"ночью все кошки серы" - значение поговорки. Почему ночью все кошки серые? Что означает поговорка ночью все кошки серы

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Друг человека видит всего три верхние строчки проверочной таблицы, а кошка и того меньше - только первую! Если у нас острота зрения 100 процентов, то у собак - всего 30. Но все это отнюдь не означает, что у человека зрение лучше. Просто глаз человека и глаз животного - две большие разницы.


Человеческий глаз приспособлен для зрения на свету, - объясняет Алексей Германович Шилкин. - В процессе эволюции ночное зрение несколько снизилось. Человек должен иметь высокую остроту зрения, четко различать предметы, мельчайшие детали и все оттенки цветов - то есть то, что необходимо для жизни. Животному хорошее зрение нужно днем и ночью, чтобы точно отслеживать расстояние до добычи и не быть съеденным. Собаки и кошки одинаково хорошо видят при свете дня и в темноте. Ночью зрение кошки в 6 раз острее, чем у человека, а у собаки в 4 раза.

- Почему все-таки мы видим по-разному?

Сетчатка глаза содержит колбочки и палочки. Колбочки отвечают за остроту зрения и позволяют различать цвета. В нашем глазу находится так называемое желтое пятно - зрительный центр, куда стекается вся информация и через специальные пучки передается в мозг. У собак и кошек, в отличие от человека и приматов, нет желтого пятна. У них основной тип зрения - палочковый, а ведь именно палочки обеспечивают ночное видение и определение дистанции до объекта. У кошек, в силу анатомических особенностей, щелевидный зрачок на свету сразу сужается и отсекает весь ультрафиолет, а в темноте сильно расширяется, чтобы уловить максимальное количество света. Человек лучше видит неподвижные предметы, а собаки - движущиеся. Они различают статичный объект на расстоянии 500 м, а если он движется, то на расстоянии до 900 метров. Поэтому от собаки нельзя бежать - у нее сразу включается этот механизм, и она уже видит в вас добычу.

- Кто видит лучше: собака или ее дикий сородич - волк?

Замечено: у диких животных острота зрения всегда выше, чем у домашних. Собака видит гораздо хуже волка. Острым зрением обладают приматы. Американцы доказали, что у обезьян острота зрения почти 300 процентов. Близорукость и дальнозоркость - наша плата за блага цивилизации. У собак этого пока нет, но не исключено, что и им в отдаленном будущем потребуются очки. Пока, к счастью, до этого еще не дошло. Я проводил специальные исследования по проверке зрения на диоптроне - специальном приборе, который автоматически определяет наличие и степень дальнозоркости или близорукости, и пришел к выводу, что у собак практически не существует ни близорукости, ни дальнозоркости. Лишь у одной-двух из тридцати обследованных собачек зрение было минус единица.

- Обладают ли они цветным зрением?

Всегда считалось, что собаки и кошки не различают цветов и видят мир черно-белым, но американские исследования показали, что это не так. Еще доктор Орбели, ученик великого физиолога Павлова, светил различными фонариками в собачий глаз и смотрел, как реагирует зрачок. Известно, что у каждого цвета своя длина волны. Американцы экспериментировали с различными лучами, и было выявлено, что у собак развито цветное зрение, хотя и в меньшей степени, чем у человека. У нас на сетчатке три типа колбочек. Первые воспринимают длинноволновые лучи - это красный и оранжевый, вторые - средневолновые, то есть зеленый и желтый, а третьи - коротковолновые: синий и фиолетовый. У собак и кошек первый тип колбочек отсутствует, у них весь спектр сдвинут в сторону ультрафиолета. Поэтому они, как дальтоники, красный и оранжевый цвет не воспринимают адекватно. Зато они различают до 40 оттенков серого!

- Почему глаза животных светятся в темноте?

