Наваррская м. Королева Маргарита Наваррская: история жизни и интересные факты

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Портрет работы Жана Клуэ.Около 1530г.
королева Наварры

Маргарита Наваррская - французская принцесса, королева Наварры, писательница, одна из первых в своей стране - была уроженкой Ангулема, где родилась 11 апреля 1492 г., и являлась продолжательницей ангулемской ветви династии Валуа; ее родителями были Карл Ангуленский и Луиза Савойская.
Ее мировоззрение в значительной степени формировалось под влиянием людей, с которыми она состояла в переписке, - протестантом Лефевром д"Этапль и епископом Мо Гийомом Брисоннэ.

Двор французской принцессы превратился в центр, вокруг которого сосредотачивались люди искусства, науки, литераторы, гуманисты; яркие личности эпохи Возрождения - Эразм Роттердамский, Маро и др. - всегда могли рассчитывать на ее гостеприимство и поддержку. Под ее крылом собирались вольнодумцы, поэты, представители различных поэтических школ, среди которых было немало таких, чье творчество не одобрялось церковью.
Королева Наваррская была одной из образованнейших представительниц прекрасного пола своего времени, владела латынью и, скорее всего, греческим языком. Она не просто предоставляла талантливым людям свое покровительство, но и в значительной степени влияла на мировоззрение, творческую деятельность многих выдающихся современников. В некотором смысле ее можно назвать «прародительницей» владелиц литературных салонов, которых немало появится в XVII-XVIII вв.
Была она и одной из первых французских писательниц. Вышедший в 1531 г. стихотворный сборник под названием «Зерцало грешной души» был крайне неодобрительно встречен представителями Парижского университета: теологи Сорбонны признали сочинение еретическим, и под суд инквизиции ее не отдали лишь благодаря высокому социальному статусу. В поэтических строках красной нитью проходил выдвинутый Лютером тезис об оправдании верой. Последующие произведения - пьесы в жанре моралите - вызвали сходную реакцию.

Маргарита Наваррская как писательница прославилась на весь континент благодаря своей книге «Гептамерон» («Семидневник» по-гречески). Написанная в духе французского Ренессанса, она состояла из 72 новелл, написанных как подражание «Декамерону» Боккаччо: разбитые по дням недели, семь циклов состояли из коротких, веселых, озорных, но в то же время поучительных рассказов. В 1558 г. они были опубликованы как «История о счастливых любовниках».
Творческое наследие Маргариты Наваррской включает в себя также «Мемуары», в которых писательница, главным образом, восхваляет собственные достоинства, а также письма, являющиеся образчиком изящного стиля.

Сочинения Маргариты Наваррской отражают характерный для неё напряжённый религиозно-этический поиск.Они сочетают медитативность и даже мистицизм с некоторой суховатостью стиля. Резкое неприятие со стороны Сорбонны вызвала поэма «Зерцало грешной души» (Le Miroir de l"ame pecheresse, 1531), в которой нашёл отражение лютеранский тезис об оправдании верой; версификация поэмы напоминает о традициях Петрарки. Отголоски дискуссий между Эразмом и Лютером о свободе воли проступают в «Диалоге в форме ночного виде;ния» (Dialogue en forme de vision nocturne, 1524, опубл. 1533). Кончине Франциска I посвящена насыщенная реминисценциями из апостола Павла и Платона поэма «Корабль» (Le Navire, 1547). Среди других сочинений: «Комедия, сыгранная в Мон-де-Марсане» (La Com;die de Mont-de-Marsan, 1548); обширная переписка с братом и другими лицами (опубликована в 1841). Даже фарс «Больной» (Le Malade, 1535-1536) завершается в духе прямолинейного религиозного наставления.
Большая часть стихотворений Маргариты вошли в состав сборника «Перлы перла принцесс» (Marguerites de la Marguerite des princesses, 1547).
Самое известное сочинение Маргариты носит светский характер и во многом выпадает из её литературного наследия. Это сборник из семидесяти двух новелл «Гептамерон» («Heptam;ron»), написанных под влиянием «Декамерона» Боккаччо и впервые опубликованных под заголовком «L’histoire des amants fortun;s» без указания имени автора после кончины Маргариты, в 1558 г.; полная, без идеологических купюр версия вышла только в 1853 г.

