Методика дембо рубинштейна на выявление самооценки. Параметры исследования и интерпретация

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Самооценка - это представление человека о важности собственной личности, деятельности, оценка качеств, достоинств и недостатков. Кроме того, это умение индивида выполнять анализ собственных возможностей. В психологии существуют способы определения реального уровня самооценки, один из которых - методика психодиагностики Дембо-Рубинштейн.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Исследование проводится в форме беседы с использованием стимульного материала в виде линий, обозначающих шкалы - здоровья, счастья, ума, характера и др. После этого выполняется анализ и обработка результатов.

Характеристика теста

Методика предложена в 1962 году Тамарой Дембо, занимавшейся психологическими исследованиями. Цель теста - изучение представлений о счастье. В 1970 году методика была модифицирована психологом Сусанной Рубинштейн для исследования самооценки (СО) и сознания у детей и взрослых.

Варианты интерпретации теста были расширены. Вместо единственной шкалы введено четыре:

  • здоровья;
  • умственного развития;
  • характера;
  • счастья.

Методика Дембо-Рубинштейн подразумевает определение испытуемым своего состояния по шкалам самооценки с учетом проявлений того или иного свойства личности.

Алгоритм проведения

Диагностика проста в проведении. Порядок действий:

  1. 1. На горизонтально расположенном листе бумаги провести вертикально направленную линию размером 10 см, отметить верхний и нижний край.
  2. 2. Объяснить обследуемому, что черта означает шкалу здоровья, в ее верхней части находятся люди с очень крепким здоровьем, а в крайней нижней - с плохим, между ними - остальные индивиды. Для облегчения восприятия в центре линии поставить едва заметную точку.
  3. 3. Попросить человека отметить его место на шкале здоровья.
  4. 4. Справа от имеющейся линии провести следующую шкалу - ума, далее - характера, затем - счастья. Поставить перед тестируемым задачи, аналогичные первой.

Следующий этап - проведение беседы с целью верификации (подтверждения) проставленных на каждой шкале отметок и их аргументации. Психологу приходится одновременно осуществлять контроль над несколькими процессами - поддерживать и направлять разговор и анализировать ответы обследуемого.

После проведения тестирования проводится анализ и интерпретация результатов способом измерения.

Модификации

Существуют модифицированные варианты методики, с введением дополнительных шкал.

Наиболее распространенные из них:

Вариация методики Шкалы Отметки Категория тестируемого
Метод А. М. Прихожан
  • Здоровья;
  • способностей;
  • характера;
  • авторитета среди сверстников;
  • "умелые руки";
  • внешности;
  • уверенности в себе
  • черта - оценка определенного качества в настоящее время;
  • крестик - оценка уровня развития, которое обеспечит удовлетворенность собой
Подростки
Метод П. В. Яньшина
  • Здоровья;
  • характера;
  • счастья;
  • удовлетворенности собой;
  • оптимизма
  • Черта - отметка реальности (оценка своих качеств в настоящий момент);
  • кружок - отметка мечты (участок шкалы, на котором человеку хочется пребывать);
  • галочка - обозначение оценки своих возможностей (участок, на котором человек может оказаться, по объективной оценке шансов)
Взрослые люди
Тест для детей с модификацией пробы Де Греефе
  • Здоровья;
  • характера;
  • счастья
Черточки цветными карандашами. Ребенку предлагают оценить умственное развитие: себя, соседа по парте и учителя. для оценки на шкале характера и счастья дети сравнивают себя с учащимися класса Младшие школьники

Экспериментатор может задавать тестируемому другие шкалы, а также добавлять их в процессе беседы.

Параметры исследования и интерпретация

Основная цель методики - проверка формирования "Я-Концепции" (ее особенностей, степени здравомыслия и зрелости, типичных искажений). Тестирование способствует анализу определенных качеств личности.