Усиливает ночное зрение у собак и кошек светоотражающая мембрана, которая находится позади прозрачной сетчатки и выполняет функцию серебряного напыления зеркала. То есть свет отражается и зависит от цвета мембраны. Поэтому хищный блеск глаз в темноте бывает зеленым, красным или оранжевым.

- Зависит ли размер глаза от габаритов животного?

Нет, у большой и маленькой собаки размер глаза примерно одинаков. Длина глаза у слона составляет всего 4,5 см, а у кошки - 2 см. Все дневные животные, как правило, имеют маленькие глаза, а у ночных птиц глаза выпуклые, потому что им особенно важно зрение в темноте. Глаз - это только датчик, вся информация анализируется в затылочной коре головного мозга.

- Иногда видишь, как домашний питомец, уютно устроившись с хозяином в кресле, смотрит телевизор…

Домашние животные воспринимают изображение иначе. Вместо четкой картинки они видят не связанные между собой кадры. Поэтому кошки “предпочитают” мультфильмы или футбол, ведь там много движущихся объектов. Может быть, когда-нибудь снимут специальные фильмы для собак и кошек.

- Кажется, что звери видят затылком. У них более широкий угол зрения?

Это необходимо для выживания. Если у нас оси глаз расположены параллельно, то у собак и кошек они расходятся. Например, у гончих собак ширина полей зрения иногда достигает 240 градусов, у кошек - 210, а у человека - всего 180. У длинномордых собак хорошо развито периферическое зрение, но у пекинесов или мопсов оно как у нас с вами. Кроме того, их зрение не является стереоскопическим.

- Как видят одноглазые животные?

Если человек 90 процентов информации анализирует при помощи глаза, то у зверей эту функцию хорошо выполняют и другие органы чувств: обоняние и осязание. Тем не менее владельцы должны сильно беречь глаза своего питомца. Одноглазая собака с длинным носом во время бега не видит этой стороной. Поэтому может разогнаться, удариться и повредить здоровый глаз. Это чаще происходит с гончими, борзыми. Если собака ослепла на один или, не дай бог, на оба глаза, нужно пользоваться следующими правилами: оставлять открытыми двери, чтобы она не врезалась, не переставлять мебель. Выходить гулять следует только на поводке и в знакомое место, где нет ни деревьев, ни кустов. И тогда пес адаптируется лучше, чем человек. Через полгода не определишь, что он слепой.

- Человеческие глаза - зеркало души, а собачьи?

Тоже. Когда смотрю в глаза своего четвероногого пациента и читаю в них ответ, сразу могу прогнозировать его поведение: спокойное или агрессивное. Иногда приходится говорить хозяину: “Вяжите морду!” - даже если он пришел с маленькой шавкой.

Приснится — не проснешься

Ночью все кошки серы — субъективность. В темноте все формы и цвета становятся похожими. Ночь стирает все отличительные признаки. В определенный момент, в определенных обстоятельствах то или иное (мысль, идея, поступок, суждение) кажутся такими («кошки серыми») или наоборот, этакими. Однако в иных ситуациях всё поворачивается на 180 градусов. Тогда («ночью») человеку всё было очевидно («все кошки были серы»), теперь и положение вещей, и взгляды на них поменялась .

Синонимы выражения «ночью все кошки серы»

  • Одним миром мазаны
  • Под одним углом зрения
  • С одинаковым рисунком
  • Одной масти
  • Одного поля ягоды
  • Из одного теста

Аналоги пословицы «ночью все кошки серы»

  • Ночью все лошади вороные
  • Ночью все дороги гладки
  • Когда светильник убран, все женщины одинаковы
  • Ночью все дамы одинаково хороши