Беседы оказавшихся временно изолированными от мира кавалеров и дам, от имени которых ведутся рассказы, представляют не меньший интерес, чем сами новеллы — психология рассказчиков раскрыта куда обстоятельнее, чем у Боккаччо. В этих учтивых и вместе с тем очень живых беседах заметно влияние «Книги о Придворном» Кастильоне.

Книга имела большой успех у публики. Маргарита достоверно и проницательно описала нравы высшего общества своего времени, отстаивая в то же время гуманистический идеал человеческой личности. При всем разнообразии сюжетов основное место в «Гептамероне» занимают любовные истории, причём любовь трактуется в духе неоплатонизма. Характерная для некоторых из рассказанных Маргаритой любовных историй трагическая интонация предваряет прозу конца XVI - начала XVII веков.

Афоризмы Маргариты Наваррской

Настоящая любовь не признает никаких приказаний и никаких обетов.

Не бывает огня без дыма, но зато дым мне много раз пришлось видеть и там, где не было никакого огня.

Непостоянство всегда достойно осуждения.

Обида имеет больше власти над женщиной, чем любовь, особенно если у этой женщины благородное и гордое сердце.

Мне столько раз приходилось слышать о людях, которые умирают от любви, но за всю жизнь я не видела, чтобы кто-нибудь из них действительно умер.

Можно вынести все, кроме безделья.

Наказывается не преступление, а глупость.

Настоящая любовь и изобретательность свойственны иногда вовсе не тем, в ком мы рассчитываем их найти.

Самые тяжелые муки — это муки любви.

Самыми изобретательными в делах любви оказываются именно те, у кого меньше всего ума.

Уж если кто-нибудь действительно что-то знает, так это тот, кто уверен, что ничего не знает.

Человек, известный своими дурными наклонностями, всегда будет на подозрении.

Человек не очень-то властен над своим сердцем и не может по собственной воле заставить себя любить или ненавидеть.

Сладка не та месть, которая убивает врага, а та, которая несет жизнь истинному другу.

Старики привыкли думать, что они всегда умнее, чем поколение, которое идет им на смену.

Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость.

Труднее всего человеку бывает справиться с досадой и гневом.

Самым невежественным оказывается тот, кто считает, что знает все.

Сильнее всего бывают те, кто направляет силы на добрые дела.

Главное — это то, как человек сам оценивает свои поступки.

Если окажется, что та, кого вы полюбили, как две капли воды похожа на вас и хочет всего того, чего хотите вы, в действительности вы будете любить не ее, а только себя.

Как неразумен человек, когда от добра, которое он имеет, он еще ищет другого. Не довольствуясь тем, что у него есть, и гонясь за большим, человек теряет и то, что имел.

Легче расторгнуть сотню браков, чем разлучить одного священника с его служанкой.

Любовь слепа, и она способна ослепить человека так, что дорога, которая кажется ему наиболее надежной, оказывается наиболее скользкой.

Люди дурные готовы искать зло где угодно, только не там, где оно есть на самом деле.

Маргарита Наваррская (фр. Marguerite de Navarre, 11 апреля 1492, Ангулем - 21 декабря 1549, Одос, близ Тарба) - французская принцесса, сестра короля Франциска I, одна из первых женщин-писательниц во Франции.

Известна также как Маргарита де Валуа (фр. Marguerite de Valois), Маргарита Ангулемская (фр. Marguerite d’Angouleme) и Маргарита Французская (фр. Marguerite de France).

В любви и на войне одно и то же: крепость, ведущая переговоры, наполовину взята.

Наваррская Маргарита

Происходила из Ангулемской ветви династии Валуа. В 1509 стала женой принца Карла IV Алансонского, умершего вскоре после битвы при Павии, а в 1527 году вышла вторично замуж за Генриха д’Альбре, короля Наваррского. Дочь - Жанна д’Альбре. Бабушка будущего короля Генриха IV.

Маргарита Наваррская всю жизнь отличалась большой преданностью своему брату, ездила в Мадрид хлопотать об его освобождении после поражения при Павии.

Большое влияние на её мировоззрение оказали протестанты Лефевр д’Этапль и епископ Мо Гийом Брисоннэ, с которым Маргарита поддерживала переписку.