Диагностика состояния самооценки включает следующие критерии:

  • высоту самооценки (фон настроения);
  • уровень притязаний (стремление индивида к достижению цели той или иной степени сложности, которой он был бы удовлетворен) - значимый момент личностного развития.

Оценка достижений

Основной упор при анализе результатов методики Демо-Рубинштейн делается на последующее обсуждение. Экспериментатор интегрирует полученные показатели в общий личностный портрет тестируемого: определяет направленность самооценки и притязания.

Одни прекрасно выступают перед публикой, другие стесняются спросить о цене товара в магазине. Некоторые люди терпят унижения для того, чтобы их приняли в круг общения, другие носят на себе невидимую царскую корону и близко к себе никого не подпускают. В чем причина такого поведения людей? Есть одна личностная характеристика, которая объединяет все вышеуказанные модели поведения человека - это самооценка.

Что такое самооценка человека?

Мы часто слышим такое понятие, как "самооценка". Его используют не только профессиональные психологи, преподаватели или врачи, об этой личностной характеристике мы можем услышать и в бытовом общении. Что же это такое? Самооценкой называют представления человека о и ценности для окружающих, а также это оценка своих недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств самим человеком.

Когда она начинает формироваться?

Самооценка не может формироваться без наличия еще одного личностного свойства - самосознания. Оно возникает в детском возрасте, приблизительно до 3-х лет, когда ребенок осознает свою автономность от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (т. наз. "семизвездие кризиса" этого возраста). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих к себе. В этом возрасте мы можем говорить о зачатках самооценки, так как она формируется продолжительное время и пребывает в динамике всю жизнь.

Виды самооценки

Специалисты различают несколько видов самооценки, которые можно исследовать с помощью психологических инструментариев (например, методика Будасси исследования Я-концепции, или методика Дембо-Рубинштейн). Самооценка состоит из представлений личности о себе реальном и идеальном.

Существуют разные отношения между этими двумя ("Я-реальное", "Я-идеальное"). В зависимости от качества этого отношения изменяется самооценка человека.

  • Заниженная оценка личностью себя - большая разница между представлениями о том, кто я есть на самом деле, и каким я должен быть в идеале. Неуверенность в себе, развивающаяся в этом случае, сквозит во всякой деятельности человека.
  • Адекватная самооценка - нормальное соотношение между "Я-реальным" и "Я-идеальным". Человек ведет себя адекватно ситуации.
  • Завышенная - практически нет различия между двумя вышеупомянутыми структурами личности. Человек склонен считать себя если не идеалом, то очень близким к нему.

Методика Дембо-Рубинштейна - исследование самооценки, описание

Для личности очень важно иметь адекватную самооценку, ведь в противном случае появляются проблемы в общении, профессиональной деятельности, и так далее. Следует своевременно обращать внимание на самооценку личности, чтобы избежать ошибок в ее социальном приспособлении.

Методика Дембо-Рубинштейн позволяет определить, какая самооценка у личности. Это происходит с помощью отметок испытуемого на определенных шкалах. Человеку дается бланк методики, в котором написаны инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется не классическая методика Дембо-Рубинштейн.

Модификация Прихожан этой методики используется в последнее время в различных образовательных учреждениях и на производстве. Измененная методика А. М. Прихожан содержит в себе 7 шкал (в отличие от 4-х первоначальных). Автор модификации добавила такие шкалы, как "умение что-то делать своими руками", "внешность", "признание сверстников", а также изменила шкалу "счастье" на "уверенность в себе".

Инструкция к проведению исследования

Человек может понять, что необходимо сделать в тесте, прочитав инструкцию. В ней говорится о том, что каждый имеет возможность оценить свои способности, возможности и так далее. Свою оценку можно выразить на отрезке, с одного конца которого начинаются низкие баллы, на другом конце - максимальные 10 баллов. Необходимо отметить на каждой шкале черточкой "-" уровень, на котором находится развитие этого качества или свойства сейчас. Затем нужно отметить на этих шкалах крестиком "х" тот уровень, при котором испытуемый человек может чувствовать довольство собой или гордость.

