Минобрнауки: Управление школами перейдет от муниципалитетов к регионам через три года. Информационно-аналитические материалы государственной думы

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Российскую школу ждет очередная реформа. Собственно, этого и ожидала педагогическая общественность, когда Министерство образования и науки возглавила Ольга Васильева. До сих пор звучали лишь отдельные тезисы о том, что нужно бы изменить в отечественной системе образования – совершенствование ЕГЭ, введение пятидневки и т.п. Но заявление министра о возвращении школ на уровень субъектов вызвало самый сильный резонанс в профессиональной среде. Реформа – угроза или спасения российского общего образования? Читайте в материале «ФедералПресс».

Первая реформа Васильевой

Отечественное образование вновь готовится к реформе. Причем, как сообщил «ФедералПресс» член комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов , нормативно-правовая база, обеспечивающая этот процесс, и на федеральном, и на региональном уровне может быть готова уже к концу этого года, максимум – к середине следующего.

О начале реформ объявила глава Минобрнауки Ольга Васильева на заседании профильного комитета Госдумы. Речь идет о передаче школ с муниципального на региональный уровень. Именно такая система действовала в Советском Союзе и была разрушена в 90-х годах прошлого столетия. Тем самым Васильева вполне может войти в российскую историю как министр-возрожденец. В отличие от своих предшественников – Андрея Фурсенко и Дмитрия Ливанова, о которых не только в педагогической среде, но и в обществе в целом остались не самые лучшие воспоминания, на министра-женщину смотрят с надеждой.

Впрочем, по словам директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина , это не абсолютное возвращение к советской системе образования. «Тогда были другие кадры, другая система обращения с финансовыми потоками, система управления», - пояснил эксперт.

Детали реформы пока неизвестны. Ольга Васильева лишь сказала, что речь идет о возвращении «школ в государство» и выстраивании «государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы». По мнению Васильевой, система образования нуждается в централизации: если школы будут подчиняться регионам, то министерство будет иметь прямые рычаги влияния, которых сейчас у него практически нет, поскольку субъекты являются промежуточным звеном. Негативным фактором является и то, что сегодня невозможно создать «единое образовательное пространство», поскольку власти муниципалитетов имеют возможность самостоятельно прорабатывать учебные программы.

Повсеместно и одновременно реформу образования проводить, правда, никто не собирается – для этого нужны серьезные изменения законодательства. Пока ее апробируют на нескольких субъектах (по информации Ольги Васильевой, желание участвовать в эксперименте уже изъявили в 16 регионах), и только в Санкт-Петербурге реформа уже началась, однако говорить об ее эффективности или отсутствии такового, еще рано.

Деньги – школам

Денег, которые выделяют на школы муниципалитеты, едва хватает на оплату коммунальных услуг и косметические ремонты (впрочем, в оплате ремонта, а порой даже замене окон зачастую непосредственное участие принимают родители учеников, «жертвующие» в фонд школ в добровольно-принудительном порядке).

Муниципалитеты сталкиваются и с другими денежными проблемами. , в Свердловской области сразу несколько городов попросили помощи из регионального бюджета для оплаты штрафов, выписанных надзорными органами. В одном только Артинском городском округе задолженность по предписаниям составляет порядка 70 млн рублей. Директора школ увольняются из своих учреждений, так как вынуждены оплачивать штрафы за нарушения, допущенные, собственно, не по их вине, из собственного кармана.

Претензии Роспотребнадзора чаще всего сводятся к несоответствию школьных столовых отдельным пунктам санитарных требований (к примеру, на кухне нет отдельного цеха для приготовления рыбных блюд). Пожарные инспектора требуют установки специальных дверей в подвалах учебных заведений и противопожарной обработки чердаков. При этом не все нарушения устранимы: в том же Артинском районе проверяющим не понравилось напольное покрытие, к которому на протяжении более 20 лет у них не было никаких замечаний. В Качканаре другая ситуация: в одном из детских садов Роспотребнадзор требует установить дополнительный унитаз в группе, как предусмотрено нормами СанПиНа, но другими нормами того же документа установка еще одного унитаза невозможна, так как площадь санузла не позволяет этого сделать.

На устранение предписаний (даже тех, которые можно устранить) у школ просто нет средств. Муниципалитеты помочь тоже не могут. В итоге – штрафы, и… круг смыкается.