Если кажется, что та, кого вы полюбили, как две капли воды похожа на вас и хочет всего того, чего хотите вы, то в действительности вы будете любить не ее, а только себя.

Наваррская Маргарита

Двор Маргариты был важным центром французского гуманизма. Маргарита Наваррская покровительствовала Гийому Бюде, Клеману Маро, Деперье и другим литераторам.

Сама она знала латынь (и, возможно, греческий язык) и оказывала большое влияние на многих выдающихся людей того времени; в этом отношении она была предшественницей хозяек литературных салонов XVII-XVIII вв.

Сочинения Маргариты Наваррской отражают характерный для неё напряжённый религиозно-этический поиск и сочетают медитативность, а подчас и мистицизм с некоторой суховатостью стиля.

Легче расторгнуть сотню браков, чем разлучить одного священника с его служанкой.

Наваррская Маргарита

Резкое неприятие со стороны Сорбонны вызвала поэма «Зерцало грешной души» (Le Miroir de l’ame pecheresse, 1531), в которой нашёл отражение лютеранский тезис об оправдании верой; версификация поэмы напоминает о традициях Петрарки.

Отголоски дискуссий между Эразмом и Лютером о свободе воли слышатся в «Диалоге в форме ночного видения» (Dialogue en forme de vision nocturne, 1524, опубл. 1533). Кончине Франциска I посвящена насыщенная реминисценциями из апостола Павла и Платона поэма «Корабль» (Le Navire, 1547).

Среди других сочинений: «Комедия, сыгранная в Мон-де-Марсане» (La Comedie de Mont-de-Marsan, 1548); обширная переписка с братом и другими лицами (опубликована в 1841). Даже фарс «Больной» (Le Malade, 1535–1536) завершается в духе прямолинейного религиозного наставления. Большая часть стихотворений Маргариты вошли в состав сборника «Перлы перла принцесс» (Marguerites de la Marguerite des princesses, 1547).

Любовь слепа, и она способна ослепить человека так, что дорога, которая кажется ему наиболее надежной, оказывается наиболее скользкой.

Наваррская Маргарита

Самое известное сочинение Маргариты носит светский характер и во многом выпадает из её литературного наследия. Это сборник из семидесяти двух новелл «Гептамерон» («Heptameron»), написанных под влиянием «Декамерона» Боккаччо и впервые опубликованных под заголовком «L’histoire des amants fortunes» без указания имени автора после кончины Маргариты, в 1558 г.; полная, без идеологических купюр версия вышла только в 1853 г.

Беседы оказавшихся временно изолированными от мира кавалеров и дам, от имени которых ведутся рассказы, представляют не меньший интерес, чем сами новеллы - психология рассказчиков раскрыта куда обстоятельнее, чем у Боккаччо. В этих учтивых и вместе с тем очень живых беседах заметно влияние «Книги о Придворном» Кастильоне.

Принято считать, что прототипы рассказчиков - близкие Маргариты: Генрих д’Альбре (Иркан), её мать Луиза Савойская (Уазиль), а саму себя писательница, возможно, запечатлела в образе Парламанты. Но это лишь одна из имеющихся трактовок системы образов обрамления «Гептамерона».

Мне столько раз приходилось слышать о людях, которые умирают от любви, но за всю жизнь я не видела, чтобы кто-нибудь из них действительно умер.

Наваррская Маргарита

Книга имела большой успех у публики. Маргарита достоверно и проницательно описала нравы высшего общества своего времени, отстаивая в то же время гуманистический идеал человеческой личности.

При всем разнообразии сюжетов основное место в «Гептамероне» занимают любовные истории, причём любовь трактуется в духе неоплатонизма. Характерная для некоторых из рассказанных Маргаритой любовных историй трагическая интонация предваряет прозу конца XVI - начала XVII веков.

Маргарита Наваррская – французская принцесса, королева Наварры, писательница, одна из первых в своей стране - была уроженкой Ангулема, где родилась 11 апреля 1492 г., и являлась продолжательницей ангулемской ветви династии Валуа; ее родителями были Карл Ангуленский и Луиза Савойская.