Шкалы в тесте

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации включает в себя следующие шкалы:


Методика подходит для индивидуального и фронтального исследования. При работе с группой необходимо проверить каждого, как он заполнил первую тренировочную шкалу - "здоровье". Модификация методики Дембо-Рубинштейн предполагает затрату времени на выполнение тестового задания от 10 до 12 минут.

Анализ результатов

При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, так как это не личностная характеристика. Длина каждой шкалы должна быть строго равна 100 мм, тогда каждый отмеченный крестик и черта будут иметь количественную характеристику (например, 48 мм - 48 баллов).

Методика Дембо-Рубинштейн позволяет выявить не только уровень самооценки, но и уровень личностных притязаний. Этот показатель определяется при измерении количества баллов от "0" до "х". Соответственно, уровень самооценки на конкретной шкале можно измерить от "0" до "-".

Далее необходимо вычислить расстояние от "х" до "-". Если наблюдается такая ситуация, при которой уровень притязаний ниже личностной самооценки, баллы выражаются в отрицательных числах. Затем происходит подсчет баллов и определение самооценки. Методика Дембо-Рубинштейн легка в обработке, поэтому очень часто применяется. Но специалисты практически всегда используют ее в модификации Прихожан.

Расшифровка показателей

Для определения уровня двух исследуемых подсчитывается суммарный бал соответствующих показателей всех шкал (кроме первой). Методика Дембо-Рубинштейн максимально точно помогает человеку понять, как он себя оценивает.

Показатели уровня притязаний

  1. Адекватный - 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности.
  2. Высокий - 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики.
  3. Низкий - ниже 60 баллов. Заниженный уровень притязаний. Человек не может нормально развиваться. У него нет стремлений чего-то достигать, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант.

Уровень самооценки

  1. Адекватная - 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам.
  2. Завышенная - 75-100 баллов. Наблюдаются некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый человек или ребенок не может правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Наблюдается такое явление, как "закрытость для опыта", то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей.
  3. Заниженная - менее 45 баллов. Человек имеет большие проблемы в формировании личностного показывает методика Дембо-Рубинштейн. Самооценка слишком низкая может быть результатом проявления двух психологических проблем: действительно неуверенности в собственных возможностях и "защитной" неуверенности. Второе явление наблюдается в случае, если человек сам навязывает себе эту "недооценку", чтобы не напрягаться в решениях и избегать ответственности.

ОПИСАНИЕ
Ниже описанная методика представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего, введением дополнительного параметра уровня притязаний. А.М. Прихожан в своей модификации метода предлагает следующие шкалы: здоровье, ум/способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками/умелые руки, внешность, уверенность в себе. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки результатов. Отмечается, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.
Тамара Дембо (Dembo ), сотрудница Курта Левина, предложила использовать эту методику для исследования представления о счастье [Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976. – С. 140-142.]. Сусанна Яковлевна Рубинштейн, классик отечественной патопсихологии, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки. В 70-м году был издан ее учебник по экспериментальным методам патопсихологии и опыту их применения в клинике с кратким описанием этой психодиагностической процедуры.

Цель методики: изучение особенностей самооценки.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой.
Шкала имеет два полюса и середину. Шкала – это то, что позже Дж. Келли назвал «индивидуальным конструктом» или «личностным конструктом». Каждый человек имеет массу таких конструктов, так или иначе связанных друг с другом. Как правило, индивидуальные конструкты имеют форму двухполюсных шкал. Однако, бывают шкалы не двухполюсные, а трехполюсные. Трехполюсная шкала – это шкала, отметка идеальной самооценки на которой падает в середину. С.Я. Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». По всей видимости, они отражают четыре основных сегмента человеческой реальности (Я – концепции, самооценки), которые есть у каждого человека. П.В. Яньшин предлагает давать две дополнительные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм». Все остальные шкалы, по П.В. Яньшину, «извлекаются» из ответов испытуемого в клинической беседе. Шкал может быть столько, сколько посчитает нужным исследователь. Полюса – это ценности: то, что человек декларирует как желательное или нежелательное состояние. На верхних полюсах находятся положительные ценности (к этому испытуемый стремится). Внизу находятся отрицательные ценности – то, чего человек старается (или, по крайней мере, верит, что старается) избежать.
Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции - 10-12 мин.