Говорить о создании новых мест в школах (иначе говоря, о строительстве новых школ) вообще не приходится – это миллиарды рублей (таких денег нет даже в региональных бюджетах, но у них хотя бы есть надежда на прямую поддержку из федеральной казны). Отсутствие средств влечет за собой неисполнение президентского поручения о переходе на обучение в одну смену. , только Екатеринбургу для инвестирования в строительство школ и ремонт имеющихся необходимо порядка 7 млрд рублей в год. В этом году местные власти готовятся открыть шесть новых школ, но чтобы выполнить поручение президента, вплоть до 2025 году нужно строить по две-три новые школы и примерно в десяти проводить капитальный ремонт. В районах области ситуация не менее сложная.

На данный момент субъекты уже несут на себе серьезную нагрузку по финансированию школьной системы. Регионы оплачивают все, что ученики обязаны получать в рамках государственных стандартов, в том числе учебную литературу. Да и зарплату учителям обеспечивают тоже власти субъектов.

Пожалуй, сложнее всего будет провести передачу имущества с муниципального на региональный уровень. С другой стороны, с завершением этого процесса у субъектов развяжутся руки: ожидается, что повысится эффективность расходования бюджетных средств. При этом повысится его прозрачность для самих региональных властей, которые будут заинтересованы вкладывать деньги в тот же ремонт школ, да и в образование в целом. А когда гарантом стабильности системы будут региональные власти, вероятность привлечения частных инвестиций, создания государственно-частных школ сразу возрастет.

«Будет лучше»

Анонсированная реформа образования уже поддержана на уровне комитета Госдумы по образованию и науке. Депутат Борис Чернышов в разговоре с журналистом «ФедералПресс» отметил, что изменения в системе абсолютно оправданы и целесообразны и, по сути, делать это нужно было раньше. «Мы тратим на школьное образование большие деньги, но при этом мы не в полной мере их контролируем. Плюс на уровне муниципалитетов власти захлебываются от недостатка финансирования, от большого количества обязанностей, - пояснил парламентарий. – Нам нужно единое образовательное пространство, единая образовательная политика, которая не будет отличаться от поселения к поселению».

Кроме того, по мнению Чернышова, передача школ на уровень субъектов позволит улучшить материально-техническую базу образовательных учреждений и решить существующие коммунальные проблемы.

Политолог Павел Салин также полагает, что основной мотив реформирования системы кроется в бедности муниципалитетов. «Муниципальная власть с финансовой точки зрения зачастую фактически не состоятельная», - заметил политолог.

Другой важный момент – в результате реформы из финансовой, да и управленческой цепочки уйдет «лишнее звено»: федеральному центру с регионов, с одной стороны, проще будет спрашивать за переданные средства, с другой – такое прямое подчинение позволит более оперативно решать вопросы, то есть повысится управляемость системы. По словам депутата Бориса Чернышова, у федеральных и региональных чиновников «не будет желания подставлять самих себя».

Вместе с тем, политолог Павел Салин не уверен в повышении управляемости, он полагает, что как раз в этой части реформа «может сказаться негативно: школы отодвигают дальше от центра принятия решений». «Практика управления будет разниться от региона к региону. Каждый будет по-своему выстраивать управление, - считает Салин. – А на уровне латентной коррупции реформа не скажется, потому что администрации школ останутся прежними, и те практики, к которым они привыкли, они будут и дальше проводить в жизнь».

Фото - Илья Питалев, РИА Новости

СОЧИ, 5 июля. /ТАСС/. Полномочия по управлению школами менее чем за три года перейдут от муниципалитетов на уровень регионов. Об этом в среду заявила журналистам глава Минобрнауки Ольга Васильева.

"У нас нет 5-10 лет. Я думаю, это будет даже быстрее, чем за три года, потому что это необходимость времени", - сказала министр. По мнению главы ведомства, таких субъектов, где было бы предпочтительнее оставить муниципальное управление, нет.

Она подчеркнула, что откладывать решение этого вопроса не стоит, потому что это эффективная модель и не требует затрат. "Передача полномочий, наоборот, снизит затраты. Сейчас при муниципальном управлении есть единицы, которые отвечают за школьные дела. Если вы эти единицы сокращаете и переводите на региональный уровень, то у вас идет оптимизация даже на низовом уровне, потому что такое количество административных единиц является излишним", - отметила Васильева.

Она добавила, что уже сейчас управление образованием осуществляется в нескольких регионах, в том числе Москве, Самарской, Псковской и Тамбовской областях, однако регионы выбрали для себя разные формы. В ближайшее время будет отобрано еще 11-12 пилотных регионов.