Использование поговорки

- «А люди говорят, будто гитлеровцы к тебе захаживали, офицеры… - Это для того, у кого глаза плохи, все кошки серы. Не всякий немец гитлеровец» (Б. Полевой «Глубокий тыл»).
- «Хотите, чтобы я вспомнил вчерашнюю ночь? - Ссориться со мной не надо. Нужный я вам человек, а насчет вчерашнего … Ночыю-то все кошки серы. Померещилось вам» (Ю. Бондарев «Берег»)
- «Вечерком, когда все кошки становятся серы, князь отправлялся подышать чистым воздухом» (Лесков. «Умершее сословье»)
- «Жизнь гораздо лучше, когда отдохнешь, правда, Агнес? Это ночью все кошки серы» (М. Эльденеберг «Опасные иллюзии»)

«Однако час визита графа приближался, и миледи в самом деле заставила Кэтти погасить свет в спальне, приказав ввести к ней де Варда, как только он придет. Кэтти не пришлось долго ждать. Едва д’Артаньян увидел через замочную скважину шкафа, что весь дом погрузился во мрак, он выбежал из своего убежища;
— Что там за шум? — спросила миледи.
— Это я, — отвечал д’Артаньян вполголоса — Я, граф де Вард.
— Что же? — спросила миледи дрожащим голосом — Почему он не входит? Граф, граф, — добавила она, — вы ведь знаете, что я жду вас! —
Услыхав этот призыв, Д’Артаньян … бросился в спальню. Нет более мучительной ярости и боли, чем ярость и боль, терзающие душу любовника, который, выдав себя за другого, принимает уверения в любви, обращенные к его счастливому сопернику»
(А. Дюма «Три мушкетера», часть вторая, глава пятая «Все кошки серы» )