ОБРАБОТКА
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (например, 54 мм соответствует 54 баллам).
1. По каждой из шести шкал определить:
- уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
- высоту самооценки - от «о» до знака «-»;
- значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

БЛАНК

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
1. Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов.
Оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.
Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение испытуемых к собственным возможностям. Нереалистический уровень притязаний свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели.
Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности. Чем ниже уровень притязаний, тем более данный показатель свидетельствует о неблагополучии.
Если очень низкий или очень высокий уровень притязаний отмечен по какой-либо одной шкале, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.
2. Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала - от 60 до 74 баллов.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности - «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.
Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
3. Расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки.
За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь. Притязания в значительной степени основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.
Расхождение от 1 до 7 баллов, и особенно случаи полного совпадения уровня притязания и уровня самооценки, указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности.
Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между уровнем притязаний и уровнем самооценки. Такой разрыв указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным.
Дифференцированность уровня притязаний и самооценки. Оценка дифференцированности, т.е. расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого зависит от того, при какой средней высоте самооценки наблюдается та или иная степень дифференцированности.
В таблице ниже даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.) .
Таблица.
Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.



ИНСТРУКЦИЯ: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
1. здоровье;
2. ум, способности;
3. характер;
4. авторитет у сверстников;
5. умение многое делать своими руками, умелые руки;
6. внешность;
7. уверенность в себе.
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя».

Источники 1. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина (отв.ред.) и др. - М.: изд. АПН СССР, 1988. - C. 110 – 128. 2. Педагогическая практика: программа и методическое обеспечение / Сост. И.Ф. Бережная, К.М. Гайдар, Л.А. Кунаковская, З.Д. Черемисова. – Воронеж, 2004. 3. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике.- М., 1970. 4. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с. 5. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности.- СПб.: Питер, 2004.

Карта интересов

(А. Е. Гломштока, модификация А. А. Азбель, А. Г. Грецова.)

Инструкция. Чтобы помочь выбрать профессию с учетом интересов, предлагаем оценить ряд утверждений о различных видах занятий, которые ты сможешь освоить в будущем. Если тебе очень сильно хотелось бы или нравится заниматься тем, что предлагается в утверждении, то поставь в соответствующей клетке бланка ответов (он приведен на с. 144)«++». Если нравится, но не очень - поставь «+».

Если не знаешь, сомневаешься - поставь 0. Если не хотел бы, не нравится поставь «-». Если очень не хотели бы, совершенно не нравится, то «- -». Не раздумывай слишком долго над вопросами - правильных и неправильных вариантов ответов здесь нет, давай тот ответ, который первым придет в голову. Отвечай на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Проставляя свои ответы, внимательно следи, чтобы номер клетки в бланке для ответов не расходился с номером вопроса.

Цель – выявление оссобеностей адекватности, нормализованности, критичности и устойчивости частных и общей самооценки.

Может эффективно использоваться в массовых школах.

В авторской модификации испытуемому предлогается задания не в виде прямых, а в виде лестниц. Они состоят из 9 ступеней, соответствующих девяти ступеням выраженности оцениваемого качества. Например: 1. Самые здоровые; 2. Очень здоровые; 3. Здоровые; 4. Более или менее здоровые; 5. Средне здоровые; 6. Более или менее больные; 7. Больные; 8. Очень больные; 9. Самые больные.