"Нужно вернуться к региональному управлению в системе образования, потом что самоуправлением мы школы немного тормозим, по качеству тормозим. А правовые нормы уже сейчас позволяют это сделать", - сказала министр. По ее мнению, передача полномочий на уровень регионов позволит более эффективно тратить выделенные на образование средства. "Все говорят что сфера недофинансирована, но даже то, что есть, должно идти в правильное русло", - считает Васильева.

"Здесь должен быть анализ, будет соответствующий план [по переходу на региональное управление - прим. ТАСС] с учетом положительного опыта регионов, разработана дорожная карта", - сказал журналистам глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Единое образовательное пространство

По словам Васильевой, передача управления школами от муниципалитетов к регионам необходима для создания единого образовательного пространства. Сегодня учредителями всех школ в РФ являются муниципалитеты, и закон позволяет им самостоятельно формировать школьную программу.

"Мы видим такое разнообразие представленных образовательных программ, очень сложно говорить сейчас о той, на мой взгляд, главной ключевой задаче российского образования - создания единого образовательного пространства и базового содержания для каждого ребенка", - сказала Васильева.

Она подчеркнула, что каждый ребенок должен получить хорошее и доступное базовое образование, в препятствие для этого - то самое несоответствие, которое связано с учредительством. "Муниципалитеты не очень-то озабочены той программой, которая содержательна", - сказала министр.

Вернуть школы государству

По словам Васильевой, сейчас в РФ наступил такой исторический период, который требует "огосударствления" школ, то есть возвращения их государству. "Сейчас школы вне государственной опеки и заботы, как бы это парадоксально не звучало. Трудно себе представить, что 42 тысячи школ страны никоим образом министерству образования и науки России не подчиняются, также они и не подчиняются и регионам", - сказала министр.

Она добавила, что для родителей нет принципиального значения, кому подчиняется школа, главное, чтобы ребенок получал качественное образование. При этом, по словам Васильевой, российское законодательство позволяет муниципалитетам принимать непосредственное участие в создании образовательных программ.

"Тогда, получается, что мы не собираем страну через важнейшую отрасль, которой является образование со всех точек зрения, а как бы ее, наоборот, растаскиваем", - отметила министр.

Несколько регионов на сегодняшний день уже реализуют практику создания "школьных округов", в частности Самарская и Астраханская области. По словам Васильевой, губернаторы еще 16 регионов выразили готовность реализовать на своей территории пилотные проекты в этом направлении.

История вопроса

Ранее Васильева заявила журналистам, что полномочия по управлению школами от муниципалитетов на уровень регионов должны перейти менее, чем за три года.

По мнению Васильевой, правовые нормы позволяют осуществить передачу управления школами на региональный уровень. Эта мера также позволит более эффективно тратить выделенные на образования средства.

По словам главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, для перехода полномочий на региональный уровень должен быть проведен анализ и разработана дорожная карта с учетом положительного опыта регионов в этой сфере.

В современных условиях шанс стать процветающей страной по­лучает такое государство, которое обеспечивает максимальный про­стор для реализации творческого потенциала человека. Такая поли­тика предполагает выявление талантов, поиск способностей людей, умение использовать их для блага и интересов общества.

Для этого нужны определенные предпосылки, прежде всего, со­здание равных стартовых возможностей для молодого поколения, предоставление возможностей добиваться получения образования более высокого качества и уровня. В странах с рыночной экономи­кой сфера образования – такой же бизнес, как в любой другой сфе­ре. Разумеется, важную роль играет конкуренция. Нельзя возразить против того, что конкуренция – феномен, относящийся в современ­ную эпоху ко всей системе образования, – как внутри той или иной страны, имеющей рыночную экономику, так и в международном масштабе. Механизмы конкуренции позволяют совершенствовать механизмы образовательных услуг.

Кто лидирует сегодня в производстве знаний, средствах инфор­мации, в науке и образовании, тот и является мировым лидером. Пока таковым государством является США. И многие, если не боль­шинство исследователей, считают, что это вполне естественно: США

– единственная сверхдержава современности. Ее ведущая роль в информационной экономике – следствие лидирующего положения в мире. А может быть, напротив, лидерство США в современном мире

– следствие их лидерства в производстве знаний. А что же Россия? Хотя Россия по праву гордится своими традициями в области фунда­ментальных наук, нельзя не видеть, что их основы заложены в конце XIX века и середине XX века. В последнее же десятилетие XX века и в первые годы XXI века и в России деградируют, стремительно подталкивая страну к уровню показателей «третьего мира». Нельзя, сидя на нефтяной и газовой трубах, полноценно вой­ти в современное информационное общество. Отметим, что ключе­вая идея второй президентской программы В.В. Путина (изложенная им 26 мая 2004 г. в ежегодном послании к Федеральному собранию)