Ночью все кошки серы. Серебристый цвет луны, отражаясь от их шерсти, давал именно этот нейтральный невзрачный цвет. И какой красивой бы ни была кошка, ночью это не имело никакого значения. Но с другой стороны: какой уродливой бы она ни была, ночью она ничем не отличалась от своих белых и пушистых сородичей. Наверно поэтому ты так любишь ночь. Ночью не видно твоего уродства – так ты воспринимаешь свою внешность. Ты никогда не уделяешь внимание ни коже, ни зубам, ни волосам. У тебя просто нет ни времени, ни желания на «эту ерунду». Ведь ночью все кошки серые, а как ты выглядишь днем, тебя не волнует. Ты даже находишь некое извращенное удовольствие от реакции окружающих, вызванной твоим внешним видом. Любовь и уважение тебе не нужны. Думаю, в глубине души, ты все еще считаешь себя недостойным этих искренних чувств. Ты все еще ненавидишь и презираешь себя за одну роковую ошибку, совершенную в далекой юности и ты никогда себя не простишь. А ночью все кошки серые. У них нет прошлого, за которое стыдно. У них нет настоящего, которое не имеет смысла. У них нет будущего, возможное существование которого вообще под вопросом. Ночью они все одинаковые. Ночью все кошки серые, а меня не видно вовсе. В неосвещенной комнате, когда на мне нет одежды, с трудом можно разобрать даже мой силуэт. А в моей спальне никогда не горит свет - ты выключаешь его, когда мы пересекаем ее порог. Когда глаза привыкают к темноте, я могу видеть очертания твоего тела. У тебя настолько бледная кожа, что ее просто невозможно не разглядеть. А вот я сливаюсь с темнотой, и меня ты видеть не можешь. Ты чувствуешь мои прикосновения, но не видишь моих рук. Ты целуешь и ласкаешь меня, но не видишь, какие эмоции, сменяя друг друга, пробегают по моему лицу. Ты не видишь меня и можешь представить на моем месте любого. Наверно, ты так и делаешь. Наверно, поэтому ты трахаешься именно со мной. Я старательно избегаю такого эпитета, как «занятие любовью», потому что ты первый поднимешь меня на смех, если любое словосочетание со словом «любовь» сорвется с моих губ. Поэтому я трахаю тебя молча, до крови кусая губы, избегая даже стонать. Ведь даже мой стон может поведать тебе о моей любви. Я люблю тебя, Северус Снейп. Я жду наших встреч, как преследуемый вампирами путник ждет рассвета, несмотря на то, что после этих встреч я полностью опустошен. Наверно, ты тоже вампир, Снейп. Ты питаешься моим неразделенным чувством и невысказанными словами. И каждый раз я думаю, что это конец, что сейчас ты встанешь, вытрешь полотенцем сперму со своего живота, набросишь на себя мантию, закроешь за собой дверь и больше не придешь. Я так запутался, что даже не знаю, ждать мне этого с радостью или страхом. Но вот наступает очередное собрание на Гриммауд, я по привычке блокирую сознание, воздвигая немыслимые барьеры, прикрывающие доступ в собственный мозг. Но разве тебе есть дело до того, какими магически непробиваемыми являются эти барьеры? Ты просто игнорируешь их неприступность, пронзая их суховатым усталым голосом: «я зайду к тебе вечером». Ты просто ставишь меня в известность, даже не поинтересовавшись, были ли у меня еще какие-либо планы на эту ночь. Ты даже себе не представляешь, насколько меня это злит, ведь я уже давно перестал строить планы на свои вечера. С тех самых пор, как в моей жизни появился ты, никто больше не пересекал порог моей спальни. «Я зайду к тебе вечером». Самые важные слова, которые я слышу. Неважно, что война вот-вот начнется, плевать на резко увеличившуюся популяцию дементоров, ничего не имеет значение. Я солдат, мне ли боятся предстоящих сражений? Важно лишь то, что и сегодня ночью ты придешь. И все снова повторяется: ночь, неосвещенная спальня и два любовника, которые за три года безудержного траха так ни разу не видели друг друга обнаженными. В кромешной тьме значение имеют только ощущения, и я сделаю все возможное, чтобы они были как можно более яркими. Я хочу, чтобы потом при свете дня ты смотрел на отметины на своем теле, и знал, что их оставили мои руки и губы… Едва ты успел произнести: «нокс», я подлетаю к тебе и толкаю на кровать. Ты шипишь, бедром ударившись о ее спинку, но ничего не говоришь. Я даже могу поспорить на тысячу галеонов, что в этот момент твои губы растягиваются в едкой улыбке. Все идет по заведомо написанному сценарию, и ты покорно растягиваешься на кровати. Я провожу рукой вдоль твоего тела, и весь твой скромный гардероб оказывается сжатым в моем кулаке, а потом нетерпеливо выброшенным на пол. Я переворачиваю тебя на спину, и, стиснув твое ушибленное бедро, рывком придаю тебе коленно-локтевое положение. Ты снова шипишь и (еще тысячу на кон) ухмыляешься. Ты никогда не любил предварительные ласки, тебе не нужны были никакие прелюдии. И мое поведение было для тебя привычным – ты сам научил меня любить тебя именно так. Но сегодня я не намерен идти у тебя на поводу. Ты считаешь, что ты не достоин нежности, что тебе она не нужна? Я намерен доказать обратное. Не смотря на сильный «стояк», я поборол первоначальное желание взять тебя грубо и быстро. Не сегодня. Я мягко положил свою ладонь тебе на плечо и помог тебе встать на колени. Пощекотав тебе горло, пробежавшись по нему пальцами, я заставил твою голову откинуться мне на плечо. Твои немытые волосы неприятно касаются моей обнаженной разгоряченной кожи, но я, впрочем, как и всегда, не обращаю на это внимание. Я пропускаю твои волосы сквозь пальцы, а потом подушечками невесомо прикасаюсь к коже твоей головы и начинаю массировать. Мой рот растягивается в улыбке: никогда ты еще не шипел так сладко. Я кладу большой и указательный пальцы на твой подбородок и поворачиваю твою голову на встречу глубокому нежному поцелую. Ты недовольно заерзал, уловив перемену в моем поведении, но я слишком крепко тебя держал, чтобы позволить вырваться. Когда ты перестал дергаться, поняв тщетность своего сопротивления – без палочки, которая вместе с одеждой была сброшена на пол, у тебя не было ни единого шанса справится со мной – я вновь поцеловал тебя, языком раздвигая обижено поджатые губы. В отместку ты слегка прикусил мой язык, но я лишь тихо рассмеялся в ответ: нет, так нет. Оторвавшись от твоих губ, я заскользил ими по шероховатым небритым щекам, языком очертил точеную линию скул, а потом припал ртом к тонкой и невероятно чувствительной коже за ухом. Твое дыхание сбилось, и я счел это своей первой маленькой победой. Не давая тебе время, чтобы опомнится, я провел руками вдоль твоего тела, поглаживая напряженные бедра, впалый живот, выступающие линии ребер. Игриво ущипнул тебя за соски, не забывая при этом целовать и покусывать облюбованное мной твое тайное местечко за ухом, постепенно скользя губами ниже, целуя не менее чувствительные ключицы. И тогда я слышу твой стон. Пусть очень тихий, пусть едва уловимый, но стон. Не в силах сдержаться, я отрываюсь от тебя и, зарывшись носом в твои волосы, тихо смеюсь. А ты в ответ только фыркаешь, но как-то совершенно не озлоблено. Я бы сказал, очень мило фыркаешь…