Испытуемому предлогается оценить себя по следующим критериям: здоровью, уму, характеру, счастью, росту, смелости, доброте, по степени уважения в классе, по красоте.

Упрощённый вариант состоит из шести лестниц: оуенка себя по уму, здоровью, счастью, смелости, доброте, росту. Каждая лестница состоит из семи ступеней.

Ход исследования.

Ребёнку по очереди предлогается 6 карточек с лестницами. К каждой карточке в отдельности даётся инструкция. Например: «Допустим, на этой лестнице расположены все твои одноклассники. Наверху самые счастливые (показываем), внизу – самые несчастливые (показываем). Как ты думаешь, где твой место среди твоих одноклассниковпо счастью? Где бы ты поставил себя? Укажи своё место на ступеньках лестницы и обозначь его точкой». Испытуемый работает с каждой карточкой в отдельности, обозночая своё положение на лестнице цветным карандашом. Затем испытуемому предлогается оценить свои идеалы и качества своих одноклассников. Используется дополнительноые инструкции и наборы карточек.

По оканчании данного этапа методики проводиться беседа по правилам, описанные в методики Т.В. Дембо и С.Я. Рубенштейн. В её заключении испытуемому даётся возможность оценить себя вторично. В конце исследования привлекаются эксперты. Им раздаются бланки с лестницами, и предлогается оценить личностные качества испытуемых.

Обработка и интерпретация.

В целом обработка данной модификации аналогична обработке базовой формы, описанной выше. Отличия в том, что её результаты можно выразить в баллах. Они соответствуют номерам ступенек выбранных школьниками. Это позволяет сочетать качественный и количественный подход в осмыслении результатов. Упрощается процедура соотнесения самооценки, средней экспертной оценки и идеалов, выраженных в единицах измерения.

На начальном этапе определяются баллы по каждому оцениваемому качеству, а так же анализируется содержание самооценок. Полученные результаты уточняются в ходе последующей беседы и в процессе сравнения значений первичного и вторичного самооцениваний

В норме испытуемый обнаруживает позиционную тенденцию оценивать себя чуть выше середины (3 – 4 баллов), что иногда расходится с их реальной самооценкой. Значительные отклонения от середины могут сведетельствовать о завышении или занижение самооценки. Кране низкие оценки могут указывать на склонность школьников к депрессии. При психопатизации личности отмечается несогласованность самооценки, тенденция к крайним, полярным оценкам.


Для уточнения степени адекватности самооценки можно привлекать экспертные оценки. По каждому испытуемому экспертные баллы суммируются и деляться на количество экспертов. Полученный балл по средней экспертной оценке соотносится с баллом самооценки. Степень их совпадения указывает на степень адекватности самооценки.

Для уочнения степени нормализованности самооценки можно использовать:

1) Результаты беседы, проведённой с ребёнком. В процессе беседы создаются условии для более глубокого понимания отношений испытуемого к себе, степени его удоволетворённости собой;

2) Результаты соотнесения оценокь школьников, присвоенных себе и своим одноклассникам, выраженных в баллах. Более высокая или низкая оценка школьникам одноклассников относительно себя может указывать на ненормализованность его самооценки.

3) Результаты соотнесения самооценки и идеалов школьника, выраженных в баллах. Тенденция к их совпадению или зеркальному различию указывает на возможную тенденцию к черезмерной самоудоволетворённости или самонеудовлетворённости.

Полученные результаты по каждой лестнице сопостовляются между собой. Это позволяет оценить состояние частных самооценок испытуемых и опосредованно – самооценки школьника в целом. В целях уочнения степени устойчивости самооценки школьников исследование повторяется несколько раз на одной и той же выборке испытуемых. Полученные результаты сопостовляются. При и совпадении делается вывод об устойчивости самооценки.