В 1509 г. Маргарита вышла замуж за принца Карла IV Алансонского, однако их брак продлился недолго, т.к. муж скончался спустя короткое время после битвы при Павии. Вторично она вышла замуж 18 августа 1527 г., ее супругом стал король Наваррский Генрих д"Альбре. Их вступление в брак ознаменовало собой наступление перемирия между гугенотами и католиками.

Будучи сестрой французского короля Франциска I Валуа, Наваррская через всю жизнь пронесла любовь к брату и верность ему. Когда в битве при Павии войска потерпели поражение, она ездила добиваться его освобождения в Мадрид. В 1543 г. происходит крупное событие в ее биографии: она стала самостоятельной правительницей, в ее владении оказалось маленькое королевство, находившееся между Испанией и Францией.

Ее мировоззрение в значительной степени формировалось под влиянием людей, с которыми она состояла в переписке, – протестантом Лефевром д"Этапль и епископом Мо Гийомом Брисоннэ. Двор французской принцессы превратился в центр, вокруг которого сосредотачивались люди искусства, науки, литераторы, гуманисты; яркие личности эпохи Возрождения – Эразм Роттердамский , Маро и др. - всегда могли рассчитывать на ее гостеприимство и поддержку. Под ее крылом собирались вольнодумцы, поэты, представители различных поэтических школ, среди которых было немало таких, чье творчество не одобрялось церковью.

Королева Наваррская была одной из образованнейших представительниц прекрасного пола своего времени, владела латынью и, скорее всего, греческим языком. Она не просто предоставляла талантливым людям свое покровительство, но и в значительной степени влияла на мировоззрение, творческую деятельность многих выдающихся современников. В некотором смысле ее можно назвать «прародительницей» владелиц литературных салонов, которых немало появится в XVII-XVIII вв.

Была она и одной из первых французских писательниц. Вышедший в 1531 г. стихотворный сборник под названием «Зерцало грешной души» был крайне неодобрительно встречен представителями Парижского университета: теологи Сорбонны признали сочинение еретическим, и под суд инквизиции ее не отдали лишь благодаря высокому социальному статусу. В поэтических строках красной нитью проходил выдвинутый Лютером тезис об оправдании верой. Последующие произведения - пьесы в жанре моралите - вызвали сходную реакцию.

Маргарита Наваррская как писательница прославилась на весь континент благодаря своей книге «Гептамерон» («Семидневник» по-гречески). Написанная в духе французского Ренессанса, она состояла из 72 новелл, написанных как подражание «Декамерону» Боккаччо : разбитые по дням недели, семь циклов состояли из коротких, веселых, озорных, но в то же время поучительных рассказов. В 1558 г. они были опубликованы как «История о счастливых любовниках».

Творческое наследие Маргариты Наваррской включает в себя также «Мемуары», в которых писательница, главным образом, восхваляет собственные достоинства, а также письма, являющиеся образчиком изящного стиля.

История знает много знаменитых и великих женщин. Среди них есть правительницы, ученые, актрисы, писательницы и удивительные красавицы. Маргарита Наваррская не совершила великих поступков, но знают о ней многие. В истории под этим именем известны несколько представительниц прекрасного пола. Сегодня речь пойдет о первой жене короля Генриха IV.

Детство и юность

Маргарита Наваррская принадлежала к Была самым младшим ребенком в семье. Ее матерью является знаменитая королева Франции и одна из влиятельнейших женщин Европы XVI века - Екатерина Медичи. Отец - Генрих II Валуа.

С детства Маргарита отличалась красотой и шармом. За это ее прозвали жемчужиной Франции. Она пленяла не только приятной внешностью, но и остроумием. Умная не по годам будущая королева изучала литературу, философию, медицину и владела несколькими языками: древнегреческим, итальянским, испанским.

Замужество

Родители прочили в мужья для Маргариты одного из нескольких претендентов: испанского наследника и будущего Наваррского короля. Слухи о ветрености невесты разрушили матримониальные планы с Испанией и Португалией, и Маргариту выдали замуж за Генриха Бурбона. Брак был вынужденным политическим союзом, и ни о каких чувствах молодоженов речи не шло.

XVI век во Франции - время борьбы между протестантами и католиками. За два года до замужества у Маргариты де Валуа начался серьезный роман с герцогом Генрихом де Гизом. Она готова была выйти за него замуж, но родители запретили и думать об этом браке. Это замужество могло нарушить хрупкое равновесие, установившееся между двумя противоборствующим группами, поскольку герцог был негласным главой католиков во Франции.

