный и раскованный, автор не боится самых смелых метафор и сравнений. Он пишет для думающего читателя - отсюда и ассоциативность образов, неожиданные эпитеты и олицетворения. Поэт ищет новые формы. Ему скучен традиционный стихотворный размер. Ветер перемен хлынул в Россию и на страницы лирики Маяковско­го. Автор захвачен грандиозностью свершений, он хочет быть участником «великого строительства» и призывает к этому же героиню. В такое судьбоносное время нельзя оставаться на обочине событий.

из-под выпрямленных дуг.

иди на перекресток

и неуклюжих рук.

Стихотворение написано не в традиционном эпистолярном жанре, хотя и называется «Письмо. ». Скорее это ассоциативное воспоминание о мимолетной встрече, положившей начало большой дружбе. Конец стихотворения звучит достаточно оптимистично, мы вместе с автором уверены, что героиня вернется, будет жить на родине с близкими ей людьми.

одну когда-нибудь возьму -

или вдвоем с Парижем.

Анализ стихотворения Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой»

Лирика Владимира Маяковского весьма своеобразна и отличается особой оригинальностью. Дело в том, что поэт искренне поддерживал идеи социализма и считал, что личное счастье не может быть полным и всеобъемлющим без счастья общественного. Эти два понятия настолько тесно переплелись в жизни Маяковского, что ради любви к женщине он никогда не предал бы родину, а вот наоборот мог поступить очень даже легко, так как не представлял свою жизнь за пределами России. Конечно, поэт часто критиковал недостатки советского общества с присущей ему резкостью и прямолинейностью, однако при этом считал, что живет в самой лучшей стране.

В 1928 году Маяковский побывал за границей и познакомился в Париже с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, которая в 1925 году приехала в гости к родственникам и решила остаться во Франции навсегда. Поэт влюбился в красавицу-аристократку и предложил ей вернуться в Россию на правах законной супруги, однако получил отказ. Яковлева сдержанно воспринимала ухаживания Маяковского, хотя и намекала на то, что готова выйти замуж за поэта, если он откажется возвращаться на родину. Страдая от неразделенного чувства и от осознания того, что одна из немногих женщин, которая так хорошо его понимает и чувствует, не собирается расставаться с Парижем ради него, Маяковский вернулся домой, после чего отправил избраннице стихотворное послание – резкое, полное сарказма и, в то же время, надежды .

Начинается это произведение с фраз о том, что любовная горячка не может затмить чувства патриотизма, так как «красный цвет моих республик тоже должен пламенеть», развивая эту тему, Маяковский подчеркивает, что не любит «парижскую любовь», а точнее, парижских женщин, которые за нарядами и косметикой умело маскируют свою истинную сущность. Вместе с тем, поэт, обращаясь к Татьяне Яковлевой, подчеркивает: «Ты одна мне ростом вровень, стань же рядом с бровью бровь», считая, что коренная москвичка, прожившая во Франции несколько лет, выгодно отличается от жеманных и легкомысленных парижанок.

Пытаясь уговорить избранницу вернуться в Россию, Маяковский без прикрас рассказывает ей о социалистическом быте, который Татьяна Яковлева так упорно пытается вычеркнуть из своей памяти . Ведь новая Россия – это голод, болезни, смерть и нищета, завуалированная под равноправие. Оставляя Яковлеву в Париже, поэт испытывает острое чувство ревности, так как понимает – у этой длинноногой красавицы и без него хватает поклонников, она может позволить себе ездить в Барселону на концерты Шаляпина в обществе таких же русских аристократов. Однако, пытаясь сформулировать свои чувства, поэт признается, что «я не сам, а я ревную за Советскую Россию». Таким образом, Маяковского гораздо сильнее гложет обида за то, что лучшие из лучших покидают родину, чем обычная мужская ревность, которую он готов взнуздать и смирить.

Поэт понимает, что кроме любви, он ничего не может предложить девушке, которая поразила его своей красотой, умом и чуткостью. И он заранее знает, что получит отказ, когда обращается к Яковлевой со словами: «Иди сюда, на перекресток моих больших и неуклюжих рук» . Поэтому финал этого любовно-патриотического послания наполнен едкой иронией и сарказмом. Нежные чувства поэта трансформируются в злость, когда он адресует избраннице достаточно грубую фразу «Оставайся и зимуй, и это оскорбление на общий счет нанижем». Этим поэт хочет подчеркнуть, что считает Яковлеву предательницей не только по отношению к себе, но и к родине. Однако этот факт нисколько не остужает романтического пыла поэта, который обещает: «Я все рано тебя когда-нибудь возьму – одну или вдвоем с Парижем».