1. Самые здоровые

2. Очень здоровые

3. Здоровые

4. Более или менее здоровые

5. Больные

6. Очень больные

7. Самые больные

1. Самые счастливые

2. Очень счастливые

3. Счастливые

4. Более или мене счастливые

5. Несчастливые

6. Очень несчастливые

7. Самые несчастливые

1. Самые добрые

2. Очень добрые

4. Более или мене добрые

6. Очень злые

7. Самые злые

1. Самые умные

2. Очень умные

4. Более или менее умные

5. Не очень умные

7. Самые глупые

1. Самые смелые

2. Очень смелые

4. Более или менее смелые

5. Трусливые

6. Очень трусливые

7. Самые трусливые

1. Самые высокие

2. Очень высокие

3. Высокие

4. Среднего роста

5. Маленькие

6. Очень маленькие

7. Самые маленькие


Методика «Лесенка»

Модификация методики Дембо – Рубинштейн и Т.И. Габриала для дошкольников.

Цель – выявление оссобеностей адекватности, нормализованности, критичности и устойчивости самооценки. Может эффективно использоваться и в массовых докольных учереждениях.

Оборудование: лист бумаги, на котором озображенна лесенка с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, а также две карточки с изоброжением мальчика или девочки. В исследовании используется первая или вторая карточка в зависимоти от пола ребёнка.

Ход исследования.

Ребёнку предлогается лист бумаги с лесенкой и даётся следующая инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: (умные, добрые, сильные, послушные) – чем выше, тем лучше (указывают на соответствующие ступеньки: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже (указываем «плохие», «очень плохие», самые плохие») на средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».

Дошкольнику даётся карточка с изображением мальчика или девочки (взависимотсти от пола ребёнка), которую он должен поставить на выбранную им ступеньку.

Модифицируя инструкции, можно выявить различные частные самооценки, оценки своих идеалов, ожидаемые оценки и взаимооценки детей.

По результатам обследования с ребёнком проводится беседа. Она позволяет уточнить содержание самооценки ребёнка, выявить аргументацию выборов детей, степень самостоятельности их оценок. Задаются вопросы: «Почему ты себя сда поставил?», «Ты всегда такой?», «Ты такой на самом деле или хотел бы быть ьаким?».

Обработка и интерпритация.

Учитывается значение лесенок, выбранных ребёнком, его поведение и высказывание в процессе проведения методики и беседы, а также соотносятся значение различных оценок (самооценки, оценки, идеалов, ожидаемые оценки и т.д.).

При заниженной самооценке дошкольники с сохранным интеллектом, выполняя задание, ставят себя на нижние ступеньки. Объясняя свой выбор, они часто ссылаются на негативное мнение о себе взрослых. При завышенной самооценке дошкольники без колебаний ставят себя на самую высокую ступеньку. Данная тенденция отражается и в ожидаемых оценках. Объясняя свой выбор, они ссылаются на мнение о себе взрослых: «Мама сказала, что я хороший». По мнению авторов методики, при тенденции к нормализации самооценки (в авторской версии к адекватности), дошкольники с сохранным интеллектом ставят себя на 3-ю или 2-ю ступеньку. Они ожидают от взрослых таких же либо несколько более низких оценок. Объясняя свой выбор, дошкольники пытаются анализировать результаты своей деятельности, ссылаются на свою продуктивность и достижения в реальных жизненных ситуациях.

Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн

(Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога. // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр./ Отв. ред. И.В. Дубровина)

Цель : изучение самооценки.

Регистрация данных : групповая форма проведения.

Необходимые материалы : регистрационный бланк, ручка.

Процедура проведения : каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание (лучше сначала показать тренировочный вариант на доске).

Инструкция : «Каждый человек оценивает свои возможности, способности, характер и т.п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. На следующей странице нарисовано 7 таких линий. Они обозначают: 1) здоровье; 2) ум, способности; 3) характер; 4) авторитет у сверстников; 5) умение многое делать своими руками, умелые руки; 6) внешность; 7) уверенность в себе. Под каждой линией написано, что она обозначает.