В 1572 году девятнадцатилетняя Маргарита становится женой Генриха Наваррского, одного из лидеров протестантов (гугенотов). Ему на тот момент было 18 лет.

«Кровавая свадьба»

На торжество в Париж прибыло множество гугенотов, в том числе и их лидеры. Этим воспользовался Генрих де Гиз и его сторонники. Событие, произошедшее 24 августа 1572 года, вошло в историю как Варфоломеевская ночь, когда католики совершили нападение и убили приехавших на свадьбу протестантов. Историки считают, что вдохновителем и организатором этой резни была Екатерина Медичи. Судя по всему, Маргарита Наваррская, биография которой полна трагических и страшных событий, была в неведении о планах матери и де Гиза. Некоторые исследователи даже уверены - королева Франции надеялась, что ее дочь погибнет вместе с Генрихом, и это даст ей дополнительные козыри в борьбе с ненавистными гугенотами. Но Маргарита проявила удивительное мужество и хладнокровие. Она не позволила убить мужа, отказавшись пойти на развод с ним, как настаивала семья. Королева Наваррская спасла и нескольких его людей. Какими бы ни были потом их отношения, Генрих IV никогда не забывал, кому он обязан спасением в ту страшную ночь.

Маргарита - королева Наваррская: жизнь под присмотром

После событий 24 августа Генрих вынужден был бежать из Парижа. Маргарита осталась фактически заложницей собственной семьи. Ее подозревали в том, что она помогла мужу скрыться. И это было действительно так. Только через 6 лет она смогла воссоединиться с супругом, когда был заключен временный мир между протестантами и католиками. До 1582 года она жила в Наварре, где создала блистательный двор. По настоянию матери вернулась в Париж, но после ссоры с королем Генрихом III, который считал, что она занята собой и мало помогает семье в политических делах, Маргарита уехала в Наварру к мужу. Но Генрих уже был увлечен другой, и королева оказалась не у дел.

Она отправилась в свое графство, в Ажен. Маргарита Наваррская вновь начала отношения с и приняла участие в интригах против своего мужа и брата, короля Генриха III. Последующие 18 лет она провела в замке Юссон, в котором сначала недолго была пленницей. С помощью герцога де Гиза она получила свободу и стала хозяйкой крепости.

Развод с Генрихом IV и последние годы жизни

В 1584 году Генрих IV короновался в Шартрском соборе. После ссоры с Маргаритой в 1585 году их отношения фактически были разорваны. Бездетному королю нужно было позаботиться о наследнике. За большие отступные он добился развода в 1599-м. Несмотря на то что отношения между Маргаритой и Генрихом в браке были сложными, после его гибели королева Наваррская (этот титул ей был оставлен) поддерживала вторую жену бывшего мужа,

Маргарита Наваррская, биография которой необычайно интересна, умерла в 1615 году в Последние годы она провела в Париже и до конца оставалась активной участницей политической жизни Франции.

Маргарита Наваррская и ее образ в искусстве

При жизни она пленяла красотой и остроумием, после смерти биография удивительной женщины стала вдохновением для многих произведений искусства. Маргарита Наваррская (Марго) стала центральным персонажем романа Александра Дюма-старшего. Облик ее здесь сильно романтизирован, многие факты биографии искажены в угоду творческому замыслу писателя или просто выдуманы. Но образ получился необыкновенно цельным и живым. "Королева Марго" по праву считается одним из лучших романов Дюма.

14 мая 1553 года в Сен-Жерменском дворце произошло важное государственное событие - Екатерина Медичи, жена короля Генриха II, благополучно разрешилась десятым ребёнком. Им оказалась дочка (третья в их семье) - будущая королева Маргарита Наваррская, ставшая прообразом героини бессмертного романа Александра Дюма, чья реальная жизнь мало чем уступала фантазии знаменитого писателя.

Юная наследница рода Валуа

Известно, что с ранних лет она отличалась редкой красотой, острым умом и независимым нравом. Появившись на свет в расцвет эпохи Ренессанса, Маргарита получила образование, соответствовавшее духу времени - изучала испанский, итальянский и древнегреческий языки, прекрасно знала латынь, философию, литературу, а также сама пробовала писать.