– удвоение ВВП страны, повышение ее конкурентоспособности в мире. И не столько в области экономики, скорее в использовании тотальной конкурентоспособности во всех областях жизнедеятель­ности, в том числе в системе образования. Известно, что в развитых странах мира рост ВВП до 80% достигается, прежде всего, за счет развития наукоемких технологий. Но доля России – страны с бога­тейшими культурными, научными, образовательными традициями -на мировом рынке уровень развития высоких технологий необычай­но низок, достигает всего 1%, по этому показателю наша страна ус­тупает даже маленькому Гонконгу. Сегодня в России, как и все общество, переживает драматический период, от итогов развития которого зависит не только будущее страны, но и возмож­но, ее существование как государства. Если за последние 10-15 лет развитые страны в два раза увеличили потенциал инфраструктуры и доступность образования, то Россия, наоборот, эти показатели умень­шила в 1,5 раза. Разрушительные тенденции и близорукость прово­димой государством политики приобрели опасные масштабы. За последние 5 лет реальный объем ассигнований на нужды образова­ния в России сократился примерно в 5 раз. Россия, в которой сниже­ние ассигнований на и науку привело к утрате потенци­альных талантов, не имеющих возможность получить достойное об­разование, приводит к «утечке мозгов» из страны. В настоящее вре­мя экономические потери России от «утечки мозгов» весьма велики.

Особенно это касается молодежи, которая подготовлена к высоко­квалифицированной работе, но еще не дала никакой отдачи своей стране, которая воспитала и выучила. Например, знаменитый физи­ко-технический институт превратился в какой-то степени в поставщи­ка высококвалифицированной силы в США, где даже установили льгот­ные правила въезда для этой категории людей. Поэтому в принципе логично поставить вопрос о компенсации за данную утечку. Частич­но в качестве такой компенсации можно рассматривать помощь раз­личных западных фондов российской науке и образованию.

Несмотря на негативные тенденции, российская система образо­вания пока еще остается одной из достаточно эффективных. Ее по­ложительный опыт перенимается во многих странах. Высоко котиру­ется и имеет большой международный авторитет наше высшее об­разование. По числу студентов на 10 тыс. жителей Россия стоит в одном ряду с Японией, Францией, Великобританией, Германией и Италией. По числу выпускников ВУЗов на те же 10 тыс. – на 4-ом месте (после США, Канады, Японии). По абсолютной численности молодежи с высшим техническим образованием она продолжает занимать первое место в мире. Из 74 ведущих университетов Евро­пы 11 -российские (МГУ стоит на втором месте после Сорбонны).

Образование, которое ориентировано на подготовку специалис­тов, обладающих специфическими знаниями и навыками, направле­но на обеспечение эффективности инновационного процесса. Такой специалист должен быть профессионалом, способным комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность. Это исследователь, создатель интеллектуальных цен­ностей, способный реализовать их и на этой основе создать новые материальные ценности, а также обеспечить превращение последних в товар. Во всем мире специалисты такого профиля считаются эли­той менеджмента. В 2004-2005 г. в КГТУ (КАИ) началось обучение по специальности «физика и менеджмент наукоемких технологий». Лучше поздно, чем никогда. Таковые вызовы времени, на которые необхо­димы соответствующие этим вызовам ответы.

Вполне соответствует вектору реформ назначение нового мини­стра образования РТ, экономиста, пришедшего непосредственно из главного вуза республики Раиса Фалиховича Шайхелисламова. Пред­ставляя Шайхелисламова сотрудникам министерства и руководите­лям учебных подразделений республики, премьер-министр РТ Р. Минниханов отметил: «Министерство станет основным исполнителем проектов по реализации инновационного образования в Татарстане». И на традиционной республиканской августовской педконференции Р. Шайхелисламов выступил с докладом «Инновационный подход к управлению образованием в Республике Татарстан». Инновации, по словам министра, не самоцель, а средство и принцип решения по­ставленных задач. Первая из них направлена на воспроизводство и развитие главного ресурса системы образования – педагогических и научно-педагогических кадров. Процесс выращивания научной сме­ны сохраняет оптимизм в оценке ближайшего будущего отечествен­ной науки. Этот процесс должен быть непрерывным. Интеллектуали­зация общества, активное включение в общественные преобразова­ния наиболее талантливой и творчески одаренной части населения, прежде всего молодежи одна из приоритетных задач государствен­ной политики РТ. Развитие интеллектуального потенциала республи­ки зависит не только от эффективной поддержки и социальной защи­ты одаренной молодежи, сочетаемой с психолого-педагогической и профессиональной помощью в развитии таланта, но и от уровня ин­теллектуального развития окружения талантливой личности. Интел­лектуальный потенциал общества – продукт творческого развития и саморазвития каждой личности. Чем больше таких личностей и чем гармоничнее они связаны, тем богаче общество.