На каждой линии черточкой (–) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон, вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя. Итак,

«–» – уровень развития у вас качества, стороны личности в настоящий момент;

« х» – такой уровень развития качества, стороны, к которому вы стремитесь, достигнув которого, вы будете удовлетворены собой.

Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка). Например, в линии «здоровье» нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя – абсолютно здорового».

Порядок проведения. Методика может проводиться как фронтально – с целым классом или группой учащихся, так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу: пройдя по классу, посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12 минут.

Целесообразно наблюдать, как разные школьники выполняют задание: сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа «глупая», «я это не обязан делать», отказ выполнять задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (с разницей не менее 5 мин). Все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов.

Регистрационный бланк

Фамилия, имя______________________________________________________ Дата___________________________ Класс_____________________________

Оцени себя по ниже приведенным качествам, которые обозначены у каждой вертикальной черты. Нижняя точка черты обозначает самый низкий уровень развития качества, а верхняя – наивысш ий .

На каждой линии черточкой (–) отметь, как ты оцениваешь развитие у себя этого качества в настоящий момент. После этого крестиком (Х) отметь, при каком уровне развития этих качеств ты был бы удовлетворен собой или почувствовал гордость за себя .

у многое делать в себе

сверстников своими

Обработка результатов. Обработке подлежат ответы на 6 линиях (шкалах). Шкала «здоровье» рассматривается как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 м. = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:

    По каждой из шести шкал определяются:

    уровень притязаний в отношении данного качества – по расстоянию в м. от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

    высота самооценки – от «0» до знака «–»;

    величина расхождения между уровнем притязаний и самооценки – разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до «–»; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. Записывается значение каждого из трех показателей.

    Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем 6 шкалам.

    Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «х». Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником различных сторон своей личности (см. рис.).

В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значением. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и соответственно тем меньшее значение она имеет. При очень сильной дифференцированности, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие – очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использован лишь для ориентировки.

    Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются. Неполностью (указывается только самооценка или уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже нижней), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.д.

Оценка и интерпретация отдельных параметров. Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными далее. Отметим, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.

    Уровень притязаний.

Норму , реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов («средние» и «высокие» притязания). При этом оптимальным является сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, свидетельствующий об оптимистическом представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Очень высокий уровень притязаний от 90 до 100 баллов – свидетельствует о нереалистическом, некритичном отношении школьника к собственным возможностям. Особого внимания в этом плане заслуживают такие случаи, когда уровень притязаний отмечается выше максимально возможного значения, крайней верхней точки шкалы (100 бал.) Нереалистический уровень притязаний часто свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели. Для старшего школьного возраста – это неблагоприятный показатель, поскольку, как известно, основное психологическое содержание данного периода составляет самоопределение, предъявляющее к такому умению достаточно высокие требования. Наличие нереалистического уровня притязаний может, таким образом, свидетельствовать о личностной незрелости.

Результат менее 60 баллов низкие «притязания» – свидетельствует о заниженном уровне притязаний. Если такой результат характеризует средний показатель уровня притязаний испытуемого, то он является индикатором неблагоприятного развития личности. Естественно, что чем ниже уровень притязаний, тем более данный показатель свидетельствует о неблагополучии.

Если очень высокий или очень низкий уровень притязаний отмечен по какой-либо одной шкале , то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.

Следует отметить , что по количеству баллов оцениваются только те случаи, когда уровень притязаний оказывается выше уровня самооценки. О других вариантах будет сказано далее.

    Высота самооценки.

Количество баллов от 45 до 74 – «средняя» и «высокая» самооценка – свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом так же, как и при оценке уровня притязаний, оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала – от 60 до 74 баллов («высокая» самооценка) .