Нужно отметить, что с Татьяной Яковлевой Маяковскому больше так и не удалось увидеться. Через полтора года после написания этого письма в стихах он покончил жизнь самоубийством.

Послушать стихотворение Маяковского Письмо татьяне яковлевой

В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.
Я не люблю
парижскую любовь:
любую самочку
шелками разукрасьте,
потягиваясь, задремлю,
сказав —
тубо —
собакам
озверевшей страсти.
Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.
Пять часов,
и с этих пор
стих
людей
дремучий бор,
вымер
город заселенный,
слышу лишь
свисточный спор
поездов до Барселоны.
В черном небе
молний поступь,
гром
ругней
в небесной драме,-
не гроза,
а это
просто
ревность двигает горами.
Глупых слов
не верь сырью,
не пугайся
этой тряски,-
я взнуздаю,
я смирю
чувства
отпрысков дворянских.
Страсти корь
сойдет коростой,
но радость
неиссыхаемая,
буду долго,
буду просто
разговаривать стихами я.
Ревность,
жены,
слезы…
ну их!-
вспухнут вехи,
впору Вию.
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.
Видел
на плечах заплаты,
их
чахотка
лижет вздохом.
Что же,
мы не виноваты —
ста мильонам
было плохо.
Мы
теперь
к таким нежны —
спортом
выпрямишь не многих,-
вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
Не тебе,
в снега
и в тиф
шедшей
этими ногами,
здесь
на ласки
выдать их
в ужины
с нефтяниками.
Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму —
одну
или вдвоем с Парижем.

Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского

В жизни В. Маяковского было мало женщин, которых он по-настоящему любил. Практически всю жизнь он и посвятил этой любви несколько стихотворений. Однако в 1928 г. поэт побывал в Париже, где познакомился с русской эмигранткой, известной актрисой Т. Яковлевой. Чувство было взаимным, но влюбленные не сходились по политическим убеждениям. Маяковский не представлял себе жизнь за границей, а Яковлева наотрез отказывалась возвращаться в Советскую Россию. По поводу этого разногласия поэт написал любимой женщине стихотворное послание, которое было опубликовано в СССР лишь в 1956 г.

К концу жизни Маяковский замечал все больше недостатков в коммунистическом строе. Но это не мешало ему надеяться на лучшее и оставаться патриотом своей страны. При этом он продолжал испытывать ненависть к буржуазным странам, которую нисколько не скрывал. Поэтому отказ Яковлевой он воспринимал не столько в личном, сколько в социальном плане. В присущей ему грубоватой манере поэт заявляет, что легко сможет укротить свою мужскую страсть по отношению к утонченным французским «самочкам». К Яковлевой он относился совершенно по иному. Актриса эмигрировала в 1925 г., поэтому, по мнению Маяковского, до сих пор оставалась в душе русской женщиной. Яковлева уважала Маяковского не только как мужчину, но и как поэта, что давало ему право заявлять: «ты одна мне ростом вровень».

Поэта действительно оскорбляло, что женщина, пережившая ужасы гражданской войны, променяла свою страну на «ужины с нефтяниками». Личные мотивы полностью отходят на второй план во фразе «…я ревную за Советскую Россию». Маяковский прекрасно понимал, что после всех потрясений страна навсегда потеряла многих лучших своих представителей, как убитыми, так и эмигрировавшими. Восполнить эти потери будет непросто: «нам в Москве не хватает длинноногих».

Нежность вообще не свойственна любовной лирике Маяковского, поэтому в финале произведения звучит уже откровенная угроза. Решительный отказ Яковлевой поэт считает серьезным оскорблением, которое он приравнивает к общей ненависти западного мира к коммунизму («на общий счет нанижем»). Ответом на это будет не просто месть одного обманутого мужчины, а победа Советской России над всем буржуазным строем («тебя… возьму… вдвоем с Парижем»).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»