Реалии настоящего времени объективно актуализируют вопрос о постоянном изучении состояния интеллектуального потенциала и поиска путей его развития. В процессе такого изучения стоит дву­единая задача – выявление уровня интеллектуального потенциала республики и определение причин, тормозящих его развитие.

Национальный интеллектуальный потенциал фактически становит­ся двигателем наукоемких, интеллектоемких экономик, который смо­жет обеспечить опережающее воспроизводство «человеческого ка­питала» и общественного интеллекта. По мнению теоретика – патриар­ха современного менеджмента П. Дракера, «работник интеллектуаль­ного труда является важнейшим ресурсом и активом любой корпора­ции. Результат такого труда … – наиболее ценный капитал XXI века».

Реалии XXI в. – глобализация и информатизация, высокие техно­логии и Интернет – кардинально изменяют мир и условия жизнедея­тельности человека. В России новые технологии пока еще мало при­меняются из-за крайней дороговизны. Персональных компьютеров у нас в 19 раз меньше, чем в США. Интернетом пользуются в 144 раза меньше, чем в США и в 250 раз меньше, чем в Швеции. Специалис­ты подсчитали: если двигаться такими темпами, то к 2050 году дос­туп в Интернет будут иметь лишь 20% нашего населения, в то время как в западных странах – практически каждый. Прорыв России вряд ли возможен до тех пор, пока у подрастающего поколения не будут сформированы навыки активного воздействия на складывающуюся информационно-технологизированную реальность. Это необходимо для интеллектуального развития молодежи, обеспечения ей возмож­ности комфортно жить в условиях нового столетия. Путь к этому -превращение Интернета из элитарной технологии в общедоступное средство учебы и работы. Решение этой масштабной задачи под силу только государству. Даже в такой продвинутой стране, как Япо­ния, государство считает необходимым выделять немалые средства (93 млрд. долл.) на массовое обучение населения пользованию Ин­тернетом. Российские же показатели просто удручающих: на 2000­2005 гг. правительством и бизнесом выделено на интернетизацию образования по 1 млрд. долларов.

Чтобы быть эффективной, система образования должна соответ­ствовать реалиям XXI века, поскольку специалистам нового столетия предстоит решать сложнейшие глобальные задачи, связанные с пе­реходом мирового сообщества к новому технологическому укладу (информационному) со вступлением в эпоху непрерывного образо­вания. Для создания российской школы XXI в. необходимо уже се­годня начать широкий эксперимент по переходу на обязательное 10-летие обучение и бесплатное 12-летие. Содержательная часть ре­формы состоит в создании профильной средней школы. Важнейшая линия стратегического развития – изменение ситуации с компьютер­ной грамотностью нового поколения.

Это позволит повысить конкурентоспособность системы образо­вания. Появится возможность привести российское образование в соответствии с мировыми стандартами, не допустить увеличения технологического отставания от западных стран. Кроме того, на наш взгляд, следует сохранить и обогатить имеющийся образователь­ный потенциал.

Совершенно ясно, что политика российского государства в сфе­ре образования не адекватна реальным потребностям страны, не отвечает ее стратегическим интересам и, с этой точки зрения, в пер­спективе может выступать как дестабилизирующий фактор. Ее глав­ным принципом должна стать вековая крестьянская мудрость: «Уми­рай, но весной землю вспаши и засей, голодуй всю зиму, но зерно на посев сохрани». Этот принцип позволит сохранить основной капи­тал нации – ее кадровый потенциал, ее интеллект, высокую образо­ванность населения. А это в свою очередь позволит создать новый, демократический и экономически эффективный тип российского го­сударства и вступить на тот путь, по которому ныне продвигается весь цивилизованный мир.

Абдрахманова Р.Я.,

ст. преподаватель Альметьевского филиала ИЭУП

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития, ч.: 4.1. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 284 с.

Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки. Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие. Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования. Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача - практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам - это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства. Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов. Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы. Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний. Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений. Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества. Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений - только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок. Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач. В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Пути решения проблем

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие. С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов. Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а не учитывает интересы финансовых групп. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства. Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»