Этой ночью ты впервые уснул в моей постели. Не быстро поднялся и торопливо оделся, как бывало раньше, а сладко затихал в моих объятиях, восстанавливая дыхание. А потом уснул, так и не оторвав голову от моего плеча. Я лежал почти не дыша, считывая мерные удары твоего сердца и улыбался, как мальчишка, впервые оказавшийся в лавке Зонко. Не знаю сколько я так пролежал, упиваясь своим счастьем, представляя, как ты проснешься в моих объятиях в лучах утреннего солнца, как ты будешь смешно щуриться, а потом мы наконец увидим друг друга… Моим мечтам не суждено было сбыться. Ты внезапно проснулся, резко оторвал голову от моего плеча и некоторое время пребывал в таком положении, видимо собираясь с мыслями и вспоминая, где ты, с кем ты, и как вообще умудрился уснуть. Потом ты быстро поднялся, наспех накинул мантию и, не говоря ни слова, выскользнул из спальни. На следующий день ты не пришел. Как, впрочем, и через неделю, месяц, год... Мне уже никогда не узнать, было ли это вызвано страхом от внезапно обрушившихся на тебя чувств: этой ночью мальчик по имени Драко Малфой впустил в Хогвартс Пожирателей Смерти, а ты убил Альбуса Дамблдора… Ты стал самым презираемым врагом после Волдеморта для всех членов Ордена Феникса. Я бы убил тебя не раздумывая, если бы встретил тебя тогда, в первые дни после убийства Альбуса, но ты был везучим сукиным сыном и умел скрываться. А потом скрываться пришлось мне: Пожиратели захватили власть.