В ней рано проснулась чувственность, о чём свидетельствовал бурный роман, пережитый шестнадцатилетней принцессой с герцогом де Гизом. Однако их отношениям не суждено было завершиться браком - рука наследницы рода Валуа была слишком важным козырем в политической игре европейских престолов.

Испорченная свадьба

Вначале её хотели выдать за испанского наследника, затем за португальского, но в итоге женихом принцессы стал лидер французских гугенотов (протестантов) и король Наварры Генрих де Бурбон. Этим браком родители пытались установить хотя бы видимость мира в стране, постоянно раздираемой религиозными войнами между католиками и протестантами.

Свадьба состоялась, но не принесла желаемого мира. Напротив, её завершением стала страшная и кровавая Варфоломеевская ночь, в которую католики уничтожили более 30 тыс. гугенотов - единоверцев и политических союзников молодого супруга. В результате для спасения жизни ему прямо с брачного ложа пришлось, покинув Париж, бежать в родовой наваррский замок.

Маргарита Наваррская, всячески содействовавшая мужу в организации побега, отказалась, тем не менее последовать его примеру и даже, подвергая себя опасности, спасла от гибели несколько дворян-протестантов. Проявила она твёрдость духа и воспротивившись требованиям многочисленных родственников, настаивавших на расторжении брака.

Супруги и политические партнёры

Разлучённая с Генрихом буквально в день свадьбы, но юридически получившая права и титул королевы Наварры, Маргарита, пробыв в Париже почти год и дождавшись, пока утихли страсти, отбыла в наваррскую резиденцию Нераке, где всё это время скрывался её супруг. Там, в окружении блестящего двора, Маргарита Наваррская выполняла обязанности политической посредницы между своим братом, занявшим к тому времени французский престол под именем Генриха III и собственным мужем.

Успех возложенной на неё миссии во многом зависел от того, насколько доверительными и тёплыми были отношения между супругами, но тут-то и портила дело чрезмерная чувственность королевы, толкавшая её в объятия то одного, то другого любовника. Муж, также не отличавшийся пуританским нравом, смотрел на похождения жены сквозь пальцы, но это не могло не вносить отчуждение в их отношения, а следовательно, ослабляло её влияние как политической посредницы.

Унизительный выговор

Одно из подобных приключений - бурный роман с маркизом де Шанваллоном - стало известно Генриху III. За это Маргарита, получила от него выговор во время своего очередного посещения Парижа в 1583 году. Брат ставил ей в упрёк пренебрежение долгом по отношению к семье и невыполнение возложенных на неё политических задач. Он говорил, что всему этому она предпочла любовные похождения, компрометирующие род Валуа в глазах всей Европы.

Выслушав нравоучения брата и поклонившись, Маргарита Наваррская молча удалилась. Она сама была королевой и не нуждалась ни в чьих наставлениях, даже прозвучавших с высоты трона. За этим последовал её временный разрыв с парижским двором, впрочем, не повлекший за собой каких-либо политических осложнений.

Отвергнутая супруга

Вернувшись в Наварру, Маргарита с недовольством обнаружила, что за время её отсутствия положение при дворе значительно изменилось, причём в крайне невыгодном для неё отношении. Если прежде для её легкомысленного мужа любовные похождения были лишь минутной забавой, то теперь очередная фаворитка - графиня де Гиш - настолько преуспела, что заняла её место не только на супружеском ложе, но и, что самое досадное, в глазах придворных. Гордая от природы, Маргарита Наваррская (Марго, как окрестил ей Алекандр Дюма) не могла мириться с подобным унижением.

Усугубила обстановку и внезапная смерть очередного претендента на французский престол - Франсуа Алансонского, в результате чего законным наследником становился её супруг. Учитывая бездетность правившего тогда Генриха III, у него были все основания получить в будущем корону. Таким образом, роль Маргариты в качестве посредницы между двумя дворами теряла актуальность, а как женщина она давно его перестала интересовать.