Количество баллов от 75 до 100 (и выше предлагаемого максимума) свидетельствует о завышенной самооценке (переоценке себя) и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Такая завышенная самооценка может свидетельствовать о личностной незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Кроме того, завышенная самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытость» для опыта, нечувствительность к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Школьников с такой самооценкой очень мало, и все они составляют с точки зрения личностного развития «группу риска», заслуживают пристального внимания со стороны школьного психолога. Как показывают исследования, за низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе, то есть отношение к себе как ни к чему не способному, неумелому, никому не нужному, и «защитная», когда декларирование (в том числе и самому себе) собственного неумения, отсутствия способностей, того, что «все равно ничего не выйдет», позволяет не прилагать никаких усилий или подменить деятельность отношением к ней.

    Расхождение между уровнем притязаний и уровнем самооценки.

За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которых он действительно стремится достичь. Притязания в значительной части случаев основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

Расхождения от 1 до 7 баллов и особенно случаи полного совпадения уровня притязаний и уровня самооценки указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности. Конкретная оценка этого расхождения различна в зависимости от того, в какой части шкалы находятся эти показатели . Так, в верхней части шкалы (76-100 б.) они свидетельствуют о завышенной самооценке; в средней части (46-75 б.) – отношение школьника к себе не носит конструктивного характера; в нижней части (0-45 б.) – они могут являться показателем предельно заниженного представления о себе (в том случае если школьник заполняет таким образом все или большинство шкал методики), свидетельствовать о том, что он как бы «смирился» со своей «никчемностью», даже не надеется исправить положение. Если таким образом заполняются 1 или 2 шкалы , это указывает на незначимость для учащегося той или иной стороны личности.

Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между самооценкой и притязаниями. Такое соотношение указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным. Особенно неблагоприятны случаи , когда самооценка находится в нижней части шкалы, а притязания – в средней или высокой. При таком сильном расхождении уровень притязаний не только не стимулирует, но, напротив, тормозит личностное развитие.

Характеристика описанных выше параметров может быть применена при анализе как результатов по отдельным шкалам, так и средних данных по методике в целом.

    Дифференцированность уровня притязаний и самооценки.

Оценка дифференцированности, то есть расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого зависит от того, при какой средней высоте самооценки наблюдается та или иная степень дифференцированности. Поэтому мы остановимся на этом вопросе позже, характеризуя различные варианты отношения школьника к себе. Здесь же только напомним, что дифференцированность определялась как графически (рис), так и количественно (табл.).

Параметр

Очень высокий

Ур. притязаний

Ур. самооценки

Параметр

Количественная характеристика, балл

Умеренная

Степень расхождения между ур. притязаний и ур. самооценки

Степень дифференцированности притязаний

Степень дифференцированности самооценки

    Редкие ответы.

К таким ответам относятся прежде всего случаи, когда уровень притязаний школьника оказывается ниже уровня его самооценки. Подобная позиция («Могу, но не хочу»), как правило, указывает на конфликтное отношение учащегося к той или иной стороне своей личности или конфликтное отношение к себе в целом. Они свидетельствуют о неблагополучии школьника в той или иной области. Обычно это такие области, которые наиболее значимы для школьника, а его успешность в них намного ниже его притязаний. Если подобные ответы учащийся дает по большинству или по всем шкалам методики, это может свидетельствовать о существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающему, о нарушениях в формировании его личности.

Пропуски отдельных шкал или их неполное заполнение (только самооценки или только уровня притязаний) могут свидетельствовать как о недостаточном внимании школьника, так и о том, что здесь имеет место низкая (предельно низкая) самооценка при крайне высоких, часто скрытых притязаниях. Переживания, связанные с таким отношением к себе, столь сильны у школьника, что он не может или не хочет «обнародовать» это отношение. Но одновременно оно столь значимо, что он не может дистанцироваться, дать формальный ответ. Причины пропусков можно выяснить в ходе специальной беседы, проводимой после эксперимента.

Многочисленные поправки , зачеркивания, как правило, указывают на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью или неустойчивостью самооценки. У некоторых учащихся это может сопровождаться попыткой найти «правильный» ответ.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»