Ночью все кошки серые. Я завел себе любовника, такого же чернокожего как я, такого же хрупкого как ты. Если не включать свет, его не видно и можно представить на его месте любого. Я пытался представлять тебя. Не знаю, как этот фокус проделывал ты, но у меня ничего не выходило. Я скучал по тебе, если можно скучать ненавидя. Я знаю, ты никогда не любил Гарри Поттера. Это было глубоко личное, я никогда не пытался разбираться в природе твоей ненависти. Но чтобы ты не думал об его умственных способностях, в наблюдательности и умении делать правильные выводы ты ему отказать не сможешь. Я был первым, кому Гарри показал твои воспоминания. Чтобы ты ни думал о том, каким Гарри был плохим учеником, но твой первый урок он освоил очень хорошо. Безоар – это универсальное противоядие и оно то и спасло тебе жизнь до прихода колдомедиков. Ты выжил только чудом, а еще потому, что был чертовски упрямым. Сегодня 2 июня. Уже прошел ровно месяц, как мир избавился от Волдеморта. И уже месяц, как ты лежишь в Святом Мунго. Я стал новым министром магии, но, несмотря на катастрофическую нехватку свободного времени, я каждый день навещаю тебя в больнице. Знаешь, а смерть пошла тебе на пользу. Еще никогда ты не выглядел так хорошо: посвежевшим, помолодевшим и не таким суровым. Некое подобие перемирия с Гарри сыграло тут немаловажную роль. Одним демоном, съедавшим тебя изнутри, стало меньше. Я, конечно же, действую тебе на нервы: у тебя уже скулы сводит от моего раскаяния и постоянных нудных извинений, поэтому в определенный момент ты просто затыкаешь меня поцелуем. А потом просишь меня раздеться. Днем. В палате, в которую в любой момент может войти колдомедик или непрошеный посетитель. Но ты хочешь увидеть меня обнаженным… И плевать, что сюда кто-нибудь войдет. Пусть смотрят – не жалко. Главное, что ты тоже увидишь меня. И я стал раздеваться. А твою реплику о том, что стриптиз в исполнении министра магии – это твоя давняя сексуальная фантазия, и что Фадж и Скримджер были настоящими буками, отказав тебе в этом капризе, я пропустил мимо ушей. Ведь на каждую сброшенную мной вещь, ты сбрасывал свою…

Физик сказал бы: «в темноте все кошки черны», потому что при отсутствии освещения никакие предметы не видны вовсе. Но поговорка имеет в виду не полный мрак, а темноту в обиходном смысле слова, т. е. весьма слабое освещение. Совсем точно поговорка звучит так: ночью все кошки серы. Первоначальный, непереносный смысл поговорки тот, что при недостаточном освещении глаз наш перестает различать окраску – каждая поверхность кажется серой.

Верно ли это? Действительно ли в полутьме и красный флаг и зеленая листва представляются одинаково серыми? Легко убедиться в правильности этого утверждения. Кто в сумерки приглядывался к окраске предметов, тот замечал, конечно, что цветовые различия стираются и все вещи кажутся более или менее темно‑серыми: и красное одеяло, и синие обои, и фиолетовые цветы, и зеленые листья.

«Сквозь опущенные шторы, – читаем мы у Чехова („Письмо“), – сюда не проникали солнечные лучи, было сумеречно, так что все розы в большом букете казались одного цвета».

Точные физические опыты вполне подтверждают это наблюдение. Если окрашенную поверхность освещать слабым белым светом (или белую поверхность – слабым окрашенным светом), постепенно усиливая освещение, то глаз сначала видит просто серый цвет, без какого‑либо цветового оттенка. И лишь когда освещение усиливается до определенной степени, глаз начинает замечать, что поверхность окрашена. Эта степень освещения называется «низшим порогом цветового ощущения».

Итак, буквальный и вполне правильный смысл поговорки (существующей на многих языках) тот, что ниже порога цветового ощущения все предметы кажутся серыми.

Обнаружено, что существует и высший порог цветового ощущения. При чрезвычайно ярком освещении глаз снова перестает различать цветовые оттенки: все окрашенные поверхности одинаково кажутся белыми.

Глава десятая

Звук. Волнообразное движение.

Звук и радиоволны

Звук распространяется примерно в миллион раз медленнее света; а так как скорость радиоволн совпадает со скоростью распространения световых колебаний, то звук в миллион раз медленнее радиосигнала. Отсюда вытекает любопытное следствие, сущность которого выясняется задачей: кто раньше услышит первый аккорд пианиста, посетитель концертного зала, сидящий в 10 метрах от рояля, или радиослушатель у аппарата, принимающий игру пианиста у себя на квартире, в 100 километрах от зала?