Герцог де Гиз и Маргарита Наваррская

Портрет королевы, написанный при жизни (он первый в статье), передаёт черты, полные достоинства и скрытой силы - качества, о которых свидетельствует её поведение в самый трудный момент жизни. Оказавшись не у дел, отвергнутая мужем, но не потерявшая королевского достоинства, Маргарита удалилась в Анжен - собственное графство, расположенное на юге Франции.

Там, давая волю накопившейся в ней обиде, она заявила о поддержке Католической Лиги - религиозной организации, целью которой, кроме всего прочего, было ограничение королевской власти. Таким образом, она становилась в оппозицию и мужу, и брату - Генриху III.

Незамедлительно в её дворце появился герцог де Гиз, возглавлявший эту организацию, и являвшийся, как было сказано выше, первым любовником Маргариты. Их роман, прерванный более чем на 15 лет, возобновился с новой силой. Впрочем, и в этот раз ему не суждено было продлиться долго.

Узнав о вступлении сестры в Католическую лигу, французский король пришёл в ярость и приказал взять её под стражу, поместив в замок Юссон, находящейся в Оверни. Однако в роли узницы ей пришлось пробыть весьма недолго - галантный де Гиз вернул ей свободу. Но для этого он не стал штурмовать стены замка, а просто взял и купил его, сделав при этом свою даму сердца хозяйкой её бывшей тюрьмы. Охрану же он заставил присягнуть ей на верность.

Годы, проведённые в Юссоне

Очень скоро де Гиз был убит в схватке с королевскими войсками, посланными Генрихом III на подавление неугодного ему религиозно-политического движения. Ненамного пережил его и сам французский король, убитый в 1589 году монахом-доминиканцем Жаком Клеманом. Его смерть породила смуту в государстве.

Париж был захвачен испанскими войсками, с помощью которых Мадрид пытался протолкнуть на престол своего ставленника. Законный же наследник короны, муж Маргарита Наваррской Генрих де Бурбон, во главе верных ему сил пытался противостоять этой интервенции.

В этой крайне обострённой обстановке королеве не имело смысла появляться ни в Париже, ни в Наварре. Все последующие 18 лет она прожила в замке Юссон, владелицей которого стала при столь необычных обстоятельствах. В 1589 году её мужу удалось, одолев сопротивление оппозиции и подавив интервенцию, взойти на французский трон, став королём Генрихом IV, но Маргарите места рядом с ним судьба не уготовила. Через год, сославшись на бездетность жены, новоиспечённый монарх добился у папы римского Климента VIII расторжения брака.

Снова в Париже

После развода Генрих и Маргарита Наваррская перестали быть супругами, но каждый из них оставался представителем королевского рода, он - Бурбонов, она - Валуа, и поэтому вместе они воспринимались современниками как члены одной семьи. Бывший муж продолжал поддерживать с ней отношения и постоянно привлекал Маргариту к участию в различных церемониальных мероприятиях.

Для большего удобства, а также чтобы быть в гуще придворной жизни, она переехала в Париж, где провела остаток своей жизни, окружив себя лучшими писателями и учёными своего времени. Здесь она и сама часто бралась за перо. Широко популярны даже в наши дни многие произведения, которые создала в те годы Маргарита Наваррская.

«Гептамерон» - сборник, составленный из 72 новелл и являющийся, несомненно, подражанием «Декамерону» Бокаччо, - пожалуй, наиболее известный среди них. Особую пикантность придаёт ему документальность повествования, присутствующая в рассказе писательницы о реально пережитых ей любовных приключения. Большим успехом у читателей всегда пользовались и её мемуары, неоднократно издававшиеся и переведённые на разные языки.

Последние годы жизни

Из воспоминаний современников известно, что Маргарита Наваррская до конца дней оставалась верна себе в главном увлечении её жизни. Даже в преклонном возрасте она имела многочисленные любовные связи, причём её фавориты часто бывали настолько молоды, что непосвящённые могли принять их за внуков, собравшихся вокруг любимой бабушки.

В марте 1615 года она заболела. Всё началось с лёгкой простуды, давшей затем осложнение, которое вылилось в воспаление лёгких. Этот недуг и стал причиной смерти, оборвавшей яркую и насыщенную жизнь, которую прожила Маргарита Наваррская. Биография этой женщины впоследствии легла в основу знаменитого романа Александра Дюма, с лёгкой руки которого она вошла в историю под именем королевы Марго.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»