Как ни странно, радиослушатель услышит аккорд раньше, чем посетитель концертного зала, хотя первый сидит в 10 000 раз дальше от музыкального инструмента. В самом деле: радиоволны пробегают 100‑километровое расстояние в

100 / 300 000 = 1 / 3 000 секунды

Звук же проходит 10‑метровое расстояние в

10 / 340 = 1 / 34 секунды.

Отсюда видно, что передача звука по радио потребует почти в сто раз меньше времени, чем передача звука через воздух.

Звук и пуля

Когда пассажиры жюль‑вернова снаряда полетели на Луну, они были озадачены тем, что не слышали звука выстрела колоссальной пушки, извергнувшей их из своего жерла. Иначе и быть не могло. Как бы оглушителен ни был грохот, скорость распространения его (как и вообще всякого звука в воздухе) равнялась всего лишь 340 м/сек, снаряд же двигался со скоростью 11 000 м/сек. Понятно, что звук выстрела не мог достичь ушей пассажиров: снаряд обогнал звук.

А как обстоит дело с настоящими снарядами и пулями: движутся ли они быстрее звука или, напротив, звук перегоняет их и предупреждает жертву о приближении смертоносного снаряда?

Современные винтовки сообщают пулям при выстреле скорость, почти втрое большую, чем скорость звука в воздухе, – именно около 900 м в секунду (скорость звука при 0° равна 332 м/сек). Правда, звук распространяется равномерно, пуля же летит, замедляя быстроту своего полета. Однако в течение большей части пути пуля все же движется быстрее звука. Отсюда прямо следует, что если во время перестрелки вы слышите звук выстрела или свист пули, то можете не беспокоиться: эта пуля вас уже миновала. Пуля перегоняет звук выстрела, и если пуля поразит свою жертву, то последняя будет убита раньше, чем звук выстрела, которым послана эта пуля, достигнет ее уха.

Мнимый взрыв

Состязание в скорости между летящим телом и производимым им звуком заставляет нас иногда невольно делать ошибочные заключения, подчас совершенно не отвечающие истинной картине явления.

Любопытный пример представляет болид (или пушечный снаряд), пролетающий высоко над нашей головой. Болиды, проникающие в атмосферу нашей планеты из мирового пространства, обладают огромной скоростью, которая, даже будучи уменьшена сопротивлением атмосферы, все же в десятки раз больше скорости звука.

Прорезая воздух, болиды нередко производят шум, напоминающий гром. Вообразите, что мы находимся в точке C (рис. 152), а вверху над нами по линии AB летит болид. Звук, производимый болидом в точке A, дойдет до нас (в C) только тогда, когда сам болид успеет уже переместиться в точку B; так как болид летит гораздо быстрее звука, то он может успеть дойти до некоторой точки D и отсюда послать нам звук раньше, чем дойдет до нас звук из точки A. Поэтому мы услышим сначала звук из точки D и лишь потом звук из точки A. И так как из точки B звук придет к нам тоже позже, чем из точки D, то где‑то над нашей головой должна быть такая точка K, находясь в которой болид подает свой звуковой сигнал раньше всего. Любители математики могут вычислить положение этой точки, если зададутся определенным отношением скорости болида и звука,

Рисунок 152. Мнимый взрыв болида.

Вот результат: то, что мы услышим, будет вовсе не похоже на то, что мы увидим. Для глаза болид появится прежде всего в точке A и отсюда пролетит по линии AB. Но для уха болид появится прежде всего где‑то над нашей головой в точке K, затем мы услышим в одно время два звука, затихающие по противоположным направлениям – от: K к A и от K к B. Другими словами, мы услышим, как болид словно распался на две части, которые унеслись в противоположные стороны. Между тем в действительности никакого взрыва не происходило. Вот до чего обманчивы могут быть слуховые впечатления! Возможно, что многие засвидетельствованные «очевидцами» взрывы болидов – именно такого рода обманы слуха.

Если бы скорость звука уменьшилась…

Если бы звук распространялся в воздухе не со скоростью 340 м в секунду, а гораздо медленнее, то обманчивые слуховые впечатления наблюдались бы гораздо чаще.

Вообразите, например, что звук пробегает в секунду не 340 м, а, скажем, 340 мм, т. е. движется медленнее пешехода. Сидя в кресле, вы слушаете рассказ вашего знакомого, который имеет привычку говорить, расхаживая взад и вперед по комнате. При обыкновенных обстоятельствах это расхаживание нисколько не мешает вам слушать; но при уменьшенной скорости звука вы ровно ничего не поймете из речи вашего гостя: звуки, прежде произнесенные, будут догонять новые и перемешиваться с ними, – получится путаница звуков, лишенная всякого смысла.

Между прочим, в те моменты, когда гость к вам приближается, звуки его слов будут достигать до вас в обратном порядке: сначала достигнут до вас звуки, только что произнесенные, потом звуки, произнесенные ранее, затем – еще ранее и т. д., потому что произносящий обгоняет свои звуки и находится все время впереди их, продолжая издавать новые. Из всех фраз, произнесенных при подобных условиях, вы могли бы понять разве только ту, которой великовозрастный бурсак некогда изумил юного Карася из «Бурсы» Помяловского:

«Я иду с мечом, судия».

"ночью все кошки серы", как правило используют, когда хотят подчеркнуть, что в кризисных, неблагоприятных ситуациях сложно понять, кто прав, а кто виноват. Ночью всё становится зыбким и незаметным. В один из моментов, в определённых ситуациях, в определённый момент, тот либо иной (поступок, мысль, суждение, идея) могут оказаться с совершенно другими свойствами. Порой в некоторых моментах всё может развернуться на 180°. В той ситуации ("ночью"), человеку становится совершенно ясно, "что все кошки серы", что в этот раз взгляд на жизнь и на положение вещей кардинально изменились.

Читайте ещё: что значит Знает кошка, чье мясо съела

"Ночью все кошки серы" синонимы фразеологизма

  • Ночью все дамы одинаково хороши;
  • Ночью все дороги гладки.

Публий Овидий Назон однажды сказал фразу, впоследствии ставшую знаменитой: "А ещё утверждают, что ночью все кошки серы"

Аналоги пословицы "ночью все кошки серы"

Одного поля ягоды;

С одинаковым рисунком;

Одним миром мазаны;

Когда светильник убран, все женщины одинаковы;

Ночью все лошади вороные;

Из одного теста;

Одной масти;

Под одним углом зрения.

Применение пословицы в литературе

"Когда сделаешь небольшой перерыв, жизнь становится гораздо лучше, не так ли Агнес? Это ночью все кошки серы" ("Опасные иллюзии" М. Эльденеберг)

"Ближе к ночи, когда все кошки становятся серыми, его светлость ходил дышать свежим воздухом" ("Умершее сословие" Лесков)

"Вы, что желаете, чтобы я вам напомнил о вчерашней ночи?- не стоит со мной ссорится. Я вам весьма нужен, а что касается вчерашнего... Померещилось вам, ночью-то все кошки серы" ("Берег" Ю. Бондарев)

"А общество гутарит, что к тебе немцы захаживали, офицеры... Не всякий германец гитлеровец. Это для того, у кого со зрением плохо, все кошки серы" ("Глубокий тыл" Б. Полевой)

"А что для тебя главное в мужчине?- Запах, - без колебаний ответила я, не став язвить про печень и мозговые косточки - Но учитывая, что в темноте все мужчины, как и кошки, серы, ориентироваться следует не на внешность, а на запах.- И каким же он должен быть?- Родным, - забывшись мечтательно потянула я. - Любимым. Чтобы после уткнуться носом, обнять и заснуть а не брезгливо бежать к лохани с водой!!!" ("Верные враги" Ольга Громыко)



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»